Gfm battery charger 8 amp инструкция по применению

COSLIGHT

СТАЦИОНАРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ СЕРИИ GFМ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

ТО – 3481 – 058 – 11473901 — 2007

2V, элементы GFM…Z

12V — моноблоки 6-GFM…C,X , 6-GFM

Coslight Technology International Group Limited

Harbin Coslight Storage Battery Co., Ltd.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение 2
  2. Основные параметры аккумуляторов серии GFM 3

Аккумуляторные элементы, 2V, GFM…Z 3

Аккумуляторные моноблоки, 12V, 6-GFМ…С,Х и 6-GFM 4

  1. Технические данные 5
  2. Зарядные характеристики 6

4.1 Аккумуляторные элементы, 2V, GFM…Z 6

4.1.1.Эксплуатация в буферном режиме 6

4.1.2.Эксплуатация в циклическом режиме 7

4.1.3.Дополнительный заряд 8

4.2 Аккумуляторные моноблоки, 12V, 6-GFM…C,X, 6-GFM 8

4.2.1.Эксплуатация в буферном режиме 8

4.2.2.Эксплуатация в циклическом режиме 9

4.2.3.Дополнительный заряд 9

5. Разрядные характеристики 10

5.1. Разрядные характеристики аккумуляторных элементов

2V, GFM…Z . ………………………………………………… 10

5.2. Разрядные характеристики аккумуляторных моноблоков

12V, 6-GFM…C, X ………………………………………………….. 11

5.3. Разрядные характеристики аккумуляторных моноблоков

12V, 6-GFM …………………………………………………… 12

  1. Саморазряд 15
  2. Срок службы 16
  3. Порядок приемки 16
  4. Требование безопасности 16
  1. Монтаж 17
  2. Уход 17
  3. Гарантии поставщика 18

14. Приложение 1. Значения внутреннего сопротивления и токов короткого замыкания аккумуляторов и моноблоков GFM………………………………… …………………19

15. Приложение 2. Разрядные характеристики аккумуляторов и моноблоков GFM при конечном напряжении 1.75В и 1.70В …….………………………………….…….20 -22

— 1 –

1.ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция распространяется на стационарные герме­тизированные свинцово-кислотные аккумуляторные элементы и моно­блоки серии GFM (технологии AGM), в дальнейшем именуемые аккумуляторы, производст­ва «Харбинского аккумуляторного завода «Кослайт» («Harbin Coslight Storage Co., Ltd.»), одного из дочерних предприя­тий «Международной технической группы «Kослайт»»(«Coslight Technology International Group Limited»).

Аккумуляторы предназначены для использования в качестве источ­ников постоянного тока в установках бесперебойного электропитания предприятий связи, систем телекоммуникации или в составе другого технологического оборудования на объектах связи, энергетики и других отраслях промышленности.

Аккумуляторы предназначены для эксплуатации в закрытых поме­щениях с естественной вентиляцией, в том числе в помещениях с техно­логическим оборудованием и обслуживающим персоналом.

Аккумуляторы предназначены для установки на стеллажах или в спе­циальных батарейных шкафах. Так как аккумуляторы не содержат электролит в жидком состоянии, допускается установка аккумуляторных элементов в горизонтальном положении при вертикальном расположе­нии пластин. Помещения с работающими аккумуляторами не требуют принудительной вентиляции.

Аккумуляторы поставляются предприятием — изготовителем в заря­женном состоянии, заполненными электролитом и готовыми к эксплуа­тации.

Аккумуляторы не требуют доливки воды и предназначены для рабо­ты в исходном состоянии на протяжении всего срока службы.

Аккумуляторы снабжены системой рекомбинации газа, клапанами для обеспечения выпуска газа при превышении внутреннего давления газа в аккумуляторе выше допустимого.

Аккумуляторы отвечают требованиям взрыво-пожаробезопасности.

Производство «Кослайт» сертифицировано в соответствии с системой качества ISO 9001. Продукция получила сертификат соответствия «Гос­стандарт России», «Сертификат связи», заключение о пожаровзрывобезопасности ВНИИПО МЧС РФ, санитарно-эпидемиологическое заключение РФ и прошла сертификацию СЕ (Евросоюз), UL США,BS Англии и TUV Германии.

— 2 —
2.ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АККУМУЛЯТОРОВ СЕРИИ GFM

АККУМУЛЯТОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, 2V, GFM-200…3900Z

Тип аккумулятора Номинальная емкость (А*час) Габариты (мм) Вес (кГ) Кол-во борнов Схема расположения полюсов
Длина

( L )

Ширина

( B )

Высота

( h )

Монтажная высота (Н)
GFM-200Z С10 = 200 92 178 362 370 14 2 А1
GFM-260Z С10 = 260 117 178 362 370 16 2 А1
GFM-300Z С10 = 300 134 178 362 370 19.5 2 А1
GFM-400Z С10 = 400 164 179 362 370 25.5 2 А1
GFM-500Z С10 = 500 205 179 362 371 31.5 4 А2
GFM-600Z С10 = 600 234 180 363 371 46 4 А2
GFM-800Z С10 = 650 318 179 369 382 54 4 А2
GFM-1000Z С10 = 1000 417 179 369 379 74 8 А3
GFM-1300Z С10 = 1300 513 182 369 379 89 8 А3
GFM-1600Z С10 = 1600 334 358 371 381 112 8 А4
GFM-2000Z С10 = 2000 425 358 371 381 145 8 А4
GFM-2600Z С10 = 2600 518 357 371 381 175 16 А5
GFM-3000Z С10 = 3000 616 358 371 381 220 16 А5
GFM-3900Z С10 = 3900 740 358 371 381 263 16 А5

Схема расположения полюсов аккумуляторов GFM – 200 …3900Z

А1 А2 А3 А4 А5

— 3 –

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АККУМУЛЯТОРНЫХ МОНОБЛОКОВ 12V, 6-GFM…C,X , 6-GFM

Тип аккумулятора Номинальная емкость (А*час) Габариты (мм) масса ( кг ) Кол-во борнов Схема расположения полюсов
Длина

( L )

Ширина

( B )

Высота

( h )

Монтажная высота (Н)
6 – GFM …C , 12 V моноблоки , срок службы 10 лет
6-GFM-38С 38 196 165 170 170 17.0 2 В2
6-GFM-50С 50 257 166 172 205 21.5 2 В3
6-GFM-65С 65 355 167 178 178 26.5 2 В3
6-GFM-80С 80 317 172 220 220 33.5 2 В3
6-GFM-100С 100 407 174 216 227 37.0 2 В3
6-GFM-120С 120 407 172 220 220 51.0 2 В4
6-GFM-160С 160 497 259 224 247 65.5 2 В4
6-GFM-200С 200 259 497 249 249 72.5 2 В4
3-GFM-155С 155 282 177 262 285 29.0 2 В4
6-GFM …X 12V моноблоки срок службы 10 лет
6-GFM-38Х 38 275 104 212 214 16.0 2 В5
6-GFM-50Х 50 275 104 275 277 20.5 2 В5
6-GFM-65Х 65 350 125 224 226 40.0 2 В5
6-GFM-100Х 100 528 125 230 232 38.0 2 В5
6-GFM-100X/A 100 520 108 263 264 39.0 2 B5
6-GFM-100Х/B 100 393 108 285 287 35.0 2 B5
6-GFM-120X 120 528 105 318 323 48.0 2 B5
6-GFM-125Х 125 528 125 280 282 48.5 2 В5
6-GFM-150Х 150 528 125 280 316 55.5 2 В5
3-GFM-200Х 200 275 147 340 345 37.0 2 В5
6-GFM. 12V моноблоки , срок службы 5 лет
6-GFM-26 26 165 125 180 182 9,7 2 В1
6-GFM-38 38 196 165 177 188 13.6 2 В1
6-GFM-50 50 260 133 202 204 17.5 2 В2
6-GFM-65 65 322 167 170 175 21.8 2 В3
6-GFM-80 80 343 172 217 227 28.0 2 В3
6-GFM-100 100 377 174 217 227 34.5 2 В3
6-GFM-120 120 407 174 216 227 38.5 2 В3
6-GFM-150 150 497 203 227 249 52.5 2 В4
6-GFM-200 200 497 259 224 247 68.0 2 В4

AGM (Absorbent Glass Mat) — один из видов свинцово-кислотных аккумуляторов являющийся разработкой предприятия Gates Rubber Company (США). Впервые появился в 70-х годах прошлого века. Относится к классу необслуживаемых. Изготовлен с применением стекловолоконного сепаратора, находящегося между пластинами.

Отдельно поговорим про терморазгон и гибридные токи, BEM код, про возможности «прикуривания» такого источника питания и других нюансах эксплуатации.

АГМ батареи отличаются наличием внутри абсорбированного электролита, что позволяет добиться лучших характеристик в сравнении со стандартными — жидкостными типами аккумуляторов.

Простыми словами, между пластинками изделия находятся так называемые «маты-промокашки» из стекловолокна. В них и впитывается электролитический состав.

В остальном AGM ничем не отличаются от классических аккумуляторных батарей. Они имеют такие же характеристики, аналогичный состав электролитической жидкости и пластин.

По сути, это привычные свинцово-кислотные АКБ, но с особым подходом к размещению электролита между пластинами и поэтому тут есть свои особенности зарядки.

К чему приводит неправильная зарядка

Ошибки в зарядке АКБ AGM типа могут привести к негативным последствия. Это легко объяснить.

Сопротивление таких батарей внутри матов отличается, поэтому ток заряда в машине (даже при контроле с помощью BMS) чрезмерно возрастет. При этом в батарее возможно появление участков сильного перегрева.

Вода, которая находится возле таких участков, будет испаряться, а «лишний» ток, который не участвует в зарядке, активирует электролиз.

Если продолжать процесс неправильной зарядки, корпус AGM аккумулятора перегревается, становится более мягким и «набухает». С батареи выходят пары электролитической жидкости, пробивающиеся через клапаны.

Если своевременно не увидеть эту проблему, аккумулятор разрушится, а сама машина может загореться.

Кроме того, после такого нагрева необходимо много времени на охлаждение источника питания. Окислительные процессы «минусовых» пластин продолжаются и после выключения зарядки.

В дальнейшем можно попробовать применить процесс восстановления, но ждать хорошего результата не стоит. Чаще всего AGM аккумулятор приходится менять.

Что такое терморазгон и почему его стоит бояться при зарядке AGM аккумулятора

Термин «тепловой разгон аккумулятора» подразумевает процесс, который происходит в процессе зарядки. Частично он описан выше.

Его суть в том, что при повышении температурных показателей электролитической жидкости возрастает и зарядный ток. Если ничего не предпринять, может подняться до уровня критических значений.

При работе батареи имеет место электролиз с выделением Н2 и О2. В обычном режиме лишние газы выходят через предназначенные для этого отверстия в крышках.

Результатом является выделение тепла и нагрев электролитического состава, уменьшение его сопротивления и увеличение тока заряда.

Итогом является еще большая скорость выделения Н2 и О2. Иными словами, ситуация усугубляется и ведет к аварии.

Вероятность теплового разгона повышается при сочетании таких факторов:

  1. Дефицит электролита в АКБ.
  2. Естественный износ активной части электродов.
  3. Увеличение напряжения заряда по отношению к номинальному параметру.
  4. Повышение температуры в подкапотном пространстве.
  5. Увеличение нагрузки на аккумулятор в процессе эксплуатации и другое.

В результате теплового разгона температурные показатели батареи резко увеличиваются, что может привести к появлению дыма и короткого замыкания. Кроме того, батарея может банально взорваться из-за реакции О2 и Н2.

Какие ЗУ можно использовать для зарядки

AGM аккумуляторы могут заряжаться простым ЗУ при условии увеличения их емкости с 75 до 100 процентов.

В случае глубокого разряда для восстановления необходимо использовать только автоматические ЗУ с двумя режимами: заряд и буферный (хранение).

Важно покупать устройства с особым управлением, которые походят для зарядки AGM. При этом предпочтение стоит отдавать девайсам с 3-ступенчатой зарядкой.

Поэтому при отсутствии опыта лучше выбирать автоматические аналоги.

Если говорить о конкретных моделях, стоит выделить следующие:

  1. Вымпел 57. Работает на принципе снижения тока по методу постоянного напряжения. Минус в том, что в конце заряда ток падает к минимальному параметру.
  2. Вымпел 55 или 37.
  3. Кулон 912 — оптимальный вариант для AGM батареи. Главное разобраться в настройках, чтобы не допустить вскипания электролита.
  4. Союз ВС-1207А — также в нашем случае подходит.
  5. Lavita Может применяться для зарядки, но нужно быть внимательным при выборе типа настройки.
  6. Аврора Сринт 6 и другие.

Выбор достаточно широк, но при покупке нужно уточнять возможность зарядки АГМ аккумулятора таким устройством и отдавать предпочтение автоматическим ЗУ импульсного типа.

Читайте также:

Как правильно заряжать

Зарядку AGM необходимо выполнять только в обычных условиях и с применением специального ЗУ. Для начала открутите пробки и проверьте влажность стекломатов. Важно, чтобы из них не вышел электролит.

Кроме классических методов контроля зарядки нужно учесть ряд моментов:

  1. Напряжение заряда должно быть не выше 14,4 В (при температуре воздуха в помещении выше 250С, а если температура ниже, можно выставить 14.7 вольт).
  2. Ток зарядки — более 1/10 от номинальной емкости. При этом важно проверять температуру батареи.

Если в процессе заряда обнаруживается перегрев батареи, процесс необходимо срочно остановить, чтобы позволить смешаться двум электролитам — получившему «заряд» и новому. Они имеют разное сопротивление, что может привести к проблемам.

На зарядку AGM аккумулятора с глубоким разрядом может уйти до двух-трех дней до того, как источник питания начнет принимать нужный заряд.

Если при выполнении работ какая-то из банок сильно нагревается, это может свидетельствовать о поломке. При этом напряжение также подскачет.

Если после отключения ЗУ U упадет, значит, придется менять аккумулятор на новый из-за повреждения пластин.

В дальнейшем важно следовать нескольким правилам:

  1. Не перегревайте AGM батарею.
  2. Старайтесь не допускать разрядки ниже 12.1 В.
  3. При использовании ЗУ на сильно разряженной АКБ следите за температурой, чтобы избежать термического разгона.

У многих, после прочтения изложенной выше инструкции, может возникнуть мысли про целесообразность приобретения такого АКБ, однако не все так плохо как может показаться на первый взгляд, но про это ниже.

Читайте также:

Инструкция по безопасной зарядке аккумуляторов Varta AGM

Сразу отметим, что не все аккумуляторы Varta поддерживают технологию AGM.

К интересующей группе можно отнести следующие модели:

  1. ProMotive AGM — высококлассные АКБ, предназначенные для коммерческого транспорта. Способны выдерживать большую нагрузку. Имеет увеличенный срок службы, устойчивы к вибрации и подходят для монтажа в хвосте рамы.
  2. Sylver Dynamic AGM — источник питания для легковых машин с системой «Старт-Стоп». Отличается большой силой тока, повышенной емкостью и способностью к переработке.
  3. Powersports Active, Powersports, Powersports High Perfomence — аккумуляторы для двухколесного транспорта, отличаются высокой производительностью и сразу готовы к работе.

Важно понимать, что начальная зарядка новой АКБ Varta всегда рекомендуема, так как она заряжена не более 80%, но использовать быструю зарядку завод изготовитель не рекомендует.

Выбирая между ручной и автоматической зарядкой, лучше отдавать предпочтение второму варианту с контролируемым напряжением.

Дополнительные рекомендации:

  1. Используйте ЗУ с возможностью корректировки тока и напряжения, имеющие U, равное 2,6 В на ячейку.
  2. Зарядный ток не рекомендуется превышать больше 10% от емкости АКБ.
  3. Потенциал разомкнутой цепочки после заряда должен составлять где-то 2,13-2,14 В на ячейку.
  4. На получение 0,1 В необходимо потратить около часа.
  5. Запрещена зарядка замерзших AGM батарей или разогретых более 45 градусов.
  6. Максимальное напряжение — 14,4 – 14.8 В. Дальше оно уменьшается до 13.8 В (смотрите график ниже).

Для зарядки подключитесь к «плюсу» и «минусу» с учетом полярности и включайте ЗУ только после полного подсоединения.

После завершения процесса отключите ЗУ. При этом остановите зарядку, если АКБ сильно перегрелся, или начало «выдавливать» электролит.

В помещении, где выполняется работа, должна быть хорошая вентиляция.

Для проверки необходимо использовать мультиметр / вольтметр.

Замерьте уровень заряда:

  • 13 В — 100%;
  • 12,8 В — 75%;
  • 12,5 В — 50%;
  • 12,2 В — 25%;
  • меньше 12 В — 0%.

Выбираемый ток заряда должен составлять 10% от емкости АКБ. К примеру, для источника питания на 60А*ч зарядный ток равен 6 А.

Читайте также:

Инструкция по безопасной зарядке аккумуляторов Exide AGM (VRLA)

В аккумуляторах Exide изготовленных по технологии AGM (VRLA) предусмотрено 4 режима зарядки при разных условиях эксплуатации: D1, D2, D3 и D4.

Самый оптимальный из них — D1, остальные применяются при глубоком разряде или для быстрой зарядки, что не сильно приветствуется производителем.

D1. Подходит для нового аккумулятора. Тут, как говорится, классика жанра. Сначала идет зарядка стабилизированным постоянным током 10-20А до тех пор, пока U не достигнет 14.4 В.

Затем идет зарядка стабилизированным U 14.4 В без ограничений по току до тех пор, пока I зарядки не опуститься за значение 2% от емкости АКБ.

На завершающем этапе в течении последних 2 часов зарядка происходит постоянным током 2% от емкости без ограничений по напряжению, к примеру для 60 А*ч, это будет 1.2 ампера. Т.е. АКБ сама решает сколько напряжения ей необходимо.

D2. Зарядка на холостом ходу. Не применяется для глубоко разряженных АКБ.

Подразумевает использование U только 13.8 В на протяжении всей зарядки.

Не исключает применения метода D1 хотя бы 1 раз в 30 дней.

D3. Быстрая зарядка. Не рекомендуется для частого применения. Противопоказан для глубоко разряженных АКБ.

Подразумевает на протяжении 60 минут выполнять зарядку током 50% от емкости батареи при U не превышающем 15 вольт.

D4. Для глубоко разряженных батарей с U менее 12.1 вольт. Не отличается от D1 за исключением того, что второй этап (зарядка стабилизированным U 14.4 В без ограничений по току) продолжается 48 часов.

При зарядки любым из вышеперечисленных методов температура АКБ не должна превышать 500С.

Обратите внимание, что на некоторых AGM аккумуляторах параметры зарядки, которые нельзя превышать, указаны прямо на корпусе. Это и максимально допустимый зарядный ток, и напряжение. От этого и исходите.

Эти данные также можно найти в прилагаемой инструкции или на официальном сайте производителя.

Ниже мы рассмотрим еще три способа зарядки рассматриваемых нами АКБ.

Время полного заряда АКБ можно рассчитать по формуле.

Зарядка в одну ступень

Является ускоренным вариантом, предусматривается для восстановления заряда, рекомендуется для источников питания, имеющих заряд не ниже 75%.

При двух и трех ступенчатом цикле такой девайс не позволяет плавно менять и регулировать параметры.

Здесь буферный режим не предусматривается заряд происходит в оптимальном режиме.

Зарядка в две ступени

Такой вариант рекомендуется большей частью производителей. Главные плюсы — экономия по времени и сохранение характеристик.

Суть состоит в прохождении двух этапов:

  1. Заряд. Уровень тока —1-3% от емкости АКБ, а напряжение в пределах 14.2-14.4 В.
  2. Буферный. Здесь ток не более 1% от емкости, а напряжение — от 13,2 до 13,6 В. Важно понимать, что выше 13,8 В начинается газообразование внутри батареи.

Читайте также:

Заряд в три ступени

В этом случае используется три промежутка.

Особенности:

  1. Базовый этап. Изменение U в пределах от 14,2 до 14,4 В. Ток — от 25 до 35% от емкости (указывается на корпусе аккумулятора).
  2. Накопление. В этом случае напряжение — 14,4 В, а ток — 1% от величины А*ч.
  3. Буферный. Здесь параметры U и I составляют 13,8 В и 1% от емкости.

Для реализации такого метода необходимо применение устройства на микропроцессорах с возможностью плавного изменения токовых и U характеристик.

При этом время выбирается индивидуально после изучения инструкции к зарядному.

Не рекомендуется превышение температуры батареи более 500С.

С учетом сказанного видно, что зарядка AGM аккумулятора происходит токами, которые мало отличаются от тех, что актуальны для стандартных устройств.

Следовательно, все мифы о необходимости применения гибридных токов, так и остаются таковыми.

Напряжение заряженного AGM аккумулятора

При выполнении зарядки запрещено превышать параметры, которые указаны в приведенной выше инструкции. Это может привести к увеличению температуры свыше 45 градусов Цельсия.

С учетом этой особенности нельзя проводить «реанимационные» процедуры, если воздух в месте зарядки прогрет свыше 30 градусов Цельсия.

Напряжение на полностью заряженном АКБ не должно быть больше 14,4 В. Заряжать до более высоких параметров не рекомендуется из-за запуска опасных процессов электролиза.

Последние могут привести к выделению газов и уходу жидкости из устройства. При этом активное испарение воды снижает ресурс АКБ и ее способность справляться с большими зарядами.

Меры безопасности при зарядке

Перед зарядкой батареи необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации ЗУ и разобраться с особенностями его применения.

Кроме указанных в инструкции рекомендациям, необходимо следовать еще ряду советов:

  1. Всегда используйте защиту для лица и кожи рук.
  2. Выполняйте работу только при хорошей вентиляции.
  3. Проверьте провода, которые подключаются к батарее. Важно, чтобы они не были повреждены или изношены.
  4. Проверяйте вентиляционные отверстия, чтобы в них не было ничего лишнего.
  5. Не пытайтесь заряжать замерзшую или поврежденную АКБ.
  6. Соедините провода ЗУ с батареей с учетом полярности. Важно не перепутать «плюс» и «минус».
  7. Всегда отключайте ЗУ перед отсоединением провода от АКБ, чтобы избежать искрения.
  8. При нахождении во время зарядки AGM АКБ в машине подключите «минус» к корпусу мотора, играющего роль заземления. При этом убедитесь, что зажигание и электроприборы отключены. Если мотор имеет «плюсовое» заземление, соедините «плюс» с корпусом.
  9. Поставьте таймер сразу после пуска ЗУ и поднимайте параметр тока до нужного показателя (при ручной регулировке).
  10. В случае сильного нагрева батареи уменьшите ток заряда или отключите ЗУ от сети.

Дополнительные меры безопасности можно найти в мануале к применяемому АКБ и зарядному устройству.

Инструкция по применению зарядного устройства Вымпел 55

ЗУ «Вымпел 55» — девайс, предназначенный для зарядки лодочных, тяговых, стартерных и других видов АКБ. Он легко справляется с щелочными, кислотными (в том числе AGM) и литиевыми батареями.

Устройство может работать в автоматическом и ручном режиме с максимальным напряжением до 18 В. Также имеется возможность регулировать силу зарядного тока, менять напряжение и выбирать алгоритм зарядки.

Устройство может применяться только внутри помещений, ведь соответствует степени защиты IP20.

Для удобства рассмотрим варианты заряда AGM аккумуляторов по отдельности, чтобы избежать ошибок.

Зарядка в автоматическом режиме. Для начала необходим выбрать и настроить подходящий профиль. При этом убедитесь, что ЗУ отключено от источника питания.

Выберите профиль, для этого выполните следующие действия:

  1. Подключите зарядное устройство к сети переменного тока и включите переключатель Сеть.
  2. Выберите профиль или внесите изменения.
  3. Установите алгоритм заряда с учетом графика работы.
  4. Выставьте оптимальное напряжение с учетом таблицы и паспорта батареи. Так, для AGM этот параметр должен быть от 14,1 до 14,4 В.
  5. Выставьте ток с учетом вида и емкости заряжаемого АКБ. Если это необходимо, настройте таймер.
  6. Выключите прибор от 220 В.

Алгоритмы работы.

1.

2.

3.

4.

5.

Подробную инструкцию читайте тут.

Нужно ли использовать гибридные токи

Такой вопрос впервые появился применительно к гелевым аккумуляторам, в которых действительно нужно менять напряжение с учетом уровня заряда АКБ.

Особенность в том, что у некоторых АГМ аккумуляторов предусмотрен еще режим хранения (буферный), где принцип заряда немного отличается. Как это происходит, рассматривалось выше.

Что такое BEM код или как правильно проводить замену AGM аккумулятора

На оригинальных аккумуляторах AGM, которые есть только у дилеров той или иной марки авто (в свободной продаже их нет), можно увидеть стикер с нанесёнными QR и BEM кодами. Последний расшифровывается как Battery Energy Management.

В нем зашифрован каталожный номер, в котором содержатся сведения о заводе-изготовителе и виде батареи, ее уровне заряда и возрасте.

Схожая система работает и у других производителей, к примеру у BMW происходит регистрация замены АКБ.

Там тоже предусмотрен оригинальный каталожный номер в виде буквенно-цифрового кода, который нужно ввести при замене.

Но такая особенность характерна только для «оригинальных» дилерских батарей, но это не значит, что при установке АКБ другого производителя ничего работать не будет.

Если аккумуляторная батарея соответствует параметрам производителя и это видит компьютер (ЭБУ) машины, то проблем не будет.

Возможна ситуация, когда замена аккумулятора производится без обновления данных в системе и такую манипуляцию реально провести без риска для бортовой сети.

Что касается автомобилей Ауди, то:

  1. Если после установки нового АКБ не удается ввести код, в системе не будет сведений о замене источника питания.
  2. При наличии упомянутых выше затруднений, информация о состоянии батареи не будет соответствовать установленным значениям, но в дальнейшем система сама определяет состояние АКБ с учетом текущей ситуации: тока стартера, напряжения батареи, тока заряда.

Самостоятельная замена без прописывания данных может привести к временному отключению некоторых потребителей, к примеру, подогрева кресел или кондиционера.

После полноценного сканирования всех датчиков электронной системой и на основе анализа полученных данных (напряжение, сила тока и т.д.) все начинает работать в штатном режиме.

Но, как заявляют производители, на такой анализ уходит определенной время, в среднем около 4 часов. Этого достаточно, чтобы состояние АКБ было полностью изучено.

