Батарея аккумуляторная 20нкбн 25 у3 руководство

ООО «РН-Пожарная безопасность»

Выражаем компании KRONVUZ благодарность за производство и поставку мобильной аккумуляторной мастерской в филиал «Ангара» ООО «РН-Пожарная безопасность».

Мобильная Аккумуляторная мастерская позволит своевременно и качественно проводить обслуживание аккумуляторных батарей, что в свою очередь повысит готовность…

Подробнее

ООО «Вента-Строй»

Компания ООО «Вента-Строй» уже долгое время сотрудничает с KRONVUZ.

За все время сотрудничества нашей компанией было приобретено значительное количество оборудования для оснащения объектов. Продукция предприятия полностью соответствует заявленным характеристикам…

Подробнее

ООО «ПГ Комплексные поставки»

KRONVUZ является нашим партнером в области производства и поставки технологического оборудования для обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей всех типов.

В 2016 году KRONVUZ осуществило поставку оборудования для обслуживания авиационных аккумуляторных батарей…

Подробнее

3. Аккумуляторная батарея 20НКБН-25

Назначение
и устройство. Аккумуляторная
батарея 20НКБН-25
(20 — число элементов, НК — никель-кадмиевая,
Б—батарея, Н—намазная, 25 — емкость в
ампер-часах) слу­жит
дополнительным источником электрической
энергии на са­молете.
Кроме того, аккумулятор служит для
запуска двигате­ля
и питания бортовой сети в случае отказа
генератора и для, работы
в полете в буферном режиме с генератором.
Щелочная аккумуляторная
батарея установлена в центроплане
справа (см.
рис. 2).

Батарея
составлена из 20 аккумуляторов, соединенных
пос­ледовательно шинами (рис. 76). Сосуд
аккумулятора изготов­лен
из пластмассы. Внутри сосуда помещены
положительные и отрицательные
пластины, разделенные эбонитовыми
изоляцион­ными палочками. Боковая
изоляция предохраняет пластины от
соприкосновения
со стенками сосуда. Пробка прикрывает
от­верстие
в аккумуляторе, служащее дли заливки
его электроли­том
и для отвода газов.

Аккумуляторы
помещены в корпус, выполненный из
нержа­веющей
стали. На боковых стенках корпуса имеются
смотровые окна
для наблюдения за уровнем электролита.
В качестве электролита
в кадмиево-никелевом аккумуляторе
применяется водный
раствор едкого калия (КОН). Для улучшения
работы аккумулятора
в электролит добавляется едкий литий
(LiOH).

Рис. 76. Щелочной
аккумулятор

Рис. 77. Пластины
щелочного аккумулятора

Положительные и отрицательные
пластины кадмиево-нике-левого
аккумулятора (рис. 77) состоят из отдельных
стальных никелированных
рам, в которые заделаны в виде ячеек
пакети­ки из перфорированной стали
с активной массой. В качестве активной
массы положительных пластин применяется
смесь из гидрата закиси
никеля Ni(ОН)2,
гидрата окиси никеля Ni(ОН)3
и некоторого
количества графита (до 20%), увеличивающего
электропроводимость
массы. В качестве активной массы
отри­цательных пластин применяется
смесь губчатого кадмия Cd
с железом Fe
(75—80% кадмия и 20—25% железа). Железо
уве­личивает
электропроводимость массы и предохраняет
ее от спе-кания.

Электрохимические процессы
при заряде аккумулятора.
При
заряде анод аккумулятора
присоединяется к положительному полюсу
источника электрической энергии, а
катод — к отрица­тельному
полюсу.

В начале заряда аккумулятор
представляет собой электро­химическую
систему следующего состава:

Ni(ОН)2
|КОН| Cd(ОН)2

анод электролит катод

При подключении аккумулятора
к источнику постоянного тока
в цепи возникает электрический ток
вследствие движения ионов.

На рис.
78 показана принципиальная схема заряда
акку­мулятора.
Под действием внешней разности потенциалов
сво­бодные
электроны уходят с анода, одновременно
отрицательные ионы гидроксила ОН
попадают на анод и отдают ему свои
от­рицательные
заряды. На аноде возникает химическая
реакция, которая
в молекулярном виде может быть записана
так: 2Ni(ОН)2
+ 2(ОН) = 2Ni(ОН)3.
На отрицательном электроде происходит
реакция: Cd(ОН)2->Cd+2(ОН),
т. е. гидрат окиси кадмия
Cd(ОН)2,
в результате химической реакции
распадает­ся на губчатый кадмий Cd
и гидроксил 2(ОН). Последний, вступая
в химическое взаимодействие с калием,
образует мо­лекулы
едкого кали: 2(ОН)+2К = 2КОН. Следовательно,
уравнение
токообразующего процесса при заряде
кадмиево-ни-келевого
аккумулятора можно записать в следующем
виде:

Cd(ОН)2
+ 2КОН + 2Ni(ОН)2
= Cd2КОН
+ 2Ni(ОН)3,

катод
анод

анод

т. е. в
результате на катоде восстанавливается
губчатый кад­мий,
а
на
аноде — гидрат окиси никеля 2Ni(ОН)3.

