Должностная инструкция специалиста по отлову безнадзорных собак кошек

Должностная инструкция ловец безнадзорных животных. На должность ловца безнадзорных животных допускаются люди, не состоящие на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, прошедшие курс специального обучения, дающий право на получение соответствующего удостоверения.

Ловец безнадзорных животных предъявляет удостоверение ловца, а также Заказ-наряд при отлове безнадзорных животных представителю администрации района, где производится отлов, или по требованию общественных инспекторов и отдельных граждан.

Ловец безнадзорных животных обязан пройти иммунизацию против бешенства. Ловцам безнадзорных собак и кошек запрещено присвоение безнадзорных животных. Бригады по отлову безнадзорных животных (ловцы) обязаны передавать безнадзорных животных в пункт содержания в течение суток с момента отлова.

Муниципальное казенное учреждение «Московская городская служба по
регулированию численности безнадзорных собак и кошек»

УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________
«__» __________ 20 __ года

Должностная инструкция ловец безнадзорных животных

I. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция ловца безнадзорных животных определяет функциональные обязанности, права и ответственность ловца безнадзорных животных муниципального казенного учреждения «Московская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» (далее — учреждение).
1.2. Ловец безнадзорных животных назначается или освобождается от должности приказом директора учреждения.
1.3. Ловец безнадзорных животных непосредственно подчиняется заместителю директора и заведующему хозяйством учреждения.
1.4. Режим работы ловца безнадзорных животных определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в учреждении, а также может быть установлен режим работы в соответствии со сменным графиком, утвержденным директором учреждения.
1.5. Ловец безнадзорных животных должен знать:

  • порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территорий Московского края;
  • привычки и поведение животных;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • правила пользования средствами индивидуальной защиты;
  • правила санитарной, личной гигиены;
  • устройство и правила эксплуатации приспособлений для отлова животных без владельцев;
  • регламент по выполнению работ по отлову, транспортировки и содержанию безнадзорных животных.

II. Должностные обязанности
На ловца по отлову животных без владельцев возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществлять отлов животных без владельцев на основании информации, указанной в графике отлова животных без владельцев, осуществлять объезд территорий в соответствии с утверждённым графиком отлова животных без владельцев по инициативе учреждения, с целью выявления и отлова животных без владельцев, за исключением стерилизованных животных без владельцев, имеющих неснимаемые или несмываемые метки и не проявляющих немотивированную агрессивность в отношении человека или других животных.
2.2. Осуществлять мониторинг нахождения стай собак на закрепленных территориях г. Москвы с предоставлением сведений о количестве и месте нахождения животных без владельцев в письменном виде.
2.3. Осуществлять отлов животных без владельцев способами, исключающими возможность нанесения увечий, травм или гибели животных без владельцев, с использованием специальных материалов и технических приспособлений (сетки, сачка, ловушки), с применением пищевых приманок и средств для временной иммобилизации (обездвиживающие препараты с дозировкой в соответствии с инструкцией к применяемому препарату), разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
Отлавливать животных без владельцев, в том числе имеющих признаки владельческого животного (наличие регистрационного знака, наличие ошейника (клейма, метки и иного, подтверждающего принадлежность животного владельцу).
2.5. Инициировать повторный выезд, в случае отсутствия животных без владельцев на территории, указанной в графике отлова животных без владельцев.
2.6. Выполнять указания диспетчера учреждения.
2.7. Вести видеозапись процесса отлова и размещения в автотранспортном средстве каждого животного без владельца на любое записывающее устройство.
Видеозапись должна содержать информацию о дате, времени, месте отлова животного без владельцев, данные позволяющие идентифицировать животное без владельца.
2.8. Предоставлять достоверную информацию по итогам проведенного отлова, а именно: характеристика животного, сведения о его поведении (в том числе проявлении немотивированной агрессивности), месте нахождения, а также о других действиях, связанных с процессом отлова.
2.9. В ходе исполнения своих обязанностей не допускать некорректное поведение по отношению к гражданам и представителям юридических лиц.
2.10. Осуществлять транспортировку животных без владельцев в автотранспортных средствах (погрузка, перевозка и выгрузка) в условиях, исключающих увечье, травмирование или гибель животных без владельцев в день отлова.
2.11. Перед выездом проверять наличие и обеспечивать оснащение устройствами и приспособлениями, обеспечивающими безопасную транспортировку и защиту от погодных условий.
2.12. Соблюдать требования техники безопасности, в том числе и при работе с ветеринарными препаратами, предназначенными для обездвиживания животных.
2.13. Передавать отловленных собак ветеринарному врачу учреждения, по акту отлова, с последующей передачей акта отлова диспетчеру учреждения.
2.14. Разрабатывать предложения по внедрению гуманных и эффективных методов и средств отлова животных без владельцев.
2.15. Бережно относится к имуществу учреждения, осуществлять ремонт средств отлова (за исключением пистолетов и ружья для метания шприцов).
2.16. Осуществлять сбор трупов собак и кошек с улиц города Москвы (по поручению диспетчера).
2.17. Оказывать помощь ветеринарным врачам и рабочим по уходу за животными, на территории приюта, по переводу животных из одного вольера в другой, по фиксации животных для выполнения ветеринарных манипуляций.
2.18. В случае обращения к нему представителей средств массовой информации информировать об этом руководителей учреждения. При этом самостоятельно давать какие-либо комментарии представителям средств массовой информации не допустимо.
2.19. Выполнять приказы и устные поручения директора, заместителя директора учреждения, заведующего хозяйством, ветеринарных врачей.
2.20. Информировать руководителей об имеющихся недостатках в работе учреждения, принимаемых мерах по их ликвидации.
2.21. Соблюдать требования трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требований противопожарной безопасности, гражданской обороны;
2.22. Производить дезинфекцию инвентаря, автомашин и прицепов, на которых перевозились животные без владельцев.
2.23. Осуществляет загрузку и транспортировку трупов для утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.
2.24. Обязан вести видеозапись процесса возврата животных без владельцев на прежние места их обитания на любое записывающее устройство.
Видеозапись должна содержать информацию о дате, времени, месте возврата животного без владельца на прежнее место обитания, данные, позволяющие идентифицировать животное без владельца.
2.25. Осуществлять своевременное пополнение ветеринарной аптечки, запаса питьевой воды, набора ошейников, поводков, намордников (для их применения в случае необходимости);
2.26. Ловцам (бригадам по отлову) категорически запрещается:

  • осуществлять отлов животных без владельцев в присутствии детей, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность;
    применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных;
  • осуществлять отлов животных без владельцев на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании физических или юридических лиц без согласия таких лиц, снимать с привязи животных без владельцев, временно оставленных в общественных местах (у магазинов, аптек и других организаций);
  • присваивать отловленных животных без владельцев, продавать и передавать их третьим лицам.

III. Права
3.1. Ловец безнадзорных животных имеет право:
3.1.1. Вносить на рассмотрение директора учреждения предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.
3.1.2. На создание условий для выполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность
Ловец безнадзорных животных несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией ловца безнадзорных животных и в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За недостоверную информацию о состоянии выполнения своих должностных обязанностей.
4.3. За причинение материального ущерба учреждению в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности.

С должностной инструкцией ознакомлен(а):
ловец безнадзорных животных:
_______________________________________
_______________________________________

Друзья, а как Вы думаете должностная инструкция ловец безнадзорных животных содержит весь перечень или нет? Напишите об этом несколько слов в комментариях и поделитесь этой информацией в соцсетях со своими друзьями. А чтобы не пропустить в дальнейшем другие важные изменения в новых законах, подпишитесь на получение новостей.

Закон РАА

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция специалиста по отлову животных [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Специалист по отлову животных относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. Специалист по отлову животных назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.3. На должность специалиста по отлову животных принимается лицо, имеющее [вписать нужное] образование, не состоящее на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, прошедшее курс специального обучения, без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Специалист по отлову животных должен знать:

— устройство и правила эксплуатации приспособлений для отлова и отстрела безнадзорных животных;

— правила отлова, приема от населения и доставки в ветеринарные службы на медицинское освидетельствование безнадзорных животных;

— привычки и поведение животных;

— методы усыпления животных;

— способы загрузки трупов в контейнеры или беккарии;

— методы оказания первой медицинской помощи;

— основы ветеринарии, зоологии;

— основы трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила санитарной, личной гигиены;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты.

2. Должностные обязанности

На специалиста по отлову животных возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Отлов безнадзорных животных разрешенными способами отлова с применением приспособлений, препаратов и материалов, исключающих травмы, увечья и гибель животных.

2.2. Соблюдение норм гуманности при отлове и транспортировке животных.

2.3. Прием безнадзорных животных от населения.

2.4. Транспортировка отловленных животных в территориальные пункты приема и передержки (временного содержания) в день отлова.

2.5. Подбор трупов животных и погрузка их в специальный автомобиль.

2.6. Загрузка трупов в контейнеры или беккарии для утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.

2.7. Принятие мер по возвращению безнадзорного животного с регистрационными знаками владельцу.

2.8. Осуществление механической очистки и дезинфекции инвентаря, автомашин и повозок, на которых перевозились животные.

2.9. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Специалист по отлову животных имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.6. Вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность

Специалист по отлову животных несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

До 01.01.2028 к отношениям, связанным с обращением с животными на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, положения настоящего Закона не применяются (ФКЗ от 04.10.2022 N 5-ФКЗ, N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 8-ФКЗ).

1. Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

6) иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.

(п. 6 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 269-ФЗ)

2. При отлове животных без владельцев должны соблюдаться следующие требования:

1) стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека;

2) животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам;

3) применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных, не допускается;

4) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье;

5) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи;

6) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны представлять сведения об объеме выполненных работ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3. Осуществлять отлов животных без владельцев в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность.

4. Физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев.

5. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.

6. При возврате животных без владельцев на прежние места их обитания индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие возврат животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса возврата животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи.

6.1. Места, на которые запрещается возвращать животных без владельцев, и перечень лиц, уполномоченных на принятие решений о возврате животных без владельцев на прежние места обитания животных без владельцев, определяются органами местного самоуправления.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 269-ФЗ)

7. Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Порядок может быть установлен до вступления в силу методических указаний и должен быть приведен в соответствие с ними в течение 90 дней со дня их вступления в силу (ФЗ от 14.07.2022 N 269-ФЗ).

8. Порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, указанными в части 9 настоящей статьи.

(часть 8 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 269-ФЗ)

9. Методические указания по предотвращению причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан утверждаются Правительством Российской Федерации.

(часть 9 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 269-ФЗ)

В настоящее время отлов и содержание безнадзорных животных в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как санитарно-эпидемиологические мероприятия; организация и проведение указанных мероприятий должно осуществляться при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 9.2 и 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54). Сложившаяся правоприменительная практика также исходит из того, что полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, соответственно, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (см., например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2010 г. № 32-В09-22, письмо Минфина России от 19 сентября 2011 г. № 06-04-11/01-348).

В связи с чем, в целях более четкой регламентации рассматриваемой сферы правоотношений Федеральным законом от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 141 и 161 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ) были внесены соответствующие изменения в подпункт 49 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), и к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации было отнесено решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Указанное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется данными органами  самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

При этом по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 263 указанного Федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Следует также иметь ввиду, что согласно пункту 6 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передать полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отлова и содержания безнадзорных животных органам местного самоуправления с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Требования и порядок наделения такими полномочиями органов местного самоуправления определен статьями 19 – 21 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

С учетом указанных правовых норм во многих субъектах Российской Федерации рассматриваемые полномочия переданы органам местного самоуправления в установленном порядке (Закон Томской области от  11 апреля 2013 г. № 51-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных», Закон Тульской области от 3 июня 2013 г. № 1952-ЗТО «О наделении органов местного самоуправления в Тульской области государственными полномочиями по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», Закон Приморского края от 29 сентября 2014 г. № 472-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», Закон Московской области от 28 декабря 2016 г.  № 201/2016-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными» и др.).

Тем самым, какой-либо правовой неопределенности в вопросе исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваемых полномочий Комитетом не усматривается.

При рассмотрении вопроса о расширении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и отнесении к ним также установления правил содержания животных в многоквартирных домах на территории субъекта Российской Федерации следует отметить следующее.

Согласно статье 2.4 Закона о ветеринарии требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных устанавливаются ветеринарными правилами содержания животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания. При этом разработка и утверждение ветеринарных правил отнесены к полномочиям Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона о ветеринарии).

Вместе с тем, представляется целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Одним из таких шагов, по нашему мнению, может послужить скорейшее принятие проекта федерального закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», находящегося на стадии подготовки ко второму чтению. В частности, данным законопроектом устанавливаются основные принципы правового регулирования в области обращения с животными, требования при обращении с животными, порядок содержания и регистрации животных, обращения с безнадзорными животными, а также определяются полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными. Ответственным в работе над указанным законопроектом назначен Комитет Государственной Думы
по экологии и охране окружающей среды.

  • Как правильно составить должностную инструкцию?

Инструкция для должности «Ловец безнадзорных животных 2-го разряда«, представленная на сайте www.borovik.com, соответствует требованиям документа — «СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 87. Жилищное и коммунальное хозяйство населенных пунктов. (С учетом приложений утвержденными: приказом Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству 09.07.2004 г. N 132, приказом Госжилкоммунхоза Украины 22.11.2004 г. N 210, приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства 08.12.2009 г. N 387, приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины 23.12.2010 г. N 464)», который утвержден приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины 14.06.1999 г. N 144. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа — ‘действующий’.
Скачать в виде DOC файла MS Word

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность «Ловец безнадзорных животных 2-го разряда» относится к категории «Рабочие».

1.2. Квалификационные требования — базовое или неполное базовое общее среднее образование. Краткосрочное производственное обучение или инструктаж. Без требований к стажу работы. 

1.3. Знает и применяет в деятельности:
      — инструкции относительно правил отлова бродячих животных в населенных пунктах;
      — привычки и поведение животных;
      — устройство и правила использования специальных механических устройств для отлова животных;
      — способы избежания укусов животных;
      — методы оказания первой медицинской самопомощи в случае укусов;
      — основы ветеринарии, зоологии, правила производственной санитарии.

1.4. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2.1. Осуществляет отлов бродячих животных гуманными методами.

2.2. Отыскивает места ночлега и дневные убежища бродячих животных.

2.3. Использует для отлова специальные механические устройства и химические препараты.

2.4. Размещает отловленных животных в транспортные средства и доставляет в специальные ветеринарные службы для обследования.

2.5. Соблюдает правила производственной санитарии.

2.6. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.7. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Ловец безнадзорных животных 2-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Управление Россельхознадзора по Челябинской области напоминает, что с января 2020 года в России вступили в силу положения закона «Об ответственном обращении с животными», которые касаются отлова бродячих собак и кошек. Теперь отловленных животных без владельцев должны немедленно передавать в приюты. Но поскольку таких учреждений явно не хватает, безнадзорных кошек и собак, если они не проявляют агрессии, согласно положениям федерального закона, можно возвращать в прежние места обитания после стерилизации, маркировки и вакцинации против бешенства и других опасных заболеваний.Другие способы обращения с бездомными животными считаются негуманными. Усыплять безнадзорное животное можно только по ветеринарным показаниям, в случае тяжелой болезни или травмы.

Как сообщает издание «Ветеринария и жизнь», зоологи обеспокоены тем, что даже стерилизованная и вакцинированная собака после возвращения на улицу опасна для человека. «Стерилизованные псы будут вести себя спокойнее. Но не нужно забывать, что собаки – стайные животные, у них есть своя иерархия, они будут жить по законам стаи и нападать вместе со всеми, если, например, возникнут проблемы с пищей», – говорит председатель совета общественной организации «Общество охраны природы Сибири» Александр Станковский.

К предпринимателям, которые занимаются отловом бродячих собак и кошек, по новому закону предъявляется большой список требований. Например, им запрещено применять вещества и приспособления, которые могут травмировать или убить животное. Стоит отметить, что по закону они несут ответственность за их жизнь и здоровье. Транспорт необходимо оборудовать спецсредствами. Например, там должны быть поилки и аптечки. В законе отдельным пунктом прописано, что во время отлова должна идти видеозапись, также необходимо фиксировать на видео и процесс возвращения животных в прежние места обитания.

«Осуществлять отлов животных без владельцев в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность», – говорится в законе.

По мнению зоозащитников, вступившие в силу нормы вряд ли уменьшат количество бездомных животных на улицах.

«Безнадзорных собак и кошек будет становиться больше за счет выброшенных животных. И пока не будет введена поголовная система идентификация домашних животных, ситуация не изменится, – считает Александр Станковский. – Когда мы сможем определить хозяина выброшенного животного и он будет нести финансовую ответственность за своего питомца пожизненно, пусть даже животное будет находиться в приюте, только тогда количество бродячих кошек и собак пойдет на убыль».

Россия – единственная страна в ЕАЭС, которая до сих пор не начала регистрацию животных на национальном уровне, ранее отмечал в интервью «ВиЖ» замруководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. По мнению эксперта, на уровне страны система маркировки должна быть единой, а оператором этой системы может стать Россельхознадзор.

Законопроект об идентификации домашних животных подготовлен Минсельхозом. Маркировке будут подлежать не только домашние кошки и собаки, но и все сельскохозяйственные животные: свиньи, коровы, птицы, кролики, пушные звери, выращиваемые в искусственных водоемах рыбы, а также пчелы.

Поголовная регистрация животных поможет бороться с возможными локальными вспышками инфекций, считают в Минсельхозе. Специалисты смогут оперативно определять источники, негативно влияющие на эпизоотическую ситуацию или пищевую безопасность, и их устранять, прокомментировали в ведомстве.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14.07.2016 № 489

г. Ростов-на-Дону

Об утверждении
Правил отлова и содержания
безнадзорных животных на территории Ростовской области

В целях реализации Федерального закона от 06.10.1999  184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Правительство Ростовской области постановляет:

1. Утвердить Правила отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Чернышева М.А., заместителя Губернатора Ростовской области Василенко В.Н. в пределах предоставленных полномочий по курируемым направлениям.

Губернатор

Ростовской области                                В.Ю. Голубев

Постановление вносит

министерство жилищно-

коммунального хозяйства

Ростовской области

Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 14.07.2016 № 489

ПРАВИЛА

отлова и содержания безнадзорных
животных на территории Ростовской области

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в целях организации на территории Ростовской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Достижение указанных целей настоящими Правилами будет производиться путем регулирования численности обитающих на территории Ростовской области безнадзорных животных посредством применения метода отлова, стерилизации, вакцинации (далее метод).

1.2. Настоящие Правила применяются в отношении обитающих на территории Ростовской области безнадзорных непродуктивных животных собаки и кошки (далее – животные).

1.3. Обращение с безнадзорными животными в Ростовской области осуществляется на основе принципов обеспечения права граждан на безопасную окружающую среду и гуманного обращения с безнадзорными животными.

1.4. Допустимые в Ростовской области мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных основаны на биологических закономерностях, современных технологиях, социально-нравственных аспектах и требованиях гуманности и исключают жестокое обращение с ними.

1.5. Основой метода является отлов безнадзорных животных в сочетании с поголовной стерилизацией (кастрацией) и вакцинацией неагрессивных особей. При этом больные и (или) агрессивные безнадзорные животные подлежат медикаментозной эвтаназии.

1.6. Организация мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных обеспечивается посредством:

проведения разъяснительной работы с населением, обучающих мероприятий в целях пропаганды гуманного и ответственного обращения с животными;

информационной поддержки, в том числе и в средствах массовой информации, программы поголовной стерилизации (кастрации) безнадзорных животных и выборочной (предпочтительной) стерилизации (кастрации) домашних животных, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, в целях предотвращения неконтролируемого увеличения числа безнадзорных животных в будущем;

проведения мониторинга численности безнадзорных животных на территории соответствующего муниципального образования Ростовской области периодичностью не реже одного раза в три года. 

1.7. Мероприятия по отлову безнадзорных животных предусматривают:

отлов безнадзорных животных;

транспортировку отловленных безнадзорных животных в пункт временного содержания животных.

1.8. Мероприятия по содержанию безнадзорных животных предусматривают:

первичный осмотр и оценку специалистом в области ветеринарии физического состояния безнадзорных животных, поступивших в пункт временного содержания животных;

обработку безнадзорных животных, поступивших в пункт временного содержания животных, против экто— и эндопаразитов;

содержание безнадзорных животных, поступивших в пункт временного содержания животных, на карантине под наблюдением специалиста в области ветеринарии;

ежедневное содержание животных, включающее кормление животных, выгул, чистку и дезинфекцию вольеров и клеток, посуды для животных, подсобных помещений и инвентаря;

вакцинацию от бешенства и иных заболеваний, перечень которых определен управлением ветеринарии Ростовской области;

стерилизацию (кастрацию) безнадзорных животных;

мечение безнадзорных животных;

послеоперационный уход;

абзац 10 утратил силу – постановление от 21.12.2017 № 874;

медикаментозную эвтаназию безнадзорных животных по заключению специалиста в области ветеринарии;

сбор биологических отходов, включая и трупы павших животных;

утилизацию и уничтожение биологических отходов, включая труппы павших животных.

1.9. Настоящие Правила устанавливают обязательные требования к проведению на территории Ростовской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

2. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

Для целей реализации настоящих Правил применяются следующие понятия:

2.1. Собственник животного – физическое и (или) юридическое лицо, которое владеет, пользуется и распоряжается животным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.2. Безнадзорные животные – домашние непродуктивные животные собаки и кошки, независимо от породы, которые не имеют собственника либо собственник которых не известен, в том числе имеющие ошейник, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождения и попечения со стороны лица не моложе десяти лет, а для сторожевых и (или) бойцовых, и (или) крупных собак, и (или) собак, проявляющих явно выраженные признаки агрессии к посторонним людям и (или) другим животным, без сопровождения и попечения со стороны совершеннолетнего лица.

При этом животные, находящиеся на привязи возле магазинов, аптек, других организаций и учреждений непродолжительное время (менее трех часов), безнадзорными животными в смысле, придаваемом этому понятию настоящими Правилами, не являются.

2.3. Пункт временного содержания животных (пункт временной передержки) – имущественный комплекс, специально предназначенный и оборудованный для временного содержания найденных и (или) отловленных безнадзорных животных, позволяющий в отношении этих безнадзорных животных осуществлять в полном объеме или частично работы (услуги) по содержанию безнадзорных животных. 

Временная передержка безнадзорных животных может быть организована также и в приюте для животных.

Условия содержания животных в приютах не должны быть хуже условий, установленных настоящими Правилами к содержанию безнадзорных животных в пунктах временной передержки.

2.4. Уполномоченный орган – орган исполнительной власти Ростовской области, орган местного самоуправления муниципального образования в Ростовской области, осуществляющий в соответствии с действующим законодательством мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных.

2.5. Специализированная организация – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее необходимой и достаточной для этого материально-технической базой и квалифицированным персоналом, определяемое уполномоченным органом в соответствии  с действующим законодательством для выполнения работ (оказания услуг) по отлову и (или) содержанию безнадзорных животных.

2.6. Специалист в области ветеринарии лицо, имеющее право на осуществление ветеринарной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.7. Медикаментозная эвтаназия безнадзорных животных – совершаемое в предусмотренных настоящими Правилами случаях быстрое и безболезненное умерщвление безнадзорных животных специалистом в области ветеринарии с применением предназначенных для этого анестетиков, зарегистрированных в установленном порядке.

2.8. Мечение безнадзорного животного – мероприятия, производимые в отношении неагрессивного безнадзорного животного после его вакцинации и стерилизации (кастрации), в целях его идентификации и мониторинга в дальнейшем.

2.9. Учет и регистрация безнадзорных животных осуществляются путем  заведения на каждое поступившее в пункт временной передержки безнадзорное животное индивидуальной учетной карточки, внесения в единую базу данных (реестр) зарегистрированных животных Ростовской области информации о безнадзорном животном с присвоением ему индивидуального номера, а также сведений о его собственнике (в случае появления такового).

3. Отлов безнадзорных животных

3.1. Безнадзорные животные подлежат отлову в целях:

предупреждения возникновения и распространения эпизоотий, а также болезней, общих для человека и животных;

устранения угрозы жизни и здоровью человека, повышения комфортности его жизни;

обеспечения общественного порядка и спокойствия населения;

регулирования численности безнадзорных животных;

спасения жизни и охраны здоровья человека и животного;

оказания помощи животным, находящимся в бедственном положении (больным, травмированным, попавшим в опасные ситуации);

возвращения потерявшегося животного его собственнику;

передачи безнадзорных животных на содержание лицам, выразившим желание их принять для дальнейшего содержания.

3.2. Отлов безнадзорных животных производится:

по устным и письменным заявлениям физических и (или) юридических лиц;

в плановом порядке в целях профилактики эпизоотий, а также болезней, общих для человека и животных, для обеспечения общественного порядка и спокойствия населения, для регулирования численности безнадзорных животных.

3.3. В заявлении на отлов безнадзорных животных указываются:

причина отлова;

сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество его представителя, адрес, контактные телефоны);

вид животного (собака, кошка);

место обитания животного (адрес и подробное описание места обитания);

описание животного (половозрастная группа животного, окрас, описание наличия, размера и формы ушей, хвоста, описание шерсти животного и другое);

сведения о нанесенных подлежащим отлову животным покусах, царапинах, ослюнении;

иные сведения о животном и его поведении.

3.4. Поступающие в специализированную организацию заявления на отлов безнадзорных животных подлежат обязательной регистрации в журнале установленной формы. В случае поступления заявления в устной форме заявителю сообщается номер, под которым зарегистрировано его заявление.

3.5. После регистрации заявления и  (или) на основании документа об осуществлении планового отлова безнадзорных животных специализированная организация незамедлительно приступает к выполнению мероприятий по отлову безнадзорных животных.

3.6. Безнадзорные животные подлежат отлову живыми и не поврежденными с применением разрешенных и сертифицированных для данных целей приспособлений, препаратов и материалов и гуманными способами.

3.7. Применяемые для обездвиживания безнадзорного животного вещества должны быть безопасны как для человека, так и для животных.

3.8. Применение на территории Ростовской области для отлова и (или) медикаментозной эвтаназии безнадзорных животных миорелаксантов курареподобного действия осуществляется согласно зарегистрированному перечню лекарственных средств в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.

3.9. Полная иммобилизация безнадзорного животного при отлове допускается как исключение в случаях явно агрессивного поведения безнадзорного животного, представляющего опасность для человека, и только препаратами, допущенными к применению органами ветеринарного контроля.

3.10. Безнадзорные животные, погибшие при отлове, учитываются в акте отлова с указанием причины гибели. Установление причины смерти безнадзорных животных, сбор и утилизация трупов безнадзорных животных производятся в соответствии с действующими ветеринарными и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.

3.11. В ходе отлова безнадзорных животных запрещается:

жестоко обращаться с безнадзорными животными;

проводить отлов безнадзорных животных в присутствии несовершеннолетних, за исключением случаев, когда поведение безнадзорных животных угрожает жизни или здоровью человека;

снимать с привязи животных, временно оставленных в общественных местах, у магазинов, аптек, других организаций и учреждений на непродолжительное время;

стрелять в местах массового скопления людей (в случае применения средств обездвиживания при отлове безнадзорных животных);

использовать негуманные и (или) запрещенные средства для отлова животных (использовать огнестрельное и иное оружие, а также иные средства, травмирующие безнадзорных животных или опасные для их жизни и здоровья);

содержать отловленных безнадзорных животных в специально оборудованных транспортных средствах для транспортировки более шести часов с момента отлова, а при температуре воздуха внутри транспортного средства ниже минус 15 0 С либо выше плюс 30 0 С более двух часов;

наглухо закрывать окна в транспортном средстве с находящимися внутри него безнадзорными животными в теплое время года;

присваивать себе отловленных безнадзорных животных, продавать и передавать их гражданам и организациям;

превышать рекомендуемую инструкцией по применению ветеринарного препарата дозировку специальных средств, предназначенных для временной иммобилизации безнадзорных животных.

3.12. Специализированные организации обязаны:

информировать население любым доступным способом о проводимых ими мероприятиях по отлову безнадзорных животных, о местонахождении и телефонах пунктов временной передержки, куда осуществлена передача отловленных безнадзорных животных;

передавать отловленных безнадзорных животных в пункт временной передержки по акту не позднее чем в течение одних суток с момента их отлова;

обеспечивать приток свежего воздуха находящимся в транспортном средстве отловленным безнадзорным животным, при условии соблюдения температурного режима, установленного пунктом 3.11 настоящих Правил;

ежедневно по завершению работ (услуг) по отлову безнадзорных животных производить чистку и дезинфекцию средств отлова и переносные клетки. На каждую проведенную чистку и дезинфекцию составляется акт.

4. Транспортировка безнадзорных животных

4.1. При погрузке, транспортировке и выгрузке животных применяются устройства и приемы, исключающие травмирование, увечия и гибель животных.

4.2. Транспортное средство для перевозки животных должно быть в исправном состоянии, обеспечивать безопасность, защиту животных от погодных условий и быть оборудовано естественной вентиляцией, животные должны быть обеспечены питьевой водой.

4.3. Специализированный автомобиль для транспортировки отловленных безнадзорных животных должен быть оборудован окном для доступа дневного света.

4.4. Специализированный автомобиль для транспортировки отловленных безнадзорных животных должен быть оснащен надписью с названием и телефонным номером специализированной организации, осуществляющей отлов безнадзорных животных.

4.5. Транспортное средство для перевозки безнадзорных животных должно быть укомплектовано ветеринарными средствами для оказания экстренной ветеринарной помощи, а также медицинскими аптечками для оказания первой медицинской помощи гражданам, пострадавшим в процессе отлова животных. Набор для оказания первой медицинской помощи должен включать в себя медицинские и ветеринарные препараты, имеющие сертификаты соответствия.

4.6. Специализированный автомобиль для транспортировки отловленных безнадзорных животных должен быть укомплектован набором ошейников, поводков, намордников для применения их в случае необходимости.

4.7. Проведение медикаментозной эвтаназии в специализированном автомобиле не допускается. Доставка страдающего от боли безнадзорного животного в пункт временного содержания производится под наркозом.

4.8. Совместная перевозка в одном транспортном средстве трупов животных и живых животных запрещается.

4.9. Безнадзорные животные, погибшие при транспортировке, учитываются в акте отлова с указанием причины гибели. Установление причины смерти безнадзорных животных, подбор и утилизация трупов безнадзорных животных производятся в соответствии с действующими ветеринарными и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.

5. Учет и регистрация безнадзорных животных

5.1. Каждое безнадзорное животное, поступившее в пункт временного содержания, подлежит учету и регистрации. Учет и регистрация производятся как на бумажном, так и на электронном носителях.

5.2. На поступившее в пункт временного содержания безнадзорное животное в обязательном порядке заводится индивидуальная учетная карточка, подлежащая ведению в течение всего времени нахождения животного в пункте временного содержания.

5.3. В индивидуальную учетную карточку безнадзорного животного заносится следующая информация:

вид животного (собака, кошка);

половозрастная группа животного (кобель, сука, щенок, кот, кошка, котенок);

примерный возраст;

размер животного;

окрас животного;

описание шерсти животного (короткошерстное, длинношерстное);

описание наличия, размера и формы ушей (маленькие, средние, большие, купированные, с фигурным надрезом (выщипом), с клипсой и другое);

описание наличия, размера и формы хвоста (маленький, средний, большой, купированный, пушистый, гладкошерстный, прямой, «калачиком» и другое);

особые приметы животного (если имеются);

дата и обстоятельства поступления животного в пункт временного содержания (отловлено, приблудилось, принесено, подброшено и прочее);

сведения о нанесенных животным покусах, царапинах, ослюнении;

описание поведения животного в момент отлова;

прежнее место обитания безнадзорного животного (адрес и описание места отлова);

результаты клинического осмотра животного и заключение специалиста в области ветеринарии;

поведение животного после поступления в пункт временной передержки, решение относительно социализации безнадзорного животного;

осуществленные в отношении животного профилактические и лечебные мероприятия;

информация  о судьбе животного в соответствии с пунктом 8.19 раздела 8 настоящих Правил.

5.4. С момента поступления безнадзорного животного в пункт временного содержания до момента или возврата собственнику, или передачи лицу, изъявившему желание принять на себя обязанности по его дальнейшему содержанию, или медикаментозной эвтаназии сотрудниками специализированной организации делаются фотографии всех манипуляций, производимых с животным. Данные фотографии являются неотъемлемой частью индивидуальной учетной карточки безнадзорного животного.

5.5. Информация об отловленных безнадзорных животных с их фотографиями выкладывается на официальном сайте специализированной организации в свободном доступе для поиска собственника безнадзорного животного или лица, желающего принять на себя обязанности по дальнейшему содержанию безнадзорного животного.

6. Медикаментозная эвтаназии безнадзорных животных

6.1. Специалистом в области ветеринарии на этапе первичного клинического осмотра безнадзорного животного или в дальнейшем может быть принято решение о проведении медикаментозной эвтаназии в случае:

наличия неизлечимого заболевания, в том числе особо опасного для человека и (или) животных;

необходимости предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных и ликвидации их последствий;

необходимости прекращения страдания раненого или ослабленного животного при невозможности оказать ему лечебную помощь;

установления наличия у безнадзорного животного устойчивой неоправданной агрессии по отношению к человеку и (или) другим животным.

6.2. Проводящий медикаментозную эвтаназию специалист в области ветеринарии обязан убедиться в том, что животное умерщвлено.

6.3. При проведении эвтаназии запрещаются:

умерщвление животного в бодрствующем состоянии;

применение жестоких методов умерщвления (утопление, удушение, отравление ядами и иные);

применение миорелаксантов периферического действия (курареподобных средств);

применение болезненных инъекций;

перегрев, использование электрического тока и иные способы негуманного умерщвления животного.

Проведение эвтаназии животных на виду у других животных и (или) в присутствии посторонних людей запрещается.

6.4. На каждый случай медикаментозной эвтаназии специалистом в области ветеринарии составляется акт. В акте о медикаментозной эвтаназии указываются:

дата и время проведения медикаментозной эвтаназии;

данные, идентифицирующие животного, которого подвергли медикаментозной эвтаназии;

основания проведения медикаментозной эвтаназии;

лицо, осуществившее медикаментозную эвтаназию;

описание применяемых медикаментозных средств.

7. Содержание безнадзорных животных
на карантине, вакцинация безнадзорных животных

7.1. Животные, не подлежащие эвтаназии по результатам первичного осмотра, помещаются в изолированные помещения (клетки, вольеры) под наблюдение специалиста в области ветеринарии (содержание на карантине).

7.2. Сроки, условия и порядок осуществления специалистом в области ветеринарии наблюдения за безнадзорным животным определяются действующими ветеринарными и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.

7.3. После проведения первичного осмотра без показаний к медикаментозной эвтаназии до помещения животного на карантин проводится его обработка против экто— и эндопаразитов.

7.4. В процессе наблюдения специалиста в области ветеринарии
за безнадзорным животным устанавливается также степень социальной ориентации животного на человека, возможность последующего устройства животного без создания угрозы для человека.

7.5. Результаты наблюдения специалиста в области ветеринарии за животным вносятся в индивидуальную учетную карточку безнадзорного животного.

7.6. В случае падежа животного, находящегося на карантине по подозрению в заболевании бешенством, патологоанатомический материал направляется в государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Ростовская областная ветеринарная лаборатория» для проведения исследований на установление причин падежа животного. Труп павшего животного уничтожается в соответствии требованиями действующих ветеринарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил.

7.7. По окончании карантина безнадзорное животное в зависимости от результатов наблюдения иммунизируется против бешенства и иных заболеваний, перечень которых определяется управлением ветеринарии Ростовской области.

7.8. Решение о возможности проведения вакцинации конкретного животного принимается специалистом в области ветеринарии по результатам его осмотра, с учетом возраста и физического состояния животного.

8. Условия содержания безнадзорных животных

в пункте временной передержки

8.1. Состав работ (услуг), выполняемых специализированной организацией полностью или частично при содержании безнадзорных животных в пункте временного содержания, изложен в пункте 1.8 раздела 1 настоящих Правил.

8.2. Территория пункта временного содержания должна быть огорожена с целью недопущения свободного прохода посторонних лиц на его территорию.

8.3. Секции для содержания животных могут размещаться как в объектах капитального строительства (здания, строения, сооружения – далее капитальные здания), так и во временных постройках. 

8.4. Во всех помещениях пункта временного содержания необходимо наличие вентиляции (естественной или принудительной), освещения (естественного или искусственного), канализации (централизованной или выгребной ямы).

8.5. Все полы в помещениях для содержания животных в пункте временного содержания должны иметь гладкую поверхность, удобную для уборки и дезинфекции.

8.6. В помещениях, в которых содержатся животные, требуется наличие отопительного оборудования, обеспечивающего поддержание температурного режима не ниже +10 0 С.

8.7. В расположенных вне капитальных зданий вольерах в холодное время года допустимо содержание только здоровых собак, приспособленных к проживанию и сну при низких температурах.

8.8. Вольеры, расположенные вне капитальных зданий, должны быть оборудованы будками, защищающими животных от холода, жары, осадков и других неблагоприятных погодных условий. Размеры будок должны соответствовать длине и росту собак.

8.9. В вольере (боксе, клетке) должны быть деревянный или пластмассовый поддон, защищающий от холода, сухая подстилка и не переворачиваемая съемная поилка.

8.10. Чистка вольеров (боксов, клеток) производится с помощью инвентаря, строго закрепленного за каждой секцией.

8.11. Кормушки, поилки, миски, подстилки и поддоны подлежат дезинфекции в установленные сроки и в порядке, но не реже чем один раз в пять календарных дней.

8.12. Размеры  вольеров (боксов, клеток) должны позволять животному встать в нем в полный рост и свободно перемещаться к мискам с едой и водой.

8.13. Ограда открытого вольера должна позволять животному видеть, что происходит вне вольера, но препятствовать возможности покинуть вольер.

8.14. В пункте временного содержания, помимо индивидуальных вольеров, могут располагаться групповые крытые и открытые вольеры.

8.15. В групповых вольерах содержатся только клинически здоровые животные. Не допускается одновременное размещение в групповых вольерах здоровых и больных, и (или) раненых животных.

8.16. При совместном размещении животных с целью предотвращения нанесения травм животными друг другу необходимо учитывать характер животных, содержащихся совместно.

8.17. Кошки могут размещаться как в отдельных клетках, так и в групповых вольерах или отдельных помещениях, где предусматривается устройство полок (лежаков), достаточных по площади для размещения всех животных.

8.18. Кормление безнадзорных животных осуществляется не реже двух раз в сутки, зависит от возраста и физического состояния животных. Безнадзорные животные должны иметь постоянный доступ к питьевой воде.

8.19. Содержание безнадзорного животного в пункте временного содержания оканчивается в случаях:

передачи (возврата) животного его собственнику;

передачи стерилизованного (кастрированного), вакцинированного, неагрессивного животного лицу, выразившему желание взять на себя обязанность по его дальнейшему содержанию;

абзац 4 утратил силу – постановление от 21.12.2017 № 874;

передачи стерилизованного (кастрированного), вакцинированного, неагрессивного животного на содержание в приют;

медикаментозной эвтаназии животного по заключению специалиста в области ветеринарии.

9.  Стерилизация (кастрация)
безнадзорных животных, послеоперационный уход 

9.1. Стерилизации (кастрации) подлежат поступившие в пункт временной передержки безнадзорные животные, прошедшие первичный осмотр, карантин и вакцинацию, в случае отсутствия признаков опасных заболеваний и иных противопоказаний к стерилизации (кастрации). Целью стерилизации (кастрации) является ограничение роста численности безнадзорных животных, а также улучшение санитарно-эпидемической и эпизоотической обстановки в Ростовской области и признается наиболее гуманным и эффективным способом снижения численности безнадзорных животных.

9.2. Решение о возможности проведения стерилизации (кастрации) конкретного животного принимается специалистом в области ветеринарии по результатам его осмотра, с учетом возраста и физического состояния животного.

9.3. Стерилизация (кастрация) животных должна осуществляться специалистом в области ветеринарии в операционной, оборудованной в соответствии с ветеринарно-санитарными нормами и правилами.  Рядом с операционной должно быть помещение, оборудованное клетками и всеми условиями для послеоперационного ухода за животным.

9.4. Запись о произведенной стерилизации (кастрации) безнадзорного животного вносится в индивидуальную учетную карточку безнадзорного животного, в которой, помимо прочего, указываются, каким способом была осуществлена стерилизация (кастрация), использованные при этом медицинские препараты, а также лицо, осуществившее операцию.

10. Мечение безнадзорных животных

10.1. Все неагрессивные вакцинированные и стерилизованные (кастрированные) безнадзорные животные подлежат обязательному мечению в целях их идентификации и мониторинга в дальнейшем.

10.2. Мечение безнадзорного животного осуществляется путем имплантации безнадзорному животному электронного микрочипа, содержащего информацию о животном, и визуально путем фигурного надреза (выщипа) уха безнадзорного животного.

10.3. Мечение безнадзорного животного осуществляется специалистом в области ветеринарии.

11. Раздел утратил силу – постановление от 21.12.2017 № 874.

12. Сбор, утилизация и уничтожение

биологических отходов, включая трупы павших животных

Сбор, утилизация и уничтожение биологических отходов, включая трупы павших животных, осуществляются специализированными организациями строго в соответствии с установленными в Российской Федерации санитарно-эпидемиологическими и ветеринарными правилами и требованиями.

13. Передача животного на содержание

13.1. В период содержания безнадзорного животного в пункте временной передержки возможна передача на содержание неагрессивного, помеченного, вакцинированного, стерилизованного (кастрированного) безнадзорного животного по заявлению заинтересованного лица.

13.2. Передача заинтересованному лицу еще не вакцинированного и (или) не стерилизованного (не кастрированного) животного возможна только лишь по причине не достижения им к моменту передачи необходимого для вакцинации и (или) стерилизации (кастрации) возраста и (или) общей физической слабости животного. В этом случае на лицо, которому животное  передано на содержание, возлагается обязанность по своевременному осуществлению данных процедур в отношении передаваемого животного.

13.3. Заявление о передаче животного на содержание прилагается к индивидуальной учетной карточке животного.

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области                                               Т.А. Родионченко

02.10.2020 г. вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 августа 2020 г. № 591 “Об установлении порядка организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, порядка взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными, порядка выдачи удостоверения, и его формы”.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 53, ст. 8424) и с подпунктом 5.2.41.2 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2019, N 29, ст. 4027), приказываю утвердить:

1. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными согласно приложению N 1.

2. Порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора в области обращения с животными согласно приложению N 2.

3. Порядок выдачи удостоверения общественным инспекторам в области обращения с животными согласно приложению N 3.

4. Форму удостоверения общественных инспекторов в области обращения с животными согласно приложению N 4.

Исполняющий обязанности Министра Д.Г. Храмов
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 сентября 2020 г.

Регистрационный № 59967

Приложение N 1
к приказу Минприроды России
от 12.08.2020 N 591


1. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными

1. Гражданин, намеренный оказывать содействие органам государственного надзора и получивший удостоверение общественного инспектора в области обращения с животными по форме согласно Приложению 4 к настоящему приказу, в порядке, установленном Приложением 3 к настоящему приказу, уполномочен осуществлять общественный контроль в области обращения с животными.

2. Общественные инспекторы в области обращения с животными имеют права и несут обязанности, установленные частями 5 и 6 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 53, ст. 8424) (далее — Федеральный закон N 498-ФЗ).

Общественные инспекторы в области обращения с животными имеют право самостоятельного доступа только на территорию приюта для животных и в его помещения.

3. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи)*.

4. Оказание содействия общественными инспекторами в области обращения с животными в проведении мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными осуществляется путем фиксации, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушений в области обращения с животными и направлении соответствующих материалов в органы государственного надзора в области обращения с животными.

5. Участие общественных инспекторов в области обращения с животными в работе по просвещению населения в области обращения с животными осуществляется путем оказания содействия органам государственного надзора в области обращения с животными в реализации мер, направленных на воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным.

6. В целях оказания содействия органам государственного надзора в проведении мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, а также в реализации мер, направленных на воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным, общественный инспектор в области обращения с животными располагает знаниями:

о правах и обязанностях общественных инспекторов в области обращения с животными;

о видах и признаках правонарушений в области обращения с животными;

о требованиях к содержанию и использованию животных;

о задачах государственного надзора в области обращения с животными.

7. Гражданин, намеренный прекратить свои полномочия по оказанию содействия органам государственного надзора в качестве общественного инспектора в области обращения с животными, подает в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющий полномочия в границах субъекта Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства (далее — территориальный орган Росприроднадзора), заявление о прекращении полномочий общественного инспектора в области обращения с животными.

8. Заявление о прекращении полномочий регистрируется территориальным органом Росприроднадзора в течение одного рабочего дня с момента поступления.

9. После регистрации заявления о прекращении полномочий территориальным органом Росприроднадзора полномочия гражданина по оказанию содействия органам государственного надзора в качестве общественного инспектора в области обращения с животными, подавшего заявление, считаются прекращенными.

——————————

* Часть 7 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8424; Российская газета, N 295, 29.12.2018).

——————————

Приложение N 2
к приказу Минприроды России
от 12.08.2020 N 591


2. Порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора в области обращения с животными

1. Общественные инспектора в области обращения с животными взаимодействуют:

1.1. с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации;

1.2. с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. При взаимодействии общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, указанными в пункте 1 настоящего Приложения (далее — органы государственного надзора), не допускается реализация полномочий органов государственного надзора общественными инспекторами в области обращения с животными.

3. Общественные инспекторы в области обращения с животными оказывают содействие органам государственного надзора при осуществлении ими государственного надзора в области обращения с животными по проверкам, проводимым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), путем предупреждения и выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными и их фиксации.

4. В случае привлечения органом государственного надзора общественного инспектора в области обращения с животными к проведению мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного надзора (его территориального органа) о проведении таких мероприятий указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) общественного инспектора в области обращения с животными, а также реквизиты удостоверения.

5. Для общественного инспектора в области обращения с животными, привлеченного к мероприятиям по контролю, проводится инструктаж.

6. Инструктаж проводится перед каждым мероприятиям по контролю должностными лицами органа государственного надзора, уполномоченными на проведение соответствующего мероприятия.

7. Зафиксированные общественным инспектором в области обращения с животными, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, факты, а также материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства в области обращения с животными, направляются в соответствующий компетентный орган государственного надзора в области обращения с животными для принятия по ним решения.

8. Компетентный орган государственного надзора осуществляет регистрацию и рассмотрение материалов, свидетельствующих о нарушении законодательства в области обращения с животными, принятие по ним решений в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

9. По результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными общественный инспектор в области обращения с животными вправе подготовить итоговый документ.

10. Итоговый документ содержит следующую информацию:

— о количестве направленных общественным инспектором в области обращения с животными в органы государственного надзора материалов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков правонарушений в области обращения с животными;

— о привлечении органами государственного надзора к проведению мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;

— об участии общественного инспектора в области обращения с животными в работе по просвещению населения в области обращения с животными;

— иную информацию о содействии органам государственного надзора при осуществлении ими государственного надзора в области обращения с животными, которую общественный инспектор в области обращения с животными считает необходимым сообщить.

11. Общественный инспектор в области обращения с животными направляет итоговый документ на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

12. Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*.

——————————

* Часть 2 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8424; Российская газета, N 295, 29.12.2018).

——————————

Приложение N 3
к приказу Минприроды России
от 12.08.2020 N 591


3. Порядок выдачи удостоверения общественным инспекторам в области обращения с животными

1. Гражданин, намеренный оказывать содействие органам государственного надзора, указанным в части 2 статьи 19 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественного инспектора в области обращения с животными (далее — гражданин), подает в территориальный орган Росприроднадзора заявление о выдаче удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными (далее — удостоверение, заявление).

2. В целях организации взаимодействия и оформления удостоверения в заявлении гражданина указываются:

фамилия, имя и отчество (при наличии); адрес места жительства;

сведения о документе, удостоверяющем личность (номер, дата выдачи, орган, выдавший документ, код подразделения);

номер телефона и адрес электронной почты (при наличии).

3. К заявлению прилагаются:

копия документа, удостоверяющего личность;

две цветные фотографии размером 3×4 сантиметра.

4. Заявление о выдаче удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными регистрируется территориальным органом Росприроднадзора в течение одного рабочего дня с момента поступления.

5. Удостоверение оформляется не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными, подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора и вручается гражданину лично.

6. О выдаче удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными гражданин извещается с указанием даты и места получения удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными.

7. Удостоверение оформляется по форме согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.

8. Номер удостоверения имеет следующую структуру:

АААА/БББ-ВВВ, где:

а) «АААА» — порядковый номер удостоверения;

б) «БББ» — номер субъекта Российской Федерации, на территории которого выдано удостоверение (в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований);

в) «ВВВ» принимает следующее буквенное обозначение:

РПН — территориальный орган Росприроднадзора.

9. Удостоверения подлежат регистрации и учету, которые осуществляются территориальными органами Росприроднадзора.

10. Срок действия удостоверения составляет 1 год.

11. Срок действия удостоверения может быть продлен путем подачи общественным инспектором в области обращения с животными в территориальный орган Росприроднадзора заявления о продлении срока действия удостоверения (далее — заявление о продлении срока).

12. Заявление о продлении срока регистрируется территориальным органом Росприроднадзора в течение одного рабочего дня с момента поступления.

13. Продление срока действия удостоверения осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о продлении срока, затем удостоверение вручается гражданину лично.

14. О продлении срока действия удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными гражданин извещается с указанием даты и места получения удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными.

15. В случае подачи гражданином заявления о прекращении полномочий общественного инспектора в области обращения с животными удостоверение подлежит сдаче в территориальный орган Росприроднадзора.

16. Территориальный орган Росприроднадзора в течение одного рабочего дня с момента подачи гражданином заявления о прекращении полномочий общественного инспектора в области обращения с животными письменно извещает гражданина о необходимости сдачи удостоверения.

17. В случае порчи (или утраты) удостоверения общественный инспектор в области обращения с животными вправе обратиться в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением о выдаче дубликата удостоверения. При порче удостоверения к заявлению прилагается испорченное удостоверение.

18. Дубликат удостоверения выдается общественному инспектору в области обращения с животными в течение 7 рабочих дней после подачи заявления о выдаче дубликата удостоверения.

19. Территориальный орган Росприроднадзора в течение одного рабочего дня с момента подачи гражданином заявления о выдаче дубликата удостоверения письменно извещает гражданина о необходимости получения дубликата удостоверения.

20. Дубликат оформляется в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка с пометкой «Дубликат». Ранее выданное удостоверение аннулируется территориальным органом Росприроднадзора.

Приложение N 4
к приказу Минприроды России
от 12.08.2020 N 591


4. Форма удостоверения общественных инспекторов в области обращения с животными

.

Нажав на кнопку поделиться в соц.сетях — Вы помогаете распространить информацию о проблеме.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Руководство по эксплуатации снегохода стелс 800
  • Rofenac гель инструкция на русском языке
  • Коделак бронхо инструкция по применению для детей сирот
  • Panasonic kx t7735 инструкция на русском
  • Тиамина хлорид инструкция по применению уколы показания к применению взрослым

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии