Классное руководство это вид профессиональной деятельности

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Приступая к рассмотрению содержания
профессиональной педагогической деятельности
классного руководителя, уточним основные
категории труда и профессиональной
деятельности.

Труд — целенаправленная деятельность
человека, в процессе которой он при помощи орудий
труда воздействует на природу и использует ее в
целях создания предметов, необходимых для
удовлетворения своих потребностей [7, с.696].

Как отмечает В.Д. Шадриков (1996), трудовая
деятельность выступает в единстве трех аспектов:
предметно-действенном (как процесс, в котором
«человек при помощи средств труда вызывает
заранее намеченное изменение предмета труда»);
физиологическом (как «функции человеческого
организма»); психологическом (как осуществление
сознательной цели, проявление воли, внимания,
интеллектуальных свойств работника и т.д.).

При изучении конкретной трудовой деятельности
главное внимание должно уделяться специфике
механизмов отражения действительности,
раскрытию того, как внешние воздействия в
конкретном случае преломляются через внутренние
условия и как влияет деятельность на изменение
ее внутренних условий. Трудовая деятельность
человека является профессиональной, если
выполняются по крайней мере еще два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием
определенного уровня квалификации, мастерства,
умения, профессиональной подготовки, специально
полученных знаний и навыков, которые часто
подтверждаются специальными документами о
профессиональном образовании: дипломами,
свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода
товаром, который человек может продавать на
рынке труда. Причем, товаром, который пользуется
спросом, за который другие люди готовы платить.
То есть профессиональная деятельность может
служить источником доходов человека.

Таким образом, профессиональная деятельность
— род труда, следствие его дифференциации [2, 285].

Профессиональная деятельность
специфическая человеческая форма отношения к
окружающему миру, содержание которой составляет
его целесообразное изменение и преобразование в
интересах людей; условие существования общества
[6, 382].

Это определение можно дополнить тем, что
человек «преобразует и самого себя» (А.Н.
Леонтьев, В.Д. Шадриков, К.А. Абульханова-Славская
и др.). Осуществление профессиональной
деятельности требует овладения человеком той
или иной профессией.

Профессии это исторически возникшие
формы деятельности, необходимые обществу, для
выполнения которых человек должен обладать
суммой знаний и навыков, иметь соответствующие
способности и профессионально важные качества
[3].

Профессия характеризуется следующими
важнейшими признаками: принадлежность ее
конкретному человеку; относительно длительное,
чаще пожизненное, выполнение определенных
функций; наличие специальных технических и
интеллектуальных знаний (образования), умений и
навыков, опыта, приобретенных в ходе работы;
получение платы за свой труд, дохода,
обеспечивающего поддержание существования
работника и его семьи; формирование объединений
и профессиональных групп, создаваемых на почве
однородных близких интересов, их контроль над
притоком новых кадров, обеспечение
гарантированного пребывания в должности;
создание определенного общественного статуса,
образа жизни работника, его поведения как на
работе, так и вне ее, что приводит к
отождествлению, идентификации человека и его
профессии, самовыражению работника,
удовлетворению потребностей; власть над
непрофессионалами в ходе взаимодействия с ними в
процессе реализации профессии в смысле
определения потребностей и образа действий
клиентов и т.д.

В сфере образования, как и во многих других
областях материального и духовного
производства, наблюдается тенденция к
внутрипрофессиональной дифференциации. В.А.
Сластенин рассматривает в качестве причины
такого разделения труда развитие все более
совершенных и эффективных обособленных видов
деятельности в пределах педагогической
профессии. Процесс обособления видов
педагогической деятельности обусловлен, прежде
всего, существенным «усложнением» характера
воспитания и увеличением спроса на
квалифицированное обучение и воспитание
Сластенин, 2002).

В результате такой внутрипрофессиональной
дифференциации появляется профессиональная
группа специальностей — совокупность
специальностей, объединенных по наиболее
устойчивому виду социально полезной
деятельности, отличающейся характером своего
конечного продукта, специфическими предметами и
средствами труда.

Попробуем разобраться, что есть педагогическая
специальность, специализация и квалификация.
Обратимся к учебному пособию «Педагогика»
(Сластенин, 2002). Автор определяет педагогическую
специальность как вид «деятельности в рамках
данной профессиональной группы,
характеризующийся совокупностью знаний, умений
и навыков, приобретенных в результате
образования и обеспечивающих постановку и
решение определенного класса
профессионально-педагогических задач в
соответствии с присваиваемой квалификацией». В
рамках педагогической специальности
определяется педагогическая специализация — как
определенный вид деятельности, связанный с
конкретным предметом труда и конкретной
функцией специалиста. Уровень и вид
профессионально-педагогической
подготовленности специалиста, характеризующей
его возможности в решении определенного класса
задач, рассматривается как педагогическая
квалификация.

Таким образом, педагогические специальности:
педагог, учитель, преподаватель, воспитатель —
объединены в одну профессиональную группу «Образование«.
В качестве родового понятия следует определить
понятие «педагог».

Педагог — учитель общеобразовательной школы,
преподаватель профессионально-технического,
среднего специального или высшего учебного
заведения, воспитатель в дошкольном учреждении,
школе-интернате, детдоме, воспитательной
колонии, работник внешкольного учреждения и др.,
а также научный сотрудник, разрабатывающий
проблемы педагогики как науки [1].

Обобщенным объектом профессиональной
деятельности педагогов является человек, его
личность. Отношения педагога и объекта его
деятельности складываются как
субъектно-субъектные. Обобщенным специфическим
объектом профессиональной деятельности
классного руководителя является личность
ребенка. Предметом деятельности классного
руководителя является не пассивный
преобразуемый объект, а активный субъект
познания и жизнедеятельности. Все
вышеизложенное позволяет нам говорить о
деятельности классного руководителя как
профессионально-педагогической, рассматривая ее
как специализацию школьного учителя. Учитель —
это воспитатель, наставник. В этом его
гражданское, человеческое предназначение.

В своей книге «Как выбирать профессию» (1990) Е.А.
Климов представляет все многообразие профессий
посредством схем отношения человека к
окружающему его миру природы, людей, техники и
т.д. На основе предложенного автором метода
анализа профессий их можно классифицировать по
предмету труда, его целям, характеру действий,
орудиям труда и его условиям. Так, по предмету
труда все профессии подразделяются на
биономические (природа), техномические (техника),
сигномические (знаки), артономические
(художественные образы) и социономические
(взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет
пять схем профессиональной деятельности:
«Человек-Природа», «Человек-Техника»,
«Человек-Знак», «Человек-Образ»,
«Человек-Человек».

Профессия учителя относится к
социономическому типу «Человек-Человек».
Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий
определяется следующими качествами человека:
устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с
людьми, потребностью в общении, способностью
мысленно ставить себя на место другого человека,
быстро понимать намерения, помыслы и настроение
других людей, быстро разбираться во
взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать
в уме знание о личных качествах многих и разных
людей.

Человеку этой профессиональной схемы
свойственны: умение руководить, учить,
воспитывать, осуществлять полезные действия по
обслуживанию различных потребностей людей;
умение слушать и выслушивать; широкий кругозор;
речевая (коммуникативная) культура;
«душеведческая» направленность ума,
наблюдательность к проявлениям чувств, ума и
характера человека, к его поведению;
«проектировочный» подход к человеку,
основанный на уверенности, что человек всегда
может стать лучше; способность сопереживания;
наблюдательность; глубокая и оптимистическая
убежденность в правильности идеи служения
народу в целом; решение нестандартных
ситуаций; высокая степень саморегуляции (Климов,
1993).

Для анализа профессиональной пригодности
человека, работающего по схеме
«Человек-Человек», существен перечень
противопоказаний к этому типу профессиональной
занятости. Противопоказаниями к выбору
профессий данного типа являются невыразительная
речь, замкнутость, погруженность в себя,
необщительность, нерасторопность, излишняя
медлительность, равнодушие к людям, отсутствие
признаков бескорыстного интереса к человеку —
интереса «просто так» (Климов, 1993).

Исходя из дифференциации педагогических
специальностей на основе специфики объекта —
личности ребенка, и цели деятельности —
содействия максимальному индивидуальному
развитию всех сторон личности ребенка, можно
проецировать все характеристики профессии
учителя на классного руководителя. Таким
образом, деятельность классного руководителя с
позиции общей характеристики профессиональной
деятельности представляет собой специфический
ее вид в схеме отношений «Человек-Человек»,
определяясь, прежде всего, целью развития
обучающегося, средствами и способами самой
педагогической деятельности.

Под профессиональной деятельностью классного
руководителя мы подразумеваем «вид постоянно
выполняемой деятельности, специфика которой
заключается в психолого-педагогическом
воздействии на учащихся с учетом их
индивидуальных и возрастных особенностей,
запросов, интересов, увлечений, духовного мира и
вместе с тем в целенаправленном управлении
процессом учения и развития личности» [2, 286].

Педагогическая деятельность, как и любая
другая деятельность, складывается из ряда
взаимосвязанных между собой многочисленных
компонентов, образуя специфическую структуру.
Для выработки педагогического мастерства
классного руководителя необходимо детально
представлять себе структуру и связанную с ней
систему функций педагогической деятельности.

Н.В. Кузьмина (1976) выделила в структуре
педагогической деятельности, включающую в себя
общепедагогическую и
профессионально-педагогическую деятельность,
пять взаимосвязанных функциональных
компонентов: гностический, проектировочный,
конструктивный, организаторский и
коммуникативный. Применительно к деятельности
классного руководителя сущностная
характеристика этих компонентов может быть
следующей:

1. Гностический компонент относится к сфере
знаний классного руководителя. Речь идет, в
первую очередь, о знании способов педагогической
коммуникации, психологических особенностей
учащихся.

2. Проектировочный компонент включает в
себя представления о перспективных задачах
воспитания, а также о стратегиях и способах их
достижения.

3. Конструктивный компонент — это
особенности конструирования классным
руководителем собственной деятельности и
активности учащихся с учетом ближних целей
воспитания.

4. Коммуникативный компонент — это
особенности коммуникативной деятельности
классного руководителя, специфика его
взаимодействия с учащимися, педагогами школы,
представителями общественности, родителями.

5. Организаторский компонент — это система
умений классного руководителя организовать
собственную деятельность, а также активность
учащихся.

Каждый компонент педагогической деятельности
имеет свои четко определенные функции, что
подтверждают исследования некоторых ученых (В.А.
Сластенин, А.И. Щербаков).

Существует ряд других структур педагогической
деятельности, рассматривающих ее
полифункциональность, но именно предложенная
Н.В. Кузьминой типология основных компонентов
педагогической деятельности может быть отнесена
не только к педагогической, но и почти к любой
другой профессии, в том числе, и к классному
руководству.

Выделенные Н.В. Кузьминой структурные
компоненты педагогической деятельности
непосредственно соотносятся с функциональными
обязанностями классного руководителя [4],
включающими организационно-координирующие,
коммуникативные, аналитико-прогностические и
контрольные функции
(таблица 1).

Таблица 1. Соотнесение компонентов
педагогической деятельности с функциональными
обязанностями классного руководителя

Компоненты педагогической
деятельности
Функциональные обязанности классного
руководителя
Гностический компонент содействие общему благоприятному
психологическому климату в коллективе класса;

оказание
помощи обучающимся в формировании
коммуникативных качеств;

организация в классе образовательного
процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности обучающихся
в рамках деятельности общешкольного коллектива.

Проектировочный компонент контроль за успеваемостью каждого
обучающегося;

контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающимися;

определение состояния и перспектив развития
коллектива класса;

стимулирование и учет разнообразной
деятельности обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей.

Конструктивный компонент изучение индивидуальных особенностей
обучающихся и динамики их развития;

регулирование
межличностных отношений между обучающимися;

проведение консультаций, бесед с родителями
(иными законными представителями) обучающихся.

Коммуникативный компонент обеспечение связи
общеобразовательного учреждения с семьей;

установление
контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи
в воспитании обучающихся (лично, через психолога,
социального педагога, педагога дополнительного
образования);

взаимодействие с каждым обучающимся и
коллективом, класса в целом;

установление взаимодействия между
педагогическими работниками и обучающимися;

взаимодействие с педагогическими работниками,
а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения.

Организаторский компонент организация воспитательной работы с
обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий;

ведение
документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного
руководителя).

Таким образом, классный руководитель, реализуя
свои функции, является организатором
деятельности учащихся в классе и координатором
воспитательных воздействий на ученика. Именно он
непосредственно взаимодействует как с
учащимися, так и с их родителями. Главное в
деятельности классного руководителя —
содействие саморазвитию личности, реализации ее
творческого потенциала, обеспечение активной
социальной защиты ребенка, создание необходимых
и достаточных условий для активизации усилий
детей по решению собственных проблем.

Эффективность деятельности классного
руководителя во многом будет зависеть от того,
насколько педагог готов к саморазвитию,
самообучению, самовоспитанию,
самосовершенствованию.

А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн предложили разработку механизмов
становления личности, условий и факторов,
позволяющих прогнозировать профессиональное и
личностное развитие педагога. В трудах О.А.
Абдулиной, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной обоснована
структура профессиональной педагогической
деятельности и пути ее становления. В их работах
педагогическая деятельность рассматривается
как совокупность личностных и профессиональных
качеств субъекта и основа для формирования
собственного стиля деятельности, который мы,
вслед за В.С. Мерлиным определяем как
«обусловленную типологическими особенностями
устойчивую систему способов деятельности,
складывающуюся у педагога, стремящегося к
наилучшему осуществлению данной деятельности».

Литература.

  1. Большая советская энциклопедия в 30 т. М., 1969 —
    1978 г.
  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический
    словарь-справочник. Минск, 2004. — С. 286.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.:
    Просвещение, 1994.
  4. Методические рекомендации об осуществлении
    функций классного руководителя педагогическими
    работниками государственных
    общеобразовательных учреждений субъектов
    Российской Федерации и муниципальных
    общеобразовательных учреждений// Российская
    газета, 2006, 14 января.
  5. Словарь русского языка. Т. III. — М., 1987. — С. 37.
  6. Советский энциклопедический словарь. М., 1987. — С.
    382.
  7. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. —
    С. — 696.

Классный руководитель — кто это?

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют её самой главной.

Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Так кто же такой – классный руководитель?

Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).

Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).

Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.

Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Классный руководитель играет важную роль в образовании ребенка, потому что влияет на формирование личности учащихся, раскрывает их творческий и мыслительный потенциал. А еще хороший руководитель класса всегда защитит права детей и их интересы, выстроит воспитательный процесс по принципам гуманизма. Профессиональный руководитель поможет ученику стать человеком, если деятельность его будет развивающей.​​​​​​​

Функции и обязанности классного руководителя

Какое значение в нынешних реалиях имеет классный руководитель? Он является основным организатором учебного процесса школы, должностным лицом, назначенным директором школы для организации воспитательной работы с учащимися. В настоящее время существуют несколько типов классного руководства:

  • педагог и преподаватель, одновременно осуществляющий классное управление;
  • руководитель класса, освобожденный от других форм деятельности, выполняет только воспитательные действия с учащимися класса;
  • куратор класса, отвечающий за определенный набор работ класса;​​​​​​​
  • тьютор, который покровительствует классу или направляет учащихся в выполнение ими определенного рода деятельности.

Функции классного руководителя:

  • Воспитательная деятельность.
  • Социальная защита.
  • Организация в классе любых видов деятельности, которые способствуют всесторонней подготовке учеников, формированию их индивидуальности, гармоническому существованию коллектива.
  • Координирование, направленное на положительное взаимодействие всех участников учебного процесса – педагогов, учеников, родителей.
  • Управление, способствующее контролю динамики развития личностей учащихся и коллектива учеников.

Классный руководитель является лицом, обладающим определенными правами и обязанностями:

  • быть информированным о здоровье каждого ученика;
  • контролировать успеваемость учеников и посещаемость занятий;
  • взаимодействовать с администрацией школы и учителями, библиотекой, психологом школы, медработником школы, специализированными службами, родителями учащихся;
  • проводить воспитательную работу с учащимися класса по различным направлениям и методикам;
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласовывать их в классе;
  • получать помощь от коллектива учителей школы;
  • проводить индивидуальную работу с учениками и родителями;
  • не принимать поручения, которые не касаются прямых обязанностей;
  • проводить экспериментальные и исследовательские работы по актуальным педагогическим вопросам;
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые окажут оптимальное влияние на развитие личности учеников;
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем;
  • оказывать помощь родителям школьников в вопросах воспитания детей.
Замечание 1

Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования.

Система работы

В последние годы одним из главных требований, связанных с организацией и осуществлением грамотного профессионального классного руководства, является ведение системной работы и в классе, и с каждом учеником в целом. Такой труд должен быть направлен на развитие индивидуальности каждого ученика, а также на неповторимость и успех всего класса. Важнейшим заданием классного руководства является обеспечение взаимопонимания между его учениками и создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе учеников.​​​​​​​

Классный руководитель ведёт системное управление на основе следующих принципов:

  • Воспитательная программа по концепции, принятой в учебном заведении.
  • Анализ результатов деятельности, позитивных и негативных явлений жизни.
  • Личностно-ориентированный подход к педагогике.
  • Актуальные задачи воспитания.
  • Принцип толерантности.
Замечание 2

Грамотный классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства.

Система работы руководителя класса включает в себя:

  • аналитическую, практическую, организационную деятельность в области воспитания;
  • контроль за повседневной деятельностью класса;​​​​​​​
  • использование современных методов воспитания.

Внедряя и традиционные, и новаторские методы, формы взаимодействия с учениками, классному руководителю следует понимать: чем больше их и чем интереснее они для учеников, тем лучше. Это могут быть разговоры и дискуссии, дебаты и игры, тренинги и экскурсии, интересная встреча, конкурсы, турниры и другие формы общественной и творческой работы. Успешная работа классного руководителя предполагает тесную связь с родителями учеников. Работа с родителями осуществляется при помощи следующих форм:

  • проведение родительского собрания;
  • совместное мероприятие для учеников и их родителей (праздник, соревнование, игра, турнир);​​​​​​​
  • родители могут проводить лекции по актуальным педагогическим проблемам.

В первую очередь классный руководитель является профессиональным педагогическим сотрудником, который для учеников является:

  • духовным образцом культуры человечества;
  • защитником от безнравственности;
  • инициатором объединения ученических коллективов;
  • стимулом для развития личности и самовыражении каждого ученика;
  • консультантом по социализации ребенка;
  • консультантом по проблемам повседневной жизни школьников;
  • человеком, который помогает осознать ученику социальную и экономическую жизнь в обществе;
  • консультантом по профессиональной ориентации;
  • координатором совместного усилия педагогов, родителей и общества в области воспитания школьников;
  • человеком, позитивно влияющим на нравственный и психологический климат учебного коллектива.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:

  • Эффективно взаимодействовать с учителями, педагогами, родителями.
  • Уважать детей, которые поддерживают инициативу и развивают чувство ответственности.
  • Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  • Планировать деятельность.
  • Организовывать воспитательные мероприятия./li>
  • Использовать методики психологического анализа учеников.​​​​​​​
  • Внедрять нравственные и эстетические технологий в образовательный процесс, направленные на формирование духовности учеников.
Замечание 3

Сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане.

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

  • Выбор тематики.
  • Определение цели и задачи работы.
  • Выделение предмета и объекта.
  • Подробное исследование литературного источника по выбранной теме.
  •  
  • Практическое применение результатов своего опыта и эксперимента.
  • Анализ выполненной работы, формулировка выводов, рекомендаций, направления дальнейшей работы.
  • Оформление работы и представление отчета в педагогическом коллективе.

На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:

  • Изучение профессиональной научно-практической литературы и электронных ресурсов.
  • Участие в научных организациях, клубах и проектах.
  • Ведение научных и экспериментальных работ.
  • Изучение современных педагогических практик.
  • Посещение библиотеки.
  • Поездки на экскурсию.
  • Профессиональное общение с учеными и иными интересными и выдающимися личностями.
  • Посещение мероприятий, повышение культурного уровня (музея, концерта, выставки и так далее).

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план воспитательной работы.
  2. Внесение информации в классную книгу.
  3. Таблица родительских сведений.
  4. Список членов родительской комиссии.
  5. Подробная информация о содержании протоколов родительского собрания.
  6. Расписание, содержание занятий учителей различных предметов для изучения образовательных моментов.
  7. Сценарии мероприятий по воспитанию, классные часы.
  8. Диагностические методы.
  9. Информация об индивидуальной работе с проблемными учениками.
  10. Классный журнал.
  11. Журнал инструктажа по безопасности и ПДД.
  12. Отчеты по воспитанию.
  13. Сведения о посещаемости, их успешности, присутствии, состоянии здоровья учащихся.
  14. Информация по внеурочным занятиям учащихся.
  15. Личные дела школьников.

На сегодняшний день классный руководитель является мыслящим педагогом, постоянно развивающимся, ищущим ответы на проблемы, которые волнуют учеников, родителей и учителей. Такая личность открыта для новых свершений, способна положительно повлиять на развитие учеников, сформировать их личность.

Определение 1

Если рассматривать психологическое мастерство с технологической точки зрения, то его можно определить как систему, в число компонентов которой входят профессиональные знания и навыки, общий уровень культуры, способность к творчеству и технологическая компетентность.

Мастерство учителя в основном зависит от его собственной личности, от наличия у него специфических качеств. Данные качества не только должны способствовать формированию профессионального опыта в работе, но также должны самостоятельно организовать свои педагогические действия.​​​​​​​

Пример 1

Состав набора качеств преподавателя-профессионала, необходимых, чтобы обеспечить учебный процесс, довольно разнообразен и широк. Здесь и развитое чувство патриотизма, и гражданственность, высокий уровень интеллигентности и гуманизма, а также богатая внутренняя культура.

Педагогическое мастерство также подразумевает любовь к труду во всех его формах и отличную работоспособность. Кроме того, педагог-мастер просто обязан обладать человеколюбием, уметь общаться с людьми различных психологических типов и доводить до них тот объем информации и знаний, которые ему требуется довести в рамках обязательной образовательной программы и мер психологического воспитания.

Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют её самой главной.

Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Так кто же такой – классный руководитель?

Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).

Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).

Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.

Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

Слайд 1

Модуль «Классное руководство»

Слайд 2

Классное руководство – особый вид педагогической деятельности, направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Слайд 4

Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

Слайд 5

организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности) Работа с классным коллективом:

Слайд 6

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. Работа с классным коллективом:

Слайд 7

сплочение коллектива класса через: и гры и тренинги на сплочение и командообразование ; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. Работа с классным коллективом:

Слайд 8

Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем

Слайд 9

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. Индивидуальная работа с учащимися:

Слайд 10

Индивидуальная работа с учащимися: коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Слайд 11

Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

Слайд 12

Работа с учителями, преподающими в классе: привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

Слайд 13

Работа с учителями, преподающими в классе: привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей

Слайд 14

Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

Слайд 15

Работа с родителями учащихся или их законными представителями: организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

Классное,
руководство — особая организационная
форма, традиционно возникшая и укрепившаяся
в российском школьном воспитании, не
потерявшая своего огромного предназначения
даже при социально-психологических
изменениях в системе общего образования.

Должностная
фигура классного руководителя возникает
в воспитательном процессе там и тогда,
где и когда рождается осознанная
потребность в индивидуальности как
культурно-социальной ценности, появляется
необходимость позаботиться об
индивидуальном развитии каждого ребенка
и посодействовать максимальному развитию
личностных особенностей и способностей
каждого растущего человека.

Классный
руководитель курирует стратегическую
задачу развития индивидуальности
школьника,
поскольку он является педагогом группы
и непосредственно может прослеживать
духовное развитие каждого ребенка.
Духовный мир школьника и есть область
профессиональной работы классного
руководителя.

Педагог
в роли классного руководителя обеспечивает
благоприятное преломление влияний
общешкольной воспитательной системы
на индивидуальность. Такое назначение
реализуется благодаря следующим
функциям:

  • индивидуализация
    восприятия школьником средового
    окружения (школьного, семейного,
    социального);

  • индивидуализация
    деятельности школьника;

  • оказание
    педагогической помощи в разрешении
    индивидуальных проблем жизни и
    коррекционное влияние благодаря этому;

  • индивидуализация
    осмысления школьником жизни и положения
    в мире своего индивидуального «Я»;

  • диагностирование
    индивидуального духовного развития
    личности школьника.

Разумеется,
профессиональная работа протекает в
рамках групповой деятельности и лишь
благодаря организации групповой
деятельности как фактора
социально-психологического климата
оказывается возможным исполнение
указанных функций.

Содержанием
классного
руководства являются проблемы жизни.
Если сопоставить профессиональную
работу преподавателя группы и педагога
группы, то образно можно было бы сказать,
что преподаватель школьных дисциплин
вводит ребенка в мир современной науки,
а классный руководитель вводит ребенка
в жизнь на ее современном высоком уровне
культуры.

Содержательное
классное руководство слагается из
работы по организации жизнедеятельности
детей как постоянного разрешения
жизненных проблем. В такой постановке
вопроса нет ничего удивительного, ибо
человек на земле ежедневно и ежечасно
решает проблемы, в отличие от животных.
Дети могут не видеть проблемы там, где
она таится. Классный руководитель ставит
вопросы жизни, привносит в повседневную
реальность ценностный взгляд на
происходящее, научает детей видеть и
решать самостоятельно жизненные вопросы
своего существования в семье, обществе,
школе.

Роль
классного руководителя чрезвычайно
важная, так как увидеть проблему жизни
и тем более ее решение, не под силу
школьнику. За куклами, камешками,
велосипедами, тетрадями, отметками
проблема обнаруживается лишь тогда,
когда педагогу удается:

  • подняться
    над конкретным фактом, обнаружить в
    нем определенное явление жизни;

  • разглядеть
    за явлением жизни закономерность;

  • из
    закономерности жизни извлечь норму
    человеческой жизни.

Профессиональными
задачами
классного руководства с этих обозначенных
позиций становятся обустройство
школьной жизнедеятельности
группы,
организация предметной разнообразной
деятельности группы
,
а также организация постоянного духовного
осмысления
жизни
,
как общечеловеческой, социальной, так
и личной, индивидуальной. В процессе
выполнения этих задач классный
руководитель, прослеживая воспитательные
влияния на школьника всей совокупности
социально-психологических воздействий,
выделяет задачу индивидуальной
работы
со
школьником как педагогический корректив
и педагогическая поддержка.

Раскроем
содержание выделенных задач.

Обустройство
школьной жизнедеятельности обеспечивает
наилучшие условия пребывания ребенка
в школьном доме, поэтому необходимо
хорошо продумать расположение детей в
классном кабинете, проанализировать
оптимальный характер расписания занятий,
определить места для хранения одежды,
учебных принадлежностей и учебного
оборудования, продумать процедуру
школьного завтрака, расположения
туалетных комнат и правил пользования
ими, создать благоприятный для
психологического самочувствия интерьер
школьных помещений, утвердить высокие
требования культуры к школьному платью,
обуви и гигиене ухода за телом. Обо всем
этом заботится классный руководитель,
прослеживая жизнедеятельность каждого
ученика своей группы.

Предметная
разнообразная деятельность вовлекает
детей в круг разнообразных связей с
миром, поэтому классный руководитель
курирует учебно-познавательный процесс
группы, организует трудовую деятельность
детей по сохранению материальных
ценностей школы и преумножению их,
вовлекает детей в широкую физкультурную
деятельность и содействует участию в
спортивной деятельности, привлекает и
организует художественную деятельность
(восприятие художественных произведений
и художественная самодеятельность).
Несомненно, педагога заботит качественный
результат предметной деятельности,
однако результативность тесно связывается
с высокой мотивацией, поэтому в ходе
организации предметной деятельности
классный руководитель одинаково серьезно
беспокоится и о мере качественности
результата, и о характере ценностной
мотивации.

Духовная
активность детей по осмыслению проблем
жизни протекает в контексте всей школьной
жизнедеятельности: когда составляется
план работы группы, когда оценивается
происходящее, разрешаются школьные
коллизии, когда обсуждается событие,
но также и в моменты специально
организованных групповых дискуссий,
на которых выделяется, формулируется
и анализируется какой-либо вопрос жизни.
(Такого рода занятия называются
воспитательными мероприятиями, иногда
их называют часами общения, порой они
значатся в системе школьного воспитания
как «классный час».)

Наблюдая
за деятельностью и поведением детей,
оценивая качество предметного результата
деятельности, педагог прослеживает
индивидуальное развитие каждого ребенка.
Педагогическое наблюдение — самый
верный, надежный и доступный способ
характеристики развития детей. Его,
этот способ, классный руководитель
дополняет серией специальных рабочих
диагностик, помогающих уточнить тенденции
духовного развития учеников. Выявление
таких характеристик и индивидуальное
влияние на школьника протекают как
единый акт профессиональной деятельности
классного руководителя. В систему
индивидуальных влияний входят
индивидуальные беседы с ребенком и его
родителями, особые задания и акцентированные
оценки происходящего в школе или
обществе, помощь школьнику в самооценке,
в составлении личных планов и определении
перспектив, а также психолого-педагогическая
поддержка.

Необходимо
выделить особую сторону работы классного
руководителя, связанную с тем, что ему
приходится постоянно взаимодействовать
со всеми преподавателями, работающими
во вверенной классному руководителю
группе. Своеобразная координации
педагогических влияний обусловлена
тем, что классный руководитель наиболее
близок к ученикам, он хорошо знает
обстоятельства их жизни, социальные
семейные особенности, знает и особенности
личностного и психологического плана
каждого ученика. Сложные этические
отношения возникают порой, когда классный
руководитель, исходя из интересов
ребенка, пытается корректировать работу
преподавателей. Поэтому классный
руководитель должен обладать тонким
искусством профессионального общения,
владеть методиками профессионального
взаимодействия.

Основная
документация и профессиональный
инструментарий классного руководителя
состоят из программы воспитания школьника
(возрастная модификация), плана
воспитательной работы с группой,
диагностических материалов и картотеки
персональных сведений об учениках и их
личностном развитии.

Должностная
роль классного руководителя предъявляет
к его личности некоторые особые
требования. Личностное развитие самого
педагога группы должно быть достаточно
высоким. Ключевыми образованиями,
допускающими успешность выполнения
данной роли, являются интерес к жизни,
интерес к человеку, интерес к культуре.
Благодаря этим личностным образованиям
классный руководитель с увлечением
станет исполнять возложенную на него
должностную роль. А благодаря
дополнительному профессиональному
образованию (философское, психологическое,
этическое, эстетическое и валеологическое
в их прикладном значении) классному
руководителю удается достичь реальных
воспитательных результатов.

В
настоящее время институт классного
руководства расширяется и видоизменяется:
появляются так называемые «освобожденные
классные руководители» (освобожденные
от преподавательской деятельности),
кураторы (педагог двух-трех старших
классов или одного младшего и одного
старшего класса), наставники, классные
дамы, воспитатели группы. Заметна
тенденция к изменению устойчивой
традиционной формы классного руководства
в практике воспитания школьника. Одно
остается неизменным — это необходимость
в профессиональной педагогической
поддержке индивидуальности школьника,
надобность в старшем компетентном друге
для подрастающих детей.

Вопросы
и задания для самоконтроля

  1. Перечислите
    общие условия, при которых педагог
    приобретает профессиональную свободу
    в использовании средств дм организации
    воспитательного процесса.

  2. Как
    связаны средства и формы воспитательных
    влияний педагога?

  3. Оглянитесь
    вокруг здесь и теперь: какие воспитательные
    средства вы видите?

  4. Приведите
    пример, когда одно и то же средство
    выполняет разные функции и когда
    оказывает прямо противоположное влияние
    при разных обстоятельствах.

  5. Как
    вы поняли термин «пленительность
    формы»? В чем назначение данной категории?

  6. Вы
    хотите создать новую форму работы с
    детьми. С чего начнете?

  7. Как
    вы понимаете утверждение, что средства
    и формы нейтральны в своем воспитательном
    влиянии?

  8. Изберите
    одну из традиционных форм работы с
    группой детей, произвольно введите
    какое-либо средство — зафиксируйте
    создание модификации формы.

  9. Представьте
    некоторый общий проект программы
    действий классного руководителя в
    первые 10—12 дней работы с детьми.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Уро лайф инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Linux библия исчерпывающее руководство
  • Элеутерококк капли инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Смена руководства росатом
  • Методика руководства театрализованными играми дошкольников

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии