Философское знание используемое в качестве руководство деятельности выступает в роли

Философия
в системе духовной культуры

Очевидно,
что понятие «культура» более широкое.
Помимо философии в сферу культуры входят
религия, наука, искусство, мифология,
политика и т.п. Культура представлена
в различных продуктах материальной и
духов­ной деятельности человека, в
системе норм и учреждений, в духовных
и материальных ценностях. Кроме того,
культура — не только результат
человеческой деятельности, но и сама
эта деятельность. В понятии «культура»
фиксируется отличие способов
жизнедеятельности человека от
функционирования животных. Культура —
это именно то, что отличает человека от
животных.

Философия – это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов
человека на мир, на себя и на свое место
в мире; включает в себя мироощущение,
мироотношение и миропонимание.

Мифология

это исторически первая форма целостного
и образного мировоззрения. Функция мифа

закрепление
сложившихся традиций и норм.

Религия – тип мировоззрения,
определяемый верой в существование
сверхъестественных сил. Религия
направлена на постижение сакрального
мира. Религиозные ценности выражаются
в заповедях. В жизни общества религия
является хранительницей вневременных
ценностей.

Философия

это системно-рационализированное
мировоззрение,
т.е. система рационально обоснованных
воззрений на мир и место в нем человека.
Философия
возникла в VII-VI
вв. до н.э.
через
преодоление мифа.
Первоначально философия понималась
как «любовь
к мудрости».
Европейская философия возникла в Древней
Греции.
Первым, кто употребил термин «любомудр»,
т.е. стал называть себя философом, был
Пифагор.
До
середины XIX в. царило убеждение, что
философия есть «царица
наук».

Философия
как учение о первых началах бытия
называется метафизикой.
Философия направлена на постижение
всеобщих
связей в действительности.
Важнейшей ценностью в философии является
истинное
знание.

Философия теоретически обосновывает
основные принципы мировоззрения.
Философия является теоретическим ядром,
сердцевиной духовной культуры человека
и общества, выражением самосознания
исторической эпохи. Философское знание,
используемое в различных сферах жизни
людей в качестве руководства для
деятельности, выступает в роли методологии

Усвоение
философского мышления способствует
формированию такого качества личности
как критичность и самокритичность.

.Философия и искусство.
Реализуя личностный подход в осмыслении
действительности, философия предстает
в качестве искусства. Как и философия,
искусство имеет личностный характер.
В отличие от философии в искусстве опыт
транслируется в образах (в философии –
в понятиях и теориях).

Философия
и наука
. Как рациональное знание, в
котором выявляются сущностные связи
действительности, философия выступает
в качестве науки. Роль философии в
науке заключается в методологии научного
познания. В отличие от науки, философия
характеризуется тем, что большая часть
философских утверждений недоказуемы
эмпирически; философия постигает мир
в его универсальной целостности.

История
взаимоотношения философии и науки
складывалась не однозначно и тем не
менее существуют следующие этапы их
взаимоотношений:
1
.Синкретическое,
т.е. неразличимое, единство науки и
философии. Они не различаются ни
предметом, ни методом , ни достигнутыми
результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).
2.Начало
различия предметной области философии
и науки. Представление о том, что философия
должна заниматься воспитанием человека,
а изучение природы предоставить науке
(17-19 в.). 3.
Многообразие предложений о том, чем
должна заниматься философия: а) ф-ия
должна давать единую картину мира,
основываясь на новейших достижениях
естествознания; б) ф-ия должна представлять
человека во всем ее многообразии
проявлений; в) ф-ия есть теория познания,
теория научного познания, теория науки;
г) ф-ия может быть предварительным
изучением, исследованием, постановкой
проблем в исследовании любого явления
(19-20 века). Сегодня разделяется мнение,
что наука предпочитает браться за
решение любых проблем, относительно
которых возможна опытная проверка. В
противном случае проблемы получают
наименование ненаучных, и в этом своём
качестве они остаются на рассмотрении
ф-ии. В советский период такие проблемы
получили название мировоззренческих.
Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную
помощь: 

Помогает
формировать новые предметные области
научных исследований.

Помогает
формировать объяснительные принципы
и представления, осмыслять и анализировать
полученные противоречия.

Помогает
критически осмыслить полученные
результаты.

Систематизирует
научные знания, помогает наукам определить
свое положение в познании мира,
устанавливать контакты и
взаимодействия.

Обеспечивает
процедуры распространения знаний,
создает условия для понимания новых
теорий, понятий, представлений и в этом
заключается культурная
функция
 ф-ии.

Помогает
оценить общественную значимость научных
результатов.

Как
учение о бытии и познании, философия —
сво­ей онтологической и гносеологической
стороной — тесно сближается
с наукой, выступаяметодологией научного
зна­ния. Каждая наука, опираясь на
собственный опыт, раз­рабатывает,
совершенствует систему общих правил и
принципов познания. Это могут быть и
технологические приемы организации
наблюдений (астрономия, геология), и
способы осуществления экспериментов
(физика, хи­мия), математической
обработки данных (социология), отыскания
и оценки документов, свидетельств,
первоис­точников (история,
источниковедение, литературоведе­ние)
и т. п. Но с философскими методами дело
обстоит особо. Их отличительная черта
состоит в том, что они универсаль­ны,
т. е. имеют всеобщий характер. Высший
уровень фи­лософской методологии —
диалектика. Она помогает че­ловеку
смотреть на мир (в том числе и на мир
духовный) как на вечное развитие и
становление, а корень развития искать
во внутренних противоречиях предмета. 

Известно, что в нашей
литературе целые десятилетия господствовала
точка зрения, считавшаяся «официальной»
и «единственно верной», согласно
которой, философия объявля­лась наукой
о наиболее общих (всеобщих) законах
развития природы, общества, познания и
мышления. Правда, так характеризовался
в основном диалектический материализм.
Однако, здесь с помощью категории «закон»
усиливается «научный» статус
философии.

В 60-70-e годы у нас стали
появляться работы, авторы которых в
качестве предмета философии называют
отношение человека к миру, мышления к
бытию, всеобщее в системе «мир —
человек». Так. П.В. Алексеев и А.В. Панин
в своем учебном пособии писали «Предме­том
философии является всеобщее в системе
«мир — человек». Философия — это
наука о мире в целом и об отношении
человека к этому миру».

Философия — это наука.
Конкретная наука, как определенный вид
эмпирического и теоретического познания
действительности имеет дело с определенными
понятиями, сужде­ниями, выводами,
принципами, законами, гипотезами,
теориями. Любая наука, как в естест­венной,
так и в гуманитарных областях знания,
имеет свой особый предмет. Все это в
ходе развития науки может изменяться,
отвергаться, и на месте ограниченных
и, тем более, оши­бочных теорий,
возникают новые, более глубокие теории.
В философии, как и в любой науке, люди
ошибаются, заблуждаются, выдвигают
гипотезы, которые могут оказаться
несо­стоятельными, и т.п. Но все это
не значит, что философия есть одна из
наук в ряду других наук. У философии
иной предмет — она есть наука о всеобщем,
ни одна другая наука этим не занимается.

На страницах журнала
«Философские науки» в 1989-1990 гг. шла
оживленная дис­кус­сия относительно
соотношения философии и науки. Одни
авторы полагали, что филосо­фия
является наукой, другие доказывали, что
таковой она не является, ибо не отвечает
мно­гим критериям научности, требованиям,
предъявляемым к научному знанию, третьи
харак­тери­зовали философию и как
особую форму общественного сознания,
и как науку.

Заметим, что не так просто
провести отличительную черту между
философией и нау­кой. И все же, к
критериям научного знания обычно относят
такие, как истинность, аргумен­тированность,
доказательность, практическая, опытная,
экспериментальная и фактологиче­ская
проверяемость, системность и общепринятость.

Очевидно, что многие из этих
признаков научности либо мало применимы,
либо со­всем не применимы для
характеристики философского знания.
Оно непроверяемо экспериментально, а
потому не может быть общеобязательным
и общепринятым, что имеет место в
физическом, химическом, математическом
знании и пр. Другими словами, получа­ется,
что философия не является наукой.

Вопрос о научности и
ненаучности философии начал обсуждаться
и в учебной лите­ратуре. В частности,
в одном учебном пособии отмечается, что
ряд философов отрицают её принадлежность
к миру науки, выдвигая следующие
аргументы: философские воззрения не
нуждаются в подтверждении фактами
наблюдениями, экспериментами, эмпирически
непод­тверждены; в философии никогда
не было положений, признаваемых всеми
философами, для неё характерен плюрализм
взглядов и каждый самостоятельный
мыслитель создаёт свою собственную
систему; ненаучность методов, проблем
и языка философии. В пользу научно­сти
философии называются такие её черты,
как рационально-понятийная форма
познания, логическая доказательность,
аксиоматические построения и др.
Отвергаются утверждения об эмпирической
недоказательности и непроверяемости
философских воззрений, одни из кото­рых
опровергаются ходом мировой истории
или открытиями естественных наук, другие
раз­виваются и обогащаются.

В мировой и отечественной
литературе широко представлена позиция,
которая кате­горически не считает
философию наукой, а относит её к феномену
культуры, определяет её как особую форму
общественного сознания, как своеобразный
тип мировоззрения. Филосо­фия, как и
религия, отвечает на самые общие
мировоззренческие и смысложизненные
во­просы. Однако делает она это в
отличие от неё рациональным способом,
опираясь на разум, а не на веру, авторитет
и догмы. Словом, в этом плане философия
похожа на науку. Однако важно подчеркнуть,
что в центре философии стоит человек,
мир как таковой её интересует гораздо
меньше.

Философия — это, прежде
всего, мировоззрение, выясняющее место
человека в мире, его природу, смысл
жизни, возможности и перспективы
развития. С помощью философского познания
достигается самосознание человеческого
рода, осмысливается отношение людей к
миру, характер и типы мировоззрения,
мировосприятия и миропонимания.

Итак, философия и наука
довольно сильно взаимосвязаны, у них
есть много общего, но есть и существенные
различия. Поэтому философию нельзя
однозначно причислять к науке и, наоборот,
нельзя отрицать ее научность.

Философия
и религия.

Отличие философии от
религии

состоит в том, что она является
теоретической
формой освоения мироздания, а также,
что в философии познавательная функция
для нее является ведущей.

4. Религия –
форма мировозр. объясн. мир человека,
через связь со сверх естеств. существами,
в этом сходство мифологии и религии.
Отличие заключается в том, что мифология
просто предлагает свою картину мира, а
религия предписывает верить ей 
основной признак религии – вера в
сверхестеств. Сущ. различные организации
и учреждения для формирования и
поддержания такой веры, якобы обеспеч.
контакт со сверхест. (культовая практика)
призван. обесп. религиозное воспитание,
контроль над умом людей. Ф-я возникла
как альтернатива мифологии и религии.

Религия —
форма мировоззрения, основанная на вере
в наличие фантастических, сверхъестественных
сил, которые влияют на жизнь человека
и окружающий мир. Религия исследует
вопросы те же, что и миф: • происхождение
Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
• объяснение природных явлений;•
поступки, судьба человека;•
нравственно-этические проблемы. Основными
мировыми религиями являются: •
христианство;• ислам;• буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные
в мире национальные религии: • синтоизм;•
индуизм;• иудаизм. Помимо мировоззренческих
религия имеет ряд иных функций: •
объединительную (консолидирует общество
вокруг идей либо ради идей); •
культурологическую (способствует
распространению определенной культуры,
влияет на культуру); • нравственно-воспитательную
(культивирует в обществе идеалы любви
к ближнему, сострадания, честности,
терпимости, порядочности, долга).

Отмечая сходство философии
и религии, следует сказать, что в религии,
как и в филосо­фии, речь идет о самых
общих представлениях о мире, из которых
люди должны исхо­дить в своей жизни;
фундаментальные религиозные идеи — о
Боге, о Божественном творении мира, о
бессмертии души, о Божьих заповедях,
которые человек должен выполнять, и
т.д. — по своему характеру сходны с
философскими [2, с.486]. Подобно философии,
религия также исследует первопричины
мыслимого (Бог), является формой
общественного сознания  [1].

Г.В.Ф. Гегель, сравнивая
религию с философией, обращал внимание
на то, что «различие двух сфер не
должно быть понимаемо так абстрактно,
как будто мыслят лишь в философии, а не
в религии; в последней также имеются
представления, общие мысли». Более
того, «рели­гия имеет общее содержание
с философией, и лишь их формы различны».

Различие между
религией и философией по Гегелю, в том,
что философия зиждется на понятиях и
представлениях, а религия — в основном
на представлениях (т. е. конкретно-чувственных
образах). Поэтому философия может понять
религию, а религия философию — нет.
«Философия, как постигающее мышление…
— указывает он,- обладает перед
представле­нием, являющимся формой
религии, тем преимуществом, что она
понимает и то и другое: она может понимать
религию, она понимает также рационализм
и супранатурализм, пони­мает также и
себя, но обратное не имеет места; религия,
опирающаяся на представления, по­нимает
лишь то, что стоит на одной и той же точке
зрения с нею, а не философию, понятие,
всеобщие определения мысли». В религии
делается упор на веру, культ, откровение,
а в фило­софии — на интеллектуальное
постижение. Тем самым философия дает
дополнительную воз­можность постижения
смысла и осмысления мудрости, заложенных
в религии. В религии на первом плане
вера, в философии — мысль и знание.
Религия догматична, а философия
антидог­матична. В религии есть культ
в отличие от философии. Карл Ясперс
писал: «Призна­ком философской веры,
веры мыслящего человека, служит всегда
то, что она существует лишь в союзе со
знанием. Она хочет знать то, что доступно
знанию, и понять самоё себя» [1].

Обратимся к другим мнениям.
Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают
особенности: 1) мировоззрения (в филосо­фииопора
на рационально-теоретическое зна­ние,
в религии
 на
веру, вера в сверхъестест­венное —
основа религиозного мировоззре­ния);
2) мышления (философская
мысль нуждается в свободе от догм, она
не должна быть скована ника­ким
авторитетом и может все подвергнуть
сомнению, религия нуждается в автори­тете
и признает некие истины на веру, не
требуя доказа­тельств); 3) сознания (философия
пытается дать целостное представление
о мире, в религии же происходит раздвоение
мира на «зем­ной», естественный,
постигаемый органами чувств, и «небес­ный»,
сверхъестественный, сверхчувственный,
трансцендентный) [3, с.28].

Подобные мысли и у А.С.
Кармина: 1) религиозные идеи не
обосновываются, а принимаются на основе
веры и не подлежат никакой критике,
философия же стремится аргументировать
все свои ут­верждения; 2) в отличие от
религии, философия постоянно подвергает
критике свои собствен­ные выводы; 3)
религия авторитарна, навязывает
человеческому разуму определен­ные
«сверхразумные» догматы, философия же
требует самостоятельности мышления, в
ней разум не подчиняется никаким
авторитетам [2, с. 487].

Диалектика взаимодействия
философии и религии проявляется в:
1) религизации
фило­софии
: а)
религиозности философии; б) учете в
деятельности философа уровня и
направ­ленности религиозности в
обществе; 2) философизации
религии
: а) занятии
филосо­фией служителей культа; б)
создании философских школ (направлений)
на религиозной ос­нове [4].

Религия сближается с
философией при решении задачи
доказательства бытия Божия, ра­ционального
обоснования религиозных догматов.
Образуется особое философское направле­ние
— религиозная философия (теология,
теоретическое богословие). Существуют
различные религиозно-философские
доктрины, в которых религиозное содержание
подкрепля­ется философской аргументацией
[2, с.487].

Роль
теистической философии в жизни общества:
1) положительная:
а) раскрывает об­щечеловеческие нормы
морали; б) утверждает идеалы мира; в)
приобщает людей к зна­ниям особого
рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная:
а) формирует одностороннюю кар­тину
мира; б) осуждает (преследует) людей за
отказ от теистических взглядов; в)
поддержи­вает устаревшие обычаи,
нормы, ценности [4, с. 233]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    11.02.2015188.29 Кб272.rtf

  • #
  • #

    25.03.2016888.69 Кб3127.pdf

  • #
  • #

    11.02.2015147.14 Кб193.rtf

  • #

    11.02.2015803.51 Кб4938.pdf

  • #

Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически преобразовательной деятельности, выступает в роли…

  • мифологии
  • аксиологии
  • гносеологии
  • методологии

Тип вопроса: Вопрос с одним правильными вариантом

Ответ на этот вопрос уже получили: 38 раз(а)

Помогли ответы? Ставь лайк 👍

Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 30 Май 2016 в 02:29
На вопрос ответил(а): Любимов Павел, 30 Май 2016 в 02:29

Похожие вопросы

Вопрос № 188411

Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически – преобразовательной деятельности, выступает в роли …


мировоззрения

аксиологии

искусства

методологии

Вопрос № 188022

Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли…


гносеологии

аксиологии

мифологии

методологии

Другие вопросы по предмету Философия

Вопрос № 111429

Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется …


аксиологической

мировоззренческой

позитивной

методологической

Вопрос № 111434

С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется …


циничным человеком

цивилизованным человеком

вежливым человеком

естественным человеком

Вопрос № 111565

Установите соответствие между приведенными высказываниями, характеризующими подходы к проблеме истины и именами  античных философов.
1. «Истина есть соответствие  знаний действительности.»
2. «Истины не существует, все относительно.»
3. «Истина достигается при использовании майевтики.»


Аристотель

Протагор

Сократ

Вопрос № 111580

Обоснование вечности бытия характерно для ___________картины мира.


обыденной

религиозной

мифологической

научной

Расскажи друзьям

Миничат

В онлайне 0 чел.

Для добавления необходима регистрация или зайти под своим логином.

Опрос

Хотели бы вы сами добавлять вопросы с ответами на сайт?

Да, у меня скопились лишние вопросы с ответами

Я добавлять не буду, но хотелось бы чтоб другие это делали

Я доверяю только администратору этого сайта

Мне ничего не нужно

Умные цитаты

Алкоголь налог, который устанавливает правительство на недалёких, безвольных граждан.
В. Зубков.

Список тегов
Добавить пост

Просто начни вводить вопрос в поле и получи ответ

Все посты
Новости
Вопросы

Аватар пользователя Administrator

Философия

Философское знание, используемое в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли …

методологии.

Комментарии 0

2017-06-15 22:02:35
5

  1. любовь к мудрости
  2. душа культуры
  3. наука о человеке
  4. учение об абсолютной истине

2 Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры называют:

  1. искусство
  2. науку
  3. философию
  4. мифологию

3 Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью:

  1. религии
  2. науки
  3. мифологии
  4. философии

4 Помогая человеку понять своё место в природе и обществе, философия выполняет функцию:

  1. гуманистическую
  2. методологическую
  3. аксиологическую
  4. прогностическую

5 Философия, рекомендуя каждому человеку в любой области жизни следовать положительным нормам нравственности, выполняет _______функцию:

  1. мировоззренческую
  2. идеологическую
  3. методологическую
  4. воспитательную

6 Философское знание, используемое в науке, политике, образовании в качестве руководства в духовной и практической деятельности, выступает в роли:

  1. методологии
  2. мифологии
  3. аксиологии
  4. гносеологии

7 Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется:

  1. идеализмом
  2. материализмом
  3. дуализмом
  4. плюрализмом

8 Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу, называется:

  1. релятивизм
  2. монизм
  3. дуализм
  4. скептицизм

9 Согласно_________, мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями:

  1. пантеизму
  2. идеализму
  3. материализму
  4. дуализму

10 Религиозная картина мира строится на основе в первую очередь:

  1. Священного писания
  2. мифологических представлений
  3. повседневного опыта
  4. философских идей

11 В основе религиозной картины мира лежит принцип:

  1. веры в бесконечный прогресс общества
  2. независимости жизни человека от воли Творца
  3. креационизма
  4. верификации

12 Понятие «научная картина мира»:

  1. является абсолютным и неизменным
  2. выражает образные представления о мире
  3. не характерно для современной философии
  4. претерпевает историческую эволюцию

13 Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в:

  1. Греции
  2. Китае
  3. Вавилоне
  4. Индии

14 Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был:

  1. Эпикур
  2. Аристотель
  3. Платон
  4. Пифагор

15 Истинное бытие, по Платону, это:

  1. Космос
  2. разум человека
  3. человеческое существование
  4. мир эйдосов

16 Создателем учения об идеальном государстве был:

  1. Платон
  2. Сократ
  3. Пифагор
  4. Аристотель

17 Первыми материалистами в истории считаются:

  1. Гольбах, Ламетри, Гельвеций
  2. Маркс, Энгельс, Ленин
  3. Демокрит, Левкипп, Эпикур
  4. Кант, Гегель, Шеллинг

18 Автор учения о множественности субстанций:

  1. Бруно
  2. Лейбниц
  3. Аквинский
  4. Августин

19 Родоначальником либерализма в философии Нового времени был:

  1. Спиноза
  2. Локк
  3. Руссо
  4. Мандевиль

20 Источником всякого отчуждения в обществе, по Марксу, является:

  1. превращение результатов личного творчества во всеобщее достояние
  2. частная собственность на средства производства
  3. перенос представлений о человеке во внеличностную сферу, персонифицированную в Боге
  4. воля к власти

21 Русская идея, с точки зрения Соловьёва, это идея:

  1. независимости и самостоятельности России
  2. мировой гегемонии России
  3. национального предназначения, определённого Богом
  4. превосходства русской нации

22 Основная идея русского космизма состоит в:

  1. непротивлении злу насилием
  2. тесной связи человека и Космоса
  3. спасения избранных
  4. достижения всеединства

23 Автор работы «Государственность и анархия»:

  1. Бакунин
  2. Соловьёв
  3. Герцен
  4. Ленин

24 Представитель радикально настроенного западничества, проповедовавший идею безгосударственного социализма:

  1. Хомяков
  2. Соловьёв
  3. Чаадаев
  4. Бакунин

25 Понимание движения как механического пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания:

  1. 17-18 вв.
  2. 19-20 вв.
  3. 10-14 вв.
  4. 14-16 вв.

26 Относительно связи движения и развития верным является суждение:

  1. движение и развитие не связаны друг с другом
  2. движение тождественно развитию
  3. не всякое движение является развитием
  4. не всегда развитие есть движение

27 К свойствам пространства не относится:

  1. протяжённость
  2. трёхмерность
  3. необратимость
  4. непрерывность

28 К свойствам времени не имеет отношения:

  1. длительность
  2. одномерность
  3. обратимость
  4. непрерывность

29 Пространство и время рассматриваются в качестве форм созерцания с позиции

  1. диалектического материализма
  2. субъективного идеализма
  3. эмпиризма
  4. объективного идеализма

30 Согласно субстанциальной концепции, время:

  1. является психологическим переживанием человека реальных процессов
  2. является самостоятельной, ни от чего не зависящей сущностью
  3. зависит от человеческого существования
  4. зависит от отношений между материальными объектами.

Более подробно можно прочитать в статье Википедии.

Фэпотестирование по философии (верный во всех вопросах первый вариант ответа) Предмет философии

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 273 Kb.

Название Фэпотестирование по философии (верный во всех вопросах первый вариант ответа) Предмет философии
Анкор Otvety filosofia.doc
Дата 15.03.2017
Размер 273 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Otvety filosofia.doc
Тип Документы
#3815
страница 1 из 5

Подборка по базе: семинар по философии 1.docx, Ответы по Философии.docx, Билеты по философии.docx, Основы философии экзамен.docx, основы философии.docx, Презентация по философии.pptx, cfvjcn по философии 2 задание.docx, Проблемы философии науки в марксизме.docx, Билеты по Философии.docx, «Проблемы творчества в истории философии».docx


ФЭПО-тестирование по философии

(верный во всех вопросах – первый вариант ответа)

1.Предмет философии

  1. Верным суждением относительно связи философии и мировоззрения является следующее …
    1. «философия – это тип мировоззрения»
  2. Философия – это…
    1. система теоретических воззрений на мир и место в нем человека
  3. Философия первоначально определялась как…
    1. любовь и мудрость
  4. Учение, не являющееся разделом философии, – это…
    1. искусствознание
  5. На вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства?» отвечает раздел философского знания –…
    1. онтология
  6. Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют …
    1. мировоззрение
  7. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом …
    1. философии
  8. Философское учение о познании называют…
    1. гносеологией
  9. Гносеология – это философское учение о …
    1. познании
  10. Философское учение о ценностях и их природе называется…
    1. аксиологией
  11. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть…
    1. история философской мысли
  12. Философская антропология – это философское учение о …
    1. человеке
  13. Постижением процесса общественной жизни занимается…
    1. философия истории
  14. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как …
    1. эстетика
  15. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть…
    1. этика
  16. Предметом философии не являются вопросы …
    1. частного, конкретного характера
  17. Системно-рационализированное мировоззрение, имеющее национальный и личностный характер – …
    1. философия
  18. Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении …
    1. мышления к бытию
  19. Наука, исследующая первые начала и причины, была названа Аристотелем
    1. философией
  20. Обоснованием независимости науки от философии занимается …
    1. позитивизм
  21. Признание «возможности невозможного», т.е. чуда, необъяснимых естественным путем событий, составляет необходимый компонент ________ мировоззрения
    1. религиозного
  22. Наиболее ранней формой духовно-практического освоения мира человечеством считается …
    1. мифология
  23. Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Ф. Энгельс назвал основным вопросом …
    1. философии
  24. Обожествление природы характерно для  ______________ мировоззрения:
    1. мифологического
  25. «Как фантастическое отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни», — именно так выразили сущность религии …
    1. атеисты
  26. «Религия существует постольку, поскольку существует Бог и его творение человек, ощущающий присутствие Творца», – заявляют …
    1. теисты
  27. Как система взглядов на мир и место в нем человека философия выступает в качестве…
    1. мировоззрения
  28. Как рациональное знание о действительности, выявляющее ее сущность, философия выступает в качестве…
    1. науки
  29. Реализуя личностный подход в осмыслении проблем бытия, философия предстает в качестве…
    1. искусства
  30. Духовная деятельность человека, связанная со стремлением к мудрости реализуется в…
    1. философии
  31. В рамках целостной системы научного знания, философия как  учение о первых началах бытия называется…
    1. диалектикой
  32. Предметом философии является…
    1. всеобщее
  33. Выберите правильное соотношений понятий «философия» и «наука»
    1. философия выступает методологией науки

2.Функции философии

  1. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…
    1. методологической
  2. Гносеологическая функция философии состоит в том что философия…
    1. накапливает, обобщает и транслирует новое знание
  3. Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет ________ функцию.
    1. гуманистическую
  4. Аксиологическая функция философии состоит в том, что она…
    1. способствует формированию у человека представлений об основных ценностях
  5. В высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» речь идет о ___________ функции философии.
    1. гуманистической
  6. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет ______________ функцию.
    1. практическую
  7. Функция философии «подвергать все сомнению» именуется…
    1. критической
  8. Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют…
    1. философию
  9. Миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем выполняет ________ функция философии.
    1. мировоззренческая
  10. Содержание ____________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов.
    1. аксиологической
  11. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли…
    1. методологии
  12. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою _________ функцию.
    1. гуманитарную
  13. Когда философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с _____________ функцией.
    1. критической
  14. __________ функция философии базируется на её способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.
    1. Прогностическая
  15. Философия, рекомендуя каждому человеку в любой области жизни и деятельности следовать положительным нормам и идеалам нравственности, выполняет __________________ функцию.
    1. воспитательную
  16. Формирование целостной картины мира и бытия человека в нем связано с ________ функцией философии
    1. мировоззренческой
  17. Разрабатывая определенные представления о ценностях, формируя социальный идеал, философия выполняет _________ функцию.
    1. аксиологическую
  18. Осмысление противоречий действительности, поиск путей их разрешения, связано с __________ функцией философии.
    1. критической
  19. Формируя мировоззрение в соответствии с достижениями науки и существующей социальной действительностью, философия реализует __________функцию.
    1. объяснительно-информационную
  20. Создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания связано с _____________ функцией философии.
    1. эвристической
  21. Объединяя достижения науки в единое целое, философия реализует ____________функцию.
    1. интегрирующую
  22. Обоснование ценности человека и его свободы, решение вопроса о смысле жизни связано с ____________функцией.
    1. гуманистической
  23. Решение вопроса о смысле жизни связано с ___________функцией философии
    1. мировоззренческой
  24. Формируя у человека определенное видение мира и место в нем человека, философия выполняет ____________ функцию.
    1. мировоззренческую

3.Специфика философского знания (либо генезис философии)

  1. В искусстве, в отличие от философии опыт транслируется в…
    1. образах
  2. Философия отличается от науки тем, что она…
    1. национальна и личностна
  3. Характерной чертой философских проблем является их…
    1. принципиальная открытость
  4. Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек-мир» является отличительной особенностью…
    1. философии
  5. Проблемы, решаемые философией…
    1. имеют всеобщий, предельный характер
  6. Философия отличается от религии тем, что…
    1. она является формой мировоззрения
  7. Сходство философии и искусства состоит в том, что и философия и искусство…
    1. имеют личностный характер
  8. Философским может быть назван вопрос:
    1. «Как отличить истину от заблуждения?»
  9. Объектом философии является …
    1. бытие в целом
  10. Системно-рационализированное мировоззрение называют…
    1. философией
  11. Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла в..
    1. Древней Греции
  12. Греческие слова phileo – любовь и sophia – мудрость дали начало термину…
    1. философия
  13. Согласно легенде, первым кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был …
    1. Пифагор
  14. Философия возникла в период…
    1. VII – VI вв. до н.э.
  15. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – …
    1. Фалес
  16. Первым европейским философом, поставившим вопрос о первоначале мира является:
    1. Фалес
  17. Философия родилась через преодоление
    1. мифа
  18. Философия зарождается:
    1. в древнем мире
  19. Древнегреческая философия зарождается как:
    1. рационалистическая
  20. Древнеиндийская философия зарождается как:
    1. мистическая
  21. Древнекитайская философия зарождается как:
    1. прагматическая
  22. Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как…
    1. рационалистическая
  23. Современная философия, отрицающая разумность мира, его закономерный характер, характеризуется как…
    1. иррационалистическая
  24. Преодоление противоположности субъекта и объекта характерно для ______ философии.
    1. современной
  25. Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами…
    1. А. Шопенгауэра и Ф. Ницше
  26. Веком философии в истории европейской культуры называют эпоху…
    1. Просвещения
  27. Вершиной европейской рационалистической философии является…
    1. Английский эмпиризм

4.Картины мира

  1. Самой большой ценностью в философии является…
    1. познание
  2. Учение о сложноорганизованных системах, по-новому рассматривающее процессы развития, называется…
    1. синергетикой
  3. В основе религиозной картины мира лежат принципы…
    1. творения и откровения
  4. В основе философии лежит(-ат)…
    1. вопрос об отношении мышления к бытию
  5. В основе философской картины мира лежит…
    1. вопрос об отношении мышления к бытию
  6. Философская картина мира связана с…
    1. вопросом об отношении мышления к бытию
  7. Самой ранней мировой религией является…
    1. буддизм
  8. Характерной чертой мифологической картины мира является(-ются)…
    1. перенос основных черт человеческого рода на мироздание
  9. Философия отличается от религии тем, что она…
    1. является теоретической формой освоения мира человеком
  10. Наука есть…
    1. духовно-практическая деятельность, направленная на познание сущности и законов объективного мира
  11. Основной функцией мифа являлось…
    1. закрепление сложившихся  в обществе традиций и норм
  12. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе…
    1. священного писания
  13. Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает…
    1. в XVI-XVII вв.
  14. До середины XIX в. царило общее убеждение, что философия …
    1. царица наук
  15. Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть…
    1. мифология
  16. Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения называется …
    1. картиной мира
  17. Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, то есть миропонимание, называется …
    1. картиной мира
  18. Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже …
    1. XIX – XX вв.
  19. Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют …
    1. мировоззрение
  20. Религиозная картина мира разрабатывается…
    1. теологами
  21. В основе религиозной картины мира лежат принципы…
    1. творения и откровения
  22. Современный тип союза религии и науки представлен школой…
    1. «научного креационизма»
  23. В формировании современной научной картины мира видное место принадлежит _____________, доказывающей способность природы к самоорганизации, самоупорядочиванию
    1. синергетике
  24. Первая научная картина мира носила ___________ характер:
    1. механистический
  25. Формирование современной научной картины мира связано с открытиями в:
    1. квантовой физике
  26. Основной чертой мифологического мировоззрения является…
    1. космоцентризм
  27. Характерной чертой религиозного мировоззрения является…
    1. теоцентризм
  28. Мировоззренческая установка, утверждающая разумность мира, его совершенствования на основе познания его  законов характеризуется как…
    1. рационализм
  29. Мировоззренческая установка, отрицающая разумность мира, возможность его познания и совершенствования…
    1. иррационализм

5.Философия древности

  1. Исторически первой попыткой постижения количественной стороны мироздания является учение…
    1. Пифагора
  2. Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как…
    1. объективный идеализм
  3. Характерной чертой мировоззрения античности является…
    1. космоцентризм
  4. Античный философ ____________ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.
    1. Сократ
  5. Заслуга софистов состоит в том, что они…
    1. выдвинули на первый план проблему человека
  6. Античная философия включает в себя…
    1. древнегреческую и древнеримскую философию
  7. Особенностью древневосточной философии является…
    1. опора на мифологические представления о мире и человеке
  8. Одной из школ древнекитайской философии является…
    1. даосизм
  9. Основной темой философии Конфуция является…
    1. тема человека, семьи и государства
  10. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризует…
    1. практическая ориентированность
  11. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался…
    1. Дао
  12. Буддизм считает человека существом…
    1. страдающим
  13. Выдающийся мыслитель и учёный Античности, создатель «Ликея» –…
    1. Аристотель
  14. Греческая мысль зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в…
    1. Афинах
  15. Вопрос о первоначале мира был центральным в Античной философии на этапе…
    1. ранней классики
  16. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии называется…
    1. сансарой
  17. Принцип воздаяния в индийской философии называется…
    1. карма
  18. Учение о «благородном муже» разработано…
    1. в конфуцианстве
  19. Основой древнекитайской философии стала:
    1. Книга перемен
  20. Ведическая литература наряду с «Упанишадами» и «Араньяками» включает:
    1. Брахманы
  21. В основе конфуцианской этики лежит принцип…
    1. человеколюбия
  22. Индивидуальное духовное начало в индийской философии носит название …
    1. атман
  23. Одна из школ индуизма, практикующая управление сознанием с помощью дыхания и упражнений называется…
    1. йогой
  24. Карма – это…
    1. принцип воздаяния
  25. Расцвет древнекитайской философии приходится на период:
    1. «ста школ»
  26. Настиками или отрицателями называли в Древней Индии представителей…
    1. материализма
  27. Основателем даосизма является:
    1. Лао Цзы
  28. Согласно буддизму жизнь есть…
    1. страдание
  29. Лао Цзы является основателем…
    1. даосизма
  30. Философия конфуцианства связана с решением проблем…
    1. человека и  общества
  31. «Четыре благородные истины» лежат в основе…
    1. буддизма
  32. Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем…
    1. Сократа
  33. Софисты и Сократ вошли в историю Античной философии своей ориентацией на проблему…
    1. человека
  34. Число признается основой бытия в школе:
    1. Пифагора
  35. Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма:
    1. Аристотель
  36. Античный философ, создавший логику:
    1. Аристотель
  37. К эллинистическому периоду древнегреческой философии относится школа:
    1. эпикурейцев
  38. Философ, полагавший, что в основе бытия лежит трансцендентная идея Блага:
    1. Платон
  39. Классический период в античной философии связан с именами…
    1. Сократа, Платона, Аристотеля
  40. Высказывание «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит…
    1. Аристотелю
  41. «Познай самого себя», призывал …
    1. Сократ
  42. Древнегреческий философ, ставший символом грубой откровенности –
    1. Диоген
  43. Разработка «майевтики» как способа достижения истины связана с именем …
    1. Сократа
  44. В эллинистический период древнегреческой философии центральное место занимает проблема …
    1. человека
  45. Создателем первой философской системы Античности является …
    1. Платон

1. Учение о сложноорганизованных системах, по-новому рассматривающее процессы развития, называется…

а) информатикой

б) синергетикой

в) кибернетикой

г) диалектикой

2. Философское учение об универсальной одушевленности материи есть…

а) натурализм

б) анимизм

в) спиритуализм

г) гилозоизм

3. Мысленное объединение частей в единое целое есть…

а) синтез

б) сравнение

в) обобщение

г) анализ

4. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть…

а) психология

б) этика

в) эргономика

г) эстетика

5. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется…

а) плюрализмом

б) скептицизмом

в) дуализмом

г) провиденциализмом

6. Развитие…

а) характерно только для социума

б) присуще природе, обществу и сознанию

в) наблюдается только в живых системах

г) характерно только для материальных систем

7. Систематическое философское исследование феномена техники началось в…

а) эпоху Просвещения

б) Античности

в) эпоху Возрождения

г) конце ХIХ – начала XX вв.

8. Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется…

а) аксиологической

б) воспитательной

в) адаптационной

г) коммуникативной

9. История становится объектом философского анализа в философии…

а) марксизма

б) Античности

в) эпохи Возрождения

г) Просвещения

10. Первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был…

а) И. Кант

б) Сократ

в) Ф. Аквинский

г) Августин

11. Первые представления о философии на Руси сложились после…

а) составления «Русской Правды»

б) монголо-татарского ига

в) возвращение Московского государства

г) принятия христианства

12. Общество – это…

а) единая личность, чья воля на основании соглашения многих людей, должна стать волею их всех

б) продукт взаимодействия людей

в) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания

г) организованная форма совместной деятельности людей

13. Взаимосвязь пространства и времени утверждается в ________ концепции.

а) сциентистской

б) детерминистской

в) субстанциальной

г) реляционной

14. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т.е. принципа…

а) детерминизма

б) коэволюции

в) эволюции

г) кооперативности

15. Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек…

а) смертен

б) бездуховен

в) одинок

г) слаб

16. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли…

а) аксиологии

б) методологии

в) гносеологии

г) мифологии

17. «Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», — считают представители…

а) феноменологии

б) прагматизма

в) персонализма

г) герменевтики

18. Формой рационального познания является…

а) понятие

б) восприятие

в) ощущение

г) мышление

19. Категория «субстанция»…

а) обозначает чувственно-воспринимаемый мир

б) выражает идею единства бытия

в) обозначает совокупность всех существующих предметов, процессов и явлений

г) обозначает духовный мир человека

20. Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями ___________________ материализма.

а) исторического

б) естественнонаучного

в) вульгарного

г) метафизического

21. Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла в…

а) появлением первых людей

б) эпоху древнейших цивилизаций

в) Древнем Риме

г) Древней Греции

22. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа:

а) «не следует умножать сущности сверх необходимого»

б) «нет ничего кроме Бога и Бог есть бытие»

в) «возлюби ближнего своего, как самого себя»

г) «всё сущее есть благо»

23. Для эпохи Возрождения характерен…

а) культуроцентризм

б) теоцентризм

в) антропоцентризм

г) природоцентризм

24. Выдающийся мыслитель и учёный Античности, создатель «Ликея» – …

а) Аристотель

б) Эпикур

в) Демокрит

г) Платон

25. Преувеличение значения абсолютной истины есть…

а) гностицизм

б) догматизм

в) скептицизм

г) агностицизм

26. Глобальная проблема, проявившая себя в XXI в. — это…

а) предотвращение мировой термоядерной войны

б) угроза пандемии СПИДа

в) освоение космоса

г) международный терроризм

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э.через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как «любовь к мудрости». Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин «любомудр», т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть «царица наук».

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.

Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии.

Специфика философского мировоззрения и философский способ решения вечных проблем человеческого бытия становятся очевидными при сравнении философии с наукой, религией и искусством.

Философия и наука. Как рациональное знание, в котором выявляются сущностные связи действительности, философия выступает в качестве науки. Роль философии в науке заключается в методологии научного познания. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности.

Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).

Философия и религия. Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.

Социальные функции философии довольно многоплановы по содержанию и охвату аспектов жизни общества. Философия выполняет двуединую задачу – объясняет социальное бытие и способствует его духовному и материальному усовершенствованию. В связи с этим философия взяла на себя прерогативу разработки общих концепций консолидации и интеграции общества.

В ее задачи входит помощь осознанию и формулирование коллективных целей, а также направление усилий людей на их достижение. Жизненность философских концепций определяется тем, насколько каждый отдельный человек способен ее понять и принять. Поэтому философия при том, что носит всеобъемлющий характер, должна быть адресована к каждому конкретному человеку.

Функции философии в культуре проявляются на всех уровнях функционирования общества и отдельных индивидов. Все свойственные философии роли, особенности и характеристики тем или иным образом предполагают вовлеченность этой науки в культуру, их взаимодействие.

Как показывает история, философия в культуре принимала самые разнообразные формы. Философия Платона насквозь пронизана мифами. Римские стоики превратили ее, в своего рода, моральную проповедь. В средневековье философия стала служанкой богословия. В Новое время в нее проник принцип научности. Сегодня философия превратилась в стройную научную теорию.



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями…

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм…

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени…

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил…

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше…

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи…

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Перечень инструкций по охране труда для воспитанников детского сада
  • Лизиноприл 5мг инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Тетра сейф старт для аквариума инструкция по применению
  • Элант экстра гербицид инструкция по применению
  • Глюкофаж лонг 750 инструкция по применению цена отзывы врачей

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии