Власть—это
- волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
- способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя сторона к сотрудничеству или нет;
- механизм организации и регулирования совместной деятельности людей.
В современной теории политологии существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:
Классовая концепция |
Элитарная концепция |
Структурно-организационная концепция |
Марксизм, от имени ее создателя Карла Маркса). Все общество во все века состоит из двух классов: господа и подчиненные. Из этого неравенства возникает власть. Преодолеть такой расклад возможно только лишь при социализме, то есть таком политическом строе, где все люди равны. |
Власть принадлежит элите, то есть группе самых достойных людей, способных управлять другими не для собственной выгоды, но для блага всего общества. Это маленькая группа людей, активное меньшинство, которое является организатором любого государства. |
Власть придумали для того, чтобы было проще организовать огромную массу людей, упорядочить их жизнь. Одни созданы чтобы подчинять, а другие ― подчиняться. Власть возникла на основе биологической природы человека. |
Можно выделить следующие компоненты власти:
Субъекты власти— тот, ктоуправляет, властвует (человек, общность людей, организация, народ и др.);
Объекты власти— те, над кемосуществляется власть, те, кто подчиняются(индивид, социальная группа, класс и т.п);
Источники власти— то, благодаря чему мы захватываемвласть(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);
Функции власти— то, для чегоона существует(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);
Основания власти— то, на что опираетсявласть(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания);
Ресурсы власти— то, благодаря чему осуществляетсявласть(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, пообщрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)
Существует множество классификаций (типологий) власти:
Основа классификации |
Виды власти |
Степень институциализации |
Правительственная, городская, школьная и др. |
Субъект власти |
Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская |
Режим правления |
Демократическая, авторитарная, деспотическая и др. |
Правовой признак |
Легальная – нелегальная |
Количество индивидов, принимающих ключевые решения |
Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная) |
Сферы воздействия |
Экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др. |
Поли тическая/Государственная власть (характерные черты, соотношение)
Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Политическая власть имеет ряд характерных ей признаков:
- только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны;
- характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;
- имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
- действует на основе права от имени всего общества
Политическая власть также имеет множество разновидностей. Традиционно выделяют следующие типы политической власти:
Основа классификации |
Разновидности политической власти |
С точки зрения своего предназначения |
Законодательная, исполнительная, судебная |
По месту в структуре власти |
Центральная, региональная, местная |
По основному субъекту |
Монархическая, республиканская |
Функции политической власти:
- формирование и организация политической жизни общества;
- управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений;
- создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.
Типы политической власти (господства):
- традиционный— опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности;
- легальный— основывается на правовых нормах и рациональных понятиях;
- харизматический— опирается на особую притягательную силу лидера.
Государственная власть— один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).
Отличительные признаки государственной власти:
-
публичный характер, т.е. выступает от имени общества;
-
суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений;
-
ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.
Полятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.
Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.
Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.
Теория разделения властей
Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).
- законодательная власть (Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации) — представляет интересы граждан, издает законы;
- испонительная власть (Правительство РФ) — управляет государственными делами;
- судебная власть (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) — следит за соблюдением законов органами власти.
Цель разделения властей:Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.
Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.
Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Власть
возникла задолго до появления государства
и первоначально не выполняла чисто
политических функций. Приблизительно
40 тыс. лет процессы постоянного
взаимодействия людей и их объединений
поддерживались в основном механизмами
общественной самоорганизации. Они
проявлялись в виде локальных родственных
связей, управления вождей, шаманов и
других лидеров первобытных обществ. Их
ведущими звеньями выступали обычаи,
традиции, нравы, религиозные догмы и
другие неписаные простейшие нормы и
способы общежития. Властные отношения
определялись добровольным подчинением,
основанном на вере, заповедях,
нравственности.
Следует
отметить, что в политологической
литературе существуют многочисленные
определения власти данные Т. Гоббсом.
М. Вебером, Р. Далем. Г. Лассуэлом и др.
В
общем смысле властьможно определить
как способность и возможность осуществлять
свою волю по отношению к другим социальным
силам или личности.
Важно
понять, что государственная власть –
это всегда политическая власть, но не
всегда политическая власть есть класть
государственная (власть фаворитов,
временщиков).
Политическая
власть выступает как социальное явление
и регулятор политических отношений.
Политическая
власть:
—
это институционально (нормативно)
закрепленная прерогатива и организованная
сила социальных субъектов по определению
целей и задач политики и власти,
руководству обществом и мобилизации
его ресурсов и совместной деятельности
для достижения поставленных целей.
Здесь власть функционирует от имени и
в интересах всего общества или по крайней
мере — его большинства.
Сущностными
чертами политической власти являются:
—
суверенитет (независимость) и неделимость
власти. Суверенитет означает, что
политическая власть вправе самостоятельно
повелевать, принимать решения, осуществлять
свои функции независимо от каких-либо
сил, обстоятельств и лиц,
– авторитет,
т.е. обозначение особого качества власти
и способа ее осуществления. Авторитет
есть соответствие власти ценностным
представлениям большинства граждан,
способ осуществления власти, основанный
на вере в ее законность и добровольном,
осознанном ей подчинении;
– волевой
характер, т.е. наличие у власти цели,
программы, готовности добиваться их
реализации. Бесцельная власть есть
кризис ее либо паралич;
– принуждение,
т.е. использование силы и всех других
средств, которыми располагает власть,
чтобы обеспечить повиновение, согласие
с ней. Власть –всегда принуждение,
но чем больше ее авторитет, тем меньше
степень принуждения.
Функции
политической власти включают в себя:
– господство
(подчинение одних групп, классов другим);
– руководство
(определение и законодательное закрепление
политического, идеологического,
экономического волеизъявления правящей
элиты общества);
– управление
(проведение в жизнь генеральной линии,
принятие конкретных управленческих
решений);
– контроль
(обеспечение соблюдения социальных
норм, правил деятельности людей и
социальных групп а обществе);
а
также формирование политической системы
общества; руководство органами власти,
политическими и неполитическими
процессами (поддержание общественного
порядка и стабильности; выявление,
ограничение и разрешение конфликтов;
достижение общественного согласия,
консенсуса; принуждение во имя социально
значимых целей и др.); организацию
политической жизни общества, политических
отношений и управление ими (выражение
и реализация властно значимых интересов
групп и слоев общества; распределение
и перераспределение общественных благ,
ресурсов с учетом групповых приоритетов;
решение других социальных задач);
социализацию личности, включение ее в
жизнь сложноорганизованного государства
и общества; созидание действительности
(проективная функция)
От
выполнения политической властью своих
функций зависят ее эффективность, тип
правления, политического режима,
государственного строя и другие
политические характеристики данного
общества.
Субъекты
политической власти
— это все те, кто принимает реальное
участие во властном взаимодействии с
государством и друг с другом. К ним
относятся:
-социальные
общности (классы, народ, социальные
группы и слои);
-государство
-политические
партии и организации;
-правящие
элиты, бюрократия, лобби (группы давления);
-групповое
и индивидуальное лидерство;
-личная
власть;
-отдельные
личности (граждане) в условиях выборов,
референдумов, демонстраций.
Власть
реализуется различными способами.
Способы реализации политической
власти– система, определяющая место,
функции и отношения друг с другом
институтов власти и управления в
политическом процессе по реализации
целей политики и власти.
Способами
реализации власти являются господство,
руководство, управление, организация,
контроль.
Власть
государства как основного, верховного
политического института осуществляется
специальным аппаратом управления
обществом – системой государственных
органов, которая имеет свои особенности
в каждой конкретной стране.
Так,
систему органов государственной власти
в Республике Беларусь, закрепленную
Конституцией страны, составляют:
—
президентская власть;
—
органы законодательной власти –
Парламент – Национальное собрание
Республики Беларусь;
—
органы исполнительной власти –
Правительство – Совет министров
Республики Беларусь, министерства и
государственные комитеты, органы
местного управления;
—
органы судебной власти – Конституционный
суд, общие, хозяйственные и другие суды;
—
контрольно-надзорные органы – прокуратура,
Комитет государственного контроля.
Государственная
власть –
это разновидность политической власти,
которая обладает суверенитетом, имеет
волю, авторитет и способность к
принуждению.
Власть
может принимать разнообразные формы.
Основы власти можно представить в виде
четырех главных форм:
Власть,
основанная на принуждении;
Власть,
основанная на вознаграждении;
Должностная
(традиционная) власть;
Власть
авторитета.
Эти
основы власти являются инструментом,
с помощью которого руководитель может
заставить подчиненных выполнять работу,
направленную на достижение целей фирмы.
Они также являются средствами, которые
могут быть использованы неформальными
лидерами, чтобы помешать достижению
этих целей.
Эффективность
какой-либо формы власти зависит от того,
считает ли исполнитель, что руководитель
может удовлетворить или не удовлетворить
его активную потребность, и от сложившейся
ситуации. Поэтому у каждой формы власти
есть свои плюсы и минусы, и никто не
способен руководить людьми во всех
ситуациях.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Структура власти включает следующие компоненты:
1) Источник власти (то, что дает возможность властвовать: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и т.д.)
2) Субъект власти (руководители: человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН)
3) Объект власти (подчиненные: индивид, социальная группа, класс и т.п.)
4) Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация)
5) Ресурсы власти (экономические, социальные, культурно-информационные и т.д.)
Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.
Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.
Субъектов политики можно определенным образом классифицировать. Обычно их подразделяют на
- (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы;
- (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, политические элиты и другие участники политической жизни.
Первичные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные — проводят их в жизнь.
Согласно другому делению, субъекты политики могут быть
- коллективными — политические партии, депутатские группы и другие объединения,
- индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике определенную роль.
Субъект определяет содержание властного отношения через:
1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2) подчинение частной воли всеобщей воле власти;
3) наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле;
4) регламентацию поведения в соответствии со всеобщим интересом.
Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия.
При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуации. Каждый человек или социальная группа могут выступать объектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.
Наиболее полно сущность политической власти проявляется в ее функциях, среди которых основными являются:
- выработка стратегии управления обществом;
- разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
- оперативное управление и регулирование общественных процессов;
- контроль важнейших параметров стабильности общественно- политической системы и направленности развития общества;
- установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.
Выполнение этих функций является возможным благодаря определенной организации властных отношений. Форма включения людей и организаций во властные отношения зависит от их социального и политического статусов. Поэтому властные отношения всегда построены вертикально, так как именно сверху вниз осуществляется прохождение команд, руководящих распоряжений, стратегических политических установок и решений. Они фиксируют господствующее положение одних и подчиненное других, то есть отношения субъекта и объекта властвования.
Источниками власти могут выступать могут выступать
- авторитет,
- сила,
- закон,
- богатство,
- знание,
- престиж,
- социальный и политический статус,
- тайна,
- интерес и т.д.
Ресурсы власти — это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований.
Ресурсы власти
- экономические
В качестве экономических ресурсов выступают деньги или иные средства обмена — недвижимость, природные ресурсы, золотой запас.
- социальные
Социальные ресурсы — это поддержка власти со стороны значимых социальных групп; социальный статус и возможность его повышения или понижения субъектом власти. Власть, стремящаяся расширить свою социальную базу, должна обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющихся, стремиться к социальному партнерству с «управляемыми» слоями и группами.
Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие характеристики, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.
- культурно-информационные, духовно-идеологические
Культурно-информационные ресурсы включают множество средств воздействия на аудиторию субъекта культурно-информационной власти (духовные ценности, знания и информация, средства художественного воздействия — театр, музыка, кинематограф и т.п.). К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же включается система гарантий, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению всякого рода экстремистским элементам.
- силовые — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;
Силовые ресурсы — это средства насилия и принуждения, репрессивный аппарат, который может быть использован для достижения целей субъекта власти.
- организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
- правовые
Правовые ресурсы включают законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения в обществе, и их использование для реализации целей субъектов власти.
Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.
Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.
Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Признаки власти:
- Власть – общественное явление
- Власть – компонент общества на всех этапах его развития
- Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
- Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
- Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)
Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):
- авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
- сила
- закон
- богатство
- харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)
Виды власти с точки зрения ее социального уровня
- власть в масштабе всего общества;
- власть внутри того или иного коллектива ;
- власть в отношении между двумя индивидами.
Виды власти по степени воздействия:
- демократическая
- недемократическая
Виды власти по сферам общественной жизни:
- духовная
- социальная
- экономическая
- политическая
- информационная
- семейно-бытовая
- религиозная и другие
Методы власти:
- демократические и авторитарные
- честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)
Элементы власти:
Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.
Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.
Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта
Функции власти:
- господство
- координация
- руководство политическими процессами
- управление делами общества и государства
- организация политической жизни и политических отношений
- Контроль
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.
В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.
Основные признаки политической власти:
- Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
- Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
- Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
- Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
- Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
- Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом
Типы политической власти
- Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
- Общественная власть — партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение
По широте распространения власти:
- международные организации (мегауровень),
- центральные органы государства (макроуровень),
- региональные организации (мезоуровень),
- власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).
Принципы устойчивости власти:
- легитимность ( поддерживается основной частью населения)
- легальность ( законность)
- результативность
Типы легитимности:
- Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
- Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.
- Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную.
Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.
Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).
Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.
Суть разделения властей:
— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции
-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти
Разделение властей в РФ:
- законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
- исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами
- судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Есть четкое различие между обыденной и научной трактовкой термина «власть». Это связано не только с многозначностью самого слова «власть», но и с разными способами употребления.
Трактовки понятия «власть» |
|
Различные трактовки понятия «власть» тем не менее указывают, что власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, это специфическое отношение по крайне мере между двумя субъектами (отдельными людьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений – нет власти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может:
- быть конструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересов и потребностей большинства населения;
- иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).
Так, одним из признаков политической системы советского типа после Октября 1917 г. было преобладание методов революционного насилия в осуществлении властных функций. Это было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями ее формирования (Интервенция, Гражданская война, низкий уровень общей и политической культуры трудящихся и др.). В результате была создана разветвленная сеть карательных
органов.
Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она:
1) возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальных связей;
2) обеспечивает целостность и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми, создавая общие для всех правила поведения;
3) выступает в качестве универсального механизма интеграции с помощью различных средств, в том числе и принуждения (дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами тру-
да и т.д.).
Представление об основных компонентах власти можно получить из приведенной ниже схемы.
Структура власти |
|
Власть функционирует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д.
Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.
Политика – причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики.
Основные черты политической власти |
|
Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.
Для осуществления политической власти необходимо:
- доминирование властной воли;
- наличие особого аппарата управления;
- монополия на регламентацию жизни общества;
- право на принуждение в отношении общества и личности;
- легитимность;
- суверенитет.
Обратите внимание на принципы суверенитета и легитимности. Функционирование политической власти осуществляется на базе именно этих общепризнанных принципов. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества); 2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.
Принципы суверенитета |
Принципы легитимности |
|
|
Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сеть как относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти.
Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой инфор-мации.
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.
Следует обратить внимание на то, что термин «легитимность» был введен в научный обиход М. Вебером. Он выделил три основных типа легитимного господства.
Типы легитимного господства по М. Веберу
Признак |
Легальное господство |
Традиционное господство |
Харизматическое господство |
Правила (нормы), положенные в основу |
Рационально разработанные правила | Патриархальные или сословные нормы | Обаяние, привлекательность |
Глава системы (тип «господина») | Избранное должностное лицо или коллегиальный орган | Монарх или религиозный советник |
Пророк,
военачальник, демагог, лидер |
Источник авторитета главы системы |
Делегирование на основе принципа большинства | Традиция
или передача по наследству |
Эмоциональное доверие «свиты» к харизматическому лидеру |
Форма легитимности системы |
Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм | Вера в установленный порядок вещей | Аффективная (эмоциональная) вера в особые качества харизматического лидера и в выдвигаемые им ценности |
Доминирующий тип социально-го поведения | Инструментальное или це-лерациональное социальное поведение | Традиционное социальное поведение | Эмоциональное социальное поведение |
М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.
Легальное господство. Легальное (рационально-бюрокра-тическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, причем им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.
Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники – бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: 1) лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; 2) имеют устойчивую служебную иерархию; 3) имеют твердо определенную компетенцию; 4) работают в силу контракта (на основе свободного выбора); 5) работают в соответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждаются постоянными денежными окладами;
7) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; 9) работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; 10) подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю.
В условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Способы ограничения бюрократии: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль за ними со стороны политических институтов.
Традиционное господство. Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению и основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы (авторитет «вечно вчерашнего») выступают как основа отношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. В традиционном обществе М. Вебер выделял различные виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего.
Харизматическое господство. Харизма (греч. charisma – бо-жественный дар) – экстраординарная способность, свойство, ка-чество индивида, выделяющее его среди остальных, и что самое главное, не столько приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет даже не обладание харизмой, а признание ее со стороны последователей. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.
Харизматическое господство возникает главным образом в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают вождям необыкновенные свойства. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего социального порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в их лишенную динамизма структуру. Лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее присутствие. Для поддержания харизмы необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу и т.д. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или легальное господство, происходит «рутинизация харизмы».
Описанные типы легитимности в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют, усиливают друг друга.
Эти идеальные типы легитимности М. Вебер классифицировал с точки зрения мотива подчинения. На практике в чистом виде вышеперечисленные типы не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (сохранение института монархии).
Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным включением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.
В дореволюционной России легитимность власти была традиционной:
- власть монарха опиралась на Божественное право и священность принципа престолонаследия;
- источником власти служила привычка населения повиноваться власти и издревле существующим порядкам;
- абсолютизм в России опирался не только на традицию, но и на идеологию, т.е. традиционная легитимность власти у нас непременно дополнялась идеологической;
- власть, государство в российской культуре, в сознании граждан всегда отождествлялись с явлениями духовного порядка и олицетворяли идею общего блага, смыслообразующего начала. Идея, провозглашенная монархом, способствовала объединению вокруг ее носителя всего населения страны.
После Октябрьской революции (1917) была предпринята попытка создать новый, советский, тип легитимности, отличный от традиционного и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитимность с харизматической:
- идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти чаяниям и интересам пролетариата, а затем и всего народа, ее право на господство;
- фактически этот тип легитимности сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности населения все меньше интересовали власть, и ее легитимность постепенно переходила на уровень интересов правящей партийной элиты. В результате образовался разрыв между властью и обществом, который в течение длительного периода компенсировался чисто политическими и идеологическими средствами;
- лидер коммунистической партии (вождь) первоначально представлял собой харизматический тип личности. Его авторитет основывался на силе дара, который признавался почти божественным. Вождь олицетворял народ, поэтому критика его решений и действий исключалась;
- по мере отдаления партийно-государственных лидеров от народа их харизма угасала, лишая легитимности и власть, которую они осуществляли.
В 90-е годы XX в. на месте советского типа легитимности довольно быстро возникла очень своеобразная система властвования, легитимность которой вобрала в себя элементы:
- традиционной легитимности (в сознании многих людей президент отождествляется с монархом);
- харизматической (многие современные лидеры – это быв-шие коммунисты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности);
- рационально-легальной (власть формируется на свободных выборах).
Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая одновременно опирается на традиции, верования, чувства, рациональность и т.д.
Ситуация экономической и социальной нестабильности сни-жает возможности власти, поскольку ее собственная социальная база еще невелика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а подчас диаметрально противоположные интересы. По этим причинам многоэлементная легитимность отражает несовпадение легальности (конституционности) и легитимности власти (поддержки большинством населения), порождает противоречивое отношение к ее решениям.
Гарантией для проведения в жизнь компетентных решений и качества власти являются следующие условия:
1) достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов; способность мобилизации всех средств;
2) рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структуры власти;
3) последовательность политического разговора, которая выражается в том, что от принятого решения не отступают до тех пор, пока не реализованы цели, которым должна служить власть;
4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
5) умение обеспечить поддержку групп общества, позиции и действия которых играют в реализации решения большую роль.
Важнейшим структурным элементом политической власти являются ее основания и ресурсы.
Основания – это источники, на которые опирается властная воля субъекта.
Ресурсы – это потенциал власти и совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает субъекту власти возможность осуществлять влияние на объект и достигать поставленных целей. Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны. Они распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, и могут как укрепить, так и разрушить власть.
Существуют различные классификации оснований и ресурсов, в частности по сферам жизнедеятельности.
Классификация оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности
Сфера жизнедеятельности |
Основания |
Ресурсы |
Экономическая | Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д. | Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые |
Социальная | Социальные группы и слои, на которые опирается власть | Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика |
Силовая | Совокупность властных учреждений | Оружие, аппарат физического принуждения |
Юридическая | Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности | Конституция, законы, программные документы политических партий |
Культурно-информационная | Система организаций | Средства массовой информации, знание и информация, распространя-мые через учебные учре-ждения |
В последнее время в различных странах сформировались новые тенденции в развитии политической власти.
Новые тенденции в развитии политической власти |
|
В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.