3. Общение с руководством экономического субъекта
до начала аудита и на различных стадиях его проведения
3.1. Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме во время посещения профессиональными сотрудниками аудиторской организации экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.
3.2. При направлении запросов и использовании разъяснений экономического субъекта аудиторская организация должна руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта».
3.3. При общении с руководством экономического субъекта аудиторская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и компетентности лица, ее предоставившего.
3.4. Все существенные вопросы общения с руководством экономического субъекта и полученные от него разъяснения должны быть отражены в рабочей документации проверки.
3.5. Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.
3.6. На стадии переговоров с руководством экономического субъекта должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора. Аудиторской организации рекомендуется разработать с учетом требований законодательства типовые договоры на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг, которые должны применяться на постоянной основе.
3.7. Подписанию договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг может предшествовать подготовка письма — обязательства. Письмо — обязательство направляется руководству экономического субъекта до заключения договора на оказание аудиторских услуг во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. При подготовке письма — обязательства аудиторская организация должна руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письмо — обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита».
3.8. Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью. Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:
а) вопросы планирования аудита;
б) вопросы получения аудиторских доказательств;
в) вопросы оценки аудиторского риска и уровня существенности;
г) вопросы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
д) вопросы использования работы экспертов;
е) организационные вопросы, связанные с проведением аудита;
ж) другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением аудита.
3.9. Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита является обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта. На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:
а) проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация в ходе аудита;
б) вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудиторской организации возникли разногласия;
в) поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудиторской организацией, вне зависимости от того, произведены ли они в этой отчетности;
г) нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;
д) выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутренней среды, существенно влияющие или способные повлиять на непрерывность деятельности экономического субъекта (нарушение допущения непрерывности деятельности);
е) существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения;
ж) другие вопросы, связанные с завершением аудита.
3.10. Существенные вопросы, связанные с завершением аудита, должны быть обсуждены с руководством экономического субъекта, а результаты обсуждения — отражены в рабочей документации проверки. В частности, аудиторская организация может организовать и провести совещание с руководством экономического субъекта, посвященное существенным вопросам, связанным с окончанием аудита.
Взаимодействие руководителей проверяемых объектов и аудиторов
«Аудиторские ведомости», N 7, 2000
Основное назначение стандартизации аудиторской деятельности — установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово — хозяйственной деятельности. Установление норм аудита и определенного набора требований к нему прежде всего вызвано необходимостью однозначного понимания термина «аудит» всеми пользователями бухгалтерской отчетности независимо от местоположения (страны) экономического субъекта, его отраслевой принадлежности, профессиональной подготовленности самого пользователя. Таким образом, круг пользователей аудиторских правил (стандартов) не ограничивается непосредственно аудиторами. В специальной литературе, посвященной обсуждению аудиторских правил (стандартов), нередко подчеркивается, что, в связи с тем что аудит в России находится в стадии становления и еще не имеет установившихся традиций, большой интерес к аудиторским правилам (стандартам) можно ожидать от круга лиц, непосредственно заинтересованных в качестве аудита и изучении его возможностей при проверках достоверности бухгалтерской отчетности, т.е. от собственников, руководителей предприятий, потенциальных инвесторов, судебных органов, бухгалтерской общественности.
Уже при разработке аудиторских стандартов учитывалось то обстоятельство, что круг их пользователей в нашей стране существенно шире, чем в международной практике, поэтому особое внимание уделялось доступности формы изложения, более подробному раскрытию терминов и т.п. Безусловно, необходимы соответствующие комментарии и разъяснения аудиторских правил (стандартов), адресованные пользователям аудиторских услуг, особенно тех положений правил (стандартов), которые непосредственно касаются руководителей экономических субъектов и работников экономических служб. В настоящее время такие материалы почти отсутствуют, и обсуждение аудиторских правил (стандартов) стало сугубо цеховым делом аудиторов.
