10. Исправьте ошибки в построении предложений:
Они шли быстро и разговаривая на ходу.
Художник восхищается и любит природу.
Редактируя текст, студенту было интересно работать.
Это был настоящий подвиг русского солдата, верному долгу и Отчизне.
Примерно пятая часть обманутых физических лиц рискуют остаться без жилья и без денег.
Основную часть финансирования произведенных работ, выполненных подрядным способом, было осуществлено также Муниципальным образованием г. Зеленогорска.
Последний пример доказывает о том, что приобретение автомобиля – слишком ответственное дело, чтобы доверять его случайным людям.
Изучив правило, всем понятно, как делать упражнения.
Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь.
Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет.
Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.
Двое студентов пропустило лекцию без уважительной причины.
Молодой человек был хорошо воспитан, начитан, немного застенчив и неулыбчивый.
Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен.
Глядя на картину, становится хорошее настроение.
Встречая князя Андрея, сердце Наташи начинало сильнее биться.
Сосна – полезная и в то же время красивое дерево.
Он увидел молодую девушку, пришедшую за водой и которая поразила его красотой.
Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.
На другой день приходит сосед и все рассказал отцу.
Колхоз был построен под руководством Давыдова, который затем превратился в крупное хозяйство.
Метель не утихала несколько дней, начавшаяся совершенно неожиданно.
Новиков отлично защитил диплом, окончив университет.
Глядя на картину, становится хорошее настроение.
Подъехав к станции, собаки встретили нас лаем.
Вариант 14
Часть 1
Ответами
к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или
последовательность
слов, чисел.
Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК
ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или
цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте
текст и выполните задания 1–3.
(1)Великий
Пьер Ферма сформулировал свою знаменитую теорему на полях «Арифметики» древнегреческого
математика Диофанта, причем не привел для нее никакого доказательства,
ограничившись намеком, что оно есть, «но поля книги слишком узки для него».
(2)Доказательство же этой теоремы было представлено научному сообществу
англичанином Эндрю Уайлсом лишь в 1994 году, через 357 лет после того, как
появилась формулировка. (3)Все эти годы
утверждение
Ферма следовало считать не более чем гипотезой, …… тезис становится теоремой
лишь тогда, когда существует его доказательство.
1.В каком из приведённых
ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ
информация,
содержащаяся в тексте? Напишите номера этих предложений.
1) Английский
математик Эндрю Уайлс доказал теорему Ферма после прочтения «Арифметики»
выдающегося древнегреческого математика Диофанта, на полях которой Пьер Ферма
когда-то сформулировал свою теорему.
2) Строго
говоря, теорема Ферма до недавнего времени являлась лишь гипотезой, так как
сам Пьер Ферма, сформулировав утверждение, не привел его доказательства, а
решение поставленной им задачи было найдено сравнительно недавно.
3) 357 лет
теорема Ферма была лишь гипотезой, а стала теоремой в 1994 году, будучи
доказанной англичанином Эндрю Уайлсом
4) Теорема
Ферма, впервые сформулированная еще в 17 веке, была наконец доказана
английским математиком Эндрю Уайлсом в 1994 году.
5) Теоремой
можно назвать только то утверждение, для которого
существует
доказательство, и именно по этой причине теорему
Ферма следует
на данный момент считать лишь гипотезой.
2. Какое из приведённых
ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска во
третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
однако
это
потому что
хотя
наверное
Ответ:
___________________________.
6. В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
трое друзей
военные
госпиталя
пара носков
более точно
наилучший результат
Ответ:
___________________________.
7. Установите соответствие
между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) «Игорь Б) Колхоз был В)Те, кто Г) Не все Д) Он |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ 1)ошибки в 2) 3) 4) ошибка в 5) 6) 7) |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8. Определите слово, в
котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
те..ретики
оз…рение
выт…рся
соч…тание
к..талог
Ответ:____________________
14. Укажите все цифры, на
месте которых пишется НН.
Рабочие, которые были специально
обуче(1)ы выписа(2)ым из Англии инженером, должны были круглосуточно следить за
состоянием стекля(3)ой оранжереи.
Ответ: ___________________________.
15. Расставьте знаки
препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ
запятую.
1) За этот день мы успели посетить
не только Ливадийский дворец но и в знаменитую «Поляну сказок».
2) А солдат ест себе горелую кашу
да хозяев похваливает.
3) Седого старика окружила толпа
веселых и шумных ребятишек и стала просить его показать еще несколько
фокусов.
4) Я попросил дядю Сашу не
обижать моего брата или вовсе не
приходить к нам в гости.
5) Сергей после соревнований как
заснул вечером так и проспал почти сутки.
Ответ:
___________________________.
16. Расставьте знаки
препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые.
Сконфуженный (1) он замолчал (2)
и (3) пытаясь скрыть замешательство (4) начал перебирать какие-то бумаги на столе.
1) 1, Ответ:
___________________________.
17. Расставьте знаки
препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять
запятые.
Последние четыре месяца наше конструкторское
бюро разрабатывает проект легкого танка, который (1) может быть (2)
использован при проведении военных операций в городе и (3) без сомнения (4)
необходим нашей армии. Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки
препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять
запятые.
Документ (1) на первой странице
(2) которого (3) красовалось огромное пятно от кофе (4) Михаил скомкал и
выкинул в мусорное ведро.
Ответ:
___________________________.
19. Расставьте знаки препинания:
укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять
запятые.
В донесении командира говорилось
о том (1) что (2) если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней
(3) то в ней ни одного здорового солдата не останется (4) потому что хлеба и
лекарств осталось только на трое суток.
Ответ:
___________________________.
(33)И вдруг я увидел в чистой
воде отражение летающей стрекозы: мы не
могли заметить её на фоне
темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли –
остается светлой, даже когда
стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
– (35)Летает, летает! –
воскликнул я так решительно, так радостно, что
больной сразу открыл глаза.
(36)И я ему показал это
отражение. (37)И он улыбнулся.
(38)Я не буду описывать, как
спасли этого раненого, его спасли доктора.
(39)Но я крепко верю: им,
докторам, помогла красота ручья и мои
решительные и взволнованные слова
о том, что голубая стрекоза летает над
заводью.
(По М.М. Пришвину*)
*Михаил Михайлович
Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель,
автор произведений о
природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
20.Какое утверждение
соответствует содержанию текста?
1) Раненый юноша, по мнению военных
врачей, не имел никаких шансов выжить.
2) Вследствие потери сил, раненый,
перенесенный на берег ручья, через некоторое время перестал различать
окружающее.
3) Рассказчик, не желая огорчать
раненого юношу, сознательно солгал ему, чтобы тот не пал духом.
4) По мнению рассказчика, его
действия помогли врачам спасти жизнь умиравшему человеку.Ответ:_________________________________
21.Какие из утверждений
являются ошибочным? Выпишите цифры.
1) Предложения 11–13 текста
содержат описательный фрагмент.
2) В предложениях 8–10
представлено повествование.
3) Предложение 31 содержит противопоставление
по отношению к суждениям, высказанным в предложениях 29 и 30 текста.
4) В предложениях 33–35
представлено рассуждение.
5) В предложениях 28–30
представлено повествование.
Ответ:_______________
22.Какие слова используются
в тексте в переносном значении? Выпишите цифры
1) раненых (предложение 2)
2) блестящими (предложение 6)
3) удалился (предложение 10)
4) чистого (предложение 12)
5) потерял (предложение
29) Ответ:_____________________
23.Среди предложений 32–37
найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и
указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
___________________________.
3. Прочитайте фрагмент
словарной статьи, в которой приводятся значения словаСООБЩЕСТВО. Определите
значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.
Выпишите цифру, соответствующую этому значениюв приведённом фрагменте
словарной статьи.
1) Объединение народов,
государств, имеющих общие интересы, цели. Дружное с. Международное с.
Мировое с. (страны всего мира). Люди всегда жили не в одиночку, а
сообществом.
2) Постоянное или временное
соединение животных или растительных организмов. Особи одного вида в
большинстве случаев собираются в сообщества. Муравьиное с.
3) Общество, организация,
объединяющая людей с одинаковыми интересами, целями. Экономическое с. С.
писателей.
Ответ:
___________________________.
4. В одном из приведённых
ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
каталОг
красИвее
дозировАть
вы прАвы
тОрты
Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых
ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное
слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Большинство
людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в
БУДНИЧНОЙ обиходной речи.
В их тёмной,
сумрачной гущине блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
От знакомства
я, конечно, УКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с
первого же разу.
ДВОЙНЫЕ
звёзды — весьма распространённые объекты.
ПАМЯТНЫЙ собеседник
напомнил все прегрешения юноши.
Ответ:
___________________________.
9. Определите ряд, в
котором в обоих словах в приставке (корне) пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр…сутствовать,
пр…сечь
под…ем,
интер…ер
в …дании
театра, не…доровый вид
под…рваться,
поз…быть
пр..образ,
пр..бабушка
Ответ:
___________________________.
10. Выпишите слово, в котором
на месте пропуска пишется буква И.
завистл…вый
эмал…вый
неопису..мый
плеч…вой
никел..вый
Ответ:
___________________________.
11. Выпишите слово, в
котором на месте пропуска пишется буква И.
скле…нная (чашка)
беспоко…вшийся
(о близких)
раска…вшийся (грешник)
се…шь (рожь)
омыва..мый
(морем)
Ответ:
___________________________.
12. Определите предложение,
в котором НЕ (НИ) со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите
это слово.
Казалось,
(ни) что не могло поколебать его уверенность.
Станиславу
Ивановичу (не) где было разместить жильца.
За дверью
раздался (не) громкий шепот.
Вы
используете идеологические, но отнюдь (не) научные аргументы.
(Не)доделанная
работа осталась лежать на столе.
Ответ:
___________________________.
13. Определите предложения,
в которых оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите
эти слова.
ЧТО(БЫ) не
промокнуть, я взял на улицу зонт, а ТАК(ЖЕ) надел дождевик.
Дожди шли
неделю, и (В) РЕЗУЛЬТАТЕ дорогу (НА)СТОЛЬКО размыло, что попасть на станцию
стало невозможным.
В(ПОСЛЕДСТВИИ)
мы стали разбивать лагерь (В) ДАЛИ от берега.
(ПО) ТОМУ
мосту вы перейдете через реку и (НА) ПРОТИВ старого завода увидите наш дом.
ЧТО(ЖЕ) мне
нужно сделать, ЧТО(БЫ) я мог рассчитывать на вашу благосклонность?
Ответ:
___________________________.
Прочитайте текст и
выполните задания 20 – 25.
(1)В первую
мировую войну, в 1914 году, я поехал военным
корреспондентом
на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал
раненых, и
один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»
(3)Я побежал
за водой.
(4)Но он не
пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»
(5)С
изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти
мальчик, с
блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые
отражали
трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у
него нет и
что врачи будут бессильны.
(8)Я объяснил
санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще
жив. (9)Мы
взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар
удалился, а я
не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком
на берегу
лесного ручья.
(11)В косых
лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.
(12)Над заводью,
на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А
чуть ближе к
нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на
камушках,
пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый
слушал,
закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались,
выражая
сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской
улыбкой, и
открылись глаза.
– (16)Спасибо
вам, так красиво! – прошептал он.
(17)Увидев
голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся,
ещё раз
сказал спасибо и снова закрыл глаза.
(18)Прошло
сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять
зашевелились,
возникла новая борьба, и я услышал:
– (19)А что,
она ещё летает?
(20)Голубая
стрекоза ещё кружилась.
– (21)Летает,
ещё как! – ответил я.
(22)Он опять
улыбнулся и впал в забытьё.
(23)Между тем
мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел
далеко и
забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает:
– (25)Всё ещё
летает?
– (26)Летает,
– сказал я машинально, не глядя, не думая.
– (27)Почему
же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая
глаза.
(28)Я
испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед
смертью вдруг
потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.
(30)Не так ли
и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала
стрекоза, и
ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза
его опять
закрылись.
24.Стиль прозы М. М.
Пришвина одновременно и четок, и изыскан. В его произведениях кристальная
ясность, порой даже безыскусность повествования сочетается с удивительным
умением подобрать и представить читателю художественную деталь. Важную роль в
этом играет использование такого приема, как __________ (А) (см. предложения
30–31 и 33–34), а также такого синтаксического средства художественной выразительности,
как использование __________ (Б) (предложения 21, 25, 26). В лексике текста
особенности стиля проявились в употреблении __________ (В) («трепетные губы»
в предложении 6, «губы, бескровные и сухие» в предложении 14), а также часто
используемых __________ (Г) (предложения 2,3,4).
Список
терминов:
1)
сравнительный(-ые) оборот(-ы)
2) эпитет(-ы)
3) анафора
4)
лексический(-е) повтор(-ы) и повтор(-ы) однокоренных слов
5)
неполное(-ые) предложение(-я)
6)
восклицательное(-ые) предложение(-я)
7) гипербола(-ы)
антитеза(-ы)
9)
парцелляция
25.Напишите сочинение по
прочитанному тексту.
Сформулируйте
и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте
чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного
текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую
очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные
наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём
сочинения –не менее 150 слов.
Работа,
написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая
работа оценивается нулём баллов.
Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
№
задания
Ответ
1.
2
2.
Потому
что
3.
3
4.
Дозировать
5.
Памятливый
6.
Госпитали
7.
7,1,1,3,6
8.
Теоретики
9.
Здании,
нездоровый
10.
Завистливый
11.
Беспокоившийся
12.
Научные
13.
Чтобы,
также; впоследствии, вдали
14.
2,3
15
1,5
16
1,3,4
17
3,4
18
1,4
19
1,3,4
20
4
21
4,5
22
Блестящими,
потерял
23
34
24
8,5,2,4
Вариант 14
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или
последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Великий Пьер Ферма сформулировал свою знаменитую теорему на полях «Арифметики» древнегреческого математика Диофанта, причем не привел для нее никакого доказательства, ограничившись намеком, что оно есть, «но поля книги слишком узки для него». (2)Доказательство же этой теоремы было представлено научному сообществу англичанином Эндрю Уайлсом лишь в 1994 году, через 357 лет после того, как появилась формулировка. (3)Все эти годы
утверждение Ферма следовало считать не более чем гипотезой, …… тезис становится теоремой лишь тогда, когда существует его доказательство.
1.В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте? Напишите номера этих предложений.
1) Английский математик Эндрю Уайлс доказал теорему Ферма после прочтения «Арифметики» выдающегося древнегреческого математика Диофанта, на полях которой Пьер Ферма когда-то сформулировал свою теорему.
2) Строго говоря, теорема Ферма до недавнего времени являлась лишь гипотезой, так как сам Пьер Ферма, сформулировав утверждение, не привел его доказательства, а решение поставленной им задачи было найдено сравнительно недавно.
3) 357 лет теорема Ферма была лишь гипотезой, а стала теоремой в 1994 году, будучи доказанной англичанином Эндрю Уайлсом
4) Теорема Ферма, впервые сформулированная еще в 17 веке, была наконец доказана английским математиком Эндрю Уайлсом в 1994 году.
5) Теоремой можно назвать только то утверждение, для которого
существует доказательство, и именно по этой причине теорему
Ферма следует на данный момент считать лишь гипотезой.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска во третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
однако
это
потому что
хотя
наверное
Ответ: ___________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
трое друзей
военные госпиталя
пара носков
более точно
наилучший результат
Ответ: ___________________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) «Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона» Б) Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство В)Те, кто умеют играть на скрипке, обладают обычно тонким слухом. Г) Не все главы поэмы «Мертвых душ» Гоголь включил в окончательную редакцию произведения. Д) Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1)ошибки в построении сложного предложения 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
те..ретики
оз…рение
выт…рся
соч…тание
к..талог
Ответ:____________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Рабочие, которые были специально обуче(1)ы выписа(2)ым из Англии инженером, должны были круглосуточно следить за состоянием стекля(3)ой оранжереи.
Ответ: ___________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) За этот день мы успели посетить не только Ливадийский дворец но и в знаменитую «Поляну сказок».
2) А солдат ест себе горелую кашу да хозяев похваливает.
3) Седого старика окружила толпа веселых и шумных ребятишек и стала просить его показать еще несколько фокусов.
4) Я попросил дядю Сашу не обижать моего брата или вовсе не
приходить к нам в гости.
5) Сергей после соревнований как заснул вечером так и проспал почти сутки.
Ответ: ___________________________.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сконфуженный (1) он замолчал (2) и (3) пытаясь скрыть замешательство (4) начал перебирать какие-то бумаги на столе.
1) 1, Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Последние четыре месяца наше конструкторское бюро разрабатывает проект легкого танка, который (1) может быть (2) использован при проведении военных операций в городе и (3) без сомнения (4) необходим нашей армии. Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Документ (1) на первой странице (2) которого (3) красовалось огромное пятно от кофе (4) Михаил скомкал и выкинул в мусорное ведро.
Ответ: ___________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств осталось только на трое суток.
Ответ: ___________________________.
(33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не
могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли –
остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
– (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что
больной сразу открыл глаза.
(36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся.
(38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора.
(39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои
решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над
заводью.
(По М.М. Пришвину*)
*Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель,
автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
20.Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) Раненый юноша, по мнению военных врачей, не имел никаких шансов выжить.
2) Вследствие потери сил, раненый, перенесенный на берег ручья, через некоторое время перестал различать окружающее.
3) Рассказчик, не желая огорчать раненого юношу, сознательно солгал ему, чтобы тот не пал духом.
4) По мнению рассказчика, его действия помогли врачам спасти жизнь умиравшему человеку.Ответ:_________________________________
21.Какие из утверждений являются ошибочным? Выпишите цифры.
1) Предложения 11–13 текста содержат описательный фрагмент.
2) В предложениях 8–10 представлено повествование.
3) Предложение 31 содержит противопоставление по отношению к суждениям, высказанным в предложениях 29 и 30 текста.
4) В предложениях 33–35 представлено рассуждение.
5) В предложениях 28–30 представлено повествование.
Ответ:_______________
22.Какие слова используются в тексте в переносном значении? Выпишите цифры
1) раненых (предложение 2)
2) блестящими (предложение 6)
3) удалился (предложение 10)
4) чистого (предложение 12)
5) потерял (предложение 29) Ответ:_____________________
23.Среди предложений 32–37 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения словаСООБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значениюв приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Объединение народов, государств, имеющих общие интересы, цели. Дружное с. Международное с. Мировое с. (страны всего мира). Люди всегда жили не в одиночку, а сообществом.
2) Постоянное или временное соединение животных или растительных организмов. Особи одного вида в большинстве случаев собираются в сообщества. Муравьиное с.
3) Общество, организация, объединяющая людей с одинаковыми интересами, целями. Экономическое с. С. писателей.
Ответ: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
каталОг
красИвее
дозировАть
вы прАвы
тОрты
Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.
В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
ДВОЙНЫЕ звёзды — весьма распространённые объекты.
ПАМЯТНЫЙ собеседник напомнил все прегрешения юноши.
Ответ: ___________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке (корне) пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр…сутствовать, пр…сечь
под…ем, интер…ер
в …дании театра, не…доровый вид
под…рваться, поз…быть
пр..образ, пр..бабушка
Ответ: ___________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
завистл…вый
эмал…вый
неопису..мый
плеч…вой
никел..вый
Ответ: ___________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
скле…нная (чашка)
беспоко…вшийся (о близких)
раска…вшийся (грешник)
се…шь (рожь)
омыва..мый (морем)
Ответ: ___________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Казалось, (ни) что не могло поколебать его уверенность.
Станиславу Ивановичу (не) где было разместить жильца.
За дверью раздался (не) громкий шепот.
Вы используете идеологические, но отнюдь (не) научные аргументы.
(Не)доделанная работа осталась лежать на столе.
Ответ: ___________________________.
13. Определите предложения, в которых оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова.
ЧТО(БЫ) не промокнуть, я взял на улицу зонт, а ТАК(ЖЕ) надел дождевик.
Дожди шли неделю, и (В) РЕЗУЛЬТАТЕ дорогу (НА)СТОЛЬКО размыло, что попасть на станцию стало невозможным.
В(ПОСЛЕДСТВИИ) мы стали разбивать лагерь (В) ДАЛИ от берега.
(ПО) ТОМУ мосту вы перейдете через реку и (НА) ПРОТИВ старого завода увидите наш дом.
ЧТО(ЖЕ) мне нужно сделать, ЧТО(БЫ) я мог рассчитывать на вашу благосклонность?
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным
корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал
раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»
(3)Я побежал за водой.
(4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»
(5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти
мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые
отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у
него нет и что врачи будут бессильны.
(8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще
жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар
удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком
на берегу лесного ручья.
(11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.
(12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А
чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на
камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый
слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались,
выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской
улыбкой, и открылись глаза.
– (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.
(17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся,
ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
(18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять
зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– (19)А что, она ещё летает?
(20)Голубая стрекоза ещё кружилась.
– (21)Летает, ещё как! – ответил я.
(22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё.
(23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел
далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает:
– (25)Всё ещё летает?
– (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.
– (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая
глаза.
(28)Я испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед
смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.
(30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала
стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза
его опять закрылись.
24.Стиль прозы М. М. Пришвина одновременно и четок, и изыскан. В его произведениях кристальная ясность, порой даже безыскусность повествования сочетается с удивительным умением подобрать и представить читателю художественную деталь. Важную роль в этом играет использование такого приема, как __________ (А) (см. предложения 30–31 и 33–34), а также такого синтаксического средства художественной выразительности, как использование __________ (Б) (предложения 21, 25, 26). В лексике текста особенности стиля проявились в употреблении __________ (В) («трепетные губы» в предложении 6, «губы, бескровные и сухие» в предложении 14), а также часто используемых __________ (Г) (предложения 2,3,4).
Список терминов:
1) сравнительный(-ые) оборот(-ы)
2) эпитет(-ы)
3) анафора
4) лексический(-е) повтор(-ы) и повтор(-ы) однокоренных слов
5) неполное(-ые) предложение(-я)
6) восклицательное(-ые) предложение(-я)
7) гипербола(-ы)
антитеза(-ы)
9) парцелляция
А |
Б |
В |
Г |
25.Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные
наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения –не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
yondonelou37
Вопрос по русскому языку:
Укажите предложения, содержащие ошибки в построении сложного предложения.
Он сказал о том, что давайте поедем на вокзал и купим билеты.
Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он увидеть ее сегодня.
Большой театр отправил артиста балета на пенсию, где он больше не танцевал.
Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки.
Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
edeyow156
1) Он сказал: «Давайте поедем на вокзал и купим билеты»
2) …и Саша спросил у Кати, может ли он увидеть её сегодня
3) …балета на пенсию — он больше не танцевал
4) которые — лишние.(исправляющие)
5) который — лишний. (преобразующийся)
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
ВИД ОШИБКИ |
ПРИМЕРЫ |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
I. Ошибки в структуре слова |
|
1. в словообразовании |
Непоседка, раздумчивый, благородность. |
2. в формообразовании |
|
а) имени существительного |
С повидлой, облаки, рельса, нет время, местов, носок, чулков |
б) имени прилагательного |
Красивше, более красивее. |
в) местоимения |
Ихний, чегой-то, ихи, около его |
г) глаголов |
Ездиет, ложить, хочут, ждя, махает, ляжь |
II. Ошибки в структуре словосочетания |
|
1. в согласовании |
Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные |
2. в управлении |
Удивляюсь его силой, жажда к славе, мечта к свободе, оплачивать за проезд |
3. неправильный выбор предлога |
Люди всегда мечтали и стремились о новой счастливой |
III. Ошибки в структуре предложения |
|
1. нарушение границ предложения (парцелляция) |
Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. |
2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Торжество счастья захлестнула птицу. |
3. ошибки в построении предложений с однородными членами |
Девушка была румяной, гладко причёсана. |
4. предложения с причастным оборотом |
Деревья создавали тень, покрытые листвой. |
5. предложения с деепричастным оборотом |
На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и упёршись руками в |
6. в построении сложного предложения |
Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в |
7. нарушение правил употребления анафорических слов |
Из окна падает свет и освещает туго заплетённые косички девочки и светлую |
8. неоправданное дублирование подлежащего |
Лопухов и Кирсанов, они типичные демократы-разночинцы. |
9. чрезмерно сложная структура предложения |
Павел стал уходить в город, где были революционеры-интеллигенты, которые |
10. нарушение логико-грамматической связи между частями предложения |
Татьяна не хочет следовать печальному примеру своей матери, которая в |
11. смешение прямой и косвенной речи |
Князь Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом |
12. пропуск необходимого слова |
Олег кое-как прибил доску и побежал в волейбол. |
РЕЧЕВЫЕ |
|
ОШИБКИ (Р) |
|
1. употребление слова в несвойственном ему значении |
Жилин обратно совершил побег. |
2. смешение паронимов |
Я наперерез отказалась. |
3. неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений |
На вратаре майка, напяленная на рубашку. |
4. лексические анахронизмы |
Лиза была домработницей в доме Фамусова. |
5. не снимаемая контекстом многозначность |
Это предложение надо оставить. |
6. несоответствие фразеологического сочетания контексту |
Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены. |
7. смешение видо-временных форм глагола |
Брат сидел за столом и раскрашивает картинки. |
8. неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности |
Земляника напоминает Ревизору, что он у него обедал. Я вынула книгу из сумки и положила её на стол. |
НЕДОЧЁТЫ (р) |
|
I. Неточность речи |
|
1. неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов |
После футбола я пошёл домой с унылой(= понурой) головой, |
2. нарушение лексической сочетаемости |
Пионеры выполнили клятву. |
3. употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее сказанному |
Огромный исполин. Наступил август-месяц. Опустив голову вниз, он Нашим войскам приходилось отступать назад. |
4. нарушение порядка слов в предложении, неудачный порядок слов |
Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову. |
II. Бедность речи учащихся, ограниченность словаря и неразвитость |
|
1. повтор одного и того же слова в рамках небольшого контекста |
Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется… |
2. употребление рядом или близко однокоренных слов |
В рассказе «Муму» рассказывается… В образе Онегина изображён.. |
3. необоснованные повторы одних и тех же аффиксов |
Мечтательность, несобранность, леность Обломова мешали ему найти своё |
4. употребление штампов |
В своей комедии Грибоедов очень остро поставил ряд важнейших |
5. однотипность или слабая распространённость синтаксических конструкций |
Мужчина был одет в ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти |
6. неумение строить контекст, отсутствие связи (логической и |
|
III. Нарушение требования выразительности речи (это обычно связано с тем, |
|
* недочёты в выборе нужных стилистических средств |
|
1. употребление слов иной функционально-стилистической окраски |
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. |
2. неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и конструкций |
Рядом сидит папа одного из малышей. |
* злоупотребление выразительными средствами языка |
|
3. нагромождение эпитетов или неоправданное их употребление |
В доме свекрови Катерина постоянно испытывала тягостное, тоскливое, |
4. неоправданное употребление метафор, сравнений, фразеологизмов и иных |
Раскольников похож на карту: одна половине красная, другая – чёрная. |
5. скопление гласных |
А у Андрея Болконского отношение к свету было совсем иным. |
6. скопление шипящих |
Роман «Мать» — замечательнейшее произведение, изображающее лучших людей |
7. скопление одинаково звучащих частей слов |
Молодогвардейцы много раз распространяли различные листовки. |
НЕДОЧЁТЫ СОДЕРЖАНИЯ
1. Фактические ошибки
Фактические ошибки – нарушения информационной
(смысловой) достоверности и точности излагаемого:
искажение фактов;
отступления от использованных источников, жизненной правды;
несоответствие формулируемых положений и трактовок описываемой реальности.
2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Логические ошибки связаны с погрешностями в логике
изложения.
I. Нарушение чёткого порядка мыслей и частей
работы при внутреннем отсутствии плана:
неуместное и навязчивое повторение одного и того же положения;
дублирование трактовок и выводов;
смещение микротем;
немотивированное соположение различных частей работы;
невнимание учащихся к выделению абзаца;
неумение пользоваться красной строкой для отражения и оформления
логико-композиционного членения конструируемого текста.
II. Логический пропуск:
отсутствие связи между мыслями;
неумелый переход от
одного положения к другому;
необозначенная связь
различных подтем.