Как должна поступить аудиторская организация если руководство проверяемого экономического субъекта

2. Порядок обращения аудитора

за получением официальных разъяснений от руководства

проверяемого экономического субъекта

2.1. Перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждающее понимание руководством экономического субъекта того факта, что оно несет ответственность за предоставление бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов, а также подтверждение осведомленности о своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой для аудита точной, полной, относящейся к делу информации. Такие доказательства можно получить в форме соответствующих положений договора на проведение аудита, письма — обязательства на проведение аудита, заявления об ответственности руководителей экономического субъекта, подписанного этими руководителями.

2.2. Аудитор в соответствующих случаях должен получить от руководства экономического субъекта разъяснения, необходимые ему для достижения целей его работы. Необходимый объем информации, подлежащей получению от руководства проверяемого экономического субъекта, а также перечень случаев, в которых необходимо получение таких разъяснений, определяются аудитором самостоятельно.

2.3. Разъяснения, получаемые аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, могут быть запрошены на этапе предварительного планирования аудита, на этапе подготовки общего плана и программы аудита, непосредственно на этапе проверки — в ходе выполнения аудиторских процедур по существу и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита и подготовки аудиторского заключения.

2.4. На разных этапах проведения проверки аудитору следует получать разъяснения от руководства проверяемого экономического субъекта в следующих целях:

а) на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

б) на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков;

в) на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;

г) на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.

2.5. При обращении к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения аудиторских доказательств аудитор должен придерживаться согласованной с руководством проверяемого экономического субъекта последовательности действий. При этом аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту. Желательно довести это обстоятельство до указанного руководства официально на стадии заключения договора (например, в письме — обязательстве о согласии на проведение аудита).

2.6. Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме — обязательстве. В случае, если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Таковыми могут быть как устное, так и письменное обращение непосредственно к руководителю или представителям руководства проверяемого экономического субъекта, как для получения информации от них самих, так и для содействия их в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделений проверяемого экономического субъекта.

2.7. При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить, а также может снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми.

2.8. Аудитор должен убедится, что его запрос правильно понят. Свидетельством тому могут служить уточнение вопроса в устной беседе, а также анализ полученного ответа.

2.9. При получении разъяснений аудитор должен быть готов уточнить отдельные стороны ответа для того, чтобы иметь достаточную уверенность в том, что предоставленные ему разъяснения поняты и истолкованы им правильно. Форма обращения аудитора за уточнением может быть устной или письменной и выбирается самим аудитором.

2.10. Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитору следует оценить степень влияния отказа руководства проверяемого экономического субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ руководства проверяемого экономического субъекта в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Желательно, чтобы аудитор довел последнее обстоятельство до сведения руководства проверяемого экономического субъекта.

а) начать работу, не обращая внимания
на отказ

б) отказаться от проведения аудита

в) обратиться в налоговую инспекцию

2. Аудитор несет ответственность:

а) за свое заключение

б) за содержание отчетов клиента

в)
за результаты деятельности проверяемого
экономического субъекта

г) нет правильного ответа

3. Отличительной особенностью договора
на проведение аудита является:

а) трехсторонний характер

б) отражение трех стадий аудиторской
проверки

в) негласный учет интересов третьей
стороны

4. В договоре на проведение аудита
стороны по настоянию аудитора зафиксировали
следующий пункт: «Аудитор не несет
ответственности за достоверность
аудиторского заключения». Оцените такую
ситуацию:

а) договор составлен в нарушение
действующих правовых норм осуществления
аудиторской деятельности в России,
поэтому такой пункт нельзя принимать
во внимание

б) данный пункт согласован обеими
сторонами, поэтому его действие правомерно

в) действие данного пункта правомерно
только в определенных случаях

5. План проведения аудита составляет:

а) руководитель аудиторской организации

б) аудитор, непосредственно осуществляющий
проверку конкретных вопросов

в) руководитель аудируемого лица

6. Планирование аудита прежде всего
необходимо для:

а) определения гонорара аудитора

б) выявления проблемных областей бизнеса
клиента и их влияния на время и выбор
аудиторских процедур

в) ознакомления с результатами предыдущего
аудита

7. Руководитель организации по решению
собственников пригласил аудитора для
проверки достоверности показателей
бухгалтерского отчета за последний
отчетный год. Вправе ли аудитор обращаться
к клиенту за информацией, выходящей за
рамки данного отчетного периода?

а) да, конечно, это решает аудитор

б) нет, аудитор имеет право только на
изучение документации за последний
отчетный период

в) если аудитор не брал на себя таких
обязательств, делать этого не следует

8. Аудитор пришел к выводу, что из-за
низкого уровня бухгалтерского учета
невозможно проводить аудиторскую
проверку. Как он должен поступить?

а) рекомендовать восстановить бухгалтерский
учет

б) предложить свои услуги по восстановлению
бухгалтерского учета и затем выдать
аудиторское заключение

в) выдать аудиторское заключение только
в части проверенных вопросов

9. Размер оплаты аудиторских услуг
зависит:

а) от финансовых возможностей проверяемой
организации

б) от объемов предстоящей аудиторской
проверки

в) от рейтинга аудиторской организации,
занимаемого на рынке аудиторских услуг

г) от суммы, полученной аудиторской
организацией по договору за прошлый
год

д) от величины коэффициента платежеспособности
организации

10. При заключении договора на оказание
аудиторских услуг допускаются:

а) родственные отношения аудитора с
руководством организации-клиента

б) участие аудитора в бизнесе
организации-клиента

в) независимые взаимоотношения аудитора
и организации-клиента

г) выполнение аудита по заказу конкурента
организации-клиента

11.
Риск средств контроля характеризует:

а)
наличие редких, необычных, нестандартных
хозяйственных операций

б)
степень эффективности и достаточности
определенного объема выборки

в)
степень надежности системы внутреннего
контроля клиента

12.
Наличие редких, необычных, нестандартных
хозяйственных операций увеличивает:

а)
риск средств контроля

б)
неотъемлемый риск

в)
риск необнаружения

13.
Существенность в аудите означает:

а)
уровень оплаты труда аудиторов

б)
оценку стоимости работы по договору

в)
предельно допустимый размер ошибки
бухгалтерской отчетности, которая не
влияет на ее достоверность

14.
Что может послужить основанием для
изменения аудиторской организацией
системы базовых показателей и порядка
нахождения уровня существенности?

а)
изменение законодательства в области
аудита, устанавливающее требования к
методам определения уровня существенности

б)
изменение внешнеэкономических связей
в стране

в)
изменения в гражданском законодательстве

г)
смена руководства аудиторской организации

15.
В ходе предварительного планирования
аудиторской проверки аудитор определил
приемлемый аудиторский риск – 5%,
внутрихозяйственный риск – 60%, риск
средств контроля – 30%. Риск необнаружения
составит:

а)
2%

б)
10%

в)
0,9%

г)
28%

16.
Под внутрихозяйственным риском понимают:

а)
вероятность наличия существенных
искажений в отчетности клиента до того,
как такие нарушения будут выявлены
средствами внутреннего контроля

б)
вероятность подтверждения недостоверности
отчетности

в)
вероятность некачественного проведения
аудиторской проверки

17.
Какие факторы необходимо учитывать при
оценке внутрихозяйственного риска в
отношении отчетности?

а)
наличие прибыли от основной деятельности
предприятия

б)
особенности функционирования и текущего
экономического положения отрасли, в
которой действует экономический субъект

в)
опыт и квалификацию работников,
ответственных за ведение учета и
подготовку отчетности

г)
изменения дебиторской и кредиторской
задолженности

18.
Под риском необнаружения понимают:

а)
вероятность того, что применяемые
аудитором аудиторские процедуры не
позволят обнаружить реально существующие
ошибки, превышающие допустимую величину

б)
вероятность подтверждения недостоверности
отчетности

в)
вероятность необнаружения реально
существующих ошибок, превышающих
допустимую величину, системой внутреннего
контроля

19.
Риск необнаружения является показателем:

а)
эффективности и качества работы аудитора

б)
эффективности работы системы внутреннего
контроля

в)
степени подверженности искажениям
отчетности клиента

20.
Как определяется внутрихозяйственный
риск?

а)
по формуле

б)
путем тестирования

в)
на основе экспресс-анализа отчетности
и изучения деятельности клиента

21.
Как определяется приемлемый аудиторский
риск?

а)
по формуле

б)
путем тестирования

в)
по согласованию между клиентом и
аудитором

22.
Как определяется риск средств контроля?

а)
по формуле

б)
путем тестирования

в)
по результатам инвентаризации имущества
клиента

23.
Как определяется риск необнаружения?

а)
по формуле

б)
путем тестирования

в)
по согласованию между клиентом и
аудитором

24.
Между аудиторским риском и уровнем
существенности:

а)
прямая связь

б)
обратная связь

в)
нет взаимосвязи

25.
Если аудитору необходимо снизить риск
необнаружения, он обязан:

а)
увеличить затраты времени на проверку

б)
увеличить стоимость аудиторских услуг
по договору

в)
увеличить число аудиторов в группе

г)
увеличить объем аудиторской выборки

26.
Какая взаимосвязь существует между
риском необнаружения и риском существенного
искажения отчетности?

а)
прямая

б)
обратная

в)
не существует

27.
Система внутреннего контроля должна
включать в себя:

а)
надежную систему бухгалтерского учета,
контрольную среду, отдельные средства
контроля

б)
информационную систему, процесс оценки
рисков аудируемым лицом, мониторинг

в)
контрольную среду и контрольные действия

г)
объект внутреннего контроля, субъект
внутреннего контроля, обратную связь

Глава 4. Сбор
аудиторских доказательств и их

документирование

В данной главе
рассматриваются следующие вопросы:

  • аудиторские
    доказательства: виды, источники,
    оценка; предпосылки подготовки
    бухгалтерской отчетности;

  • процедуры
    получения аудиторских доказательств;

  • аудиторская
    выборка;

  • документирование
    аудита;

  • действия
    аудиторов в отношении недобросовестных
    действий аудируемого лица.

4.1. Аудиторские
доказательства: виды, источники, оценка.
Предпосылки подготовки бухгалтерской
отчетности

В процессе проверки
аудитор должен получить свидетельства
и доказательства того, что отчетность
клиента составлена в соответствии с
действующим законодательством РФ и
отражает фактическое финансовое
положение предприятия.

АInfopageудиторские
доказательства

– это информация, полученная аудитором
при проведении проверки, и результат
анализа указанной информации, на которых
основывается мнение аудитора.

Аудиторские
доказательства могут быть внутренними,
внешними и смешанными8.

Внутренние
аудиторские доказательства –
это
информация, полученная от экономического
субъекта в письменном или устном виде.

Внешние аудиторские
доказательства –
это
информация, полученная от третьей
стороны в письменном виде (обычно по
письменному запросу аудиторской
организации).

Смешанные
аудиторские доказательства –
это
информация, полученная от экономического
субъекта в письменном или устном виде
и подтвержденная третьей стороной в
письменном виде.

Надежность
аудиторских доказательств зависит от
их источника (внутреннего или внешнего),
а также от формы их предоставления
(визуальной, документальной или устной).
При оценке надежности аудиторских
доказательств, зависящей от конкретной
ситуации, исходят из следующего:

  • аудиторские
    доказательства, полученные из внешних
    источников (от третьих лиц), более
    надежны, чем доказательства, полученные
    из внутренних источников;

  • аудиторские
    доказательства, полученные из внутренних
    источников, более надежны, если
    существующие системы бухгалтерского
    учета и внутреннего контроля являются
    эффективными;

  • аудиторские
    доказательства, собранные непосредственно
    аудитором, более надежны, чем
    доказательства, полученные от аудируемого
    лица;

  • аудиторские
    доказательства в форме документов и
    письменных заявлений более надежны,
    чем заявления, представленные в устной
    форме.

Источниками
получения аудиторских доказательств

являются:

1) первичные
документы экономического субъекта и
третьих лиц;

2) регистры
бухгалтерского учета экономического
субъекта;

3) результаты
анализа финансово-хозяйственной
деятельности экономического субъекта;

4) устные высказывания
сотрудников экономического субъекта
и третьих лиц;

5) сопоставление
одних документов экономического субъекта
с другими, а также сопоставление
документов экономического субъекта с
документами третьих лиц;

6) результаты
инвентаризации имущества экономического
субъекта, проводимой сотрудниками
экономического субъекта;

7) бухгалтерская
(финансовая) отчетность.

При получении
аудиторских доказательств аудитор
должен оценить их достаточность и
надлежащий характер. Достаточность
представляет собой количественную меру
аудиторских доказательств. Надлежащий
характер

является качественной стороной
аудиторских доказательств, определяющей
достоверность отчетности. Т.е аудитор
должен собрать достаточное
количество аудиторских доказательств
надлежащего качества
,
на основании которых будут сделаны
выводы в аудиторском заключении.

При формировании
аудиторского мнения аудитор обычно не
проверяет все хозяйственные операции
аудируемого лица, поскольку выводы
могут основываться на процедурах,
проведенных выборочным способом.

На суждение аудитора
о том, что является достаточным надлежащим
аудиторским доказательством, влияют
следующие факторы:

  • величина аудиторского
    риска;

  • существенность
    проверяемой статьи отчетности;

  • опыт, приобретенный
    во время проведения предшествующих
    аудиторских проверок;

  • результаты
    аудиторских процедур, включая возможное
    обнаружение недобросовестных действий
    или ошибок#;

  • источник и
    достоверность информации.

Оценка достаточности
и надлежащего характера аудиторских
доказательств осуществляется с целью
подтверждения или не подтверждения
предпосылок подготовки бухгалтерской
отчетности.

ПInfopageредпосылки
подготовки бухгалтерской отчетности

– это утверждения руководства аудируемого
лица в явной или неявной форме по поводу
признания, оценки и раскрытия в
бухгалтерской отчетности объектов
бухгалтерского учета.

Данные предпосылки
включают в себя следующие элементы:

1. Существование
– утверждение о том, что отраженные в
учете активы, обязательства и капитал
фактически существуют.

2. Права
и обязательства

– утверждение о том, что аудируемое
лицо обладает правами или контролирует
права на отраженные активы, а отраженные
обязательства представляют собой именно
обязательства аудируемого лица.

3. Возникновение
– утверждение о том, что в учете отражены
только те хозяйственные операции,
события и иные факты хозяйственной
жизни, которые фактически имели место
и относятся к деятельности аудируемого
лица.

4. Полнота
– утверждение о том, что все хозяйственные
операции, активы, обязательства и
капитал, которые подлежат отражению в
учете, отражены в нем.

5. Точность
– утверждение о том, что все суммы и
прочие данные отражены надлежащим
образом.

6. Оценка
и распределение

– утверждение о том, что активы,
обязательства и капитал включены в
бухгалтерскую отчетность в соответствующих
суммах, любые результирующие оценки и
корректировки по распределению стоимости
отражены правильно.

7. Отнесение
к соответствующему периоду

– утверждение о том, что хозяйственные
операции, события и иные факты хозяйственной
жизни отражены в соответствующем
отчетном периоде.

8. Классификация
– утверждение о том, что хозяйственные
операции, события и иные факты хозяйственной
жизни отражены на соответствующих
счетах бухгалтерского учета, финансовая
информация представлена и описана
правильно, а раскрываемые в ней
хозяйственные операции, события и иные
факты хозяйственной жизни отражены в
понятной форме.

Одобрено

Комиссией по аудиторской деятельности

при Президенте Российской Федерации

20 октября 1999 г.

Протокол N 6

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОВЕРЯЕМЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

1.2. Целью правила (стандарта) является определение основных (установленных действующими законодательными нормами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации) прав и обязанностей аудиторских фирм или аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей < * > , а также прав и обязанностей проверяемых экономических субъектов для более четкого регулирования взаимоотношений между сторонами при проведении аудита.

< * > В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации».

1.3. Задачами правила (стандарта) являются:

а) изложение прав и обязанностей аудиторских организаций;

б) изложение прав и обязанностей проверяемых экономических субъектов;

в) описание наиболее важных аспектов правовых взаимоотношений аудиторской деятельности, которые не раскрыты в полной мере в действующих законодательных и нормативных актах;

г) обеспечение дополнительных основ для урегулирования конфликтов между аудиторскими организациями и пользователями аудиторских заключений.

1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменной информации (отчете) аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта < * > , заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

< * > Далее по тексту — «письменная информация (отчет) аудитора».

1.6. Перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов, изложенный в настоящем правиле (стандарте), не является исчерпывающим и может быть расширен в других правилах (стандартах) аудиторской деятельности, а также в положениях договоров на оказание аудиторских услуг.

2. Права аудиторских организаций

2.1. Аудиторские организации имеют право предлагать свои профессиональные услуги в соответствии с выданной им лицензией и на основании норм действующего законодательства.

2.2. Аудиторские организации имеют право на осуществление в установленном порядке аудиторской деятельности. Они не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

2.3. Аудиторские организации до подписания договора на оказание аудиторских услуг имеют право на ознакомление с документами бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов, а также на получение разъяснений от должностных лиц по возникающим вопросам в целях оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономических субъектов и определения аудиторского риска для принятия решения о заключении договора.

2.4. Аудиторские организации имеют право запрашивать у проверяемого экономического субъекта аудиторские заключения других аудиторских организаций по результатам проведенного аудита за любой проверенный отчетный период как самого экономического субъекта, так и его структурных подразделений.

2.5. Аудиторские организации имеют право привлекать на договорной основе к участию в проведении аудиторской проверки аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов, работающих в качестве штатных сотрудников других аудиторских организаций, а также иных необходимых специалистов (экспертов). Порядок привлечения указанных лиц к участию в проведении аудиторской проверки предусматривается законодательными и иными нормативными актами, в том числе правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

2.6. Аудиторские организации имеют право самостоятельно определять формы и методы проведения аудита исходя из требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации, правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также конкретных условий договора с экономическими субъектами. К таким формам, приемам и методам проведения аудита, как правило, относятся следующие:

а) формы и методы планирования аудита;

б) методы установления базовых показателей для определения уровня существенности и показателей выборки;

в) формы и методы проведения аудиторских процедур;

г) методы сбора и анализа аудиторских доказательств;

д) порядок взаимодействия с проверяемыми экономическими субъектами при получении от последних документации о финансово — хозяйственной деятельности;

е) порядок документирования аудита и дальнейшего архивирования рабочей документации;

ж) получения разъяснений по возникшим вопросам и дополнительных сведений;

з) организация внутрифирменного контроля качества аудита;

и) порядок и условия привлечения других аудиторских организаций и иных специалистов для участия в проведении аудита;

к) другие формы и методы проведения аудита по усмотрению аудиторских организаций.

2.7. Аудиторские организации имеют право при проведении аудиторской проверки проверять в полном объеме документацию, связанную с их финансово — хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. Непредставление или какое-либо ограничение доступа к информации со стороны проверяемого экономического субъекта может рассматриваться как ограничение объема аудита. Аудиторские организации имеют право отказаться от проведения аудита в случае непредставления проверяемыми экономическими субъектами всей необходимой информации.

2.8. Аудиторские организации имеют право требовать от государственных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости — также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей.

2.9. Аудиторские организации имеют право получать у ответственных работников проверяемых экономических субъектов устные и письменные разъяснения по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам.

2.10. Аудиторские организации имеют право получать по письменному запросу, согласованному с проверяемыми экономическими субъектами, информацию от третьих лиц, необходимую для составления аудиторского заключения.

2.11. При проверке операций экономических субъектов со связанными сторонами аудиторские организации имеют право получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования аудиторских доказательств в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов. Действия аудиторских организаций в этих случаях регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита».

2.12. Аудиторские организации имеют право запрашивать от проверяемых экономических субъектов и третьих лиц следующие подлежащие подтверждению данные:

а) от экономических субъектов — об остатках на текущих, ссудных, депозитных и прочих банковских счетах этих субъектов;

б) от доверенных лиц, дилеров, инвестиционных компаний, регистраторов, депозитариев и других профессиональных участников рынка ценных бумаг — о наличии и составе соответствующих финансовых инструментов, принадлежащих проверяемым экономическим субъектам, сальдо расчетов по операциям на организованных рынках ценных бумаг и других аналогичных сделках;

в) от прочих партнеров по бизнесу — о сальдо расчетов по проведенным операциям проверяемых экономических субъектов;

г) другие данные, необходимые как источники получения аудиторских доказательств.

2.13. Аудиторские организации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей им рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным нормативным актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономических субъектов, в отношении которых проводился аудит, и других лиц.

2.14. Аудиторские организации вправе не предоставлять рабочую документацию аудита экономическим субъектам, в отношении которых проводился аудит, а также другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.15. Аудиторские организации имеют право требовать от проверяемых экономических субъектов устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской отчетности.

2.16. Аудиторские организации имеют право получать по договору вознаграждение за фактически выполненную работу, возмещение транспортных и командировочных расходов, расходов по оплате работы привлеченных специалистов и других фактически произведенных необходимых расходов.

3. Обязанности аудиторских организаций

3.1. Аудиторские организации обязаны соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательных и других нормативных актов Российской Федерации, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности.

3.2. Перед заключением договора на проведение аудиторской проверки аудиторские организации обязаны предъявлять проверяемым экономическим субъектам соответствующую лицензию на проведение аудиторской деятельности по требуемой для аудита специализации.

3.3. Аудиторские организации обязаны отказаться от проведения аудита в случае отсутствия у них лицензии на осуществление аудита, соответствующей специфике деятельности проверяемых экономических субъектов, а также в случае наличия обстоятельств, ставящих под угрозу независимость аудиторских организаций от проверяемых экономических субъектов или обстоятельств, вызванных конфликтом интересов. Перечень таких обстоятельств определяется действующими нормативными актами в области аудиторской деятельности, а также положениями настоящего правила (стандарта) и профессиональными этическими требованиями.

3.4. Аудиторские организации обязаны своевременно сообщать экономическим субъектам, которым они намерены оказать аудиторские услуги, а также государственным органам, поручившим провести аудиторскую проверку:

а) о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки вследствие обстоятельств, ставящих под угрозу независимость аудиторских организаций от проверяемых экономических субъектов, безопасность аудиторов и членов их семей, или обстоятельств, вызванных конфликтом интересов, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данных экономических субъектов;

б) о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов и (или) специалистов (экспертов) в связи со значительным объемом работы, спецификой объекта аудита или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения.

3.5. Аудиторские организации обязаны учитывать при привлечении сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) для проведения аудита согласие на это проверяемых экономических субъектов. Аудиторские организации могут использовать работу сторонних специалистов при проведении аудита лишь с согласия проверяемых экономических субъектов.

3.6. Аудиторские организации обязаны предоставлять экономическим субъектам, подлежащим аудиту, исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, о правах и обязанностях сторон при осуществлении аудита, о законодательных и нормативных актах, действующих в Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы, изложенные в аудиторском заключении и письменной информации (отчете) аудитора.

3.7. Аудиторские организации обязаны представить руководству (собственникам) экономического субъекта в установленных случаях:

а) аудиторское заключение, подготовленное в соответствии с требованиями правила (стандарта) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»;

б) письменную информацию (отчет) аудитора, подготовленную в соответствии с требованиями правила (стандарта) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита».

3.8. Если экономические субъекты, подлежащие аудиту, отказываются выполнять требования аудиторских организаций по исправлению выявленных в результате проведенного аудита нарушений, существенно влияющих на достоверность бухгалтерской отчетности, то аудиторские организации обязаны отразить этот факт в своем заключении по итогам проверки.

3.9. Аудиторские организации на всех этапах проведения аудита обязаны руководствоваться основными принципами аудита и профессиональными этическими нормами. Эти принципы и нормы изложены, в частности, в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности».

3.10. Аудиторские организации обязаны обеспечить конфиденциальность полученной в ходе аудита информации и сохранность рабочей документации в соответствии с правилами организации архивного дела в течение срока не менее пяти лет после проведения аудита.

4. Права проверяемых экономических субъектов

4.1. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, имеют право самостоятельно выбирать аудиторскую организацию для проведения аудита. При этом должны быть соблюдены установленные законодательством Российской Федерации сроки предоставления аудиторского заключения надлежащим пользователям.

4.2. Экономические субъекты, имеющие в своем составе структурные подразделения и филиалы, имеют право поручить проведение аудита бухгалтерской отчетности данных подразделений и филиалов разным аудиторским организациям. Взаимоотношения между аудиторской организацией, проверяющей сводную бухгалтерскую отчетность, и организациями, проверяющими подразделения и филиалы, регламентируются требованиями правила (стандарта) «Использование работы другой аудиторской организации».

4.3. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, имеют право получать от аудиторских организаций исчерпывающую информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, регулирующих аудиторскую деятельность, а после ознакомления с письменной информацией (отчетом) аудитора и (или) аудиторским заключением также информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы этого отчета и (или) заключения.

4.4. Проверяемые экономические субъекты имеют право быть осведомленными о предполагаемом использовании аудиторскими организациями привлеченных сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) и отказаться от их участия с предоставлением аудиторским организациям мотивированных возражений в письменной форме.

4.5. Проверяемые экономические субъекты имеют право по своему усмотрению передавать копии своих документов аудиторским организациям, проводящим аудит.

4.6. Экономические субъекты, в отношении которых проводился аудит, не имеют права требовать от аудиторских организаций предоставления рабочей документации аудита или ее копий полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.7. Экономические субъекты имеют право обращаться в государственные органы, лицензирующие отдельные виды аудиторской деятельности, а также в исполнительные органы профессиональных аудиторских ассоциаций с заявлениями о нарушениях аудиторскими организациями законодательных и других нормативных актов, а также профессиональных этических принципов аудита.

5. Обязанности проверяемых экономических субъектов

5.1. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, обязаны заключать в случаях, непосредственно предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовым актами или международными договорами, договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту, не вправе предпринимать какие-либо действия в целях уклонения от проведения обязательной аудиторской проверки.

5.2. Проверяемые экономические субъекты, подлежащие аудиту, обязаны не препятствовать аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторских проверок, создавать все условия, необходимые для проведения аудита, а также предоставлять им всю документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов исчерпывающие разъяснения и объяснения в устной и письменной форме.

5.3. Экономические субъекты обязаны предоставить по запросу проверяющих аудиторских организаций заключения и акты по результатам проверок, проведенных у них другими аудиторскими организациями и органами надзора.

5.4. Экономические субъекты обязаны не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

5.5. Экономические субъекты обязаны оперативно устранять в ходе аудиторской проверки выявленные аудиторскими организациями нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

5.6. Экономические субъекты обязаны своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций, осуществляющих аудит, в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы или рекомендации, изложенные в аудиторском заключении или в письменной информации (отчете) аудитора, не согласуются с точкой зрения руководства проверяемых экономических субъектов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Кроватка трансформер для новорожденных с комодом инструкция по сборке
  • Дорама иллюстрированное руководство по охоте на преступников 2022
  • Peineili спрей инструкция по применению для мужчин отзывы
  • Тюльпаны из шариков своими руками пошаговая инструкция
  • Руководство сети магазинов лента

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии