Разбор слова руководство по составу, морфемный и словообразовательный анализ
Как выполнить разбор слова руководство по составу? Выделения корня слова, основы и его
строения. Морфемный разбор, его схема и части слова
(морфемы) — основа слова, корень, суффикс, окончание .
Схема разбора по составу:
руководство
Строение слова по морфемам: руковод/ств/о
Структура слова по морфемам: приставка/корень/суффикс/окончание
Конструкция слова по составу: корень [руковод] + суффикс [ств] + окончание [о]
Основа слова: руководств
Список морфем:
- руковод — корень
- ств — суффикс
- о — окончание
Количество морфем:
- корень: 1
- окончание: 1
- суффикс: 1
- уменьш.-ласк. формы: рукавичечка, рукавичка, рукавчик, ручечка, рученька, ручка, ручничок, ручонка, рушничок;
- безрукавочка, нарукавничек, подручничек, рукояточка;
- авторучечка, белоручечка, рукомойничек
- увелич. формы: ручища
- фамилии: Безруков, Долгорукий, Долгоруков, Криворученко, Криворучко, Толсторукий
- топонимы: Белоручка
- существительные: рука, рукав, рукавица, рукастость, рукоятка, рукоять, ручательство, ручка, ручник, ручнист, ручница, рушник;
- безрукавка, вручение, врученье, выручка, зарукавье, нарукавник, наручень, наручни, наручник, наручники, обруч, обручение, обрученье, подручник, порука, порученец, поручень, поручительство, приручение, прирученье;
- авторучка, белоручка, близорукость, взаимовыручка, военрук, двурукость, двуручка, двурушник, жопорукость, косорукость, криворукость, леворукость, многорукость, нерукотворность, однорукость, политрук, праворукость, рукаводержатель, руки-закорюки, руки-крюки, рукобитье, рукоблуд, рукоблудец, рукоблудие, рукоблудье, руководитель, руководительница, руководство, рукоделие, рукоделье, рукодельник, рукодельница, рукожопость, рукокрылые, рукомойник, рукомойня, руконожка, рукописание, рукописанье, рукопись, рукоплескание, рукоплесканье, рукопожатие, рукопожатье, рукоположение, рукоположенье, рукоприкладство, рукотворность, сухорукость, сухоручка, технорук, физрук, худрук, четверорук
- прилагательные: рукавичный, рукавный, рукастенький, рукастый, ручной,
- безрукавный, безрукий, нарукавный, наручный, несподручный, обручальный, подрукавный, подручный, приручённый,
- близорукий, большерукий, голорукий, двурукий, двуручный, длиннорукий, долгорукий, жопорукий, короткорукий, косорукий, криворукий, леворукий, леворучный, многорукий, нерукодельный, нерукописный, нерукотворный, однорукий, одноручный, праворукий, праворучный, руководящий, рукодельный, рукожопый, рукокрылый, рукопашный, рукописный, рукоположённый, рукотворный, своеручный, собственноручный, сторукий, сухорукий, толсторукий, четверорукий, четырёхручный
- глаголы: ручаться; ручкаться; поручкаться, ручнуть;
- вручать, вручаться, вручить, вручиться, выручать, выручаться, выручить, выручиться, заручаться, заручиться, обезручеть, обезручить, обручать, обручаться, обручить, обручиться, поручать, поручаться, поручить, поручиться, приручать, приручаться, приручить, приручиться;
- рукоблудничать, руководить, руководиться, руководствоваться, рукодельничать, рукоплескать, рукополагать, рукоположить, рукоприкладствовать
- причастия: руча́вшийся, руча́ющийся
- деепричастия: руча́вшись, руча́ясь
- наречия: руками, рукасто, рученьками, ручками;
- безруко, вручную;
- близоруко, врукопашную, на поруки, нерукотворно, собственноручно
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
север , восток → северо-восток
сухие фрукты → сухофрукты
птица, фабрика → птицефабрика
хранилище для овощей → овощехранилище
2) сложение усеченной основы и слова:
ветеринарный врач→ ветврач
туристический поход→ турпоход
медицинский пункт→ медпункт
3) сложение усеченных основ слов:
заместитель председателя → зампред
мотоцикл педальный → мопед
профсоюзный комитет → профком
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
длинная шерсть + -н- → длинношерстный
хлеб, резать + -к- → хлеборезка
черные брови + → чернобровый
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
1. Приставочный |
текст → подтекст |
2. Суффиксальный |
белый → белизна |
3. Приставочно-суффиксальный |
люди → безлюдный |
4. Бессуффиксальный |
отдыхать → отдых |
5. Постфиксальный |
какой → какой-нибудь |
6. Сложение: 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков |
пожар, опасный → пожароопасный |
7. Слияние целых слов |
густо, населенный → густонаселенный |
8. Переход из одной части речи в другую |
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди; |
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
- мало, изученный → малоизученный район;
- слабо, видящий → слабовидящий человек;
- низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
- выше указанный → вышеуказанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Видео «Словообразование. Способы словообразования»
Тест
Способы словообразования – что это такое, какие они бывают, как легко научиться их различать
Их несколько, давайте научимся в них разбираться.
2 597
В русском языке очень многие слова происходят друг от друга. Делают они это через разные способы словообразования. Например, был глагол «делать», от него образовалась форма настоящего времени «делает», от нее – причастие «делающий».
Давайте выясним, какие способы словообразования есть в русском языке и как в них легко и быстро разобраться.
Морфологический
В школе надо в первую очередь знать именно этот способ. Он подразумевает создание новых слов с помощью приставок и суффиксов. Если говорить более научно – с помощью аффиксов.
Внутри него выделяется несколько подтипов в зависимости от того, какой аффикс присоединяется. Разберем их.
Приставочный
Берется слово и к нему добавляется приставка. Появляется слово с другим значением. Например, было слово «тип», а стало – «подтип». Было «читать» – стало «прочитать».
Обратите внимание, присоединяться должна только приставка. Если присоединяется приставка вместе с суффиксом – это уже другой тип.
Суффиксальный
Когда новое слово образуется с помощью суффиксов. Был «лес», а стал «лесник». Был «двор», стал «дворник».
Этим же способом образуются отглагольные существительные: вдохновить – вдохновение, потеплеть – потепление, погрузить – погружение.
Приставочно-суффиксальный
Вот это как раз та ситуация, когда к слову добавляются сразу и приставка, и суффикс. Например: вода – подводник, стакан – подстаканник.
Бессуффиксный
С этим вариантом сложнее всего. Надо понять, что сначала у слова был какой-то суффикс, а потом он отпал. Тут важно еще разобраться, какое слово первично, а какое вторично.
Существительное «выход» появилось как раз благодаря бессуффиксному способу. Сначала люди «выходили» где-то, а потом назвали это место словом «выход». Оно появилось «удалением» суффикса «и».
Таким способом очень часто образуются существительные от глаголов. Например, сначала люди припевали, а потом назвали часть песни, которую припевают, «припевом», убрав при этом суффикс «а».
Вот еще интересный пример. Было слово «свинья» с суффиксом «j» (потому что «я» делится на «j» и «а»). Суффикс отпал и получилось прилагательное «свиной».
Постфиксальный
Когда добавляется постфикс. Основные постфиксы в русском есть такие: -ся, -то, -либо, -нибудь.
Вот и получается: умыть – умыться, кто – кто-то, какая – какая-либо, что – что-нибудь.
Приставочно-постфиксальный
По названию уже понятно, что прибавляется и приставочка, и постфикс.
Примеры: думать – додуматься, мурлыкать – намурлыкаться, спать – выспаться.
Суффиксально-постфиксальный
Когда добавляется и суффикс, и постфикс. Например, вот есть слово «толпа». А когда люди начинают создавать эту толпу, входят в нее, выходят, их действия обозначаются глаголом «толпиться». Он появился благодаря суффиксу «и» и постфиксу «ся».
Сложение
Слова могут складываться двумя путями. Когда они берутся полностью и когда одно из слов усекается.
Если слова берутся полностью, то они могут соединяться через дефис или через соединительную гласную. Примеры для соединения через дефис: кресло-качалка, диван-кровать. Соединение через соединительную гласную: газопровод, теплотрасса, водоворот.
Разберем второй случай. Например, слово «землемер» происходит от двух слов: «земля» и «мерить». Второе слово добавляется в «усеченном» виде, у него отпадает суффикс «и».
Слово «медпункт» появилось примерно так же, только в нем усекалось уже первое слово, а не второе. Было «медицинский», стало «мед».
Иногда усекаются вообще оба слова. Как появился «завуч»? Был «заведующий» и были «учителя». Оба слова затем «усеклись», сложились и получился «завуч».
Про Собес
Как-то раз преподавательница на лекции спросила, что значит «собес». Все молчали. Одна студентка сказала: «Это там, где бабушки». Я подумал: странно, это же легко. И сказал: «Совет безопасности».
Преподавательница закатила глаза и говорит: «Это СОВБЕЗ!».
Вот. «Собес» расшифровывается как «социальное обеспечение». Имейте в виду и не путайте бабушек с политиками международного уровня.
Сюда же относится способ аббревиации. Когда берутся первые буквы и из них складывается аббревиатура. ЕГЭ – единый государственный экзамен, МГУ – Московский государственный университет.
Сложносуффиксальный
Когда и слова складываются, и еще суффиксы добавляются. Например, как появилось слово «хлеборезка»? Был «хлеб», был глагол «резать». Они сложились, причем глагол был взят в усеченном виде – без суффикса «а». Получилось «хлеборез». К этому «хлеборезу» добавилась буква «к», и получилась хлеборезка.
Другой пример. Прилагательное «длинношерстный». Оно появилось из слов «длинный», «шерсть», соединительной гласной «о» и суффикса «н».
Лексико-синтаксический способ
Это когда два и более слов сливаются в одно. Часть слов образовалась лексико-синтаксическим способом уже давно, например: сегодня (было местоимение «сего» и существительное «дня»), сейчас (от местоимения «сей» и существительного «час»).
Некоторые слова продолжают образовываться и в настоящее время. Например, от сочетаний наречия и прилагательного: низкомолекулярный (низко + молекулярный), высококонверсионный (высоко + конверсионный), вышеупомянутый (выше + упомянутый).
Как не спутать лексико-синтаксический способ словообразования со сложением? Обращайте внимание вот на такие моменты.
- При словообразовании по лексико-синтаксическому способу всегда сохраняется порядок слов. То есть было какое-то обычное словосочетание и потом оно целиком «срослось»: с ума сшедший – сумасшедший.
- Сохраняются падежные окончания каждого слова, то есть срастание происходит вообще без изменений – просто взяли и склеили: сего + дня = сегодня.
- Таким способом могут «соединяться» слова самостоятельных и служебных частей речи. В случае с сумасшедшим как раз соединяются два самостоятельных слова и предлог «с».
Морфолого-синтаксический способ
У этого способа есть более простое и всем нам знакомое название – переход из одной части речи в другую. Например, было прилагательное «больной» – больной человек. Оно постепенно превратилось в существительное: «Там лежит (кто?) больной».
Рассмотрим примеры с другими частями речи. Вот было существительное с предлогом «до смерти» – и вдруг превратилось в наречие: «Он устал (как?) до смерти».
Было причастие «командующий [военно-морским флотом]», а стало существительное: «Говорит командующий».
Было деепричастие «лежа», а стало наречие: «Я читал (как?) лежа». Его на первый взгляд сложно отличить от деепричастия, но это именно наречие, потому что оно обозначает признак действия, а не добавочное действие. То есть я не читал и при этом еще что-то делал (лежал), а занял удобную позу (лежа) и в ней читал.
Лексико-семантический способ
Это когда было одно слово с большим количеством лексических значений. Потом эти значения стали отдаляться друг от друга и постепенно связь между ними совсем утратилась. Появились омонимы.
Например, вот было слово «брань». Оно обозначало битву какую-нибудь, когда богатыри шли на «поле брани» и дрались там.
Потом у него появилось второе значение – «плохие слова». Отсюда «браниться» – ругаться плохими словами.
И так получилось, что значения очень отдалились друг от друга и сейчас «брань» (битва) и «брань» (ругань) в нашем сознании уже почти не связаны.
Чтобы лучше понять эту тонкость, прочитайте две моих статьи: про омонимы и про многозначные слова. Они небольшие, но я там даю много примеров и учу видеть разницу между этими двумя лексическими единицами.
Полезные материалы по теме
Вот вам обобщающая таблица со всеми способами словообразования.
Обязательно посмотрите другие мои статьи по лексике и морфемике:
- Как разобрать слово по составу – инструкция с кучей лайфхаков.
- Чем архаизмы отличаются от историзмов.
- Что такое паронимы.
- Синонимы.
- Антонимы.
Еще я в каждой своей статье рекомендую читателям подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Эти курсы проводятся в групповом формате, а ведут их учителя-эксперты, которые сами же эти ЕГЭ, ОГЭ и ВПР создают и проверяют. За счет группового формата курсы более дешевые, чем репетиторство. Плюс, изучать их можно из дома, не надо никуда ехать.
Из учебников я вам рекомендую книгу Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Очень хорошее пособие. В нем собран теоретический материал, который школьники изучают с 5 по 9 класс – все то, что выносится на ОГЭ и ЕГЭ.
Приобретите книгу и сначала прочитайте ее от начала до конца. Потом разбирайте и заучивайте темы, которые вызывают у вас затруднения и с которыми вы чаще всего сталкиваетесь. А потом осваивайте оставшийся материал.
Посмотрите видеоролик по способам словообразования, чтобы еще раз закрепить тему:
Заключение
В этой статье я попытался объяснить вам, какие есть способы словообразования в русском языке. Скоро выйдут еще статьи на эту тему, где мы проанализируем каждый способ более подробно, рассмотрим разные нюансы и тонкости. Подпишитесь на мою рассылку, чтобы ничего не пропустить.
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Была ли она для вас информативной, легко ли было ее читать? Скажите мне обо всех недостатках, которые есть в тексте, чтобы я мог их исправить и учесть на будущее.
Спасибо.
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Способы словообразования
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 84.
Обновлено 13 Января, 2022
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 84.
Обновлено 13 Января, 2022
Новые слова в русском языке не только появляются из других языков, но и образуются в нем самом от основ уже существующих слов. Это происходит с помощью словообразующих морфем. Присоединяясь к производящей основе, они создают новое слово с новым значением. Но этим не исчерпывается количество способов образования слов, с основными из которых ученики знакомятся в 6 классе.
Способы словообразования в русском языке
Большая часть слов русского языка образована морфологическими способами: присоединением к производящей основе значимых морфем.
Морфологические способы образования новых слов
Способ |
Изменяющая слово морфема |
Примеры |
Приставочный |
Приставка |
Делать — сделать, долго — надолго |
Суффиксальный |
Суффикс |
Знать — знаток, серебро — серебряный |
Постфиксальный |
Постфикс |
Строить — строиться, кто — кто-нибудь |
Приставочно-суффиксальный |
Присоединение приставки и суффикса |
Земля — подземный, школа — пришкольный |
Бессуффиксный |
Исчезает суффикс производящей основы |
Выдохнуть — выдох, обрывать — обрыв |
Суффиксально-постфиксальный |
Присоединение суффикса и постфикса |
Толпа — толпиться, печаль — печалиться |
Приставочно- -постфиксальный |
Присоединение приставки и постфикса |
Читать — вчитаться, мечтать — замечтаться |
Сложение |
Сложение двух слов без соединительной гласной |
Диван-кровать, блок-схема, шапка-невидимка |
Сложение двух слов при помощи соединительной гласной |
Землетрясение, водонепроницаемый |
|
Сложение части основы и слова |
Спортзал — спортивный + зал, стенгазета — стенная + газета, |
|
Сложение частей основ |
Домком — домовой комитет, спецкор — специальный + корреспондент |
|
Аббревиатура |
Сложение алфавитных названий начальных букв образующих название слов |
РФ — Российская Федерация, ДТП — дорожно-транспортное происшествие |
Сложение начальных звуков |
Вуз — высшее учебное заведение, загс — запись актов гражданского состояния |
|
Сложносуффиксальный способ |
Сложение основ с одновременным присоединением суффикса |
Скорый + варить — скороварка, овощи + резать — овощерезка |
Приставочным и постфиксальным способами образуются слова той же части речи, что и производящее слово. С помощью суффикса часто появляются слова другой части речи. (берёза (сущ.) — берёзовый (прил.) долгий (прил.) — долго (нареч.)).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Образование новых слов происходит в результате слияния словосочетания в единую лексическую единицу. Примером такого слияния являются сращения наречий с причастием или прилагательным: долгоиграющий, малоизвестный. Слова срастаются в формах, которые они имеют в словосочетании. Иногда в образованное таким путём слово попадают даже предлоги (сумасшедший — с ума сошедший).
Слиянием образованы всем известные наречия сегодня и сейчас. Они образованы слиянием устаревшего местоимения сей (этот) и существительных день и час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Это переход слова из одной части речи в другую. При этом слово обретает новое категориальное значение. Прохожий, мостовая, больной — слова обозначали признак, будучи прилагательными, став существительными, называют предмет. Перейти вброд, уехать за границу, закрепить наверху — слова потеряли значение предмета, превратившись в наречия.
Что мы узнали?
Слова в русском языке создают словообразовательные морфемы, присоединяясь к основе уже существующего слова. Новые лексические единицы создают основы слов и их части, соединяясь друг с другом. Новое значение слова приобретают, переходя из одной части речи в другую.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 84.
А какая ваша оценка?