Руководство
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Действительный государственный советник юстиции
Краснов
Игорь Викторович
Читать далее
Родился в 1975 г. в Архангельске.
Окончил Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «юриспруденция».
С 1997 г. работал в органах прокуратуры.
С 2006 по 2007 гг. – следователем центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В 2007 г. начал работать в Следственном комитете Российской Федерации. Являлся старшим следователем по особо важным делам при Председателе Следственного комитета РФ.
В апреле 2016 г. назначен заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
22 января 2020 г. по представлению Президента Российской Федерации В.В.Путина утвержден Советом Федерации на должность Генерального прокурора РФ.
Имеет государственные награды, в том числе: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2011 г.), Почетную грамоту Президента Российской Федерации (2014 г.).
Действительный государственный советник юстиции.
Воспитывает дочь.
Первый заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации
Государственный советник юстиции 2 класса
Разинкин
Анатолий Вячеславович
Читать далее
Родился в 1977 г. в Самарской области.
Окончил Московскую государственную юридическую академию.
С 1994 по 1999 г. работал в Научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
С 1999 г. занимал различные должности в органах прокуратуры (в том числе в Лефортовской межрайонной прокуратуре (г. Москва), прокуратуре г. Москвы).
В 2007 г. поступил на службу в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.
2015-2016 гг. – заместитель руководителя управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации.
2016-2018 гг. – заместитель руководителя Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации – руководитель контрольного управления.
2018-2020 гг. – заместитель руководителя Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации – руководитель контрольно-следственного управления.
2020-2021 гг. – заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.
14 октября 2021 г. назначен первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
Награжден государственными и ведомственными наградами.
Государственный советник юстиции 2 класса.
Заместители
Генеральная прокуратура Российской Федерации
-
Главное организационно-аналитическое управление
-
Аппарат Генерального прокурора Российской Федерации
-
Организационное управление
-
Информационно-аналитическое управление
-
Отдел документационного обеспечения
-
Главное управление кадров
-
Управление кадров центрального аппарата и территориальных органов прокуратуры
-
Управление по обеспечению единой кадровой политики в системе прокуратуры Российской Федерации
-
Отдел пенсионного обеспечения
-
Управление служебных проверок и профилактики коррупционных и иных правонарушений
-
Главное управление правовой статистики и информационных технологий
-
Управление информационных технологий
-
Управление правовой статистики
-
Отдел планирования и мониторинга цифровой трансформации
-
Организационно-аналитический отдел
-
Отдел информационной безопасности
-
Отдел документационного обеспечения
-
Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства
-
Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики
-
Управление по надзору за соблюдением прав граждан, интересов государства и общества
-
Управление по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних
-
Управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей
-
Управление по надзору за исполнением законодательства в экологической сфере
-
Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства на федеральной территории «Сириус» (с дислокацией в г. Сочи Краснодарского края)
-
Отдел по надзору за исполнением законов в сфере информационных технологий и защиты информации
-
Организационно-методический отдел
-
Отдел предварительного рассмотрения обращений
-
Отдел документационного обеспечения
-
Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью
-
Управление по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета Российской Федерации
-
Управление по надзору за следствием в Министерстве внутренних дел Российской Федерации
-
Управление по надзору за производством дознания и оперативно-разыскной деятельностью
-
Управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-разыскной деятельностью
-
Отдел документационного обеспечения
-
Главное управление по надзору за расследованием особо важных дел
-
Управление по надзору за расследованием уголовных дел в Следственном комитете Российской Федерации
-
Управление по надзору за расследованием уголовных дел в Следственном департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе судебных приставов
-
Отдел документационного обеспечения
-
Главное уголовно-судебное управление
-
Кассационно-надзорное управление
-
Управление по обеспечению участия прокуроров в апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции
-
Управление государственных обвинителей
-
Управление методико-аналитического обеспечения участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства
-
Управление документационного обеспечения
-
Главное гражданско-судебное управление
-
Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами гражданских, административных и арбитражных дел
-
Кассационно-надзорное управление
-
Апелляционно-кассационное управление
-
Организационно-аналитический отдел
-
Отдел документационного обеспечения
-
Главное управление международно-правового сотрудничества
-
Управление экстрадиции
-
Управление правовой помощи и правоохранительного содействия
-
Организационно-правовое управление
-
Отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления)
-
Управление по сопровождению международных споров
-
Отдел документационного обеспечения
-
Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры
-
Управление специального и технического обеспечения
-
Управление материально-технического и социального обеспечения
-
Управление капитального строительства и имущественных отношений
-
Финансово-экономическое управление
-
Отдел государственных закупок для обеспечения государственных нужд
-
Отдел нормативно-правового регулирования и организационно-аналитического обеспечения
-
Отдел документационного обеспечения
-
Управление взаимодействия со средствами массовой информации
-
Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции
-
Управление по рассмотрению обращений и документационному обеспечению
-
Управление физической защиты и обеспечения безопасности
-
Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний
-
Правовое управление
-
Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере
-
Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму
-
Управление по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса
-
Управление протокола
-
Первый отдел (на правах управления)
-
Отдел контрольно-ревизионной работы
-
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу (с дислокацией в г. Москве)
-
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (с дислокацией в г. Нижнем Новгороде)
-
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (с дислокацией в г. Новосибирске)
-
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу (с дислокацией в г. Санкт-Петербурге)
-
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (с дислокацией в г. Екатеринбурге)
-
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (с дислокацией в г. Хабаровске)
-
Главное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам (с дислокацией в г. Ессентуки Ставропольского края и в г. Ростове-на-Дону)
Генеральная Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, выполняет иные функции, установленные законодательством России. Относится к государственным военизированным организациям, имеющим право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие. Не относится ни к одной из ветвей власти.
Руководство Генеральной Прокуратуры России
Краснов Игорь Викторович
Генеральный прокурор РФ
Буксман Александр Эмануилович
Заместитель Генерального прокурора
Винниченко Николай Александрович
Заместитель Генерального прокурора
Гринь Виктор Яковлевич
Заместитель Генерального прокурора
Демешин Дмитрий Викторович
Заместитель Генерального прокурора
Зайцев Сергей Петрович
Заместитель Генерального прокурора
Захаров Алексей Юрьевич
Заместитель Генерального прокурора
Кикоть Андрей Владимирович
Заместитель Генерального прокурора
Лопатин Геннадий Борисович
Заместитель Генерального прокурора
Петров Валерий Георгиевич
Заместитель Генерального прокурора
Пономарев Юрий Александрович
Заместитель Генерального прокурора
Разинкин Анатолий Вячеславович
Заместитель Генерального прокурора
Ткачев Игорь Викторович
Заместитель Генерального прокурора
Шишкин Николай Анатольевич
Заместитель Генерального прокурора
25 марта 2020 года На очередном пленарном заседании Совета Федерации сенаторы приняли решение освободить заместителей генерального прокурора России Гулягина Юрия Александровича и Коржинека Леонида Геннадьевича от должностей на основании их личного заявления об отставке в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Ранее, в верхнюю палату российского Парламента поступили соответствующие представления президента РФ Владимира Путина.
22 января 2020 года Совет Федерации, на пленарном заседании, освободил Юрия Чайку от должности генерального прокурора РФ. В ходе голосования один сенатор высказался против освобождения Чайки от должности, еще один воздержался. Парламентарии поблагодарили Чайку за сотрудничество, а также вклад в укрепление законности в России. На должность генпрокурора России был назначен Игорь Краснов. За его кандидатуру сенаторы проголосовали единогласно.
20 января 2020 года Президент России внес на рассмотрение Совета Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета РФ Игоря Краснова на пост генерального прокурора страны. Кроме того, Владимир Путин предложил верхней палате парламента освободить действующего главу ведомства Юрия Чайку от должности в связи с переходом на другую работу.
17 января 1992 года После распада СССР, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Документом упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, а также положения о прокурорском надзоре, утверждён приоритет за соблюдением прав и свобод граждан. В результате преобразований ведомство окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
28 мая 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.
8 мая 1722 года Петр I подписал высочайший Указ «О должности Генерал-прокурора». Он устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского.
23 января 1722 года В соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. При создании нового органа императором ставилась задача уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония.
Генеральный прокурор издал приказ о распределении обязанностей между руководителями надзорного ведомства.
Согласно документу, вопросы деятельности управления Генпрокуратуры в Уральском федеральном округе будет курировать заместитель Краснова Игорь Ткачев.
Ранее заместителем генпрокурора в УрФО был Юрий Гулягин. Накануне Совет Федерации принял решение освободить его от должности по собственному желанию.
Также верхняя палата парламента освободила от должности Леонида Коржинека. Леонид Коржинек курировал в генпрокуратуре Главное уголовно-судебное управление и Главное гражданское судебное управление. Ранее Игорь Краснов издал приказ, согласно которому эти обязанности переходят к другому его заму — Виктору Гриню.
В число обязанностей первого зама генпрокурора Александра Буксмана будут входить вопросы деятельности главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса и взаимодействия с Администрацией Президента Российской Федерации.
Николай Винниченко будет курировать, в том числе, вопросы деятельности Главного управления международно-правового сотрудничества, управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, взаимодействия с правительством РФ.
В ведении Виктора Гриня — вопросы деятельности главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, главного управления по надзору за расследованием особо важных дел, главного уголовно-судебного управления, главного гражданско-судебного управления, управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.
Руководство Главной военной прокуратурой, вопросы прокурорского надзора в Вооруженных Силах РФ, взаимодействие с органами военного управления остаются в ведении Валерия Петрова.
Управление генеральной прокуратуры В ДФО вместо переведенного на Урал Ткачева возглавит зам Краснова Дмитрий Демешин. Заместители генпрокурора в Приволжском, Северо-Западном, Сибирском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах — Сергей Зайцев, Алексей Захаров, Николай Шишкин и Андрей Кикоть — остаются на своих постах.
Руководить управлением в Центральном Федеральном округе будет по-прежнему Юрий Пономарев. Также в его ведении — вопросы деятельности Главного управления кадров и правового управления.
Также в приказе Игоря Краснова расписано, кто из руководителей надзорного ведомства будет заменять своего коллегу в случае его временного отсутствия.
Так, установлена взаимозаменяемость заместителей генпрокурора Виктор Гринь — Юрий Пономарев и Николай Винниченко — Геннадий Лопатин. Обязанности главного военного прокурора на время отсутствия Валерия Петрова возлагаются на Юрия Пономарева.
Обязанности Александра Буксмана распределяются между Николаем Винниченко, Геннадием Лопатиным и Юрием Пономаревым.
В период временного отсутствия заместителей генпрокурора, руководящих управлениями в федеральных округах, рассмотрение вопросов, связанных с личным составом управлений и прокуратур субъектов РФ, внесением актов прокурорского реагирования, принятием неотложных процессуальных решений, будут осуществлять заместители главы надзорного ведомства “по направлениям деятельности согласно возложенным обязанностям либо на основании поручения Генерального прокурора Российской Федерации”, — отмечается в приказе Краснова.
Прокуратура Российской Федерации | |
---|---|
|
|
|
|
Общая информация | |
Дата создания |
12 (23) января 1722 17 января 1992 |
Предшественники |
Прокуратура РСФСР Прокуратура СССР |
Руководство | |
Генеральный прокурор Российской Федерации | Краснов Игорь Викторович |
Первый заместитель | Разинкин Анатолий Вячеславович |
Устройство | |
Штаб-квартира |
|
Сайт | http://epp.genproc.gov.ru |
Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 1992 год.
Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2006 год.
Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Петровке.
Прокурату́ра Росси́йской Федера́ции — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции[1].
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[2]. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления[3] и не относится ни к одной из ветвей власти[4]. Прокуратура Российской Федерации участвует в правотворческой деятельности в порядке, установленном статьей 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокуратура Российской Федерации относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие[5]. В прокуратуре предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба.
История
12 (23) января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть». Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
В ноябре 1917 года Советом народных комиссаров РСФСР был принят «Декрет о суде № 1», согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путём возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
- поддержание обвинения на суде;
- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Впервые на российскую прокуратуру полномочия по возбуждению уголовного преследования были возложены Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, вступившим в силу 1 июля 1922 года[6].
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которая получила право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
В июне 1933 года постановлением ЦИК и Совнаркома СССР принято решение об учреждении прокуратуры СССР[7], на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
- надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;
- надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
- общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.
Положение о прокуратуре СССР, принятое ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 года, определило правовой статус прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа и упразднило прокуратуру при Верховном суде СССР. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, президиуму ЦИК СССР и Совнаркому СССР. Нормативным актом образовывались военная и транспортная прокуратуры; закреплялись организационно-распорядительные полномочия Центрального аппарата прокуратуры СССР.
В течение 1920-х годов следственные отделы создавались при судах, наркоматах юстиции, военных трибуналах, а в 1928 году весь следственный аппарат в РСФСР был передан прокуратуре РСФСР. Позже, 5 ноября 1936 года постановлением СНК СССР «О структуре Прокуратуры Союза ССР» была утверждена новая структура советской прокуратуры. Согласно постановлению, следственные органы и их должностные лица были отделены от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в подчинение прокурора СССР; в составе прокуратуры СССР был создан следственный отдел[8].
Конституция СССР 1936 года установила, что высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами, их должностными лицами и гражданами СССР возлагается на прокурора СССР; аналогичную функцию на генерального прокурора СССР возложило Положение о прокурорском надзоре в СССР, принятое в мае 1955 года указом Президиума Верховного совета СССР.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад в связи с началом Великой Отечественной войны. Кроме того, указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Верховный Совет СССР в марте 1946 года принял Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым главным прокурором страны, назначенным на должность генерального прокурора СССР, стал К. П. Горшенин.
В ноябре 1979 года, после принятия конституции СССР 1977 года, был принят закон СССР о прокуратуре СССР, заменивший положение о прокурорском надзоре. Наряду с надзором за точным соблюдением законов новая конституция закрепила за прокуратурой полномочия по:
- борьбе с нарушениями законов об охране социалистической собственности;
- борьбе с преступностью и другими правонарушениями;
- расследованию преступлений в соответствии с уголовно-процессуальным законом;
- координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями
- участию в совершенствовании законодательства.
Статья 9 закона СССР о прокуратуре закрепило за генеральным прокурором СССР право законодательной инициативы и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета СССР.
После распада СССР, в январе 1992 года, был принят новый закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации». В принятом в 1992 году законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, закреплён надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплён принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. В соответствии с конституцией, прокуратура Российской Федерации является самостоятельным государственным органом, формально не входящим ни в одну из ветвей власти[4]. Вместе с тем статья о прокуратуре находится в главе 7 Конституции России «О судебной системе», с 5 февраля 2014 года именующейся «Судебная власть и прокуратура».
С 2011 года прокуратура Российской Федерации не осуществляет предварительное расследование уголовных дел, ранее отнесённых к подследственности прокуратуры уголовно-процессуальным законодательством и законом «О прокуратуре Российской Федерации» в первоначальной редакции, и не имеет в своём штате следователей. Функции по осуществлению предварительного расследования указанных уголовных дел были переданы Следственному комитету Российской Федерации (в 2007—2011 гг. — Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации), являющимся самостоятельным федеральным государственным органом.
Направления деятельности прокуратуры
Здание прокуратуры Свердловской области, Екатеринбург, март 2017 года
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов:
- федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
- органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
- судебными приставами,
- администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Другие направления деятельности прокуратуры:
- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами,
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
- международное сотрудничество,
- выпуск специальных изданий.
Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
Система и структура прокуратуры
Прокуратура в системе органов исполнительной власти.
Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и организаций, которая основывается на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят[9]:
- Генеральная прокуратура Российской Федерации
- Научные и учебные организации прокуратуры (в частности Университет прокуратуры Российской Федерации)
- Прокуратуры субъектов Российской Федерации
- Прокуратуры городов, районов и другие территориальные прокуратуры
- Военная прокуратура
- Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах, прокуратуры метрополитенов)
- Редакции печатных изданий прокуратуры
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации.
Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов Российской Федерации и иные приравненные к ним прокуроры (например военные прокуроры) назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с Советом Федерации. Прокуроры городов и районов и приравненные к ним, назначается генеральным прокурором РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрены следующие должности:
|
|
|
Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней не является процессуальным лицом.
Основные полномочия прокуроров
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.
Прокурор (или его заместитель):
- приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах;
- вносит представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной или материальной ответственности;
- обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
- объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан.
Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе вступить в дело в любой стадии процесса. В ходе судопроизводства прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, частное и надзорное представление (жалобу) на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.
Классные чины и воинские звания
Классные чины
Классные чины прокурорских работников — это личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре присваиваются следующие классные чины:
Младший начальствующий состав | Старший начальствующий состав | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Погоны к повседневной форме одежды |
|||||||
Классный чин | Младший юрист | Юрист 3 класса | Юрист 2 класса | Юрист 1 класса | Младший советник юстиции |
Советник юстиции | Старший советник юстиции |
Высший начальствующий состав | ||||
---|---|---|---|---|
Погоны к повседневной форме одежды |
||||
Классный чин | Государственный советник юстиции 3 класса |
Государственный советник юстиции 2 класса |
Государственный советник юстиции 1 класса |
Действительный государственный советник юстиции |
Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию и имеющим высшее юридическое образование. Прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3 класса.
С 2014 года лица, не имеющие высшего образования, не могут быть приняты на должности прокурорских работников.
В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научные и педагогические работники.
Воинские звания
Прокурорские работники, проходящие службу в органах военной прокуратуры, имеют статус военнослужащих. Таким работникам в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» присваиваются воинские звания.
Служебное оружие
На основании ст. 45 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры имеют право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[10].
Награды
Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 10 января 2007 года № 1 «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „Почётный работник прокуратуры Российской Федерации“», от 2 февраля 2007 г. № 107-к «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „За безупречную службу“» и от 06 апреля 2007 года № 393 «О наградах прокуратуры Российской Федерации» были учреждены ведомственные награды прокуратуры Российской Федерации[11]:
Медаль | Название | Дата учреждения |
---|---|---|
|
Знак отличия «За верность закону»[12] трёх степеней — I, II, III степени |
6 апреля 2007 |
|
Медаль «За взаимодействие»[12] | 6 апреля 2007 |
|
Медаль «Ветеран прокуратуры»[12] | 6 апреля 2007 |
|
Нагрудный знак «Почётный работник прокуратуры Российской Федерации»[13] | 10 января 2007 |
|
Нагрудный знак «За безупречную службу»[14] | 2 февраля 2007 |
|
Медаль «290 лет прокуратуре России»[15] | 25 ноября 2011 |
Медаль Руденко[16] | 18 марта 2015 |
Присяга прокурора
Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
— свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;
— непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора;
— активно защищать интересы личности, общества и государства;
— чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;
— строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
— постоянно совершенствовать своё мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», статья 40.4
Руководство
Генеральный прокурор
- Краснов Игорь Викторович — генеральный прокурор.
Первые заместители
- Разинкин Анатолий Вячеславович — первый заместитель генерального прокурора.
Заместители
- Винниченко Николай Александрович
- Городов Пётр Петрович
- Демешин Дмитрий Викторович
- Зайцев Сергей Петрович
- Захаров Алексей Юрьевич
- Кикоть Андрей Владимирович
- Лопатин Геннадий Борисович
- Петров Валерий Георгиевич
- Пономарёв Юрий Александрович
- Ткачёв Игорь Викторович
- Шишкин Николай Анатольевич
Численность
Указом Президента Российской Федерации от 07.11.2022 № 802 установлена общая штатная численность органов прокуратуры Российской Федерации в количестве 54 198 единиц, в том числе органов военной прокуратуры в количестве 3583 единиц, из них военнослужащих в количестве 2418 человека, гражданского персонала — 1165 человек).
Образование
- Университет прокуратуры Российской Федерации (б. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации) (г. Москва);
- Филиалы Университета в городах Санкт-Петербург, Иркутск, Казань, Симферополь, Владивосток;
- Институт прокуратуры УрГЮУ;
- Институт прокуратуры МГЮА;
- Институт прокуратуры СГЮА.
Научная деятельность
- НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации (г. Москва)
См. также
- Список глав прокуратур субъектов Российской Федерации
- Следственный комитет Российской Федерации
- Военная прокуратура Российской Федерации
- День работника прокуратуры (Россия)
- Правоохранительная служба
- Военная служба
Примечания
- ↑ Статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации Архивная копия от 16 ноября 2007 на Wayback Machine»
- ↑ Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации Архивная копия от 16 ноября 2007 на Wayback Machine».
- ↑ Статья 4 Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации Архивная копия от 16 ноября 2007 на Wayback Machine»
- ↑ 4,0 4,1 В. Д. Зорькин, Л. В. Лазарев. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2010: «Из содержания Конституции следует, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти»
- ↑ Федеральный закон от 13 ноября 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 12 сентября 2017 года.
- ↑ Постановление ВЦИК от 25 мая 1922 г. «Об Уголовно-процессуальном кодексе»
- ↑ Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 20 июня 1933 года. Об учреждении Прокуратуры Союза ССР. (Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 20.VI.1933 г.).
- ↑ Следственный комитет РФ. Досье. ТАСС. Дата обращения: 11 августа 2021. Архивировано 11 августа 2021 года.
- ↑ Структура Архивная копия от 27 января 2013 на Wayback Machine Генеральная прокуратура Российской Федерации
- ↑ ст. 45 Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров. Дата обращения: 18 января 2017. Архивировано 31 января 2017 года.
- ↑ Награды прокуратуры Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 января 2012. Архивировано 24 декабря 2011 года.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Приказ Генпрокурора РФ от 6 апреля 2007 г. № 393-к «О наградах прокуратуры Российской Федерации»
- ↑ Приказ Генерального прокурора РФ от 10 января 2007 года № 1 «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „Почётный работник прокуратуры Российской Федерации“»
- ↑ Приказ Генерального прокурора РФ от 2 февраля 2007 г. № 107-к «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „За безупречную службу“»
- ↑ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 415 «Об учреждении медали прокуратуры Российской Федерации „290 лет прокуратуре России“». Дата обращения: 2 августа 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Учреждена награда прокуратуры Российской Федерации «Медаль Руденко». Дата обращения: 2 августа 2015. Архивировано 30 декабря 2018 года.
Литература
- Звягинцев А. Г. Прокуратура России. От истоков до наших дней. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 728 с. — ISBN 978-5-373-00927-0.
- Филатенков, М. В. Прокуроры России: 295 лет на страже Закона / М. В. Филатенков, О. В. Ломоносова, Д. А. Карнажицкий [и др.] ; рук. пр-та М. Е. Гриднева. — М. : Граница, 2016. — 240 с. — ISBN 978-5-94691-896-1.
Ссылки
- Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации
- История органов прокуратуры
- Руководство Генеральной прокуратуры Российской Федерации
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»