Как проводить инвентаризацию в бюджетном учреждении
Порядок проведения ревизии активов, обязательств, других объектов бухучета должен быть утвержден учетной политикой бюджетного учреждения. В частности, должны быть установлены основания и сроки ее проведения (п. 80 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н).
Следует учитывать, что инвентаризация обязательна (п. 81 Федерального стандарта № 256н, п. 1.5 методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49):
- в целях составления годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
- при ликвидации или реорганизации бюджетного учреждения;
- выявлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи имущества;
- смене материально ответственного лица;
- передаче (возврате) имущества в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при его выкупе или продаже;
- в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении
При установлении сроков годовой ревизии необходимо учитывать, что (пп. 1.5, 2.1 методических указаний):
- проверку основных средств можно осуществлять один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет;
- в бюджетных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, сверку остатков товаров, сырья и материалов можно проводить в том периоде, в котором эти остатки минимальны.
Годовую инвентаризацию обычно осуществляют в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Случаи и сроки продления обязательной инвентаризации законодательством не установлены, поэтому их целесообразно закрепить в учетной политике учреждения.
Проведение годовой инвентаризации в бюджетных учреждениях
В целях составления годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности необходимо провести опись всех активов и обязательств (п. 7 инструкции, утвержденной Приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н, п. 9 инструкции, утвержденной Приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н).
При проведении проверки сверяют правоустанавливающие документы на каждый нефинансовый актив, находящийся в пользовании (недвижимость, земля и так далее), с данными учета и ЕГРН.
При составлении годового отчета в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризации» пояснительной записки (ф. 0503160) фиксируют информацию о результатах годовой ревизии в части выявленных расхождений (п. 158 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н).
Порядок проведения инвентаризации в бюджетном учреждении
Проведение инвентаризации состоит из нескольких этапов.
- Формирование инвентаризационной комиссии. Подробности рассмотрим в следующем разделе нашей статьи.
- Подготовка к ревизии. Необходимо распечатать достаточное количество инвентаризационных ведомостей. Бухгалтерия должна оприходовать все материальные ценности, которые поступили на дату проверки, и провести документы на списание, представленные материально ответственными лицами.
- Проведение проверки. Члены комиссии в местах хранения производят подсчеты, взвешивание, выполняют необходимые замеры для установления фактического наличия нефинансовых активов. Они проверяют состояние объектов основных средств, наличие инвентарных номеров, вносят в ведомости сведения о неисправности, длительном неиспользовании и так далее. Все действия следует выполнять в присутствии материально ответственных лиц. Комиссия сверяет полученные фактические результаты с данными бухучета, при обнаружении отклонений заполняет акт о результатах инвентаризации и ведомость расхождений.
- Учет результатов ревизии. Комиссия рассматривает полученные результаты и готовит акт о результатах инвентаризации. Его утверждает руководитель бюджетного учреждения.
Состав комиссии по инвентаризации в бюджетном учреждении
Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждает руководитель учреждения своим приказом (постановлением, распоряжением).
В него включают работников администрации, бухгалтерской службы и других специалистов, которые способны оценить состояние имущества и обязательства учреждения.
В комиссию можно включить работников службы внутреннего аудита учреждения или представителей независимых аудиторских организаций (п. 2.3 методических указаний).
При инвентаризации финансовых активов и обязательств целесообразно включить в комиссию работников бухгалтерской службы. Ранее министерство считало участие бухгалтеров в инвентаризации обязательным, поскольку так обеспечивается предоставление информации, необходимой для инвентаризации.
Функциями и полномочиями постоянно действующей инвентаризационной комиссии является обеспечение полноты и точности внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Если при проведении ревизии не будет хотя бы одного члена комиссии, ее результаты могут быть признаны недействительными (п. 2.3 методических указаний).
Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят, но обязаны присутствовать при проверке фактического наличия имущества (п. 2.8 методических указаний).
Документы при инвентаризации в бюджетном учреждении
При инвентаризации следует оформить немало документов. Для начала руководитель учреждения издает приказ о сроках проведения проверки, составе комиссии и имущества, подлежащего пересчету.
Инвентаризацию в бюджетном учреждении оформляют по формам, приведенным в приложениях к приказу Минфина от 30.03.2015 № 52н. Если в этом приказе нет необходимых форм инвентаризационных актов, можно разработать свои бланки или использовать другие установленные формы. В таком случае их нужно утвердить в учетной политике учреждения (пп. «г» п. 9 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н).
Инвентаризационные акты составляют не менее чем в двух экземплярах отдельно по каждому месту хранения ценностей и материально ответственному лицу (пп. 1.3, 2.5 методических указаний). Их подписывают все члены инвентаризационной комиссии. В конце описи материально ответственные лица дают расписку о том, что у них нет претензий к членам комиссии и они принимают перечисленное в описи имущество на ответственное хранение.
Кроме того, расписка подтверждает, что комиссия проверила имущество в их присутствии (п. 2.10 методических указаний). Один экземпляр акта передают в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.
Комиссия на основании инвентаризационных актов (сличительных ведомостей) при наличии расхождений оформляет ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В ней она отражает:
- расхождения между показателями по данным учета и данными инвентаризации;
- количество и стоимость объектов, которые не соответствуют условиям признания активов в целях бухгалтерского (бюджетного) учета.
Ответственное лицо дает инвентаризационной комиссии письменные объяснения по всем недостачам и излишкам, пересортице. На основании этих и других материалов комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бухгалтерского (бюджетного) учета и отражает это в инвентаризационных описях.
На основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) комиссия составляет акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Его должны подписать все члены комиссии. Акт представляют на рассмотрение и утверждение руководителю.
Приказ о проведении инвентаризации в бюджетном учреждении
Необходимо оформить приказ (постановление, распоряжение) руководителя учреждения о проведении инвентаризации. Сделать это можно:
- в произвольной форме;
- используя унифицированную форму № ИНВ-22;
- по форме решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439), установленной приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н.
В документе следует указать:
- дату составления и порядковый номер документа;
- состав инвентаризационной комиссии (Ф.И.О. и должности председателя комиссии и ее членов);
- наименование имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации;
- даты начала и окончания проведения инвентаризации;
- причину ее проведения.
Приказ следует зарегистрировать в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23 или произвольная). Председатель и члены инвентаризационной комиссии должны поставить в нем подписи, которые подтверждают ознакомление с приказом (п. 2.3 методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина от 13.06.1995 № 49).
Образец приказа о проведении инвентаризации можно посмотреть здесь.
Учет результатов инвентаризации в бюджетном учреждении
Результаты инвентаризации отражают в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности того месяца, в котором она закончена, а результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой отчетности, — в этой отчетности (п. 5.5 методических указаний, п. 82 Федерального стандарта № 256н).
Излишки основных средств, а также других нефинансовых активов бюджетного учреждения принимают к бухучету по текущей оценочной стоимости, признаваемой справедливой стоимостью на дату принятия к учету (пп. 25, 31 инструкции № 157н).
При определении размера ущерба, причиненного недостачами, исходят из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. При ее определении можно использовать метод рыночных цен (п. 25, 220 инструкции № 157н).
Стоимость матценностей в пределах норм убыли относят на расходы текущего финансового года. Недостачу сверх норм естественной убыли относят на виновных лиц (п. 111, 112 инструкции № 157н).
Бухгалтерские проводки при инвентаризации в бюджетном учреждении
Выявленную при инвентаризации недостачу необходимо отразить в бухгалтерском учете следующим образом:
- недостача имущества (за исключением материальных запасов), а также имущества, пришедшего в негодность, списывается с учета по балансовой стоимости на финансовый результат в дебет счета 0 401 10 172 с учетом ранее начисленных амортизации и убытка от обесценения (пп. 12, 17 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н);
- недостача материальных запасов в объеме норм естественной убыли, в том числе пришедших в негодность, списывается с учета по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости, зачисляя их на финансовый результат в дебет счета 0 401 20 272 (пп. 108–112 инструкции № 157н, пп. 37, 40, 43 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н);
- недостача материальных запасов сверх норм естественной убыли списывается с учета по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости, зачисляя их на финансовый результат в дебет счета 0 401 10 172 (пп. 108–112 инструкции № 157н, пп. 37, 43, 47 инструкции № 174н).
Расчеты по выявленным недостачам денежных средств и других ценностей, подлежащих возмещению виновными лицами, учитывают на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 инструкции № 157н).
Для отражения в бухгалтерском учете излишков, выявленных по результатам инвентаризации нефинансовых активов, можно использовать следующую запись.
Операция |
Дебет |
Кредит |
Принятие к учету излишков, выявленных при инвентаризации объектов нефинансовых активов |
2 101 34 310 |
2 401 10 199 |
Протокол годовой инвентаризации в бюджетных учреждениях
По результатам инвентаризации комиссия проводит заседание. Протокол заседания составляют в свободной форме. Помимо процедурных моментов (время проведения, состав присутствующих), в документе фиксируют предложения комиссии:
- по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, на счет виновных лиц либо по их списанию за счет учреждения;
- оприходованию излишков;
- урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей с данными бухгалтерского (бюджетного) учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в результате нее;
- списанию просроченной (нереальной к взысканию) дебиторской и кредиторской задолженности;
- по вопросам, касающимся оптимизации приемки, хранения и отпуска материальных ценностей учреждения.
Также на заседании члены комиссии подписывают акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт и протокол заседания передают руководителю учреждения для принятия решения по итогам прошедшей инвентаризации.
Образец протокола годовой инвентаризации мы не будем проводить, так как этот документ индивидуален для каждого бюджетного учреждения и содержит разную информацию в зависимости от конкретного случая.
С начала этого года некоторые учреждения и органы должны работать с новыми электронными документами по инвентаризации. Для остальных порядок остался прежним. Об изменениях и других важных вопросах читайте в обзоре.
С 1 января 2023 года все учреждения должны применять новые электронные первичные документы, в том числе по инвентаризации. Сейчас их обязаны использовать лишь федеральные органы и казенные учреждения, которые по решению правительства передали бюджетный учет Казначейству. Остальные могут перейти на новшества в 2022 году по желанию. Главное — не забыть отразить «желание» в учетной политике.
Подробности:
- Как заполнить решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) и изменение решения по форме 0510447
- Как составить акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836)
- Как сформировать решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440)
- Как сделать акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436)
- Как заполнить решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445)
- Как составить решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, со счета ___ (ф. 0510437)
Когда именно провести инвентаризацию, определяет учреждение. Конкретные сроки закрепляют в учетной политике. При этом годовую инвентаризацию не принято проводить раньше 1 октября.
В новом документе «Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439)» есть 3 даты:
- дата, по состоянию на которую проводится инвентаризация. На эту дату выводят остатки, именно их мы подтверждаем;
- дата начала и дата окончания инвентаризации, например с 1 октября по 30 декабря.
Если вы еще не пользуетесь новой формой, советуем указывать такие же даты в приказе о проведении инвентаризации.
Подробности:
- Как продлить срок инвентаризации, если запланированного срока не хватило
Основная цель инвентаризации — подтвердить наличие активов и обязательств. Нужно проводить инвентаризацию незавершенного производства, расходов и доходов будущих периодов, резервов и др. Часто об этом забывают. Например, отпускные авансом относят на расходы будущих периодов, а не текущего. Они попадают в текущие по мере того, как работник «зарабатывает» отпускные.
Формы инвентаризационной описи по расходам и доходам будущих периодов, а также резервам разработайте сами и утвердите в учетной политике.
Не забудьте подтвердить соответствие срока погашения задолженности критериям краткосрочности и долгосрочности. Напомним, долгосрочную задолженность выделяют в балансе отдельными строками.
Подробности:
- Как утвердить состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии
- Как создать рабочую инвентаризационную комиссию
- Как провести инвентаризацию нефинансовых активов
- Как провести инвентаризацию объектов учета на забалансовых счетах
- Как провести инвентаризацию незавершенного строительства
- Как провести инвентаризацию незавершенного производства
- Как провести инвентаризацию расходов на выполнение НИОКР
- Как провести инвентаризацию кассы
- Как провести инвентаризацию обязательств и расчетов
- Как провести инвентаризацию расходов и доходов будущих периодов
- Как учреждению провести инвентаризацию резервов предстоящих расходов
- Как заполнить инвентаризационную опись (сличительную ведомость)
- Как отразить результаты инвентаризации в учете
- Как оформить проведение и результаты инвентаризации
Во время инвентаризации нужно не только проверить наличие имущества, но и выявить признаки его обесценения. Для этого проведите тест на обесценение по каждому объекту, который соответствует критериям актива.
Подробности:
- Как провести тест на обесценение актива
Как минимизировать риски и провести проверку в дистанционном формате. Образцы инвентаризационных документов
- В статье расскажем, как составить план-график инвентаризации, оценить состояние объектов учета и оформить результаты. Разберем основные ошибки. А также дадим план действий, как провести инветаризацию имущества и обязательств во время кризиса.
Инвентаризация активов и обязательств перед годовой отчетностью — обязательное мероприятие в организациях бюджетной сферы. Ее проводят в порядке, который установили в рамках формирования учетной политики каждого субъекта. Это может быть как раздел учетной политики, так и отдельный документ, утвержденный руководителем учреждения. Подтверждение — в пп. 79–81 СГС «Концептуальные основы учета», п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33н.
Роль инвентаризации в учете — выявить соответствия или несоответствия между данными бухучета и фактическим состоянием дел по объектам имущества и обязательствам. То есть инвентаризация должна отвечать на вопросы не только экономического характера, но и соответствовать процессуальным законодательным процедурам.
Читайте про восемь основных правил, которые помогут упростить и систематизировать процесс инвентаризации в условиях пандемии.
