Без сомнений, одним из важных узлов каждого транспортного средства является аккумулятор. Если говорить об автомобильных АКБ, они представляют собой расходную деталь с ограниченным сроком эксплуатации и рабочим ресурсом. Если не знать о том, как поменять электролит в аккумуляторе, в скором времени машина попросту перестанет нормально функционировать.
Содержание
- Предназначение АКБ
- Возможные неисправности
- Особенности замены
- Очистка аккумулятора
- Подготовка кислоты
- Проверка устройства
- Полезные советы по эксплуатации
Предназначение АКБ
Как известно, аккумулятор является недешевым элементом транспортных средств, поэтому покупка нового при повреждении или снижении эффективности работы старого — не совсем обдуманное решение. К счастью, выходом из такой неприятной ситуации может стать замена электролита в аккумуляторе. Если правильно выполнить эту процедуру, то за короткое время можно будет возвратить аккумулятору былые рабочие показатели.
Каждый автомобилист знает, что конструкция аккумулятора выглядит предельно просто и включает в себя ряд простых узлов. Среди них:
- Свинцовые пластины, которые покрывают весь корпус.
- Электролит — специальная жидкость, которая считается связующим элементом между этими пластинами.
В результате химической реакции два элемента накапливают в себе и проводят электрический ток.
Учитывая важность роли электролита, его объем и качество могут определять конечные рабочие свойства АКБ. Речь идет не только о показателях вырабатываемой энергии, но и напряжения. Если уровень вещества начинает снижаться, а качество падать, это может существенно ухудшить рабочие показатели АКБ.
Деформация пластин из свинца считается довольно распространенным явлением, и именно снижение качества электролита вызывает ослабевание химической реакции. В конечном итоге в аккумуляторе возникают осадки, помутнение и всевозможные испарения, что приводит к таким неприятностям, как отсутствие взаимодействия элементов для выработки энергии. Чтобы возвратить былую эффективность работы детали, важно как можно быстрее осуществить замену жидкости.
Возможные неисправности
В большинстве случаев, автомобильные аккумуляторы страдают от такой проблемы, как потеря плотности. Неприятность объясняется самыми различными причинами, а именно:
- Старением.
- Сульфатацией пластин.
- Неправильным обслуживанием.
Самым распространенным фактором считается сульфатация пластин, которую вызывает постоянное отсутствие правильной зарядки. Чтобы понять принцип разрушения, достаточно вспомнить школьную химию и оценить те процессы, которые происходят в устройстве.
Как известно, внутри АКБ расположены свинцовые решетки, которые, в свою очередь, наполнены диоксидом свинца. При разряде начинается восстановление оксида свинца на катоде и окисление (обратный процесс) на аноде. Простыми словами — на плюсе и минусе. И в первом, и во втором случае, начинается образование сульфата свинца, а плотность серной кислоты стремительно падает.
Многие владельцы автомобилей часто допускают большую ошибку — замерив показатели плотности, они начинают доливать электролит, повышая плотность до требуемого уровня. В результате происходит дальнейшая сульфатация и полное повреждение аккумулятора.
Специалисты советуют приступать к замеру плотности исключительно на полностью заряженном устройстве с нормальным качеством кислоты. Даже если встроенный аккумулятор указывает на 100% заряд, это может быть неточно.
Особенности замены
К сожалению, не все автомобилисты знают, можно ли менять электролит в аккумуляторе своего транспортного средства. К тому же, в кругу более опытных специалистов бродят разногласия по поводу необходимости этой процедуры. Существуют два мнения:
- Заменять электролит полностью бесполезно и даже опасно. Лучше покупать новый элемент.
- Замена электролита — залог успешной работы аккумулятора и очень важное действие, которое нужно проводить как можно чаще.
В принципе, оба высказывания имеют право на жизнь.
При наличии финансовых возможностей, покупка нового аккумулятора — отличное решение, так как новая модель будет работать гораздо эффективнее чем старая, даже отремонтированная. Но далеко не каждый владелец авто может позволить себе такое недешевое удовольствие, поэтому остается лишь вовремя заменять электролит и стараться следить за состоянием батареи.
К замене жидкости внутри АКБ нужно приступать только при таких обстоятельствах:
- Если она помутнела и потеряла свой базовый оттенок.
- Если на дне появился характерный осадок.
- Если ее уровень сильно снизился. Кстати, в таком случае можно просто долить электролит, но осадок или помутнения должны полностью отсутствовать.
При отсутствии таких проблем осуществлять замену электролита самостоятельными усилиями, не имея надлежащего опыта, категорически запрещено.
Любая ошибка может стать причиной серьезной поломки важных узлов автомобиля, а также снижения эффективности работы аккумуляторной батареи. Но если продуктивность работы узла находится на низком уровне, правильная замена может стать лучшей «реанимацией».
Очистка аккумулятора
Если же автомобилист решился на работу и теперь пытается понять, как поменять кислоту в аккумуляторе, ему важно правильно следовать за пошаговыми инструкциями и поэтапно переходить от одного действия к следующему.
Для начала нужно провести несколько подготовительных мероприятий, а именно — извлечение электролита из банок. Учитывая агрессивность среды, в которой будет осуществляться процедура, начинать ее без применения защитных средств категорически запрещено.
Итак, для повышения собственной безопасности нужно взять:
- Защитные резиновые перчатки.
- Резиновую грушу.
- Тару для слива.
- Ветошь.
Дальше необходимо учитывать руководство и не упускать важных моментов. Чтобы освободить батарею и обеспечить себе доступ к банкам, нужно изъять клеммы и переместить конструкцию на ровную поверхность. Затем следует снять защитную полоску и отвинтить пробки на банках.
Важно отметить, что некоторые модели АКБ не позволяют автомобилистам свободно добираться к банкам, т. к. они являются неразборными. В этом случае придется просверлить в корпусе специальные отверстия, через которые будет подаваться жидкость. Для этой цели применяется дрель.
После выполнения таких действий остается отсосать с помощью резиновой груши старую кислоту, полностью опустошив банки. Ненужную жидкость выливают в любую подходящую тару. На этом этапе важно соблюдать повышенную осторожность: контакт кислоты с кожей может привести к плачевным последствиям. Если же это произошло, важно как можно быстрее обработать пораженный участок кожи мыльным раствором.
В случае если внутри резервуаров аккумулятора присутствует значительный осадок, нельзя переворачивать его для слития кислоты. Если частицы окажутся на контактах, это может привести к «пробою», после чего восстановление устройства станет практически невозможным.
Если резервуары будут полностью опустошены от старой кислоты, необходимо избавиться от налета и осадка с помощью дистиллированной воды. Как известно, подобная жидкость представляет собой мощный диэлектрик, который снижает риск появления пробоя.
Можно даже осторожно потрясти аккумулятор после заполнения банок, чтобы поднять осадок и остатки старой жидкости. Затем образованную консистенцию выливают.
Подготовка кислоты
Важно понимать, что взять любой электролит и залить его в резервуар нельзя. Для этой цели нужно подобрать специальную кислоту, которая соответствует строгим характеристикам. И одна из них заключается в плотности.
Желательно, чтобы показатель плотности составлял 1,28 г на кубический сантиметр. Для определения точных данных нужно использовать ареометр. Не секрет, что многие магазинные модели обладают плотностью 1,40 г, поэтому на этапе покупки важно уточнить этот момент.
Опытные автомобилисты создают электролит своими руками, но его качество далеко от желаемого и находится на низком уровне. В результате эффективность работы аккумулятора оказывается под угрозой.
Чтобы избежать рисков, лучше приобрести готовую продукцию.
После завершения очистки банок и подготовительных этапов, можно переходить к заливке электролита. В процессе выполнения этого действия применяются:
- Лейка.
- Резиновые перчатки.
- Сам раствор.
Кроме этого, автомобилисту нужно воспользоваться ареометром, который позволит провести предварительную проверку плотности. В идеале она должна быть на уровне 1,28 г на кубический сантиметр. При условии, что отображенный показатель соответствует норме, можно медленно заполнять резервуар, заранее выделив нужное количество кислоты для каждого из них.
Полезная рекомендация: если электроды покрыты налетом сульфата, то его можно удалить посредством добавления в жидкость специальных присадок.
Заполнять резервуары нужно равномерным и постепенным образом, удаляя излишки резиновой грушей. Также их нужно вытирать тканью или салфеткой. Дальнейшее заполнение банок отличается простотой и не нуждается в каком-либо профессиональном подходе. Достаточно лишь определить показатели плотности и постепенно наполнять жидкостью пустые банки.
Если резервуары окончательно заполнены, ни в коем случае нельзя начинать работу с аккумулятором. Лучше оставить его на 24−48 часов в режиме бездействия. Это позволит присадочным веществам окончательно раствориться, а воздуху — выйти наружу. Только после этого можно приступать к зарядке и проверке.
Проверка устройства
Если прошло двое суток, можно приступать к мероприятиям по зарядке. Для первой зарядки берется специальный прибор, выдающий напряжение в 12 В. На этом этапе необходимо изъять защитные пробки и присоединить зарядное устройство к батарее. Затем начинается циклическая зарядка, которая состоит из повторов схемы «заряд-разряд».
Оптимальный показатель тока не должен превышать 0.1 ампера. Для первой процедуры таких показателей вполне хватает. Аккумулятор заряжают до тех пор, пока уровень заряда не достигнет 100%. Для проверки берется вольтметр, с помощью которого осуществляется определение напряжения каждой секции или клеммы. Важно убедиться, что на каждой секции напряжение не ниже 2.3 В, а на клеммах — не ниже 13 В.
Соблюдая эти рекомендации, можно без особых трудностей повысить технические показатели старого устройства. Своевременная замена электролита позволит вернуть аккумулятору прежнюю работоспособность и сделать его более продуктивным. Если же процедура не решает проблемы, а причина плохой функциональности объясняется не жидкостью, а самими пластинами, то реанимационные работы не принесут никакого успеха.
Единственный выход из ситуации — приобретение нового аппарата, т. к. старый не подлежит восстановления.
Полезные советы по эксплуатации
Чтобы не задаваться вопросом, можно ли поменять электролит в аккумуляторе, лучше правильно следить за его состоянием и учитывать основные правила эксплуатации. Одним из наиболее важных является обеспечение сбалансированного температурного режима: при опускании температуры до определенных отметок кислота может замерзать.
Минимальная плотность АКБ при температуре до минус 30 градусов Цельсия должна быть равна 1,29 г. Если температура ниже — до 1,32 г. Если оптимальные показатели отсутствуют, то придется восстановить их посредством добавления серной кислоты.
Дело в том, что электролит с меньшей плотностью очень быстро подвергнется замерзанию и станет непригодным для дальнейшей эксплуатации, так как любые химические процессы перестанут в нем осуществляться. При повышении плотности снижается точка замерзания. Если же так сложилось, что внутри аккумулятора появился лед, остается только надеяться, что он не деформировал свинцовые пластины. При появлении повреждений придется провести ремонт или полную замену батареи.
Зная о том, как правильно поменять электролит в аккумуляторе, можно избежать необходимости обращаться в сервисный центр и переплачивать за дорогой ремонт.
Добрейшего времени суток уважаемые читатели Drive2.ru!
Идёт осень, а за нею( оглянуться не успеешь) и зима, впрочем всё хорошее — рано и поздно заканчивается:)
Одним словом, пора готовить по тихой волне своего железного друга к зиме и лучше это сделать раньше, чем никогда…
Начнём пожалуй с такого немаловажного узла в авто, как — аккумулятор( в холодное время года -очень важный узел)!
Так вот ; с некоторых пор, стал замечать по показаниям индикаторов и дополнительного БК падение напряжения бортовой сети автомобиля ;12.3 В в простое и 13,9 при работе двигателя моего авто (не критично, но беспокоит — » батарейке » в ноябре 5 лет отроду, а современные АКБ столько не живут( впереди зима)!
Ранее показание были более высокие 12,5 на 14,3 . Плюс, за время эксплуатации не единожды
( обслуживал )доливал в АКБ дистиллированную воду( один раз, аж целых — 400 мл), соответственно и, скорее всего плотность электролита уже со временем наверняка далека от нормы ( раньше не замерял, нечем было ), однако прошлой зимой проблем с запуском ДВС не наблюдалось совершенно — всегда с пол оборота…
Многие владельцы авто не совсем верно трактуют термин на этикетке аккумулятора
» не обслуживаемая батарея » — это значит в ней нельзя заменить банку, а если на корпусе присутствуют пробки, то она всё ещё обслуживаемая!
Да, поставил я
АКБ на зарядку, благо в наличии — классное зарядное автоматическое интеллектуальное устройство( подарок лучшего Друга Павла mikeket),
однако после зарядки — напряжение бортовой сети практически не поменялось ; 12.4 В в простое и 13,9 -14,0 при работе двигателя через несколько часов сделал замер плотности ареометром 1.22 и это после зарядки!
Походу не долго жить осталось моей батареи…
Печаль( беда), надо попробовать спасти старичка, а для этого надо попробовать довести плотность до кондиции! Сосед по гаражу заменил в старом АКБ ( хандрил) электролит, » батарейка » ещё 1,5 года прослужила !
Есть 2 варианта поднять плотность; серной кислотой( хрен достанешь) либо заменить электролит… Делать нечего, еду на авто-рынок и покупаю( стоит не дорого) 2 литра электролита,
сколько жидкости в самом АКБ? А, фиг его знает, прикинул что хватит …
Вообще поменять электролит в АКБ не сложно, нужно лишь соблюдать меры предосторожности ( резиновые перчатки, очки, фартук), но если делать замену предельно осторожно и не спеша, то можно обойтись и без этого!
Есть ещё нюансы; ни в коем случае нельзя переворачивать корпус АКБ и таким образом сливать жидкость( можно взбаламутить осадок и это печально окончиться для пластин), следует откачать грушой сколько возможно из банок электролит,
потом нужно его слегка тихонько наклонить и с помощью шланга
( удлинить грушу) откачать основную часть жидкости!
Я заранее приготовил 2 литровые пластиковые бутылки, сколько откачал -столько и залил, благо в каждой банке есть индикатор уровня электролита( пластиковая лапка-вровень)!
Слегка качнул пару раз АКБ, покурил и замерял плотность -ради спортивного интереса,
вообще то, плотность полагается( наверное) мерять после зарядки через несколько часов! Плотность поднялось до уровня 1,26 -1,27, что меня вне всякого сомнения обнадёжило! Далее подключил умную зарядку( силу тока автоматически регулирует от 7,1 А в начале если АКБ полностью разряжен и до 0,5 А в процессе в конце), за полдня зарядил до 100 % !
После зарядки показания в авто бортовой сети ( напряжение) сразу изменились в лучшую сторону! 12,5 — 12,6 при простое и 14,2 в движении, далее при запуске двигателя в момент пуска просадка напряжения не более 11 В ( + -) где то в этом районе, показания прыгают и сфоткать не получится:), что вроде, как совсем неплохо для старой » батарейки » …
Плотность замерять не стал сразу после зарядки, а на следующий день на дачу взял ареометр и там снял замеры ; 1,28 плюс минус ! То, что — доктор прописал:)
АКБ готов к зиме наверное( но это не точно:))) Хотя по большому счёту, какие у нас теперь в Беларуси зимы? Максимум 10 градусов ниже нуля и то пару дней было прошлой зимой…
Полагаю, что я в процессе сего, до воле таки интересного мероприятия немногое потерял ; день времени и 2,5 $ денег за электролит… Касаемо пользы — время покажет, может и получиться продлить жизнь АКБ ещё на зиму… Этой марки » батарейки » в нашей ветке у владельцев Renauit Sandero Stepway 2 умирали уже в среднем через 3 года( без обслуживания), мой и так прослужил порядком, помрёт — так помрёт:) Нет, так нет!
Хотя, мне парень прислал сообщение, что у него точно такой же АКБ прослужил 7 лет, но это скорее исключение из правил!
В заключение для тех кто планирует в будущем менять аккумулятор рекомендую не смотреть на бренд
( маркетинг ), а покупать АКБ по весу! Да, да :))) За АКБ с весами, чем тяжелее » батарейка «( больше свинца) тем дольше она проживёт ! Смотрим видео, там всё разложено по палочкам…
Собственно, не смею больше отнимать ваше время! Весьма признателен Вам за внимание, всем лёгкой трудовой недели и удачи на дороге!
Аккумулятор – расходная часть автомобиля, источник электроэнергии, которая необходима для пуска двигателя и для работы бортовой сети при выключенном двигателе. В ходе эксплуатации ресурс аккумулятора постепенно исчерпывается. Замена электролита дает возможность, в некоторых случаях, вернуть характеристики и повысить эффективность работы аккумуляторной батареи.
Содержание
- Показатели необходимости замены электролита
- Порядок действий при замене электролита в аккумуляторе
- Подготовка АКБ и слив электролита
- Промывание аккумуляторной батареи
- Заливка электролита и зарядка АКБ
- Правила и продолжительность зарядки аккумулятора после замены электролита
- Проверка аккумулятора
Показатели необходимости замены электролита
Конструктивно аккумулятор представляет собой две свинцовые пластины, пространство между которыми заполнено электролитом. При протекании обратимой электрохимической реакции аккумулятор может накапливать ток (заряжаться) или отдавать ток (разряжаться).
Аккумуляторы, путем последовательного соединения пластин, объединяются в аккумуляторную батарею (АКБ). АКБ могут вырабатывать ток напряжением 12 В (применяются на бензиновых двигателях) или 24 В (для некоторых дизельных двигателей).
Автомобильные АКБ подразделяются на два типа:
- Необслуживаемые. Имеют неразъёмный корпус, их можно только дозаряжать с помощью зарядного устройства.
- Обслуживаемые. Их можно дозаряжать, но также необходимо проверять раз в 1-2 месяца плотность жидкости, в некоторых ситуациях может понадобиться полная замена электролита.
Состояние и количество электролита – один из факторов, который совместно с состоянием свинцовых пластин, определяет работу аккумулятора. Его несоответствующие качество и объем вызывают снижение силы тока и напряжения на батарее.
Если устройство эксплуатировалось правильно, то необходимости менять кислоту может не возникнуть. Она будет служить в течение всего срока использования АКБ. Следует только контролировать плотность и уровень жидкости в секциях, при необходимости доливать дистиллированную воду.
Возможны ситуации, когда требуется полная замена электролита в аккумуляторе:
- Помутнение электролита. Причина — использование низкокачественного раствора.
- Пониженная плотность жидкости при полностью заряженной батарее. Снижение плотности ниже 1,27 г/см3, свидетельствует или о необходимости доливания электролита, или о необходимости его полной замены. О том, как замерять плотность, читайте в этой статье.
- Саморазряд батареи может быть вызван наличием вредных примесей в аккумуляторной жидкости.
- Понижение уровня электролитного раствора ниже допустимого, которое возникает в результате проливания.
- Замерзание жидкости. Эта ситуация характерна при резком похолодании воздуха. Электролит полностью разряженной АКБ замерзает при ‑70С. Если батарея разряжена на 45-50 % ,то он может замёрзнуть при температуре до ‑300С.
Внимание! Особо следует подчеркнуть, «осыпание» пластин бывает причиной помутнения жидкости. В этом случае требуется ремонт секций АКБ, который в домашних условиях не выполняется. При этом наиболее оптимальным вариантом является полная замена аккумулятора.
Порядок действий при замене электролита в аккумуляторе
Замена электролита может дать долгосрочный положительный эффект только в случае с обслуживаемым аккумулятором. В необслуживаемых АКБ замену электролита проводить не рекомендуется, так как нет доступа к раствору. Слить кислоту можно через высверленные своими руками отверстия в дне такой АКБ, но это рискованно так как:
- АКБ переворачивать нельзя и сверлить отверстия придётся в горизонтально расположенной батарее, что может привести к повреждению дна и попаданию кислоты на дрель и на руки человека.
- Высверленные отверстия сложно загерметизировать, следовательно, высока вероятность того, что серая кислота будет вытекать из аккумулятора.
Поэтому, прежде чем производить замену кислоты в необслуживаемом аккумуляторе надо реально оценить последствия такой процедуры.
Для обслуживаемых АКБ, советы, как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля, следующие:
- Подготовить аккумулятор и слить электролит.
- Промыть банки.
- Правильно поменять кислоту и зарядить аккумулятор.
- Проверить батарею.
Для того чтобы заменить электролит самостоятельно, рассмотрим эти этапы подробно.
Подготовка АКБ и слив электролита
Для замены электролита понадобятся:
- средства индивидуальной защиты (резиновые перчатки и желательно очки);
- резиновая груша для скачивания жидкости;
- ёмкость, лучше стеклянная, в которую будет сливаться отработанная кислота;
- новый раствор и дистиллированная вода;
- воронка для залива жидкости;
- ареометр для измерения плотности.
Важно! Категорически запрещается переворачивать аккумулятор (можно наклонить не более чем на 450). При эксплуатации АКБ или при осыпании пластин на дне образуется осадок, который при переворачивании может забить пластины или попасть на контакты, после чего устройство окончательно придёт в негодность.
Слив электролита в автомобильном аккумуляторе следует выполнять при комнатной температуре в такой последовательности:
- Отсоединить АКБ от клемм, удалить загрязнения и расположить на горизонтальной поверхности.
- Окрутить пробки на банках батареи, проверить состояние и уровень раствора, а также заряд батареи.
- С помощью резиновой груши или шприца, понемногу наклоняя батарею, удалить раствор из банок. Жидкость сливать в подготовленную стеклянную емкость. Слив можно считать завершенным, когда угол наклона АКБ будет составлять 450.
При сливе кислоты следует выполнять правила техники безопасности: избегать ее попадания на руки и на слизистые, в случае попадания кислоту обильно смыть водой. Отработанный электролит нельзя сливать в канализацию, вначале он должен быть нейтрализован.
Промывание аккумуляторной батареи
Промывание батареи — важный этап. Если не удалить остатки отработанного раствора, осадок и налет, то они приведут к быстрой потере свойств нового электролита в аккумуляторе.
Промыть аккумулятор можно так:
- Используя грушу наполнить все секции водой до соответствующего уровня. Отставить воду в секциях на 10-15 минут.
- Покачивая батарею взмутить осадок. Батарею нельзя сильно встряхивать.
- Откачать воду грушей.
- Залить чистую воду, выдержать 10-15 минут и снова слить.
- Повторять до тех пор, пока сливаемая вода не будет прозрачной.
При сульфатации пластин (образование кристаллического налета PbSO4) аккумулятор можно дополнительно промыть содовым раствором (0,5 кг соды на 5 л воды). Раствор заливается в банки, в процессе протекания реакции жидкость начнет бурлить. После окончания бурления (через 2-3 часа) раствор сливается с помощью груши. Затем банки надо заполнить солевым раствором (25 грамм соли на 1 л воды). Через час он также сливается. Таким образом, банки подготавливаются к заполнению электролитом.
Заливка электролита и зарядка АКБ
В качестве электролита предпочтительно использовать уже готовый раствор серной кислоты и воды, который можно приобрести в магазине. Он удобный в использовании и имеет необходимую плотность 1,27-1,28 г/см3. Для заливки потребуется 2,5-5 л раствора. Объем используемой жидкости зависит от емкости АКБ. При заполнении банок можно добавить присадку для десульфатации.
Электролит заливается в банки грушей или через воронку, вставленную в заливную горловину. Он должен покрывать пластины на 5 мм. Это объясняется тем, что после замены жидкости, аккумулятор будет заряжаться, и плотность может повыситься. Для ее снижения необходимо будет добавить дистиллированную воду, которая и займет оставленный объем.
После того, как жидкость залита в аккумулятор, его надо покачать для удаления пузырьков воздуха. При необходимости жидкость следует добавить.
Правила и продолжительность зарядки аккумулятора после замены электролита
Рекомендуется зарядку аккумулятора проводить через двое суток после замены электролита. За это время растворятся присадочные вещества и выйдет воздух.
АКБ заряжается с помощью зарядного устройства по схеме «зарядка-разрядка». Ток зарядки должен быть в 10 раз ниже, чем номинальная емкость батареи (если емкость батареи 60 А/ч, ток зарядки 4-6 А).
В ходе зарядки следует вести контроль напряжения и уровень кислоты в секциях. Если уровень снизился, добавляется дистиллированная вода
Когда напряжение на батарее достигнет номинального значения 14,7 В, а на секциях 2,4 В, ток необходимо уменьшить в 2 раза. Если через 2-3 часа показатели плотности раствора не изменятся, зарядку можно прекратить.
Проверка аккумулятора
После зарядки аккумулятору надо дать «отдохнуть» несколько часов, а затем проверить его состояние. Если напряжение на клеммах батареи не менее 12,7 В и плотность аккумуляторной жидкости 1,27 г/см3 – АКБ готова к работе.
Современные АКБ имеют специальный индикатор, позволяющий оценить ее состояние. Зеленый цвет лампочки индикатора указывает, что аккумулятор заряжен полностью, черный – требуется дозарядка, белый цвет – аккумулятор вышел из строя.
При отсутствии индикатора, для проверки можно использовать вольтметр или мультимер. Следует определить напряжение на каждой секции (не менее 2,4 В) и на клеммах (не менее 12,7 В).
Таким образом, замена электролита в аккумуляторе автомобиля — процедура, которая позволяет в домашних условиях восстановить его функциональность и параметры работы. После замены электролитного раствора, аккумуляторная батарея может прослужить еще долгий срок.
Аккумулятор в автомобиле – источник питания, необходимый для пуска двигателя и работы бортовой сети при выключенном моторе. К АКБ правильно относиться как к расходному материалу со своим сроком службы. Элемент со временем изнашивается, но он «проживет» дольше, если периодически следить за его состоянием. Замена электролита в аккумуляторе – процедура, доступная только для обслуживаемых батарей. В ряде ситуаций она восстановит характеристики и отразится на эффективности работы источника питания.
Содержание
- Когда нужно менять электролит в АКБ
- Необходимые принадлежности
- Процесс замены электролита
- Очистка аккумулятора
- Подготовка раствора
- Залив электролита
- Проверка АКБ
Когда нужно менять электролит в АКБ
Конструкция аккумулятора – пластины из свинца, между которыми залит электролит. Когда протекает обратимая электрохимическая реакция, изделие накапливает ток (заряжается) или отдает (разряжается).
Аккумуляторы, где пластины соединены последовательно, объединены в аккумуляторную батарею, то есть АКБ. Такой источник питания вырабатывает ток 12 В (в случае с бензиновым двигателем) или 24 В (для ряда дизельных моторов).
Есть два типа автомобильных аккумуляторов:
- необслуживаемые. Корпус герметичен, и все, что можно сделать с АКБ – подзарядить;
- обслуживаемые. Такие модели предполагают отслеживание уровня и плотности электролита.
На эффективность работы аккумулятора во многом влияет качество пластин, состояние и количество «химии». Если качество будет низким, а объемы недостаточными, сила тока и напряжение источника питания упадут.
В принципе, «химию» не меняют в течение всего срока эксплуатации аккумулятора, но только при условии регулярного обслуживания. Она еще долго прослужит, но потребуется периодически доливать дистиллированную воду и следить за плотностью.
Полностью заменить жидкость появляется необходимость в ряде ситуаций:
- использовался некачественный раствор, который со временем помутнел;
- сниженная плотность, даже когда полный уровень заряда. Нормой считаются значения 1.27 – 1.29 г/см3 (зимой поднимают до 1.30 г/см3);
- АКБ быстро разряжается из-за наличия примесей в «химии»;
- часть электролита пролилась и заметно снизился его уровень;
- жидкость замерзла. Если аккумулятор полностью разряжен, электролит замерзнет при температуре -7°. Заряжен наполовину – примерно при -30°.
Если жидкость помутнела по причине осыпания пластин, придется ремонтировать секции АКБ, и самостоятельно, то есть на дому, такие работы не выполняют. Необслуживаемый аккумулятор проще заменить новым.
Необходимые принадлежности
Замена электролита в аккумуляторе в домашних условиях предполагает использование сопутствующих инструментов и материалов. Понадобится: готовая «химия», дистиллированная вода, тара для слива старого электролита, ветошь, воронка, резиновая груша, ареометр, зарядное устройство, мультиметр или вольтметр (работающий в режиме постоянного тока).
Залить любой электролит не получится – его плотность должна соответствовать климатическим условиям региона. Среднее значение – 1.28 г/см3. Необходимое количество зависит от энергоемкости аккумулятора. При параметре 60 Ач достаточно 2.5 – 3 литров.
Дистиллированной воды понадобится побольше – 5 – 10 л. Вся используемая тара должна быть из устойчивых к кислотной жидкости материалов – стеклянная или пластиковая. Не стоит забывать об индивидуальных средствах защиты: очках, перчатках и т.д.
Процесс замены электролита
Поменять раствор своими руками несложно, если придерживаться правил. А алгоритм следующий: подготовка, слив, промывка, заливка, зарядка. Обо всем по порядку.
Очистка аккумулятора
Правильно выполнять действия пошагово, убедившись, что под рукой есть все необходимое. Электролит – химическая жидкость, опасная для здоровья, и с ней надо быть аккуратным.
Первая задача – извлечь электролит из «банок», то есть ячеек аккумулятора. Без индивидуальных средств защиты к такой работе приступать запрещено. Чтобы получить пространство для маневров, клеммы отсоединяют и извлекают аккумулятор, устанавливая его на ровную поверхность. Затем снимают защитную полоску и откручивают пробки с «банок».
Есть неразборные батареи, где к «банкам» так просто не добраться. В сети встречаются способы, где просверливают дрелью отверстия, чтобы из них вытекал электролит – так делать не рекомендуется в целях безопасности. Проще будет взять новый источник питания.
Открутив пробки, резиновой грушей отсасывают старый электролит, опустошая «банки» целиком. Отработанную «химию» сливают в подготовленную емкость, следя, чтобы та не попала на руки. Если в «банках» заметен осадок, батарею нельзя переворачивать с целью слить его. Если масса соприкоснется с контактами, вероятен «пробой», и тогда восстановление не даст результата.
Полностью опустошенные резервуары очищают от налета и осадков. Обычно берется дистиллированная вода в качестве мощного диэлектрика – ее надо заливать в каждую «банку». Чтобы промыть эффективнее, встряхивают источник питания, а затем сливают всю жидкость.
Подготовка раствора
Заправить любым электролитом – неправильный подход. Нужна кислота, соответствующая строгим характеристикам, где важнейшая – плотность. Рекомендуемый параметр – 1.28 г/см3. Измеряется прибором – ареометром. В автомагазинах есть жидкости плотностью 1.40 г/см3, поэтому об этом не лишним будет уточнить.
Автомобилисты поопытнее могут подготовить электролит самостоятельно, но как показывает практика, качеством оно уступает сертифицированной продукции. Чтобы не навредить аккумулятору, лучше брать готовый раствор.
Залив электролита
«Банки» заполняют медленно, выделяя нужное количество раствора для каждой. Для удаления излишков используют резиновую грушу, а подтеки стирают тканью. Процедура заполнения несложная, и самое ответственное – убедиться в подходящей плотности. Если добавить в жидкость специальные присадки, можно избавиться от налета сульфата на электродах.
Заполнив «банки», АКБ оставляют на 2 – 4 суток «отдохнуть». За это время присадки окончательно растворятся, а воздух выйдет наружу. Только после этого нужно заряжать.
Проверка АКБ
Спустя двое суток простоя пробуют подзарядить источник питания. Сначала берут ЗУ, выдающее 12 В напряжения. На этом этапе извлекают защитные пробки и подключают зарядное устройство к батарее. После идет пополнение заряда в режиме «цикл», когда повторяется схема «зарядка-разрядка».
Силу тока держат на уровне 0.1 А – чего достаточно на первых порах. Когда АКБ зарядится до 100%, берут вольтметр и определяют им напряжение каждой «банки», клеммы. Нормальное напряжение для одной секции – не менее 2.3 В, на клеммах – не менее 13 В.
Когда аккумуляторная батарея давно в эксплуатации, ее можно оперативно «оживить», своевременно заменив электролит. Если процедура не дала результата, а функциональность источника питания оставляет желать лучшего, возможно, дело в испорченных пластинах. «Реанимация» в таком случае не поможет, и выход – покупка новой АКБ.
- 1. Для чего меняют электролит в аккумуляторе
- 2. Как заменить электролит правильно?
- 3. Как выбрать подходящий электролит?
- 4. Какие инструменты понадобятся?
- 5. Процедура замены по этапам
- 6. Как долго нужно заряжать аккумулятор после замены электролита
С заменой электролита в аккумуляторе автомобиля тянуть не стоит, если модель батареи обслуживаемая. АКБ таких видов позволяют анализировать плотность жидкости в секциях и состояние кислоты, понижать или повышать её уровень. Бывают ещё необслуживаемые аккумуляторы, которые можно только дозаряжать.
Для чего меняют электролит в аккумуляторе
За новый аккумуляторный электролит автомобиль и его электросистема «скажут» только спасибо. Однако замена должна быть осуществлена грамотно, это исключит риск возникновения проблем в дальнейшем. Если же провести процедуру без ошибок, не придётся покупать новую аккумуляторную батарею.
Плотность электролита в аккумуляторе автомобиля должна составлять 1,28 г на куб. см. Рекомендуется добавлять в жидкость полезные присадки, расщепляющие сульфаты. Пользоваться батареей после замены жидкости можно не раньше, чем через 96 часов. За это время воздух полностью выйдет из аккумулятора, а добавленные присадки успеют раствориться.
Специалисты это прекрасно знают, поэтому оставляют аккумулятор у себя на несколько суток. Однако если владелец батареи требует скорой услуги, он должен понимать, что могут быть последствия и в этом кроме него никто не будет виноват.
Как заменить электролит правильно?
Снижение плотности кислоты — распространённый дефект АКБ, образующийся в ходе эксплуатации машины. Основными причинами этого становятся сульфатация пластин, старение или проблемы с зарядкой (перезаряд/недозаряд).
Рассмотрим процесс сульфатации подробнее. Он возникает из-за недостаточности заряда АКБ — внутри аккумуляторных решёток репродуцируется свинцовый оксид и зарождается окислительный процесс. Возросший процент сульфата свинца приводит к уменьшению плотности серной кислоты, являющейся основой электролита. Специальным прибором под названием «ареометр» надо измерить плотность, после чего увеличить её до идеального показателя.
Вот как заменить электролит в аккумуляторе автомобиля, чтобы избежать банальных ошибок:
- плотность надо измерять на полностью заряжённом аккумуляторе;
- количество жидкости в банках должно быть не меньше 20-30%;
- нельзя доливать электролит сразу после замеров на автомобиле.
Игнорирование этих правил грозит продолжением процесса сульфатации и разрушением батареи.
Отдельно хотелось бы заострить внимание на следующих пунктах:
- Если плотность электролита находится в нормальных пределах (1.27-1.29), кислота просто доливается по уровню.
- В случае чересчур низких значений плотности выполняются несколько полезных циклов, направленных на улучшение заряда. Батарея несколько раз подряд разряжается и заряжается. Затем доливается свежий электролит, обеспечивается требуемый уровень жидкости в банках.
- При чрезмерно высокой плотности вещества в АКБ добавляют чистую воду. Обычно жидкости добавляется столько, чтобы она закрыла пластинки банок на 5–7 мм. Вода должна быть дистиллированной, иначе может произойти реакция гидратации.
Чересчур высокий уровень электролита недопустим! В банках должно оставаться свободного пространства на 2 см.
О необходимости срочной замены кислоты в аккумуляторе целиком можно судить по следующим признакам:
Если батарея по неосторожности была оставлена на сильном морозе долгое время, это тоже повод для проведения замены.
Как выбрать подходящий электролит?
Электролит — главный компонент автомобильной аккумуляторной батареи. Он представляет собой химический раствор основного средства и воды. Благодаря ему батарея накапливает электрический ток, затем отдаёт его в бортовую систему автомобиля.
Электролит бывает разным, его тип зависит от используемой основы:
- кислотный состав электролита — представляет собой смесь дистиллята с серной кислотой и является самым распространённым вариантом, так как стоит дешевле и способен держать ток большой величины;
- щёлочный — малораспространённый вариант, так как не выдаёт стартовый ток больший величины, зато очень долговечен и надёжен;
- гелевый или связанный кислотный — новый вариант, пока что не получивший широкое распространение.
Кислотный электролит больше распространён в автопромышленности.
Выбор электролита обусловлен также климатическими условиями эксплуатации:
- в жарких и сухих районах лучше использовать батареи со сниженной плотностью электролита — не более 1.23-1.24 г/см3;
- в холодных и влажных районах плотность должна быть в пределах 1.27-1.28 г/см3;
- зимой, когда температура замерзания жидкости высокая, рекомендуется выдерживать плотность в пределах 1.30-1.34 г/см3.
Какие инструменты понадобятся?
Для проведения замены потребуются такие инструменты:
- ареометр для проверки электролита;
- резиновая груша или шприц;
- воронка;
- защитные перчатки;
- ветошь;
- ёмкость для слива.
Процедура замены по этапам
Если вы не знаете, как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля, представленная ниже инструкция поможет сделать это грамотно, без ошибок. Перед проведением замены надо обязательно измерить уровень жидкости в аккумуляторе, проверить плотность.
Первый этап — извлечение старого электролита и очистка батареи. Вот какие действия надо совершить для этого:
- снять АКБ с машины и поставить её на ровную поверхность (стол);
- выкрутить колпачки на банках;
- выкачать грушей или шприцем электролит из каждой банки в приготовленную заранее ёмкость;
- залить дистиллированную воду, которая устранит налёт и осадок;
- слегка потрясти аккумулятор, слить воду;
- заполнить банки раствором пищевой соды;
- прождать 3 часа и слить соду;
- залить раствор поваренной соли;
- прождать 1 час, слить раствор.
Следующий этап — подготовка электролита. Он подразумевает покупку готового состава или его изготовление. Сделать электролит самостоятельно под силу лишь опытным специалистам — аккумуляторщикам, разбирающимся в характеристиках химического состава.
Наконец, последняя фаза — замена — предполагает выполнение таких действий:
- проверить плотность вещества ареометром (стандарт — 1.28 г/см3);
- залить свежую жидкость в отсеки равномерно и постепенно;
- удалить излишки шприцем или грушей;
- оставить аккумулятор в покое на 96 часов.
Как долго нужно заряжать аккумулятор после замены электролита
Зарядка АКБ должна проводиться через 4 суток после обновления жидкости. Использовать надо специальное устройство, выдающее ток в 12 V. Что касается силы напряжения, то она не должна превышать 0,1 ампер.
Длительность зарядки зависит от итоговых значений:
- на каждой банке должно быть не меньше 2,4 V;
- на клеммах — не меньше 13 V.
Помните, что нельзя утилизировать старый электролит в водоёмы, канализацию или просто выливать на землю. Кислоту следует для начала нейтрализовать. Если у вас нет знаний в этой области, то рекомендуется проводить замену в квалифицированных сервисах.
В свинцово-кислотных аккумуляторах используется жидкий электролит. Он представляет собой смесь из серной кислоты и дистиллированной воды. Со временем эксплуатации она засоряется, из-за чего снижается эффективность работы. После определенного срока работы возникает необходимость замены активной жидкости. Но как поменять электролит в аккумуляторе, чтобы он восстановил свою емкость и отдавал максимальный пусковой ток? Можно ли это сделать своими руками и как можно выполнить данную операцию?
Устройство и работа свинцово-кислотных аккумуляторов
Конструкция всех аккумуляторов практически идентична. Имеется корпус, разделенный на 6 банок. В каждой из них находится по пакету парных пластин. На отрицательных пластинах содержится активная паста из оксида свинца, это пористое вещество. Они погружены в раствор серной кислоты H2SO4, а также оснащены сепараторами, которые исключают вероятность короткого замыкания при разрушении структуры активного вещества. Пластины объединены в ячейки, выдающие напряжение 2,1 В, а все шесть формируют напряжение 12,6 В.
Режим разряда
Во время разрядки в аккумуляторе запускается химическая реакция между металлическим свинцом и пористым наполнителем диоксидом свинца. Они начинают взаимодействовать с серной кислотой, а точнее, с ее активными ионами. В результате химической реакции электролита в батарее образуется сульфат свинца PbSO4 и вода. Последняя в результате длительного воздействия большим током испаряется. Побочным эффектом этой реакции является выделение большого количества электронов на аноде или положительном выводе АКБ. На противоположном электроде — катоде — возникает недостаток электронов. Такое состояние приводит к росту потенциала между выводами батареи и при замыкании цепи возникает электрический ток. Электроны с плюсовой клеммы устремляются по пути наименьшего сопротивления к минусовой.
Режим заряда аккумулятора
Когда к зажимам подключается зарядное устройство, запускается обратный процесс. Происходит реакция восстановления металлического свинца до исходного состояния, диоксида свинца и кислоты, но из-за несовершенства условий и материалов процесс не протекает до конца. В электролите остаются невосстановленные элементы, из-за чего концентрация кислоты снижается, как и эффективность работы батареи автомобиля. В таком случае нужно восстановить аккумулятор. И такое может происходить не только с первыми сурьмянистыми моделями. В том числе и аккумулятор с легированными кальцием пластинами подвержен этому процессу, но в несколько иной степени. Это связано с особенностями технологии производства батарей.
Состав и количество электролита
В производстве аккумуляторов для автомобиля применяется единый или схожий тип электролита. Он соответствует ГОСТ 667-73 для серной кислоты и ГОСТ 6709-72 для дистиллированной воды. В составе электролита аккумулятора содержится до 35% кислоты и 65% дистиллята. Вода должна быть особо чистая, так как наличие в ней любых примесей может навредить.
Электролит в аккумуляторе автомобиля обладает такой важной характеристикой, как плотность. По ней напрямую можно судить, в каком состоянии сейчас батарея. В нормальном состоянии, когда батарея исправна и отдает максимальный рабочий ток, она находится в пределе от 1,23 до 1,4 г/см3.
Чтобы наиболее точно определить состояние электролита в автомобильном аккумуляторе, производить измерения плотности нужно при температуре окружающей среды в районе 25 градусов. Чем она будет ниже, тем и меньше показания. Существует таблица поправок в зависимости от температуры. Например, при -55 от номинальной плотности 1,23 г/см3 следует отнять 0,05, а при увеличении до +46, наоборот, прибавить 0,02 г/см3. Получается, в зимнее время плотность уменьшается, а летом — увеличивается. В любом случае она должна быть при температуре +25 градусов на уровне 1,23-1,28 г/см3.
Как правильно заменить электролит?
Замена электролита в аккумуляторе поможет далеко не во всех случаях неисправности АКБ. Она поможет в том случае, если не произошло разрушение пластин и они не подверглись сульфации, то есть на решетках не образовалось много белого налета. К такому состоянию его можно подвести только после нескольких случаев глубокой разрядки и относительно непродолжительного простоя в таком виде.
Правильно произвести смену электролита в автомобильном аккумуляторе несложно. Процесс состоит из 5 шагов:
- Замена начинается со снятия батареи, так как произвести это на месте можно только при помощи отсасывающего устройства с тонкой трубкой. Перевернуть аккумулятор на бок проще, чем пытаться удалить жидкость из банок приспособлением.
- Перед заливкой нового раствора все банки нужно промыть. Для этого можно использовать только дистиллированную воду. Достаточно пару раз залить ее и слить, одновременно измерив необходимый объем.
- На следующем шаге нужно залить новый раствор в аккумулятор. Уровнем будет состояние пластин. Они должны быть полностью закрыты жидкостью.
- Дать пропитаться пластинам новым химикатом в течение 2-3 часов.
- Подключить батарею к зарядному устройству и установить ток не более 1 А на 2-3 суток.
- Через 2 дня следует проверить плотность или стабильность отдаваемого тока. Сделать это можно нагрузочной вилкой, просто подключив лампочки дальнего света на 5 минут. Напряжение должно сохраниться за исключением незначительного падения.
Если аккумулятор быстро разрядится, то процедуру зарядки можно повторить, установив меньшую длительность и больший ток. В старых батареях пробки откручиваются отверткой. В новых они закрыты планкой и снаружи не видны, но они там есть. Планку нужно аккуратно поднять (возможно, она будет под наклейкой), под ней будут пробки. Это вполне реально выполнить в домашних условиях.
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Хотя АКБ и не относится к автомобильным расходникам, служит он относительно недолго, не более 4-5 лет, а стоит дорого. Для многих автовладельцев расходы на замену аккумулятора уступают только тратам на резину, изымая немало средств из семейного бюджета. Между тем имеется немало рецептов, как продлить жизнь батарее, и замена электролита – один из них.
Процедура недорогая, выполнить её по силам и начинающему автомобилисту, но при наличии соответствующих знаний, которыми мы и хотим поделиться с читателями.
Содержание
- В каких случаях нужно менять электролит
- Необходимые материалы и оборудование
- Как правильно поменять электролит в домашних условиях самостоятельно
- Подготовка, слив старого электролита
- Промывка АКБ
- Заливка нового электролита, зарядка батареи
- Правила работы с электролитом при его замене
В каких случаях нужно менять электролит
Многие автомобилисты убеждены, что со временем электролитическая жидкость в батарее портится, поэтому периодически нежно производить замену электролита в аккумуляторе. Это расхожий миф. Если АКБ эксплуатируется правильно, он не нуждается в замене на протяжении всего срока эксплуатации аккумулятора. А вот регулярно проверять его плотность и уровень – да, нужно, а при необходимости доливать, в большинстве случаев – дистиллированной водой.
Но, как известно, идеальных людей не существует, и автовладельцев это касается тоже. А значит, вполне могут встретиться ситуации, требующие выполнения процедуры замены ЭЖ. Перечислим эти случаи:
- сильное помутнение электролита;
- после выполнения полной зарядки плотность остаётся низкой;
- присутствует значительный саморазряд батареи;
- эксплуатация АКБ с оголёнными пластинами;
- электролитическая жидкость замёрзла (при отрицательной температуре окружающего воздуха).
Чаще всего полная замена электролита требуется при его помутнении, которое свидетельствует, что или изначально был залит раствор кислоты плохого качества, или вы неоднократно доливали в аккумулятор не дистиллированную, а обычную неочищенную воду из крана или иного источника. Электролит может загрязниться и по причине неправильной эксплуатации АКБ. Например, по причине осыпания пластин, которое является следствием постоянного перезаряда батареи (или просто указывать на старость источника электроэнергии).
Загрязнённая жидкость – это неизбежное нарастание аккумуляторных проблем, включая увеличение саморазряда, ухудшение набора ёмкости, её потеря. Если вы вовремя замените электролит полностью, всех этих проблем удастся избежать, продлив ресурс АКБ.
Длительная езда с оголёнными пластинами неизбежно приведёт к их осыпанию и помутнению ЭЖ. Но имеется и второе опасное последствие – замыкание электродов, и тогда вопрос, поможет ли замена электролита, зависает в воздухе. Вполне может случиться, что будет уже поздно и АКБ придётся сдавать в утиль.
Отметим, что всё вышесказанное касается только обслуживаемых батарей. Надо ли менять электролит на необслуживаемом аккумуляторе, ясно и так, вы просто не сможете выполнить эту операцию.
Необходимые материалы и оборудование
Если вы поняли, что без замены раствора серной кислоты не обойтись, позаботьтесь о том, чтобы у вас были следующие принадлежности и материалы, необходимые для выполнения этой операции:
- около 3 литров электролита нужной консистенции (плотностью 1,28 г/см3);
- 6-10 л дистиллированной воды;
- ветошь;
- резиновая груша;
- воронка из кислотостойкого пластика;
- ареометр;
- тара для слива кислотного раствора;
- зарядное устройство;
- измерительный прибор (вольтметр, мультиметр).
Поскольку при замене электролита в автомобильном аккумуляторе вам придётся иметь дело с химически агрессивной жидкостью, нужно позаботиться и о собственной безопасности, для чего потребуются защитные очки, плотные резиновые перчатки и старая одежда, которую будет не жалко, если на неё попадёт серная кислота.
Как правильно поменять электролит в домашних условиях самостоятельно
Затруднения могут возникнуть ещё на этапе слива старой жидкости, а ведь если она была загрязнена, аккумулятору потребуется промывка, так что назвать операцию по замене тривиальной никак нельзя.
Подготовка, слив старого электролита
Не следует относиться к этой операции спустя рукава. Чем аккуратнее вы выполните её, тем лучше будут итоговые результаты.
Требования довольно простые. Работать нужно в помещении с комфортной для вас температурой. Корпус аккумулятора нужно предварительно очистить от грязи, кислоты и пыли, делать это нужно смоченной в содовом растворе ветошью.
Главное правило, которое вы должны усвоить, следующее: сливать электролит методом переворачивания аккумулятора категорически запрещено!
Дело в том, что по мере эксплуатации батареи на её дно осыпаются с электродов свинец и его диоксид, нанесённые на пластины в виде пористой обмазки. Это естественный процесс, а чтобы этот мусор не навредил батарее, на её дне имеются специальные секторальные перегородки, именуемые призмами. Там они и скапливаются. Но когда вы перевернёте АКБ, всё это содержимое может оказаться на пластинах, вызвав их закорачивание, и тогда аккумулятор уже не спасти.
Как утверждает статистика, переворачивание аккумулятора при замене электролита в 90% случаев приводит к его полному выходу из строя. Так что единственная правильная технология – использование резиновой груши.
В сети можно встретить и советы, что можно просверлить дно батареи и безопасно слить раствор кислоты. Во-первых, ни о какой безопасности речи не идёт: вы рискуете вылить порцию кислоты на себя и на электроинструмент. Во-вторых, есть риск повредить пластины, да и убрать осадок таким способом тоже не получится. Наконец, дырку нужно будет каким-то образом заделать, причём абсолютно надёжно – в противном случае вся серная кислота, пускай и разбавленная, в скором времени окажется в моторном отсеке.
Так что правильная последовательность действий следующая: откручиваете пробки, откачиваете грушей с длинным горлышком жидкость из каждой секции в заранее приготовленную кислотостойкую ёмкость. Поскольку груша вряд ли сможет достать до дна, в конце нужно будет аккуратно наклонять корпус, и когда наклон достигнет 45°, вам удастся удалить весь электролит.
Промывка АКБ
Итак, кислоту мы слили, но как избавиться от мусора, накопившегося на дне батареи, и заодно на пластинах? Ответ очевиден: промывкой АКБ!
Для начала заливаем в батарею содовый раствор до уровня, когда пластины будут спрятаны под жидкостью. Ждём около часа, время от времени плавно покачивая АКБ из стороны в сторону, чтобы вода вымыла всю кислоту из пористого материала электродов вместе с мусором. Удаляем жидкость описанным выше способом.
Затем заливаем чистую воду и даём отстояться минут 15-20, сливаем. Если она грязная, повторяем процедуру до тех пор, пока не получим относительно чистую воду. Последний раз заливаем дистиллированную воду, и это будет завершающий этап промывки.
Заливка нового электролита, зарядка батареи
А теперь рассмотрим, как заменить электролит в аккумуляторе правильным способом. В любом автомагазине продаётся готовая жидкость, которая так и называется – «Электролит аккумуляторный». Это уже разбавленная дистиллированной водой кислота с нужной плотностью.
Для заливки используем воронку. Количество необходимого раствора зависит от ёмкости АКБ, обычно это 3-5 литров.
Заливать нужно так, чтобы жидкость находилась выше верхней кромки пластин на 2-3 см. Когда вы это сделайте, аккуратно покачайте корпус батареи из стороны в сторону, чтобы удалить остатки воздуха, и если нужно, долейте электролит.
Поскольку батарея не новая, заряжать аккумулятор после полной замены электролита нужно обязательно. Но нужно учесть, что залитая жидкость имеет плотность 1,28 г/см3, и после зарядки она повысится, то есть кислоты станет больше. А значит, нужно будет долить немного дистиллированной воды, следя при этом, чтобы не превысить рекомендованный производителем уровень – в противном случае придётся немного электролита откачать.
Оставляем батарею на несколько часов, чтобы пластины пропитались кислотой, и только после этого можем приступать к зарядке.
Сколько необходимо заряжать аккумулятор, зависит от выбранного способа. Если у вас ЗУ с возможностью регулировки силы тока, то выбираем значение равное 10% от ёмкости АКБ, то есть для 60-амперного аккумулятора это будет 6 А.
По мере зарядки следите за напряжением на клеммах аккумулятора и не допускайте длительного кипения электролита. Процедуру можно считать завершённой, когда напряжение на батарее поднимется до 14,7 В.
После нескольких часов передышки снова измеряем плотность электролита, и если она повысилась сверх нормативного значения, разбавляем жидкость дистиллированной водой.
Вот мы и разобрались, как менять электролит в обслуживаемом аккумуляторе. Осталось изучить меры безопасности при выполнении этой процедуры, это важно!
Правила работы с электролитом при его замене
Они не сложны, но от этого зависит ваше здоровье и целостность аккумулятора и помещения, в котором проводятся работы:
- если вы предпочитаете делать электролит своими руками, помните, что при смешивании жидкостей лить нужно кислоту в воду, а не наоборот! В противном случае вода вместе с кислотой будет сильно разбрызгиваться;
- если электролит попал на кожу, нужно оперативно смыть его мыльной водой, после чего смазать пострадавшее место защитным кремом;
- при попадании кислоты в глаза нужно немедленно промыть их проточной водой и закапать раствором фурацилина (таблетка на 200 мл жидкости), после чего не мешкая обратиться к врачу;
- при попадании кислоты на одежду спасти её вряд ли удастся, а вот кожаную обувь можно попытаться быстро промыть мыльной водой, но даже в этом случае следы кислоты останутся;
- заряжать нужно в проветриваемом помещении или при открытых воротах гаража;
- не используйте открытый огонь, а также источники тепла возле заряжаемого аккумулятора.
При переноске батареи с автомобиля или в автомобиль не допускайте её переворачивания – пробки АКБ негерметичны.
Как видите, замена электролита – операция несложная, но требующая неукоснительного соблюдения технологий на всех этапах, от слива и промывки электролитической жидкости до подзарядки аккумулятора.
Для протекания электрохимической реакции в свинцово-кислотных батареях необходим раствор серной кислоты и воды, который постепенно теряет свои характеристики. Замена электролита в аккумуляторе позволяет продлить срок эксплуатации изделия. По внешнему виду слитой жидкости можно определить состояние пластин источника тока и принять решение о дальнейшей судьбе батареи.
Узнайте как заменить электролит в аккумуляторе.
В каких случаях доливать электролит в аккумулятор
Залитый в банки аккумулятора на заводе электролит не требует периодической замены во время нормальной эксплуатации элемента питания. Производитель рекомендует осуществлять регулярный замер плотности ареометром, для доливки используется дистиллированная вода. Если корпус батареи оборудован смотровым окном с индикатором уровня зарядки, то следует учитывать, что замер производится только в одной банке.
Электролит меняется в случае обнаружения следующих дефектов:
- помутнение раствора из-за попадания посторонних примесей, приводящее к снижению рабочих характеристик источника тока;
- неравномерный заряд по секциям;
- ускоренный саморазряд;
- после полной зарядки плотность электролитического состава ниже требуемой;
- снижение уровня жидкости ниже верхней кромки электродов;
- произошла кристаллизация раствора при низкой температуре воздуха.
Следует учитывать, что замена жидкости не гарантирует восстановления рабочих параметров батареи. Например, при замыкании положительных и отрицательных электродов наблюдается помутнение раствора в банке. Заливка нового электролита не устранит неисправности, подобные аккумуляторы подлежат утилизации.
Как приготовить электролит для аккумулятора
Чтобы сделать электролит нужной плотности своими руками в домашних условиях, потребуется подготовить реактивы и инструменты:
- серную кислоту (для создания раствора понадобится до 1 л жидкости);
- дистиллированную воду (4-5 л, в зависимости от размеров корпуса батареи);
- ареометр для определения плотности раствора;
- резиновые перчатки и защитный фартук, устойчивый к воздействию кислоты;
- защитные очки;
- мерные емкости;
- реагенты для удаления разлитой кислоты или электролита (раствор кальцинированной соды или нашатырный спирт);
- стеклянный устойчивый резервуар для смешивания компонентов;
- стеклянная палочка для размешивания реагентов.
Перед началом приготовления раствора требуется определить объем компонентов, необходимый для получения жидкости требуемой концентрации. Например, для формирования 1 л электролита плотностью 1,27 г/см³ понадобится 791 мл воды и 274 мл серной кислоты.
В стеклянную емкость вносится необходимое количество дистиллированной воды, кислота заливается порционно и размешивается стеклянной палочкой.
Полученный раствор выдерживается при комнатной температуре 12 часов, затем проверяется и корректируется плотность электролита.
Полная замена электролита
Вариант электролита для аккумулятора.
Чтобы правильно слить отработавший раствор из свинцово-кислотного аккумулятора, потребуется выполнить такие действия:
- Снять аккумулятор с автомобиля и установить на рабочем месте. Надеть защитные очки и перчатки, выполнять манипуляции без средств защиты не рекомендуется.
- Протереть поверхность корпуса аккумулятора от грязи ветошью, смоченной нашатырным спиртом.
- Вывернуть пробки и отложить детали в сторону. В изделиях с монолитной крышкой требуется сверлить отверстия.
- Сливать раствор путем переворачивания корпуса батареи запрещается, поскольку частицы осадка замыкают пластины и вызывают ускоренный износ аккумулятора. Для слива используется шприц, резиновая груша или корпус ареометра, из которого предварительно удален индикаторный стержень с поплавком.
Откачивание производится последовательно из всех банок источника постоянного тока. Жидкость сливается в отдельную посуду, устойчивую к воздействию кислот. - После того как обнажатся верхние кромки пластин, необходимо наклонить корпус на 45°. Для удержания изделия в наклонном положении используется подставка.
- Собрать остатки жидкости, для удаления остатков реагента и грязи используется дистиллированная вода, которая затем откачивается шприцем или грушей. Для ускорения вымывания старого реагента рекомендуется покачивать корпус из стороны в сторону. Промывка повторяется несколько раз, полностью удалить старый электролитический раствор не удастся, поскольку жидкость остается в зазорах между пластинами.
Запрещается сливать раствор через дополнительные отверстия, просверленные в донной или боковой части корпуса необслуживаемых аккумуляторов. При выполнении каналов возникает риск повреждения и замыкания электродов, герметично закрыть отверстия не получится. На дне находятся дополнительные усилительные элементы, которые затрудняют слив реагента.
Что доливать в аккумулятор — воду или электролит
Если выполняется процедура восстановления уровня рабочей жидкости, то в аккумулятор доливается дистиллированная вода. Уровень доводится до меток, расположенных на пластиковом корпусе. Излишний электролит заливать не рекомендуется, поскольку жидкость в процессе работы источника тока будет выбрасываться на корпус и попадать на кузов и элементы конструкции автомобиля, вызывая коррозию.
Электролит заливается в аккумулятор только при процедуре замены жидкости. Для заправки используется стеклянная или пластиковая воронка, в банки заправляется одинаковый объем раствора. Вместимость банок зависит от технических параметров аккумулятора, для заливки требуется от 2 до 6 л жидкости.
Затем специальной стеклянной трубкой проверяется уровень электролитического раствора, необходимо добиться равномерности параметра по всем банкам. Аккумулятор выстаивается 2-3 часа, затем производится замер напряжения на клеммах источника тока.
Как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор
Необслуживаемые аккумуляторы оснащаются герметичным корпусом без дополнительных пробок в банках. Изделия оснащаются специальными крышками, в которых располагаются лабиринтные каналы для отвода газообразных продуктов реакции.
Владелец может поменять электролит или долить жидкость в банки только через дополнительные отверстия, которые необходимо выполнить самостоятельно.
Как разобрать АКБ, чтобы долить электролит
Алгоритм действий, необходимых для добавления воды в электролитический раствор необслуживаемого источника питания:
- Удалить наклейку, расположенную на верхней крышке корпуса источника тока.
- Под этикеткой находится пластиковая планка, которую необходимо поддеть плоской отверткой сбоку. Вытянуть элемент вверх, на части батарей на крышке крепятся пробки банок аккумулятора. Подобную конструкцию имеют источники питания Centra. Затем владелец может приступить к определению уровня и плотности электролита, а также к замене раствора.
- Если пластину снять не удается (например, на изделиях Varta или Bosch), то требуется визуально определить места расположения заливных горловин банок.
- Проколоть крышку тонким шилом, затем выполняются круговые движения, сопряженные с опусканием лезвия вниз. Прокалывание выполняется до момента начала контакта кончика шила с электродами батареи.
- Нанести на жало пометку, позволяющую определить расстояние от крышки до верхней кромки пластин.
- Вытянуть шило из отверстия, а затем измерить полученный зазор. Поскольку уровень жидкости должен располагаться на 12-15 мм над верхней кромкой электродов, то владелец может рассчитать значение зазора между поверхностью электролита и плоскостью крышки корпуса.
- Для заливки воды используется медицинский шприц объемом 10-15 см³, оснащенный удлиненной иглой. Затем необходимо обрезать иглу до величины ранее измеренного расстояния, пластиковый носик не должен проваливаться в проделанные отверстия.
- Заправить в банки воду до момента достижения требуемого уровня. Проверка заполненности резервуара производится путем подъема поршня шприца. Если в резервуар затягивается воздух, то доливка воды продолжается.
- После заливки банок требуется покачать корпус источника тока в разные стороны, что позволит равномерно распределить воду в растворе. Встряхивать изделие запрещается из-за риска попадания шлака между пластинами. Выждать 20-30 минут, а затем провести контрольный замер уровня. Если объем упал, то вводится дополнительная порция воды.
- Заклеить герметиком отверстия, заводская этикетка на штатное место не клеится. Произвести зарядку устройства питания, а затем протестировать работоспособность изделия. Следует учитывать, что методика обеспечивает временное восстановление характеристик аккумулятора.
После замены электролита сколько нужно заряжать аккумулятор
После того как владелец самостоятельно заменил электролит в батарее, необходимо выдержать источник тока в покое на протяжении 4-6 часов. Жидкость вытесняет воздушные пробки и равномерно распределяется в пространстве между отрицательными и положительными пластинами. Для ускорения процедуры допускается периодическое покачивание корпуса аккумулятора. Устанавливать изделие на боковые стенки или переворачивать категорически запрещается.
Затем аккумуляторную батарею необходимо зарядить путем подачи тока силой не более 0,1 А (при помощи зарядного устройства с ручной регулировкой параметров) на протяжении 15-20 часов. Для восстановления работоспособности требуется провести 2-3 цикла зарядки и разрядки (с замерами плотности рабочей жидкости). Не рекомендуется доводить раствор до стадии интенсивного выделения газов (бурления), поскольку из состава электролитической жидкости уходит вода.
Окончательная зарядка свинцово-кислотной батареи проводится током силой 10% от емкости устройства, процедура прекращается после достижения напряжения 14,5-14,7 В на клеммах. Через 2 часа после прекращения зарядки производится контрольный замер напряжения (нормальным считается значение 12,6 В) и плотности.
Если на электродах обнаруживается серый налет сульфата свинца, то в состав электролита вводится реагент, который за 36-48 часов разлагает отложения. Вещество не ухудшает рабочих характеристик электролита.
В процессе восстановления емкости наблюдается изменение плотности электролита. Для снижения параметра применяется заливка дистиллированной воды.
Если объем жидкости поднимается выше допустимого уровня, то производится откачивание излишка резиновой грушей.
Сернокислотный электролит запрещено сливать на землю или в канализационные трубы. Жидкость собирается в герметичную емкость и сдается в организацию, занимающуюся утилизацией ядовитых или агрессивных веществ.