вится возможность. Здесь самым эффективным окажется авторитарный стиль, потому что он максимизирует прямой контроль руководителя, что абсолютно необходимо для правильного направления усилий подчиненных.
Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения, по мнению Фидлера, наиболее эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. В таких ситуациях у руководителя нет достаточной власти, чтобы обеспечить полное сотрудничество подчиненных. Но, в противоположность неблагоприятной ситуации 8, здесь подчиненные активно не ищут любого повода для возмущения. В большинстве случаев исполнители в целом склонны делать то, чего хочет от них руководитель, если им объяснить, для чего это делается и предоставить возможность выполнить его желание. Если руководитель уж слишком сосредоточен на задаче, он или она рискуют вызвать антагонизм исполнителей и тем самым способствовать проявлению потенциальных недостатков этого стиля. Такая сосредоточенность на задаче снижает влияние руководителя.
Стиль руководства, ориентированный на человеческие отношения, скорее всего, расширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление заботы о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между руководителем и подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы потребностями более высокого уровня, использование такого стиля руководства может дать возможность руководителю стимулировать личную заинтересованность исполнителей в конкретной работе. Это было бы идеально, потому что самоуправляемая рабочая сила уменьшает необходимость в плотном, строгом надзоре и к тому же минимизирует риск потери контроля.
Как и все другие модели, модель Фидлера не лишена недостатков и не получила полной поддержки со стороны других теоретиков. Она также имеет ограничения, но это не значит, что она бесполезна для практики управления. Определив, что ориентированный на задачу стиль руководства будет больше всего соответствовать в наиболее или наименее благоприятных ситуациях и что ориентированный на человека стиль лучше всего проявит себя в умеренно благоприятных ситуациях, Фидлер заложил основу для будущего ситуационного подхода к управлению.
Модель дает основания для утверждения того, что руководителя, несмотря на то, что это очень трудно, можно обучить тому, как стать эффективным лидером. Это намного труднее, чем изменить ситуацию, в которой находится лидер. Однако, по мнению Фидлера, через обучение и опыт все-таки можно улучшить способности лидера использовать власть и влияние в условиях наилучшего благоприятствования. Это означает, что программа обучения может быть полезной лидеру, ориентированному на отношения. Но, в то же самое время, она может принести вред лидеру, ориентированному на работу.
111
Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда
Данная модель, равно как и другие концепции ситуационного лидерства, не предполагает поиска одного единственно верного пути для достижения эффективного лидерства. Вместо этого она делает упор на ситуационность лидерской эффективности. Одним из ключевых факторов ситуационности модель называет зрелость последователей, которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу. Зрелость включает две составляющие. Первая составляющая — профессиональная
— это знания, умения и навыки, опыт, способности в целом. Высокий уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях. Вторая составляющая — психологическая зрелость — соответствует желанию выполнять работу или мотивированности работника. Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению первых к работе, так как они уже внутренне замотивированы.
В зависимости от степени зрелости последователей (4 стадии) лидер должен корректировать свои действия, относящиеся к установлению отношений с подчиненными и по структурированию самой работы. Таким образом, модель строится на определении лидером соответствующих сложившейся ситуации уровней для поведения в области отношений (поддержка последователей) и для поведения, относящегося к работе (директивность).
Указывающий стиль является лучшим в случае низкой зрелости последователей. Лидер вынужден проявлять высокую директивность и тщательный присмотр за работниками, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответственность по работе, устранить неуверенность в том, что работа будет
закончена.
Убеждающий стиль является лучшим для использования в условиях умеренно низкой зрелости последователей, реализуя в равной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать. Руководитель, использующий этот стиль, помогает им путем объяснения и вселяет в них уверенность в возможности выполнения задания.
Участвующий стиль является лучшим при умеренно высокой зрелости последователей. Способные к работе, но не желающие ее выполнять, подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание.
Делегирующий стиль является лучшим для руководства высокозрелыми последователями. Стиль характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет последователям, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе.
112
отношений |
Участвующий |
Убеждающий |
|||
S3 |
S2 |
||||
поведение |
S4 |
S1 |
|||
Делегирующий |
Указывающий |
||||
поведение работы |
|||||
min |
(директивность) |
max |
ЗРЕЛОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
max |
М4 |
М3 |
М2 |
М1 |
min |
ЗРЕЛОСТЬ В РАБОТЕ |
|||||
способны работать |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
в значительной |
в достаточной |
в некоторой |
в незначительной |
||
степени |
степени |
степени |
степени |
||
желают работать |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ |
||||
4 |
3 |
2 |
1 |
||
обычно |
часто |
иногда |
редко |
Рис 2.2.3. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшара
Модель наглядно демонстрирует то, что на взросление последователей лидер реагирует путем сокращения уровня своего поведения. Модель корреспондирует со многими признанными управленческими и поведенческими концепциями. Другим отличием модели является то, что она переносит упор в описании стилей с расположения лидера по отношению к работникам и работе на само лидерское поведение. Отмечено, что менеджеры проявляют большой интерес к этой модели в связи с ее относительной простотой и гибкостью в выборе необходимого стиля в соответствии со степенью зрелости последователей. Вместе с тем модель порождает ряд вопросов. В частности, она не объясняет, что делать, если зрелость последователей очень разная. Не ясно также, достаточно ли иметь только один ситуационный фактор зрелости последователей, чтобы полностью определить характер ситуации, или же все лидеры могут своевременно менять стиль в зависимости от ситуации.
Модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчелла
Рассматриваемая модель ситуационного лидерства получила свое развитие в 70-е гг. В своей основе она базируется на мотивационной теории ожидания. Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетво-
113
рены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название. Процесс «путь — цель» представлен на рисунке 2.2.4.
Задание руководите- |
||||||
Определение |
руково- |
|||||
Постановка целей |
||||||
дителем нужд |
и по- |
лем взаимосвязи воз- |
||||
требностей работника |
награждения и целей |
|||||
Обеспечение руководителем поддержки работникам на их пути к поставленным целям
Высокие результаты исполнения рабочих заданий
Работники удовлетворены процессом труда, мотивированы, одобряют действия руководства
Повышается уровень готовности к достижению целей как сотрудников, так и организации
Рис. 2.2.4. Процесс руководства в модели «путь — цель»
Существует прямая связь между уровнем лидерской эффективности и уровнем мотивационой силы ожиданий, имеющихся у последователей. Идеальным является вариант, когда вознаграждение полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер — это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели.
При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации.
Директивное лидерство — высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается.
Поддерживающее лидерство — большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное на достижение, — установление напря-
женных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.
Участвующее лидерство — совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении.
Для анализа ситуации в модели предлагаются два типа ситуационных факторов: характеристики последователей и факторы организационной сре-
ды. Для описания характеристик последователей и выбора того или иного лидерского стиля используются следующие параметры: вера в предопределен-
ность происходящего от действий индивида, склонность к подчинению, спо-
114
собности. В модели выделяются следующие факторы организационной среды, влияющие на выбор соответствующего лидерского стиля: содержание и структура работы; формальная система власти в организации; групповая динамика и нормы. Эти три фактора могут влиять на эффективность выбранного лидерского стиля в различных направлениях.
Практическое применение модели менеджерами ориентирует их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот, выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
Ситуационная модель принятия решений Врума — Йеттона — Яго
Одной из наиболее современных в объяснении ситуационного лидерства является модель, предложенная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном, которая позже была существенно дополнена с участием Артура Яго. Аналогично модели «путь — цель» данная модель предлагает определять эффективный лидерский стиль в зависимости от ситуации. Предполагается также, что один и тот же лидер может использовать различные стили. Основным отличием модели является ее ориентированность только на один аспект лидерского поведения
— привлечение подчиненных к участию в принятии решений. Соответственно лидеру предлагается концентрировать внимание на проблеме, которая должна быть решена, и на ситуации, в которой проблема возникла. Подразумевается также, что ряд социальных процессов может оказать влияние на уровень участия подчиненных в решении проблем.
Главной идеей модели является то, что степень или уровень привлечения подчиненных к участию в принятии решения зависит от характеристик ситуации. В соответствии с моделью не существует одного единственно верного способа принятия решения, пригодного для всех ситуаций. После анализа и оценки каждого аспекта проблемы лидер определяет, какой стиль, с точки зрения участия подчиненных в принятии решения, ему лучше использовать.
Для принятия решений в модели в зависимости от ситуации и степени привлечения подчиненных предлагается использовать пять стилей: автократи-
ческий I, автократический II, консультативный I, консультативный II, группо-
вой, или совместный II. Каждый из указанных стилей применительно к руководству группой означает следующее:
Одной из отличительных особенностей модели является то, что в целом она делает больший упор на изучение ситуации, чем на изучение личности лидера. Действительно, может быть, имеет больше смысла говорить об автократической ситуации и ситуации участия, чем об автократическом лидере или участвующем лидере.
115
Концепция харизматического лидерства
Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание у такого человека быть деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей (фокус на простые и драматического характера цели), упор на большие ожидания, проявление доверительности и инспирирование у последователей импульса к действиям.
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная — связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин, и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.
Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации (публикации, речь, жесты, позы и т.п.) последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сде-
116
лать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.
Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера-преобразователя или лидера-реформатора.
Концепция преобразующего лидерства или лидерство для изменений Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет мно-
го общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно иначе. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития (рис.2.2.2.). Лидер-реформатор — это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.
Долгосрочные |
Лидер с положи- |
Лидер преобразова- |
||||||||
Изменение поведения |
тельной |
тель — реформатор |
||||||||
харизмой |
||||||||||
Цели последо- |
||||||||||
Лидер с отрицатель- |
Традиционный ли- |
|||||||||
вателей |
||||||||||
ной |
дер |
|||||||||
Краткосрочные |
харизмой |
|||||||||
Изменение среды |
||||||||||
Характер отношений |
||||||||||
Чувственный |
Сознательный |
|||||||||
«лидер — последователи» |
||||||||||
люблю/ненавижу |
уважаю/рассчитываю |
|||||||||
Рис. 2.2.5. Типы лидерства в зависимости от целей последователей и характера их отношений с лидером
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их
117
к участию в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Вовторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.
Концепция косвенного лидерства
Наряду с тем, что различают типы формального и неформального лидерства, разделяют лидерство прямое и косвенное (Говард Гарднер). Прямые лидеры — более распространены в организациях сегодня. Они обращаются к людям лицом к лицу. Они хорошо заметны всем заинтересованным персонам. Их имена четко ассоциируются с организацией, в которой они работают. Косвенный лидер оказывает влияние собственной работой. Например, Альберта Эйнштейна часто воспринимают как косвенного лидера из-за его работы в сфере атомной физики. Что лучше для менеджера? Это вопрос стиля.
Основные отличительные черты косвенного лидерства: понимание цели лидерства: позиция или результат?; осознание того, что указания не стимулируют людей к изменению поведения; вера в то, что освоение новых форм поведения — путь к успеху и понимание того что новые формы поведения требуют новых навыков (формулировка желаемых результатов, выработка видения перспективы, установление отношений сотрудничества, освоение новых форм научения).
Концепция разделенного лидерства Лучший лидер («суперлидер») — это тот, кто превращает подавляющее
большинство идущих за ним людей в лидеров.
Первый шаг на пути к суперлидерству — стать лидером для самого себя. Достичь этого можно посредством комбинирования поведенческих приемов (включая определение собственных целей, самонаблюдение и самовознаграждение) и когнитивных приемов, которые используют позитивные и конструктивные модели мышления (такие как разговор с самим собой, построение мысленных образов и мысленная репетиция) для создания себе возможностей в работе и жизни.
Второй шаг — показать пример такого «самолидерства» другим, давая им возможность увидеть, что оно приносит успех, и вознаграждая других за их собственные успехи в самолидерстве.
Третий и четвертый шаги лидера при реализации плана суперлидерства
— демонстрируя уверенность в возможностях своих подопечных / партнеров,
118
побудить их установить для себя цели и помочь сформировать позитивные модели мышления. Пятый шаг — добиться того, чтобы они научились сами «вознаграждать» себя за успешную работу, и делать им конструктивные замечания, когда это необходимо. Наконец, суперлидер способствует формированию позитивной культуры внутри команды, которая помогает достичь высоких показателей.
«Суперлидер» развивает разделенное лидерство, которое заключается в том, что хотя в команде есть формальный лидер, функции лидера могут временно делегироваться другим членам команды в зависимости от обстоятельств, потребностей команды и навыков участников. Лидерство тут выступает как координация деятельности многих лидеров.
Действительно, при реализации конкретных задач в деятельности организации часто оказывается, что Лидеры, выполнившие свои функции на предшествующих фазах, продолжают работать уже в роли последователей. Таким образом, одно и то же лицо должно уметь быть и лидером, и последователем, а лидерство может передаваться как эстафетная палочка. Эти умения как нигде необходимы в современной деятельности организаций. Только команда, способная реализовать этот принцип, способна добиться поистине высоких результатов.
Однако разделенное лидерство предъявляет очень серьезные требования к личности: высокая чувствительность и в то же время устойчивость к изменениям, самодостаточность, креативность и высокий эмоциональный интеллект. Один из самых труднопреодолимых барьеров на пути к распределенному лидерству — непривычный имидж, противоречащий устойчивым представлениям о лидере как сильном, властном вожаке, не допускающем никаких возражений и оберегающем свою роль «главного человека» вне зависимости от обстоятельств.
Заменители лидерства
Поскольку вышерассмотренные концепции лидерского поведения так или иначе предполагают наличие формального лидерства при любых обстоятельствах, многие исследователи не раз задавались вопросом: могут ли существовать ситуации, когда не требуется поведения лидерского типа? Так, С. Керр и Дж. Джермейер выдвинули предположение о наличии переменных или так называемых заменителей лидерства, имеющих свойство сводить на нет потребность в лидерском влиянии на уровень работы подчиненных и их удовлетворенность.
Например, подчиненный, имеющий большой опыт работы, развитые способности и высокий уровень подготовки, как бы устраняет потребность в директивном руководстве. Лидер структуризатор будет испытывать сильное сопротивление со стороны независимого и самостоятельно мыслящего подчиненного с высоким уровнем квалификации. Самоуправление для таких работников будет более привлекательным, чем указания их лидера.
Нейтрализаторы:
119
Физические расстояния между руководителем и работниками Индифферентность сотрудников к вознаграждению Внутреннее удовлетворение от выполнения рабочей задачи Жесткие рабочие правила Жесткая система вознаграждения Сплоченные рабочие группы
Сотрудники, обладающие большим опытом, знаниями и способностями Внутреннее удовлетворение процессом труда Практика замены менеджера
Субституты/заменители:
Равная оценка/ обратная связь Системы участия в прибылях и доходах
Адекватный возникшей проблеме штат сотрудников Изменение должностных обязанностей, направленное на усиление об-
ратной связи Использование методов разрешения межличностных конфликтов.
Высокая оценка подчиненными опыта, влияния и образа руководителя Формирование рабочих команд, способных добиться решения постав-
ленных задач Спаянные рабочие группы
Потребность сотрудников в независимости
Усилители:
Высокие цели Повышение статуса группы
Повышение статуса руководителя и материальное стимулирование Руководитель как основной источник информации Кризисы как демонстрация — способностей руководителя
Некоторые заменители лидерства и их связь с необходимостью использования того или иного стиля руководства показаны в табл. 2.2.1.
Таблица 2.2.1. |
||||
Заменители лидерства |
||||
Переменные, или |
Когда не требуется больше |
Когда не требуется |
||
заменители лидерства |
обращать внимание на от- |
больше обращать вни- |
||
ношение с подчиненными |
мание на структуру от- |
|||
ношений и работу |
||||
На уровне качеств подчиненных |
||||
Способность, опыт, подготовка, |
+ |
|||
знания |
||||
Независимость |
самостоятель- |
+ |
+ |
|
ность |
||||
Профессионализм |
+ |
+ |
||
Отсутствие реакции на вознаграж- |
+ |
+ |
||
дение |
120
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Неспособность более ранних исследователей найти постоянную зависимость между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действуют один или более дополнительных факторов. Чтобы найти эти факторы, теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом. Как часто бывает в теории управления, это оказалось трудным. Однако были разработаны четыре ситуационных модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства: ситуационная модель руководства Фидлера, подход Митчела и Хауса «путь – цель», теория жизненного цикла Херси и Бланшара и модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.
Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность. Ясность цели, множественность средств ее достижения, обоснованность решения, специфичность решения (степень возможности принятия альтернативного решения).
3. Должностные полномочия. Это – объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Фидлер считает, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается, в целом, постоянным. Поскольку Фидлер исходит из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, он предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечит надлежащий баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой производительности и удовлетворенности.
Модель эффективного лидерства строится на том, что лидерство ситуационно. Благоприятность ситуации по отношению к конкретному используемому стилю определяется через три заранее определенные переменные: уровень отношений, структурированность работы и лидерская власть. Это означает, что эффективность лидерства зависит от того, насколько ситуация дает лидеру возможность влиять на других людей.
Лидерские стили по модели Фидлера: лидер, ориентированный на отношения, лидер, ориентированный на работу.
Еще одна ситуационная модель лидерства, во многом аналогичная модели Фидлера и имеющая много общего с теорией ожидания, относящейся к мотивации, была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Их подход под названием «путь – цель» также указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации.
Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название. Существует прямая связь между уровнем лидерской эффективности и уровнем мотивационной силы ожиданий, имеющихся у последователей. Идеальным является вариант, когда вознаграждение полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер – это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели.
При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации:
— директивное лидерство (высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается);
— поддерживающее лидерство (большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными);
— лидерство, ориентированное на достижение (установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиенных достичь высокго уровня выполнения работы);
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
— участвующее лидерство (совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении, партисипативный стиль управления)
Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость не следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Согласно Херси и Блашпару, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорее характеристикой конкретной ситуации. Другими словами, в зависимости от выполняемой задачи, отдельные лица и группы проявляют различный уровень «зрелости». Соответственно, руководитель может менять и свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы. Руководитель определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями. На основании этой субъективной оценки руководитель и определяет сравнительную зрелость конкретного лица или группы.
Авторами модели были выделены 4 стадии зрелости исполнителей:
М1. Люди не способны и не желают работать. Они либо некомпетентны, либо не уверены в себе.
М2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация, но нет навыков и умений.
М3. Люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, то предлагает руководитель.
М4. Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.
В рамках данной модели выделяются 4 основных лидерских стиля, каждый из которых соответствует определенной степени зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий.
Указывающий стиль (S1) является лучшим в случае низкой зрелости последователей. Лидер вынужден проявлять высокую директивность и тщательный присмотр за работниками, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответственность по работе, устранить неуверенность в том, что работа будет закончена.
Убеждающий стиль (S2) является лучшим для использования в условиях умеренно низкой зрелости последователей, реализуя в равной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать. Руководитель, использующий этот стиль, помогает им путем объяснения и вселяет в них уверенность в возможности выполнения задания.
Участвующий стиль (S3) является лучшим при умеренно высокой зрелости последователей. Способные к работе, но не желающие ее выполнять, подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание.
Делегирующий стиль (S4) является лучшим для руководства высокозрелыми последователями. Стиль характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет последователям, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе.
Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений.
А1 (Автократический I). Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.
АII (Автократический II). Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений — предоставление необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.
СI (Консультативный I). Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
СII (Консультативный II). Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
GII (Групповой). Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия (консенсуса) касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь повлиять на группу, чтобы она приняла «ваше» решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Вопрос 1
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Модель системного подхода к определению состава целей организации, отображающая декомпозицию главной цели на подцели и их иерархическую соподчиненность, называется:
Выберите один ответ:
a. пирамида целей
b. банк целей
c. дерево целей
d. корзина целей
e. правильного ответа нет
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 2
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Предпосылками какого стиля руководства стали главные положения теории «X»?
Выберите один ответ:
a. авторитарного
b. попустительского
c. демократического
d. либерального
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 3
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Общая цель организации, выражающая причину ее существования:
Выберите один ответ:
a. идеал
b. стратегия
c. план
d. миссия
e. призвание
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 4
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Каким требованиям не должны соответствовать цели организации?
Выберите один ответ:
a. конкретными.
b. проверяемыми.
c. восприниматься персоналом как свои личные.
d. быть стабильными, неизменными.
e. быть реальными.
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 5
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Процесс выбора целей организации и разработка программы по их достижению – это:
Выберите один ответ:
a. целеполагание
b. принятие решений
c. планирование
d. прогнозирование
e. программирование
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 6
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Для руководства высокозрелыми работниками лучшим является стиль руководства:
Выберите один ответ:
a. участвующий
b. указывающий
c. убеждающий
d. делегирующий
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 7
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Средством влияния экспертной власти является:
Выберите один ответ:
a. страх
b. профессионализм
c. традиция
d. харизма
e. вознаграждение
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 8
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Какие действия не должен предпринимать менеджер, если хочет заставить неформальную группу и ее лидера работать на себя и организацию?
Выберите один ответ:
a. осознать и смириться с тем, что в независимости от того, что он делает, неформальный лидер существует.
b. все перечисленные действия должен осуществить менеджер.
c. объединить цели неформальной и формальной организаций.
d. выявить неформального лидера и управлять им.
e. согласиться и принять тот факт, что неформальная организация существует.
f. искоренить неформальную группу, как силу, которая наносит наибольший вред деятельности организаций.
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 9
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Стиль руководства определяется:
Выберите один ответ:
a. правильного ответа нет.
b. степенью участия подчиненных в принятии решений.
c. все ответы верны.
d. распределением полномочий между руководителем и подчиненным.
e. формами власти, которые использует руководитель.
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 10
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Миссия организации должна выражать интересы:
Выберите один ответ:
a. ее потребителей
b. все ответы верны
c. ее работников
d. ее акционеров.
e. правильного ответа нет
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 11
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Как связаны понятия «стратегия» и «тактика»?
Выберите один ответ:
a. стратегия является средством реализации тактики.
b. верно а, б, в
c. верно б, в, г
d. тактикой называют краткосрочную стратегию.
e. тактику разрабатывают в развитие стратегии.
f. тактика является средством реализации стратегии.
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 12
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
В основе выбора эффективного стиля руководства лежит:
Выберите один ответ:
a. личность руководителя
b. правильного ответа нет
c. интуиция руководителя
d. реальная ситуация
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 13
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
В отношении способных к работе, но не желающих ее выполнять исполнителей лучшим будет стиль руководства:
Выберите один ответ:
a. участвующий
b. убеждающий.
c. указывающий
d. делегирующий
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 14
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Укажите последовательность управленческих действий в процессе внутрифирменного планирования: 1) формулирование целей организации; 2) анализ и выбор стратегии; 3) анализ среды; 4) выбор миссии; 5) разработка тактики; 6) оценка стратегии:
Выберите один ответ:
a. 1, 2, 3, 4, 5, 6
b. 6, 5, 4, 3, 2, 1
c. 3, 4, 1, 2, 5, 6
d. 2, 4, 6, 1, 5, 3
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 15
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Средством влияния власти, основанной на принуждении, является:
Выберите один ответ:
a. профессионализм
b. традиция
c. страх
d. харизма
e. вознаграждение
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 16
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Концентрация внимания на интересах конкретных потребителей, создание продукта, удовлетворяющего потребность определенной группы людей, — это:
Выберите один ответ:
a. стратегия лидерства в издержках.
b. стратегия «сбора урожая.
c. стратегия концентрированного роста.
d. стратегия дифференциации.
e. стратегия фокусирования.
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 17
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
В коллективах творческих, научных с высокой степенью мотивации в обычных условиях наилучшим стилем руководства является:
Выберите один ответ:
a. либеральный
b. демократический
c. нейтральный
d. авторитарный
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 18
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Лучшим стилем руководства в условиях умеренно низкой зрелости исполнителей будет:
Выберите один ответ:
a. указывающий
b. делегирующий
c. убеждающий
d. участвующий
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 19
Неверно
Баллов: 0,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Хорошее знание руководителем активных потребностей его подчиненных служит основой власти:
Выберите один ответ:
a. наказания
b. вознаграждения
c. традиционной
d. примера
e. экспертной
Отзыв
Ваш ответ неправильный.
Вопрос 20
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Как связаны понятия «цель» и «стратегия»?
Выберите один ответ:
a. цель является средством реализации стратегии.
b. стратегия является причиной существования цели.
c. цель является следствием существования стратегии.
d. стратегия является средством достижения цели.
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 21
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
В ситуации, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее новизну и творчество, наилучшим будет стиль руководства:
Выберите один ответ:
a. нейтральный
b. демократический
c. либеральный
d. авторитарный
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 22
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Основу власти руководителя составляют:
Выберите один ответ:
a. должности
b. потребности
c. ресурсы
d. люди
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 23
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Лидерство предполагает наличие в организации:
Выберите один ответ:
a. подчиненных
b. последователей
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 24
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Лидерство – это способность эффективно использовать все преимущества:
Выберите один ответ:
a. ресурсы
b. материальные ресурсы
c. формы власти
d. человеческие ресурсы
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 25
Неверно
Баллов: 0,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Лучшим стилем руководства в условиях умеренно низкой зрелости исполнителей будет:
Выберите один ответ:
a. участвующий
b. делегирующий
c. указывающий
d. убеждающий
Отзыв
Ваш ответ неправильный.
Вопрос 26
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
В случае низкой зрелости подчиненных лучшим является стиль руководства:
Выберите один ответ:
a. участвующий
b. делегирующий
c. указывающий
d. убеждающий
Отзыв
Ваш ответ верный.
Вопрос 27
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Стратегическое планирование начинается с:
Выберите один ответ:
a. SWOT-анализа
b. попарного анализа
c. выборочного анализа
d. целевого анализа
Отзыв
Ваш ответ верный.