Содержание
- 1 Описание методики
- 2 Теоретические основы
- 3 Внутренняя структура
- 4 Интерпретация
- 4.1 Общие принципы
- 4.2 Подсчёт баллов
- 4.3 Интерпретация шкал
- 4.4 Интерпретация сочетаний шкал
- 5 Детский вариант методики
- 5.1 Интерпретация
- 5.1.1 Подсчёт баллов
- 5.1.2 Принципы интерпретации
- 5.1.3 Содержательная интерпретация
- 5.1 Интерпретация
- 6 Практическое применение
- 7 Стимульный материал
- 7.1 Бланк взрослой версии
- 7.2 Бланк детской версии
- 8 См. также
- 9 Литература
Описание методики
Индивидуально-типологический опросник представляет собой личностную психодиагностическую методку, основанную на теории ведущих тенденций. Разрабатывался Собчик с 1970 года, опубликован в 1995 г. как методическое руководство, а в 2003 г. — в виде книги «Диагностика индивидуально типологических свойств и межличностных отношений».
Теоретические основы
В основе теоретического обоснования теста — опора на врожденные свойства, которые в процессе социализации трансформируются в черты характера и затем — в особенности личности. Количественные показатели методики позволяют отграничить нормальную, уравновешенную личность от акцентуированной и дезадаптированной.
Индивидуально-типологический опросник отличается от большинства других опросников малым числом пунктов (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, которые (по утверждению автора) не вызывают защитных реакций и настороженности со стороны испытуемого, так как не направлены на его морально-нравственные ценности и касаются в основном сторон характера, связанных с темпераментом человека, с быстротой его реакций на внешние стимулы или медлительностью, с его общительностью или замкнутостью, с устойчивостью или изменчивостью его эмоционального состояния, с наступательной жесткостью поведения или осторожностью и ранимостью, то есть с такими индивидуально-личностными особенностями, которые менее всего подлежат социально-оценочному обсуждению как плохие или хорошие черты.
Индивидуально-типологический опросник создавался на основе и под впечатлением от MMPI, адаптацией и рестандартизацией которого Собчик занималась длительное время. И СМИЛ, и его сокращённая версия, и данная методика периодически подвергаются критике за недостаточную валидность получаемых данных, зыбкую теоретическую основу и неклиническую стандартизацию.
Внутренняя структура
Опросник состоит из 8 основных шкал, оценивающих 4 пары полярных качеств: Экстраверсия — Интроверсия, Спонтанность — Сензитивность, Агрессивность — Тревожность и Ригидность — Лабильность. Кроме того, возможно выделение вторичных, «дериватных» (по Собчик) качеств из сочетаний первичных качеств. Вторичных качеств также 8, и они тоже разделены на четыре пары полярных качеств: Лидерство — Зависимость, Конформность — Неконформность, Индивидуализм — Коммуникативность и Конфликтность — Компромиссность.
Кроме основных восьми шкал, методика содержит шкалы достоверности: «Ложь» и «Аггравация», позволяющие судить о надежности полученных результатов.
По результатам тестирования возможно построение кругового графика, отражающего основные свойства личности:
Интерпретация
Общие принципы
Интерпретация результатов находится в прямой зависимости от количества значимых ответов каждой из восьми шкал. Показатели в пределах нормы (3-4 балла) свойственны гармоничной личности; выраженные умеренно (5-7 баллов) — отражают акцентуированные черты; представленные избыточно (8-9 баллов) — выявляют состояние эмоциональной напряженности, затрудненную адаптацию, клинически очерченные симптомы.
Подсчёт баллов
Шкала | Верно | Неверно |
---|---|---|
Ложь | 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90 | |
Аггравация | 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79 | 91 |
Экстраверсия | 12, 27, 29, 42, 44, 72 | 14, 57, 87 |
Спонтанность | 4, 19, 21, 34, 49, 50 | 6, 65, 80 |
Агрессивность | 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68 | 66, 81 |
Ригидность | 9, 24, 26, 39, 41, 56 | 71, 83, 86 |
Интроверсия | 3, 5, 33, 35, 48, 78 | 18, 20, 63 |
Сензитивность | 15, 28, 43, 59, 89 | 11, 13, 30, 74 |
Тревожность | 8, 23, 38, 52, 54, 69, 84 | 67, 82 |
Лабильность | 10, 25, 40, 55, 58 | 70, 73, 85, 88 |
Интерпретация шкал
Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по шкалам:
- 0-1 балл: гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
- 3-4 балла: в пределах нормы; гармоничная личность.
- 5-7 баллов: умеренно выраженные значения; акцентуированные черты.
- 8-9 баллов: избыточно выраженные значения; наличие дезадаптивных свойств.
- Экстраверсия (I) и интроверсия (V) как полярные индивидуально-типологические характеристики не требуют комментариев.
- Спонтанность (II) — раскованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию, — сочетающая в себе экстравертированность (I) и агрессивность (III), формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как сензитивность (VI) (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), представляющая собой сплав интровертированности (I) и тревожности (VII), формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры. Нижняя часть полукруга включает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные, субъективно обусловленные установки, то есть гомономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность).
- Шкала «агрессивности» («стеничности» — III) при результатах 3-4 балла соответствует достаточно уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов и лишь при высоких баллах указывает на эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий.
- Противопоставленные друг другу типологические свойства ригидности (IV) и лабильности (VIII) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них — ригидный — характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой — лабильный, эмотивный (VIII) — отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демон-стративности (личность, ищущая признания).
- Показатель «тревожности» (VII шкала) при умеренных баллах (3 — 4) выявляет лишь осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальную созвучность среде; при высоких показателях эта шкала выявляет избыточную тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям.
- При этом, если показатели по шкале «Ложь» составляют более 5-ти баллов — достоверность сомнительна из-за неискренности испытуемого.
- Если аггравация более 5-ти баллов, то недостоверность данных снижена из-за стремления испытуемого подчеркнуть, утрировать имеющиеся проблемы.
Интерпретация сочетаний шкал
Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), свидетельствуют о значительной эмоциональной напряженности и наличии внутреннего конфликта, если при этом показатели выше 5-ти баллов. Для нормы (в пределах 4-х баллов) это признак сбалансированности разнонаправленных.
Социально-психологические аспекты, то есть стиль межличностного поведения — лидерство/зависимость, конформность/ неконформность, коммуникабельность/индивидуализм, конф-ликтность/компромиссность, — проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при наиболее выраженных показателях по соседним шкалам, выявляющим преобладающие типологические свойства.
- «Конформность» — проявляется на стыке таких ведущих тенденций как «тревожность» и «сензитивность»: конформность как стиль поведения базируется на типологических свойствах неуверенности в себе, и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения.
- Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корелляцию с таким социально-психологическим свойством как «компромиссность», т.е. одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой.
- «Зависимость» как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами как «интроверсия» (склонность к уходу в мир идеальв, застенчивость, замкнутость) и «сензитивность» (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью к глубокой и постоянной привязанности и защите со стороны более сильной личности), так эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегания конфликта и поиска щадящей социальной ниши.
- «Лидерство» как свойство, проявляющщееся в норме ссамостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлению быть «ведущим», а не «ведомым», формируется сочетанием умеренно выраженной «спонтанности» и «агрессивности» (как продолжение высокой активности). Однако при высоких (8-9) баллах отражает самоуверенность и неумение соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности или по возрасту лицам, или даже самовлюблённость и манию величия.
- «На стыке» таких свойств как «эмоциональная лабильность» и «экстраверсия» проявляется «коммуникативность». Этому способствует демонстративность поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.
- В то же время следует подчеркнуть, что «социальная пассивность», базирующаяся на интровертированности, здесь рассматривается как свойство неоднозначное: имеется ввиду менее выраженная реактивность внешних проявлений при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию.
- Напротив, «социальная активность» рассматривается как склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению.
- «Индивидуализм» сочетанием «интровертированности» с «ригидностью» и проявляется устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного мнения.
- Сочетаание «ригидности» с «агресивностью» проявляется конфликтнымм и неконфликтным стилем поведения.
- Если «Комформность» в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то «некомформность» — тенденция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница раадикализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.
Рисунок 3. Пример изображения индивидуально-типологического портрета при следующих количественных показателях: ложь — 2 балла, аггравация — 3, экстраверсия — 4, спонтанность — 6, ригидность — 4, интроверсия — 6, сензитивность — 7, тревожность — 5, лабильность — 4 балла свойств. Показатели 0 и 1 балл указывают на гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.
Детский вариант методики
Детский вариант методики ИТО — Индивидуально-типологический детский опросник (сокр. ИТДО) прошёл апробацию на 112 детях (53 мальчика и 69 девочек) 10-15-летнего возраста. Достоверность выводов о преобладающих индивидуально-личностных свойствах (ведущих тенденциях) подтверждена корреляционным анализом показателей ИТДО с феноменологически близкими или аналогичными по своей сущности данными детского варианта СМИЛ (MMPI), метода цветовых выборов (МЦВ) — адаптированного восьмицветового теста Люшера, результами самооценки и метода объективного наблюдения (г=0,78). Следует также отметить, что подростки 15 лет и старше справляются и с вариантом ИТО для взрослых.
Интерпретация
Подсчёт баллов
Шкала | Верно | Неверно |
---|---|---|
Ложь | 16, 31, 45, 46, 57, 61 | |
Аггравация | 2, 6, 17, 18, 32, 47 | |
Экстраверсия | 12, 42, 44, 49 | 14, 60 |
Спонтанность | 4, 21, 29, 34 | 19, 50 |
Агрессивность | 7, 22, 51, 53 | 36, 37 |
Ригидность | 9, 24, 26, 39 | 41, 56 |
Интроверсия | 3, 33, 35, 48 | 5, 20 |
Сензитивность | 15, 28, 43 | 11, 13, 30 |
Тревожность | 8, 23, 38 | 52, 54, 59 |
Эмотивность | 10, 25, 40, 55, 58 | 27 |
Принципы интерпретации
Полученные по каждой учитываемой шкале баллы откладываются на соответствующих радиусах схемы. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам. Суммируются значимые ответы, приведенные в ключах (как «В», так и «Н»).
- Показатели в пределах нормы (3 балла) — гармоничная личность.
- Заостренные (4-5 баллов) — акцентуированные черты.
- Выраженные избыточно (6 баллов) — свойства, затрудняющие адаптацию, создающие проблемы для самого ребенка или для окружающих.
- Примерно одинаково избыточно выраженные тенденции (более 4-х баллов) по противоположным свойствам означают компенсированные антитенденции, что свидетельствует о значительной эмоциональной напряженности и является признаком наличия внутреннего конфликта. Для нормы (в пределах 4-х баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств. В связи с тем, что дети более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое их «созвездие». Важно обнаружить уравновешенность тех или иных черт полярными, противоположными характеристиками. Это — признак развития самоконтроля.
- Если большинство показателей — О или 1 балл, то это указывает на плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.
- Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4-х баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
Содержательная интерпретация
- Если по шкале «ложь» (неискренность) подсчитано более 4-х баллов — данные недостоверны; если по шкале «аггравация» (подчеркивание проблем) — более 4-х баллов, то черты характера подчеркиваются, преувеличиваются.
- Повышенные показатели по шкале «тревожность» (VII) свидетельствуют о преобладании у ребенка таких черт характера, как нерешительность, повышенное чувство ответственности, внутренняя потребность соответствовать установкам окружения — преподавателей, родителей, класса, мнительность, боязливость, склонность к необоснованным страхам. Ученики такого типа более старательны при выполнении заданий из страха получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и наказания, очень нервничают перед разного рода контрольными заданиями и экзаменами. Проявляют верность и преданность в дружбе, но на ролях ведомых. Часто они старательные проводники морали старших- родителей, преподавателей, любят пожаловаться на своих обидчиков, наябедничать. Такой тип чаще встречается среди девочек. Мальчики, принадлежащие к этому типу, выглядят как «тихони», «приличные», «пай-мальчики». Стереотипный стиль мышления и компромиссность в поведении не позволят им совершить прорыв в какой-либо интересной сфере знаний, и они всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным личностям и проявлять конформизм.
- Повышенная шкала «агрессивность» («стеничность» — III) при результатах 4-5 баллов, напротив, говорит о выраженной уверенности в себе, стремлении к самоутверждению, двигательной активности и самостоятельности при низкой подчиняемости, а при 6-ти баллах указывает на избыточную активность, импульсивное поведение при низкой подчиняемости, небрежность в выполнении заданий, склонность к агрессивным поступкам и прогулам, вплоть до явных злобных, хулиганских действий. Такой тип больше характерен для мальчиков, особенно в неблагополучных семьях.
- Высокая шкала «экстраверсия» (I) проявляется избыточной общительностью, мешающей целенаправленности действий, повышенной отвлекаемостью, болтливостью, при избыточном количестве друзей и знакомых контакты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых — мало настоящих друзей). Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.
- Напротив, ребята с высокой шкалой «интроверсия» (V) отличаются молчаливостью, замкнутостью, отгороженностью. Они очень избирательны в выборе друзей, зато постоянны в своих привязанностях. Окружающие могут воспринимать их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко страдают от грубости и жесткости других ребят, а замкнутость является защитной реакцией. У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представление о жизни отличается непрактичностью, склонностью к идеализации.
- Высокие показатели шкалы «спонтанность» (II) характерны для ребят с выраженной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению, стремящихся к лидированию или, по крайней мере — к независимости. Любые режимные, стесняющие рамки вызывают противодействие и стремление к свободе. Это наиболее непослушные дети, нарушающие все правила и общепринятые нормы поведения скорее из духа противоречия, чем со зла. Все запретное их притягивает. Отсюда ранний интерес к курению, алкоголю, наркотикам. В ситуации семейного или школьного конфликта дети данного типа склонны к уходу из дома, к бродяжничеству. Это самые злостные прогульщики и нарушители школьного режима. Учатся неровно, в основном опираются на богатую интуицию, умело пользуются подсказками, легко воспроизводя из маленькой детали целое.
- Шкала «сензитивность» (VI) бывает высокой у ребят с выраженной впечатлительностью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать депрессивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в случившемся. По отношению к одноклассникам они занимают ведомую позицию, не стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более сильной личности в классе или ищут поддержки у преподавателей и родителей. В учебе ответственны и исполнительны, сверхтревожно реагируют на экзаменационную ситуацию, сверхболезненно относятся к низким оценкам. Они тяжело переживают грубость, неверность, обиды. При конфликтных ситуациях с их стороны следует бояться суицидальных тенденций и затяжных депрессивных реакций. В любви и дружбе ребята такого типа проявляют значительное постоянство и преданность.
- Шкала «лабильность» (VIII) при высоких показателях отражает выраженную эмоциональную неустойчивость (лабильность, подвижность). Это дети, у которых настроение легко меняется — от избыточной веселости, болтливости, смешливости до резко пониженного настроения со слезами, с бурными реакциями огорчения, сопровождающимися вегетативными проявлениями — покраснение лица, головные и другие боли, учащение пульса, повышение температуры, обмороки, судорожные подергивания, тошнота и рвота. Это весьма впечатлительные дети с богатым воображением, со склонностью к фантазированию. Они любят быть в центре внимания, артистичны, охотно занимаются в школьной самодеятельности, поют, читают стихи, танцуют, играют в театральных постановках. В их поведении много подражательности, они легко входят в любые социальные роли. Основной рычаг педагогического воздействия — апелляция к их тщеславию.
- Высокие показатели по шкале «ригидность» (IV) характерны для ребят с выраженным упорством (если это касается достижения цели) и упрямством (если это проявляется в отстаивании своей точки зрения). Им чрезвычайно важен собственный статус — и с позиций главенства, власти, и с точки зрения материального благополучия. Они чрезвычайно завистливы к чужой славе и богатству, ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в отстаивании своих прав. Благодаря хорошей усидчивости они могут добиваться неплохих успехов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться до последнего и побеждать. Они чужды поэзии и сентиментальности, в драках проявляют жесткость, агрессивность. Эта шкала вместе со шкалами «спонтанность» и «экстраверсия» формируют сильный (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как шкала «сензитивность» (VI) (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), представляющая собой сплав интровертированности (I) и тревожности (VII), формирует атрибутику типологически слабой (гипотимной) конституциональной структуры.
- Так же нижняя часть круга включает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные субъективно обусловленные установки, то есть гомономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность). Следует иметь в виду, что не так уж часто встречается единственный пик по одной из шкал, определяющей какой-либо один тип личности. Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности (IV) и лабильности (VIII) формируют, в свою очередь, два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них — ригидный — характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой — лабильный (VIII, эмотивный) — отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания).
Практическое применение
Психодиагностические исследования личности взрослых людей, детей и подростков с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.
Стимульный материал
Бланк взрослой версии
Бланк детской версии
См. также
Метод цветовых выборов — адаптация Собчик теста Люшера
Метод портретных выборов — адаптация Собчик теста Сонди
СМИЛ — адаптация Собчик Миннесотского опросника
Мини-СМИЛ
Литература
- Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство. — Боргес, 2007. — 416 с.
Тест ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Собчик)
Тест ИТО Л.Н. Собчик (психология индивидуальности) направлен на диагностику самосознания, самооценки, самоконтроля личности. Ведущие тенденции (свойства личности, черты характера) определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов. Индивидуально типологический опросник был создан Людмилой Собчик на основе русской версии теста MMPI — СМИЛ. Методика ИТО Л. Собчик позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу.
В опроснике всего 91 простых и понятных утверждений. Время выполнения теста — 30 минут.
Тест ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Л. Собчик):
Инструкция.
Прочитав каждое утверждение, зачеркните «Да» перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением или «Нет» если не согласны.
Ответ ДА |
Ответ НЕТ |
Утверждение |
Да |
Нет |
1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним |
Да |
Нет |
2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер |
Да |
Нет |
3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве чем в присутствии многих людей или в шумном месте |
Да |
Нет |
4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи |
Да |
Нет |
5. Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми |
Да |
Нет |
6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках |
Да |
Нет |
7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели |
Да |
Нет |
8. Я часто тревожусь по пустякам |
Да |
Нет |
9. В моих неудачах виноваты определенные люди |
Да |
Нет |
10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь |
Да |
Нет |
11. Меня мало касается все, что случается с другими |
Да |
Нет |
12. Мне интересны яркие, артистичные личности |
Да |
Нет |
13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих |
Да |
Нет |
14. В шумной компании я чаще всего — в роли только наблюдателя |
Да |
Нет |
15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей |
Да |
Нет |
16. Я – человек абсолютно правдивый и искренний |
Да |
Нет |
17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми |
Да |
Нет |
18. Меня часто тянет к шумным компаниям |
Да |
Нет |
19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно |
Да |
Нет |
20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых |
Да |
Нет |
21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать прежде чем начать действовать |
Да |
Нет |
22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнения, когда я уверен в своей правоте |
Да |
Нет |
23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода |
Да |
Нет |
24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок |
Да |
Нет |
25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей |
Да |
Нет |
26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов |
Да |
Нет |
27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь |
Да |
Нет |
28. Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей |
Да |
Нет |
29. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании |
Да |
Нет |
30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей |
Да |
Нет |
31. Я никогда не поступаю как эгоист |
Да |
Нет |
32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение |
Да |
Нет |
33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей |
Да |
Нет |
34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела |
Да |
Нет |
35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей |
Да |
Нет |
36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет |
Да |
Нет |
37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным |
Да |
Нет |
38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие |
Да |
Нет |
39. Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте |
Да |
Нет |
40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно |
Да |
Нет |
41. Никто не может навязать мне свое мнение |
Да |
Нет |
42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками |
Да |
Нет |
43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих |
Да |
Нет |
44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками |
Да |
Нет |
45. Я никогда не вру |
Да |
Нет |
46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня |
Да |
Нет |
47. Я вечно ни чем не доволен |
Да |
Нет |
48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях |
Да |
Нет |
49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой |
Да |
Нет |
50. Мне нравится командовать другими |
Да |
Нет |
51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела |
Да |
Нет |
52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких |
Да |
Нет |
53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права |
Да |
Нет |
54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи |
Да |
Нет |
55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает |
Да |
Нет |
56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью |
Да |
Нет |
57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся |
Да |
Нет |
58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление |
Да |
Нет |
59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений |
Да |
Нет |
60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения |
Да |
Нет |
61. Меня любят все мои друзья |
Да |
Нет |
62. У меня трагичная судьба |
Да |
Нет |
63. У меня много близких друзей |
Да |
Нет |
64. Я самый несчастный человек на свете |
Да |
Нет |
65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах |
Да |
Нет |
66. Я стараюсь быть таким «как все», не выделяться среди других |
Да |
Нет |
67. Я – человек спокойный, уравновешенный |
Да |
Нет |
68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться»гневной реакцией |
Да |
Нет |
69. Я очень чувствителен к изменениям погоды |
Да |
Нет |
70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях |
Да |
Нет |
71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок |
Да |
Нет |
72. Я люблю ходить в гости |
Да |
Нет |
73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие |
Да |
Нет |
74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей |
Да |
Нет |
75. Я никогда не испытываю желания выругаться |
Да |
Нет |
76. Я никого никогда не обманывал |
Да |
Нет |
77. Мне никто не нужен и я не нужен никому |
Да |
Нет |
78. Я – человек застенчивый |
Да |
Нет |
79. Мне ужасно не везет в жизни |
Да |
Нет |
80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности |
Да |
Нет |
81. Я бы очень переживал, если бы кого-то задел или обидел |
Да |
Нет |
82. Меня ни чем не испугать |
Да |
Нет |
83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем |
Да |
Нет |
84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого себя |
Да |
Нет |
85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды |
Да |
Нет |
86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу |
Да |
Нет |
87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома» |
Да |
Нет |
88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей |
Да |
Нет |
89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение |
Да |
Нет |
90. Я никогда не сержусь |
Да |
Нет |
91. Я отвечал на все вопросы очень правдиво |
Ключ к Тесту ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Л. Собчик).
Ложь:
Да 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90
Аггравация:
Да 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79
Экстраверсия:
Да 12, 27, 29, 42, 44, 72
Нет 14, 57, 87
Спонтанность:
Да 4, 19, 21, 34, 49, 50
Нет 6, 65, 80
Агрессивность:
Да 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68
Нет 66, 81
Ригидность:
Да 9, 24, 26, 39, 41, 56
Нет 71, 83, 86
Интроверсия:
Да 3, 5, 33, 35, 48, 78
Нет 18, 20, 63
Сензитивность:
Да 15, 28, 43, 59, 89
Нет 11, 13, 30, 74
Тревожность:
Да 8, 23, 38. 52, 54, 69, 84
Нет 67, 82
Лабильность:
Да 10, 25, 40, 55, 58
Нет 70, 73, 85, 88
Интерпретация Теста ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Л. Собчик).
Перечень факторных шкал:
- ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)
- аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)
- экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)
- спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)
- агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)
- ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)
- интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)
- сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)
- тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)
- лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)
Пример представления результата:
На круговой диаграмме 8 последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п.
Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы “ложь” и “аггравация”):
- 0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
- 3–4 балла (норма значения теста) – гармоничная личность;
- 5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
- 8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.
Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
По шкалам “аггравация” и “ложь” можно судить о надежности полученных результатов:
- высокие показатели по шкале “ложь” выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;
- высокие показатели по шкале “аггравация” выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
- если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.
Достоверные связи показателей ИТО (r = +0,73) подтверждены данными корреляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологических тенденций, с данными объективного наблюдения и результатами психодиагностического исследования тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (Люшер), МПВ (Сонди) и ДМО (Лири). Наиболее сильные связи обнаружены по факторам“экстраверсия”, “тревожность”, “агрессивность”, “спонтанность” и “сензитивность” (r = +0,84), несколько ниже показатели корреляции по факторам “ригидность” и “лабильность” (r = +0,68).
Раздел: тесты по психологии с ответами
Тесты по психологии личности.
Тест ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Собчик)
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
Тест Большая пятерка (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ).
Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)
Методика диагностики темперамента Яна Стреляу.
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова. (Методика ОФДСИ / Тест структуры темперамента Русалова)
Тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности.
Добавить комментарий
Индивидуально-типологический опросник (ито) л.Н.Собчик
Методика
представляет собой инструмент исследования
индивидуально-типологических свойств.
В ее основе заложена теория ведущих
тенденций и выше описанная типология.
Надежность методики подтверждена
статистической обработкой данных,
полученных на основании проведенных
исследований в рамках изучения
личностных особенностей психически
здоровых людей разного пола, возраста
и разной профессиональной направленности
(свыше 1000 наблюдений) и при обследовании
больных с пограничными психическими
расстройствами преимущественно
ситуативного генеза (более 450 наблюдений).
Достоверные связи показателей ИТО (г
= +0,73)
подтверждены данными корреляционного
анализа в процессе сопоставления баллов,
отражающих степень выраженности
типологических тенденций, с данными
объективного наблюдения и результатами
психодиагностического исследования
тестами СМИЛ (MMPI),
МЦВ (цветовой тест), МПВ (Сонди) и ДМО
(Лири). Наиболее сильные связи
обнаружены по факторам интроверсии,
экстраверсии, тревожности, агрессивности,
спонтанности и сензитивности (г
= +0,84),
несколько ниже показатели корреляции
по факторам ригидности и лабильности
(г
=
+0,68).
Опросник отличается
от большинства других-малым количеством
(всего 91) и простотой включенных в него
утверждений, не вызывающих настороженности
со стороны испытуемых, а также наличием
шкал достоверности (Ложь и Аггравация),
позволяющих судить о надежности
полученных результатов. Занесенные на
регистрационный лист ответы испытуемого
легко обрабатываются с помощью
специального ключа-шаблона, после чего
выявляются количественные оценки
степени выраженности каждого
индивидуально-типологического
свойства и их сочетаний. Графическое
изображение соотношений этих свойств
позволяет также понять степень
компенсированности выплеснувшихся
за границу нормы тенденций,
трансформировавшихся в дезадаптивные
проявления в виде клинических симптомов.
Кроме того, схема психограммы позволяет
судить о преобладающих социально-психологических
тенденциях, выводимых из максимальных
баллов соседствующих индивидуально-типологических
свойств, а также об индивидуальном
когнитивном стиле обследуемого
человека. Методика успешно применяется
с 1996 года и уже послужила основой для
целого ряда научно-исследовательских
и практических работ в сфере изучения
профессионально важных личностных
свойств и толерантности к
стрессу на
контингенте лиц, профессиональная
активность которых проходит в рамках
особо сложных и опасных видов деятельности.
Инструкция
Прочитав каждое
утверждение, зачеркните «В (верно)»
перед номером соответствующего
утверждения, если согласны с утверждением,
или «Н (неверно)», если не согласны.
В Н 1. Я постараюсь
отнестись к исследованию ответственно
и быть максимально искренним(ей).
В Н 2. У меня очень
сложный и трудный для окружающих
характер.
В Н 3. Я лучше
справляюсь с работой в тиши и одиночестве,
чем в присутствии многих людей или в
шумном месте.
В Н 4. Решая
серьезные проблемы, я, как правило,
обхожусь без посторонней помощи.
В Н 5. Я очень редко
заговариваю первым (первой) с незнакомыми
людьми.
В Н 6. Для меня
важно, что подумают другие о моих
высказываниях и поступках.
В Н 7. Если будет
нужно, я разрушу все преграды на пути к
достижению цели.
В Н 8. Я часто
тревожусь по пустякам.
В Н 9. В моих
неудачах виноваты определенные люди.
В Н 10. Для меня
важно иметь общее мнение с теми людьми,
с которыми я обычно общаюсь.
В Н 11. Меня мало
касается все, что случается с другими.
В Н
12. Мне интересны яркие личности.
В Н 13. Мне нет дела
до чужих страданий: хватает своих.
В Н 14. В шумной
компании я чаще всего выступаю только
в роли наблюдателя.
В Н 15. Для меня
невыносимо наблюдать страдания других
людей.
В Н 16. Я человек
абсолютно правдивый и искренний.
В Н 17. Все мои беды
связаны с собственным неумением ладить
с людьми.
В Н 18. Меня часто
тянет к шумным компаниям.
В Н 19. Принимая
важное решение, я всегда действую
самостоятельно.
В Н 20. Мне всегда
приятно заводить новых знакомых.
В Н 21. Берясь за
какое-либо дело, я не стану долго
раздумывать, прежде чем начать
действовать.
В Н 22. Меня раздражают
люди, пытающиеся изменить мое мнение,
когда я уверен (уверена) в своей правоте.
В Н 23. Я часто
волнуюсь за близких мне людей даже без
серьезного повода.
В Н 24. Я не могу
терпеть, когда кто-нибудь меняет
заведенный мною порядок.
В Н 25. Я умею
привлекать к себе внимание окружающих
меня людей.
В Н 26. В жизни я
твердо придерживаюсь определенных
принципов.
В Н 27. Люблю посещать
компании, где можно танцевать или петь.
В Н 28. Я чрезвычайно
чувствителен (чувствительна) к изменениям
в настроении окружающих меня людей.
В Н 29. Я могу не
смущаясь дурачиться в веселой компании.
В Н 30. Я спокойно
отношусь к тому, что кто-то рядом
переживает по поводу своих неприятностей.
В Н 31. Я никогда не
поступаю как эгоист (эгоистка).
В Н 32. Часто бывает
так, что из-за меня у окружающих портится
настроение.
В Н 33. Интересные
идеи приходят мне в голову чаще, когда
я один (одна), а не в присутствии многих
людей.
В Н 34. Я могу взять
на себя ответственность за целую группу
людей для пользы дела.
В Н 35. Мне трудно
преодолеть застенчивость, когда нужно
говорить перед группой людей.
В Н 36. Мнение старших
по возрасту или положению большого
значения для меня не имеет.
В Н 37. Мне не трудно
заставить других людей действовать
так, как я считаю нужным.
В Н 38. Я так сильно
переживаю неудачи, что у меня ухудшается
самочувствие.
В Н 39. Я всегда
бываю упрям (упряма) в тех случаях, когда
уверен (уверена) в своей правоте.
В Н 40. Если в компании
я не нахожусь в центре внимания, мне
становится скучно и неинтересно.
В Н 41. Никто не
может навязать мне свое мнение.
В Н 42. Мне нравится
путешествовать с разными, каждый раз
новыми попутчиками.
I
В Н 43. Я могу изменить свое мнение под
давлением окружающих.
В Н 44. В поезде я с
удовольствием провожу время в беседе
с попутчиками.
В Н 45. Я никогда не
вру.
В Н 46. Я никогда не
откладываю на завтра то, что следовало
сделать сегодня.
В Н 47. Я вечно всем
недоволен (недовольна).
В Н 48. Я люблю
одиночество, позволяющее мне сосредоточиться
на своих мыслях.
В Н 49. Я умею
заинтересовать людей и повести их за
собой.
В Н 50. Мне нравится
командовать другими.
В Н 51. Я умею дать
отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
В Н 52. Мне бывает
неловко за высказывания и поступки моих
близких.
В Н 53. Мне нередко
приходилось в драке защищать свои права.
В Н 54. Я испытываю
чувство вины (или даже стыда), если меня
преследуют неудачи.
В Н 55. Мое настроение
находится в сильной зависимости от
настроя тех, кто меня окружает.
В Н 56. Я добиваюсь
своего упорством и настойчивостью.
В Н 57. Мне часто
бывает скучно, когда вокруг все веселятся.
В Н 58. Мое грустное
настроение легко исправляется, если я
смотрю в кино или по телевизору
комедийное представление.
В Н 59. Ради сохранения
добрых отношений я могу отказаться от
своих намерений.
В Н 60. Я всегда
придерживаюсь общепринятых правил
поведения.
В Н 61. Меня любят
все мои друзья.
В Н 62. У меня
трагичная судьба.
В Н 63. У меня много
близких друзей.
В Н 64. Я самый
несчастный человек на свете.
В Н 65. Мне проще
надеяться на других, чем брать на себя
ответственность, даже если речь идет о
моих проблемах.
В Н 66. Я стараюсь
быть таким (такой), как все, не выделяться
среди других.
В Н 67. Я человек
спокойный, уравновешенный.
В Н 68. Я могу долго
не реагировать на чьи-то шутки, но потом
взорваться гневной реакцией.
В Н 69. Я очень
чувствителен (чувствительна) к изменениям
погоды.
В Н 70. Я не люблю
присутствовать на шумных застольях.
В Н 71. Я могу проявить
безалаберность в делах, а потом понемногу
приводить их в порядок.
В Н 72. Я люблю ходить
в гости.
В Н 73. Мне все равно,
что обо мне думают окружающие.
В Н 74. Я волнуюсь
только по поводу очень больших
неприятностей.
В Н 75. Я никогда не
испытываю желания выругаться.
В Н 76. Я никого
никогда не обманывал (не обманывала).
В Н 77. Мне никто не
нужен, и я не нужен (не нужна) никому.
В Н 78. Я человек
застенчивый.
•
В Н 79. Мне ужасно
не везет в жизни.
В Н 80. Я часто
стараюсь следовать советам более
авторитетной личности.
В Н 81. Я бы очень
переживал(а), если бы кого-то задел(а)
или обидел(а).
В Н 82. Меня ничем
не испугать.
В Н 83. Я часто
пользуюсь чужими советами при решении
своих проблем.
В Н 84. В своих
неудачах я в первую очередь виню самого
(саму) себя.
В Н 85. Я совершенно
не обращаю внимания на свой стиль одежды.
В Н 86. Я не стараюсь
планировать свое ближайшее будущее и
работу.
В Н 87. Когда меня
зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше
бы мне остаться дома».
В Н 88. Я ничего не
знаю о личных проблемах окружающих меня
людей.
В Н 89. Малейшая
неудача резко снижает мое настроение.
В Н 90. Я никогда не
сержусь.
В Н 91. Я отвечал(а)
на все вопросы очень правдиво.
Регистрационный
лист, ключ для подсчета результатов и
шкалы измерения индивидуально-типологических
тенденций см. в Приложении (Приложения
1—4).
Полученные по
каждой учитываемой шкале баллы
откладываются на соответствующих
радиусах схемы (см. рис. 3).
Интерпретация
находится в прямой зависимости от
количества значимых ответов по восьми
шкалам:
□ показатели в
пределах нормы (3—4 балла) — гармоничная
личность,
□ выраженные
умеренно (5—7 баллов) — акцентуированные
черты,
□ выраженные
избыточно (8—9 баллов) — состояние
эмоциональной напряженности,
затрудненная адаптация,
□ тенденции,
компенсированные полярными свойствами
(то есть антитенденциями), являются
свидетельством значительной эмоциональной
напряженности и признаком наличия
внутреннего конфликта, если показатели
выше 5 баллов. Для нормы (в пределах
четырех баллов) это свидетельство
сбалансированности разнонаправленных
свойств,
□ показатели 0 и
1 балл указывают на гипоэмотивность,
плохое самопонимание или неоткровенность
при обследовании.
Социально-психологические
аспекты (лидерство, компромиссность и
т. д.) проявляются как акцентуированный
или дезадаптирующий стиль межличностного
поведения при выраженных показателях
(более 4 баллов) по соседствующим
типологическим свойствам.
При этом если по
шкале лжи (неискренность) набрано более
5 баллов — данные недостоверны.
Если по шкале
аггравации (подчеркивание проблем)
набрано более 5 баллов — данные
недостоверны.
Шкала
тревожности
при
умеренных показателях (3-4 балла) выявляет
осторожность в принятии решений,
ответственность по отношениюк окружающим,
социальную созвучность среде, при
показателях выше 4 баллов эта шкала
проявляется как акцентуация (повышенная
мнительность, боязливость), а показатели
более 7 баллов отражают склонность к
навязчивым страхам и паническим
реакциям, дезадаптивное состояние.
Шкала
стеничности
(агрессивности)
в норме соответствует уверенной
тенденции к самоутверждению, к
активной самореализации, стремление к
отстаиванию своих интересов. При
повышенных баллах (6—7) указывает на
эгоцентризм и склонность к агрессивной
манере самоутверждения вопреки интересам
окружающих, а при баллах выше 7 выявляет
явную склонность к агрессивным
высказываниям или действиям.
Шкала
интроверсии
отражает
застенчивость и недостаточную
общительность при 6—7 баллах, а при более
высоких показателях выявляет замкнутость
и аутич-ность. Шкала экстраверсии,
говорящая
об обращенности личности в мир реальных
явлений при показателях 4—5 баллов, при
показателях выше 6 баллов свидетельствует
о избыточной общительности, а при 9
баллах — о неразборчивости и
назойливости в межличностных контактах.
Шкала
сензитивности
бывает
повышенной (более 4 баллов) у личностей
впечатлительных и весьма чувствительных
к давлению окружающей среды. Более
высокие показатели (8—9) свидетельствуют
о невротической структуре переживаний.
Показатели
шкалы спонтанности
в
пределах 4-5 баллов характерны для лиц
с позитивной самооценкой и стремлением
к нормальному самоутверждению, а при
показателях в 6—7 баллов проявляются
раскованностью поведения и стремлением
к лидированию; показатели в 8-9 баллов
выявляют высокую импульсивность; в
сочетании с экстравертированностью
и
агрессивностью
этот
фактор формирует «сильный»
(гиперстенический)
тип поведения. В то же время сензитивность
в
сочетании с интровертированностью и
тревожностью
формирует
типологически «слабый» (гипостенический)
конституциональный тип.
Шкала
ригидности
выявляет
при умеренных показателях устойчивость
к стрессу и педантизм, а при показателях
выше 7 баллов — субъективизм, инертность
(тугоподвижность) установок, настойчивость
и настороженную подозрительность.
Шкала лабильности
при
показателях более 5 баллов отражает
изменчивость настроения, мотивационную
неустойчивость, а при более высоких
показателях — избыточную эмотивность,
черты выраженной демонстративности,
истероидные проявления. Эти две шкалы
формируют смешанные варианты по отношению
к чисто гиперстеническому и чисто
гипостеническому.
Стиль
межличностного поведения по конформному
типу базируется
на типологических свойствах тревожности
и сензитивности и при повышенных
показателях проявляется избыточной
ориентированностью на общепринятые
нормы поведения. Повышенная тревожность
в сочетании с эмоциональной неустойчивостью
формируют такое качество, каккомпромиссность,
когда индивид стремится к самоутверждению,
но при этом избегает конфликта с
референтной группой. Зависимый
стиль
взаимодействия с микросоциумом выводится
из повышенных показателей по шкалам
интроверсии и сензитивности
(чувствительность и ранимость в отношении
средовых воздействий с выраженной
потребностью в глубокой и постоянной
привязанности и в защите со стороны
более сильной личности), так как эти
тенденции создают почву для поведения,
направленного на избегание конфликта
и поиска щадящей социальной ниши.
Лидерство
проявляется
при умеренных показателях самостоятельностью
в принятии решений, предприимчивостью
и стремлением быть ведущим, а не ведомым
и формируется сочетанием умеренно
выраженных показателей шкал спонтанности
и
экстраверсии.
При
высоких баллах (6—7) по этим шкалам стиль
межличностного поведения отличается
самоуверенностью и неумением соблюдать
субординацию по отношению к старшим по
должности или по возрасту лицам, а
при оценке в 8—9 баллов выявляются черты
самовлюбленности и мания величия.
Наиболее высокие показатели по шкалам
лабильности
и
экстраверсии
проявляются
коммуникативностью.
Социальная
пассивность базируется
на интровертированности
и
проявляется как
сниженная внешняя реактивность при
одновременно более богатой инт-рапсихической
активности и высокой рефлексивности.
Социальная
активность связана
со степенью выраженности экстравертированности
и
проявляется склонностью к широким
социальным контактам, двигательной
раскрепощенностью при отсутствии
тенденции к самоанализу.
Индивидуализм
как
стиль межличностного поведения
формируется сочетанием повышенных
показателей по шкалам интроверсии
и
ригидности
и
проявляется устойчивостью собственного,
временами достаточно самобытного и
субъективного мнения. Сочетание
повышенных показателей по шкалам
ригидности
и
агрессивности
проявляется
конфликтным и неконформным стилем
поведения. У
женщин
чаще
встречаются акцентуации по сензитивному,
тревожному и
эмо-тивному
типу,
а у мужчин
— по
спонтанному,
агрессивному и
ригидному.
Сочетание
высоких показателей по шкалам спонтанности
и интроверсии характерно для экспансивных
шизоидов. Склонность
к перепадам настроения проявляется
изменчивостью показателей шкал
интровертирсии и экстраверсии у
циклотимной
личности.
Социально
активные коммуникабельные экстраверты
отличаются
преобладанием
правополушарных характеристик: освоение
новой информации им дается легче
через разговорное общение. Эмоционально
лабильные и
тревожные
личности
отличаются художественным,
наглядно-образным типом
восприятия, склонностью к опоре на
цельно-чувственные образы, что в
профессиональном плане способствует
формированию тяги к таким видам
деятельности, где человек оказывается
эмоционально вовлеченным в контакты с
окружением, может перевоплощаться в
разные социальные роли и быть в центре
внимания окружающих, а также проявлять
свои художественные наклонности.
Спонтанные
личности
при той же целостности восприятия при
постижении новой информации больше
ориентированы на собственную интуицию.
Их знание или понимание проблемы может
опережать опыт. В процессе принятия
решений они руководствуются догадкой,
предвосхищением и способны на основании
минимальной информации выстроить целое,
пренебрегая детальной проработкой
изучаемого материала. Их профессиональная
деятельность лежит преимущественно
в сфере предпринимательства,
администрирования.
Спонтанно-стеничные
личности
больше ориентированы на двигательную
активность (спортивная деятельность,
путешествия, военная служба, профессии,
связанные с повышенными физическими
нагрузками).
Тревожный
тип чаще
встречается среди воспитателей, учителей
и представителей других профессий,
требующих самоотречения. Это и личности,
нуждающиеся в особой, щадящей
социальной нише (священнослужители,
миссионеры, общественные деятели,
борцы за воплощение в жизнь гуманных
идей).
Социально
пассивные интроверты в
большинстве своем демонстрируют
ле-вополушарный
когнитивный стиль. При этом лица,
типологически относимые к сензитивным
и тревожным (конформным и зависимым)
личностям, больше ориентированы на
вербальный стиль освоения материала
(через словесную информацию). Отсюда
выбор таких профессий, как преподавание,
наука, канцелярская, библиотечная
работа, филология и прочие гуманитарные
виды деятельности.
Социально
пассивные индивидуалисты и
ригидные
личности
обладают преимущественно системным,
синтетическим, прагматичным стилем
мышления.
Сбалансированность
и умеренная степень выраженности разных
типологических свойств отражает
стабильность и уравновешенность
гармоничной личности. При дезадаптации
эти тенденции усиливаются и заостряются
в зависимости от предиспозиции.
Признак
инфантилизма
у
взрослых людей — высокие баллы по шкале
экстраверсии в сочетании с выраженной
спонтанностью или лабильностью.
Высокие баллы
(6—7) по шкалам интроверсии и ригидности
проявляются по типу недоверчивой и
замкнутой акцентуации личности, по
шкалам интроверсии и спонтанности
— экспансивно-шизоидной акцентуации,
по шкалам спонтанности и агрессивности
— неконформно-импульсивной акцентуации,
по шкалам агрессивности и ригидности
— эксплозивно-паранойяльной акцентуации.
Максимальные
баллы (8—9) выявляют дезадаптивные
(психопатические)
черты
соответствующего паттерна. Если при
акцентуации личностных черт в социально
значимой ситуации индивид способен
контролировать свое поведение и
высказывания, то психопатическая
личность не склонна усваивать нажитой
опыт и — по типу клише — каждый раз
демонстрирует дезадаптивные паттерны
поведения. Для истерической
психопатии характерны
высокие показатели одновременно по
двум полярным шкалам — лабильности и
ригидности; для неврастенического
варианта личности — сочетание высокой
сензи-тивности со столь же высокой
спонтанностью. Психосоматическая
предиспо-зиция характеризуется
повышенными показателями ортогональных
(полярных по значению) типологических
свойств. Формируя психологическую
компен-сированность одного полярного
признака другим, такой паттерн
обрисовывает конфликтную
разнонаправленность тенденций, которая
создает почву для перевода
социально-психологических проблем в
соматические расстройства.
Сравнительный
анализ данных лиц практической нормы
и больных с пограничными
состояниями обнаружил связь
типа дезадаптации с индивидуально-личностными
особенностями, выявленными как базисные
свойства. Наряду
с этим была обнаружена
зависимость между определенной
избирательностью к психогенным факторам
и эмоционально динамическим паттерном
(см. гл. VI).
Моделью усиления индивидуально-личностных
тенденций может служить исследование
психо-генно обусловленных реакций и
пограничных нервно-психических
расстройств. Изучение репрезентативной
группы больных с пограничными психическими
расстройствами (неврозы, невротические
реакции, невротические и
патохарак-терологические развития
личности, психопатии) показало следующее.
У
больных неврозами с наличием в клинической
картине заболевания ипохондрической
симптоматики было
выявлено преобладание тормозимых черт:
тревожности, сензитивности,
интровертированности (г=
+0,84).
У
больных, отличавшихся выраженной
эмоциональной
неустойчивостью, с
истероидными проявлениями и склонностью
к фиксированным страхам, отмечалось
значительное преобладание показателя
лабильности на фоне повышенной
тревожности.
Преобладание
в структуре клинической картины
астено-депрессивных
невротических
расстройств оказалось достоверно
связано с гипостеническим типом
реагирования, признаками преобладания
показателей интроверсии, сензитивности
по данным ИТО. При навязчивых страхах
у больных была выявлена достоверная
связь (г
=
+0,88) с равновысокими показателями
тревожности и эмоциональной лабильности
при смешанном типе реагирования.
У
больных с преобладанием в клинической
картине истерических
проявлений выявлена
достоверная связь (г
=
+0,73) между показателями эмоциональной
лабильности и
ригидности. При патохарактерологическом
развитии личности наряду с сензитивностью
и тревожностью были выявлены признаки
гомономного (стенического) типа
реагирования (ригидность, спонтанность,
агрессивность).
При
алкоголизме
следует
обращать внимание на признаки эмоциональной
незрелости (высокие баллы по экстраверсии
и спонтанности), а также на заострение
черт гипертимного круга (высокие баллы
по агрессивности, ригидности), иногда
отмечается нарастание интроверсии,
изредка — лабильности.
Изменения
личности при
шизофрении весьма
разнообразны и зависят от формы,
течения и длительности заболевания.
Естественно, неврозоподобные проявления
отражаются преобладанием показателей
тревожных, сензитивных и интровертных
индивидуально-типологических свойств.
При психопатоподоб-ной форме отмечается
соответственное усиление гипертимных
типологических характеристик. Однако
в силу плохого самопонимания и снижения
критичности (особенно при изменениях
в интеллектуальной сфере) самооценка
больных неадекватна, что следует иметь
в виду при анализе результатов
исследования.
При
изучении посттравматических
стрессовых состояний
следует исходить из той предпосылки,
что реакция каждого конкретного человека
произрастает из его индивидуально-типологических
особенностей и не носит сколько-нибудь
специфического характера. Зная
типологическую принадлежность конкретного
человека, можно своевременно принять
профилактические меры и индивидуализировать
пути коррекции нарастающей эмоциональной
напряженности.
-
Домой
- контакты
- о нас
- доставка и оплата
- приемная ипп
- статьи ипп
https://sobchik.ru/
/component/jshopping/cart/view?Itemid=0
/component/jshopping/product/view?Itemid=0
/component/jshopping/cart/delete?Itemid=0
https://sobchik.ru/components/com_jshopping/files/img_products
2
RUB
✔ В корзине
Добавлено в корзину
Перейти в корзину
Удалить
Продуктов:
на сумму
Не заданы дополнительные параметры
Индивидуально-типологический опросник — ИТО
Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста
Руководство включает опросник, ключи и интерпретацию. Представлен также детский вариант методики — ИТДО (Индивидуально-типологический детский опросник).
Эта методика, разработанная автором руководства, несмотря на свою лаконичность является весьма информативной. Она представляет собой психодиагностическую модель личностной саморегуляции и отражает степень сбалансированности разных свойств характера человека. В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера.
Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован, каковы его внутриличностные ресурсы для овладение ситуацией и проявления самоконтроля. Поэтому тест может успешно использоваться в профориентации, при отборе и расстановке кадров, в семейном консультировании, в сфере образования в целях индивидуализации подхода к отдельной личности.
Отзывы:
Оставить отзыв
Copyright MAXXmarketing GmbH
JoomShopping Download & Support
Среди различных психодиагностических методик порой встречаются очень необычные и оригинальные. Именно к такой категории можно отнести индивидуальный личностный опросник (ИТО), разработанный российским психологом, доктором психологических наук и одним из ведущих специалистов по психодиагностике и психологии индивидуальности – Людмилой Николаевной Собчик. Здесь же следует сказать о том, что ИТО является довольно молодой методикой, руководство по которой было впервые опубликовано лишь в 1995 году.
Основой представленной методики послужила разработанная самой Л. Н. Собчик теория ведущих тенденций, в которой основой личностного фактора может являться одна или же несколько ведущих тенденций, которые пронизывают различные уровни развития личности человека, начиная врождёнными свойствами темперамента, затем через характер, формирующийся в течение жизнедеятельности, к уже осознанной личности, имеющей своё собственное «Я». Именно эти ведущие тенденции определяют такие психологические особенности человека, как его переживания, мотивация, стиль взаимодействия с другими людьми и познавательные процессы. Сама же методика рассчитана на представление количественных оценок того, насколько выражены данные индивидуально-психологические свойства личности, посредством графических изображений соотношений которых становится возможным понимание степени компенсированности их выхода за нормальные рамки и анализ преобладающих социально-психологических тенденций, а также индивидуального стиля человека.
ИТО применяется специалистами в сфере профориентации, при работе с кадровым составом организаций, в семейном консультировании и в образовательной сфере с целью поиска индивидуального подхода к конкретному человеку.
Методологические основы ИТО Л. Н. Собчик
Индивидуальный личностный опросник ставит своей целью изучение основных свойств личности человека, таких как экстраверсия (коммуникабельность, активность), интроверсия (закрытость, пассивность), ригидность (соревновательные качества, упорство), эмотивность (демонстративность, неустойчивость), тревожность (осторожность, повышенное чувство ответственности), сенситивность (вдумчивость, чувствительность), спонтанность (предприимчиовсть, раскрепощённость) и агрессивность (наступательность, стеничность).
Кроме того, посредством ИТО выявляется также стиль общения человека и его деловые качества, которых в опроснике всего представлено восемь – это зависимость, лидерство, нонконформизм, конформность, компромиссность, конфликтность, индивидуалистичность и коммуникабельность.
Как уже было упомянуто, ИТО основывается на авторской теории ведущих тенденций. Согласно этой теории, модель личности можно сравнить с деревом, имеющим корни, уходящие в почву (генетический фактор); ствол (характер), формирующийся по мере взаимодействия врождённых особенностей личности и окружающей реальности; и крону (высший уровень личности), куда входят интересы, ценностная иерархия, профессиональная и социальная активность и т.д.
Также в теории Л. Н. Собчик структура личности представляет собой замкнутую саморегулирующуюся систему, где врождённые качества проходят через всё личностное древо от самых корней до его кроны. Различные типы индивидуально-личностных свойств и связанных с ними стилей поведения являются основой ИТО, в котором отражены основные закономерности происходящего в личности процесса саморегуляции.
Интерпретация результатов ИТО
Индивидуальный личностный опросник Л. Н. Собчик включает в себя 91 утверждение, заданное от первого лица, благодаря чему испытуемый получает возможность выявлять особенности своей личности, можно сказать, наедине с самим собой. Помимо этого, результаты, полученные после прохождения ИТО, рассматриваются сквозь призму двух показателей шкал достоверности, которыми являются шкала лжи (шкала «L») и шкала аггравации (преувеличения) (шкала «F»). Шкала лжи воздействует на искренность даваемых испытуемым ответов, а шкала аггравации влияет на подчёркивание свойств его характера.
Далее полученная информация обрабатывается при помощи специального ключа. Уровень выраженности любого из свойств личности оценивается по определённой шкале от 0 до 9 баллов. Характеристики показателей по всем шкалам можно интерпретировать так:
- Интровертированность – указывает на то, что внимание человека обращено в его внутренний мир – мир его личных переживаний и представлений; склонность к иллюзорным представлениям и субъективным ценностям; стремление к обособленной работе, ограничению контактов с окружающими; избирательное общение;
- Тревожность – указывает на осторожность, обдумывание решений, чувство ответственности по отношению к другим; повышенную озабоченность трудностями родных и близких, а также своими собственными проблемами и неудачами; стремление к помощи людям, работе социального характера;
- Сенситивность – указывает на повышенную впечатлительность и чувствительность по отношению к событиям окружающей реальности, рефлексию, пессимистичный взгляд на будущее; чувство вины при неудачах, неконфликтность, потребность в понимании и гармоничных взаимоотношениях; гуманитарный склад ума;
- Лабильность – указывает на эмотивность (повышенную чувствительность), резкие перепады настроения, сентиментальность; неустойчивость мотивации, склонность к эмоциональной вовлечённости; предрасположенность к работе творческого и социального характера;
- Экстраверсия – указывает на направленность внимания во внешний, реальный мир; открытость, склонность к открытому общению и расширению контактов, коммуникабельность; мотивацию к достижению у спеха; стремление к социальной работе, а также к повышенной активности и экзальтированности;
- Спонтанность – указывает на склонность к независимости и самоутверждению; совершение необдуманных поступков, предприимчивость; стремление к самостоятельной и творческой работе, преимущественно, без подчинения кому-либо;
- Агрессивность – указывает на потребность в самореализации, упорство, наличие собственных принципов и интересов; практичное восприятие действительности, наступательность; склонность к активной деятельности, работе технического характера, а также к самоутверждению, вспыльчивости, эгоистичности;
- Ригидность – указывает на гипертрофированное стремление к отстаиванию своих интересов и принципов, критичное отношение к позиции окружающих; субъективизм мышления, инертность установок, упорство; склонность к точным наукам, техническим и творческим видам деятельности.
Инструкция по прохождению ИТО
Для прохождения индивидуального личностного опросника не требуется никаких вспомогательных или дополнительных материалов, кроме перечня самих утверждений. Требуется прочитать каждое из утверждений, оценить, насколько оно соответствует вашей личности, а затем дать положительный или отрицательный ответ. После этого необходимо обработать результаты с помощью ключа.
Обработка результатов ИТО
Обрабатываются результаты при помощи соответствующего ключа – после прохождения ИТО испытуемый набирает определённое количество баллов, в зависимости от его ответов на утверждения.
В том случае, если показатели по всем представленным шкалам находятся на уровне 3-4 баллов, это будет говорить о том, что человек эмоционально устойчив, легко адаптируется к разным ситуациям, имеет множество профессиональных возможностей, однако его характер не является ярко выраженным, как и его эмоциональная выразительность. Следует знать, что о яркой выраженности особенностей характера будет говорить показатель от 5 до 7 баллов по всем шкалам. Если же показатели превышаю отметку в 7 баллов, это означает, что человек испытывает трудности при социально-психологической адаптации.
Основываясь на максимальных баллах шкал, находящихся рядом друг с другом, можно произвести определение стиля межличностного поведения, который, в свою очередь, может быть конфликтным, индивидуалистичным, компромиссным, конформным, неконформным, зависимым или лидерским. А различные сочетания показателей по всем шкалам ИТО позволяют обрисовать индивидуальные паттерны, составляющие личность человека.
Если вы хотите проанализировать себя по данной методике в интерпретации 4brain, то вы можете это сделать в нашем тренинге по самопознанию, где собраны лучшие мировые практики психологического тестирования.