ООО «РН-Пожарная безопасность»
Выражаем компании KRONVUZ благодарность за производство и поставку мобильной аккумуляторной мастерской в филиал «Ангара» ООО «РН-Пожарная безопасность».
Мобильная Аккумуляторная мастерская позволит своевременно и качественно проводить обслуживание аккумуляторных батарей, что в свою очередь повысит готовность…
Подробнее
ООО «Вента-Строй»
Компания ООО «Вента-Строй» уже долгое время сотрудничает с KRONVUZ.
За все время сотрудничества нашей компанией было приобретено значительное количество оборудования для оснащения объектов. Продукция предприятия полностью соответствует заявленным характеристикам…
Подробнее
ООО «ПГ Комплексные поставки»
KRONVUZ является нашим партнером в области производства и поставки технологического оборудования для обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей всех типов.
В 2016 году KRONVUZ осуществило поставку оборудования для обслуживания авиационных аккумуляторных батарей…
Подробнее
3. Аккумуляторная батарея 20НКБН-25
Назначение
и устройство. Аккумуляторная
батарея 20НКБН-25
(20 — число элементов, НК — никель-кадмиевая,
Б—батарея, Н—намазная, 25 — емкость в
ампер-часах) служит
дополнительным источником электрической
энергии на самолете.
Кроме того, аккумулятор служит для
запуска двигателя
и питания бортовой сети в случае отказа
генератора и для, работы
в полете в буферном режиме с генератором.
Щелочная аккумуляторная
батарея установлена в центроплане
справа (см.
рис. 2).
Батарея
составлена из 20 аккумуляторов, соединенных
последовательно шинами (рис. 76). Сосуд
аккумулятора изготовлен
из пластмассы. Внутри сосуда помещены
положительные и отрицательные
пластины, разделенные эбонитовыми
изоляционными палочками. Боковая
изоляция предохраняет пластины от
соприкосновения
со стенками сосуда. Пробка прикрывает
отверстие
в аккумуляторе, служащее дли заливки
его электролитом
и для отвода газов.
Аккумуляторы
помещены в корпус, выполненный из
нержавеющей
стали. На боковых стенках корпуса имеются
смотровые окна
для наблюдения за уровнем электролита.
В качестве электролита
в кадмиево-никелевом аккумуляторе
применяется водный
раствор едкого калия (КОН). Для улучшения
работы аккумулятора
в электролит добавляется едкий литий
(LiOH).
Рис. 76. Щелочной
аккумулятор
Рис. 77. Пластины
щелочного аккумулятора
Положительные и отрицательные
пластины кадмиево-нике-левого
аккумулятора (рис. 77) состоят из отдельных
стальных никелированных
рам, в которые заделаны в виде ячеек
пакетики из перфорированной стали
с активной массой. В качестве активной
массы положительных пластин применяется
смесь из гидрата закиси
никеля Ni(ОН)2,
гидрата окиси никеля Ni(ОН)3
и некоторого
количества графита (до 20%), увеличивающего
электропроводимость
массы. В качестве активной массы
отрицательных пластин применяется
смесь губчатого кадмия Cd
с железом Fe
(75—80% кадмия и 20—25% железа). Железо
увеличивает
электропроводимость массы и предохраняет
ее от спе-кания.
Электрохимические процессы
при заряде аккумулятора. При
заряде анод аккумулятора
присоединяется к положительному полюсу
источника электрической энергии, а
катод — к отрицательному
полюсу.
В начале заряда аккумулятор
представляет собой электрохимическую
систему следующего состава:
Ni(ОН)2
|КОН| Cd(ОН)2
анод электролит катод
При подключении аккумулятора
к источнику постоянного тока
в цепи возникает электрический ток
вследствие движения ионов.
На рис.
78 показана принципиальная схема заряда
аккумулятора.
Под действием внешней разности потенциалов
свободные
электроны уходят с анода, одновременно
отрицательные ионы гидроксила ОН
попадают на анод и отдают ему свои
отрицательные
заряды. На аноде возникает химическая
реакция, которая
в молекулярном виде может быть записана
так: 2Ni(ОН)2
+ 2(ОН) = 2Ni(ОН)3.
На отрицательном электроде происходит
реакция: Cd(ОН)2->Cd+2(ОН),
т. е. гидрат окиси кадмия
Cd(ОН)2,
в результате химической реакции
распадается на губчатый кадмий Cd
и гидроксил 2(ОН). Последний, вступая
в химическое взаимодействие с калием,
образует молекулы
едкого кали: 2(ОН)+2К = 2КОН. Следовательно,
уравнение
токообразующего процесса при заряде
кадмиево-ни-келевого
аккумулятора можно записать в следующем
виде:
Cd(ОН)2
+ 2КОН + 2Ni(ОН)2
= Cd2КОН
+ 2Ni(ОН)3,
катод
анод
анод
т. е. в
результате на катоде восстанавливается
губчатый кадмий,
а
на
аноде — гидрат окиси никеля 2Ni(ОН)3.
Электрохимические
процессы при разряде аккумулятора.
Заряженный
аккумулятор представляет собой
электрическую схему,
где активным веществом анода является
гидрат окиси никеля
Ni(ОН)з,
активной массой катода—губчатый
(пористый) кадмий
Cd
и электролитом раствор едкого кали КОН.
В электролите
аккумулятора происходит непрерывный
процесс электролитической
диссоциации молекул: КОН<>К+
+ ОН-.
Рис. 78. Схема заряда кадмиевоникелевого
аккумулятора Рис. 79. Схема разряда
кадмиевоникелевого аккумулятора
При
подсоединения к зажимам аккумулятора
нагрузки в цепи
возникает электрический ток, и аккумулятор
начинает разряжаться.
Принципиальная
схема разряда кадмиево-никелевого
аккумулятора
показала на рис. 79. Положительные ионы
калия К перемещаются в направлении
электрического поля, т. е. от отрицательного
электрода к положительному. Отрицательные
ионы гидроксила
ОН перемещаются навстречу электрическому
полю, т.
е. от анода к катоду. С отрицательного
электрода электроны уходят
во внешнюю цепь. Отрицательные ионы
гидроксильной группы
ОН отдают свои отрицательные заряды
катоду и в результате
этого там возникает химическая реакция
Cd
+ 2ОН = =
Cd(ОН)3,
т. е. образуется гидрат окиси кадмия Cd
(ОН)2.
Из
внешней цепи на анод поступают свободные
электроны, а
из электролита — положительные ионы
калия К+,
которые отдают
аноду свои положительные заряды. В
результате на аноде
возникает следующая реакция: 2Ni(ОН)3
+ 2К = =
2Ni(ОН)2+2КОН,
т. е. при разряде аккумулятору на аноде
образуется
гидрат закиси никеля Ni(ОН)2
и едкий кали КОН. Следовательно,
уравнение токообразующего процесса
при разряде
кадмиево-никелевого акумулятора можно
записать так:
2Ni(ОН)3
+ 2КОН + Cd
= 2Ni(ОН)2
+ 2КОН + Cd(ОН)2.
анод катод
анод катод
Концентрация
электролита при разряде и заряде
аккумулятора
не изменяется, так как сколько едкого
кали расходуется вблизи
катода, столько же его возникает вблизи
анода.
Основные
технические данные аккумуляторной
батареи 20КНБН-25
э.д.с.
заряженной батареи,
В 25
Емкость
заряженной батареи при t=
25±10°С и
разряде током 10 А до напряжения 20 В,
А.Ч 25
Диапазон
рабочих температур, °С …. от
—5
до +50 Продолжительность
разряда, мин:
током 25 А не менее 57
» 50 » » » 22
» 100 »
» » 11
Плотность
электролита, г/см3 1,3
Масса
батареи, кг 24
Электрические характеристики
авиационных аккумуляторов.
Электродвижущей
силой (э. д. с.) аккумулятора называется
разность потенциалов его выводных
зажимов при разомкнутой внешней
цепи. Э. д. с. элемента зависит от состава
электродов
и электролита и не зависит от формы,
числа и размеров электродов.
Внутренним сопротивлением
аккумулятора называется
электрическое сопротивление, оказываемое
аккумулятором току, протекающему
через него. По мере разряда аккумулятора
его внутреннее сопротивление растет.
Внутреннее сопротивление
кадмиево-никелевого аккумулятора можно
практически определять по формуле
r0=0,3
: Q
где Q
— емкость аккумулятора.
Напряжение аккумулятора
отличается от э.д.с. на
значение падения напряжения на внутреннем
сопротивлении аккумулятора.
С эксплуатационной точки зрения важно
знать не э. д. с., а
напряжение аккумулятора, так как именно
его необходимое значение
нужно обеспечить потребителю. Напряжение
аккумулятора, зависящее от э. д. с.,
разрядного тока и внутреннего сопротивления
аккумулятора, уменьшается в процессе
разряда.
Напряжение аккумулятора
зависит от тока нагрузки,
поэтому его нужно измерять при определенном
разрядном токе. По
напряжению можно ориентировочно судить
о степени разреженности
аккумулятора, а напряжение аккумулятора
зависит от его температуры. При понижении
температуры увеличивается
вязкость электролита, процесс диффузии
замедляется и это
вызывает уменьшение э. д. с., а также
повышение внутреннего сопротивления.
Таким образом, с уменьшением температуры
напряжение аккумулятора падает. Среднее
разрядное напряжение
кадмиево-никелевого аккумулятора
принимается равным
1,25 В.
Емкостью аккумулятора
называется, количество электричества,
отдаваемое полностью заряженным
аккумулятором в
процессе разряда до наименьшего
допустимого разрядного
напряжения.
Отдача аккумулятора по
емкости и по энергии.
Энергия, затрачиваемая на заряд
аккумулятора, больше энергии,
получаемой при разряде. Это объясняется
расходом энергии на
нагревание акумулятора проходящими
через него разрядными
и зарядными токами, на электролиз воды
во время заряда и
саморазряд батареи.
Характеризуя аккумуляторы,
различают отдачу по емкости и
по энергии. Отдачей
по емкости nQ
называют отношение разрядной
емкости Qp
к зарядной емкости Qз:nQ=Qp/Qз
Зарядной емкостью Qз
называется количество электричества,
затрачиваемое на заряд аккумулятора.
При постоянных значениях
зарядного и разрядного токов отдача по
емкости определяется
по формуле nQ
=IРtР/IЗtЗ,
где tР
и tЗ
— длительность разряда и заряда.
Отдача кадмиево-никелевого аккумулятора
по его емкости колеблется в пределах
65—70%.
Отдачей по энергии или
к. п. д. nW
называют отношение
энергии WP,
полученной от аккумулятора при разряде,
к энергии WЗ,
затраченной на его заряд: nW=
WP
/WЗ=
VРIРtР/VЗIЗtЗ,
где VР
и VЗ
— средние
значения напряжений при разряде и
заряде.
Отдача ,по энергии меньше
отдачи по емкости VР<VЗ
поэтому
nW<nQ.
Она колеблется в пределах 50—55%, так как
потеря энергии сильно
зависит от разного рода необратимых
процессов, например, в
электролите и на электродах. Если разряд
аккумулятора вести предельным током,
то в соответствии с этим
отдача аккумулятора как по емкости, так
и по энергии будет
уменьшена из-за более интенсивных
химических реакций.
Срок службы самолетных
аккумуляторов невысок, вследствие
тяжелых условий эксплуатации и
конструктивных особенностей,
вытекающих из стремления уменьшить
массу и габариты
батареи. Срок службы измеряется в циклах.
Циклом называется
процесс одного заряда батареи и ее
последующего разряда.
Аккумуляторная батарея считается
вышедшей из строя, если
ее емкость менее 75% от номинальной. Срок
службы аккумулятора во многом зависит
от соблюдения правил его эксплуатации.
Отклонение от правил эксплуатации
аккумуляторов, изложенных
в специальных инструкциях, приводит к
снижению срок а службы.
Преимущества и недостатки
щелочного аккумулятора.
Основными достоинствами этих батарей
являются высокая
прочность и большой срок службы. Они
могут длительно храниться
с электролитом в разряженном и
полуза-ряженном состоянии и нечувствительны
к перезаряду. Недостаток
их в сравнительно большом внутреннем
сопротивлении (примерно
на 20% больше, чем у свинцовых аккумуляторов
соответствующей
емкости). Кроме того, они имеют большую
разницу между
напряжениями заряда и разряда.
4. Регулирующие устройства
Для увеличения надежности
снабжения потребителей электроэнергии
установленные на самолете источники
электропитания —
генератор и аккумулятор — соединены
между собой параллельно.
При таком подключении напряжение
генератора во время
полета должно поддерживаться постоянным
и быть несколько выше
напряжения аккумулятора, чтобы питание
всех потребителей осуществлялось от
генератора и в то же время происходила
подзарядка аккумулятора.
При понижении напряжения
генератора вследствие уменьшения
частоты вращения вала двигателя
(планирование, руление
и т. п.) генератор должен автоматически
отключаться от бортовой
сети, в противном случае пойдет обратный
ток, т. е-ток от аккумулятора к генератору.
Обеспечение указанных
условий требует установки дополнительных
электрических устройств, при помощи
которых можно
Рис.80.
Угольный регулятор Р-25АМ
Рис. 81. Схема угольного
регулятора Р-25АМ:
1 — обмотка
электромагнита; 2
— корпус;
3 —
сердечник; 4
— якорь;
5 —
мембрана; 6
и 10
— угольные
контакты; 7—угольный столб; 8
— керамическая
трубка; 9 —
ребристый корпус; 11
— регулировочный
винт; R
— регулируемое сопротивление; R1
—
сопротивление температурной
компенсации
поддерживать на определенном
уровне напряжение генератора,
автоматически подключать и отключать
его от бортовой сети
самолета.
На самолете Як-18Т такими
регулирующими устройствами являются
угольный регулятор напряжения Р-25АМ,
дифферен-циальное
минимальное реле ДМР-200Д, автомат защиты
АЗП-1МБ, трансформатор
ТС-9М-2.
Угольный регулятор напряжения
Р-25АМ (рис. 80) предназ
начен
для автоматического поддержания
стабильного напря
жения
генератора при изменении частоты
вращения и нагруз
ки.
Он установлен в переднем отсеке
оборудования между
шпангоутами
№ 0 и 1 (см. рис. 2). В комплект регулятора
на
пряжения входят:
собственно регулятор с кронштейном,
кон-
тактно-клеммовая
панель, выносное переменное
сопротивление
ВС-25А,
конденсатор КБМ-31.
Основные технические данные
Номинальное
напряжение, В . . . . 27±10%
Пределы
изменения напряжения генератора с
помощью сопротивления ВС-25А, В . ±2
Максимальная
рассеиваемая мощность
в
угольном столбе, Вт 85
Сопротивление
угольного столба, Ом:
минимальное 0,28
максимальное
30
Общая
масса комплекта угольного регуля
тора,
кг 1,6
Режим работы . . …
. длительный
Рис. 82. Функциональная схема
регулятора
Р-’25АМ:
К уг
Ст—сопротивление
угольного столба; R1
— сопротивление температурной
компенсации; R2
— ста-билизирующее
сопротивление;
ВС-25А —
регули- -ровочное сопротивление;
L1—рабочая
обмотка регулятора; L2
— обмотка температурной компенсации;
S0
— обмотка параллельной работы; С
—
конденса-тор постоянной емкости;
А,Б,Ж,Л,Г,Ш
— клеммы
регулятора
Угольный
регулятор состоит из электромагнита
с якорем, воспри-, нимающего
изменения напряжения
генератора,
и угольного столба (рис.81),
являющегося
переменным сопротивлением.
Угольный столб собирается из отдельных
угольных шайб.
С одной стороны шайбы
удерживаются регулировочным
винтом,
с другой — мембранной
(пружинной латунной
шайбой) в сжатом
состоянии.
Юбмотка
электромагнита состоит из трех частей:
рабочей, предназначенной
для температурной компенсации и
обеспечивающей
параллельную работу. Якорь электромагнита
соединяется
с мембраной. Рабочая обмотка электромагнита
подключается
параллельно к зажимам генератора, а
угольный столб — последовательно
к цепи обмотки возбуждения генератора.
Для отвода
тепла угольный столб помещен в ребристый
корпус.
В цепь
обмотки электромагнита включены три
резистора: регулировочный
ВС-25А, R1
с
сопротивлением термокомпенсации
и R2
со
стабилизирующим сопротивлением. Все
элементы собираются
в единую конструкцию и устанавливаются
на кронштейне.
На кронштейне имеются контактные болты,
которые при
установке регулятора на клеммовую
панель плотно прижимаются
контактным пластинам.
Для
уменьшения помех радиоприему, возникающих
при работе угольного регулятора
напряжения, имеется конденсатор КБМ-31
емкостью 4 мкФ.
На рис.
82 представлена принципиальная
электрическая схема
угольного регулятора Р-25АМ. Напряжение
генератора зависит
от частоты вращения якоря генератора
и его магнитного
потока: U=
спФ, где
с
—
постоянная величина, объединяющая
постоянные параметры данного генератора,
п
—
частота вращения якоря генератора; Ф —
магнитный поток полюсов.
Частота
вращения вала двигателя в процессе
полета может изменяться,
поэтому меняется и напряжение генератора.
Для поддержания
постоянства напряжения нужно изменять
магнитный
поток так, чтобы с увеличением частоты
вращения он пропорционально
уменьшался и, наоборот, с уменьшением
частоты вращения
увеличивался. Такую работу выполняет
угольный регулятор
напряжения Р-25АМ.
Принцип
его работы основан на свойстве угольного
столба менять
свое сопротивление при изменении
давления мембраны на
него. Если напряжение генератора
значительно меньше своего
номинального значения или равно нулю,
то притяжение электромагнита отсутствует,
а под действием мембраны сжатие угольного
столба максимально. При этом сопротивление
угольного
столба достаточно мало (около 0,6 Ом) и
обмотка возбуждения
генератора оказывается .практически
включенной при полном
напряжении генератора.
При
возрастании напряжения генератора
из-за увеличения частоты
вращения его якоря или уменьшения
нагрузки увеличивается
тяговое усилие электромагнита. Якорь
сильнее при-, тягивается
к сердечнику, преодолевая усилие
мембраны, и уменьшает
давление на угольный столб. Сопротивление
угольного столба увеличится, что
«приведет к снижению тока в обмотке
возбуждения генератора, а следовательно,
и магнитного потока
статора. Меньший магнитный поток статора
генератора наведет
меньшую э. д. с. генератора. В новом
положении якоря
наступит равновесие сил, характеризующееся
некоторым увеличением
тягового усилия электромагнита и усилия
мембраны из-за ее дополнительного
прогиба.
При
уменьшении частоты вращения вала
двигателя или увеличении
тока нагрузки напряжение генератора и
ток в обмотке электромагнита
уменьшатся, его тяговое усилие снизится,
и якорь отойдет от сердечника. При этом
угольный столб сожмётся,
его сопротивление уменьшится, ток в
обмотке возбуждения возрастет.
Большее магнитное поле статора наведет
большую
э. д. с., и напряжение генератора увеличится
до номинального
значения.
Дифференциальное
минимальное реле ДМР-200Д (рис. 83)
предназначено
для подключения генератора к бортовой
сети самолета,
когда напряжение генератора превышает
напряжение
аккумулятора на 0,3—0,7 В при правильной
полярности генератора;
отключения генератора от сети при
обратном токе 15—25
А; отключения генератора при обрыве
провода в генераторной
линии; сигнализации отказа генератора.
Реле ДМР-200Д
установлено в электрощитке питания под
правым задним
сиденьем.
Основные технические
данные
Напряжение
питания реле, В 20—30
Номинальный
ток в цепи силовых контактов, А 200
Ток в
цепи С, А, не более
5
Обратный
ток отключения реле, А …. 15—25
Превышение
напряжения генератора под напря
жением
сети, при котором срабатывает реле,
В 0,3—0,7
Aвтомат
защиты АЗП-1МБ предназначен для защиты
самолетной сети
постоянного тока от аварийного повышения
на-
пряжения,
связанного с отказом угольного регулятора
напряжения Р-25АМ.
Автомат АЗП-1МБ (рис. 84)
установлен в отсеке оборудования
между шпангоутами № 0 и 1 (см. рис. 2). Он
работает совместно c
регулятором напряжения Р-25АМ и
дифференциальным минимальным реле
ДМР-200Д.
Рис. 83. Дифференциально
минимальное
реле ДМР-200Д
Принцип
действия автомата защиты
сети АЗП-1МБ следующий. При
аварийном повышении напряжения
генератора от 31,5 до 50 В через промежуток
времени 0,06— 1,5 с (зависящий от напряжения)
в автомате
срабатывает реле замедленного
действия. Из-за замедлен-ния
автомат не успевает реагировать
на случайные эксплуатационные
повышения напряжения. Обмотка
реле замедленного действия включена
параллельно обмотке возбуждения
генератора и реагирует на
повышение напряжения в ней.
Рис. 84. Автомат
защиты от перенапряжения
АЗП-1МБ
Рис. 85. Трансформатор
ТС-9М-2
Реле
замедленного действия, срабатывая,
включает промежуточное
реле, которое, в свою очередь, включает
кнопочный контактор. Контактор
срабатывает, становится на
механическую блокировку и своими
контактами обесточивает дифференциальное
минимальное реле, которое
отключает генератор от бортовой сети.
Чтобы вновь включить
генератор в сеть, необходимо нажать
кнопку на корпус автомата и
тем самым снять механическую блокировку.
Нажимать на кнопку автомата
АЗП-1МБ можно лишь после
устранения неисправности в электросети.
Срок службы автомата
— 50 срабатываний.
Совместная
работа реле ДМР-200Д и автомата защиты
сети
АЗП-1МБ рассматривается в параграфе
«Работа электрической
схемы источников постоянного тока и
регулирующих устройств».
Трансформатор
ТС-9М-2 (рис.
85) предназначен для повышения
устойчивости работы генератора. Он
установлен на элек-
трощитке
питания под правым задним сиденьем.
Трансформатор
—
стержневого типа с О-образной магнитной
системой. Верхняя
съемная часть магнитопровода имеет
прямоугольную форму,
а нижняя — П -образную.
Трансформатор
ТС-9М-2 работает совместно с угольным
регулятором
напряжения. Плюсовой провод от генератора
на бортовую
сеть проходит через окно в железе
трансформатора и создает
в нем магнитный поток. При изменении
тока нагрузки генератора
изменяется магнитный поток в сердечнике
трансформатора,
благодаря чему создается э. д. с.
самоиндукции.
При
резких изменениях нагрузки генератора
регулятор напряжения
Р-25АМ в состоянии мгновенно восстанавливать
заданное
напряжение. В данном случае в регуляторе
Р-25АМ используется
э. д. с. самоиндукции обмоток трансформатора
ТС-9М-2
для быстрой стабилизации напряжения
генератора.
Назначение
и устройство. Аккумуляторная
батарея 20НКБН-25
(20 — число элементов, НК — никель-кадмиевая,
Б—батарея, Н—намазная, 25 — емкость в
ампер-часах) служит
дополнительным источником электрической
энергии на самолете.
Кроме того, аккумулятор служит для
запуска двигателя
и питания бортовой сети в случае отказа
генератора и для, работы
в полете в буферном режиме с генератором.
Щелочная аккумуляторная
батарея установлена в центроплане
справа (см.
рис. 2).
Батарея
составлена из 20 аккумуляторов, соединенных
последовательно шинами (рис. 76). Сосуд
аккумулятора изготовлен
из пластмассы. Внутри сосуда помещены
положительные и отрицательные
пластины, разделенные эбонитовыми
изоляционными палочками. Боковая
изоляция предохраняет пластины от
соприкосновения
со стенками сосуда. Пробка прикрывает
отверстие
в аккумуляторе, служащее дли заливки
его электролитом
и для отвода газов.
Аккумуляторы
помещены в корпус, выполненный из
нержавеющей
стали. На боковых стенках корпуса имеются
смотровые окна
для наблюдения за уровнем электролита.
В качестве электролита
в кадмиево-никелевом аккумуляторе
применяется водный
раствор едкого калия (КОН). Для улучшения
работы аккумулятора
в электролит добавляется едкий литий
(LiOH).
Рис. 76. Щелочной
аккумулятор
Рис.
77. Пластины щелочного аккумулятора
Положительные
и отрицательные пластины кадмиево-нике-левого
аккумулятора (рис. 77) состоят из отдельных
стальных никелированных
рам, в которые заделаны в виде ячеек
пакетики из перфорированной стали
с активной массой. В качестве активной
массы положительных пластин применяется
смесь из гидрата
закиси никеля Ni(ОН)2,
гидрата окиси никеля Ni(ОН)3
и некоторого
количества графита (до 20%), увеличивающего
электропроводимость
массы. В качестве активной массы
отрицательных пластин применяется
смесь губчатого кадмия Cd
с железом Fe
(75—80% кадмия и 20—25% железа). Железо
увеличивает
электропроводимость массы и предохраняет
ее от спе-кания.
Электрохимические
процессы при заряде аккумулятора. При
заряде
анод аккумулятора присоединяется к
положительному полюсу
источника электрической энергии, а
катод — к отрицательному
полюсу.
В начале
заряда аккумулятор представляет собой
электрохимическую
систему следующего состава:
Ni(ОН)2
|КОН| Cd(ОН)2
анод электролит катод
При
подключении аккумулятора к источнику
постоянного тока
в цепи возникает электрический ток
вследствие движения ионов.
На рис.
78 показана принципиальная схема заряда
аккумулятора.
Под действием внешней разности потенциалов
свободные
электроны уходят с анода, одновременно
отрицательные ионы гидроксила ОН
попадают на анод и отдают ему свои
отрицательные
заряды. На аноде возникает химическая
реакция, которая
в молекулярном виде может быть записана
так: 2Ni(ОН)2
+ 2(ОН) = 2Ni(ОН)3.
На отрицательном электроде происходит
реакция: Cd(ОН)2->Cd+2(ОН),
т. е. гидрат окиси кадмия
Cd(ОН)2,
в результате химической реакции
распадается на губчатый кадмий Cd
и гидроксил 2(ОН). Последний, вступая
в химическое взаимодействие с калием,
образует молекулы
едкого кали: 2(ОН)+2К = 2КОН. Следовательно,
уравнение
токообразующего процесса при заряде
кадмиево-ни-келевого
аккумулятора можно записать в следующем
виде:
Cd(ОН)2
+ 2КОН + 2Ni(ОН)2
= Cd2КОН
+ 2Ni(ОН)3,
катод
анод
анод
т.
е. в результате на катоде восстанавливается
губчатый кадмий,
а
на
аноде — гидрат окиси никеля 2Ni(ОН)3.
Электрохимические
процессы при разряде аккумулятора.
Заряженный
аккумулятор представляет собой
электрическую схему,
где активным веществом анода является
гидрат окиси никеля
Ni(ОН)з,
активной массой катода—губчатый
(пористый) кадмий
Cd
и электролитом раствор едкого кали КОН.
В электролите
аккумулятора происходит непрерывный
процесс электролитической
диссоциации молекул: КОН<>К+
+ ОН-.
Рис. 78. Схема заряда
кадмиевоникелевого аккумулятора Рис.
79. Схема разряда кадмиевоникелевого
аккумулятора
При
подсоединения к зажимам аккумулятора
нагрузки в цепи
возникает электрический ток, и аккумулятор
начинает разряжаться.
Принципиальная
схема разряда кадмиево-никелевого
аккумулятора
показала на рис. 79. Положительные ионы
калия К перемещаются в направлении
электрического поля, т. е. от отрицательного
электрода к положительному. Отрицательные
ионы гидроксила
ОН перемещаются навстречу электрическому
полю, т.
е. от анода к катоду. С отрицательного
электрода электроны уходят
во внешнюю цепь. Отрицательные ионы
гидроксильной группы
ОН отдают свои отрицательные заряды
катоду и в результате
этого там возникает химическая реакция
Cd
+ 2ОН = =
Cd(ОН)3,
т. е. образуется гидрат окиси кадмия Cd
(ОН)2.
Из
внешней цепи на анод поступают свободные
электроны, а
из электролита — положительные ионы
калия К+,
которые отдают
аноду свои положительные заряды. В
результате на аноде
возникает следующая реакция: 2Ni(ОН)3
+ 2К = =
2Ni(ОН)2+2КОН,
т. е. при разряде аккумулятору на аноде
образуется
гидрат закиси никеля Ni(ОН)2
и едкий кали КОН. Следовательно,
уравнение токообразующего процесса
при разряде
кадмиево-никелевого акумулятора можно
записать так:
2Ni(ОН)3
+ 2КОН + Cd
= 2Ni(ОН)2
+ 2КОН + Cd(ОН)2.
анод катод
анод катод
Концентрация
электролита при разряде и заряде
аккумулятора
не изменяется, так как сколько едкого
кали расходуется вблизи
катода, столько же его возникает вблизи
анода.
Основные
технические данные аккумуляторной
батареи 20КНБН-25
э.д.с.
заряженной батареи,
В 25
Емкость
заряженной батареи при t=
25±10°С и
разряде током 10 А до напряжения 20 В,
А.Ч 25
Диапазон
рабочих температур, °С …. от
—5
до +50 Продолжительность
разряда, мин:
током 25 А не
менее 57
» 50 » » » 22
» 100
» » » 11
Плотность
электролита, г/см3 1,3
Масса
батареи, кг 24
Электрические характеристики
авиационных аккумуляторов.
Электродвижущей
силой (э. д. с.) аккумулятора называется
разность потенциалов его выводных
зажимов при разомкнутой внешней
цепи. Э. д. с. элемента зависит от состава
электродов
и электролита и не зависит от формы,
числа и размеров электродов.
Внутренним
сопротивлением аккумулятора называется
электрическое сопротивление, оказываемое
аккумулятором току, протекающему
через него. По мере разряда аккумулятора
его внутреннее сопротивление растет.
Внутреннее сопротивление
кадмиево-никелевого аккумулятора можно
практически определять по формуле
r0=0,3
: Q
где Q
— емкость аккумулятора.
Напряжение
аккумулятора отличается от э.д.с. на
значение падения напряжения на внутреннем
сопротивлении аккумулятора.
С эксплуатационной точки зрения важно
знать не э. д. с., а
напряжение аккумулятора, так как именно
его необходимое
значение нужно обеспечить потребителю.
Напряжение
аккумулятора, зависящее от э. д. с.,
разрядного тока и внутреннего сопротивления
аккумулятора, уменьшается в процессе
разряда.
Напряжение
аккумулятора зависит от тока нагрузки,
поэтому его нужно измерять при определенном
разрядном
токе. По напряжению можно ориентировочно
судить о степени
разреженности аккумулятора, а напряжение
аккумулятора
зависит от его температуры. При понижении
температуры увеличивается
вязкость электролита, процесс диффузии
замедляется
и это вызывает уменьшение э. д. с., а также
повышение внутреннего сопротивления.
Таким образом, с уменьшением температуры
напряжение аккумулятора падает. Среднее
разрядное
напряжение кадмиево-никелевого
аккумулятора принимается
равным 1,25 В.
Емкостью
аккумулятора называется, количество
электричества,
отдаваемое полностью заряженным
аккумулятором
в процессе разряда до наименьшего
допустимого разрядного
напряжения.
Отдача
аккумулятора по емкости и по энергии.
Энергия, затрачиваемая на заряд
аккумулятора, больше энергии,
получаемой при разряде. Это объясняется
расходом энергии
на нагревание акумулятора проходящими
через него разрядными
и зарядными токами, на электролиз воды
во время заряда
и саморазряд батареи.
Характеризуя
аккумуляторы, различают отдачу по
емкости и
по энергии. Отдачей
по емкости nQ
называют отношение разрядной
емкости Qp
к зарядной емкости Qз:nQ=Qp/Qз
Зарядной емкостью Qз
называется количество электричества,
затрачиваемое на заряд аккумулятора.
При постоянных значениях
зарядного и разрядного токов отдача по
емкости определяется
по формуле nQ
=IРtР/IЗtЗ,
где tР
и tЗ
— длительность разряда и заряда.
Отдача кадмиево-никелевого аккумулятора
по его емкости колеблется в пределах
65—70%.
Отдачей
по энергии или
к. п. д. nW
называют
отношение энергии
WP,
полученной от аккумулятора при разряде,
к энергии
WЗ,
затраченной на его заряд: nW=
WP
/WЗ=
VРIРtР/VЗIЗtЗ,
где VР
и VЗ
— средние
значения напряжений при разряде и
заряде.
Отдача
,по энергии меньше отдачи по емкости
VР<VЗ
поэтому
nW<nQ.
Она колеблется в пределах 50—55%, так как
потеря
энергии сильно зависит от разного рода
необратимых процессов,
например, в электролите и на электродах.
Если разряд
аккумулятора вести предельным током,
то в соответствии с
этим отдача аккумулятора как по емкости,
так и по энергии
будет уменьшена из-за более интенсивных
химических реакций.
Срок
службы самолетных аккумуляторов невысок,
вследствие
тяжелых условий эксплуатации и
конструктивных особенностей,
вытекающих из стремления уменьшить
массу и габариты
батареи. Срок службы измеряется в циклах.
Циклом
называется
процесс одного заряда батареи и ее
последующего разряда.
Аккумуляторная батарея считается
вышедшей из строя, если
ее емкость менее 75% от номинальной. Срок
службы аккумулятора во многом зависит
от соблюдения правил его эксплуатации.
Отклонение от правил эксплуатации
аккумуляторов, изложенных
в специальных инструкциях, приводит к
снижению срок
а службы.
Преимущества
и недостатки щелочного аккумулятора.
Основными достоинствами этих батарей
являются высокая
прочность и большой срок службы. Они
могут длительно
храниться с электролитом в разряженном
и полуза-ряженном состоянии и
нечувствительны к перезаряду. Недостаток
их в сравнительно большом внутреннем
сопротивлении (примерно
на 20% больше, чем у свинцовых аккумуляторов
соответствующей
емкости). Кроме того, они имеют большую
разницу
между напряжениями заряда и разряда.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Технологические карты обслуживания никель-кадмиевых бортовых аккумуляторных батарей типа 20НКБН-25-УЗ
Описание:
Настоящие технологические карты составлены в соответствии с Регламентом технического обслуживания Г73.536.608 РО, Руководством по технической эксплуатации Г73.536.610 РЭ, Руководством по эксплуатации бортовых авиационных аккумуляторных батарей и организации работы зарядных аккумуляторных станций и определяют содержание работ, объем и сроки их выполнения при проведении технического обслуживания батарей типа 20НКБН-25-УЗ на ЗАС.
- 2867 просмотров
Добавить комментарий
libcats.org
Главная →
Батарея аккумуляторная 20НКБН-25-У3. Технологические указания по техническому обслуживанию и проверке на соответствие НТП
Скачать книгу бесплатно (pdf, 2.86 Mb)
Читать «Батарея аккумуляторная 20НКБН-25-У3. Технологические указания по техническому обслуживанию и проверке на соответствие НТП»
EPUB | FB2 | MOBI | TXT | RTF
* Конвертация файла может нарушить форматирование оригинала. По-возможности скачивайте файл в оригинальном формате.
Популярные книги за неделю:
#1
Ф.И.Бурдейный, Н.В.Казанский. Карманный справочник радиолюбителя-коротковолновика (1959, DjVu)
440 Kb
#2
Я.Войцеховский. Радиоэлектронные игрушки (1977, djvu)
13.76 Mb
#3
Подготовка саперов, подразделений специального назначения по разминированию
Категория: Научно-популярная литература (разное)
1.49 Mb
#4
128 советов начинающему программисту
Очков В.Ф., Пухначев Ю.В.
Категория: computers, computers, prog
8.91 Mb
#5
Английский язык в картинках
I.A. Richards; Christine M. Gibson
Категория: Иностранные языки
5.77 Mb
#6
Красота в изгнании. Королевы подиума
Александр Васильев
Категория: Исторические
21.01 Mb
#7
Ограждение участка. Ограды. Заборы. Калитки. Ворота
В.И.Рыженко
Категория: Строительство
1.23 Mb
#8
Эти загадочные зеркала
В. Правдивцев
Категория: Религия. Эзотерика
88.19 Mb
#9
Самоделки школьника
Тарасов Б.В.
Категория: science, science, technical, hobby, oddjob
41.91 Mb
#10
Наука и жизнь.Маленькие хитрости
Категория: E_Engineering, EM_Mechanics of elastic materials
3.50 Mb
Только что пользователи скачали эти книги:
#1
Инерциальный термоядерный синтез
Дюдерштадт Дж., Мозес Г. (Duderstadt, Moses)
Категория: Physics, Plasma
3.57 Mb
#2
Станционные устройства автоматики и телемеханики
Казаков А.А. и др.
7.43 Mb
#3
Происхождение мозга
Савельев С.В.
8.41 Mb
#4
Практикум по анатомии мозга человека
С.В. Савельев, М.А. Негашева
Категория: Медицина, Нейрология
16.36 Mb
#5
Теоретические (естественнонаучные) основы судебного почерковедения
Манцветова А. И., Орлова В. Ф., Славуцкая И. А.; отв. ред. А. Р. Шляхов
Категория: Государство и право
32.99 Mb
#6
Фазовые состояния растворов и смесей полимеров. Справочник
Нестеров А.Е., Липатов Ю.С.
Категория: info, guide, science, technical
4.99 Mb
#7
Криминальный гипноз
Кандыба В.М.
Категория: science, , science, popular
1.59 Mb
#8
Викка (для начинающих)
Скотт Каннингем
Категория: ЭЗОТЕРИКА
1.05 Mb
#9
Сборник текстов и упражнений: для студентов химического факультета, изучающих французский язык
Некрасов С.В.
Категория: Иностранный язык
482 Kb
#10
3D Studio VIZ для дизайнера
Хаббелл Джереми, Бордмэн Тед
Категория: ДИЗАЙН и ГРАФИКА, ХОББИ и РЕМЕСЛА
104.70 Mb