В общеобразовательных учреждениях и организациях должностные инструкции для педагогических и иных работников школ необходимо разработать на основе утвержденных Профессиональных стандартов и новых законов в области образования, ознакомить с должностными инструкциями под подпись.
В разделе рассмотрим разработанные нами новые должностные инструкции в школе по профстандартам (2023 год) в качестве образца для использования педагогами и иными работниками образовательных организаций и учреждений, с учетом ФГОС начального, основного и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Представленные новые должностные инструкции работников школы — лишь образец инструкций в соответствии с Профстандартами, которые в 2023 году могут быть дополнены и изменены с учетом конкретной деятельности педагога или рабочего, специфики каждого в отдельности образовательного учреждения или образовательной организации. Должностные инструкции можно купить и скачать.
Должностные инструкции
педагогов по профстандарту 2023
На данный момент (2023 год) нами разработаны должностные инструкции в соответствии с профстандартами для педагогов, включая учителя и инструктора по физкультуре, для учителей математики, русского языка и истории, учителей начальных классов школы, математики, физики и биологии, учителей химии, ИЗО и технологии.
С учетом соответствующих профстандартов разработаны должностные инструкции педагогических работников, включая тьютора школы, педагога-организатора и социального педагога, педагога-психолога и педагога-библиотекаря, воспитателя ГПД, методиста и педагога дополнительного образования.
При составлении должностных инструкций для педагогов школы использовались Профстандарты:
1. Профстандарт учителя математики, русского языка, учителя родного языка и литературы, начальных классов, воспитателя ГПД — 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изм на 5 августа 2016 г;
2. Профстандарт педагога-психолога — 01.002 «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н;
3. Профстандарт педагога дополнительного образования — 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н;
4. Профстандарт педагога-организатора, педагога-библиотекаря, социального педагога, тьютора, старшего вожатого — 01.005 «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г N 10н;
5. Профстандарт вожатого — 01.007 «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2018 г N 840;
6. Профстандарт инструктора по физкультуре — 05.005 «Инструктор-методист», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г N 630н.
- Должностная инструкция педагога-психолога школы по профстандарту
- Должностная инструкция социального педагога школы по профстандарту
- Должностная инструкция педагога-организатора школы по профстандарту
- Должностная инструкция педагога-библиотекаря школы по профстандарту
- Должностная инструкция преподавателя-организатора ОБЖ по профстандарту
- Должностная инструкция старшего методиста дополнительного образования по профстандарту
- Должностная инструкция методиста дополнительного образования по профстандарту
- Должностная инструкция классного руководителя
- Должностная инструкция учителя школы по профстандарту
- Должностная инструкция учителя начальных классов по профстандарту
- Должностная инструкция учителя русского языка и литературы по профстандарту
- Должностная инструкция учителя родного языка и литературы по профстандарту
- Должностная инструкция учителя иностранного языка по профстандарту
- Должностная инструкция учителя английского языка по профстандарту
- Должностная инструкция учителя математики по профстандарту
- Должностная инструкция учителя информатики по профстандарту
- Должностная инструкция учителя истории и обществознания по профстандарту
- Должностная инструкция учителя географии по профстандарту
- Должностная инструкция учителя биологии по профстандарту
- Должностная инструкция учителя физики по профстандарту
- Должностная инструкция учителя химии по профстандарту
- Должностная инструкция учителя музыки по профстандарту
- Должностная инструкция учителя ИЗО по профстандарту
- Должностная инструкция учителя МХК по профстандарту
- Должностная инструкция учителя физической культуры по профстандарту
- Должностная инструкция инструктора по физкультуре по профстандарту
- Должностная инструкция учителя технологии по профстандарту
- Должностная инструкция учителя ОБЖ по профстандарту
- Должностная инструкция воспитателя ГПД по профстандарту
- Должностная инструкция воспитателя школы по профстандарту
- Должностная инструкция педагога дополнительного образования по профстандарту
- Должностная инструкция тьютора школы по профстандарту
- Должностная инструкция старшего вожатого школы по профстандарту
- Должностная инструкция вожатого школы по профстандарту
Должностные инструкции
обслуживающего персонала школы по профстандарту
Нашими сотрудниками составлены на основе профстандартов должностные инструкции для главного бухгалтера и бухгалтера школы на 2023 год, для заведующего производством, повара, помощника повара, пекаря школьной столовой, качественные должностные инструкции для специалиста по охране труда, делопроизводителя и дворника.
При составлении должностных инструкций для учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школы использовались профстандарты:
1. Профстандарт главного бухгалтера и бухгалтера — 08.002 «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г N 1061н;
2. Профстандарт заведующего производством (шеф-повара), повара, помощника повара — 33.011 «Повар», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 610н.
3.Профстандарт пекаря — 33.014 «Пекарь», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 декабря 2015 г. N 914н.
4. Профстандарт специалиста по охране труда — 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г № 524н;
5. Профстандарт делопроизводителя — 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 6 мая 2015 г. № 276н.
6. Профстандарт дворника — 16.007 «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 21.12.2015 № 1075н.
7. Профстандарт специалиста по кадрам — 07.003 «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 06.10.2015 № 691н.
8. Профстандарт врача-педиатра — 02.008 «Врач-педиатр участковый», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 27.03.2017 № 306н.
- Должностная инструкция заместителя директора по АХЧ по профстандарту
- Должностная инструкция заместителя директора по АХР по профстандарту
- Должностная инструкция заведующего хозяйством школы по профстандарту
- Должностная инструкция главного бухгалтера школы по профстандарту
- Должностная инструкция бухгалтера школы по профстандарту
- Должностная инструкция контрактного управляющего школы по профстандарту
- Должностная инструкция специалиста по закупкам в школе по 44-фз
- Должностная инструкция специалиста по закупкам в школе по 223-фз
- Должностная инструкция специалиста по охране труда в школе по профстандарту
- Должностная инструкция специалиста по кадрам в школе по профстандарту
- Должностная инструкция секретаря директора школы по профстандарту
- Должностная инструкция делопроизводителя школы по профстандарту
- Должностная инструкция уборщика служебных помещений школы по профстандарту
- Должностная инструкция слесаря-сантехника в школе по профстандарту
- Должностная инструкция дворника школы по профстандарту
- Должностная инструкция заведующего производством школьной столовой
- Должностная инструкция шеф-повара школьной столовой по профстандарту
- Должностная инструкция повара школьной столовой по профстандарту
- Должностная инструкция помощника повара школьной столовой по профстандарту
- Должностная инструкция пекаря школьной столовой по профстандарту
- Должностная инструкция кладовщика в школе по профстандарту
- Должностная инструкция врача педиатра в школе по профстандарту
Должностные инструкции работников школы в соответствии с новыми профстандартами разрабатываются нами по мере принятия и введения в действие самих профессиональных стандартов для должностей сотрудников, выполняющих трудовые функции в образовательных организациях и учреждениях.
Перейти к разделу:
Должностные инструкции для школы по ЕКС
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Должностная инструкция представляет собой локальный акт организации, в котором определяется функционал работника этой профессии, его права и зону ответственности. Далее рассмотрим подробнее, что должна включать в себя должностная инструкция техника.
Примеры документов
Профессия техника
Техник, или технические специалисты — это квалифицированные работники, которые задействованы практически в каждой отрасли. Их профессиональные знания используются для ремонта, установки, замены различных систем или оборудования, как в промышленных предприятиях, так и в учебных учреждениях, например, в школе.
Профессия техник охватывает несколько специализаций:
- Авиатехник. Специалисты в сфере авиастроения занимаются ремонтом и обслуживанием двигателей, систем управления и прочих механизмов у самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов.
- Зубной техник. Это квалифицированный специалист, который занимается изготовлением зубных коронок, протезов, мостов и прочих конструкций в зуботехнических лабораториях.
- Санитарный техник. Сантехник — это профессионал, ответственный за установку, ремонту и обслуживание водопроводных, дренажных, газовых и канализационных систем и оборудования в жилых домах и на предприятиях.
- Техник по документации. Специалист этой профессии организует учет поступивших документов, а также обеспечивает их сохранность;
- Техник-программист. Работники этой профессии занимаются разработкой собственного программного обеспечения, поддержкой архитектуры данных, прокладкой сетевых кабелей и установкой компьютерного оборудования.
- Горный техник-технолог. Специалисты, занимающие эту должность, работают в горнодобывающих компаниях, где занимаются организацией горных работ, испытанием технологического оборудования, оформлением технической документации.
Должность техника связана с выполнением разноплановых задач, она требует от сотрудника наличия определенного уровня квалификации и мастерства. Можно сказать, что такой специалист находится на промежуточной ступени в организации между обыкновенным рабочим и инженером. При этом должностные инструкции для должности техник будут существенно различаться в зависимости от направления деятельности компании и существующих профстандартов.
Зачем нужна должностная инструкция?
Как было отмечено выше, должностная инструкция — это акт, в котором четко определены полномочия сотрудника на конкретной должности, требования к его образованию и меры ответственности, которые будут применяться в случае выявленных нарушений.
Именоваться этот документ, в зависимости от предприятия, может по-разному. Например, в некоторых государственных ведомствах утверждают должностные регламенты. Несмотря на различные названия, суть документа остается прежней. Например, должностной регламент в силу ст. 47 закона №79-ФЗ от 27.07.2004 г. является обязательным документом для госслужащих. Перед подписанием контракта они должны быть ознакомлены под подпись с его содержанием. Для коммерческих предприятий документ не является обязательным. Тем не менее, не следует пренебрегать должностной инструкцией по нескольким причинам.
Плюсы для работодателей
- дать объективную оценку работе техника в период прохождения им испытательного срока, например, качество выполнения поставленных задач, соблюдение сроков, адаптации в бизнес-процессы;
- обоснованно отказать соискателю на должность техника в приеме на работу, например, работодатель может сослаться на квалификационные требования, содержащиеся в инструкции, которым не соответствует кандидат;
- четко и грамотно распределить между персоналом должностные обязанности, что исключает выполнение двойной работы, если в крупной компании одну позицию занимают несколько сотрудников, то для них составляется единая должностная инструкция;
- перевести сотрудника временно на другую должность;
- оценить насколько добросовестно специалист выполняет свои функциональные обязанности.
Об этих преимуществах для работодателя говорится в письме Роструда № 3042-6-0 от 09.08.2007 г. Кроме того, к положительным моментам можно отнести возможность справедливого применения дисциплинарного взыскания за различные нарушения на работе, для разрешения трудовых споров с работником, для обоснования размера зарплаты.
Плюсы для работников
получение возможности ознакомиться с полным перечнем своих должностных обязанностей;
- использование должностной инструкции в судебных инстанциях при защите своих трудовых прав, как показывает практика, работодатели зачастую склонны нагружать подчиненных дополнительной работой, не предусмотренной контрактом или должностной инструкцией, споры на этой почве возникают при отсутствии соответствующей оплаты или применении дисциплинарных наказаний за отказ от выполнения излишнего функционала.
Таким образом, наличие должностной инструкции, за некоторыми исключениями, не является обязательным для предприятия. В связи с чем, ее отсутствие не может квалифицироваться, как административное правонарушение. Однако учитывая все перечисленные выше преимущества, рекомендуется издать этот документ. Его разработку вполне можно поручить кадровой службе или юридическому отделу. За образец можно взять документ, представленный в нашей статье.
Далее рассмотрим подробнее, что можно включить в должностную инструкцию.
Содержание должностной инструкции техника
О том, как должна выглядеть должностная инструкция, какие в нее следует включить разделы и пункты, должен позаботиться работодатель, поскольку унифицированного бланка этого документа нет. В частности, должностная инструкция техника должна состоять из нескольких разделов.
Общие положения
Первый раздел документа, как правило, содержит стандартные сведения, Они включают в себя:
-
наименование должности, в отношении которой составляется настоящая инструкция;
-
сотрудник, приказом которого назначается лицо на должность и освобождается от нее;
-
квалификационные требования к кандидату, которые необходимы для работы техником, речь идет об уровне образования, деловых качествах, трудовом стаже, при необходимости работодатель может обратиться к профстандарту, если таковой имеется;
-
знания, которыми должен обладать специалист, так, техник по труду должен знать, как рассчитывается фонд оплаты труда, порядок расчета премий персоналу, правила использования вычислительной техники.
Должностные обязанности
Во втором разделе зачастую перечисляются должностные обязанности техника. Его конкретные функции зависят от того, в какой сфере работает специалист.
Например, техник ПТО в сфере строительства обычно занимается:
-
расчетом и проверкой объемов работ, согласно имеющейся проектной документации;
-
оформление заявок в лабораторию;
-
осуществлением технадзора за выполнением монтажных работ;
-
комплектацией и хранением различной документации — проектной, организационной, технологической и прочей;
-
проверкой сметной документации, получаемой от заказчика, а также оформлением заключения о ее качестве;
-
получением ордеров на проведение земельных работ.
Поскольку работодатель имеет право требовать выполнения только тех обязанностей, которые перечислены в должностной инструкции, то следует максимально тщательно проработать этот раздел документа.
Права
В каждой должностной инструкции прописываются права, которыми наделяется работник на соответствующей должности.
Так, техник может иметь право на:
-
получение необходимых материалов, которые непосредственно относятся к профессиональной деятельности техника, например, проектов, сметы;
-
принятие самостоятельных решений, в рамках отведенных полномочий.
Меры ответственности
Помимо прочего, в должностную инструкцию можно включить раздел, определяющий рамки ответственности сотрудника на должности техника. В частности, в документе можно прописать, что действия работника, противоречащие закону, могут быть квалифицированы по соответствующим статьям КоАП, УК и ГК РФ. При этом следует помнить, что наложение дисциплинарного взыскания должно происходить в пределах, установленных положениями ТК РФ.
Требования к технику
В каждой компании устанавливаются свои требования, предъявляемые к кандидатам на должность техника. Соответственно, в зависимости от направления деятельности организации они могут сильно различаться.
Как правило, соискателю необходимо иметь:
-
средне специальное образование, например, диплом техникума или колледжа;
-
без трудового стажа или наличие минимального опыта работы по специальности, как правило, не более двух лет;
-
наличие профессиональных знаний в той сфере, куда принимается на работу специалист.
В том случае, если существует профстандарт, следует руководствоваться им при определении требований к квалификации. Кроме того, при желании можно использовать Единый квалификационный справочник (ЕКС).
Согласно этому документу:
- Кандидат на должность техника 1 категории, должен иметь среднее профобразование и опыт работы в аналогичной должности техника II категорией не менее 2 лет.
- Техник II категории должен иметь диплом колледжа или техникума, а также опыт работы техником либо в другой должности, замещаемой специалистом со средним профобразованием, не менее двух лет.
- Техник без категории должен иметь среднее профобразование без трудового стажа.
Итоги
Таким образом, должностная инструкция техника, в большинстве случаев, необязательный, но полезный документ, как для работодателей, так и для работников. При ее подготовке всегда необходимо учитывать специфику деятельности организации.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 14
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:
- опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
- напишите вопрос в форме ниже;
- позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
- позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 — Санкт-Петербург и область
- позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Автор статьи
Пишет статьи, в которых отвечает на важные и популярные вопросы наших читателей. Описывает примеры из судебной практики, раскрывает ответы на часто задаваемые вопросы в гражданско-правовой сфере, в трудовом праве. Компетенции автора позволяют писать статьи на легком и простом языке. Окончила Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), кафедра «Гражданское право и процесс», специальность «Юрист» Гражданско-правовой профиль.
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Техника (профстандарт)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность техника.
1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности техника принимает директор по представлению непосредственного руководителя.
1.3. Требования к образованию и обучению техника:
- Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена;
- Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации.
1.4. Требования к опыту практической работы техника:
- Не предусмотрено.
1.5. Особые условия допуска к работе техника:
- Не предусмотрено
1.6. Другие характеристики для занятия должности техника:
- Освоение базовых знаний русского жестового языка для общения с гражданами с нарушением слуха при проведении слухопротезирования.
1.7. Техник в своей деятельности руководствуется:
- действующими нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
- уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка и локальными нормативными актами организации;
- трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.
1.8. Техник должен знать:
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей. См. подробнее в разделе 2.
1.9. Техник подчиняется непосредственному руководителю.
1.10. На время отсутствия техника (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
2. Должностные обязанности, а также необходимые знания и умения для их выполнения
В обязанности техника входит:
2.1. Выявление существующих у гражданина проблем и потребностей в слухоречевой коммуникации:
- Ведение документации гражданина;
- Сбор сведений об условиях жизни гражданина и проблемах со слухом;
- Беседа с родственниками гражданина о его коммуникативных способностях;
- Выявление возможных проблем, требующих оказания медицинской помощи;
- Выявление проблем, которые могут повлиять на процесс слухопротезирования и на ожидаемый результат;
- Определение отношения гражданина к слухопротезированию, его предпочтений и ожиданий;
- Принятие решения о слухопротезировании или об обращении за оказанием медицинской помощи.
Необходимые умения:
- С помощью визуального осмотра и дополнительных вопросов выявлять другие проблемы, которые могут повлиять на слухопротезирование;
- Проводить осмотр наружного слухового прохода;
- Заполнять документацию.
Необходимые знания:
- Основы анатомии наружного и среднего уха;
- Основы физиологии и патологии слухового анализатора;
- Основы сурдологии и слухопротезирования;
- Основы психоакустики;
- Нормальная отоскопическая картина наружного слухового прохода и барабанной перепонки;
- Признаки заболеваний уха, требующие обращения за оказанием медицинской помощи.
Другие характеристики:
- Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке. Требования к помещению:
- Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 м2. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков;
- Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2012 и иметь площадь не менее 10 м2, минимальный объем помещения 25 м3.
2.2. Тестирование и анализ проблем со слухом и восприятием речи у гражданина:
- Проведение осмотра наружного слухового прохода с помощью отоскопа;
- Выявление противопоказаний к дальнейшему прохождению тестирования и слухопротезирования, требующих направления для оказания медицинской помощи;
- Проведение аудиометрических измерений слуха гражданина для определения порогов восприятия чистых тонов по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки;
- Проведение надпороговой аудиометрии с целью определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению на всех октавных частотах;
- Проведение импедансометрии для выявления объективных показателей состояния среднего уха;
- Определение порога восприятия речи и порога разборчивости речи;
- Выявление противопоказаний к дальнейшему слухопротезированию, требующих обращения за оказанием медицинской помощи;
- Определение степени потери слуха, ее типа и формы.
Необходимые умения:
- Пользоваться отоскопом;
- Проводить стандартный аудиометрический тест по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки;
- Проводить импедансометрию;
- Проводить надпороговую аудиометрию для определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению;
- Проводить речевую аудиометрию;
- Оценивать разборчивость речи в шуме;
- Определять степень потери слуха (I-IV, глухота), тип и форму потери слуха.
Необходимые знания:
- Основы анатомии наружного и среднего уха;
- Основы физиологии и патологии слухового анализатора;
- Основы сурдологии и слухопротезирования;
- Основы психоакустики;
- Признаки нормальной отоскопической картины наружного слухового прохода и барабанной перепонки;
- Признаки заболеваний уха, требующих направления гражданина для оказания медицинской помощи;
- Принцип работы оборудования, необходимого для проведения аудиометрических исследований;
- Методики аудиометрических исследований;
- Методики надпороговой аудиометрии;
- Методики речевой аудиометрии;
- Основы аудиологии, сурдологии.
Другие характеристики:
- Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке. Требования к помещению:
- Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 м2. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков;
- Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2012 и иметь площадь не менее 10 м2, минимальный объем помещения 25 м3;
- Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии).
2.3. Выбор схемы слухопротезирования и модели слухового аппарата гражданину:
- Определение требуемой схемы коррекции слуха; определение ситуации, когда коррекция с помощью слуховых аппаратов неэффективна; направление для оказания медицинской помощи при невозможности коррекции с помощью слуховых аппаратов;
- Определение потенциальных ограничений действий по коррекции слуха и круга моделей слуховых аппаратов, пригодных для протезирования данного гражданина;
- Выбор конструктивного типа слухового аппарата;
- Выбор функциональных возможностей (ценовой категории) слухового аппарата;
- Сравнительный анализ слуховых аппаратов с точки зрения разборчивости речи и порогов слуха;
- Выбор конкретной модели слухового аппарата.
Необходимые умения:
- Соотносить характеристики конкретной модели слухового аппарата с потерей слуха и аудиометрическими данными гражданина;
- Соотносить потребности и пожелания гражданина с конкретным набором свойств и функций слухового аппарата.
Необходимые знания:
- Основы анатомии среднего и наружного уха;
- Основы аудиологии и сурдологии;
- Основы психоакустики;
- Конструктивные особенности слуховых аппаратов и их функциональные характеристики;
- Технические характеристики, приведенные в инструкциях по эксплуатации и технической документации на слуховые аппараты;
- Ценовые категории слуховых аппаратов, различия этих категорий по функциям.
Другие характеристики:
- Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке. Требования к помещению:
- Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 м2. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков;
- Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2012 и иметь площадь не менее 10 м2, минимальный объем помещения 25 м3;
- Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии).
2.4. Первичная настройка и оперативный сервис слухового аппарата:
- Осмотр наружного слухового прохода для проверки наличия противопоказаний к снятию слепков;
- Снятие слепков, предварительный выбор места установки отоблока (при необходимости);
- Выбор конфигурации ушного вкладыша и/или корпуса внутриушного аппарата и материала для его изготовления;
- Осмотр вкладыша и слухового аппарата на предмет механических повреждений и острых выступов;
- Примерка слухового аппарата и вкладыша гражданину;
- Настройка слухового аппарата в соответствии с показаниями аудиограммы гражданина;
- Дополнительная настройка слухового аппарата на основании пожеланий гражданина;
- Выбор оптимального способа вентиляции ушного канала;
- Определение правильности подбора и настройки слухового аппарата по результатам контрольного теста разборчивости речи.
Необходимые умения:
- Проводить осмотр наружного слухового прохода с использованием отоскопа;
- Проводить процедуру снятия слепков;
- Проводить визуальную оценку качества изготовления ушного вкладыша, корпуса внутриушного слухового аппарата;
- Правильно и эффективно использовать имеющееся штатное и специализированное программное обеспечение по настройке слуховых аппаратов;
- Оценивать уровень разборчивости речи при заданной настройке слуховых аппаратов;
- Оценивать работоспособность слуховых аппаратов гражданина;
- Выполнять простейшие виды ремонта слуховых аппаратов (очистка от серы вкладышей, замена звуководов, замена крюков).
Необходимые знания:
- Основы анатомии и физиологии органа слуха;
- Основы патологии органа слуха;
- Основы психоакустики;
- Методы оценки нарушений слуха;
- Признаки заболеваний, являющихся показаниями и противопоказаниями к слухопротезированию;
- Структура и конструкция слуховых аппаратов;
- Методы обработки сигналов в слуховых аппаратах;
- Формулы настройки слуховых аппаратов;
- Программы настройки слуховых аппаратов различных производителей;
- Особенности работы слухового аппарата при использовании ушных вкладышей различных типов, изготовленных из различных материалов;
- Возможности использования вкладышей, изготовленных из различных материалов, у граждан различных возрастных групп, с различными вариантами нарушения слуха, с учетом информации о нормальной или патологической анатомии наружного и среднего уха.
Другие характеристики:
- Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке. Требования к помещению:
- Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 м2. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков;
- Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2012 и иметь площадь не менее 10 м2, минимальный объем помещения 25 м3;
- Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии).
2.5. Предпродажная подготовка (индивидуальная комплектация) слуховых аппаратов, обучение гражданина и разработка плана реабилитации, оформление документов розничной реализации:
- Ознакомление гражданина с особенностями использования слухового аппарата в различных акустических ситуациях;
- Обучение гражданина правилам установки, снятия слухового аппарата;
- Информирование гражданина о правилах эксплуатации слухового аппарата и ежедневного ухода за ним;
- Ознакомление гражданина с особенностями использования батареек для слухового аппарата и с правилами их утилизации;
- Обучение гражданина приемам совместного использования телефона и слухового аппарата;
- Информирование гражданина о его правах на дополнительную подстройку слухового аппарата, о порядке ремонта и возврата слухового аппарата, о праве на получение компенсации (для инвалидов);
- Согласование графика повторных визитов;
- Ознакомление гражданина с дополнительными аксессуарами к слуховому аппарату, их назначением и возможностями;
- Информирование гражданина о рекомендуемых занятиях с сурдопедагогом;
- Подготовка комплекта из выбранных слуховых аппаратов, аксессуаров и необходимой документации для оформления документов розничной реализации.
