О государственной услуге
Предназначена для признания социально ориентированной некоммерческой организации (далее – организация) исполнителем общественно полезных услуг.
Кто может получить
Заявителем при предоставлении государственной услуги является руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа организации или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от ее имени.
Куда обратиться
В территориальные органы Минюста России в отношении:
— межрегиональных, региональных и местных общественных организаций и движений;
— региональных отделений международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций и движений;
— местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации;
— религиозных организаций, образованных централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации;
— иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В центральный аппарат Минюста России в отношении:
— общероссийских общественных организаций и движений;
— Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
— централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
— религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации.
График работы
Прием заявителей для личного представления документов для предоставления государственной услуги осуществляется в соответствии со следующим графиком:
в территориальных органах:
Понедельник, среда – 14.00 — 17.00
Вторник, четверг – 9.00 — 12.00
Пятница – 14.00 — 16.00
в центральном аппарате:
Понедельник – с 10-00 до 13-00
Вторник, четверг – с 14-00 до 17-00
Среда, пятница – с 9-00 до 12-00
Порядок получения государственной услуги
Получение услуги возможно в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (ознакомьтесь с особенностями получения услуги в электронном виде и инструкцией по порядку действий заявителя).
Заявители имеют право представить документы лично (или иное лицо на основании доверенности, выданной заявителем), направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения либо в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством сети «Интернет», в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Перечень необходимых документов
Для признания организации исполнителем общественно полезных услуг в Минюст России (его территориальные органы) представляется:
заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению № 1 к Правилам принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 (далее – Правила принятия решения).
Для дополнительного внесения в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг (далее – реестр) сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, не позднее 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг, в Минюст России (его территориальные органы) представляется:
заявление о дополнительном внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, по форме согласно приложению № 4 к Правилам принятия решения.
Для повторного признания организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке по истечении 2 лет со дня внесения организации в реестр представляется:
заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению № 1 к Правилам принятия решения.
Заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению № 1 к Правилам принятия решения представляется в течение 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг.
Заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям (далее – заключение) по форме согласно приложению № 2 к Правилам принятия решения для признания организации исполнителем общественно полезных услуг и для дополнительного внесения в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, не позднее 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг, заявитель вправе представить в Минюст России (его территориальные органы) по собственной инициативе. Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Требования к оформлению документов:
Все документы представляются на русском языке.
Все документы представляются в одном подлинном экземпляре.
Заявление, содержащее более одного листа, должно быть прошито, пронумеровано и заверено подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.
За предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная плата не взимаются.
Консультации по вопросам предоставления государственной услуги
Консультации по вопросам предоставления государственной услуги предоставляются федеральными государственными служащими центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов.
Консультации предоставляются по следующим вопросам:
— перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
— категории заявителей, которым предоставляется государственная услуга;
— перечень документов, представляемых заявителем для получения государственной услуги, требования, предъявляемые к этим документам и их оформлению, включая образцы заполнения форм документов;
— сроки предоставления государственной услуги;
— порядок и способы подачи документов, представляемых заявителем для получения государственной услуги;
— порядок получения информации заявителем по вопросам предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг;
— результаты предоставления государственной услуги, порядок направления документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;
— перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;
— сведения о местонахождении, графике работы, справочных телефонах, телефонах-автоинформаторах (при наличии), адресах официальных сайтов Министерства (его территориальных органов) в сети «Интернет», а также электронной почты;
— порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Министерства (его территориальных органов), а также его должностных лиц;
— иная информация о порядке предоставления государственной услуги.
Консультации предоставляются при личном обращении, посредством официальных сайтов Минюста России (его территориальных органов), телефонной связи, телефонов-автоинформаторов (при наличии), почты или электронной почты.
При личном обращении консультации предоставляются в часы приема заявлений, в иных случаях – в рабочее время, в том числе, когда прием заявлений на предоставление государственной услуги не осуществляется.
Срок предоставления услуги
Решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией ранее включенной в реестр) либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией ранее включенной в реестр) принимается Минюстом России (его территориальными органами) в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов.
Уведомление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией ранее включенной в реестр) либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией ранее включенной в реестр) направляется организации в течение 3 рабочих дней со дня принятия Минюстом России (его территориальными органами) соответствующего решения.
Результаты оказания государственной услуги
Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:
— принятие решения о признании организации исполнителем общественно полезных услуг и внесение сведений об организации в реестр (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр);
— прекращение предоставления государственной услуги по инициативе заявителя;
— решение об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг (во внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр).
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги
В признании организации исполнителем общественно полезных услуг (во внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр) может быть отказано, если:
— не представлены (несвоевременно представлены) документы, предусмотренные пунктами 3, 3 (1) и 11 Правил принятия решения;
— организация включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
— представлены документы, содержащие недостоверные сведения, либо документы оформлены в ненадлежащем порядке.
Порядок обжалования
Заявители имеют право на обжалование действий и (или) бездействия и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги.
Заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 11.1 и 11.2 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Заявитель вправе письменно обжаловать действия или бездействие должностных лиц территориальных органов Минюста России – в Департамент по делам некоммерческих организаций, Департамента по делам некоммерческих организаций – Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью.
Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы предоставляется:
посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственной услуги, на официальных сайтах, на Едином портале государственных и муниципальных услуг;
с использованием средств телефонной связи, в письменной форме, по электронной почте, при личном приеме.
Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Минюста России (его территориальных органов), а также его должностных лиц регулируется:
Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2012 № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг».
Административный регламент
РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПРИЗНАНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ
Деятельность некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – ФЗ № 7).
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии с частью 2.1. статьи 2 вышеуказанного ФЗ № 7, социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО) признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества
в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 ФЗ № 7.
Для признания некоммерческой организации социально ориентированной ее вид деятельности должен быть отражен
в учредительных документах (уставе) организации.
При этом следует отметить, что вид деятельности организации рекомендуется указать в соответствии с видами деятельности, перечисленными в пункте 1 статьи 31.1 ФЗ № 7, а именно:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф,
к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной
или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям
и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта
и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение
и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
Кроме того, если в уставе организации указан не вид деятельности,
а предмет или задачи, целесообразно внести изменения в устав с учетом вышеперечисленных рекомендаций, при этом организация может указать сразу несколько видов деятельности.
Необходимо обратить внимание, что никаких иных документов (справки, выписки, свидетельства и др.), подтверждающих статус некоммерческих организаций как социально ориентированных, законом не предусмотрено.
Следует отметить, что закон предусматривает следующие формы СОНКО:
· общественные организации (за исключением политических партий) – это добровольные объединения граждан, объединившихся
на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей;
· религиозные объединения – это также добровольные объединения граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающие соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. При этом запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели
и деятельность которых противоречат закону;
· фонды – это не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели;
· некоммерческие партнерства – основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении своей деятельности. Следует отметить, что в 2014 году были внесены большие изменения в законодательство о юридических лицах, и Некоммерческие партнерства упразднили как разновидность некоммерческих организаций. Это не значит, что все Некоммерческие партнерства, действующие на тот момент, были ликвидированы в принудительном порядке. Это значит, что теперь нельзя зарегистрировать новое Некоммерческое партнерство. Все действующие Некоммерческие партнерства на момент принятия закона продолжают существовать и дальше, однако теперь к ним применяются нормы об Ассоциациях (Союзах). Учредительные документы Некоммерческого партнерства продолжают действие только в части,
не противоречащей законодательству. Законодательство не устанавливает обязанность немедленно преобразовать Некоммерческое партнерство
в Ассоциацию, но при ближайших изменениях в учредительные документы, необходимо будет провести преобразование Некоммерческого партнерства
в Ассоциацию. При этом необходимо менять не только наименование,
но и регистрировать новую редакцию устава в Министерстве Юстиции. Наименование Ассоциации, создаваемой в процессе преобразования Некоммерческого партнёрства, обязательно должно содержать указание
на организационно-правовую форму (слово «Ассоциация» или «союз»). Для того, чтобы преобразовать Некоммерческое партнерство, необходимо собрать общее собрание членов Некоммерческого партнерства, на котором члены Некоммерческого партнёрства голосуют по вопросам преобразования Некоммерческого партнерства в Ассоциацию или союз[1];
· частные учреждения – это некоммерческие организации, созданные собственником (гражданином или юридическим лицом)
для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;
· автономные некоммерческие организации – не имеющие членства некоммерческие организации, созданные в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах;
· ассоциации (союзы) – это некоммерческие организации, основанные на членстве, созданные юридическими лицами
и (или) гражданами в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных,
а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей;
· общины коренных малочисленных народов Российской Федерации – формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых
по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения
и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 23 марта 2000 года;
· казачьи общества – формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ.
[1] Некоммерческое партнерство как организационно-правовая форма НКО отсутствует в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Дата публикации: 6 Августа 2021 г.
Информация, размещенная далее, актуальна на 2021 год. С 1 января 2022 года реестры некоммерческих организаций объединились в реестр СОНКО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций».
В 2020 году во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее – постановление № 906) и постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» Минэкономразвития России были сформированы реестр СОНКО (далее – реестр № 1) и реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – реестр № 2) соответственно.
Постановлением № 906 предусмотрено, что в реестр № 1 входят СОНКО, которые с 1 января 2017 г. являются получателями средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или получателями грантов Президента Российской Федерации, или состоят в реестре организаций – поставщиков социальных услуг, или состоят в реестре СОНКО – исполнителей общественно полезных услуг.
В свою очередь, постановлением № 847 установлено, что в реестр № 2 входят НКО, являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность, НКО, являющиеся благотворительным организациями, представившими в Минюст России отчетность за 2017–2018 годы, а также НКО, включенные в перечень российских организаций, в соответствии с пунктом 6 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок формирования реестров определен Порядком представления в Министерство экономического развития Российской Федерации сведений для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2020 г. № 848 (далее – Порядок).
Сведения об организациях, которые должны быть включены в реестры с 1 января 2021 г., вносятся в Подсистему сбора и хранения данных Единого хранилища данных Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Подсистема) соответствующим органом власти, который уполномочен на предоставление информации о них в соответствии с условиями, определенными пунктами 3 — 7 и 10 — 11 настоящего Порядка.
Так, сведения о СОНКО-получателях субсидий и грантов вносят федеральные и региональные органы исполнительной власти, о СОНКО-победителях конкурсов Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества – Фонд президентских грантов, о СОНКО-поставщиках социальных услуг – органы государственной власти субъектов Российской Федерации, о СОНКО-исполнителях общественно полезных услуг и о благотворительных организациях – Минюст России, об образовательных НКО – Рособрнадзор.
Соответственно, направление НКО заявлений о включении в реестры не предусмотрено. НКО может быть включена в реестр № 1 или (и) № 2 лишь на основании сведений, внесенных в Подсистему уполномоченным на предоставление информации органом власти.
Подчеркнем, что Минэкономразвития России является органом исполнительной власти, осуществляющим ведение и размещение указанных реестров в открытом доступе, а также осуществляющим методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти для включения организаций в реестры. Соответственно, Минэкономразвития России не уполномочено включать организации в реестр № 1 и № 2.
Реестры обновляются по мере предоставления данных федеральными и региональными органами власти, а также Фондом президентских грантов.
Актуальные реестры размещены на официальном сайте Минэкономразвития России по следующим ссылкам: реестр № 1 — https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko, реестр № 2 -https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko-affected (прим. с 1 января 2022 г. указанные реестры недоступны по данным ссылкам; взамен по данным ссылкам размещается единый реестр СОНКО).
При этом отмечаем, что с 1 января 2022 года вступает в силу Положение о порядке ведения реестра СОНКО, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» и предполагающее объединение реестра № 1 и реестра № 2 в единый реестр СОНКО.
Обращаем внимание, что с 1 января 2022 года реестр № 1 и реестр № 2 не публикуются по отдельности, а объединяются в реестр СОНКО. Вместе с тем расширяются основания для включения организации в реестр СОНКО. Разъяснения по вопросу порядка включения НКО с 1 января 2022 года в единый реестр СОНКО размещены в тексте новости «Порядок включения НКО в реестр«, размещенной на настоящем сайте (прим. абзац добавлен 26.01.2022).
Как включить региональное отделение Организации в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг (СОНКО ИОПУ)
Для того чтобы организацию включили в реестр СОНКО ИОПУ, ей необходимо:
- выбрать направление деятельности, по которому она сможет получить заключение профильного министерства о соответствии этой деятельности установленным критериям оценки;
- обратиться в профильное министерство с просьбой выдать заключение о соответствии качества оказываемых Организацией общественно полезных услуг установленным критериям;
- после получения заключения обратиться в территориальное подразделение Министерства юстиции с заявлением о включении в реестр.
Подробную информацию (о форме заявлений, прилагаемых документах и т.п.) см. ниже.
Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг утвержден в соответствии со следующими правовыми актами:
— Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2016 №398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»;
— постановление Правительства РФ от 27.10.2016 №1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания»;
— постановление Правительства РФ от 26.01.2017 №89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг».
Первый этап. Подготовительный.
Выбор направления — спортивное, реабилитационное или правовое, образовательное, культурно-массовое. Можно выбрать не одно, а несколько направлений (точное наименование услуги должно совпадать с наименованием из Перечня общественно полезных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 №1096).
Спортивное (пункт 19 Перечня): Услуги в области физической культуры и массового спорта:
— пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
— проведение занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан;
— участие в организации официальных спортивных мероприятий;
— организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий;
— обеспечение доступа к спортивным объектам;
— организация развития национальных видов спорта;
— организация и проведение мероприятий по военно-прикладным видам спорта;
— организация и проведение мероприятий по служебно-прикладным видам спорта;
— организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения.
Правовое (пункт 6 Перечня): Услуги по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению:
— содействие в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;
— содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи.
Реабилитационное (пункт 5 Перечня): Услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья:
— оказание информационно-справочной поддержки гражданам по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств;
— проведение социально-средовой реабилитации или абилитации инвалидов;
— проведение социокультурной реабилитации или абилитации инвалидов;
— проведение социально-бытовой адаптации.
Культурное (пункт 10 Перечня): Оказание помощи семье в воспитании детей:
— формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
— организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
— осуществление экскурсионного обслуживания;
— показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок);
— показ (организация показа) концертов и концертных программ.
Также есть иные виды деятельности, осуществление которых может помочь РО быть включенным в реестр (см. Перечень).
Второй этап. Сбор документов и справок.
1.Организации следует обратиться в органы исполнительной власти и получить от них справки о том, что РО оказывает услуги по выбранному направлению и они соответствуют всем стандартам и критериям. Также следует собрать все благодарственные письма от граждан, соглашения о совместной работе с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Справки и благодарности могут быть в произвольной форме.
2.Взять справку в ФНС об отсутствии задолженностей у РО по налогам и сборам.
3 этап. Написание заявления.
Заявление следует подать в территориальный орган Минспорта (если выбрано спортивное направление), в Минтруда (если выбрано реабилитационное направление), в Минюст (если выбрано правовое направление), в Минкультуры (если выбрано культурное направление).
- Обращение в территориальный орган министерства пишется по форме Приложения №1.
- К обращению прикладывается информационная справка (по форме Приложения №2).
- К обращению прикладывается справка об отсутствии жалоб (по форме Приложения №3).
- К обращению прикладывается также справка о лицах, непосредственно оказывающих услуги, то есть организаторах и т.п. (Приложение №3.1).
К обращению также приложить:
— документы, обосновывающие соответствие оказываемых услуг установленным критериям оценки — справки, благодарности, соглашения о совместной работе, характеристики и т.д.;
— справку об отсутствии задолженностей по налогам и сборам и иным обязательным платежам.
Все документы писать на бланках РО.
4 этап. Получить заключение.
5 этап. Составить заявление в Минюст о включении в реестр по форме Приложения №4, приложив к нему заключение.