Анкеты для классного руководства

Анкета для классных руководителей

Уважаемые коллеги!

Ваши откровенные ответы на вопросы этой анкеты позволят повысить эффективность воспитательной работы школы. Прочитайте, пожалуйста, внимательно вопросы, напишите ответ или подчеркните один выбранный вариант ответа (если в вопросе не указано другое).

  1. Удовлетворяет ли Вас уровень и содержание воспитательной работы школы?

  • Полностью удовлетворяет;

  • Не удовлетворяет в полной мере, потому что:

    • необходимо вводить новшества, развиваться;

    • воспитание – это главная задача семьи, а не школы;

    • воспитательная работа перегружена;

    • затрудняюсь ответить;

    • иное _________________________________________________.

  1. Оцените состояние отдельных направлений воспитательной работы школы по пятибалльной шкале:

  • духовно-нравственное ;

  • гражданско-патриотическое ;

  • экологическое ;

  • воспитание ЗОЖ ;

  • художественно-эстетическое ;

  • воспитание культуры семейных отношений ;

  • правовое ;

  • трудовое ;

  • национальное и интернациональное ;

  • другое (укажите, что именно)_________________________________

  1. Как часто в Вашей школе проводятся общешкольные воспитательные мероприятия?

  • 1-4 раза в год;

  • 5-10 раз в год;

  • более 10 мероприятий в год.

  1. Какой характер имеют проводимые мероприятия? Какое направление преобладает? (отметьте не более трех вариантов)

  • досуговое;

  • социально-ориентирующее;

  • познавательное;

  • просветительское;

  • культурологическое;

  • образовательное;

  • физкультурно-спортивное;

  • оздоровительное;

  • другое______________.

  1. Если бы вы были членом администрации школы, какие изменения в организацию воспитательной работы внесли бы?

  1. Проходят ли в Вашей школе заседания объединения классных руководителей?

  • да, регулярно;

  • да, нерегулярно;

  • нет;

  1. Устраивает ли Вас качество работы школьного объединения классных руководителей?

  • да

  • нет, потому что____________________________________________________

  • затрудняюсь ответить

  1. Нравится ли Вам работать классным руководителем?

  • да, очень;

  • скорее нравится, чем не нравится;

  • к данной работе отношусь безразлично;

  • работа классного руководителя скорее не нравится;

  • совершенно не нравится;

  • затрудняюсь ответить

  1. Оцените свою воспитательную работу как преподавателя и классного руководителя по пятибалльной шкале:

  • 5 — максимально эффективна;

  • 4 — достаточно эффективна;

  • 3 — частично эффективна;

  • 2 — малоэффективна;

  • 1 — неэффективна.

  1. Обсуждаете ли Вы вопросы воспитательной работы с коллегами?

  • всегда, когда необходимо;

  • иногда;

  • никогда.

  1. Какие проблемы воспитательной деятельности Вы бы хотели обсудить вместе с коллегами на педагогических советах?

  1. Как чаще всего Вы взаимодействуете с учениками?

  • стараюсь распределить обязанности между мной и учениками, передать часть обязанностей детям;

  • стараюсь не вмешиваться в жизнь коллектива, предоставлять полную свободу ученикам;

  • единолично принимаю ответственные решения в ситуациях учебной и внеучебной деятельности;

  • другое________________________________________________________________

  1. Какое направление является приоритетным в Вашей воспитательной работе?

  • духовно-нравственное;

  • гражданско-патриотическое;

  • экологическое;

  • воспитание ЗОЖ;

  • художественно-эстетическое;

  • воспитание культуры семейных отношений;

  • правовое;

  • трудовое;

  • национальное и интернациональное;

  • другое_______________________.

  1. Что в работе классного руководителя вызывает у Вас затруднения?

(выделите не более трех самых актуальных для Вас проблем)

  • неопределенность функциональных обязанностей;

  • отбор интересных форм работы;

  • проведение внеклассных мероприятий;

  • организация индивидуальной работы с ребенком;

  • работа с родителями;

  • проведение психолого-педагогической диагностики классного коллектива, учащихся;

  • анализ своей деятельности;

  • проведение классных часов;

  • планирование воспитательной работы на год;

  • другое________________________________.

  1. Какие формы проведения внеклассных мероприятий Вам наиболее удаются? (выделите три основных варианта)

  • диспуты;

  • творческие вечера;

  • праздники;

  • походы, экскурсии;

  • викторины;

  • игровые программы;

  • встречи со специалистами;

  • конкурсы;

  • фестивали;

  • турниры;

  • круглые столы;

  • деловые игры;

  • другое___________.

  1. С кем чаще у Вас возникают конфликты?

  • с учеником;

  • с родителями;

  • с ученическим коллективом;

  • с коллегами;

  • с администрацией

  • не возникают.

  1. В какой степени вы используете службы социальной защиты своих учащихся?

