Должностная инструкция учителя-логопеда
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция учителя-логопеда в школе разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО, утвержденных соответственно Приказами Минпросвещения России №286 и №287 от 31 мая 2021 года (с изменениями от 8 ноября 2022 года), ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г (с изменениями от 12 августа 2022 года); на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 17 февраля 2023 года); Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения.
1.3. Данная должностная инструкция учителя-логопеда в школе по ФГОС устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность учителя-логопеда в школе.
1.4. На должность учителя-логопеда в образовательном учреждении назначается лицо:
- имеющее высшее логопедическое образование (без предъявления требований к стажу работы);
- соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
- не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.
1.5. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
1.6. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной организации.
1.7. В своей трудовой деятельности учитель-логопед руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;
- указами Президента Российской Федерации;
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Декларацией прав и свобод человека;
- Законодательством РФ по вопросам образования;
- решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
- Гражданским и Трудовым кодексами Российской Федерации;
- Конвенцией о правах ребенка.
Также, учитель-логопед руководствуется правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, должностной инструкцией учителя-логопеда школы по ФГОС, а также Уставом и локальными правовыми актами (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), трудовым договором (контрактом).
1.8. Учитель-логопед обязан знать:
- последние достижения в области логопедии и педагогической науки;
- основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- возрастную и специализированную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного развивающего обучения, реализации правильного подхода;
- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической подготовки;
- методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;
- программно-методическую литературу по работе с учащимися, которые имеют отклонения в развитии;
- последние достижения в социальной педагогики и психологии;
- методы убеждения, аргументации своей точки зрения, установление контактов с обучающимися, воспитанниками любого возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе.
- санитарные нормы и правила, применяемые в общеобразовательном учреждении;
- инструкцию по охране труда для учителя-логопеда в школе;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами и презентациями, электронной почтой и браузерами, мультимедийным проектором.
1.9. Педагогическому работнику запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.10. Педагог должен знать свою должностную инструкцию учителя-логопеда в школе, правила по охране труда и пожарной безопасности, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.
2. Функции учителя-логопеда
Основным направлением в трудовой деятельности учителя-логопеда являются:
2.1. Проведение комплекса мероприятий по психофизической и логопедической коррекции уровня развития личности в школе и по месту жительства школьника.
2.2. Максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся, которые мешают усвоению программы обучения.
3. Должностные обязанности учителя-логопеда школы
Учитель-логопед:
3.1. Обследует обучающихся, определяет структуру и степень сложности имеющегося у них дефекта.
3.2. Создает группы для занятий с учетом психофизического состояния учащихся, с учётом патологии речи.
3.3. Составляет план направления и содержание индивидуальной и групповой коррекционной работы, а также методической работы на учебный год.
3.4. Выполняет изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей обучающихся с целью создания необходимых условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной категорией, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей.
3.5. Учитель-логопед соответствии с ФГОС осуществляет психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений:
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учетом особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся.
3.6. Использует различные формы, методы, приёмы и средства обучения в рамках государственного стандарта, известные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.7. Ведет индивидуальные и групповые занятия по коррекции выявленных нарушений, исправлению отклонений в развитии речи, восстановлению нарушенных функций в соответствии с приобретениями в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
3.8. Работает в тесном контакте с педагогами, посещает занятия и уроки в целях выработки единой направленности работы.
3.9. Принимает участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
3.10. Консультирует педагогов школы, родителей (лиц, их заменяющих) по использованию методов и приёмов оказания помощи учащимся, по результатам коррекции.
3.11. Консультирует педагогических работников и родителей (или лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, у которых имеются отклонения в развитии, а также по исходу коррекции.
3.12. Посещает методические семинары, педагогические советы, конференции и другие школьные мероприятия по проблемам оказания логопедической помощи детям и подросткам, проводит пропаганду логопедических знаний.
