Опыт работы классного руководителя группы 3 ФК
Павловского филиала ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» Титовой Елены Владимировны
Влияние наследственности и среды
корректируется воспитанием
В.В. Зельновский
В ХХI веке российское общество остро ощутило глобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека — его сознание, чувства, поведение. Новые исторические условия выдвинули ряд проблем, важность которых стала очевидна в воспитательной работе классных руководителей образовательных учреждений. В современной жизни молодежи наблюдается снижение общего уровня образованности и воспитанности, радикальное изменение ценностных ориентаций, безыдейность, негативное отношение к общественно полезной деятельности, безнравственное и асоциальное поведение, тяжелые социальные условия, толкающие подростков на преступления. И эти проблемы не случайны, так как сознание вступающего в жизнь молодого поколения, естественно, подвержено противоречиям и сомнениям.
В период снижения моральных норм и критериев, когда меняются сложившиеся нравственные ценности, растет преступность, сексуальное насилие, обесценивается человеческая жизнь, происходит резкое материальное расслоение граждан, ухудшение медицинского обслуживания, задача классного руководителя – построить правильно процесс воспитательной работы с подростками, которые пришли из школы в профессиональное образовательное учреждение с уже сформировавшейся жизненной позицией. Учитывая все проблемы, которые сложились в российском обществе и образовании, необходимо своевременно оказать юношам и девушкам содействие в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, помогающих сформировать общекультурные и профессиональные компетенции.
Как бы ни была трудна деятельность классного руководителя, но, несомненно, она необходима студентам, поскольку основное структурное звено в колледже — это учебная группа, представляющая собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии студентов, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, создавать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности студентов в группе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
С сентября 2014 года по настоящее время являюсь классным руководителем группы студентов 3 курса специальности 49.02.01. «Физическая культура» (3 ФК). Общий стаж моей работы в качестве классного руководителя – 7 лет.
Известно, что в работе классного руководителя необходима систематичность и последовательность как залог успеха и результативности воспитательных воздействий. Исходя из этого, в Павловском филиале ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» мною была разработана система воспитательной работы «Олимпийские резервы», цель которой — сплочение и формирование активной, творческой, нравственно богатой личности на основе духовных и моральных ценностей, направленных на гражданское, патриотическое, спортивно-оздоровительное воспитание. Неотъемлемым качеством личности каждого человека должна быть толерантность, так как только толерантный человек, уважающий не только собственную позицию, но и точку зрения других, может жить и продуктивно работать в нашем постоянно изменяющемся мире. Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей воспитательной работы я определила воспитание у студентов толерантности.
В процессе создания и развития воспитательной системы мною были поставлены следующие задачи:
1 курс: изучить индивидуальные особенности каждого студента, помочь адаптироваться к новым условиям жизни, сплотить коллектив группы и сформировать межличностные отношения через толерантность;
2 курс: сформировать гражданское самосознание, адекватное отношение к общечеловеческим ценностям через создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных, профессиональных, творческих способностей каждого студента;
3 курс: развить индивидуальные способности каждого студента с учетом их интересов и имеющегося жизненного опыта для дальнейшего успешного освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Физическая культура»;
4 курс: выпустить во взрослую жизнь специалиста, владеющего общекультурными и профессиональными компетенциями, способного к адаптации в современной социокультурной среде, владеющего навыками самореализации и достижения успеха, с формировавшейся активной жизненной позицией, стремлением к достижению спортивных результатов через формирование потребности в ведении здорового образа жизни.
В воспитательной системе определены пять основных направлений:
- нравственное воспитание;
- гражданское и патриотическое воспитание;
- спортивно-оздоровительное;
- интеллектуальное;
- волонтёрское движение.
Нравственное воспитание предполагает формирование таких качеств, как уважение, забота, взаимопомощь, сострадание, честность, доброта.
Цель данного направления — формирование у подростков нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали, организация и развитие коллектива на принципах духовности, культуры и толерантности.
На первом этапе своей воспитательной работы я изучила личные дела студентов, на линейке, посвященной Дню знаний, познакомилась со своей группой, с их родителями. По моему мнению, залогом успешной воспитательной работы с обучающимися должно быть сотрудничество классного руководителя с родителями, так как семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности подростка. Основным успехом моей воспитательной работы считаю использование системного и индивидуального подхода к каждому студенту в отдельности и группе в целом, формирование межличностных отношений, толерантности, развитие интеллектуальных способностей, которые играют важную роль в воспитании личности, уважающей и себя, и других. При составлении плана работы с группой использую такие формы, как беседы, классные часы, круглые столы, диспуты, викторины, встречи с интересными людьми, что позволит студентам включиться в организованную деятельность, сформировать систему взаимоотношений.
Успех деятельности классного руководителя не возможен без студенческого самоуправления. Основные принципы деятельности органа самоуправления в группе — это самостоятельность, ответственность, равноправие и сотрудничество, чувство коллективизма. Самоуправление в группе осуществляется в разных видах: участие в планировании, разработке, выполнении коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по кабинету и колледжу. Основным координатором деятельности различных секторов в группе совместно с классным руководителем является староста, который помогает составить план воспитательной работы на учебный год, формирует мини-группы для подготовки и проведения классных мероприятий, контролирует посещение занятий. Учебный сектор следит за успеваемостью студентов. Трудовой сектор организует группу на субботники, генеральные уборки. Спортивный — организует участие в общеколледжных, районных и областных соревнованиях по разным видам спорта. Культмассовый сектор осуществляет помощь в организации досуга студентов, повышает их активность в конкурсах, акциях, тематических мероприятиях и т.п. Редколлегия производит сбор информации для выпуска бюллетеней, газет, оформления студенческого уголка.
На 1 курсе мною был создан актив группы, который помог студентам на первоначальном этапе воспитательного процесса адаптироваться в колледже, а в дальнейшем организовать и привлечь их к участию во всех запланированных мероприятиях.
За три года совместно со студентами группы мы подготовили и провели ряд мероприятий:
- классный час «Жизнь как главная ценность человека» в форме беседы о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы жизнь его имела смысл и цель. Во время беседы выяснилось, что многие из подростков не знают своего предназначения в жизни, поэтому встал вопрос, как развить в этом возрасте у молодых людей потребность быть полезным для окружающих и общества в целом. Возникла необходимость в оказании помощи в поиске себя и своих интересов через вовлечение во внеклассные и спортивные мероприятия;
- классный час «Толерантны ли мы?» проводился в форме диспута, где сами студенты во время спора, приводя свои примеры из жизни, развили тему толерантности, смогли найти ответы на вопросы: «Всегда ли мы бываем толерантны?», «Почему иногда мы не замечаем, что обидели человека, находящего рядом с нами?», «Можно ли воспитать в себе толерантность?»;
- открытый классный час в форме круглого стола «Жестокость, равнодушие и сочувствие», цель которого – выявить причины возникновения жестокости и равнодушия в обществе, умение оценить ситуацию, раскрыть возможность молодого поколения в оказании помощи ближнему, воспитать чувство доброты и милосердия. Данное мероприятие помогло проследить отношение подростков в группе к жестокому, безнравственному поведению людей в обществе, рассмотреть их взгляды на решение и оценивание экстремальных ситуаций, связанных с личными качествами и воспитанием. Анализируя проведение классного часа, я пришла к выводу, что мои студенты способны сочувствовать, сопереживать чужому горю, оказывать помощь слабым и беззащитным, старикам и детям;
- классный час «Я, мы и другие» проведен совместно с педагогом-психологом в форме деловой игры, которая позволила раскрепостить каждого участника, расположить к себе, рассказать о своих родителях, школьных друзьях, интересах и увлечениях;
- классный час «Умение общаться – путь к успеху!» с участием педагога-психолога колледжа позволил многим студентам группы научиться общаться, говорить друг другу правду, не обидев при этом собеседника.
Гражданское и патриотическое воспитание.
От уровня патриотического сознания подрастающего поколения зависит безопасность страны во всех сферах: политической, военной, социальной.
Цель реализации данного направления — сформировать у подростков уважение и чувство гордости за свое Отечество, ответственность за судьбу своей страны, бережное отношение к национальным традициям.
В группе обучаются юноши допризывного возраста, поэтому основная задача классного руководителя — воспитать чувства гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, готовности к активному их проявлению в различных сферах жизни общества.
Для реализации поставленных задач мною были запланированы и проведены:
классные часы: «Самобытная словесность старого времени», «Обычаи и традиции моей страны», «Национальные традиции», «Я будущий воин своего Отечества», «Трагедия войны моими глазами»;
фотоконкурсы: «Моя мама — лучшая на свете», «Самая дружная группа колледжа»;
конкурсы сочинений: «Загляните в мамины глаза», «Мое любимое слово в русском языке»;
видеолекторий «Оборона города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков»;
районная и областная Олимпиада по основам избирательного законодательства;
конкурсы стенгазет, посвященных Дню славянской письменности, Дню Победы.
Ежегодно команда юношей принимает участие в военно-спортивных мероприятиях общеколледжного, районного и областного уровня: «Святое дело – Родине служить», «А ну-ка, парни». Студенты входят в состав знаменной группы, участвуют в торжественном шествии, несут вахту Памяти в колледже, на Посту № 1 накануне Дня Победы. Все проводимые мероприятия воспитывают у подростков ценностное отношение к истории нашей страны, ее традициям, развивают чувство патриотизма.
Спортивно–оздоровительное воспитание направлено на физическое развитие подростков, стремление и упорство в достижении спортивных результатов через формирование потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений.
Целью реализации данного направления считаю формирование у подростков бережного отношения к своему здоровью, развитие воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения, привлечение студентов к регулярным занятиям спортом.
Студенты моей группы занимают призовые места в спортивных соревнованиях разного уровня:
- 1 место по легкоатлетическим многоборьям в Мемориале памяти мастера спорта СССР О.С. Королёва (22-23.11.2014 г.);
- 1 место в соревнованиях по легкой атлетике среди средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской области в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в прыжках в длину (27.04.2014 г.);
- 1 место по колледжу в соревнованиях по футболу среди юношей (21.09.2016 г.);
- 1 место по колледжу в соревнованиях по настольному теннису (01.03.2017 г., 14.03.2017 г.);
- 2 место в соревнованиях по легкой атлетике среди средних профессиональных образовательных учреждений в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в эстафете 4*100м (27.04.2014 г.);
- 2 место в финальных соревнованиях по волейболу среди средних профессиональных образовательных учреждений в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в эстафете 4*100м (02.04.2015 г.);
- 2 место в открытом первенстве г. Россошь по баскетболу среди сборных команд средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской области (09.12.2015 г.);
- 2 место в соревнованиях по баскетболу (07.11.2016 г.);
- 2 место в соревнованиях по настольному теннису среди сборных команд профессиональных образовательных учреждений Воронежской области (16.03.2017 г.).
За период обучения со студентами проведены классные часы: «Вредные привычки», «Курение и спорт – несовместимые понятия», «Профилактика гриппа и ОРВИ»; анкетирование «Мое отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам», конкурс проектов «Здоровым быть здорово!»; акции: «Всемирный день борьбы с туберкулезом», «Всемирный день борьбы со СПИДом»; игра «Народные забавы»; видеолекторий «Изменения в организме человека при ВИЧ-инфекции»; выпуск стенгазеты «Мы должны всё знать о СПИДе».
Интеллектуальное развитие студента – это совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Цель данного направления — сформировать у подростков познавательный интерес, развить способность к творческому восприятию, обобщению, критическому мышлению.
С целью развития познавательно-интеллектуального уровня и с учетом способностей и интересов студентов привлекаю их к участию в научно-исследовательской деятельности, различных конкурсах, олимпиадах.
Ежемесячно по итогам учебно-воспитательного процесса провожу собрания и классные часы, где обсуждаются успеваемость и возможные пути ее повышения.
Уже третий год команды, в состав которых входят студенты моей группы, в районной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», Олимпиаде по основам избирательного законодательства становятся победителями.
В 1 Всероссийской олимпиаде школьников и студентов «Мыслитель» по учебному предмету «Биология» и 2 Всероссийской олимпиаде школьников и студентов «Интеллектуал» заняли 1 место.
Следующее направление воспитательной деятельности группы – волонтёрское движение, предоставляет студентам возможность сделать окружающих их людей немного счастливее. Волонтёры группы занимаются благотворительностью, вселяют тяжелобольным надежду на излечение, занимаются интересными делами, приносящими пожилым и больным людям радость, душевное тепло и хорошее настроение. Многим это помогает обрести смысл жизни.
Цель волонтёрского движения — привить чувства милосердия, доброты, взаимопомощи. Студенты моей группы ежегодно посещают реабилитационный центр с игровой программой и подарками, принимают участие в благоустройстве приусадебного участка ветеранов Великой Отечественной войны, в благотворительных акциях: «Весенняя неделя добра», «Белый цветок», «Подарки от Деда мороза», собирают средства для детей – инвалидов, что формирует у молодёжи гуманное отношение к окружающему миру, милосердие и сострадание.
Вся эта деятельность укрепляет студенческий коллектив и способствует формированию у студентов активной жизненной позиции.
В результате реализации программы воспитательной деятельности в группе у студентов сформировались нравственные идеалы, чувство патриотизма и гражданственности, стремление к здоровому образу жизни, к достижению высоких спортивных результатов, желание помочь каждому нуждающемуся и нести ответственность за любое порученное дело.
Надеюсь, что из стен образовательного учреждения мои студенты выйдут конкурентноспособными специалистами, учителями физической культуры, способными обучать и воспитывать подрастающее поколение.
Семь советов, как создать коллектив из класса
Самой первой задачей для классного руководителя является создание коллектива учеников. Если у вас получится объединить детей, то классное руководство станет интересным делом и даже определенной инвестицией в будущее.
Все благодарные ученики вырастут и станут специалистами в своем деле — тогда у вас будет на кого опереться в разных жизненных ситуациях. Конечно, важно не только создать, но и развивать коллектив, проявив творчество и здоровую долю пофигизма ко всей канцелярской работе и неадекватным требованиям администрации.
Итак, несколько советов из личной практики.
2003 год.
1. Будьте авторитетом
Современные дети не уважают только за то, что вы старше или потому что вы учитель. Для них это не аргумент. Правильно это или нет — дискутировать в этой статье не буду, просто примем как факт. Можно задавить, запугать, но уважения это не прибавит, а в деле создания коллектива сыграет негативную роль. Они уважают людей, имеющих свое мнение, интересную жизнь вне школы, обладающих чувством юмора и плюс ко всему прекрасно владеющих своей профессией. Станьте для них таким человеком.
Классный руководитель, который имеет собственное достоинство и поддерживает чувство собственного достоинства в каждом ученике — ключевой элемент для создания коллектива.
2. Общее дело
Как только произошел процесс взаимного знакомства и взаимного приятия или неприятия, пора начинать действовать активно. Срочно организуйте общее дело: например регулярный выпуск газеты или КВН, на который ваши ученики вызовут на битву, например, старший класс, учителей и т.д. Самое главное, чтобы выбор мероприятия исходил от самих ребят и был им интересен. Навязанный сверху формат разрушит дело на корню (сами знаете, как готовить спущенные сверху мероприятия — ни уму ни сердцу). Подготовка конкретного дела будет объединять всех в достижении цели.
Такую газету мы выпускали в докомпьютерную эру.
Важно, чтобы у каждого было собственное задание, за которое он в состоянии отвечать. Общее дело поможет ребятам посмотреть друг на друга с другой стороны, увидеть положительные стороны каждого. Так будет сделан следующий шаг в становлении коллектива.
3. Да ошибкам
Если вам удалось выполнить п.1, ваши поступки и слова будут оказывать огромное влияние на ваших подопечных. Примите для себя некоторые правила, которые будут поддерживать хорошие отношения и укреплять их. Никогда не ругайте за ошибки. Это отбивает охоту двигаться вперед, рождает неуверенность. Учите ребят делать правильные выводы из неудач. Это очень полезный опыт. Я обычно говорила, что, ошибившись, стоит расстроиться… на пару минут. А потом нужно посмотреть на ситуацию со стороны и понять, а что было сделано не так, может, посоветоваться с кем-то. И сделать в следующий раз по-другому. Для ребенка важно ваше мнение, а не укор и овиновачивание. Перевод ошибки со знака «минус» на знак «плюс» очень сильно влияет на атмосферу в коллективе.
4. Нет фамилиям
Еще одно важное правило для создания положительной психологической обстановки в коллективе — намеренное избегание фамилий. Называйте учеников по именам. Собственное имя ласкает слух, располагает к учителю. Фамилию употребляйте только в случае совпадения имен, если нет возможности взглядом или жестом обратиться к ребенку. Подобный стиль общения с учениками дает им хороший пример для общения друг с другом. Уважительное обращение ребят к своим одноклассникам будет способствовать укреплению коллектива.
5. Бойкот бойкотам
Конфликты — это неотъемлемая часть жизни. Безусловно, в школе постоянно возникают спорные случаи, разборки. Учитель должен быть именной мировым судьей. Задача — вручить каждому конфликтующему свой кусок ответственности.
— Кто первый начал?
— Он.
— А кто первый продолжил? (Обычно такой вопрос застает ребят врасплох)
— Я.
— Значит, ответственность за ситуацию 50 на 50.
В моей педагогической практике подобные конфликты обычно заканчивались извинениями друг перед другом за свой кусок вины, после чего ребята убегали вместе играть на переменку.
Используйте конфликты как способ укрепления взаимоотношений. Научите ребят находить в каждом положительные стороны, а не акцентируйте на недостатках. Никто не должен чувствовать себя отверженным. Демонстрируйте свое категорически отрицательное отношение ко всем видам доносам, сплетням, бойкотам. Выращивайте в учениках доверие друг к другу как основу крепкого коллектива.
6. Оценка не отражает истинного лица
Часто учителя грешат тем, что переносят учебные успехи или неуспехи в послеурочную жизнь. Забудьте об оценках в журнале в процессе общения с учениками. Не вспоминайте о них никогда и не попрекайте ими. Вы общаетесь прежде всего с человеком. Он может получать двойки за диктант, зато задачки по математике очень сложные решает или цветы дома экзотические выращивает. У каждого свои таланты. Найдите их, и как классный руководитель вы от этого только выиграете. А если он доверит вам свои тревоги и сомнения, значит, произошло чудо — он принял вас как старшего друга. Цените это. Вы ведь хотели создать коллектив, а душевная близость в коллективе — неотъемлемая его составляющая.
7. Забудьте, что вы учитель
Коллектив — это группа единомышленников. В хорошем коллективе при разных социальных статусах по-человечески все равны. Забудьте, что вы учитель, вспомните, что вы человек со своими недостатками, увлечениями и желаниями. Рассказывайте о том, какие книги вы прочитали, какие спектакли и фильмы посмотрели, где побывали. Не бойтесь показывать свои негативные эмоции — вы имеете на них точно такое же право , как и они. Будьте искренни с ребятами. Поверить можно только тому, кто не врет, поэтому делайте то, что говорите. Коллектив создает не учитель и не классный руководитель. Коллектив может создать только человек, которому поверят и с которым пойдут вместе.
2019 год. Встреча с классным руководителем 25 лет спустя. Это они делали газету.
Классное руководство
Классный руководитель должен быть
организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их
жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого
проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных
задач, стоящих перед школой. Классный руководитель — это педагог-профессионал,
духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной
человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды
воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для
индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную
коррекцию процесса его социализации.
Во-первых, изучение учащихся. Классное
руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В
результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной
организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода.
Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.
Организация и воспитание
классного ученического коллектива — это один из
основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в
дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки
для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Следующим разделом деятельности классного
руководителя является повышение качества знаний и укрепление
дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина —
важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы.
Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников,
стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём
классе.
Организация и проведение
внеурочной и внеклассной воспитательной работы —
ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах
сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации.
Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной
деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных
её направления — идейно-воспитательная работа и организация практических дел
школьников.
Классное руководство осуществляется
как педагогическая функция, обеспечивающая организацию воспитательного процесса
в основном его звене — первичном ученическом коллективе.
Основными аспектами воспитательной деятельности
классного руководителя (куратора учебной группы) в соответствии с
«Концептуальными подходами к созданию системы воспитания в учебных заведениях
профессионального образования» являются:
• Создание благоприятных условий для развития
личности.
• Содействие формированию учебной группы как
коллектива.
• Ведение педагогически обоснованных наблюдений
за обучающимися, их социальным окружением.
• Содействие социальному профессиональному
становлению обучающихся.
• Организация и осуществление
психолого-педагогической профилактики.
• Содействие в реализации индивидуальных планов
воспитания, самовоспитания обучающихся.
В процессе своей деятельности классный
руководитель:
·получает
регулярную информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников, их
успеваемости и поведении;
·по мере
необходимости обращается за методической и организационно-педагогической
помощью к руководству образовательного учреждения, методическим объединениям,
работающим в нем;
·по согласованию
с администрацией образовательного учреждения приглашает родителей (законных
представителей) для оказания помощи, координации действий в воспитании их
детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних и другие
организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием
обучающихся класса;
·систематически
анализирует динамику личностного развития обучающихся;
·проводит
классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и родительские
собрания;
·содействует
деятельности родительского комитета класса (учебной группы);
·при поддержке
коллег и родителей (законных представителей) осуществляет диагностику воспитанности
обучающихся, эффективности воспитательной работы с ними;
·повышает свою
профессиональную квалификацию в целях совершенствования воспитательного
процесса;
·планирует свою
деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию,
установленными администрацией образовательного учреждения для классных
руководителей;
·ведет личные
дела обучающихся, журнал педагогических наблюдений за динамикой развития
обучающихся и коллектива класса (учебной группы) в целом;
·осуществляет постоянный
текущий контроль над учебным процессом;
·работает с
родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым проблемам
учащихся;
·ведет
индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями;
·осуществляет
сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства, контактных
телефонах;
·осуществляет
организационную поддержку досуга студентов.
Классный руководитель является организатором
разнообразных видов жизнедеятельности детей:
·познавательной,
которая расширяет кругозор студентов, приобщает их к чтению, развивает
любознательность, формирует потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
·трудовой,
направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в
виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда,
сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего
уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования
человека;
·общественной,
содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному
преобразованию действительности;
·свободного
общения, осуществляемого как досуг студентов, когда их общение освобождено от
предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с
«другим человеком» как ценностью.
Круг обязанностей классного руководителя:
1. Организация деятельности классного
коллектива.
• Ведение журнала.
• Организация классного коллектива:
распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы
дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в
работе старшего дежурного.
• Организация дежурства.
• Забота о внешнем виде воспитанников.
2. Организация учебной работы классного коллектива
и отдельных учащихся.
• Строгий контроль за посещаемостью. Классный
руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися пар без
уважительных причин.
• Забота о заболевших студентах, пропустивших
много пар, обеспечение им помощи в учебе, передачи пар, внимания товарищей по
классу.
• Создание обстановки, благоприятствующей
учебе.
• Создание условий для развития наиболее
одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора
учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры,
организация устных журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и
т. п.).
• Развитие умения научно организовать
умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к
работе психолога).
3. Организация внеучебной жизни классного
коллектива.
• Создание микроклимата в классе, формирование
межличностных отношении, их коррекция, регулирование взаимоотношений.
• Развитие умений общаться, воспитание
ответственности перед коллективом за порученное дело, помощь в его исполнении,
контроль за его исполнением.
• Организация творческих дел в классе с
привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.
Таким образом, функции воспитания и социальной защиты подростков и
молодежи являются стержнем, вокруг которого строится вся система деятельности
классного руководителя (куратора) и наполняется соответствующим содержанием.
Классный руководитель организует разнообразную деятельность студентов:
познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение студентов,
являющееся частью досуга обучающихся.
В процессе работы с учебной группой немаловажную роль играет функция
сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как
самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей.
Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является
развитие ученического самоуправления.
В работе классного руководителя можно выделить стратегические и
тактические цели. Первые намечаются на определенный период. Они формулируются в
виде прогнозируемого результата воспитательного процесса. Тактические цели
предполагают обозначение ближней перспективы и прогнозируют результат
конкретного воспитательного мероприятия, воздействия и т. д.
Игры на сплочение студентов
1. Прекрасный пример игры
на сплочение коллектива. Ведущий заблаговременно и самостоятельно
подготавливает атрибуты для игры: ватман, наклейки, аппликации, картинки,
фотографии, ткань, маркеры, краски – все, при помощи чего можно создать
красочный и красивый коллаж или картину. Затем все участники собираются вместе
вокруг большого стола, и ведущий дает задание создать картину или коллаж на
конкретную тему, например, «Наша команда», «Трудовые будни», «Тяжело в учении»
или «Лучший коллектив». Такое совместное творчество способствует сплочению,
раскрытию и реализации способностей, демонстрации талантов, знаний и умений. В
дополнение к этому игроки постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом,
прислушиваясь, озвучивая свои идеи, находя компромиссные
решения.
2.
Еще
одна разновидность игры на сплочение коллектива, где нужно рисовать. Ее можно
использовать и как шуточное разовое мероприятие, и как часть большого тренинга.
Хотя в большей степени упражнение подходит для офисного выполнения. Ведущий
заранее готовит большой лист ватмана, фломастер или маркер. Команда делится на
пары. Ассистенты завязывают игрокам глаза. Ведущий дает задание нарисовать
какой-то объект (от простого, типа квадрата, до сложного, типа какого-то
животного). Участники вместе берут один инструмент руками (можно также рисовать
по очереди, чтобы каждый продолжал картину другого) и начинают рисовать
заданный объект. Это веселая и непринужденная игра отлично тренирует понимание
без слов и делает людей ближе друг к другу.
3.
Смысл
этой игры состоит в следующем: команда разделяется на небольшие подгруппы (от
2 до 5 человек) и ведущий раздает каждой из них списки мест или вещей, которые
нужно сфотографировать. Так, задачей может быть запечатлеть интерьер кафе или
театра, памятник, голубя или собаку, конкретную улицу или мост, какое-то здание
или даже человека – в ход может идти все, что угодно. Чтобы усложнить задачу,
можно дать задание сфотографировать несколько объектов одновременно. Например,
сделать фото, на котором присутствует вывеска с названием фирмы, воздушный шар,
кот и шоколадка. Такие задания помогают людям сработаться, научиться планировать
и решать задачи, лучше узнать друг друга и раскрыться. Ко
всему прочему на память останутся приятные эмоции и любопытные фотоснимки.
«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность
Классный руководитель — кто он и зачем нужен
Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…
У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:
- за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
- за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
- за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.
В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.
Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.
В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.
- Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.
Цели, задачи и функции классного руководителя
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
На педагога возложено несколько групп функций:
- педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
- социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.
Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.
Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.
Обязанности классного руководителя
Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.
Неизменная часть содержит шесть блоков:
- Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
- В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
- Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
- В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
- Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
- В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.
Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.
Права классного руководителя
Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.
Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):
- федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
- выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.
Ответственность классного руководителя за детей
Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программу
Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Инвариантные обязанности классного руководителя
642.5 КБ -
Нормативно‑правовая база для классного руководителям
634.1 КБ
Скачать
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО СТУДЕНЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ.
Малых Елена Аркадьевна,
классный руководитель группы 1СП5
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
Главной целью образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом, как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.
Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой – его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Это чаще всего и заводит его в тупик с самого начала учебы.
Классный руководитель – основной субъект, реализующий цели и задачи воспитания, формирующий воспитательную систему группы. Основное в деятельности классного руководителя – воспитание студентов и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.
Работа классного руководителя целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего колледжа, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом колледжа.
Организаторскую и воспитательную работу классный руководитель проводит не в одиночку, а под руководством директора, его заместителей, в тесном контакте с мастером производственного обучения и другими преподавателями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого студента. В любой группе, в том числе, в самой организованной и дисциплинированной, нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных.
Обязанностями классного руководителя являются:
-
Изучение индивидуальных особенностей, интересов и склонностей студентов, их семейное положение и жилищно-бытовые условия, и на основе анализа, оказание помощи в социальной адаптации к новым условиям жизни;
-
Оказание помощи в формировании актива группы и органов студенческого самоуправления;
-
Осуществление, совместно с мастером производственного обучения, связи с родителями студентов;
-
Проведение работы по формированию стойкого интереса к будущей специальности, повышению профессионального мастерства;
-
Оказание помощи в организации учебного времени, быта, распределение бюджета студентов;
-
Анализ успеваемости студентов, посещаемости занятий и на его основе принимать участие в работе по укреплению учебной дисциплины;
-
Вместе со студенческим активом проведение собраний группы и классных часов;
-
Организация работы по формированию у студентов правовой и политической культуры, нравственных ценностей, основ здорового образа жизни и т.д.;
-
Участие в организации досуга студентов, формирование традиций в группе и в колледже.
-
Вносить предложения о поощрении и наказании студентов.
Главная цель воспитания, которая сегодня стоит перед коллективом Костанайского профессионально-технического колледж, это формирование молодого специалиста, нестандартно мыслящего, обладающего широким кругозором, разносторонне образованного, граждански активного, духовно, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности.
Основными направлениями моей работы, как классного руководителя являются:
-
Изучение студентов группы: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных.
2.Постановка воспитательных задач общих для группы и отдельных студентов.
3.Планирование воспитательной работы – составление плана для работы со студентами, преподавателями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
4.Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, вечеров, родительских собраний.
5.Организация работы с родителями студентов: систематическое информирование об успеваемости, поведении студентов.
6.Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.
Деятельность классного руководителя в колледже имеет некоторые особенности от деятельности в школе. Возраст абитуриентов и студентов-первокурсников – 15- 16 лет, то есть наиболее сложный период становления личности подростка. Большинство студентов – иногородние, следовательно, рвется связь с семьей, снижается возможность воздействия семьи на подростка и взаимодействия классного руководителя с родителями студента. При этом большинство студентов-первокурсников не имеют достаточных навыков самообслуживания, самоконтроля, организации досуга. Как показывают наблюдения последних лет, у студентов снижается стремление к самореализации. На данном этапе воспитания, важнейшей задачей классного руководителя становится воспитание личности, которое по сути своей представляет собой процесс социализации индивида в процессе обучения, когда в основном завершается целенаправленное воспитательное воздействие на человека организуемой и регулируемой в колледже системы воспитания. В то же время, данный этап является и началом того периода в жизни личности, когда человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, берет на себя ответственность за совершаемый выбор и переходит к осознанному самовоспитанию.
Процесс социализации студенчества сегодня осложняется следующими факторами:
-
трудностями материально-финансового характера в семьях студентов;
-
неопределенностью трудоустройства по специальности;
-
низкий уровень знаний и мотивации к учению у обучающихся;
-
имущественным расслоением в студенческой среде.
Исходя из всего этого свою воспитательную деятельность в колледже строю с учетом личностных и возрастных особенностей студентов, профессиональной направленности. С учетом возрастных особенностей определяю основные направления воспитания:
-
на 1-2 курсах преимущественное значение имеют задачи социально-гражданского и общегуманитарного развития, приоритетным является творческое приобщение студентов к избранной специальности, акцент делается на формирование умений навыков, необходимых в будущей профессии;
-
на 3 курсе обучения завершается формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста, при этом резко возрастает удельный вес индивидуальной работы со студентами.
При организации воспитательной работы основываюсь на сохранении преемственности в воспитании, исхожу из неразрывности учебно-воспитательного процесса, оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы, активно использую позитивный опыт прежних лет. Для повышения эффективности воспитательного процесса необходима творческая разработка новых форм и методов работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов; необходим педагогический инновационный поиск. Этот поиск осуществляется на основе изучения интересов, творческих способностей студентов, осмысления свойств интересов личности, определения ее базовой культуры, сформированных ценностных ориентиров, активности жизненной позиции студента.
Для изучения студентов я применяю различные методы. Важнейшими из них являются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением студентов в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещение их на квартирах, в общежитии, на дому.
В практической работе классного руководителя применяю следующие методы воспитания:
— методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, призывы, убеждения);
— методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, создание ситуаций успеха);
— методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности (критика, поощрения, замечания, наказания, ситуация доверия, контроля).
Каждый раз, принимая новую группу, начинаю работу с адаптации студентов к новым для них условиям жизнедеятельности. Это очень важный момент в организации воспитательного процесса. Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием, и будет ли тем, самым обеспечена высокая успеваемость, это не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебного коллектива, между студентами и преподавателями, между студенчеством и администрацией учебного заведения на начальном этапе обучения. Только совокупное действие таких условий и средств воспитания, как создание благоприятной образовательной среды, влияние личности воспитателя и его деятельности, личностное и социально-ролевое общение, активная творческая деятельность студентов, может дать положительный эффект. Я, как классный руководитель, стараюсь оказать помощь студентам в освоении навыков учебного труда, решении их психологических, бытовых проблем, знакомлю их с традициями и нормами студенческой жизни.
Свое первое знакомство с группой начинаю с заочного знакомства: за несколько дней до начала учебного года идет ознакомление с личными делами студентов: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам). Фактическое знакомство с вновь прибывшими обучающимися происходит 1 сентября, девиз этого дня – «Мы вам рады». В первые учебные дни:
– организую первое знакомство с группой;
– помогаю разобраться с учебным расписанием;
– представляю преподавателей, которые будут вести занятия в группе;
– провожу знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах колледжа;
– настраиваю студентов на серьезное и ответственное отношение к учебе, к жизни в колледже, бережное отношение к материальным ценностям, предоставленным в их пользование (мебель, оборудование, литература и т.д.).
С целью составления демографических списков, социального паспорта группы, выявления интересов и предпочтений обучающихся, первокурсникам предлагаются анкеты, которые помогают более детально познакомиться. Дальнейшее знакомство происходит во время посещения мест проживания студентов и составление актов жилищно — бытовых условий. Здесь же происходит и первое знакомство с родителями. Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы классного руководителя и мастера производственного обучения с родителями. Это особенно важно при первом знакомстве, так как дает наиболее полное представление о семье. Прежде чем посещать семьи мы определяем цель посещения, намечаем основные вопросы, которые предстоит выяснить. О предстоящем посещении, мы с мастером ПО, заранее сообщаем родителям, кратко проинформировав их о цели посещения. Во время беседы с родителями отмечаем положительные стороны обучающегося, указываем на имеющие недостатки, совместно обсуждаем пути их устранения. Посещение семьи помогает уяснить ситуацию, сделать определенные выводы для последующей работы, как с обучающимся, так и с его родителями. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, это помогает лучше узнать условия, в которых живет обучающийся, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может усложнить взаимоотношение с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.
Успешное воспитание студентов немыслимо без сплочённого, педагогически управляемого коллектива, каким является группа. Коллектив, как живой общественный организм, рождается, развивается, живёт. В создании, сплочении и всей жизнедеятельности группы главная роль принадлежит классному руководителю. Поэтому на протяжении всего периода обучения идет работа по формированию и сплочению коллектива. Взаимоотношения внутри группы, оказывают огромное влияние на процесс адаптации студентов, влияют на успеваемость, моральное и психологическое состояние обучающихся. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к новым условиям, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе. Для этого на начальном этапе работы необходимо провести знакомство студентов в группе. Знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, классному руководителю получить максимальное количество информации о студентах. Для того, чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом использую несколько методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя качество», «Я не умею» и др.). Знакомство происходит просто во время беседы: задаю вопросы и вызываю к ответу различных студентов. Во время проведения знакомства внимательно наблюдаю за группой, поведением обучающихся, и на основе этого уже начинаю строить планы и ставить цели воспитания.
Важным условием эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы в группе является степень вовлечения студенческой молодежи в активную деятельность. Наиболее эффективными направлениями воспитательной работы, проводимой в колледже, являются следующие: участие студентов в организации и проведении тематических классных часов, общеколледжских тематических мероприятиях, спортивно-массовых и туристско-краеведческих мероприятиях, днях здоровья, культурно-массовых мероприятиях, волонтерском движении и т.д. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. Наиболее интенсивно он созревает в творческой, проблемной деятельности, когда студенты не просто выполняют то или иное задание, а совместно решают сложные, но посильные задачи.
Не менее важная задача классного руководителя — активизация работы по вовлечению студентов в деятельность органов студенческого самоуправления. Участие студентов в общественно-полезной деятельности является школой формирования осознанного отношения к происходящим общественно-политическим процессам, выступает предпосылкой, основой формирования профессиональных умений и навыков будущего специалиста. И здесь на первый план выходит работа актива группы. Актив группы выбирается в сентябре месяце, но не в первые дни учебы (на это время я назначаю временного старосту). Выборы актива проводится на собрании группы обязательно при моем присутствии. До того как провести выборы, знакомлю студентов с полномочиями и обязанностями представителей актива. Не допускаю, чтобы человека выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. А также сразу сообщаю студентам, что актив группы в конце учебного года (а при необходимости и в течение года) по итогам работы может быть переизбран. Задача классного руководителя во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьезное отношение к происходящему, направить студентов в решении вопросов выбора актива, но не решать все за них (даже если их выбор кажется мне не верным).
Как классный руководитель я стремлюсь организовать общение студентов в различных формах, содействую их взаимной заинтересованности и духовному взаимообогащению. Это достигается путём поощрения сотрудничества студентов при выполнении общих дел, стимулирования добровольной взаимопомощи в учениях, поощрениях дружбы. Вместе с тем, опираясь на коллективное мнение, стараюсь предупредить и пресекать появление кличек, сплетен, нездоровых группировок.
Остро на сегодняшний день стоит проблема правонарушений в студенческой среде. Корни проблемы таких негативных явлений, как правонарушения, употребление алкоголя связаны с низкой занятостью студентов во внеурочное время. Студент, особенно первокурсник, приехавший на учебу из села, сталкивается с рядом проблем, связанных с условиями обучения, проживания, быта, отдыха, снижение контроля со стороны родителей, зачастую находит решение проблем в компании с асоциальной направленностью. Отсюда распитие спиртных напитков, нарушение правопорядка, учебной дисциплины, слабая успеваемость. Учитывая, что проблемы правонарушений – это проблемы социальные, больше внимание уделяю индивидуальной работе со студентами, провожу встречи с родителями, серьезно вникаю в проблемы быта и отдыха студентов.
Особое внимание уделяю воспитательной работе, направленной на поднятие уровня общей культуры студентов, для преодоления стереотипов терпимого отношения к сквернословию, курению, употреблению спиртных и энергетических напитков. Главной стратегией в этом направлении воспитательной работы является формирование здорового образа жизни, отношения к репродуктивному здоровью как важнейшей нравственной ценности. Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости студентов. Прежде всего, использую коллектив группы для повышения требований к студентам по вопросам учёбы и дисциплины. С этой целью провожу специальные собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в группе, заслушиваются отчёты отдельных студентов о выполнении ими правил поведения. Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях студентов в учении, о культуре умственного труда, а также информирование родителей о результатах обученности. Главное вовремя заметить отставание студента в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. К выбору форм работы стараюсь подходить творчески. Планируемые формы, различного содержания «классного часа», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании студентов, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к чуждому, вредному. Так, при подготовке к проведению открытого мероприятия «Афганистан – боль моей души», в процессе совместной практической деятельности между студентами установились деловые отношения, формировалась ответственность за порученное дело, раскрывались способности каждого, а главное – крепло товарищеское сплочение. Подготовка мероприятия потребовала распределения обязанностей, поиска необходимых материалов. Одни составляли сценарий, готовились к ведению мероприятия, другие думали о музыкальном сопровождении, а для этого требовалось подобрать и исполнить песни, найти ролики нужных мелодий, подготовить презентацию т.д.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Неоценимое значение имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Я информирую родителей об успехах студента, акцентируя внимание на положительном, говорю о трудностях и неудачах, стараюсь выяснить причины и мотивы ослабления в учёбе, совместно определяю методы педагогической помощи. Выполняя обязанность классного руководителя осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учётом специфического подхода к студентам различных возрастных групп, и стараюсь давать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания.
Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить студентов к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей студентов. Одних нужно вовремя поощрить, других – умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Надо хорошо знать своих студентов, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание студентов помогает выявить и корректировать недостатки в воспитательном процессе. Необходим постоянный мониторинг результатов работы классного руководителя, а так же мониторинг развития личности студента и коллектива. Главная задача мониторинга — выяснить, насколько процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности студента для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт. Принятие своевременных мер по совершенствованию процесса воспитания позволяет качественно решать государственную задачу – подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем ответственности, патриотизма, морального и гражданского сознания.
В процессе обучения и воспитания обучающихся участвует весь педагогический коллектив, обслуживающий персонал колледжа, работодатели, в той или иной степени они оказывают положительное или иногда отрицательное влияние как на формирование личностных качеств каждого обучающегося, так и на всю группу в целом. Но никто из участников этого процесса не несет столько ответственности за конечный результат, сколько классный руководитель и мастер производственного обучения. И вот здесь хотелось бы отметить, что только содружество классного руководителя и мастера ПО способствует успеху в решении учебно – производственных и воспитательных задач. Классный руководитель несет персональную ответственность за состояние учебно-воспитательной работы в группе вместе с мастером, следовательно, и планировать воспитательную работу они должны вместе.
Большое практическое значение имеет воспитание в процессе обучения профессиональных качеств, необходимых подросткам. Пробуждение интереса к профессии, уроки теоретического и производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок профессионального воспитания студентов, их профессиональной направленности. Чем выше качество обучения, тем весомее его воспитательное значение. И вот здесь на первое место выходит деятельность мастера производственного обучения. Личность мастера во многом определяет уровень квалификации обучающихся, а также атмосферу в группе. Ведь не случайно говорят: какой мастер — такая и группа. Наравне с классным руководителем мастер производственного обучения является центральной фигурой в обучении и воспитании студентов. Мастер – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности студенческого коллектива, закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в рабочую жизнь. И именно поэтому я свою работу, как классный руководитель, направляю на совместную деятельность с мастером ПО, поиск эффективных методов совместной работы, рационального распределения обязанностей.
Сотрудничество, взаимопонимание, определение совместных задач в воспитании, умение находить компромиссы – это залог успеха. Такая работа является и наглядным примером и для обучающихся, как формы коллективной работы.
Что бы оказать максимальное влияние на молодое поколение, мало быть не просто наставником, а нужно заслужить доверие и уважение. Средствами воспитания должны выступать личный пример и авторитет классного руководителя. К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Успех работы зависит и от наличия информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, умело убедить, привлечь к себе. Для того, чтобы хорошо воспитывать, самим надо быть хорошо воспитанным и образованным, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации является самообразование, самоанализ деятельности.
Воспитательная деятельность – это целая система накопленного опыта, как всего человечества, так и личного опыта отдельно взятого воспитателя. Будущее нашего государства напрямую зависит от образовательной и воспитательной работы педагогов. Профессионализм, высокие нравственные и духовные принципы — прежде всего.
В завершении хочу дать несколько советов и рекомендаций классным руководителям. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть:
-
Меньше формализма, больше человеческого общения.
-
Нужно не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе.
-
К воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
-
Лучше больше хвалить и меньше ругать, педагогика успеха приносит хорошие результаты.
-
Силы и время, потраченные на организацию насыщенной групповой жизни, на культурное развитие студентов, не может быть потрачено напрасно. Главное — найти, какое — либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе — интересно с ними.
-
Родитель ребёнка не твой студент, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
-
Не жди прямых актов благодарности — тогда не будет разочарований.
-
Дети в группе — это твоё отражение: старайся постоянно работать над собой. Сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.
Такое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.