«Приемы руководства сюжетно-ролевыми
играми со стороны педагога для детей старшего дошкольного возраста».
Детство –
один из лучших периодов человеческой жизни.
«Детство –
это игра, игра – это детство».
Игра
реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей,
систему отношений, существующую в этом мире. На свете очень много игр. Сегодня
мы хотели бы более подробно остановиться на сюжетно- ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
В чем же ее особенность? Ей присущи основные черты игры: эмоциональная
насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его
мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Сюжетно-ролевая игра имеет очень большое значение в развитии
ребенка.
—
расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире;
—
развивает психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение);
—
формирует социальное поведение;
—
расширяет словарный запас , речь;
—
развивает эмоциональную сферу;
—
развивает коммуникативные способности детей;
—
формирует нравственные качества.
Сюжетно-ролевую
игру можно разделить на игры с бытовыми сюжетами, на производственные и
общественные темы, игры на героико-патриотические темы.
С приходом в нашу жизнь ФГОС дошкольного образования предполагает
учитывать половые различия, национальные особенности, индивидуальный и
дифференцированный подход к ребенку при организации сюжетно-ролевой игры.
В структуре сюжетно-ролевой игры должны существовать: сюжет,
ролевое поведение, роль, игровое действие, воображаемая ситуация.
Основной
особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой
ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными
связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и
отношений, которыми связаны участники событий. В сюжете дети используют два
вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок
принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем
сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре
от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается
воображаемое, игровое значение.
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что
ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие
определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре,
поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая
позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Для того чтобы
игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно
организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском
коллективе.
Термин
«руководство игрой»- обозначает совокупность методов и приемов, направленных на
организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство
сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог
влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует
овладению детьми ролевым поведением.
При
руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр,
углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания у детей разных видов
деятельности.
Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять
самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
При руководстве игрой в старшем дошкольном
возрасте используются следующие приемы:
Приемы прямого
руководства:
— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или
второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца,
коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Приемы косвенного
руководства:
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности
(наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских
телепередач, беседы).
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых
полей.
Выделим условия успешного руководства игрой:
1. Умение наблюдать за детьми, понимать их
игровые замыслы.
Это непросто: ребенок не всегда может, а
иногда и не хочет делиться со взрослым своими намерениями.
2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с
ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без
обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к
творческой выдумке, созданному ребенком образу.
Таким образом, к пяти — шести годам дети умеют
самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать
условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения.
Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.
Перед
каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный
коллектив, научить детей играть.
В среднюю группу к нам пришли дети уже посещающие детский сад, и нашей задачей
было продолжать развивать уже имеющиеся у детей навыки совместной игры. Наши
наблюдения помогли нам наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Были
поставлены следующие задачи: содействовать объединению детей в игре; тактично
руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила,
воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
В
моей группе условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени
в режиме дня, создать игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы —
заместители, бросовый материал, который используется детьми во время игр.
С
помощью родителей оборудовали игровую среду.
Однако
для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым
материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей
действительности, которые дети отражают в своей игре.
Для это надо обогащать содержание детской игры, использовать различные методы
и приёмы такие как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий,
чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых,
использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические
беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы,
разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации
замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования
и др.
Дети
активно взаимодействуют в игре, объединяются в подгруппы. Игровые интересы
устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же
сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно,
самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в
игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают
на себя. Наша роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям
чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры,
которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно
подстраиваются.
Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой
основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить
выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е.
приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Игра — это тот чудесный мир, который позволяет
нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям
громоздкие формы нашего существования.
Руководство
сюжетно-ролевыми играми осуществляется
в двух направлениях:
— формирование
игры как деятельности;
—
использование игры как средства
воспитания ребенка, становления детского
коллектива.
Означает
расширение тематики детских игр,
углубление их содержания. Важное условие
развития игры – расширение их знаний
детей об окружающей жизни, обогащение
впечатлений. Обучение: на занятиях,
экскурсиях прогулках и т.д.Развитие
игры предусматривает наличие
предметно-игровой среды, игрушки,
предметов заместителей; их размещение.
Чем организованнее игра, тем выше его
воспитательное воздействие. Умение
играть сосредоточено, целенаправленно,
учитывает желание других детей.
Для
руководства играми необходимо изучить
интересы детей, как объединяются дети
в игре. Основы объединений.
Косвенные
приемы (подготовка к игре):
-
обогащение
знаний детей об окружающем; -
создание
предметно-игровой среды (приготовление,
изготовление); -
формирование
знаний (чтение худ. лит-ры, рассказы.
Беседа, рассматривание иллюстраций;
дид. Игры, игровые упр, инсценировки,
речевые диалоги).
Прямые
приемы, те которые используются в игре:
-
участие
в сговоре -
разъяснение
-
помощь
воспитателя -
предложение
новой темы игры.
9.Театрализованные игры (игры-драматизации), их своеобразие. Руководство играми в разных возрастных группах.
Театрализованные
игры
представляют собой разыгрывание в лицах
литературных произведений (сказки,
рассказы). Театрализованные игры имеют
готовый сюжет, деятельность ребенка
предопределена текстом произведения.
Театрализованная
игра представляет собой богатейшее
поле для творчества детей. В игре дети
могут изменять и вводить новые сюжетные
линии, вводить новые роли, менять
концовку.
В
театрализованной игре образ героя, его
основные черты, действия, переживания
определены содержанием произведения.
Творчество ребенка проявляется в
правдивом изображении персонажа. Для
этого ребенку необходимо во время
прослушивания произведения, проникнуть
в внутренний мир героя, понять каков
персонаж, почему он так поступает,
представить себе его состояние, чувства.
Умение
представить себе героя произведения,
его переживания, обстановку в которой
происходят события, во многом зависит
от личного опыта ребенка (чем разнообразнее
его впечатления об окр. жизни, тем богаче
воображение, чувства, способность
мыслить).
Для
исполнения роли ребенок должен владеть
разнообразными изобразительными
средствами (мимикой, телодвижениями,
жестами, выразит. лексикой, интонации
речью)
Родителям
рекомендуется водить ребенка в театр,
для того чтобы ребенок знал, что такое
театр, узнал театр изнутри. Целесообразно
устроить так называемый театральный
день в д/с (дети и педагоги показывают
сценки)
В
театрализованных играх развиваются
различные виды детского творчества:
художественно-речевое, музыкально-игровое,
танцевальное, сценическое, певческое.
Дошкольники
знакомятся с разными видами театрального
искусства: литературным, художественным,
театральным.
Виды
театрализованных игр:
-
дети
представляют спектакль сами как артисты
– каждый ребенок выполняет свою роль. -
дети
разыгрывают литературное произведение,
героев которого изображают с помощью
игрушек, озвучивая их роли.
Используются настольный театр, объемные
и плоскостные фигурки, театр фланелеграф,
стаканчиковый театр. -
дети
выступают как настоящие артисты-кукловоды.
Используются театр петрушек, театр
бибабо (кукла надевающаяся на руку).
Театр показывается из-за ширмы. Также
используются для показа куклы –
марионетки. Педагог учит детей какими
способами показывать движения кукол.
Руководство
играми в разных возрастных группах.
Младшая
группа (3-4года)
-
с
раннего возраста нужно учить детей
вслушиваться в художественное слово,
эмоционально откликаться на него;
читать детям потешки, пестушки, попевки,
шутки, стихотворения. -
воспитывать
у детей интерес к драматизации,
театральной деятельности; создавать
ситуации, в которых персонажи кукольного
театра, игрушки вступают с детьми в
диалог, разыгрывать сценки. -
вовлекать
детей в разыгрывание знакомых сказок,
используя разные виды театра: пальчиковый,
настольный, фланелеграф. Использовать
элементы костюмов (шапочки, хвостики)
и атрибуты (лопаты, репку).
Средняя
и старшая группа:
-
включать
их в ситуацию театра, подготовки
спектакля, желание показать спектакль
родителям, малышам. Участие в оформлении
спектакля, изготовлении игрушек. -
давать
детям новые знания о театре (в театре
есть сцена, фойе, зрительный зал,
декорации), о разных жанрах театрального
искусства, об истории театра. -
давать
ребенку такую роль, тот участок работы,
в котором он почувствует себя успешным,
получит удовлетворение. -
заботиться
об оснащении театрализованных игр
(театр. игрушки, игрушки самоделки,
костюмы, атрибуты, декорации) -
уделять
серьезное внимание подбору литературных
произведений (с понятной для детей
моральной идеей, динамичными событиями,
с ярко выраженными персонажами)
Педагогу
советуется преподносить детям текст
произведения выразительно, художественно;
вовлекать их в анализ содержания
произведения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Методическая разработка «Основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников»
Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей, относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников).
Ведь сюжетно-ролевая игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми: развитие игры как деятельности и использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.
Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. При подборе игрушек и организации игрового пространства воспитателю следует принимать во внимание возраст детей. В младших группах наиболее целесообразно располагать игрушки в групповом помещении так, чтобы они находились в поле зрения ребёнка — в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. В старших группах такой необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры. При этом дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.
В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми определены приёмы косвенного воздействия и прямого руководства. Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. п., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры, вместе с тем, вызывает интерес у них к новой теме игры, обогащает содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей. К прямым приёмам руководства относятся: ролевое участие взрослого в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Они дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Однако нельзя забывать, что основное условие использования этих приёмов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. В то же время, развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.
Развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом. На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от од- ной роли к другой. На третьем этапе (5 — 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.
Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:
1. Выбор игры.
Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, а также использовать темы игр, отражающих общественные события и явления, окружающую бытовую жизнь людей.
2. План игры.
Воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребёнка, и определить предполагаемые роли и средства игровой организации.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
Воспитатель должен так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к
об суждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации.
Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья — поезд, кубики — корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.
5. Распределение ролей.
Воспитателю необходимо стремиться удовлетворить игровые потребности детей, то есть каждому предложить желаемую роль, а также установить очерёдность разыгрывания ро- лей разной степени активности, искать возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль.
6. Начало игры.
Воспитателю необходимо создать интересную игровую ситуацию. Для этого можно
использовать некоторые методические приёмы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода; в начале игры распре- делить главные роли между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением.
7. Сохранение игровой ситуации.
В развёрнутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринуждённо развивают сами играющие дети. Воспитатель помогает этому с помощью некоторых приёмов: в общении с детьми употребляет условную игровую терминологию, старается обыграть любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия (требования, поощрения, наказания) осуществляет в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
8. Завершение игры.
Воспитателю необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.
Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течении всего учебного года. В этом может помочь структурированная в таблицах система подбора тематики для игр.
Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми в зависимости от поставленных задач.
Задача № 1: Расширять представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей об окружающей жизни.
Методы и приемы:
* Рассматривание иллюстраций, фотографий
* Просмотр видеоматериалов
* Рассказ воспитателя
* Чтение художественной литературы
* Беседа
* Отгадывание загадок
Задача № 2: Изучать интересы детей, их любимые игры.
Методы и приемы:
* Наблюдение за игровыми объединениями детей
* Рисование на тему «Как мы играем»
* Рисование на тему «Мои любимые игрушки»
* Беседа на тему «Любимые игры»
* Беседа на тему «Мои друзья»
* Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду»
Задача № 3: Создавать «материальную основу» для игры. Обогащать «материальную
базу» для игры.
Методы и приемы:
* Рассматривание предметов, игрушек, предметов-
заместителей
* Рассказ воспитателя о предметах
* Беседа об использовании предметов, игрушек
* Беседа о хранении и размещении игрушек
* Изготовление детьми предметов-заместителей,
игрушек-самоделок, поделок
* Внесение новых игрушек и предметов
Задача № 4: Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре.
Развивать творческие способности детей.
Методы и приемы:
* Предложение темы игры, новых сюжетов
* Обсуждение игрового сюжета
* Создание игровой воображаемой ситуации
* Создание игровой обстановки
* Разработка плана игры
* Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры
* Распределение ролей
* Ролевое участие в игре
Задача № 5: Формировать специфические игровые умения.
Методы и приемы:
* Показ игровых действий с игрушками, предметами,
предметами-заместителями
* Употребление условной игровой терминологии
* Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей)
* Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой
«Сюжетно-ролевая игра в детском саду»
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка.
Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого. У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Организация игры требует согласованных действий участников.
Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:
· сюжет
· содержание
· игровая ситуация
· замысел
· роль
· ролевое действие
· ролевое поведение
· ролевое взаимодействие
· правила
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Игровая ситуация— совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.
Замысел— план действий, задуманный играющими
Роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Ролевое действие— это деятельность ребенка в роли.
Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.
Правила- это порядок, предписание действий в игре
Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей игровой деятельности. Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно. Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.
Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). Сюда входят:
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр кино, видеофильмов;
• занятия (особенно речевые)
• рассмотрение иллюстраций;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• мнимые «телефонные разговоры»;
• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай» ;
• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом») .
Прямое руководство (с вмешательством в игру).
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи, как ко всему коллективу, так и к отдельным детям.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.
Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ.
Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. «Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу». Такие советы обогащают замысел игры.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах. При непосредственном участии в играх, часто совсем не главную, эпизодическую роль занимает воспитатель.. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре спрашивать, где продаются билеты, и таким образом наводить на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине спрашивать о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.
Еще один важный компонент сюжетно-ролевой игры — использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Старший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .
Приемы косвенного руководства.
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
— спланировать ход игры, последовательность действий
— распределить роли, согласовать замысел,
— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
— наблюдение за игрой детей,
— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
— создать игровую ситуацию,
— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.
Рекомендации:
Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, творил.
На чтение 6 мин. Просмотров 3 Опубликовано 06.09.2021
Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей. Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно- развиваюшей среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей. Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия.
Содержание:
- Прямые и косвенные методы руководства игрой
- Методы руководства игрой
- Методы и средства руководства игровой деятельностью детей
- Метод прямого руководства игрой
- Методы прямого руководства игрой
- Методы прямого руководства игрой в доу
Содержание
- Прямые и косвенные методы руководства игрой
- Методы руководства игрой
- Методы и средства руководства игровой деятельностью детей
- Метод прямого руководства игрой
- Методы прямого руководства игрой
- Методы прямого руководства игрой в доу
Прямые и косвенные методы руководства игрой
Ранее в младших группах педагог напрямую обучал детей способам игры – показывал, как играть с игрушкой, объяснял, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составлял не сложный сюжет игры, распределял роли, играл с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом. Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции».
Методы руководства игрой
Инфо Усова утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду, так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную. «Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом». Недопустимо использовать время, отведенное на игры, для какой- либо другой деятельности. К детским играм необходимо подходить очень серьезно, внимательно следить за ходом игры и стараться не упускать возможность для образовательно-воспитательной работы в процессе игры.
Детские игры отличаются своим многообразием «по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу». В зависимости от вида игры, ее задач, необходимо тщательно продумать степень участия педагога в ней, приемы и методы руководства данной игрой.
Методы и средства руководства игровой деятельностью детей
Младший дошкольный возраст. Приемы прямого руководства. Вторая младшая группа Обучение способам игрового отражения действительности: — включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта) — обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры: — вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста) — поощрение -побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная) — помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой) Средняя группа — включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто) — вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога) Приемы косвенного руководства.
Метод прямого руководства игрой
В младшем дошкольном возрасте желательно иметь в группах игрушки и предметы, подобранные по тематике, например, «Магазин», « Больница», «Парикмахерская». В среднем дошкольном возрасте целесообразно поместить в игровую среду заводные игрушки, атрибуты для игр по различным сюжетам, наборы типа полных костюмов. 41.Выбрать 3 правильных ответа Изучением особенностей развития игры в раннем и дошкольном возрасте занимались: Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин С.Л. Новоселова Н.А. Ветлугина Л.А.
Парамонова 42.Вставить пропущенное слово Характеризуя сущность игровой деятельности, Д.Б. Эльконин писал: «Игра – это отражение……социальных………………… отношений между людьми».
Предыдущая123456789Следующая ⇒ использование только косвенных методов руководства сюжетно-ролевой игрой детей. использование прямых методов руководства играми детей. 35.Выбрать 3 правильных ответа К задачам руководства игровой деятельностью детей раннего и дошкольного возраста относятся: Обогащение содержательной стороны игровой деятельности Обогащение игрового опыта детей Формирование положительных отношений между детьми обучение детей игровым действиям обучение детей придумыванию сюжетов 36.Выбрать 3 правильных ответа Изучением создания условий, обеспечивающих развитие игровой деятельности детей, занимались: Е.Е. Кравцова С.Л. Новоселова А.П.Усова Т.Н. Доронова Н.П. Сакулина 37.Выбрать 3 правильных ответа К правильным формулировкам задач руководства игровой деятельностью относятся: Побуждать детей принимать поставленную педагогом задачу.
Методы прямого руководства игрой
Внимание Для возникновения замысла игры целесообразно применять такие методы как чтение художественной литературы (дети любят подрожать своим сверстникам), яркий, впечатляющий рассказ воспитателя о каком либо событии, беседа. Очень впечатляют детей встречи с представителями различных профессий, их рассказы из жизни, интересные случаи на работе. Как уже отмечалось в предыдущей главе, большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал.
Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры. Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство какого-либо “заведения”. Эти методы и приёмы можно применять ко всем самостоятельным играм.
Следующая группа игр – образовательно-воспитательная, проводимая по инициативе взрослого.
Методы прямого руководства игрой в доу
При изучении особенностей взаимодействий между детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности И. Кононова, прежде всего, обращает внимание на типы побуждений к игровому взаимодействию, способы его … Особенности формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников Скачать 50740 0 0 …
) Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка. Этапы развития игровой деятельности детей. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей. Экспериментальное изучение уровня сформированности игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллектуального развития.
Характеристика экспериментальной группы.
По мере угасания интереса к игре воспитатель вносит усложнение в игру: разнообразит варианты, придумывает более сложные правила, изменяет игровую задачу, вносит меру поощрения, использует метод замещения одних предметов на другие. включает новые персонажи. включает новые игровые действия. Привлекательность дидактических игр – возможность выиграть. Но для этого необходимо владеть определенными знаниями, умениями, навыками.
Однако есть дети как активные, раскрепощенные, так и пассивные, робкие, неуверенные в своих возможностях. Именно на таких детей педагогу следует обратить особое внимание. «Руководство воспитателем игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям».
Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях». Однако нельзя полностью брать на себя функции организатора игры, что приемлемо в младшем дошкольном возрасте. Необходимо создать условия, чтобы дети сами были организаторами игр, так как нередко дети слоняются по группе, не умея организовать игру самостоятельно, без участия взрослого.
Важно Необходимо поощрять самостоятельность, детей в проведении игр. Итак, самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте. Для их возникновения проводится большая и кропотливая работа педагога по обогащению детей знаниями, опытом, по расширению их кругозора.
Для успешного протекания сюжетно — ролевых игр необходимо непрерывно углублять знания детей об окружающем мире, знакомить с событиями современности.