1
2
— К какому стилю речи относится инструкция? Инструкция
3
Официально-деловой стиль речи Функция- точная передача деловой информации Сфера применения- объявления, заявления, отчёты, справки, расписки, инструкции, договоры, законы, предписания. Задачи речи- сообщение сведений, имеющих деловое информационное значение. Характеристика высказывания- строгость, точность, официальность
4
— Найдите односоставные предложения, определите главный член предложения, обозначьте окончания глаголов, определите их форму. Инструкция по уходу и эксплуатации горных лыж и сноубордов Если вы приобрели новое снаряжение: горные лыжи или сноуборд, специалисты рекомендуют произвести перед первым катанием обработку кантов и скользящей поверхности. Перед первым катанием обязательно произведите ручную заточку кантов, очистите скользящую поверхность и оплавьте парафином.
5
Проверка:
6
— Найдите односоставные предложения, определите главный член предложения, обозначьте окончания глаголов, определите их форму. Катание на коньках – один из лучших способов проведения зимнего досуга. Научитесь кататься на коньках, посещайте спортивную секцию — хоккей или фигурное катание. Наслаждайтесь этим спортом всей семьей. Катание на коньках – это отличные выходные для активного отдыха душой и телом!
7
Проверка:
8
Перестаньте разгоняться, поставьте ноги параллельно друг другу и без усилий скользите вперёд. Торможение произойдёт благодаря возрастающей силе трения коньков об лёд. Свободную ногу отведите назад и зубчиками конька цепляйтесь за лёд. Для торможения понадобится 3- 6 метров. Способ очень лёгкий и идеально подходит для новичков. — Найдите односоставные предложения, определите главный член предложения, обозначьте окончания глаголов, определите их форму.
9
Проверка: Перестаньте (повелит. накл., 2 лицо, мн. ч.) разгоняться, поставьте (повелит. накл., 2 лицо, мн. ч.) ноги параллельно друг другу и без усилий скользите (повелит. накл., 2 лицо, мн. ч.) вперёд. Свободную ногу отведите (повелит. накл., 2 лицо, мн. ч.) назад и зубчиками конька цепляйтесь (повелит. накл., 2 лицо, мн. ч.) за лёд.
10
— Найдите односоставные предложения, выпишите главный член предложения, обозначьте окончания глаголов, определите их форму. Инструкция по приготовлению субстрата для орхидеей Запомните о том, что орхидея – эпифит. Возьмите сухую кору сосны, хорошенько прокипятите. Высушите. Через пару дней прокипятите еще раз. Это нужно для уничтожения вредоносных насекомых. Готовую кору разрежьте на небольшие части (кусочки величиной 1,5-2 см). Смешайте с высушенным измельченным мхом сфагнумом. Субстрат готов..
11
Проверка: Запомните Возьмите, прокипятите Высушите Прокипятите Разрежьте Смешайте
12
— Найдите односоставные предложения, выпишите главный член предложения, укажите вид односоставных предложений. Если вам подарили пуансетию и украсили ею рождественский или новогодний стол, то попытайтесь сохранить растение до следующего цветения. Поливайте пуансетию умеренно. При недостатке или избытке влаги листья пуансетиии могут начать увядать. Летом полив увеличивают. В период роста и цветения пуансетии следите, чтобы почва у пуансетии не пересыхала полностью. Листья опрыскивайте.
13
Проверка: 1). подарили, украсили,(н.-личн.) попытайтесь (опр.-личн.) 2).поливайте (опр.-личн.) 3).увеличивают (неопр.-личн.) 4).следите (опр.-личн.) 5). Опрыскивайте (опр.-личн.)
14
Найдите односоставные предложения, определите главный член предложения, замените определённо- личные предложения на неопределённо-личные. Косметика из петрушки Для профилактики загара лицо умывайте настоем петрушки, приготовленным вечером. Измельченную петрушку залейте кипяченой водой в соотношении 1:10, а утром используйте этот настой для умывания лица.
15
Проверка: Для профилактики загара лицо умывают настоем петрушки, приготовленным вечером. Измельченную петрушку заливают кипяченой водой в соотношении 1:10, а утром используют этот настой для умывания лица
16
Работа в группах 1 группа – упр группа – упр группа – упр Выберите старшего в группе, распределите задания, подготовьтесь к защите своей работы.
17
Домашнее задание 1.Повторить § § 30 – выполнить упр. 198
1.Организационный
момент. Приветствие.
2. Звучит
звуковая заставка «На зарядку становись!» 30 секунд
— Ребята, скажите, в чем необычность прослушанного
текста?
(автор
текста просит нас выполнить утреннюю гимнастику, зарядку в определенной
последовательности…)
-Какова тема этого текста?
(об
утренней зарядке, упражнениях утренней гимнастики)
— А где можно услышать такой текст?
(по
радио, телевидению, на уроке физкультуры)
— С какой целью он произносится?
(задача
автора – дать рекомендации, инструкции по выполнению зарядки)
— Как вы думаете, к какому стилю можно отнести
прослушанный текст?
(к
деловому)
Официально-деловой
стиль
— Итак, тема
урока – официально-деловой стиль речи. Исходя из темы урока, сформулируйте
его цели. (Что должны узнать и чему научиться на уроке?)
Цели урока:
познакомиться
с примерами текстов делового стиля
узнать
особенности делового стиля речи.
Научиться
составлять тексты делового стиля.
3.
Решаем
проблему урока, открываем новые знания
— Откройте тетради, запишите число и тему урока.
— Для того чтоб достичь поставленных целей, я вам
предлагаю сначала поработать с параграфом 19 и заполнить таблицу.
1. Прочитайте текст о деловом стиле про себя.
2 . Из текста выберите нужную для заполнения
таблицы-подсказки информацию
Даю вам на подготовку 1-2 минуты
Деловой
стиль
Основная
задача делового стиля заключается в том, что он отражает официальное общение
граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, сообщение деловой
информации.
Для
этого стиля характерны следующие виды текстов: государственные документы
(законы, уставы, указы), а так же деловые бумаги (автобиография, заявление,
справка, протокол, объявление, инструкция)
Форма
речи письменная, так как это документ.
Язык
делового стиля точен и краток. Его характеризует определенная лексика:
стилистически нейтральная, книжная (специальные слова, например, юридические;
книжная лексика делового стиля). В этих текстах не допускается разговорной
окраски. Предложения сложные, часто с причастными оборотами.
Работай
с текстом «Деловой стиль» методом изучающего чтения.
-читай
текст
-задавай
вопросы автору текста
-ищи
ключевые слова
-прогнозируй
ответ
-решай,
какая информация главная, какая — второстепенная , по составленному
плану(вопросам) перескажи текст
-выполненную
работу , сличи с эталоном
Сфера |
Задача |
Языковые |
Ответы учеников, постепенно заполняется
вся таблица
— Пожалуйста, расскажите о сфере
употребления делового стиля.
— Назовите задачи текста делового
стиля
— Какие языковые особенности имеет
этот стиль речи?
Сфера |
Задача |
Языковые |
Деловые |
Дать |
1. 2. Точность, 3. 4. |
— Спасибо за работу. Теперь у нас
есть подсказка.
Определи стиль
данных текстов.
Отряд
змеи. Семейство ужовые.
Наиболее
многочисленная группа современных змей. Голова обычно четко ограничена от шеи
и покрыта сверху крупными, симметрично расположенными щитками. Брюшные щитки
сильно вытянуты поперек (учебник биологии)
Змея
Покуда
март гудит в лесу по голым
Снастям
ветвей,- бесцветна и плоска,
Я сплю в
дупле. Я сплю в листве тяжелым,
Холодным
сном- и жду: весна близка.
Я
развиваю кольца, опьяняюсь
Теплом
лучей.Я медленно ползу-
Я вновь
цвету, горю, меняюсь,
Ряжусь
то в медь, то в сталь, то в бирюзу.
И.А.Бунин
Объявление
Вниманию
шестиклассников!
Зачетная
работа по теме «Отряд змеи. Семейство ужовые» по биологии, назначенная на 10
апреля, отменяется ввиду с семинаром учителей. О сроке проведения зачета будет
сообщено дополнительно.
Учитель
биологии
— Рассмотрим один из жанров делового
стиля – инструкцию. Кто может сказать, что такое инструкция?
(Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ
осуществления, выполнения чего-нибудь.)
— Учимся
характеризовать текст делового стиля, а именно текст инструкции. Работаем по
алгоритму. Алгоритм ответа есть на слайде. Через 3 минуты выбранный вами
выступающий охарактеризует текст.
Алгоритм
ответа
- Тема нашего
текста…(или Этот текст о…) - Этот текст
можно встретить… - Задача
автора… - Языковые
средства…
1. Комплекс
упражнений для глаз при работе с компьютером
1. Закрыть глаза на две секунды,
открыть. Повторить несколько раз.
2. Сделать несколько вращений
глазами по часовой стрелке. Затем — против часовой стрелки. Повторить.
3. Сфокусировать зрение на
кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец
на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа.
Повторить.
4. Посмотреть на ладонь. Перевести
взгляд на удалённый предмет. Повторить.
2. Будь
осторожнее с лекарствами.
1. Драже и таблетки не должны рассыпаться
или иметь трещины, царапины, пятна.
2. Мази должны легко выдавливаться
из тюбика единой, не расслаивающейся густой массой.
3. Жидкие лекарства
нельзя применять, если они частично испарились или содержат осадок в
виде хлопьев.
4. Любые лекарственные
препараты нельзя употреблять без консультации со взрослыми, лучше с врачом.
3 . Памятка для грибника.
1. Собирайте только известные
вам грибы.
2. Старые, червивые и
подозрительные грибы не трогайте.
3. Пластинчатые грибы
старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться, что на ней нет
плёнчатого кольца.
4. Никогда не пробуйте сырых
грибов.
5. Лучше всего собирать
грибы ранним утром.
6. Будьте в лесу заботливыми
хозяевами. Не вырывайте грибы с корнем, используйте нож, чтобы не
повредить грибницу.
— Вы заметили, что все тексты
объединяет общая речевая ситуация: один говорит со многими в официальной
обстановке с целью сообщения.
Представьте, что Вам поручили провести
физминутку из трех упражнений. Составьте упражнения и проинструктируйте, как
их выполнять. Проведите ее по алгоритму.
Кто смелый? (выходит), а всех прошу повторить 2-3 раза.
— Поучимся
составлять инструкцию. Предлагаю творческое задание. Оно заключается в
составлении собственной инструкции. На основе предложенного текста составьте
по аналогии инструкцию. Работа выполняется в группах. Даю вам 3 минуты.
1 группа
УМЕЙТЕ
КУПАТЬСЯ
В жаркий летний
день часто возникает желание искупаться, поплавать в чистой прохладной воде.
Вода – одна из тех стихий, которые давно известны человеку. Несмотря на это,
люди продолжают тонуть в реках.
Купайтесь, но
помните некоторые правила поведения на воде.
Первое купание
нужно начинать в безветренную солнечную погоду, когда вода достаточно
прогрелась. Купаться можно утром и вечером и только в безопасных, специально
отведенных для этого местах. Нельзя купаться одному, так как в случае беды
никто не сможет вам помочь.
Чтобы не
случилось несчастья, знайте и соблюдайте эти простые правила. Будьте
осторожны на воде!
2-3 группа
БЕЗОПАСНОСТЬ
НА ЛЬДУ
Мы все с
удовольствием встречаем зиму. Нам не терпится надеть коньки и покататься на
льду в легкий морозец. Приятно на саночках скатиться с ледяной горы.
Много радости несет
зимняя пора. Но эти удовольствия не должны приносить вред вашему здоровью.
Чтобы избежать несчастных случаев, надо соблюдать осторожность на льду. Он
лишь на первый взгляд кажется крепким. Но в первые дни зимы лед еще непрочный
и не всегда выдержит вес человека. Поэтому кататься на неокрепшем льду
опасно.
Прозрачный лед с
промоинами или пузырьками воздуха – ненадежная опора. И не стоит ловить рыбу
у края полыньи. Будьте осторожны на льду.
(Отвечают
несколько учеников, делают вывод о том, какова практическая направленность
данных инструкций, в каких жизненных ситуациях они нам помогут)
—
вы правильно поняли важность инструкций
— Какая тема
объединяет все предложенные для работы материалы?
— Личная безопасность – это
составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих близких и окружающих! Желаю вам быть
здоровыми, жизнерадостными, счастливыми.
II Формирование
навыка написания объявления.
Задание 2.
— Перед вами
текст. Определите, можно ли его отнести к деловому стилю? Почему? А что это
за текст? (Объявление: Внимание жителей королевства! В субботу, 17 ноября,
состоится бал. Приглашаются принцы и принцессы всего королевства. Сбор во
Дворце в 17 часов.
Король и королева.
— Как правильно
составить объявление? В нем есть 3 части, какие? (обращение, сообщение,
адресант)
Задание 3.
Найдите в упр. 607, с.609 два объявления и выделите в них все 3 части.
Прочитайте по частям («работа в тройках»)
Задание 4.
Выберите себе «дорогу»(по №608,с.278) каждый ряд сам. Составьте и напишите
объявление на доске и в тетради.
Проверьте друг у
друга (по рядам)
Время подводить
итоги.
(Прием незаконченного
предложения, тезиса).
Ребята, по желанию выберите себе
фразу и закончите ее самостоятельно:
Сегодня я узнал(а)…
Теперь я могу…
Я могу научить других…
— Молодцы! Спасибо за урок!
Д.з. Составить
инструкцию (на выбор) «Как правильно
переходить улицу» или «Как вести себя в школьном автобусе».
Рассмотрим типы односоставных предложений в синтаксисе русского языка. Определим, какие грамматические особенности имеют разные типы односоставных предложений и как их отличать друг от друга.
Чтобы узнать, какие типы односоставных предложений различают в русском языке, напомним, что такое односоставное предложение.
Что такое односоставные предложения?
В русском языке в соответствии с наличием главных членов, входящих в грамматическую основу, различают двусоставные и односоставные предложения. Двусоставные предложения получили такое название, так как имеют два состава:
- состав подлежащего (подлежащее и определения);
- состав сказуемого (сказуемое и дополнение, обстоятельство)
Двусоставное предложение характеризуется наличием грамматической основы в виде подлежащего и сказуемого, которые поясняются указанными второстепенными членами предложения.
Синее море ласково сияло нам до горизонта.
В некоторых предложениях грамматическая основа выражается только одним главным членом предложения: либо сказуемым, либо подлежащим. Такие предложения называют односоставными.
Определение
Односоставное предложение — это предложение, грамматическая основа которого содержит один главный член (сказуемое или подлежащее).
Снежит из низких облаков.
Как сегодня морозно!
Гулкая тишина.
Эти односоставные предложения являются полными по своему составу. Для понимания смысла сказанного они не нуждаются во втором главном члене предложения. В их грамматической основе словесно представлен только один главный член, выступающий в абсолютно независимой позиции в качестве предикативного центра предложения.
В русской грамматике существует несколько типов односоставных предложений. В зависимости от того, словом какой части речи выражен главный член грамматической основы, различают типы односоставных предложений:
1. глагольные
- определённо-личные предложения;
- неопределённо-личные предложения;
- обобщённо-личные предложения;
- безличные предложения;
2. именные
- назывные предложения (номинативные).
Чтобы различать типы односоставных предложений, необходимо знать, какой грамматической формой слова выражается главный член предложения.
Таблица
Форма выражения главного члена | Примеры | Соотносительные конструкции двусоставных предложений |
---|---|---|
1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ | ||
1.1. Определённо-личные предложения | ||
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица наст. или будущего времени, повелит. наклонения (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, у которых лицо не определяется). |
Смотрю с грустью на голые деревья. |
Я смотрю с грустью на голые деревья. |
1.2. Неопределённо-личные предложения | ||
Глагол-сказуемое в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени; в форме множественного числа прошедшего времени или условного наклонения. |
Играют на гармошке. Нас запомнят надолго. |
Кто-то играет на гармошке. Они нас запомнят надолго. |
1.3. Обобщённо-личные предложения | ||
Не имеют своей специфической формы выражения. По структуре совпадают с определённо-личными или неопределённо-личными пр. Имеют два основных значения:
а) действие может быть отнесено к любому лицу (глагол в форме 2 лица ед. ч. или 3 лица мн. числа); б) действие говорящего является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть о 1-м лице). |
На деньги ума не купишь (по форме определённо-личное). Из песни слов не выкинешь. Расскажешь всё как есть, и на душе станет легче. |
Любой (всякий) на деньги ума не купит. Я расскажу всё как есть, и на душе станет легче. |
1.4. Безличное предложение | ||
1) безличный глагол-сказуемое или личный глагол в безличной форме (совпадает с формой 3 лица единственного числа настоящего или прошедшего времени среднего рода). |
а) Смеркается. Рассвело. Мне не везет. |
а) нет соотносительных конструкций;
б) Что-то колет в боку. |
2) Составное именное сказуемое с именной частью – словом категории состояния (предикативным наречием). |
а) На улице свежо после дождя. |
а), б) нет соотносительных конструкций;
в) Она тоскует здесь. |
3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого модальный глагол или наречие. |
а) Мне не хочется прощаться с вами. |
а) Я не хочу прощаться с вами. |
4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа среднего рода. |
Заперто. |
Дверь заперта. |
5) Сказуемое «нет» или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения). |
Нет никаких воспоминаний. |
|
6) Сказуемое «нет» или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения). |
В лесу нет ни гриба. |
В лесу не выросли грибы. |
1.5. Инфинитивные предложения | ||
Сказуемое – независимый инфинитив. |
Всем сидеть! |
Все сидите. |
2. Предложения с одним главным членом – ПОДЛЕЖАЩИМ | ||
Назывные (номинативные) предложения | ||
Подлежащее – имя в именительном падеже (в предложении не может быть группы сказуемого — обстоятельства или дополнения). |
Яркое солнце. |
Обычно нет соотносительных конструкций. |
Определённо-личные предложения
Рассмотрим грамматические особенности определённо-личных предложений. В определённо-личных предложениях сказуемое выражает действие, которое можно соотнести с определённым, но не названным лицом:
Рано утром тихо выхожу из дома в сад.
Глагол «выхожу» имеет грамматическую форму 1 лица настоящего времени изъявительного наклонения, на что указывает личное окончание -у. Эта форма сказуемого прозрачно намекает на субъект действия, который можно обозначить личным местоимением:
Ранним утром я тихо выхожу из дома в сад.
Понаблюдаем, какими формами глаголов выражается сказуемое в определённо-личных предложениях:
Спускаемся к речке и бросаемся с разгона в тёплую воду. — Мы спускаемся к речке и бросаемся с разгона в тёплую воду.
Уже обедаете? — Вы уже обедаете?
Посиди здесь на скамейке и никуда не уходи! — Ты посиди здесь на скамейке и никуда не уходи!
Определение
Определённо-личные предложения — это односоставные предложения, главный член которых выражен глаголами 1 или 2 лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени, а также повелительного наклонения.
Примеры
Завтра схожу в лес за земляникой.
Не говори мне больше об этом.
Узнаем, кто там прячется в кустах.
Угости друзей свежими ватрушками!
Давайте погуляем сегодня в парке.
Неопределённо-личные предложения
В неопределённо-личных предложениях действие, выраженное сказуемым, невозможно соотнести с определённым субъектом.
В лесу громко аукают.
Глагол «аукают» имеет форму 3 лица множественного числа настоящего времени. По этой форме сказуемого невозможно указать действующее лицо, как например в определённо-личных предложениях.
Определение
Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения, главный член которых выражен формами глаголов 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени или формой множественного числа прошедшего времени, а также условного наклонения.
В этих односоставных предложениях деятель есть, но он не назван и не определён, так как это неважно. Логический акцент делается на само действие, а не на его производителя. Действие производится неопределёнными или необозначенными лицами, которые можно условно обозначить словами «они», «какие-то люди».
В дверь громко звонят.
Надеюсь, нам вовремя пришлют уведомление.
Вечером его одного не отпускали.
Хотели бы узнать свежие новости.
Обобщённо-личные предложения
Обобщённо-личные предложения не сообщают о конкретных действиях, а представляют собой общие суждения, которые можно применить к любому лицу. Эти односоставные предложения выражают назидания, нравоучения, прописные истины в виде поговорок и пословиц или являются афоризмами.
Главный член предложения обозначен
- глаголом 2 лица единственного числа изъявительного или повелительного наклонения;
- глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения.
Поспешишь — людей насмешишь.
Слезами горю не поможешь.
Обещанного три года ждут.
В таких предложениях деятель есть, но он имеет обобщённый характер. Его можно соотнести со словами «каждый», «любой», «все люди».
Безличные предложения
В безличных односоставных предложениях деятеля нет и не может быть. Действие происходит в полной изоляции от действующего лица, существование которого даже не предполагается. Сказуемое в безличном предложении не может сочетаться с существительным в форме именительного падежа.
Так рано сегодня рассвело!
Подмораживает.
Эти предложения выражают физическое и психическое состояние человека, явления природы, процесс, действие неведомой стихии, модальные отношения (возможность, желательность, необходимость и пр.), отсутствие чего-либо независимо от воли людей и пр.
Определение
Безличное предложение — это односоставное предложение, в котором сказуемое называет действие или состояние, совершающееся само по себе.
В безличном предложении сказуемое выражается:
1. безличными глаголами
Дождит второй день.
Мне не терпится.
2. личным глаголом в безличном употреблении
Пахнет парным молоком. (Как пахнет душистая земляника!)
Весь город залило дождём. (Грозовое облако залило дождём город).
3. кратким страдательные причастием прошедшего времени в форме единственного числа среднего рода
Сколько зданий построено за последнее годы!
Нам завещано беречь природу.
4. инфинитивом и сочетанием его со вспомогательными компонентами
Ещё идти и идти до дома!
Следует рассказать им всё без утайки.
5. словом категории состояния либо сочетанием его с инфинитивом
Как холодно на душе!
Печально смотреть на эти развалины.
6. отрицательным словом или отрицательной конструкцией с сочетании с формой родительного падежа существительного (местоимения)
Нет тут ничего привлекательного.
Не надо мне твоих объяснений!
В лесу ни грибочка!
Назывные предложения
В назывных предложениях сообщается о существовании предмета, явления, состояния в настоящем бытии или вне времени.
Морозный день.
Десять безрадостных дней.
Такие предложения служат для констатации факта существования объективной реальности здесь и сейчас.
Определение
Назывное предложение — это односоставное предложение, главный член которого выражен именем существительным в форме именительного падежа или количественно-именным сочетанием с числительным.
В назывном предложении главный член могут определять имена прилагательные, местоимения, причастия и пр. В этой роли используются согласованные, несогласованные и обособленные определения. Назывное предложение становится распространенным.
Багряный лист клёна, летящий по ветру.
Кроме определений, в односоставном назывном предложении могут быть различные частицы (указательные, усилительные, ограничительные).
Вот пшеничное поле.
Что за чудесный мостик!
Ну и выражение!
Какие незабываемые минуты счастья!
Важно!
В назывном предложении не может быть второстепенных членов предложения, принадлежащих к группе сказуемого, — дополнения или обстоятельства.
Если такой второстепенный член имеется в составе предложения, то это уже не назывное, а неполное двусоставное предложение.
Сравним:
Парящий орёл.
В небе парящий орёл.
Обстоятельство «в небе» указывает на подразумеваемое сказуемое в двусоставном предложении:
В небе виден парящий орёл.
Отличаем назывное предложение от именительного темы (именительного представления).
Именительный темы — это самостоятельное существительное в форме именительного падежа, которое представляет, обозначает тему разговора, размышления или описания.
Война… Как эти вдовы, с нею, наверно, повечан я (К. Симонов).