Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова
- Общие данные
- Дополнительно
- Вакансии
- Мониторинг
- Связанные предприятия
Организационно-правовая форма: Филиал
Сокращенное наименование: КАЗ им. С.П. Горбунова — филиал ПАО «Туполев»
Официальное наименование на английском: JOINT STOCK COMPANY «KAZAN AVIATION PRODUCTION ASSOCIATION named after S.P. GORBUNOV»
- Адрес: 420036, Россия, Татарстан респ., г. Казань, ул. Дементьева, 1
- Телефон: +7 (843) 533-4070 (Справочная), +7 (843) 222-8383 (Приемная), +7 (843) 571-4289 (отдел по связям с общественностью)
- Факс: +7 (843) 533-4078
- E-mail: kaz@tupolev.ru
- Web: http://www.tupolev.ru/
- Дата организации предприятия: 14 мая 1927 г.
-
Анкета создана: 12.02.2001
, изменена: 16.09.2019
Сфера деятельности
— Производство гражданских и военных самолетов;
— Ремонт и модернизация самолетов.
Контактные лица
Савицких Николай Владимирович – заместитель генерального директора ПАО «Туполев» — директор КАЗ им. С.П. Горбунова
Миргалимов Зуфар Васыхович — первый заместитель директора филиала
Епишев Сергей Анатольевич — технический директор
Гольц Лев Соломонович – директор по экономике и финансам
Проекты
— Выпуск самолетов специального назначения на базе типовой конструкции Ту-214;
— Ремонт и модернизация самолетов стратегической авиации Ту-160 и Ту-22МЗ;
— Возобновление производства стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160
— Производство и поставка узлов и агрегатов самолётов по кооперации с другими предприятиями объединенной авиастроительной компании.
Участие в объединениях
Союз авиапроизводителей
Некоммерческое партнерство «Союз авиапромышленности» России (до апреля 2009 г. — Международный союз авиапромышленности) является отраслевым промышленным объединением, которое содействует развитию авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказанию правовой и методической помощи, защите корпоративных интересов авиапрома на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих международных организациях.
САП создан в 2002 г. по инициативе ведущих авиапромышленных предприятий России при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета и объединяет более 80 ведущих предприятий самолётостроения, двигателестроения, приборо- и агрегатостроения, ремонтные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, страховые компании и банки, ассоциации, фонды, акционерные общества, связанные с авиапромышленностью. Предприятия, входящие в состав Союза, в 2011 году выпустили более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли.
Предприятий в группе: 60
Социальные сети
ВКонтакте |
---|
Изменения в сведения об авиапредприятии Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова вносились:
16.09.2019.
Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно
обратившись в агентство «АвиаПорт».
Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» — одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности Российской Федерации, основанное в 1932 году и действующее по настоящее время. Производит военные и гражданские самолёты, а также товары народного потребления. С 2014 года является филиалом ПАО “Туполев”.
-
Тип предприятия
Авиационные заводы (Транспорт и спецтехника) -
Холдинг
ПАО “Туполев”
Похожие предприятия
ПАО «Казанский вертолетный завод» — предприятие авиационной промышленности специализируещееся на выпуске гражданских и военных вертолетов.
Казанский вертолетный завод (КВЗ) ведет свою историю с 1940 года. Предприятие выпускает современные модификации вертолетов серии Ми-8/17, Ми-38/38Т. КВЗ также разработал и выпускает легкий вертолет Ансат.
Казанский вертолетный завод тесно сотрудничает с Московским вертолетным заводом имени М.Л. Миля в модернизации вертолетов марки «Ми».
Казанский Завод Маломерных Судов- это многолетний опыт в производстве и продаже стеклопластиковых лодок и катеров.
ПАО «КАМАЗ» — российская компания, производитель дизельных грузовиков и дизельных двигателей. В настоящее время также выпускает автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, мини-тепловые электростанции и комплектующие.
АО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького» является одним из крупнейших и стратегически важных судостроительных предприятий России.
