Содержание статьи
- Знакомство с устройством
- Аналоговые МТМ
- Инструкция по использованию
- Напряжение
- Сила тока
- Сопротивление
- Как отполировать лобовое стекло своими руками в домашних условиях
- Прозвонка
- Для чего используются системы спутникового мониторинга
Всем привет! Думаю, многие автомобилисты и просто электрики согласятся, что наличие мультиметра очень помогает в повседневной жизни. Он может пригодиться в быту и при обслуживании или ремонте транспортного средства. Потому сегодня поговорим немного о том, как пользоваться мультиметром и делать это правильно.
Можете называть устройство тестером, мультиметром (МТМ) или цешкой. Хотя тестер и МТМ не совсем одно и то же. Но предлагаю не зацикливаться на обозначениях, а просто поговорить на актуальную тему.
С помощью таких устройств можно проверить параметры напряжения, работу электрического оборудования, сделать замеры тока и сопротивления. Вообще МТМ являются многофункциональными устройствами, и должны находиться в автомобиле каждого водителя.
Знакомство с устройством
Для начала предлагаю поговорить про сами мультиметры как электронные устройства. Далее будет представлена подробная инструкция для начинающих или, как это принято говорить, для чайников.
Посмотрим на переднюю панель устройства для измерений показателей в машине и дома. Обычно на лицевой части указано несколько значений. А именно:
- OFF. Здесь все понятно. Прибор находится в выключенном состоянии;
- ACV. Такое обозначение указывает на переменное напряжение;
- Значок Ω означает тут сопротивление;
- DCA является постоянным током;
- Завершает все DCV или постоянное напряжение;
- 3 разъема с соответствующими указателями;
- Непосредственно сам циферблат или электронное табло.
Что касается 3 разъемов. Через них подключаются щупы. Набор с клещами идет в комплекте к МТМ, потому тут все должно быть понятно.
Есть одно замечание относительно того, как и когда подключать те или иные щупы к тестеру. Есть черный провод, который неизменно всегда идет в гнездо, которое обозначено символами COM.
А вот с красным ситуация более сложная. Все зависит от того, какие именно измерения своим цифровым мультиметром вы собираетесь проводить. Когда делаются замеры напряжения в электросети, сопротивления или силы тока номиналом до 200 мА, тогда вам нужен только выход VmA. Если же величина превышает 200 мА, тогда подключайтесь красным щупом к 10 ADC.
Думаю, с этим разобрались. Если сделать все наоборот, долго пользоваться тестером вам не удастся. Причиной тому станет сгоревший предохранитель. Как и в случае с предохранителем прикуривателя в авто, здесь также применяются плавкие элементы.
Аналоговые МТМ
Большинство автомобилистов и электриков отдают предпочтение цифровым мультиметрам. Это современные устройства с широкими функциональными возможностями.
Но на рынке также присутствуют устаревшие приборы. Их называют аналоговыми или стрелочными. Кому как удобнее. Но вот их характеристики и эффективность значительно уступают цифровым решениям. Пользоваться стрелочным тестером не лучший вариант, поскольку у шкалы больше погрешность.
Да и в целом пользоваться подобными аппаратами не особо удобно. Лучше сразу переходить на цифровые приборы хорошего качества.
К таковым я бы отнес следующие модели:
- DT830;
- DT832;
- DT838;
- Ресанта DT 181;
- Ресанта DT 182;
- ДТ9205а;
- Ермак;
- Mastech и пр.
Хотя не буду скрывать, что некоторые продолжают пользоваться цифровыми тестерами. Вероятно, они у них давно в наборе инструментов, либо просто автомобилист не хочет тратить деньги на цифровой аппарат, поскольку его полностью устраивает его стрелочный мультиметр.
Инструкция по использованию
Теперь немного подробнее расскажу вам о том, как своими руками воспользоваться мультиметром цифрового типа, чтобы сделать разные замеры параметров.
В нашем материале будет рассмотрено измерение:
- напряжения;
- силы тока;
- сопротивления;
- прозвонки.
Чтобы все было более понятно, про каждую процедуру поведаю отдельно. Если вам есть чем дополнить эту инструкцию, обязательно пишите в комментариях.
Напряжение
Измерить напряжение самостоятельно не сложно. Но подробная инструкция на такой случай точно не помешает.
Последовательность ваших действий будет такая:
- Переведите переключатель в соответствующее положение;
- В сети, где имеется переменное напряжение, стрелка должна располагаться в зоне ACV;
- Щупы МТМ идут в гнезда СОМ и VΩmA;
- Теперь выставляйте подходящий примерный диапазон;
- Если сомневаетесь, переводите в максимальное значение;
- Когда на табло появится цифра, можно отрегулировать положение;
- Если это сеть с постоянным напряжением, МТМ применяется так же;
- Но во втором случае переключатель лучше поставить в положение 20 В;
- Щупы к цепям следует подключать строго параллельно.
Вы наглядно можете видеть, что ничего сложного в этой процедуре нет. А потому вы с легкостью своими руками сможете измерять напряжение, которое сейчас наблюдается в электросети. Как переменное, так и постоянное.
Тут главное не касаться голыми руками к щупу, поскольку он будет находиться под воздействием тока.
Сила тока
Для определения параметров тока первым шагом является ответ на вопрос о том, какой именно ток идет по проводке. Он бывает переменным и постоянным.
Далее вы смотрите по оборудованию или прибору, какое ориентировочное значение тут может быть. Измеряется показатель в Амперах, то есть обозначается буквой А.
- В зависимости от параметров примерного напряжения, красный щуп идет в соответствующее гнездо Ω;
- Сначала щуп лучше поставить туда, где токовое значение выше;
- Если на табло увидите меньшее значение, можно переключиться;
- При необходимости уменьшите диапазон измерения;
- Когда МТМ используется в роли амперметра, подключение к цепи происходит последовательно.
И тут, как видите, можно легко справиться самостоятельно. Задача по замерам силы тока выполнена. Потому переходим к следующему пункту.
Сопротивление
Самым простым и безопасным мероприятием с применением МТМ является замеры сопротивления.
Тут действуйте следующим образом:
- Переключатель ставится в любое положение в зоне ;
- Выбирается подходящий диапазон измерений;
- Перед операцией отключается питание в сети обязательно;
- Иначе тестер не покажет правильное значение;
- Если видите цифру 1 на табло, либо значения Over и Ol, тогда следует выставить более высокий диапазон;
- В противном случае произойдет перегрузка;
- При появлении 0 тестер переводится в меньший диапазон.
Соблюдение этих простых правил и последовательности в ваших действиях позволит быстро и без особых проблем сделать все необходимые процедуры по измерению сопротивлений.
Хорошая функция мультиметра, которая часто выручает при ремонте домашней бытовой техники. Я, к примеру, недавно починил жене утюг. И тестер оказался крайне полезным в этой работе.
Прозвонка
Я вам ничего не говорил о задней панели мультиметра. Хотя там находится еще несколько функций. Они в основном предназначены для радиотехников, которые профессионально занимаются своей работой. Для задач в домашних условиях или при ремонте авто они не понадобятся.
За исключением одного режима. Его называют режимом прозвонки. Предназначен он для поиска обрывов в электроцепи. Для этого цепь нужно прозвонить. Когда она замкнута, то есть обрыв отсутствует, тогда появляется звуковой сигнал. Если же обрыв есть, тогда звуков никаких не возникнет. Это означает, что вы нашли проблемный участок.
Для проверки нужно разместить два щупа с двух сторон прозваниваемой цепи. Это позволяет отыскать даже незначительный обрыв на протяженной электроцепи.
Но и тут есть важная особенность. Когда вы соберетесь прозванивать цепь, обязательно убедитесь, что электричество выключено. То есть сначала выключается автомат на распределительном щитке, а уже затем делается прозвонка. Так же и при ремонте автомобиля. Нужно выключить мотор и снять минусовую клемму с аккумулятора.
Чем смог, постарался помочь. С вас комментарии и вопросы. Дополнительно можете посмотреть наглядное видео.
Думаю, каждый при желании легко разберется в работе любого современного мультиметра цифрового типа. К тому же, производитель всегда прилагает подробную инструкцию к прибору. Потому работу с устройством всегда нужно начинать с изучения руководства по эксплуатации.
Спасибо всем вам за внимание! Подписывайтесь, оставляйте свои комментарии и задавайте актуальные вопросы!
С недавних пор в помощь автолюбителям на смену контрольной лампочке пришли недорогие компактные цифровые мультиметры. Так, что такое мультиметр?
Мультиметр — это многофункциональный (от слова «мульти»), универсальный прибор, который совмещает в себе функции вольтметра, амперметра и омметра. Тоесть, позволяет измерять напряжение и силу переменного и постоянного тока в сетях, а также сопротивление проводников.
Наряду с этими основными функциями мультиметр также имеет множество дополнительных, в зависимости от модели и цены устройства. Например, такие функции, как термощуп, режим прозвона цепей, режим проверки диодов и транзисторов, конденсаторов, функция памяти и другие.
Для автолюбителя, обычно, используемые функции ограничиваются режимом прозвона и вольтметром.
Для примера, рассмотрим наиболее распространенный и доступный мультиметр, и используемый мною, DT-832 под брендом ТЕК.
Данный прибор позволяет нам измерять силу только постоянного тока до 10 Ампер, постоянного напряжения до 1000 Вольт, переменного напряжения до 750 Вольт, сопротивления до 2000 килоОм, а также исправность диодов и транзисторов, имеется функция генератора сигнала 5В 50Гц (радиоэлектронщики поймут, а нам это не особо нужно).
Так, что мы видим на панели прибора?
Во-первых, это ЖК дисплей отображающий результаты измерений, под ним находится многопозиционный переключатель режимов и пределов, три гнезда под щупы, а также гнездо для проверки транзисторов.
В самое нижнее гнездо под обозначением «СОМ» вставляется черный «отрицательный» щуп, два верхних предназначены для красного «положительного».
«VΩmA» — среднее гнездо, используется для измерения напряжения, сопротивления и силы тока до 500mА, тоесть до предела 200mA на шкале переключателя. Эта линия находится под защитой предохранителя.
«10A» — нижнее гнездо, используется только для измерения силы тока в пределах от 200mA до 10А. Не находится под защитой предохранителя, что значит при превышении порога в 10А устройство может выйти из строя — попросту сгореть.
Теперь перейдем к измерениям. Но сначала одно важное правило: если вы не знаете примерной величины измеряемого параметра тока, то ставим переключатель на наивысший предел (не касается измерения сопротивления).
1. Измерение переменного напряжения
В этом режиме мы можем, например, измерить напряжение сети в обычной бытовой розетке. Так как, мы знаем, что напряжение в сети должно быть около 220В, то ставим переключатель на предел 750В, иначе у нас сгорит предохранитель. Подключаться следует параллельно к выводам, как показано на схеме (Рис.6), с потребителем или без. В нашем случае просто вставляем щупы в отверстие розетки.
Ни в коем случае не дотрагивайтесь до металлических частей щупа, а также удостоверьтесь что их изоляция не повреждена!
2. Измерение постоянного напряжения
Как мы знаем постоянное напряжение у нас присутствует в аккумуляторах, обычных батарейках, зарядных устройствах и блоках питания. Все это мы можем измерить аналогичным образом, как и при измерении переменного тока. Однако, тут уже следует соблюдать полярность, иначе дисплей покажет «отрицательные» значения. Такая функция мультиметра также позволяет находить нам провода с «+» или «-«.
В случае с автомобилем можем смело выставлять переключатель в предел 20В и измерить напряжение в бортовой сети автомобиля, на клеммах аккумулятора, выходах генератора или же его падение под нагрузкой.
3. Измерение силы постоянного тока
Сила тока измеряется только при подключенном потребителе, т.е. под нагрузкой. Щупы мультиметра подсоединяются последовательно в разрыв цепи ДО потребителя.
Ни в коем случае нельзя подсоединяться напрямую к розетке или АКБ — мультиметр сразу выйдет из строя!
Измерение силы потребляемого тока позволяет нам, например, рассчитать необходимое сечение провода под дополнительное оборудование в автомобиле.
4. Прозвон цепей и диодов.
В этом режиме мы можем проверить участки цепи на обрыв, а также исправность диодов.
Измерения, как и в случае с проверкой сопротивления, проводятся при отключенном источнике питания. Для поиска обрыва подключаем один щуп к одному концу или точке цепи, а второй к другому, при этом, если цепь исправна мы услышим характерный звуковой сигнал и дисплей покажет околонулевые значения падения напряжения. Если где-то есть обрыв, то звуковой сигнал не прозвучит, а на дисплее будет циферка «1» в левом углу — означает «сопротивление стремится к бесконечности», т.е. цепь разомкнута.
При проверке диодов этим режимом мы можем выяснить пробит ли диод, а также величину падения напряжения в нем — ключевой параметр исправности.
В заключение хотел бы дать некоторые советы по выбору автомобильного мультиметра:
1. Выбирайте модель со встроенной звуковой индикацией, очень помогает.
2. С наличием плавкого предохранителя, который можно заменить, иначе устройство можно считать одноразовым, ошибки все равно будут.
3. С прорезиненным корпусом.
4. Желательно с выдвижной подставкой.
Но для первого ознакомления подойдет и самый простенький, чтобы не жалко.
Подписывайтесь на блог! Удачи!
Проверить подержанный автомобиль можно разными способами. Один из них — с помощью мультиметра. Устройство полезно не только при выборе машины, но и для диагностики проблем при ежедневном использовании. Что это за прибор и как пользоваться мультиметром в автомобиле, расскажем ниже.
Для чего нужен мультиметр
Приставка «мульти» в названии устройства уже говорит о его повышенной функциональности. Прибор хорош тем, что объединяет в себе несколько разных устройств. С помощью мультиметра можно измерить силу тока, напряжение, сопротивление. То есть в одном устройстве уже объединено как минимум три: амперметр, вольтметр и омметр.
Функциональность мультиметров может отличаться, как и цены на сам прибор. Минимальная цена — триста рублей. Но есть и продвинутые варианты, которые стоят двести тысяч рублей.
Мультиметры бывают аналоговые и цифровые (с дисплеем). Цифровые гораздо проще в использовании и практически лишены недостатков. В продаже в основном встречаются именно такие.
На лицевой панели мультиметра помимо дисплея есть круглый переключатель и разъемы для подключения проводов — их называют щупами. Работает прибор от батареек.
Принцип работы мультиметра. Вы включаете прибор, устанавливаете с помощью переключателя подходящий режим измерения. Далее с помощью щупов подсоединяете прибор к тем узлам автомобиля, которые хотите проверить. На экране будут отображаться значения показаний. Таким образом с помощью мультиметра можно найти утечки тока и определить, из-за чего они происходят.
Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром
Утечка тока — это когда электричество в бортовой сети автомобиля уходит не по назначению. Вы заглушили двигатель, но какой-то из потребителей продолжает активно высасывать энергию из аккумулятора. Это негативно влияет и на саму батарею, и на запуск автомобиля. Даже новый аккумулятор будет быстро разряжаться, у вас будут постоянные проблемы с запуском двигателя. Также из-за утечек может нагреваться проводка, а это чревато коротким замыканием и даже возгоранием.
Причины утечек могут быть разными. Но для начала надо исключить самые очевидные варианты: выключить все световые приборы в машине, магнитолу или другие нештатные потребители (например, видеорегистратор). Когда все выключено, можно переходить к дальнейшим действиям.
Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром:
-
После того как выключите все потребители тока, выключите зажигание и выньте ключ из замка (если в машине бесключевой доступ, просто заглушите двигатель кнопкой). На всякий случай можно опустить стекло водительской двери — если замки заблокируются, вы легко их откроете.
-
Далее откройте капот для доступа к аккумулятору. В некоторых автомобилях батарея может быть расположена в другом месте, например, в багажнике. Это можно уточнить в инструкции по эксплуатации.
-
Переключатель мультиметра надо перевести в режим измерения силы тока.
-
Затем от аккумулятора отсоедините минусовой провод.
-
С помощью измерительных проводов подключите мультиметр. Один щуп присоединяется к минусовому проводу, а второй к минусовому выходу на аккумуляторе. То есть прибор оказывается между минусовой клеммой и самим аккумулятором.
-
Далее нужно немного подождать, и на экране мультиметра появятся данные.
На исправном автомобиле значение потребляемого тока не превышает 70 мА (миллиампер). Если показания выше, значит, какое-то оборудование разряжает батарею.
Узнать причину можно с помощью предохранителей. Просто вынимайте их по одному и смотрите, как меняются показания на экране. Каждый предохранитель отвечает за определенные потребители, таким образом можно вычислить причину утечки.
Обычно в автомобиле есть два блока с предохранителями. Один из них находится под капотом, а второй в салоне. Их расположение можно узнать в инструкции по эксплуатации.
Далее расскажем об основных причинах утечек и о том, как проверить их мультиметром.
Как мультиметром проверить аккумулятор автомобиля
Для этого переключатель мультиметра надо перевести в режим измерения постоянного напряжения (напротив значения 20 вольт). Двигатель автомобиля должен быть заглушен.
Затем нужно подсоединить щупы мультиметра к аккумулятору: красный к плюсовой клемме, черный к минусовой. Но если вы перепутаете провода местами, ничего страшного не произойдет, прибор просто покажет значение со знаком минус.
Также можно снять клеммы с аккумулятора и присоединить щупы к плюсовому и минусовому выходам. То есть сначала можно измерить напряжение самого аккумулятора. Затем, подключив клеммы, посмотреть на показания с подключенной бортовой сетью автомобиля.
Для заряженного аккумулятора нормальными значениями считаются показатели от 12,4 до 12,9 вольт.
Затем можете запустить двигатель. Сначала значения на экране просядут, затем увеличатся. При запущенном двигателе нормальным будет напряжение от 13 до 14 вольт.
Если значения напряжения меньше (при работающем или заглушенном двигателе), значит, аккумулятор не заряжается полностью. Возможно, где-то есть утечка тока.
Как проверить датчики автомобиля мультиметром
Из-за неправильной работы датчиков у машины могут сбоить самые разные системы. Чем более современный у вас автомобиль, тем этих датчиков больше.
Еще до начала измерений вам нужно узнать, где находится каждый из датчиков вашего автомобиля. А также выяснить, какие значения измеряемых параметров (напряжения, сопротивления и так далее) считаются нормальными для вашей машины. Об этом можно почитать в инструкции к автомобилю, либо обратиться к форумам в интернете или бортжурналам владельцев.
Также перед проверкой датчиков рекомендуется осмотреть провода, идущие к ним. Они могут быть повреждены. Важно обращать внимания на контакты — там может быть окисление, из-за чего датчик перестает нормально работать.
Рассмотрим наиболее распространенные датчики и способы их проверки.
Датчик ABS
Обычно работоспособность датчика антиблокировочной системы (АБС) проверяют по сопротивлению.
В большинстве случаев нормальными для датчика считаются значения от 1 до 1,8 кОм (килоом). Меньшие или большие показатели говорят о его некорректной работе. Неисправный датчик вообще не отображает никаких значений.
Для датчика ABS можно измерить не только сопротивление, но и напряжение. Для этого автомобиль необходимо приподнять с помощью домкрата или подъемника. Мультиметр нужно присоединить к датчику, затем раскрутить колесо. Если при вращении колеса значения меняются — это хороший знак, значит, датчик работает. Оптимальным значением будет напряжение до 2 вольт.
Но важно помнить, что для разных автомобилей значения могут отличаться, в том числе для передней и задней осей автомобиля.
Датчик коленвала
Этот датчик определяет положение коленвала, а также отвечает за корректную работу зажигания. При его неправильной работе двигатель может работать неустойчиво либо вовсе не запуститься.
С помощью мультиметра для датчика коленвала можно измерить сопротивление. В среднем нормальными считаются значения от 0,5 до 1 кОм.
Датчик кислорода (лямбда-зонд)
Этот датчик считывает количество кислорода в выхлопных газах автомобиля. При его неправильной работе у машины снижается мощность, появляются рывки при движении, растет расход топлива.
Как и в случае с датчиком АБС, здесь можно измерить сопротивление и напряжение. Если на заведенном автомобиле увеличить обороты (нажать на педаль газа), показания на экране мультиметра должны меняться. В противном случае датчик работает некорректно. Нормальным считается напряжение от 0,1 до 0,9 вольт. Для сопротивления это обычно от 2 до 10 Ом.
Датчик детонации
Этот датчик считывают ударную волну при сгорании топливно-воздушной смеси в цилиндрах. При его неправильной работе ухудшается динамика и возрастает расход топлива.
Значения сопротивления достаточно серьезно отличаются на разных автомобилях. Обычно на иномарках это от 500 до 1300 кОм.
Также можно измерить напряжение. Для этого нужно снять датчик с автомобиля и подключить к нему мультиметр.
По датчику нужно постучать (например, металлическим ключом), таким образом имитируется ударная волна. В большинстве случаев при небольших нагрузках нормальным считается напряжение в 20-40 милливольт. Если значения при постукиваниях вообще не меняются, датчик неисправен.
Датчик скорости
Этот датчик считывает скорость. Если он неисправен, может не работать спидометр, иногда электроусилитель руля. Также возрастает расход топлива.
Как проверить напряжение мультиметром? Для этого датчик лучше снять с автомобиля. Затем подсоединить мультиметр. Во время измерения датчик нужно крутить. Чем быстрее вы его вращаете, тем большее значение напряжения должно быть на экране. Если правильно подключенный датчик не реагирует на вращение, он неисправен.
Как проверить высоковольтные провода
Из-за неправильной работы высоковольтных проводов снижается динамика, растет расход топлива, появляются толчки при нажатии на педаль газа, двигатель может хуже запускаться.
Для проверки проводов нужно снять их с автомобиля и проверить каждый с помощью мультиметра. Нормальным считается сопротивление от 3,5 до 10 кОм (килоом). Чем длиннее провода, тем выше будет сопротивление.
Как проверить генератор
Для проверки генератора надо заглушить автомобиль и выключить все потребители тока (магнитолу, видеорегистратор и прочее).
После этого мультиметр подключается к аккумулятору. Заряженная батарея на заглушенном автомобиле будет выдавать 12,5-12,9 вольт.
Затем нужно завести автомобиль и включить потребители тока: вентилятор печки на максимум, магнитолу, ближний свет, обогрев стекол. При этом нормальные показатели напряжения будут в районе 13-14 вольт. Если вы увидите меньшие значения, значит, генератор не может нормально зарядить аккумулятор.
Кратко
При покупке б/у автомобиля будет полезно знать, как прозвонить мультиметром провода, проверить датчики и другие узлы. Ведь покупка нового аккумулятора или ремонт генератора — это повод для торга.
Прибор будет полезен и при повседневной эксплуатации автомобиля. За небольшие деньги вы получаете внушительную функциональность для решения самых разных задач.
Автор: Роман Яровой
Мультиметр является основным измерительным инструментом любого специалиста, связанного с электрическими цепями, в том числе и автоэлектрика. Никакая компьютерная диагностика не может заменить этот простой прибор.
Как пользоваться мультиметром в автомобиле или дома должен знать не только каждый водитель, но и любой уважающий себя мужчина.
Зачем он нужен
Мультиметром называют универсальный электроизмерительный инструмент для контроля величин напряжений, токов и сопротивлений в электрической цепи. Так как современный автомобиль, скорее, является электронным устройством, чем средством передвижения, присутствие в его ремкомплекте мультиметра необходимо, даже если автовладелец не является специалистом в электрике.
Научиться пользоваться мультиметром можно за несколько минут. Стоимость такого прибора небольшая, он может оказать несоизмеримо большую помощь в случае неисправности электрооборудования автомобиля.
В настоящее время специально для использования автоэлектриками и автолюбителями выпускаются автомобильные мультиметры. Они адаптированы к измерениям электрических и иных параметров, связанных с работой систем двигателя, заряда аккумуляторной батареи, электрооборудования автомобиля.
Многие мультиметры классифицируются, как автомобильные, только в качестве маркетингового приема. Измеряемые ими параметры не всегда соответствуют потребностям автоэлектриков, тем более, рядовых автолюбителей.
Проверка напряжения нагрузочной вилкой
Нагрузочная вилка считается сегодня инструментом слегка устаревшим. Встретить ее чаще всего можно на станциях технического обслуживания, чем у частных автовладельцев. Тем не менее, такая проверка получается наиболее верная и профессиональная.
Нагрузочной вилкой называют определенный инструмент, который с особой точностью позволяет установить уровень неисправности аккумулятора. В нем объединены мультиметр и нагрузочное сопротивление.
- устройство соединяется с клеммами АКБ, при этом возникает ток короткого замыкания. Это своего рода имитация работы стартера. При отсутствии нагрузки батарейка вырабатывает 12,7 Вольта, с нагрузкой – гораздо меньше;
- далее нужно считать показания прибора. Они покажут, на каком уровне будет находиться заряд в момент, когда владелец заведет машину.
Ещё один нюанс, который нужно учесть при измерении таким способом: проверять напряжение желательно при температуре батареи 20-25 градусов и не делать это очень часто. В противном случае можно потерять большую долю емкости.
Такой способ надежный и достоверный. Единственный его минус в том, что нагрузочная вилка практически не встречается в обычном гараже у рядового автолюбителя. Для таких хозяев авто стоит подумать о том, как мультиметром проверить напряжение аккумулятора автомобиля.
Обзор популярных моделей
Рассмотрим некоторые модели автомобильных мультиметров.
F716
Производитель Caltek Industrial. Предназначен для выполнения следующих измерений:
- тока, напряжения и сопротивления в режиме обычного мультиметра;
- проверка наличия и параметров импульсов впрыска топлива (форсунок, инжекторов);
- проверка лямбда зондов;
- контроль системы заряда аккумуляторной батареи;
- измерение тока утечки АКБ;
- контроль качества заземления;
- наличие шины RS-232 для подключения к ноутбуку.
В принципе, эти функции, за исключением измерения параметров впрыска и подключения к компьютеру, можно реализовать на обычном мультиметре.
Mastech MS6231
Назначение:
- измерение параметров в режиме обычного мультиметра;
- измерение температуры в пределах от минус 20 до плюс 1000 градусов Цельсия;
- измерение частоты оборотов коленвала;
- измерения угла опережения коленвала (контактное зажигание);
- автоотключение питания;
- удержание результатов измерений, максимального значения.
Наиболее полезная функция – автоотключение питания, она предупредит разряд элемента питания по окончании работ. Частота оборотов двигателя показывается на тахометре автомобиля, контактные системы зажигания используются разве что на Жигулях.
MS8211
Отличается оригинальной формой. В числе очень полезных функций этого мультиметра, помимо мощного фонарика (что иногда очень кстати), возможность бесконтактного контроля напряжения (тока) в проводнике без повреждения изоляции. Опытные автоэлектрики знают, как часто приходится прокалывать иголкой или делать микроразрез, чтобы проконтролировать напряжение в конкретном проводнике.
С помощью специального щупа этого мультиметра можно проконтролировать цепь, не повреждая изоляцию. Бесконтактный контроль напряжений можно сделать и для бытовой сети переменного тока 380 Вольт (при соответствующем положении переключателя режимов). Есть в автомультиметре и «контролька» (лампочка на прозвонку).
Видео — обзор такого мультиметра:
В качестве специальных автомобильных измерений предлагается:
- проверка наличия коротких замыканий и обрыва цепи;
- тест системы зажигания;
- контроль генератора;
- контроль параметров импульсов форсунок.
Весьма оригинальный и полезный прибор.
UNI-T UT105
Помимо обычных функций мультиметра выполняет измерение частоты оборотов двигателя. Для «чайников» на дисплее показывается, к каким разъемам подключать щупы в данном режиме измерений. Весьма оригинально, но не более.
Видео — автомобильный мультиметр UT105 в работе (обзор функций)
Fluke 88V
Американский производитель комплектует мультиметр дополнительными щупами, крокодилами, наконечником на высоковольтные провода, датчиком температуры. В целом, измерительный инструмент можно отнести к профессиональным.
Помимо обычных, мультиметр выполняет измерение параметров импульсов форсунок, в том числе, скважность, частоту вращения коленвала. Есть мегаомметр до 40 МОм, очень полезно для контроля высоковольтных проводов, свечей зажигания. В качестве прибамбасов – квазианалоговая шкала на цифровом дисплее, автоматическая установка предела измерений. Неплохой прибор.
Trisco DA-400
Практически обычный мультиметр с дополнительными функциями «прозвонки», измерения температуры, бесконтактным щупом на высоковольтные провода, измерением угла зажигания (это большой плюс), измерение величины постоянного тока до 15 Ампер (а не 10, как в большинстве – и это плюс).
Производитель в качестве характеристик заявляет ударопрочность при падении с высоты 1, 5 метра (это двойной плюс). При невысокой стоимости такой прибор является практически идеальным, как в практике автоэлектрика, так и для автолюбителя. Одна проблема – на радио- и авторынке найти его достаточно сложно.
Проверка обрыва кабеля или короткого замыкания на линии
Щупы вставляем в гнездо, как в первых 3 способах. Переключатель переводим в раздел «.)))», отключаем проверяемый кабель от источника питания, при необходимости зачищаем концы до голого металла.
Одну сторону замыкаем между собой, к другой подключаем тестер, если линия цела то услышим характерный писк, который прекратится при размыкании.
В этом случае проверяемый кабель целый и не имеет короткого замыкания. Если писка нет, это означает повреждение одной или нескольких жил.
Если же продолжается и после размыкания, на линии короткое замыкание и дальнейшая эксплуатация кабеля небезопасна.
В более продвинутых приборах есть дополнительные функциональные возможности, которые должны быть подробно расписана в инструкции по пользованию мультиметром. Наличие которой в качественных приборах обязательно.
Какой мультиметр лучше выбрать для автомобиля обычному автолюбителю
В принципе, при выборе мультиметра для автолюбительского применения не имеет принципиального значения автомобильная или обычная модель прибора будет находиться в багажнике. Если мультиметр приобретается для гаражного хранения и применения, то можно выбрать и автомобильную модель.
Главное — в автомобиле всегда должен быть мультиметр!
Неважно какой. В экстренных ситуациях отказа электрооборудования в дороге или на автостоянке обычно бывает необходимо и достаточно, чтобы мультиметр произвел:
- измерение напряжения бортовой сети и аккумуляторной батареи;
- контроль заряда АКБ от генератора;
- сделал «прозвонку» предохранителей, лампочек и электропроводки;
- измерение тока утечки;
- контроль параметров датчиков, прежде всего, сопротивления и напряжения на датчиках.
В качестве дополнительных потребительских характеристик желательны: подсветка цифрового индикатора, ударопрочный корпус. Таким параметрам может удовлетворять простейший мультиметр стоимостью до 1000 рублей, например MAS830L.
Обозначения режимов на большинстве приборов стандартизированы, поэтому, научившись работать на одном мультиметре, можно уверенно перейти на пользование другим. Время «жизни» мультиметра в практике автоэлектрика максимум полгода, в автолюбительской – пару лет.
В первую очередь выходят из строя щупы. Обычно это происходит зимой: некачественная изоляция трескается в морозы, провода обрываются, щупы приходится менять. Затем, обычно по невнимательности, отказывает режим измерения тока 10 Ампер. После этого режим прозвонки, измерения сопротивлений и …далее лучше купить новый. Поэтому, покупать дорогой мультиметр не имеет смысла.
Вместо послесловия
После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!
Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.
Источник
Как пользоваться мультиметром в автомобиле в различных режимах
Рассмотрим на примере MAS830L.
Как проверить напряжение
Для контроля напряжения на аккумуляторной батарее необходимо красный (положительный) щуп подключить к гнезду 6, черный (отрицательный) — к гнезду 5. Далее переключатель режимов устанавливается на зону 1 измерения постоянных напряжений на предел 20 Вольт (20V). Напряжение нормально заряженного аккумулятора от 12,4 до 12,8 вольт. При заведенном двигателе напряжение на клеммах АКБ должно увеличиться до 13,5 – 14,5 Вольт. Это свидетельствует о работоспособности генератора автомобиля.
Как измерить ток
Чаще всего этот режим используется для измерения токов утечки в цепи аккумуляторной батареи.
Измерение тока осуществляется в разрыв электрической цепи.
Чтобы измерить ток утечки, необходимо отключить положительную клемму аккумуляторной батареи, затем переключить режим в положение 10А (на режиме 8). Положительный щуп подключить к гнезду 4, отрицательный – к гнезду 5. Красный (положительный) щуп подключить к клемме «+» аккумуляторной батареи, черный (отрицательный) – к отключенной положительной клемме.
Будьте осторожны – положительная клемма не должна касаться металлических элементов кузова и двигателя.
На дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Считается нормальным ток утечки до 0,2 Ампер. Для более точных измерения можно перейти на меньший предел измерений. При этом следует переключить красный щуп в гнездо 6.
Видео — как мультиметром измерить утечку тока аккумулятора:
Измерение сопротивлений
Чтобы проверить исправность лампочки, следует переключатель режимов установить в зону измерения сопротивлений 2 на предел 200 Ом. Щупы подключить к лампочке. На индикаторе показывается величина сопротивления лампы.
Если на индикаторе будет отображаться 1 в верхнем регистре, значит, лампочка неисправна либо имеет большее, чем 200 Ом сопротивление.
Аналогичным образом измеряют сопротивление датчиков.
«Прозвонка» предохранителей и цепей
Переключатель режимов устанавливается в положение 7. Щупы подключаются к выводам предохранителя. В случае его исправности зазвучит сигнал зуммера. Таким же образом прозваниваются провода. Щупы следует подключать к зачищенным зонам на начале и конце провода.
Проверка диодов
Требуется при проверке диодного моста генератора. Переключатель устанавливается в положение 3, щупы – к проверяемому диоду. В одном включении щупов сопротивление должно быть бесконечным (как на предыдущем рисунке — на индикаторе будет отображаться 1), в другом (прямом) – от 500 до 700 Ом.
На данном мультиметре есть еще режим измерения коэффициента усиления биполярных транзисторов, но он в автолюбительской практике не используется.
Фаркопы Балтекс: преимущества, отзывы покупателей
- Переключатель ставится в любое положение в зоне ;
- Выбирается подходящий диапазон измерений;
- Перед операцией отключается питание в сети обязательно;
- Иначе тестер не покажет правильное значение;
- Если видите цифру 1 на табло, либо значения Over и Ol, тогда следует выставить более высокий диапазон;
- В противном случае произойдет перегрузка;
- При появлении 0 тестер переводится в меньший диапазон.
Соблюдение этих простых правил и последовательности в ваших действиях позволит быстро и без особых проблем сделать все необходимые процедуры по измерению сопротивлений.
Хорошая функция мультиметра, которая часто выручает при ремонте домашней бытовой техники. Я, к примеру, недавно починил жене утюг. И тестер оказался крайне полезным в этой работе.
Прозвонка
Я вам ничего не говорил о задней панели мультиметра. Хотя там находится еще несколько функций. Они в основном предназначены для радиотехников, которые профессионально занимаются своей работой. Для задач в домашних условиях или при ремонте авто они не понадобятся.
Чем грозит большой ток утечки на машине
Самая частая (хотя и не самая страшная) проблема из-за непомерной утечки тока в автомобиле — это быстро и часто разряжающийся аккумулятор. Замечают это обычно тогда, когда АКБ отслужила несколько лет, и уже не способна накапливать много энергии. Непомерный ток утечки, может быть, появился на машине намного раньше. Однако, пока аккумулятор «молодой и бодрый», его запасов хватает на многодневное потребление в несколько миллиампер. У старой батареи ампер-часов меньше, чем у новой, вот она и садится быстро.
Для нового аккумулятора большие токи утечки тоже далеко не полезные. Постоянная нагрузка будет, намного или нет — неважно, разряжать батарею. А стартёрные аккумуляторы сохраняют свой ресурс тем дольше, чем больше времени они пребывают в полностью (или почти) заряженном состоянии. Если же каждый божий день АКБ будет высаживаться сначала чуть-чуть, а потом до половины и так далее — двигатель запускать по утрам будет можно, но ресурс аккумулятора быстро сократится. Начнётся сульфатация пластин, постепенно уменьшится ёмкость, и прощай новый АКБ через пару лет после покупки.
Более серьёзные проблемы могут возникнуть, когда утечка тока в автомобиле вызвана короткими замыканиями, повреждениями изоляции и попаданием воды. В таких случаях возможен нагрев проводников или деталей электрооборудования. А это уже грозит самовозгоранием. Причём, что самое страшное, машина из-за этого чаще загорается ночью, когда рядом никого нет. Соответственно, своевременных мер никто не принимает, в результате чего автомобиль выгорает до голого кузова.
Такое, конечно, встречается не сплошь и рядом. Но и менее страшные проблемы, например, когда разряжается новый аккумулятор, неприятны, и указывают на наличие неисправности. А это значит, что надо знать о возможных причинах утечки тока.
Принцип работы прозвонки
Для лучшего понимания, как именно мультиметр узнаёт есть ли обрыв в цепи или нет, я, общих чертах, опишу принцип работает этого режима.
Здесь всё предельно просто, принцип действия прозвонки, основан на всем известном законе Ома, главном правиле электрики и электротехники:
I = U / R , где I – Сил тока, U – Напряжение в сети, R — сопротивление
В каждом мультиметре имеется источник питания – батарейка или аккумулятор, с помощью них создаётся напряжение на проверяемом участке сети – подаётся ток и зная его характеристики – высчитывается результат.
Знакомство с устройством
Для начала предлагаю поговорить про сами мультиметры как электронные устройства. Далее будет представлена подробная инструкция для начинающих или, как это принято говорить, для чайников.
Посмотрим на переднюю панель устройства для измерений показателей в машине и дома. Обычно на лицевой части указано несколько значений. А именно:
- OFF. Здесь все понятно. Прибор находится в выключенном состоянии;
- ACV. Такое обозначение указывает на переменное напряжение;
- Значок Ω означает тут сопротивление;
- DCA является постоянным током;
- Завершает все DCV или постоянное напряжение;
- 3 разъема с соответствующими указателями;
- Непосредственно сам циферблат или электронное табло.
Что касается 3 разъемов. Через них подключаются щупы. Набор с клещами идет в комплекте к МТМ, потому тут все должно быть понятно.
Есть одно замечание относительно того, как и когда подключать те или иные щупы к тестеру. Есть черный провод, который неизменно всегда идет в гнездо, которое обозначено символами COM.
А вот с красным ситуация более сложная. Все зависит от того, какие именно измерения своим цифровым мультиметром вы собираетесь проводить. Когда делаются замеры напряжения в электросети, сопротивления или силы тока номиналом до 200 мА, тогда вам нужен только выход VmA. Если же величина превышает 200 мА, тогда подключайтесь красным щупом к 10 ADC.
Думаю, с этим разобрались. Если сделать все наоборот, долго пользоваться тестером вам не удастся. Причиной тому станет сгоревший предохранитель. Как и в случае с предохранителем прикуривателя в авто, здесь также применяются плавкие элементы.
Аналоговые МТМ
Большинство автомобилистов и электриков отдают предпочтение цифровым мультиметрам. Это современные устройства с широкими функциональными возможностями.
Но на рынке также присутствуют устаревшие приборы. Их называют аналоговыми или стрелочными. Кому как удобнее. Но вот их характеристики и эффективность значительно уступают цифровым решениям. Пользоваться стрелочным тестером не лучший вариант, поскольку у шкалы больше погрешность.
Да и в целом пользоваться подобными аппаратами не особо удобно. Лучше сразу переходить на цифровые приборы хорошего качества.
К таковым я бы отнес следующие модели:
- DT830;
- DT832;
- DT838;
- Ресанта DT 181;
- Ресанта DT 182;
- ДТ9205а;
- Ермак;
- Mastech и пр.
Хотя не буду скрывать, что некоторые продолжают пользоваться цифровыми тестерами. Вероятно, они у них давно в наборе инструментов , либо просто автомобилист не хочет тратить деньги на цифровой аппарат, поскольку его полностью устраивает его стрелочный мультиметр.
Вывод и дополнительные рекомендации
При необходимости не составит большого труда найти инструкции,как правильно пользоваться мультиметрами при проверке других электронных компонентов и устройств. Но на практике не нужны избыточные функции. Приобретение слишком сложного оборудования будет сопряжено с дополнительными затратами. Если не предполагается глубокое изучение радиотехники, вряд ли понадобится осциллограф. Большее значение для домашнего применения имеет соответствие диапазона измерений. Пригодятся также простота обращения и разумная стоимость.
Возможностей недорогой модели мультиметра вполне достаточно для решения большинства бытовых задач
Несколько советов
Ниже мы расскажем вам несколько нюансов, которые значительно облегчат вашу жизнь при работе с устройством:
- У большинства китайских тестеров щупы очень хлипкие и непрочные. Их можно усилить, если надеть кембрик на место, где из трубки-держателя выходит кабель.
- Всегда помните о том, что нужно мерить от больших значений к меньшим. Если вы все же забыли об этом правиле и прибор вышел из строя, не спешите расстраиваться. В нем есть плавкий предохранитель – возможно, он успел спасти плату и перегорел сам. Замените его на новый. Не используйте самодельные предохранители или проволочки – они не спасут блок в следующий раз.
- Не забывайте, что прибор работает от батарейки и ее периодически нужно менять. Если на экране появилась надпись Bat, то она скоро сядет.
- Переключатель можно вращать в любом направлении, но только в том случае, если щупы не подключены к источнику напряжения. Нельзя воткнуть их в розетку и крутить ручку в обе стороны.
- При измерении напряжения не нужно ловить фазу и ноль – можно присоединять щупы к любым контактам. Если полярность будет неправильная, устройство просто покажет значение со знаком минус.
Чтобы вам было легче осваивать прибор, посмотрите видео, как пользоваться мультиметром для чайников. Этот обзор будет понятен даже новичкам.
Мультиметр — комбинированный тестер, с помощью которого измеряют параметры электрической цепи и ее составляющих. Прибор используют не только в профессиональной сфере, но и в быту. Работать с устройством довольно легко. Тем, кто еще новичок в электротехнике, предлагаем узнать из нашей статьи, как пользоваться мультиметром.
Классификация
Приборы классифицируются на 2 группы — аналоговые и цифровые. Различаются они набором функций, точностью измерений, устойчивостью к помехам, удобством применения.
С помощью тестера можно найти:
- силу и напряжение тока;
- сопротивление участков цепи и отдельных элементов;
- емкость конденсаторов;
- индуктивность катушек;
- температуру.
Для ремонта электронной или цифровой техники мультиметры просто незаменимы. Приборы помогают быстро обнаружить поломку и исправить ее.
Аналоговые
Представляют собой стрелочные тестеры, состоящие из чувствительного магнитоэлектрического измерителя, добавочных резисторов и шунтов. Информация передается на градуированную шкалу при помощи подвижной стрелки.
Преимущества аналоговых устройств:
- устойчивость к помехам;
- чувствительность к изменениям в электрической цепи;
- доступная цена.
Недостатки:
- большая погрешность измерений;
- нелинейная шкала, для которой требуется предварительное выведение нуля специальным регулятором;
- низкое внутреннее сопротивление;
- нет автоматического определения полярности;
- невозможно измерить переменный ток или напряжение.
Тем не менее некоторые инженеры предпочитают именно аналоговый вариант для тех случаев, когда при испытаниях электрических компонентов нужно точно определить направление и тенденцию изменения величины.
Цифровые
Инструменты последнего поколения очень популярны в среде электронщиков благодаря возможности быстро и точно измерить нужные параметры. Электронные мультиметры более приспособлены для повседневной работы, поэтому их можно с уверенностью рекомендовать новичкам.
Форма и размеры прибора могут быть различными, но алгоритмы измерения основных величин одинаковы практически у всех моделей.
Плюсы цифровых тестеров:
- информация выводится на дисплей в виде числа с одним/двумя знаками после запятой в нужных единицах, что позволяет не затрачивать время на расшифровку;
- при замене полярности значения отображаются со знаком минус;
- высокое внутреннее сопротивление, что сокращает погрешности до минимума;
- продуманный интерфейс и простое управление помогает быстро освоить принципы измерения и приступить к работе.
Минусов немного:
- чувствительность к помехам;
- тусклый дисплей и искажение значений при разрядке батареи питания.
Цифровые мультиметры имеют выход для подключения компьютера, с помощью которого производится запись и дальнейшая обработка результатов.
Конструкция
Мультиметрами чаще всего называют именно цифровые тестеры. Они могут быть как переносными, так и стационарными для профессионального использования.
Самые удобные для домашнего применения — компактные мобильные модели, которые можно держать в руке. Внешне они представляют собой небольшие приборы в виде плоской коробочки. Питание предусмотрено от батареек. На передней поверхности расположены дисплей, дисковый переключатель для установки режима и смены диапазона, 3-4 разъема для щупов и 1 для транзисторов.
На дисплее высвечивается значение измеряемой характеристики. С помощью ручки управления задается режим (измерение силы тока, напряжения, сопротивления и т.д.). По кругу нанесены обозначения показателей и их диапазон. При установке переключателя метка или стрелка должны быть обращены в нужный сектор.
Разъемы служат для подключения щупов. Черный провод по принятым в электротехнике правилам всегда «минус». «Плюсом» может быть любой цвет, в мультиметрах он, как правило, красный. Для измерения температуры в комплект включается термопара.
Гнезда имеют обозначения:
- СОМ — «земля», нулевая клемма, предназначено для черного щупа;
- VΩmA — для измерения напряжения, сопротивления и для тока до 200 mA, красный щуп;
- 10ADC — для тока силой до 10 А.
Два последних используются как контакты для термопары. Отдельно расположен разъем для проверки транзисторов.
Приборы могут выпускаться в ударо-пыле-защищенном исполнении. От механических повреждений электронную начинку подстраховывает прорезиненный кожух, а герметичный корпус изготовлен из негорючего пластика.
Разрядность, разрешение, погрешность
Разрядность мультиметра — это величина, определяющая число разрядов для записи измеряемой характеристики. Она задает не точность прибора, а вид (длину) числа. Так например, разрядность 4 1/2 означает, что дисплей отображает 4 полных разряда и 1 половинчатый, то есть до 19999 отсчетов. Если величина выходит за эти пределы, необходимо переключиться в другой диапазон.
Разрешение обозначает степень точности прибора, то есть на каком интервале возможно обнаружение изменения характеристики. Если разрешение мультиметра составляет 1 мВ в диапазоне 4 В, то при измерении напряжения в пределах 1 В разница между соседними значениями будет не менее 1 мВ.
Погрешность цифрового мультиметра — это наибольшая ошибка, которую допускается прибором при измерении величин в конкретных рабочих условиях. Чем она меньше, тем ближе полученный результат к фактическому значению.
Чаще всего погрешность выражается в процентах. Например, если она составляет 1%, то при отображении напряжения в 200 В истинное значение распределяется в пределах от 198 до 202 В.
Как выставить нужный режим
Если неправильно установить переключатель, то прибор может выйти из строя, потребуется ремонт. Первое действие, которое нужно сделать перед измерением, — определить, какой ток протекает по проводам. Постоянный ток в батарейках, аккумуляторах или блоках питания, переменный — в бытовой электросети.
Если характер тока изначально неизвестен, можно воспользоваться индикаторной отверткой:
- если индикатор не горит ни на каком контакте, — ток постоянный;
- при переменном токе свечение в отвертке появляется на фазе, на нуле отсутствует.
Второе — нужно выбрать часть сектора для искомой характеристики. Стандартные обозначения:
- ACV или V ~ — напряжение переменного тока;
- DCV или V — — напряжение постоянного тока;
- DCA — сила постоянного тока;
- Ω — сопротивление;
- hFE — усиление транзистора;
- знак «диод» — режим проверки диодов.
Следующий шаг — выставить диапазон измерений. Когда сила тока неизвестна, переключатель фиксируется на максимальном значении. Если ток окажется больше ожидаемого, это поможет избежать поломки. Так для стандартного напряжения переменного тока 220 В устанавливается предел 600 или 750 В.
Как правильно пользоваться мультиметром: инструкция для чайников
Рассмотрим, как измерить несколько электрических характеристик.
Потенциал
Алгоритм для определения напряжения:
- Установить режим в позицию ACV или DCV в предполагаемом интервале.
- Черный провод подключить к коннектору СОМ, красный — к разъему VΩmA.
- Наконечники щупов соединить с контактами цепи. Например, ввести в отверстия розетки или на полюса батарейки.
- Провести измерение.
Высветившееся на дисплее число — величина напряжения в вольтах. Знак «минус» говорит о том, что полярность была нарушена. Если мультиметр поддерживает функцию удержания, значение можно зафиксировать кнопкой HOLD. Это удобно для большой цепочки измерений.
Сила тока
Эта характеристика измеряется только при последовательном подключении тестера в цепь и включенном питании. Большинство приборов дают возможность определить силу тока до 10 А, поскольку в быту большие значения используются редко.
Для проведения измерений в цепи устраивается разрыв. Дальнейшие действия по следующей схеме:
- Черный щуп — в гнездо СОМ.
- Красный — в разъем до 200 мА или 10А.
- Наконечниками осторожно прикоснуться к контактам.
- Считать с дисплея значение напряжения.
При работе с оголенными проводами необходимо соблюдать технику безопасности, чтобы не допустить удара током.
Сопротивление
Эту характеристику можно измерить без подачи питания. Исследуемый элемент просто замыкается между двумя щупами. Если проводимости нет, на экране высвечивается единица.
Последовательность действий:
- Установить режим Ω, выбрав максимальный диапазон.
- Щупы вставить в соответствующие коннекторы.
- Проверить состояние — замкнуть щупы друг на друга. Должен появиться 0 или небольшое число, которое нужно учитывать при измерении сопротивления цепи.
- Концы проводников набросить на контакты исследуемого объекта.
- На экране появится сопротивление элемента или участка цепи.
Для точных измерений рекомендуется провести 2-3 попытки.
Измерение транзисторов
Для проверки исправности pn-переходов и определения коэффициента усиления:
- Установить режим
- Вставить ножки транзистора в разъем в соответствии с цоколевкой, соблюдая зоны PNP и NPN.
- Отображением на дисплее будет значение усиления сигнала.
Диоды и простейшие транзисторы также измеряются при установленном режиме «диод». К базе подключается красный щуп (плюс), на эмиттер или коллектор черный (минус). При правильной полярности на экране высветится коэффициент передачи.
Емкость конденсатора
До проведения замеров конденсатор должен быть разряжен. Обнулить его можно отверткой с изолированной ручкой, соединив выводы между собой, но более безопасно с помощью 15 вольтовой лампочки с припаянными щупами. Даже мощный конденсатор до 400 В разряжается быстро как без риска для человека, так и самого электрического элемента.
Измерение емкости производится по схеме:
- Выставить режим Fcx.
- К коннектору для конденсаторов подключить красный щуп, черный — к СОМ.
- Измерить емкость. На дисплее она появится в Фарадах.
При неисправностях конденсатора сопротивление бесконечно. Пробой характеризуется уменьшением, кратным его величине.
Прозвонка
Чтобы установить целостность проводки или кабелей, производится их «прозвон». Он заключается в проверке сопротивление участка на минимальном диапазоне измерений:
- Установить режим прозвонки (значок «звуковой микшер»).
- Подключить щупы к соответствующим гнездам, а наконечники — к концам участка проводки.
Если целостность не нарушена, раздастся звуковой зум, а на дисплее будет близкое к 0 значение. Если число нестабильное и «прыгающее», проводимость отсутствует.
Измерение температуры
Некоторые модели поддерживают функцию определения температур. Для этого приборы комплектуются термопарами — проводниками из разных металлов.
При контакте с температурной средой между их концами образуется электрический потенциал. Измеряя его, можно найти температуру объекта. На шкале с функцией термодатчика предусмотрен сектор ТЕМР, куда нужно устанавливать переключатель режима.
Последовательность измерений:
- Вставить концы термопары в соответствующие коннекторы, соблюдая полярность.
- Приблизить условный спай к точке, в которой нужно найти температуру.
- На экране отобразится искомая величина.
Если полярность нарушена, то при исследовании более горячего объекта температура будет понижаться. Для проверки работоспособности можно зажать конец термопары в руках. На экране должно появиться значение около 36°.
Популярные модели: краткий обзор мультиметров
Большинство тестеров производится в Китае. Они достаточно точно определяют электрические характеристики и при соблюдении правил эксплуатации надежны и долговечны. Важно знать, как пользоваться мультиметром для начинающих, чтобы при работе не возникло проблем.
Цифровые мультиметры DT
Мультиметр DT830B
Предназначен для измерения тока не выше 10 А. На корпусе 3 стандартных разъема и один для проверки транзисторов и диодов. Питание прибора осуществляется от батареи типоразмера «крона». Для нее нет отдельного гнезда на корпусе, она вставляется в при полностью снятой задней крышке.
В комплекте 2 щупа. Один черный, который подключается к разъему СОМ, другой красный — во второй или третий согласно измеряемой величине. Щупы изготовлены в бюджетном исполнении. При желании можно купить более качественные, но и эти вполне удобны для использования.
При проведении замеров сначала подключается черный провод, затем красный. Держать щупы нужно аккуратно, не касаясь металлических наконечников. Если «плюс» и «минус» перепутаны, прибор даст об этом знать знаком «-» перед числом на экране.
Максимальное значение напряжения для этого мультиметра — 500 В. При приближении к нему на дисплее появляется значок «HV» — High voltage, предупреждающий о высоком вольтаже. Если нужна максимальная точность измерений, необходимо учитывать сопротивление самих щупов. Это определяется при замыкании наконечников друг на друга. Модель DT830В недорогая. В комплекте может отсутствовать инструкция на русском языке.
При использовании тестера нужно учитывать особенности:
- погрешность составляет около 1%;
- ручная установка режимов;
- исполнение не ударопрочное, пластиковый корпус при ударе можно повредить;
- щупы среднего качества;
- нет подсветки дисплея.
Мультиметр DT832
Модель очень похожа на предыдущую, но функционал расширен возможностью использования генератора и измерения температуры. Помимо щупов в комплект входит термопара.
Для удобства пользователей индикатор питания показывает разрядку батарейки, на дисплее появляется знак ВАТ. Система защиты содержит предохранители, которые при ошибке оператора перегорают, и тогда их необходимо менять на аналогичные новые.
Для использования генератора переключатель функций нужно установить в положение _|¯|_|¯. Щупы подключить к нулю и VΩmА. Между ними появится ток частотой 50 Гц и напряжением около 5 В, который можно использовать для своих целей.
Мультиметр DT838
Модель по виду и принципу работы очень похожа на предыдущую. Выполняет функции — измерение параметров постоянного и переменного тока, транзисторов, прозвонка плюс тестирование диодов, определение температуры, емкости конденсаторов. Генератора как в DT832 нет.
Щупы достаточно мощные и имеют большое сопротивление. В комплекте есть термопара с датчиком. Дизайн девайса более понятный, яркая шкала, крупные обозначения. Переключатель двухцветный, со светлой стрелкой на указателе. Это позволяет меньше ошибаться при перестановке режимов. При перегрузках на дисплее высвечивается «1». Для защиты от ошибок оператора в систему встроен плавкий предохранитель.
Мультиметр DT9208A
Модель имеет широкий функционал. С ее помощью можно:
- измерить силу тока, напряжение, частоту и сопротивление;
- прозвонить цепь;
- провести диодный тест;
- определить коэффициент передачи транзистора и емкость конденсатора.
Прибор укомплектован термопарой, которая используется для измерения температуры от -40 до 1000°С. Индикатор разрядки батареи — знак на дисплее +- — укажет, что пора заменить источник питания. При паузе более 15 мин срабатывает автоматическое отключение прибора. Для его включения необходимо нажать на кнопку Power.
Особенность DT 9208A — возможность измерять токи свыше 10 А. Для этого на корпусе присутствует отдельный разъем. Для удобства считывания данных дисплей можно повернуть и установить под нужным углом.
Все пределы защищены от перегрузок комбинированной системой. Информация на экране удерживается с помощью кнопки HOLD. Для защиты от химического воздействия и пыли комплектация может включать силиконовый кожух. Если его нет, рекомендуется приобрести самостоятельно.
Мультиметр DT9205A
Высокоточный прибор с погрешностью не более 0,5% применяются в полевых или лабораторных условиях, мастерских, домашнем хозяйстве. Диапазон рабочих температур — 0…40°С. Хранить рекомендуется при -10…+50°С.
Корпус достаточно большой — 186х86х41 мм, изготовлен из прочного пластика желтого цвета. Дисплей тоже крупный, хорошо читаются все цифры и значки.
Питание включается кнопкой Power. Внизу расположены 4 коннектора, в том числе для измерения тока свыше 20 А. Разъем для транзисторов — в правом верхнем углу. Нет функций определения температуры и частоты, использования генератора.
Мультиметр DT-61
Этот прибор объединяет 6 функций:
- стандартного цифрового тестера;
- влагомера;
- термометра;
- бесконтактного измерителя переменного тока;
- люксметра;
- шумомера.
DT-61 предназначен для профессиональной и бытовой сферы. Цифровой мультиметр измеряет силу и напряжение постоянного/переменного тока, сопротивление, осуществляет прозвонку электрических цепей, тестирование диодов и определение температуры.
Помимо этого в его функционал включено измерение уровня шума в производственных цехах, школах, офисах, жилых домах, аэропортах. Прибор осуществляет проверку акустики студий, студенческих аудиторий и оборудования, работающего с выделением шумового загрязнения. Для перехода в режим шумомера переключатель нужно установить в сектор dCB, направить микрофон на источник звука (горизонтально). При сильном ветре рекомендуется применять ветрозащиту.
Функция люксметра используется при определении освещенности помещений. Светочувствительный селеновый фотоэлемент преобразует энергию света в электрическую и определяет интенсивность наклонно падающих лучей с высокой точностью. Для проведения измерений переключатель устанавливается в режим Lux.
Определение влажности воздуха производится в режиме ON. Необходимо разместить прибор в помещении как минимум на 2 часа. Показатели будут отображены на дисплее %RH.
Заключение
Как пользоваться мультиметром — актуальный вопрос для тех, кто начинает пошагово осваивать азы электротехники. Устройство поможет определить параметры электрических цепей с большой точностью и скоростью. Некоторые модели выполняют функции влагомера, люксметра и шумомера, что значительно расширяет возможности этих удобных приборов.