Большеохочевский
филиал
МКОУ
» Охочевская СОШ»
Выступление
на педагогическом совете
»
Классный час как основной элемент системы работы классного руководителя»
Учитель
начальных классов:
Нечаусова
Наталья Фёдоровна
2017
год
«В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание
рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе
образования и ориентированная на создание условий для развития духовности
обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им
помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и
профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности»
На сегодняшний день существует множество
современных подходов и концепций воспитания обучающихся. Все они помогают
педагогу в планировании и организации воспитательной работы с детьми, в решении
сложных вопросов воспитания, расширяют и обогащают педагогическую культуру
учителя.
Но главной целью воспитательной
работы в современной школе остаётся всестороннее и гармоничное развитие
личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Этот сложный и многогранный процесс
воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от
содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей,
особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.
В настоящее время, актуальным
остается вопрос о формах воспитательной работы. Широко распространенной формой
воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).
Это гибкая по составу и
структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой
специально-организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися
класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его
членов.
В учительской среде с давних пор в
ходу ироничная поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так
дорого, как классное руководство». В самом деле, эта работа поглощает
порой все свободное (и несвободное) время учителя. Для того чтобы эффективно
работать, получать удовлетворение от своего труда и признание за его качество,
учителя стремятся привести деятельность классного руководителя в систему,
найти оптимальное сочетание желаемого и возможного. Почти все знают, что воспитание требует терпения…но
весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности
и навыка необходимы ещё и специальные знания. К. Д. Ушинский.
И перед классным руководителем стоит непростая задача, потому
что воспитание включает совокупность методов и способов для всестороннего
развития личности, а что самое главное, воспитание возможно только в том
случае, если будет происходить взаимодействие между воспитателем и щ+
воспитанниками. Какова же роль и место классного
часа в системе внеклассной воспитательной деятельности школы, в воспитании
классного коллектива?
Необходимо
выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под
такой формой воспитательной работы, как классный час. Возьмём и обратимся к
высказываниям известных учёных:
§ «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими
воспитанниками” (В. П. Созонов)
§ «Классный час… — это… та самая
«клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному
педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и
высветить запланированное отношение к определенным ценностям…» (Л. И.
Маленкова)
§
«Классный час — это форма воспитательной
работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в
специально организованную деятельность, способствующую формированию у них
системы к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова).
Исходя из
названных определений классного часа, можно выделить его характерные
особенности. Классный час — одна из важнейших форм
организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в
неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это
не урок, это
рабочий момент , на успех которого работает каждый.
Классные
часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они
проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут
иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста
учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
По
мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие
воспитательные функции: просветительную, ориентирующую , направляющую и
формирующую
Просветительная
функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний
воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике,
литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и
знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях,
происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения
может стать любое явление социальной жизни. Примерные темы: «Как появился
этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного
общества» и т. д.
Ориентирующая
функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к
объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и
духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с
миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны
между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к
классической музыке, которую они ни разу не слышали.
Часто
классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы
таких классных часов: «Как стать счастливым?», «Кем
быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женственности»
и т. д.
Направляющая
функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в
область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция
выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их
поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.
Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная
направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно
снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему
«Международный год ребенка», « Твои права и обязанности»
Формирующая —
формирует навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в
выработке умелого ведения диалога, отстаивания своего мнения.
Чаще
всего классный час одновременно выполняет указанные функции: он и просвещает,
и ориентирует, и направляет учащихся.
Часы классного
руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам подготовки и
проведения, тем не менее делаются попытки их типизации. Целесообразным
основанием для типизации часов классного руководителя является характер
деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в
подготовке и проведении воспитательного часа.
В
зависимости от этого классные часы можно подразделить на: •Нравственный классный час
• Интеллектуально-познавательный
классный час
•
Тематический классный час
•
Информационный классный час
Остановимся
подробнее на каждом из предложенных типов классных часов.
Целью
нравственного классного часа является: Развитие
нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим
людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение
прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать
правоту других людей, просвещение учащихся с целью выработки собственных
нравственных взглядов, суждений, оценок. Надо отметить, что
нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные
классные часы перестают быть интересными и значимыми. Достаточно проводить
такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни
обучающихся, заметным событием в жизни класса, вызывал желание участвовать в
таких мероприятиях и впредь.
Бывает и такое,
что нравственный классный час проводится незапланированно, так как связан со
сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча не
превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час — это
время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования;
извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения.
Целью
интеллектуально- познавательного классного часа является: Развитие познавательного
интереса учащихся,
осознание своих индивидуальных возможностей, стремление к
самосовершенствованию. Развитию интеллектуальной сферы учащихся,
их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со
школьниками:
— интеллектуальные марафоны;
— дни
интеллектуального творчества;
— защита
интеллектуальных проектов;
— интеллектуальные
ринги и викторины;
— заседание клубов
интеллектуалов;
— интеллектуальные
олимпийские игры;
— школа
интеллектуального развития.
Назначение тематического
классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся,
способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и
духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.
Тематические
классные часы требуют от педагога серьезной подготовки и могут быть объединены
определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать
началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена
другими формами внеклассной работы.
Тематические классные часы дают больший результат, если они построены с учетом
возраста учащихся, потребностей воспитательного характера в классном
коллективе.
Планируя
тематические классные часы, необходимо предварительно предложить учащимся
совместно определить темы, которые впоследствии могут стать основой серии
различных внеклассных мероприятий по данной теме. Целью
тематических классных часов является:
— Развитие
кругозора учащихся,
формирование их интересов и духовных потребностей.
Главное
назначение информационного часа —
формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям
общественно — политической жизни страны, своего города, района. Информационный
час помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории ,
разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на
происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут
расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать
исследовательские умения.
Информационный
час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть
своевременной. он должен быть мобильным, а информация,
которую подготовили классный руководитель и учащиеся должна быть интересной и
ненавязчивой.
Основные формы работы во время информационного часа:
— газетные
сообщения
— пересказ событий в мире и стране с
использованием цитат из текстов газет и журналов
— работа со словарем и справочной
литературой;
— работа с политической картой мира и глобусом;
— комментированное чтение газетных и журнальных
материалов;
— формулирование проблемных вопросов и поиск
ответов на них;
— просмотр и обсуждение телематериалов.
Формы проведения информационных
часов:
— викторина (обзорная и тематическая)
— информационный ринг;
— конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы
эрудитов;
— пресс — конференция;
— праздники газеты и журнала;
— вечера вопросов и ответов;
— дискуссии;
— путешествие во времени (история создания газет
и журналов);
— рекламная акция.
Продолжительность
классного часа должна быть обоснованной.
Классный час в 1-4 классах может длиться 20—30 минут, в 5-8 классах 30-45
минут, в 9-11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема,
которая заинтересовала каждого школьника).Однако в любом случае надо учитывать
требования к режиму дня учащихся. Опытный
классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до
того, как дети почувствуют усталость.
Перед проведением классного часа классный руководитель
должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа,
место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного
часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников,
распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в
любом воспитательном мероприятии, он
учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.
В
структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать
внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное
отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и
науки.
Цели основной части определяются воспитательными задачами
классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание
внести изменения в работу класса. Если
говорить о современном классном часе, то необходимо добавить в ход классного
часа этап рефлексию, на этом этапе воспитанники рассуждают о пользе
проведенного группового дела ,высказывают родившиеся суждения, отмечают
главное.
Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто
воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память
остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который
помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью.
Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к
ребенку в педагогическом коллективе школы.
Классное руководство, безусловно, не
сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако, в суматохе ежедневных
забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя,
очень важная роль.
Это должно быть потребностью, гармонично
вплетаться в систему школы. Сам классный руководитель должен чётко представить
себе значение еженедельной встречи с классом. Работа классного руководителя
требует от педагога глубоких знаний психологии школьника и умения правильно
организовать работу класса, то есть создать благоприятную атмосферу в
коллективе для каждого ученика.
Классный руководитель-это и педагог, и
воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для
родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают
«мамой» или «папой» учащегося, но у этого «родителя» нет никаких прав на
ребенка, а есть ответственность и добрая воля воспитывать и опекать чужих
детей. Так пусть же эта доброта, понимание, чуткость всегда сопутствуют в нашем
нелегком труде. Результат не заставит себя долго ждать.
Классный час – одна из основных форм организации классным руководителем
В современной образовательной обстановке в российской школе отношение к классным часам неоднородное: в некоторых школах классные часы используют, как дополнительные часы подготовки к ЕГЭ или ГИА, в других на классные часы выносят организационные вопросы. На самом же деле классный час является важнейшей формой воспитательной работы в школе, а такие ошибки, как подмена целей, задач и содержания классного часа приводит к вызывающему поведению учеников, проблемам внутри класса и сбоям в разностороннем развитии учеников. Для того чтобы понять, почему классный час является важной единицей воспитательного процесса, сначала необходимо рассмотреть современные представления о воспитании и единице в образовательной среде.
«Единица – это отдельная самостоятельная часть в составе целого, отдельный предмет в группе подобных»[21,с.182].
«Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни»[6,с.8].
«В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования и ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности» [24, с.3].
Согласно правительственным нормативным документам, воспитание предполагает:
— приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
— формирование культуры мира и межличностных отношений;
— разностороннее и своевременное развитие молодёжи и детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
— формирование научного мировоззрения, трудовой мотивации, активной жизненной позиции;
— формирование духовности, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. «Воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Цель воспитательного процесса — ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию» [16,с.15].
Если подвести итог, то выходит, что цель воспитания – всесторонне и гармонично развитая личность (это ожидаемые изменения в воспитаннике, благодаря целенаправленному воздействию), которая обладает определёнными знаниями, умениями, навыками; а классный час является целостным самостоятельным звеном в воспитательном процессе классного руководителя, который направлен на активизацию процессов самоорганизации и самовоспитания. И перед классным руководителем стоит непростая задача, потому что воспитание включает совокупность методов и способов для всестороннего развития личности, а что самое главное, воспитание возможно только в том случае, если будет происходить взаимодействие между воспитателем и воспитанниками. Теперь, когда мы понимаем, цель воспитания, нам необходимо разобраться в том, что в педагогической науке и практике понимается под такой важной формой воспитательной работы, как классный час.
«Классный час — это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру»[8, с.12].
«Классный час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог»[8,с.13].
«Классный час — это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия» (Е.В. Титова).
«Классный час… — это… та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…» (Л. И. Маленкова)
«Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н.И.Болдырев). «Фронтальная воспитательная работа обеспечивает возможность взаимообмена, взаимообогащения, эмоционального «заряжения» и тем самым способствует развитию каждого ученика; создаёт условия для формирования коллективных чувств, мировоззренческих взглядов, навыков коллективного труда» [8, с.83].
Из приведённых выше определений, мы хотим выделить характерные черты классного часа, к ним относятся:
— гибкая форма воспитательного взаимодействия с учениками, где структура и содержание зависят от поставленных целей и задач классного руководителя (дискуссия, конкурс, игра, упражнение в поступках);
— форма внеурочной воспитательной работы (сложность в том, что непринуждённая обстановка должна сочетаться с уважительной тишиной и абсолютным вниманием);
— специально заранее продуманная и организованная деятельность;
— фронтальная воспитательная работа (но, необходимо учитывать, что возможна как индивидуальная работа воспитанников, так и групповая);
— взаимодействие педагога с его воспитанниками, где педагог выступает в роли «консультанта» и старшего товарища.
Классный час является важным звеном в плане воспитательной работы классного руководителя. Классные часы могут проводиться систематически, как цепь мероприятий; хорошо организованное воспитательное мероприятие поможет воспитанникам расширить свой духовно-нравственный мир, рамки взаимодействия и налаживания контакта с другими людьми, научит воспринимать определённую систему отношений к окружающей действительности. Классный час является живым организмом, результат которого всегда разнообразен и зависит от индивидуальных возрастных, психологических и личностных особенностей учеников класса, а так же от заинтересованности и компетентности классного руководителя.
Очень часто в различной литературе и педагогической практике классный час называют воспитательным часом, часом общения, часом классного руководителя, воспитательным мероприятием, так или иначе любое из этих названий в той или иной мере отражает суть и характеристики классного часа.
Классный руководитель не разрабатывает самостоятельно программу воспитания учеников на год, но он вносит определённые коррективы и дополнения, опираясь на особенности возраста и личностных качеств учеников своего класса, учитывая достигнутые результаты за предыдущий год. Содержание классных часов зависит от социального заказа, который рассматривается в таких документах, как: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе».
Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Иногда в педагогической литературе и школьной практике эту форму организации воспитательной деятельности называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Дело не в названии. Важно, как уже говорилось, обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.
Классный час — это деятельность школьника как личности, это осмысление школьником, причастным обществу и человечеству в целом, жизни как наивысшей ценности -осмысление на уровне философическом. В процессе такого осмысления школьник становится личностью и развивается в личность. Для того и нужен педагог-профессионал, способный совершать с детьми духовное восхождение к основам современной культуры и её базовым ценностям.
Классный час — наиважнейший элемент системы воспитания. Его предназначение -развитие у школьника и привычки осмысливать жизнь, умения размышлять о социальных событиях и, в итоге, обрести способность стать субъектом собственной жизни и жизни общественной.
Исходя из данного назначения, вырисовываются отчетливо и функции классного часа.
Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества» и т. д.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали. Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: «Как стать счастливым?», «Кем быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т. д.
Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Международный год ребенка» может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Формирующая функция связана с реализацией трех вышеуказанных функций и заключается в формировании у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, в выработке умений вести групповой диалог, аргументировано отстаивать своё мнение. В ходе подготовки и проведения классного часа учащиеся рисуют, мастерят, сочиняют, изображают, что, в свою очередь, развивает специальные умения и навыки. При этом правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.
Исходя из функций классного часа существуют разные его формы и виды.
Доклад по теме:
«Классный час в системе
работы классного
руководителя»
Подготовила: Кочергина И.Г.,
МКОУ СОШ №17.
Классный час является одной из главных форм внеклассной воспитательной работы, прямой формой общения классного руководителя с учениками.
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В.П.Созонов).
«Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя…» (Л.И.Маленкова).
«Классный час можно назвать специально ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» (Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич).
Цель классного часа – это тот конечный результат, к которому стремится педагог в системе воспитательной работы. Задачи классного часа – это тот результат, который планирует получить педагог. Задача – ступенька в общем движении к цели.
Классный час может проводиться в форме:
-
классного собрания
-
воспитательного часа (час классного руководителя)
-
экскурсии
-
тематической лекции
-
беседа (этическая, нравственная)
-
диспуты
-
встречи с интересными людьми
-
викторины по различным областям знаний
-
дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
-
КВНы;
-
интерактивные игры;
-
игры — путешествия;
-
театральные премьеры;
-
психологические игры и тренинги;
-
читательские конференции.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции:
-
просветительскую
-
ориентирующую
-
направляющую
-
формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
-
Определение темы и задач классного часа
-
Определение времени и места проведения классного часа
-
Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
-
Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
-
Анализ его результативности.
Советы по организации классного часа.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений работы педагога:
• Определение содержания классного часа.
• Организационное оформление.
• Планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.
У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап. Подготовка классного часа может строиться по плану:
• Определение темы разговора с учащимися;
• Формулировка целей и задач классного часа;
• Подбор необходимого материала и оборудования;
• Создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися;
• Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.
Каждый классный час неповторим и не всегда, целесообразно придерживаться определённой структуры. Всё зависит от содержания и формы проведения классного часа.
Однако традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключительную. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.
Значительная методическая сложность классного часа заключается в том, что непринуждённость, непосредственность должны сочетаться с жёсткими правилами поведения, чётким порядком, уважительной тишиной и абсолютным вниманием учащихся. Иначе непринуждённость перерастёт в разболтанность, свобода в недисциплинированность, а непосредственность в фамильярность.
Традиции в каждом классе конечно должны быть свои. Но не нужно забывать про основу – совокупность поведенческих норм, без соблюдения которых невозможно эффективное проведение классного часа. Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часе:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение заслуживает внимания.
3. Признаём право каждого на любой вопрос.
4. У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают.
5. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Темы, содержание классных часов классный руководитель может определить тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). Формы классного часа могут быть самыми разными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приёмы:
• рассказ,
• чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением,
• обзоры периодических изданий,
• лекции специалистов,
• анкетирование и анализ результатов,
• беседы «за круглым столом»,
• обсуждение конкретных событий,
• знакомство с произведениями искусства,
• элементы творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют),
• работа по творческим группам,
Наиболее распространённая форма классного часа – этическая беседа. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, статьи из газет и т. п. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов. Основные этапы проведения этических бесед:
— сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни,
— объяснение приведённых фактов и их анализ при активном участии школьников,
— обсуждение конфликтных ситуаций,
— обобщение фактов,
— мотивация и формирование нравственного правила,
— применение усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
Одним из способов быстрого генерирования идей является «мозговая атака». Этот вид деятельности может быть использован для решения конкретной проблемы в классе. Правила проведения мозговой атаки могут быть следующими:
1. Учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся.
2. Если какое-либо предложение ученика высказано неясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли.
3. Никого не заставляйте насильно высказывать своё мнение.
4. Объясните, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.
5. «Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны.
В заключении рассмотрите все предложения учащихся, предложите их прокомментировать и оценить.
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:
• «Звёздный час»,
• «Что? Где? Когда?»,
• «Слабое звено»,
• «Счастливый случай»,
• «Поле чудес» и др.
Некоторые советы по организации классного часа:
• Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.
• Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
• В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных вопросах, размышлять вместе с детьми и помогать им найти правильное решение нравственной проблемы.
• Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сенсаций и назидательности.
Классный час, или лучше его назвать час общения, играет большую роль в жизни обучающихся, если он интересно задуман и удачно проведён.
Организация и проведение классного собрания
Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).
Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа — обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.
Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.
Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание:
-
распределяет поручения;
-
избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
-
слушает доклады учеников о выполнении поручений
В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.
В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.
Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.
Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)
Главным назначением нравственного классного часа является:
-
нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
-
изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
-
критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников
-
развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Вариант тематики нравственных классных часов
5-й класс
1. «Кто я? Какой я? — игра».
2. «Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.
3. «Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.
4. «Архив 5 класса — праздничное представление, посвященное
итогам совместного общения за год
6-й класс
1. Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов учащихся.
2. Я — дома, я — в школе, я — среди друзей — интерактивная игра.
3. Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.
4. Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.
7-й класс
1. «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.
2. «Скажи, кто твой друг и…» — интерактивная игра.
3. «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности — беседа.
8-й класс
1. Умею ли я любить? — аукцион мнений.
2. Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.
3. Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? — дискуссия.
4. Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.
9-й класс
1. «Я имею право на…» — разговор на заданную тему.
2. Всему начало — любовь… — праздник.
3. Счастливый билет моей судьбы — нравственный экзамен.
4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни — дискуссия
10-й класс
1. А если не получилось?.. Что дальше? — диспут.
2. Я среди людей, люди вокруг меня — деловая игра.
3. Чувство взрослости. Что это такое? — этическая беседа.
4. Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.
11-й класс
1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе — классное собрание — разговор.
2. Есть только миг между прошлым и будущим… — дебаты.
3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? — презентация.
4. Моя миссия в мире – конференция
Организация и проведение психологических игр и тренингов
Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.
«Комплимент»
Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.
«Сравнение»
Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «нового русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.
«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».
«Знакомство»
Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.
«Всеобщее внимание»
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.
«За что нам нравятся люди»
Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь.
«Рассмешить партнера»
Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора.
Организация и проведение тематического классного часа
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Примерная тематика классных часов
5-й класс
-
Мир моих интересов
-
Памятные даты моей семьи
-
Обычаи и традиции народов мира
-
Кем быть и каким быть?
6-и класс
-
Мир моих способностей
-
Памятные даты моей страны
-
Обычаи и традиции моей страны
-
Профессии милосердия и добра
7-й класс
-
Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития
-
Люди, на которых хотелось бы быть похожим
-
Компьютер в жизни человека
-
Азбука вежливости.
8-й класс
-
Портрет друга, которого я хотел бы иметь
-
Герб моей семьи. Каким он может быть?
-
О вкусах не спорят?
-
Профессионал. Кто он?
9-й класс
-
Простые истории человеческой дружбы
-
Улицы, от названия которых становится теплей
-
Мои профессиональные приоритеты
-
Как научиться говорить «нет»
10-й класс
-
Как бороться с плохими привычками
-
Моя страна на карте мира
-
Я имею право, я обязан…
-
Дом, в котором я живу…
11-й класс
-
Любовь в жизни человека
-
Вступая во взрослую жизнь…
-
Моя миссия в мире
-
Все работы хороши, выбирай на вкус.
Организация и проведение информационного классного часа
Главное назначение информационного часа — формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.
Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.
Правила подготовки информационного часа:
-
Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной
-
Информационный час должен быть мобильным
-
Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе
-
Информация в обзоре должна быть беспристрастной
-
Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)
Основные формы работы во время информационного часа:
газетные сообщения;
пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;
работа с политической картой мира и глобусом;
комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
просмотр и обсуждение телематериалов.
Формы проведения информационных часов:
викторина (обзорная и тематическая);
информационный ринг;
конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
пресс — конференция;
встречи с интересными людьми;
праздники газеты и журнала;
вечера вопросов и ответов;
дискуссии;
путешествие во времени (история создания газет и журналов);
рекламная акция.
Примерная тематика информационных часов в школе
5-й класс
По страницам и континентам.
Главные события страны и мира за неделю.
Газеты и журналы моей семьи.
Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.
Это интересно, это полезно; это необходимо.
Как читать газету.
6-й класс
История первой газеты и первого журнала.
Профессия — журналист.
Это интересно знать
Время, события, люди.
Горячие точки планеты Земля.
У карты мира.
Профессия — репортер.
7-й класс
Ведущие газеты страны и мира
Крупным шрифтом о главном
Главные темы первой полосы
Газетная лексика
Быть газетчиком опасно?!
8-й класс
Газетная сатира.
Журналисты в истории моей страны.
Планета за одну неделю.
Мир глазами журналистов ведущих газет.
Что мы знаем о создании газетного номера.
Как работать со статьей и журнальной публикацией.
9-й класс
Любимые журналисты о своей профессии.
Достоверная информация в достоверных фактах.
С трибуны главного редактора.
Достоверность и лживость газетных фактов.
Главные события прошедшей недели.
Политический олимп: имена и характеры.
10-й класс
Газетная полемика: методы и результат.
История событий в мире в газетных материалах.
Какой быть сегодняшней газете?
По следам газетных выступлений.
Самые значимые газетные рубрики.
Кто создает имидж газеты?
11-й класс
Роль газеты в моей жизни.
Политическая лексика. Чем она изобилует?
Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.
Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)
Интересное и важное газетной полосы.
Нравственные проблемы на страницах газет.
Организация и проведение читательской конференции
Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем.
Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно – исследовательские или научно — практические конференции.
Основная цель читательских конференций — развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.
Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.
Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов.
Планирование читательской конференции.
-
Побеседовать с учителями-предметниками, преподающими в классе родной язык и иностранный язык. Беседа с ними поможет классному руководителю определить литературные произведения и авторов, с творчеством которых можно связать тему будущей читательской конференции.
-
Провести анкетирование учащихся, которое позволит определить литературные пристрастия учащихся:
Методика подготовки к читательской конференции:
-
Определение темы читательской конференций.
-
Согласование сроков проведения читательской конференции с будущими участниками конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем)
-
Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.
-
Определение проблем, связанных с содержанием художественного произведения или творчеством писателя.
-
Просмотр спектаклей, выставок, фильмов, музеев, имеющих отношение к теме конференции.
-
Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции.
-
Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией.
-
Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся.
-
Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции.
-
Обсуждение результатов конференции и участия всех учащихся в ее проведении.
Возможные темы читательских конференций
Смешное и грустное в произведениях Э. Успенского, С.Я. Маршака, А. Барто.
Какие они, сегодняшние молодые?
Великие музы великих людей.
Детские сказки в моей взрослой жизни.
Поэтом нужно родиться или им можно стать? (С. Черный, В. Высоцкий, Ю. Визбор).
Деньги в жизни человека и их влияние на его судьбу
Книги детства моих родителей и моего детства.
Формы проведения читательских конференций.
турнир литературных героев,
театр миниатюр,
литературный ринг,
литературная гостиная писателя,
праздник встречи с любимой книгой,
литературная встреча.
Организация и проведение викторины
Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.
Правила проведения викторин:
Тема викторины должна быть актуальной.
Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.
Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.
В викторинах всегда должны быть победители.
Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.
Викторины могут быть тематическими или обзорными.
Популярные темы викторин:
История государств и народов.
Дальние уголки земного шара.
Необыкновенные истории обыкновенных вещей.
Праздники, которые всегда с нами.
Природные катаклизмы.
Сказочные герои и их авторы.
Государства и их правители.
Музыкальные инструменты. О чем они могут рассказать.
Растительный и животный мир земного шара.
Великие полководцы и знаменитые солдаты.
Фильмы и их герои.
Знаменитые фразы знаменитых людей.
Великие первооткрыватели, их открытия.
Медицина и здоровье.
Обычаи и традиции народов мира.
Птицы, рыбы, звери…
Предметы, без которых нельзя жить.
Экзотические растения и цветы.
Знаки зодиака и гороскопы.
Автомобили, их создатели и владельцы.
Реки, озера, моря и океаны.
Физика вокруг нас.
Химия нашей жизни.
История войн и побед.
Картины и художники
Развитие интеллектуальных способностей учащихся
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
-интеллектуальные марафоны;
-дни интеллектуального творчества;
-защита интеллектуальных проектов;
-экскурсии в ВУЗы, НИИ и исследовательские лаборатории;
-встречи с учеными, изобретателями;
-интеллектуальные ринги и викторины;
-заседание клубов интеллектуалов;
-интеллектуальные олимпийские игры;
-школа интеллектуального развития.
Тематика часов по развитию интеллектуальных умений учащихся
5 класс
В.И.Даль и его толковый словарь.
Я и мои способности.
Мир энциклопедий.
6 класс
Мои сильные и слабые стороны.
Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и
видеть.
Мои «почему?» и ответы на них.
7 класс
Глубинные тайны человеческого познания.
Внимание и внимательность. Слова одного корня?
Как научиться управлять собой.
8 класс
Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?
Тренировка памяти — залог будущего успеха.
9 класс
Человек и творчество. Веление творения человечества.
Разговор с самим собой по душам.
День творческого представления в школе.
10 класс
Как научиться властвовать собой?
Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
11 класс
Пока я мыслю, я вижу.
Юмор в жизни человека.
И на Марсе будут яблони цвести.
Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:
просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,
тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
нравственные классные часы; интерактивные игры;
пресс-конференции, брифинги по данной теме.
Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек:
Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
Мероприятия такого рода должны быть очень искренни ми и максимально откровенными со стороны взрослого.
Форма общения — не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.
Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.
Традиционные мероприятия в коллективе класса
«Праздник рождения класса» (Каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого).
Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир»
Традиция встреч с родителями под названием «Глаза в глаза».
Праздник благодарения — праздник восславления мужчины и женщины, человеческих качеств
Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, кто болеет, у кого в жизни наступили трудные дни;
Традиция помогать больным и пожилым, немощным людям. Концерты, сбор подарков, поздравления — это неполный перечень того, что могут сделать учащиеся;
Традиция помощи первому учителю в работе с малышами: подготовка сценариев, организация праздников, игровых программ;
Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны;
Традиция встречи летних каникул, праздник совместного веселья и планов на будущее.
«Организация и проведение классным руководителем классных часов и внеклассных мероприятий».
Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в ходе общения с людьми, в процессе совместной с ними деятельности, поэтому классному руководителю нужно уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей.
Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Для успешного проведения мероприятия нужно:
-
Знать существующие формы;
-
Уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
-
Владеть методикой организации мероприятия;
-
Уметь дать оценку полученному результату
Час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
1.Интеллектуально-познавательный классный час
Цели :
-
Развивать познавательный интерес учащихся
-
Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию
2.Тематический классный час
Цели:
1.Развивать кругозор учащихся
2.Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей
3.Информационный классный час
Цели:
1.Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, города
2. Применение знаний, полученных на других уроках
3.Формирование своего отношения к происходящему
4.Развитие исследовательских умений
4.Нравственный классный час
Цели:
-
Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
-
Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников, одноклассников
-
Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки)
Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей
В своей работе я применяю различные методы обучения.
Основные интерактивные методы
1. Творческие задания.
2.Работа в малых группах, нестандартная рассадка учащихся.
Обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.
3. Обучающие игры.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Взаимодействие с социальными партнёрами
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
5.2. Фильмы, спектакли, выставки, представления, сказки
Большой эффект имеют классные часы с использованием наглядного материала, презентаций. Применяя ИКТ, я как, классный руководитель могу готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, внеклассного мероприятия. Информационные технологии позволяют мне разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих учащихся, и именно этот ресурс я использую для активизации воспитательной работы в новых условиях.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решать следующие задачи:
-
обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
-
формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
-
развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
-
содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, их творческих способностей;
-
формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Разумеется, решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.
Тематика классных часов:
-
Мир моих интересов
-
Памятные даты моей семьи
-
Обычаи и традиции народов мира
-
Азбука вежливости
-
Сказочные герои и их авторы.
-
Если хочешь быть здоров
-
Экология и человек
-
Мои права и обязанности
-
ЗОЖ
-
Этот праздник со слезами на глазах и др.
Экскурсия, как форма внеклассной работы.
При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вида:
1. К историческим и памятным местам.
2. Историко-краеведческие.
3. Природоведческие.
Экскурсии к историческим и памятным местам дают возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии, в отличии от урока, объектом познания и воспитания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Так же экскурсии являются одним из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению их здоровья.
В заключение экскурсий впечатления детей обобщаются. Ребята пишут сочинения, делают фотоотчеты.
Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями. Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.
Вот небольшой фотоотчёт наших мероприятий.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
Учительская профессия – это человековедение,
постоянное никогда не прекращающееся
проникновение в сложный духовный мир человека.
Замечательная черта – постоянно открывать
в человеке новое, изумляться новому,
Видеть человека в процессе его становления –
один из тех корней, которые питают
призвание к педагогическому труду.
В.А. Сухомлинский
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается коллектив в это время – решают ученики и классный руководитель. Однако в настоящее время классный руководитель не обязан проводить классные часы, поэтому возникает вопрос, нужно ли их проводить. Если классный час проводится для «галочки», то полезней будет сэкономить время — свое и учеников. Если же классный руководитель подходит к организации классного часа неформально, то начинать следует с определения целей такой формы воспитательной работы.
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками. Возможны совершенно различные виды классных часов. Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа (час классного руководителя), экскурсии или тематической лекции. Такие мероприятия планируются классным руководителем и учащимися. Но также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по теми или иным причинам. Час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Функции классного часа:
Просветительская. Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая. Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Направляющая. Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая. Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидны. Классный час, или лучше его называть час общения, играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Преимущество первое.
В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией.
Первое:
В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией
Второе:
Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят.
Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
Третье:
Классный руководитель с помощью классного часа создает определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы.
Четвертое:
Классный руководитель с помощью классного часа создает определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы.
СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА
- Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.
- В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
- Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т. д.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.