С 2020 года педагоги в Московской области получают увеличенную доплату за классное руководство.
Более 35 тыс. учителей подмосковных школ получают надбавку за классное руководство. До введения ежемесячных выплат в 5 тыс. рублей, установленных по поручению президента РФ, в Московской области уже действовала региональная ежемесячная выплата. Ее размер составлял 6 тыс. рублей.
За классное руководство учителя в Подмосковье дополнительно получают 11 тыс. рублей. В этом году на доплаты выделено 6 млрд. рублей, из них 3,3 млрд. рублей из средств регионального бюджета и 2,7 млрд. рублей – из федерального, пояснил председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов.
В пресс-службе Мособлдумы, которая приводит слова спикера, отметили, что в Подмосковье действует целая система, направленная на поддержку педагогов. Молодые учителя получают «подъемные», учителям выплачивается доплата за подготовку стобалльников, реализуются программы «Земский учитель» и «Социальная ипотека». Кроме того, с начала этого года подмосковные учителя получают ежемесячные доплаты за напряженный труд. В июне Мособлдума приняла закон, в соответствии с которым учителя из школ Подмосковья с высоким рейтингом с 1 сентября будут получать дополнительные выплаты.
Как ранее сообщало сетевое издание «Учительская газета», Свердловская область получит 7 млрд рублей для осуществления выплат учителям за классное руководство. На доплаты классным руководителям, которые работают в школах, не являющихся общеобразовательными, правительство выделило 682 млн рублей.
По прогнозу Росстата, в 2022–2025 годах средняя зарплата педагогов дошкольного образования вырастет до 50 тыс. рублей, общего образования – до 60 тыс. рублей, преподавателей и мастеров производственного обучения организаций СПО – до 58 тыс. рублей. В настоящее время Минпросвещения ведет работу по формированию новой системы оплаты труды, которая позволит уровнять заработок учителей по всей стране.
Фото: Правительство Московской области
Федеральную доплату за классное руководство в размере пяти тысяч рублей получили почти 35 тысяч подмосковных педагогов, сообщила министр образования Московской области Ирина Каклюгина. Ее слова приводятся на сайте областного правительства во вторник, 6 октября.
«Для классных руководителей Московской области также сохраняется региональная надбавка в размере шести тысяч рублей. Таким образом в Подмосковье классные руководители с 1 сентября получают ежемесячно дополнительно 11 тысяч рублей», — отметила Каклюгина.
Она отметила, что в регионе также реализуются другие меры поддержки педагогов. По ее словам, молодым учителям, которые только трудоустроили после вуза или колледжа, выплачивают по 150 тысяч рублей. Кроме того, педагоги могут участвовать в программе «Социальная ипотека», напомнила министр.
«За счет области специалист приобретает себе жилье, а ему остается выплатить только проценты по кредиту. В этом году мы вручили сертификаты 110 педагогам», — рассказала Каклюгина.
По ее словам, с этого года в Подмосковье началась реализация федерального проекта «Земский учитель». Участники программы получат по одному миллиону рублей.
В Подмосковье такой закон утвердят в ближайшее время
С 5 до 11 тысяч рублей в месяц вырастут ежемесячные выплаты учителям за классное руководство в Московской области. Такой законопроект областные парламентарии планируют утвердить на ближайшем заседании Мособлдумы, которое пройдет в формате онлайн. А получать повышенную премию педагоги начнут с 1 сентября.
В регионе насчитывается порядка 30 тысяч классных руководителей. Из бюджета на обеспечение выплат предусмотрено 911,5 млн. рублей. Увеличенную надбавку учителя начнут получать с 1 сентября 2020 года.
Народные избранники уверены, что эта мера поддержки педагогов была крайне необходима. Если посмотреть сегодняшний круг обязанностей классного руководителя, обычному человеку и этой суммы покажется слишком мало.
Классный руководитель проводит все свое рабочее время с вверенным ему классом. И его работа не прекращается с последним звонком с урока.
Классрук отвечает за электронный и бумажный журнал, план воспитательной работы, дневники учащихся, анализ работы, социальный паспорт, портфолио класса. Это практически ненормированная работа: на переменах и после уроков. Классный руководитель отвечает за своих учеников даже тогда, когда ребенок идет от школы до дома.
Обязанности классрука не ограничиваются работой с учениками. Он также работает с их родителями, контролирует питание в школьной столовой, проводит классные часы, родительские собрания, экскурсии, походы, открытые мероприятия, праздники, художественную самодеятельность, субботники, соревнования, уборку кабинета, дает инструкции по технике безопасности.
Кроме того, классный руководитель выполняет, всё, что ему прикажет директор, завуч, завхоз, логопед, психолог, органы опеки, социальные службы, медработники, пенсионный фонд, полиция, прокуратура, следственный комитет, районный и областной отдел образования.
С 2020 года учителя в Московской области получают увеличенную доплату за классное руководство.
«Классные руководители по поручению Президента РФ с 2020 года начали получать ежемесячные выплаты 5 тысяч рублей за счёт федерального бюджета. При этом в Московской области уже действовала региональная ежемесячная выплата 6 тысяч рублей. Таким образом, в Подмосковье учителя дополнительно получают 11 тысяч рублей за классное руководство. В настоящее время доплаты за классное руководство получают более 35 тыс. педагогов региона», — пояснил председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов.
В 2022 году на доплаты за классное руководство выделено 6 млрд рублей. Из них 3,3 млрд – из средств регионального бюджета и 2,7 млрд – из федерального.
«В Подмосковье выстроена целая система, направленная на поддержку педагогов. Это и «подъёмные» для молодых педагогов, и доплаты за подготовку стобалльников, и программы «Земский учитель», «Социальная ипотека». С начала этого года подмосковные учителя получают ежемесячные доплаты за напряжённый труд. Также в июне Мособлдума приняла Закон, в соответствии с которым учителя из школ Подмосковья с высоким рейтингом с 1 сентября будут получать дополнительные выплаты», — рассказал Игорь Брынцалов.
По его словам, все эти меры направлены на повышение престижа профессии педагога, учителя. И у этой работы есть результат — подмосковные школы ежегодно входят в рейтинг по конкурентоспособности выпускников и сохраняют высокие позиции. В прошлом году число подмосковных школ в рейтинге увеличилось по сравнению с позапрошлыми показателями, и регион занял второе место среди других субъектов.
«Следующий год объявлен Годом педагога и наставника, и он призван дополнительно обратить внимание на труд учителя. Мособлдума совместно с Правительством региона подготовит программу мероприятий, нацеленных на дополнительную поддержку наших педагогов», — добавил спикер Мособлдумы.
По информации Мособлдумы
Планируется, что с 1 сентября 2020 года будут введены доплаты для классных руководителей в школах в размере не менее 5 000 руб. за счет федерального бюджета. Также предлагается утвердить единый перечень работ, которые может выполнять классный руководитель. Об этом и о том, что представляют собой указанные доплаты, — в данной статье.
Из послания Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020:
Ближе всего к ученикам — их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, — это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки. В этой связи считаю необходимым уже с 1 сентября ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее 5 000 руб. за счет средств федерального бюджета.
Приоритетные задачи классного руководства
Классное руководство как особый вид педагогической деятельности направлено на решение задач воспитания и социализации учеников. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
Специфика классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогом как в отношении каждого ученика, так и в отношении класса как микросоциума. Классный руководитель должен учитывать:
- индивидуальные возрастные и личностные особенности;
- образовательные запросы;
- состояние здоровья;
- семейные и прочие условия жизни учеников;
- характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой.
Классный руководитель должен взаимодействовать с семьями учеников, другими педагогами, работающими с учениками его класса, администрацией школы, а также с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей.
Приоритетными задачами классного руководства являются[1]:
- создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения учеников;
- формирование у учеников высокого уровня духовно-нравственного развития;
- формирование внутренней позиции личности ученика по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности;
- формирование у учеников активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- формирование способности учеников реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции.
В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть |
Вариативная часть |
Соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых задач воспитания и социализации учеников независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации |
Формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации. К примеру, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания учеников в образовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка и т. д. |
Права педагогов
Классный руководитель имеет следующие права:
- самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы с учетом контекстных условий деятельности;
- вносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей учеников;
- участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов школы в части организации воспитательной деятельности и осуществления контроля ее качества и эффективности;
- самостоятельно планировать и организовывать участие детей в воспитательных мероприятиях;
- использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
- получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства для реализации задач по классному руководству;
- приглашать в школу родителей несовершеннолетних учеников по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
- давать обязательные распоряжения ученикам своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
- посещать уроки и занятия, проводимые педагогами (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и коллективом учеников класса;
- защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации школы, родителей несовершеннолетних учеников, других педагогических работников;
- повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
А теперь о доплатах…
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2020 № 448 внесены изменения в госпрограмму «Развитие образования», которые предусматривают Правила предоставления трансфертов из федерального бюджета на обеспечение выплат педагогам за классное руководство.
В свою очередь, Минпросвещения направило для использования в работе разъяснения по применению законодательства при осуществлении педагогам доплат за классное руководство (Письмоот 28.05.2020 №ВБ-1159/08). Эти разъяснения предназначены:
- для органов исполнительной власти субъектов РФ;
- для органов местного самоуправления;
- для руководителей общеобразовательных организаций;
- для региональных, территориальных и первичных профсоюзных организаций.
Установлены минимальный и максимальный размеры выплат
Денежное вознаграждение за классное руководство будет выплачиваться ежемесячно в размере 5 000 руб., но не более двух выплат одному педагогу при условии осуществления им классного руководства в двух и более классах.
Вознаграждение будет выплачиваться за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс, независимо от количества учеников в каждом из классов, а также от реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.
Выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов
Размер предоставляемого бюджету субъекта РФ трансферта будет определяться с учетом:
- районных коэффициентов и процентных надбавок;
- заявленной субъектом РФ прогнозируемой численности педагогов общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство;
- количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство;
- размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Подчеркнем, что выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов.
Новые выплаты за классное руководство не отменяют ранее установленные субъектами РФ
Денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб. будет выплачиваться дополнительно к выплате за классное руководство, установленной по состоянию на 31.08.2020 из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается.
Причем Минпросвещения рекомендует установить такой порядок выплаты из бюджета субъекта РФ, при котором размер выплаты не должен зависеть от количества учеников в классе. Также субъектам РФ рекомендовано не допускать:
- ухудшения ранее установленных условий оплаты труда;
- снижения размеров индексации заработной платы;
- отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.
Доплата за классное руководство является составной частью оплаты труда
Доплата за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника. В связи с этим она:
- осуществляется педагогам одновременно с выплатой заработной платы;
- учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ;
- учитывается при определении отчислений по страховым взносам;
- учитывается при расчете зарплаты работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
- учитывается при определении размера среднего заработка;
- учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Обязанность классного руководства возлагается на педагогов только с их согласия
Согласно квалификационным характеристикам[2] классное руководство не входит в должностные обязанности учителей, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления им соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. из федерального бюджета.
Условие об осуществлении педагогическими работниками классного руководства с доплатой из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора. При надлежащем осуществлении классного руководства вносить какие-либо изменения в трудовой договор без согласия работника не допускается.
При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.
Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства:
- недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменения размеров выплат за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;
- преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;
- определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагог знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;
- временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагога, осуществляющего классное руководство, другим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;
- возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.
Период приостановления учебных занятий — не повод для снижения размера доплат
Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных школ, а также периоды отмены (приостановления) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодным отпуском педагогических работников, являются для них рабочим временем.
Соответственно, за время работы в указанные периоды оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены занятий по названным выше причинам, с учетом денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. и других выплат за классное руководство.
[1] См. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, утв. Письмом Минпросвещения РФ от 12.05.2020 №ВБ-1011/08.
[2] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.