У МХТ имени Чехова новый художественный руководитель. Им стал Константин Хабенский — известный актер, режиссер, обладатель титула Народного артиста. Московский художественный театр для него давно второй дом.
На этой сцене Хабенский дебютировал в 2002 году. А теперь вместо Сергея Женовача будет руководить коллективом, с которым хорошо знаком и дружен. В Министерстве культуры отметили: Хабенскому предстоит продолжить работу по сохранению богатых традиций МХТ. А вот что о своей миссии говорит сам худрук.
«Театр должен жить. Это самое главное. Зрители должны спрашивать лишние билетики. Мне кажется, это показатель театра. Это не только посмеяться и улыбнуться, это — радость внутреннего познания, внутреннего открытия не только для тех, кто находится на сцене, но и для тех, кто сидит в зрительном зале», — сказал Константин Хабенский.
Изменения и во МХАТ имени Горького. На пост генерального директора Министерство культуры назначило Владимира Кехмана, который по совместительству останется также художественным руководителем Михайловского театра.
Новым художественным руководителем Московского художественного театра (МХТ) им. А. П. Чехова стал Константин Хабенский. Бывший худрук театра Сергей Женовач принял решение покинуть должность. Об этом сообщили в пресс-службе Минкультуры России. В ведомстве уточнили, что Сергей Женовач продолжит руководить московским драматическим театром «Студия театрального искусства».
«Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации Сергей Женовач уходит с поста художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова по собственному желанию. На этой должности его сменит ведущий российский актер, режиссер театра и кино Константин Хабенский»,— сообщили в пресс-службе (цитата по «Интерфаксу»).
«Уверены, Константин Юрьевич обладает необходимыми качествами и авторитетом, чтобы объединить вокруг себя труппу и вывести театр на новый уровень. Он много лет трудится в МХТ им. А. П. Чехова, хорошо знаком коллективу и знает ситуацию в учреждении изнутри. Благодаря этому сможет быстро включиться в работу в новой должности»,— заявили в пресс-службе Министерства культуры.
В ведомстве поблагодарили Сергея Женовача за его работу. «Он принял МХТ им. А. П. Чехова в непростой период и в своей деятельности на посту художественного руководителя ориентировался на высокие идеалы творчества, заложенные его предшественниками»,— сказали в ведомстве.
Сергей Женовач стал худруком МХТ им. А. П. Чехова 23 апреля 2018 года. Он занял эту должность после смерти Олега Табакова, который возглавлял театр с 2000 года. При этом господин Женовач сохранил руководство «Студией театрального искусства», которую основал в 2005 году.
Кадровые перестановки сегодня произошли также в МХАТ им. М. Горького. Генеральным директором театра стал Владимир Кехман. Одновременно он продолжит работать худруком Михайловского театра.
В МХТ имени Чехова художественным руководителем будет Константин Хабенский, до этого возглавлявший только собственный благотворительный фонд. А гендиректором МХАТ имени Горького станет Владимир Кехман, имеющий большой опыт руководства как в качестве худрука, так и в качестве директора. О назначениях в двух федеральных театрах 27 октября объявило Министерство культуры России. «Известия» выяснили, какие изменения несут обоим художественным кадровые перестановки.
Переворот в Камергерском
Сергей Женовач, руководивший МХТ имени Чехова последние три года, написал заявление по собственному желанию, сообщили в Минкультуры. В ведомстве подчеркнули, что с уважением относятся к решению Сергея Васильевича и благодарят его за проделанную работу. За время его руководства выпущено более десяти премьер, три из которых подготовил он сам.
— Он принял МХТ им. А.П. Чехова в непростой период и в своей деятельности на посту художественного руководителя ориентировался на высокие идеалы творчества, заложенные его предшественниками, — отметили в пресс-службе Минкультуры России.
Константин Хабенский, отметили в ведомстве, много лет служит в МХТ им. А.П. Чехова, хорошо знаком коллективу, знает ситуацию в учреждении изнутри и благодаря этому сможет быстро включиться в работу. Кроме того, Константин Юрьевич обладает необходимыми качествами и авторитетом, чтобы объединить вокруг себя труппу и вывести театр на новый уровень, подчеркнули в министерстве.
На сайте МХТ имени Чехова появилось обращение Хабенского, где он объясняет, что согласился возглавить художественный театр, потому что любит и дорожит им, благодарит Сергея Женовача за то, что он в непростое для всех время взял на себя руководство, и выражает надежду, что впереди театр ждет большая интересная работа.
Сергей Женовач — бывший худрук МХТ имени Чехова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев
«Нам всем хочу пожелать обрести свое дыхание и своего зрителя», — заключил новый худрук.
Опрошенные «Известиями» эксперты сошлись во мнении, что сегодняшние театральные тенденции требуют медийного человека в руководстве МХТ имени Чехова, однако пока непонятно, как Константин Хабенский будет им управлять.
По словам худрука Александринского театра Валерия Фокина, руководство МХТ имени Чехова — очень серьезное и непростое дело, так как сам театр считается «монстром».
— Там довлеют очень многие вещи — наличие труппы; медийных самостоятельных лиц, считающих себя (по праву как актеры и не по праву как люди) вправе определять, как театру надо жить, — отметил он.
Раньше у театра, когда им руководил Олег Ефремов, была художественная идея, которая затем потерялась, заметил худрук Александринки. Сергей Женовач поставил себе задачу ее вернуть, однако «управлять этим монстром ему оказалось трудно».
Результаты работы Хабенского на посту худрука Валерию Фокину прогнозировать трудно.
— Это очень сложный, трудный вопрос, — подчеркнул он. — Актер, руководящий театром? Мы знаем такие примеры. Ну время такое, во главе театра хотят видеть медийных личностей. Смотрите, [Владимир] Машков руководит театром (Московским театром Олега Табакова. — «Известия»), [Евгений] Миронов (руководитель Государственного театра Наций. — «Известия»). Это почему? Они блестящие руководители? Ну да, они осваивают эту профессию, но дело в том, что время хочет такого.
Худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев рассказал, что в свое время был на совещании в Минкультуры, когда Женовачу предложили возглавить МХТ, он предупреждал его о возможных трудностях.
Сцена из спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» в постановке режиссера Виктора Крамера в МХТ им. А.П. Чехова
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко
— Я тогда задал ему вопрос <…> Понимает ли он, что это не контактный зоопарк ему привычный, а серьезный, полный дикими и опасными хищниками зоопарк мегаполиса. Я вам скажу так: после ухода Табакова я бы не завидовал никому, кто пришел в МХТ, — рассказал Евгений Писарев «Известиям».
Тем не менее он выразил надежду, что МХТ имени Чехова ожидает счастливая жизнь под художественным руководством Хабенского. По мнению режиссера, народному артисту должны помочь его популярность и знакомства.
Константин Хабенский пришел в МХТ имени Чехова в 2003 году по приглашению Олега Табакова на волне кинематографической известности. Сыграл главные роли в шести спектаклях театра. Премьера последнего — «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» в режиссуре Виктора Крамера — состоялась в октябре 2021 года.
Усиление на Тверской
Кадровые изменения затронули и МХАТ им. М. Горького. Владимир Кехман назначен генеральным директором. При этом он останется худруком Михайловского театра в Санкт-Петербурге. А вот в НОВАТе (Новосибирский театр оперы и балета), где Кехман до сегодняшнего дня служил худруком, эту должность займет дирижер Дмитрий Юровский, бывший музыкальным руководителем театра.
Как подчеркнули в министерстве, приоритетами работы Кехмана в Москве станут «вопросы стабильного развития учреждения, поддержания трудовых взаимоотношений в коллективе и созидательной творческой атмосферы в МХАТ им. М. Горького в целом». Также в задачи нового гендиректора входит приведение в порядок самого театра, нуждающегося в ремонте, пояснили в ведомстве.
Владимир Кехман
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев
Острая необходимость обновления здания на Тверском бульваре — видимо, один из главных смыслов этого назначения, считает театральный обозреватель «Известий», доктор искусствоведения Светлана Наборщикова.
— Благодаря вкусу и энергии Владимира Кехмана в России уже появилось два прекрасных театральных здания с великолепными интерьерами и современным техническим оснащением, — рассказала она. — Речь о Михайловском театре в Санкт-Петербурге и оперном театре в Новосибирске. До директорства Кехмана оба памятника архитектуры были в плачевном состоянии. Аналогичное возрождение, будем надеяться, ждет и образчик брежневского модерна — здание архитектора Кубасова на Тверском бульваре.
Ранее худрук МХАТ имени Горького Эдуард Бояков рассказал «Известиям», что на реконструкцию МХАТ имени Горького, по оценкам независимых экспертов, понадобится не менее 10 млрд рублей. Причем начинать реконструкцию надо как можно скорее — если пройдет лет десять и не будет никаких изменений, здание начнет разваливаться, предупредил худрук.
Как рассказали в самом МХАТ имени Горького, уже 29 октября Владимир Кехман будет знакомиться с театром. Дата представления труппе МХТ имени Чехова Константина Хабенского пока не определена. Возможно, предположили в театре, он соберет специальную пресс-конференцию.
Минкультуры одновременно назначило руководителей в два театра, которые некогда были одним МХАТом. В МХТ им. Чехова назначен новый худрук Хабенский, в МХАТ им. Горького появилась новая должность — гендиректор, им стал Кехман
Константин Хабенский
Сергей Женовач уходит с поста художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова по собственному желанию. На этой должности его сменит актер театра и кино, режиссер Константин Хабенский. Об этом говорится в сообщении Минкультуры, поступившем в РБК.
Новому руководителю, отметили в ведомстве, предстоит продолжить богатые традиции МХТ им. А.П. Чехова и предложить зрителю новые творческие проекты. «Уверены, Константин Юрьевич обладает необходимыми качествами и авторитетом, чтобы объединить вокруг себя труппу и вывести театр на новый уровень. Он много лет трудится в МХТ им. А.П. Чехова, хорошо знаком коллективу и знает ситуацию в учреждении изнутри. Благодаря этому сможет быстро включиться в работу в новой должности», — подчеркнули в пресс-службе Минкультуры.
Назначения произошли также и в МХАТ им. М. Горького. Генеральным директором театра стал Владимир Кехман. Одновременно он продолжит работать в качестве художественного руководителя Михайловского театра.
«Благодаря накопленному опыту Владимир Абрамович сможет поддержать коллектив МХАТ им. М. Горького в кризисной ситуации, а также поступательно решить задачи по приведению в порядок самого театра, нуждающегося в ремонте», — считают в министерстве.
В пресс-службе МХАТ им. М. Горького РБК сообщили, что ведомство пока не уведомляло театр о назначении Кехмана гендиректором. «Наш учредитель еще нам не прислал никаких официальных и даже неофициальных сообщений. Мы не в курсе об этих назначениях», — сказали в пресс-службе.
Кадровые потери МХТ при Женоваче
Назначение Сергея Женовача в МХТ Чехова стало неожиданностью для всего театрального мира. На место Олега Табакова, скончавшегося 12 марта 2018 года, прочили его учеников: Евгения Миронова, Владимира Машкова, Сергея Безрукова, актера МХТ Хабенского, режиссера Константина Богомолова. Но тогдашний глава Минкульта Владимир Мединский остановил выбор на художественном руководителе Студии театрального искусства.
Почти сразу после назначения Женовача из театра ушли режиссеры Константин Богомолов и Александр Молочников, спектакли которых были одними из самых кассовых в репертуаре. В течение последнего года театр покинули популярные артисты, на которых ходила публика и которых в театр пригласил Олег Табаков: Дарья Мороз (дебютировала на сцене МХТ в 2001 году), Дмитрий Дюжев (работал 15 лет), Андрей Бурковский.
С самого начала работы Женовача в МХТ Telegram-каналы призывали руководителей культурной отрасли объективно оценить работу нового худрука. Его критиковали за отсутствие ярких премьер, предоставление площадки своим ученикам, плохие продажи, закрытие знаковых спектаклей. Женовачу прочили отставку, а самому МХТ — слияние с Театром наций. За последний месяц в защиту Женовача выступили авторитетные театральные критики Марина Токарева в «Новой газете», Григорий Заславский в «Независимой газете», Марина Райкина в «Московском комсомольце».
Критик, ректор ГИТИСа Григорий Заславский так сегодня прокомментировал уход Женовача: «То, что происходило в театре на этом участке работы, и то, что не раз вызывало комментарии, проникнутые неудовольствием в разных местах, это, наверно, и привело к принятию такого решения. Такого страшного давления, такой войны на уничтожение, какая велась на Женовача на Telegram-каналах, — это вынести не каждому под силу».
По мнению Заславского, из-за кадровых перестановок в театре можно ожидать репертуарных изменений, но не сиюминутных. «Кто бы ни возглавил театр, нельзя требовать перемен через два месяца, через три месяца, даже через полгода. Через полгода может выйти первый спектакль. Но театр — это территория долгосрочного планирования», — сказал ректор ГИТИСа.
За время, что Женовач работал худруком, в МХТ было создано 11 новых спектаклей для основной сцены, три — для малой и один — для новой. Как режиссер Женовач поставил три спектакля — «Бег», «В окопах Сталинграда» и «Заговор чувств». Активно работали на сцене МХТ ученики худрука: Егор Перегудов выпустил «Месяц в деревне», Екатерина Половцева — «Венецианского купца», а также приглашенные режиссеры — Юрий Бутусов, Дмитрий Крымов, Оскарас Коршуновас.
С 2018 года было снято несколько спектаклей, выпущенных при Олеге Табакове и пользовавшихся популярностью у зрителей: «Идеальный муж», «Мушкетеры» Богомолова, «Зойкина квартира» Серебренникова, «Примадонны» Писарева.
Константин Хабенский работает в МХТ с 2002 года, до этого он служил в театре «Сатирикон», а также в Театре имени Ленсовета в Петербурге, где играл главные роли в спектаклях Юрия Бутусова. Еще во время учебы в ЛГИТМиКе (курс Вениамина Фильштинского) начал активно сниматься в кино и сериалах. На сегодняшний день фильмография артиста насчитывает больше 100 ролей.
Скандалы во МХАТе Горького
В декабре 2018 года художественным руководителем МХАТ им. Горького был назначен Эдуард Бояков. До него с 1987-го, с момента разделения МХАТа на Чеховский и Горьковский, театром руководила народная артистка СССР Татьяна Доронина. С приходом Боякова ее назначили на специально учрежденный пост президента театра. Заместителем худрука по литературной части назначили писателя Захара Прилепина, а замруководителя по творческой работе — заслуженного артиста России Сергея Пускепалиса.
С момента назначения Боякова МХАТ погряз в конфликтах: актеры и Татьяна Доронина писали письма президенту Владимиру Путину с просьбой «изгнать Боякова из МХАТа» и вернуть прежнее руководство. Ситуацию усугубили скандал с назначенной на роль в спектакле «Чудесный грузин» телеведущей Ольги Бузовой и многочисленные финансовые нарушения. В апреле 2021-го Дорониной вернули полномочия, но мало что изменилось — актриса в театре не появляется, и основные решения по-прежнему принимает Эдуард Бояков.
«Кризисную ситуацию в МХАТ им. Горького» признал даже Минкульт в своем пресс-релизе о назначении.
Пришедший в МХАТ Владимир Кехман с 2007 по 2015 год был генеральным директором Михайловского театра. Затем был назначен в Новосибирский театр оперы и балета, на волне скандала с постановкой там оперы «Тангейзер».
Руководящую работу в театре Кехман совмещал с бизнесом. Он был главой группы JFC. После признания Кехмана банкротом его имущество в 2017 году было распродано на торгах. Обанкротившаяся компания JFC — некогда крупнейший импортер бананов — была должна банкам 18 млрд руб. Только Сбербанк оценил задолженность Кехмана в 4,5 млрд руб.
Театральный критик Павел Руднев в беседе с РБК затруднился ответить на вопрос, почему гендиректором МХАТа назначили именно Кехмана. «Больших успехов в Новосибирском театре оперы и балета он не достиг. Кехман прослыл скандальным закрытием спектакля «Тангейзер», который оценила вся театральная общественность. Придя директором в Новосибирский театр оперы и балета, Кехман закрыл данный спектакль, это был первый его шаг. Поэтому трудно сказать, что можно в этом случае ожидать», — отметил Руднев.
«Должность (генерального директора. — РБК) предполагает супервайзера прежде всего по финансовым вопросам. Кехман — это человек, в большей степени связанный с финансами, чем с творчеством. Наверно, это вопрос более точного директорского контроля над ситуацией в театре им. Горького», — добавил театральный критик.
Сколько зарабатывают МХТ и МХАТ
Доходы МХТ им. Чехова по итогам 2020 года, как следует из материалов Федерального казначейства, составили 1,1 млрд руб., из которых 818,7 млн руб. принесли платные услуги (включая 583 млн руб. государственной субсидии). Сумма расходов за аналогичный период — почти 909 млн руб. Основной статьей — 629 млн руб. — стали зарплаты. В 2021 году театр рассчитывает также на 1,1 млрд руб. дохода, из которых 619 млн руб. — субсидии за счет средств федерального бюджета, а 345 млн руб. — доходы от собственной деятельности. Выплаты по планам составят 1 млрд руб.
Доходы МХАТ им. Горького в 2020 году достигли 746 млн руб. (из которых 574 млн руб. — платные услуги, включая 434 млн руб. субсидий), что ниже показателей расходов, составивших 798 млн руб. В 2021 году размер поступлений по планам должен составить 719 млн руб., из которых 319 млн руб. — субсидии из федерального бюджета, 339 млн руб. — собственно деятельность театра. Размер предполагаемых выплат — 717 млн руб.
27 октября тезка отца-основателя Московского Художественного театра Константина Станиславского — Хабенский — стал новым худруком. Константин Юрьевич славится трудным характером, нелюдимостью, острым языком, но все же он свой человек, из актерской братии. Его предшественник Сергей Женовач так и не смог вписаться в особенную мхатовскую атмосферу и в результате ушел по-английски…
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
При Сергее Женоваче в труппе МХТ не было женского интриганства и откровенной тирании со стороны жены худрука, как это случалось при Олеге Табакове в лице его молодой жены Марины Зудиной. Она держала в ежовых рукавицах весь театр, и без ее согласия ни одна актриса не получала роль, а за кулисами процветали подхалимаж и стукачество. На это жаловался «Экспресс газете» актер Владимир Стержаков, объясняя, что за все это Зудину прозвали «мхатовской Салтычихой».
Жена Константина Хабенского — не просто актриса Московского Художественного театра, не просто любимая ученица Олега Табакова, но и дочь крупнейшего российского кинопродюсера Александра Литвинова, обладателя всех титулов в кинематографии, очень авторитетного и богатого человека. Судачат, что Хабенский получил кресло не без помощи второй половинки — Ольги Литвиновой — и влиятельного тестя.
Одна из первых на назначение Константина Юрьевича отреагировала Ксения Собчак.
— Женовач действительно разрушил табаковский МХАТ, но что его так быстро уйдут, я лично не ожидала. Была уверена, что он досидит до конца контракта. Все-таки во власти есть театралы, видимо. Понимают, что по сути за несколько лет уничтожен был весь концепт театра, все наследие Олега Табакова, — написала супруга режиссера Константина Богомолова в своем Telegram-канале.
Разумеется, Ксения Анатольевна злорадствует и потому, что Женовач первым делом расторг контракт с ее мужем, и тот лишился внушительных отчислений за показ своих спектаклей. Ольга Литвинова же при прежнем худруке не получила ни одной роли. Играла в проходных спектаклях на Малой сцене и ждала, ждала своего часа.
Ходят слухи, что с приходом на пост худрука Хабенского управлять театром будет его жена. Как это делала Марина Зудина.
Зудина, к слову, сильно обрадовалась приходу к власти Константина Юрьевича. Злые языки говорили, что при Олеге Павловиче у Марины Вячеславовны и Константина Юрьевича случился служебный роман, что вызвало гнев пожилого мэтра. После этого Хабенский лет десять играл в МХТ лишь моноспектакль «Контрабас», в порыве отчаяния ходил к худруку Театра им. Вахтангова проситься в труппу. Но Римас Туминас, будучи другом Табакова и почетным гостем на всех его торжествах, отказал артисту.
Зудина же еще недавно планировала играть главную роль в новой постановке Богомолова «На всякого мудреца» в Театре наций. Но удивлению публики не было предела, когда на премьере вместо Марины на сцену вышел мужчина в женском платье. Оказалось, во время репетиций Богомолов поцапался с Зудиной и вывел ее из постановки. А теперь у нее замаячила возможность вернуться в МХТ.