«Зуфар сможет спасти ситуацию»: замглавы Казанского авиазавода отправили на ЛАЗ
Выходец с КАЗа Зуфар Миргалимов возглавил Луховицкий авиазавод, где раньше хотели строить Ту-334
Зуфар Миргалимов — правая рука директора Казанского авиазавода (филиала ПАО «Туполев) Николая Савицких — ушел на повышение в структуре «Объединенной авиастроительной корпорации». С 10 января он назначен исполняющим обязанности управляющего директора филиала ПАО «ОАК» — Луховицкого авиационного завода им. П.А. Воронина. С его переходом надеются наладить поставки агрегатов с подмосковного авиазавода на казанский — для сборки стратегических бомбардировщиков Ту-160, отмечают собеседники «Реального времени». Именно в этой тесной связке КАЗ сможет ускорить сдачу боевой авиатехники для Минобороны России, полагают они.
Плановая ротация
Новые кадровые перестановки после долгого затишья вновь потрясли Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев». Рокировку сил внутри холдинга готовили несколько месяцев, и закончилась она в пользу Казани. Зуфар Миргалимов, несколько лет работавший первым заместителем директора Казанского авиазавода, стал руководителем Луховицкого авиационного завода им. П.А. Воронина ПАО «ОАК». Правда, пока с приставкой «исполняющий обязанности». О его переезде в Подмосковье заговорили еще несколько дней назад, но только накануне вечером пресс-служба «Объединенной авиастроительной корпорации» официально подтвердила факт его назначения.
— С 10 января исполнение обязанностей директора филиала ПАО «ОАК» (входит в ГК «Ростех») — ЛАЗ им. П.А. Воронина возложено на Зуфара Миргалимова, — сообщили в корпорации.
В ОАК также указали, что Миргалимов прошел «путь от директора по производству до первого заместителя директора филиала», что отвечает «практике подготовки кадрового резерва».
Выбор в пользу его кандидатуры объяснили «плановой ротацией» руководителей предприятий — из одного дивизиона (семейства самолетов Туполева) в другой (семейства Ильюшина).
— Это эффективная практика, позволяющая повысить эффективность межзаводской кооперации и сформировать единый контур управленческих практик ОАК, — пояснили в корпорации.
Три задачи Миргалимова
Перед новым руководителем ставят три основные задачи. Во-первых, выполнение производственной программы, включая производство военной авиационной техники. Во-вторых, интенсивная работа по программе Ил-114-300. В-третьих, повышение эффективности взаимодействия ЛАЗа с другими производственными площадками ОАК, сообщили в корпорации.
На первый взгляд может показаться, что Миргалимов ушел с казанского авиапредприятия. Но на самом деле его назначение нацелено на укрепление связей между заводами путем налаживания поставок комплектующих для своевременной сдачи Ту-160, считают источники «Реального времени».
— Здесь они (Луховицкий авиазавод, — прим. авт.) выступают как субподрядчики КАЗа. Они изготавливают часть агрегатов для Ту-160. Миргалимов будет работать в связке с Николаем Савицких. Я допускаю, что как раз Савицких и выдвинул его на эту должность. Зуфар, наверное, может спасти ситуацию и выстроить кооперационную цепочку, — полагает собеседник издания.
Действительно, кадровые перестановки произошли в преддверии начала серийного производства Ту-160. Как известно, в этом году Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев» должен приступить к постройке с нуля 10 новых бомбардировщиков Ту-160. Еще в 2018 году Минобороны и ПАО «Туполев» заключили госконтракт на сумму 160 млрд рублей на их строительство. К началу СВО казанский авиазавод сумел поднять в небо первый стратегический ракетоносец. Очевидно, что без надежных и регулярных поставок агрегатов с ЛАЗа ему не обойтись. «Миргалимов — ближайший соратник Савицких, он должен справиться на этой должности», — считает источник в авиаотрасли. В пользу нового рулевого ЛАЗа говорит большой опыт работы на заводе.
— Зуфар пришел на авиазавод с командой Васила Каюмова (гендиректор ОАО «КАПО им. Горбунова» с октября 2007 года по март 2013 года). Сам он родом из Набережных Челнов, работал в металлургической компании. Как технический менеджер он способный человек. Но его нельзя причислить к касте «каистов», он не оканчивал КАИ. Но он справится, — считает собеседник издания.
Минобороны не торопится заказывать МиГ-35, а двигатели приходится ждать
Интересно, что до сих пор должность руководителя ЛАЗа занимал другой выходец из Татарстана. Роберт Ильясов продержался на этом посту чуть больше года и теперь, похоже, «сдает дела» преемнику. Во-первых, Минобороны минимизировало гособоронзаказ на поставки истребителей МиГ. Минобороны последние два года не закупает истребители МиГ-35, экспортные заказы на истребители МиГ-29 также завершены. Пассажирский самолет Ил 114–300 находится в стадии разработки, а российский двигатель для него получил сертификат только в конце 2022 года. Источники утверждают, что и Миргалимову тоже непросто будет выполнять поставленные задачи.
Во-вторых, единственное финишное судно Луховиц — региональный пассажирский самолет Ил‑114–300 — не имеет стабильных поставок двигателей. По словам источника, раз нет двигателей, значит, и «гонять» его нельзя. «Это новая гражданская машина, которая проходит тестовые испытания», — отметил он.
В мае в отставку ушла часть руководства компании «Ил», которая отвечала за разработку нескольких программ в гражданской и военно-транспортной авиации. А в июне ГТЛК предупреждала о сложностях с согласованием контракта на поставку новых самолетов Ил-114-300 для авиакомпании «Аврора», которые должны быть поставлены в 2023—2025 годах. Одним словом, его положению не позавидуешь.
«На самом деле, закупки истребителей МиГ идут в минимальном масштабе. И крупнейшие экспортные сделки завершились, и Минобороны не торопится заказывать новые партии МиГ-35 как самую современную версию. Поэтому загрузка этого предприятия как финалиста по традиционной военной тематике упала до низкого уровня. По этой причине Луховицкий завод дозагружают гражданской тематикой», — отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
По его словам, новому руководителю придется решать комплекс сложных вопросов. Функции по развитию кооперации с поставщиками сосредоточены в материнских структурах ОАК, но, так или иначе, многое зависит и от руководителя производственной площадки на местах.
Проект строительства Ил-114-300 должен обеспечить загрузку Луховицкого завода. «Но еще 20 лет назад гендиректор головной структуры РСК МиГ Николай Никитин (1999—2003) пытался запустить сборку регионального самолета Ту-334. Под этот проект удалось привлечь финансирование, и он начал строительство производственного цеха. Но сейчас речь о возобновлении Ту-334 не идет», — заключил эксперт.
Луиза Игнатьева
ПромышленностьОПК Татарстан Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова филиал ПАО ТуполевСавицких Николай ВладимировичТуполев
Казанский Авиационный Завод имени Горбунова
Казанский Авиационный Завод имени С.П. Горбунова — предприятие с высоким интеллектуальным и техническим потенциалом, являющееся уникальным авиастроительным комплексом в России. Единственное предприятие, способное выпускать стратегические бомбардировщики последнего поколения, потребность в которых определяется военной оборонной доктриной государства. Еще одно перспективное направление деятельности завода — развитие производства по кооперации. Осваивая производство новых самолетов, КАЗ постоянно совершенствует свою производственную базу, уделяя внимание техническому оснащению производства современным оборудованием и внедрению передовых и уникальных технологий. Одним из главных направлений развития КАЗ является ориентация на современные технологии автоматизированного проектирования, а также технологической подготовки производства — все это обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества. Казанский Авиационный Завод является филиалом ПАО «Туполев».
Руководство КАЗ имени Горбунова
Савицких Николай Владимирович — Директор завода
2 февраля 2020 года на аэродроме Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова состоялся первый испытательный полет глубоко модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М «Игорь Сикорский». Воздушное судно пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Анри Наскидянца. Испытания прошли в штатном режиме. Самолет находился в воздухе 34 минуты и поднимался на высоту 1500 метров. Летчики выполнили необходимые проверки обновленных систем и оборудования машины.
28 ноября 2019 года первый глубоко модернизированный стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М собран в России. Он передан из производственных цехов на летно-испытательную станцию Казанского авиационного завода имени Горбунова для отработки этапа заводских наземных и летных испытаний. Новая версия самолета существенно увеличит общую эффективность авиационного комплекса при применении по назначению.
Связанные новости и события
-
16.08.2018
На территории Казанского авиационного завода имени Горбунова 16 августа 2018 года, состоялась выкатка модернизированного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М. После презентации он будет передан на этап наземных и летных испытаний. Самолет создан в рамках программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации.
-
16.11.2017
На авиационном заводе имени Горбунова в Казани, 16 ноября 2017 года прошла презентация первого ракетоносца Ту-160, который был построен после возобновления производства этого типа самолетов. Бомбардировщик произведен из технологической заготовки, доставшейся со времен СССР. Ту-160М оснащены новым комплексом бортовой электроники.
-
18.10.2017
Самолет специального назначения Ту-214ПУ-СБУС, построенный для нужд Министерства обороны России, 18 октября 2017 года совершил свой первый полет над Казанью. Воздушная машина, с серийным номером 529 построена на Казанском авиационном заводе имени Горбунова.
-
10.04.2014
Конструкторское бюро имени Туполева 10 апреля 2014 года завершило проектирование перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА, заводское обозначение: «изделие 80». В проекте принимали участие само конструкторское бюро Туполева и Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова. Оба предприятия входят в состав Объединенной авиастроительной корпорации, осуществляющей общее руководство ходом работ.
ЗАКРЫТЬ X
-
Казанский Авиационный Завод имени Горбунова
ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА»
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМЕНИ С.П.ГОРБУНОВА»
ОГРН 1081690021390
ИНН 1661020784
КПП 166101001
Дата регистрации
8 апреля 2008 года
Вид деятельности
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
Юридический адрес
420036, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Дементьева, д. 1
Организационно-правовая форма
Открытое акционерное общество
Уставный капитал
56 917 025 088 руб.
Специальный налоговый режим
Не применяется?
Учредители
Нет сведений об учредителях
Держатель реестра акционеров
ЕФРСБ (реестр банкротств)
Нет сообщений о банкротстве
Сведения о регистрации
Регистрация в ФНС
Регистрационный номер 1081690021390 от 8 апреля 2008 года
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан
Регистрация в ПФР
Регистрационный номер 013508004492 от 10 апреля 2008 года
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
Регистрация в ФСС
Регистрационный номер 160661405516061 от 10 апреля 2008 года
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
Виды деятельности ОКВЭД
35.30.3 | Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов? |
63.23 | Прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта |
36.14 | Производство прочей мебели |
36.63.7 | Производство прочих изделий, не включенных в другие группировки |
63.12.4 | Хранение и складирование прочих грузов |
63.4 | Организация перевозок грузов |
35.30.9 | Предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию и переделка летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов |
63.23.3 | Эксплуатация взлетно-посадочных полос, ангаров и т.п. |
63.12.21 | Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки |
63.23.4 | Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов |
Финансовая отчетность ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА»
Нет сведений о финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА»?
Руководитель
Нет записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ
Нет записи о дисквалификации
Не входит в реестры массовых руководителей и учредителей
Учредители ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА»
Нет сведений об учредителях компании?
Филиалы и представительства
- Филиалы (3)
- Представительства (0)
1. |
420036, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Дементьева, д. 2Г |
2. |
420127, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Академика Павлова, д. 3 |
3. |
107005, г. Москва, ул. Бакунинская, д. 4/6 |
Представительства отсутствуют
Правопредшественники
Правопреемники
Связи
Руководитель ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА» также является руководителем или учредителем 6 других организаций
1. | ООО «ПСК «АВИАСТРОЙ» 420036, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Дементьева, д. 1 Строительство жилых и нежилых зданий Руководитель — Савицких Николай Владимирович |
2. | ООО «ТАПАЛ» 347902, Ростовская область, г. Таганрог, пер. 10-й, д. 125 Производство машин и оборудования общего назначения Учредитель — Савицких Николай Владимирович |
3. | ООО «АДМИРАЛ К» 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, д. 15 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания Учредитель — Савицких Николай Владимирович |
4. | ООО «ПРАВДА» 346203, Ростовская область, Кашарский район, с. Лысогорка, ул. Школьная, д. 30 Выращивание зерновых культур Учредитель — Савицких Николай Владимирович |
5. | ООО «ОПК» 347900, Ростовская область, г. Таганрог, пер. 10-й, д. 125 Торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных Учредитель — Савицких Николай Владимирович |
Не найдено ни одной связи по учредителям
ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА» не является управляющей организацией
ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА» является учредителем 1 организации
1. |
ООО «КАПО-АГРОСЕРВИС» 420099, республика Татарстан, г. Казань, ул. Школьная (Борисоглебское) Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки |
Сообщения на Федресурсе
Компания ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА» опубликовала 2 сообщения на Федресурсе
Самые популярные типы сообщений
- Стоимость чистых активов (2)
Госзакупки
Согласно данным Федерального казначейства, ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА» является участником системы государственных закупок
Заказчик
Контракты | Общая сумма | |
---|---|---|
94-ФЗ | — | — |
44-ФЗ | — | — |
223-ФЗ | — | — |
Поставщик
Контракты | Общая сумма | |
---|---|---|
94-ФЗ | 13 | 1,4 млрд руб. |
44-ФЗ | — | — |
223-ФЗ | — | — |
Проверки ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА»
Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении компании «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА» инициировано 6 проверок
Без нарушений
С нарушениями
Нет сведений о результатах
- Последняя проверка
- Предстоящие проверки (0)
№ 16220063169303914291 от 28 октября 2022 года
Профилактический визит
Орган контроля (надзора), проводящий проверку
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ № 35 МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Правовое основание проведения проверки
(ФЗ 248) В связи с отношением объектов контроля к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска
Нет сведений о предстоящих проверках по 248-ФЗ, 294-ФЗ, 184-ФЗ или 131-ФЗ
Арбитражные дела
В арбитражных судах РФ были рассмотрены 49 судебных дел с участием ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА»
Истец
Ответчик
Третье / иное лицо
Последнее дело
№ А65-19474/2017 от 3 июля 2017 года
Экономические споры по гражданским правоотношениям
Истец
Ответчик
Налоги и сборы
Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах
Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам
История изменений
08.04.2008 Регистрация юридического лица |
|
Присвоен ОГРН 1081690021390 |
|
10.04.2008 Регистрация в ПФР, присвоен регистрационный номер 013508004492 Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан |
|
Регистрация в ФСС, присвоен регистрационный номер 160661405516061 Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан |
|
01.06.2014 Юридическое лицо было ликвидировано |
|
02.01.2022 Удалена запись об учредителе ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Согласно данным ЕГРЮЛ, компания ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА» — или ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМЕНИ С.П.ГОРБУНОВА» — была зарегистрирована 8 апреля 2008 года по адресу 420036, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Дементьева, д. 1. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан.
Реквизиты юридического лица — ОГРН 1081690021390, ИНН 1661020784, КПП 166101001. Регистрационный номер в ПФР — 013508004492, регистрационный номер в ФСС — 160661405516061. Организационно-правовой формой являлась «Открытое акционерное общество». Уставный капитал составлял 56,9 млрд руб.
Основным видом деятельности компании ОАО «КАПО ИМ. С.П. ГОРБУНОВА» являлся «Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов». Компания была также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях», «Деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами», «Обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения», «Организация перевозок грузов», «Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов» и других.
Генеральный директор — Савицких Николай Владимирович. Сведения об учредителях отсутствуют.
Юридическое лицо было ликвидировано 1 июня 2014 года.
Смотрите также
Прочие фирмы и организации
Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова | |
Тип |
Открытое акционерное общество |
---|---|
Год основания |
1932 |
Расположение |
|
Ключевые фигуры |
Каюмов Васил Кадымович (генеральный директор), Тагиров Жамил Гадилович (финансовый директор) |
Отрасль |
Авиастроение |
Продукция |
Авиационная техника, запасные части |
Оборот |
3,7 млрд руб. (2011 год) |
Чистая прибыль |
1,753 млрд руб. (2011 год, чистый убыток)[источник не указан 199 дней] |
Число сотрудников |
5982 |
Сайт |
oaokapo.ru
|
Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова — одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности России.
Находится в восточной части Авиастроительного района города Казани у улиц Максимова и Академика Павлова посёлка-микрорайона Караваево. Имеет расположенный рядом также в черте города заводской аэродром «Борисоглебское».
Производит военные и гражданские самолёты, а также товары народного потребления.
Наряду с расположенным рядом ОАО КМПО, является одним из районообразующих предприятий.
Содержание
- 1 История предприятия
- 1.1 Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе
- 1.2 Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова
- 1.2.1 Во время Великой Отечественной войны
- 1.2.2 В послевоенные годы
- 1.2.3 КАПО им С. П. Горбунова
- 2 Современная деятельность
- 2.1 Побочная продукция
- 3 Развитие социальной инфраструктуры
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 6 Источники и литература
История предприятия
Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе
В 1932 г. в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 г. получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».
В период становления (1934—1936 гг.) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 8-моторный АНТ-20 (ПС-124, «Максим Горький»), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).
В 1937 г. начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено девяносто три самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (1941 г.) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 г.).
В 1940 г. началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено десять машин).
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Мемориал (обелиск) в честь работников завода, погибших во время Великой Отечественной войны (расположен в сквере напротив проходной предприятия)
Руководители предприятия в 1932—1941 гг.:
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Кузнецов К. Д. | 1932—1933 | |
Мухин В. И. | 1934—1936 | |
Шаханин Л. Н. | 1936—1937 | |
Баринов С. С. | 1937—1939 | |
Штейнберг И. И. | 1939—1940 | |
Каганович, Михаил Моисеевич | 1888—1941 | 1940—1941 |
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова
14 мая 1927 г. было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[3]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.
Руководители предприятия:
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Малахов Ф. С. | 1927—1930 | |
Горбунов, Сергей Петрович | 1902—1933 | 1930—1933 |
Окулов, Василий Андреевич | 1899—1974 | 1938—1941 |
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.[4]
Во время Великой Отечественной войны
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е гг.)
Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.
Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[4] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.
В послевоенные годы
Во второй половине 1945 г., в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.
В конце 1945 г. было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.
Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.[4]
Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е гг.)
В 1947 г. началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин.
3 августа 1947 г. три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.
В 1951 г. были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.
В 1952 г. выпуск самолёта Ту-4 был прекращён (всего выпущено 655 машин) и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.
Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья (люков, фонарей), новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.
За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций (одной из крупных модификаций был пассажирский самолёт Ту-104Б — выпущено около ста машин). Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.
В 1957—1962 гг. завод значительно нарастил мощности (основных фондов — на 18 процентов, оборудования — на 13 процентов, площадей — на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 г. самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию).
В 1962—1964 гг. на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 г. было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира.
В конце 1960-х гг. было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М (с сохранением схемы Ту-22, но улучшенными лётно-техническими характеристиками), опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 г. начался его серийный выпуск (было построено 497 машин различных модификаций). Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.
В 1967 г. был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».
В 1971 г. за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 г. — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.
Руководители предприятия в 1942—1994 гг.
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Окулов, Василий Андреевич | 1899—1974 | 1942—1949 |
Соколов Л. П. | 1949—1953 | |
Смирнов П. П. | 1953—1960 | |
Максимов, Николай Иванович | 1911—1967 | 1960—1967 |
Глебов, Михаил Никодимович | 1912—1986 | 1967—1973 |
Копылов, Виталий Егорович | 1926—1995 | 1973—1994 |
КАПО им С. П. Горбунова
Административное здание КАПО им. С. П. Горбунова (2011 г.)
В 1978 г. завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова.
В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного (длина — 54,1 м, размах крыла — 55,7/35,6 м) и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире (к 1992 г. выпущено 27 машин).
Разразившийся в конце 1980-х — 1990-х гг. кризис авиационной промышленности крайне болезненно отразился на состоянии КАПО им. С. П. Горбунова. Однако производство самолётов на предприятии не прекратилось, хотя и было сведено к минимуму.
Начиная с 1990-х гг., КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолётов в соответствии с требованиями заказчика. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.
В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который прошёл в 1997 г. государственную сертификацию.
Продолжались работы по технической реконструкции и перевооружению объединения. В 2000 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного корпуса. Смонтированы современные клепальные автоматы, позволяющие обеспечить качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов, соответствующее уровню мировых стандартов.
В 2001 г. предприятие получило свидетельство об одобрении производства самолёта Ту-214 (единственное в России). В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне «Ле Бурже» (Франция).
В соответствии с Федеральной программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002—2010 и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолёта Ту-214, а также самолётов Ту-324 и Ту-330.
В 2002 г. КАПО им. С. П. Горбунова приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия.
В апреле 2008 г. оно было преобразовано в открытое акционерное общество, в ноябре 2009 г. вошло в Объединённую авиастроительную корпорацию.[5]
Руководители предприятия с 1994 г.
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Литвинов, Ю. Д. | род. в 1939 г. | 1994—1996 |
Хайруллин, Наиль Гумерович | род. в 1945 г. | 1996—2007 |
Каюмов, Васил Кадымович | род. в 1958 г. | с 2007 г. |
За 75 лет своего существования предприятие освоило и осуществило выпуск 34 типов и модификаций авиационной техники общим числом более 20 тысяч единиц.[6]
По состоянию на 2006 г., свыше тысячи работников предприятия были удостоены государственных наград, в том числе: званий Героя Советского Союза — 13 человек, Героя Социалистического Труда — 4 человека, лауреата Государственной премии СССР — 5 человек, заслуженного машиностроителя Российской Федерации и Республики Татарстан — 5 человек, заслуженного лётчика-испытателя СССР и Российской Федерации — 2 человека.[7].
Современная деятельность
КАПО имени С. П. Горбунова сотрудничает с более чем 600 зарубежными и отечественными предприятиями.
Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».
Побочная продукция
В 2000-х годах на предприятии производился капитально-восстановительный ремонт троллейбусов ЗиУ-682В.
Троллейбус ЗиУ-682В, модернизированный на КАПО
Развитие социальной инфраструктуры
За годы своего существования предприятие внесло значительный вклад в развитие инфраструктуры города Казани.
В целях ускорения темпов жилищного строительства при КАПО им. С. П. Горбунова был построен домостроительный комбинат. В 1974—1993 гг. были возведены жилые дома общей площадью 360,1 тысячи квадратных метров, учебно-курсовой комбинат, комплекс ПТУ, профилакторий, детские сады, школа, пионерский лагерь, база отдыха, объекты городского хозяйства, и другое.
См. также
- Список авиационных заводов России
- Казанский вертолётный завод
Примечания
- ↑ Пе-8 (ТБ-7)// Уголок неба (авиационная энциклопедия)
- ↑ Сурская А. И., Мавлетова Г. Я. КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. С. П. Горбунова// Татарская энциклопедия: В 5 т./ Гл. ред. М. Х. Хасанов, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т. 3: К — Л. — С. 129.
- ↑ ОАК: ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова» // uacrussia.ru (Проверено 8 декабря 2010)
- ↑ 1 2 3 Сурская А. И., Мавлетова Г. Я. КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. С. П. Горбунова// Татарская энциклопедия: В 5 т./ Гл. ред. М. Х. Хасанов, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т. 3: К — Л. — С. 130.
- ↑ КАПО приземлилось в ОАК
- ↑ Б. Алёшин: КАПО им. Горбунова требует серьёзного реформирования
- ↑ Сурская А. И., Мавлетова Г. Я. КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. С. П. Горбунова// Татарская энциклопедия: В 5 т./ Гл. ред. М. Х. Хасанов, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т. 3: К — Л. — С. 131.
Источники и литература
- Информация на сайте ОАК
- Официальный сайт КАПО
- Сурская А. И., Мавлетова Г. Я. КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. С. П. Горбунова// Татарская энциклопедия: В 5 т./ Гл. ред. М. Х. Хасанов, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т. 3: К — Л. — С.с. 129—131.
Координаты: 55°51′35″ с. ш. 49°07′00″ в. д. / 55.859722° с. ш. 49.116667° в. д. (G) (O)