Действующие правила (стандарты) аудиторской деятельности регулируют довольно обширный круг вопросов, связанных со взаимодействием, ответственностью, обязанностями, гарантиями сторон при проведении аудиторской проверки. Представляется целесообразным систематизировать положения аудиторских стандартов по отдельным аспектам взаимодействия аудиторов и руководителей и персонала проверяемого предприятия. Аудиторские фирмы могут использовать результаты этой работы для подготовки внутрифирменных стандартов, на этапе ведения переговоров с заказчиком, в процессе проведения аудита, а также, например, включить их в пакет информационно — справочных материалов, представляемых заказчику. Возможна группировка положений аудиторских правил (стандартов) — по этапам аудиторской проверки, по тематикам и т.д. Например, как известно, еще до подписания договора аудиторская организация должна направить письмо — обязательство, содержащее следующие указания: а) по условиям аудиторской проверки; б) по обязательствам аудиторской организации; в) по обязательствам экономического субъекта. Безусловно, в нем должны найти отражение положения всех правил (стандартов) аудиторской деятельности, касающиеся этих моментов:
«Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» <1>;
«Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» <2>;
«Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» <3>;
«Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита» <4> и др.
——————————-
<1> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 августа 1999 г., Протокол N 5.
<2> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.
<3> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.
<4> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г., Протокол N 2.
Поэтому для более эффективного и полного применения всех положений правил (стандартов) на каждом этапе можно разработать, например, следующие внутрифирменные документы:
- Предварительный этап — «Положения аудиторских (правил) стандартов»: права, обязанности, ответственность сторон на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг: 1. Аудиторская организация. 2. Экономический субъект.
- Планирование аудита — «Положения аудиторских правил (стандартов)»: права, обязанности, ответственность сторон на этапе планирования аудита: 1. Аудиторская организация. 2. Экономический субъект.
- Порядок взаимодействия сторон и обмена информацией на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.
Не менее важным и актуальным является вопрос о взаимодействии аудиторов с руководителями и сотрудниками проверяемого экономического субъекта. На практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда для руководителей предприятий является новостью тот факт, что правила (стандарты) аудиторской деятельности содержат указания, непосредственно касающиеся их. Следовательно, аудиторам необходимо информировать заказчика и разъяснять эти моменты. Кроме того, как нам представляется, подобные разработки помогут сократить «разрыв ожиданий» и будут способствовать более глубокому взаимопониманию сторон.
Как известно, в международной практике аудита существует понятие «разрыв ожиданий», т.е. «разрыв» между результатами работы аудиторов и «ожиданиями» потребителей информации. В настоящее время в практике российского аудита данной проблеме практически не уделяется внимания, что отнюдь не означает отсутствие как самих «ожиданий», так и «разрыва». В «Аудите Монтгомери» указываются причины возникновения «разрыва ожиданий»: «К середине 80-х годов «разрыв ожиданий» не только продолжал существовать, но и увеличился вследствие сложного экономического положения в некоторых отраслях промышленности и из-за скандальных громких банкротств по причине сомнительных деловых операций или отсутствия у руководства (компаний) точного понимания риска, связанного с бизнесом… Помимо этого администрация и директора крупных корпораций выражали желание, чтобы независимые аудиторы оказывали большую помощь в определении их финансового состояния и перспектив развития, и о том, чтобы аудиторы лучше исполняли свои обязанности при обнаружении отклонений» <5>. Таким образом, для сокращения «разрыва ожиданий» прежде всего необходимо тесное взаимодействие между аудиторами и потребителями аудиторских услуг.
——————————
<5> Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М.О. Рейлли, М.Б. Хирш. Аудит Монтгомери. Пер. с англ. Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997, с.87.
Момент определения ответственности сторон при проведении аудиторской проверки — один из наиболее острых. Часто руководство аудируемого предприятия ожидает, что аудиторская проверка должна служить определенной гарантией от налоговых санкций в будущем, и требует зафиксировать этот факт в договоре. В то же время при проведении проверки аудиторы не всегда встречают понимание и поддержку своих действий.
Ответственность руководителей и персонала экономического субъекта при проведении аудиторской проверки и оказании сопутствующих аудиту услуг
Рассмотрим отдельные положения аудиторских правил (стандартов), непосредственно адресованных руководителям экономических субъектов. Остановимся на ответственности и обязанностях руководителей экономических субъектов при проведении аудиторской проверки или получении сопутствующих аудиту услуг (см. табл. 1).
Таблица 1
Ответственность за незаключение дого- |
Пункт 6.1 Правила (стан- |
Ответственность руководителей экономи- |
Пункт 6.1 Правила (стан- |
Ответственность руководителей экономи- |
Пункт 4.3 Правила (стан- |
Ответственность руководителей экономи- |
Раздел 3, п.3.1, Правила |
Ответственность персонала и руководс- |
Пункт 5.4 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 2.1 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункты 4.1,4.5,5.1 Пра- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 4.5.6 Правила |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 5.4 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 2.3 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 5.2 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункты 2.3,2.2,4.3,4.4 |
Ответственность руководства экономи- |
Пункты 2.7,2.1 Правила |
Аудиторская организация должна полу- |
Пункты 3.13,4.2 Правила |
В п.3.3.6 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» зафиксированы общие моменты определения ответственности сторон: «В разделе об ответственности сторон и порядке разрешения споров предусматриваются:
а) виды и мера ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;
б) обстоятельства, исключающие ответственность за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;
в) возможность и необходимость разрешения возникших споров и разногласий путем переговоров между сторонами договора либо в судебном порядке».
Также вопросам обозначения уровня аудиторских гарантий и рамок ответственности проверяемого экономического субъекта аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта посвящено Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности».
Отдельные составляющие ответственности сторон конкретизируются в других стандартах.
Ответственность руководителей и персонала экономического субъекта при выполнении специальных аудиторских заданий, полученных от государственных органов, экономических субъектов, заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности
Взаимоотношения аудиторской организации и экономического субъекта в процессе выполнения специального аудиторского задания имеют ряд особенностей. Определение особенностей распределения ответственности сторон по результатам выполнения специального аудиторского задания дано в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям» <6>.
——————————
<6> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.
В этой связи следует обратить внимание на важный момент. Если при проведении обязательной аудиторской проверки аудиторы не вправе делать выводы об ответственности того или иного конкретного лица, действия или бездействие которого привело к искажению бухгалтерской отчетности, что зафиксировано в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», то при выполнении специальных аудиторских заданий предусматривается, что в отдельных случаях «аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба».
Ответственность руководства экономического субъекта при выполнении работ по специальным аудиторским заданиям в целом совпадает с ответственностью при проведении аудиторской проверки. Прежде всего это ответственность за достоверность информации, предоставляемой аудиторам.
Обязанности руководителей экономического субъекта, зафиксированные в правилах (стандартах) аудиторской деятельности
При проведении аудита или оказании сопутствующих услуг, естественно, предполагается определенное взаимодействие между руководством, персоналом проверяемого экономического субъекта и аудиторами. Правила (стандарты) аудиторской деятельности довольно подробно регламентируют взаимоотношения сторон и определяют круг взаимных обязательств (см. табл. 2).
Таблица 2
Основные обязанности проверяемых эко- |
Пункты 5.1 - 5.6 Правила |
Недопустимость ограничения круга воп- |
Пункт 2.5 Правила (стан- |
Своевременное предоставление полной |
Пункт 2.10 Правила (стан- |
Предоставление прочей информации |
Пункт 2.4 Правила (стан- |
Согласование порядка обращения аудито- |
Пункт 2.6 Правила (стан- |
Обязанности руководства экономического |
Пункт 4.12 Правила (стан- |
Обязанности руководства экономического |
Пункт 3.5 Правила (стан- |
Отказ руководства экономического субъ- |
Пункт 2.6 Правила (стан- |
Обязанности экономического субъекта по |
Пункт 4.6.3 Правила |
Требования к бухгалтерской отчетности |
Пункты 4.5, 4.6 Правила |
Рекомендуемая форма письма аудитору от |
Приложение 1 к Правилу |
——————————-
<*> Порядок взаимодействия аудиторов и руководителей экономического субъекта более подробно определен в Правиле (стандарте) «Общение с руководством экономического субъекта».
В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» и «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» непосредственно рассматриваются взаимные обязательства сторон. В то же время в п.1.6 Правила «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» подчеркивается, что перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов, изложенный в данном правиле (стандарте), не является исчерпывающим и может быть расширен в других правилах (стандартах) аудиторской деятельности, а также в положениях договоров на оказание аудиторских услуг. В соответствии с п.п.3.3 — 3.6 Правила «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» руководство экономического субъекта обязано:
создавать исполнителю условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, давать по запросу исполнителя разъяснения и объяснения в устной и письменной форме, а также выполнять необходимые копировально — множительные работы;
оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
воздерживаться от любых действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг;
исключать давление на исполнителя в любой форме с целью изменения его мнения о достоверности бухгалтерской отчетности заказчика.
Рассмотрим положения правил (стандартов), определяющие обязанности руководства проверяемого экономического субъекта.
Вопросы, предлагаемые к обсуждению руководству экономического субъекта на различных стадиях проведения аудиторской проверки
В марте 1999 г. было принято новое Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта» <7>, целью которого является определение принципов деловых отношений аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, с руководством экономического субъекта, в отношении бухгалтерской отчетности которого проводится аудит. В частности, в Правиле раскрывается круг вопросов, которые могут быть предметом обсуждения между руководством экономического субъекта и аудиторами на различных стадиях проведения аудита (табл.3, в правой колонке указан пункт Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта»).
——————————-
<7> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г., Протокол N 2.
Таблица 3
До начала аудита |
|
Целью общения с руководством экономического |
Пункт 3.5 |
На стадии переговоров с руководством экономи- |
Пункт 3.6 |
Подписанию договора на оказание аудиторских и |
Пункт 3.7 |
Во время аудита |
|
Целью общения с руководством экономического |
Пункт 3.8 |
Заключительная стадия аудита |
|
Целью общения с руководством экономического |
Пункт 3.9 |
Существенные вопросы, связанные с завершением |
Пункт 3.10 |
При необходимости рекомендации по улучшению |
Пункт 4.4 |
Аудиторская организация должна получить инфор- |
Пункт 4.5 |
Если руководство экономического субъекта подго- |
Пункт 4.6 |
Влияние всех отмеченных недостатков систем бух- |
Пункт 4.7 |
Вышеприведенный перечень, конечно, не исчерпывает всех вопросов, требующих обсуждения и согласования между сторонами в процессе проведения аудиторской проверки. Так, вниманию руководства экономического субъекта могут быть предложены следующие выводы и рекомендации:
Аудиторская организация информирует |
Пункт 4.7 Правила (стан- |
Если существуют различия между оценоч- |
Пункты 4.3, 4.4 Правила |
Аудиторская организация должна полу- |
Пункт 3.13 Правила (стан- |
Если при рассмотрении прочей информа- |
Пункты 3.3;3.3.1;3.3.2; |
Н.Ф.Тартаковская Начальник Управления консалтинга |
и аудита ООО «ЭЛКОД»
181. Определите услугу, относящуюся к услугам действия:
• услуги по созданию документов, не созданных ранее экономическим субъектом
182. Определите функцию внутреннего аудита:
• проверка деятельности различных звеньев управления
183. Определите цель общения с руководством экономического субъекта в процессе аудита в соответствии с Правилом, (стандартом) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта»:
• оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью
184. Определите цель, для реализации которой должно быть использовано аудиторской организацией знание сущности деятельности экономического субъекта.
• оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта
185. Определите, в каких из ниже перечисленных документов описан комплексный подход аудиторской фирмы к организации и технологии проведения аудита?
• внутренние стандарты аудиторской организации
186. Определите, в какой из перечисленных моментов письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта:
• до заключения договора на оказание аудиторских услуг
187. Определите, исходя из чего определяется состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита:
• состояния бухгалтерского учета экономического субъекта
188. Определите, какие вопросы с руководством экономического субъекта могут обсуждать аудиторы во время аудита в соответствии с Правилом аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта»:
• вопросы использования работы экспертов
189. Определите, какие предприятия могут быть отнесены, к связанным сторонам:
• предприятия, участниками и (или) руководителями которых являются одни и те же лица
190. Определите, какими должны быть действия аудитора, чтобы снизить риск необнаружения.
• модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества или изменение их сути
191. Определите, что должен учитывать аудитор в процессе планирования затрат времени на проведение аудиторской проверки:
• распределение аудита в соответствии с их профессиональными качествами
192. Определить, какое из нижеперечисленных доказательств является самым надежным?
• доказательство точности учета запасов, полученное в результате присутствия аудитора на проводимой в фирме инвентаризации
193. Определить, какое из положений верно устанавливает задачи, стоящие перед внешним аудитором:
• проверить финансовую отчетность и выразить мнение о ней
194. Организация «А» пригласила для проведения аудита аудиторскую организацию «Б», руководитель которой владеет долей в уставном капитале организации «А». Оцените ситуацию:
• аудиторская организация не вправе проводить аудит данной организации
195. Организация «А» является учредителем аудиторской организации «Б» и организации «В», занимающейся торговой деятельностью. Организация «В» пригласила аудиторскую организацию «Б» для проведения аудиторской проверки. Оцените ситуацию:
• аудиторская организация не вправе провести аудиторскую проверку, так как при этом принцип независимости будет нарушен
Цель — общение
Cтраница 1
Цель общения — определяется тем, ради чего индивид вступает в акт общения. Средства общения — способы копирования, передачи, переработки и расшифровки информации, югорая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передана Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
[1]
Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита является оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и ( или) сопутствующих аудиту услуг.
[2]
Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита является оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью.
[3]
Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита является обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
[4]
Целью общения с руководством клиента до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и ( или) сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством клиента до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.
[5]
Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью.
[6]
В первую очередь при оценке персонала необходимо определиться с целью общения. Мы не просто хотим высказаться, нам важно донести свое мнение, получить обратную связь и дополнительную информацию, объяснить, чего мы ждем от подчиненных, обучить, мотивировать. То есть важно помнить, что оценка — не монолог, а диалог, в котором участвует две стороны. При этом сторона руководящая должна сохранять инициативу и вести собеседника в нужном направлении.
[7]
Третья и четвертая главы описывают знания, необходимые МУО для достижения цели общения, и способ представления этих знаннй. Приведено описание знаний об окружающей среде, языке, пользователе, себе, и рассмотрены способы представления этих знаний.
[8]
Произвольное ( волевое) внимание вызывается и организуется самим человеком, сознательно избирающим цели общения и деятельности. Иначе говоря, внутреннее состояние человека, осознанное стремление его к достижению цели доминируют в процессах деятельности и общения. Если при непроизвольном внимании стимулы могут быть и неречевыми ( лишь в той или иной степени связанными с речью), то при произвольном внимании, оператором которого является само сознание, исключительное значение имеет речемыслительный уровень активности человека.
[9]
Закономерность обращения к кинофильму на данном этапе обусловливается еще и тем, что для целей подлинного общения на изучаемом языке недостаточным оказывается наличие только лексико-грамматических на рыков.
[10]
КЛУБ ( англ, club), обществ, орг-ция, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с полит.
[11]
Язык ( в отличие от речи) — объективно существующая, исторически сложившаяся система средств словесного выражения мыслей в целях общения между людьми; язык является системой знаков, характеризующейся определенным звуковым, грамматическим и семантическим строем.
[12]
Интеллектуальный интерфейс пользователя — это программа, ответственная за организацию такого диалога с пользователем, который оптимальным образом приводит к достижению цели общения человека с ЭС. Так же как и в случае с редактором БЗ, определение интеллектуальный стало активно применять в конце XX в. Интеллектуальность интерфейса заключается в том, что в ходе диалога система помогает пользователю уточнить или совсем переформулировать цель его консультации с экспертной системой. Такая необходимость действительно имеет место быть, поскольку современные объекты, процессы, явления, моделируемые при помощи ЭС, настолько большие и сложные, что конечный пользователь не может помнить ( а иногда и знать вообще) даже их имена ( названия) и, следовательно, просто не способен грамотно сформулировать запрос и получить ответ.
[13]
Как свидетельствуют собранные нами материалы, студенты не всегда посещают лекции, семинары, практические занятия, консультации с одним и тем же настроением, хотя цель общения и контакта их с преподавателями в данном случае у всех них в обпгем одна и та же.
[14]
Информационным знаком служит, таким образом, любое явление, наличие которого условно ( в силу исторически сложившихся обстоятельств или по сознательной договоренности между людьми) в целях общения увязывается с определенной единицей мышления, а через нее — с каким-то другим явлению.
[15]
Страницы:
1
2
3