Содержание модуля «Классное руководство»
в
программе воспитания
Представляю
вашему вниманию содержание модуля «Классное руководство» в программе
воспитания.
Виктор
Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была
эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное
создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в
рассол, он просолится. А основные «ингредиенты рассола» зависят от классного
руководителя.
Классный
руководитель — ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся.
Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет
воспитательные усилия учителей, родителей и общества, отвечает за организацию
воспитательной работы в своём классе. В настоящее время это действительно
Руководитель класса. И добрый советчик, и управленец, и учитель, и воспитатель.
В отсутствии родителей, это и мама, и папа для ученика в школе.
Чтобы реализовать модуль
«Классное руководство», педагог ведёт работу по нескольким направлениям:
работа
с коллективом класса;
индивидуальная
работа с учащимися вверенного ему класса;
работа
с учителями, преподающими в данном классе;
работа
с родителями учащихся или их законными представителями.
Рассмотрим каждое направление.
1.
Работа
с классным коллективом. Направление реализуется через
•
инициирование
и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой
помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
•
организация
интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности);
•
проведение
классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и
школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
•
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классным руководителем и родителями; празднования в классе дней рождения детей
или организации
мини-поздравлений с днем рождения учащихся, посещение
спектаклей т.д.
•
изучение
сложившегося коллектива, выявление устойчивых групп, выявление лидеров групп,
лидеров класса; организация системы классного самоуправления, а в дальнейшем участия
в работе школьного самоуправления;
•
вовлечение
учащихся в кружки, секции, работающие по программам внеурочной деятельности;
2.
Индивидуальная
работа с учащимися:
· изучение особенностей
личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников
в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в
играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
· поддержка ребенка в решении
важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с
одноклассниками или учителями, успеваемость, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются
решить;
· индивидуальная работа со школьниками
класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не
просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения,
но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
· коррекция поведения ребенка
через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с
другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом
тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или
иное поручение в классе.
3.Работа с
учителями-предметниками:
· регулярные консультации
классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование
единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
· проведение мини-педсоветов,
направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных
влияний на школьников;
· привлечение учителей к
участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и
понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
· привлечение учителей к
участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения
и воспитания детей.
4.Работа с родителями учащихся или их законными
представителями:
·регулярное информирование
родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; информирование родителей о
мероприятиях, в которых можно принять участие детям вне школы для личностного
роста или пополнения копилки личных достижений;
· помощь родителям школьников
или их законным представителям в регулировании отношений между ними,
администрацией школы и учителями-предметниками;
· организация родительских
собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и
воспитания школьников;
· создание и организация работы
родительских комитетов классов, участвующих в решении вопросов воспитания и
обучения их детей;
· привлечение членов семей
школьников к организации и проведению дел класса;
· организация на базе класса
семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и
школы.
В целом классный руководитель – это
координатор и навигатор, помощник, как для учеников своего класса, так и для их
родителей.
Своё выступление хочу закончить словами Конфуция:
«Если
ваш план — на год, сажайте рис. Если ваш план – на десятилетие, сажайте
деревья. Если ваш план — на всю жизнь, учите детей».
Слайд 1
Модуль «Классное руководство»
Слайд 2
Классное руководство – особый вид педагогической деятельности, направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся.
Слайд 4
Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
Слайд 5
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности) Работа с классным коллективом:
Слайд 6
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. Работа с классным коллективом:
Слайд 7
сплочение коллектива класса через: и гры и тренинги на сплочение и командообразование ; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. Работа с классным коллективом:
Слайд 8
Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
Слайд 9
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. Индивидуальная работа с учащимися:
Слайд 10
Индивидуальная работа с учащимися: коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Слайд 11
Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
Слайд 12
Работа с учителями, преподающими в классе: привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
Слайд 13
Работа с учителями, преподающими в классе: привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей
Слайд 14
Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
Слайд 15
Работа с родителями учащихся или их законными представителями: организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями (Примечание: приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал классного руководства, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. В реализации этих видов и форм деятельности педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников).
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
05.08.2021 07:25
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие записи
Модуль рабочей Программы воспитания — «Классное руководство»
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Модуль реализуется через деятельность классного руководителя, как наставника.Приоритетные задачи – содействие жизненному самоопределению ученика, ориентирование в социально значимых практиках.
На уровне начальной школы (1-4 классы):
- содействие формированию у обучающихся таких личностных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду;
- создание в классном сообществе благоприятного климата;
- достижение школьниками качественных показателей в образовании;
- создание условий для развития творческой активности и повышению мотивации к процессу познания.
Способ достижений — через систему внеурочных занятий, включающую в себя такие направления как классные часы, творческие мастерские, экскурсионная деятельность, проектная деятельность.
На уровне основной школы (5-9 классы):
- раскрытие потенциала каждого воспитанника, формирование жизненных ориентиров воспитанника;
- повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов;
- формирование ценностей и активной гражданской позиции;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций;
- развитие способности критического мышления;
- формирование устойчивого сообщества обучающихся (переход от соуправления к самоуправлению);
Способ достижения — через систему классных часов и реализацию коллективных творческих дел.
На уровне средней школы (10 -11 классы):
- создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций
- создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры
- развитие способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в жизни
- формирование у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков, соответствующих современным требованиям.
Способ достижения через систему классных часов, реализацию коллективных творческих дел, поддержку и реализацию детских инициатив.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает следующие направления:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации)
- Вовлечение родительской общественности в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки и внеклассные мероприятия с непосредственным участием родителей)
- Участие родительской общественности в управлении учебно-воспитательным процессом (родительские комитеты классов, школы, Совет родителей школы)
Положение о классном руководстве скачать
Приказ о назначении классных руководителей на 2022-2023 учебный год
Система классных часов на 2022-2023 учебный год скачать
Форум классных руководителей 2022 — 2023 скачать
29.09.2021 — Особую популярность среди классных руководителей занимает система «Аист», направленная на адресную профилактику асоциального поведения и употребления психоактивных веществ подростками. С руководством по использованию «Электронной системы раннего выявления» познакомил педагогов школы 342 Сенин Алексей Александрович, и.о. заместителя директора по УВР ЦППМСП Невского района.
СЛАЙД 1 Модуль «Классное руководство»
СЛАЙД 2 Классное руководство – особый вид педагогической деятельности, направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся.
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с СЛАЙД 3 коллективом класса; НАЖАТИЕ индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; НАЖАТИЕ работу с учителями, преподающими в данном классе; НАЖАТИЕ работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом: СЛАЙД 4
-
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
СЛАЙД 5
-
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), СЛАЙД 6
-
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
СЛАЙД 7
-
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
СЛАЙД 8
Индивидуальная работа с учащимися:
-
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
-
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
СЛАЙД 9
-
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
СЛАЙД 10
-
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
СЛАЙД 11
Работа с учителями, преподающими в классе:
-
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
СЛАЙД 12
-
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
-
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
СЛАЙД 13
-
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
СЛАЙД 14 + НАЖАТИЕ
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
-
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
НАЖАТИЕ
-
помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
СЛАЙД 15 + НАЖАТИЕ
-
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
СКАЗАТЬ О ПОЛОЖЕНИИ, ПОКАЗАТЬ ВОРД ДОКУМЕНТ.
Рассматривая то, что включает в себя модуль «Классное руководство» предлагаю вашему вниманию положение о классном руководстве.
Настоящее положение определяет организационно-методические основы осуществления педагогическими работниками функций классного руководителя, определяет права, обязанности и ответственность сотрудника, назначенного на должность классного руководителя.
То положение, которое нам с вами предстоит сегодня рассмотреть и принять включает в себя 10 основных аспектов.
1. Общие положения
2. Цели, принципы и задачи
деятельности классного руководителя
3. Содержание деятельности классного руководителя
4. Формы и технологии работы классного руководителя
5. Обеспечение академических прав
и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство
6. Организация деятельности классного руководителя
7. Ответственность классного руководителя
8. Связи по должности
9. Оценка эффективности деятельности
классных руководителей
10. Механизмы стимулирования классных руководителей