Классное руководство.
Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель — это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.
В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Российской Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую литературу.
Классное руководство осуществляется как педагогическая функция, обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене — первичном ученическом коллективе.
В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу однообразных дел, широкого процесса воспитания личности — к обучению.
Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных, распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных, творческих и др.
Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих перед школой.
План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету.
Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования и определенных Законом РФ «Об образовании». Цель его работы с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников.
Задачи классного руководства:
Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания.
Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:
гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя — развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы), обеспечение прав и свобод обучающихся;
коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических работников;
системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех участников воспитательного процесса;
природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных условий его жизнедеятельности.
Основные направления классного руководства:
Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная работа с обучающимися; формирование классного коллектива.
Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в коллективе.
В процессе своей деятельности классный руководитель:
получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников, их успеваемости и поведении;
по мере необходимости обращается за методической и организационно-педагогической помощью к руководству образовательного учреждения, методическим объединениям, работающим в нем;
выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных обучающихся;
по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием обучающихся класса;
систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся;
контролирует ведение дневников;
проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и родительские собрания;
содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы);
при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с ними;
повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования воспитательного процесса;
планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного учреждения для классных руководителей;
ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной группы) в целом;
осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;
работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым проблемам учащихся;
ведет индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями;
осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства, контактных телефонах;
осуществляет организационную поддержку досуга школьников.
Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:
познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;
художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника;
спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;
общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности;
ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;
свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.
Полномочия классного руководителя:
получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
контролировать успеваемость каждого ученика;
координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, «малые педсоветы»;
выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;
оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса, объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание учащимся за допущенные проступки;
входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были исчерпаны все другие меры педагогического воздействия;
вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием;
проводить собрания родителей класса;
приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу;
по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;
определять программы индивидуальной работы с детьми;
по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;
выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку.
Требования к подготовке классного руководителя и общие условия его работы
Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:
знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов; педагогической этике;
знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы;
знание возрастной физиологии, школьной гигиены;
знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации свободного времени школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);
знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики;
знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции о правах ребенка; основ трудового законодательства;
способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю;
организаторские умения и навыки;
коммуникативные способности;
высокая духовная культура.
Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие условия:материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной деятельности;
организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения образования, методической службы;
мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства, использования методов и мер морального и материального поощрения и др.).
Круг обязанностей классного руководителя1. Организация деятельности классного коллектива.
• Ведение журнала.
• Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного.
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой.
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
• Забота о внешнем виде воспитанников.
• Организация питания. 2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.
• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу.
• Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей, работающих в классе, раз в четверть).
• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника.
• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.).
• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция).
3. Организация внеучебной жизни классного коллектива.
• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их коррекция, регулирование взаимоотношений.
• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением.
• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.
• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям деятельность, воспитание доброты и милосердия.
• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через походы.
• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.
• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор, огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц обязательно).
4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.
• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника.
• Организация нравственного воспитания.
• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры.
• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков.
• Привитие санитарно-гигиенических навыков.
5. Работа с родителями.
• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье.
• Индивидуальная работа с родителями.
• Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности классного коллектива.
• Влияние на общение ребят с родителями.
Критерии оценки деятельности классного руководителя.
Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания.
должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать
учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности
и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению
учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель —
это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в
усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе,
создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и
осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.
В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное
руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией
РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Российской
Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства
образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую
литературу.
Классное руководство осуществляется как педагогическая функция,
обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене —
первичном ученическом коллективе.
В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет
содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их
возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной
обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование
воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность
взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое
влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу
однообразных дел, широкого процесса воспитания личности — к обучению.
Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой
деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой
и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых
форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной
ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть
самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и
реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что
классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных,
распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм
работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных,
творческих и др.
Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или
полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по
воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих
перед школой.
План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах
директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей
заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе
директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету.
Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации
обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности,
соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам
государственной политики в области образования и определенных Законом РФ
«Об образовании». Цель его работы с классом состоит в создании
благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в
координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей,
руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на
становление личности его воспитанников.
Задачи классного
руководства:
Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды,
обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности,
вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью
представителей всех социальных институтов воспитания.
Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая
свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:
гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя —
развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы),
обеспечение прав и свобод обучающихся;
коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем
обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических
работников;
системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех
участников воспитательного процесса;
природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом
половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и
целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных
условий его жизнедеятельности.
Основные направления
классного руководства:
Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и
динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив
развития классного коллектива.
Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой
деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного
учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации
обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная
работа с обучающимися; формирование классного коллектива.
Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между
обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего
благоприятного психологического климата в коллективе.
В процессе своей
деятельности классный руководитель:
получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье
воспитанников, их успеваемости и поведении;
по мере необходимости обращается за методической и
организационно-педагогической помощью к руководству образовательного
учреждения, методическим объединениям, работающим в нем;
выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета
образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение
жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных
обучающихся;
по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает
родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий
в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам
несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с
обучением и воспитанием обучающихся класса;
систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся;
контролирует ведение дневников;
проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и
родительские собрания;
содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы);
при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет
диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с
ними;
повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования
воспитательного процесса;
планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с
требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного
учреждения для классных руководителей;
ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических
наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной
группы) в целом;
осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;
работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым
проблемам учащихся;
ведет индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями;
осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства,
контактных телефонах;
осуществляет организационную поддержку досуга школьников.
Классный руководитель
является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:
познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению,
развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных
ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного
труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым
формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству
существования человека;
художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном,
способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и
стимулирующей художественную самодеятельность школьника;
спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу,
выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;
общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к
активному преобразованию действительности;
ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной
причастности к миру во всех его проявлениях;
свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение
освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности
является общение с «другим человеком» как ценностью.
Полномочия классного
руководителя:
получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
контролировать успеваемость каждого ученика;
координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы,
«малые педсоветы»;
выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического
совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;
оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса,
объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в
учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание
учащимся за допущенные проступки;
входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за
отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за
примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы
отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были
исчерпаны все другие меры педагогического воздействия;
вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с
улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием;
проводить собрания родителей класса;
приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу;
по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и
школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и
воспитанием учащихся его класса;
определять программы индивидуальной работы с детьми;
по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы
вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и
воспитательной деятельности;
выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему
переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и
групповых формах методической работы, через систему образования и выездную
стажировку.
Требования к подготовке
классного руководителя и общие условия его работы
Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:
знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной
психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов;
педагогической этике;
знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение
эффективными методами изучения отдельной личности и группы;
знание возрастной физиологии, школьной гигиены;
знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного
воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой
организации свободного времени школьников, коллективной творческой
деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);
знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по
организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив
развития народного образования и педагогической практики;
знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других
государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции
о правах ребенка; основ трудового законодательства;
способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию,
коррекции, самоконтролю;
организаторские умения и навыки;
коммуникативные способности;
высокая духовная культура.
Для реализации
педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие
условия:материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной
деятельности;
организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения
образования, методической службы;
мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного
педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства,
использования методов и мер морального и материального поощрения и др.).
Круг обязанностей
классного руководителя
1. Организация
деятельности классного коллектива.
• Ведение журнала.
• Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с
активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация
каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного.
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой.
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
• Забота о внешнем виде воспитанников.
• Организация питания.
2. Организация учебной
работы классного коллектива и отдельных учащихся.
• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную
ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им
помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу.
• Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование
отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей,
работающих в классе, раз в четверть).
• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу
успеваемости школьника.
• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития
познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки,
факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов,
экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.).
• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед,
рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с
кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция).
3. Организация
внеучебной жизни классного коллектива.
• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их
коррекция, регулирование взаимоотношений.
• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за
порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением.
• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или
всего коллектива класса.
• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям
деятельность, воспитание доброты и милосердия.
• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика,
укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через
походы.
• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.
• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела,
определение целесообразности и целенаправленности при организации и
проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь
то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор,
огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц
обязательно).
4. Изучение личности и
коррекция в воспитании школьников.
• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с
учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для
коррекции личности воспитанника.
• Организация нравственного воспитания.
• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры.
• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых
навыков.
• Привитие санитарно-гигиенических навыков.
5. Работа с родителями.
• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня
открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье.
• Индивидуальная работа с родителями.
• Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной
деятельности классного коллектива.
• Влияние на общение ребят с родителями.
Критерии оценки
деятельности классного руководителя.
Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный
рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня
воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на
идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой
сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и
трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания,
сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного
руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника
идеальной модели, выражающей цели воспитания.
Библиографическое описание:
Шкарин, Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания / Д. Ю. Шкарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 570-573. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14885/ (дата обращения: 24.04.2023).
Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общество, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Что же такое классное руководство? В чем заключается его основная цель? Каковы его особенности, задачи, функции, формы работы, попытаемся разобраться в этом.
«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться», данное высказывание принадлежит великому советскому педагогу-новатору Василию Александровичу Сухомлинскому, которое в полной мере можно отнести к деятельности классного руководителя.
На определение понятию «классный руководитель» существует массу различных точек зрения, рассмотрим некоторые из них.
В педагогическим словаре под редакцией Коджаспирова Г. М., классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.
В пособие Рожкова М. И. «Классному руководителю» приводиться следующие определение: классный руководитель — педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.
И последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидером группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников.
Цель классного руководства — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
В чем же проявляются задачи классного руководителя? В задачи классного руководителя входит девять основных составляющих, среди которых:
1. Формирование и развитие коллектива класса.
2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.
5. Защита прав и интересов обучающихся.
6. Организация системной работы с обучающимися в классе.
7. Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.
8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
9. Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.
А какие же функции выполняет классный руководитель?
Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
— взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
— организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
— организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
— ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
— регулирование межличностных отношений между обучающимися;
— установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
— содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
— оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
— изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
— определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
— контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
— контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
И, конечно, же, стоит отметить самые употребляемые и распространенные формы работы классного руководителя. В соответствии со своими функциями формы работы с обучающимися следующие:
1. Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)
2. Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)
3. Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
— определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
— учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
— обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.
Что касается практической значимости классного руководства, то, на мой взгляд, тут все предельно просто. Исходя из собственного опыта руководства, хоть и не большого, могу сказать следующие: быть классным руководитель очень не просто, но в то же время очень интересно и увлекательно, потому что ты выполняешь сразу множество различных ролей: наставника, родителя, друга, учителя, приятеля, помощника, и т. д. Самым главным, конечно, является — это искренность и любовь к своим воспитанникам, потому что они чувствую тебя и твое отношение к ним. Лично для меня классное руководство — это самое невероятное и неповторимое чувство, за которое стоит сражаться и совершенствоваться, ведь любовь твоего классного коллектива стоит дороже любой награды. Поэтому, я считаю, что классное руководство — одно из главных целей школьной системы воспитания.
Литература:
1. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.
2. Дик Н. Ф. Лучшие классные часы в 5–9-х классах / Н. Ф. Дик. — Изд. 3-е., доп. и испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 349с.
3. Классному руководителю: Учебно-метод.пособие / Под ред. М. И. Рожкова.— М.: Владос, 2001. — 280с.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000. — 176с.
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, классное руководство, обучающийся, общеобразовательное учреждение, коллектив класса, задача, значимая творческая деятельность, образовательный процесс, педагогический работник, успешная социализация.
«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность
Классный руководитель — кто он и зачем нужен
Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…
У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:
- за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
- за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
- за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.
В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.
Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.
В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.
- Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.
Цели, задачи и функции классного руководителя
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
На педагога возложено несколько групп функций:
- педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
- социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.
Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.
Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.
Обязанности классного руководителя
Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.
Неизменная часть содержит шесть блоков:
- Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
- В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
- Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
- В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
- Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
- В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.
Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.
Права классного руководителя
Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.
Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):
- федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
- выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.
Ответственность классного руководителя за детей
Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программу
Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Инвариантные обязанности классного руководителя
642.5 КБ -
Нормативно‑правовая база для классного руководителям
634.1 КБ
Скачать
Роль коллектива в воспитании ребенка. Педагогическое руководство коллективом. Особенности развития коллектива младших школьников
Коллектив как
общественное явление возник очень
давно. Издавна люди на основе общности
интересов и самоуправления объединялись
в разнообразные группы для совместного
решения жизненно важных проблем: для
самообеспечения, самообороны, социального
общежития и т.п.
Так, в социальной сфере
зародились такие объединения, как
общины, сходы, казачьи круги и, конечно
же, семья. В производственно-экономической
области возникли такие формы социального
взаимодействия, как артель, бригада,
кооператив. В общественно-политической
области получили распространение
политические кружки, союзы, партии… В
культурной и спортивной области
образовывались клубы, кружки, артистические
труппы, команды, ансамбли. В религиозной
среде сложились свои формы объединения:
монастырские братии, благотворительные
общества, приходы, соборы. И уж, конечно,
зарождались и множились разнообразные
объединения в сфере обучения, воспитания,
образования детей, их стихийной
неформальной самоорганизации: кружки,
союзы, хоры, команды, неформальные
объединения и т.д. Словом, большинство
людей в обществе, в том числе и дети,
входят в те или иные объединения, которые
по существу являются коллективами.
Те члены общества,
которые по тем или иным причинам
(безработица, социальный нигилизм,
инфантилизм) порывают со своим социальным
объединением, страдают от одиночества,
психических заболеваний, дичают и, как
правило, становятся представителями
социального дна: нищими, бомжами,
наркоманами, проститутками. Они включаются
в разнообразные асоциальные структуры:
воровские шайки, мафиозные банды,
компании алкоголиков, наркоманов.
Из всего сказанного
можно сделать вывод, что коллектив
представляет собой форму делового и
товарищеского взаимодействия, успешного
решения самых различных проблем.
В педагогическом
плане, коллектив – это группа детей,
объединенных единой общественно значимой
целью, совместной деятельностью,
отношениями взаимной зависимости и
взаимной ответственности при безусловном
равенстве всех членов в правах и
обязанностях. В коллективе есть свой
орган самоуправления.
Кроме
названных признаков, коллектив отличается
и другими особенностями, отражающими
внутриколлективную атмосферу,
психологический климат, отношения между
членами коллектива. Одна из таких
характеристик – сплоченность,
означающая взаимопонимание, защищенность,
“чувство локтя”, взаимопомощь.
Если совсем коротко,
то коллектив – это единство организации
и психологической общности.
Для чего необходим
коллектив?
У детей объективно
существует потребность в общении, в
совместной деятельности, в совместных
эмоциональных переживаниях, потребность
в коллективе сверстников.
Для детей коллектив
– это объединение на основе общих
интересов и потребностей, результат их
взаимодействия и среда жизнедеятельности,
необходимая для личностного самовыражения
и самоутверждения, для самореализации
личности.
Коллектив нужен и
педагогам, поскольку воспитание детей
малоэффективно без опоры на коллектив
самих ребят, их организационное единство,
психологическую общность, без опоры на
общественное мнение, принятые в их среде
нормы поведения и ценностные ориентиры.
Для педагогов коллектив
– одна из целей их деятельности, объект
их заботы и инструмент организации и
совершенствования воспитательного
процесса, направленного на личностное
развитие входящих в коллектив детей.
Коллектив
выполняет следующие функции:
1.
Воспитывающую:
она заключается в организации среды,
воспитании коллективизма, гуманных
отношений, коррекции поведения детей
через общественное мнение, традиции,
ценностные ориентации.
2. Развивающую:
в коллективе развивается самопознание,
происходит самореализация, самоутверждение
личности.
3. Защитную:
коллектив защищает ребенка от негативных
влияний среды.
4.
Коммуникативную:
дети приобретают и развивают навыки
общения.
5.
Организаторскую:
дети организуют совместную деятельность,
вместе ее планируют, осуществляют,
анализируют и оценивают; распределяют
между собой участки общей работы,
поручения и т.д.
Коллектив
создается для развития в нем личности
ребенка, следовательно, цель
коллектива –
воспитание и развитие личности ребенка.
Поэтому главным показателем развитости
коллектива является отношение к личности.
Только тогда, когда личность является
ценностью в коллективе, он признает ее
право на автономию в нем, когда коллектив
стремится к тому, чтобы каждый ребенок
имел яркую индивидуальность, можно
говорить о высоком уровне развития
коллектива.
В воспитании
и развитии коллектива педагог решает
следующие задачи:
• воспитание
гуманных отношений;
• воспитание
культуры общения, техники общения;
• формирование
умения жить среди людей: границы свободы,
чувство меры, оптимизм;
• воспитание
отношения к другому человеку как
ценности, как неповторимой личности:
ценить непохожесть, уважать достоинство,
неприкосновенность личности.
• воспитание
коллективизма, понимаемого как сочувствие,
сопонимание, забота о других.
Факторы, влияющие
на создание коллектива. Каждый
коллектив имеет свое лицо. От чего оно
зависит? Какие факторы влияют на создание
коллектива и его нормальное существование?
1. Характер
ведущей деятельности, ее цель.
Ведущая деятельность
– это та деятельность, которая является
основной в данной среде, в которой
создается и существует коллектив
(познавательная, игровая, художественная,
спортивная). Однако среду создает не
ведущая деятельность сама по себе, а ее
характер.
Если в школе (в классе)
царит высокоинтеллектуальная атмосфера,
если учиться всем интересно, если в ней
идет богатая умственная жизнь, если в
ней предъявляются высокие требования
к знаниям учащихся – это одна ведущая
деятельность.
Если дети
только отбывают уроки, если им учиться
неинтересно, если процветают шпаргалки,
списывание, принуждение – это уже другая
ведущая деятельность. Хотя и там, и там
– учеба. Разная у них цель,
которая и определяет характер
деятельности.
2. Постоянство
(непостоянство): среды,
условий, требований, места, состава
коллектива, педагогического руководства.
Любая среда, если она является постоянной,
лучше, чем непостоянная, изменчивая.
Непостоянство среды – фактор, разлагающе
действующий на коллектив (например,
смена учителя, классного руководителя).
3. Свобода
(несвобода). Свобода
человека (коллектива) заключается в
том, что он сам решает, как ему действовать;
несвобода же в том, что за него решают
другие. Свобода, как и дисциплина,
является не условием, а результатом
воспитания. К ней нужно стремиться.
4. Внешняя
организация необходима
в любом коллективе: кто управляет, какие
звенья (микрогруппы) выделяются в
коллективе, кто за что отвечает и т.д.
Главное требование к внешней организации
– ее приспособленность к условиям жизни
и работы коллектива, ее четкость и
гибкость. Коллектив неорганизованный,
безалаберный разлагает и своих членов.
Но коллектив, в котором организация
попирает собой свободу, разлагает не в
меньшей степени. Вообще же самая лучшая
организация та, которая создается по
добровольному решению самого коллектива.
5. Общая
психологическая атмосфера,
под которой понимается тот дух грубости
или вежливости, уважения к человеку или
пренебрежения к нему и т.п., который
характеризует данную среду. Это то
отношенческое пространство, которое
определяет самочувствие школьников и
качество их деятельности и в итоге их
личностное развитие.
Коллектив и личность.
Взаимовлияние коллектива на личность
и личность на коллектив многогранно и
в равной мере зависит как от характеристик
коллектива, так и от индивидуально-психологических
особенностей входящих в него детей.
Влияние коллектива
на личность зависит от уровня развития
коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее
и многостороннее это влияние.
Рассмотрим механизмы
(каналы) этого влияния.
1. Коллектив
влияет на личность через совместную
деятельность. Это
воздействие будет эффективным при
следующих условиях:
• если
цель деятельности привлекательна для
всех детей или для большинства;
• если
цель деятельности совпадает с мотивами
участия детей в данной деятельности;
• если
ребенок является субъектом деятельности,
ее активным участником. Потому что
коллектив воздействует на личность в
меру и в силу ее активности в коллективе
(Т.Е. Конникова);
• если
деятельность носит коллективный
характер: когда результат деятельности
зависит от вклада каждого.
2. Коллектив
воздействует на личность через отношения.
Здесь имеет значение
то, какие отношения существуют в
коллективе, и то, какое место (положение)
занимает ребенок в системе отношений.
В коллективе
между детьми складываются деловые
и личные отношения.
Деловые отношения возникают в совместной
деятельности. Их еще называют отношениями
взаимной ответственности, или отношениями
руководства и подчинения (А.С. Макаренко).
Эти отношения очень важны для воспитания
дисциплины, ответственности, культуры
поведения.
Личные отношения
сопровождаются проявлением чувства
симпатии и антипатии. Каждый ребенок
занимает в них определенное место
(положение): благоприятное или
неблагоприятное, изолированное.
Неблагоприятное положение в системе
личных отношений вызывает у ребенка
тяжкие переживания, это отталкивает
его от коллектива, и он ищет другую
группу, где его принимают и у него есть
возможность стать уважаемым членом.
Естественно предположить,
что воздействие коллектива будет сильнее
на того ребенка, чье положение (статус)
в системе личных отношений будет
благоприятным.
3. Коллектив
воздействует на личность через
общественное мнение.
Многие авторы (А.С. Макаренко, Т.Е.
Конникова) склонны считать общественное
мнение коллектива главным механизмом
его воздействия на личность.
Общественное мнение
– это общность нравственных оценок и
суждений, принимаемых всеми или
большинством коллектива. В общественном
мнении выражены нравственные ориентации
коллектива, требования к отдельным его
членам или группам, нормы поведения,
которые признаются всеми участниками
и становятся общими нравственными
ценностями.
Общественное мнение
вырабатывается в совместной деятельности,
когда каждый член коллектива становится
активным участником всех ее этапов от
постановки цели до анализа результатов.
Важное значение для формирования
общественного мнения имеет коллективное
обсуждение конкретного опыта коллектива,
повседневных событий его жизни,
положительных и отрицательных поступков
отдельных его членов.
4. Общественное
мнение материализуется в традициях
– устойчиво повторяющихся эмоционально
привлекательных формах общей жизни.
Сущность традиций в том, что в них
наиболее отчетливо запечатлен общий
эмоциональный опыт, как говорил А.С.
Макаренко, “общий вкус” коллектива,
т.е. его общественное мнение в данной
области коллективных отношений.
По существу, традиция
– это одна из форм внешнего поведенческого
выражения групповых и коллективных
норм.
В традициях выражается
отношение коллектива к старшим, к
младшим, к классу (школе) в целом, к
порядку, к дисциплинарным нормам и
требованиям, к вещам и т.д. В традициях
закрепляется то лучшее, что есть в
коллективном опыте.
Не стоит смешивать
традиции и традиционные мероприятия
(праздники, школьные и классные дела и
т.д.)
Традиции создаются и
поддерживаются самими детьми, они
пронизывают повседневную жизнь
коллектива, выражают его ценностные
отношения (к человеку, к школе, к учебе,
к самому себе как личности) и становятся
регулятором поведения членов коллектива.
5. Влияние
коллектива на личность усиливается,
если в нем существует самоуправление.
Самоуправление – это таким образом
организованная деятельность, субъектом
организации которой является коллектив.
Организация самоуправления
осуществляется по этапам: от категорического
требования (в них выражаются социальные
нормы) до соуправления (привлечение
детей к управлению коллективом) и от
него – к самоуправлению.
Единство педагогических
требований обеспечивает элементарное
соблюдение норм общежития. Соуправление
приобщает школьников к заботе об общем
деле. Самоуправление выводит их на
ответственность за дела и поступки
каждого члена коллектива.
Самоуправление –
процесс, находящийся в постоянном
развитии. Механизм развития самоуправления
– передача полномочий педагогического
коллектива – детскому.
Самоуправление
возникает при следующих условиях: когда
существует конкретная деятельность;
если есть актив; если есть лидеры; если
школьникам предоставляются реальные,
а не фиктивные права.
6. Коллектив
воздействует на личность через
психологический
(эмоциональный) климат.
И это влияние будет более глубоким, если
в коллективе царит мажорный тон,
существуют товарищеские отношения,
постоянная готовность к действию, дети
чувствуют себя защищенными, если у них
выработана привычка торможения
(сдержанность, вежливость и т.д.)
Таковы механизмы
воздействия коллектива на личность.
Педагогическое
руководство коллективом. Все выше
сказанное позволяет утверждать, что
коллектив – это инструмент развития
личности. Но это совсем не означает, что
полноценное развитие личности возможно
только в коллективе и через коллектив.
Ведь коллективы бывают разные. Только
развитый детский коллектив действительно
играет важнейшую роль в формировании
личности. Но таких коллективов, как
показали педагогические исследования,
не более 6-8%. Большинство же из них
относятся к средне – и слаборазвитым.
Таких коллективов – 75-80%. Положительное
воздействие на личность оказывают
высокоразвитые коллективы. Средне – и
слаборазвитые влияют на психологию и
поведение личности как положительно,
так и отрицательно.
И кроме того, цель
воспитания находится в противоречии с
коллективным воспитанием. Коллектив,
как правило, одинаково действует на
всех его членов, что может приводить не
к индивидуализации, а к унификации
личностей и к конформизму. Следовательно,
нужны высокоразвитые коллективы. Отсюда
возникает проблема педагогического
руководства коллективом.
Управляя коллективом,
педагогу следует соблюдать следующие
правила.
1. Необходимо разумно
сочетать педагогическое руководство
с естественным стремлением учеников к
самостоятельности, независимости,
желанием проявить инициативу и
самодеятельность: не подавлять, а умело
направлять их активность, не командовать,
а сотрудничать с ними.
2. Коллектив –
динамическая система, он постоянно
меняется, развивается, так же должно
меняться и руководство коллективом. По
мере развития коллектива учитель все
больше опирается на общественное мнение,
традиции, самоуправление.
3. Педагог координирует
воспитательные влияния, оказываемые
другими коллективами, учителями, семьей,
общешкольным коллективом.
4. Целесообразно
привлечь всех детей к управлению
коллективной деятельностью. Для этого
продумывается система поручений, их
регулярная сменяемость, взаимная
отчетность, отношения руководства и
подчинения.
5. Надо дать каждому
ребенку возможность занять благоприятное
положение в системе коллективных
отношений, личных и деловых. Положение
изгоя, отвергнутого резко ухудшает
результаты воспитания.
6. В организационном
плане необходимо опора на микроколлективы,
микрогруппы. Именно в них создается
поле эмоционального заражения и
заряжения. Ребенок гораздо лучше
чувствует себя в небольшой (5-6 человек)
группе.
7. Поскольку одним из
факторов создания коллектива является
характер деятельности, надо его изменять
таким образом, чтобы возникали ценные
в воспитательном плане отношения,
появлялись новые лидеры, способные
вести коллектив к более высокому уровню.
8. Чтобы не ущемлять
права личности, целесообразно педагогически
уравнять в правах и обязанностях личность
и коллектив. Это означает предоставление
не только коллективу права чего-то
требовать от личности, но и права личности
требовать от коллектива. Как каждая
конкретная личность должна брать на
себя определенные обязанности перед
коллективом, так и сам коллектив должен
быть обязанным перед личностью.
9. Ребенку должно быть
предоставлено реальное право выражать
свое несогласие не только с ученическим,
но и с педагогическим коллективом,
придерживаться и отстаивать свое
собственное мнение до конца, а не слепо
подчиняться решению большинства. За
личностью, кроме того, должно быть
оставлено право свободного перехода
из одного коллектива в другой.
10. И,
наконец, необходимо отказаться от двух
постулатов: о безусловном приоритете
коллектива над личностью и однозначно
положительном влиянии коллектива на
личность. Необходимо также отказаться
от мысли о том, что без коллектива и вне
коллектива полноценная личность
воспитана быть не может.
Особенности
развития коллектива младших школьников.
Возраст
детей играет существенную роль в процессе
формирования коллектива, возраст
определяет и особенности педагогического
руководства. Для коллектива младших
школьников характерны следующие
особенности. Первоклассники не
представляют собой еще хоть сколько-нибудь
организованного коллектива. Они мало
общаются друг с другом, плохо знают
успехи товарищей в учении.
В 1-2
классах “коллектив” учащихся и актив
еще не играют сколько-нибудь значительной
роли в жизни каждого отдельного школьника.
Отношения
между детьми в начальных классах строятся
преимущественно через учителя: он
выделяет кого-либо из учеников как
образец для подражания, определяет их
суждения друг о друге, организует
совместную деятельность и общение, его
требования и оценки принимаются и
усваиваются учащимися. Таким образом,
учитель является центральной фигурой
для учащихся (особенно 1-2 классов),
носителем существующего среди них
общественного мнения.
Причины
этого кроются в особенностях детей
данного возраста: подражательности,
необъективности самооценки, а потому
и неразвитости общественного мнения.
Дети
еще не владеют навыками организации
коллективной деятельности: не могут
поставить общую цель, осуществить
разделение труда, проанализировать
совместные дела.
Кроме
того, младшие школьники эмоционально
неустойчивы, отсюда и их отношения
изменчивы и непостоянны, а общение
отличается хаотичностью и отсутствием
избирательности.
Однако
выявленные особенности коллектива
младших школьников не означают, что его
и не нужно создавать. Хорошие учителя
и воспитатели, пользуясь своим влиянием
на маленьких школьников, уже в начальных
классах ставят перед собой задачу
формирования подлинного детского
коллектива и его общественного мнения.
А в тех классах, где эта задача своевременно
не решается учителем, отношения между
детьми складываются стихийно и в
большинстве случаев неправильно. Когда
эти дети переходят в средние классы, у
них ухудшается учебная деятельность,
падает дисциплина, снижается уровень
общественной жизни.