Основные функции
МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
-
разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации:
- предложения по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции;
- проекты нормативных правовых актов по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, чрезвычайного гуманитарного реагирования;
- проект плана гражданской обороны Российской Федерации, а также предложения о порядке введения в действие плана гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;
- предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- предложения о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
- проект положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проект положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы;
- проект положения о надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России;
- проект положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- проект плана взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
- проект положения о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- доклад о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации;
- проект положения о гражданской обороне в Российской Федерации;
- предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне;
- перечень критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры страны;
- предложения по выпуску из государственного резерва материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи;
- предложения по организации реагирования при чрезвычайных ситуациях межрегионального и федерального характера, по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;
- проект положения о военизированных горноспасательных частях;
- проект перечня организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы;
- проект перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана;
- проект правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы;
- разрабатывает и утверждает (устанавливает):
- нормативные правовые акты по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- положение о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- положение о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в установленном порядке;
- методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций, классификации и учета чрезвычайных ситуаций, а также типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- порядок разработки и представления деклараций безопасности потенциально опасных промышленных объектов в пределах своей компетенции;
- порядок разработки и представления деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов;
- примерное положение о спасательных службах;
- положение об организации повседневной деятельности органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- инструкцию по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, а также положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;
- положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время;
- инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- ежегодный план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- ежегодные организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- правила аттестации руководящего состава по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- порядок добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- положение о территориальном органе МЧС России — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации;
- порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
- порядок организации службы в подразделениях пожарной охраны;
- порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны;
- порядок присвоения квалификационных званий сотрудникам федеральной противопожарной службы;
- порядок оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах;
- порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных;
- программы профессиональной подготовки и программы повышения квалификации добровольных пожарных;
- порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных;
- порядок обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров;
- совместно с Министерством финансов Российской Федерации перечень и правила оформления документов, обосновывающих размер бюджетных ассигнований, запрашиваемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для рассмотрения вопроса о выделении соответствующих бюджетных ассигнований;
- порядок и сроки проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций, находящихся в ведении МЧС России;
- порядок выдачи рекомендаций командиров гражданам, прошедшим военную службу по призыву и поступающим на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
- перечень дополнительных вступительных испытаний и условия зачисления в федеральные государственные образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении МЧС России, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
(абзац введен Указом Президента РФ от 21.12.2013 N 940)
- по согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации порядок организации и осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России и реализующих дополнительные общеразвивающие образовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, а также порядок приема в указанные образовательные организации;
- нормы и порядок обеспечения обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, а также форму одежды обучающихся в этих образовательных организациях, правила ее ношения и знаки различия;
- квоту целевого приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и находящиеся в ведении МЧС России, для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки;
-
учреждает именные стипендии, определяет размеры и условия выплаты таких стипендий;
-
организует:
- работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуациях;
- предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
- предупреждение и тушение пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях;
- планирование в установленном порядке действий и применение спасательных воинских формирований для выполнения отдельных задач в области обороны Российской Федерации, подготовку спасательных воинских формирований к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;
- работу по участию МЧС России в разработке в установленном порядке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и Плана оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также обеспечение осуществления мероприятий в части, касающейся гражданской обороны, оперативного оборудования территорий;
- работу по участию МЧС России в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;
- разработку федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне; деятельность пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, авиации и других сил МЧС России;
- поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
- совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также по разработке и внедрению в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики;
- информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- подготовку в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для спасательных воинских формирований, федеральной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовку в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;
- методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции — при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности;
- проведение в установленном порядке аттестации аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения;
- подготовку и представление в установленном порядке предложений по номенклатуре и нормам накопления в государственном резерве материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование и доставку в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств, а также эвакуацию граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
- обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований и федеральной противопожарной службы, спасателей, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- материально-техническое обеспечение системы МЧС России;
- делопроизводство, архивное и иное хранение в установленном порядке документов и материалов по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
- выполнение мероприятий по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
- работу по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах;
- создание и подготовку специальных формирований на военное время в целях решения задач гражданской обороны;
- подготовку водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемыми в системе МЧС России;
- разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре федеральных государственных образовательных и научных организаций, находящихся в ведении МЧС России;
-
осуществляет:
- государственный надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий;
- руководство деятельностью федеральной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны;
- государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок, а также руководство деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам;
- государственное регулирование пожарной безопасности при использовании атомной энергии;
- координацию деятельности и взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области гражданской обороны;
- поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления и спасательных воинских формирований, а также мобилизационной готовности подразделений федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований МЧС России;
- руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и контроль за созданием и деятельностью этих систем;
- контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
- методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;
- организационное и методическое руководство накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;
- управление в установленном порядке единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
- подготовку в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- организацию подготовки работников мобилизационных органов;
- в пределах своей компетенции меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности;
- организацию подготовки в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также по вопросам мобилизационной подготовки;