При этом на корейских авто без ввода кода ряд функций тоже временно ограничивается. Во избежание трудностей лучше все-таки ввести данные батареи в ходе ее замены.

Почему не стоит заводить авто с AGM батареей методом прикуривания

Распространенная ситуация зимой, когда при разрядке АКБ мы прикуриваем машину от батареи другого автомобиля.

В случае с АГМ так делать нельзя. Разрядка источника питания может свидетельствовать о его поломке, к примеру, из-за внутреннего КЗ.

Это значит, что серная кислота вытекла из пространства между пластинами, и осталась только вода.

В связи с неполным перемешиванием электролита в банках AGM аккумулятора, сопротивление внутри матов разряженной батареи разное.

В дальнейшем она начнет кипеть, а ток, который перестал «поглощаться» становится лишним и закусает процесс электролиза, а к чему это приведет вы уже читали выше в разделах «К чему приводит неправильная зарядка» и «Что такое терморазгон», повторятся не будем.

Читайте также:

Особенности зарядки AGM АКБ мотоциклов

Для мотоциклов используются герметизированные аккумуляторы. На них должно указываться напряжение, которым необходимо заряжать устройство.

Также имеется два режима, которые можно использовать при зарядке: постоянный или циклический.

Сделайте следующее:

  1. Включите зарядное устройство.
  2. Установите напряжение, указанное на изделии, к примеру, 14,1 В.
  3. Выставьте ток от 0,5 до 1 А.
  4. Включите питание и ждите завершения зарядки.

Такой же алгоритм можно использовать и для других AGM аккумуляторов. Главное — следовать инструкции и не превышать параметры, указанные производителем.

Теперь поговорим про общие аспекты связанные с AGM аккумуляторами, многим они будет интересны.

Читайте также:

Про технологию

Конструктивно классический АКБ представляет собой внешнюю оболочку, разделенную внутри на секции. В каждую из секторов заливается подготовленный электролит соответствующей плотностью.

Внутрь погружаются пластины, которые делятся на сепараторы с помощью специального пластика. При этом между «+» и «-» появляется потенциал.

В AGM-технологии между пластинами находится стекловолоконный наполнитель, который и напитан электролитам.

При этом поры материала не полностью вымачиваются. Остается также ряд пустых полостей, необходимых для рекомбинации газов.

С позиции химической составляющей батарея AGM аналогична классическим источникам питания, но с небольшими изменениями в конструкции (о них упоминалось выше).

Кроме того, АМГ устройства делаются в виде плоской или спиральной конфигурации.  Последний вариант изготавливается только в Северной Америке, а второй также выпускается в ЕС.

Применение элементов в виде спирали позволяет добиться большей площади контакта, что позволяет выдавать больший ток и быстрей принимать заряд. При этом уменьшается емкость АКБ, что считается недостатком.

Получается, что зарядный / разрядный ток отличается с учетом технологии изготовления.

АКБ с плоской формой компонентов имеют много общего с аккумуляторами стандартного типа, а вот спиральная версия в этом отношении больше отличается.

Плюсы и минусы AGM аккумулятора

Анализируя особенности технологии, необходимо учитывать преимущества и недостатки AGM аккумуляторов.

Преимущества

Недостатки

Повышенная стойкость к вибрации.

Отсутствие возможности менять плотность электролита или заливать новую жидкость. Причиной является тот факт, что АГМ нельзя обслуживать.

Возможность эксплуатации в течение всего срока без технического обслуживания.

Большой вес. Этот минус актуален для всех свинцовых АКБ.

Отсутствие требований по расположению устройства. Его можно ставить по горизонтали, вертикали и даже на бок. Но располагать вверх «ногами» все равно не рекомендуется из-за опасности для клапанов.

Высокая стоимость, если сравнивать с классическими батареями, и более низкая по отношению к гелевым изделиям.

Увеличенный ресурс даже при частых поездках по плохим дорогам.

Необходимость применения специальных зарядных устройств (ЗУ). Главной особенностью является необходимость установки 15 В, но при 14,4 В заряд также идет. Это позволяет использовать батарею на машинах с 14,5-вольтовым напряжением бортовой сети.

Низкий саморазряд в сравнении с классическими свинцово-кислотными АКБ.

Снижение напряжения при минусовой температуре.

Стабильная работоспособность до 30 градусов мороза. При более низкой температуре высок риск кристаллизации и уменьшения ресурса.

Токсичность оксида свинца, что несет риски для окружающей среды.

Увеличенная скорость заряда. На 250% быстрей, чем обычно.

Запрет к длительному хранению в разряженном виде. Напряжение не должно опускаться ниже 1,8 В.

Безопасность. При соблюдении правил зарядки исключено выделение газов и взрыв.

Количество циклов заряда-разряда — не больше 500. В зависимости от модели этот параметр может колебаться в широком диапазоне — от 100 до 4000.

Возможность применения на машинах с опцией Start-Stop.

Боязнь к повышению напряжения заряда, которое не должно быть больше 2,53 для одного АКБ.

Не боится глубокой разрядки в сравнении с другими типами АКБ. Такая особенность уменьшает негативный эффект неполной зарядки при эксплуатации в городском режиме.

Снижение негативных последствий неполной зарядки, которые часто приводят к преждевременной поломке.

Герметичность конструкции и защита от утечки рабочей жидкости. Соответственно, нет риска появления ржавчины на клеммах.

Больший пусковой ток — от 500 до 900 А в сравнении с 300-500 А для обычных устройств.

Почти все из рассмотренных выше недостатков относятся ко всем батареям, работающим на свинцово-кислотном принципе. Так что воспринимать перечисленные слабые места необходимо лишь условно.

А как Вы заряжаете AGM аккумулятор? И если с чем-то не согласны пишите в комментариях?

Руководство по эксплуатации

стационарных герметизированных

свинцово-кислотных аккумуляторов

со встроенными регулирующими клапанами

серии 6-GFM

номинальной емкостью от 1.2 до 38 Ач

Харбинская аккумуляторная корпорация «COSLIGHT»

ООО «ГАЛАКТИКА»

представительство по Уралу,

Сибири и Поволжью

450096, Россия, г. Уфа, ул. Шафиева, 44, офис 305

Тел./факс (347) 237-54-88, 237-68-33

Http: www.coslight-galaxy.ru Е-mail: coslight-ufa@ufacom.ru




HARBIN COSLIGHT STORAGE BATTERY CO.,LTD

Настоящее Руководство по эксплуатации распространяется на стационарные герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторные моноблоки со встроенными регулирующими клапанами серии 6-GFM производства ООО «Харбинский аккумуляторный завод «Гуан Юй» корпорации «COSLIGHT», в дальнейшем именуемые аккумуляторы. Аккумуляторы предназначены для использования в качестве вторичных источников постоянного тока в устройствах бесперебойного электропитания предприятий связи, систем телекоммуникации или в составе другого технологического оборудования на объектах связи, энергетики и других отраслях промышленности. Установку, монтаж, эксплуатацию и техническое обслуживание аккумуляторов должен производить подготовленный электротехнический персонал с группой допуска не ниже второй. ВНИМАНИЕ! При составлении моноблоков последовательно в батарею суммарное напряжение может превышать безопасное значение!

1 ОПИСАНИЕ

    1. Условные обозначения аккумуляторов

Например, для 6-GFM-24:

G — аккумулятор стационарного типа, F — кислотоустойчивый, M – герметизированный,

6 – количество 2-х вольтовых элементов в моноблоке, 24 – номинальная ёмкость в ампер-часах

На крышке или стенке корпуса каждого аккумулятора нанесена маркировка: товарного знака предприятия-изготовителя, условного обозначения аккумуляторов. напряжение постоянного подзаряда, знаков полярности, даты выпуска, знаки утилизации и вторичной переработки.

    1. Условные сокращения

С10 – номинальная емкость аккумулятора в ампер-часах при температуре +25оС и разряде

в течение 10 часов (I = 0,1С10, А) до напряжения 10,8 В/моноблок.

Основные параметры аккумуляторов 6-GFM представлены в таблице

Тип Номинальное

напряжение, В

Номинальная

емкость,

ампер-час

Габариты, мм Вес,

кг

Количество борнов
Длина Ширина Высота Монтаж-ная

высота

6-GFM-1.2 12 1.2 97 43 52 58 0.61 2
6-GFM-2.3 12 2.3 179 35 60 66 0.98 2
6-GFM-4 12 4.0 90 70 101 107 1.70 2
6-GFM-7 12 7.0 150 65 94 101 2.65 2
6-GFM-10 12 10.0 151 98 95 101 4.00 2
6-GFM-12 12 12.0 151 98 95 101 4.20 2
6-GFM-17 12 17.0 181 76 167 167 6.20 2
6-GFM-24 12 24.0 165 125 179 190 9.60 2
6-GFM-38 12 38.0 196 165 177 188 14.0 2

Требования к средствам измерения и вспомогательному оборудованию: вольтметр постоянного тока с точностью 0,5%, амперметр постоянного тока с точностью 1,0%, термометр –40С до +50С, зарядно-выпрямительное устройство с функцией стабилизации напряжения и тока с точностью поддержания напряжения 1,0%, регулируемый эквивалент нагрузки.

2 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Аккумуляторы предназначены для использования в закрытых помещениях с естественной вентиляцией, в том числе в помещениях с технологическим оборудованием и обслуживающим персоналом, при температуре от –40оС до +50оС, относительная влажность до 80%, атмосферное давление 450-800 мм ртутного столба (60-106,7 кПа). Оптимальная температура эксплуатации, обеспечивающая в полном объеме технические возможности аккумуляторов, +1525оС.

2.1 Срок службы

При соблюдении требований, изложенных в настоящем руководстве по эксплуатации, срок службы составляет для аккумуляторных моноблоков 6-GFM не менее 5-6 лет или не менее 400 циклов разряд-заряд при глубине разряда 80%. Емкость в конце срока эксплуатации составляет не менее 80% от номинальной.

Внимание! Постоянная эксплуатация аккумуляторов при температуре окружающего воздуха

выше +25оС сокращает срок их службы в соответствии с таблицей

Температура окружающей среды, оС Срок службы, %
+25 100
+30 50
+40 25
+50 12,5

Рекомендуемая температура окружающей среды +1525С.

2.2 Характеристики заряда

ВНИМАНИЕ! МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ЗАРЯДА НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 0,2С10, А!

Напряжение буферного заряда приведено в таблице

Температура окружа-ющего воздуха, С -40 -30 -20 -10 0 +10 +20 +25 +30 +40 +50
Зарядное напряже-ние, В/моноблок 14,55 14,37 14,19 14,01 13,83 13,65 13,47 13,38 13,29 13,11 12,93

Для конкретного значения температуры окружающего воздуха напряжение буферного заряда вычисляется по формуле:

U = 13,38 + (25 – t) 0,018, где t – температура окружающего воздуха, С

U – напряжение заряда.

При составлении моноблоков последовательно в батареи соответствующее напряжение буферного заряда умножается на количество моноблоков. После 6 месяцев эксплуатации в режиме буферного подзаряда разброс напряжений на отдельных аккумуляторах в батарее должен составлять не более

+0,15 В.

Если нет возможности производить постоянный подзаряд в буферном режиме рекомендуется производить циклический заряд напряжением 14,1 В/моноблок (при температуре +25С). Для конкретного значения температуры окружающего воздуха напряжение циклического заряда для моноблока вычисляется по формуле:

U = 14,1 + (25 – t)  0,018, где t – температура окружающего воздуха, С

U – напряжение заряда.

2.3 Характеристики разряда

Основные характеристики разряда аккумуляторов 6-GFM представлены в таблице

Тип Максимально допустимый ток разряда, А при заданном времени разряда
5 мин 10 мин 20 мин 30 мин 40 мин 50 мин 1час 2часа 3 часа 4 часа 5 часов 6 часов 8 часов 10 часов 20 часов
Uкон=1,75 V
6-GFM-1.2 2,4 1,98 1,44 1,20 0,89 0,75 0,65 0,39 0,30 0,24 0,20 0,17 0,14 0,11 0,06
6-GFM-2.3 4,60 3,79 2,76 2,23 1,70 1,45 1,26 0,76 0,57 0,46 0,38 0,34 0,27 0,22 0,12
6-GFM-4 8,00 6,60 4,80 4,00 2,96 2,52 2,20 1,32 1,00 0,80 0,67 0,58 0,47 0,38 0,2
6-GFM-7 14,00 11,50 8,40 7,00 5,18 4,41 3,85 2,31 1,75 1,40 1,17 1,03 0,82 0,68 0,36
6-GFM-10 20,00 16,50 12,00 10,00 7,40 6,30 5,50 3,30 2,50 2,00 1,68 1,47 1,18 0,97 0,51
6-GFM-12 24,00 19,80 14,40 12,00 8,88 7,56 6,60 3,96 3,00 2,40 2,01 1,76 1,41 1,16 0,62
6-GFM-17 34,00 28,00 20,40 17,00 12,6 10,7 9,35 5,61 4,25 3,40 2,85 2,50 2,00 1,65 0,86
6-GFM-24 48,0 39,6 28,8 24,0 17,7 15,1 13,2 7,92 6,00 4,80 4,03 3,53 2,83 2,33 1,22
6-GFM-38 76,0 62,7 45,6 38,0 28,1 23,9 20,9 12,5 9,50 7,60 6,38 5,58 4,48 3,68 1,94
Uкон=1,80 V
6-GFM-1.2 2,16 1,80 1,32 1,08 0,84 0,72 0,63 0,38 0,29 0,23 0,19 0,17 0,13 0,11 0,06
6-GFM-2.3 4,14 3,45 2,53 2,07 1,61 1,38 1,22 0,73 0,55 0,45 0,38 0,33 0,26 0,22 0,11
6-GFM-4 7,20 6,00 4,40 3,60 2,80 2,40 2,12 1,28 0,95 0,78 0,65 0,57 0,45 0,38 0,20
6-GFM-7 12,6 10,50 7,70 6,30 4,90 4,20 3,71 2,24 1,68 1,36 1,15 1,10 0,80 0,66 0,35
6-GFM-10 18,00 15,00 11,00 9,00 7,00 6,00 5,30 3,20 2,40 1,95 1,64 1,44 1,14 0,95 0,50
6-GFM-12 21,60 18,00 13,20 10,80 8,40 7,20 6,36 3,84 2,88 2,34 1,97 1,73 1,37 1,14 0,60
6-GFM-17 30,60 25,50 18,7 15,3 11,9 10,2 9,01 5,44 4,08 3,31 2,79 2,45 1,94 1,61 0,85
6-GFM-24 43,2 36,0 26,4 21,6 16,8 14,4 12,7 7,68 5,76 4,68 3,93 3,45 2,73 2,28 1,20
6-GFM-38 68,4 57,0 41,8 34,2 26,6 22,8 20,1 12,1 9,12 7,41 6,23 5,47 4,33 3,61 1,90
Uкон=1,85 V
6-GFM-1.2 1,92 1,62 1,20 0,96 0,79 0,68 0,61 0,37 0,27 0,23 0,19 0,17 0,13 0,11 0,05
6-GFM-2.3 3,68 3,10 2,30 1,84 1,52 1,31 1,17 0,71 0,53 0,44 0,37 0,32 0,25 0,21 0,11
6-GFM-4 6,40 5,40 4,00 3,20 2,64 2,28 2,04 1,24 0,92 0,76 0,64 0,57 0,44 0,37 0,19
6-GFM-7 11,20 9,45 7,00 5,60 4,62 3,99 3,57 2,17 1,61 1,33 1,12 0,99 0,77 0,64 0,34
6-GFM-10 16,00 13,50 10,00 8,00 6,60 5,70 5,10 3,10 2,30 1,90 1,60 1,42 1,10 0,92 0,48
6-GFM-12 19,20 16,20 12,00 9,60 7,92 6,84 6,12 3,72 2,76 2,28 1,92 1,70 1,32 1,10 0,57
6-GFM-17 27,20 22,90 17,00 13,60 11,20 9,69 8,67 5,27 3,91 3,23 2,72 2,41 1,87 1,56 0,81
6-GFM-24 48,0 39,6 28,8 24,0 17,7 15,1 13,2 7,92 6,00 4,80 4,03 3,53 2,83 2,33 1,22
6-GFM-38 60,8 51,3 38,0 30,4 25,1 21,6 19,4 11,8 8,74 7,22 6,08 5,39 4,18 3,49 1,82

При длительной эксплуатации аккумуляторов при температуре отличной от оптимальной

(+1525С) максимальная отдаваемая емкость определяется по таблице

Температура, С -40 -30 -20 -10 0 +10 +25 +20 +30 +40 +50
Емкость в % от С10 48 56 64 72 80 88 100 96 104 112 120

3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Аккумуляторы поставляются предприятием-изготовителем в заряженном состоянии, заполненные электролитом и готовые к эксплуатации. Аккумуляторы не требуют дополнительной доливки дистиллированной воды в электролит и предназначаются для работы в исходном состоянии на протяжении всего срока службы.

3.1 Ввод в эксплуатацию

Перед установкой аккумулятора требуется чистка клемм стальной щеткой до появления цвета сплава. После сбора групп аккумуляторов, проверить затяжку каждого винта, соединяющего аккумуляторы и сборные выводные клеммы. Соединительные кабели следует делать максимально короткими для предотвращения большого падения напряжения в проводах. Перед подключением аккумуляторной батареи к электропитающей установке требуется настроить следующие параметры электропитающей установки: выходное напряжение заряда по п.2.2, максимальный ток ограничения заряда (не более 0,2С10), максимальное (не более 14,1 В/моноблок) и минимальное (не менее 10,5 В/моноблок) напряжение отключения аккумуляторной батареи. Обязательно контролировать полярность подключения аккумуляторов и общее напряжение батареи перед включением в систему энергоснабжения. Запрещается подключать нагрузку к отдельным аккумуляторам в батарее

Контрольный разрядный цикл проводится по усмотрению эксплуатирующей организации.

Завод-производитель рекомендует проводить

контрольный разрядный цикл:

1. Раз в год на фактическую нагрузку на глубину 30-40% от номинальной емкости.

2. Раз в 3 года на образцовую нагрузку на глубину 100% от номинальной емкости (стандартный КРЗ согл.

параграфа 1.8.35 ПУЭ п.2).

4 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Проверку соединения перемычек и кабелей производить не реже одного раза в год. Проверку буферного напряжения отдельного моноблока следует производить один раз в 3 месяца и документально фиксировать. Не реже одного раза в три месяца производить контроль параметров выпрямителя (выходное напряжение выпрямителя, максимальный ток заряда (не более 0,2С10), максимальное и минимальное напряжение отключения аккумуляторной батареи), а при необходимости производить корректировку. Документально фиксировать параметры выпрямителя. Необходимо избегать как переразряда (напряжение в конце разряда ниже 10,5 В/моноблок), так и перезаряда (напряжение в конце заряда выше 14,1 В/моноблок). Аккумулятор обязательно сразу же заряжать после разряда. Чистить аккумулятор мыльным раствором. Запрещается чистить органическим растворителем, а также протирать аккумулятор сухой тряпкой, вызывающей появление статического электричества.

5 ХРАНЕНИЕ

Полностью заряженные аккумуляторы в заводской упаковке могут храниться в помещениях при температуре окружающего воздуха от 0С до +40С, среднемесячной относительной влажности 80% при +25С. Допускается кратковременное повышение влажности до 98% при температуре не более +25С без конденсации влаги, но суммарное не более одного месяца в год. Аккумуляторы должны храниться в вертикальном положении, защищенные от воздействия прямых солнечных лучей. При хранении аккумуляторов в отапливаемых помещениях расстояние от отопительных приборов до аккумулятора должно быть не менее 1 метра. Не допускается совместное хранение аккумуляторов со щелочью.

6 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

Транспортирование аккумуляторов производится в вертикальном положении в упаковке предприятия – изготовителя любым видом закрытого транспорта на любые расстояния при температуре окружающего воздуха от -40оС до +50оС и верхнем значении относительной влажности воздуха до 100% без образования конденсата. Допускается воздействие ударной нагрузки с ускорением не более 3g и длительностью ударного импульса 5-10 мс при частоте ударов 40-80 мин-1.

7 УТИЛИЗАЦИЯ

ВНИМАНИЕ!

Аккумуляторы содержат токсичные вещества! Утилизация батарей должна производиться только специализированными предприятиями по переработке токсичных отходов. Категорически запрещается утилизировать аккумуляторы в местах захоронения отходов общего или бытового назначения.

Инструкция как заряжать необслуживаемый аккумулятор

Технологии не стоят на месте, и на замену обслуживаемым аккумуляторам приходят необслуживаемые. Новые АКБ удобнее в использовании, и нет необходимости подливать дистиллированную воду, или измерять плотность электролита. Одними из самых популярных производителей таких батарей являются фирмы Bosch и Varta. Но можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор? Как правильно проводить зарядку автомобильного агрегата? Какие зарядные устройства использовать?

Содержание статьи:

  • 1 Необслуживаемые АКБ
  • 2 Отличия
    • 2.1
      Узнай время зарядки своего аккумулятора
  • 3 Зарядные устройства
  • 4 Зарядка
    • 4.1 Время заряда
  • 5 Индикатор

Необслуживаемые АКБ

В первую очередь нужно отбросить споры, и дать ответ на вопрос: «Заряжают ли необслуживаемый аккумулятор?» Ответ однозначный – да. И заряжать батарею не только можно, но и нужно! Зарядка является прямой необходимостью, особенно перед наступлением морозов.

 АКБ Варта

АКБ Варта

Но необходимо правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор, иначе он может прийти в негодность – нужно правильно подобрать зарядное устройство, выставить заряд, определить, когда он зарядится.

Отличия

Зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля возможно так же, как и обслуживаемый, но есть отличия в процессе зарядки:

  • В обслуживаемом, есть возможность посмотреть на сколько он зарядился. В рассматриваемом варианте такой возможности нет. Нужно очень строго следить за зарядом батареи по напряжению и токам, а также по индикатору на самом АКБ.
  • Корпус герметичен и недопустима зарядка большими токами – необходимо постоянное напряжение.

 АКБ Бош

АКБ Бош

При эксплуатации различий нет – всем аккумуляторам необходима подзарядка время от времени. Особенно вредны короткие поездки в зимнее время – батарее тяжело прокрутить стартер в мороз, поэтому расход энергии больше, а при поездках на небольшие расстояния генератор не успевает компенсировать расход энергии.

Решением проблем с автомобильным аккумулятором в зимнее время года, является слежение за состоянием заряда батареи – он должен быть на уровне 90-100%.

Зарядные устройства

Можно ли использовать стандартные зарядные устройства или необходимо подбирать отдельно? Ограничений по этому критерию нет, и можно заряжать необслуживаемый аккумулятор любыми зарядными устройствами.

Зарядное устройство для АКБ

Зарядное устройство для АКБ

Полностью подходят модели зарядников, использующиеся при зарядке малообслуживаемых АКБ. Рекомендуется использовать оборудование с контролем напряжения.

Есть устройства, называемые автоматическими зарядными станциями – они сами выбирают значения токов, и правильный способ зарядки. Используя устройства такого типа, нет необходимости следить за процессом зарядки, и батарея никогда не закипит – при полной зарядке подаются минимальные токи, или устройство отключается.

Зарядка

Какие действия необходимы при зарядке автомобильного необслуживаемого аккумулятора (на примере батареи Варта):

  1. Зарядка аккумулятора Varta

    Зарядка аккумулятора Varta

    В первую очередь необходимо определить остаточное напряжение, чтобы рассчитать время, требующееся для полной зарядки.

  2. Батарея достаётся из автомобиля, и перед процессом заряда, устанавливается на твёрдую и ровную поверхность, чтобы исключить возможность опрокидывания.
  3. АКБ, разряженную, полностью или частично, необходимо заряжать, напряжением, строго в 14-14.5V, а сила тока, максимально может быть 2 А в начале зарядки.
  4. Полная зарядка показывается зелёным индикатором на батарее, или когда на зарядном устройстве ток понижается до значения 0.2 А – это говорит, о полном заряде аккумулятора.

Важно: недопустимо заряжать батарею током, выше 15 А. Максимальное напряжение, подаваемое на клеммы – 15.5 В. При превышении этих показателей аккумулятор может закипеть, взорваться, вызвать возгорание. Поэтому необходим постоянный контроль за зарядом, и при необходимости — смена значений тока-напряжения. Обусловлено тем, что при кипении электролиту некуда деться (как в обслуживаемых), и он может взорваться.

Каждые 0.1 В необходимо заряжать батарею 1 час (до достижения параметра 12.7-12.8 В)

Процесс заряда необслуживаемого аккумулятора можно увидеть на видео.

Время заряда

Полностью разряженная батарея заряжается от 24 до 30 часов для полного заряда АКБ. Но полный разряд вреден для необслуживаемых аккумуляторов – от 1-2 последствий может и не быть, но если постоянно сажать, то он быстро придёт в негодность. При зарядке необходимо выставить значение тока, равное 1/10 от общей ёмкости батареи.

Зарядное устройство

Зарядное устройство

Если АКБ посажен частично, то для его зарядки должно хватить нескольких часов – 3-4 часа хватит, но зависит от того, насколько сильно посажен аккумулятор.

Есть режим ускоренной зарядки, которая применяется только в самых экстренных ситуациях – такой способ приводит к ухудшению качеств аккумулятора. На зарядных устройствах обозначается фразой «Boost». Если такая кнопка отсутствует, и зарядка регулируемая – значение зарядки выставляется максимум на 30% больше штатного. Способ представляет собой подачу большего напряжения и тока на батарею, за счёт чего ёмкость быстро восстанавливается.

Индикатор

Зарядка

Зарядка

В необслуживаемых аккумуляторах есть индикаторы заряда. Зелёное окошко означает, что батарея заряжена полностью, разряд обозначается чёрным цветом, а нехватка электролита – белым цветом.

Индикатор хороший инструмент, но не показывает точных значений (может загореться индикатор полной зарядки при 85% заряда) – если нужны точные показания заряда, то самый верный способ зарядки – с постоянным контролем, и с регулированием подаваемого при зарядке тока и напряжения.

Итогом можно сказать следующее: необслуживаемые автомобильные аккумуляторы можно, и нужно заряжать, но главное — делать это правильно. При правильной эксплуатации батарея прослужит долгое время, и не потребует замены, что позволит сэкономить автовладельцам немалые суммы.

Похожие статьи

  • Мультиметр

    Инструкция как проверить емкость аккумулятора

  • Измерение нагрузочной вилкой

    Способы проверить аккумулятор вилкой пошагово

  • Тестер ёмкости аккумуляторов

    Руководство по проверке аккумулятора тестером

как заряжать аккумулятор

Как заряжать аккумулятор — этот вопрос рано или поздно встает перед любым автомобилистом, и наиболее часто это происходит в зимний период с приходом холодов и возросшей нагрузкой на аккумулятор.

Аккумулятор – это химический источник тока, состоящий из нескольких источников, собранных в батарею. Один элемент (еще одно название — банка) имеет напряжение 2,1 В. Они объединяются последовательно в количестве 6 штук. За счет объединения нескольких элементов в одну батарею получается напряжение 12.6 В. При запуске автомобиля стартером на него подается напряжение 12,6 вольта, но большого тока. Это дает возможность провернуть стартером коленвал двигателя.

Какие бывают аккумуляторы

аккумулятор

Аккумуляторные батареи за более чем 150 лет со времени изготовления первой постоянно совершенствовались, но конструкция и принцип работы остались неизменными. Сегодня можно встретить различные виды, у которых различный состав электролита и материалы электродов.

Виды аккумуляторов:

аккумулятор

1. Свинцовые:

  • свинцовые. Самые первыми стали выпускаться аккумуляторные батареи свинцовые с серной кислотой в качестве электролита. Они обладают возможностью выдать большой ток для запуска автомобиля. Такие аккумуляторы используются до сих пор. Но в связи с тем, что свинец очень мягкий материал, то сейчас производят легирование его различными материалами.
  • Сурмянистые — свинцовые с добавлением сурьмы. Для улучшения качеств свинца в него стали добавлять сурьму. Сурьмянистыми называются аккумуляторы, которые имеют в составе электродов больше 5% сурьмы. Этот материал активизирует процесс электролиза, во время которого происходит разложение воды в электролите на кислород и водород, что выглядит как закипание электролита. Большое испарение воды приводит к оголению пластин электродов и их разрушению. Поэтому в такие АКБ приходится подливать воду. Из-за этого их еще называют обслуживаемыми. Такие аккумуляторы в современных автомобилях не используются. Они применяются в стационарных источниках питания, где требуется неприхотливость батарей.
  • Малосурьмянистые свинцовые батареи – те в которых используется меньше 5% сурьмы. В такие аккумуляторы уже не требуется слишком часто заливать воду. Но потери электролита все равно присутствуют, и воду в них заливать все равно требуется.
  • Кальциевые свинцовые аккумуляторы получают добавлением в свинец кальция вместо сурьмы. Использование этого вещества снижает интенсивность электролиза, и испарение воды в них практически отсутствует. Добавление серебра в такие батареи также улучшает КПД и увеличивает емкость батареи. Главным минусом кальциевых батарей является потеря их свойств при сильном разряжении. Несколько случаев глубокого разряда приводит к тому, что емкость аккумулятора сильно и необратимо падает.
  • Гибридные свинцовые. Гибридные аккумуляторные батареи – это те, в которых используются сразу две технологии: сурьма для положительного электрода и кальций для отрицательного. Такие батареи имеют средние характеристики: надо чаще подливать воду, но они более устойчивы к глубокому разряду.
  • Свинцовые AGM и гелиевые – представляют собой свинцовые аккумуляторы, у которых электролит связан и не может вытечь при опрокидывании. В AGM используется пористое стекловолокно, которое пропитывается электролитом. Гелевые АКБ получаются добавлением соединений кремния. Такие аккумуляторы устойчивы к вибрации и имеют низкий саморазряд. Выдают пусковой ток вне зависимости от заряда батареи практически до полного разряда. После разряда полностью восстанавливают свою емкость и выдерживают большое количество разрядов-зарядов (около 200).

аккумулятор

2. Щелочные:

Щелочные АКБ имеют в качестве электролита щелочь. В стартерных аккумуляторных батареях применяются крайне редко.
Щелочные батареи бывают:

  • никель-кадмиевые. Они имеют положительный электрод с покрытием гидроксидом, метагидроксидом или гидратом окиси никеля. Минусовой электрод покрыт железом с кадмием. В качестве электролита используется едкий калий.
  • Литий-ионные. Это весьма перспективные аккумуляторные батареи, используемые в качестве дополнительных источников тока. У них в качестве минусового электрода — литий или литий-ферро-фосфатные сплавы. Плюсовой электрод — оксид лития с марганцем и кобальтом. Такие аккумуляторы имеют большую удельную емкость и низкую степень саморазряда. Из недостатков – чувствительны к отрицательным температурам, имеют низкое число зарядов-разрядов.

Зарядные устройства для аккумулятора

зарядник для аккумулятора

Основное назначение зарядного устройства — зарядить аккумулятор. Зарядных устройств на рынке автотоваров много, нужно выбрать наиболее подходящее по функциям и стоимости.

По конструкции зарядные устройства подразделяются на группы:

  • пуско-зарядные устройства, которые помогут моментально завести машину, когда нет времени заряжать аккумулятор. Они отдают кратковременный импульс большой мощности, который помогает прокрутить двигатель.
  • Трансформаторные – устаревшие модели, сейчас не выпускаются, но стабильные и долговечные.
  • Импульсные – в них ток подается по мере зарядки; они предназначены для постепенной зарядки аккумулятора.

зарядник для аккумулятора

Зарядные устройства для аккумуляторов бывают:

  • автоматические. Автоматические зарядники не могут заряжать сильно убитые аккумуляторы, поскольку не воспринимают нагрузку на своих клеммах, и не начинают их заряжать. Они хороши для полного цикла зарядки, поскольку автоматически регулируют подачу тока и плавно снижают зарядный ток по мере набора заряда аккумулятором и сами отключаются при полном заряде. Такие зарядники можно оставить работать на всю ночь без присмотра.зарядник для аккумулятора
  • Зарядники с ручной регулировкой тока. В продаже есть много недорогих моделей зарядников с ручной регулировкой, которые смогут зарядить даже сильно и длительно разряженные аккумуляторы, подавая вначале ток крайне слабой силы. Он подает ток постоянной силы, и за таким зарядником нужно постоянно следить, так как возможен взрыв из-за резкого «закипания» электролита.

По выходному напряжению бывают:

  • 6 В — обычно применяются для зарядки АКБ скутеров и мотоциклов;
  • 12 В — используются для зарядки АКБ легковых автомобилей;
  • 24 В — заряжают АКБ сельхозтехники.

зарядник для аккумулятора

Также зарядные устройства различаются по:

  • мощности, она должна быть больше чем емкость аккумулятора;
  • току зарядки. Еще один параметр, который обязательно должен контролироваться и регулироваться зарядным устройством. Для зарядки ток не должен превышать 10% от емкости аккумулятора. Для АКБ емкостью 55 А-ч его величина должна быть 5,5 А. Максимальный ток, который может выдавать зарядное устройство – должно быть в 2-3 раза выше номинального требуемого для зарядки.

Для зарядки гелевых аккумуляторов требуется наличие у ЗУ специального режима. Кроме этих параметров зарядные устройства снабжают схемами защиты от перегрева, неправильного подсоединение клемм к выводам, интеллектуальными системами управления зарядкой.

Зарядка аккумуляторов

как заряжать аккумулятор

Чтобы правильно зарядить аккумулятор, делать это нужно в помещении, где есть вытяжка и желательно при комнатной температуре, так как при минусовой температуре процесс зарядки идет хуже. Было бы неплохо проводить полную зарядку два раза в год – осенью и весной. После долгого простоя в холодное время года — это обязательно, если вы заботитесь о долговечности работы своего аккумулятора.

Удобнее заряжать аккумулятор зарядным устройством, позволяющим регулировать напряжение и ток зарядки. Иначе на 100% зарядить батарею очень трудно. Если ваш зарядник не имеет специальных режимов, то придется самостоятельно регулировать ток зарядки и контролировать появления газов в конце процесса.

Для обеспечения полного заряда при достижении напряжения в 14,4 В ток снижается на половину и продолжается зарядка до тех пор, пока не начнется выделение газов. В современных аккумуляторах при достижении напряжения зарядки до 15 В полезно уменьшить зарядный ток еще в два раза.

Полностью заряженным считается аккумулятор, у которого ток зарядки и напряжение не будут меняться в течении 1-2 часов. У необслуживаемых АКБ состояние полной зарядки наступает при напряжении 16,3- 16,4 В.

У автоматических зарядников  не требуется часто контролировать ток и напряжение заряда. Когда процесс зарядки батареи подходит к концу, будет увеличиваться внутреннее сопротивление батареи и соответственно будет снижаться ток заряда. При падении тока зарядки до 200 мА процесс останавливается полностью.

Как определить заряжен или разряжен аккумулятор

как заряжать аккумулятор

Это можно сделать двумя способами:

  • Измерить плотность электролита с помощью ареометра. Зная температуру окружающей среды и плотность электролита можно определить степень разряда АКБ по таблице.

Узнать подробнее о том что такое плотность электролита, какой она должна быть, как ее измерить, как правильно ее корректировать вы можете в нашей статье Плотность электролита в аккумуляторе

  • Измерить напряжение на клеммах аккумулятора — для измерения напряжения на клеммах аккумулятора используют нагрузочную вилку или цифровой мультиметр. Напряжение на клеммах аккумулятора 12,6 В и выше означает полностью заряженную аккумуляторную батарею, напряжение 11,6 В и ниже означает, что аккумуляторная батарея полностью разряжена.

Узнать подробнее о том что такое нагрузочная вилка, как ее использовать для проверки состояния аккумулятора, ознакомиться со списком 10 лучших нагрузочных вилок вы можете в нашей статье Нагрузочная вилка для аккумулятора

Правила безопасности при зарядке аккумулятора

как заряжать аккумулятор

При зарядке аккумулятора нужно соблюдать требования техники безопасности:

  • не рекомендуется заряжать в непроветриваемом помещении по причине выделения смеси водорода и кислорода, образующихся при электролизе;
  • рядом с заряжающимся аккумулятором нельзя курить и  выполнять работы с открытым огнем и искрообразованием;
  • сначала подключают клеммы, а потом включают в сеть;
  • отключение в обратном порядке – сначала отключают от сети, потом отключают клеммы;
  • в обслуживаемых аккумуляторах выкручивают пробки.

Как зарядить аккумулятор

как заряжать аккумулятор

Пошаговая инструкция как зарядить аккумулятор:

  • отсоединить и снять аккумулятор;
  • занести его в помещение, имеющее вытяжку и плюсовую температуру, дать отстояться;
  • очистить клеммы от окисной пленки;
  • очистить от грязи корпус АКБ;
  • осмотреть на предмет отсутствия повреждений корпуса и утечки электролита;
  • подсоединить зарядное устройство учитывая полярность;
  • настроить зарядное устройство: установить ток и напряжение зарядки в зависимости от емкости и типа АКБ.

как заряжать аккумулятор
У обслуживаемых аккумуляторов перед подсоединением зарядника следует выполнить следующие действия:

  • Выкрутить пробки банок и проверить уровень электролита
  • Долить дистиллированную воду в банки так, чтобы электролит полностью закрывал пластины
  • Проверить плотность электролита (при 25оC его плотность должна быть в пределах 1,16 – 1,25 г/см3)

Узнать подробнее о плотности электролита в аккумуляторе, выборе плотности электролита в зависимости от региона эксплуатации автомобиля, о том как проверить и откорректировать плотность электролита вы можете в нашей статье Плотность электролита в аккумуляторе

  • Закрыть отверстия пробками, но не закручивать, чтобы грязь не попала внутрь.

Как заряжать постоянным током

Для зарядки постоянным током используется зарядные устройства с возможностью постоянной поддержки тока зарядки. Используются две ступени зарядки.

Первая ступень – ток зарядки равен 10% от емкости батареи (если емкость 60 А-ч – ток зарядки – 6А). Вторая ступень – ток зарядки 5% от емкости батареи. Она используется для устранения негативных факторов, которые возникают при зарядке близкой к 100%.

Время зарядки составляет 10 – 12 часов. Если есть возможность использовать ареометр для контроля плотности, то замеряя плотность, можно определить степень зарядки по плотности электролита.

Как заряжать постоянным напряжением

Для зарядки постоянным напряжением используется источник с выходным напряжением 14,4-15 В при зарядки аккумулятора выдающего 12,6 В. Для батареи, выдающей 6,3 В, используется блок питания с выходным напряжением 7,2–7,5 В.

Основным недостатком такого способа является большой ток зарядки в начале процесса, что может привести к перегреву электролита. В случае зарядки при низкой температуре окружающей среды в АКБ возникает большое внутреннее сопротивление, и заряд таким способом затруднен.

При возможности регулировки тока зарядки его выставляют в размере 95% от емкости. Процесс при таком способе получается быстрым без перегрева и сильного выделения газов. Другим недостатком такого способа является не полный заряд аккумулятора, что снижает срок его службы.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Строго определенного времени сколько надо заряжать аккумулятор нет.

Время на зарядку разное и зависит от:

  • емкости батареи и степени ее разряда;
  • температуры окружающей среды;
  • возраста и степени сульфатации пластин.

Кроме тока, который регулируют при зарядке важно выставить напряжение:

  • При выходном напряжении ЗУ — 14,4 В — в течении суток батарея зарядится на 80%.
  • При выходном напряжении ЗУ — 15,0 В — в течении суток батарея зарядится на 90%.
  • При выходном напряжении ЗУ — 16,0 В — в течении суток батарея зарядится на 100%. Важен и ток зарядки. В современных устройствах он регулируется автоматически.

Время на зарядку аккумулятора высчитывают по простой формуле:

t= C/I +10%, где:

  • t — время зарядки;
  • С – емкость аккумулятора;
  • I — мощность ЗУ;
  • 10% — потери энергии на тепло.

Как заряжать необслуживаемые АКБ

как заряжать аккумулятор

Большинство современных аккумуляторов — необслуживаемые. В них нет пробок для добавления электролита, крышка плотно зафиксирована. Сверху или сбоку имеется индикатор заряда, по которому можно узнать о состоянии АКБ. Для зарядки необслуживаемых аккумуляторов рекомендуется использовать автоматические зарядные устройства, которые которые лучше остальных справляются с этой задачей.

Выбрав нужный режим и поставив аккумулятор на зарядку, можно не волноваться о необходимости контроля и регулировки режимов. Устройство сделает все само. Если у вашей зарядки нет таких режимов, то следует заряжать в щадящем режиме при токе зарядки – 3-5 А. Будет заряжаться дольше, но срок службы аккумулятора тоже увеличится.

Как часто надо подзаряжать аккумулятор

как заряжать аккумулятор

Часто подзаряжать не следует. Рекомендуется зарядить аккумулятор перед морозами и второй раз – весной. Низкий заряд АКБ в зимнее время упадет еще ниже при низкой температуре. При высоких летних температурах низкий заряд батареи приведет к усилению сульфатации пластин и росту кристаллов сернокислого свинца, которые не смогут раствориться даже когда АКБ заряжен полностью.

Хорошо проверять напряжения АКБ с помощью цифрового мультиметра. Если напряжения на клеммах аккумулятора не меньше 12,6 В, то можно не волноваться. При напряжении ниже 12,6 В требуется подзарядка.

Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля

как заряжать аккумулятор

Не рекомендуется проводить зарядку, не снимая его с автомобиля. В процессе зарядки используются высокие токи и повышенные напряжения. Современный автомобиль буквально напичкан электроникой, и просто заглушив мотор, нет гарантии, что все электронные устройства автомобиля будут отключены от АКБ. Заряжая его повышенным напряжением и током можно вывести из строя электронику.

Как заряжать АКБ при редких поездках

машина

Если вы ездите на машине достаточно редко, и поездки короткие, то аккумулятор не успевает за время поездки подзарядиться от генератора. В таких случаях аккумулятор быстро разряжается, поскольку он испытывает нагрузку, когда вы заводите автомобиль и не подпитывается в поездке, что особенно заметно в зимний период.

В таком случае автовладельцы подключают зарядные устройства и подпитывают АКБ постоянно. Такое режим не является правильным и сокращает срок службы батарей. Лучше заряжать автомобиль привычным способом – от генератора после пуска мотора или от зарядного устройства.

Если вы совсем не ездите на машине зимой, то перед установкой автомобиля на хранение, батарею следует полностью зарядить и не одевать минусовую клемму.

Выводы

  • Для сохранения и увеличения срока службы аккумулятора нужно следить за зарядом АКБ, своевременно его обслуживать, соблюдать инструкцию при зарядке и купить правильные зарядного устройства.
  • Задачей зарядного устройства является подзарядить батарею достаточно для запуска автомобиля, чтобы генератор смог зарядить ее полностью.
  • В случае глубокого разряда заряд обязательно производить на минимальных токах и постоянном напряжении, чтобы можно было восстановить емкость батареи до нормальной.
  • При сильных морозах желательно иметь плотность электролита выше 1,3 г/см3 – это не даст электролиту замерзнуть.
  • В жару плотность электролита лучше иметь меньше 1,25 г/см3 — это снизит скорость коррозии пластин.
  • Нормальная температура для заряда аккумулятора от 0 до 25оC. Поэтому место нахождения аккумулятора (под капотом, в салоне, в багажнике или снаружи) влияет на вероятность восстановления температуры электролита и состояние батареи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Энтерофурил суспензия для детей инструкция при диарее
  • Инструкция как сделать робота из картона
  • Руководство для сузуки вагон р
  • Как получить налоговый вычет по иис тинькофф пошаговая инструкция
  • Артропептин для суставов цена таблетки инструкция отзывы аналоги

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии