НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЛОКОЛАМСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРАВА ЭКОНОМИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ
Преподаватель: Соловьева Е.В.
Выбирая место получения профессионального образования, современные абитуриенты чаще отдают предпочтение высшим учебным заведениям: университетам, академиям, а СПО оказывается отодвинутой на второй план. Одним из подобных учебных заведений системы СПО является Волоколамский колледж права, экономики и безопасности. Несмотря на то, что за эти годы колледж не раз менял название и статус (техникум, колледж), его цель – качественная подготовка специалистов, работающих в системе ОВД, МЧС, Кредитно-финансовых организациях – оставалась.
В стенах учебного заведения всегда проводились научные исследования, в которых участвовали студенты. Таким образом, начало будущего научного студенческого общества прослеживается с первых лет основания нашего колледжа.
По каждой специальности есть возможность продолжить образование и заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью, в которую вовлечено большое количество студентов .
Тематика этих работ связана с исследованиями в области естественно-научных, правовых дисциплин. Выполняются проекты по созданию учебно-методических пособий, электронных образовательных ресурсов, используемых в педагогической деятельности.
Заниматься научно-исследовательской деятельностью студенты должны с первого курса, набираясь опыта, поскольку проектная и исследовательская деятельность является одним из условий формирования профессиональных компетенций в тех профессиях, которые приобретаются обучающимися в Волоколамском колледже. В лучших традициях нашего колледжа всегда был творческий подход к воспитанию и обучению студентов, поэтому использую возможности научно-исследовательской и проектной деятельности в своей педагогической практике.
За прошедшие 5 лет студенты подготовили под моим руководством более 10 исследовательских работ, которые можно сгруппировать по следующему кругу проблем:
- ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
«Экомир, природоохранные технологии», «Великий потоп», «Лесопользование в РФ», «Состояние лесов Московской области», «Несовершенство правового режима недропользования», «История экологического законодательства в России»
2. Проблемы питания:
– «Мы то, что мы едим»;
– «ГМ-продукция».
3. Международная интеграция:
– «Экономическая интеграция РФ в международном пространстве».
– «Силиконовые, кремниевые долины».
– «Адронный коллайдер».
– «История символики России».
– «История географических названий в произведениях А.С. Пушкина».
4. Блок вопросов социальной направленности:
– «Социально-демографические проблемы РФ»;
– « Киборги, История пралимпийских игр»
– «Время и судьба. Хабаров Ерофей Павлович»
5. Исследования в области здоровьесбережения:
– «Исскуственная кожа»;
– «Исскуственная кровь»;
– «Наркотические вещества »
– «Экстракорпоральное оплодотворение »
– «Лазер в медицине »
– «Научные основы литературных сказок»
6. Краеведение:
– «Культурно-исторические достопримечательности Волоколамского района»
– «Знаменитые, забытые места Волоколамского района»
Многие из перечисленных тем имеют выход на региональный, межрегиональный уровень:
1.Региональный этап Российского национального юниорского конкурса водных проектов-2014г. на базе МБОУ лицея №1 г. Краснознаменск М.О.:выступление с научным проектом «Великий потоп»- сертификат участников Регионального этапа Российского национального юниорского конкурса водных проектов-2014г.
2.Общероссийский конкурс «Историко-культурное наследие родного края»
БОУ СПО Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» Научный проект:«Знаменитые, забытые места Волоколамского района» —диплом лауреата
3. 2-е Разумовские чтения научно-практическая,межрегиональная конференция.
Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ» им К.Г. Разумовского в г. Волоколамске. 4 научных проекта(3 первых места, 2 призера)дипломы, сертификаты.
4.Общероссийский конкурс «Моя малая родина», «Славься Казачество» Российская муниципальная академия 2 научных проекта: «Культурно-исторические достопримечательности Волоколамского района», «Время и судьба. Хабаров Ерофей Павлович»
5. Районная научно-практическая конференция «Диалог с компьютером»
Тематическая презентация «Научные основы литературных сказок»
Колледж постоянно осуществляет социального партнерство с Филиалом ФГБОУ ВПО «МГУТУ» им К.Г. Разумовского в г. Волоколамске ,принимая участие в традиционных Разумовских чтениях
Основные направления социального партнерства:
– создание условий для становления мировоззрения и системы ценностных ориентаций студента;
– воспитание культуры межличностного общения;
– формирование здорового образа жизни;
– развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контекстом его будущей профессиональной деятельности.
Особый акцент в работе уделяется формированию ЗОЖ и ценностных ориентаций студента. Традицией является организация и проведение творческих проектов в рамках «Студенческой недели науки » ГБОУ СПО МО «ВКПЭБ»; организация и проведение конкурса «Географический меридиан» в рамках недели специалиста специальности «Пожарная безопасность» ГБОУ СПО МО «ВКПЭБ» Проведение конкурсов , эстафет; организации и проведению конкурса «Экология и человек» » в рамках недели специалиста специальности «Правоведение» защита проектов.
Цель данных проектов: апробация разнообразных методов и форм работы, помогающих эффективно развивать творческий потенциал в профессиональной подготовке студентов.
Наши студенты стали лауреатами Общероссийского конкурса «Историко-культурное наследие родного края» на базе БОУ СПО Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» научно-исследовательских, творческих работ студентов.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность студентов под руководством преподавателя колледжа формирует ключевые общие и профессиональные компетенции в предметной области, в области информационных технологий, в проектно-аналитической деятельности и в плане продолжения образования и эффективного самообразования студентов.
Технология проектной деятельности на уроках дисциплин естественнонаучного цикла.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы. Проектной деятельностью студенты колледжа занимаются в рамках учебной деятельности на дисциплинах «География», «Экологические основы природопользования», «Биология», «Экологическое право» и др., выполняя проекты по заданным преподавателем темам. Чаще это групповые работы, предполагающие проведение небольшого исследования и его дальнейшее представление в виде проета на бумажном носителе и его презентацию в POWER POINT.
Выполнение проектов вне учебных занятий предполагает участие
студентов в различных городских или международных мероприятиях. Так в течение учебного года студенты колледжа принимали участие в мероприятиях:
- в рамках недели «Студенческой недели науки » ГБОУ СПО МО «ВКПЭБ»; организация и проведение конкурса «Географический меридиан»
- в рамках недели специалиста специальности «Пожарная безопасность» ГБОУ СПО МО «ВКПЭБ» Проведение конкурсов , эстафет; организации
- в рамках недели специалиста специальности «Правоведение» защита проектов.проведению конкурса «Экология и человек»
Следующим этапом овладения исследовательскими компетенциями является внеаудиторная работа студентов. Отдельные студенты занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью, выходящей за пределы изучения дисциплин. Результаты этой работы ежегодно представляются на различных студенческих конференциях.
За два последних учебных года, студентами колледжа под моим руководством были подготовлены и проведено участие в следующих конференциях:
1. Районная научно-практическая конференция «Диалог с компьютером».
Тематическая презентация «Научные основы литературных сказок»;
2. 2-е Разумовские чтения научно-практическая ,межрегиональная конференция.Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ» им К.Г. Разумовского в г. Волоколамске
3. Региональный этап Российского национального юниорского конкурса водных проектов-2014г. на базе МБОУ лицея №1 г. Краснознаменск М.О.
По итогам общеколледжных конференций лучшие студенческие работы представляются на региональные и международные конференции. Тезисы этих выступлений печатаются в сборниках материалов конференций.
Многолетний опыт работы в системе среднего профессионального образования позволяет отметить, что образовательный уровень студентов колледжа и материально-техническая база не располагают к глубоким научным исследованиям. Однако, несмотря на это, можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время: написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; разработка проектов и др. На аудиторных учебных занятиях можно использовать различные ситуационные и проблемные задания, когда студенты в рамках обозначенной проблемы или цели проводят глубокие аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт творческой деятельности. По выполненным работам можно судить о творческом потенциале каждого из студентов колледжа.
Учитывая специфику образовательного процесса в колледже и возраст студентов, считаю, что наиболее перспективной формой работы является использование проектного обучения, методической основой которого является метод проектов.
Научно-исследовательская работа студентов колледжа
Основной целью профессионального образования в настоящее время является существенное повышение качества образования, разработка нового содержания образования, обеспечивающего востребованность и конкурентноспособность выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на рынке труда.
На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования становится важнейшим средством обновления содержания и повышения уровня профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования
Сегодня обществу нужны инициативные люди и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они отличаются высокой восприимчивостью, любознательностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений. Важно, чтобы будущий специалист мог преодолеть любые возникающие затруднения.
Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.
Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов колледжа является повышение уровня научной подготовки специалистов и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в высших учебных заведениях.
Основными формами НИРС в колледже являются:
- подготовка рефератов, докладов с обзором научных достижений в профессиональной области;
- участие студентов в проектных работах;
- участие в научных семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах научных и учебно-исследовательских работ, олимпиадах по дисциплинам и специальности;
- участие в городских, региональных и международных научных конференциях.
В колледже ведется большая работа по привлечению студентов к научно- исследовательской деятельности. Под руководством опытных преподавателей учащиеся осваивают методы проведения исследований и приобретают практические навыки по выполнению научных проектов, происходит развитие их творческих способностей, самостоятельности, творческой инициативы в учебе и будущей профессии.
Научно-исследовательская работа студентов в колледже — это система, основанная на единстве учебной, научной и воспитательной работы.
Участие студентов в научно-исследовательской работе начинает переходить на качественно новую ступень: из средства развития творческих способностей отдельных, наиболее одаренных студентов она стала важным моментом повышения качества подготовки всех специалистов. Это потребовало создания в колледже такой системы организации научно-исследовательской работы студентов, при которой каждый студент за период обучения проходил бы необходимую школу творчества.
Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу, с постепенной трансформацией её в научно-исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими компетенциями проходит через несколько этапов.
Первый этап связан с овладением первоначальными компонентами исследовательской деятельности и связан с формированием навыков работы с научной литературой. Работа на 1 этапе начинается с первых дней пребывания студентов в колледже. Во всех группах первого курса введена в учебный план, за счет вариативной части, дисциплина «Организация работы с учебной информацией», в рамках которой студенты получают первые навыки подбора и технологии работы с информационными источниками. Работа по формированию исследовательских компетенций продолжается в течение первого года обучения в ходе выполнения реферативных работ, подготовки к публичным выступлениям и т.п.
Второй этап работы связан с выполнением курсовых работ. За весь период обучения студенты пишут три курсовые работы и выпускную квалификационную работу. Учебный процесс организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу. Сначала студенты пишут на первом курсе курсовые работы реферативного характера и знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими дисциплинах, на втором и третьем курсах усваивают доступные им элементы исследовательских методик, пишут курсовые работы практического и исследовательского характера.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы.
Проектной деятельностью студенты колледжа занимаются в рамках
учебной деятельности на дисциплинах «Маркетинг», «Основы коммерческой деятельности», «Базы данных» и др., выполняя проекты по заданным преподавателям темам. Чаще это групповые работы, предполагающие проведение небольшого исследования и его дальнейшее представление в виде проета на бумажном носителе и его презентацию в POWER POINT.
Выполнение проектов вне учебных занятий предполагает участие
студентов в различных городских или международных мероприятиях. Так в течение 2011/2012 учебного года студенты колледжа принимали участие в городских мероприятиях:
- Конкурс социальной рекламы «Мир без насилия», где представлялись проекты студентов в форме видеофильмов, буклетов, плакатов.
- Конкурс «Нобелевские лауреаты», на котоый студенты представили исследовательские работы, посвященные нобелевским лауреатам в области экономики В. Леонтьеву, П. Кругману.
Третьим этапом овладения исследовательскими компетенциями является внеаудиторная работа студентов. Отдельные студенты занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью, выходящей за пределы изучения дисциплин. Результаты этой работы ежегодно представляются на различных студенческих конференциях.
За два последних учебных года, преподавателямии студентами колледжа были подготовлены и проведены следующие городские конференции:
- Российская государственная статистика.
- Страхование в современном мире: текущее состояние и перспективы развития.
- Документация в информационном обществе.
Все конференции проводятся с приглашением специалистов тех организаций и предприятий, на которых студенты проходят практику. Поэтому на конференциях среди выступлений студентов колледжа и других учебных заведений есть выступления и специалистов-профессионалов.
По итогам общеколледжных конференций лучшие студенческие работы представляются на региональные и международные конференции. Тезисы этих выступлений печатаются в сборниках материалов конференций.
Студенты колледжа под руководством преподавателей активно участвуют в написании научных статей для заочных конференций. Так за последний год студенты колледжа были участниками следующих конференций, например:
- VII Международная научно-практическая конференция «Социально-экономическая роль денег в обществе».
- Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы российского менеджмента» и др.
- Городская научно-практическая конференция «Научно-технический прогресс как фактор качества современного профессионального образования».
- Международная конференция «Профессионализм и гражданственность – важнейшие приоритеты Российского образования 21 века» и другие.
Система учебно и научно-исследовательской работы в колледже складывалась постепенно и постоянно корректируется. На основе анализа результатов исследовательской работы разрабатываются и корректируются планы воспитательной, образовательной и учебно- производственной работы со студентами.
Если мы хотим жить в развитом государстве, то в обществе необходимо утверждать приоритет духовности, интеллекта и культуры. Эту задачу могут решить только образованные люди, творчески относящиеся к делу.
Хотелось бы пожелать студентам творческой устремленности к новым знаниям. Как только у человека проходит это стремление, он
Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится важной составляющей учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению и как следствие, хорошей профессиональной подготовки. Участие студентов колледжа в исследовательской деятельности делает их более конкурентоспособными при поступлении в вуз, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют обучающихся среди других и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.
Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Под руководством педагогов студенты выполняют проектную, исследовательскую или творческую работу.
Рассматриваемая проблема не является новой. Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В. И. Загвязинского, И. А. Зимней, Т. И. Ерофеева, И. И. Ильясова, А. В.Коржуева, В. В. Краевского, А. М. Новикова, В. А. Попкова, В. А. Сластенина, М. Г. Ярошевского и др.; проблема формирования исследовательских умений обсуждается в трудах Д. Б. Богоявленской, Н. Е. Варламовой, В. П. Кваша и др.
Анализ психолого-педагогической и научной литературы позволил отметить, что «научно-исследовательская работа студентов (НИРС)» — понятие емкое и многогранное, которое включает следующие компоненты: процесс формирования научно-исследовательских умений; система методов, форм и средств формирования научно-исследовательских умений; система субъект-субъектных взаимодействий преподавателей и студентов, участвующих в НИРС.
Многолетний опыт работы в системе среднего профессионального образования позволяет отметить, что образовательный уровень студентов колледжа и материально-техническая база не располагают к глубоким научным исследованиям. Однако, несмотря на это, можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время: написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; разработка проектов для получения ГРАНТов; факультативные формы обучения; научно–исследовательские кружки и др. [3]. На аудиторных учебных занятиях можно использовать различные ситуационные и проблемные задания, когда студенты в рамках обозначенной проблемы или цели проводят глубокие аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт творческой деятельности. По выполненным работам можно судить о творческом потенциале каждого из студентов колледжа.
Учитывая специфику образовательного процесса в колледже и возраст студентов, мы считаем, что наиболее перспективной формой работы является использование проектного обучения, методической основой которого является метод проектов.
Похожая статья: Организация научно-исследовательской деятельности магистров педагогического образования как часть профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности
Термин «проект» происходит от латинского слова «projectus», что означает «брошенный вперёд». Под проектом понимают «технические документы — макеты создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов; предварительный текст какого-либо документа; план, замысел. Проектировать — значит составлять проект, предполагать сделать что-либо в будущем, намечать план, отображать предмет на плоскости» [2, с.492]. Применительно к учебно-познавательной деятельности студентов, проектирование или проективную деятельность определяют как особый, специфический вид продуктивной деятельности, связанный с прогнозированием, планированием и моделированием, направленный на создание каких-либо учебных проектов, а также используемый для решения различных учебных задач и проблем на теоретическом и эмпирическом уровнях.
В учебном процессе метод проектов ориентирован на использование различных образовательных ресурсов, и подразумевает как самостоятельную работу с научно-исследовательской и учебной литературой на бумажных носителях, так и использование электронных информационных ресурсов.
В качестве основных требований к использованию метода проектов выступают: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы) [1].
При организации проективной деятельности мы исходим из того, что проект — это небольшая творческая работа, поэтапно — от идеи до её воплощения, обладающая объективной или субъективной новизной; в процессе работы над проектом обучащийся постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т. д. Проекты могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах.
Основными этапами проектной деятельности являются: организационно-подготовительный, технологический и заключительный, на котором происходит представление результатов и контроль деятельности учащихся [4].
Наиболее успешно проектная деятельность реализуется в Многопрофильном колледже МГТУ на кружковой работе по программе «Основы предпринимательства», где студентов обучают теоретическим и практическим аспектам предпринимательства и бизнес-планирования. Задача руководителей кружка — дать не только теоретические знания по организации бизнеса, но и научить студентов генерировать инновационные идеи, доводить их до практического внедрения.
Актуальность затронутой темы объясняется тем, что развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего и среднего профессионального образования можно рассматривать как объективную необходимость и реальность современного этапа развития общества. Предпринимательство с одной стороны способствует формированию механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, а с другой — один из наиболее привлекательных путей для карьерного роста будущих специалистов, который обеспечивает мощную социальную поддержку студенчеству на будущее.
Государство активно поддерживает молодых людей в создании собственного дела, видя в них огромный потенциал для развития экономики страны. Поэтому так распространены в последнее время бизнес-форумы, конкурсы и фестивали для школьников и студентов, а также программы организационной и финансовой поддержки.
Предпринимательство как особый тип деятельности обладает огромным образовательным потенциалом для развития человеческих ресурсов, и обучать основам этой деятельности студентов — значит развивать их человеческий ресурс. В МГТУ каждому обучающемуся предоставляется возможность получения предпринимательских знаний и компетенций.
Похожая статья: Применение блочно-модульной технология в развитии профессиональной деятельности студентов колледжа
Методика обучения предпринимательской деятельности включает теоретическую подготовку, исследование на предприятии и практическую (реальную) деятельность, в процессе которой формируются основные предпринимательские компетенции.
На занятиях по предпринимательской подготовке активно ведётся творческая деятельность по разработке предпринимательских проектов, которые впоследствии представляются на конкурсах различного уровня.
Студенты Многопрофильного колледжа принимали участие в открытом городском конкурсе проектных работ «Я выбираю профессию», где были представлены проекты студентов Многопрофильного колледжа и старшеклассников города. Организаторами данного мероприятия выступала не только городская администрация, но и частные организации, СМИ. Высоко оценило жюри проект по открытию парикмахерской «Селянка», выполненный Миндияровым Асылбеком, (гр. ПРК- 09), ставший победителем конкурса. Проекты «Открытие кулинарной школы» Ерлана Нагашибая (гр. МА11–1) и проект парикмахерская «Селянка» были отмечены Дипломами журнала «м,Артель» за осознанное проектирование своего профессионального будущего и активную жизненную позицию. Также сертификатами участника конкурса были отмечены Мокроусов Алексей (гр.ПРК-09) за разработку проекта по открытию предприятия «ТехноЭлита» и Волхонцев Максим (гр. МА11–1) за разработку проекта по открытию Фитнес клуба.
В соответствии с мировыми тенденциями подготовка к предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений современного образования и в нашей стране. Это отражено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования и Концепции модернизации российского образования: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия».
На решение этой задачи направлена предпринимательская подготовка в Многопрофильном колледже МГТУ, включающая овладение знаниями об организации собственного дела и специальными навыками, а также способствующая творческому развитию личности.
Таким образом, прогрессивная роль научно-исследовательской и проектной деятельности обуславливается тем, что в процессе активизации творческой направленности у будущих специалистов значительно расширяется сфера информационного восприятия и представления, формируются и совершенствуются определенные познавательные способности, гармонизируются процессы умственной деятельности и вырабатываются умения самостоятельного приобретения и применения знаний на практике.
- Пайзуллаева Гульнара Пайзуллаевна , учитель географии
Разделы: Преподавание географии
Одним из важных направлений развития современной школы является социализация личности, т.е. развитие у учащихся социальных компетенций — способностей, основанных на знаниях и опыте, ценностях и склонностях, которые приобретены благодаря обучению. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.
Одним из эффективных способом социализации учащихся, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания и планирования деятельности — является технология проектной деятельности.
Методов проект не является принципиально новым в мировой педагогике, он зародился в США в 20-е гг. XX в. У.Лилпатрик один из основоположников проектного метода обучения считал проектом любую деятельность, выполняемую «от всего сердца» с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Яаптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления [2].
Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить учебный процесс. Одним из таких направлений является проектная технология.
Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта — прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов [1].
Это может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. При этом учитель решает:
- педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
- практические задачи (реализация компетентностного подхода к результатам обучения);
- социальные задачи (удовлетворение какой-либо социальной потребности).
В.В. Николина выделяет следующие виды проектов: табл1.
Критерии |
Типы проектов |
Содержание |
Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические |
Уровень интеграции |
Монопредметные (выполняются на материале географии) Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) |
Продолжительность выполнения проекта |
Мини-проект (несколько недель) Средней продолжительности (несколько месяцев) Долгосрочные (в течение года) |
Количество участников проекта |
Индивидуальные, групповые, коллективные |
Способ преобладающей деятельности |
Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские |
Использование средств обучения |
Классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические) Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства |
Включенность проектов в тематический план |
Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) |
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможно- сти; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельно- сть, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащими ся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Среди школьников особенно популярны проекты по историко-географической, экологической, краеведческой, комплексно-географической тематике. Ценность работы над проектом в том, что в процес- се выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Научно-исследовательская деятельность студентов специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», как средство развития профессионального мышления.
Агарева Н.Ш., преподаватель
Хоронхойского филиала ГБПОУ «БРТСиПТ»
Хоронхой
2019г.
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………………………….3
-
Организация научно-исследовательской работы……………………………………4
-
Заключение…………………………………………………………………………….6
-
Литература……………………………………………………………………………..7
Рецензия………………………………………………………………………………..8
Введение
Под термином «учебно-научно-исследовательская работа студентов» можно понимать процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности, предполагающей с этой целью на начальном этапе внедрение элементов научных исследований в учебный процесс в техникуме, затем – в вузе, а в дальнейшем — самостоятельную исследовательскую работу студента по проблеме. Таким образом, научно-исследовательская работа — такая деятельность студента, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. Итогом этой работы являются выступления на студенческих научных конференциях, рефераты, курсовые и дипломные работы, возможно публикации (статьи или тезисы).
Актуальность. В процессе исследовательской работы студенты приобретают следующие умения: общаться с разными людьми во время проведения анкетирования и тестирования; выполнять измерения и представлять их в виде таблиц, графиков, диаграмм; выдвигать гипотезы; описывать и интерпретировать результаты наблюдений; делать выводы и обсуждать результаты; выступать на научных конференциях разного уровня.
В результате обеспечивается повышение уровня методической подготовки будущих специалистов.
Целью своей работы я ставлю подготовку техников строительного производства компетентными строителями.
Объектом своего исследования: формы исследовательской работы.
Предметом исследования: влияние научно – исследовательской работы на развитие профессионального мышления.
-
Организации научно-исследовательской работы студентов.
«Научно-исследовательская работа» — это внеурочная творческая работа, выполненная под руководством преподавателя. Работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, проверкой научных гипотез. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы студентов реалистичны, т.е. теоретическая проблема завершается её конкретным решением, а практическая – её результатом. [1] с.72.
Выбирая тему исследовательской работы, исходим из её актуальности, учитываем наличие источников и литературы. Тема должна отражать содержание работы, логично связана с целью исследовании.
Исследовательская работа может быть двух типов:
— реферативная;
— научно-исследовательская.
Реферат – это исследование по узкой теме, с привлечением нескольких опубликованных научных трудов. Реферат подразумевает анализ различных точек зрения по теме исследования, содержащихся в этих научных трудах и, как конечный результат, выработку собственной точки зрения на проблему.
Научно-исследовательская работа – это исследование по узкой теме, с привлечением не только научной литературы, но и документальных источников, как опубликованных, так и не опубликованных. Научно-исследовательская работа предполагает введение в оборот каких-либо новых документов, фактов, теорий, доказанных фактами и т.п. Оба типа исследовательских работ ценны, но больший вес, несомненно, имеет научно-исследовательская работа.
Я занимаюсь своей научно-исследовательской работой с 2017-2018 учебного года и нахожусь на завершающем этапе.
этапы |
Содержание |
2017-2018уч.г. |
Привлечение студентов к самостоятельным научно-практическим разработкам. Определяется тема исследования. Выявляется, насколько данная тема обеспечена источниками и литературой, и какие аспекты данной темы ещё не изучены. Формулирование целей и задач исследования |
2018-2019уч.г. |
Сбор информации, изучение литературы, информационных ресурсов. Написание рефератов, подготовка презентаций, обсуждение и применение научных работ в практической деятельности. Влияние занятости студентов научно-практическими работами в формировании профессиональных компетенций |
2019-2020уч.г. |
Публикации, участие студентов в научно-практических конференциях. |
Далее после определения цели, объекта и предмета исследования, формулирую задачи исследования:
-
Расширение общего и профессионального кругозора;
-
формирование у студентов интереса к научному творчеству;
-
развитие профессионального мышления, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
-
применение полученных знаний в практической деятельности.
Организация научно – исследовательской работы со студентами предъявляет и особые требования к преподавателю:
-
положительное отношение к студенту;
-
проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
-
признание права личности быть непохожей на других;
-
предъявление права на свободу выбора;
-
оценка не личности студента, а его деятельности, поступков;
-
учет индивидуально-психологических особенностей студента.
Научно-исследовательской работ представляется по форме в виде:
-
научной статьи (описания хода работы);
-
плана;
-
исследования, тезисов, доклада (текст для устного выступления);
-
стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций);
-
фото отчет по исследовательской работе;
-
элементы исследовательской работы на учебных занятиях;
-
компьютерная презентация.
Обобщение результатов научно-исследовательской деятельности при изучении профессиональных модулей по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», стали работы студентов, занимающихся сбором информации, исследованием и отчетом о проделанной работе:
-
Реферат на тему «Теплоизоляционные материалы, применяемые в условиях крайнего севера»;
-
решение конструктивных и проектных задач;
-
предметная неделя – доклад по теме: «история развития технологий строительного производства»;
-
конкур газет – «профессионального мастерства»;
-
домашняя практическая работа – «определение сроков износа своего дома»;
-
проект модели – «экологически чистый дом»;
-
отчет по экскурсии – «исследование создания архитектурного стиля города Кяхта»;
-
отчет по экскурсии – «исследование природоресурсного потенциала Республики Бурятия»;
-
научно-исследовательские работы: «экология нашего села»; «физика в строительстве»; «влияние современных строительных материалов на здоровье человека»; «освоение строительных технологий, как фактор дизайнерского поиска оформления помещений»; «каркасное строительство в условиях крайнего севера»; «высокохудожественная отделка без лишних затрат».
-
Презентации к темам исследовательских работ.
А также результатом работы стали победы на конференциях и конкурсах районного, регионального и межрегионального уровня. (https://multiurok.ru/album/dostizheniia-moikh-studentov-6.html)
-
Заключение
В итоге своего исследования я делаю вывод:
Студенты, активно занимающиеся научно-исследовательской работой, чаще других оканчивают техникум с повышенным квалификационном разрядом.
Расширяется кругозор и формируется профессиональное мышление, что важно для всестороннего развития личности и успешной профессиональной деятельности, а также для тех, кто планирует продолжить обучение.
-
Литература:
Основная:
-
Мирсаетова Н. Условие формирования успешности в будущей профессиональной деятельности.: статья/ Н.Мирсаетова/ Среднее профессиональное образование-2017 №3-с61-160.
-
Вайндорф-Сысоева, Марина Ефимовна. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы: учеб-метод. пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. — М.: ЦГЛ, 2016. — 95, [1] с.
-
Добреньков, Владимир Иванович. Методология и методы научной работы: учеб. пособие / В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова. — М.: Кн. дом «Ун-т», 2016. — 275 с. — (20 лет социологическому факультету МГУ / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова).
Интернет ресурсы
-
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-i-shkolnikov-posredstvom-seti-internet.
-
https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-informatsionnyh-resursov-i-tehnologii-v-nauchno-issledovatelskoy-rabote-studentov.
9
Научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием в области экономики, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.
Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных задач НИР.
Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:
- овладение студентами научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
- обучение методологии и средствам самостоятельного решения научных задач;
- привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР.
Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах.
Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза.
Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.
- Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включаемая в учебный процесс, предусматривает: выполнение заданий, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы НИР;
- Изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обобщения, обработки научных данных, формулирование выводов и практических предложений и т. д.
Участвующими в научно-исследовательской работе считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области экономических и гуманитарных наук. Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кафедры или на научной конференции.
Научно-исследовательские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих курсовых работ.
Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи. Научно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.
Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.
Основные направления НИДС:
- выявление наиболее одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
- создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок;
- содействие всестороннему развитию личности студента, формированию навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
- обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
- интеграцию научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленную на решение научно-практических проблем в различных отраслях науки;
- проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе вуза.
Организация научно-исследовательской деятельности студентов НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в кружках, проблемных и исследовательских группах. Руководство НИДС осуществляют ведущие научно-педагогические работники университета, старшие преподаватели. Координаторы по науке являются ответственными за организацию научно-исследовательской работы на факультете университета.
В университете реализуются разные формы НИДС.
НИДС, включенная в учебный процесс, выполняемая в соответствии с учебными планами и программами предусматривает:
- выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
- выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
- изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.
НИДС, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:
- работы в научно-учебных лабораториях, научно-проблемных и исследовательских группах;
- выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;
- участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;
- организации специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.
Основные составляющие НИР:
- обеспечение сбалансированности исследований в области фундаментальных и прикладных наук как основы полноценного научного образования и качественной подготовки специалистов;
- выполнение кафедральных тем НИР;
- выполнение инициативных тем научных исследований;
- внедрение научно-методических разработок в учебный процесс университета;
- обмен результатами научных и научно-методических исследований в форме проведения межвузовских, региональных, республиканских и международных конференций, семинаров на базе университета, а также участие преподавателей и студентов в
- конференциях, проводимых в других научных и учебных центрах;
- повышение квалификации преподавателей через стажировки, курсы повышения квалификации вузов и т.п.;
- научное и методическое сотрудничество с образовательными учреждениями региона;
- организация редакционно-издательской деятельности университета;
- организация научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС).
Библиографическое описание:
Куличенко, А. И. Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений / А. И. Куличенко, О. А. Сердцева, А. Е. Шпакова, Т. В. Мамченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 567-569. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13513/ (дата обращения: 22.04.2023).
В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.
Перед каждым образовательным учреждением профессионального образования встала насущная задача корректировки образовательных программ в соответствии с индивидуальными запросами личности и требованиями рынка труда. Есть понимание того, что логика организации образовательного процесса должна способность развитию таких компетенций, как способность человека анализировать свой профессиональный уровень, осваивать новые профессиональные знания и навыки в соответствии с меняющимися требованиями, умение проектировать свою карьеру, работать с информацией и организовывать профессиональное общение и взаимодействие со всеми субъектами образовательного сообщества.
Исследовательская деятельность студентов под руководством преподавателей способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.
Научно-исследовательская работа студентов организуется в форме:
— самостоятельной поисковой работы;
— исследований в период учебной и преддипломной практик;
— курсового и дипломного проектирования;
— проблемного обучения на учебных занятиях (изучение, исследование конкретной проблемы);
— мини-исследований новинок в различных областях;
— семинаров-презентаций;
— уроков-конкурсов;
— экспериментальных работ.
Чтобы научно-исследовательская работа студентов стала эффективной, необходимо использовать системный подход в ее организации и проведении, а также формировать исследовательскую культуру студентов. Системный подход определяет и учитывает условия выработки у студентов активной потребности в знаниях, профессиональную готовность преподавателей к инновациям в преподавательской деятельности и последовательному осуществлению исследовательской работы [2].
Исследовательские проекты предполагают максимальную степень свободы обучающихся. Они не имеют определённой и проработанной структуры. Преподаватель и мастер производственного обучения определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Исследовательский метод — это путь к знанию через собственный творческий исследовательский путь. Его основные составляющие — выявление проблем, выработка и постановка гипотез наблюдения, опыта, эксперимента. Исследование начинается обычно с выявления проблемы, постановки вопросов, выработки гипотез [3].
Общая схема исследовательского проекта, состоит из следующих пунктов:
— анализ проблемы;
— постановка цели;
— выбор средств её достижения;
— описание поэтапного достижения поставленной цели;
— оценка полученных результатов и выводов.
Проблемой является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия. В первую очередь это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем — дело непростое. Реальный процесс творчества — это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Продукт творческого исследования во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Обычно в исследовании осознание цели происходит параллельно с её достижением по мере решения проблемы. Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся остаётся одной из актуальных задач в связи с введением ФГОС нового поколения [3].
Формулируя, открывая, интегрируя вновь открывающиеся возможности, обучающийся одновременно конкретизирует и видоизменяет стоящую перед ним вначале проблему. Прежде чем, что-то делать, обучающийся чётко, определяет цель, составляет план действий (алгоритм действий). Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, т. е. развёртывается следующая фаза мыслительного процесса — решение проблемы посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся в форме гипотезы. Одной из необходимых компетенций является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также такие личные качества как решительность и смелость. Обучающийся часто высказывает самые разные гипотезы по поводу того, что видит, слышит, чувствует. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем эти гипотезы в ходе исследования подвергаются проверке матером производственного обучения. Гипотезы дают обучающимся возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. В исследовательском проекте даётся анализ и видение будущей профессии. Для примера рассмотрим несколько методов, в ходе которых формулируются гипотезы, ставится цель и задачи. На уроках теоретического обучения и учебной практики применяются следующие методы обучения: иллюстративный метод, репродуктивный метод, эвристический метод, альтернативный метод. Рассмотрим каждый метод.
1. Иллюстративный метод включает демонстрацию учебных плакатов или инструкционных карт, применение информационно-коммуникационных технологии. Объяснительно-иллюстрированный урок — такой урок может быть чрезвычайно ярким. На занятиях используются профессиональные компьтеры в качестве технического средства обучения. Материал демонстрируется с помощью программы Power Point. Демонстрационные материалы подготавливают студенты самостоятельно [1].
2. Репродуктивный метод обеспечивает усвоение действий, формирует умения и навыки. В процессе обучения данным методом развивается механическая память, а следовательно, не развивается творческое мышление.
3. Эвристический метод (частично — поисковый) — способствует решению поставленной проблемы самостоятельно. Применение данного метода предполагает самый высокий уровень профессиональной компетенции творческого развития личности и является основным видом проблемного обучения.
4. Альтернативный подход. На завершающей стадии необходимо проанализировать полученный результат: ещё раз пройти тот же путь, закрепив полученные навыки, необходимые для решения подобных задач. Проблемный метод позволяет более полно использовать информационный материал в электронной форме. Таким образом, именно применение информационных технологий позволяет преподавателю сделать процесс обучения более индивидуальным, и дифференцированным, учитывать возможности, способности и уровень каждого обучающегося [1].
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что заниматься научно- исследовательской работой со студентами необходимо. Даже если преподаватели при подготовке студентов учтут все аспекты требований рынка, то информация очень быстро становится не современной, в том числе и та, что стала базовой, когда мы обучали наших студентов. И если мы не научим их обучаться самостоятельно, быть пытливыми и любознательными исследователями, то они всю оставшуюся жизнь будут работать с использованием устаревшей информации, что не допустимо. Таким образом, одной из центральных целей педагогической деятельности образовательных учреждений должно стать развитие мотивации у студентов к самостоятельному познанию и творчеству. Важно заложить у студентов не только профессионально — предметную подготовленность по специальности, но и основу всех направлений профессиональной компетентности в будущем, что в полной мере может быть реализовано при занятии со студентами научно-исследовательской работой.
Литература:
1. Кузина О. Е. Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-427556.html?page=3
2. Садчикова И. В. Связь среднего профессионального образования с практикой и научными исследованиями. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib-urtk.narod.ru/teoria/vip2_ch2/sadcikova-2.doc
3. Применение проектной технологии для организации внеаудиторной, исследовательской работы студентов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.uspolitech.ru/metod_kopilka/primenenie_proektnoj_tekhnologii_dlja_organizacii_.doc
Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, проблема, Эвристический метод, студент, системный подход, Репродуктивный метод, процесс обучения, производственное обучение, проблемное обучение, выявление проблемы, обучающийся, научно-исследовательская работа студентов, личностная самореализация, исследовательский проект, исследовательская работа, Иллюстративный метод, гипотеза.
Похожие статьи
Исследовательское обучение как средство формирования…
Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский
А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.
Применение исследовательского подхода к обучению как…
В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно—исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.
История развития проблемы исследовательского метода…
Одним из первых ученых, использовавших в обучении исследовательский метод, был Сократ.
Он одним из первых предложил совместить репродуктивные и продуктивные (исследовательские) методы обучения [3]. Ушинский считал, что исследовательская…
Развитие творческих способностей студентов в процессе…
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.
Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного…
Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности…
Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.
Применение активных методов обучения на занятиях по…
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
исследовательский метод. решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование…
Формирование исследовательских умений обучающихся как…
В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.
Организация проектно-исследовательской деятельности на…
— организация научно—исследовательской деятельности студентов
Высшей формой исследовательской работы является творческая (научная, проектная), которая осуществляется студентами 1–3 курсов.
Технология реализации метода исследовательских групп…
исследовательский метод, научно—исследовательская работа студентов, исследовательская компетентность специалиста АПК, Анализ преподавателем, результат работы, Модель формирования…
Исследовательское обучение как средство формирования…
Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский
А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.
Применение исследовательского подхода к обучению как…
В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно—исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.
История развития проблемы исследовательского метода…
Одним из первых ученых, использовавших в обучении исследовательский метод, был Сократ.
Он одним из первых предложил совместить репродуктивные и продуктивные (исследовательские) методы обучения [3]. Ушинский считал, что исследовательская…
Развитие творческих способностей студентов в процессе…
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.
Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного…
Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности…
Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.
Применение активных методов обучения на занятиях по…
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
исследовательский метод. решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование…
Формирование исследовательских умений обучающихся как…
В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.
Организация проектно-исследовательской деятельности на…
— организация научно—исследовательской деятельности студентов
Высшей формой исследовательской работы является творческая (научная, проектная), которая осуществляется студентами 1–3 курсов.
Технология реализации метода исследовательских групп…
исследовательский метод, научно—исследовательская работа студентов, исследовательская компетентность специалиста АПК, Анализ преподавателем, результат работы, Модель формирования…
Похожие статьи
Исследовательское обучение как средство формирования…
Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский
А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.
Применение исследовательского подхода к обучению как…
В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно—исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.
История развития проблемы исследовательского метода…
Одним из первых ученых, использовавших в обучении исследовательский метод, был Сократ.
Он одним из первых предложил совместить репродуктивные и продуктивные (исследовательские) методы обучения [3]. Ушинский считал, что исследовательская…
Развитие творческих способностей студентов в процессе…
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.
Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного…
Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности…
Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.
Применение активных методов обучения на занятиях по…
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
исследовательский метод. решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование…
Формирование исследовательских умений обучающихся как…
В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.
Организация проектно-исследовательской деятельности на…
— организация научно—исследовательской деятельности студентов
Высшей формой исследовательской работы является творческая (научная, проектная), которая осуществляется студентами 1–3 курсов.
Технология реализации метода исследовательских групп…
исследовательский метод, научно—исследовательская работа студентов, исследовательская компетентность специалиста АПК, Анализ преподавателем, результат работы, Модель формирования…
Исследовательское обучение как средство формирования…
Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский
А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.
Применение исследовательского подхода к обучению как…
В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно—исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.
История развития проблемы исследовательского метода…
Одним из первых ученых, использовавших в обучении исследовательский метод, был Сократ.
Он одним из первых предложил совместить репродуктивные и продуктивные (исследовательские) методы обучения [3]. Ушинский считал, что исследовательская…
Развитие творческих способностей студентов в процессе…
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.
Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного…
Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности…
Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.
Применение активных методов обучения на занятиях по…
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
исследовательский метод. решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование…
Формирование исследовательских умений обучающихся как…
В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.
Организация проектно-исследовательской деятельности на…
— организация научно—исследовательской деятельности студентов
Высшей формой исследовательской работы является творческая (научная, проектная), которая осуществляется студентами 1–3 курсов.
Технология реализации метода исследовательских групп…
исследовательский метод, научно—исследовательская работа студентов, исследовательская компетентность специалиста АПК, Анализ преподавателем, результат работы, Модель формирования…
Актуальность. Современные условия активизируют новые образовательные потребности, отражающие необходимость для личности непрерывного получения и применения знаний, повышения общекультурного уровня, самостоятельного решения возникающих в познании проблем. В этой ситуации крайне важным является реализация потенциальных возможностей образовательных учреждений, прежде всего, за счет организации самостоятельного познавательного процесса каждого студента путём приобщения к исследовательской деятельности.
В «Концепции модернизации российского образования» ставилась задача создания системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Возрастает ответственность образовательных учреждений за их интеллектуальное творческое развитие. Возрастает и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них – технология организации исследовательской деятельности студентов. Под «исследовательской деятельностью студентов» понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой студенты ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет студентам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации [6., С. 188].
Теоретическая часть. Исследовательская деятельность студентов – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательскую – это вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний, и учебно-исследовательскую деятельность, главная цель которой – образовательный результат, она направлена на обучение студентов, развитие у них исследовательского типа мышления. Исследовательская деятельность позволяет развивать у студентов умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Исследовательскую деятельность, в свою очередь можно делить на урочную и внеурочную. Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме. Здесь уместно использовать различные технологии развивающего обучения. Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, исследовательская и творческая работа, анкетирование на разных этапах.
В рамках развития образования основными стратегическими целями деятельности образовательного учреждения являются:
- Создание условий и возможностей для реализации способностей и устремлений студентов в собственных интересах и в интересах народного хозяйства Южного Урала
- Интеграция научно-методической, научно-исследовательской деятельности и образовательно-воспитательного процесса на всех уровнях профессионального образования неформального образования [3., С. 10].
Изучение теоретических аспектов организации исследовательской деятельности студентов показало, что в настоящее время она является показателем результативности и нормативной составляющей образовательного процесса современных образовательных организаций. С одной стороны, она обеспечивает построение содержания образования, направленного на формирование актуальных для личности знаний, совокупности умений, мышления, мировоззрения, развитие опыта творческой деятельности и самостоятельности студентов, воспитание коммуникативных, нравственных качеств. С другой стороны, организация исследований учащихся, создает дополнительные возможности в интеграции основных и дополнительных образовательных программ, ориентирует профессионально-техническое образование на формирование профессиональных компетенций.
Рассмотрение вопросов организации студенческих исследований дает основание полагать, что исследовательская деятельность становится самостоятельной подсистемой в системе образования, которая представлена в урочной и внеурочной работе образовательного учреждения. Это приводит к применению разных организационных форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию функций исследовательской деятельности:
- поиск проблемы для исследования;
- научное осмысление проблемы;
- выдвижение ключевых идей и формирование плана решения проблемы;
- освоение или создание необходимых обеспечивающих средств;
- реализация отдельных составляющих плана решения проблемы;
- синтез отдельных результатов в целостное решение проблемы;
- оформление результата;
- ввод результата в научный обиход, защиту и сопровождение решения;
- внутренний критический анализ решения [2., С. 14].
Задачами преподавателя становятся сопровождение проектной или исследовательской деятельности студента, создание наиболее эффективных условий для совершения этой деятельности. Распространение в образовательных учреждениях методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности должно воспитывать свободную личность, формировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принятые решения, планировать дальнейшую деятельность.
Поскольку освоение студентами новых способов получения знаний через собственные исследования сближается с логикой научно-познавательного процесса, поэтому должны применяться и развиваться все перечисленные функции. Это предъявляет особые требования к содержанию образовательного процесса и актуализирует разработку технологии организации исследовательской деятельности учащихся, интенсифицирующей и оптимизирующей исследовательский процесс [1., С. 228-229].
Для стимулирования интереса студентов к исследовательской деятельности необходимы методы создания ситуации новизны и актуальности исследуемых проблем. Для исследователей профессионально важными качествами являются: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношению к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми. Формирование таких качеств должно быть целенаправленным и проходить сквозными линиями через все ступени образования [2., С. 14].
Преподавателю необходимо замечать детей, склонных к экспериментальной и исследовательской работе. Важно подготовить студентов, умеющих работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им и придется заниматься всю их сознательную жизнь.
Скорость «прихода» информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Поэтому наряду со знаниями необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива, этому можно и нужно обучать.
Перечисленные направления деятельности подразумевают определенное преобразование образовательного процесса и повышение качества знаний в результате совершенствования содержания образования и внедрения современных педагогических технологий, а также создание условий для обеспечения единого образовательного пространства «профессиональная образовательная организация — вуз».
Одним из способов развития научно-исследовательской деятельности студентов является внеклассная работа. При этом создаются большие возможности для организации проектной деятельности студентов. Это связано с тем, что занятия такого рода подчинены интересам студентов. Кроме того, они менее ограничены как строгими рамками содержания учебной дисциплины, так и временными рамками. Именно на этих занятиях возможно сотворчество студентов и педагогов, приводящее к новому личностно значимому результату [4., С. 114].
Индивидуальная внеклассная работа должна проводиться с учетом конкретных интересов каждого студента. Главная цель такой работы – выявление творческих способностей студентов и развитие их с учетом индивидуальных задатков и особенностей личности. Во внеклассной работе большое внимание должно уделяться межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации студентов. Это развивает кругозор и воображение студентов, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Такая работа разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету.
Практическая часть. Работу над научно-исследовательскими проектами целесообразно начинать со студентами первого курса, так как к этому периоду имеются объективные возможности для работы над некоторыми этапами проекта. Студенты могут формулировать проблему, разрабатывать примерный план работы, они уже получили определенный опыт и знания – все это создает предпосылки для успешного выполнения научно-исследовательского проекта. Первокурсники имеют возможность продолжить работу на следующий год, что позволяет скорректировать направленность исследования, расширить ее область и заинтересовать, таким образом, в получении профессии, связанной с теми науками, в которых они проявились как самостоятельные исследователи. Студент должен чувствовать, что проект – это его работа, реализация его собственных идей, замыслов, должен видеть, что преподаватель с уважением относится к его точке зрения. Студент должен проявлять максимум активности, быть инициатором работы, организатором взаимодействия с учителем [5., С. 13.]
В ходе работы над проектом у студентов растет самооценка и уверенность в себе. Подростки ориентируются на совершенствование внимания, памяти и мышления. Участие в конкурсах способствует усилению ответственности студентов за свою учебную работу и формированию уважительного отношения к результатам труда. Научно-исследовательская деятельность обеспечивает не только эффективное усвоение знаний, но также способствует усилению практической, социально значимой составляющей обучения и формированию коммуникативной компетентности.
Процесс организации исследовательской работы состоит из трех основных этапов: организационный, обучение студентов основам исследовательской деятельности, выполнение ими исследовательской работы и представление ее результатов на научно-практической конференции.
Организационный этап – один из самых сложных этапов, так как правильно выбрать студентов, способных к подобной деятельности и мотивированных на нее, порой довольно трудно. С этой целью необходимо проводить диагностику по выявлению одаренных детей, которая будет включать анкетирование по выявлению психологической готовности детей к данной деятельности. Часто бывает, что одаренные дети далеко не первые ученики в группе, но именно они удивляют своими нестандартными решениями задачи, способностью прогнозировать результаты эксперимента. Кроме того, нужно отслеживать еще и такое качество как умение выдвигать гипотезу и умение кропотливо обрабатывать полученные данные. Диагностировать студентов возможно во время проведения практических работ, создания творческих презентаций, подготовке докладов и рефератов. Разнообразна и мотивация студентов к началу исследовательской деятельности. Чаще всего это: мотивация по процессу (заинтересован самим процессом деятельности), мотивация на оценку (заинтересован в получении хорошей оценки). После самоопределения студентов необходимо правильно подобрать тему, с учетом возраста, личных интересов и психологических особенностей [6., С. 190].
Этап обучения основам исследовательской деятельности нацелен на овладение студентами основами методологии проектной исследовательской деятельности.
Выступление на научно-практической конференции является логическим окончанием деятельности над заданным исследовательским проектом. Преподавателю необходимо обратить особое внимание на психологическую готовность студентов к выступлению, публичному представлению собственного исследования. Им необходима помощь в составлении доклада, тезисов выступления в соответствии с азами ораторского искусства, также необходима помощь в расстановке акцентов.
Преподаватель, как руководитель научной работы, должен направлять действия студента, применяя при этом неавторитарные способы преподавания, чтобы студент мог отразить в работе именно свои наработки, проявить свои индивидуальные способности. Очень важным на третьем этапе является создание ситуации успеха. Преподаватель должен постоянно помнить о том, что исследователи всего лишь подростки и создание ситуации успеха будет способствовать достижение главной цели — развитие творческих способностей при организации исследовательской работы.
Выполнение исследовательской работы студентами позволяет приобрести им уникальный опыт сопричастности к научным открытиям и достижениям, заставляет поверить в собственные силу, переносить полученные знания и умения на решение других задач. Формирует у них навык практической деятельности, помогает им в профессиональном самоопределении.
Резюмируя, хотелось бы обратиться к опыту нашего образовательного учреждения по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. В нашей образовательной организации активно используется вышеприведенная технология организации исследовательской деятельности учащихся. С 2011 г. функционирует секция научного общества учащихся по направлению «История», руководителем которой является автор. Отбор участников научного общества производится непосредственно на учебных занятиях по истории, с помощью включения в стандартные контрольные процедуры аналитических заданий и заданий повышенной сложности. Далее работа с одаренными детьми организуется в рамках предметного кружка или секции научного общества учащихся по направлению «История». Занятия с подростками проводятся еженедельно по установленному расписанию. Спектр тем занятий обширен: от истории науки в целом до специальных исторических методов познания в частности.
Следующим логическим этапом работы с интеллектуально одаренными детьми является написание научно-исследовательской работы. Студент совместно с руководителем выбирают возможный спектр тем и по мере поиска источников информации сужают этот спектр до одной-двух тем исследования. Далее происходит накопление фактологического материала. В первую очередь мы стараемся прививать студентам исследовательскую и поисковую культуру, поэтому работу по поиску информации мы начинаем с архивов. К сожалению, в нашем городе архивный фонд небольшой, но даже его объемов достаточно для студенческой исследовательской работы. Следующим шагом по накоплению материала является поход в библиотеки и проведение интервью (если это возможно). Оформление результатов исследовательской работы производится по требованиям ГОСТа и отвечает всем правилам и канонам научного стиля речи, с которым мы соответственно знакомим наших студентов.
Подготовка к защите исследовательской работы и ее презентации – это заключительный этап работы в НОУ по направлению «История». Первым опытом наших студентов по публичной защите исследовательских работ является традиционный у нас «День науки», проходящий в начале февраля. На этой «пробной» конференции студенты получают уникальную возможность впервые встретиться с большой аудиторией и преодолеть страх перед публикой. Подготовке доклада и презентации мы традиционно уделяем большое внимание, т.к. эти элементы дают публике наиболее обобщенное представление об исследовательской работе. Искусству презентации и доклада мы также посвящаем несколько занятий.
Итогом нашей совместной со студентами работы выступает готовое научно-исследовательское сочинение, которое проходит все этапы ученических исследовательских конференций, высшим уровнем которых, несомненно, выступают конкурсы научно-исследовальских работ федерального и международного уровня.
Литература
- Андрусенко С. Ф., Кравцова Е. Ю. Профессиональная ориентация выпускников школ в вуз через развитие научно-исследовательской деятельности учащихся // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2010. – № 71. – С. 228-231
- Кандерова О. Н. Одаренные учащиеся и студенты как резерв научной элиты // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 3. – С. 13–17.
- Корсаков С.В. Неформальное образование в условиях СПО: научно-исследовательская деятельность // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 1. – С. 10-12.
- Липовецкая М. В. Исследовательская деятельность в профессиональном самоопределении учащихся школ // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. – 2010. – № 4. – С 112-115.
- Логунова Н. В. Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях // Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения. Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции (2–3 ноября 2011 г). Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – С. 13-15.
- Ченцова С. А. Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: материалы международной научно-практической конференции 20–21 ноября 2011 года. – Пенза – Улан-Удэ: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – С. 188-190.