«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность
Классный руководитель — кто он и зачем нужен
Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…
У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:
- за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
- за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
- за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.
В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.
Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.
В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.
- Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.
Цели, задачи и функции классного руководителя
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
На педагога возложено несколько групп функций:
- педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
- социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.
Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.
Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.
Обязанности классного руководителя
Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.
Неизменная часть содержит шесть блоков:
- Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
- В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
- Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
- В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
- Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
- В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.
Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.
Права классного руководителя
Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.
Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):
- федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
- выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.
Ответственность классного руководителя за детей
Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программу
Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Инвариантные обязанности классного руководителя
642.5 КБ -
Нормативно‑правовая база для классного руководителям
634.1 КБ
Скачать
Классный руководитель — кто это?
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют её самой главной.
Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Так кто же такой – классный руководитель?
Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).
Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).
Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).
Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.
Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.
Кла́ссный руководи́тель — функция, выполняемая учителем параллельно с основной преподавательской работой, заключающаяся в организационном сопровождении всех учащихся конкретного класса в школе или училище. В России, в начальных классах обязанности классного руководителя автоматически возлагаются на учителя, ведущего данный класс, а на более высоких ступенях школ и в училищах — на одного из учителей-предметников, работающих в этом классе/группе, по решению администрации учебного заведения. Вне России в образовательной системе многих стран также предусмотрено назначение руководителя класса из числа педагогов (возможные названия: англ. homeroom teacher, нем. Klassenlehrer и др.).
Конкретные обязанности классного руководителя включают мониторинг успеваемости учеников, взаимодействие с родителями, оказание консультационной поддержки, предоставление помощи при разрешении конфликтов, содействие в проведении внешкольных мероприятий, таких как экскурсии. Одной из главных миссий классного руководителя является гармонизация развития учащихся на основе наблюдения за их развитием и коррекции сознания и поведения. Классный руководитель организует (в России — еженедельно) классный час, встроенный в расписание, во время которого обсуждаются актуальные для всего класса или для большинства учеников моменты, доводится официальная информация, планируется внеклассная активность. Также, в воспитательных целях, могут проводиться тематические классные часы, посвящённые разным нравственным, историческим или политическим вопросам.
ЛитератураПравить
- Классный руководитель: информация из различных словарей.
-
Кто он – классный руководитель
-
Суть работы классного руководителя
-
Функции, которые выполняет классный руководитель
-
Прогностически-аналитические функции
-
Координирующая функция
-
Коммуникативная функция
-
Охранная и профилактическая функции
-
Как строится работа классного руководителя?
Классный руководитель, как многорукий индийский бог Шива, выполняет много функций сразу – он и учитель, и воспитатель, психолог, бухгалтер, спикер, секретарь, коуч. Этот список может быть очень длинным. На официальном языке педагогической документации это звучит так – организация учебной и воспитательной работы в классе.
Какие функции выполняет классный руководитель, какие у него есть обязанности и насколько тяжело вести начальные или средние классы – об этом подробнее поговорим в статье.
Кто он – классный руководитель
Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенку повезло с классным руководителем. Учителем, который бы любил свою работу, свой класс, хорошо относился к детям, умел найти общий язык с родителями и т. д.
На плечи этого человека ложится огромная ответственность, в первую очередь, за детей. Потом уже идут тонны бумажных отчетов, проведение уроков, внеурочная деятельность, аттестации, всевозможные конкурсы, олимпиады и пр. А плюс еще должностные обязанности (о них мы расскажем чуть ниже).
Из этой профессии нельзя убрать человеческую составляющую. Ведь за несколько лет ведения классного руководства учитель порой сближается с учениками сильнее, чем родители. Он становится их доверенным лицом, человеком, с которым можно поделиться проблемой, спросить совета или помощи. Нельзя ограничиться только заполнением всевозможных бумажных форм и жалобами родителям на их ребенка.
Детское доверие и уважение дорого стоит. Если вы любите детей, умеете и хотите с ними работать – вы будете настоящим классным классным!
Суть работы классного руководителя
Работа классного руководителя – это дети. Воспитание, учеба, мотивация, сохранение индивидуальности каждого ребенка, раскрытие способностей, реализация его ученического потенциала, социализация – все это содержание работы классного руководителя.
Учитель должен знать каждого из своих детей, все особенности их развития, стороны характера, особенности развития личности. Для чего? Для того чтобы в классе была благоприятная атмосфера, чтобы ребенок шел в школу с охотой. Воспитательный процесс в школе должен соответствовать требованиям времени, национальным традициям, должны учитываться возрастные особенности детей.
Координируя свои действия с другими учителями, классный руководитель должен видеть слабые и сильные стороны своих учеников, помогать им в учебе (но не учиться за них!), заниматься их интеллектуальным развитием, помогать получать дополнительное образование (в школе или дополнительных кружках и секциях).
Необходимо еще учитывать работу с родителями. Важно найти с ними общий язык, оказывать им педагогическую помощь, исправлять или корректировать родительские ошибки воспитания детей, проводить консультации по вопросам обучения. По необходимости направлять родителей и детей к школьному психологу.
Функции, которые выполняет классный руководитель
Функции, которые определяют содержание работы классного руководителя, можно объединить в пять групп:
-
прогностически-аналитические;
-
координирующие;
-
коммуникативные;
-
охранные;
-
профилактические.
Рассмотрим подробнее каждую группу функций.
Прогностически-аналитические функции
Сюда относится сбор и обработка различных данных об учениках. На основе собранной информации классный руководитель может делать выводы о развитии, ситуации в семье, окружении ребенка, анализирует личность своего подопечного.
Из аналитической функции берет свое начало прогностическая функция. Классный руководитель имеет возможность прогнозировать результаты педагогического воздействия, уровень развития детей.
Координирующая функция
Классный руководитель создает условия для общественной работы, организует работу с учениками, создает детское самоуправление (для развития организованности и самоконтроля), содействует в получении дополнительного образования.
Коммуникативная функция
Это одна из самых важных функции классного руководителя. Коммуникативная функция выражается в умении наладить общение и хорошее отношение между учеником и учителем, общение в самом классе, поддерживать дисциплину, создавать благоприятную психологическую обстановку.
Охранная и профилактическая функции
Классный руководитель отвечает за здоровье своих учеников, ведет пропаганду здорового образа жизни, занимается профилактикой буллинга, правонарушений, приема или торговли запрещенными препаратами, алкоголем и т. д.
Теперь мы знаем, какие именно функции выполняет классный руководитель. Давайте теперь разберемся, что должен уметь делать классный руководитель, чтобы соответствовать своей должности.
Как строится работа классного руководителя?
В школе работа педагогов, в том числе, и классного руководителя, подчиняется строгим правилам. Есть ежедневный, еженедельный и ежемесячный план работы.
Что должен делать классный руководитель ежедневно:
-
выявлять отсутствующих или опоздавших учеников, попутно выясняя причины отсутствия или опоздания;
-
организовать дежурство учеников в классе;
-
организовать и проводить индивидуальную работу со своими учениками.
Еженедельно:
-
проверять ведение школьных дневников;
-
проводить классный час;
-
проводить работу с родителями (по необходимости);
-
анализировать успеваемость учеников.
Ежемесячно:
-
решать хозяйственные вопросы;
-
проводить консультации с учителями-предметниками;
-
проводить работу с родительским комитетом;
-
готовить отчет об успеваемости учеников;
-
готовить отчет о посещаемости учеников.
В течение учебной четверти:
-
оформлять и заполнять классный журнал;
-
проводить анализ воспитательной работы;
-
проводить родительское собрание;
-
готовить отчет об успеваемости учеников за четверть.
Представляете, какую большую работу должен проделывать классный руководитель! Конечно, к этому учителю будут предъявляться особые требования.
Если вы любите детей, хотели бы попробовать себя в роли классного руководителя, но вам не хватает базовых знаний, вам пригодится наш курс «Проектная форма работы в системе воспитательной работы куратора/классного руководителя».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
Самостоятельная работа по курсу: «Классный руководитель в образовательном пространстве современной школы»
Чумакова Светлана Геннадьевна
Учитель английского языка
МБОУ СОШ №26 г. Химки
Тема: «Классный руководитель это…»
Классный руководитель – это основа жизни школы. Классный руководитель выступает в роли связующего звена между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми. Хороший классный руководитель — это помощник ребёнка в решении личностных проблем, о которых зачастую родители даже не догадываются, в выборе жизненного пути, это, наконец, интересная личность, которая способна вести за собой детский коллектив через все перипетии школьной жизни. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Классный руководитель в современной школе должен быть высокообразованным человеком, который интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий, шагает в ногу со временем, а в идеале даже на опережение. Одним словом, имеет знания, либо актуальную информацию о различных областях нашего динамичного и технократичного времени. Этот аспект очень важен для того, чтобы находиться, так сказать, «на одной волне» и общаться «на одном языке» с нынешним компьютеризированным поколением детей. Это важно для понимания, каким образом и через какие источники современные дети воспринимают потоки информации наилучшим способом. Сегодняшние дети рождены «с гаджетами в руках». Они с младенчества сталкиваются с невероятными по объёму информационными потоками, обрушивающимися на них из разнообразных источников, о которых мы не имели представления ещё 15-20 лет назад. И чтобы достучаться до умов и сердец нынешнего ученика, зачастую уже не достаточно просто слова. Это слово необходимо правильно презентовать. Классный руководитель должен учитывать специфику восприятия нынешнего поколения, уметь использовать различные современные методы и способы подачи информации.
Классный руководитель представляет интересы ребёнка, коллектива класса и родителей в школе. Потому, он должен обладать высокими коммуникативными навыками, чтобы наладить контакт не только на уровне детей, но и на уровне родителей. В своей работе классному руководителю чрезвычайно важно опираться на дружественный родительский коллектив. Важно выстроить с родителями взаимоотношения «сотрудничества», чтобы родители чётко понимали, какие цели и задачи в формировании, либо в развитии классного коллектива и их ребёнка ставит перед собой школа и классный руководитель, и были полностью солидарны с ними. В такой атмосфере сотрудничества эффективность классного руководителя возрастает в разы. Поэтому на начальном этапе работы в классе, классный руководитель должен не жалеть сил и времени на регулярное, по началу даже ежедневное общение с родителями. И здесь на помощь приходят опять же современные технические средства.
Классному руководителю сегодня необходимо быть высокоорганизованным человеком, умеющим грамотно расставлять приоритеты, организовывать не только коллектив учеников и родителей, но и своё рабочее время. Количество и регулярность требуемой от классного руководителя информации об учениках и отчётности постоянно растёт. Эта работа требует достаточно больших временных затрат. Здесь классному руководителю могут помочь навыки менеджера. Даже самых младших детей средней школы можно и нужно научить быть «помощниками менеджера» в заполнении отчётности, например, заполнять таблицы по питанию, по пропускам, по библиотечному фонду, по дежурствам и т.д., которые затем классный руководитель использует для своей отчётности. Дети с большим энтузиазмом выполняют эту ответственную взрослую работу, плюс получают навыки, которые обязательно пригодятся им во взрослой жизни. Нужно уметь доверять детям серьёзную ответственную работу!
Должность классного руководителя почётна и уважаема, но нужно отметить, что материальная компенсация за этот ответственный и сложный труд совершенно неадекватна тому объёму работы, который ежедневно выполняет классный руководитель. Ведь на самом деле у классного руководителя, как и у врача не бывает выходных. И это не просто избитая фраза, это реальность. Поэтому классный руководитель должен обладать ещё одним важным качеством – альтруизмом. Мысль, что материальная компенсация за классное руководство в 2 раза ниже прожиточного уровня в Московской области не должна влиять на качество его работы.
Резюмируя можно сделать вывод, что классный руководитель современной школы – это специалист высочайшего класса, обладающий прекрасными человеческими качествами и при этом готовый работать за чрезвычайно скромную материальную компенсацию.