-
Какой стиль руководства в данном
случае использовался в рекламном
агентстве? Почему?
В связи с
высоким спросом на их услуги один
единственный человек или даже группа
замов не может контролировать всех
исполнителей, поэтому в период пикового
спроса стиль правления был выбран
либеральным, однако цели и задачи
руководителей и исполнителей не совпали
– в итоге компания потеряла важного
клиента
-
Насколько, на ваш взгляд, серьезны
нарушения, допущенные работницами
агентства?
Работницы
нарушили правила компании и поступили
халатно и безответственно, их проступок
очень серьёзен, ведь может повлечь за
собой ухудшение деловой репутации
рекламного агентства.
-
Можно ли усмотреть вину работниц
агентства в финансовых издержках,
которые понесли обе стороны, а также в
негативном отношении, сформировавшемся
у заказчика к агентству?
Они, конечно,
виноваты, но также ответственность
прямо лежит на отделе кадров, который
не смог отобрать достойных кандидаток,
а также создать условия и корпоративную
культуру, которая обеспечивала бы
максимальную эффективность.
-
Как в данной ситуации повели бы себя
вы, будучи руководителем рекламного
агентства?
Во-первых,
вернула деньги и в качестве извинений
и восстановления бизнес-отношений
предложила автодилеру бесплатную
услугу, во-вторых, создала или сменила
руководство отдела кадров, и в-третьих,
оштрафовала работниц, чтобы показать
остальным, что бывает при безответственном
отношении к работе и ввести систему
поощрений за выполненные продажи.
-
Как в данной ситуации вы бы себя
повели, будучи менеджером автосалона,
непосредственно заключившим контракт
с рекламным агентством?
Я бы
обратилась в рекламное агентство с
требованием о бесплатной услуге и
возмещении ущерба и провела разъяснительную
беседу с
менеджером салона по поводу его
ответственности за последствия выбора
рекламного агентства.
-
Каково было бы ваше поведение на месте
работников рекламного агентства?
Почему?
Введение
элемента жёсткости по отношению к
сотрудницам вселило бы некоторый страх,
однако понимала бы справедливость
данного наказания. К тому же поощрение
прибавило оптимизма.
Разработайте
рекомендации по улучшению качества
работы для руководства рекламного
агентства. Следует:
а) Расширить
отдел контроля – поможет контролировать
исполнение, при высоких нагрузках , а
также отдел поможет справляться с
наплывом заказов. При этом этих работников
принимать по контракту на 3-4 недели в
«горячее» время, т. е. получится привлекать
ровно необходимое количество труда.
б) Ввести
продвинутую систему поощрений, иногда
привлекать к серьёзной ответственности
недобросовестных работников.
в) Специалистам
по кадрам необходимо укрепить корпоративную
культуру, настроенную на преданность
компании и самоотдачу клиенту.
Соседние файлы в предмете Менеджмент
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«Славянский сельскохозяйственный
техникум»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
_________________________________________________________
(Фамилия,
имя, отчество)
г.
Славянск – на – Кубани, 2019г.
Печатается
по решению редакционно-
издательского
совета ГБПОУ КК ССХТ
Рецензенты:
Кошелева
Т. И. – преподаватель высшей категории учебно
–методического обьединения специаьных бухгалтерских и экономических дисциплин
Бадунц
А.Ю.- преподаватель высшей категории учебно
–методического обьединения специаьных бухгалтерских и экономических дисциплин
Рабочая тетрадь с
методическими указаниями для выполнения практических работ: ОП.03 Менеджмент:
/ Автор-составитель Н. А, Стетюха. – Славянск-на-Кубани: ГБПОУ КК ССХТ, 2019г.
— 40стр.
Рабочая тетрадь представляет собой
готовый дидактический материал для проведения практических работ по ОП 03
Менеджмент
Пособие адресовано преподавателям, студентам специальности: 38.02.05
Коммерция (по отраслям) ГБПОУ КК ССХТ.
Введение
Самостоятельная работа студентов является одним
из условий не только более полного усвоения теоретического материала при
изучении дисциплины, но и формированию определенного практического опыта.
Самостоятельная работа – это метод активного обучения, который способствует
формированию соответствующих личных качеств, необходимых при выполнении
обязанностей в рамках будущей профессии. Данная рабочая тетрадь – основной
инструмент самоконтроля и самоанализа деятельности студентов в процессе
освоение курса «Менеджмент». Рабочей тетради, которая также служит ориентиром в
самостоятельном изучении учебного материала курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п /п |
Наименование |
Количество |
1. |
Практическое занятие № 1,2 |
4 |
2. |
Практическое занятие № 3,4,5 |
6 |
3. |
Практическое занятие № 6 Организация и планирование |
2 |
4. |
Практическое занятие № 7 Контроль и мотивация |
2 |
5. |
Практическое занятие № 8,9,10 |
6 |
6. |
Практическое занятие № 11 |
2 |
7. |
Практическое занятие № 12,13,14 Стили управления. |
6 |
8. |
Практическое занятие № 15,16,17 |
6 |
9. |
Практическое занятие № 18,19 |
4 |
10. |
Практическое занятие № 20 |
2 |
Итого: |
40 |
Практическая
работа №1,2
Тема:
Сущность, характерные черты современного менеджмента.
Наименование
работы:
Заполнение таблиц характерных черт современного менеджмента.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы,
выполнение заданий практического занятия , формулирование выводов.
Цель
занятия:
закрепить изученный теоретический материал.
Норма
времени на выполнение задания — 4 часа.
Оснащение
рабочего место: Рабочая тетрадь
Литература:
Казначейская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание 1: Назовите 4 основных подхода к менеджменту и кратко их
охарактеризуйте:
Задание 2: Кратко охарактеризуйте школы в управлении.
Школа научного управления (1885—1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода
гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы,
принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации,
систематическом учете».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Школа административного
управления (1920—1950) основана на
научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого —
рациональное, построение организации как иерархической структуры.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. — по настоящее время) как научное направление являются
естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления и логично
дополняют ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой
деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери
Фоллет и Элтона Мейо.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Школа количественных методов (1950 г. — по настоящее время) возникла в результате бурного
развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке
управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание
3: Заполните
сравнительную таблицу моделей менеджмента
Характеристики |
Японская |
Американская |
Доминирующие |
||
Критерии |
||
Профессиональная компетентность |
||
Процесс принятия решений |
||
Отношение работников к фирме и работе |
||
Характер проведения инноваций |
||
Форма деловых отношений |
Практическая
работа № 3
Тема: Внутренняя
и внешняя среда организации
Наименование
работы:
Построение структуры управления конкретного предприятия.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы,
выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование
выводов.
Цель
занятия:
закрепить изученный теоретический материал, выработать навыки построения
структуры управления для конкретных предприятий.
Норма
времени на выполнение задания —2 часа.
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначейская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание
1: Опишите особенности структур управления, их плюсы и минусы.
1)Линейная структура управления.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плюсы: |
Минусы: |
2)Функциональная структура управления.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плюсы |
Минусы |
3)Дивизионная структура управления
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2:
Какая
структура управления в вашем заведении? Почему Вы так считаете?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 4
Тема: Внутренняя
и внешняя среда организации
Наименование
работы:
Определение факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы,
выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование
выводов.
Цель
занятия:
развитие навыков целеполагания; анализа задач, стоящих перед менеджером;
выявление факторов, способных влиять на функционирование организации.
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначейская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания-2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ
И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание 1: Опишите
переменные внутренней среды организации.
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Задание2:
Дайте определения:
Руководитель
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специалист
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исполнитель
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: Какую роль играет менеджмент в
организации?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: Запишите общие задачи менеджеров
________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая
работа №5
Тема:
Внутренняя
и внешняя среда организации
Наименование
работы: Определение элементов внутренней среды организации.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул,
формулирование выводов.
Цель
занятия: закрепить изученный теоретический
материал, научиться выделять элементы внутренней среды организации.
Формирование представление об уникальности неповторимости успеха каждой
организации
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначейская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания-2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ
И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание1: Придумайте собственное предприятие и опишите его по следующим
пунктам:
Наименование предприятия _____________________________________________________________________
Вид деятельности _____________________________________________________________________
Наименование продукции (работ,
услуг) _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Миссия:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество работников________чел.
в т.ч.
· административно-управленческий
персонал ________ чел
· рабочие _______ чел.
·
Удельный вес рабочих в общей численности персонала ______ %
Задание 2: Определите и нарисуйте схему организационной структуры вашего предприятия, определить ее
тип, опишите взаимосвязи между отдельными звеньями предприятия, почему как
руководитель выбрали именно такую схему?
Практическая
работа № 6
Тема:
Организация
и планирование
Наименование работы: Анализ факторов,
определяющих деятельность предприятия.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул,
формулирование выводов.
Цель
занятия: закрепить изученный теоретический
материал, научиться выделять элементы внутренней среды организации.
Формирование представление об уникальности неповторимости успеха каждой организации
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначейская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016 год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания-2 часа.
Задание 1. Проведите анализ нижеперечисленных
факторов, определяющих деятельность предприятия.
1.
Дифференцированность
продукции.
2.
Наличие
собственных технологий высокого качества.
3.
Компетентность.
4.
Расширение
спектра продуктов для более широкого круга потребителей.
5.
Неблагоприятная
налоговая политика государства.
6.
Низкая
прибыльность.
7.
Преимущества
в стоимости товаров.
8.
Низкие
маркетинговые навыки у персонала
9.
Признанное
лидерство предприятия на рынке.
10.
Уверенность
в отношении фирм – соперников.
11.
Способности
к инновациям.
12.
Отсутствие
стратегического направления.
13.
Наличие
достаточных финансовых ресурсов
14.
Слабое
положение на рынке.
15.
Устаревшая
техника.
16.
Медленный
рост рынка.
17.
Хорошие
конкурентоспособные навыки.
18.
Неудовлетворительный
уровень менеджмента.
19.
Плохой
контроль.
20.
Отсутствие
инноваций.
21.
Узкий
ассортимент продукции.
22.
Работа
с дополнительными группами потребителей.
23.
Отсталость
в инновационных процессах.
24.
Хорошая
репутация у потребителей.
25.
Неудовлетворительный
имидж на рынке.
26.
Изменение
нужд и вкусов покупателей.
27.
Слабое финансирование
проектов.
28.
Наличие
хорошо продуманной стратегии в данной сфере деятельности
29.
Повышение
объема продаж аналогичных продуктов.
30.
Внедрение
на новые рынки.
31.
Быстрый
рост рынка.
32.
Приход
новых конкурентов.
33.
Слабость
по сравнению с конкурентами.
34.
Способность
предприятия быстро перейти к более выгодным стратегическим группам.
Распределите
их по категориям, занесите в соответствующие графы таблицы:
1. Внутренние факторы, характеризующие
сильные стороны предприятия.
2. Внутренние факторы, характеризующие
слабые стороны предприятия.
3. Внешние факторы, представляющие
благоприятные возможности предприятия.
4. Внешние факторы, являющиеся
факторами угрозы.
Таблица Анализ
сильных и слабых сторон предприятия
(SWOT – анализ)
Возможности |
Угрозы |
|
Сильные |
Поле «Сила и возможности» |
Поле «Сила и угрозы» |
Слабые |
Поле «Слабость и возможности» |
Поле «Слабость и угрозы» |
Задание 2. Внесите
свои предложения в «поля» таблицы:
1. Поле «Сила и возможности»: как использовать
сильные стороны предприятия, для того, чтобы получить отдачу от появившихся
возможностей.
2. Поле «Сила и угрозы»: как
использовать наличие сильных сторон для устранения угроз предприятию.
3. Поле «Слабость и возможности»: как
за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся у предприятия
слабости.
4. Поле «Слабость и угрозы»: как
удачно предотвращенная угроза может обеспечить предприятию сильную позицию.
Практическая
работа № 7
Тема:
Контроль
и мотивация
Наименование
работы: Контроль и мотивация производства.
Цель
занятия: Научить обучающихся использовать контроль и мотивацию менеджмента для непрерывного
улучшения работы предприятия.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул,
формулирование выводов.
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначейская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания — 4 часа
Задание 1.
Рассмотрите рисунок, отражающий различные сочетания
мотивации и способности у работников.
Работник А Мотивация Способности |
Работник В Мотивация Способности |
Работник Б Мотивация Способности |
Работник Г Мотивация Способности |
Рис.
1
Ответьте на вопросы:
1. Какие работники желают работать
эффективно и производительно?
2. Какие работники проблематичны
для предприятия и почему?
3. Что необходимо сделать,
чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем
отличаются усилия менеджера?
4. В чем сходство усилий менеджера
по управлению работниками А и Г?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая
работа № 8,9,10
Тема:
Цикл
менеджмента
Наименование
работы: Использование
цикла менеджмента для непрерывного
производства.
Цель
занятия: Научить обучающихся использовать цикл менеджмента для непрерывного улучшения работы предприятия.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул,
формулирование выводов.
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначейская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016 год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания — 4 часа
СОДЕРЖАНИЕ
И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание 1:Заполните
схему цикла менеджмента
Задание 2: Использование цикла PDCA
Цикл (Plan — Do — Check — Act) — известная модель непрерывного
улучшения процессов.
1.Планирование. ______________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Выполнение. _______________________________________________________
____________________________________________________________________
3.Проверка. __________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Действия.
__________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель стимулирования ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание
3. Познакомьтесь
с системами оплаты труда в 2-х американских компаниях. Определите, какие цели
преследует каждая система, каковы преимущества предприятию и работникам дает
каждая система и какие «минусы» имеет система для предприятия и работников.
Заполните соответствующие графы таблицы.
Компания Du Pont de Nemours
использует жесткую систему вознаграждения, которая позволяет распределять риск
производства между менеджерами и работниками. Вознаграждение выплачивается по
итогам выполнения производственной программы компании, рассчитанной на 3 – 5
лет. Каждый работник компании, желающий участвовать в этой программе,
отчисляет в нее 6% своего годового заработка. При 100%-м выполнении плана
компания возвращает работникам эти 6% , а при выполнении плана на 125 или 150%
работники получают дополнительное вознаграждение 6 или 12% от годового
заработка. Если же план выполнен менее, чем на 80%, работники теряют полностью
6% своего годового заработка.
В компании Nukor выплата
вознаграждения связана с качеством производимой продукции и производственной
дисциплиной. Размер оплаты труда составляет от 6 до 9 долл. в час, что в 2 раза
меньше, чем в среднем по отрасли. Однако, благодаря тому, что рабочие превышают
установленные задания по производству продукции, их годовой заработок на 2 тыс.
долл. Выше, чем на аналогичных предприятиях. Кроме того существует правило,
согласно которому в случае разового опоздания на работу до 30 мин. Работник
лишается дневного вознаграждения, а при опоздании свыше 30 мин. –
еженедельного.
Таблица
Характеристика систем оплаты труда на предприятиях Du Pont de Nemours и
Nukor
Du Pont de Nemours |
Nukor |
|
Преследуемая |
||
Преимущества |
||
Преимущества |
||
«Минусы» |
||
«Минусы» |
||
Ваши |
Задание 4 :Опишите
каждый из пунктов личного плана руководителя
1. планирование своей работы
по управлению______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.планирование своего рабочего времени
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Ортобиоз____________________________________________________________
Условия ортобиоза (восемь заповедей правильного образа жизни)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Формула выживаемости профессора В. М. Шепеля.
Практическая
работа №11
Тема:
Система
методов управления
Наименование
работы: Система мотивации труда на предприятии.
Цель
занятия: развитие способности анализировать
процесс управления в целом, видеть недостатки, рационализировать его.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул,
формулирование выводов.
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначейская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания: 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ
И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание
1: Объясните смысл понятий:
Мотивация____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стимулирование_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стимулы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мотивы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теория потребностей Маслоу:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: Заполнить
таблицу
Таблица Система
мотивации труда на предприятии
Поощрения |
Наказания |
|||
Форма |
За |
Форма |
За |
|
Материальное |
||||
Социальное |
||||
Моральное |
||||
Задание 3: Завод по
производству картонных упаковок для яиц, несмотря на постоянный спрос на свою
продукцию, показывает низкую производительность труда. Часть рабочего времени
сотрудники тратят на малозначимые трудовые спросы. Проведенные обследования
показали, что 79% работников считают недостаточным то жалование, которое они
получают за хорошую работу. За год работы без прогулов начисляется 26 баллов,
за год без нарушений дисциплины тоже 25 баллов. Моральный уровень персонала
очень низок. На предприятии работает всего лишь 300 человек, однако улучшить
показатели работы администрации не удается.
Предложите меры, с
помощью которых можно разрешить данную проблемную ситуацию.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая
работа № 12
Тема:
Стили
управления
Наименование
работы: Использование различных стилей
руководства.
Цель
занятия: закрепить изученный теоретический материал,
научиться использовать различные стили руководства.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул,
формулирование выводов.
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначейская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания: 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание 1: Заполните
таблицу
Таблица «Стили руководства,
определяемые личностью руководителя»
Направленность руководителя на результат |
Способы мотивации |
Привлечение подчиненных к управлению |
Требовательность |
Авторитарный стиль |
|||
Демократический стиль |
|||
Либеральный стиль |
|||
Задание 2: Сформулируйте
мысли руководителей о своих подчиненных согласно теории Дугласа Мак Грегора
Теория
Х и теория Y
Дугласа Мак Грегора
Теория Х
– предположения руководителя-автократа, который не принимает во внимание
способностей исполнителей:
Теория У –
предположения руководителя-демократа:
Практическая
работа №13
Тема:
Стили
управления
Наименование
работы: Стили управления в организации.
Цель
занятия: Закрепить стили управления в организации.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, формулирование
выводов.
Оснащение
рабочего место: 1. Рабочая тетрадь
Литература:Казначейская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания: 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание
1: Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на
вопросы к ней.
В Краснодаре открылся новый автомобильный
салон, где на продажу выставлены автомобили, которые могут быть доступны
богатому контингенту .Помимо рекламы размещенной на местном телевизионном
канале и в интернете ,менеджеры привлекли девушек из рекламного агентства, которые
должны были раздавать рекламные буклеты в центре города самостоятельным на вид
прохожим. Так ,каждая должна была за 4 часа работы распространить 150-200
буклетов. Менеджерам салона пришлось заплатить девушкам намного больше
установленных расценок, так как их заказ был срочным. Учитывая ноябрьскую
погоду, девушки старались раздать побыстрее буклеты прохожим, даже если они не
походили на богатый контингент. Девушки понимали, что в связи загруженностью
рекламного агентства их контролировать не будут, а заработную плату они получат,
независимо от качества работы. О том, что рекламное агентство не проверяет качество
работы своих сотрудников, догадывались менеджеры автосалона. Поэтому решили
проверить, как осуществляется работа. Результатом стало досрочное расторжение
договора об оказании рекламных услуг с этим агентством.
Порядок выполнения работы:
1.Какой стиль руководства в данном случае
использовался в рекламном агентстве? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Насколько серьезны нарушения, допущенные
работницами агентства?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Можно ли усмотреть вину работниц
агентства в финансовых издержках, которые понесли обе стороны, а также в
негативном отношении, сформировавшемся у заказчика к агентству?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как в данной ситуации повели бы себя вы,
будучи руководителем рекламного агентства?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая
работа №14
Тема:
Стили управления.
Наименование
работы: Эффективное руководство
Цель
занятия: закрепить изученный теоретический
материал.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул,
формулирование выводов.
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначевская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания: 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание
1.Вимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте
неверные и перефразируйте их так ,чтобы получились правильные .Ответы должны
сопровождаться примерами.
1.Эталонная власть
основана на харизме.
_____________________________________________________________________
2.Наиболее
эффективным является адаптивное руководство.
_____________________________________________________________________
3.Авторитарый
стиль позволяет добиться от подчиненных максимальной работоспособности.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Власть является
способностью, но не возможностью влиять на других.
_____________________________________________________________________
5.Традиционая
форма власти основывается на страхе и принуждении.
_____________________________________________________________________
6.Либеральный
стиль способствует развитию инициативы у подчиненных, элементов совместного
управления предприятием.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Теория «Х»
Д.Мак-Грегора соответствует демократическому стилю руководства.
_____________________________________________________________________
8.При управлении
невозможно придерживаться какого-то одного стиля.
_____________________________________________________________________
9. Чем крупнее
предприятие, тем авторитарнее стиль руководства.
_____________________________________________________________________
10.Аторитарный
стиль подавляет инициативу подчиненных.
_____________________________________________________________________
Практическая
работа №15
Тема:
Методы принятия решения.
Наименование
работы: Управленческие решения.
Цель
занятия: Привитие навыков принятия взвешенных, аргументированных
управленческих решений в условиях нестабильной окружающей среды.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул,
формулирование выводов.
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначевская
Г.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания: 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание.
Ознакомьтесь с предложенными вам ситуациями. Предложите
свое решение в каждой из трех ситуаций .
Ситуация
1
Еженедельник «Индастри Уник»
назвал решение фирмы «Интернэшнл Ректифайер Корпорейш» из Эль-Сегундо, Калифорния
,начать строительство самого автоматизированного в США завода по производству
полупроводников решением типа «быть или не быть» .Завод был спроектирован под
единый непрерывный процесс производства мощных МОП-тразисторов .Если завод
начнет работать в соответствии с проектом ,производственные издержки
сократятся наполовину ,длительность изготовления одного изделия уменьшится в
несколько раз ,выход годных изделий возрастет, производительность на одного
рабочего вдвое превысит среднюю для отрасли .Положительный потенциал решения –
огромный выигрыш от повышения конкурентоспособности .
Однако строительство завода связано с
большим финансовым риском.Для того чтобы завод начал работать,компания с
капиталом 145 млн. долл. Довела отношение задолженности к собственному капиталу
до 63 %,на 10% сократила расходы на заработную плату и продолжила операции по привлечению
дополнительных кредитов .Для компании, «поставившей на кон» половину своих
доходов и сумму, превышающую ее капитал – это огромный риск даже в хорошие
времена.Принятое компанией решение в отрасли,находящейся в состоянии глубокого
спада,можно назвать азартным.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация
2
Фирма «Ю Эс Экс» имеет самый лучший
потенциал в черной металлургии .Многие годы она пыталась восстановить
конкурентоспособность, вкладывая дополнительные средства в производство и
решая внутренние проблемы фирмы. Но однажды фирме нужно было решить – допускать
ли забастовку членов профсоюза рабочих промышленности или принять требования о
повышении их заработной платы, ведущие к росту издержек. После того, как
попытки объяснить членам профсоюза «факты, цифры и реальность конкуренции»
провалились, фирма начала создавать запасы стали. Когда профсоюз решил бастовать,
за пульты управления новыми агрегатами встал управленческий персонал.
Забастовка продолжалась около 3 месяцев, убытки составили 100 млн. долл.в
месяц.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ситуация
3
Фирма «Ю Эс Спринт»
рискнула двумя млрд.долл., вложив их в создание волоконно-оптической кабельной
сети, чтобы переманить потребителей от фирм-конкурентов. Волоконно-оптическая
технология устремлена в будущее. Она опирается на использование лазеров для
передачи речевых сигналов и данных по стеклянныммикроволокнам. Пара таких
волокон способна единовременно пропускать 8000 разговоров, причем передаваемая
информация практически не искажается.
Через два года фирма
«Спринт» располагала уже 15 тыс.миль волоконно-оптического кабеля в земле и
планировала проложить еще свыше 8000 миль. Беспокойство вызывает пропускная
способность этой сети, которая представляется более чем избыточной. Хотя
потребность в телефонных разговорах на дальних расстояниях и в передаче данных
между далеко удаленными точками растет, а 8% в год, пропускная способность сети
учетверилась
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Практическая работа №17
Тема: Методы
принятия решений
Наименование
работы: Управленческие решения
Цель
занятия: закрепить изученный теоретический
материал.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул,
формулирование выводов.
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначевская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания: 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание 1:Познакомьтесь с
предложенными ситуациями. Предложите варианты управленческих решений руководителя.
Постарайтесь отойти от стереотипов.
Ситуация 1.
Сотрудник,
которого в ближайшем будущем планируется выдвинуть на руководящую должность,
видит в работе начальника только преимущества, но не представляет ее реальных
сложностей. Сделайте рефрейминг так, чтобы показать всю трудность и
ответственность задач руководителя.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 2.
Компания
меняет форму организации юридического лица или повышает степень открытости для
проверяющих органов. В связи с этим резко увеличиваются документооборот и
отчетность. Такое положение раздражает работников компании. Сделайте рефрейминг
этой ситуации, чтобы ее восприятие было позитивным.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 3.
Менеджеру по продажам предстоит пройти сложное
обучение – освоение специфики продукции в течение двух недель. Он несколько
демотивирован тем, что мог бы за это время осуществить ряд продаж и
соответственно заработать. Сделайте рефрейминг ситуации как можно большим
числом способов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание.
Рефрейминг – это специальный
прием, который позволяет увидеть ситуацию, факт, действие под иным, непривычным
для человека углом зрения. В классическом примере оптимист видит стакан с водой
наполовину заполненным, пессимист же считает его наполовину пустым. Зная, какая
установка для сотрудника является приоритетной – позитивная “стремление” или
негативная «избегание», – вполне возможно частично спрогнозировать его действия
в той или иной ситуации. Руководители с помощью специальных приемов могут
влиять на формирование положительного восприятия действительности у
подчиненных, развивать у них умение видеть другую сторону событий.
Практическая
работа №18,19
Тема:
Коммуникация и деловое общение.
Наименование
работы: Коммуникация и деловое общение.
Цель
занятия: Развитие навыков делового общения.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул,
формулирование выводов.
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначевская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания: 4 часа
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание 1: Истекает срок действия контракта с
одним из постоянных крупных клиентов Необходимо договориться с ним о дате и времени
проведения переговоров, в ходе которых каждая сторона (предприятие и клиент )
должна попытаться продлить контракт на максимально выгодных для себя условиях .
Порядок
выполнения работы:
1.Выберете
определенное предприятие, напишите его название и вид производимой продукции.
2.Определите
количество подразделений и отделов на данном предприятии.
3. Проведение переговоров.
На этом этапе важно соблюсти протокольную часть,
применить имеющиеся навыки делового общения, советы психологов. В ходе
переговоров уместным будет использование специальных техник, например: техники
прерывания, отсрочек, соблюдения точности или широкой натуры. Если же вы
понимаете, что переговоры проходят не по вашему сценарию,то необходимо найти
предлог для их приостановки и перенесения на другой день.
4. Как бы вы вели себя на переговорах,
если бы вы занимали должность:
1.Генерального директора предприятия;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заместителя генерального директора;
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3Делового партнера (несколько человек,так
как следует основательно подготовиться к переговорам);
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Консультанта по проведению деловых
переговоров (нейтральная сторона).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
2.1.Проанализируйте возникшую
ситуацию.
Максим
был хорошим менеджером: он обладал острым умом и, как и следовало ожидать, использовал аналитический подход к принятию
решений. С сотрудниками своего отдела он проводил регулярные совещания,
к которым тщательно готовился. Он описывал текущие проблемы, выдвигал предложения, приглашал к дискуссии и подводил итоги,
оценивая результаты, которых они достигли. Он гордился своей практичностью, поэтому был удивлен, когда двое
его подчиненных попросили перевести
их в другие отделы, — в них не предвиделось повышений в должности, и он считал, что менеджмент в этих отделах не
столь хорош, как в его отделе.
Когда Максим обсудил это со своим менеджером, она, напротив, была совсем не удивлена. «Я предвидела это, сказала Тамара. — Эти двое
испытывали недовольство в течение некоторого времени. Они не соглашались с тем,
что функция набора персонала была внешней, и не считали, что Вы должны
отвечать на все запросы о финансовой информации,
которые приходят от бизнес-менеджеров, они понимали, что это разрушает профессиональную целостность
отдела».
Максим был
изумлен, он находился в полном неведении об этих разногласиях. «Они никогда не
поднимали этих проблем на наших совещаниях»,
— сказал он. «Конечно, нет, — ответила Тамара. — Вы их менеджер, и они не собираются идти против Вас. И,
кроме того, они немного боятся Вас —
Вы намного авторитетнее, чем они, и если они выскажут свою точку зрения, Вы
заставите их замолчать. Поэтому спустя некоторое время они перестали выдвигать
свои концепции. Но это не означает, что они согласны с Вами».
2.2.Разработайте план действий
по изучению обстановки и морального микроклимата на предприятии (какие объекты,
документы, должностные лица будут наблюдаться, изучаться и контролироваться и с
какой целью).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3.Сформулируйте
управленческое решение, позволяющее эффективно решить возникшую проблему в виде
плана действий. Предложите альтернативные варианты управленческого решения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая
работа №20
Тема:
Деловое общение.
Наименование
работы: Развитие навыков делового общения.
Цель
занятия: Развитие навыков анализа проблемных
ситуаций, умение отличать мотив от причины, управлять конфликтами в
организации.
Метод,
способ проведения: Самостоятельная работа студентов
Вид
деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение
заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул,
формулирование выводов.
Оснащение
рабочего место:
1.
Рабочая тетрадь
Литература:
Казначевская
В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2016год
Соблюдение
правил и техники безопасности.
Форма
контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за
работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих
и профессиональных компетенций.
При
допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам
Норма
времени на выполнение задания: 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание1:
прочтите представленную ниже ситуацию и ответьте на
вопросы.
Среди сотрудников недавно открывшегося
гипермаркета стали происходить конфликты. Когда свидетелями конфликта между
тремя продавцами-консультантами стали покупатели, администратор гипермаркета
решил обстоятельно разобраться в случившемся и наказать виновных. Оказалось,
что одна из работниц чаще создавала видимость работы, нежели осуществляла ее на
самом деле. В результате не успевала обновлять полки товарами, а поскольку
глаза покупателей должны видеть товары, а не пустые полки, то другим
продавцам-консультантам приходилось выполнять и свою работу, и помогать
коллеге. Неоднократные беседы продавцов с недобросовестной сотрудницей ситуацию
не изменили. А в ходе последнего конфликта в торговом зале два
продавца-консультанта пообещали создать условия, при которых нерадивую
сотрудницу уволят с позором.
Вопросы:
1. Какого вида конфликт случился в
гипермаркете? Почему вы считаете именно так?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.
Что стало причиной данного конфликта?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Кто виноват в случившемся конфликте:
недобросовестная работница, ее коллеги или руководство? Объясните свою точку
зрения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как можно было избежать возникновения
данного конфликта?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какой стиль управления конфликтной
ситуацией вы выберете? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2:Самостоятельно
разработайте предложения по управлению мотивацией персонала и созданию
благоприятного психологического климата для руководства гипермаркета.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие «Туристическое агентство «Элит»»
Задание. Прочтите ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.
Туристическое агентство «Элит» существует с 2000 г. и представляет собой небольшую фирму со штатом в 14 человек, 8 из которых — консультанты по туризму. Первые 5 лет их заработная плата складывалась из фиксированного оклада и 5% от каждой оплаченной путевки. В погоне за премиальными, консультанты не раз приукрашивали клиентам условия проживания или скрывали какие-то возможные неудобства, пока не разразился громкий скандал с одним из обманутых клиентов. Тогда директор аннулировал прямую зависимость между размером заработной платы и количеством проданных путевок. Размер заработной платы был фиксированным, а премия выплачивалась в одинаковом размере всем консультантам, если фирма получала ожидаемую прибыль.
В 2006 г. на место уволившегося консультанта по туризму взяли молодого энергичного человека, который не смог работать в банковской сфере, однако успел обзавестись там знакомствами с влиятельными и обеспеченными людьми. В новом сплоченном коллективе работник был принят доброжелательно. Однако очень скоро новый сотрудник понял, что четвертая часть всех путевок реализуется им, благодаря полезным связям и инициативе в работе, а заработная плата такая нее, как у тех, кто за месяц не смог продать и пяти путевок. Поэтому ждал подходящего момента для того, чтобы задать вопрос руководству об увеличении оплаты труда.
Директор фирмы, анализируя результаты работы своих подчиненных, пришел к выводу, что большинство консультантов в его фирме работают не в полную силу и что прибыль фирмы была бы значительно выше, работай они так, как новый консультант. Директор определил минимальное количество путевок, которое консультант должен реализовать в месяц, чтобы получить установленную заработную плату.
Решение директора было нехотя принято подчиненными. Доброжелательное отношение к новому сотруднику улетучилось так же быстро, как и появилось, хотя он даже не успел поднять вопрос о справедливости вознаграждения. Противостоять всему коллективу, работая в одном кабинете, очень сложно, поэтому наиболее преуспевающий работник фирмы уволился по собственному желанию.
Порядок выполнения работы
1 Коллективно обсудите ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
Почему отношение к новому сотруднику в коллективе изменилось?
Если при трудоустройстве система оплаты труда в фирме устраивала, то почему отношение работника изменилось к ней в процессе работы?
Как бы поступили на месте нового консультанта вы?
Почему директор агентства дважды оказался заложником своих подчиненных?
Каких ценностей и взглядов придерживалась неформальная группа?
2 Самостоятельно разработать предложения для директора фирмы по эффективному управлению неформальной группой.
3 Обсудите разработанные предложения в группе.
Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – с. 165-166
Практическое занятие «Что такое неформальная организация?»
Цель занятия — закрепление изученного студентами теоретического материала по теме «Формальные и неформальные организации».
Задание. Внимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные и перефразируйте их так, чтобы получились правильные. Ответы должны сопровождаться примерами.
- Неформальная организация осуществляет контроль за своими членами.
- Чем больше слухов распространяется в организации, тем больше неформальных организаций в ней существует.
- Влияние неформального лидера на рабочий коллектив, как правило, негативно.
- В солидной фирме работникам некогда распространять слухи.
- Менеджер – формальный лидер.
- Неформальные группы быстро распадаются.
- Формальная организация по размерам всегда больше неформальной.
- Неформальный лидер и бунтарь – слова-синонимы.
- В некоторых случаях авторитет неформального лидера может быть выше, чем авторитет руководителя.
- Один человек не может быть одновременно и формальным, и неформальным лидером коллектива.
- Ученые не могут определить причины возникновения неформальных групп.
- Менеджер должен понимать, что существование неформальной организации в рамках формальной – процесс объективный.
- Лидеру неформальной группы стоит давать более ответственные задания.
- Принадлежность работника е неформальной организации дает ему доступ е нужной информации.
- Возникновение неформальных групп обусловлено существованием социальных потребностей, таких, как потребность в общении, защите. Взаимопомощи и т.д.
- Менеджеру следует учиться управлять неформальными организациями.
- Неформальная организация не может состоять из двух человек.
- Влияние – это поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого.
- Формальный лидер назначается.
- Отсутствие неформальных групп свидетельствует о разобщенности работников в коллективе.
Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – с. 68-70
Практическое занятие «Составляющие успеха организации»
Задание. Ознакомьтесь с представленными ситуациями. Дайте ответы на вопросы к каждой ситуации.
Ситуация 1
Две фирмы в ресторанном бизнесе. Первая расположена в старом здании в самой старой части города, к тому же и не на первом этаже. Готовят и обслуживают здесь превосходно, но владельцы отказываются вывешивать в ресторане рекламу своих клиентов. Вторая компания имеет гораздо более низкие цены, повара ее не имеют такого опыта, готовится все сразу, большими порциями, хранится на мармитах и разогревается по мере надобности, пока все не продастся. Вторая компания удобно расположена в самой новой части города и предоставляет широкие возможности для рекламы своим клиентам. Кто из них скорее добьется большего успеха? Почему?
Ситуация 2
Совершенно очевидно, что мир быстро меняется, и для того, чтобы выжить, мы тоже должны меняться. Точно так же верно утверждение, что один человек не может непосредственно руководить тысячей подчиненных. Эти истины не кажутся столь очевидными для руководителей одной организации. Ее руководитель издает вердикты, не консультируясь с простыми смертными, и ожидает, что они беспрекословно будут выполнять его распоряжения. Может ли столь консервативная организация выжить в постоянно меняющихся условиях рыночной экономики? Почему?
Ситуация 3
В организации, переживающей не лучшие свои времена, руководство пытается предпринять спасительные меры. Однако действия руководства не получают высокой оценки у большинства работников. Вот распространенное мнение: «вместо того, чтобы предприятие спасать, заказы на производство продукции искать, они миссию определяют, анализ целей осуществляют…» . Дайте свою оценку действиям руководства данной организации. Аргументируйте.
Порядок выполнения работы
- Студенты объединяются в группы.
- Знакомство с ситуацией 1.
Проанализируйте известные вам возможности и недостатки обеих компаний.
Письменно приведите аргументы в поддержку своего мнения.
3 Знакомство с ситуацией 2.
Подумайте, насколько обязательно меняться всем организациям в условиях рыночной экономики.
Письменно приведите доводы в пользу своей точки зрения.
- Знакомство с ситуацией 3.
Оцените своевременность действий руководства организации.
Почему мнения большинства коллектива и руководства относительно преодоления предприятием кризиса столь различны?
5 Под руководством преподавателя проводится обсуждение результатов коллективной работы студентов.
Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – с. 70-71
Практическое занятие «Организация: основные понятия»
Цель занятия — проверка имеющихся у студентов знаний по теме «Организация: ее внутренние и внешние переменные».
Задание. Ознакомьтесь с представленными ниже утверждениями. Отметьте неправильные утверждения и перефразируйте их так, чтобы получились верные. Результаты работы обсуждаются на занятии. Ответы студентов должны сопровождаться примерами.
- Об успехе организации судят по тому, достигла ли она своих целей.
- Подготовка приказа — это работа, которую нельзя делегировать.
- Что касается организации, то цель всегда оправдывает средства.
- Основными составляющими организации являются: оборудование, финансы, помещение, люди.
- Цель представляет собой конечный результат, к которому стремится организация.
- Только достигнув финансовой стабильности, организация может принимать участие в благотворительности.
- Существует такой термин — сложная организация.
- Социальная ответственность под силу не каждому предприятию, так как редко удается получить сверхприбыль.
- Делегирование полномочий в организации так же важно и необходимо, как и распределение труда.
- Конечной целью любого предприятия является получение прибыли.
- В условиях конкуренции организация вынуждена работать на опережение.
- Общая цель организации называется стратегией.
- Задачи организации являются подробным планом действий на пути к выполнению ее миссии.
- Люди не воспринимают не свои цели.
- Если работникам предприятия известны его цели, они будут работать добросовестнее.
- Организация предполагает как вертикальное, так и горизонтальное разделение труда.
- Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
- Цели организации измеряются количественными показателями.
- Дерево целей представляет собой схему взаимозависимых целей.
- Подчиненным не стоит забивать голову целями предприятия.
Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – с. 138-140
Практическое занятие «Три спорных решения»
Задание. Ознакомьтесь с предложенными вам ситуациями. Предложите свое решение в каждой из трех ситуаций.
Порядок выполнения работы
- Студенты объединяются в группы.
- Изучив все ситуации, выполнить следующие задания:
- Предложить альтернативы каждому из описанных решений.
- Рассмотреть возможное воздействие фактора времени и изменяющейся среды на все три решения.
- Определить для каждой ситуации принималось ли решение в условиях риска или неопределенности.
- Какие методы решения проблем легли в основу решения в каждой из предложенных ситуаций.
- Какой принцип принятия решений должен лежать в основе судьбоносного для предприятия решения.
Ситуация 1
Еженедельник «Индастри Уик» назвал решение фирмы «Интернэшнл Ректифайер Корпорейшн» из Эль-Сегундо, Калифорния, начать строительство самого автоматизированного в США завода по производству полупроводников решением типа «быть или не быть». Завод был спроектирован под единый непрерывный процесс производства мощных МОП-транзисторов. Если завод начнет работать в соответствии с проектом, производственные издержки сократятся наполовину, длительность изготовления одного изделия уменьшится в несколько раз, выход годных изделий возрастет, производительность на одного рабочего вдвое превысит среднюю для отрасли. Положительный потенциал решения — огромный выигрыш от повышения конкурентоспособности.
Однако строительство завода связано с большим финансовым риском. Для того чтобы завод начал работать, компания с капиталом 145 млн долл. довела отношение задолженности к собственному капиталу до 63%, на 10% сократила расходы на заработную плату и продолжила операции по привлечению дополнительных кредитов. Для компании, «поставившей на кон» половину своих доходов и сумму, превышающую ее капитал, — это огромный риск даже в хорошие времена. Принятое компанией решение в отрасли, находящейся в состоянии глубокого спада, можно назвать азартным.
Ситуация 2
Фирма «Ю Эс Экс» имеет самый лучший потенциал в черной металлургии. Многие годы она пыталась восстановить конкурентоспособность, вкладывая дополнительные средства в производство и решая внутренние проблемы. Но однажды фирма была вынуждена решать — допустить ли забастовку членов профсоюза рабочих сталелитейной промышленности или принять их требования о повышении заработной платы, ведущие к росту издержек. После того, как попытки объяснить профсоюзу «факты, цифры н реальности конкуренции» провалились, фирма начала создавать запасы стали. Когда профсоюз решил бастовать, за пульты управления новыми агрегатами встал управленческий персонал. Забастовка продолжалась около 3 месяцев, убытки составили 100 млн долл. в месяц.
Ситуация 3
Фирма «Ю Эс Спринт» рискнула двумя млрд долл., вложив их в создание волоконно-оптической кабельной сети, чтобы переманить потребителей от фирм-конкурентов. Волоконно-оптическая технология устремлена в будущее. Она опирается на использование лазеров для передачи речевых сигналов и данных по стеклянным микроволокнам. Пара таких волокон способна единовременно пропускать 8000 разговоров, причем передаваемая информация практически не искажается.
Через два года фирма «Спринт» располагала уже 15 тыс. миль волоконно-оптического кабеля в земле и планировала проложить еще свыше 8000 миль. Беспокойство вызывает пропускная способность этой сети, которая представляется более чем избыточной. Хотя потребность в телефонных разговорах на дальних расстояниях и в передаче данных между далеко удаленными точками растет па 8% в год, пропускная способность сети учетверилась.
Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – с. 141-143
Цель занятия — закрепление студентами изученного теоретического материала по теме «Принятие управленческих решений».
Задание. Внимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные утверждения и перефразируйте их так, чтобы получились правильные. Свои ответы подкрепите примерами.
1. Разработка нескольких вариантов развития ситуации способствует принятию оптимального решения.
2. Процесс анализа, подготовки и принятия конкретного решения всегда начинается с появлением проблемы.
3. Если решение принято большинством рабочего коллектива, то оно является рациональным.
4. Единогласное поддержание принимаемого решения может быть признаком безразличия работников к обсуждаемой проблеме.
5. Моделирование – один из методов решения управленческих проблем.
6. При принятии решения опытный руководитель основывается на интуиции, а не на теоретических знаниях.
7. Метод мозгового штурма может использоваться в процессе выработки рационального решения.
8. Оптимальным считается наиболее рациональное, исходя из конкретных финансовых, организационных условий, решение.
9. Решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям.
10. Эффективность решения зависит от времени, затраченного на его принятие.
11. Эксперимент – метод научного познания, предполагающий активное вмешательство в ситуацию, изменяя ее факторы и отмечая изменения в изучаемом объекте.
12. В основе процедуры принятия управленческого решения могут лежать принципы: единоначалия, большинства, единогласия и консенсуса.
13. Оперативные решения принимают менеджеры высшего звена.
14. Эффективность решения зависит не только от подготовки, но и от его успешной реализации.
15. Риск исключается при принятии взвешенного решения.
16. Каждое решение имеет адресность, границы, исполнителей.
17. По формам принятия решения бывают: единоличные, групповые, общие.
18. Исполнительские решения определяют принципиальные аспекты развития предприятия.
19. Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения.
20. Работа слесаря не связана с принятием решений.
Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – с. 177-179
Практическое занятие «Доверяй, но проверяй»
Цель занятия — формирование представления о важности правильно выбранного стиля руководства для организации.
Задание. Ознакомьтесь с нижепредставленной ситуацией и ответьте на вопросы к ней.
В Ростове-на-Дону открылся новый автомобильный салон, где на продажу выставлены автомобили различных иностранных заводов-производителей. Все представленные модели относятся исключительно к представительскому классу и могут быть доступны обеспеченному или богатому контингенту. Помимо рекламы, размещенной на местном телевизионном канале и в интернете, менеджеры салона привлекли к работе девушек из рекламного агентства, которые должны были раздавать рекламные буклеты в центре города у престижных магазинов и бутиков состоятельным на вид прохожим. Так, каждая должна была за 4 часа работы распространить 150-200 буклетов. Менеджерам салона пришлось заплатить за услуги рекламного агентства несколько больше установленных расценок, так как их заказ был срочным.
Учитывая особенности ноябрьской погоды и тягу к походам по магазинам, девушки старались раздать побыстрее рекламные буклеты прохожим, даже если они совершенно не подходили на роль покупателей дорогих автомобилей, чтобы иметь возможность общаться друг с другом, рассматривать товары магазинов. Девушки также понимали, что в связи с загруженностью руководство рекламного агентства не станет контролировать их работу, а свою заработную плату они получат вовремя, независимо от качества работы.
И действительно рекламное агентство выполняло столько заказов сразу, что не всегда хватало времени и людей для проверки качества выполнения заказа. Об этом догадывались менеджеры автосалона, поэтому решили лично посмотреть, как осуществляется работа. Результатом их любопытства стало досрочное расторжение договора об оказании рекламных услуг с рекламным агентством.
Порядок выполнения работы
1. Коллективно обсудите описанную ситуацию и ответьте на вопросы:
Какой стиль руководства в данном случае использовался в рекламном агентстве? Почему? Насколько серьезны нарушения, допущенные работницами агентства?
Можно ли усмотреть вину работниц агентства в финансовых издержках, которые понесли обе стороны, а также в негативном отношении, сформировавшемся у заказчика к агентству? Как в данной ситуации повели бы себя вы, будучи руководителем рекламного агентства? Как в данной ситуации вы бы себя повели, будучи менедл^ером автосалона, непосредственно заключившим контракт с рекламным агентством? Каково было бы ваше поведение на месте работников рекламного агентства? Почему?
- Самостоятельно разработайте рекомендации по улучшению качества работы для руководства рекламного агентства.
- Обсудите написанные рекомендации в группе.
Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – с. 179-181
Цель занятия — закрепление изученного студентами теоретического материала по теме «Стиль руководства».
Задание. Внимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные и перефразируйте их так, чтобы получились правильные. Ответы должны сопровождаться примерами.
- Власть является способностью, но не возможностью влиять на других.
- Эталонная власть основана на харизме.
- Власть исходит от руководителя.
- Наиболее эффективным является адаптивное руководство.
- Руководитель использует власть для достижения целей организации.
- Авторитарный стиль позволяет добиться от подчиненных максимальной работоспособности.
- Выбор стиля руководства зависит во многом от степени квалифицированности подчиненных.
- Традиционная форма власти основывается на страхе и принуждении.
- Власть – двусторонний процесс, так как она присуща не только руководству, но и подчиненным.
- Адаптивное руководство на практике невозможно, нарушает принцип справедливости.
- Либеральный стиль способствует развитию инициативы у подчиненных. Элементов совместного управления предприятием.
- В реальной жизни либерального руководителя не встретить.
- Власти не существует, если ею не пользоваться.
- Все стили руководства одинаково эффективны.
- При управлении невозможно придерживаться какого-то одного стиля.
- Чем выше исполнительность и дисциплина, тем строже руководство.
- Теория «Х» Д. Мак-Грегора соответствует демократическому стилю руководства.
- Чем крупнее предприятие, тем авторитарнее стиль руководства.
- Стиль руководства способен влиять на мотивацию подчиненных.
- Авторитарный стиль подавляет инициативу подчиненных.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Как вы общаетесь с сотрудниками? Властно контролируете каждый шаг, пускаете все на самотек, практикуете индивидуальный подход? Ну и как, работает? Сегодня будем рассказывать о стилях управления руководителя. Устраивайтесь поудобнее, начинаем!
А может быть, вы вовсе не задумывались о стиле руководства? Бизнес идет, интернет-магазин развивается, зачем что-то усложнять? Давайте разберем основные стили управления, а также плюсы и минусы каждого. Это поможет понять сильные и слабые стороны вашего руководства и определить, какого стиля придерживаться в дальнейшем.
Авторитарный стиль, или “Как я сказал, так и будет”
Геннадий Павлович П. руководит коллективом уже много лет. Как выбился в управленцы еще в советские времена, так и руководит. Понятно, что за столько лет стиль у него уже сформировался и изменениям не подлежит. А надо бы: Геннадий Павлович — из тех начальников, что свято верят в инструкцию из анекдота: “Пункт 1. Начальник всегда прав. Пункт 2. Если начальник неправ — смотри пункт 1”. Да-да, такие еще бывают. Неудивительно, что в коллективе у него текучка: приходят молодые, воспитанные в новом обществе, которые не боятся предлагать свои идеи и очень удивляются, когда сталкиваются с принципами начальника. Удивляются и уходят — к более лояльным руководителям. Задерживается в коллективе только основной костяк — люди, которые работают не один десяток лет и давно привыкли к закидонам Геннадия Павловича. И все бы хорошо, только этот костяк — почти сплошь пенсионеры. Современные методы продвижения им чужды — развития у компании нет, все идет по старинке. Дела у фирмы идут не очень.
Знаете таких Геннадиев Павловичей? Они встречаются и среди молодого поколения предпринимателей. Как правило, очень авторитарны, резки в суждениях, признают только собственное мнение. Не допускают ни малейших отклонений от инструкций, регламентов, уставов и заведенного в компании порядка. Трепетно соблюдают субординацию — с простым народом вольностей не допускают, не барское это дело. Вот парадокс: они не доверяют собственным работникам, но в то же время хотят, чтобы рабочие задачи выполнялись безукоризненно.
Минусы авторитарного стиля
- Вместе с водой можно выкинуть и ребенка: тот, кто привык не прислушиваться к мнению сотрудников интернет-магазина, рискует не услышать ценные идеи, которые принесут компании прибыль. Тот, кто не допускает неформальных отношений с подчиненными, может не заметить любовь всей своей жизни или того, кто может стать лучшим другом. Человеческие отношения иногда выходят за рамки субординации.
- Упертость — еще не упорство. Фанатичное следование инструкциям, шаг влево — шаг вправо равняется расстрелу — гибельная для компании позиция. Почитайте биографии великих предпринимателей: все они признают, что нужно отступать от правил, мыслить шире, давать возможность творчества.
- Не все согласны работать с диктатором — в компаниях, где царит авторитарный стиль управления, больше процент увольнений. И уходят, как правило, самые талантливые. Выживают в таком коллективе приспособленцы или консерваторы, которым все равно.
- Сотрудники в таких компаниях не развиваются, не предлагают идеи, не учатся новому. Может, они бы и рады — только зачем, ведь все равно будет так, как велел местный божок. А раз инициатива наказуема — зачем ее вообще проявлять?
Плюсы авторитарного стиля
- Железная дисциплина. С диктатором не забалуешь: или ты выполняешь все его требования, или дверь на улицу открыта. Как правило, в таком коллективе махровым цветом цветут штрафы за малейшее нарушение. Тотальное подчинение делает сотрудников послушными и согласными на любое требование руководства.
- Четкость и прозрачность всех бизнес-процессов. Начальник-диктатор твердо знает, как и что происходит в компании на каждом этапе, какие задачи решаются и кто их выполняет.
- В кризисной или стрессовой ситуации сотрудники не растеряются, а будут четко выполнять приказы начальства — им не привыкать. При демократичном или либеральном стиле руководства такое осуществить сложнее: в случае форс-мажора и начальство, и работников может штормить, как корабль в непогоду. А это чревато наскоро принятыми и ошибочными решениями.
Демократичный стиль, или “Давайте думать вместе”
Алексей К., молодой руководитель, уволился из компании Геннадия Павловича и основал собственный бизнес. Он решил учиться на чужих ошибках и понял, что не допустит такой диктатуры, что царила на его прежнем месте работы. Алексей набрал молодых сотрудников, которые были скорее его единомышленниками, нежели подчиненными. С первых дней он начал придерживаться демократичного стиля руководства: обсуждал с сотрудниками стратегию развития компании, выслушивал их идеи и мнения, доверял самостоятельно работать над проектами. Для работников он был не строгим начальником, а своим в доску парнем Лехой. Однажды это чуть не сгубило компанию: сотрудники расслабились и перестали воспринимать Алексея всерьез. Кое-кто начал опаздывать, срывать сроки исполнения задач, а на недоумение начальника говорил: “Да ты что, сделаю, не переживай!”. Когда начали срываться сделки с выгодными клиентами и компания потеряла прибыль, молодой бизнесмен понял, что пора что-то менять.
Демократичный стиль управления — обманчивая штука. Молодым и современным он кажется единственным приемлемым и отвечающим духу времени (ну не работать же по старинке!), но стоит чуть ослабить вожжи — и получится как в примере выше. Чтобы демократия не превратилась в анархию и вседозволенность, руководитель должен обладать управленческим опытом.
В целом же демократичный стиль — действительно приоритетный в молодых современных компаниях. Руководитель не принимает решения единолично — советуется с коллективом, устраивает мозговые штурмы, старается, чтобы каждый работник раскрыл свой потенциал. Сам он работает на равных или отводит себе роль консультанта, наставника. Если начальник-демократ ошибается — он не винит во всем персонал, а делает выводы. В то же время он остается руководителем — не снимает с себя главной роли, не подчеркивает, что “мы тут все равны, ребята”. То есть команда командой, но иерархия должна быть выстроена четко.
Минусы демократичного стиля
- Возможность анархии, принижения роли руководителя, возникновения оппозиции в коллективе. В общем, все, о чем рассказано на примере Алексея К.
- Решения могут приниматься долго. Чем больше людей участвует в обсуждении — тем дольше может затянуться процесс. Дело спасут тайм-менеджмент и четкие сроки постановки задач. Например, на обсуждение и внесение рацпредложений дается 3 дня — и ни секундой дольше. Это дисциплинирует сотрудников и ускоряет бизнес-процессы.
Плюсы демократичного стиля
Если не допускать ошибок, демократичный стиль может стать основой создания сплоченной команды.
- Укрепляет командный дух, делает сотрудников настоящими единомышленниками, объединенными одной целью. Хорошо, если в компании проработана корпоративная культура — миссия и ценности, основные задачи на ближайшие годы, общая Большая Идея.
- Сокращает количество ошибок в работе. Чем больше людей привлечено к решению задачи — тем больше шанс, что найдется оптимальный вариант. Только, напомним, обсуждение не должно затягиваться.
- Минимальная текучка кадров. Зачем уходить из коллектива, если ты разделяешь его ценности и задачи, чувствуешь себя причастным к одной общей цели? Правильно, незачем. Из компаний с демократичным стилем управления сотрудники уходят крайне редко (если, конечно, вливаются в коллектив и разделяют общие ценности).
Личностно-ориентированный стиль, или “Не бойся, я с тобой”
Ольга Б. работала и с Геннадием Павловичем, и с Алексеем. Женщина поняла, что и в авторитарном, и в демократическом стилях есть свои плюсы и минусы, и решила действовать иначе. Собственно, ничего нового она не придумала — задействовала по полной индивидуальный подход. Ольга поняла, что с каждым сотрудником нужно работать по-своему, и что подходит для одного, категорически неприемлемо для другого. Например, тихоня может стесняться на общих планерках и мозговых штурмах, зато при личной беседе начнет фонтанировать креативными идеями. Человеку-сове трудно приезжать в офис к 9 утра — голова у него не соображает, дела не делаются, зато вечером наступает самое плодотворное время. Ольга организовала нескольким товарищам свободный график, интровертам разрешила не выступать на планерке при всех. Сотрудники оценили хорошее отношение и начали называть начальницу “нашей мамочкой”. Но без ложки дегтя никуда: быстро нашлась группа лиц, которая сочла хорошее отношение слабостью и начала откровенно забивать на работу. Ольга переживала, проводила душеспасительные беседы, и только когда коллектив подал коллективную просьбу об увольнении проштрафившихся, решилась сделать смелый шаг.
Практиковать индивидуальный подход — это правильно. Обычно начальники этого типа (как правило, женщины) любят проводить психологические тестирования, устраивать корпоративы и совместные посиделки, чтобы лучше узнать своих сотрудников. Однако чрезмерно опекать работников не стоит: вы не наседка, а они не беспомощные цыплята. Доверяй, но проверяй, будь не мамочкой, а начальником — такова мораль сей басни.
Минусы личностно-ориентированного подхода
- Как правило, начальники такого типа — люди мягкие, чувствительные. Хорошие отношения им важнее, чем прибыль компании и ее развитие. Поэтому, как это ни печально, мягкого начальника могут быстро “съесть” его более оборотистые коллеги или кто-то из числа подчиненных.
- Отсутствие делегирования полномочий. Вместо того чтобы четко раздавать указания и контролировать процесс выполнения задач, такие руководители или выполняют все сами, или прощают бесконечные отсрочки. Очнитесь, ребята, это бизнес! Здесь нужно принимать тяжелые решения и рисковать по-крупному, иначе есть риск прогореть и стать банкротом.
Плюсы индивидуального подхода
- Хорошие отношения в коллективе. Человеческие отношения — едва ли не главное для половины сотрудников. Если посчастливилось найти понимающего начальника — многие будут руками и зубами держаться за это место, даже несмотря на маленькую зарплату и небольшие карьерные перспективы.
- В кризисной ситуации сотрудники встанут за начальника горой и не дадут развалить компанию. “Один за всех, и все за одного” — этот лозунг все еще работает.
Так как же надо?
В каждом из трех стилей мы нашли свои изъяны. Так какой же стиль управления выбрать, как вести себя с подчиненными? Многое, конечно, зависит от вашей личности и типа характера. Диктатор по натуре никогда не будет “развозить сопли” и заботиться о личности каждого сотрудника. А тихая интеллигентная женщина просто не способна треснуть кулаком по столу и заставить подчиненных работать.
Что же делать? Комбинировать стили управления в зависимости от ситуации. Это называется ситуационным управлением. Например, если возник форс-мажор — нужно включать режим диктатора и раздавать четкие указания, которые смогут спасти ситуацию. Если видите, что сотрудник не справляется с работой, — задействуйте индивидуальный подход, пообщайтесь с человеком лично, узнайте, что его тревожит. Если нужно решить новую задачу — придерживайтесь демократичного стиля, узнайте мнения всех сотрудников и решайте проблему сообща. Более того — даже во взаимодействии с одним и тем же человеком возможно применять разные стили управления — опять же в зависимости от ситуации. Где-то побыть жестким руководителем, где-то — мудрым наставником, иногда оказать необходимую отеческую поддержку. Вот таблица, которая поможет вам искусно лавировать между несколькими стилями управления.
Разумеется, для этого нужно быть опытным руководителем и достаточно гибким человеком. Все это приходит со временем. Успехов вам, пусть все получится!
Возможно вам также будет интересно: