Остановка транспортного средства
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства <1>.
———————————
<1> Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства <2>.
———————————
<2> Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711. Далее — «мероприятия по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий».
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
85. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).
86. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
87. Остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.
88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.
В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.
89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации <1>.
———————————
<1> Статьи 25.6, 25.7 Кодекса.
90. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством <2>.
———————————
<2> Пункт 223 Административного регламента.
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС) <3>.
———————————
<3> Абзац 4 пункта 2.3.3 Правил дорожного движения.
91. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом <4>.
———————————
<4> Статья 24.5 Кодекса.
Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.
92. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица <5>, и обнаружении данных, указывающих на наличие в действиях юридического или (и) должностного лица (индивидуального предпринимателя) события административного правонарушения сотрудник составляет рапорт о необходимости проверки обнаруженных данных, за исключением случаев одновременного возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического или должностного лица (индивидуального предпринимателя).
———————————
<5> Далее — «индивидуальный предприниматель».
В рапорте отражаются сведения, которые могут иметь значение доказательств по делу об административном правонарушении: номера и даты оформления путевого листа, специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов <1>, маршрута перевозки опасного груза, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, товарно-транспортных накладных, свидетельства о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы (свидетельство ДОПОГ) <2>, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, сведения об отсутствии необходимых документов или каких-либо обязательных отметок в них. Изготавливаются копии (ксерокопии, фотокопии) указанных документов.
———————————
<1> Приложение N 1 к приказу Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 года, регистрационный N 25656), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2014 года, регистрационный N 32585), от 16 июня 2016 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2016 года, регистрационный N 43062), от 21 сентября 2016 г. N 272 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2017 года, регистрационный N 46064).
<2> Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ). Российская Федерация присоединилась к данному соглашению постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508).
Водитель опрашивается по вопросам, имеющим отношение к делу об административном правонарушении <3>.
———————————
<3> Пункты 131 — 141 Административного регламента.
Рапорт сотрудника и приложенные к нему материалы докладываются руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне), который передает (направляет) их для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического и (или) должностного лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии со статьей 28.1 Кодекса.
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является законным представителем этого юридического лица, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) юридическое лицо, в отношении водителя и (или) в отношении юридического лица.
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является должностным лицом данного юридического лица, ответственным за эксплуатацию или техническое состояние этого транспортного средства, либо за перевозку, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо, в отношении водителя и (или) в отношении должностного лица <1>.
———————————
<1> Статья 2.4 и часть 1 статьи 4.4 Кодекса.
Если водитель является индивидуальным предпринимателем, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо (индивидуальный предприниматель), в отношении водителя и в отношении индивидуального предпринимателя.
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения <2> и (или) болезненного состояния;
———————————
<2> Подпункт 227.1 пункта 227 Административного регламента.
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
93.2. Переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
94. При установлении в ходе осуществления действий, связанных с остановкой транспортного средства, признаков состава или события преступного деяния, принимаются меры к задержанию лиц, причастных к его совершению, соответствующая информация докладывается дежурному для принятия решения о вызове следственно-оперативной группы, либо доставления задержанных в орган внутренних дел.
95. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по:
передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников;
преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства.
96. Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.
97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:
с применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации <1>, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях <2>;
———————————
<1> Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».
<2> Часть 2 статьи 22 Федерального закона «О полиции».
посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения <3>;
———————————
<3> Часть 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
с применением огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации <4>;
———————————
<4> Статьи 18, 19, 23 Федерального закона «О полиции».
посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами;
посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.
Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.
98. Не допускается принудительная остановка с использованием и в отношении:
транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров);
автомобилей скорой медицинской помощи;
транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям;
автобусов;
мотоциклов и мопедов.
99. Транспортное средство с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях:
наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях;
нарушения его водителем разделов 2, 3, 7, 19 — 23 Правил дорожного движения, а также раздела 6 Правил дорожного движения в части, касающейся сигналов регулировщика;
проведения соответствующих мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
100. По окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.
Остановка пешехода <1>
———————————
<1> Требования подраздела относятся также к водителям транспортных средств, за исключением водителей механических транспортных средств.
101. Основаниями для предъявления сотрудником пешеходу требования об остановке являются:
обнаруженное сотрудником визуально или зафиксированное с использованием технических средств нарушение пешеходом правил дорожного движения;
необходимость привлечения его в качестве свидетеля или понятого;
необходимость временного ограничения или запрещения дорожного движения;
необходимость регулирования дорожного движения <1>.
———————————
<1> Пункты 79 — 83 Административного регламента.