(поставьте любой знак в соответствующей ячейке):

Обращаюсь всегда по мере необходимости

Обращаюсь редко

Никогда не обращаюсь

телефон доверия

центр социальной помощи и защиты

органы опеки и попечительства

органы правопорядка и милиции

  1. Оцените свою компетентность по приведенным ниже параметрам: (поставьте любой знак в соответствующей ячейке):

2

(успешно справляюсь)

1

(испытываю затруднения)

0

(не справляюсь)

умение ставить цели по формированию коллектива учащихся

умение определить содержание воспитания учащихся класса;

умение выбирать методы и технологии воспитания

умение устанавливать взаимодействие семьи и школы

умение устанавливать взаимодействие школы и общественности в воспитании

умение организовывать деятельность коллектива класса

умение организовать самоуправление в коллективе

умение формировать у учащихся мотивы и потребности гуманного отношения к окружающим

умение создавать условия и воспитательные ситуации для проявления учащимися доброты и человечности

умение обеспечивать условия для самореализации учащихся

умение создавать ситуации успеха для учащихся

умение формировать позитивное отношение к непопулярным в коллективе детям

умение использовать ненасильственные методы воспитания

умение доброжелательно относиться к учащимся, независимо от уровня их развития, манеры поведения, особенностей характера

умение защищать ребенка в трудных жизненных ситуациях

  1. Оцените свое умение взаимодействовать с коллегами:

(поставьте любой знак в соответствующей ячейке):

2

(успешно справляюсь)

1

(испытываю затруднения)

0

(не справляюсь)

умение устранять эмоциональную напряженность в педагогическом коллективе

умение избегать психологического и морального насилия над человеком

умение предупреждать в коллективе сплетни, ложь, наушничество, бесчестность

умение прекращать преднамеренное унижение человека в коллективе

  1. Оцените свои умения в сфере педагогического общения:

(поставьте любой знак в соответствующей ячейке):

2

(успешно справляюсь)

1

(испытываю затруднения)

0

(не справляюсь)

умение переживать радости и горести своих воспитанников

умение создавать благоприятную атмосферу в коллективе учащихся

умение избегать конфликтов с учащимися и родителями

умение учитывать эмоциональное состояние взрослого и ребенка

умение ставить себя на место другого человека, взрослого или ребенка, понимать его состояние

Спасибо!

Анкета для классных руководителей

Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей.

Спасибо за сотрудничество!

Фамилия, имя, отчество __________________________________________

Класс _______Количество учащихся в классе _______

1. Соответствуют ли предложения школы и системы дополнительного образования тем запросам, интересам и потребностям, которые предъявляют учащиеся и их родители?

* Да.

* Частично.

* Нет.

2. Реализуются ли в школе оригинальные образовательные и воспитательные программы?

* Да.

* Частично.

* Нет.

Перечислите известные Вам программы _____________________________
3. В чем особенности содержания образования и воспитания в Вашем классе? 
__________________________________________________________________4. Осведомлены ли Вы о том, как распределена нагрузка по отдельным предметам?

* Да.

* Частично.

* Нет.

В чем особенности учебного плана? ________________________________ .

5. Какие образовательные области Вы считаете основными?

* Естественнонаучные дисциплины.

* Физико-математические дисциплины.

* Предметы гуманитарного цикла.

* Индустриально-техническое направление.

* Другое ____________________________________________________ .

6. Какие учебные компетенции следует формировать у учащихся на определенном возрастном этапе?

* Развитие памяти, внимания.

* Развитие логического мышления.

* Развитие творческих способностей.

* Другое_____________________________________________________ .

7. Какие академические проблемы (проблемы освоения образовательной программы) существуют, исходя из возраста и конкретного контингента учащихся в Вашем классе?

* Неуспеваемость.

* Низкий уровень усвоения знаний.

* Трудности освоения программы по отдельным предметам.

* Неравномерность распределения учебной нагрузки.

* Отсутствие личностно-ориентированного подхода в обучении.

* Другое_____________________________________________________ .

8. Какие группы учащихся можно выделить по успешности освоения образовательной программы?

* С низким уровнем освоения.

* Со средним уровнем освоения.

* С высоким уровнем освоения.

В чем проблемы обучения в каждой из названных групп, каков их состав?________________________________________________________________
9. Какие меры принимаются по устранению подобной дифференциации?_____
10. Часто ли Вы консультируетесь с учителями, работающими в Вашем классе, по вопросам успеваемости учащихся?

* Не консультируюсь вообще.

* Редко, при острой необходимости.

* Только перед родительским собранием.

* Достаточно часто.

* Постоянно, согласно плану совместной работы.

11. Какие формы совместной работы классного руководителя, родителей и учителей-предметников практикуются в Вашем классе?

* Посещение отдельных уроков, наблюдение за слабоуспевающими учащимися на уроке, поведением детей.

* Индивидуальные консультации с учителями.

* Встречи-беседы учителей-предметников с родителями.

* Приглашение отдельных учителей на родительские собрания.

* Педагогический консилиум.

* Другие формы работ ________________________________________ .

12. Как осуществляется планирование совместной деятельности учителей-предметников и родителей по организации образовательного процесса в классе?

* Нет конкретного плана совместной работы.

* Планирование осуществляется эпизодически.

* Планирование регулярное.

* Ваш вариант ответа _____________________________________________ .
13. Есть ли в Вашем классе одаренные дети? ____________________________
14. Какие формы изучения особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности Вы применяете? Учитываете ли Вы возраст учащихся при выборе ресурсов дополнительного образования?_______________________________________________________
15. Как осуществляется консультативная помощь школьникам при выборе ими кружков, факультативов, секций, клубов и т. д. внутри и вне школы? Какие ресурсы к этому привлечены?_____________________________________________
16. Как Вы отслеживаете работу с неуспевающими учащимися?__________
17. Как осуществляется представление результатов, достижений, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам? Какая система поощрений существует в Вашем классе?______________________________________________

Классный руководитель глазами воспитанников

(анкета для изучения успешности воспитательной работы)

1. С каким настроением вы идёте в школу?

А) с радостью

Б) с привычным равнодушием

В) с предчувствием неприятностей

Г) скорей бы всё кончилось.

2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?

А) часто

Б) редко

В) никогда

3. Если бывают, то от кого они исходят?

А) от учителей-предметников

Б) от классного руководителя

В) от ученика вашего или другого класса.

4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?

А) часто

Б) редко

В) никогда

5. Какую роль, по-твоему, выполняет твой классный руководитель?

А) контроль за успеваемостью и дисциплиной

Б) вторая(ой) мама (папа)

В) организатор досуга

Г) помощник ребят в трудных делах.

Д) старший товарищ

Е) другое ___________

6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

А) хвалить

Б) подбадривать

В) делать замечания

Г) ругать

Д) жаловаться родителям

Е) забота

Ж) добрый совет

Классный руководитель глазами воспитанников

(анкета для изучения успешности воспитательной работы)

1. С каким настроением вы идёте в школу?

А) с радостью

Б) с привычным равнодушием

В) с предчувствием неприятностей

Г) скорей бы всё кончилось.

2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?

А) часто

Б) редко

В) никогда

3. Если бывают, то от кого они исходят?

А) от учителей-предметников

Б) от классного руководителя

В) от ученика вашего или другого класса.

4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?

А) часто

Б) редко

В) никогда

5. Какую роль, по-твоему, выполняет твой классный руководитель?

А) контроль за успеваемостью и дисциплиной

Б) вторая(ой) мама (папа)

В) организатор досуга

Г) помощник ребят в трудных делах.

Д) старший товарищ

Е) другое ___________

6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

А) хвалить

Б) подбадривать

В) делать замечания

Г) ругать

Д) жаловаться родителям

Е) забота

Ж) добрый совет

7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?

(ответ сформулируй сам) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Тебе хотелось бы от него перенять:

А) великодушный характер

Б) манеру поведения

В) умение всегда хорошо выглядеть

Г) разносторонние знания

Д) другое ____________________________________________________

_____________________________________________________________

9. Что бы ты посоветовал своему классному руководителю?

(пожелание сформулируй сам) ___________________________________________________________

10. Ты считаешь, что твой класс:

А) сплочён и дружен

Б) разбит на группы

В) каждый живёт сам по себе.

11.Какие классные мероприятия тебе нравятся?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

12. Что ты знаешь о своём классном руководителе (хобби, увлечения, мечты) ________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

13. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе? ______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?

(ответ сформулируй сам) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Тебе хотелось бы от него перенять:

А) великодушный характер

Б) манеру поведения

В) умение всегда хорошо выглядеть

Г) разносторонние знания

Д) другое ______________________________________________________

______________________________________________________________

9. Что бы ты посоветовал своему классному руководителю?

(пожелание сформулируй сам) _______________________________________________________________

10. Ты считаешь, что твой класс:

А) сплочён и дружен

Б) разбит на группы

В) каждый живёт сам по себе.

11.Какие классные мероприятия тебе нравятся?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

12. Что ты знаешь о своём классном руководителе (хобби, увлечения, мечты) ________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

13. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе? ______________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол

изучения успешности воспитательной работы классных руководителей

Методика: анкета «Классный руководитель глазами воспитанников»

Класс _______________

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Класс _______________

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Класс _______________

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Класс _______________

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Класс _______________

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Класс _______________

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Класс _______________

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Класс _______________

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зам по ВР

ПЯТЬ АНКЕТ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ,
ВСТУПАЮЩЕМУ В ДОЛЖНОСТЬ

(для предварительного знакомства с воспитанниками)

АНКЕТА №1
(урок глазами учеников)

Дорогой друг! Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь не только твоего, но и других классов. Не бойся, за свою честность ты никак не пострадаешь, ведь анкеты анонимны (впрочем, если хочешь, ты можешь указать свою фамилию). При планировании жизни школы мы постараемся максимально учесть твои пожелания. Спасибо за помощь!

1. Нравится ли вам школа, в которой вы учитесь? Укажите причину.

2. На какие уроки вы идете с удовольствием? Почему?

3. На какие уроки вам идти не хочется? Укажите подробно причину:

• не все понятно;

• не нравится учитель;

• испытываете трудности по личным мотивам (отсутствие воли, способностей, интереса и другое). Остановитесь подробнее на вопросе.

4. Любите ли вы читать? Какую последнюю книгу прочитали (вне школьной программы)?

5. Что нравится на уроке больше:

• объяснение материала;

• самостоятельная работа;

• творческая работа на уроке;

• словарная работа;

• другие формы.

