Отставка Н.С. Хрущева привела к смене политического курса. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. — Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин.
В конце 1964 г. перестало существовать деление партийных организаций на городские и сельские. Восстанавливалась вертикаль партийной власти .Уже в первых мероприятиях нового руководства отчетливо обозначились две тенденции: консервативная и технократическая. Первую представляли Л.И. Брежнев, М.А. Суслов и А.Н. Шелепин, а вторую — А.Н. Косыгин,
А.А. Громыко и Ю.В. Андропов.
· Консерваторы выступали за свертывание десталинизации общества и отказ от политического курса, начатого ХХ съездом КПСС, объясняя это приверженностью к стабильности.
· Технократы же, напротив, полагали необходимым продолжение реформ в экономике, освоение новых промышленных технологий и выход на мировой рынок, настаивали на развитии самоуправления и дальнейшей либерализации общественно-политической жизни.
Но и те и другие были противниками радикальных преобразований в обществе. Несмотря на различия взглядов, стало правилом все противоречия разрешать в строго конфиденциальной обстановке, в узком кругу. Представители обеих тенденций стремились «не выносить сор из избы». Л.И. Брежнев стал той компромиссной фигурой, которая устроила и консерваторов, и реформаторов-технократов, так как он был крайне осторожным при принятии решений, нуждался в советах и прислушивался к ним. Он стремился создать себе репутацию рассудительного, спокойного руководителя, который не предпримет никаких шагов, не посоветовавшись со своими товарищами. Брежневу как руководителю претили крутые повороты, нестандартные ситуации. Его некомпетентность приближенные воспринимали как благо: открывалось широкое поле для действий. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий его режима. Вновь ужесточилась цензура. На смену лозунгам «догнать и перегнать» и «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» пришли более спокойные призывы совершенствовать социалистическое общество.
—Концепция «развитого социализма»—-
Идейно-теоретической основой этому стала появившаяся в конце 1960-х годов концепция «развитого социализма», которая рассматривала современное состояние общества как обязательный этап на пути его продвижения к коммунизму. Существующие в обществе недостатки и кризисные явления объяснялись в рамках этой концепции несовершенством социализма по сравнению с коммунизмом. Они трактовались как результат неизбежных противоречий, возникающих в единоборстве старого и нового. Коммунистическая перспектива не отрицалась, но отодвигалась на неопределенно далекий срок. Эта концепция оказалась очень удобной, так как позволяла строить долгосрочные программы и отвлекать внимание от сегодняшних проблем.
——Управление страной, старцы О.о ——
При Брежневе складывается новый стиль руководства, чертами которого являются коллективность, обезличенность решений, подавление инициативы. Это объясняется тем, что большинство из его окружения принадлежало к поколению «винтиков» — исполнителей приказов, отученных брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Они начали свою карьеру в конце 30-х гг., в период кровавых чисток партийного и государственного аппарата. Двойная мораль и аппаратная интрига стали для них. Обязательным условием стала личная преданность генсеку. XXIII съезд КПСС (1966) исключил из Устава партии указания о нормах и сменяемости состава партийных органов и секретарей парторганизаций. Был зафиксирован лишь абстрактный принцип систематического обновления. Однако, как правило, включение в состав номенклатуры новых людей шло не за счет естественного обновления, а за счет увеличения ее численности. Это привело к тому, что высшие партийные и государственные органы практически не обновлялись. В 1965-1984 гг. большинство членов Политбюро находились в нем более 15 лет. Их средний возраст в 1970-е годы достиг 70 лет, а состояние их здоровья было зачастую крайне тяжелым. Эти больные престарелые люди в народе были прозваны «кремлевскими старцами». Они не имели физических сил даже участвовать в заседаниях Политбюро, которые теперь продолжались не более 15-20 минут. «Старцы» из всех сил цеплялись за власть и были противниками любых нововведений. Этот этап в развитии советской системы впоследствии был назван «застоем», когда руководство страны фактически законсервировало экономическую и политическую систему в рамках государственного социализма и исключило возможность радикальных перемен в жизни общества. Авторитет Брежнева в народе был невысок. Больной и недееспособный Генеральный секретарь, официально получавший высокие награды и звания, в действительности вызывал презрение и жалость. О нем сочиняли множество анекдотов. С 1970-х годов наступил период относительно стабильного существования
Отличительной чертой государственно-партийной жизни в этот период был интенсивный рост управленческого аппарата. Увеличение аппарата управления привело к тому, что он стал самым большим (за исключением китайского) бюрократическим аппаратом в мире. К середине 80-х гг. в нем работало около 18 млн человек. Рост номенклатуры сопровождался расширением ее привилегий.
Уровень жизни рядового гражданина и аппаратчика резко различался. Обычным явлением стали злоупотребление служебным положением, коррупция и взяточничество. Нажитое в результате хищений и злоупотреблений даже перестают скрывать, что вызывало общественное недовольство.
—-Конституция—-
В противоречии с реальной действительностью находилась новая Конституция СССР, принятая в октябре 1977 г. В ее основу была положена концепция «развитого социализма», характеристика которой давалась в преамбуле Основного Закона. Упор делался теперь на совершенствование общества «развитого социализма», укрепление его государственных институтов. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Продвижение наверх в любой сфере было возможно лишь в том случае, если человек был активным членом КПСС. Это явилось основной причиной того, что в 1965-1985 гг. интенсивно росли ряды партии. К середине 80-х гг. в КПСС насчитывалось около 19 млн членов и кандидатов. Сохранялись основные положения предыдущей Конституции (1936 г.) о национально-государственном устройстве СССР.
Наряду с профсоюзами и комсомолом появилось много новых объединений. Это — Комитет советских женщин, Советский комитет защиты мира, Общество Красного Креста и другие.
Важное значение имела также возможность заработать дополнительные средства. Популярными становятся студенческие строительные отряды, различные спортивные и досуговые объединения. Одним из проявлений консерватизма политического курса в «эпоху застоя» было ужесточение цензуры и усиление идеологического нажима на общественную жизнь
—-Люди—-
К началу 1980-х годов общество все более понимает бесперспективность жалоб и предложений. Накапливаются раздражение и усталость. Наиболее активные представители интеллигенции, не желающие мириться с советской действительностью, объединяются в движение диссидентов. Первоначально оно было направлено на улучшение существующей системы, а позднее и на отказ от нее. Его участники требовали соблюдения советского законодательства, защиты прав человека. Они апеллировали к мировому общественному мнению и к международному суду по правам человека в Гааге. Наиболее яркими представителями правозащитников были академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, поэт А.Я. Галич и др. В 1966 г. группа интеллигенции, в том числе К.И. Чуковский, И.Г. Эренбург, Р.Я. Плятт, обратились с открытым письмом к Л.И. Брежневу. В письме шла речь об опасности обществу, которую несут реабилитация Сталина и свертывание демократии.
В условиях ужесточения цензуры диссидентами создается так называемая бесцензурная печать, когда запрещенная литература распространялась в рукописном или машинописном вариантах («самиздат»), а также была налажена публикация за рубежом запрещенных произведений («тамиздат»). Причем если первоначально «самиздат» по большей части имел художественный характер, то со временем он стал насыщаться публицистикой, социально-политической литературой. Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришелся на период 1968-1976 гг. В это время разрозненные течения диссидентов объединились в «Демократическое движение», состоявшее из трех идеологических направлений, возникших в послесталинский период:
«подлинного марксизма-ленинизма», представленного, в частности, братьями Роем и Жоресом Медведевыми;
западного либерализма в лице академика А.Д. Сахарова;
«христианской идеологии», защищаемой А.И. Солженицыным.
Общей для них была принадлежность к правозащитному движению. Оно было очень малочисленным и насчитывало всего несколько сотен приверженцев из среды интеллигенции. Однако благодаря деятельности двух выдающихся личностей, ставших своего рода символами правозащитного движения — А. Солженицына и А. Сахарова, движение нашло признание за границей. Стали возникать элементы координации. В 1970 г. был создан Комитет прав человека в СССР. Готовились отчеты о нарушении прав человека в СССР и направлялись их в советские государственные органы и правительства стран — участников Совещания.
Начинается увлечение большей части молодежи образцами западной культуры (в частности, поп-, а затем и рок — музыкой); экологические кампании (против загрязнения озера Байкал, поворота сибирских рек в Среднюю Азию); критику деградации экономики ; создание произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества. Действия диссидентов расценивались властями как «вредные» и «враждебные». Правозащитники подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы, лишали гражданства и высылали за рубеж, заключали под домашний арест или отправляли в ссылку, однако самой распространенной формой борьбы с диссидентами стало помещение их на принудительное лечение в психиатрические больницы («психушки»), где с помощью медикаментов влияли на волю и психику правозащитников. На официальном уровне преследования в СССР по политическим мотивам отрицались
Жесткому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность, кино, литература. Любая критика советской действительности квалифицировалась как ее очернительство. Огромную популярность получили спектакли театров «Современник», им. Вахтангова, на Таганке, им. Ленкома и др. Подлинного расцвета достигает детское кино (фильмы Р.Быкова, А.Грамматикова) и мультипликация, где идеи добра и гуманизма воплощались на самом высоком уровне. В буквальном смысле, всенародное признание получило творчество поэта-барда и актера В.С. Высоцкого.
В ноябре 1982 г. после смерти Л.И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Ю.В. Андропов, который стремился оздоровить и модернизировать советский строй. С его приходом многие связывали надежды о наведении порядка и привлечении к ответственности «зарвавшихся» чиновников. Действительно был дан ход многим громким делам о коррупции («узбекское дело», «сочинское дело» и др.). Развернулась борьба с нетрудовыми доходами и спекуляцией, за укрепление трудовой дисциплины. Появляются первые элементы гласности.
Одновременно усиливаются репрессивные органы, прежде всего КГБ. Партийно-государственный аппарат не собирался расставаться со своими привилегиями и с облегчением воспринял в феврале 1984 г. известие о смерти Андропова. На пост Генерального секретаря ЦК был избран престарелый и больной К.У. Черненко, сторонник сохранения брежневского курса. Страна вновь возвращается в «эпоху застоя», поскольку все нововведения Андропова свертываются, дела о коррупции закрываются. Новый генсек возрождает прежние позиции номенклатуры, но в марте 1985 г. он умирает.
Предыдущие статьи:
|
Следующие статьи:
|
Середина 1960-х гг, для России считается
периодом, когда во всех сферах жизни
общества проявляются негативные
явления. Такие явления наблюдались в
росте оппозиционных настроений среди
населения, в постепенном падении
авторитета СССР на международном уровне,
а также в экономике.
После отставки Н.С. Хрущева завершился
процесс либерализации
общественно-политической жизни. Подошли
к концу начатые им преобразования.
Теперь к власти пришло новое руководство.
Первым секретарем ЦК КПСС в 1966 г. стал
Л.И. Брежнев. Этот человек в течение
долгих лет находился на партийной работе
и имел колоссальный опыт в этой сфере.
Л.И. Брежнев был одним из главных
инициаторов и организаторов смещения
с поста Н.С. Хрущева. Главой правительства
был назначен А.Н. Косыгин.
Идейно-теоретической основой для
деятельности руководства стала
концепция «развитого социализма». Эта
концепция была разработана уже в
конце 1960-х гг.
По документам под концепцией «развитого
социализма» подразумевался необходимый
этап на пути продвижения к коммунизму.
Этой концепцией пытались добиться
соединения всех имеющихся сфер
общественной жизни.
1960—1970-е гг. отмечены сложными процессами
в общественно-политической жизни страны.
В конце 1964 г, произошло объединение
промышленных и сельских партийных
организаций. Вновь ужесточается
цензура печати. Становится ограниченным
доступ к источникам научной информации
по всем исследованиям. Естественно,
подобные меры вызывали тяжелые последствия
для развития науки в стране.
Л. И. Брежнев в начале 1971 г. сделал
заявление о том, что в СССР было достигнуто
равенство республик по уровню экономики.
Также последовало заявление о том, что
национальный вопрос в стране полностью
решен.
В середине 1960—1970гг. расширились
полномочия местных Советов. Под их
контролем находились учреждения
здравоохранения, образования, деятельность
предприятий в области жилищного
строительства. Коммунистическая партия
руководила деятельностью государственных
и общественных организаций. К 1980-м гг.
в КПСС было 19 млн. человек. КПСС наметила
перспективу развития общества и
претворяла ее в жизнь при помощи
общественных организаций.
Постепенно стала увеличиваться
численность административного
аппарата. Значительно возросло количество
общесоюзных министерств — с 29 до
160. Уже в 1985 г. в таких министерствах
работало около 18 млн. человек.
В октябре 1977 г. на сессии Верховного
Совета СССР была принята новая Конституция.
В ее основе лежала концепция «развитого
социализма», закреплялись политические
основы государства — Советы. Но теперь
они
назывались Советами народных депутатов.
Одним из главных элементов политической
системы общества «развитого социализма»
являлась коммунистическая партия.
Были заново сформулированы принципы
построения отношений СССР с другими
крупными державами мира, но по-прежнему
сохранились основные положения
Конституции 1936г., а именно — о
национально-государственном устройстве.
В конце 1950-х — начале 1960-х гг. были
проведены реформы в экономике. Но
практически не произошло никаких
сдвигов. Для руководства страны было
очевидным, что необходимо продолжать
экономические реформы.
Особенно большие преобразования
произошли в сельском хозяйстве. Заметно
повысились цены на зерновые культуры.
Практически все колхозы переводились
на прямое банковское кредитование.
Осенью 1965г. начала осуществляться новая
экономическая реформа в промышленности.
Переход промышленности на систему
хозрасчета был окончательно завершен
лишь к концу восьмой пятилетки. Происходило
создание производственных объединений
(ПО). В число таких крупных объединений
вошел «АвтоЗИЛ», в составе которого
находился Московский автомобильный
завод имени И.А. Лихачева и его филиалы
в других городах.
В 1966—1970гг. наиболее быстрыми темпами
развивалась послевоенная экономика.
Валовой общественный продукт вырос
на 13%, промышленная продукция — на 50%.
Было введено в строй 1900 новых предприятий.
Начал работу Западно-Сибирский
металлургический комбинат. Были запущены
электростанции в Криворожье, Конакове.
Большое внимание уделялось прокладке
газопровода Средняя Азия — Центр,
протяженность которого равнялась 2750
км.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Оглавление
Введение
1. Курс на стабилизацию
советского общества
2.
Социально-экономическое развитие (1960-1980)
3. Внешняя
политика СССР (1960-1980)
4. Нарастание
кризисных явлений
Заключение
Список литературы
Введение
Шестидесятые годы
стали переломными в истории советского общества. Объективная
необходимость кардинальных, революционных, а не эволюционных перемен в
советской экономике назрела уже к началу 60-х гг. Оторванность планирования от
жизни, отраслевого управления от регионального, монополия производителя в
условиях всеобщего дефицита, незаинтересованность предприятий в
научно-техническом прогрессе – всё это требовало коренных преобразований уже
тогда.
Период от середины
60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял
Л.И.Брежнев, называют временем застоя — временем упущенных возможностей.
Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно
закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни,
застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.
Знаменовал начало
нового витка советской истории Октябрьский (1964г.) пленум ЦК КПСС.
На Октябрьском (1964
г.) пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Первым
секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР
А.Н.Косыгин, председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный.
Вторая половина 60-х
— середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех
сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте
оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене.
Принимавшиеся руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не
могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.
Цель данной работы: Изучить основные направления
внутренней и внешней политики СССР в 60-80 годы 20 века. исходя из поставленной
цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1)
Проанализировать
политическую ситуацию в стране в период с 1960-1980 г;
2)
Определить трудности и
проблемы социально-экономического развития СССР в данный период(1960-1980);
3)
Изучить внешнеполитическую
ситуацию СССР в 60-80гг;
4)
Выяснить как протекало
развитие кризисных явлений в указанный период (1960-1980).
1.
Курс на
стабилизацию советского общества
С отставкой Н.С.
Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни,
окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым
секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.- Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев,
находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из
инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева.[1]
Человек осторожный,
консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой
правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом
СССР, министерствами финансов, легкой и т текстильной промышленности.
Часть новых
руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов,
считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения ХХ съезда
партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую
либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую
систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в
обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов,
А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата.
Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического
курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.
Противоборство мнений
по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом
от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному
курсу в политике и идеологии.
Идейно-теоретической
основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов
концепция «развитого социализма»[2]. В
официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап
на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого
предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала
сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в
партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с
тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих
задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма».
Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как
результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению
недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма.
Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л.И. Брежнев,
сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего — К. У.
Черненко.
В общественно-политической
жизни 6О-70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом
борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В
конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных
организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления
народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в
частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.
Начался отход от
курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В.Сталина,
разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как
и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечественной
и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые
последствия для развития науки.
В начале 70-х годов
Л. И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик
по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен.
Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского
народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства
республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях
возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители
республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке.
В развитии
общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции:
демократическая и антидемократическая.
Они проявлялись, в
частности, в сфере управления производственными и государственными делами.
На рубеже 60—70-х
годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и
контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области
жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты
местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании
на сессиях отчетов любых органов власти должностных лиц, подконтрольных
Советам.
В 70-х — начале 80-х
годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в
учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического
творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их
составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Отдельные
обязанности выполнявшиеся прежде государственными управленческими структурами,
были переданы общественности. К примеру, широкое распространение получили
добровольные народные дружины по охране общественного порядка.
Деятельность массовых
объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию
участия в управлении общественным производством широких слоев населения.
Общественные
объединения из представителей различных категорий населения действовали при
местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих,
колхозников и интеллигенции определялись партийными органами.
Руководство
деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла
Коммунистическая партия. В начале 80-х годов в рядах КПСС насчитывалось 19 млн.
человек. КПСС не только вырабатывала генеральную перспективу развития общества
и претворяла ее в жизнь через партийные и общественные организации на местах.
Принципиальные вопросы внешней политики, развития экономики, форм и методов ее
управления рассматривались на партийныx съездах — XXIV (1970 г.), ХХV (1975г.),
ХХVI(1980г.). [3]
На съездах
принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и
одиннадцатой пятилеток). Намечались меры «совершенствования» хозяйственного
механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и
командно-приказных методов управления. Увеличилась численность
административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных
министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работало около 18 млн чиновников.
Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавал ось
руководством страны.
Усиление
идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало широкое
распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность
диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была
направлена на улучшение существующей системы, позднее — на отказ от нее.
Наиболее яркими их
представителями были историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д.
Сахаров.[4] Главными
формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными
лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту
прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции
— художники, писатели, музыканты — обратилась с открытым письмом К Л.И. Брежневу.
В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о
недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного
движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и
других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между
оппозиционным движением и властью. Окончательный отход
партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в
области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать
широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации
оппозиции.
Диссидентами была
налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране
(«Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат»).
Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень
правозащитного движения «Хроника текущих событий». В середине 70-х годов диссиденты
организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений.
Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и
«враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям,
их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А.И.
Солженицын).
2.
Социально-экономическое
развитие
Реорганизации и
реформы в экономике конца 50-х-начала 60-х годов не привели к позитивным
сдвигам. В сфере экономики в 60-70-е годы были предприняты попытки проведения
одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма
была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при
Брежневе.
Начало реформе
положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 года.
Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским
хозяйством, которое пытались реформировать на основе увеличения материальной
заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства.
Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет.
Сверхплановые закупки
должны были производиться по повышенным ценам. Снимались ограничения с личных
подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Но вскоре проявилась ограниченность
намеченных механизмов стимулирования, в частности, тенденция к занижению
объемов плановых поставок сельскохозяйственной продукции.
Важное значение в
контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965 г.) Пленума
ЦК КПСС, которые были конкретизированы в совместных постановлениях ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 года «Об улучшении управления
промышленностью» и от 4 октября 1965 года «О совершенствовании планирования
и усилении экономического стимулирования промышленного производства».
Инициатором
хозяйственных реформ был крупный политический деятель, председатель Совета
министров СССР А.Н.Косыгин.
Суть реформы
мыслилась как сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги,
расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации),
усовершенствовать централизованное планирование.
Предполагалось, в
частности:
¾
сокращение числа
директивных плановых показателей, замена валовой продукции как основного планового
и оценочного показателя объемов реализации;
¾
укрепление хозрасчета предприятий,
сохранение в их распоряжении большей доли прибыли;
¾
перестройка системы ценообразования,
которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления
цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета (в 1966
— 1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности).
¾
восстановление отраслевого
принципа управления промышленностью.
Исходной идеей
реформы была потребность в децентрализации. Оставлялось пять директивно
планируемых показателей, среди которых объем реализации продукции, основная
номенклатура, фонд заработанной платы, прибыль и рентабельность,
взаимоотношения с бюджетом. Однако административная обязанность заданий даже
при этих чисто экономических показателях должна была сохраниться.
Однако реформа не
меняла основ командно-административной системы управления и была направлена
лишь на ограничение пользования преимущественно административных методов в
сочетании их с некоторыми экономическими рычагами. Первые годы реформы дали
положительные результаты. Уже в 1966-67 годах стали проявляться негативные
стороны реформы, причинами которых были прежде всего ее сущностная
непоследовательность, ее половинчатость. Главным недостатком было то, что
интересы общества и предприятия стали все больше и больше расходиться.
Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким
ценам.
Это стало приводить к
сбоям в работе всего хозяйственного механизма страны и могло привести к быстрому
и глубокому экономическому кризису. Чтобы избежать его, руководство страны
приняло решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре при
детальном планировании номенклатурной продукции и других показателей с
ограничением прав предприятий. В начале 70-х годов от реформы практически
полностью отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в
экономической жизни.
Реформа 1965 года предусматривала
дальнейшее развитие сельского хозяйства. Ее важным решением было принятие Примерного
Устава колхозов в ноябре 1969 года. Он расширял хозяйственную самостоятельность
колхозов, сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный
участок, личный скот и птицу.
Экономика страны в
60-70-е годы характеризовалась ещё достаточно высокими темпами роста. Несмотря на
всю половинчатость и недостаточность реформы 1965 года она несколько задержала
темпы падения производства, но с начала 70-х годов они стали снижаться.
Следует подчеркнуть, что
в эти годы существовало понимание необходимости эффективнее использовать экономические
законы социализма, усилить внимание к вопросам интенсификации производства,
ускорения научно-технического прогресса.
В рассматриваемый
период принимались правильные решения о необходимости смещения акцентов в экономической
политике посредством перенесения центра тяжести с количественных показателей на
качественные, с волевых методов управления на экономические.
В 70-х годах в
качестве важнейшего элемента экономической политики выдвигалось на первый план
развитие науки и техники, внедрение их результатов в практику. Затраты на развитие
науки и техники в эти годы выросли более чем в три раза, численность научных работников
увеличилась вдвое.
На рубеже 60-70-х
годов были созданы научно-производственные объединения (НПО), которых в 1985
году насчитывалось 250. Они были специально предназначены для создания новейших
образцов техники. Однако ведущую роль играли разработки для обороны, в силу
того, что страна была втянута в широкомасштабную гонку вооружений.
Гражданские
предприятия не давали должного эффекта. Машиностроение развивалось на среднем уровне
всей индустрии. А по производству и использованию в народном хозяйстве
новейшего электронного оборудования как решающего условия научно-технического
прогресса, мы значительно отставали от США и других европейский стран.
Промышленность,
сельское хозяйство, строительство в девятой, десятой и одиннадцатой пятилетках
с планами не справились. Причем по важнейшим показателям итоги второй половины
70-х годов были значительно ниже, чем в начале десятилетия. Это признавалось на
самом высоком уровне.
Реформы 1965-1970гг.
при всей своей ограниченности и непоследовательности оказали значительное
позитивное воздействие на народное хозяйство страны. Пройденный период знаменовался
новыми крупными успехами в области экономики и социально-культурной жизни.
В стране сложился
единый народнохозяйственный комплекс, включающий единые энергосистему,
транспортную сеть, систему связи. За эти годы было построено более 9 тысяч
новых промышленных предприятий, в том числе таких гигантов как Атоммаш, КамАЗ,
введены в строй крупнейшие в мире Красноярская, Братская ГЭС, Канско-Ачинский и
Экибастузский топливно-энергетические комплексы.
В мировом экономическом
развитии Советский Союз твердо занимал второе место в мире и первое место в
Европе, выпуская более 20 процентов мировой промышленной продукции. К 1985 году
наша страна вышла на первое место в мире по производству чугуна, стали,
минеральных удобрений, добыче нефти и газа. Общий уровень промышленности по
отношению к США увеличился с 50 процентов в 1960 году до 80 процентов в 1985
году.
Значительно выросло
благосостояние советских людей. За годы с 1961 по 1985 было построено 34 млн.
новых квартир, что позволило улучшить жилищные условия населения.
Реальные доходы
выросли за этот период в 2,5 раза, при этом сохранялись стабильные и низкие
цены на товары народного потребления. Новый шаг сделала страна в области науки
и культуры. Был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Вчетверо
выросло число лиц, окончивших вузы, в 4,5 раза увеличилась численность научных
работников, достигнув 1,5 млн. человек.
В общем и целом этот
период явился периодом наибольших достижений Советского государства в области
экономики, социальной и научной жизни. Национальное богатство страны, несмотря
на тяжелые испытания, выросло по сравнению с 1913 годом почти в 50 раз.
Однако со второй
половины 70-х годов стали все более ощутимыми признаки экономического кризиса, проявилась
неспособность политического руководства реагировать на динамично меняющиеся обстоятельства.
Серьезную тревогу
вызывал разрыв между приростом мощностей и невысоким уровнем отдачи капитальных
вложений. Положение особенно ухудшилось во второй половине 70-х годов.
Наряду с внедрением
новой техники нормой стали «долгострой», неполное освоение нового
оборудования, медлительность в достижении проектных показателей. Падение темпов
экономического роста принимало затяжной характер. Производительность труда на
советских предприятиях оставалась ниже уровня развитых стран. Большой урон
народному хозяйству наносили потери в промышленности и сельскохозяйственном
производстве, потери при хранении и перевозке готовой продукции.
Велики были потери и
в сельском хозяйстве. Потери при транспортировании крупного рогатого скота
составляли 3-12 %, свиней — до 11%. В поле на элеваторах и при транспортировке терялось
до 30% урожая. Значительный урон сельскому хозяйству нанесла жестокая засуха 1975
года, когда сбор зерна уменьшился на 40 млн. тонн по сравнению со среднегодовым
сбором предыдущего пятилетия, сократилось поголовье скота.
Негативные процессы отражались
и на социальной сфере. Медленно улучшались жилищные условия, все чащи стали
возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта,
медицинского обслуживания, образования. Но несмотря на негативные явления в экономике
уровень жизни в СССР все еще повышался до середины 70-х годов, а затем более
чем пятилетие не снижался. Росла заработанная плата основные категорий
трудящихся, прежде всего низкоквалифицированных, увеличились общественные фонды
потребления, делались серьезные, правда недостаточные, финансовые инвестиции в
медицину, образование, спорт, отдых.
Таким образом,
застойные явления в экономике и социальной жизни, усилившиеся в 70-х годах, к
середине 80-х годов подвели страну к предкризисной ситуации.
Возникновение
предкризисного состояния нашего общества можно объяснить как объективными, так
и субъективными причинами. К объективным относятся особенности развития нашей страны
в 70-е годы. Здесь свою роль сыграла сложная демографическая ситуация, удаление
источников сырья и энергоносителей от традиционных районов их использования,
обострение экономических проблем, неблагополучная мировая экономическая коньюктура,
возраставшее бремя расходов на поддержание военно-стратегического паритета и на
помощь союзникам.
Особенности и итоги
предыдущих лет развития страны также способствовали складыванию предкризисного
состояния.
Такие процессы, как,
например, чрезмерная централизация управления экономикой, огосударствление
кооперативной формы собственности обозначались и набрали силу гораздо раньше.
Но в 70-е годы, вместе с ростом масштабов производства они стали проявляться
более отчетливо.
Диагноз положения, в
котором оказалось развитие нашего общества — застой.
3.
Внешняя политика
СССР (1960-1980)
Внешнеполитическая
деятельность в 70-х — годов была направлена на обеспечение наиболее благоприятных
условий для развития общества, на формирование и утверждение нового типа
международных отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера
«застоя» сказалась и здесь. Были не только успехи и достижения, но и
серьезные просчеты.
Советская внешняя политика
осуществлялась по следующим основным направлениям;- развитие отношений с
социалистическими странами;- поддержание отношений с развитыми
капиталистическими странами;- укрепление отношений со странами «третьего
мира» — развивающимися государствами;- борьба за предотвращение мировой
войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.
Отличительной
особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что все
большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические
консультации. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности Совета
Экономической Взаимопомощи(СЭВ), основной задачей которого было дополнить
политическое сотрудничество экономической интеграцией.
В этот период были
достигнуты успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 году СЭВом
была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15
— 20 лет. Одним из основных направлений было обеспечение восточноевропейских стран
дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими
проектами были строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода
«Союз», космическая программа «Интеркосмос» , строительство
промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в
восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн.т нефти, в 1975 г. — около 50
млн., а к началу 80-х — 508 млн.т. Причем цена на нефть была значительно ниже
мировой.
Не менее активно шло
сотрудничество и в рамках Организации Варшавского Договора (ОВД). Практически
ежегодно в 70 — 80-е годы проводились общие военные маневры на территории ряда
стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 года в рамках ОВД действовал Политический
консультативный Комитет министров обороны.
Вместе с общим
позитивным процессом развития сотрудничества в некоторых странах возникали
кризисные ситуации. Такая ситуация, ставившая под угрозу политическую систему,
возникла в Чехославакии. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских
войск в 1968 году и подавление враждебных сил.
Драматично
развивались события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству
удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране
развернулась с новой силой.
Наряду с
социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали
социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс.
С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в
конфронтации. Укрепились связи с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и
80-х годов югославское и советское правительства проводили в отношении друг
друга политику сдержанного сотрудничества.
Наряду с усиленными
экономическими связями политическое взаимодействие было крайне незначительно. Особую
позицию занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось
проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя,
так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма.
Отношения же СССР с
Китаем, а также с Албанией были серьезно подорваны. Советско-албанские
отношения были прерваны еще в 1961 году.
В жесткой конфронтации
СССР находился с Китайской Народной Республикой.
Обострение отношений
между ними началось еще в конце 50-х годов, а в середине 60-х годов, с началом «культурной
революции», китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение
отношений с СССР. В 1965-1966 годах из страны выехали почти все советские
граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более
политические контакты. В 1969 году на советско-китайской границе произошли вооруженные
столкновения в районах острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинске
(Средняя Азия). На протяжении 70-х годов Китайская Народная Республика
фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао
Цзэдуна в 1976 году и смерти Л.И. Брежнева в 1982 году отношения между двумя
странами стали улучшаться.
Отношения с развитыми
капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер.
Во второй половине 60-х годов началась»разрядка» во взаимоотношениях
СССР и Франции. Президент Франции Шарль де Голь посетил Москву летом 1966 года.
В 1966 — 1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и
глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться
советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж.Помпиду и
Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 года документ «Принципы
сотрудничества между СССР и Францией».
Улучшились отношения
Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 года на
выборах в Бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости
послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это
послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972
года. В этом договоре были признаны нерушимыми западные границы Польши и
граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические
отношения двух стран развивались достаточно стабильно.
Во второй половине 70-х
годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского
Союза.
Аналогично
развивались отношения СССР с большинством европейских и неевропейских
капиталистических стран. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они
были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974
году начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических
отношений. Несмотря на то, что экономические связи СССР и Японии были
достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком
уровне. СССР не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с
формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась
в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды,
которые СССР получил после второй мировой войны и отказался вести переговоры по
этому вопросу. Особым образом развивались отношения между СССР и США, самыми
крупными промышленными и военными державами.
После второй мировой
войны международные события так или иначе были связаны с противостоянием
великих держав. Соединенные Штаты, проводя политику гегемонии в мировых делах,
встречали противодействие Советского Союза. Так было в Корейской войне
1950-1953 гг., так происходило и в период войны США во Вьетнаме в 60 — 70-е
годы. В мае 1972 года в Москву прибыл президент США Р.Никсон. В результате
этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений
(ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство
противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных
лодках. В 1973 — 1976 гг. страны обменялись визитами руководителей государств, на
которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы.
Пиком
«разрядки», как называли процесс 70-х годов политические деятели,
было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки
Совещание по
сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания
проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г.
В июле-августе 1975
г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы
33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и
узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое
сложилось в послевоенной Европе и мире. Однако с начала 80-х годов произошло резкое
ухудшение отношений СССР с Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО. Новый
президент США Р.Рейган объявил СССР «империей зла» и провозгласил
«крестовый поход» против коммунизма.
Важным направлением внешней
политики Советского Союза было укрепление позиций в странах «третьего
мира», развитие экономического, политического и военного сотрудничества.
Победа Вьетнама в войне
с США в 1975 году ознаменовала собой апогей периода поступательного движения
социализма в этом регионе. В 60-70-х годах постепенно возрастало количество
стран, которые выбрали путь социалистической ориентации. В первую очередь это
касалось Африканского и Азиатского континентов.
В 1967 году вспыхнула
арабо-израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и
Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран
привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В
то же время происходило сближение Советского Союза с другими арабскими
странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников.
В Юго-Восточной Азии
советское руководство поддерживало повстанческие движения в различных странах,
прежде всего в Лаосе и Камбодже. Однако здесь его влияние постепенно стало падать
и уступать китайскому, которое возрастало в силу территориальной близости и
наличия в этих странах большого количества этнических китайцев.
В 60-70-е годы СССР
поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Африке (Ангола, Эфиопия,
Мозамбик), а также лидеров некоторых стран, проводивших дружественную СССР
политику.
Крупный
международный кризис разразился в 1979-1980 гг. из-за ввода советских войск в
Афганистан в декабре 1979 года. Афганские события понизили авторитет СССР,
привели к серьезному сужению его внешнеполитической сферы.
60-70-е
годы в международных отношениях были годами «холодной войны», начатой
после второй мировой войны и характеризующейся военно-политической
конфронтацией социалистических и капиталистических стран, широкомасштабной
гонкой вооружений и балансированием на грани тотальной войны. Важнейшим
направлением внешней политики Советского руководства в эти годы была борьба за
предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.
Развернувшаяся
«холодная война» потребовала огромных военных расходов, так как была
связана с производством дорогостоящих видов ядерного и ракетного оружия, других
видов вооружения и военной техники. Так за 32 послевоенных года (с 1946 по 1977
гг.) прямые военные расходы США превысили 1800 млрд. долларов, то есть составили
фантастическую величину в 3,5 раза больше всего основного капитала
обрабатывающей промышленности США. Приведенные данные означают, что крупный скачок
в гонке вооружений развернулся в начале 80-х годов. Советское государство было
вынуждено принимать адекватные меры, чтобы добиться военного равновесия. Величайшим
трудом советского народа к середине 70-х годов военное равновесие с США было
достигнуто. Оно опиралось на созданный экономический и научно-технический
потенциал, военно-промышленный комплекс. Новый виток гонки вооружений, начатой
в 80-х годах, потребовал еще больших усилий и в условиях начавшегося спада
производства оказался непомерным. Послевоенный мир был достигнут дорогой ценой,
хотя в этот период в мире полыхали многочисленные войны и военные конфликты, мировой
войны удалось избежать. В этом был главный результат внешнеполитической и
военно-политической деятельности Советского руководства.
4.
Нарастание
кризисных явлений
Социальный заказ
правящего класса в 1965 – 1984 гг. состоял в том, чтобы любой ценой сохранить
существующее положение. Курс на стабильность требовал от властей укрепления
«властной вертикали», которую в эти годы упорно разъедали ведомственный
монополизм и падающая политическая активность, апатия советских людей. Поворот
нового руководства к более жесткому, более консервативному курсу был
продиктован стремлением правящего класса восстановить разрушенную хрущевской
«оттепелью» целостность советской системы.
Укрепление Советского
государства, и, прежде всего Советов, рассматривалось как главные вопросы
внутренней политики. Однако на практике повысить роль местных Советов не
далось. Они по-прежнему целиком зависели от центра и оставались бессильными и
безгласными. Верховный Совет СССР по существу был декоративным органом,
призванным «единогласно» одобрять подготовленные аппаратом решения. Высший
законодательный орган практически не контролировал правительство, расходы
отдельных министерств и ведомств. Советы мало влияли на реальную жизнь
общества.
С завершением
процесса формирования номенклатурной системы фактически утрачивает свой элитный
статус Коммунистическая партия. Формально она остается стержнем советской
политической системы.
Все крупные
государственные и хозяйственные вопросы решались в партийных «инстанциях».
Общественному мнению навязывался тезис о «возрастающей руководящей роли КПСС и
ее становлении как партии всего советского народа».
Ряды КПСС
стремительно росли, достигнув к середине 80-х гг. 19 млн. человек, однако былое
значение членства в партии снижалось. [5]
Правящий класс был
заинтересован в стабильности высшего политического руководства, жесткой
централизации управления, позволяющей на деле контролировать общество и саму
номенклатуру. Кадровые перестановки в 1965 – 1984 гг. в высших эшелонах власти
были сведены к минимуму, формируются клановые структуры, наращивается
бюрократический аппарат.
На рубеже 70 – 80-х
гг. в мире начинается «микроэлектронная революция». По этому показателю СССР
отставал от западных стран на десятилетия. Сырьевые ресурсы страны все больше
истощались. Лишь малая часть советской экономики составляли современные
производства высокой технологии, которые полностью работали на военные заказы.
Экономика страны работала в основном на ВПК. Чрезмерная военная нагрузка на
народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. В стране не было
единой денежной системы.
К середине 80-х гг.
возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных
отношений в России была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы
изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права
руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство.
Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать
трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство,
неуважение к частному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В начале
80-х гг. все без исключения слои советского общества страдали от несвободы,
испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной
демократии и индивидуальной свободы. Большинство рабочих и служащих
необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более
справедливым распределением общественного богатства. Таким образом, к началу
80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в
обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.
Однако, в конечном
счете, совсем другие силы определили направление и характер реформирования
советской власти.
Этими силами была
советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и
зависимостью личного благополучия от служебного положения.
Смерть в ноябре
1982г. Л.И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю. В.
Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему.
Но попытки Андропова придать эффективность бюрократической системе без
структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с
отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния.
Избрание в марте 1985
г. М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС вновь возродило
надежду на возможности реальных перемен в жизни общества. Энергичные
выступления нового Генерального секретаря показали его решимость приступить к
обновлению страны.
В условиях
монопольного господства в обществе одной партии – КПСС, наличия мощного
репрессивного аппарата перемены не могли начаться «снизу», народ ждал изменений
«сверху» и готов был их поддержать.
Ядром экономических
преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития
страны на основе использования новейших достижений научно-технического
прогресса.
Провозглашая курс на
ускорение, М.С. Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет «скрытых
резервов» в короткий срок добиться подъема экономики. Однако все попытки в
рамках старой системы провести преобразование экономики были обречены на
провал.
Заключение
Период застоя был
по-своему сложен и противоречив. Общество не стояло на месте. В нем происходили
изменения, накапливались новые потребности. Но исторически сложившаяся
общественно-политическая система стала тормозить его движение, порождала
состояние стагнации.
История
показывает, что с самого начала административную систему отличал экономический
утопизм, замешанный на экономической малограмотности.
В сознании людей
глубоко укоренились сугубо административный взгляд на экономические проблемы,
мистическая вера в организацию, нежелание и неумение видеть, что силой,
давлением, призывами к сознательности ничего в общественной жизни и экономике
не достигнуть. Такая же вера стала свойственной и партийным руководителям
самого различного ранга.
В народе широкое
хождение получили настроения апатии, безразличия к общим целям и ценностям,
недоверие к реформам. Часть народа деградировала физически и духовно на почве
пьянства и бездуховности, произошли упадок этики и резкое снижение моральных
критериев, развились массовые хищения и агрессивная зависть к честному труду.
Деформация массового сознания — самое худшее в наследии, оставленном
административно-командным порядком организации жизни людей.
Был светлый период в
области экономического развития, но он продлился недолго. В экономической области
был создан единый народнохозяйственный комплекс, позволивший добиться неплохих
показателей экономического развития за всю историю страны
Во внешнеполитической
области неплохой авторитет Советского Союза позволял обеспечивать деятельность
Совета Экономической Взаимопомощи — союза социалистических государств, иметь
прочные связи со многими освободившимися государствами и развивать отношения с
капиталистическими государствами на основе паритета.
В военной области
было достигнуто стратегическое военное равновесие между СССР и США, НАТО и ОВД,
что способствовало сохранению мира и предотвращению мировой войны.
Вместе с тем, темпы
экономическое развития стали неуклонно снижаться, подходя к критической черте,
многие передовые позиции в научно-технической области оказались утраченными.
Первая половина 80-х
годов, характеризовавшаяся резким усилением конфронтации с развитыми
капиталистическими странами, скачком в гонке вооружений подвела страну к
предкризисной ситуации. Социально-экономическое состояние государства
показывало, что административно-командная система исчерпала свои возможности
эффективного управления гигантским народно-хозяйственным механизмом, назрела
необходимость новых реформ.
Список использованной литературы:
1.
История России с начала XX век /
Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д.; Ред. Сахаров А.Н. –
М.: АСТ, 2000. — 544с
2.
История России: учебник
для вузов / Ред. Казанцев Ю.И. – М.: Инфра-М, 2000. — 568с
3.
История России: Учеб. /
А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. -3-е изд., перераб. и
доп. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 -528 с.
4.
Мунчаев, Ш.М.
История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: НОРМА-ИНФРА -М,
2000. -592с
5.
Новейшая история
Отечества. XX век. / Под ред.А.Ф. Кисилева, Э.М. Щагина. – М.:
ВЛАДОС, 1999.
6.
Оконова, Н.Д.
Отечественная история: учебное пособие: в 2 т. / Н.Д. Оконова; СГУ. – М., 2001.
– Ч 1. — 453с
7.
Отечественная история /
Под ред.А.А. Радугина. – М.: Академия, 2003.
8.
Пособие по истории
Отечества / Под ред. Курицина В.М. — М.: Простор, 2000.
9.
Политическая история:
Россия – СССР – Российская Федерация: в 2-х т. – М.: Издательство Терра, 1996.
Смена политического курса. С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.— Генеральным секретарем) стал Л. И. Бережнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.
Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. К. Шелспин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.
Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего — К, У. Черненко.
Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60—70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.
Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечественной и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки.
В начале 70-х годов Л. И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось Движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление Местного национализма.
В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами.
На рубеже 60—70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х — начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Отдельные обязанности, выполнявшиеся прежде государственными управленческими структурами, были переданы общественности. К примеру, широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка.
Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения.
Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами.
Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия. В начале 80-х годов в рядах КПСС насчитывалось 19 млн. человек. КПСС не только вырабатывала генеральную перспективу развития общества, но и претворяла ее в жизнь через партийные и общественные организации на местах. Принципиальные вопросы внешней политики, развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах — XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры «совершенствования» хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работало около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.
Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной.
В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства — Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов.
Все Советы народных депутатов — Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти (схема 1).
Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР (схема 2).
Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики.
Подтверждалась основа экономической системы — социалистическая собственность па средства производства в двух ее формах: государственной и кооператив. Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики.
Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов. Конституция зафиксировала принцип социалистического интернационализма в отношениях Союза ССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.
Диссидентское движение. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц. взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее — на отказ от нес. Наиболее яркими их представителями были историк Рой Медведев, писатель Л. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции — художники, писатели, музыканты — обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции е внешним миром способствовали активизации оппозиции.
Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат»). Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий». В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А. И. Солженицын).
Вопрос № 41045
К числу достижений российской внешней политики России в 1990-е гг. относится …
отказ НАТО от расширения своего влияния в Восточной Европе
подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
сохранение военно-политического паритета с НАТО
включение России в совещание ведущих стран мира – «Большую восьмерку»
Вопрос № 41054
Первой крупной реформой президента РФ В. В. Путина в конституционно-политической системе страны в августе 2000 г. стал(-о) …
официальный роспуск СЭВ и ОВД
досрочный роспуск Государственной думы
создание Съезда народных депутатов
изменение порядка формирования Совета Федерации
Вопрос № 41058
Попытку решения крестьянского вопроса в первой четверти XIX века характеризует подписанный Александром I указ…
об «обязанных крестьянах»
о запрещении продажи дворовых людей и безземельных крестьян с молотка
о запрещении крепостным крестьянам жаловаться на помещиков
о «вольных хлебопашцах»
Вопрос № 41063
Функция истории, позволяющая влиять на поведение и действия людей, называется …
коммуникативной
познавательной
аксиологической
воспитательной
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором — Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.
С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. — Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества.
Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.
Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма.
В общественно-политической жизни 60-х -70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.
Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечественной и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки.
В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма.
В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х — начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания. В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения.
Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах — XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры «совершенствования» хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.
Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах.
В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства — Советы.
Ядром политической системы общества «развитого социализма» называлась Коммунистическая партия.
Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х — начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ.
Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с их личных хозяйств.
Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления. Но она не затрагивала основ командно-административной системы.
Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства. Увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта. Как и прежде, допускались нарушения в политике планирования заготовок. Устанавливались дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. Закупочные цены на нее не всегда были достаточно обоснованными. Многие виды продукции продавались государству по символическим сдаточным ценам. Это стало одной из причин увеличения числа убыточных хозяйств.
В социальную сферу, так же как и в другие области жизни, глубоко проникли негативные явления. В значительной мере это было связано с появлением нового социального слоя в обществе — так называемой «номенклатуры». Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. «Номенклатура» была надежной опорой» проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л.И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии. Попытки преемников Л.И. Брежнева преодолеть «деформации социализма» успеха не имели.
На рубеже 60-70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с разлитыми капиталистическими государствами.
Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира.
Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма хозяйствования.
Политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку «обновления социализма» путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран — участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.