Современные
исследователи берут в основу классификации
функций уже не отдельные циклы управления
производством, а всю структуру деятельности
руководителя в. коллективе. При этом
руководитель рассматривается не только
в рамках своей административной роли,
но также с учетом всего многообразия
его социальных, социально-психологических
и воспитательных обязанностей. В этой
связи к перечню функций руководителя
добавляются и такие, как организаторская
деятельность, которая заключается в
интеграции личностей в коллектив и
коммуникации, состоящей в установлении
горизонтальных связей внутри коллектива
и внешних вертикальных связей с
вышестоящими организационными
структурами. Выделяется также
педагогическая (воспитание и обучение)
функция руководителя (Л.И.
Уманский).
Е.С.
Кузьмин
и его последователи включают в перечень
функций экспериментально-консультативную,
представительскую и психотерапевтическую.
Основные
функции руководителя
могут быть охарактеризованы следующим
образом.
1.
Функции
административно-организационные.
Руководитель, в соответствии с официально
представленными ему правами и
обязанностями, должен координировать
индивидуальные действия членов коллектива
в единую общую силу. Он распределяет
обязанности между сотрудниками,
контролирует процесс выполнения
заданий, оценивает результат и сам
несет ответственность за деятельность
отдельных сотрудников и всей группы
перед вышестоящими инстанциями.
2.
Функции
стратегические,
связанные с постановкой целей, выбором
методов их достижения. Реализация этих
функций позволяет проявить творческий
потенциал руководителя, находчивость,
выдержку, способность выдвигать новые
идеи. В структуру стратегических функций
включается способность к прогнозированию,
предвидению конечного результата, к
оперативной переработке больших объемов
информации, поступающей от подчиненных
и вышестоящих инстанций, от результатов
деятельности коллектива.
Руководитель
должен также накапливать большой объем
профессиональной информации в своей
памяти.
К
функциям данного вида добавляются также
планирование как важнейшее проявление
прогнозирования. Планирование дол ясно
определять конкретные задачи, время и
средства их решения.
Планирование
— это не одноразовое действие, а
постоянный процесс в работе руководителя.
План не должен становиться догмой, а
постоянно согласовываться с реальностью.
3.
Экспертно-консультативные
функции.
В процессе групповой деятельности
руководитель обычно является тем
компетентным лицом, к которому все
обращаются как к источнику достоверной
информации и наиболее квалифицированному
специалисту. Высокая профессиональная
квалификация — одна из основных
составляющих авторитета руководителя.
Руководитель, назначенный сверху, но
не компетентный с точки зрения решаемых
коллективом задач, быстро утрачивает
авторитет, ему подчиняются только из-за
боязни дисциплинарных взысканий, а
подлинного консультанта ищут в лице
неформального лидера. Компетентный
руководитель обладает подлинным
авторитетом, становится подлинным
лидером и создает творческий коллектив
учеников и соратников.
4.
Коммуникативные
функции.
Руководитель является основным источником
важной информации, имеющей значение
для успешного функционирования рабочей
группы. Эта информация передается в
процессе общения с группой и отдельными
ее членами. Коммуникативность, умение
общаться с людьми, доступность общения
— важные качества руководителя.
Руководитель
может быть открыт для общения с группой
и тогда выступает как лидер. Но он может
строить систему коммуникативных связей
только в соответствии с принципом четкой
субординации, т. е. коммуникативен только
с другими руководителями равного с ним
ранга и отдален от группы. Тогда он
обрекает себя на эмоциональное одиночество
и не может рассчитывать ни на какое
другое влияние, кроме официального,
должностного.
5.
Воспитательные функции.
Принимая решения и направляя коллектив
на достижение поставленных целей,
руководитель одновременно с этим
обеспечивает воспитательный эффект в
формировании личности своих подчиненных.
Он воспитывает их личным примером своего
отношения к делу, профессиональной
компетенцией, обучением. Функция
воспитания включает в себя и дисциплинарные
методы поощрения и наказания, если
сотрудники нарушают регламент работы
или нарушают нравственные принципы
жизни коллектива. Руководитель коллектива,
если он хочет быть и его воспитателем,
должен стремиться стать «лидером
мнений», обладающим наибольшим объемом
информации. Он должен восприниматься
сотрудниками как «один из нас и лучший
из нас».
В
обязанности руководителя-лидера входит
также формирование у сотрудников
адекватной профессиональной мотивации.
Очевидно, что самое совершенное
планирование руководителем работы
группы не дает эффекта, если люди не
захотят качественно выполнять свою
работу. Согласно теориям мотивации,
которые базировались на концепции
«экономического человека» А. Смита,
люди всегда будут больше работать, если
есть возможность больше заработать. По
мере повышения культурного уровня их
деньги не всегда заставляют людей
трудиться более усердно. Для людей важен
также интерес к работе, понимание
сущности решаемых задач, общение,
взаимопонимание, гуманность. Руководитель
должен уметь определить потребности
своих подчиненных и создать условия,
которые позволят удовлетворить эти
потребности при хорошей работе.
К
числу воспитательных функций можно
отнести также психотерапевтическую
функцию. Руководитель должен учитывать
эмоциональное состояние своих сотрудников,
предотвращать стрессовые состояния.
Эмоциональная сторона управления
коллективом в значительной степени
влияет на его жизнедеятельность и
психологический климат.
-
Функция
представительства.
Руководитель — официальное лицо,
представляющее группу во внешней
социальной среде. Поэтому руководитель-лидер
должен отвечать высоким стандартам
общественного поведения. Он должен
хорошо владеть навыками культурного
общения, достойными манерами, мимикой
и пантомимикой, культурой речи. Важно
также при этом умение правильно
одеваться, учитывая свою внешность и
возраст, а также ситуацию общения.
Желательна также приятная внешность,
которая в значительной мере зависит
от художественного вкуса и манер.
Соблюдение этих требований способствует
формированию достойного «имиджа» —
образа руководителя-лидера, которым
может гордиться группа, и могут уважать
все окружающие. Руководитель должен
постоянно помнить, что он выражает
честь, ум и волю всей группы.
Указанные
выше функции управления в большей или
меньшей степени активности и ответственности
присущи всем руководителям, независимо
от их ранга. Поскольку организация
состоит из подразделений, решающих
конкретные задачи, кто-то должен
координировать работу этих подразделений,
направляя их действия на достижение
общих целей. Деятельность по координированию
работы других людей и составляет сущность
управления.
Вертикальное
разделение труда приводит к формированию
различных уровней управления. Обычно
в организации можно определить, на каком
уровне находится один руководитель по
сравнению с другими. Организации могут
иметь разное количество уровней
управления в зависимости от задач,
целей, размеров, формальной структуры
и других внешних и внутренних факторов.
И на каждом из уровней этой сложной
системы руководители выполняют свои
специфические функции. Независимо от
того, сколько существует уровней
управления в конкретной организации,
руководителей
традиционно делят на три категории.
-
Руководитель
низового звена.
Этот уровень управления находится
непосредственно над конкретными
исполнителями работ. Большая часть
руководителей в организациях — это
руководители низового звена. Работа
таких руководителей является напряженной
и наполненной разнообразными действиями.
Она характеризуется оперативностью
— частыми переходами от одной задачи
к другой. Время принятия и реализации
решения также непродолжительно. Большая
часть времени уходит на общение со
своими подчиненными, меньше времени
уходит на общение с другими руководителями
низового звена и еще меньше — на общение
со своим начальством. -
Руководитель
среднего звена
координирует и контролирует работу
низовых звеньев. За последние годы
среднее звено руководителей существенно
выросло по численности и значимости.
Характер работы среднего звена
значительно варьируется в разных
организациях, но в основном эти
руководители участвуют в процессе
принятия решений: определяют проблемы,
проводят обсуждения, дают рекомендации
низовым руководителям по организации
их деятельности. -
Высший
организационный уровень —
это руководители высшего звена. Данный
уровень малочисленен, даже в самых
крупных организациях их может быть
всего несколько человек. Они отвечают
за принятие важнейших для организации
решений. Сильные руководители высшего
звена зачастую определяют облик всей
организации. Работа руководителей
высшего звена характеризуется
нервно-психологической напряженностью,
высоким темпом, объемом и огромной
ответственностью.
Все
управленческие уровни организации
действуют во взаимосвязи как единая
система, и успешность работы каждого
из уровней обусловлена успешностью
работы других, т. е. прежде всего тем,
как реализуют свои основные функции
руководители всех уровней, направляя
свою организацию к успешному решению
стратегических задач.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Функции руководителя
ВВЕДЕНИЕ
Функция — это
специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений,
навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.
Руководителем считается
лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в
обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять
все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя
лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.
Суть обязанностей
руководителя состоит в организации работы подчиненных. Это особый вид
творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и
занимаемой должности, требования к творчеству увеличиваются.
Прежние руководители,
как на Западе, так и в нашей стране, были в основном хозяйственниками —
«толкачами», снабженцами, «пожарниками», координаторами технологических
процессов и т.п. , не имевшими при этом права на риск. Современные их
коллеги являются носителями нового типа хозяйственного мышления,
ориентированного на нововведения.
Интеграция руководителя
с организацией обычно выше, чем у рядовых сотрудников, ибо он принадлежит не
только своему уровню иерархии, но и высшей ступени и отвечает за результаты
работы в целом. В то же время, концепция ответственности руководителя «за
все» не верна в принципе. Он должен отвечать лишь за свои действия, ибо в противном
случае становится бюрократом.
Выполняя свои
обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер
которой с развитием общества меняется.
В тот период, когда
работники в большинстве своем представляли серую безликую массу, обладали низким
уровнем образования и универсальными навыками, все время находились под страхом
увольнения, ибо за воротами предприятия находилась толпа жаждущих занять их
место, и в то же время пребывали в постоянной готовности взбунтоваться
из-за невыносимых условий жизни и труда, от руководителя требовалось быть
беспощадным диктатором, управляющим персоналом при помощи голого принуждения.
С ростом образования и
культурного уровня работников, осознания ими себя как личностей, роль диктатора
перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях у
руководителя появилась новая роль отца семейства, не только отдающего
распоряжения, наказывающего или вознаграждающего, но и создающего
благоприятный морально- психологический климат, разрешающего межличностные
конфликты поддерживающего своих подчиненных на работе, а порой и в повседневной
жизни.
Современная
научно-техническая революция кардинально изменила условия и характер
производства. Технологические и социальные процессы стали чрезвычайно сложными,
а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возросли, что
руководитель уже не в состоянии был единолично управлять всем. Поэтому его роль
вновь меняется — он становится организатором самостоятельной работы
исполнителей, объединенных в команды. Диктаторские замашки и патернализм в
данной ситуации практически исключены, ибо первому среди равных ими
пользоваться недопустимо, и их место занимает деловое сотрудничество и
консультирование.
Функции руководителя
Функции
руководителя — это те составляющие и направляющие, которые обеспечивают
целостную жизнь подчиненного именно как работника, именно как управляемого
сотрудника
Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных
системах управления. Говоря о функциях руководителя, мы характеризуем основные
выполняемые им обязанности, в частности: выработку и принятие управленческих
решений; организацию; регулирование и корригирование; учет и контроль; сбор и
преобразование информации.
Современные исследования берут за основу классификации функций
уже не отдельные циклы управления производством, а всю структуру деятельности
руководителя в коллективе. При этом функции руководителя рассматриваются не
только в рамках его административной роли, но также учитываются его социальные,
социально-психологические и воспитательные обязанности. К перечисленным
функциям можно добавить организаторскую деятельность, которая заключается в
интеграции личностей в коллектив и коммуникации, состоящей в установлении
горизонтальных связей внутри коллектива и внешних вертикальных связей с
вышестоящими организационными структурами. Еще выделяют педагогическую функцию
руководителя (воспитание и обучение), а также экспериментально-консультативную,
представительскую и психотерапевтическую. Причем функции управления
коллективами осуществляются не отдельно друг от друга и последовательно, а
параллельно и одновременно.
Основные функции руководителя
1. Административно-организационные
Руководитель, в соответствии с официально предоставленными ему
правами и обязанностями, должен объединять индивидуальные действия членов
коллектива в единую общую силу:
§ распределять обязанности между сотрудниками;
§ контролировать процесс выполнения заданий;
§ оценивать результат и нести ответственность за деятельность
отдельных сотрудников и всей группы перед вышестоящими инстанциями.
2. Стратегические, связанные с
постановкой целей, выбором методов их достижения
Реализация этих функций позволяет проявить творческий потенциал
руководителя, находчивость, выдержку, способность выдвигать новые идеи. В
структуру стратегических функций включается способность к прогнозированию,
предвидению конечного результата, к оперативной переработке больших объемов
информации, поступающей от подчиненных и вышестоящих инстанций, результатов
деятельности коллектива. Руководитель должен также накапливать в своей памяти
большой объем профессиональной информации.
К функциям данного вида добавляется также планирование как
важнейшее проявление прогнозирования. Планирование должно определять конкретные
задачи, время и средства их решения и отвечать на такие вопросы:
§ На каком этапе выполнения работы мы находимся в настоящее время
(оценка реальных возможностей группы с учетом внешних и внутренних факторов)?
§ Куда хотим двигаться, какие тактические задачи решать?
§ Какими средствами собираемся это сделать?
3. Экспертно-консультативные
В процессе групповой деятельности руководитель обычно является
тем компетентным лицом, к которому все обращаются как к источнику достоверной
информации и наиболее квалифицированному специалисту. Высокая профессиональная
квалификация — одна из основных составляющих авторитета руководителя.
Руководитель, назначенный сверху, но не компетентный с точки зрения решаемых
коллективом задач, быстро теряет авторитет, ему подчиняются только из-за боязни
дисциплинарных взысканий, а подлинного консультанта ищут в лице неформального
лидера.
4. Коммуникативные
Руководитель является основным источником важной информации,
имеющей значение для успешного функционирования рабочей группы. Эта информация
передается в процессе общения с группой и отдельными ее членами.
Коммуникативность, умение общаться с людьми, доступность общения — важные
качества руководителя. Руководитель может быть открыт для общения с группой и
тогда выступает как лидер. Но он может строить систему коммуникативных связей
лишь в соответствии с принципом четкой субординации, т. е. коммуникативен
только с другими руководителями равного с ним ранга и отдален от группы. Тогда
он обрекает себя на эмоциональное одиночество и не может рассчитывать ни на
какое иное влияние, кроме официального, должностного.
5. Воспитательные
Принимая важные решения и направляя коллектив на достижение
поставленных целей, руководитель в то же время обеспечивает воспитательный
эффект в формировании личности своих подчиненных. Функция воспитания включает в
себя дисциплинарные методы поощрения и наказания, если сотрудники нарушают
регламент работы или нравственные принципы жизни коллектива. Руководитель
коллектива, если он хочет быть его воспитателем, должен стремиться стать
«лидером мнений», обладающим наибольшим объемом информации. Он должен
восприниматься сотрудниками как «один из нас и лучший из нас».
В обязанности руководителя-лидера входит также формирование у
сотрудников адекватной профессиональной мотивации. Очевидно, что даже самое
совершенное планирование руководителем работы группы не дает эффекта, если люди
не захотят качественно выполнять свою работу. Согласно теориям мотивации, люди
всегда будут больше работать, если есть возможность больше заработать. Исследования
современных психологов показали, что мотивация как внутреннее побуждение
деятельности является продуктом сложного взаимодействия различных потребностей
человека. По мере повышения культурного уровня деньги не всегда заставляют
людей трудиться более усердно. Для людей важен интерес к работе, понимание
сущности решаемых задач, общение, взаимопонимание, гуманность. Руководитель
должен уметь определить потребности своих подчиненных и создать условия,
которые позволят удовлетворить эти потребности при хорошей работе.
К числу воспитательных функций можно отнести также
психотерапевтическую. Руководитель должен учитывать эмоциональное состояние
своих сотрудников, поскольку оно в значительной степени влияет на их
жизнедеятельность и психологический климат в коллективе. Оптимизм и чувство
юмора, а не уныние и раздражительность должны быть присущи руководителю-лидеру,
ибо это помогает предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
6. Функция представительства
Руководитель — официальное лицо, представляющее коллектив во
внешней социальной среде. На совещаниях, конференциях он выступает от имени
всех членов коллектива, по его поведению судят о коллективе в целом. Поэтому
поведение руководителя-лидера должно соответствовать высоким стандартам
общественного поведения. Он обязан хорошо владеть навыками культурного общения,
достойными манерами, культурой речи. Важно также умение правильно одеваться,
учитывая внешность и возраст, а также сит
Уровни управления
Многие люди, в том числе и сами руководители-практики, полагают,
что повседневная работа начальника цеха, управления или отдела мало отличается
от работы руководимых ими людей, тем более что они постоянно взаимодействуют.
Но социально-психологические исследования показывают, что управленческая работа
по своей сути весьма отличается от работы неуправленческой. Работа начальника
цеха имеет гораздо больше общего с работой директора завода, чем с работой
подчиненных. Инженер может потратить несколько месяцев на разработку важной
конструкции, программист — на создание компьютерной программы. Работа
руководителя не бывает такой однородной, поскольку для нее характерны
оперативность, разнообразие методов деятельности. Подсчитано, например, что
мастер на производстве выполняет в день в среднем 583 операции по управлению.
Вертикальное разделение труда приводит к формированию различных
уровней управления. Обычно в организации можно определить, на каком уровне
находится один руководитель по сравнению с другим. Организации могут иметь
разное количество уровней управления в зависимости от задач, целей, размеров,
формальных структур и других внешних и внутренних факторов. И на каждом из
уровней этой системы руководители выполняют свои специфические функции.
Независимо от того, сколько существует уровней управления в конкретной компании,
руководителей традиционно делят на три категории.
Руководитель низового звена. Этот уровень
управления находится непосредственно над конкретными исполнителями работ.
Большая часть руководителей в компаниях — это руководители низового звена. Их
работа характеризуется оперативностью — частыми переходами от одной задачи к
другой. Время принятия и реализации решения также непродолжительно. Больше
половины рабочего времени руководители низового звена проводят в
непосредственном общении с подчиненными, чуть меньше тратят на общение с
другими руководителями низового звена и совсем немного — на общение со своим
начальством.
Руководитель среднего звена координирует и
контролирует работу низовых звеньев. За последние годы существенно увеличилась
численность руководителей среднего звена и возросла их значимость. Характер
работы среднего звена значительно варьируется в различных компаниях, но в
основном эти руководители участвуют в процессе принятия решений: определяют
проблемы, проводят обсуждения, дают рекомендации низовым руководителям по
организации их деятельности. Руководители среднего звена часто возглавляют
подразделения в своих организациях (начальники служб, главные специалисты). По
результатам исследований, около трети рабочего времени руководители среднего
звена занимаются переработкой служебной информации, изучением документации.
Остальная часть рабочего времени у них уходит на деловое общение с другими
руководителями средних и низовых звеньев.
Высший организационный уровень — это руководители высшего звена
. Данный уровень самый малочисленный, даже в крупнейших компаниях таких
руководителей может быть всего несколько человек. Они отвечают за принятие
важнейших решений. Сильные руководители высшего звена зачастую определяют облик
всей компании. Их работа характеризуется нервным и психическим напряжением,
высоким темпом, объемом и огромной ответственностью. Обязанности руководителей
высшего звена не имеют четких границ, поскольку компания все время действует,
развивается, внешняя среда продолжает изменяться, всегда существует риск
неудачи. Успешно действующие руководители высших звеньев в сложных социальных
организациях во всем мире ценятся очень высоко.
Все уровни управления компанией взаимосвязаны, и успешность
работы каждого из них обусловлена успешностью работы других, т. е. прежде
всего тем, как реализуют свои основные функции руководители всех уровней,
направляя компанию к успешному решению стратегических задач.
Стили
управления
Стиль управления — это
определенная система предпочитаемых руководителями методов и приемов
управленческой деятельности. Выбор того или иного стиля управления
детерминирован множеством взаимодействующих объективных и субъективных
факторов. К объективным факторам можно отнести такие, как содержание
выполняемой деятельности, мера трудности решаемых задач, сложность условий, в
которых осуществляется их решение, иерархическая структура руководства и
подчинения, социально-политическая ситуация, и др.
К субъективным факторам
относятся типологические свойства нервной системы (темперамент), свойства
характера, направленность, способности человека, привычные способы
деятельности, общения, принятия решений.
Психологи различают три
основных стиля руководства: автократический, демократический и либеральный. В
основе такой классификации лежат порядок распределения обязанностей, методы
разработки и выполнения решений, формы контактов руководителей с исполнителями,
контроль над их деятельностью.
Автократический
(авторитарный, директивный) стиль характеризуется чрезмерной концентрацией
власти в одних руках. Руководитель-автократ сам принимает решения и волевым
порядком проводит их в жизнь. Он сам подбирает себе помощников, но использует
их не как советчиков, а лишь как исполнителей своей воли. Он держит всю власть
в своих руках; требует дисциплины и идеального порядка; берет на себя всю
ответственность за результаты деятельности; держится отчужденно от рядовых
исполнителей. К подчиненным он требователен без снисхождения, насаждает суровый
психологический климат в группе. Руководитель такого типа оптимален там, где
нет времени на совещания и обсуждения ситуации, где необходимо проявить волю и
решительность, взять на себя всю ответственность за последствия принятых
решений.
К авторитарному стилю
руководства тяготеют преимущественно люди холерического темперамента, хотя в
виде исключения этот стиль могут использовать сангвиники и флегматики.
Демократический
(коллегиальный) стиль руководства строится на двойной основе: делового и
личного авторитета. Руководитель-демократ умеет использовать свою власть, не
апеллируя к ней. Он предпочитает активное участие своих помощников
(инициативной группы) в принятии решений, однако право окончательного выбора
оставляет за собой. Действует он по принципу свободы мнений «сверху донизу» и
«снизу доверху»; заботится о развитии деловой инициативы подчиненных; контактен
с ними, тактичен, терпелив, оптимистичен. Такой стиль оптимален в управлении
некоторыми видами производства, творческими коллективами, при нем
поддерживается более теплый психологический климат в коллективе. Коллегиальный
стиль управления наиболее подходит людям сангвинического, реже — холерического
темперамента.
Либеральный
(разрешительный) стиль руководства строится на полном доверии к исполнителю.
Руководитель-либерал допускает полную свободу действий своих подчиненных в
пределах их функциональных обязанностей. Такой стиль руководства неэффективен в
сложных экстремальных ситуациях. Либеральный стиль присущ людям
меланхолического темперамента, а также флегматикам и в меньшей мере —
сангвиникам.
Разные стили руководства
взаимосвязаны между собой, так как опытный руководитель способен использовать
тот или иной стиль в зависимости от обстоятельств: содержания решаемых задач,
конкретного состава руководимой группы. Влияет также уровень управленческой
иерархии, на основе которой функционирует руководитель и связанная с этим
уровнем мера ответственности. Есть данные, свидетельствующие о том, что на
высших уровнях иерархии более предпочтителен авторитарный стиль, тогда как на
более низких уровнях руководитель вступает с подчиненными в разнообразные
неформальные отношения. В этом случае деловые и личностные контакты более
тесные, поэтому преобладает коллегиальный стиль управления.
Эффективность
руководства оценивается по таким показателям:
§
производительность
труда руководимого коллектива;
§
успешность
решения профессиональных задач;
§
психологический
климат в коллективе;
§
здоровье
сотрудников, наличие травматизма;
§
текучесть
кадров.
Описание ролей
руководителя по В.И. Викторову
Роль, |
Сильные |
Возможные проблемы |
|
При слишком высоком уровне: |
При слишком низком уровне: |
||
1. В |
Способность |
Вседозволенность, каждый занимается |
Развитию кадров не придается значения, |
2. Он |
Слишком много непродуктивных групповых |
Невнимание к вопросам морали и |
|
3. От |
Способность |
Низкая мораль, работа исполнителей на |
Низкая продуктивность, неспособность |
4. Ожидается, |
Способность |
Слишком жесткая регуляция, мало |
Нерешительность, неясная политика |
5. От |
Способность |
Консерватизм, нечувствительность к |
Отсутствие гибкой системы |
6. Предполагается, |
Тщательность |
Чрезмерное внимание к процедурам, |
Слабая информированность, опасность |
7. От |
Способность условий |
Гибельные эксперименты |
Чрезмерный консерватизм, невнимание к |
8. От |
Способность |
Размытая система ценностей, |
Недостаток настойчивости, идеи не воплощени |
Заключение
Сегодня руководитель
должен делать не только то, что указано в инструкциях, методиках и т.д., он должен
мыслить творчески, более широко, чем предписывается. Руководитель должен быть
способным принимать решения, планировать, вести беседу, организовать людей,
осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.
Руководитель должен не
столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для
того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в
управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему
психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника
думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь,
стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива.
«Руководитель служит коллективу, а коллектив служит делу».
В современной экономике
функции работников настолько усложняются и интеллектуализируются, что управлять
ими с помощью команд и распоряжений — малоэффективно. Поэтому руководитель
должен не управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть
лидером.
Таким образом, от
прежней роли руководителя, который служил только делу, жизнь заставляет перейти
к новой роли руководителя, который служит своим работникам, не переставая
служить делу. При этом он, так же как и другие сотрудники, осуществляет все
перечисленные выше функции управления, но только более активно, компетентно и
увлеченно. А, кроме того, организует участие каждого члена коллектива в
процессе исполнения управленческих функций.
Список
литературы
1.Аверин В.А.
Психология личности. Учебное пособие. — СПб., 1999
2.Белоусов А.А.
Основы менеджмента. — Владивосток — Изд-во ДВГУ, 2001
3.Белоусов А.А.
Менеджмент как система — основа успеха деятельности любой организации. —
Владивосток — Изд-во ДВГУ, 1998
4.12. Ксенчук
Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. — М., 1993
5.13. Кудряшова
Л.Д. Каким быть руководителю. — Л., 1986
6.22. Смирнов Э.А.
Основы теории организации — М.: Аудит, 1998.
7.25. Управление
организаций: Учебник / Под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина
— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. (Гриф МО РФ)
Юлия Валерьевна Шульгина
Эксперт по предмету «Менеджмент»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Понятие функции руководителя
Определение 1
Функции руководителя в организации — это отдельные направления деятельности управленца в рамках исполняемых им обязанностей.
Определение 2
Функция — это отдельный своеобразный вид деятельности, который предполагает наличие определенных навыков, знаний, умений. структура взаимодействия руководителя и подчиненных в компании.
Руководитель – это лицо, задающее направление и форму деятельности подчиненным, которые обязаны выполнять распоряжения для достижения общей цели. Он возлагает на себя функции исполнителя только для того, чтобы быть в курсе специфики деятельности. Смысл обязанностей руководителя заключается в структурировании работы сотрудников.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Определение 3
Руководитель – это ведущее и организующее звено в системе управления.
Если говорить о функциях руководителя, то мы обсуждаем главные исполняемые им обязанности, а именно: организацию; учет и контроль; выработку и принятие управленческих решений; регулирование и корригирование; сбор и преобразование информации.
Сейчас ученые считают основой классификации функций всю структуру работы руководителя в коллективе, а не сепарированные циклы управления производством. При том, что функции руководителя позиционируются не только в форме его административной роли, но и учитываются его социальные, социально-психологические и воспитательные обязанности. К этим всем функциям смело можно добавлять организаторскую деятельность, педагогическую функцию, а также экспериментально-консультативную, психотерапевтическую и представительскую. Причем все они осуществляются параллельно и одновременно.
«Функции руководителя в организации» 👇
Основные функции руководителя
К числу основных функций руководителя относятся:
-
Административно-организационные. Руководитель, опираясь на официально утвержденные обязанности и права, объединяет действия сотрудников организации в одну движущую силу:
- контролировать процесс выполнения заданий;
- распределять обязанности между сотрудниками;
- оценивать результат и нести ответственность за деятельность отдельных сотрудников и всей группы перед вышестоящими инстанциями.
-
Стратегические — постановка целей и разработка методов их достижения. Планирование в рамках данных функций определяет конкретные задачи способы их решения, а также отвечает следующим вопросам:
- Этап выполнения работы, на котором мы находимся в данный момент?
- В какую сторону действовать дальше и какие решать задачи следующими?
- Средства и методы, которыми будем пользоваться дальше?
-
Экспертно-консультативные. Руководитель — это то лицо, к которому обращаются как к самому квалифицированному специалисту и источнику корректной информации. Высокая профессиональная квалификация — это опора авторитета руководителя в коллективе Руководитель, назначенный на проект, но не компетентный в области решаемых сотрудниками задач, крайне быстро теряет авторитет, ему подчиняются чтобы избежать взысканий, а реального специалиста ищут в лице неформального лидера.
-
Коммуникативные. Руководитель это источник важной информации, которая необходима для нормального функционирования рабочей группы. Эта информация передается и обрабатывается в процессе выполнения поставленных задач. Стоит отметить, что в этом случае коммуникативность — необходимое качество руководителя. Он может быть открыт для общения с сотрудниками и выступать в роли лидера. Или же строить систему связей по принципу четкой субординации, т. е. коммуникативен только с другими руководителями одного с ним уровня и отдален от коллектива. В таком случае гарантировано эмоциональное одиночество и нельзя рассчитывать ни на какое воздействие, кроме должностного.
-
Воспитательные. Руководитель производит воспитательный эффект в формировании личности своих сотрудников. Функция воспитания состоит из дисциплинарных методов наказания и поощрения, когда работники нарушают регламент или принципы существования коллектива. Руководитель коллектива, в случае, когда он желает быть его воспитателем, обязан стать «лидером мнений», который владеет наибольшим объемом информации. Его должны воспринимать сотрудники как «один из нас и лучший из нас». Обязанностями лидера также является создание и развитие у коллег нормальной профессиональной мотивации. Самое совершенное прогнозирование руководителем работы коллектива не даст положительного эффекта, если работники не станут хорошо выполнять свою работу. Исходя из теорий мотивации, люди будут больше работать, если имеется шанс заработать больше. Исследования современных специалистов в психологии демонстрируют то, что мотивация как побуждение работоспособности есть продукт взаимодействия разных потребностей личности. При повышении культурного уровня деньги далеко не постоянно принуждают сотрудников работать более усердно. Людям важен интерес к работе, понимание смысла решаемых задач, общение, взаимопонимание. Руководитель обязан определять потребности своих сотрудников и создать условия, удовлетворяющие этим потребностям при хорошей работе. К воспитательным функциям также можно отнести психотерапевтическую. Руководитель обязан учитывать эмоциональное состояние своих подчиненных, так как оно в сильной мере влияет на их жизнедеятельность и эмоциональный климат в команде. Оптимизм и чувство юмора, а не раздражительность обязательно должны быть свойственны для руководителя-лидера, так как это нивелирует конфликтные ситуации.
-
Функция представительства. Руководитель — официальное лицо, представляющее команду во внешней социальной среде. На конференциях, совещаниях он говорит от имени всех участников коллектива, по его поведению делают выводы о коллективе в целом. Потому поведение руководителя-лидера обязано равняться самым высоким стандартам общественного поведения. Он должен хорошо владеть навыками делового общения, хорошими манерами, культурой речи.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Функции и роли руководителя
Опубликовано 2018-03-01 08:05 пользователем
Как известно, многие рядовые сотрудники, и женщины в том числе, сейчас активно стремятся на руководящие посты: это престижно, это интересно, это высоко оплачивается. В связи с этим, в России сложилась очень интересная ситуация: с одной стороны, ВУЗы выпускают сотни тысяч дипломированных менеджеров, не имеющих опыта работы вообще, не говоря уж, о руководящей. С другой стороны, в организациях так же много руководителей занимают свои посты, и при этом, не осознают, какие функции и роли в управлении людьми. Они выполняют. Пусть данная статья хотя бы частично восполнит этот пробел в знаниях.
Функции руководителя в организации
Руководство – это особый вид творческой деятельности человека, который состоит в организации работы подчиненных. Очень важно здесь слово «творческой», поскольку руководитель работает в условиях неопределенности, недостатка информации и в режиме цейтнота.
Организовывать деятельность других людей – это и есть основная задача руководителей всех рангов. Реализация этой задачи на практике сложна и многогранна, что побуждает руководителя выполнять множество функций, в зависимости от сложившейся управленческой ситуации.
Каковы же основные функции, присущие современному хорошему руководителю?
- Функция администратора требует от руководителя обеспечить работу коллектива в соответствии с действующими нормативными актами. Основная задача администратора – чтобы организация работала «как часы», ритмично, без сбоев и авралов.
- Функция организатора побуждает руководителя к действиям по созданию условий, необходимых для совместного труда многих людей, имеющих различные специальности и уровень квалификации.
- На современном этапе, все более значимой становится еще одна функция руководителя — психотерапевтическая. Реализуя эту функцию, он заботится о создании психологического комфорта в коллективе, формирует у работников позитивное отношение к организации и работе в ней.
Классификации функций и ролей руководителя в организации
Согласно различным классификациям, руководитель, реализуя управленческие функции, выполняет более десятка различных ролей. Для интересующихся назову авторов популярных классификаций: американский специалист в области менеджмента Г. Минцберг, американские ученые Д. Креч, Р. Кратчфилда и Е. Белаш, российский психолог Виктор Шепель и другие авторы.
Какой бы классификации Вы не отдали предпочтение, важно понимать вот что — на разных этапах становления и развития организации на первый план выходят различные роли руководителя:
- Так, на этапе становления или серьезных изменений организации важнее всего руководители, успешные в роли предпринимателя, так как их задача – формировать концепцию развития, принимать ответственные решения и рисковать. Большую пользу организации принесут и руководители-лидеры, способные увлечь людей новыми перспективами, раскрыть их способности и направить на решение поставленных задач.
- Когда наступает этап стабильного развития организации, ведущую роль начинают играть руководители-плановики, прописывающие долгосрочные планы и программы развития, и руководители, чья основная роль — административная, Реализуя ее, администраторы выполняют организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность, поощряя и наказывая подчиненных.
Руководитель в процессе своей деятельности выполняет более десяти различных функций и ролей. И разделение их весьма условно, оно нужно больше для понимания, что руководитель в данный момент делает. В практике управления функции тесно переплетены. Поэтому чтобы добиться успеха в качестве управленца, важно обладать ролевой гибкостью, т.е., готовностью быстро менять роли в зависимости от ситуации.
Источник
Рубрика:
- Лидерство и Менеджмент
Ключевые слова:
- Советы Руководителю
Руководитель – это мозг большой команды, мотор всего коллектива и капитан организации. JCat.Работа поможет разобраться, как разнообразие обязанностей лидера помещается в его должностную инструкцию, какие признаки «выдают» хорошего начальника.
Содержание
- Кто такой руководитель?
- Должностные обязанности руководителя организации
- Функции руководителя
- Должностная инструкция руководителя учреждения
- Должность руководителя может быть вакантной?
- «Маркеры» хорошего руководителя
Кто такой руководитель?
Для начала нужно разобраться, чем в глобальном смысле занимается управленец высшего уровня. В этом вопросе важно стереть из головы традиционный образ страшного и своенравного начальника, который постоянно требует от подчиненных невозможного. Также большое заблуждение заключается в том, что работают только «низы», а «правящая верхушка» только пожинает плоды их работы. Управление – это тяжелый труд, полный ответственности и подводных течений, часто лишенный выходных и времени, когда не нужно срочно решать задачи по работе.
Главный менеджер организации управляет всеми аспектами ее деятельности, начиная от постановки целей, заканчивая реализацией плана их достижения.
Руководит организацией обычно директор предприятия. Он несет ответственность за материальные, кадровые, корпоративные вопросы. Главный управленец обеспечивает максимальную эффективность работы коллектива для достижения поставленных перед компанией целей.
Должность одновременно и привлекательная, и сложная, поэтому кандидаты на это место проходят особо тщательный отбор. Способы определения «профпригодности» для руководящей должности – это повод для отдельной статьи, поэтому сегодня мы обсуждаем только специфику работы уже принятого на работу руководителя.
Должностные обязанности руководителя организации
Несмотря на четкое описание задач директора компании, на практике его работа во многом зависит от особенностей компании.
Если говорить обобщенно, сфера полномочий руководителя включает в себя:
- надлежащее выполнение своих задач;
- контроль выполнения работы сотрудниками;
- формирование эффективной корпоративной культуры и позитивной рабочей атмосферы в коллективе;
- работа над материальным обеспечением предприятия, контроль хозяйственной деятельности;
- обеспечение выполнения поставленных задач в соответствии с планом работы;
- отчет перед советом учредителей о состоянии дел в организации и соответствии реальных результатов ожидаемым;
- решение кадровых вопросов – своевременное обучение, оценка эффективности работы, изменения кадрового состава;
- решение текущих проблем и предупреждение проблематичных ситуаций в будущем;
- принятие сложных решений с полной ответственностью за их последствия;
- делегирование полномочий, справедливое распределение задач между подчиненными.
Должностные обязанности руководителя организации можно объединить в 6 пунктов:
- Организация. Чтобы работа была сделана качественно, вовремя и с ожидаемым результатом, особое внимание нужно уделить процессу ее планирования и выполнения. Руководителю важно упростить дело до уровня простых заданий и грамотно распределить их между подчиненными. При этом следует учитывать внешние и внутренние условия и постараться предупредить все возможные факторы риска. В идеале нужно организовать работу так, чтобы оптимально использовать ресурсы компании, обеспечить положительный результат в ближайшей и долгосрочной перспективе.
- Распределение обязанностей. Этот пункт органично вытекает из предыдущего, поскольку для организации большинства процессов нужно грамотно распределить ответственность за выполнение задач. Также важно помнить, что неумение делегировать полномочия – одна из главных причин неэффективности менеджера. Важно уметь быстро сориентироваться и понять, какие обязанности руководителя организации можно поручить другим сотрудникам. Это следует делать с учетом задачи, способностей и возможностей выбранных подчиненных. Четкая постановка целей и формирование благоприятных условий для их достижения – важная миссия любого менеджера.
- Обеспечение продуктивного взаимодействия. Предугадать все варианты развития сюжета при решении корпоративных вопросов невозможно. Различные факторы, которые возникают на пути к достижению целей команды, влияют на работу коллектива. Поэтому важно наладить эффективные средства связи и механизмы взаимодействия сотрудников. Подчиненные должны договариваться на «горизонтальном» уровне внутри подразделения, отделы – согласовывать свои действия между собой. Руководитель становится главным звеном в этой коммуникационной цепи.
- Контроль. Важно, чтобы у директора было достаточно времени, опыта, знаний и желания контролировать выполнение работы подчиненных. Этот пункт не о проверках и «разборе полетов», а об анализе состояния работы, соответствующих выводах и улучшении деятельности компании. Методы и степень контроля зависят от конкретной ситуации: сложности задачи, дисциплины в коллективе, корпоративной культуры.
- Формирование межличностных отношений. Взаимоотношения в коллективе влияют на организацию: «человеческий фактор» решает многое. Однако изменчивые условия климата в коллективе не должны диктовать условия работы всей компании. Также заблуждением выступает тот факт, что в дружном коллективе продуктивнее решаются рабочие вопросы. Излишне теплое общение может стать причиной менее требовательного отношения сотрудников друг к другу. Поэтому руководителю необходимо поддерживать в коллективе «золотую середину» между сотрудничеством и соперничеством. Управлять этими категориями сложно, однако при правильном подходе здравая конкуренция не повлияет на отношения сотрудников, а только улучшит показатели эффективности их работы.
- Анализ. Управленцу важно не просто анализировать конечный исход, но и оценивать промежуточные результаты. Данные анализа нужно фиксировать: только так можно оценить соответствие «ожиданий» и «реальности».
- Аудит. Оценка эффективности процессов – также стандартный «ритуал» управленца. Анализировать необходимо все технологии, от которых зависит эффективность работы организации. Аудит не заканчивается на этапе оценки и анализа: управленец должен подобрать конкретные предложения о решении проблем и закреплении успехов.
Функции руководителя
Известны различные подходы к определению управленческих функций. Наиболее популярной в классическом менеджменте считается классификация американского профессора Г. Минцберга. Согласно его представлением, директор в ежедневной деятельности выполняет такие группы функциональных обязанностей руководителя организации, как:
- Межличностные. Происходит формирование образа «символа власти» и системы коллективного взаимодействия, налаживание взаимоотношений между менеджерами.
- Информационные. Руководитель становится «приемником», «передатчиком» информации. Кроме того, с помощью информационных сообщений он обеспечивает формирование позитивного имиджа учреждения во внешней среде.
- Решающие. «Предприниматель», «ликвидатор нарушений», «распределитель ресурсов», «посредник во время переговоров» – эти и другие должностные роли также становятся привычными для руководителя.
Современные и упрощенные классификации выделяют такие ключевые функции директора:
- руководящая – непосредственное управление подчиненными;
- организационная – создание конкретных способов достижения целей компании;
- функция контроля – проверка работы предприятия на всех уровнях;
- анализ и синтез – оценка полученной информации и формирование предложений по улучшению работы;
- защитная – обеспечение безопасных и благоприятных условий работы для подчиненных.
Функции управленца определяют его должностную инструкцию, которая фиксирует круг полномочий и спектр обязанностей.
Должностная инструкция руководителя учреждения
Несмотря на то, что список полномочий и должностных обязанностей руководителя организации гораздо обширнее, для этой должности составляется такая же инструкция, как и для любого наемного работника.
Большая сила – это большая ответственность, поэтому у директора этот документ, пожалуй, в несколько раз объемнее, чем у остальных сотрудников.
Основные разделы должностной инструкции руководителя включают в себя:
- Перечень документов и нормативно-правовых актов, которые регламентируют его деятельность.
- Список знаний, умений и навыков, которые нужны для работы.
- Сведения о необходимости повышения квалификации с указанием конкретных временных рамок.
- Полномочия, которые дают возможность регулировать процессы внутри учреждения и представлять интересы организации во внешней среде.
- Виды ответственности за несоблюдение должностной инструкции и недобросовестное отношение к своим обязанностям.
Кроме того, деятельность менеджера регламентируют также нормы действующего законодательства.
Должность руководителя может быть вакантной?
Часто у сотрудников возникает вопрос о возможности существования фирмы без директора.
Да, в некотором смысле подобные примеры есть. Однако в таком случае его функции берет на себя другой человек: невозможно представить себе организацию, в которой нет главного управленца. Основные ситуации, в которых директорское кресло может пустовать:
- Руководство передано управляющему. Единоличным исполнительным органом компании в таком случае становится юридическое лицо или сторонний человек.
- Период поиска кандидата. При уходе из компании директора обычно рекомендуют на свое место заместителей, поэтому кадровый вопрос закрывается быстро. Однако иногда случаются ситуации временного назначения – исполняющего обязанности. Право управления в таком случае обычно возлагается на одного из заместителей бывшего директора. Обычно и. о. получает практически полный объем полномочий руководителя, однако в процессе принятия стратегически важных или материально ответственных решений он обязан согласовывать действия с учредителями. Не исключено, что именно этот человек в будущем займет вакантную должность.
«Маркеры» хорошего руководителя
Конечно, лидер не может быть хорошим для всех: некоторые методы управления вызывают негативную реакцию, и это нормально. Однако при более детальном изучении можно рассмотреть объективно положительные черты даже в самом «плохом» начальнике.
Список основных признаков, по которым можно отличить достойного управленца:
- Умение вести за собой. Лидерство – это не про доминирование и способность горячо доказывать свою правоту. Настоящий лидер отличается внутренней силой, энергетикой, умением принимать решения и брать на себя ответственность. Обычно это ощущается даже во время короткого разговора с человеком: подчиненные осознают, что они работают под надежной защитой и стараются тянуться за руководителем.
- Способность ставить глобальные цели. Получение прибыли – это не самое важное в работе хорошего управленца. Если главный человек в компании не способен сформулировать цели организации, то и коллектив будет работать бесцельно.
- Человечность. Речь идет не о том, что «хороший» директор всегда должен «войти в положение» сотрудника. Этот пункт – о глобальных общечеловеческих ценностях, которые отличают порядочных людей. Правильные принципы жизни у лидера обязательно позитивно влияют на коллектив. В результате подбирается команда единомышленников, которые разделяют эти ценности.
- Эмоциональная стабильность. Конечно, у начальника тоже может быть плохое настроение, а большая ответственность только увеличивает груз проблем. Однако если человек не способен мыслить трезво, поддается эмоциям (преимущественно негативным), а сотрудники не знают, чего ожидать от руководителя, вряд ли такой стиль управления можно считать подходящим.
- Знания в сфере деятельности. Новое поколение «эффективных менеджеров» часто стремится занять руководящие должности, не представляя специфику работы организации. Однако знания по менеджменту и администрированию не помогут глубоко понять все потребности и мотивы подчиненных. Даже если изначально у директора нет опыта в выбранной сфере, со временем он должен постичь тонкости работы коллектива на всех уровнях.
- Результативность. Если большинство идей лидера останавливаются на этапе реализации или не приносят конкретных достижений, скорее всего, он не способен к стратегическому планированию или не нацелен на достижение результата. Конечно, бывают поражения, и предугадать все обстоятельства во время планирования нельзя. Но задача хорошего руководителя – в случае ошибки сделать правильные выводы, исправить недочеты и успешно реализовать новый план.
- Отношение к сотрудникам как к ценному ресурсу. Хороший лидер не жалеет средств и времени на развитие подчиненных, формирование системы мотивации, поощрения инициативности и энтузиазма.
- Близость к команде. Отстраненность от общих дел вызывает у работников ощущение несправедливости и существенно снижает мотивацию к работе. Важно, чтобы руководитель был членом команды, ее лидером и тренером, а не «спонсором», которого интересует исключительно результат работы.
Хороший руководитель должен наладить работу так, чтобы «все работало само»? Это один из мифов, который способен сыграть злую шутку с молодыми управленцами.
Без постоянного закрепления успехов, адаптации и модернизации, формирования корпоративной культуры, мотивационной системы и другой важной работы организация перестанет развиваться и существовать. Безусловно, часть обязанностей управленца выполняет его команда, однако главный управленец должен быть связан с общим делом непосредственно. Это важно для предупреждения непредвиденных проблем, а также для формирования здоровых отношений между коллективом и руководством.
Помните: отстраненность от общего дела – верный путь к потере доверия со стороны работников.
Литературы на тему должностных обязанностей руководителя организации и «секретов» хорошего менеджера очень много. В книгах собраны легкие для чтения истории успехов и поражений, примеры и лайфхаки. Например, в книге Максима Батырева «45 татуировок менеджера: Правила российского руководителя» собраны выводы из его личного опыта и наблюдений за другими моделями поведения руководства. Главы книги креативно представлены в виде «татуировок», поскольку эти принципы должны раз и навсегда отпечататься в сознании управленца. Из них можно выделить такие тезисы:
- важно искать сильных личностей в свою команду;
- не стоит делать работу за подчиненных;
- всегда нужно следовать своим принципам;
- «воспитывать» коллектив эффективнее своим примером;
- основной капитал – это люди, поэтому не стоит бояться «выращивать» сильных подчиненных;
- важно не бояться рисковать и действовать.
Руководитель – такой же человек, который может ошибаться, у него не всегда есть под рукой четкий план действий. Однако права, обязанности и ответственность руководителя организации подчеркивают его долг перед коллективом. Именно это должно мотивировать его каждый день становиться лучше, увереннее, сильнее. Руководитель ежедневно прикладывает все свои усилия ради достижения общей цели, чтобы доказать всем и самому себе, что он заслуженно занимает свое место в команде.
Функции руководителя: особенности и группы
В настоящее время, к функциям современного руководителя принято относить:
- Стратегическую. Она включает в себя постановку целей организации, планирование деятельности и разработку стратегии достижения целей. В нормальных условиях данная функция является важнейшей.
- Экспертно-инновационная (имеет тесную связь со стратегической). Необходима для определения вектора в процессах разработки и внедрения новых видов услуг и продукции. Способствует созданию необходимых условий для консультирования подчиненных и организационных преобразований.
- Административная. Выполняет ряд задач: контроль (оценивание результатов работы, проведение необходимых корректировок в деятельности); организацию (распределение задач, ресурсов, полномочий, проведения инструктажа); придание направления (координация деятельности исполнителей); работу с кадрами (подбор, распределение, развитие персонала); стимулирование (мотивация и убеждение работников, их наказание и поощрение).
- Коммуникационная. Заключается в налаживании внешних и внутренних связей, проведении переговоров, совещаний, приема посетителей, ответы на телефонные звонки и письма, распространение необходимой информации, представительство.
- Социальная. Заключается в создании в компании благоприятных морально-психологических условий для работы, поддержании существующих поведенческих норм и формирование новых норм; оказание помощи подчиненным в разрешении их сложностей. Реализация данной функции необходима в контексте возрастающего значения человеческого фактора в жизни предприятия.
В случае несоответствия управленческой функции функциям объекта, ее принято признавать несвойственной и передают иным исполнителям, либо упраздняют.
В случае выполнения функции другими работниками, для них она становится дублирующей, а ее выполнение связано с увеличением затрат, поскольку она признается бесполезной.
Затраты на процессы управления могут существенно возрастать в случае выполнения вредной функции, которая, в отличие от бесполезной функции, может снижать работоспособность исполнителя.
Резюмируя вышеописанное, можно сделать вывод о том, что современный руководитель может быть рассмотрен в трех статусах:
- Профессионал – автор планов, стратегий и решений.
- Организатор – автор создания необходимых условий для эффективной работы исполнителей, реализующих работу на практике.
- Начальник – раздает подчиненным необходимые задачи, которые являются обязательными к исполнению.
Согласно позиции известного американского исследователя в сфере менеджмента Г. Миниберга (1939 год), в области реализации своих повседневных обязанностей и коммуникации с персоналом, на сегодняшний день, руководителем выполняются следующие функции:
- Межличностная. Менеджер выступает в качестве символа власти, лидера, который мотивирует работников на выполнение необходимых функций и «связующего звена» в управленческой команде.
- Информационная. Менеджер является «приемником», который концентрирует информацию и распространяет ее среди своих подчиненных. Он является представителем команды, который передает информацию другим подразделениям.
- Решающая. Менеджер выступает в качестве предпринимателя, который планирует и начинает организационные изменения, ликвидирует нарушения, корректирует работу в нестандартных условиях, распределяет ресурсы и является посредником, проводящим переговоры.
С учетом позитивных и негативных факторов, описывающих положение руководителя организации и обеспечивающих специфику его трудовой деятельности, связанной с выполнением обозначенных выше функций, руководитель должен обладать рядом специфических качеств, которые будут описаны ниже, а также владеть определенными средствами стимулирования деятельности персонала.
Профессиональные, личностные и деловые качества руководителя
Некоторые авторы выделяют свыше 200-т необходимых для руководителя качеств. Данную совокупность качеств можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые.
К области профессиональных качеств принято относить те характеристики, которые подходят под описание любого специалиста. Их наличие у человека является предпосылкой для эффективной реализации профессиональной деятельности. Среди этих качеств:
- Высокий уровень профессиональных компетенций, опыта, образования в соответствующей области.
- Эрудированность, широта взглядов, глубокие знания в своей и в смежных профессиональных областях.
- Тенденция непрерывного самосовершенствования, критического восприятия и переосмысления окружающей реальности.
- Поиск новых методов и форм работы, содействие окружающим в овладении необходимыми навыками, совместно с их обучением.
- Способность рационального использования времени, а также планирования собственной работы.
К категории личностных качеств руководителя относят те же характеристики, которые присущи всем работникам, которых уважают и с мнением которых считаются. В данную область относят: физическое и психологическое здоровье, высокие моральные стандарты, внутренняя и внешняя культура, честность, справедливость, отзывчивость, доброжелательность к окружающим, заботливость, уверенность в себе и оптимизм.
Наличие данных качеств является только предпосылкой для осуществления эффективного руководства, поскольку руководителем становится человек, обладающий не только профессиональными и личностными, но также и деловыми качествами.
Систему деловых качеств личности руководителя составляют:
- Способность организовывать собственную деятельность и рационально распоряжаться ограниченным и невосполнимым ресурсом – временем, поскольку для руководителя время обладает особой ценностью.
- Способность организовывать деятельность подчиненных, совместно с созданием для этого всех необходимых условий: постановка и распределение заданий, координация и контроль за их выполнением.
- Наличие высокого уровня притязаний и честолюбия, совместно со стремлением к лидерству, власти и независимости в любых условиях. Это предполагает также наличие смелости, решительности, напористости, воли и бескомпромиссности.
- Наличие высоких коммуникативных навыков, контактности, умения располагать окружающих к себе, а также убеждать в правоте своей точки зрения (согласно мнению экспертов, 80% знаний менеджера должны составлять представления о психологических особенностях человека).
- Наличие инициативности, оперативности в решении определенных проблем, способности концентрации на важных моментах.
- Способность самоконтроля, регуляции собственного поведения и отношений с окружающими.
- Понимание необходимости и реализация нововведений, преобразований, готовности к риску, а также увлечению за собой подчиненных.
На различных управленческих уровнях, требования к качествам руководителей являются различными.
Так, на низшем уровне, наиболее ценными качествами является коммуникабельность, решительность, определенная агрессивность, компетентность в профессиональной области, производственный опыт, способность оказания помощи подчиненным в совершенствовании их профессионального мастерства.
На среднем уровне, наибольшую ценность в качествах руководителя составляют: умение грамотного выстраивания коммуникации, способность организации работы подчиненных, а также обеспечение их необходимыми для работы условиями, умение постановки задач и реализации контроля за их выполнением.
На высшем уровне, важнейшими качествами руководителя принято считать способность к стратегическому мышлению, оценка ситуации, постановка новых целей, навыки планирования, реализация преобразований, организация творческих процессов у подчиненных.
Так как руководитель на любых уровнях занимается не только организацией и направлением деятельности подчиненных, но, в некоторых случаях воздействует на их поведение (иногда и внеслужебное), он должен обладать педагогическими и психологическими навыками.
В различных странах требования к руководителям имеют отличия. В таблице ниже представлены данные оценки качества руководителей, которые были получены в ходе опросов ведущих менеджеров (требования расположены в порядке убывания):
Ранг | Россия | Страны запада |
1 | Личные достоинства | Лидерство |
2 | Личные связи | Эффективность управления |
3 | Лояльность | Видение перспективы |
4 | Предприимчивость | Достижение согласия |
5 | Лидерство | Предприимчивость |
Отдельно следует отметить специфику выражения лидерских качеств у женщин. Как правило, они хуже мужчин могут адаптироваться на руководящей должности, что обусловлено следующими причинами:
- Прежде всего, женщины обладают меньшей психологической устойчивостью, независимостью и смелостью, а также самоконтролем, в отличие от мужчин.
- Чаще всего, большие рабочие нагрузки они сочетают с необходимостью выполнения домашних и родительских обязанностей. Исходя из этого, они зачастую предпочитают занимать средние руководящие посты, либо руководят небольшими подразделениями (организациями), в которых присутствует простая управленческая структура.
В политической сфере, женщины на руководящих постах имеют большие успехи (И. Ганди, М. Тэичер), а также могут потеснить мужчин даже в мусульманских странах. Причиной этого, видимо, являются особенности государственного и политического руководства, которые по многим параметрам имеют принципиальные отличия от хозяйственного.
Необходимость наличия и преобладания определенных качеств у руководителей на разных управленческих уровнях обусловлена особенностями функций менеджеров на различных звеньях.
Любое предприятие не может функционировать без руководителя – должностного лица, выполняющего в соответствии с действующим законодательством особую функцию, согласно, трудового договора.
Руководитель — это работник, наделенный правом принимать ответственные решения по вопросам управления с целью осуществления эффективной деятельности предприятия, а также несущий ответственность за деятельность подчиненного персонала. К категории руководителей относят специалистов: генерального директора, начальника отдела, управляющего, заместителей и т.д.
Большинство сотрудников стремятся занять руководящие должности, но, далеко не все понимают, что для этого недостаточно обладать только профессиональными навыками и знаниями. Кроме этого, руководитель должен иметь личностные данные, организаторские способности и управленческие качества.
Цели и задачи руководителя
На сегодняшний день основная задача руководителя состоит в том, чтобы правильно построить организаторскую деятельность, а это творческий процесс. Чем выше занимаемая должность и труднее объект управления, тем больше потребности в творческом подходе. Для того, чтобы работа была организована эффективно и качественно, необходимо грамотно организовать производственный процесс. Сбои в работе, прежде всего, указывают не на низкое исполнение обязанностей работников, а на плохое качество управления.
Если руководитель не уделил должного внимания постановке задачи и алгоритму решения, то шансы на успешное ее выполнение минимальны. В данной ситуации, действуют две модели:
Главный объем работы руководитель взваливает на себя, а его подчиненные выполняют лишь второстепенные функции из серии «подай-принеси». В случае, если работа выполняется неэффективно, рассматриваются вопросы об увеличении штата сотрудников, уменьшении объема работ, подбор классных специалистов, повышение мотивации подчиненных.
- Выполнение работы перекладывается на подчиненный персонал, при этом понятно, что ожидать блестящих результатов не стоит, работа будет выполнена, но не так как планировалось. Когда «прогнозы» сбываются, планируются те же мероприятия, что и в первом случае.
Подробности
В экономике существует классификация специалистов
Такое разделение позволяет обрисовать грани влияния. Для работодателя это важно: зная к какой категории в соответствии с кадровой структурой относится специалист, проще определить насколько эффективно он работает. Наиболее распространенной классификацией руководителей является код Адизеса (PAEI).
В соответствии с данным разделением, среди работников управления выделяют:
— специалист (продюсер), производящий продукт — его работа направлена на увеличение доходности предприятия; как правило, его деятельность очень продуктивна;
— администратор — его деятельность направлена на организацию работы персонала;
— предприниматель — его деятельность заключается в аналитике процесса реализации продукции на рынке и внедрению новых предложений;
— интегратор-профессионал — деятельность которого направлена на совершенствование и развитие внешних связей и сплочение коллектива работников предприятия.
Данную классификацию не особо приветствуют экономисты и психологи, считая, что у современного успешного руководителя должны сочетаться все эти качества (либо большинство из них) одновременно.
В разных ситуациях и на разных этапах управления функции руководителя могут иметь неоднозначное применение. Например, на этапе создания предприятия нужны руководители-предприниматели, которые руководствуются концепцией созидания и развития, принимают рискованные решения, не боятся за них отвечать и руководители-лидеры, способные увлекать коллектив открывающимися перспективами, развивать способности людей и направлять их на выполнение поставленных целей.
В период стабильной деятельности важна роль руководителей-плановиков, действия которых направлены на выполнение текущей работы, организации планирования и развития с минимальным риском и руководителей-администраторов, которые ведут деятельность в соответствии с утвержденными планами, направляют и контролируют работу путем издания приказов, применения систем поощрений и взысканий.
Уровни
В литературе по экономике существует разделение сотрудников управления, в зависимости от возложенных на них функций, на уровни:
- Высшее звено – к данному уровню относятся руководящие работники, на которых возложена ответственность за работу всей компании. В их функции входит разработка главного направления работы производства, принятие основных решений, разработка планов, расчет бюджета и т.д. Только данная категория сотрудников наделена полномочиями по внедрению новых производственных идей, заключению договоров, совершению юридических действий разного характера, продаже компании либо покупке и т.д. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, его заместитель, управляющий, исполнительный директор, председатель совета директоров. Занимать должности данного уровня – задача очень ответственная, требующая обширных знаний, полной самоотдачи и врожденных лидерских качеств.
- Среднее звено – деятельность этих руководителей направлена на выполнение задач, поставленных вышестоящими начальниками, распределяя их за подчиненными низшего уровня. Сотрудники среднего звена могут влиять на деятельность предприятия вносимыми на рассмотрение предложениями и идеями по деятельности компании, искать пути решения поставленных высшим руководством задач. Помимо этого, они являются связующим звеном между высшим руководством и работникам низшего звена. К руководителям среднего уровня относятся начальники цехов, начальники отделов и т.д. Назначение на должность либо освобождение осуществляется главным руководителем или его заместителем, перед которыми руководители среднего звена несут ответственность за выполнение заданий во вверенных им коллективах.
- Деятельность руководителей низшего звена связана непосредственно с работниками-исполнителями, выполняющими производственный процесс. Именно они повседневно осуществляют управление персоналом. Кроме того, что на них возложены контролирующие функции, данная категория представляет интересы сотрудников-исполнителей. К таким работникам относятся мастера участков, менеджеры и т.д. Руководители низшего звена могут премировать либо налагать на них взыскание, делая представления соответствующего характера руководителям подразделений или предприятия.
Кроме того, в зависимости от области влияния и выполняемых обязанностей, руководящий состав разделяют на линейный и функциональный.
С психологической точки зрения руководителей можно классифицировать на следующие виды:
— лидер — призван окружающих «заряжать» энергией и энтузиазмом к активной деятельности и внедрению новшеств,
— деспот — его деятельность построена на строжайшем выполнении установленных правил и требований,
— дипломат — воспринимает рабочий коллектив как единую команду, возникающие проблемы решает корректно и цивилизованно,
— гуманист — воспринимает коллектив как семью, культивирует корпоративную этику,
— демократ — воспринимает себя как часть коллектива, делит с остальными сотрудниками свои полномочия.
Обязанности
В перечень обязанностей руководителя, помимо всего прочего, входят следующие навыки:
— информирование – заключается в процессе доведения известной ему информации до подчиненных, в противном случае могут возникнуть разногласия в коллективе и недоверие к деятельности самого начальника;
— оценка — руководитель должен оценивать деятельность как отдельных сотрудников, так и коллектива в целом — это поможет корректировать ситуацию к лучшему, при необходимости;
— чувство перспективы — руководителю не нужно концентрировать внимание исключительно на решении оперативных задач (к примеру, текучести кадров), но он должен всегда помнить о поставленных целях и делать все для их достижения;
— планирование — необходимо не только определение конечного результата, но и разработка плана (алгоритма действий) для его достижения;
— контроль и корректировка — для руководителя важно обеспечить понимание и согласованность действий в процессе деятельности разных структур предприятия и постоянный контроль за результатами работы;
— делегирование — качество рабочей деятельности руководителя предприятия зависит от умения правильно распределить выполнение обязанностей как заместителям, так и другим сотрудникам.
Итоги
В повседневной деятельности не только подчиненный персонал зависит от руководителя, но и руководитель во многих аспектах зависит от подчиненных (например, от их знаний и навыков работы, умения и готовности выполнять поставленные задачи и пожелания руководства). Кроме подчиненных, руководитель зависит от коллег и деловых партнеров, благодаря взаимодействию с которыми он может успешно выполнять возложенные на него функции.
Классификация функций управления организацией
Классификация функций менеджмента
Менеджеры любого предприятия в ходе своей работы решают большое количество задач, обусловленных процессом управления. Процесс управления в менеджменте рассматривают чаще всего как непрерывный процесс реализации нескольких связанных между собой функций.
Классификация функций управления организацией включает все функции, которые представляют собой роль, исполняемую субъектом (объектом) управления в определенной деятельности. Можно сказать, что функция является тем, за что может отвечать управленец в каждой определенной ситуации. Такого вида функции в управлении относятся к основным или базовым функциям.
Классификация функций управления организацией включает 5 базовых функций: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.
Функция планирование
Классификация функций управления организацией содержит, в первую очередь, планирование, которое можно представить в виде процесса формирования планов организации. При планировании управленческого процесса определяются цели предприятия, необходимые ресурсы достижения цели, способ их достижения.
Планирование в классификации функций управления организации — начальный этап. Без точного определения и постановки целей нельзя приступать к эффективной работе, поэтому важным является определение состава ресурсов, которые потребуются для достижения поставленных целей (требуемое оборудование, финансовые средства, специалисты, технологии и др.).
Основной элемент любого плана — срок исполнения каждого пункта, определяемый сроками достижения цели. Если у компании есть точно составленный план, то у нее появляется возможность перехода к следующей функции управления.
Функция организация
Организация в классификации функций управления организацией является правильным распределением между исполнителями задач, полномочий, ответственности и ресурсов при обеспечении совместной работы.
Когда организационные задачи можно отнести к предприятию в целом или к его крупным подразделениям, то говорят о формировании организационной структуры управления.
Именно поэтому организация в качестве управленческой функции должна включать в себя разработку организационной структуры предприятия. Ведь при правильно выбранной структуре и рациональном распределении задач между сотрудниками предприятие в целом работает эффективно.
Функция контроль и мотивация
Классификация функций управления организацией содержит функцию мотивация, которая представляет собой стимулирование работы человека посредством активизации его деятельности и побуждения к эффективному труду.
Посредством мотивации компании создают условия работы, которые способствуют удобной и выгодной деятельности всего коллектива. При этом мотивацию можно характеризовать особенным внутренним (психологическим) состоянием личности, побуждающим ее к действиям.
Управленческая функция контроль представляет собой процесс, характеризующийся определением степени достижения определенных целей предприятия, включая верность принимаемых решений и потребность в их корректировке. При осуществлении контроля оценивается результат труда на предприятии, на основе чего специалисты формируют последующие решения и выводы.
Функция координация
Помимо основных четырех классификация функций управления организацией часто содержит и пятую функцию, именуемую координацией. Многие исследователи говорят о том, что данная управленческая функция пронизывает все остальные.
В качестве функции управления координация состоит из процесса обеспечения согласованных действий на всех ступенях управления для того, чтобы поддержать устойчивую работу и развитие предприятия.
Основной целью функции координации является установка взаимодействия при функционировании отдельных элементов предприятия, устранение помех и отклонений от заданных режимов работы.