3.13. Оформляет требуемую документацию установленного образца:
- журнал учёта школьников с нарушениями речи;
- журнал посещаемости логопедических занятий;
- журнал консультаций;
- речевые карты;
- календарно-тематическое планирование;
- поурочное планирование;
- план работы на весь учебный год;
- цифровой отчет о проведенной работе за год;
- отчет о результатах коррекционной и методической работы на протяжении учебного года;
- паспорт логопедического кабинета;
- рабочие тетради по логопедии.
3.14. Использует в работе разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках ФГОС.
3.15. Реализует учебные программы.
3.16. Обеспечивает уровень подготовки школьников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
3.17. Предоставляет заместителю директора, курирующему предметы коррекционного цикла, отчёт о динамике развития речи детей, у которых имеются нарушения устной и письменной речи.
3.18. Оформляет требуемые документы в пределах своей компетенции для представления ребёнка на ПМПК.
3.19. Принимает участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
3.20. Общается с логопедами, психологами специальных образовательных учреждений.
3.21. Поддерживает связь с родителями (или лицами их заменяющими).
3.22. Участвует в формировании общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
3.23. Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.
3.24. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся на протяжении образовательной деятельности, во время коррекционных занятий.
3.25. Следует правилам и нормам охраны труда, санитарным правилам и нормам, правилам техники безопасности и противопожарной защиты.
3.26. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога образовательного учреждения.
4. Права учителя-логопеда
Учитель-логопед имеет право:
4.1. Самостоятельно определять формы и методы работы с учащимися и планировать её исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности.
4.2. Принимать участие в управлении школой в порядке, определённом Уставом. Участвовать в работе Педагогического совета школы.
4.3. Посещать уроки педагогов, других логопедов образовательного учреждения с целью обмена опытом, присутствовать на школьных мероприятиях.
4.4. Участвовать в сфере деятельности методических объединений и других формах методической работы.
4.5. Изменять групповой состав школьников в соответствии с динамикой их развития.
4.6. Определять приоритетные направления в коррекционной работе с учениками.
4.7. Принимать участие в разработке программы развития образовательного учреждения.
4.8. Давать учащимся во время проведения занятий и перемен обязательные указания, которые относятся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случае и порядке, установленных Уставом и Правилами поведения обучающихся школы.
4.9. На защиту профессиональной чести и собственного достоинства.
4.10. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с невыполнением или нарушением педагогом норм профессиональной этики.
4.12. На получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования, в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе.
4.13. На все установленные законодательством социальные гарантии.
4.14. На моральное и материальное стимулирование труда.
5. Ответственность учителя-логопеда
Учитель-логопед школы несет ответственность:
5.1. За правильность логопедического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы с детьми, обоснованность даваемых рекомендаций.
5.2. За исполнение не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебной деятельности.
5.3. За жизнь и здоровье детей во время проведения учебной деятельности.
5.4. За нарушение прав и свобод учащихся школы.
5.5. За сохранность документации, оформление её в правильном порядке.
5.6. За несоблюдение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка, распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией учителя-логопеда в школе, в том числе за неиспользование предоставленных прав, учитель-логопед несёт дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.
5.7. За применение, в том числе и однократное, методов работы, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. Увольнение в данном случае не служит мерой дисциплинарной ответственности.
5.8. За несоблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил учитель-логопед будет привлечен к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.9. За причинение школе или участникам образовательной деятельности ущерба в связи с исполнением или нарушением своих должностных обязанностей, несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и(или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения и связи по должности
6.1. Учитель-логопед выполняет работу по утверждённому директором школы графику в режиме выполнения объёма установленной ему нагрузки, принимает участие в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самостоятельного планирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. В период каникул, не совпадающих с отпуском, привлекается администрацией образовательного учреждения к педагогической, методической и организационной работе в пределах времени, не превышающей учебной нагрузки до начала каникул.
6.3. Учитель-логопед индивидуально планирует свою работу на учебный год и по полугодиям.
6.4. Получает от заместителя директора по УВР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, указания, знакомится с документами под расписку.
6.5. Предоставляет документацию установленного образца на проверку, а также письменный отчёт о проведенной деятельности заместителю директора по УВР.
6.6. Хранит копии отчетов о своей проделанной работе.
6.7. Ставит в известность администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
6.8. Регулярно обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с учителями, классными руководителями, педагогом-психологом школы.
6.9. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
Должностную инструкцию учителя-логопеда разработал:
«___»____202___г. __________ /______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____202___г. __________ /______________________/
Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции учителей школы
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Утверждаю:
Директор МБОУ СШ № 37
____________И.
В.Комиссаров
«____»____________2017г.
ДОЛЖНОСТНАЯ
ИНСТРУКЦИЯ
УЧИТЕЛЯ -ЛОГОПЕДА
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная
инструкция учителя-логопеда в школе разработана
в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования,
утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и
№1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); на основании ФЗ №273 от
29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 03.07.2016г;
на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от
26.08.2010г. в редакции от 31.05.2011г.; в соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые
отношения между работником и работодателем.
1.2. Учитель-логопед назначается и
освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения.
.
1.3. На должность учителя-логопеда в
образовательном учреждении назначается лицо, которое имеет высшее логопедическое
образование (без предъявления требований к стажу работы).
.
1.5. Учитель-логопед находиться в
подчинении у заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
.
1.6. В своей трудовой деятельности учитель –логопед руководствуется:
·
Конституцией Российской Федерации;
·
Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации»;
·
Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
·
указами Президента Российской Федерации;
·
постановлениями Правительства Российской Федерации и органов
управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания
учащихся, административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
Также,
учитель-логопед руководствуется правилами и нормами охраны труда и
противопожарной защиты, должностной инструкцией учителя-логопеда школы по ФГОС,
а также Уставом и локальными правовыми актами (в том числе правилами
внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора),
трудовым договором (контрактом).
Учитель-логопед соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.7. Учитель- логопед обязан знать:
·
последние достижения в области логопедии и педагогической науки;
·
основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для
решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих
задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
·
возрастную и специализированную педагогику и психологию,
анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
·
современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного развивающего обучения, реализации правильного подхода;
·
нормативные и методические документы по вопросам профессиональной
и практической подготовки;
·
методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии
детей;
·
программно-методическую литературу по работе с учащимися, которые
имеют отклонения в развитии;
·
последние достижения в социальной педагогики и психологии;
·
методы убеждения, аргументации своей точки зрения, установление
контактов с обучающимися, воспитанниками любого возраста, их родителями
(законными представителями), коллегами по работе.
·
требования и нормы охраны труда и техники безопасности, пожарной
безопасности, санитарные нормы и правила, применяемые в школе.
·
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами и
презентациями, электронной почтой и браузерами, мультимедийным проектором.
2. Функции
учителя-логопеда.
Основным
направлением в трудовой деятельности учителя – логопеда являются:
2.1. Проведение комплекса мероприятий по психофизической и
логопедической коррекции уровня развития личности в школе и по месту жительства
школьника.
2.2. Максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся,
которые мешают усвоению программы обучения.
3. Должностные
обязанности учителя-логопеда школы.
Учитель-логопед:
3.1. Обследует учащихся (воспитанников), определяет структуру и
степень сложности имеющегося у них дефекта.
.
3.2. Создает группы для занятий с учетом психофизического
состояния учащихся, с учётом патологии речи.
.
3.3. Составляет план направления и содержание индивидуальной и
групповой коррекционной работы, а также методической работы на учебный год.
3.4. Выполняет изучение индивидуальных особенностей, способностей,
интересов и склонностей обучающихся с целью создания необходимых условий для
обеспечения их развития в соответствии с возрастной категорией, роста их
познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования
компетентностей.
3.5. Использует различные формы, методы, приёмы и средства обучения в
рамках государственного стандарта, известные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
.
3.6. Ведет индивидуальные и групповые занятия по коррекции выявленных
нарушений, исправлению отклонений в развитии речи, восстановлению нарушенных
функций в соответствии с приобретениями в области методической, педагогической
и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий. .
3.7. Работает в тесном контакте с педагогами, посещает занятия и уроки
в целях выработки единой направленности работы.
.
3.8. Принимает участие в работе школьного
психолого-медико-педагогического консилиума.
3.9. Консультирует педагогических работников и родителей (или лиц их
заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям,
у которых имеются отклонения в развитии, а также по исходу коррекции.
3.11. Посещает методические семинары, педагогические советы,
конференции и другие школьные мероприятия по проблемам оказания логопедической
помощи детям и подросткам, проводит пропаганду логопедических знаний.
.
3.12. Оформляет требуемую документацию установленного образца:
·
журнал учёта школьников с нарушениями речи;
·
журнал посещаемости логопедических занятий;
·
журнал консультаций;
·
речевые карты;
·
календарно-тематическое планирование;
·
поурочное планирование;
·
план работы на весь учебный год;
·
цифровой отчет о проведенной работе за год;
·
отчет о результатах коррекционной и методической работы на
протяжении учебного года;
·
паспорт логопедического кабинета;
·
рабочие тетради по логопедии.
3.13. Использует в работе разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения в рамках ФГОС. .
3.14. Реализует учебные программы.
.
3.15. Обеспечивает уровень подготовки школьников, соответствующий
требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), и
несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
.
3.16. Предоставляет заместителю директора, курирующему предметы
коррекционного цикла, отчёт о динамике развития речи детей, у которых имеются
нарушения устной и письменной речи. .
3.17. Оформляет требуемые документы в пределах своей компетенции для
представления ребёнка на ПМПК. .
3.18. Принимает участие в деятельности методических объединений и
других формах методической работы. .
3.19. Общается с логопедами, психологами специальных образовательных
учреждений.
3.20. Поддерживает связь с родителями (или лицами их заменяющими).
3.21. Участвует в формировании общей культуры личности, социализации,
осознанного выбора и освоения профессиональных программ. .
3.22. Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.
3.23. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся на протяжении
образовательного процесса, во время коррекционных занятий.
3.24. Выполняет положения должностной инструкции учителя-логопеда
школы, следует правилам и нормам охраны труда, санитарным правилам и нормам,
правилам техники безопасности и противопожарной защиты.
.
4. Права
учителя-логопеда.
Учитель-логопед имеет
право: .
4.1. Самостоятельно определять формы и методы работы с учащимися и
планировать её исходя из общего плана работы школы и педагогической
целесообразности.
4.2. Принимать участие в управлении школой в порядке, определённом
Уставом. Участвовать в работе Педагогического совета школы.
4.3. Посещать уроки педагогов общеобразовательного учреждения с целью
обмена опытом, присутствовать на школьных мероприятиях.
.
4.4. Изменять групповой состав школьников в соответствии с динамикой
их развития.
4.5. Определять приоритетные направления в коррекционной работе с
учениками.
4.6. Принимать участие в разработке программы развития общеобразовательного
учреждения.
4.7. Давать учащимся во время проведения занятий и перемен
обязательные указания, которые относятся к организации занятий и соблюдению
дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случае и
порядке, установленных Уставом и Правилами поведения обучающихся школы.
4.8. На защиту профессиональной чести и собственного достоинства.
4.9. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку
его работы, давать по ним объяснения.
.
4.10. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через
представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного
расследования, связанного с невыполнением или нарушением педагогом норм
профессиональной этики.
4.11. Аттестоваться на добровольной основе на необходимую
квалификационную категорию и получить её в случае успешного прохождения
аттестации. .
4.12. На все установленные законодательством социальные гарантии.
.
4.13. На моральное и материальное стимулирование труда.
.
4.14. На повышение своей профессиональной квалификации.
5. Ответственность
учителя-логопеда.
Учитель-логопед школы несет ответственность:
. ……5.1.
За правильность логопедического заключения, адекватность используемых
диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы с детьми,
обоснованность даваемых рекомендаций. .
5.2. За исполнение не в полном объёме образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.
.
5.3. За жизнь и здоровье детей во время проведения учебного процесса.
5.4. За нарушение прав и свобод учащихся школы. .
5.5. За сохранность документации, оформление её в правильном порядке.
5.6. За несоблюдение или ненадлежащее исполнение без уважительных
причин Устава и Правил внутреннего распорядка, распоряжений директора школы и
иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных
данной должностной инструкцией учителя-логопеда в школе, в том числе за
неиспользование предоставленных прав, учитель-логопед несёт дисциплинарную
ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.
.
5.7. За применение, в том числе однократное, способов воспитания,
связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью
школьника, в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об
образовании».
5.8. За несоблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда,
санитарно-гигиенических норм и правил учитель-логопед будет привлечен к
административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных
административным законодательством.
5.9. За причинение школе или участникам образовательного процесса
ущерба в связи с исполнением или нарушением своих должностных обязанностей,
несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
трудовым и(или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения.
Связи по должности.
6.1. Учитель-логопед выполняет работу по утверждённому директором школы графику
в режиме выполнения объёма установленной ему нагрузки, принимает участие в
обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самостоятельного планирования
обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. В период каникул, не совпадающих с отпуском, привлекается
администрацией образовательного учреждения к педагогической, методической и
организационной работе в пределах времени, не превышающей учебной нагрузки до
начала каникул.
6.3. Учитель-логопед индивидуально планирует свою работу на учебный год
и по полугодиям.
6.4. Хранит копии отчетов о своей проделанной работе. .
6.5. Ставит в известность администрацию школы о возникших трудностях на
пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
6.6. Регулярно обменивается информацией по вопросам, входящим в свою
компетенцию с учителями, классными руководителями, педагогом-психологом школы.
С
должностной инструкцией ознакомлен(а)
«___»____20___г.
__________ (______________________)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
учителя-логопеда МОУ СОШ _____________
1.Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г.№ 761н., Трудового кодекса РФ (от 30.12.2001г. № 197-ФЗ), Профессионального стандарта педагога, утвержденного Министерством труда и социальной защиты от 18.10.2013 № 544н, ст.48 «Закона об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012 № 273-ФЗ.
1.2Учитель-логопед назначается и освобождается от должности директором МОУ СОШ с.Варваровка;
1.3. Учитель-логопед подчиняется непосредственно руководителю образовательной организации.
1.4. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется Конституцией РФ. Законом РФ » Об образовании «(действующая редакция). Уставом учреждения, на основании письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
1.5. Продолжительность рабочего времени учителя-логопеда – 20 часов (астрономических) в неделю (1 ставка):
2.Учитель-логопед должен знать:
знать основы законодательства о правах ребенка, Конвенцию о правах ребенка; знать законы и иные нормативные правовые акты в сфере образования, требования федеральных государственных стандартов (ФГОС); возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
3. Должен обладать следующими качествами:
Профессиональная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием обучающихся (воспитанников, детей); владение необходимыми методическими приемами и средствами, их качественное применение.
Информационная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса, использование различных информационных ресурсов, профессиональных инструментов, готовых программно-методических комплексов для выполнения типичных профессиональных практических задач; использование компьютерных и мультимедийных технологий в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное установление контакта и взаимодействие с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями, (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение реализовывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения поставленных целей; владение приемами убеждения, государственным языком, грамотной официальной письменной речью, техникой общения и профессиональным этикетом.
Правовая компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.
4. Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
5.Должностные обязанности.
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии и других детей с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Пополняет кабинет новинками научно-педагогической литературы, дидактическим материалом, техническими средствами обучения;
Анализирует и систематизирует имеющиеся материалы, ведет картотеку;
6. Права
Учитель – логопед имеет право на свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
на самостоятельный выбор и использование педагогически обоснованных форм, средств и методов обучения и воспитания, программ дошкольного воспитания, методик, учебных пособий и материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой программы;
на участие в разработке образовательных программ, планов относящихся к деятельности учреждения, методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
на осуществление научной, творческой, исследовательской деятельности, разработках и внедрении инноваций;
участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном Уставом
на участие в обсуждении вопросов относящихся к деятельности образовательной организации в том числе через органы управления и общественные организации;
на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
на повышение квалификации с определенной периодичностью, для чего работодатель создает условия, необходимые для обучения работников в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (системы переподготовки и повышения квалификации);
на аттестацию на соответствующую квалификационную категорию в добровольном порядке и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, досрочное назначение трудовой пенсии по старости, устанавливаемые в зависимости от должности и условий работы;
на дополнительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
на иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации;
на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения;
пользоваться другими правами в соответствии с уставом образовательного учреждения, трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, законодательством Российской Федерации.
7. Ответственность
7.1. Учитель – логопед несёт персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка МОУ СОШ с.Варваровка, с которым проводит индивидуальные или групповые занятия.
7.2. Несёт ответственность за сохранность имущества учреждения.
7.3.За неисполнение всех обязанностей учитель — логопед несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома
___________ /___________________/
протокол № ____ от «__»___ 201__г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Наименование учреждения
_________ /_________________/
Приказ № __ от «_»._.20__г.
Должностная инструкция учителя-логопеда
________________
1. Общие положения должностной инструкции.
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 05.07.2017г; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г. в редакции от 31.05.2011г.; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем. 1.2. Учитель-логопед в школе назначается и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения.
1.3. Данная должностная инструкция устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность учителя-логопеда в школе.
1.4. На должность учителя-логопеда в образовательном учреждении назначается лицо, которое имеет высшее логопедическое образование (без предъявления требований к стажу работы).
1.5. Учитель-логопед находиться в подчинении у заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.6. В своей трудовой деятельности учитель-логопед руководствуется:
— Конституцией Российской Федерации;
— Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
— Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
— указами Президента Российской Федерации;
— постановлениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
— правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, должностной инструкцией учителя-логопеда школы, а также Уставом и локальными правовыми актами (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), трудовым договором (контрактом).
Учитель-логопед соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.7. Учитель-логопед обязан знать:
— последние достижения в области логопедии и педагогической науки;
— основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
— возрастную и специализированную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного развивающего обучения, реализации правильного подхода;
— нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической подготовки;
— методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;
— программно-методическую литературу по работе с учащимися, которые имеют отклонения в развитии;
— последние достижения в социальной педагогики и психологии;
— методы убеждения, аргументации своей точки зрения, установление контактов с обучающимися, воспитанниками любого возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе.
— требования и нормы охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарные нормы и правила, применяемые в школе.
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами и презентациями, электронной почтой и браузерами, мультимедийным проектором.
2. Функции
Основным направлением в трудовой деятельности учителя-логопеда являются:
2.1. Проведение комплекса мероприятий по психофизической и логопедической коррекции уровня развития личности в школе и по месту жительства школьника.
2.2. Максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся, которые мешают усвоению программы обучения.
3. Должностные обязанности
Учитель-логопед:
3.1. Обследует учащихся (воспитанников), определяет структуру и степень сложности имеющегося у них дефекта.
3.2. Создает группы для занятий с учетом психофизического состояния учащихся, с учётом патологии речи.
3.3. Составляет план направления и содержание индивидуальной и групповой коррекционной работы, а также методической работы на учебный год.
3.4. Выполняет изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей обучающихся с целью создания необходимых условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной категорией, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей.
3.5. Использует различные формы, методы, приёмы и средства обучения в рамках государственного стандарта, известные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.6. Ведет индивидуальные и групповые занятия по коррекции выявленных нарушений, исправлению отклонений в развитии речи, восстановлению нарушенных функций в соответствии с приобретениями в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
3.7. Работает в тесном контакте с педагогами, посещает занятия и уроки в целях выработки единой направленности работы.
3.8. Принимает участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
3.9. Консультирует педагогов школы, родителей (лиц, их заменяющих) по использованию методов и приёмов оказания помощи учащимся, по результатам коррекции.
3.10. Консультирует педагогических работников и родителей (или лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, у которых имеются отклонения в развитии, а также по исходу коррекции.
3.11. Посещает методические семинары, педагогические советы, конференции и другие школьные мероприятия по проблемам оказания логопедической помощи детям и подросткам, проводит пропаганду логопедических знаний.
3.12. Оформляет требуемую документацию установленного образца:
— журнал учёта школьников с нарушениями речи;
— журнал посещаемости логопедических занятий;
— журнал консультаций;
— речевые карты;
— календарно-тематическое планирование;
— поурочное планирование;
— расписание занятий;
— план работы на весь учебный год;
— цифровой отчет о проведенной работе за год;
— отчет о результатах коррекционной и методической работы на протяжении учебного года;
— паспорт логопедического кабинета;
— рабочие тетради по логопедии.
3.13. Использует в работе разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках ФГОС.
3.14. Реализует учебные программы.
3.15. Обеспечивает уровень подготовки школьников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
3.16. Предоставляет заместителю директора, курирующему предметы коррекционного цикла, отчёт о динамике развития речи детей, у которых имеются нарушения устной и письменной речи.
3.17. Оформляет требуемые документы в пределах своей компетенции для представления ребёнка на ПМПК.
3.18. Принимает участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
3.19. Общается с логопедами, психологами специальных образовательных учреждений.
3.20. Поддерживает связь с родителями (или лицами их заменяющими).
3.21. Участвует в формировании общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
3.22. Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.
3.23. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся на протяжении образовательного процесса, во время коррекционных занятий.
3.24. Следует правилам и нормам охраны труда, санитарным правилам и нормам, правилам техники безопасности и противопожарной защиты.
3.25. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога образовательного учреждения.
4. Права
Учитель-логопед имеет право:
4.1. Самостоятельно определять формы и методы работы с учащимися и планировать её исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности.
4.2. Принимать участие в управлении школой в порядке, определённом Уставом. Участвовать в работе Педагогического совета школы.
4.3. Посещать уроки педагогов, других логопедов образовательного учреждения с целью обмена опытом, присутствовать на школьных мероприятиях.
4.4. Участвовать в сфере деятельности методических объединений и других формах методической работы.
4.5. Изменять групповой состав школьников в соответствии с динамикой их развития.
4.6. Определять приоритетные направления в коррекционной работе с учениками.
4.7. Принимать участие в разработке программы развития образовательного учреждения.
4.8. Давать учащимся во время проведения занятий и перемен обязательные указания, которые относятся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случае и порядке, установленных Уставом и Правилами поведения обучающихся школы.
4.9. На защиту профессиональной чести и собственного достоинства.
4.10. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с невыполнением или нарушением педагогом норм профессиональной этики.
4.12. Аттестоваться на добровольной основе на необходимую квалификационную категорию и получить её в случае успешного прохождения аттестации.
4.13. На все установленные законодательством социальные гарантии.
4.14. На моральное и материальное стимулирование труда.
4.15. На повышение своей профессиональной квалификации.
5. Ответственность
Учитель-логопед школы несет ответственность:
5.1. За правильность логопедического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы с детьми, обоснованность даваемых рекомендаций.
5.2. В установленном законодательством порядке учитель-логопед несёт ответственность:
— за исполнение не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса,
— за жизнь и здоровье детей во время проведения учебного процесса,
— за нарушение прав и свобод учеников.
5.3. За сохранность документации, оформление её в правильном порядке.
5.4. За несоблюдение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка, распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, учитель-логопед несёт дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.
5.5. За применение, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью школьника, в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании».
5.6. За несоблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил учитель-логопед будет привлечен к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.7. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или нарушением своих должностных обязанностей, несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
6.1. Учитель-логопед выполняет работу по утверждённому директором школы графику в режиме выполнения объёма установленной ему нагрузки, принимает участие в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. В период каникул, не совпадающих с отпуском, привлекается администрацией образовательного учреждения к педагогической, методической и организационной работе в пределах времени, не превышающей учебной нагрузки до начала каникул.
6.3. Учитель-логопед индивидуально планирует свою работу на учебный год и по полугодиям.
6.4. Получает от заместителя директора по УВР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, указания, знакомится с документами под расписку.
6.5. Предоставляет документацию установленного образца на проверку, а также письменный отчёт о проведенной деятельности заместителю директора по УВР.
6.6. Хранит копии отчетов о своей проделанной работе.
6.7. Ставит в известность администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
6.8. Регулярно обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с учителями, классными руководителями, педагогом-психологом школы.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/