Правило 1. Минимизировать риски и не нарушить правила учета из-за кризиса
В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.
План действий:
- Классифицировать объекты учета, которые можно проинвентаризировать:
- дистанционно (дебиторская и кредиторская задолженности, расчеты с бюджетом, земельные участки и пр.);
- только очно (основные средства, материальные запасы, наличные деньги и пр.).
- Если позволяют технические возможности учреждения, предусмотреть проверки в дистанционном формате с видео- и фотофиксацией процесса. То есть один человек находится по местонахождению имущества. Остальные члены комиссии — в режиме реального времени проводят визуальный осмотр объектов. Такой процесс не препятствует достижению целей инвентаризации. Об этом Минфин сообщил в Письме от 23.12.2016 № 02-07-10/77499.
- Если учреждение не может провести инвентаризацию, нужно определить объем и стоимостную оценку непроинвентаризированного имущества и признать его как «оценочное значение».
- В следующем году, после ослабления ограничительных мер по борьбе с распространением инфекции Covid-19, провести внеплановую инвентаризацию имущества. При необходимости в 2021 году отразить корректировку оценочного значения, если комиссия выявит излишки или недостачи.
Оценочное значение — это когда показатели для бухучета и отчетности рассчитывают приблизительно на основе прогнозов, экспертных заключений и профессиональных суждений, так как определить его точное стоимостное выражение невозможно (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Если оценочное значение меняется, его результаты в бухгалтерском учете и отчетности признают в том отчетном периоде, когда произошло изменение, а также в будущих отчетных периодах, на которые оно может повлиять.
Правило 2. Составить план-график инвентаризации
Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.
Возможные основания для дифференциации:
- Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
- Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.
Правило 3. Создать реальную комиссию, а не фиктивную
Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.
Чтобы быстрее провести инвентаризацию:
- сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
- оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.
Правило 4. Провести инструктаж комиссии и ответственных лиц
Курсы для бухгалтеров
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Расписание курсов
Инвентаризация — мероприятие внутреннего контроля учреждения. Поэтому возможны конфликты интересов между ее участниками:
- например, если комиссия выявила недостачи имущества или ущерб учреждению, нужно предъявить виновной стороне требования их возместить. Чтобы обратиться в правоохранительные органы или подать гражданский иск в суд, нужно соблюсти условия процессуального характера.
Поэтому комиссию, а также материально ответственных лиц нужно ознакомить со своими полномочиями и обязанностями — так не будет спорных ситуаций и нарушений регламента.
Правило 5. Проинвентаризировать все объекты учета
Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.
Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:
- например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.
В конце статьи есть шпаргалка
Правило 6. Оформить данные инвентаризации регламентными документами
Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.
- В конце статьи есть готовый перечень нужных форм инвентаризационных описей с подробными пояснениями.
Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:
- например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).
Правило 7. Инвентаризация — это не только подсчет, но и экспертиза
По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.
Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:
- статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
- целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.
Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.
В конце статьи есть шпаргалка
Если объект не отвечает критериям актива, его переводят на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении», чтобы определиться, как с ним поступить дальше (п. 35 Инструкции № 157н). Представители Минфина многократно обращали внимание, что на забалансовых счетах учитывают объекты НФА, которые не приносят экономической выгоды или не имеют полезного потенциала, в том числе если активы полностью или частично утратили свои потребительские свойства из-за физического или морального износа.
Самое главное после перевода на забалансовый счет 02 этих объектов в пояснительной записке раскрыть информацию о них.
Члены инвентаризационной комиссии также должны дать экспертную оценку дебиторской и кредиторской задолженности. Ее нужно проверить и классифицировать:
- долгосрочная и краткосрочная задолженность;
- просроченная, сомнительная и невостребованная задолженность;
- задолженность, которую необходимо списать с балансового и забалансового учета.
Правило 8. Отразить результаты инвентаризации
Итоговые результаты инвентаризации комиссия отражает в акте (ф. 0504835). Данные и информацию для акта берут из всех оформленных инвентаризационных описей:
- акт (ф. 0504835) подписывают все члены инвентаризационной комиссии, утверждает его руководитель учреждения.
Если по итогам инвентаризации активов и обязательств комиссия найдет излишки или недостачи, к акту (ф. 0504835) оформляют ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092):
- ведомость (ф. 0504092) нужно заполнить не только, когда обнаружили расхождения, но и в том случае, если на балансе нашли несоответствие имущества (основных средств, материалов, нематериальных активов и пр.) условиям признания актива.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образцы документов к инвентаризации
437.9 КБ
Скачать
Для достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в бюджетных учреждениях проводится инвентаризация активов и обязательств. Инвентаризацию финансовых обязательств в бюджетных учреждениях проводят как планово, так и инициативно. Какова последовательность и суть данных процедур, читайте в статье.
- Когда и в каких случаях необходимо проводить инвентаризацию финансовых активов
- Порядок проведения инвентаризации
Когда и в каких случаях необходимо проводить инвентаризацию финансовых активов
В бюджетном учреждении инвентаризация финансовых активов может быть проведена согласно законодательным актам, то есть иметь плановый характер, а также носить инициативный, когда речь идет о распоряжении руководителя или в соответствии с локальными нормативными актами учреждения.
Согласно приказам Минфина РФ № 33 и 256н, инвентаризация финансовых и других активов должна быть проведена в следующих случаях:
- при смене материально-ответственного лица;
- при установке факта хищения или порчи;
- в случае стихийного бедствия;
- при передаче (возврате) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
- при реорганизации или ликвидации учреждения;
- при составлении годовой отчетности;
- согласно порядку, прописанному в учетной политике, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Для автономных и бюджетных учреждений установлены обязательные сроки проведения инвентаризации: 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующим за отчетным. Данные требования выдвигаются на основании п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, где описывается обязанность учреждений предоставлять распорядителю сведения по задолженностям, которые в свою очередь должны быть выявлены по результатам инвентаризации.
Не нашли ответа на свой вопрос в наших статьях?
Обратитесь за помощью к нашему специалисту. Быстро ответим и поможем решить проблему.
Обратиться
Порядок проведения инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации финансовых активов очень схож с порядком проведения инвентаризации активов и пассивов. Процедура представляет собой комплекс следующих этапов:
1. Руководителем бюджетного учреждения издается приказ об организации и проведении инвентаризации, а также утверждается состав инвентаризационной комиссии, без которой инвентаризации проведена быть не может. На данном этапе применяется утвержденная форма ИНВ-22. В приказе необходимо указать основание для проведения организации и перечислить отдельные обязательства, по которым необходимо провести инвентаризацию.
Обратите внимание: в бюджетных учреждениях должна быть утверждена комиссия по инвентаризации на постоянной основе, так как в подобных учреждениях процедура проведения инвентаризации является регулярной.
2. Далее необходимо отразить сведения о приказе в специальном журнале. Форма журнала унифицирована — ИНВ-23.
3. Следующее, что требуется сделать — это оформить расписки для лиц, на которых возложена материальная ответственность. Обычно данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей.
4. На основании документов бухгалтерского учета проводится заполнение стандартных описей по инвентаризации, которые отображают финансовые обязательства. Например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, таких как опись по форме 0504083 (задолженность по займам) и опись по форме 0504089 (расчеты с покупателями, поставщиками).
Форма 0504083 отражает информацию о том, какая имеется задолженность у учреждения перед контрагентом, а именно:
- размер просроченной задолженности;
- размер процентов, пеней и штрафов, которые не были оплачены;
- размер долга учреждения в целом;
- суммы неподтвержденных и подтвержденных долгов учреждения.
Форма 0504089 отражает информацию о взаиморасчетах организации с контрагентами, а именно:
- данные о контрагентах организации;
- размеры долгов, подтвержденных или неподтвержденных документами;
- размеры задолженностей, расписанных по статьям оснований;
- данные о суммах долгов учреждения;
- денежные обязательства;
- срок исковой давности.
Если учреждение бюджетное или автономное, то как мы отмечали в начале, еще должна быть заполнена форма 0503769 по приказу № 33н. Данную форму используют для того, чтобы убедиться в обоснованности освоения средств бюджета.
Форма 0503769 это документ, в котором отражаются данные о задолженности, а именно:
- просроченная задолженность организации;
- информация о кредиторской и дебиторской задолженности учреждения;
- движение дебиторской и кредиторской задолженности в форме аналитических данных.
В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководителю учреждения.
Также, помимо вышеуказанных могут быть составлены такие унифицированные формы как: Акт сверки взаиморасчетов с контрагентами по форме ИНВ-17, сведения о проведении инвентаризации в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.
Форма ИНВ-17 заполняется всеми учреждениями и представляет акт сверки расчетов с контрагентами, который составляется на основании данных, отраженных в описях унифицированных форм, основной целью которого является получение согласия с текущим состоянием задолженности бюджетного учреждения. Также, акт позволяет:
- получить согласие в отношении наличия и размера задолженности от контрагента;
- выявить допущенные ошибки в учете обязательств.
Акт формы ИНВ-17 составляется в двух экземплярах и предусматривает двухсторонние подписи (руководителя бюджетного учреждения и руководителя контрагента).
Таблица № 6 включает в себя данные об итогах инвентаризации за отчетный период. Первые четыре графы предусмотрены для того, чтобы в них отразить информацию об сновании инвентаризации, сроков ее проведения, реквизиты приказа, который подтверждает ее правомерность. Следующие две графы 5 и 6 содержат информацию о несоответствиях, которые были выявлены в ходе инвентаризации. 7 графа содержит перечень мероприятий, которые предприняты бюджетной организацией для приведения в соответствие данных службы бухгалтерского учета и результатов работы инвентаризационной комиссии.
24.10.2020
В материале рассмотрим, как в государственном (муниципальном) учреждении провести инвентаризацию расчетов по доходам и обязательствам учреждения, в том числе расчетов с персоналом, подотчетными лицами, бюджетом и иными контрагентами.
Как правило, при проведении инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам учреждения осуществляются:
– документальная проверкапервичных учетных документов, на основании которых производились записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по доходам и обязательствам учреждения, и соответствия данных, указанных в первичных документах и отраженных в регистрах;
– анализ дебиторской (кредиторской) задолженности в разрезе контрагентов по доходам и обязательствам учреждения на конец отчетного (проверяемого) периода по срокам ее погашения. В отношении просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности проверяется, приняты ли учреждением меры для ее снижения;
– анализ сумм дебиторской (кредиторской) задолженности, не подтвержденных дебиторами (не согласованных кредиторами), в том числе с истекшим сроком исковой давности. В отношении сомнительной дебиторской задолженности и безнадежной кредиторской задолженности (не востребованной кредиторами) проверяется наличие (отсутствие) оснований для списания;
– проверка наличия (отсутствия) случаев необоснованного списания дебиторской (кредиторской) задолженности.
Состояние расчетов проверяется по каждому дебитору (кредитору).
В целях инвентаризации расчетов с контрагентами (покупателями и поставщиками) учреждение может проводить сверку взаиморасчетов между сторонами путем оформления актов сверки. Необходимо отметить, что форма названного акта законодательством не утверждена и не является обязательным документом при проведении инвентаризации. При этом в инвентаризационных описях, применяемых учреждениями бюджетной сферы при инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, предусмотрено отражение сумм задолженности, не подтвержденной дебиторами (не согласованной кредиторами). Для целей подтверждения (согласования) соответствующей задолженности с контрагентом целесообразно использовать акт сверки расчетов.
Порядок проведения инвентаризации устанавливается учреждением самостоятельно в составе учетной политике (п. 9 СГС «Учетная политика»). Учреждение вправе включить в данный порядок отдельные положения Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», не противоречащие законодательству РФ (Письмо Минфина РФ от 10.02.2020 № 02-07-10/8553), а также правила проведения сверки расчетов с покупателями и поставщиками.
Далее рассмотрим порядок проведения инвентаризации отдельных видов расчетов по доходам и обязательствам учреждения с учетом названных методических указаний.
Инвентаризационные описи
Для оформления инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам применяются следующие регистры бухгалтерского учета:
1) инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091). В ней отражаются результаты инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждения (по счету 0 205 00 000). Данная опись составляется в разрезе дебиторов. Если в результате инвентаризации выявлена неподтвержденная либо просроченная (с истекшим сроком исковой давности) дебиторская задолженность по доходам, соответствующая информация отражается в графах 5, 6 указанной описи;
2) инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083). В ней отражаются результаты инвентаризации сумм задолженности по кредитам, займам (ссудам), находящимся на учете в учреждении (по счету 0 207 00 000). Опись заполняется по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета. В ней отражаются сумма задолженности в рублях и в иностранной валюте по основному долгу, по начисленным и неуплаченным процентам, по штрафным санкциям за нецелевое использование средств, по штрафам (пеням) за несвоевременный возврат и неуплату процентов, а также сумма задолженности, подтвержденная дебиторами; сумма задолженности, не подтвержденная дебиторами; сумма просроченной задолженности (в том числе с истекшим сроком исковой давности);
3) инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). В ней отражаются результаты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, иными дебиторами и кредиторами (по счетам 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 05 000, 0 301 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000). Данная опись составляется в разрезе дебиторов и кредиторов в соответствующих разделах. Если выявлена задолженность, не подтвержденная дебиторами (не согласованная кредиторами) либо просроченная (в том числе с истекшим сроком исковой давности), информация отражается:
– по дебиторской задолженности – в графах 5, 6 разд. 1 инвентаризационной описи (ф. 0504089);
– по кредиторской задолженности – в графах 5, 6 разд. 2 инвентаризационной описи (ф. 0504089).
Указанные инвентаризационные описи составляются на дату проведения инвентаризации.
Проверка расчетов по доходам
Инвентаризация расчетов по доходам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:
Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета) |
Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по доходам |
Расчеты по доходам (счет 0 205 00 000) |
1. Проверка правильности и обоснованности сумм дебиторской задолженности по доходам, числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами и документами, подтверждающими реализацию товаров, работ, услуг и поступившую оплату (по каждому дебитору). 2. Сверка расчетов с контрагентами (покупателями товаров, работ, услуг) (при необходимости) |
Расчеты по выданным авансам(счет 0 206 00 000) |
1. Проверка наличия ограничений по выплате авансовых платежей при оплате договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг). 2. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по расчетам по принятым обязательствам (с поставщиками, подрядчиками). 3. Анализ дебиторской задолженности по срокам погашения выданных авансов, связанных с операциями по приобретению товаров, работ, услуг, сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг), которые предусмотрены договорами (государственными контрактами) |
Расчеты по кредитам, займам (ссудам) (счет 0 207 00 000) |
Проверка правильности и обоснованности сумм по кредитам, |
Расчеты по ущербу имуществу (счет 0 209 00 000) |
Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по ущербу имуществу учреждения, недостачам и хищениям |
Расчеты с прочими дебиторами (счет 0 210 05 000) |
Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности: – по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков; |
В отношении сомнительной дебиторской задолженности, учтенной на забалансовом счете 04, проверяется наличие (отсутствие) оснований для ее списания или возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности в случае изменения имущественного положения должников. В отношении такой задолженности составляется отдельная инвентаризационная опись (ф. 0504089).
Проверка расчетов с подотчетными лицами
В ходе инвентаризации расчетов с подотчетными лицами проводится проверка правильности и обоснованности сумм, числящихся на соответствующих аналитических счетах счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» (по каждому подотчетному лицу), в том числе:
– соблюдение порядка выдачи денежных средств и денежных документов под отчет, своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов, наличие документов, подтверждающих произведенные расходы, соблюдение сроков возврата остатка неиспользованного аванса;
– обоснованность выдачи и использования средств на командировочные расходы, соблюдение норм командировочных расходов;
– правильность ведения учета операций по расчетам с подотчетными лицами и отражения их в регистрах бухгалтерского учета (соответствие данных, отраженных в регистрах бухгалтерского учета по расчетам с подотчетными лицами и первичных учетных (оправдательных) документах);
– наличие (отсутствие) случаев необоснованного списания дебиторской (кредиторской) задолженности.
Напомним, что согласно п. 213 Инструкции № 157н выдача работнику наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна осуществляться на основании:
– письменного заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме. Указанное заявление должно содержать назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается;
– распорядительного документа учреждения (приказа, распоряжения и т. д.). Такой распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер документа.
В соответствии с п. 214 Инструкции № 157н выдача наличных денег под отчет должна производиться при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, по которым наступил срок представления авансового отчета.
Проверка расчетов с кредиторами
Инвентаризация расчетов по обязательствам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:
Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета) |
Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по обязательствам |
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (счет 0 301 00 000) |
1. Проверка правильности и обоснованности сумм по долговым обязательствам в соответствии с заключенными договорами (кредитными соглашениями). 2. Проверка обоснованности расходов по выплате процентов по отношению к суммам задолженности по кредитам и займам в период их начисления. 3. Анализ правовых оснований для получения кредитов и займов, наличия ограничений по получению кредитов (с учетом правомерности получения кредитов, требований к согласованию крупных сделок, сделок с заинтересованностью, соблюдения законодательства о защите конкуренции) |
Расчеты по принятым обязательствам (счет 0 302 00 000, за исключением расчетов по оплате труда) |
1. Проверка правильности и обоснованности сумм кредиторской задолженности (по каждому кредитору), числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами (государственными контрактами) по приобретению товаров, работ, услуг (в том числе сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг) и иными документами. 2. Сверка расчетов с контрагентами (поставщиками, подрядчиками и иными кредиторами) (при необходимости). 3. Анализ кредиторской задолженности по срокам погашения, которые предусмотрены договорами (государственными контрактами), иными документами. 4. Проверка наличия (отсутствия) неучтенных обязательств |
Расчеты по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000) |
1. Проверка правильности и обоснованности числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по налогам, страховым взносам (в том числе проверка расчетов, налоговых деклараций) и иным обязательствам перед бюджетом. 2. Сверка сумм задолженности по налогам (страховым взносам) по данным бухгалтерского учета с актами сверки ФНС*. 3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на конец отчетного (проверяемого) периода по срокам погашения. 4. Проверка задолженности по возврату в бюджет части субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в связи с невыполнением государственного задания, а также остатков субсидий на цели (сроки возникновения, полнота и своевременность перечисления в бюджет) (при наличии) |
Прочие расчеты с кредиторами (счет 0 304 00 000) |
Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по расчетам с прочими кредиторами |
Расходы будущих периодов (счет 401 50 000) |
Проверка правильности и обоснованности сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, числящихся на счетах бухгалтерского учета |
Резервы предстоящих расходов (счет 0 401 60 000) |
Проверка правильности и обоснованности созданных в учреждении резервов на предстоящую оплату отпусков работникам, ремонт основных средств и другие цели, предусмотренные учетной политикой учреждения |
* В 2020 году сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам осуществляется в соответствии с Письмом ФНС РФ от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371@ «О направлении Временного порядка проведения совместной сверки расчетов». Форма акта совместной сверки расчетов по налогам (сборам, пеням, штрафам, процентам) утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@.
В отношении задолженности, не востребованной кредиторами, учтенной на забалансовом счете 20, проверяется наличие (отсутствие) оснований для ее списания (истечение срока исковой давности). В отношении такой задолженности составляется отдельная инвентаризационная опись (ф. 0504089).
Проверка расчетов с персоналом
В ходе инвентаризации расчетов с персоналом необходимо убедиться в правильности и обоснованности сумм, числящихся на следующих счетах бухгалтерского учета:
– 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате»;
– 0 302 12 000 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»;
– 0 302 13 000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда»;
– 0 302 14 000 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме»;
– 0 302 66 000 «Расчеты по социальным пособиям и компенсации персоналу в денежной форме»;
– 0 302 67 000 «Расчеты по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме»;
– 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами»;
– 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».
Расчеты по заработной плате. При проверке расчетов по заработной плате необходимо изучить документы, на основании которых начисляется заработная плата. К таким документам относятся, в частности:
– приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием (утвержденными штатами) и ставками (тарифами) заработной платы;
– положение по оплате труда и иные нормативные акты, в соответствии с которыми происходит начисление выплат;
– табель учета использования рабочего времени;
– записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях;
– другие учетные документы по учету труда и его оплаты.
По задолженности работникам учреждения необходимо выявить невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. Депонированные суммы, не полученные работниками учреждения в срок, суммы заработной платы, пособий (стипендий), иных выплат отражаются по кредиту счета 0 304 02 000.
Расчеты по начислениям пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и других выплат за счет средств государственного социального страхования отражаются на счете 0 302 13 000 (в частивыплатыпособия за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы – на счете 0 302 66 000).
Расчеты по прочим социальным и несоциальным выплатам персоналу в денежной и натуральной формах. В ходе инвентаризации названных расчетов необходимо убедиться в обоснованности тех или иных выплат работникам, наличии внутренних локальных документов, в соответствии с которыми осуществляется выплата, а также в правильности применения законодательства РФ. Напомним, что к данным выплатам отнесены различные виды компенсаций и выплат, обусловленные законодательством РФ, трудовым договором (примеры таких выплат приведены в таблице).
Счет |
Выплаты персоналу |
Несоциальные выплаты персоналу в денежной форме |
|
0 302 12 000 |
1. Стипендии ученым, научным работникам, являющимся сотрудниками учреждения. 2. Подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством РФ. 3. Возмещение персоналу дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания). 4. Единовременное пособие при перезаключении трудового договора. 5. Выплаты на содержание детей, посещающих государственные детские дошкольные учреждения. 6. Дополнительные ежемесячные выплаты к пенсиям работникам-пенсионерам |
Несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме |
|
0 302 14 000 |
1. Выплаты на питание спортсменам, состоящим в штате учреждения. 2. Приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, и иные аналогичные расходы. 3. Ежемесячные денежные выплаты работодателем своим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. 4. Компенсация (возмещение) расходов на проезд и провоз багажа работника и членов его семьи, заключившего трудовой договор о работе в организации, расположенной в районе Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, и прибывшего из другого региона РФ. 5. Компенсация расходов, связанных с проездом и провозом багажа при переезде из районов Крайнего Севера к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных. 6. Компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством РФ случаях. 7. Компенсация стоимости проезда сотрудников к месту нахождения образовательной организации |
Социальные выплаты персоналу в денежной форме |
|
0 302 66 000 |
1. Выходное пособие работникам в соответствии со ст. 178 и 318 ТК РФ. 2. Ежемесячные компенсационные выплаты работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. 3. Единовременные денежные пособия (поощрения) государственным (муниципальным) служащим в связи с выходом на пенсию |
Социальные выплаты персоналу натуральной форме |
|
0 302 67 000 |
Компенсация стоимости медицинских услуг, стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение работникам учреждений, а также путевок их детям в детские оздоровительные лагеря в установленных законодательством РФ случаях |
Сизонова О.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»