Необходимые умения:
- Демонстрировать возможности слухового аппарата в различных акустических ситуациях;
- Научить гражданина правильно надевать и снимать слуховой аппарат;
- Демонстрировать процедуры ежедневного ухода за слуховым аппаратом и использование батареек;
- Демонстрировать совместное использование слухового аппарата и телефона;
- Демонстрировать возможности дополнительных аксессуаров к слуховому аппарату.
Необходимые знания:
- Основы аудиологии и психоакустики;
- Практические вопросы слухопротезирования;
- Основы функционирования слуховых аппаратов;
- Функциональные возможности используемых слуховых аппаратов;
- Методические рекомендации производителей слуховых аппаратов по уходу и эксплуатации;
- Законодательство в сфере охраны здоровья;
- Региональные нормы и правила обеспечения инвалидов и приравненных к ним групп граждан техническими средствами реабилитации.
Другие характеристики:
- Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке. Требования к помещению:
- Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 м2. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков;
- Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2012 и иметь площадь не менее 10 м2, минимальный объем помещения 25 м3;
- Минимально необходимый комплект оборудования: компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности).
3. Права
Техник имеет право:
3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.
3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Техник несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы техника осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы техника является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Порядок пересмотра должностной инструкции
5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все техники, на которых распространяется действие этой инструкции.
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.
(подпись)
Требуется ли разработка на предприятиях должностных инструкций в полном соответствии с профессиональными стандартами либо на их основе?
Для начала определим, есть ли у современных предприятий необходимость формировать должностные инструкции по профстандартам.
Должностная инструкция — документ, составление которого не предусмотрено ТК РФ, однако установлено рядом других федеральных нормативных актов для некоторых профессий, в частности:
- врачей (подп. 1 п. 2 ст. 73 закона «Об охране здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ);
- охранников (приказ МВД РФ от 22.08.2011 № 960) и пр.
Когда составление должностной инструкции необязательно, она может формироваться работодателем как локальный нормативный акт, дополняющий трудовой договор с наемным сотрудником, в целях:
- официального закрепления квалификационных требований к кандидатам на трудоустройство;
- установления прав и обязанностей сотрудника, с которыми он, подписывая документ, выражает согласие;
- детальной регламентации трудовых функций сотрудника для повышения эффективности его работы.
Предполагается, что каждая из отмеченных целей утверждения инструкции будет находить отражение в ее содержании. Вопрос в том, чтобы обеспечить наполнение документа корректными и актуальными формулировками. Одним из источников данных, которые могут быть использованы при составлении соответствующих формулировок, может быть профессиональный стандарт, утвержденный для позиции, по которой разрабатывается должностная инструкция.
Собственно, назначение профстандарта заключается в установлении требований к квалификации сотрудника, необходимой для выполнения им работы по той или иной профессии. Профстандарты обязательны к применению, если это прямо предписано ТК РФ или иным федеральным нормативным актом. Но даже если это не так, то характеристики квалификации, отраженные в профессиональном стандарте, должны задействоваться работодателями в качестве основы при определении внутрикорпоративных требований к квалификации сотрудников — с учетом их трудовых функций, используемых технологий производства, системы менеджмента (ст. 195.3 ТК РФ).
Таким образом, положения ТК РФ фактически предписывают работодателям формировать должностные инструкции (если таковые используются как источники требований к квалификации) на основе профстандартов.
Рассмотрим, в какой структуре может быть представлена должностная инструкция работника в общем случае, а также каким образом она может быть заполнена с применением профстандартов.
Должностная инструкция с учетом профессионального стандарта: структура документа
Обязательная форма должностной инструкции законодательством РФ не установлена. Распространена практика, по которой в нее включаются следующие основные разделы:
1. Общие положения.
Здесь чаще всего отражаются:
- сведения о назначении инструкции;
- порядок назначения человека на должность, его подчиненность;
- требования к уровню образования и опыту сотрудника;
- требования к знаниям и умениям специалиста.
2. Функциональные обязанности.
Здесь фиксируется перечень типичных действий сотрудника, составляющих его работу на занимаемой должности.
3. Права.
Основные права, которые отражаются в документе, чаще всего связаны с доступом человека к тем или иным корпоративным сведениям, а также с возможностями его взаимодействия с другими сотрудниками по различным вопросам.
4. Ответственность.
Здесь фиксируются, как правило, стандартные формулировки — о том, что сотрудник несет ответственность за свои действия в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами.
5. Заключительные положения.
Здесь обычно отражается, что:
- инструкция составлена в 2 экземплярах;
- сотрудник знакомится с инструкцией и удостоверяет ознакомление с ней подписью.
Утверждается должностная инструкция руководителем предприятия.
Рассмотрим, какие именно формулировки профстандартов могут быть использованы в целях составления должностной инструкции. Полезнее всего будет изучить их в части тех разделов, которые являются в наибольшей степени зависящими от специфики конкретной должности работника («Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права»).
Сборник должностных инструкций, составленных в полном соответствии с действующим законодательством, вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к К+ можно получить бесплатно.
Профстандарт как основа для должностной инструкции: сведения из раздела 1
Профстандарт в общем случае содержит (п. 6 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н):
- раздел 1, в котором фиксируются общие сведения о позиции, для которой определяются квалификационные требования;
- раздел 2, в котором содержится описание всех трудовых функций, которые входят в соответствующий профстандарт;
- раздел 3, в котором отражаются сведения об обобщенных трудовых функциях, а также развернутые характеристики конкретных трудовых функций;
- раздел 4, в котором отражаются данные об организациях, разработавших профстандарт.
Для нас наиболее полезными будут, очевидно, первые три раздела.
Из раздела 1 профстандарта в целях составления инструкции можно извлечь наименование занятия по коду ОК3 (графа «Группа занятий»). Именно эта графа определяет название должности, для которой составляется инструкция. Также наименование должности по инструкции может базироваться на сведениях в графе «Возможные наименования должностей» подраздела «Обобщенная трудовая функция» раздела 3 профстандарта.
Профстандарт как основа должностной инструкции: раздел 2
Второй раздел профстандарта может быть полезен прежде всего как инструмент соотнесения содержания работы человека по существу с определенными профстандартом характеристиками (т. е. с указанными там обобщенной и конкретизированной трудовыми функциями).
Близкие по содержанию работы отдельные трудовые функции объединены в разделе в группы — обобщенные трудовые функции. Для каждой обобщенной трудовой функции (для всех конкретных трудовых функций, которые входят в нее) установлен отдельный уровень квалификации. Например, в профстандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, предусмотрены обобщенные функции:
- ведение бухгалтерского учета;
- составление и предоставление финотчетности.
Для первой из указанных обобщенных функций требуется наличие квалификации уровня 5, для второй — уровня 6. Законодательно характеристики соответствующих уровней закреплены в приказе Минтрудсоцзащиты РФ от 12.04.2013 № 148н. Так, уровень 5 предполагает, в частности, наличие у человека как минимум среднего образования по профессии, а также практического опыта работы. Уровень 6 требует, в свою очередь, высшего образования или же среднего по программам подготовки специалистов среднего звена и аналогично практического опыта работы.
Профстандарт как основа для должностной инструкции: раздел 3
Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.
Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:
- формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
- формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).
Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.
Итоги
Определять перечни трудовых функций работника, фиксируемых в должностной инструкции, работодатели должны на основе профстандартов для соответствующей должности (либо, если это установлено федеральным законодательством, — в полном соответствии с профстандартом). Решение данной задачи облегчается тем, что современные профессиональные стандарты во многих случаях содержат все необходимые сведения для заполнения разделов «Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права» должностных инструкций.
Узнать больше о применении профстандартов вы можете в статьях:
- «Наименование должностей по профстандартам (нюансы)»;
- «Приказ о внедрении профстандартов в организации – образец»;
- «Профстандарт юрисконсульта».