6. Нравится ли вам отвечать у доски или с места на вопросы учителя? Часто ли вас спрашивают? Ваши пожелания, предложения учителю.

7. Школьный балл (оценка) на уроке. Всегда ли он справедлив? Как сделать его справедливым для вас?

8. Если бы сегодня разрешили свободное посещение уроков, куда бы вы употребили высвобождающееся время?

• все равно пошел бы в школу;

• занимался бы дома;

• устроился бы на работу;

• развлекался.

9. Ваши замечания и предложения педагогам для улучшения работы школы.

10. Если бы вы стали директором школы, что бы вы изменили в учебно-воспитательном процессе (например, ввели бы новые предметы, а какие-то убрали бы)?

11. Кому из учителей вы сказали бы «спасибо»?

12. Хорошо ли вы ведете себя на уроках? Оцените себя по пятибалльной системе:

• готовность к уроку –___;

• внимание – ___ ;

• дисциплина – ___ ;

• степень усвоения программы – ___ ;

• оценка за урок себе – ___ ;    учителю – ___ (на день проверки).

Спасибо за ответы!

АНКЕТА № 2
(классный руководитель глазами воспитанника)

1. С каким настроением вы идете в школу?

• с радостью;

• равнодушен;

• с предчувствием неприятностей;

• скорей бы все это кончилось.

2. Если случаются неприятности, от кого они чаще исходят?

• от учителей-предметников;

• от классного руководителя;

• от товарищей по классу;

• от администрации;

• другое.

3. Каковы должны быть, по-вашему, функции классного руководителя?

• второй мамы;

• старшего товарища;

• старшего товарища-защитника;

• контролера за успеваемостью и дисциплиной.

4. Каковы должны быть черты характера у образцового клас-

сного руководителя? (Написать.)

5. Какие отношения хотелось бы установить вам с классным руководителем?

6. Чего не должен делать классный руководитель?

7. Какое чувство вы испытываете к своему классному руководителю?

8. Бывают ли конфликты с классным руководителем?

• часто;

• редко;

• никогда.

9. Каковы причины конфликтов?

• плохой характер классного руководителя;

• плохой характер класса;

• внешние обстоятельства.

10. Вы совершили проступок (разбили окно, испортили мебель, нагрубили учителю).

Вы ожидаете, что в этом случае классный руководитель:

• защитит;

• сделает вид, что хочет защитить;

• сделает вид, что не заметил случившегося;

• будет защищать тебя от упреков администрации;

• воспользуется случаем, чтобы вас унизить.

11. Вы вновь совершили проступок. Вы ожидаете, что учителя в этом случае:

• во всем разберутся и поступят справедливо;

• дадут хороший, дружеский совет;

• прочитают нотацию;

• «проработают» у директора;

• вызовут родителей.

12. Вы считаете, что ваш класс:

• сплочен и дружен;

• разбит на группы;

• каждый живет сам по себе.

13. Как часто проводятся мероприятия в вашем классе?

• часто;

• редко;

• не проводятся.

14. Можно ли сказать, что вам повезло с вашим классом?

15. Каков характер классных мероприятий (указать): беседы об интересном и важном в жизни; походы, экскурсии, поездки по интересным местам; трудовые дела; разборы по успеваемости и дисциплине; коллективные мероприятия с родителями; другое.

16. Какие классные мероприятия запомнились вам больше всего?

17. Что бы вы посоветовали своему классному руководителю?

18. Можно ли сказать, что вам повезло, что вы учитесь: в __________________ школе, в ______ классе?

АНКЕТА № 3
(семья и родители глазами ребенка)

1. Любите ли вы свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то свойственное только вашей семье?

2. Уезжали ли вы из дома надолго и что вы тогда чувствовали?

3. Интересуются ли ваши родители вашими учебными делами?

• всегда;

• иногда;

• никогда;

• оба;

• больше отец;

• больше мать.

4. Интересуются ли ваши родители вашими отношениями с товарищами в классе?

• всегда;

• иногда;

• оба;

• больше мать;

• больше отец.

5. Посещают ли они школу?

• часто;

• редко;

• только по вызову;

• больше отец;

• больше мать.

6. Помогают ли они школе, классному руководителю?

• в организации классных дел;

• в проведении экскурсий, походов;

• в проведении ремонта.

7. Как, по-вашему, они относятся к школе и педколлективу?

• доверяют;

• не доверяют;

• равнодушны.

8. Довольны ли они своей работой, своей специальностью?

• довольны;

• недовольны;

• некуда деваться, работают из-за зарплаты;

• работают из-за квартиры и т. д.

9. Устраивает ли заработная плата и совместный семейный бюджет?

10. Как вы находите вашу семью?

• состоятельной;

• средней;

• бедной.

11. Какие праздники в семье вы любите больше всего?

12. Принято ли в вашей семье дарить подарки? Какие?

13. Есть ли у вас бабушка или дедушка?

14. Каковы ваши отношения с ними?

15. Что, по-вашему, обещает ваше будущее?

16. Каким, по-вашему, обещает быть ваше будущее?

• светлым;

• неясным;

• мрачным.

17. На кого вы надеетесь?

• на самого себя;

• на государство;

• на родителей.

18. Как, по-вашему, будете ли вы счастливым?

АНКЕТА № 4
(классный коллектив глазами ученика)

Дорогой друг! Пожалуйста, внимательно прочтите предлагаемую ситуацию, представьте себе, кто и как себя в ней поведет и подчеркните необходимый ответ.

  1. Вы получили двойку.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

2. Вы  нарушили  дисциплину,  совершили  какой-нибудь  проступок (изрезали стол, разбили окно, нагрубили учителю).

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

3. Вы соврали товарищу, подруге.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

4. Вы подрались из-за того, что вас обозвали.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

5. Вы во время драки продолжаете бить уже упавшего противника.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

6. Вы грубо выругались на улице, среди товарищей.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

7. На дискотеке вы попробовали вино.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

8. Вы стали дружить с мальчиком или девочкой.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

9. Вас обидел одноклассник, а вы пожаловались на него учителю.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

10. Вы помогли больной женщине дойти до медпункта, и поэтому класс опоздал на поезд.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

11. Ваш класс работает в поле (на пришкольном участке), вам не хочется работать. Вы так и не приступили к выполнению задания.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

Примечание. При обработке анкет и интерпретации ответов воспитатель должен соблюдать максимальный такт, корректность и деловитость. Ни в коем случае не должно быть такого, чтобы ребенок пострадал и потом пожалел о своей искренности. Беседа с учащимися после анкетирования должна происходить, как правило, с глазу на глаз и в спокойной обстановке, с открытой демонстрацией уважения к воспитаннику.

Данные анкеты и опросники достаточно просты в обработке, здесь нет каких-то «ключей», не требуется специальной подготовки анкетирующего. Информация должна быть внимательно, неспешно осмыслена, обобщена, расставлены акценты, и на этом основании с учетом выявленных связей и отношений педагог должен определить свою позицию, выбрать тон и включиться в классную жизнь, стремясь сразу же внести в нее новые идеи, интересные дела, привлекательные перспективы.

ОПРОСНИК
для индивидуального знакомства с учеником

(дает представление об отношении ученика к самому себе)

Вопросы

Варианты ответов

Да,

всегда,

в полной мере

Иногда,
в некоторой степени

Нет,

никогда

1

2

3

4

1. Мне нравится моя внешность.

2. Я доволен своими интеллектуальными данными.

3. Мне не осложняет жизнь мой характер.

4. Мои волевые качества в порядке.

5. Я считаю, что физически я развит хорошо.

6. Я хорошо знаю себя, например, какое впечатление оказывает на приятелей моя внешность, и могу предсказать их реакцию на этот счет.

7. Я достаточно осведомлен о своих интеллектуальных способностях и успешно пользуюсь ими.

Анкета для классных руководителей

1.Привлекает ли Вас работа классного руководителя или Вы отказались бы от неё, если бы была такая возможность?

2.В чём, по Вашему мнению, сложность работы классного руководителя?

3.Какую конкретную помощь в организации своей работы с классом Вы бы хотели получить: 

             в планировании;

             в выборе форм и методов; 

             в изучении коллектива;

             в работе с родителями, учителями-предметниками, с детскими  

             общественными организациями;

                 в другом (укажите, в чём именно).

  4.   Если бы Вы были членом администрации школы, какие изменения в    

         организацию воспитательной работы внесли бы?

5.С какими трудностями Вы сталкиваетесь, работая с классом? В чём видите их причину?

6.Что Вам больше всего удаётся в Вашей работе?

7.Какие качества поведения, черты личности Ваших ребят больше всего Вас огорчают?

8.Какие качества поведения,  черты личности Ваших ребят больше всего Вас радуют?

9.Чего ждут от Вас Ваши ребята?

10.Каким опытом Вы могли бы поделиться с коллегами?

11.Какие материалы могли бы предложить для публикации?

12.Ваши пожелания и предложения.

   Анкета для классных руководителей

4.Привлекает ли Вас работа классного руководителя или Вы отказались бы от неё, если бы была такая возможность?

5.В чём, по Вашему мнению, сложность работы классного руководителя?

6.Какую конкретную помощь в организации своей работы с классом Вы бы хотели получить: 

             в планировании;

             в выборе форм и методов; 

             в изучении коллектива;

             в работе с родителями, учителями-предметниками, с детскими 

             общественными организациями;

                 в другом (укажите, в чём именно).

  4.   Если бы Вы были членом администрации школы, какие изменения в    

         организацию воспитательной работы внесли бы?

13.С какими трудностями Вы сталкиваетесь, работая с классом? В чём видите их причину?

14.Что Вам больше всего удаётся в Вашей работе?

15.Какие качества поведения, черты личности Ваших ребят больше всего Вас огорчают?

16.Какие качества поведения,  черты личности Ваших ребят больше всего Вас радуют?

17.Чего ждут от Вас Ваши ребята?

18.Каким опытом Вы могли бы поделиться с коллегами?

19.Какие материалы могли бы предложить для публикации?

20.Ваши пожелания и предложения.   

Просмотр содержимого документа

«Анкета для классных руководителей »

Педагогу очень важно сразу найти с коллективом верный тон и правильную педагогическую позицию.
Предлагаемые четыре анкеты помогут увидеть классный коллектив в четырех основных ракурсах: в учебном, в организационно-педагогическом, нравственном и семейном; пятая поможет диагностировать особенности “Я-концепции” ребенка.

АНКЕТА N I
(урок глазами учеников)
Вступление
Дорогой друг! Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь твоего и других классов. При планировании жизни школы мы постараемся максимально учесть твои пожелания. Спасибо за помощь!
1. Нравится ли вам школа, в которой вы учитесь? Да. Нет. Укажите причину.
2. На какие уроки вы идете с удовольствием? Почему?
3. На какие уроки вам идти не хочется? Укажите подробно причину:
– не все понятно;
– не нравится учитель;
– испытываете трудности по личным мотивам (отсутствие воли, способностей, интереса и др.).
Остановитесь подробнее на вопросе.
4. Любите ли вы читать? Какую последнюю книгу прочитали (вне школьной программы)?
5. Что нравится на уроке больше:
– объяснение материала;
– самостоятельная работа;
– творческая работа на уроке;
– словарная работа;
– другие формы.
6. Нравится ли вам отвечать у доски или с места на вопросы учителя? Часто ли вас спрашивают? Ваши пожелания, предложения учителю.
7. Школьный балл (оценка) на уроке. Всегда ли он справедлив? Как сделать его справедливым для вас?
8. Если бы сегодня разрешили свободное посещение уроков, куда бы вы употребили высвобождающееся время:
– все равно пошел бы в школу;
– занимался бы дома;
– устроился бы на работу;
– развлекался.
9. Ваши замечания и предложения педагогам для улучшения работы школы.
10. Если бы вы стали директором школы, что бы вы изменили в учебно-воспитательном процессе (например, ввели бы новые предметы, а какие-то бы убрали)?
11. Кому из учителей вы сказали бы спасибо?
12. Хорошо ли вы ведете себя на уроках? Оцените себя по пятибалльной системе:
– готовность к уроку – ____;
– внимание – ____;
– дисциплина – ____;
– степень усвоения программы – ____;
– оценка за урок себе – ____.

АНКЕТА N 2
(классный руководитель глазами воспитанника)
1. С каким настроением ты идешь в школу:
– с радостью;
– равнодушен;
– с предчувствием неприятностей;
– скорей бы все это кончилось.
2. Если случаются неприятности, от кого они чаще исходят:
– от учителей-предметников;
– от классного руководителя;
– от товарищей по классу;
– от администрации;
– другое.
3. Какие должны быть, по-твоему, функции классного руководителя:
– второй мамы;
– старшего товарища;
– старшего товарища-защитника;
– контролера за успеваемостью и дисциплиной.
4. Каковы должны быть черты характера у образцового классного руководителя (написать)?
5. Какие отношения хотелось бы установить тебе с классным руководителем?
6. Чего не должен делать классный руководитель?
7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?
8. Бывают ли конфликты с классным руководителем:
– часто;
– редко;
– никогда.
9. Каковы причины конфликтов:
– плохой характер классного руководителя;
– плохой характер класса;
– внешние обстоятельства.
10. Ты совершил проступок (разбил окно, испортил мебель, нагрубил учителю). Ты ожидаешь, что в этом случае классный руководитель:
– тебя защитит;
– сделает вид, что хочет тебя защитить;
– сделает вид, что не заметил случившегося;
– будет защищать себя от упреков администрации;
– воспользуется случаем, чтобы тебя унизить;
11. Ты вновь совершил проступок. Ты ожидаешь, что учителя в этом случае:
– во всем разберутся и поступят справедливо;
– дадут хороший, дружеский совет;
– прочитают нотацию;
– проработают у директора;
– вызовут родителей.
12. Ты считаешь, что твой класс:
– сплочен и дружен;
– разбит на группы;
– каждый живет сам по себе;
13. Как часто проводятся мероприятия в вашем классе:
– часто;
– редко;
– не проводятся.
14. Можно ли сказать, что тебе повезло со своим классом?
15. Каков характер классных мероприятий (указать):
– беседы об интересном и важном в жизни;
– походы, экскурсии, поездки по интересным местам;
– трудовые дела;
– разборы по успеваемости и дисциплине;
– коллективные мероприятия с родителями;
– другое.
16. Какие классные мероприятия запомнились тебе больше всего?
17. Что бы ты посоветовал своему классному руководителю?
18. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься:
в _____ школе, в ___ классе?

АНКЕТА N 3
(семья и родители глазами ребенка)
1. Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то свойственное только вашей семье?
2. Уезжал(а) ли ты из дома надолго и что ты тогда чувствовал(а)?
3. Интересуются ли твои родители твоими учебными делами:
– всегда;
– иногда;
– никогда;
– оба;
– больше отец;
– больше мать.
4. Интересуются ли твои родители твоими отношениями с товарищами в классе:
– всегда;
– иногда;
– оба;
– больше мать;
– больше отец.
5. Посещают ли они школу:
– часто;
– редко;
– только по вызову;
– больше отец;
– больше мать.
6. Помогают ли они школе, классному руководителю:
– в организации классных дел;
– в проведении экскурсий, походов;
– в проведении ремонта.
7. Как, по-твоему, они относятся к школе и педколлективу:
– доверяют;
– не доверяют;
– равнодушны.
8. Довольны ли они своей работой, своей специальностью:
– довольны;
– недовольны;
– некуда деваться, работают из-за зарплаты;
– работают из-за квартиры и т.д.
9. Устраивает ли родителей заработная плата и совместный семейный бюджет?
10. Как ты находишь свою семью:
– состоятельной;
– средней;
– бедной.
11. Какие праздники в семье ты любишь больше всего?
12. Принято ли в твоей семье дарить подарки? Какие?
13. Есть ли у тебя бабушка или дедушка?
14. Каковы твои отношения с ними?
15. Что, по-твоему, ждет тебя в будущем?
16. Каким, по-твоему, обещает быть твое будущее:
– светлым;
– неясным;
– мрачным.
17. На кого ты надеешься:
– на самого себя;
– на государство;
– на родителей.
18. Как, по-твоему, будешь ли ты счастливым?

АНКЕТА N 4
(классный коллектив глазами его ученика)
Дорогой друг! Пожалуйста, внимательно прочти предлагаемую ситуацию, представь себе, кто и как себя в ней поведет, и подчеркни необходимый ответ.
1. Вы получили двойку.
Класс:
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
Кто бы выразил свое мнение?
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
2. Вы нарушили дисциплину, совершили какой-нибудь проступок (изрезали стол, разбили окно, нагрубили учителю).
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
3. Вы соврали товарищу, подруге.
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
4. Вы подрались из-за того, что вас обозвали.
– резко осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
5. Вы во время драки продолжаете бить уже упавшего противника.
– резко осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те и другие.
6. Вы грубо выругались на улице, среди товарищей.
– резко осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
7. На дискотеке вы попробовали вино.
– резко осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
8. Вы стали дружить с мальчиком или девочкой.
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
9. Вас обидел одноклассник, а вы пожаловалиь на него учителю.
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
10. Вы помогли больной женщине дойти до медпункта, и поэтому класс опоздал на поезд.
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
11. Ваш класс работает в поле (на школьном участке), вам не хочется работать. Вы так и не приступили к выполнению задания.
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.

ОПРОСНИК
для индивидуального знакомства с воспитанником (дает представление об отношении воспитанника к самому себе)

Варианты ответов. (Да, всегда, в полной мере. Иногда, в некоторой степени. Нет, никогда, ни в малейшей степени.)
1. Мне нравится моя внешность.
2. Я доволен своими интеллектуальными данными.
3. Мне не осложняет жизнь мой характер.
4. Мои волевые качества в порядке.
5. Я считаю, что физически я развит хорошо.
6. Я хорошо знаю себя, например, какое впечатление оказывает на приятелей моя внешность, и могу предсказать их реакцию на этот счет.
7. Я достаточно осведомлен о своих интеллектуальных способностях и успешно пользуюсь ими.
8. Я знаю особенности своего характера и как использовать их для достижения своих целей.
9. Я испытал себя и знаю, как я поведу себя в минуту опасности.
10. Я знаю свое состояние здоровья и учитываю свои физические возможности при выборе жизненных решений.
11. Я способен владеть своими чувствами, не быть рабом настроения.
12. Я способен подчинять себе обстоятельства, умею преодолевать трудности.
13. Я не допускаю опрометчивых поступков и редко раскаиваюсь в содеянном.
14. Я способен доводить даже неприятные дела до логического конца.
15. Даже если я очень рассержен, я умею себя сдержать.
16. Я согласен с утверждением, что “мир прекрасен” и что все окружающее меня имеет целесообразность, порядок и внутренний смысл.
17. Я убежден, что моя деятельность принесет в мир благотворные перемены.
18. Я верю, что все люди вокруг меня хотят мне добра.
19. Я убежден, что при добросовестном труде и соблюдении правил человеческого общежития я достигну поставленных жизненных целей.
20. Я верю, что будущее будет еще лучше, чем настоящее.
21. У меня портится настроение, когда я вижу слезы, страдания другого.
22. Если кто-то обидел меня, я не стремлюсь отомстить.
23. Я приду на помощь нуждающемуся, даже если после этого опоздаю на работу (учебу).
24. Поссорившись с другом (подругой), я переживаю случившееся и делаю первым шаг к примирению.
25. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем порознь.
26. Я не демонстрирую этого убеждения окружающим, но “про себя” я знаю, что я не только не хуже остальных, но если честно, то лучше.
27. Я уверен в себе, своих способностях, своем праве на достойную жизнь, на высокую должность, на счастье и удачу.
28. Мне приходилось быть в разных группах, компаниях, коллективах, и везде я встречал уважение, признание и занимал удовлетворяющий меня социальный статус.
29. На обиды и оскорбления, даже незаслуженные, я не считаю необходимым каждому отвечать или перед каждым объясняться.
30. Я испытываю угрызения совести, если не сдержал слово или сказал неправду, даже если этого никто не заметил.
31. Когда, проснувшись утром, я вспоминаю, что впереди много дел, у меня не портится настроение, я не тяну время, а сразу принимаюсь за работу.
32. Даже самое маленькое дело я стараюсь сделать основательно.
33. Я люблю перемены, люблю знакомиться с новыми делами.
34. Меня не останавливают неудачи, сделав выводы, я действую с еще большей настойчивостью.
35. Я хочу и смогу добиться в жизни высоких личных достижений.
36. Я знаю и часто думаю о том, что жизнь мне дана не просто так, а имеет высокий смысл и предназначение, и я стараюсь их понять.
37. Я любознателен, меня интересуют сведения из разных областей жизни.
38. Я люблю размышлять на отвлеченные темы, вести философские разговоры.
39. Я люблю оставаться один и в это время часто погружаюсь в высокие грезы, фантазии, мечты.
40. В решении проблем я ищу алгоритм, систему, внутренние законы.
41. Я всегда самостоятельно ищу решение проблем, даже в коллективном деле стремлюсь все делать по-своему.
42. Я не боюсь высказать в незнакомой аудитории мнение, не совпадающее с мнением остальных, не боюсь насмешек и осуждения окружающих на этот счет.
43. Моя походка, выражение лица, жестикуляция не изменятся, даже если я вдруг окажусь перед взглядами множества людей (на сцене).
44. Я спокойно отношусь как к похвале, так и критике в свой адрес.
45. В позиции выбора я делаю его исходя из собственных представлений об истине и справедливости, не оглядываясь на окружающих.
46. У меня всегда хорошее настроение.
47. Солнце, пение птиц, красивый пейзаж действуют на меня благотворно даже в самых трудных обстоятельствах.
48. Я не расстраиваюсь надолго от случившегося и не переживаю заранее по поводу возможных неприятностей.
49. Я люблю готовиться к праздникам, и они оправдывают мои ожидания.
50. Я уверен, что на свете существует счастье и я могу быть счастливым.

Комментарий к анкете

Данный опросник предназначен для диагностирования и последующей индивидуальной работы с учащимися юношеского возраста (10-11-е классы), которые имеют уже достаточно развитый, глубокий, тонкий внутренний мир, так как они приобрели необходимый жизненный опыт, имели время подумать о жизни и о себе, выработали достаточно четкие установки относительно самих себя. Правдивые, искренние ответы воспитанников помогут педагогу составить определенное представление о самосознании (“Я-концепции”) каждого, дать общую характеристику личности и частные оценки его структурам.
Вопросы-суждения сформулированы таким образом, что совпадают с нашей характеристикой личности, ориентированной на саморазвитие, самоактуализацию (см. раздел 10 Положения):
1. Самоприятие, гармония с собой: своей внешностью, темпераментом, характером и т.д. (1-5).
2. Знание себя, “сильных”, “слабых” сторон своей личности (6-10).
3. Способность к рефлексии, умение владеть своими чувствами, управлять собой (11-15).
4. Принятие окружающей среды, внешнего “образа мира”, уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен (16-20).
5. Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (21-25).
6. Чувство собственного достоинства, высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений (26-30).
7. Активность, оптимизм, стремление к достижению поставленных целей (31-35).
8. Наличие высших целей, ценностей и смысла бытия, вера в высшие человеческие идеалы, стремление к совершенствованию (36-40).
9. Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору (41-45).
10. Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым (46-50).
Полное согласие с вышеуказанными суждениями оценивается в 2 балла, неполное (“иногда”, “в некоторой степени”) – 1 балл, несогласие – 0 баллов.
Общее количество баллов дает возможность судить о самоощущении (психическом здоровье) воспитанника в целом, насколько оно гармонично и “победно”. Каждые последующие пять суждений оценивают какое-то одно “качество”, отдельную структуру этичности, позволяя обнаружить те свойства, которые “западают”, т.е. имеют некие внутренние запреты и комплексы, воспитанник по поводу которых, возможно, страдает и мучается.
Так, если респондент набрал в общей сумме 30 баллов, то можно говорить о явно нездоровой “Я-концепции”, неблагоприятном самоотношении, 50 баллов – оценка “ниже среднего”, личность имеет некоторые комплексы, излишне самокритична (смотри отдельные структуры), до 75 баллов – здоровая “Я-концепция”, личность по-хорошему амбициозна, свободна от препятствий, благоприятно настроена на достижение, на успех, оценка свыше 75 баллов тоже свидетельствует о возможном неблагополучии. Личность имеет завышенную самооценку, не способна к самокритике, вероятно, есть проблемы с общением.
Примечание: разумеется, все показатели в баллах педагогу необходимо перепроверять путем наблюдения за воспитанником в реальном общении с другими, в его практической деятельности и жизни.

Валерий СОЗОНОВ,
доцент кафедры экономики и управления народным образованием (Из книги “Организация воспитательной работы в классе”)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Airhot ip2000 slim инструкция по эксплуатации
  • Насосная станция dab инструкция по эксплуатации неисправности
  • Газпром медиа холдинг официальный сайт руководство
  • Инструкция к роботу пылесосу tefal smart force extreme
  • Как открыть свой интернет магазин с нуля пошаговая инструкция бесплатно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии