Какие навыки от педагога потребует руководство опосредованным обучением

План  

1 Прямое обучение.

2. Проблемное обучение.

3. Опосредованное обучение.

Главная обязанность педагога — организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обучаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования. В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве педагога и детей, в котором педагог — помощник, советчик, старший друг.
Необходимо учесть, что любая модель обучения, в том числе и такая прогрессивная, как личностно-ориентированная, исследуется учеными, а реализуется, претворяется в жизнь педагогом в конкретном учреждении в процессе взаимодействия с воспитанниками. Педагог — главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе.

        В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

1 Прямое обучение.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ).

Вывод: — в ходе занятия педагог направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

2. Проблемное обучение.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.
       Коллективно-поисковая деятельность — это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка — к другому. Решение проблемной ситуации — итог коллективной работы.
       В исследованиях (И. Я. Лернер, Н. Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова и др.) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. «Мышление, — пишет С. Л. Рубинштейн, — обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи». Очевиден
нравственный аспект проблемного обучения: вместе «открыли», например, почему «заплакали стекла» в раздевальной комнате, когда прибежали туда, застигнутые на участке внезапным дождем. Мысль одного ребенка (стекла запотели от пара) дала продолжение догадке других детей (откуда появился пар в комнате — может быть, с нашей влажной одежды?; почему влажными стали только стекла?). Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, спорят или соглашаются. Складывается определенный стиль делового сотрудничества, в основе которого — диалог равных партнеров (Т.А.Куликова).
       Задача педагога — руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок. Он вовлекает детей в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.
Основная движущая сила проблемного обучения — это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Наиболее эффективными являются, прежде всего, те вопросы, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями. Особое место занимают проблемные вопросы, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получаемыми  знаниями. Ценны вопросы, активизирующие образное мышление детей, воображение.

Вывод: — учитывая важную роль проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.
       Однако следует помнить и о «
слабых сторонах» проблемного обучения.
       Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом». Так же — проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий. Принимая во внимание эти обстоятельства, не стоит считать проблемное обучение единственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.

3. Опосредованное обучение.

         Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.

         На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др.
        Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.
       Например, дети старшей группы вернулись после летнего отдыха, некоторые из них побывали в других городах, странах. Дети обмениваются впечатлениями, но знания их отрывочны, хотя и имеют яркую эмоциональную окраску. Педагог показывает книгу — атлас для дошкольников, объясняет ее особенности, вместе с детьми отыскивает города и страны, где они побывали. Далее организует рассматривание атласа, наталкивает воспитанников на «чтение условных знаков» (достопримечательности, промышленность, растительный и животный мир). «Открытие смысла» условных знаков побуждает путешественников к связным рассказам о своих летних поездках. Их рассказы представляют интерес для других детей, которые тоже спешат поделиться личными впечатлениями о своем отдыхе. Выясняется, что есть разные страны, города, дачные поселки, деревни. А это — основание для обогащения предметно-материальной среды новыми объектами, через которые организуется опосредованное обучение: картинами и картинками, видеофильмами о сельском быте, труде, о разных ландшафтах, водоемах (моря, океаны, реки, озера, пруды) и т.п.  В результате такого обучения дошкольники приобретают элементарные географические знания; расширяются их познавательные интересы, развивается сотрудничество между детьми.
При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам — научи другого».
        Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.
Ребенка особенно воодушевляет, если к нему за помощью обращается воспитатель: «Сережа, когда я была маленькой, я немного умела играть в шахматы. Помоги мне вспомнить, как надо расставить фигуры, как они ходят». Педагог в роли ученика. Согласитесь, что это не частое явление, поэтому остальные дети становятся не только зрителями в «шахматной школе», но и активными участниками: запоминают названия фигур, их местоположение на доске, способы передвижения, обмениваются мнениями, задают вопросы, сопереживают играющим. А вечером с гордостью будут говорить родителям: «Я знаю все шахматные фигуры! Сам научился!»; «Я научился ходить конем!»

 Вывод: — смысл опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, т.е. активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников. Руководство опосредованным обучением требует от педагога умения прогнозировать педагогический процесс, гибкости, мобильности поведения.



Скачать материал

Типы обучения



Скачать материал

  • Сейчас обучается 177 человек из 52 регионов

  • Сейчас обучается 75 человек из 39 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Типы обучения

  • В современной дидактике различаются три типа обучения: прямое обучение, пробл...

    2 слайд

    В современной дидактике различаются три типа обучения: прямое обучение, проблемное обучение и опосредованное обучение.

  • . Прямое обучение ориентировано на запоминание материала. Объяснение в сочета...

    3 слайд

    . Прямое обучение ориентировано на запоминание материала. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слуша­ние и запоминание — ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности.
    Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модифика­циях.

  • Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним п...

    4 слайд

    Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных вопросов, обеспечивает эффективное управление процессом.
    Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки — преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении.

  • Проблемное обучение - это такой тип обучения, при котором преподаватель, сист...

    5 слайд

    Проблемное обучение — это такой тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных задач, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых научных выводов .
    Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения.

  • В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного об...

    6 слайд

    В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов на­учного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.
    В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип, приоритет поисковой учебно-познавательной де­ятельности учащихся, то есть открытия ими под руководством обучаю­щего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

  • Сущность опосредованного обучения состоит в том, что педагог изучает уровень...

    7 слайд

    Сущность опосредованного обучения состоит в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; он наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке. На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. При опосредованном обучении девизом становится: «Научился сам -научи другого».

  • Важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявлять свою компе...

    8 слайд

    Важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявлять свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать. Итак, суть опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, то есть активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников. Руководство опосредованным обучением требует от педагога умения прогнозировать педагогический процесс, гибкости, мобильности поведения.

  • МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯСтиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: ав...

    9 слайд

    МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
    Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: автори­тарным, демократическим, либеральным.
    В зависимости от стиля формируется модель процесса обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели.

  • При доминировании демократического стиля взаимодействия педагога и детей скла...

    10 слайд

    При доминировании демократического стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель. Указанные модели отличаются целями, содержанием, методами обучения.

  • 1. Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками:
• цель...

    11 слайд

    1. Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками:
    • цель — вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми — «Делай, как я!»;

  • способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, нака...

    12 слайд

    способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик;
    • тактика — диктат и опека;
    задача педагога — реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций;
    •методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений.

  • Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспит...

    13 слайд

    Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока.

  • Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисц...

    14 слайд

    Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

  • К результатам действия учебно-дисциплинарной модели можно отнести следующее:...

    15 слайд

    К результатам действия учебно-дисциплинарной модели можно отнести следующее:
    •взаимное отчуждение взрослых и детей;
    дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм;

  • возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных возд...

    16 слайд

    возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий;
    за пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.

  • 2. Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой мо­дели. В...

    17 слайд

    2. Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой мо­дели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребен­ка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
    развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);

  • формирование начал личности (базис личностной культуры);
развитие индивидуаль...

    18 слайд

    формирование начал личности (базис личностной культуры);
    развитие индивидуальности ребенка.
    Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка под определенный шаблон, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей исходя из задачи максимально полного содействия их росту.

  • Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценн...

    19 слайд

    Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
    Тактика общения — сотрудничество.

  • Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его даль­нейшего р...

    20 слайд

    Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его даль­нейшего развития как полноценного члена общества. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрос­лого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной фор­мой организации детской жизни.

  • Ожидаемые результаты - расширение "степеней свободы" разви­вающегося ребенка...

    21 слайд

    Ожидаемые результаты — расширение «степеней свободы» разви­вающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его спо­собностей, прав, перспектив.

  • В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализ...

    22 слайд

    В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мыш­ление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскре­пощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.

  • Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не пред­полагает отм...

    23 слайд

    Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не пред­полагает отмены систематического обучения и воспитания детей, про­ведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является пер­вым звеном общей системы народного образования и в качестве тако­вого обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 221 317 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 08.02.2018
  • 1585
  • 7
  • 08.02.2018
  • 1479
  • 3
  • 08.02.2018
  • 252
  • 0
  • 08.02.2018
  • 340
  • 2

Рейтинг:
4 из 5

  • 08.02.2018
  • 4218
  • 34
  • 08.02.2018
  • 1769
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 08.02.2018
  • 517
  • 1
  • 08.02.2018
  • 2190
  • 9

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Тестирование «Организация воспитательного процесса дошкольников»

Наше тестирование поможет вам получить диплом установленного образца

*Все тесты и дипломы соответствуют приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-70859, выдано 30.08.2017

Тестирование «Организация воспитательного процесса дошкольников»

Ответьте на 10 вопросов и получите мгновенный результат!

О тестировании

Это наше тестирование «Организация воспитательного процесса дошкольников». Оно поможет повысить вашу квалификацию. 

Наш тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Но лишь один из них являются верным. После выполнения всех заданий вы получите грамоту. Ее вы сможете вложить в свое портфолио.

Перед участием в тесте рекомендуем вам ознакомиться с положением о проведении наших тестов. Его можно найти по ссылке ниже. А для участия в тесте тоже воспользуйтесь ссылкой ниже.

Так не откладывайте же ваше участие в нашем тесте. Поучаствуйте в нем прямо сейчас! Желаем вам удачи!

Как получить сертификат?

01.

Пройдите тестирование

Заявка заполняется за 3 минуты

Особенности сертификата



  • На базе ФЗ “Об образовании” и ФГОС.


  • Свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391


  • Дипломы официального образца

Ответы на вопросы по тестированию «Организация воспитательного процесса дошкольников».

Как скоро я узнаю о результатах конкурса?

Какая информация есть в свидетельствах для воспитателей?

Как я могу посмотреть результаты других участников?

Ваши мероприятия соответствуют ФЗ об образовании и ФГОС?

Тема тестирования: Теория и методика дошкольного образования (дидактика)

Пройдите онлайн тестирование и получите сертификат!

Пройдите курсы профессиональной переподготовки и получите документы установленного образца:

Организация воспитательного процесса детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО 2000 ч.

Стоимость:
10300 р. 7290 р.

Количество
часов: 2000

Пройти курс

Организация воспитательного процесса детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО 1500 ч.

Стоимость:
8800 р. 6290 р.

Количество
часов: 1500

Пройти курс

Организация воспитательного процесса детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО 1000 ч.

Стоимость:
7350 р. 5290 р.

Количество
часов: 1000

Пройти курс

Организация воспитательного процесса детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО 600 ч.

Стоимость:
5850 р. 4290 р.

Количество
часов: 600

Пройти курс

Организация воспитательного процесса детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО 300 ч.

Стоимость:
4350 р. 2990 р.

Количество
часов: 300

Пройти курс

Дошкольное образование – тот этап обучения, который связан с первичным построением картины мира. Дети исследуют его, чтобы потом в школе заняться более глубоким изучением. Стремление открыть для себя новое и получить опыт крайне важно для развития. Если познание будет связано в восприятии с приятными образами, то дальнейшая учёба не вызовет серьёзных трудностей. Создавая условия для интересного времяпровождения, педагог закладывает фундамент среднего и высшего образования.

Следует заметить, что не всякий опыт приятен. Но получение негативных эмоций тоже важно для реалистичного понимания мира. Другой вопрос, что процент неприятного должен быть умеренным. Всё-таки детство даётся человеку для счастья. Неудачи должны приводить к новым успешным попыткам, а конфликты – к примирениям. Тогда во взрослой жизни такой ребёнок тоже сможет эффективно решать возникающие проблемы.

Если у каких-либо воспитанников уже есть детские травмы, то работать педагогу сложнее. Трудно контролировать ситуацию, когда у ребёнка спонтанные негативные ассоциации с вполне обычными явлениями. В подобном случае не избежать дополнительного стресса. Его нужно компенсировать, помогая детям преодолевать трудности. Вам следует обратиться за помощью к педагогу-психологу, чтобы он помог осуществить коррекцию.

Тест «Теория и методика дошкольного образования (дидактика)» нацелен на выявление и восполнение пробелов. При наличии ошибок вы можете повторить теорию и ответить на вопросы заново. Подобная система способствует закреплению знаний. Особенно она полезна в ситуации, когда у преподавателя нет времени на очное обучение. Записаться на курсы у нас тоже возможно. Например, предлагаем вам следующий: «Организация воспитательного процесса детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО». Материалы подобраны с учётом их актуальности и соединены в логичную систему. Благодаря этому вы можете не тратить время на поиск отдельных пособий.

Психолог-педагог незаменим в работе ДОУ. Он способен посмотреть на ситуацию со стороны, оценить риски и найти методику коррекции. Без его помощи воспитатель вряд ли справится не только с детьми, у которых есть какие-либо отклонения, но и с обычными воспитанниками. Это связано с тем, что у каждого из них – свои индивидуальные особенности, учёт которых жизненно необходим.

Преимущества нашего сервиса

  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты тестирования доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»

На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин

Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами

Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек

1
шаг

Участие

Пройдите тестирование по выбранной теме

2
шаг

Результат

Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет

3
шаг

Диплом

Введите данные для оформления диплома победителя

Более 20-ти шаблонов и образцов

для ваших дипломов и свидетельств

Солнечный свет

Современный образовательный стандарт фокусирует внимание на личных и деловых качествах педагога. Рассказываем, какими компетенциями должен владеть педагог и как их правильно формировать.

Какими профессиональными навыками должен владеть педагог

Создание комфортной образовательной среды

Комфортная среда создает атмосферу сотрудничества, помогает выстраивать дружественное общение с учениками и способствует организации эффективного образовательного процесса. Если учитель все сделал правильно, ученик готов свободно высказывать собственное мнение. Среди множества точек зрения, возражений и дискуссий рождается истина, ребенок учится ее находить, а учитель уважительно слушает и не допускает пренебрежения. 

Однако важно соблюсти баланс: при обсуждении учебных тем и в любом неформальном общении с ребенком педагог должен уметь устанавливать дистанцию, не допускать фамильярности, оставаясь при этом  для учеников другом, которому можно доверить все, что думаешь.

Вовлечение класса в учебный процесс

Качество учебной деятельности оценивают по уровню вовлеченности детей в учебный процесс. Чтобы ребенку было интересно учиться, педагог должен четко ставить перед собой цель урока. Для знакомства с новым материалом используют одни инструменты и методы, для закрепления или работы над ошибками — другие. Это могут быть:

  • игровые технологии,
  • выезд на природу,
  • эксперимент,
  • просмотр фильма или спектакля,
  • прослушивание музыкальной композиции.

Хороший учитель знает их и применяет по назначению. 

Заинтересовать детей поможет и техническое оснащение кабинета. На уроке учитель может использовать не только стандартные доску, стенды и наглядные пособия. Все больше школ получают современное оснащение — интерактивные доски, проекторы, компьютеры, — что позволяет использовать цифровые форматы и дает доступ к онлайн-ресурсам. Повысить уровень вовлеченности помогает способность учителя заинтересовать детей за счет использования новых методов, технологий, индивидуальных разработок, нестандартных подходов к привычным вещам. Например, интерактивная платформа поможет в игровой форме закрепить полученное знание. А включение в учебную деятельность игрового момента добавит соревновательный аспект.

Стратегическое планирование и подбор учебных материалов

Учитель должен уметь подбирать учебный материал так, чтобы каждый из детей разобрался в теме урока. В классе могут быть дети с разными способностями, это необходимо учитывать при составлении плана урока.

Один из навыков грамотного преподавателя — умение заинтересовать всех детей в классе без исключения. Учитель должен понимать, как сделать так, чтобы не было скучно успевающим ученикам и не отстранились от обсуждения темы те дети, кому новые знания даются не так легко. Поможет стратегия перехода от простого к сложному, когда постепенно в обсуждение включаются все ребята. При закреплении темы эффективна работа в парах или группах.     

Цифровые компетенции

Интерактивных инструментов в образовательном процессе становится все больше, они дают широкие возможности для привлечения внимания детей. Речь не только о стандартной компьютерной грамотности. Учитель должен понимать, какие цифровые инструменты окружают детей, по каким технологиям им удобнее и привычнее работать, тогда коммуникация между учителем и учениками будет эффективнее, а обучение быстрее принесет запланированный результат.

Кроме того, задача учителя — объяснить детям, как оперировать большими данными, структурировать и выделять из полученной информации главное, соблюдать правила безопасности в информационном потоке.

Применение формирующей оценки

Такая оценка формирует умение анализировать свою деятельность, развивает способность к рефлексии, отражает все образовательные достижения ученика.

Оценка педагога должна измерять, что ученики освоили, а что еще необходимо закрепить. Например, после контрольной учитель понял, что часть материала усвоена хорошо, а часть требует дополнительной работы. В такой ситуации педагог планирует дальнейшие занятия так, чтобы плохо усвоенный материал снова повторяли на уроках, несмотря на то, что класс перешел к новой теме.

Компетентность педагога проявляется и в самооценке — это способность поставить оценку и себе за то, что удалось реализовать на уроках, а над чем следует поработать.

Оценка настроений ребят в классе

Педагог должен чувствовать настроение детей и общую атмосферу в классе. Это непосредственно влияет на продуктивность обучения. Бывает, что даже успевающий ребенок под воздействием внешних факторов не в состоянии воспринимать учебный материал. Здесь учитель выступает как личностный воспитатель или социальный педагог, приходит на помощь ребенку при необходимости, поддерживает, а не указывает и требует.  

Оценить, прочувствовать настрой детей можно при личном общении. Но это совершенно не значит, что за детьми нужно устанавливать контроль и нарушать личные границы. При необходимости учитель может обратиться за советом к школьному психологу.

Поддержание имиджа и профессиональной этики

В современной российской школе существуют требования к внешнему виду учителя. Они запрещают носить слишком откровенную, неопрятную одежду, вещи из прозрачных материалов, укороченные модели. Как правило, одежда педагога — это деловой костюм или платье, строгая блузка, юбка или брюки.

Речь преподавателя должна соответствовать литературным нормам. Так педагог показывает пример конструктивного общения и взаимодействия в обществе. Стоит избегать оценочной лексики, резких высказываний, бранных слов. 

Иногда при правильной оценке ситуации учитель может использовать сленговые слова или номинации из лексики детей, чтобы наладить с ними близкий контакт. Это ни в коем случае не должны быть ругательные или экстремистские понятия. Если педагог не знает значения слова, которое употребил ребенок, помогает смекалка, чувство юмора, умение сменить тему разговора.   

Какими личностными качествами должен владеть педагог

Стремление совершенствоваться

Знания в современном мире расширяются и приобретают новые форматы, поэтому педагог должен уделять время самообразованию. Проводить уроки по старым конспектам теперь невозможно: меняются технологии и стратегии преподавания, появляются современные инструменты и сервисы, каждое новое поколение детей отличается от предыдущего.

Повышение квалификации не должно быть формальностью. Потребность в саморазвитии — это внутренняя потребность педагога, если он не развивается, он не сможет вдохновить на развитие никого другого. Более подробно о том, зачем учителю учиться, читайте в статье.

Умение выстраивать коммуникации

Навык взаимодействия и построения эффективных коммуникаций пригодится и при общении с родителями детей. Это значимое качество для профессиональной деятельности учителя. В работе часто приходится выяснять, почему у ребенка возникли проблемы в обучении или социальной адаптации, уточнять мнение родителей, их возможности в плане взаимной поддержки и координировать план действий.

Основные правила взаимодействия с родителями и детьми:

  • уметь слышать собеседника,
  • общаться в спокойном уважительном тоне,
  • избегать прямых обвинений,
  • не поддаваться на провокации,
  • держать дистанцию и не переходить на личности.

В общении с родителями учитель должен не только уметь обсуждать проблемы ребенка, выяснять причины происходящего, но и принимать решения о дальнейших действиях. Здесь пригодятся знания педагогики, социологии, психологии социального конфликта.      

Творческое мышление

Творчество в работе педагога проявляется на разных уровнях: это разработка собственной стратегии преподавания и взаимодействия с учениками. Использование оригинальных методик и построение интересного плана урока — тоже творчество. 

Все дети разные, поэтому к каждому требуется особый подход. Если учитель умеет выстроить образовательный процесс таким образом, что каждому ребенку будет интересно, — это творчество. 

Повышенное терпение

Для педагога это важнейший личностный навык. Нередко детям приходится повторять одно и то же много раз. Более того, все образовательные программы построены на освоении, повторении и закреплении материала. Сохранить спокойствие и выработать повышенное терпение помогают специальные психологические практики. Терпение в процессе воспитания приносит свои плоды, достаточно только подождать.

Неравнодушие к окружающим

Это качество, которое учитель должен не только активно проявлять сам, но и привить своим ученикам. 

Настоящий учитель умеет видеть и чувствовать ребенка, его желания и потребности. Оставаться равнодушным опасно, это может не только затормозить образовательный процесс, но и привести к прямым конфликтам в классе. Учитель должен быть готов помочь ученику как в учебе, так и в решении личных проблем, дать совет, выделить время для разговора, привлечь при необходимости других специалистов. 

Важно отличать потребности от капризов, выяснять причину поведения ребенка и работать с ним дальше с ее учетом. При этом надо оставаться другом, а не превращаться в строгого судью.

Любовь к работе

Педагог постоянно работает с людьми, поэтому без любви к работе сложно будет демонстрировать достойный пример своим ученикам. Стать хорошим учителем, постоянно обучаться новому и развиваться можно, только если любишь свою профессию. 

Дети чутко воспринимают настроения взрослых, подкупить их невозможно. Любовь к детям и своему предмету не требование, а необходимость для учителя.

Как формировать и развивать необходимые навыки

Личностные качества развиваются задолго до прихода в профессию, однако все поддается коррекции в процессе работы. А профессиональные навыки учитель получает и расширяет постоянно:

  • Проходит обучение на семинарах, курсах повышения квалификации и переподготовки.
  • Работает в методических объединениях.
  • Ведет исследовательскую деятельность.
  • Осваивает современные технологии.
  • Участвует в конкурса профмастерства.

Если учитель понимает важность своей профессиональной компетентности и стремится к самообразованию, он успешно использует все предложенные ему возможности. Образованный и постоянно развивающийся педагог способен подобрать оптимальные инструменты для передачи знаний, чувствовать настроение класса и управлять им, повышая эффективность обучения.      

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Йодовая шашка для курятника инструкция по применению
  • Приставка бартон та 561 инструкция по применению
  • Topcon fc 500 инструкция по применению
  • Отказаться от отопления в многоквартирном доме пошаговая инструкция
  • Как должна поступить аудиторская организация если руководство проверяемого экономического субъекта

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии