Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита является

3. Общение с руководством экономического субъекта

до начала аудита и на различных стадиях его проведения

3.1. Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме во время посещения профессиональными сотрудниками аудиторской организации экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.

3.2. При направлении запросов и использовании разъяснений экономического субъекта аудиторская организация должна руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта».

3.3. При общении с руководством экономического субъекта аудиторская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и компетентности лица, ее предоставившего.

3.4. Все существенные вопросы общения с руководством экономического субъекта и полученные от него разъяснения должны быть отражены в рабочей документации проверки.

3.5. Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.

3.6. На стадии переговоров с руководством экономического субъекта должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора. Аудиторской организации рекомендуется разработать с учетом требований законодательства типовые договоры на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг, которые должны применяться на постоянной основе.

3.7. Подписанию договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг может предшествовать подготовка письма — обязательства. Письмо — обязательство направляется руководству экономического субъекта до заключения договора на оказание аудиторских услуг во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. При подготовке письма — обязательства аудиторская организация должна руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письмо — обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита».

3.8. Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью. Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:

а) вопросы планирования аудита;

б) вопросы получения аудиторских доказательств;

в) вопросы оценки аудиторского риска и уровня существенности;

г) вопросы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

д) вопросы использования работы экспертов;

е) организационные вопросы, связанные с проведением аудита;

ж) другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением аудита.

3.9. Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита является обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта. На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:

а) проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация в ходе аудита;

б) вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудиторской организации возникли разногласия;

в) поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудиторской организацией, вне зависимости от того, произведены ли они в этой отчетности;

г) нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;

д) выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутренней среды, существенно влияющие или способные повлиять на непрерывность деятельности экономического субъекта (нарушение допущения непрерывности деятельности);

е) существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения;

ж) другие вопросы, связанные с завершением аудита.

3.10. Существенные вопросы, связанные с завершением аудита, должны быть обсуждены с руководством экономического субъекта, а результаты обсуждения — отражены в рабочей документации проверки. В частности, аудиторская организация может организовать и провести совещание с руководством экономического субъекта, посвященное существенным вопросам, связанным с окончанием аудита.

Взаимодействие руководителей проверяемых объектов и аудиторов

«Аудиторские ведомости», N 7, 2000

Основное назначение стандартизации аудиторской деятельности — установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово — хозяйственной деятельности. Установление норм аудита и определенного набора требований к нему прежде всего вызвано необходимостью однозначного понимания термина «аудит» всеми пользователями бухгалтерской отчетности независимо от местоположения (страны) экономического субъекта, его отраслевой принадлежности, профессиональной подготовленности самого пользователя. Таким образом, круг пользователей аудиторских правил (стандартов) не ограничивается непосредственно аудиторами. В специальной литературе, посвященной обсуждению аудиторских правил (стандартов), нередко подчеркивается, что, в связи с тем что аудит в России находится в стадии становления и еще не имеет установившихся традиций, большой интерес к аудиторским правилам (стандартам) можно ожидать от круга лиц, непосредственно заинтересованных в качестве аудита и изучении его возможностей при проверках достоверности бухгалтерской отчетности, т.е. от собственников, руководителей предприятий, потенциальных инвесторов, судебных органов, бухгалтерской общественности.

Уже при разработке аудиторских стандартов учитывалось то обстоятельство, что круг их пользователей в нашей стране существенно шире, чем в международной практике, поэтому особое внимание уделялось доступности формы изложения, более подробному раскрытию терминов и т.п. Безусловно, необходимы соответствующие комментарии и разъяснения аудиторских правил (стандартов), адресованные пользователям аудиторских услуг, особенно тех положений правил (стандартов), которые непосредственно касаются руководителей экономических субъектов и работников экономических служб. В настоящее время такие материалы почти отсутствуют, и обсуждение аудиторских правил (стандартов) стало сугубо цеховым делом аудиторов.

Действующие правила (стандарты) аудиторской деятельности регулируют довольно обширный круг вопросов, связанных со взаимодействием, ответственностью, обязанностями, гарантиями сторон при проведении аудиторской проверки. Представляется целесообразным систематизировать положения аудиторских стандартов по отдельным аспектам взаимодействия аудиторов и руководителей и персонала проверяемого предприятия. Аудиторские фирмы могут использовать результаты этой работы для подготовки внутрифирменных стандартов, на этапе ведения переговоров с заказчиком, в процессе проведения аудита, а также, например, включить их в пакет информационно — справочных материалов, представляемых заказчику. Возможна группировка положений аудиторских правил (стандартов) — по этапам аудиторской проверки, по тематикам и т.д. Например, как известно, еще до подписания договора аудиторская организация должна направить письмо — обязательство, содержащее следующие указания: а) по условиям аудиторской проверки; б) по обязательствам аудиторской организации; в) по обязательствам экономического субъекта. Безусловно, в нем должны найти отражение положения всех правил (стандартов) аудиторской деятельности, касающиеся этих моментов:

«Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» <1>;

«Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» <2>;

«Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» <3>;

«Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита» <4> и др.

——————————-

<1> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 августа 1999 г., Протокол N 5.
<2> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.
<3> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.
<4> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г., Протокол N 2.

Поэтому для более эффективного и полного применения всех положений правил (стандартов) на каждом этапе можно разработать, например, следующие внутрифирменные документы:

  1. Предварительный этап — «Положения аудиторских (правил) стандартов»: права, обязанности, ответственность сторон на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг: 1. Аудиторская организация. 2. Экономический субъект.
  2. Планирование аудита — «Положения аудиторских правил (стандартов)»: права, обязанности, ответственность сторон на этапе планирования аудита: 1. Аудиторская организация. 2. Экономический субъект.
  3. Порядок взаимодействия сторон и обмена информацией на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.

Не менее важным и актуальным является вопрос о взаимодействии аудиторов с руководителями и сотрудниками проверяемого экономического субъекта. На практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда для руководителей предприятий является новостью тот факт, что правила (стандарты) аудиторской деятельности содержат указания, непосредственно касающиеся их. Следовательно, аудиторам необходимо информировать заказчика и разъяснять эти моменты. Кроме того, как нам представляется, подобные разработки помогут сократить «разрыв ожиданий» и будут способствовать более глубокому взаимопониманию сторон.

Как известно, в международной практике аудита существует понятие «разрыв ожиданий», т.е. «разрыв» между результатами работы аудиторов и «ожиданиями» потребителей информации. В настоящее время в практике российского аудита данной проблеме практически не уделяется внимания, что отнюдь не означает отсутствие как самих «ожиданий», так и «разрыва». В «Аудите Монтгомери» указываются причины возникновения «разрыва ожиданий»: «К середине 80-х годов «разрыв ожиданий» не только продолжал существовать, но и увеличился вследствие сложного экономического положения в некоторых отраслях промышленности и из-за скандальных громких банкротств по причине сомнительных деловых операций или отсутствия у руководства (компаний) точного понимания риска, связанного с бизнесом… Помимо этого администрация и директора крупных корпораций выражали желание, чтобы независимые аудиторы оказывали большую помощь в определении их финансового состояния и перспектив развития, и о том, чтобы аудиторы лучше исполняли свои обязанности при обнаружении отклонений» <5>. Таким образом, для сокращения «разрыва ожиданий» прежде всего необходимо тесное взаимодействие между аудиторами и потребителями аудиторских услуг.

——————————

<5> Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М.О. Рейлли, М.Б. Хирш. Аудит Монтгомери. Пер. с англ. Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997, с.87.

Момент определения ответственности сторон при проведении аудиторской проверки — один из наиболее острых. Часто руководство аудируемого предприятия ожидает, что аудиторская проверка должна служить определенной гарантией от налоговых санкций в будущем, и требует зафиксировать этот факт в договоре. В то же время при проведении проверки аудиторы не всегда встречают понимание и поддержку своих действий.

Ответственность руководителей и персонала экономического субъекта при проведении аудиторской проверки и оказании сопутствующих аудиту услуг

Рассмотрим отдельные положения аудиторских правил (стандартов), непосредственно адресованных руководителям экономических субъектов. Остановимся на ответственности и обязанностях руководителей экономических субъектов при проведении аудиторской проверки или получении сопутствующих аудиту услуг (см. табл. 1).

Таблица 1

Ответственность за  незаключение дого-
вора на проведение обязательного ауди-
та
Экономические субъекты обязаны в слу-
чаях, предусмотренных действующим за-
конодательством Российской Федерации и
нормативными актами, заключать с ауди-
торскими организациями договоры на
проведение обязательного аудита. За
незаключение (несвоевременное заключе-
ние) таких договоров и создание пре-
пятствий к их выполнению они несут от-
ветственность в установленном порядке
Пункт 6.1  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Цели и основ-
ные принципы, связанные с
аудитом бухгалтерской от-
четности"
Ответственность руководителей экономи-
ческого субъекта в отношении бухгал-
терской отчетности
Руководство экономического субъекта
несет ответственность за подготовку,
составление и своевременное представ-
ление достоверной бухгалтерской отчет-
ности в соответствии с нормативными
документами, регулирующими бухгалтерс-
кий учет и отчетность в Российской Фе-
дерации.
Экономические субъекты обязаны в слу-
чаях, предусмотренных действующим за-
конодательством Российской Федерации и
нормативными актами, заключать с ауди-
торскими организациями договоры на
проведение обязательного аудита. За
незаключение (несвоевременное заключе-
ние) таких договоров и создание пре-
пятствий к их выполнению они несут от-
ветственность в установленном поряд-
ке.
Проведение аудиторской проверки не ос-
вобождает руководство экономического
субъекта от ответственности за выпол-
нение присущих ему обязанностей и
функций.
Вопросы разграничения прав и обязан-
ностей сторон в связи с аудитом бух-
галтерской отчетности регламентируются
Правилом (стандартом) аудиторской дея-
тельности "Права и обязанности ауди-
торских организаций и экономических
субъектов"
Пункт 6.1  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Цели и основ-
ные принципы, связанные с
аудитом бухгалтерской от-
четности"
Ответственность руководителей экономи-
ческого субъекта за организацию систе-
мы внутреннего контроля
Руководство экономического субъекта
несет ответственность за разработку и
фактическое воплощение системы внут-
реннего контроля. От него зависит,
чтобы система внутреннего контроля от-
вечала размерам и специфике деятель-
ности экономического субъекта, функци-
онировала регулярно и эффективно. В
экономическом субъекте в соответствии
с его учредительными документами или
правилами внутреннего распорядка может
быть назначен ревизор, создана ревизи-
онная комиссия или организован отдел
"внутреннего аудита", которым может
быть передана часть функций по поддер-
жанию системы внутреннего контроля
Пункт 4.3  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Изучение и
оценка систем бухгалтерс-
кого учета и внутреннего
контроля в ходе аудита".
Одобрено Комиссией по
аудиторской деятельности
при Президенте Российской
Федерации 25 декабря
1996 г., Протокол N 6
Ответственность руководителей экономи-
ческого субъекта за несоблюдение нор-
мативных актов
Аудиторская организация не несет от-
ветственности за невыполнение руко-
водством экономического субъекта и его
экономическими и производственными
подразделениями требований нормативных
актов Российской Федерации. Ответс-
твенность за соблюдение установленных
этими актами норм и правил несет руко-
водство экономического субъекта. В хо-
де проверки аудитор должен исходить из
того, что экономический субъект руко-
водствуется в своей деятельности уста-
новленными нормативными актами до тех
пор, пока не получит доказательств
противного
Раздел 3,  п.3.1, Правила
(стандарта) аудиторской
деятельности "Проверка
соблюдения нормативных
актов при проведении
аудита". Одобрено Комис-
сией по аудиторской дея-
тельности при Президенте
Российской Федерации
15 июля 1998 г., Прото-
кол N 4
Ответственность персонала  и руководс-
тва экономического субъекта в случае
искажений бухгалтерской отчетности
Персонал проверяемого экономического
субъекта, в том числе его руководство,
несет ответственность:
а) за возникновение непреднамеренных и
преднамеренных искажений бухгалтерской
отчетности;
б) за непринятие мер по предупреждению
возникновения подобных искажений;
в) за неустранение или несвоевременное
устранение их
Пункт 5.4  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Действия ауди-
тора при выявлении иска-
жений бухгалтерской от-
четности". Одобрено Ко-
миссией по аудиторской
деятельности при Прези-
денте Российской Федера-
ции 25 декабря 1996 г.,
Протокол N 6
Ответственность руководства   экономи-
ческого субъекта за полноту и досто-
верность предоставляемой информации
Перед обращением к руководству прове-
ряемого экономического субъекта с
целью получения официального разъясне-
ния аудитор должен иметь письменное
доказательство, подтверждающее понима-
ние руководством экономического субъ-
екта того факта, что оно несет ответс-
твенность за предоставление бухгал-
терской отчетности, подготовленной с
учетом требований нормативных докумен-
тов, а также подтверждение осведомлен-
ности о своей ответственности за пре-
доставление аудитору всей необходимой
для аудита точной, полной, относящейся
к делу информации. Такие доказательст-
ва можно получить в форме соответству-
ющих положений договора на проведение
аудита, письма - обязательства на про-
ведение аудита, заявления об ответс-
твенности руководителей экономического
субъекта, подписанного этими руководи-
телями
Пункт 2.1  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Разъяснения,
предоставляемые руководс-
твом проверяемого эконо-
мического субъекта".
Одобрено Комиссией по
аудиторской деятельности
при Президенте Российской
Федерации 15 июля
1998 г., Протокол N 4
Ответственность руководства   экономи-
ческого субъекта за события, произо-
шедшие после даты подписания аудиторс-
кого заключения о бухгалтерской отчет-
ности
Аудиторская организация не несет от-
ветственности за события, произошедшие
после даты подписания аудиторского
заключения о бухгалтерской отчетности,
она не обязана проводить каких-либо
специальных исследований и работ для
выявления и анализа таких событий по
завершении аудита. Ответственность за
информирование аудиторской организации
о таких событиях несет руководство
экономического субъекта.
Если руководство экономического субъ-
екта не сочтет нужным внести поправки,
требуемые аудиторской организацией и
носящие существенный характер, ауди-
торская организация должна:
а) письменно уведомить экономический
субъект о данном факте;
б) перенести на руководство экономи-
ческого субъекта всю ответственность
за последствия решения о том, чтобы не
вносить изменения
Пункты 4.1,4.5,5.1 Пра-
вила (стандарта) ауди-
торской деятельности "Да-
та подписания аудиторско-
го заключения и отражение
в нем событий, произошед-
ших после даты составле-
ния и представления бух-
галтерской отчетности".
Одобрено Комиссией по ау-
диторской деятельности
при Президенте Российской
Федерации 25 декабря
1996 г., Протокол N 6
Ответственность руководства   экономи-
ческого субъекта за подготовку и дос-
товерность бухгалтерской отчетности
В итоговой части (заключения) должно
быть описано распределение ответствен-
ности между экономическим субъектом и
аудиторской фирмой в отношении бухгал-
терской отчетности. При этом подразу-
мевается, что:
экономический субъект несет ответс-
твенность за подготовку и достовер-
ность бухгалтерской отчетности, в от-
ношении которой аудиторская фирма про-
водила аудит
Пункт 4.5.6       Правила
(стандарта) аудиторской
деятельности "Порядок
составления аудиторского
заключения о бухгалтерс-
кой отчетности". Одобрено
Комиссией по аудиторской
деятельности при Прези-
денте Российской Федера-
ции 9 февраля 1996 г.,
Протокол N 1
Ответственность руководства   экономи-
ческого субъекта за предоставление ко-
пий аудиторского заключения
Экономический субъект несет ответс-
твенность за предоставление копий ау-
диторского заключения заинтересованным
пользователям, включая учредителей
(участников), налоговые органы и др.
Пункт 5.4  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Порядок сос-
тавления аудиторского
заключения о бухгалтерс-
кой отчетности"
Ответственность руководства   экономи-
ческого субъекта за выявление и раск-
рытие имеющих к данному экономическому
субъекту связанных сторон
Руководство экономического субъекта
несет ответственность за выявление и
раскрытие имеющих отношение к данному
экономическому субъекту связанных сто-
рон и за правильное отражение в соот-
ветствии с нормативными документами
финансово - хозяйственных операций с
такими сторонами в учете и отчетности.
Руководство экономического субъекта
должно использовать для осуществления
этого надлежащие средства системы бух-
галтерского учета и системы внутренне-
го контроля
Пункт 2.3  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Учет операций
со связанными сторонами в
ходе аудита"
Ответственность руководства   экономи-
ческого субъекта при оказании аудито-
рами сопутствующих услуг
При оказании аудиторами сопутствующих
услуг экономический субъект несет от-
ветственность за соблюдение действую-
щего законодательства, за полноту и
юридическое оформление представляемых
документов, точность и достоверность
предоставляемой информации, за своев-
ременность предоставления документов,
информации, сведений, а также за любые
ограничения возможности осуществления
аудиторской организацией своих обяза-
тельств
Пункт 5.2  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Характеристика
сопутствующих аудиту ус-
луг и требования, предъ-
являемые к ним". Одобрено
Комиссией по аудиторской
деятельности при Прези-
денте Российской Федера-
ции 18 марта 1999 г.,
Протокол N 2
Ответственность руководства   экономи-
ческого субъекта за оценочные значения
в бухгалтерской отчетности
Ответственность за оценочные значения
в бухгалтерской отчетности несет руко-
водитель экономического субъекта.
К оценочным значениям относятся резер-
вы, фонды, регулирующие статьи бухгал-
терской отчетности, состав которых оп-
ределяется правилами бухгалтерского
учета.
Если аудиторская организация считает
различие между оценочным значением,
определенным аудиторской организацией
на основании имеющихся аудиторских до-
казательств, и аналогичным показате-
лем, отраженным в бухгалтерской отчет-
ности, существенным, она может предло-
жить руководству экономического субъ-
екта пересмотреть оценочное значение.
Если руководство экономического субъ-
екта отказывается от такого пересмот-
ра, различие будет считаться ошибкой и
рассматриваться вместе со всеми ос-
тальными искажениями при оценке су-
щественности воздействия на бухгал-
терскую отчетность
Пункты 2.3,2.2,4.3,4.4
Правила (стандарта) ауди-
торской деятельности
"Аудит оценочных значений
в бухгалтерском учете".
Одобрено Комиссией по ау-
диторской деятельности
при Президенте Российской
Федерации 20 августа
1999 г., Протокол N 5
Ответственность руководства  экономи- 
ческого субъекта за содержание прог-
нозной финансовой информации
Ответственность за содержание прогноз-
ной финансовой информации несет руко-
водство экономического субъекта. От-
ветственность за выражение мнения не-
сет аудиторская организация.
Под прогнозной финансовой информацией
понимается информация о будущем финан-
совом положении, будущих финансовых
результатах деятельности, будущем дви-
жении денежных средств экономического
субъекта либо отдельных сторонах его
финансово - хозяйственной деятельности
в будущем, подготовленная исходя из
допущения, что определенные события
произойдут и определенные действия бу-
дут предприняты руководством экономи-
ческого субъекта
Пункты 2.7,2.1  Правила
(стандарта) аудиторской
деятельности "Проверка
прогнозной финансовой ин-
формации". Одобрено Ко-
миссией по аудиторской
деятельности при Прези-
денте Российской Федера-
ции 20 августа 1999 г.,
Протокол N 5
Аудиторская организация  должна полу- 
чить от руководства экономического
субъекта письменные разъяснения в от-
ношении целей использования прогнозной
финансовой информации и применимости
допущений, лежащих в основе прогнозной
финансовой информации. Письменные
разъяснения руководства экономического
субъекта должны подтверждать ответс-
твенность руководства экономического
субъекта за содержание прогнозной фи-
нансовой информации.
Указание на ответственность руководс-
тва экономического субъекта за содер-
жание прогнозной финансовой информации
должно содержаться в отчете о резуль-
татах проверки прогнозной финансовой
информации
Пункты 3.13,4.2 Правила
(стандарта) аудиторской
деятельности "Проверка
прогнозной финансовой ин-
формации"

В п.3.3.6 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» зафиксированы общие моменты определения ответственности сторон: «В разделе об ответственности сторон и порядке разрешения споров предусматриваются:

а) виды и мера ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;

б) обстоятельства, исключающие ответственность за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;

в) возможность и необходимость разрешения возникших споров и разногласий путем переговоров между сторонами договора либо в судебном порядке».

Также вопросам обозначения уровня аудиторских гарантий и рамок ответственности проверяемого экономического субъекта аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта посвящено Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности».

Отдельные составляющие ответственности сторон конкретизируются в других стандартах.

Ответственность руководителей и персонала экономического субъекта при выполнении специальных аудиторских заданий, полученных от государственных органов, экономических субъектов, заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности

Взаимоотношения аудиторской организации и экономического субъекта в процессе выполнения специального аудиторского задания имеют ряд особенностей. Определение особенностей распределения ответственности сторон по результатам выполнения специального аудиторского задания дано в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям» <6>.

——————————

<6> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.

В этой связи следует обратить внимание на важный момент. Если при проведении обязательной аудиторской проверки аудиторы не вправе делать выводы об ответственности того или иного конкретного лица, действия или бездействие которого привело к искажению бухгалтерской отчетности, что зафиксировано в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», то при выполнении специальных аудиторских заданий предусматривается, что в отдельных случаях «аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба».

Ответственность руководства экономического субъекта при выполнении работ по специальным аудиторским заданиям в целом совпадает с ответственностью при проведении аудиторской проверки. Прежде всего это ответственность за достоверность информации, предоставляемой аудиторам.

Обязанности руководителей экономического субъекта, зафиксированные в правилах (стандартах) аудиторской деятельности

При проведении аудита или оказании сопутствующих услуг, естественно, предполагается определенное взаимодействие между руководством, персоналом проверяемого экономического субъекта и аудиторами. Правила (стандарты) аудиторской деятельности довольно подробно регламентируют взаимоотношения сторон и определяют круг взаимных обязательств (см. табл. 2).

Таблица 2

Основные обязанности  проверяемых эко-
номических субъектов
Экономические субъекты, подлежащие
аудиту, обязаны заключать в случаях,
непосредственно предусмотренных дейс-
твующим законодательством Российской
Федерации и нормативными правовыми ак-
тами или международными договорами,
договоры на проведение обязательного
аудита с аудиторскими организациями.
Экономические субъекты, подлежащие
обязательному аудиту, не вправе предп-
ринимать какие - либо действия в целях
уклонения от проведения обязательной
аудиторской проверки.
Проверяемые экономические субъекты,
подлежащие аудиту, обязаны не препятс-
твовать аудиторским организациям в
своевременном и полном проведении
аудиторских проверок, создавать все
условия, необходимые для проведения
аудита, а также предоставлять им всю
документацию, необходимую для осущест-
вления аудита, давать по устному или
письменному запросу аудиторов исчерпы-
вающие разъяснения и объяснения в уст-
ной и письменной форме.
Экономические субъекты обязаны предос-
тавить по запросу проверяющих ауди-
торских организаций заключения и акты
по результатам проверок, проведенных у
них другими аудиторскими организациями
и органами надзора.
Экономические субъекты обязаны не
предпринимать каких бы то ни было
действий в целях ограничения круга
вопросов, подлежащих выяснению при
проведении аудиторской проверки.
Экономические субъекты обязаны опера-
тивно устранять в ходе аудиторской
проверки выявленные аудиторскими орга-
низациями нарушения правил ведения
бухгалтерского учета и составления
бухгалтерской отчетности.
Экономические субъекты обязаны своев-
ременно оплачивать услуги аудиторских
организаций, осуществляющих аудит, в
соответствии с договором на проведение
аудита, в том числе в случаях, когда
выводы или рекомендации, изложенные в
аудиторском заключении или в письмен-
ной информации (отчете) аудитора, не
согласуются с точкой зрения руководс-
тва проверяемых экономических субъек-
тов
Пункты 5.1  - 5.6 Правила
(стандарта) "Права и обя-
занности аудиторских ор-
ганизаций и проверяемых
экономических субъектов"
Недопустимость ограничения  круга воп-
росов, подлежащих аудиту
При обращении к руководству проверяе-
мого экономического субъекта <*> с
целью получения аудиторских доказа-
тельств аудитор должен придерживаться
согласованной с руководством проверяе-
мого экономического субъекта последо-
вательности действий. При этом аудито-
ру следует иметь в виду, что руководс-
тво проверяемого экономического субъ-
екта не вправе ограничивать круг воп-
росов, подлежащих аудиту. Желательно
довести это обстоятельство до указан-
ного руководства официально на стадии
заключения договора (например, в пись-
ме - обязательстве о согласии на про-
ведение аудита)
Пункт 2.5  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Разъяснения,
предоставляемые руководс-
твом проверяемого эконо-
мического субъекта"
Своевременное предоставление    полной
информации
Руководители проверяемого экономичес-
кого субъекта обязаны обеспечить пол-
ное и своевременное предоставление ин-
формации, необходимой для понимания
деятельности этого экономического
субъекта. Получение такой информации
должно быть предусмотрено в общем пла-
не аудита, при этом следует указать на
возможность получения необходимой до-
полнительной информации
Пункт 2.10 Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Понимание дея-
тельности экономического
субъекта". Одобрено Ко-
миссией по аудиторской
деятельности при Прези-
денте Российской Федера-
ции 27 апреля 1999 г.,
Протокол N 3
Предоставление прочей информации      
Руководство экономического субъекта, в
отношении бухгалтерской отчетности ко-
торого аудиторская организация прово-
дит (проводила) аудит, обязано созда-
вать аудиторской организации условия
для своевременного и полного рассмот-
рения прочей информации.
Если руководство экономического субъ-
екта отказывается предоставить ауди-
торской организации прочую информацию
и документ, содержащий проаудированную
бухгалтерскую отчетность, для рассмот-
рения в соответствии с настоящим Пра-
вилом (стандартом), то аудиторская ор-
ганизация должна рассмотреть вопрос о
принятии соответствующих мер
Пункт 2.4  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Прочая инфор-
мация в документах, со-
держащих проаудированную
бухгалтерскую отчет-
ность". Одобрено Комис-
сией по аудиторской дея-
тельности при Президенте
Российской Федерации
20 августа 1999 г., Про-
токол N 5
Согласование порядка обращения аудито-
ра к руководству
Порядок обращения аудитора к руководс-
тву может быть оговорен при заключении
договора на аудиторскую проверку, а
также в письме - обязательстве. В слу-
чае если такой порядок не оговорен,
аудитор вправе сам определить способ
обращения к руководству экономического
субъекта в зависимости от степени важ-
ности, объема и содержания требуемой
информации. Таковым может быть как
устное, так и письменное обращение не-
посредственно к руководителю или
представителям руководства проверяемо-
го экономического субъекта, как для
получения информации от них самих, так
и для содействия их в обращении ауди-
тора непосредственно к руководителям
низовых подразделений проверяемого
экономического субъекта
Пункт 2.6  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Разъяснения,
предоставляемые руководс-
твом проверяемого эконо-
мического субъекта"
Обязанности руководства экономического
субъекта при смене аудиторской органи-
зации
В случае смены аудиторской организации
руководство проверяемого экономическо-
го субъекта обязано предоставить новой
аудиторской организации копии письмен-
ной информации по результатам ауди-
торских проверок не менее чем за три
предшествующих финансовых года, подго-
товленных прежней аудиторской органи-
зацией (аудиторскими организациями).
Новая аудиторская организация обязана
соблюдать конфиденциальность информа-
ции, содержащейся в документах, подго-
товленных прежней аудиторской органи-
зацией (аудиторскими организациями)
Пункт 4.12 Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Письменная ин-
формация аудитора руко-
водству экономического
субъекта по результатам
проведения аудита". Одоб-
рено Комиссией по ауди-
торской деятельности при
Президенте Российской Фе-
дерации 25 декабря
1996 г., Протокол N 6
Обязанности руководства экономического
субъекта, фиксируемые в письме - обя-
зательстве аудиторской организации
Письмо - обязательство должно содер-
жать следующие обязательные указания
по обязательствам экономического субъ-
екта:
а) об ответственности экономического
субъекта и его исполнительного органа
за полноту и достоверность представ-
ленной документации бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности;
б) об обеспечении свободного доступа к
первичным документам и бухгалтерским
регистрам, компьютерной базе данных и
любой другой документации и информа-
ции, необходимой для проведения ауди-
торской проверки;
в) о направлении экономическим субъек-
том по указанию аудиторской организа-
ции писем в адрес его дебиторов и кре-
диторов о подтверждении (неподтвержде-
нии) ими соответствующей задолженнос-
ти;
г) о неоказании давления на аудиторс-
кую организацию в любой форме с целью
изменения ее мнения о достоверности
бухгалтерской отчетности экономическо-
го субъекта
Пункт 3.5  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Письмо - обя-
зательство аудиторской
организации о согласии на
проведение аудита". Одоб-
рено Комиссией по ауди-
торской деятельности при
Президенте Российской Фе-
дерации 25 декабря
1996 г., Протокол N 6
Отказ руководства экономического субъ-
екта от привлечения эксперта к прове-
дению аудита
Аудиторская организация может исполь-
зовать работу эксперта при проведении
аудита лишь с согласия экономического
субъекта, в отношении которого эта ор-
ганизация проводит аудит. Отказ эконо-
мического субъекта от использования
работы эксперта должен быть совершен в
письменной форме. В случае такого от-
каза аудиторская организация рассмат-
ривает вопрос о подготовке по резуль-
татам проведенного аудита аудиторского
заключения, отличного от безусловно
положительного
Пункт 2.6  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Использование
работы эксперта". Одобре-
но Комиссией по аудиторс-
кой деятельности при Пре-
зиденте Российской Феде-
рации 25 декабря 1996 г.,
Протокол N 6
Обязанности экономического субъекта по
устранению искажений бухгалтерской от-
четности
Если в результате аудита выявлены ка-
кие - либо существенные искажения бух-
галтерской отчетности, то в прилагае-
мой к аудиторскому заключению бухгал-
терской отчетности экономический субъ-
ект должен устранить эти искажения,
т.е. бухгалтерская отчетность должна
быть составлена с учетом поправок,
предложенных аудиторской фирмой.
Если аудиторское заключение составля-
ется после представления экономическим
субъектом бухгалтерской отчетности
пользователям (учредителям (участни-
кам), налоговым органам и др.), то
итоговая часть аудиторского заключения
должна содержать перечень поправок,
которые следует произвести в этой от-
четности, для того чтобы она была
признана достоверной. Учетные записи,
отражающие такие поправки, должны быть
произведены экономическим субъектом в
установленном порядке.
Аудиторская фирма может использовать
любой иной способ представления скор-
ректированной бухгалтерской отчетности
экономического субъекта, дающий полное
и точное представление пользователям о
поправках, необходимых в этой отчет-
ности
Пункт 4.6.3       Правила
(стандарта) аудиторской
деятельности "Порядок
составления аудиторского
заключения о бухгалтерс-
кой отчетности"
Требования к бухгалтерской  отчетности
экономического субъекта при непримени-
мости допущения непрерывности деятель-
ности
Если аудиторская организация определи-
ла, что она имеет достаточные доказа-
тельства неприменимости допущения неп-
рерывности деятельности при подготовке
бухгалтерской отчетности экономическо-
го субъекта, то она должна убедиться в
том, что в бухгалтерской отчетности
раскрыты важнейшие основания для серь-
езного сомнения по поводу возможности
этого субъекта продолжать деятельность
и исполнять свои обязательства в тече-
ние, как минимум, 12 месяцев, следую-
щих за отчетным периодом.
В бухгалтерской отчетности экономичес-
кого субъекта должны быть:
а) изложены все важнейшие основания
для серьезного сомнения по поводу воз-
можности этого субъекта продолжать де-
ятельность и исполнять свои обязатель-
ства в течение, как минимум, 12 меся-
цев, следующих за отчетным периодом;
б) указано, что существует серьезное
сомнение по поводу возможности этого
субъекта продолжать деятельность и ис-
полнять свои обязательства в течение,
как минимум, 12 месяцев, следующих за
отчетным периодом, и поэтому экономи-
ческий субъект может оказаться не в
состоянии реализовать свое имущество и
погасить свои обязательства при нор-
мальном ходе деятельности;
в) указано, что в бухгалтерскую отчет-
ность не вносились никакие поправки,
связанные с оценкой и классификацией
отраженных в отчетности активов и
(или) величиной и классификацией отра-
женной в отчетности кредиторской за-
долженности, которые могут стать необ-
ходимыми, если экономический субъект
не сможет продолжать деятельность и
исполнять свои обязательства в тече-
ние, как минимум, 12 месяцев, следую-
щих за отчетным периодом
Пункты 4.5,  4.6  Правила
(стандарта) аудиторской
деятельности "Примени-
мость допущения непрерыв-
ности деятельности".
Одобрено Комиссией по
аудиторской деятельности
при Президенте Российской
Федерации 15 июля
1998 г., Протокол N 4
Рекомендуемая форма письма аудитору от
руководства экономического субъекта
Бланк или угловой штамп экономического
субъекта
Официальное наименование аудиторской
организации.
Фамилия, имя и отчество ответственного
лица.
Исходящий N [...],
дата подписания
Глубокоуважаемый [...]!
Настоящее информационное письмо сос-
тавлено в связи с проводимой Вами
аудиторской проверкой бухгалтерской
отчетности [наименование экономическо-
го субъекта] за период с [дата начала
отчетного периода, подлежавшего про-
верке] по [дата окончания отчетного
периода] с целью установления досто-
верности бухгалтерской отчетности [на-
именование экономического субъекта] и
соответствия совершенных им финансовых
и хозяйственных операций нормативным
актам, действующим в Российской Феде-
рации.
Мы заявляем, что мы знакомы с требова-
ниями подготовки бухгалтерской отчет-
ности исходя из [наименование норма-
тивного акта, регулирующего бухгал-
терский учет, органа, издавшего его,
номер и дата издания].
Мы подтверждаем, основываясь на наших
знаниях и представлениях по данному
поводу, что: [далее следует указать,
не было ли нарушений порядка подготов-
ки бухгалтерской отчетности админист-
рацией или другими работниками, зани-
мающими руководящие должности, которые
могли бы существенно повлиять на ее
достоверность].
Мы предоставили Вам все регистры бух-
галтерского учета и сопровождающие до-
кументы, а также все стенограммы соб-
раний акционеров и заседаний совета
директоров [при необходимости указать,
какие именно].
Мы подтверждаем полноту предоставлен-
ной информации, касающейся связанных с
[наименование экономического субъекта]
контрагентов.
Бухгалтерская отчетность не содержит
существенных искажений, а также про-
пусков, т.е., по нашему мнению, данные
представлены полностью.
Руководитель экономического субъекта
Приложение 1   к  Правилу
(стандарту) аудиторской
деятельности "Разъясне-
ния, предоставляемые ру-
ководством проверяемого
экономического субъекта"

——————————-

<*> Порядок взаимодействия аудиторов и руководителей экономического субъекта более подробно определен в Правиле (стандарте) «Общение с руководством экономического субъекта».

В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» и «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» непосредственно рассматриваются взаимные обязательства сторон. В то же время в п.1.6 Правила «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» подчеркивается, что перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов, изложенный в данном правиле (стандарте), не является исчерпывающим и может быть расширен в других правилах (стандартах) аудиторской деятельности, а также в положениях договоров на оказание аудиторских услуг. В соответствии с п.п.3.3 — 3.6 Правила «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» руководство экономического субъекта обязано:

создавать исполнителю условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, давать по запросу исполнителя разъяснения и объяснения в устной и письменной форме, а также выполнять необходимые копировально — множительные работы;

оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

воздерживаться от любых действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг;

исключать давление на исполнителя в любой форме с целью изменения его мнения о достоверности бухгалтерской отчетности заказчика.

Рассмотрим положения правил (стандартов), определяющие обязанности руководства проверяемого экономического субъекта.

Вопросы, предлагаемые к обсуждению руководству экономического субъекта на различных стадиях проведения аудиторской проверки

В марте 1999 г. было принято новое Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта» <7>, целью которого является определение принципов деловых отношений аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, с руководством экономического субъекта, в отношении бухгалтерской отчетности которого проводится аудит. В частности, в Правиле раскрывается круг вопросов, которые могут быть предметом обсуждения между руководством экономического субъекта и аудиторами на различных стадиях проведения аудита (табл.3, в правой колонке указан пункт Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта»).

——————————-

<7> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г., Протокол N 2.

Таблица 3

                        До начала аудита                        
Целью общения   с  руководством  экономического
субъекта до начала аудита являются оценка воз-
можности проведения аудита и заключение догово-
ра на оказание аудиторских и (или) сопутствую-
щих аудиту услуг. Общение с руководством эконо-
мического субъекта до начала аудита включает
общение на стадии предварительного планирования
аудита и общение на стадии переговоров
Пункт 3.5
На стадии  переговоров с руководством  экономи-
ческого субъекта должны быть определены и сог-
ласованы существенные условия предстоящего до-
говора. Аудиторской организации рекомендуется
разработать с учетом требований законодательст-
ва типовые договоры на оказание аудиторских и
(или) сопутствующих аудиту услуг, которые долж-
ны применяться на постоянной основе
Пункт 3.6
Подписанию договора  на оказание аудиторских  и
(или) сопутствующих аудиту услуг может пред-
шествовать подготовка письма - обязательства.
Письмо - обязательство направляется руководству
экономического субъекта до заключения договора
на оказание аудиторских услуг во избежание неп-
равильного понимания им условий предстоящего
договора. При подготовке письма - обязательства
аудиторская организация должна руководствовать-
ся требованиями Правила (стандарта) аудиторской
деятельности "Письмо - обязательство аудиторс-
кой организации о согласии на проведение ауди-
та"
Пункт 3.7
                        Во время  аудита                        
Целью общения   с  руководством  экономического
субъекта во время аудита являются оптимизация
аудиторских процедур и обеспечение достижения
целей аудита с максимально возможной эффектив-
ностью. Во время аудита с руководством экономи-
ческого субъекта могут обсуждаться:
а) вопросы планирования аудита;
б) вопросы получения аудиторских доказательств;
в) вопросы оценки аудиторского риска и уровня
существенности;
г) вопросы изучения и оценки систем бухгалтерс-
кого учета и внутреннего контроля;
д) вопросы использования работы экспертов;
е) организационные вопросы, связанные с прове-
дением аудита;
ж) другие вопросы, связанные с подготовкой и
проведением аудита
Пункт 3.8
                  Заключительная стадия аудита                  
Целью общения   с  руководством  экономического
субъекта на заключительной стадии аудита явля-
ется обсуждение выявленных в ходе аудита проб-
лем и согласование предлагаемых аудиторской ор-
ганизацией поправок к бухгалтерской отчетности
экономического субъекта. На заключительной ста-
дии аудита с руководством экономического субъ-
екта могут обсуждаться:
а) проблемы, с которыми столкнулась аудиторская
организация в ходе аудита;
б) вопросы ведения бухгалтерского учета и сос-
тавления бухгалтерской отчетности, по которым у
экономического субъекта и аудиторской организа-
ции возникли разногласия;
в) поправки к бухгалтерской отчетности, предло-
женные аудиторской организацией, вне зависимос-
ти от того, произведены ли они в этой отчетнос-
ти;
г) нарушения установленного законодательством
Российской Федерации порядка ведения бухгал-
терского учета и составления отчетности, влияю-
щие или способные повлиять на ее достоверность;
д) выявленные в ходе аудита особенности внешней
или внутренней среды, существенно влияющие или
способные повлиять на непрерывность деятельнос-
ти экономического субъекта (нарушение допущения
непрерывности деятельности);
е) существенные события, произошедшие после да-
ты подписания аудиторского заключения;
ж) другие вопросы, связанные с завершением
аудита
Пункт 3.9
Существенные вопросы,  связанные с  завершением
аудита, должны быть обсуждены с руководством
экономического субъекта, а результаты обсужде-
ния - отражены в рабочей документации проверки.
В частности, аудиторская организация может ор-
ганизовать и провести совещание с руководством
экономического субъекта, посвященное существен-
ным вопросам, связанным с окончанием аудита
Пункт 3.10
При необходимости   рекомендации  по  улучшению
систем бухгалтерского учета и внутреннего конт-
роля могут быть обсуждены с руководством эконо-
мического субъекта с целью их последующей реа-
лизации экономическим субъектом. Аудиторская
организация может предложить экономическому
субъекту содействие в выполнении этих рекомен-
даций
Пункт 4.4
Аудиторская организация должна получить  инфор-
мацию, свидетельствующую о готовности руководс-
тва экономического субъекта принять меры по
улучшению систем бухгалтерского учета и внут-
реннего контроля. В случае если руководство
экономического субъекта сообщило аудиторской
организации о своем несогласии с предложенными
рекомендациями, аудиторская организация должна
провести совещание с руководством экономическо-
го субъекта для выяснения причин разногласий
Пункт 4.5
Если руководство экономического субъекта подго-
товит письменный ответ на предоставленные ауди-
торской организацией рекомендации по улучшению
систем бухгалтерского учета и внутреннего конт-
роля, то аудиторская организация должна вклю-
чить этот ответ в рабочую документацию проверки
Пункт 4.6
Влияние всех отмеченных недостатков систем бух-
галтерского учета и внутреннего контроля должно
быть оценено с точки зрения их влияния на дос-
товерность бухгалтерской отчетности экономичес-
кого субъекта и обсуждено с руководством эконо-
мического субъекта
Пункт 4.7

Вышеприведенный перечень, конечно, не исчерпывает всех вопросов, требующих обсуждения и согласования между сторонами в процессе проведения аудиторской проверки. Так, вниманию руководства экономического субъекта могут быть предложены следующие выводы и рекомендации:

Аудиторская организация    информирует
руководство и (или) собственников эко-
номического субъекта и, возможно, ру-
ководителя службы внутреннего аудита о
любых обнаруженных факторах, которые
могут быть использованы для повышения
эффективности и результативности рабо-
ты внутреннего аудита в будущем
Пункт 4.7  Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Изучение и ис-
пользование работы внут-
реннего аудита". Одобрено
Комиссией по аудиторской
деятельности при Прези-
денте Российской Федера-
ции 27 апреля 1999 г.,
Протокол N 3
Если существуют различия между оценоч-
ным значением, определенным аудиторс-
кой организацией на основании имеющих-
ся аудиторских доказательств, и анало-
гичным показателем, отраженным в бух-
галтерской отчетности, то аудиторская
организация определяет, необходимо ли
вносить исправления в отчетность. Если
различие является несущественным, нап-
ример когда сумма, содержащаяся в бух-
галтерской отчетности, находится в
пределах допустимых отклонений, исп-
равление может не требоваться. Если
аудиторская организация считает разли-
чие существенным, она может предложить
руководству экономического субъекта
пересмотреть оценочное значение. Если
руководство экономического субъекта
отказывается от такого пересмотра,
различие будет считаться ошибкой и
рассматриваться вместе со всеми ос-
тальными искажениями при оценке су-
щественности воздействия на бухгал-
терскую отчетность
Пункты 4.3,  4.4  Правила
(стандарта) аудиторской
деятельности "Аудит оце-
ночных значений в бухгал-
терском учете"
Аудиторская организация  должна  полу-
чить от руководства экономического
субъекта письменные разъяснения в от-
ношении целей использования прогнозной
финансовой информации и применимости
допущений, лежащих в основе прогнозной
финансовой информации. Письменные
разъяснения руководства экономического
субъекта должны подтверждать ответс-
твенность руководства экономического
субъекта за содержание прогнозной фи-
нансовой информации
Пункт 3.13 Правила (стан-
дарта) аудиторской дея-
тельности "Проверка прог-
нозной финансовой инфор-
мации"
Если при рассмотрении прочей информа- 
ции обнаруживается существенное проти-
воречие между прочей информацией и
проаудированной бухгалтерской отчет-
ностью, то аудиторская организация:
а) определяет, должна ли быть скоррек-
тирована прочая информация или проау-
дированная бухгалтерская отчетность;
б) уведомляет руководство экономичес-
кого субъекта о необходимых корректи-
ровках.
Если корректировке подлежит проаудиро-
ванная бухгалтерская отчетность, но
руководство экономического субъекта
отказывается от такой корректировки,
то аудиторская организация должна
рассмотреть вопрос о подготовке по ре-
зультатам проведенного аудита бухгал-
терской отчетности экономического
субъекта условно - положительного ау-
диторского заключения или отказе в ау-
диторском заключении от выражения сво-
его мнения.
Когда корректировке подлежит прочая
информация, но руководство экономичес-
кого субъекта отказывается от такой
корректировки, аудиторская организация
должна рассмотреть вопрос о включении
в аудиторское заключение о достовер-
ности бухгалтерской отчетности специ-
ального поясняющего параграфа или
предпринять иные соответствующие меры.
При наличии разногласий между руко-
водством экономического субъекта и ау-
диторской организацией по поводу обна-
руженного в прочей информации сущест-
венного искажения факта аудиторская
организация должна предложить руко-
водству экономического субъекта пере-
дать данный вопрос на рассмотрение не-
зависимому эксперту (например, юриди-
ческому консультанту экономического
субъекта) или соответствующему треть-
ему лицу и принять во внимание резуль-
таты такого рассмотрения.
Когда, по мнению аудиторской организа-
ции, прочая информация подлежит кор-
ректировке в связи с существенным ис-
кажением факта, но руководство эконо-
мического субъекта отказывается от та-
кой корректировки, аудиторская органи-
зация должна рассмотреть вопрос о при-
нятии дальнейших соответствующих мер.
Они могут заключаться, в частности, в
письменном уведомлении органа (долж-
ностных лиц) экономического субъекта,
осуществляющего общее руководство дея-
тельностью этого субъекта, о сложив-
шейся ситуации, в получении соответс-
твующей юридической консультации
Пункты 3.3;3.3.1;3.3.2;
3.4.1;3.4.2 Правила
(стандарта) аудиторской
деятельности "Прочая ин-
формация в документах,
содержащих проаудирован-
ную бухгалтерскую отчет-
ность"

Н.Ф.Тартаковская

Начальник Управления консалтинга

и аудита ООО «ЭЛКОД»

Онлайн-тестыТестыБухгалтерский учёт и аудитАудит [ГОС]вопросы


181. Определите услугу, относящуюся к услугам действия:
услуги по созданию документов, не созданных ранее экономическим субъектом

182. Определите функцию внутреннего аудита:
проверка деятельности различных звеньев управления

183. Определите цель общения с руководством экономического субъекта в процессе аудита в соответствии с Правилом, (стандартом) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта»:
оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью

184. Определите цель, для реализации которой должно быть использовано аудиторской организацией знание сущности деятельности экономического субъекта.
оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта

185. Определите, в каких из ниже перечисленных документов описан комплексный подход аудиторской фирмы к организации и технологии проведения аудита?
внутренние стандарты аудиторской организации

186. Определите, в какой из перечисленных моментов письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта:
до заключения договора на оказание аудиторских услуг

187. Определите, исходя из чего определяется состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита:
состояния бухгалтерского учета экономического субъекта

188. Определите, какие вопросы с руководством экономического субъекта могут обсуждать аудиторы во время аудита в соответствии с Правилом аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта»:
вопросы использования работы экспертов

189. Определите, какие предприятия могут быть отнесены, к связанным сторонам:
предприятия, участниками и (или) руководителями которых являются одни и те же лица

190. Определите, какими должны быть действия аудитора, чтобы снизить риск необнаружения.
модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества или изменение их сути

191. Определите, что должен учитывать аудитор в процессе планирования затрат времени на проведение аудиторской проверки:
распределение аудита в соответствии с их профессиональными качествами

192. Определить, какое из нижеперечисленных доказательств является самым надежным?
доказательство точности учета запасов, полученное в результате присутствия аудитора на проводимой в фирме инвентаризации

193. Определить, какое из положений верно устанавливает задачи, стоящие перед внешним аудитором:
проверить финансовую отчетность и выразить мнение о ней

194. Организация «А» пригласила для проведения аудита аудиторскую организацию «Б», руководитель которой владеет долей в уставном капитале организации «А». Оцените ситуацию:
аудиторская организация не вправе проводить аудит данной организации

195. Организация «А» является учредителем аудиторской организации «Б» и организации «В», занимающейся торговой деятельностью. Организация «В» пригласила аудиторскую организацию «Б» для проведения аудиторской проверки. Оцените ситуацию:
аудиторская организация не вправе провести аудиторскую проверку, так как при этом принцип независимости будет нарушен


Цель — общение

Cтраница 1

Цель общения — определяется тем, ради чего индивид вступает в акт общения. Средства общения — способы копирования, передачи, переработки и расшифровки информации, югорая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передана Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
 [1]

Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита является оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и ( или) сопутствующих аудиту услуг.
 [2]

Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита является оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью.
 [3]

Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита является обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
 [4]

Целью общения с руководством клиента до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и ( или) сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством клиента до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.
 [5]

Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью.
 [6]

В первую очередь при оценке персонала необходимо определиться с целью общения. Мы не просто хотим высказаться, нам важно донести свое мнение, получить обратную связь и дополнительную информацию, объяснить, чего мы ждем от подчиненных, обучить, мотивировать. То есть важно помнить, что оценка — не монолог, а диалог, в котором участвует две стороны. При этом сторона руководящая должна сохранять инициативу и вести собеседника в нужном направлении.
 [7]

Третья и четвертая главы описывают знания, необходимые МУО для достижения цели общения, и способ представления этих знаннй. Приведено описание знаний об окружающей среде, языке, пользователе, себе, и рассмотрены способы представления этих знаний.
 [8]

Произвольное ( волевое) внимание вызывается и организуется самим человеком, сознательно избирающим цели общения и деятельности. Иначе говоря, внутреннее состояние человека, осознанное стремление его к достижению цели доминируют в процессах деятельности и общения. Если при непроизвольном внимании стимулы могут быть и неречевыми ( лишь в той или иной степени связанными с речью), то при произвольном внимании, оператором которого является само сознание, исключительное значение имеет речемыслительный уровень активности человека.
 [9]

Закономерность обращения к кинофильму на данном этапе обусловливается еще и тем, что для целей подлинного общения на изучаемом языке недостаточным оказывается наличие только лексико-грамматических на рыков.
 [10]

КЛУБ ( англ, club), обществ, орг-ция, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с полит.
 [11]

Язык ( в отличие от речи) — объективно существующая, исторически сложившаяся система средств словесного выражения мыслей в целях общения между людьми; язык является системой знаков, характеризующейся определенным звуковым, грамматическим и семантическим строем.
 [12]

Интеллектуальный интерфейс пользователя — это программа, ответственная за организацию такого диалога с пользователем, который оптимальным образом приводит к достижению цели общения человека с ЭС. Так же как и в случае с редактором БЗ, определение интеллектуальный стало активно применять в конце XX в. Интеллектуальность интерфейса заключается в том, что в ходе диалога система помогает пользователю уточнить или совсем переформулировать цель его консультации с экспертной системой. Такая необходимость действительно имеет место быть, поскольку современные объекты, процессы, явления, моделируемые при помощи ЭС, настолько большие и сложные, что конечный пользователь не может помнить ( а иногда и знать вообще) даже их имена ( названия) и, следовательно, просто не способен грамотно сформулировать запрос и получить ответ.
 [13]

Как свидетельствуют собранные нами материалы, студенты не всегда посещают лекции, семинары, практические занятия, консультации с одним и тем же настроением, хотя цель общения и контакта их с преподавателями в данном случае у всех них в обпгем одна и та же.
 [14]

Информационным знаком служит, таким образом, любое явление, наличие которого условно ( в силу исторически сложившихся обстоятельств или по сознательной договоренности между людьми) в целях общения увязывается с определенной единицей мышления, а через нее — с каким-то другим явлению.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Супрадин кидс витамины для детей от 3 лет инструкция
  • Су вид caso sv 1200 smart инструкция
  • Аурон бальзам караваева инструкция по применению цена
  • Армяне в руководстве россии
  • Классное руководство формула

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии