T
Директор «Художественного» Варвара Мельникова
текст:
Александр Перепелкин
Ассистент стилиста:
Алиса Пономаренко
Ассистент фотографа:
Кирилл Григорьев
В апреле после почти семилетней болезненной реконструкции в сердце Москвы открылся кинотеатр «Художественный» — тот самый, где когда-то была премьера «Броненосца Потемкина» и шел ММКФ. Теперь здесь показывают главные мировые киноновинки, советскую классику, документалистику в рамках Beat Film Festival, а 20 июля стартовал фестиваль, собранный командой кинотеатра — «Новая женственность», про актуальное авторское кино, снятое женщинами. Редакционный директор The Blueprint Александр Перепелкин расспросил управляющего директора «Художественного» Варвару Мельникову о том, как столицу и регионы меняет урбанистика родом со «Стрелки» — и для кого придуман новый-старый кинотеатр.
Как бы ты сама объяснила, чем ты занимаешься? Варвара Мельникова — это кто? В двух словах.
Такой простой вопрос, на который очень сложно найти ответ.
Я вот где только не работал (в Mercury и в The Blueprint), и всегда говорю: «Я профессиональный пиарщик-маркетолог, а все остальное — это какие-то мои побочные увлечения».
Я деятель в области культуры и урбанистики. Я занимаюсь образовательными и исследовательскими практиками. Я занимаюсь просвещением с точки зрения как вдохновения, так и развлечения. И я занимаюсь созданием возможностей для реализации городских проектов.
В каком состоянии в России сейчас находится образование? С одной стороны, в июне вступил в силу закон о просвещении, очень жуткий. С другой стороны, на карантине все стало доступно по зуму, теперь не обязательно ездить в Гарвард, чтобы учиться по гарвардской программе.
Образование сегодня — это не столько и не только про новые навыки или новые профессии. Это про разные способы познания мира и открытие границ через интернет и через разные диджитал-практики. Как ты сейчас сказал — и Гарвард открыт, и Йель открыт, и куча новых школ открывается. Мы можем пойти изучать астрономию или биологию и таким образом открыть для себя совершенно другой мир. Или музыкант может пойти изучать математику и физику. Разнообразие и доступность связаны с желанием человека, с одной стороны, удовлетворить свое любопытство, а с другой — познать мир через разные перспективы.
А мир стал более открытым или более закрытым? С одной стороны, есть интернет, зум. А с другой стороны, мы уже полтора года все сидим по своим странам. Не только Россия. У меня, например, ощущение застоя воды, которая уже немножко зацвела, нет обмена.
У меня раз на раз не приходится. Есть дни, в которые ты чувствуешь мир очень открытым, даже разговаривая через зум со своими коллегами, которые сидят в LA или в Нью-Йорке, или перемещаясь из Хабаровска во Владивосток, где я недавно была. А бывают моменты, когда ощущаешь себя невероятно изолированным. Мир сейчас гибридный, то есть он не однозначно закрыт, но и не однозначно открыт.
С точки зрения культурной или урбанистической повестки — нет, я этого не ощущаю.
А разве нет такого ощущения, что Россия стала волчьим билетом? Мы, когда придумывали The Blueprint семь лет назад, всегда получали «да» от всех героев. Сегодня нам все сложнее и сложнее получать иностранных героев, потому что после 2014 года, после отравления Навального, нам часто говорят: «У вас закон о гей-пропаганде, поэтому мы не даем интервью для России».
Нет, я с этим не сталкивалась. Я работаю с архитекторами, художниками, режиссерами, актерами: это профессиональные люди, которые открыты к тому, чтобы транслировать свою повестку и находиться в диалоге. Диалог не подразумевает, что ты взаимодействуешь только с единомышленниками. У вас могут не сходиться точки зрения. Но на уровне базового комфорта жизни (мы все хотим дышать свежим воздухом, пользоваться хорошей медициной, сидеть в приятных местах и жить в комфортных квартирах) мы не сильно отличаемся от остального мира. Здесь у тебя есть common foundation, вокруг которого можно и разговаривать, и договариваться.
Как этот город-сад, который вы в «Стрелке» стараетесь создать, может сосуществовать с ощущением небезопасности на улице и в стране? Когда ты идешь с работы в Столешниковом переулке, а потом смотришь репортаж на «Дожде», как там бьют людей.
Но это ведь не каждый день! Живой город — это, с одной стороны, не идеалистическая картинка, в которой тебе всегда хорошо, комфортно и безопасно. Одновременно с этим это и не утопический апокалипсис, где тебе всегда сложно и кругом насилие. Москву можно сравнить с другими мегаполисами, Нью-Йорком, Вашингтоном, Парижем. Как и в любом другом мегаполисе, здесь случаются конфликты. Безусловно, страшно, когда способы выхода из конфликтов становятся жестокими. Так быть не должно.
Давай сравним. Буквально пару недель назад в Лос-Анджелесе после реконструкции открылся исторический кинотеатр Tower Theatre, первый в городе, очень красивый. Реставрацию спонсировала Apple, открывшая там магазин. А вы в кинотеатре «Художественный» после реконструкции открываете кинотеатр. Как вы это себе объясняете во времена, когда даже голливудские студии все чаще выпускают фильмы сразу в стримингах?
Я дам очень неэффективный ответ. Город состоит не только из эффективности. Кинотеатры сносят и разрушают везде, но это не означает, что первый кинотеатр страны, занимающий не так много места в центре Москвы, можно перестроить в Apple Store. В Москве полно пространств, где можно сделать хороший Apple Store, но не так много хороших кинотеатров. Применять принцип коммерческой эффективности к объекту культурного наследия — это все равно что требовать от Большого театра коммерческой эффективности.
Ну почему же, заммэра Москвы по строительству Андрей Бочкарев, рассказывая о новом Генплане города, заявил, что власти видят его целью «наполнение ткани города территориями различного назначения, где будет экономический эффект от каждого метра».
Ну, наверное, в Нью-Йорке тоже можно было бы застроить Центральный парк.
Но тогда бы сразу подешевела недвижимость по периметру.
Именно. Стоимость недвижимости складывается не только из физической стоимости квадратного метра. Ее гораздо больше определяет то, что находится вокруг: парк, театр, кинотеатр, хороший ресторан, хорошая школа, хорошая больница. Конечно, коммерческая, жилая или офисная недвижимость всегда принесет больше денег. Но есть недвижимость, а есть архитектура.
Хорошо, «Художественный» — это важное историческое здание. В нем есть кино, есть кафе, есть интерьеры очень красивые. Чем он принципиально отличается от «Пионера»?
«Художественный» скорее продолжает традицию качественного кинотеатра, которую десять лет назад придумал для «Пионера» Александр Мамут. Это кинотеатр без попкорна. С хорошими фильмами, которые ты смотришь на языке оригинала с субтитрами, с лучшим звуком и лучшей картинкой в очень красивом месте.
Юбка WOS, топ Uniqlo,туфли Saint Laurent
Платье Cecilie Bahnsen, туфли Prada
В Москве полно пространств, где можно сделать хороший Apple Store, но не так много хороших кинотеатров
Платье Inshade, туфли Prada
Что значит хорошие фильмы? Я помню, как в детстве ходил в «35 миллиметров» и смотрел все подряд. И в какой-то момент у меня пошла кровь из глаз и я признался себе, что плохое кино — это плохое кино, не важно, авторское оно или нет.
Есть более массовое, есть менее массовое кино, «Художественный» открыт для разных фильмов. Включая то, что оказалось не так просто делать — это показывать то, что я называю «легендарной нетленкой». Как, например, фильм «Берегись автомобиля» или «Броненосец Потемкин». Я не хочу делать пространство для людей, которые должны очень мощно разбираться в кино или, например, любить черно-белое кино.
Так что именно вы будете показывать?
Сложный вопрос, учитывая, что прокатные планы сейчас постоянно меняются. Я бы сказала, что в связи с тем, что огромное количество премьер было отложено, конец 2021 года и 2022 год будет временем, когда у всех будет невероятный выбор того, что можно посмотреть. Все ждут «Французский вестник» Уэса Андерсона, все ждут юбилейного Джеймса Бонда, его выход переносили три раза, огромное количество российских фильмов. В «Художественном» точно будет все лучшее, что сейчас показали на Каннском кинофестивале, начиная с российской премьеры мюзикла «Аннетт» Леоса Каракса, который открывал Канны. «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова. Еще несколько громких премьер объявим в течение месяца, ну и к дню рождения кинотеатра в ноябре будет еще один собственный фестиваль.
Почему у вас тогда первый фестиваль не про хорошее кино в целом, а про женское кино?
На самом деле мы уже делали фестивали — «Отвязные каникулы» на майские, фестиваль оскаровских фильмов. Этот фестиваль первый в том смысле, что он в основном собран из новых фильмов, которые наша аудитория еще не видела. Почему женское? Потому что это интересный для нас ракурс, который мы считаем важным освещать и просто сильнейшее кино, которое хочется показать.
Но собирал его программный директор Стас Тыркин. Зачем вообще нужна Варвара Мельникова «Художественному»? И он тебе? Это же просто кинотеатр, пусть и очень специальный.
Ты сам ответил на этот вопрос: потому что это очень специальный кинотеатр. «Стрелка» — тоже очень специальный проект, а не линейная штука только про образование или просвещение. Моя ключевая задача в кинотеатре — создать команду, которая может сделать из нашего с вами просмотра кино что-то более уникальное, чем просто тупо купил билет, попкорн и бутылку кока-колы, чего-то там посмотрел и забыл.
Но вы хотите сделать его модным местом? Вот, например, вы дружите с Gucci.
Мода сегодня очень сильно зависит от аудитории, с которой ты взаимодействуешь. И для кого-то, я уверена, «Пропаганда» до сих пор является актуальной и модной, потому что там играет кто-то, кто не играет больше нигде. А для кого-то «Стрелка» и кинотеатр «Художественный» не являются модными. Цитируя Шанель, «у моды две цели: удобство и любовь. А красота возникает, когда мода добивается этих целей». И вот мы скорее об этом.
Так это про моду или про сообщество? Потому что «Стрелка», наверное, была одной из первых, которая собрала вокруг себя сообщество. Как «Гараж» сейчас.
Это точно про сообщество, я бы просто поменяла слово «модное» на «актуальное». Сообщество сегодня — очень актуальный способ жить, работать и вообще функционировать. Здесь мы возвращаемся к разговору про открытость и закрытость этого мира, потому что так или иначе мы все хотим в какие-то трайбы. Поэтому возникают сообщества велосипедистов, людей, которые любят архитектуру или ненавидят ее.
Раньше все делились на взрослых и молодых, правых или левых, а сейчас из-за того, что мы все стали очень vocal, параметров, по которым мы делим людей на своих и чужих, стало великое множество. Думаешь, люди все еще способны объединяться по какому-то принципу?
Двор «Стрелки» может вместить в себя три-четыре тысячи человек. Вот объем сообщества, которое мы можем собрать на том или ином мероприятии. При этом есть аудитория, которая интересуется вопросами экологии, и они могут воспринимать «Стрелку» как пространство, куда они могут прийти и эти вопросы обсудить. Есть люди, которые хотят смотреть советское кино и могут пойти за этим в кинотеатр «Художественный». А есть люди, которые хотят смотреть классное документальное кино про фэшн и Маржелу. И у них всех должно быть пространство, куда они могут пойти.
Так или иначе мы все хотим в какие-то трайбы
«Стрелка» — это еще и место, где выкристаллизовалась концепция урбанистики, которая сейчас пошла в регионы. Лично меня очень беспокоят ваши планы в моем любимом Суздале.
Нет, но мы очень любим туда ездить, и зимой и летом. И мы чуть переживаем, что сейчас туда придет московская программа «Моя улица», некий стандарт. Как в Нижнем Новгороде, где дикими темпами идет благоустройство к 800-летию, и он немножко, скажем так, омосковскивается.
Большая часть проектных организаций в советское время существовала в Санкт-Петербурге и в Москве. Это не новость. В Суздале сейчас сложилось две аудитории. Есть люди, которые родились и живут в Суздале. И для них в городе происходит крайне мало. Один из ключевых проектов, которые мы предлагаем в Суздале, это не программа «Моя улица», а строительство новой качественной классной и современной школы. Мы ходим вокруг этого проекта уже полтора года и пока не можем добиться никакого результата. Потому что Суздаль как город слишком маленький, он не попадает ни в какие программы. Той части людей, которые ездят в Суздаль отдыхать на дачах, не сильно интересно, в какие школы ходят суздальцы. В результате не происходит необходимого опыления между людьми, которые туда приезжают, и людьми, которые там живут, их качество жизни не повышается. В Суздале по этой части огромный дефицит. Программа, с которой мы работаем, связана с тем, чтобы снизить этот дефицит.
Кажется, что если ты бесчеловечный — ты эффективный, а если человечный — то неэффективный
А не решается ли эта проблема передачей решения городских вопросов жителям? В Штатах есть понятие commitment to the society. Самый яркий пример — история парка Хай-Лайн в Нью-Йорке, на который скидывались всем миром, включая Диану фон Фюрстенберг. В итоге все счастливы, а парк управляется обществом «Друзья парка Хай-Лайн». Может ли быть что-то такое у нас?
Да. Я вижу это в городах, которые меньше по размеру, чем Москва, но этого крайне мало. Нам нужно больше городских сообществ. Например, год назад из Москвы в Санкт-Петербург отправилась велоэкспедиция «Вело 1». Вокруг этой истории начинает формироваться сообщество людей, которые хотят видеть развитую и комфортную инфраструктуру для велосипедистов, возможности для велопутешествий в России и готовы в этом помогать.
Это более эффективная структура?
Эффективно — когда городские сообщества работают совместно с локальным бизнесом, или международным бизнесом, не важно, и с муниципалитетом. Понимая, что у каждого из этих трех стейкхолдеров есть разные интересы. Потому что у городской администрации, например, сложная ситуация: они находятся не такой долгий срок на своих позициях, но при этом большая часть проектов, которые они должны делать, — долгосрочные. Они дадут свой эффект, когда человек уже не будет на посту мэра.
Когда вы занимались программой «Моя улица», «Стрелке» было очень важно вести пиар-кампанию, рассказывать людям, что происходит. Сейчас мэрия Москвы не пытается посвятить кого-то в свои планы — просто приезжают и начинают реконструкцию.
Во-первых, в городе не надо бояться конфликта. Нигде нет ни одного городского проекта, в котором все были бы довольны, это часть коллективной жизни. Есть люди, которые хотят, чтобы у них был консьерж в подъезде, есть люди, которые не хотят этого. Есть люди, которых бесит, когда кто-то оставляет велосипед в подъезде, есть люди, которые считают, что подъезд ровно для этого и существует. И конечно, коммуникация важна. Потому что тебе пусть и, возможно, в не очень цензурной форме, но могут дать обратную связь. Не надо ждать, что тебе будут благодарны. Это чисто история про «делай добро и бросай его в воду».
Раз уж мы заговорили про фидбэк, «новая этика» как-то повлияла на методы управления командой? Ну, что всех нужно обязательно хвалить и только потом критиковать. А потом снова похвалить.
Мне один коуч по обратной связи сказал очень хорошую фразу: «Человек, который дает тебе обратную связь, имеет право дать ее в той форме, в которой он умеет. Она может быть экологичной, может быть не экологичной. И твоя задача — учиться принимать эту обратную связь. Слышать ее важнее, чем находиться в позиции: «Вы мне дали не очень экологичную обратную связь». Да, бывает. Сложно ли мне с этим? Мне сложно, так же, как и всем. Винегрет ощущений у меня получается, когда мы собрались вроде как обсудить проект, а на самом деле мы обсуждаем, как мы все устали. Но этот тезис — что тебе могут давать обратную связь в любой форме — помогает.
Ты веришь в карьерный коучинг?
Да. Я к этому пришла 10 или 12 лет назад. Я командный игрок — во всем: в том, как я работаю, в том, как я дружу, в том, как я живу. Поэтому я не могу закрыться, выбрать один путь, ни с кем его не обсуждать, ни с кем не делиться своей радостью или своей грустью.
К тебе за это время пришло ощущение успеха? Что ты всего добилась, эффективный менеджер…
Когда ты меня спросил про эффективный менеджемент, я подумала: «Какой я все-таки лузер. 12 лет фигачу-фигачу, а клеймо, которое на меня вешают в итоге, — «эффективный менеджер». А потом подумала: «А чего я вообще расстраиваюсь? Может, мне просто не нравится слово „эффективный“?» Кажется, что если ты бесчеловечный — ты эффективный, а если человечный — то неэффективный. Хотя для меня эффективность во многом — в человечности. И в этой части я, наверное, могу согласиться с тем, что я — успешный, эффективный менеджер. Но мне столько всего еще хочется наделать, и вокруг себя, и внутри себя, что я буду рассуждать про успех только тогда, когда мне будет 88 или 98. Пока работаем.
Были решения, за которые тебе обидно?
Конечно, были. На «Стрелке» есть такое правило: когда новый человек приходит работать, мы у него спрашиваем — какой у него был walk of shame. У меня walk of shame был, и не один. Что-то из этого было очень заметно, что-то — менее заметно.
«Художественный» — один из старейших кинотеатров мира, открытый в 1909 году. Здесь проходили важнейшие премьеры, показывали первые звуковые и цветные фильмы, а само здание всегда было оборудовано по последнему слову техники. В 2020 году завершились масштабные реставрационные работы. Ориентируясь на оригинальные чертежи Федора Шехтеля, реставраторы восстановили исторический облик здания. «Художественный» остается кинотеатром премьерного показа и фестивальным центром с кураторским подходом к программе. Сегодня «Художественный» — это активное общественное пространство и место силы для тех, кто искренне любит кино. Программный директор кинотеатра — Стас Тыркин.
Все залы кинотеатра оснащены самым современным оборудованием. Лазерные проекторы Barco обеспечивают максимально яркое и четкое изображение. В мире существует всего 17 таких проекторов. Технология Dolby Atmos создает мощный и насыщенный звук с эффектом полного погружения. Все это позволяет гостям получать зрительский опыт, максимально приближенный к авторскому видению. В кинотеатре также установлен пленочный проектор, позволяющий демонстрировать оригинальные копии фильмов.
© Кинотеатр Художественный 2023
Спустя шесть лет после закрытия кинотеатра «Художественный» москвичи увидели его обновленный фасад. С кинотеатра сняли леса, и теперь на здании красуется историческая вывеска «Художественный электро-театръ». Рассказываем, когда планируется полное завершение реставрационных работ и какие фильмы будут показывать в кинотеатре.
Исторический облик 1913 года
Знаменитый кинотеатр на Арбате закрылся на реставрацию в 2014 году. К 2018 году были завершены противоаварийные работы, затем специалисты занялись усилением стен и фундамента здания. Следующим этапом стала реставрация фасадов и интерьеров. В департаменте культурного наследия города заверили, что кинотеатру вернут исторический облик 1913 года.
Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади является объектом культурного наследия регионального значения и входит в тройку кинотеатров, имеющих столетнюю историю. Первый фильм был показан в его стенах 110 лет назад, в 1909 году. Тогда 400 зрителей увидели премьеру французской драмы «Жоржетта».
Cегодня с «Художественного» сняли строительные леса, и перед взорами горожан появилась историческая вывеска «Художественный электро-театръ». Также можно увидеть отреставрированные маскароны, надписи «Входъ» и «Выходъ», украшающие парадные двери, барельефы «Селена» и «Гелиос» и другие элементы декора.
В главном зале восстановлены барельефы над входами, над порталом, восстановлены пилястры с капителями в зале. Под слоем краски и штукатурки была обнаружена историческая решетка, к которой крепилась люстра. Ее не было видно последние лет 50, поэтому она с тех времен действительно оригинальный элемент. Хотя о самой люстре информации не сохранилось.
Дарья Парамонова
генеральный директор Strelka Architects, отвечает за видение проекта
Генеральный директор Strelka Architects Дарья Парамонова, отвечающая за видение проекта по реставрации «Художественного», сообщила Москве 24, что все обнаруженные внутри интерьера элементы уже отреставрированы. «Часть элементов была восстановлена на основании реставрационного проекта и научно-изыскательских работ, которые делались для кинотеатра. В основном они все находятся в главном зале, часть элементов – в боковых и главном фойе», – рассказала Парамонова.
Что будут показывать
Реставрация фасада кинотеатра «Художественный» завершилась в Москве
Глава архитектурного бюро сообщила, что сроки по строительным работам пока сохраняются (конец 2020 года). Однако дата открытия кинотеатра пока неизвестна. Во многом это также будет зависеть от эпидемиологической обстановки в городе.
При этом формат, в котором будет функционировать обновленный кинотеатр, уже известен. Директор кинотеатра Варвара Мельникова в диалоге с Москвой 24 сообщила, что «Художественный» будет работать как премьерный центр, но с кураторским подходом к отбору фильмов.
Основу репертуара кинотеатра будет составлять арт-мейнстрим, но при этом не будет дискриминации по форматам и жанрам. Качественный мейнстрим также будет представлен в афише кинотеатра. Помимо показов фильмов из текущего проката, будут проводиться фестивали, в рамках которых будет показываться кино, не купленное для российского проката.
Варвара Мельникова
директор кинотеатра «Художественный»
По словам архитекторов, несмотря на то что кинотеатр обнесен строительной площадкой и фасад видно больше издалека, москвичи уже положительно отзываются о внешнем виде здания.
В настоящий момент реставрационные работы в основном завершены, ведется работа по отделке интерьеров. «Мне кажется, все очень ждут его открытия. «Художественный» – знаковый, исторический кинотеатр. Это уникальный объект в мире, таких кинотеатров совсем немного», – подчеркнула Дарья Парамонова.
Читайте также
- Фасады более 20 бывших зданий АТС в Москве украсят граффити
- В России предложили популяризовать вакцинацию с помощью кино и мультфильмов
Программным директором кинотеатра стал кинокритик и куратор Стас Тыркин. Директор событийной программы — Галарина Долговых, генеральный продюсер Strelka Film Festival. Варвара Мельникова, управляющий директор компании «Афиша» — стала управляющим директором кинотеатра.
Подробности таковы. «Художественный» с конца этого года будет работать как премьерный и фестивальный центр. Обещано, что в программе «будет представлен мировой кинематограф во всем его разнообразии».
Стас Тыркин известен тем, что отвечает за кинопрограмму «Гоголь-центра», является программным директором Strelka Film Festival и работает в жюри российских и международных фестивалей; среди них киносмотры в Локарно, Вильнюсе, Варшаве и Эль-Гуне. «Само название ко многому обязывает: в «Художественном» не могут показываться случайные фильмы, поэтому главным принципом станет селективность, внятный кураторский отбор, нацеленный на поиски новой «художественности». При этом не будет дискриминации по форматам и жанрам: иногда качественный мейнстрим лучше среднестатистического «фестивального» фильма, полного заунывных артхаусных штампов», — говорит Стас Тыркин.
Директором событийной программы назначена известный продюсер кинособытий Галарина Долговых, генеральный продюсер Strelka Film Festival. Галарина умеет превратить в событие любое мероприятие, за которое берется. Варвара Мельникова — новый управляющий директора кинотеатра «Художественный» рассказывает о настоящем этапе работы следующее: «Художественный» заработает как кинотеатр премьерного показа и фестивальный центр. В течение всего года мы будем освещать мировую киноповестку, в том числе показывать фильмы, не купленные для российского проката. Сейчас мы налаживаем сотрудничество с зарубежными культурными институциями, чтобы в будущем устраивать совместные кинопоказы, ретроспективы и образовательные мероприятия. Помимо этого, в «Художественном» можно будет увидеть первые серии самых ожидаемых сериалов».
Уместно напомнить, что кинотеатр закрылся на реставрацию в январе 2014 года. В 2016 году компания A&NN Александра Мамута взяла на себя обязательства по восстановлению здания. С 2019 года кинотеатр является совместным активом Rambler Group и A&NN.
Кстати, в прошлом году открылся обновленный кинотеатр «Иллюзион», который до пандемии, представлял весьма интересные программы и начинания. Сменилось руководство и у кинотеатра «Пионер» — так что зрителю будет из чего выбрать, когда кинотеатры откроются, что хорошо. Радует, что кинотеатры превращаются в культурные центры и кластеры — каждый, со своей продуманной программой и личностями, которые ее формируют. Преимущество «Художественного» еще и в расположении. Так что пожелаем ему плодотворной работы. Что до списка фестивалей Минкульта, в нем значится 10-24 ноября кинофестиваль «Художественный», и 25-31 декабря — «Новый год в «Художественном». Будем с нетерпением ждать. Саму дату открытия кинотеатра обещано, что объявят позднее.
Справка «РГ»
«Художественный» — старейший кинотеатр Москвы, открывшийся в 1909 году; объект культурного наследия регионального значения. Здание кинотеатра было спроектировано архитектором Николаем Благовещенским и позднее перестроено Федором Шехтелем. В стенах кинотеатра побывали Лев Толстой, Сергей Есенин и другие легендарные деятели культуры и искусства. Здесь в 1926 году прошла премьера фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», а в 30-е годы показали первые советские звуковые и цветные фильмы.
Любимый московский кинотеатр передан в управление Александра Мамута, которому также принадлежит «Пионер». «Афиша Daily» в связи с новой судьбой «Художественного» вспомнила его вековую историю.
1912 год
Третий год работы после перестройки Шехтеля
Сперва кинотеатр «Художественный» назывался «электро-театром» — как сегодняшний Театр Станиславского. Его построил предприниматель Роберт Брокш, управляющий «Варваринского акционерного общества домовладельцев», — ему как раз принадлежал участок на Арбатской площади. Первый вариант кинотеатра с куполом и залом на 400 мест открылся в 1909 году. Дело оказалось прибыльным, но мест не хватало, и перестройку заказали знаменитому Федору Шехтелю, уже на 900 зрителей. Брокш рассматривал кино как конкурент театру и неслучайно выбрал архитектора, построившего МХТ. Барельефы с колесницами на фасаде не сохранились.
1926 год
Премьера фильма «Броненосец «Потемкин»
В октябре 1917-го во время боев на площади юнкера держали внутри кинотеатра пленных красногвардейцев. После революции «Художественный» вновь заработал в 1921 году и стал первым кинотеатром Госкино. Здесь проходили главные премьеры 1920-х, и с шумом: к торжественному старту проката шедевра Сергея Эйзенштейна на Арбатской площади появился тот самый броненосец, а зрителей встречали билетеры в черных бушлатах и бескозырках.
1936 год
Показ первой цветной ленты в стране — фильма «Груня Корнакова»
Как выглядел кинотеатр в 1930-е, можно понять по сохранившемуся описанию из путеводителя о Москве 1935 года. «В театре 946 мест; музыкальная иллюстрация немых фильмов — оркестр; в фойе, в специальном зале, через каждые 45 минут демонстрация последней кинохроники, комната матери и ребенка, читальный зал, шахматы и шашки, буфет. В летнее время в саду при театре эстрадные концерты. Театр треста Мосгоркино. Начало сеансов в 12 час. Цены по местам: на дневные сеансы от 1 до 2 руб., на вечерние сеансы (с 18 час.) от 1 р. 50 к. до 3 р. 50 к.»
1955 год
Лучший экран страны
В 1955 году «Художественный» стал первым широкоэкранным кинотеатром Москвы: его экран в три раза больше обычного, насчитывает 14 метров в длину и представляет собой не полотно, как обычно, а состоит из специальной пластмассы, усиливающей яркость изображения.
1959 год
Шедевр Шехтеля становится памятником Хрущеву
В те же 1950-е кинотеатр удивительным образом превратился в «хрущевку», потеряв оригинальный шехтелевский неоклассический декор. С фасада были сбиты барельефы с колесницами, окна заделали — получилась наглядная иллюстрация к новому курсу на борьбу с архитектурными излишествами, которую объявил генсек.
1962 год
Перестройка Арбатской площади
Реконструкция Арбатской площади с суровым сносом Собачьей площадки, которую топтали такими агрегатами на танковом ходу, миновала кинотеатр — «Художественный» чудом пережил строительство нового городского проспекта.
1962 год
Буйство советской кинорекламы
До революции никаких афиш на фасаде кинотеатра не было, а через полвека его было не разглядеть за рекламой — в репертуаре шло по 3–5 фильмов.
1967 год
Вместе со страной «Художественный» встречает юбилей
На здании снова корабль — теперь это не броненосец, а крейсер. Вместо античных масок над входами — круглая дата, барельефы с колесницами сменили полукруги с цветами.
1970 год
Фильмы соцстран вместо «новой волны»
© Василий Егоров/Фотохроника ТАСС
Фестиваль чехословацких фильмов случился уже после расцвета «новой волны» в тамошнем кинематографе (считается, что начало ей положил фильм «Солнце в сети» Штефана Угера 1962 года).
1980 год
Фестивальная горячка
Все любят недели мирового кино, и дирекция международных фестивалей и выставок «Совинтерфест» проводит их охотно. На фотографии — толчея во время Неделя фильмов Аргентины.
1991 год
Денег нет, кино отменяется
© Борис Кавашкин, Людмила Пахомова/Фотохроника ТАСС
В 1991 году все бастуют — от осужденных исправительно-трудовой колонии усиленного режима под Уфой до медиков под Вологдой. Бастуют и работники кинотеатра, поэтому никто не увидит сегодня этот испанский триллер с Викторией Абриль.
1995 год
Фальшивое самосожжение
© Роман Мухаметжанов/«Коммерсант»
Знаменитый кадр: специалист по взрывчатым веществам Игорь Брумель устраивает каскадерский трюк, напоминающий самосожжение. И этот аттракцион — в поддержку обманутых вкладчиков МММ.
1999 год
Очень приятно, царь
Фильм Никиты Михалкова зрители ждут так сильно, что «Коммерсант» провозглашает возвращение к жизни целого жанра — хитро отрежиссированных премьер. Михалков подогревает интерес, за полгода объявляя о премьере фильма четыре раза.
2005 год
Интерьеры обнищавшего кинотеатра напоминают сельский клуб
В нулевые в кинотеатре имелось четыре зала: главный на 600 мест, зал для показа детских, документальных и артхаусных фильмов, а также два видеозала. О былой роскоши напоминают мраморные колонны, пальмы и музыканты за роялем (они были в фойе с самых первых лет). Однако последний раз капитальный ремонт тут устраивали в 1987 году, за эти годы кинотеатр устарел морально и физически. Реконструкция назначена на 2010 год.
2012 год
Пикет в поддержку иранского режиссера
Пикет кинокритиков — в том числе бывшего редактора «Афиши» Марии Кувшиновой и нынешнего кинокритика Антона Долина. Они выходят с плакатами во время Недели иранского кино, чтобы сообщить всем о режиссере Джафаре Панахи, несправедливо сидящем под домашним арестом. Долин комментирует происходящее: «Весь цивилизованный мир от этого в ужасе, протестует, митингует и устраивает его ретроспективы. У нас же — молчок, а посадивший Джафара Панахи за решетку Ахмадинежад — лучший друг российских властей».
2014 год
Старт реставрации — с большими обещаниями
© Максим Блинов/РИА «Новости»
Реконструкции в 2010 году так и не случилось, зато осенью 2014 года состоялся открытый конкурс на 338,7 миллиона рублей. За эту сумму нужно заменить все коммуникации, усилить перекрытия, модернизировать большой зал и дополнить его современным освещением и концертным оборудованием, восстановить фойе и вход в духе первоначального проекта Шехтеля. Предполагаемый срок работ — полтора года. Открыть «Художественный» обещают в июле 2016 года
2015 год
Скандал с подрядчиком, внутри кинотеатра — руины
В конце 2015 году становится понятно, что открытие откладывается. Подрядчик, ООО «СианСтрой», который также ведет реставрацию Музея Сергея Есенина, отстранен. Выясняется, что работы ведут малоквалифицированные рабочие, график не соблюдается — фактически компания успела только произвести демонтаж. Самое тревожное — пересмотр сметы строительно-монтажных работ после кризиса. После 2014 году цены выросли, пауза в реставрации требует провести временное отопление и смонтировать фальшфасад для разобранного здания, чтобы оно не разрушалось дальше.
Декабрь 2016 года
«Художественным» займется команда «Пионера»
Департамент культуры, которому принадлежит кинотеатр, объявляет о частно-государственном партнерстве: восстановит «Художественный» и будет управлять им компания Александра Мамута (управляющего акционера холдинга Rambler&Co, куда входит «Афиша». — Прим.ред.). В марте 2016 года он обращается к Сергею Собянину с предложением взять кинотеатр в долгосрочную аренду. 1 декабря между Депкультом (конкретно их организацией «Москино») и акционерным обществом «Пионер» был заключен договор на 20 лет. Теперь в реконструкцию Мамут обещает вложить 1 млрд рублей и открыть кинотеатр не позднее чем через полтора года.