102. Для предъявления пешеходу требования об остановке используются:
сигналы регулировщика, подаваемые с использованием жезла (диска с красным сигналом или световозвращателем) либо рукой, при необходимости в сочетании со свистком;
громкоговорящее устройство.
103. Остановив пешехода, сотрудник должен представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче документов, удостоверяющих его личность, а при привлечении пешехода в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации <2>.
———————————
<2> Статьи 25.6, 25.7 Кодекса.
104. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом <3>.
———————————
<3> Статья 24.5 Кодекса.
Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с положениями Административного регламента в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.
105. По окончании действий, связанных с целью остановки пешехода и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение пешехода.
Проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства <4>, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства
———————————
<4> Далее — «маркировочные обозначения».
106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении <5>, являются:
———————————
<5> Пункты 2.1.1 и 2.2 Правил дорожного движения.
выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.
107. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, являются:
выявление признаков нарушения ими правил дорожного движения;
наличие повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
выявление признаков подделки документов;
наличие ориентировок либо иных данных, дающих основания подозревать этих граждан в совершении преступления, а также полагать, что они находятся в розыске;
необходимость привлечения граждан в качестве свидетелей, понятых.
(п. 107 в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
108. Основаниями для проверки у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иных документов на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности являются:
выявление признаков нарушения требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
проведение осмотра транспортного средства и груза <1>;
———————————
<1> Пункт 197 Административного регламента.
проведение досмотра транспортного средства <2>;
———————————
<2> Пункт 202 Административного регламента.
арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения <3>;
———————————
<3> Пункт 260 Административного регламента.
иные случаи, когда это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
109. Основаниями для проверки маркировочных обозначений транспортного средства являются:
необходимость сверки маркировочных обозначений с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
выявление признаков подделки (подложности) документов, подтверждающих право собственности, регистрационных документов на транспортное средство, подделки (подложности) государственных регистрационных знаков;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
110. Основаниями для проверки государственных регистрационных знаков являются:
необходимость сверки государственных регистрационных знаков с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
выявление внешних признаков их подделки (подложности), подделки (подложности) регистрационных документов на транспортное средство, подделки (уничтожения) маркировочных обозначений транспортного средства;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
111. Основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются:
обнаруженные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса;
участие транспортного средства в ДТП;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
112. При проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется визуальное исследование документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков.
В случае необходимости при проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков могут применяться технические средства выявления признаков подделки, осуществляться обращение к разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам органов внутренних дел.
113. При проверке документов на перевозимый груз осуществляются действия, предусмотренные пунктом 112 Административного регламента, а также устанавливается соответствие транспортной накладной и прилагаемых к ней документов путевому листу, лицензионной карточке, фактически перевозимому грузу <1>.
———————————
<1> В сочетании с проведением осмотра транспортного средства и груза, досмотра транспортного средства.
114. При визуальном исследовании документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется сверка записей в документах, фотографий с фактическими данными, сопоставление записей, выявление исправлений, потертостей, повреждений, изменений маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, других признаков подделки.
115. В случае возбуждения дела об административном правонарушении либо отказа в его возбуждении обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел является обязательным.
В случае отсутствия технической возможности осуществить проверку по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел (сбой в работе автоматизированных информационных систем или интегрированных банков данных, отсутствие радио- и телефонной связи или иные технические причины) данная проверка осуществляется незамедлительно при наступлении такой возможности.
116. Обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел осуществляется сотрудником непосредственно в банки данных (при наличии технической возможности) либо путем запроса в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) по имеющимся каналам связи.
(в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
117. Технические средства выявления признаков подделки маркировочных обозначений применяются в случаях, когда визуально определены следы внешнего воздействия на маркировку, имеются признаки подделки регистрационных и иных документов, расхождения записей в них с фактическими данными, данными централизованных оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел.
118. Технические средства выявления признаков подделки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, проверки технического состояния транспортных средств применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения таких технических средств.
119. При установлении личности участника дорожного движения выясняются данные, необходимые для возбуждения дела об административном правонарушении, проверки по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел.
120. Об обнаружении в ходе проверки документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, осуществлении досмотра транспортного средства <1>, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице <2>, доставлении лиц <3>, перемещении транспортного средства в расположение органа внутренних дел.
———————————
<1> Пункты 202 — 212 Административного регламента.
<2> Пункты 189 — 196 Административного регламента.
<3> Пункты 175 — 178 Административного регламента.
121. По факту обнаружения признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник составляет рапорт, который вручается старшему следственно-оперативной группы или дежурному, а его копия с отметкой о получении передается руководителю подразделения ДПС (руководителю подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне).
122. В случае обнаружения в ходе проверки документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.
123. При проверке документов иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудник должен учитывать, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации требуются специальные разрешения <4>.
———————————
<4> Статья 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
124. При управлении транспортными средствами на территории Российской Федерации у иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудником осуществляется проверка следующих документов:
документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации <5>; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации <6>, — виза, миграционная карта;
———————————
<5> Статья 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
<6> Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
российское национальное водительское удостоверение, а при его отсутствии — иностранное национальное водительское удостоверение или международное водительское удостоверение при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением <2>;
———————————
<2> Пункты 12 — 17 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации — документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства <3>;
———————————
<3> Пункт 2.2 Правил дорожного движения.
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (распечатанная на бумажном носителе информация о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа) <4> либо документ, подтверждающий заключение договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования <5>;
———————————
<4> Часть 1 статьи 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
<5> Статья 31 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты);
российское разрешение на проезд по территории Российской Федерации при выполнении международной автомобильной перевозки <6> и другие документы, которые в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок.
———————————
<6> Приложения N 4 — N 7 к приказу Минтранса России от 14 октября 2015 г. N 302 «О реализации положений пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 89» (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2015 года, регистрационный N 40013), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 1 сентября 2016 г. N 261 (зарегистрирован в Минюсте России 28 сентября 2016 года, регистрационный N 43845).
125. У иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и участвующих в дорожном движении в качестве пассажира транспортного средства либо пешехода, сотрудником осуществляется проверка следующих документов:
документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность данных лиц; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации — виза, миграционная карта;
документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты).
126. Проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства производится в соответствии с пунктами 96 — 99 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов <1>.
———————————
<1> Приказ МВД России от 14 ноября 2016 г. N 727 (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2017 года, регистрационный N 45484).
127. По результатам проверки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства при необходимости и наличии оснований осуществляются действия в соответствии с Административным регламентом либо иными нормативными правовыми актами МВД России, при их отсутствии участнику дорожного движения возвращаются полученные от него документы и дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства (пешехода).
|
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (Зарегистрирован 06.10.2017 № 48459) |
||||
|
Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля
Сегодня модно говорить об обязанностях водителей при общении с сотрудниками ГИБДД. Однако у инспекторов также немало обязанностей перед автолюбителями.
Об обязанностях сотрудника ГИБДД при составлении протоколов, ранее мы уже говорили неоднократно. Сегодня поговорим о тех обязанностях, которые есть у сотрудника ДПС сразу после остановки автотранспортного средства.
Обязательный порядок действий инспектора при остановке автомобиля
Действия сотрудника ГИБДД при остановке автомобиля подробно прописаны в Административном регламенте МВД РФ от 02.03.2009г. №185. (далее – Регламент ГИБДД). Этот нормативно-правовой акт является обязательным для исполнения всеми инспекторами. Он определяет суть их работы на дороге.
Несоблюдение инспектором любого пункта из Регламента ГИБДД, даже если это не повлекло нарушения конкретных прав автомобилиста – это серьёзнейшее нарушение. Ведь в этом документе само начальство написало сотруднику, как он должен действовать в той или иной ситуации. Нарушать эти требования – это значить не исполнять приказ руководства.
Также не стоит забывать, что сотрудник ГИБДД стоит на дороге не просто так. Он поставлен туда, чтобы защищать права всех участников дорожного движения (в том числе остановленного водителя). Для инспектора права остановленного автолюбителя должны являться высшей ценностью. Его обязанность их строжайшее соблюдение, защита и признание (статьи 2, 18 Конституции РФ).
Если держать в голове этому мысль, то станет, например, понятным возмущение автолюбителя, который ничего не нарушая ехал по дороге, а его просто так остановил сотрудник ГИБДД. Представим себе также ситуацию, что при этом инспектор не представился (представился невнятно), не назвал причину остановки или допустил другие нарушения. Допустим также, что на обоснованные возражения автолюбителя (о несогласии с допущенными нарушениями), сотрудник не только «не исправляется», а начинает завуалировано угрожать автомобилисту. Такие действия, если они допущены, являются нарушением самой сути требований Конституции, а также принципов деятельности автоинспектора изложенных статьях 19-23 Регламента ГИБДД.
Требования Регламента ГИБДД к порядку действия инспектора сразу после остановки автомобиля:
Сразу после остановки автомобиля сотрудник ГИБДД обязан представиться, назвать свою должность и звание, фамилию, а также сообщить причину и цель обращения. Все эти сведения автоинспектор должен сообщить водителю сразу же.
То есть неправомерными будут действия сотрудника ГИБДД, если сразу после остановки автомобиля он представиться, а причину и цель обращения сообщить лишь через 10 минут или только после неоднократных просьб автомобилиста. Эти обязанности инспектора следуют из пункта 20 Регламент ГИБДД.
Помимо вышеуказанного, в связи с тем, что автолюбитель остановил машину не по своей воле, а по принудительному требованию сотрудника ГИБДД, то остановка транспортного средства, безусловно, является ограничением прав и свобод автомобилиста. Например, ограничением права на свободное передвижение по дорогам своей страны. Это право автолюбителю гарантировано частью 1 статьи 27 Конституцией.
Раз так, то сотрудник ГИБДД обязан также разъяснить автолюбителю основание и повод для остановки автомобиля, и возникающие при этом у автолюбителя права и обязанности. Это обязанность сотрудника также следует из пункта 20 Регламента ГИБДД.
Когда сотрудник ГИБДД выполняет вышеуказанные требования, то он обязан говорить чётко и громко, чтобы любой автолюбитель смог разобрать все сообщаемые ему сведения. Делать это автоинспектор должен с учётом наличия шума исходящего от проезжающих автомобилей.
Недопустимо для инспектора ДПС говорить невнятно (нечётко, тихо, скороговоркой), так чтобы автолюбитель не услышал каких-либо его персональных данных. К таким действиям (говорить громко и внятно) сотрудника ГИБДД обязывает пункт 19 Регламента ГИБДД. Например, в данном пункте есть такие требования, к сотруднику ГИБДД, как быть понятным. Как может автолюбитель что-то понять, если все слова были произнесены скороговоркой, тихо и невнятно? Там же указано, что автоинспектор должен исключать возникновение ситуаций, когда есть возможность ошибочного или двоякого понимания его действий. Если говорить тихо и невнятно, то, как раз, такие ситуации и возникнут.
Идём дальше. Требование об останове автомобиля должно быть чётким и понятным для автомобилиста. Из таких действий сотрудника конкретный автолюбитель должен понять, оно (требование об остановке) имеет отношение именно к нему, а не кому-то другому. Эта обязанность для автоинспектора установлена пунктом 22 Регламента ГИБДД.
Если инспектор хочет составить протокол, то он должен всё объяснить остановленному автолюбителю. При этом сотрудник ГИБДД должен излагать всё без нравоучений и со ссылкой на Правила дорожного движения (пункт 23 Регламента ГИБДД).
Если автолюбитель не согласен с мнением инспектора, то тот обязан разъяснить ему порядок обжалования своих действий. Эта обязанность должностного лица следует из 23 пункта Регламента ГИБДД. Ведь не согласие с протоколом (пусть ещё не составленным) – это конфликтная ситуация. А возникновение конфликтной ситуации обязывает сотрудник так поступить.
Мнение! Пункт 23 Регламента ГИБДД навряд ли исполняется большинством сотрудников ГИБДД. Например, остановленный автолюбитель имеет право обжаловать действия сотрудника ГИБДД в прокуратуру. Значить такое право должно разъясняться автолюбителям при возникновении любой конфликтной ситуации. Этого не наблюдается.
Важно! При остановке транспортного средства сотрудник ГИБДД обязан предъявить служебное удостоверение (в развёрнутом виде), только если автомобилист сам об этом попросит (пункт 20 Регламент ГИБДД).
При необходимости обращайтесь за юридической помощью в Коллегию автоюристов Самара.
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru
Открыть профиль
Осмотр и досмотр авто — это не одно и то же
Формально, обе процедуры проводятся для того, чтобы проверить, не везет ли водитель запрещенные предметы, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, или не находится ли автомобиль в угоне. Также проверки необходимы для поиска лиц, находящихся в уголовном розыске.
-
Осмотр и досмотр авто — это не одно и то же
-
Что такое осмотр автомобиля
-
Как проводится осмотр ТС
-
Что такое досмотр
-
Правила проведения досмотра ТС
-
Как оформляется результат досмотра ТС
-
Можно ли снимать действия сотрудников ГИБДД
Разница между двумя формами есть, поэтому если инспектор скажет, что проводит досмотр, но озвучит причину для осмотра, то проверка будет незаконной, а ее результаты — недействительными. На практике, сами сотрудники ГИБДД нередко путают осмотр с досмотром, тем самым грубо нарушая гражданские права автолюбителя.
Что такое осмотр автомобиля
Под осмотром понимается визуальное обследование автомобиля или перевозимого груза. В соответствии с п. 197 регламента ГИБДД, основания для проведения осмотра транспортного средства следующие:
- Наличие ориентировки.
- Информация о том, что автомобиль используется незаконно.
- Сверка маркировки машины с документами.
- Признаки несоответствия груза, заявленного в документах, и перевозимого в автомобиле.
Прочие основания в регламенте не указаны. До начала осмотра инспектор ГИБДД обязан озвучить одну из указанных причин. При этом причина озвучивается четко и без расплывчатых формулировок.
Как проводится осмотр ТС
Важно: транспортное средство осматривается при водителе, который, как и пассажиры, не обязан выходить из салона. Автолюбитель открывает бардачок, багажник, капот, чтобы инспектор провел именно визуальное исследование. Предметы и вещи при этом руками трогать ему запрещено.
Также инспектор не имеет права простукивать обшивку, садиться в салон автомобиля, изымать любые предметы, находящиеся внутри или снаружи транспортного средства. Наличие понятных и проведение видеосъемки при осмотре — не обязательны, но и не запрещены законодательно.
Результат оформляется актом, унифицированной формы которого не существует. Если все в порядке, то после составления акта водителю разрешают двигаться дальше. Проводить какие-либо действия с грузом после составления акта запрещено. В противном случае результаты осмотра ТС признаются недействительными.
Отказ от осмотра с 2012 года не расценивается как причина для проведения досмотра. Если водитель не везет ничего запрещенного и не пытается скрыть находящихся в розыске лиц, то осмотр для него займет несколько минут. Отказываться от участия в этом мероприятии смысла нет.
Что такое досмотр
Досмотр — это обследование транспортного средства, но не только визуальное, как в случае с осмотром. Теперь сотрудники ГИБДД могут проверять элементы автомобиля, а также содержимое его составных частей. В соответствии с ст. 202 регламента ГИБДД, основания для досмотра авто следующие:
- Проверка на наличие в автомобиле запрещенных к обороту и транспортировке предметов и веществ — оружия, боеприпасов, патронов, взрывных веществ, наркотических средств, психотропных веществ, и так далее.
- Поиск лиц, находящихся в розыске.
- Досмотр ТС на предмет наличия в нем орудий совершения административных правонарушений — поддельные документы, технические спецсредства (мигалка, спецсигнал), недействительные автомобильные номера.
Исчерпывающего перечня того, что будут искать инспекторы ГИБДД, в законе нет. Под предметы совершения административного правонарушения подпадают, к примеру, съемная тонировка или шторки на боковых окнах транспортного средства.
Правила проведения досмотра ТС
Важно: в отличие от процедуры осмотра, при досмотре водитель и все пассажиры обязаны покинуть автомобиль сразу после составления протокола. Составляется протокол в присутствии владельца транспортного средства, а в случаях, не терпящих отлагательства, при отсутствии такового.
Теперь инспектор имеет полное право самостоятельно открывать багажник и капот, заглядывать в бардачок или под сиденья, а также простукивать обшивку. Также сотрудник может вытаскивать предметы и вещи для их визуального обследования.
Досмотр проводится с обязательным сохранением конструктивной целостности транспортного средства и его частей. Запрещено разбирать элементы, которые не получится вернуть на их место в прежнем состоянии. Вытащить полики, достать из багажника запаску, извлечь содержимое бардачка — можно, а взламывать замки, обрезать провода для снятия аппаратуры — нельзя.
В этом случае инспекторы обязаны вести видеосъемку процедуры, либо привлечь двух понятых. Если при осмотре ТС это не обязательно, то при досмотре один из вариантов применяется безусловно. В качестве понятых не могут участвовать заинтересованные лица, в том числе и сотрудники ГИБДД.
Как оформляется результат досмотра ТС
В отличие от осмотра, при проведении которого составляется акт, в этом случае в самом начале процедуры инспектор составит протокол. Нет протокола — нет досмотра. В документе проставляются подписи понятых, сотрудника ГИБДД, владельца автомобиля.
При необходимости автолюбитель в протоколе письменно перечисляет свои возражения. Отказ от подписания ни на что не влияет, и фиксируется в виде соответствующей отметки сотрудниками ГИБДД. После завершения всех формальностей копия протокола выдается владельцу транспортного средства.
Если инспекторы безопасности дорожного движения не найдут нарушений, машина поедет дальше. В противном случае ТС направляется на освидетельствование с последующим изъятием запрещенного. Это отдельные действия, по каждому из которых составляется протокол.
Можно ли снимать действия сотрудников ГИБДД
Водитель может вести видеосъемку от первого слова сотрудника ГИБДД до подписания протокола досмотра. Любые действия, проведенные с транспортным средством, факт привлечения (или отсутствия) понятых, номер патрульной машины: все можно и нужно фиксировать на видеокамеру.
Если инспектор будет настаивать на том, что съемка запрещена, это незаконно. Из регламента ГИБДД пункт о видеосъемке исключен, но в федеральном законе «О полиции» он по-прежнему фигурирует. Зафиксированные кадры используются в качестве вещественного доказательства при попытке оспорить действия сотрудников Госавтоинспекции.
Частые вопросы
Имеет ли право сотрудник ГИБДД не составлять акт при проведении осмотра ТС?
Акт о проведении осмотра транспортного средства составляется в обязательном порядке, независимо от результатов проверки.
Осмотр и досмотр проводятся только на стационарных постах ГИБДД?
Административные действия проводятся в любом месте, если это не затрудняет дорожное движение.
Обязан ли сотрудник ГИБДД выдать копию акта о проведении осмотра транспортного средства водителю?
Соответствующая обязанность в отношении сотрудников ГИБДД законом не предусмотрена.
Сколько времени длится осмотр?
Все зависит от того, как реагирует на эти действия водитель. Если не спорить с сотрудниками ГИБДД, в чем нет никакого смысла, осмотр по времени занимает несколько минут.
Есть ли ограничение по времени при проведении досмотра?
Ограничение по времени при досмотре не предусмотрено законодательством.
Что делать, если при досмотре сотрудники ГИБДД повредили автомобиль?
При проведении досмотра конструктивная целостность автомобиля должна сохраняться. Если действиями сотрудников ГИБДД был нанесен ущерб транспортному средству, водитель получает право на возмещение.
Как расценивается отсутствие протокола при проведении досмотра?
Протокол составляется в обязательном порядке, его отсутствие расценивается как самоуправство. При этом действует правило: «нет протокола — нет досмотра», его необходимо учитывать в каждом случае.
Какое минимальное количество понятых при досмотре транспортного средства?
Если при досмотре участвуют понятые, то их должно быть не менее двух человек.
Автолюбитель вправе знать цель досмотра машины?
Сотрудник ГИБДД до проведения досмотра обязан озвучить его цель и причину.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять содержимое сумок, барсеток, рюкзаков, принадлежащих водителю и пассажирам?
Нет, эти действия подпадают под понятие «обыск». Ни проверять содержимое сумок, ни извлекать из них предметы, сотрудник ГИБДД при проведении досмотра не имеет права.
Комментарии: 0
Как вести себя, если остановил инспектор ГИБДД
Основания для остановки транспортного средства
В соответствии с законом инспектор не имеет права останавливать транспортное средство без оснований. При остановке ТС сотрудник обязан сам сообщить водителю причину без вопросов с его стороны. Есть четкий перечень оснований, который включает следующие обстоятельства:
- Водителем или пассажирами допущено нарушение ПДД.
- Имеются сведения о том, что водитель или кто-либо из пассажиров авто являются участниками ДТП или другого противоправного действия.
- Транспортное средство находится в розыске.
- Машина используется водителем незаконно.
- Водитель или кто-то из пассажиров стали свидетелями нарушения. Остановка выполняется с целью проведения опроса.
- Возникла необходимость привлечь водителя в качестве понятого или для оказания помощи пострадавшим в ДТП или другом происшествии.
- На территории действуют решения государственных органов о запрете проезда или ограничении дорожного движения.
- Необходимо провести проверки документов, разрешающих перевозку определенных видов грузов.
Также в число возможных причин остановки автомобиля входит проверка документов сотрудниками ДПС на право управления и использования транспортного средства. Ранее такая остановка разрешалась только на стационарных КПП или полицейских постах. Сейчас таких ограничений нет. Это позволяет сотрудникам инспекции останавливать авто практически в любом месте. Одним из оснований для проверки документов сотрудниками ДПС является проведение в данной местности спецопераций. При этом водитель может попросить у сотрудника телефон местного УВД, чтобы уточнить, действительно ли проводится спецоперация. Таким образом, сотрудники ДПС не могут останавливать без причины. Однако список действующих оснований достаточно широк и фактически разрешает инспектору остановку в любой момент, например, для проверки документов. Игнорировать требования сотрудника не стоит — это грозит административной ответственностью.
Способы остановки автомобиля инспектором
Правилами дорожного движения регламентируются способы подачи требования об остановке авто. В частности, такое требование подается с использованием громкоговорителя или жестом руки. В последнем случае может использоваться жезл или диск с красным световозвращателем. Его инспектор направляет на машину и указывает на место, где нужно остановиться. Также допускается использование дополнительных звуковых и световых сигналов для привлечения внимания водителя. Необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О полиции» право останавливать авто при наличии оснований имеет любой сотрудник полиции, например сотрудник ОМОН или ППС. При этом в случае неоднократного игнорирования водителем требований и при его попытке скрыться с созданием угрозы для здоровья и жизни других людей полицейский имеет право применить оружие.
Что делать после того, как машину остановил сотрудник ДПС
Если машину остановили сотрудники ДПС, необходимо выполнить их требования. Авто нужно поставить в указанном месте. Далее инспектор сам подходит к автомобилю и представляется водителю, называя свою фамилию, должность, звание. Также он обязан сообщить причину остановки ТС. Водитель имеет право попросить, чтобы сотрудник предъявил свое служебное удостоверение. Инспектор обязан выполнить это требование. В документе сотрудника ГИБДД обязательно должны указываться его ФИО и срок действия удостоверения. Кроме этого, обратите внимание на его нагрудный знак и зафиксируйте данные. Если инспектор отказывается предъявить удостоверение, не выполняйте его требований — перед вами может быть преступник. Срочно позвоните на номер 112 и сообщите о возникших обстоятельствах. Даже в случае предъявления документа вы вправе узнать у работника инспекции номер подразделения ДПС и позвонить туда. Например, в ходе звонка можно выяснить, действительно ли этот сотрудник работает в инспекции. Также вы можете узнать правомерность обстоятельств остановки: проводится ли спецоперация, есть ли на авто ориентировка и т.п.
Порядок осмотра и досмотра
Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы. Основания для проведения осмотра:
- получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
- необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
- имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.
Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:
- проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
- проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
- задержание правонарушителей.
Досмотр производится только с составлением протокола в присутствии не менее 2 понятых, с проведением видеофиксации. Таким образом, если остановивший вас сотрудник просит открыть багажник, вы не обязаны выполнять его просьбу без оформления протокола и привлечения понятых.
Определение факта нарушения и подготовка протокола
Если вас остановил инспектор ГИБДД, который инкриминирует вам правонарушение, уточните у него наличие доказательств. К таким доказательствам относятся, например, результаты фото- или видеофиксации. При наличии доказательств нарушения ПДД составляется административный протокол. Обратите внимание, что в любом случае действует принцип презумпции невиновности. Если вы не согласны, то совершили нарушение, вы можете не подписывать протокол или заносить в него свое несогласие. В последнем случае в строке «Подпись нарушителя» нужно исправить на «Подпись водителя», указать «Не согласен» и подписаться. Также рекомендуется проставить прочерки в графах с указанием свидетелей, чтобы далее в них не были записаны случайные лица. Также вы имеете право внести в протокол уточняющие сведения. Инспектор обязан предоставить водителю экземпляр протокола о нарушении. Его можно использовать в дальнейшем, чтобы оспорить действия сотрудника ГИБДД.
Права водителя при остановке ГИБДД
Если сотрудник ДПС остановил вас для проверки документов или по другому основанию, дальнейшие действия нужно предпринимать с учетом ваших прав. Это позволит защитить ваши интересы, не стать жертвой злоупотребления со стороны правоохранительных органов.
Выходить из машины или нет
При остановке автомобиля инспектор должен сам подойти к машине со стороны водителя и представиться. Водитель не обязан выходить из авто. Не забывайте о своем праве оставаться в машине. Часто водители совершают ошибку, покидая салон даже без просьбы полицейского, что может привести к дополнительным проблемам. Сотрудник ГИБДД может потребовать у водителя выйти из автомобиля только в определенных случаях, в том числе:
- для устранения явной неисправности ТС;
- при уверенности в нетрезвом состоянии водителя;
- для проведения досмотра автомобиля с участием понятых и с оформлением протокола досмотра;
- чтобы сверить номера агрегатов с данными техпаспорта;
- при подозрении водителя в совершении преступления или правонарушения;
- при привлечении водителя к помощи третьим лицам или для участия в процессуальных действиях в качестве понятого;
- если действия водителя создают угрозу здоровью или жизни полицейского.
Во всех остальных случаях вы можете не покидать свой автомобиль. Кроме этого, водитель не обязан отдавать свои документы для инспектора ГИБДД ему в руки. Вы должны только показать ему права, а также по требованию техпаспорт и полис ОСАГО. Если же он требует передать ему документы, вы вправе отказаться. Лучше поступить именно так. При этом обоснуйте свой отказ Приказом МВД № 664.
Узнавать причину остановки
Напоминаем, что инспектор обязан сам сообщить водителю причину остановки его транспортного средства. Если он этого не делает, вы можете потребовать у него сообщить причину. В случае отказа водитель имеет право не выполнять дальнейшие требования остановившего его сотрудника.
Объяснить свои действия или не давать показания
В случае если вы допустили нарушение правил дорожного движения, вы имеете право объяснить сотруднику полиции свои действия. Указанное вами объяснение обязательно должно быть включено в протокол. При назначении штрафа оно может послужить смягчающим обстоятельством. Например, если правила были нарушены с целью избежать создания аварийно-опасной ситуации. С другой стороны, вы имеете право не давать никаких объяснений своим действиям, даже если их от вас требует инспектор. Это обусловлено статьей 51 Конституции РФ дает гражданину право не свидетельствовать против себя.
Снимать на камеру видео происходящего
В случае остановки вашего автомобиля работником ГИБДД вы можете снимать его действия на видеокамеру или вести запись на диктофон. Необходимо учитывать, что на полицейского, находящегося при исполнении должностных обязанностей, не распространяются действия законодательства, обеспечивающего неприкосновенность частной жизни. Поэтому вы имеете право вести съемку свободно. Статья 8 Закона «О полиции» запрещает инспектору препятствовать вам в проведении съемки или аудиозаписи. Запретить запись аудио или видеофиксацию полицейский может только, если создается угроза раскрытия гостайны, а также если съемка препятствует законным действиям полиции и других специальных служб. Кроме этого, запрет возможен, если съемка нарушает права третьих лиц на неприкосновенность частной жизни. На рутинные случаи остановки для проверки документов и по другим обычным основаниям такие запреты не распространяются. Записанный в дальнейшем вы сможете использовать в суде для оспаривания действий работника полиции. Он может послужить доказательством допущенных им нарушений. Кроме этого, сам факт ведения записи становится сдерживающим фактором, который может заставить инспектора отказаться от возможного совершения в отношении вас противоправных действий. Учтите, что полицейский со своей стороны также имеет право вести съемку. При этом он обязан вас об этом уведомить.
Узнать телефон дежурной части, должность, звание и фамилию остановившего инспектора
Если вас остановил инспектор ГИБДД вы имеете право узнать его служебные данные. — ФИО, должность, звание. Эти сведения он обязан сам сообщить вам, представившись сразу после остановки машины. Если полицейский не представился, вы можете требовать у него сообщить эту информацию. При отказе дальнейшие его требования к вам будут неправомерны. Также водитель имеет право затребовать служебное удостоверение инспектора, которое тот обязан предъявить в развернутом виде. Указанные полицейским основания остановки, а также его данные можно проверить путем звонка в дежурную часть ДПС. Ее телефон вам обязан дать инспектор по вашему запросу. Во время звонка можно узнать, действительно ли имеет место названная полицейским остановки, например, действительно ли на данном направлении действует ограничение движения, числится ли ваше авто в розыске и т.п. Также можно уточнить, служит ли в подразделении такой сотрудник, находится ли он сейчас на дежурстве.
Изучить протокол и получить копию
Если на вас оформлен протокол о нарушении ПДД, внимательно прочитайте его. Проверьте, что вся указанная информация соответствует действительности. Работник ДПС обязан выдать вам ваш экземпляр протокола. Убедитесь, что информация в нем соответствует информации в экземпляре инспектора.
Подписывать протокол или нет, указывать разногласия
Закон не обязывает вас подписывать протокол. Это делается по вашему желанию. Кроме этого, если вы не согласны с зафиксированной в нем информацией, вы можете указать свои разногласия. Также водитель имеет право внести в протокол уточняющие сведения.
Не платить штраф на месте
Если сотрудник ГИБДД требует оплатить штраф непосредственно на месте, не соглашайтесь. Штраф назначается решением суда и оплачивается в установленном порядке.
Не отдавать права до решения суда
Работник ДПС не может изъять ваши водительские права без решения суда, независимо от допущенного нарушения. До принятия такого судебного решения вы можете законно пользоваться водительским удостоверением. Однако после вступления решения в силу, удостоверение необходимо сдать в течение 3 дней.
Право на медицинское освидетельствование
Если у сотрудника ГИБДД возникает подозрение, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, он может предложить ему пройти проверку с помощью алкотестера. Вы имеете право отказаться от такой проверки и пройти освидетельствование в медицинском учреждении. Это позволит, например, избежать ошибки, связанной с низкой точностью тестера. Учтите, что в случае отказа и от медицинского освидетельствования последствия для вас будут аналогичны последствиям подтвержденного состояния алкогольного опьянения. Будет назначен крупный штраф, возможно лишение прав на управление транспортным средством.
Требовать понятых при досмотре
Если полицейский намерен провести досмотр автомобиля, не соглашайтесь до тех пор, пока к процедуре не будут привлечены понятые. Не допускайте сотрудника в салон автомобиля, не открывайте ему багажник без удовлетворения этого требования. Кроме этого, досмотр проводится только с оформлением протокола.
Случайные публикации в блоге
Как оплатить штраф ГИБДД
Как побороть страх вождения
Чёрный дым — почему дымит из выхлопной трубы моего автомобиля