- ведение в установленном порядке реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта);
- методическое руководство федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов);
- методическое руководство совместной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, и контроль за проведением мероприятий в этой области;
- сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- создание и сохранение страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения;
- финансирование подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научных, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектование их личным составом, тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения;
- разработку государственной программы вооружения и предложений по формированию государственного оборонного заказа по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения и военной техники общего применения, а также пожарно-технической продукции;
- функции государственного заказчика государственного оборонного заказа, кроме отнесенных к компетенции Рособоронпоставки функций по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- определение потребности и учет аттестованных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, пожарно-спасательных и пожарных формирований федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и тушению пожаров и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также спасателей международного класса;
- методическое руководство по вопросам создания, реорганизации, ликвидации подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств организаций;
- разработку и контроль за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
- реализацию в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- координацию работы по стандартизации и обеспечению единства измерений в установленной сфере деятельности, а также в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральный государственный метрологический надзор в отношении органов и организаций, входящих в систему МЧС России;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России;
- в установленном порядке международное сотрудничество в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, гуманитарного разминирования, а также участие в международных гуманитарных проектах, программах и операциях;
- ремонт и эксплуатацию основных фондов МЧС России;
- реализацию функций государственного заказчика строительных и других объектов, обладающего необходимыми средствами и полномочиями для заключения государственных контрактов: на выполнение подрядных строительных и проектно-изыскательских работ, связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, предназначенных для удовлетворения потребностей подведомственных организаций и финансируемых за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников; на сопровождение инвестиционного процесса; на приемку указанных объектов в эксплуатацию;
- комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы и спасателей, а также законодательно приравненных к ним в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь категориям граждан;
- обеспечение в пределах своей компетенции проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, а также деятельность по развитию специальной связи;
- редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
- руководство деятельностью военизированных горноспасательных частей;
- мероприятия по оказанию в установленном порядке помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- учет жилищного фонда в системе МЧС России;
- учет в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и федеральных государственных гражданских служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях;
- координацию проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- поддержание в готовности к действиям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований МЧС России и военизированных горноспасательных частей;
- контроль в пределах своей компетенции за выполнением владельцем опасного объекта требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в связи с разливами нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
(в ред. Указов Президента РФ от 23.10.2008 N 1517,
от 17.11.2008 N 1625, от 12.12.2009 N 1432, от 06.05.2010 N 554,
от 14.05.2010 N 589, от 17.12.2010 N 1577, от 28.12.2010 N 1632,
от 02.01.2011 N 21, от 30.09.2011 N 1265, от 30.01.2012 N 128,
от 06.05.2012 N 588, от 13.11.2012 N 1523, от 29.06.2013 N 593,
от 21.12.2013 N 940, от 10.03.2014 N 135, от 20.01.2015 N 26,
от 12.03.2015 N 130, от 22.03.2017 N 123, от 26.10.2017 N 518,
от 24.10.2018 N 602, от 19.12.2018 N 728, от 31.12.2019 N 640,
от 01.06.2020 N 353, от 29.06.2020 N 429, от 07.06.2021 N 352,
от 01.07.2021 N 387, от 01.10.2021 N 566, от 30.12.2021 N 739,
от 04.11.2022 N 798)
У этого термина существуют и другие значения, см. МЧС.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациия и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) |
|
---|---|
Большая эмблема | |
Представительский флаг | |
Общая информация | |
Дата создания | 27 декабря 1990 года |
Предшествующее ведомство | Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий |
Руководство деятельностью осуществляет | министр |
Штаб-квартира | 109012, 55°45′35″ с. ш. 37°37′20″ в. д. / 55.75972° с. ш. 37.62222° в. д. (G) (O) |
Министр | Владимир Андреевич Пучков |
Ключевой документ | «О структуре федеральных органов исполнительной власти»[1] |
Сайт | |
mchs.gov.ru |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральное министерство, одна из аварийно-спасательных служб России.
Действует совместно с территориальными службами спасения, муниципальными службами спасения, противопожарной службой субъектов федерации, ведомственной пожарной охраной, муниципальной пожарной охраной, частной пожарной охраной и другими службами. Осуществляет общее руководство.
Государственная противопожарная служба частично находится в составе МЧС. На 2010 из общего числа пожарных в России в составе МЧС служило около 50 %.[2] На территории России существуют более 400 спасательных служб и формирований (без учёта пожарных частей и формирований ОАО «РЖД»), из этих служб только около 30 входит непосредственно в МЧС[3].
МЧС России осуществляет около 25 % от общего числа всех проверок в стране[4].
Содержание
- 1 Территориальные органы
- 2 Спасательные воинские формирования
- 3 Силы постоянной готовности федерального уровня
- 4 История
- 5 Деятельность
- 6 Сотрудничество с инновационным центром «Сколково»
- 7 Структура
- 7.1 Центральный аппарат МЧС России
- 7.1.1 Департаменты
- 7.1.2 Управления
- 7.2 Научно-исследовательские учреждения
- 7.3 Высшие учебные заведения
- 7.1 Центральный аппарат МЧС России
- 8 Руководство
- 8.1 Министр
- 8.2 Первые заместители Министра
- 8.3 Заместители Министра
- 8.4 Главные военные эксперты МЧС России
- 8.5 Главные государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору
- 9 Символика
- 10 Ведомственные медали
- 11 Силы и средства
- 11.1 Авиация МЧС
- 12 Интересные факты
- 13 См. также
- 14 Примечания
- 15 Ссылки
Территориальные органы[править | править вики-текст]
Региональные центры[5]:
- Северо-Западный — г. Санкт-Петербург
- Центральный — г. Москва
- Южный — г. Ростов-на-Дону
- Северо-Кавказский — г. Пятигорск
- Приволжский — г. Нижний Новгород
- Уральский — г. Екатеринбург
- Сибирский — г. Красноярск
- Дальневосточный — г. Хабаровск
- ГУ МЧС России по Республике Крым — г.Симферополь
- ГУ МЧС России по г.Севастополь — г. Севастополь
Восемьдесят пять Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (отдельно — Главное управление МЧС России по г. Москве).
Спасательные воинские формирования[править | править вики-текст]
- Федеральное казенное учреждение «Центральная база материально-технического снабжения», г. Москва
- Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» (войсковая часть 35489), п. Мосрентген, г. Москва
- Рузский центр обеспечения пунктов управления(ЦОПУ) (войсковая часть 73407), Рузского района Московской области
- 149-й Телекоммуникационный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва
- Ногинский спасательный центр (войсковая часть 84411), г. Ногинск, Московская область
- Специальный центр специальной связи и информационной безопасности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва
- Жуковский авиационно-спасательный центр (центральный) МЧС России, г.Жуковский, ул. Наркомвод д.8, Московская область
- Красноярский авиационно-спасательный центр МЧС России, г. Красноярск
- Ростовский авиационно-спасательный центр МЧС России, г. Ростов-на-Дону
- Нижегородский авиационно-спасательный центр МЧС России, г. Нижний Новгород
- Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России, г. Хабаровск
- Невский спасательный центр, Колпино, г. Санкт-Петербург
- Тульский спасательный центр (войсковая часть 11349), п. Кураково Ленинского района Тульской области
- Донской спасательный центр (войсковая часть 11350), п. Ковалёвка Аксайского района Ростовской области
- Войсковая часть 73403 Волжского спасательного центра, 443065, г. Самара, Долотный переулок, д.19
- Войсковая часть 52987 Сибирского регионального центра, р.п. Коченёво Новосибирской области
- Войсковая часть 44138 Камчатского спасательного центра, п. Раздольный Елизовского р-на Камчатского края
- Войсковая часть 52985 Хабаровского спасательного центра, с. Анастасьевка Хабаровского района Хабаровского края
- Войсковая часть 63330 Уральского учебного спасательного центра, п. Новогорный, г. Озёрск Челябинской области
Силы постоянной готовности федерального уровня[править | править вики-текст]
В силы постоянной готовности федерального уровня от МЧС входят:
- Национальный центр управления в кризисных ситуациях (ФКУ НЦУКС) (орган повседневного оперативного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) в г. Москве;
- центральный аэромобильный спасательный отряд в г. Жуковском (Московская область);
- поисково-спасательные службы;
- Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» в г. Москве;
- отдельные вертолетные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи;
- региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы в г. Реутове (Московская область), Хабаровске, Екатеринбурге, Красноярске, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске и в пос. Кулешовка (Ростовская область)[6].
Кроме МЧС, в силы постоянной готовности входят службы и организации Минатома, Минсельхозпрода, Минстроя, Минтопэнерго, Минтранса, Министерства путей сообщения, Минздрава, Росгидромета, Роскомметаллургии, Роскомхимнефтепрома, Рослесхоза, Всероссийской службы медицины катастроф[6].
История[править | править вики-текст]
Сергей Шойгу[7]:
Мы не собирались создавать министерство в том виде, в котором оно существует сейчас. Планировали отряд численностью примерно в пятьсот человек, состоящий из очень хорошо образованных, подготовленных и оснащенных профессионалов, которые могли бы реагировать на серьёзные чрезвычайные ситуации вроде Чернобыля или землетрясения в Спитаке.
- 17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей[8].
- 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС)[9]. Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу[10]. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).
- 19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР[11].
- 30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[12]. В него были включены контрольно-спасательные пункты ВЦСПС (созданы в 1958 году) и контрольно-спасательные службы ВЦСПС, созданные на 15 лет позже[13].
- 10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)[1]. Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.
- 1 января 2002 года 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС, имевшего до этого численность 70 тысяч сотрудников[14][15].
Деятельность[править | править вики-текст]
Информация обо всех происшествиях, на которых работают спасатели и пожарные через Главное управление МЧС по субъекту федерации и региональный центр МЧС обобщается для МЧС РФ. На уровне региона ещё существует градация, что делали муниципальные службы спасения, краевая служба, пожарные. На следующих этапах вся статистика обезличивается. В результате МЧС России сообщает о работе всех аварийно-спасательных формирований страны, не уточняя, какая часть работы сделана подразделениями, входящими в структуру МЧС, а какая муниципальными, областными, краевыми, республиканскими службами спасения[16]. В результате в СМИ со ссылкой на пресс-службу МЧС, которая в пресс-релизах называет всех работников экстренных служб «спасателями», объявляют, что на место аварии прибыли «спасатели МЧС», при работе на месте пожарной охраны[17][18][19] (в том числе частной), муниципальных и областных служб спасения.
Спасатели МЧС приезжают на место четвёртыми или пятыми. Первыми прибывают полиция, пожарные и «скорая помощь», муниципальные или областные службы спасения. Время готовности спасателей МЧС — четыре часа и больше[20]. К примеру, во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (произошла в 8:13 местного времени) первыми на станцию прибыли расчёты пожарной части № 8 МЧС, расположенной в поселке Черёмушки[21]. Через два часа прибыла из Саяногорска группа пожарных, «в обеденное время» прибыли машины спасателей Южно-Сибирского спасательного отряда по Республике Хакасия[22]. 29 марта 2010 года вертолет МЧС прилетел к метро спустя 30 минут после взрыва в московском метро, позже автомобилей скорой помощи[23]. 346-й Краснознамённый спасательный центр МЧС России (в/ч 01630 г. Колпино (г. Санкт-Петербург) для экстренного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации выделяет сводный мобильный отряд с готовностью 1,5 часа[24]. 03 июня 2012 в 23.40 МСК в Морской спасательно-координационный центр Санкт-Петербург от капитана судна, которое находилось в зоне ответственности России, поступила просьба о срочной медицинской эвакуации больного 85 лет, у которого открылось внутреннее кровотечение. На запрос о привлечении вертолета был получен отрицательный ответ от Северо-Западного регионального центра МЧС и Северо-Западного авиационного поисково-спасательного центра. Был задействован вертолет Береговой охраны Финляндии[25].
При пожаре в психиатрической больнице, на котором погибло 38 человек, пожарные федеральной пожарной охраны выехали через 21 минуту после сообщения[26].
В Ленинградской области подчинённые начальника областного ГУ МЧС заблокировали прием сигналов о пожаре с 500 объектов (среди которых школы, детские сады, больницы) после отказа от услуг фирм, связанных с бывшим заместителем руководителя ГУ МЧС по Санкт-Петербургу[27].
В рамках реализации Всемирной Продовольственной программы ООН в 2012 г. осуществлялась доставка более тысячи тонн жёлтого лущеного гороха в Сомали и Таджикистан[28]. В 2011 году 760 тонн гороха было отправлено МЧС в Гвинею[29]. Доставка гуманитарной помощи в Мали осуществлялась авиационным транспортом МЧС[30]. Консервы, рис и сахар в Гвинею в 2012 доставлялись самолетом ИЛ-76 МЧС[31].
В Архангельской области пожарная охрана МЧС есть в двух городах. Остальная часть области защищена другими видами пожарной охраны[32].
Порядок и условия прохождения службы военнослужащими, а также сотрудниками федеральной противопожарной службы определяются нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и в органах внутренних дел соответственно, а также нормативными актами МЧС России[33].
Военнослужащих в МЧС России — 7230 человек (по состоянию на 1 июля 2014 г.), сотрудников ФПС — 151 000 человек.
Техника МЧС (в том числе: ГАЗ-3409 «Бобр», «Камаз», ГАЗ 3307)
Тушение природных пожаров не является законодательно закрепленной функцией МЧС[34]. Однако в результате пропаганды и агитации МЧС большинство граждан считает, что МЧС является главным борцом с лесными пожарами — несмотря на то что абсолютное большинство лесных пожаров тушится работниками лесохозяйственных организаций, а роль МЧС в тушении пожаров на природных территориях незначительна. Статистическая информация о пожарной обстановке в лесах страны, собираемая органами лесного хозяйства, на сайте МЧС появляется раньше, чем на сайте Рослесхоза (а ещё несколько лет назад эту информацию вообще можно было получить только в МЧС). Широко распространенное представление о том, что за борьбу с лесными пожарами отвечает в первую очередь МЧС, способствовало разрушению отраслевой (лесной) системы борьбы с лесными пожарами в последние годы[35].
По словам министра Шойгу, во многих городах существуют структуры, которые выполняют функции МЧС[36].
Министерству разрешено ввозить без уплаты импортных пошлин легковые автомобили и мотоциклы, которые будут использоваться для любой деятельности ведомства и уполномоченных им организаций[37].
Программа переоснащения МЧС России современными образцами техники и оборудования на 2011—2015 годы предусматривает в 2011 году покупку 18 автоцистерн, а также самолётов, вертолётов и экспертно-криминалистических лабораторий[38].
В 2008 г. Минкомсвязи и МЧС разработали концепцию создания системы «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Говорилось о том, что переход служб и ведомств на эту систему повысит оперативность реагирования и улучшит их взаимную скоординированность (а значит, снизит ущерб от чрезвычайных ситуаций), и что время ожидания по экстренным звонкам не должно превышать 8 секунд. После того, как концепция получила одобрение Правительства, МЧС и Минкомсвязи более двух лет потратили на разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, которые должны были отвечать за её реализацию. В 2011 году системы «112» функционирует только на территории Курской области[39].
ФГУ «Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях „Эмерком“» при МЧС создано в 1996 г. В 2005 г. в докладе комиссии ООН, расследовавшей злоупотребления в ходе программы «Нефть в обмен на продовольствие», «Эмерком» фигурирует как покупатель иракской нефти. В 2002 г. газета «The Washington Post» указывала, что в 2001 г. с компанией оформлены контракты на добычу 12 млн баррелей нефти. В 2002 г. немецкая «Frankfurter Rundschau» со ссылкой на британскую Guardian оценила суммарную стоимость иракских контрактов «Эмерком» в $270 млн. Как указывала газета, для обеспечения сделок компания перечисляла миллионные взятки на иракские зарубежные счета. Пресс-секретарь «Эмеркома» опроверг эти сведения[40].
В январе 2012 года депутатами было внесено на заседание Госдумы протокольное поручение о конституционности, законности, целесообразности и соответствии возложенным на МЧС России функциям наличия в структуре и составе МЧС боевых подразделений, оснащенных не только огнестрельным, но и тяжёлым вооружением, а также правомерности выдачи 1000 автоматов С. К. Шойгу Е. Т. Гайдару в 1993 году и географию действий выданных автоматов до изъятия и уничтожения, если таковое произошло. Поручение отклонило думское большинство[41].
Сотрудничество с инновационным центром «Сколково»[править | править вики-текст]
1 августа 2011 года глава МЧС России Сергей Шойгу и президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг подписали соглашение о сотрудничестве[42], согласно которому МЧС примет активное участие во внедрении современных систем безопасности в инновационном центре «Сколково».
Структура[править | править вики-текст]
Центральный аппарат МЧС России[править | править вики-текст]
Департаменты[править | править вики-текст]
- Пожарно-спасательных сил и специальных формирований
- Гражданской защиты
- Территориальной политики
- Капитального строительства и эксплуатации основных фондов
- Надзорной деятельности и профилактической работы
- Материально-технического обеспечения
- Организационно-мобилизационный
- Финансово-экономический
- Международной деятельности
- Административной работы и правовой деятельности
- Кадровой политики
Государственная инспекция по маломерным судам
Управления[править | править вики-текст]
- Научно-техническое
- Безопасности людей на водных объектах
- Реализации программ и контроля эффективности бюджетных расходов
- Авиации и авиационно-спасательных технологий
- Информационных технологий и связи
- Психологического и медицинского обеспечения
- Переоснащения и организации контрактной службы
- Гражданской обороны и защиты населения
- Организации информирования населения
- Военизированных горноспасательных частей
- Специальной пожарной охраны
Научно-исследовательские учреждения[править | править вики-текст]
- Центр стратегических исследований гражданской защиты (ЦСИ ГЗ)
- Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС)
- Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИ ПО)
- Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (Центр «Антистихия»)
Высшие учебные заведения[править | править вики-текст]
- Академия гражданской защиты МЧС России
- Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
- Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
- Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
- Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
- Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
- Сибирская пожарно-спасательная Академия (филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России)
- Дальневосточная пожарно-спасательная Академия МЧС России (филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России)
Руководство[править | править вики-текст]
После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации (отмечены в примечаниях), указа или распоряжения Президента Российской Федерации.
Министр[править | править вики-текст]
Министр с 1994 по 2012 год Сергей Шойгу
Министр с 2012 года Владимир Пучков
- Шойгу Сергей Кужугетович (20 января 1994 г., № 171— 11 мая 2012 г., № 616), генерал армии
- Цаликов Руслан Хаджисмелович (и. о.) (11 мая 2012 г. — 17 мая 2012 г.)[43]
- Пучков Владимир Андреевич (и. о. с 17 мая 2012 г.) (с 21 мая 2012 г., № 647), генерал-лейтенант
Первые заместители Министра[править | править вики-текст]
- Возняк Василий Яковлевич (24 января 1994 г., № 76-р[44] — 8 февраля 1996 г., № 170-р[44])
- Воробьев Юрий Леонидович (24 января 1994 г., № 76-р[45] — 14 июня 2007 г., № 757)
- Цаликов Руслан Хаджисмелович (14 июня 2007 г., № 758 — 30 мая 2012 г., № 750)
- Волосов, Александр Иванович (10 августа 2012 г., № 1146 — 25 июля 2013 г., № 642)
- Шляков Сергей Анатольевич (с 1 августа 2013 г., № 663)
Заместители Министра[править | править вики-текст]
- Владимиров Виктор Алексеевич, заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 24 января 1994 г., № 76-р[44]), статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (11 января 1995 г., № 31-р[44] — 5 ноября 1996 г., № 1327[46])
- Кульечёв Владимир Михайлович (24 января 1994 г., № 76-р[44] — 20 января 2000 г., № 92-р[44])
- Челышев Александр Николаевич (24 января 1994 г., № 76-р[44] — 12 мая 1997 г., № 638-р[44])
- Хетагуров Сергей Валентинович (12 февраля 1994 г., № 184-р[44] — 17 февраля 2000 г., № 270-р[44])
- Востротин Валерий Александрович (12 июля 1994 г., № 378-рп — октябрь 2003 г.)
- Катуков Валерий Юрьевич (19 декабря 1994 г., № 1970-р[44] — 7 июля 1995 г., № 934-р[44])
- Локтионов Николай Игоревич, заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — начальник Департамента управления (29 декабря 1994 г., № 2234—1995 г.), заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (1995 г. — декабрь 1999 г.)
- Москалец Александр Петрович, заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (8 февраля 1996 г., № 170-р[44] — 14 декабря 1996 г., № 1488[46]), статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (14 декабря 1996 г., № 1488[46] — 2003 г.)
- Фалеев Михаил Иванович (5 ноября 1996 г., № 1327[46] — 1 декабря 2004 г., № 1492)
- Кириллов Геннадий Николаевич (1996—2004 гг.)
- Клименко Владимир Николаевич (27 марта 1998 г., № 354[46] — 19 февраля 2000 г., № 52-рп)
- Герасимова Надежда Васильевна (2000 г. — 1 декабря 2004 г., № 1492; 24 ноября 2005 г., № 1350 — 22 декабря 2007 г., № 1748)
- Суанов Станислав Николаевич (март 2000 г. — ноябрь 2001 г.)
- Цаликов Руслан Хаджисмелович, заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (май 2000 г.[47] — 24 ноября 2005 г., № 1351), статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (24 ноября 2005 г., № 1351 — 14 июня 2007 г., № 758)
- Бражников Юрий Владимирович (6 октября 2000 г., № 433-рп — 1 декабря 2004 г., № 1492)
- Короткин Геннадий Алексеевич (январь 2002 г. — 2004 г.)
- Серебренников Евгений Александрович (февраль 2002 г.[48] — сентябрь 2006 г.)
- Сычев Владилен Иванович (2003—2004 гг.)
- Ковалев Юрий Павлович (4 февраля 2004 г., № 143[49] — 2004 г.)
- Чуприян Александр Петрович (с 13 ноября 2006 г., № 1269[49])
- Пучков Владимир Андреевич, статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (21 июля 2007 г., № 932 — 21 мая 2012 г., № 647)
- Волосов Александр Иванович (24 марта 2008 г., № 393 — 10 августа 2012 г., № 1146)
- Попов Павел Анатольевич (25 августа 2008 г. / 12 декабря 2011 г., № 1599 — июль 2013 г.)
- Артамонов, Владимир Сергеевич, статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 31 августа 2012 г., № 1235)
- Шляков, Сергей Анатольевич (7 декабря 2012 г., № 1614 — 1 августа 2013 г., № 663)
- Воронов Сергей Иванович (с 10 сентября 2013 г., № 706)
- Степанов Владимир Викторович (с 10 сентября 2013 г., № 706)
Главные военные эксперты МЧС России[править | править вики-текст]
- Кондратьев Георгий Григорьевич (2 октября 1995 г. — 2002 г.?)
- Сычев Владилен Иванович (29 октября 2004 г., № 1374[49] — 2005 г.?)
- Плат Павел Васильевич (3 января 2006 г., № 10[49] — 2013)
- Чижиков Эдуард Николаевич (с 10 марта 2014 г., №132,с сентября 2013 г. Врид)
Главные государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору[править | править вики-текст]
До 2004 г. — начальники Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России, главные государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору
- Кишкурно Валерий Тимофеевич (и. о. начальника с 1 января 2002 г.; начальник 20 мая 2002 г. — умер 18 марта 2003 г.)
- Чуприян Александр Петрович (и. о. начальника с 9 июня 2003 г.; начальник 8 июля 2003 г., № 756[49] — август 2004 г.)
- Кириллов Геннадий Николаевич (с 29 октября 2004 г., № 1374 — июнь 2013 г.)[49])
- Борзов Борис Анатольевич (с 26 июня 2013 г., № 577)
Символика[править | править вики-текст]
Министерство имеет флаг и геральдический знак-эмблему, утверждённые Указом Президента РФ.
Техника МЧС имеет цветографические схемы, специальные звуковые и световые сигналы единые для любых аварийно-спасательных служб:
- техника предотвращения и помощи при чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны — основной цвет белый, цвет декоративных полос оранжевый, вдоль оси симметрии декоративной полосы наносят дополнительную полосу синего цвета шириной не более 1/4 ширины контрастирующей полосы;
- противопожарная служба — основной цвет красный, цвет декоративных полос белый[50].
Ведомственные медали[править | править вики-текст]
Медаль «20 лет МЧС России» |
Медаль «Ветеран МЧС России» |
- Крест «За доблесть»
- «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации»
- «За отвагу на пожаре»
- «За разминирование»
- «За безупречную службу»
- «За содружество во имя спасения»
- «За пропаганду спасательного дела»
- «XV лет МЧС России»
- «За отличие в военной службе»
- «За отличие в службе»
- «200 лет профессиональной пожарной охране Москвы»
- «100 лет Санкт-Петербургскому университету ГПС МЧС России»
- «50 лет журналу „Гражданская защита“»
- Золотая медаль «За особые успехи в учении»
- «75 лет гражданской обороне»
- «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций»
Силы и средства[править | править вики-текст]
Ликвидация последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС
- Поисково-спасательная служба МЧС России
- ФГУ Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения МЧС России
- ФГУ Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России
- Федеральное казенное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (ФКУ НЦУКС)
- Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России субъектов РФ (ЦУКСы)
- Федеральная противопожарная служба
- Государственный пожарный надзор МЧС России
- Спасательные воинские формирования МЧС России (бывшие войска гражданской обороны МЧС России)
- Государственная инспекция по маломерным судам
- Центр экстренной психологической помощи МЧС России
- ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России
- Военизированные горноспасательные части
- Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)[51]
Авиация МЧС[править | править вики-текст]
Ил-76ТД МЧС России заходит на посадку в московском аэропорту Домодедово.
Авиация МЧС России была образована 10 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России». За время своего существования, авиация МЧС России приняла участие почти в 400 спасательных операциях как в России, так и за рубежом[52].
Авиация МЧС имеет в своем составе базу аэродромно-технического и материального обеспечения на аэродроме «Раменское» и региональные подразделения.
На 2011 г. авиация Министерства насчитывает 53 воздушных судна — 18 самолетов и 35 вертолетов. Самолетный парк состоит из воздушных пунктов управления на базе самолетов Ил-62М и Як-42Д, транспортно-десантных Ил-76ТД , транспортных самолетов короткого взлета и посадки Ан-74, многоцелевых самолетов Ан-3Т и противопожарных Бе-200ЧС[53]. Вертолетный парк включает вертолеты Ми-8 и Ка-32, легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо-105 и БК-117, а также тяжелые многоцелевые вертолеты Ми-26Т[54].
Интересные факты[править | править вики-текст]
Автомобиль МЧС, Санкт-Петербург
Памятник ветеранам войск гражданской обороны и службы спасения на Кременчугской улице в Москве
- В 2009 году начальник Главного управления МЧС по Свердловской области генерал-майор Валерий Степанчук покинул должность после того как стало известно о предъявлении им поддельного диплома Костромского сельскохозяйственного института по специальности «Механизация сельского хозяйства»[55].
- Руководство МЧС заявляет, что не может отменить нормы пожарной безопасности, принятые в 1990-е годы, так как «нет той организации, которая их утверждала (ГУГПС) и которая имеет полномочия на их отмену»[56]. При этом другие органы исполнительной власти отменяют документы, принятые Наркомпросом РСФСР в 1917 году[57].
- 19 декабря 2011 в Красноярском крае сгорел аэровокзал аэропорта «Черемшанка», являющийся базовым аэропортом Сибирского регионального центра МЧС. На момент вызова пожарных в аэропорту горела крыша на площади 1200 м². Пожару был присвоен четвёртый — наивысший для Красноярского края уровень сложности[58]. Это самый крупный пожар в регионе за 12 лет[59].
- 30 мая из войсковой части № 73403 (1001-й спасательный центр МЧС) сбежали шесть военнослужащих по призыву, прибывших из Челябинской области. По их словам, они не смогли терпеть давления со стороны парней, прибывших служить из Северной Осетии и Карачаево-Черкессии. Мать одного из сбежавших солдат пообщалась с командиром части Виктором Панченковым. По её словам, разговор начался грубо, офицер обвинял русских матерей в том, что они воспитывают «моральных уродов, которые не могут за себя постоять»[60]. В этой части призывники из Северной Осетии отказываются идти в наряды, потому что не хотят[61]. Осетины избили младшего офицера. По этому факту было возбуждено уголовное дело[62].
- В рамках исследования Института социологии «Образ МЧС в массовом сознании россиян» был проведен социологический опрос лиц, старше 18 лет в различных населенных пунктах России. Согласно результатам, уровень доверия к МЧС России составляет 85 %, уровень не доверяющих — 10 %. По 10-ти балльной шкале, деятельности сотрудников МЧС население дает оценку в 7,5 баллов. 30 % респондентов хотело бы работать в системе МЧС, 39 % — готова помогать на добровольной основе. Готовность стать добровольцами выразили 41 % женщин и 44 % мужчин[63].
- Водитель автомобиля, закреплённого за Шойгу, двигаясь по пробке с включёнными специальными сигналами и проблесковыми маячками, когда один из автомобилистов не успел уступить дорогу, начал оскорблять водителя. Одна из фраз: «Ну чё, тебе в голову выстрелить что ли, придурок?»[64] В дальнейшем официальный представитель МЧС сообщил, что водитель главы МЧС России Сергея Шойгу наказан за инцидент[65].
- 20 мая 2011 года вице-премьер Сергей Иванов заявил о том, что план работ по переходу российских экстренных служб на один телефонный номер был сорван. Координация работ была возложена на МЧС[66].
- 11 февраля 2011 года Правительство России в лице МЧС России и Правительство Республики Южная Осетия в лице МЧС Южной Осетии на два года подписали Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это первое соглашение Южной Осетии с иностранным государством в данной сфере. Сотрудничество между чрезвычайными службами стран стало, во многом, следствием позиции МЧС России во время проводимой гуманитарной операции на территории Республики в ходе грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 года[63].
- 28 декабря 2010 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца Президент России Дмитрий Медведев вручил главе министерства Сергею Шойгу знамя МЧС России[67].
- Делегация МЧС России в составе спасателей, врачей и кинологов отряда «Центроспас», психологов Психологической службы МЧС, геофизиков ВНИИГОЧС в ноябре 2010 года принимала участие в международных полевых учениях «Терекс — 2010», проводимых на территории Италии. Главной целью учений было отработать взаимодействие спасательных служб государств Евросоюза и России. По словам руководителей Департамента гражданской защиты Италии, «в России имеется мощная и эффективная система предупреждения и ликвидации ЧС, и Евросоюз в ней заинтересован»[68].
- Сергею Шойгу 26 апреля 1993 года в порядке переаттестации[источник не указан 1441 день] было присвоено воинское звание «генерал-майор» после воинского звания «старший лейтенант запаса»,[источник не указан 1441 день] хотя ни одним документом в России того периода не была предусмотрена переаттестация для присвоения воинских званий.
- Региональный центр МЧС по Северо-Западу при помощью программы Autodesk 3ds Max[источник не указан 1720 дней] создаёт трёхмерную базу геоизображений (в первую очередь, потенциально опасных объектов — АЭС, ГЭС и предприятий химической промышленности). Покупка 12 лицензий и обучение 20 сотрудников обошлись в 2 миллиона рублей[69].
- Всемирная организация здравоохранения признала госпиталь МЧС России лучшим среди других полевых госпиталей, работавших на Гаити в районе разрушительного землетрясения. На полную мощность были задействованы реанимационный, операционный, консультационно-диагностический блоки, а также блоки УЗИ, рентгена, ЭКГ и лаборатория крови госпиталя. За время работы медики из министерства здравоохранения[70] в госпитале приняли почти две тысячи пострадавших[71].
- Во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 60 водолазов из МЧС в течение четырёх суток не могли загерметизировать отсек, чтобы начать откачку воды. Водолазы из частных структур вшестером за четыре часа справились с задачей[72].
- По утверждению сайта МЧС, входящая в состав МЧС служба психологической поддержки владеет уникальными методиками работы с пострадавшими, позволяющими добиваться хорошего результата даже в ситуациях лингвистической изолированности от основного населения области, в которой осуществляется работа МЧС[73].
- По официальным данным, в 2010 году огонь от лесных пожаров частично или полностью сжёг 180 населенных пунктов, и это практически только в нескольких субъектах России, где непосредственной организацией и руководством борьбой с лесными пожарами занимались подразделения МЧС. Погибло 70 человек, 3,5 тысячи семей остались без крова, на восстановление жилья погорельцам из федерального бюджета выделено более 11 млрд рублей. Основная часть ущерба и погибших пришлись именно на период после объявления ЧС и создания в субъектах значительных группировок сил ГО и ЧС. В целом, это больше, чем суммарно сгорело деревень за последние 50 лет по всей России, включая памятный 1972 год (тогда сгорело только 19 деревень) — период, когда работали профессиональные лесопожарные службы лесхозов и «Авиалесоохраны»[74].
- В целях материального поощрения работников МЧС, участвующих в тушении природных пожаров, по отдельному запросу МЧС в конце 2010 года из федерального бюджета было выделено 2 млрд рублей. Для сравнения: лесному хозяйству России на борьбу с лесными пожарами в начале 2010 году было выделено из федерального бюджета только 2,2 млрд рублей, что изначально было недостаточно для условий малой горимости[74].
- Код номерных знаков транспортных средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — 18[75].
См. также[править | править вики-текст]
- День спасателя Российской Федерации
- Гражданская оборона (государственная)
- Государственная противопожарная служба
- Государственная инспекция по маломерным судам
- МЧС Украины
- Муниципальная служба спасения
- Управление чрезвычайными ситуациями
- Экоспас
- РСЧС
Примечания[править | править вики-текст]
- ↑ 1 2 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Указ Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66)
- ↑ МЧС: Во всех субъектах России созданы гарнизоны пожарной охраны : Новости.0-1.ru
- ↑ Пенсия для спасателя. Это проблема? / Fire Rescue — журнал о пожарных и спасателях
- ↑ МЧС усилит надзорную деятельность за рисками — Тимофей Борисов — «Кто не рискует» — Российская газета — Глава МЧС России Владимир Пучков полагает, что …. Проверено 21 января 2013.
- ↑ МЧС России :: Новости
- ↑ 1 2 Постановление Правительства России от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
- ↑ Известия. Ру: Когда спасатели стали большими
- ↑ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА Верховного Совета РСФСР ОТ 17.07.1990 ОБ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОГО КОРПУСА СПАСАТЕЛЕЙ
- ↑ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВМИНА РСФСР ОТ 27.12.1990 N 606 ОБ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОГО КОРПУСА СПАСАТЕЛЕЙ
- ↑ № 51 (758) / Общество и наука / Спецпроект / Первый спасатель
- ↑ «О Государственном комитете по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР» (Указ Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. № 221)
- ↑ «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» (Указ Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1148)
- ↑ История спасательной службы в горах и её организация в современных условиях / Полезное. Справочная информация / Mountain.RU
- ↑ http://www.webcitation.org/query?id=1336177383969104&url=www.sovsekretno.ru/app/magazines/articles/1818.pdf
- ↑ Президент России
- ↑ Спасатели и МЧС. Разница? – разница есть! | Первый пермский правовой портал
- ↑ 50 спасателей МЧС тушили сегодня пожар на улице Ленина в Липецке | новости МЧС
- ↑ В Петербурге горит медсанчасть — Происшествия — Правда. Ру
- ↑ В Калининграде бомж устроил пожар в подвале жилого дома // KP.RU — Калининград
- ↑ «Профиль» — деловой журнал. Новости, Политика, Экономика, Финансы, Бизнес
- ↑ Первый канал. Официальный сайт. Телепроекты. «Бунт Енисея»
- ↑ Газета «Спасатель МЧС России» № 28 14 октября 2009 года//Спаси, огнеборец, от буйства воды…
- ↑ Новая Газета | № 34 от 2 апреля 2010 г. | Вертолеты помогли одному человеку
- ↑ МЧС России :: Силы и средства — 346-й Краснознаменный спасательный центр МЧС России (в/ч 01630)
- ↑ Россия в очередной раз не смогла спасти человека. Его спасли финны | В окияне-море | Все новости |
- ↑ Глава МЧС 7 раз не ответил на вопрос о причине опоздания его подчиненных на пожар в психиатрическую больницу №14 — LIFE | NEWS В России. Проверено 27 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
- ↑ Суд вызывает «01» : Новости.0-1.ru. Проверено 13 апреля 2013.
- ↑ http://www.mchs.gov.ru/articles/emergency_info/digest/item/365203/
- ↑ Из Петербурга в Гвинею отправилось судно с 760 тоннами гороха — Санкт-Петербург, МЧС, продукты — БалтИнфо.ru. Проверено 12 января 2013. Архивировано из первоисточника 14 января 2013.
- ↑ Самолет МЧС РФ доставил гуманитарную помощь в Мали | Еженедельник «Военно-промышленный курьер». Проверено 12 января 2013. Архивировано из первоисточника 14 января 2013.
- ↑ МЧС России направляет гуманитарную помощь в Гвинею | РИА Новости. Проверено 12 января 2013. Архивировано из первоисточника 14 января 2013.
- ↑ Аварийно-спасательные и пожарные формирования Архангельской области | Служба спасения (Архангельск)
- ↑ ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2009 N 1107, от 20.06.2011 N 484) п.10
- ↑ Главная ГУ МЧС России по Архангельской области — ГУ ЦУКС МЧС России по Архангельской области
- ↑ Гринпис России: МЧС пробует себя в роли борца с вредителями и болезнями леса
- ↑ Сергей Шойгу отчитался перед Госдумой
- ↑ Время новостей: № 68, 21 апреля 2010
- ↑ МЧС России :: Программа переоснащения на 2011—2015г
- ↑ Система «112»: здравый смысл против бюрократии
- ↑ Election 2012
- ↑ Зачем МЧС боевые подразделения? Ответа нет, потому что думское большинство отклонило протокольное поручение депутатов-коммунистов
- ↑ Умное «Сколково»
- ↑ автоматически как вице-председатель, официально не назначался
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Распоряжение Правительства Российской Федерации.
- ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации. Переназначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2004 г. № 1148.
- ↑ 1 2 3 4 5 Постановление Правительства Российской Федерации.
- ↑ Переназначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2004 г. № 1148.
- ↑ Переназначен Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2004 г. № 1334 (не опубликован).
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Не опубликован.
- ↑ ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб ЦВЕТОГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ, НАДПИСИ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ СВЕТОВЫЕ И ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ Общие требования
- ↑ МЧС России :: Силы и средства
- ↑ МЧС направит в Сирию третий борт с гуманитарной помощью. Финам 24.09.12
- ↑ журнал «Гражданская защита» за май 2011 года
- ↑ Авиации МЧС России — 10 лет
- ↑ Глава МЧС Свердловской области попался на поддельном дипломе. Его еще выгнали из вуза за недисциплинированность. NEWSru (23 июля 2009). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
- ↑ Фрг__08703*001*001<14:22:03><КростаН
- ↑ http://minjust.ru/sites/default/files/basetype/2012/04/perechen_po_sostoyaniyu_na_21_02_2012.doc
- ↑ В Красноярске пожар уничтожил аэропорт «Черемшанка»
- ↑ Здание аэропорта под Красноярском полностью сгорело
- ↑ Командир самарской части МЧС: «Если полетят мои погоны, то вам всем будет очень плохо» : Новости.0-1.ru
- ↑ Из самарской воинской части сбежали челябинские солдаты, не выдержавшие издевательств сослуживцев — Волга Ньюс.
- ↑ Челябинские солдаты сбежали из самарской части через дыру в заборе // KP.RU — Челябинск
- ↑ 1 2 журнал «Гражданская защита» за март 2011 года
- ↑ Автомобилист, которому водитель Шойгу угрожал выстрелом в голову, отказался пройти тест на полиграфе
- ↑ Водитель Сергея Шойгу наказан за инцидент на МКАД
- ↑ Lenta.ru: Чиновники сорвали создание в России аналога службы 911
- ↑ журнал «Гражданская защита» за февраль 2011 года
- ↑ «Россия-Евросоюз: Экзамен на зрелость» — журнал «Гражданская защита», февраль 2011 г.
- ↑ Региональный центр МЧС по Северо-Западу использует опыт популярного фильма «Аватар». Эхо Москвы (27 января 2010). Проверено 13 августа 2010. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
- ↑ Стенограмма выступления Министра МЧС России С. К. Шойгу в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 3 марта 2010 года
- ↑ Госпиталь МЧС России признан лучшим среди других полевых госпиталей, работавших на Гаити
- ↑ Как спасти водолазов России. Катастрофа на Саяно-Шушенская ГЭС показала, что стране необходим госрезерв профессионалов-подводников
- ↑ МЧС России — Интервью директора Центра экстренной психологической помощи Юлии Шойгу информационному агентству ИТАР-ТАСС
- ↑ 1 2 Цена летних напастей
- ↑ Коды номерных знаков ТС ВС России.
Ссылки[править | править вики-текст]
МЧС России на Викискладе? | |
МЧС России в Викиновостях? |
- Официальный сайт МЧС России
- Новостной сайт Московской пожарной охраны
- «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»
- «Интернет-служба экстренной психологической помощи»
- «Сайт детской безопасности „Спас Экстрим“»
- Коды номерных знаков ТС ВС России.
|
|
---|---|
В ведении Президента Российской Федерации | |
Министерства со службами и агентствами |
МВД • МЧС • МИД (Россотрудничество) • Минобороны (ФСВТС • ФСТЭК • |
Федеральные службы |
ГФС • СВР • ФСБ • ФСКН • ФСО • Росфинмониторинг |
Федеральные агентства |
Главное управление специальных программ • Управление делами Президента |
В ведении Правительства Российской Федерации | |
Министерства со службами и агентствами |
Минздрав (Росздравнадзор • ФМБА) • Минкрымразвития • Минкультуры (Росархив • Ростуризм) • Минобрнауки (Рособрнадзор • Росмолодёжь) • Минприроды (Росгидромет • Росприроднадзор • Росводресурсы • Рослесхоз • Роснедра) • Минпромторг (Росстандарт) • Минвостокразвития • |
Федеральные службы |
ФАС • Росстат • ФМС • Роспотребнадзор • |
Федеральные агентства |
Роскосмос • ФАНО • Росграница |
|
|
---|---|
Борис Ельцин¹ (1991—1999) • Владимир Путин (2000—2008) • Дмитрий Медведев (2008—2012) • Владимир Путин (с 2012) | |
Александр Руцкой² (1993) • Виктор Черномырдин (1996) • Владимир Путин (1999—2000) | |
Вице-президент (должность упразднена) | Александр Руцкой³ (1991—1993) |
Выборы | 1991 • 1996 • 2000 • 2004 • 2008 • 2012 |
Вступление в должность | Присяга |
Отрешение от должности | Попытка импичмента 1993 г. • Попытка импичмента 1998—1999 гг. |
Отставки | Отставка 1999 г. |
Главнокомандующий ВС России |
Введение военного положения • «Ядерный чемоданчик» • Эмблема Верховного Главнокомандующего • Грамота • Благодарность |
Администрация | Руководитель • Заместители руководителя • Управления • Отделы • Советники президента • Помощники президента • Референты президента • Полпреды в Федеральном Собрании • Полпред в конституционном суде • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка • Полпреды в федеральных округах • |
Органы исполнительной власти в ведении президента России |
МВД • МЧС • МИД • Минобороны • Минюст • ФСБ • СВР • ФСО • СБП • Фельдъегерская служба • Росфинмониторинг • ФСКН • ГУСП • Управление делами президента • СКР |
Консультативные и совещательные органы при президенте России |
Совет Безопасности • Госсовет • Иные |
Документы президента | Указы • Распоряжения • Поручения • Военная доктрина • Послания Федеральному Собранию • Бюджетные послания |
Символы президентской власти | Штандарт • Знак • Специальный экземпляр конституции • Специальный знак |
Формы поощрения президентом | Почётная грамота президента Российской Федерации • Благодарность президента Российской Федерации |
¹ В 1991 году президент РСФСР ² Глава альтернативного правительства ³ В 1991 году Вице-президент РСФСР |