Электрохимические
процессы при разряде аккумулятора.
За­ряженный
аккумулятор представляет собой
электрическую схе­му,
где активным веществом анода является
гидрат окиси ни­келя
Ni(ОН)з,
активной массой катода—губчатый
(пористый) кадмий
Cd
и электролитом раствор едкого кали КОН.
В элек­тролите
аккумулятора происходит непрерывный
процесс элек­тролитической
диссоциации молекул: КОН<>К+
+ ОН-.

Рис. 78. Схема заряда кадмиевоникелевого
аккумулятора Рис. 79. Схема разряда
кадмиевоникелевого аккумулятора

При
подсоединения к зажимам аккумулятора
нагрузки в це­пи
возникает электрический ток, и аккумулятор
начинает раз­ряжаться.

Принципиальная
схема разряда кадмиево-никелевого
аккуму­лятора
показала на рис. 79. Положительные ионы
калия К пе­ремещаются в направлении
электрического поля, т. е. от отри­цательного
электрода к положительному. Отрицательные
ионы гидроксила
ОН перемещаются навстречу электрическому
полю, т.
е. от анода к катоду. С отрицательного
электрода электроны уходят
во внешнюю цепь. Отрицательные ионы
гидроксильной группы
ОН отдают свои отрицательные заряды
катоду и в ре­зультате
этого там возникает химическая реакция
Cd
+ 2ОН = =
Cd(ОН)3,
т. е. образуется гидрат окиси кадмия Cd
(ОН)2.

Из
внешней цепи на анод поступают свободные
электроны, а
из электролита — положительные ионы
калия К+,
которые отдают
аноду свои положительные заряды. В
результате на аноде
возникает следующая реакция: 2Ni(ОН)3
+ 2К = =
2Ni(ОН)2+2КОН,
т. е. при разряде аккумулятору на аноде
образуется
гидрат закиси никеля Ni(ОН)2
и едкий кали КОН. Следовательно,
уравнение токообразующего процесса
при раз­ряде
кадмиево-никелевого акумулятора можно
записать так:

2Ni(ОН)3
+ 2КОН + Cd
= 2Ni(ОН)2
+ 2КОН + Cd(ОН)2.

анод катод
анод катод

Концентрация
электролита при разряде и заряде
аккумуля­тора
не изменяется, так как сколько едкого
кали расходуется вблизи
катода, столько же его возникает вблизи
анода.

Основные
технические данные аккумуляторной
батареи
20КНБН-25

э.д.с.
заряженной батареи,
В
25

Емкость
заряженной батареи при t=
25±10°С и
разряде током 10 А до напряжения 20 В,

А.Ч 25

Диапазон
рабочих температур, °С …. от
—5

до +50 Продолжительность
разряда, мин:

током 25 А не менее 57

» 50 » » » 22

» 100 »
» » 11

Плотность
электролита, г/см3 1,3

Масса
батареи, кг 24

Электрические характеристики
авиационных аккумуляторов.

Электродвижущей
силой (э. д. с.) аккумулятора назы­вается
разность потенциалов его выводных
зажимов при разом­кнутой внешней
цепи. Э. д. с. элемента зависит от состава
элек­тродов
и электролита и не зависит от формы,
числа и размеров электродов.

Внутренним сопротивлением
аккумулятора называется
электрическое сопротивление, оказываемое
аккуму­лятором току, протекающему
через него. По мере разряда ак­кумулятора
его внутреннее сопротивление растет.
Внутреннее сопротивление
кадмиево-никелевого аккумулятора можно
прак­тически определять по формуле
r0=0,3
: Q
где Q
— емкость ак­кумулятора.

Напряжение аккумулятора
отличается от э.д.с. на
значение падения напряжения на внутреннем
сопротивлении аккумулятора.
С эксплуатационной точки зрения важно
знать не э. д. с., а
напряжение аккумулятора, так как именно
его необходимое значение
нужно обеспечить потребителю. Напря­жение
аккумулятора, зависящее от э. д. с.,
разрядного тока и внутреннего сопротивления
аккумулятора, уменьшается в про­цессе
разряда.

Напряжение аккумулятора
зависит от тока на­грузки,
поэтому его нужно измерять при определенном
разряд­ном токе. По
напряжению можно ориентировочно судить
о сте­пени разреженности
аккумулятора, а напряжение аккумуля­тора
зависит от его температуры. При понижении
температуры увеличивается
вязкость электролита, процесс диффузии
замед­ляется и это
вызывает уменьшение э. д. с., а также
повышение внутреннего сопротивления.
Таким образом, с уменьшением температуры
напряжение аккумулятора падает. Среднее
раз­рядное напряжение
кадмиево-никелевого аккумулятора
прини­мается равным
1,25 В.

Емкостью аккумулятора
называется, количество электричества,
отдаваемое полностью заряженным
аккумулято­ром в
процессе разряда до наименьшего
допустимого разрядно­го
напряжения.

Отдача аккумулятора по
емкости и по энер­гии.
Энергия, затрачиваемая на заряд
аккумулятора, больше энергии,
получаемой при разряде. Это объясняется
расходом энергии на
нагревание акумулятора проходящими
через него разрядными
и зарядными токами, на электролиз воды
во время заряда и
саморазряд батареи.

Характеризуя аккумуляторы,
различают отдачу по емкости и
по энергии. Отдачей
по емкости
nQ
называют отношение раз­рядной
емкости Qp
к зарядной емкости Qз:nQ=Qp/Qз

Зарядной емкостью Qз
называется количество электричест­ва,
затрачиваемое на заряд аккумулятора.
При постоянных значениях
зарядного и разрядного токов отдача по
емкости оп­ределяется
по формуле nQ
=IРtР/IЗtЗ,
где tР
и tЗ
— длитель­ность разряда и заряда.
Отдача кадмиево-никелевого аккумуля­тора
по его емкости колеблется в пределах
65—70%.

Отдачей по энергии или
к. п. д. nW
называют отношение
энергии WP,
полученной от аккумулятора при разряде,
к энер­гии WЗ,
затраченной на его заряд: nW=
WP
/WЗ=
VРIРtР/VЗIЗtЗ,

где VР
и VЗ
— средние
значения напряжений при разряде и
за­ряде.

Отдача ,по энергии меньше
отдачи по емкости VР<VЗ
поэ­тому
nW<nQ.
Она колеблется в пределах 50—55%, так как
по­теря энергии сильно
зависит от разного рода необратимых
процессов, например, в
электролите и на электродах. Если раз­ряд
аккумулятора вести предельным током,
то в соответствии с этим
отдача аккумулятора как по емкости, так
и по энер­гии будет
уменьшена из-за более интенсивных
химических ре­акций.

Срок службы самолетных
аккумуляторов невысок, вследст­вие
тяжелых условий эксплуатации и
конструктивных особен­ностей,
вытекающих из стремления уменьшить
массу и габари­ты
батареи. Срок службы измеряется в циклах.
Циклом назы­вается
процесс одного заряда батареи и ее
последующего раз­ряда.
Аккумуляторная батарея считается
вышедшей из строя, если
ее емкость менее 75% от номинальной. Срок
службы ак­кумулятора во многом зависит
от соблюдения правил его экс­плуатации.
Отклонение от правил эксплуатации
аккумуляторов, изложенных
в специальных инструкциях, приводит к
снижению срок а службы.

Преимущества и недостатки
щелочного ак­кумулятора.
Основными достоинствами этих батарей
яв­ляются высокая
прочность и большой срок службы. Они
могут длительно храниться
с электролитом в разряженном и
полуза-ряженном состоянии и нечувствительны
к перезаряду. Недоста­ток
их в сравнительно большом внутреннем
сопротивлении (примерно
на 20% больше, чем у свинцовых аккумуляторов
со­ответствующей
емкости). Кроме того, они имеют большую
раз­ницу между
напряжениями заряда и разряда.

4. Регулирующие устройства

Для увеличения надежности
снабжения потребителей элек­троэнергии
установленные на самолете источники
электропита­ния —
генератор и аккумулятор — соединены
между собой па­раллельно.
При таком подключении напряжение
генератора во время
полета должно поддерживаться постоянным
и быть не­сколько выше
напряжения аккумулятора, чтобы питание
всех потребителей осуществлялось от
генератора и в то же время происходила
подзарядка аккумулятора.

При понижении напряжения
генератора вследствие умень­шения
частоты вращения вала двигателя
(планирование, руле­ние
и т. п.) генератор должен автоматически
отключаться от бортовой
сети, в противном случае пойдет обратный
ток, т. е-ток от аккумулятора к генератору.

Обеспечение указанных
условий требует установки дополни­тельных
электрических устройств, при помощи
которых можно

Рис.80.
Угольный регулятор Р-25АМ

Рис. 81. Схема угольного
регулятора Р-25АМ:

1 — обмотка
электромагнита; 2
корпус;
3
сердечник; 4
— якорь;
5
мембрана; 6
и 10
— угольные
контакты; 7—уголь­ный столб; 8
— керамическая
трубка; 9
ребристый корпус; 11
регулировочный
винт; R
— регулируемое сопротивление; R1

сопротивление температурной
ком­пенсации

поддерживать на определенном
уровне напряжение гене­ратора,
автоматически подключать и отключать
его от бор­товой сети
самолета.

На самолете Як-18Т такими
регулирующими устройствами являются
угольный регулятор напряжения Р-25АМ,
дифферен-циальное
минимальное реле ДМР-200Д, автомат защиты
АЗП-1МБ, трансформатор
ТС-9М-2.

Угольный регулятор напряжения
Р-25АМ (рис. 80) предназ­
начен
для автоматического поддержания
стабильного напря­
жения
генератора при изменении частоты
вращения и нагруз­
ки.
Он установлен в переднем отсеке
оборудования между
шпангоутами
№ 0 и 1 (см. рис. 2). В комплект регулятора
на­
пряжения входят:
собственно регулятор с кронштейном,
кон-
тактно-клеммовая
панель, выносное переменное
сопротивление
ВС-25А,
конденсатор КБМ-31.

Основные технические данные

Номинальное
напряжение, В . . . . 27±10%

Пределы
изменения напряжения генератора с
помощью сопротивления ВС-25А, В . ±2

Максимальная
рассеиваемая мощность
в
угольном столбе, Вт 85

Сопротивление
угольного столба, Ом:

минимальное 0,28

максимальное

30

Общая
масса комплекта угольного регуля­
тора,
кг 1,6

Режим работы . . …
. длительный

Рис. 82. Функциональная схема
регулятора

Р-’25АМ:

К уг
Ст—сопротивление
угольного столба; R1
— со­противление температурной
компенсации; R2
— ста-билизирующее
сопротивление;
ВС-25А
регули- -ровочное сопротивление;
L1—рабочая
обмотка ре­гулятора; L2
— обмотка температурной компенсации;
S0
— обмотка параллельной работы; С

конденса-тор постоянной емкости;
А,Б,Ж,Л,Г,Ш
клем­мы
регулятора

Угольный
регулятор состоит из электромаг­нита
с якорем, воспри-, нимающего
изменения напряжения
генерато­ра,
и угольного столба (рис.81),
являющего­ся
переменным сопро­тивлением.
Угольный столб собирается из от­дельных
угольных шайб.
С одной стороны шайбы
удерживаются регулировочным
вин­том,
с другой — мем­бранной
(пружинной латунной
шайбой) в сжатом
состоянии.

Юбмотка
электромагнита состоит из трех частей:
рабочей, предназначенной
для температурной компенсации и
обеспечи­вающей
параллельную работу. Якорь электромагнита
соеди­няется
с мембраной. Рабочая обмотка электромагнита
подклю­чается
параллельно к зажимам генератора, а
угольный столб — последовательно
к цепи обмотки возбуждения генератора.
Для отвода
тепла угольный столб помещен в ребристый
корпус.

В цепь
обмотки электромагнита включены три
резистора: регулировочный
ВС-25А, R1
с
сопротивлением термокомпенса­ции
и R2
со
стабилизирующим сопротивлением. Все
элементы собираются
в единую конструкцию и устанавливаются
на крон­штейне.
На кронштейне имеются контактные болты,
которые при
установке регулятора на клеммовую
панель плотно прижи­маются
контактным пластинам.

Для
уменьшения помех радиоприему, возникающих
при ра­боте угольного регулятора
напряжения, имеется конденсатор КБМ-31
емкостью 4 мкФ.

На рис.
82 представлена принципиальная
электрическая схема
угольного регулятора Р-25АМ. Напряжение
генератора зависит
от частоты вращения якоря генератора
и его магнит­ного
потока: U=
спФ,
где
с

постоянная величина, объединяю­щая
постоянные параметры данного генератора,
п

частота вращения якоря генератора; Ф —
магнитный поток полюсов.

Частота
вращения вала двигателя в процессе
полета может изменяться,
поэтому меняется и напряжение генератора.
Для поддержания
постоянства напряжения нужно изменять
магнит­ный
поток так, чтобы с увеличением частоты
вращения он про­порционально
уменьшался и, наоборот, с уменьшением
частоты вращения
увеличивался. Такую работу выполняет
угольный ре­гулятор
напряжения Р-25АМ.

Принцип
его работы основан на свойстве угольного
столба менять
свое сопротивление при изменении
давления мембраны на
него. Если напряжение генератора
значительно меньше сво­его
номинального значения или равно нулю,
то притяжение электромагнита отсутствует,
а под действием мембраны сжатие угольного
столба максимально. При этом сопротивление
уголь­ного
столба достаточно мало (около 0,6 Ом) и
обмотка воз­буждения
генератора оказывается .практически
включенной при полном
напряжении генератора.

При
возрастании напряжения генератора
из-за увеличения частоты
вращения его якоря или уменьшения
нагрузки увели­чивается
тяговое усилие электромагнита. Якорь
сильнее при-, тягивается
к сердечнику, преодолевая усилие
мембраны, и уменьшает
давление на угольный столб. Сопротивление
уголь­ного столба увеличится, что
«приведет к снижению тока в об­мотке
возбуждения генератора, а следовательно,
и магнитного потока
статора. Меньший магнитный поток статора
генератора наведет
меньшую э. д. с. генератора. В новом
положении яко­ря
наступит равновесие сил, характеризующееся
некоторым увеличением
тягового усилия электромагнита и усилия
мембра­ны из-за ее дополнительного
прогиба.

При
уменьшении частоты вращения вала
двигателя или увеличении
тока нагрузки напряжение генератора и
ток в об­мотке электромагнита
уменьшатся, его тяговое усилие снизит­ся,
и якорь отойдет от сердечника. При этом
угольный столб сожмётся,
его сопротивление уменьшится, ток в
обмотке воз­буждения возрастет.
Большее магнитное поле статора наведет
большую
э. д. с., и напряжение генератора увеличится
до но­минального
значения.

Дифференциальное
минимальное реле ДМР-200Д (рис. 83)
предназначено
для подключения генератора к бортовой
сети самолета,
когда напряжение генератора превышает
напряже­ние
аккумулятора на 0,3—0,7 В при правильной
полярности генератора;
отключения генератора от сети при
обратном токе 15—25
А; отключения генератора при обрыве
провода в ге­нераторной
линии; сигнализации отказа генератора.
Реле ДМР-200Д
установлено в электрощитке питания под
правым задним
сиденьем.

Основные технические
данные

Напряжение
питания реле, В 20—30

Номинальный
ток в цепи силовых контактов, А 200

Ток в
цепи С, А, не более
5

Обратный
ток отключения реле, А …. 15—25
Превышение
напряжения генератора под напря­
жением
сети, при котором срабатывает реле,
В 0,3—0,7

Aвтомат
защиты АЗП-1МБ предназначен для защиты
са­молетной сети
постоянного тока от аварийного повышения
на-

пряжения,
связанного с отказом угольного регулятора
напряжения Р-25АМ.
Автомат АЗП-1МБ (рис. 84)
установлен в отсеке оборудова­ния
между шпангоутами № 0 и 1 (см. рис. 2). Он
работает совместно c
регулятором напряжения Р-25АМ и
дифференциальным минимальным реле
ДМР-200Д.

Рис. 83. Дифференциально
ми­нимальное
реле ДМР-200Д

Принцип
действия автомата за­щиты
сети АЗП-1МБ следующий. При
аварийном повышении напря­жения
генератора от 31,5 до 50 В через промежуток
времени 0,06— 1,5 с (зависящий от напряжения)
в автомате
срабатывает реле замед­ленного
действия. Из-за замедлен-ния
автомат не успевает реагиро­вать
на случайные эксплуатацион­ные
повышения напряжения. Об­мотка
реле замедленного действия включена
параллельно обмотке воз­буждения
генератора и реагирует на
повышение напряжения в ней.

Рис. 84. Автомат
защиты от перенапряжения
АЗП-1МБ

Рис. 85. Трансформатор
ТС-9М-2

Реле
замедленного действия, срабатывая,
включает промежуточ­ное
реле, которое, в свою очередь, включает
кнопочный контактор. Контактор
срабатывает, становится на
механическую блокировку и сво­ими
контактами обесточивает диф­ференциальное
минимальное реле, которое
отключает генератор от бортовой сети.
Чтобы вновь вклю­чить
генератор в сеть, необходимо нажать
кнопку на корпус автомата и
тем самым снять механическую блокировку.
Нажимать на кнопку автомата
АЗП-1МБ можно лишь после
устранения неисправности в электросети.
Срок службы автома­та
— 50 срабатываний.

Совместная
работа реле ДМР-200Д и автомата защиты
се­ти
АЗП-1МБ рассматривается в параграфе
«Работа электриче­ской
схемы источников постоянного тока и
регулирующих уст­ройств».

Трансформатор
ТС-9М-2
(рис.
85) предназначен для повы­шения
устойчивости работы генератора. Он
установлен на элек-

трощитке
питания под правым задним сиденьем.
Трансформа­тор

стержневого типа с О-образной магнитной
системой. Верхняя
съемная часть магнитопровода имеет
прямоугольную форму,
а нижняя — П -образную.

Трансформатор
ТС-9М-2 работает совместно с угольным
ре­гулятором
напряжения. Плюсовой провод от генератора
на бор­товую
сеть проходит через окно в железе
трансформатора и создает
в нем магнитный поток. При изменении
тока нагрузки генератора
изменяется магнитный поток в сердечнике
транс­форматора,
благодаря чему создается э. д. с.
самоиндукции.

При
резких изменениях нагрузки генератора
регулятор на­пряжения
Р-25АМ в состоянии мгновенно восстанавливать
заданное
напряжение. В данном случае в регуляторе
Р-25АМ используется
э. д. с. самоиндукции обмоток трансформатора
ТС-9М-2
для быстрой стабилизации напряжения
генератора.

Назначение
и устройство. Аккумуляторная
батарея 20НКБН-25
(20 — число элементов, НК — никель-кадмиевая,
Б—батарея, Н—намазная, 25 — емкость в
ампер-часах) слу­жит
дополнительным источником электрической
энергии на са­молете.
Кроме того, аккумулятор служит для
запуска двигате­ля
и питания бортовой сети в случае отказа
генератора и для, работы
в полете в буферном режиме с генератором.
Щелочная аккумуляторная
батарея установлена в центроплане
справа (см.
рис. 2).

Батарея
составлена из 20 аккумуляторов, соединенных
пос­ледовательно шинами (рис. 76). Сосуд
аккумулятора изготов­лен
из пластмассы. Внутри сосуда помещены
положительные и отрицательные
пластины, разделенные эбонитовыми
изоляцион­ными палочками. Боковая
изоляция предохраняет пластины от
соприкосновения
со стенками сосуда. Пробка прикрывает
от­верстие
в аккумуляторе, служащее дли заливки
его электроли­том
и для отвода газов.

Аккумуляторы
помещены в корпус, выполненный из
нержа­веющей
стали. На боковых стенках корпуса имеются
смотровые окна
для наблюдения за уровнем электролита.
В качестве электролита
в кадмиево-никелевом аккумуляторе
применяется водный
раствор едкого калия (КОН). Для улучшения
работы аккумулятора
в электролит добавляется едкий литий
(LiOH).

Рис. 76. Щелочной
аккумулятор

Рис.
77. Пластины щелочного аккумулятора

Положительные
и отрицательные пластины кадмиево-нике-левого
аккумулятора (рис. 77) состоят из отдельных
стальных никелированных
рам, в которые заделаны в виде ячеек
пакети­ки из перфорированной стали
с активной массой. В качестве активной
массы положительных пластин применяется
смесь из гидрата
закиси никеля Ni(ОН)2,
гидрата окиси никеля Ni(ОН)3
и некоторого
количества графита (до 20%), увеличивающего
электропроводимость
массы. В качестве активной массы
отри­цательных пластин применяется
смесь губчатого кадмия Cd
с железом Fe
(75—80% кадмия и 20—25% железа). Железо
уве­личивает
электропроводимость массы и предохраняет
ее от спе-кания.

Электрохимические
процессы при заряде аккумулятора.
При
заряде
анод аккумулятора присоединяется к
положительному полюсу
источника электрической энергии, а
катод — к отрица­тельному
полюсу.

В начале
заряда аккумулятор представляет собой
электро­химическую
систему следующего состава:

Ni(ОН)2
|КОН| Cd(ОН)2

анод электролит катод

При
подключении аккумулятора к источнику
постоянного тока
в цепи возникает электрический ток
вследствие движения ионов.

На рис.
78 показана принципиальная схема заряда
акку­мулятора.
Под действием внешней разности потенциалов
сво­бодные
электроны уходят с анода, одновременно
отрицательные ионы гидроксила ОН
попадают на анод и отдают ему свои
от­рицательные
заряды. На аноде возникает химическая
реакция, которая
в молекулярном виде может быть записана
так: 2Ni(ОН)2
+ 2(ОН) = 2Ni(ОН)3.
На отрицательном электроде происходит
реакция: Cd(ОН)2->Cd+2(ОН),
т. е. гидрат окиси кадмия
Cd(ОН)2,
в результате химической реакции
распадает­ся на губчатый кадмий Cd
и гидроксил 2(ОН). Последний, вступая
в химическое взаимодействие с калием,
образует мо­лекулы
едкого кали: 2(ОН)+2К = 2КОН. Следовательно,
уравнение
токообразующего процесса при заряде
кадмиево-ни-келевого
аккумулятора можно записать в следующем
виде:

Cd(ОН)2
+ 2КОН + 2Ni(ОН)2
= Cd2КОН
+ 2Ni(ОН)3,

катод
анод

анод

т.
е. в результате на катоде восстанавливается
губчатый кад­мий,
а
на
аноде — гидрат окиси никеля 2Ni(ОН)3.

Электрохимические
процессы при разряде аккумулятора.
За­ряженный
аккумулятор представляет собой
электрическую схе­му,
где активным веществом анода является
гидрат окиси ни­келя
Ni(ОН)з,
активной массой катода—губчатый
(пористый) кадмий
Cd
и электролитом раствор едкого кали КОН.
В элек­тролите
аккумулятора происходит непрерывный
процесс элек­тролитической
диссоциации молекул: КОН<>К+
+ ОН-.

Рис. 78. Схема заряда
кадмиевоникелевого аккумулятора Рис.
79. Схема разряда кадмиевоникелевого
аккумулятора

При
подсоединения к зажимам аккумулятора
нагрузки в це­пи
возникает электрический ток, и аккумулятор
начинает раз­ряжаться.

Принципиальная
схема разряда кадмиево-никелевого
аккуму­лятора
показала на рис. 79. Положительные ионы
калия К пе­ремещаются в направлении
электрического поля, т. е. от отри­цательного
электрода к положительному. Отрицательные
ионы гидроксила
ОН перемещаются навстречу электрическому
полю, т.
е. от анода к катоду. С отрицательного
электрода электроны уходят
во внешнюю цепь. Отрицательные ионы
гидроксильной группы
ОН отдают свои отрицательные заряды
катоду и в ре­зультате
этого там возникает химическая реакция
Cd
+ 2ОН = =
Cd(ОН)3,
т. е. образуется гидрат окиси кадмия Cd
(ОН)2.

Из
внешней цепи на анод поступают свободные
электроны, а
из электролита — положительные ионы
калия К+,
которые отдают
аноду свои положительные заряды. В
результате на аноде
возникает следующая реакция: 2Ni(ОН)3
+ 2К = =
2Ni(ОН)2+2КОН,
т. е. при разряде аккумулятору на аноде
образуется
гидрат закиси никеля Ni(ОН)2
и едкий кали КОН. Следовательно,
уравнение токообразующего процесса
при раз­ряде
кадмиево-никелевого акумулятора можно
записать так:

2Ni(ОН)3
+ 2КОН + Cd
= 2Ni(ОН)2
+ 2КОН + Cd(ОН)2.

анод катод
анод катод

Концентрация
электролита при разряде и заряде
аккумуля­тора
не изменяется, так как сколько едкого
кали расходуется вблизи
катода, столько же его возникает вблизи
анода.

Основные
технические данные аккумуляторной
батареи
20КНБН-25

э.д.с.
заряженной батареи,
В
25

Емкость
заряженной батареи при t=
25±10°С и
разряде током 10 А до напряжения 20 В,

А.Ч 25

Диапазон
рабочих температур, °С …. от
—5

до +50 Продолжительность
разряда, мин:

током 25 А не
менее 57

» 50 » » » 22

» 100
» » » 11

Плотность
электролита, г/см3 1,3

Масса
батареи, кг 24

Электрические характеристики
авиационных аккумуляторов.

Электродвижущей
силой (э. д. с.) аккумулятора назы­вается
разность потенциалов его выводных
зажимов при разом­кнутой внешней
цепи. Э. д. с. элемента зависит от состава
элек­тродов
и электролита и не зависит от формы,
числа и размеров электродов.

Внутренним
сопротивлением аккумулятора называется
электрическое сопротивление, оказываемое
аккуму­лятором току, протекающему
через него. По мере разряда ак­кумулятора
его внутреннее сопротивление растет.
Внутреннее сопротивление
кадмиево-никелевого аккумулятора можно
прак­тически определять по формуле
r0=0,3
: Q
где Q
— емкость ак­кумулятора.

Напряжение
аккумулятора отличается от э.д.с. на
значение падения напряжения на внутреннем
сопротивлении аккумулятора.
С эксплуатационной точки зрения важно
знать не э. д. с., а
напряжение аккумулятора, так как именно
его необходимое
значение нужно обеспечить потребителю.
Напря­жение
аккумулятора, зависящее от э. д. с.,
разрядного тока и внутреннего сопротивления
аккумулятора, уменьшается в про­цессе
разряда.

Напряжение
аккумулятора зависит от тока на­грузки,
поэтому его нужно измерять при определенном
разряд­ном
токе. По напряжению можно ориентировочно
судить о сте­пени
разреженности аккумулятора, а напряжение
аккумуля­тора
зависит от его температуры. При понижении
температуры увеличивается
вязкость электролита, процесс диффузии
замед­ляется
и это вызывает уменьшение э. д. с., а также
повышение внутреннего сопротивления.
Таким образом, с уменьшением температуры
напряжение аккумулятора падает. Среднее
раз­рядное
напряжение кадмиево-никелевого
аккумулятора прини­мается
равным 1,25 В.

Емкостью
аккумулятора называется, количество
электричества,
отдаваемое полностью заряженным
аккумулято­ром
в процессе разряда до наименьшего
допустимого разрядно­го
напряжения.

Отдача
аккумулятора по емкости и по энер­гии.
Энергия, затрачиваемая на заряд
аккумулятора, больше энергии,
получаемой при разряде. Это объясняется
расходом энергии
на нагревание акумулятора проходящими
через него разрядными
и зарядными токами, на электролиз воды
во время заряда
и саморазряд батареи.

Характеризуя
аккумуляторы, различают отдачу по
емкости и
по энергии. Отдачей
по емкости
nQ
называют отношение раз­рядной
емкости Qp
к зарядной емкости Qз:nQ=Qp/Qз

Зарядной емкостью Qз
называется количество электричест­ва,
затрачиваемое на заряд аккумулятора.
При постоянных значениях
зарядного и разрядного токов отдача по
емкости оп­ределяется
по формуле nQ
=IРtР/IЗtЗ,
где tР
и tЗ
— длитель­ность разряда и заряда.
Отдача кадмиево-никелевого аккумуля­тора
по его емкости колеблется в пределах
65—70%.

Отдачей
по энергии
или
к. п. д. nW
называют
отношение энергии
WP,
полученной от аккумулятора при разряде,
к энер­гии
WЗ,
затраченной на его заряд: nW=
WP
/WЗ=
VРIРtР/VЗIЗtЗ,

где VР
и VЗ
— средние
значения напряжений при разряде и
за­ряде.

Отдача
,по энергии меньше отдачи по емкости
VР<VЗ
поэ­тому
nW<nQ.
Она колеблется в пределах 50—55%, так как
по­теря
энергии сильно зависит от разного рода
необратимых процессов,
например, в электролите и на электродах.
Если раз­ряд
аккумулятора вести предельным током,
то в соответствии с
этим отдача аккумулятора как по емкости,
так и по энер­гии
будет уменьшена из-за более интенсивных
химических ре­акций.

Срок
службы самолетных аккумуляторов невысок,
вследст­вие
тяжелых условий эксплуатации и
конструктивных особен­ностей,
вытекающих из стремления уменьшить
массу и габари­ты
батареи. Срок службы измеряется в циклах.
Циклом
назы­вается
процесс одного заряда батареи и ее
последующего раз­ряда.
Аккумуляторная батарея считается
вышедшей из строя, если
ее емкость менее 75% от номинальной. Срок
службы ак­кумулятора во многом зависит
от соблюдения правил его экс­плуатации.
Отклонение от правил эксплуатации
аккумуляторов, изложенных
в специальных инструкциях, приводит к
снижению срок
а службы.

Преимущества
и недостатки щелочного ак­кумулятора.
Основными достоинствами этих батарей
яв­ляются высокая
прочность и большой срок службы. Они
могут длительно
храниться с электролитом в разряженном
и полуза-ряженном состоянии и
нечувствительны к перезаряду. Недоста­ток
их в сравнительно большом внутреннем
сопротивлении (примерно
на 20% больше, чем у свинцовых аккумуляторов
со­ответствующей
емкости). Кроме того, они имеют большую
раз­ницу
между напряжениями заряда и разряда.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Технологические карты обслуживания никель-кадмиевых бортовых аккумуляторных батарей типа 20НКБН-25-УЗ

Технологические карты обслуживания никель-кадмиевых бортовых аккумуляторных батарей типа 20НКБН-25-УЗ

Описание:

Настоящие технологические карты составлены в соответствии с Регламентом технического обслуживания Г73.536.608 РО, Руководством по технической эксплуатации Г73.536.610 РЭ, Руководством по эксплуатации бортовых авиационных аккумуляторных батарей и организации работы зарядных аккумуляторных станций и определяют содержание работ, объем и сроки их выполнения при проведении технического обслуживания батарей типа 20НКБН-25-УЗ на ЗАС.

  • 2867 просмотров

Добавить комментарий

libcats.org

Главная

Обложка книги Батарея аккумуляторная 20НКБН-25-У3. Технологические указания по техническому обслуживанию и проверке на соответствие НТП

Батарея аккумуляторная 20НКБН-25-У3. Технологические указания по техническому обслуживанию и проверке на соответствие НТП

Скачать книгу бесплатно (pdf, 2.86 Mb)


Читать «Батарея аккумуляторная 20НКБН-25-У3. Технологические указания по техническому обслуживанию и проверке на соответствие НТП»

EPUB | FB2 | MOBI | TXT | RTF

* Конвертация файла может нарушить форматирование оригинала. По-возможности скачивайте файл в оригинальном формате.

Популярные книги за неделю:

#1

Ф.И.Бурдейный, Н.В.Казанский. Карманный справочник радиолюбителя-коротковолновика (1959, DjVu)

440 Kb

#2

Я.Войцеховский. Радиоэлектронные игрушки (1977, djvu)

13.76 Mb

#3

Подготовка саперов, подразделений специального назначения по разминированию

Категория: Научно-популярная литература (разное)

1.49 Mb

#4

128 советов начинающему программисту

Очков В.Ф., Пухначев Ю.В.

Категория: computers, computers, prog

8.91 Mb

#5

Английский язык в картинках

I.A. Richards; Christine M. Gibson

Категория: Иностранные языки

5.77 Mb

#6

Красота в изгнании. Королевы подиума

Александр Васильев

Категория: Исторические

21.01 Mb

#7

Ограждение участка. Ограды. Заборы. Калитки. Ворота

В.И.Рыженко

Категория: Строительство

1.23 Mb

#8

Эти загадочные зеркала

В. Правдивцев

Категория: Религия. Эзотерика

88.19 Mb

#9

Самоделки школьника

Тарасов Б.В.

Категория: science, science, technical, hobby, oddjob

41.91 Mb

#10

Наука и жизнь.Маленькие хитрости

Категория: E_Engineering, EM_Mechanics of elastic materials

3.50 Mb

Только что пользователи скачали эти книги:

#1

Инерциальный термоядерный синтез

Дюдерштадт Дж., Мозес Г. (Duderstadt, Moses)

Категория: Physics, Plasma

3.57 Mb

#2

Станционные устройства автоматики и телемеханики

Казаков А.А. и др.

7.43 Mb

#3

Происхождение мозга

Савельев С.В.

8.41 Mb

#4

Практикум по анатомии мозга человека

С.В. Савельев, М.А. Негашева

Категория: Медицина, Нейрология

16.36 Mb

#5

Теоретические (естественнонаучные) основы судебного почерковедения

Манцветова А. И., Орлова В. Ф., Славуцкая И. А.; отв. ред. А. Р. Шляхов

Категория: Государство и право

32.99 Mb

#6

Фазовые состояния растворов и смесей полимеров. Справочник

Нестеров А.Е., Липатов Ю.С.

Категория: info, guide, science, technical

4.99 Mb

#7

Криминальный гипноз

Кандыба В.М.

Категория: science, , science, popular

1.59 Mb

#8

Викка (для начинающих)

Скотт Каннингем

Категория: ЭЗОТЕРИКА

1.05 Mb

#9

Сборник текстов и упражнений: для студентов химического факультета, изучающих французский язык

Некрасов С.В.

Категория: Иностранный язык

482 Kb

#10

3D Studio VIZ для дизайнера

Хаббелл Джереми, Бордмэн Тед

Категория: ДИЗАЙН и ГРАФИКА, ХОББИ и РЕМЕСЛА

104.70 Mb

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Инструкция по применению флюкостата при молочнице женщине
  • Руководство все об автомобилях уаз
  • Эком дезинфицирующее средство инструкция по применению
  • Руководство вооруженными силами рф схема
  • Дардиа крем цена инструкция по применению

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии