Актуальные проблемы развития профессиональной
компетентности классного руководителя связаны с
новыми задачами воспитания в современных
условиях:
- приобщение воспитателей и воспитанников к
ценностям гуманитарной культуры, духовности и
нравственности; - создание условий для развития ребенка как
субъекта культуры и собственного
жизнетворчества; - оказание помощи ребенку в развитии творческого
потенциала, склонностей, способностей и
жизненном самоопределении; - социальная защита и охрана детства, жизни и
здоровья детей.
Важное значение приобретают вопросы
компетентности, которые включают в себя
различные направления: профессиональные,
правовые, социально-педагогические и
психологические аспекты деятельности в
образовательном пространстве.
Международная Комиссия по образованию пришла к
выводу, что будущий прогресс человечества в
современных условиях будет зависеть не столько
от экономического роста, сколько от уровня
развития личности.
Рассмотрев перспективы развития образования в
XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от
классического понятия «человеческие ресурсы» к
созданию концепции «компетентности
человека», которая предполагает
максимальный и всесторонний учет интересов
человека: овладение не только профессиональной
компетентностью, но и знаниями, умениями и
навыками, необходимыми для
конкурентоспособности на рынках труда.
В отечественной педагогике, в обобщенном виде
компетентность специалиста представляет собой
совокупность способностей, качеств и свойств
личности, необходимых для успешной
профессиональной деятельности в той или иной
сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков,
Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова,
С.Н.Чистякова и др.).
В настоящий период получает распространение
следующее содержание компетентности как
владения и обладания человеком соответствующего
профессионализма, что включает его личностное
отношение к предмету и содержанию деятельности.
Под профессиональной компетентностью учителя
понимается интегральная характеристика,
определяющая способность решать
профессиональные проблемы и педагогические
задачи, возникающие в реальных образовательных и
воспитательных ситуациях, требующих применения
конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и
личностных качеств.
Педагогическая компетентность направлена на
реализацию личностных качеств специалиста,
позволяющих ему свободно ориентироваться в
динамично меняющемся социуме, в вопросах своей
профессиональной деятельности, максимально
раскрывая свои личностные качества, адаптируясь
к запросам современного образования.
Важное место в содержании компетентности
отводится таким понятиям, как профессионализм –
концентрированный показатель
личностно-деятельностной сущности педагога,
обусловленный мерой реализации его гражданской
зрелости, ответственности и личностного долга.
По мнению исследователей, профессионализм
педагога – это результат творческой
деятельности личности, которая способна
продуктивно, грамотно решать образовательные и
воспитательные задачи.
Можно выделить следующие элементы
педагогической компетентности:
- специальная и профессиональная компетентность
в области преподаваемого предмета; - методическая компетентность в области способов
формирования знаний и умений учащихся; - социально-психологическая компетентность в
сфере общения; - дифференциально-психологическая
компетентность в области мотивов, способностей,
направленности учащихся.
Компетентностная готовность педагога к
реализации деятельности классного
руководителя включает:
- его ориентацию в современных педагогических и
психологических подходах к социальному
воспитанию; - его технологические умения (как умение
реализовывать относительно эффективные системы
педагогических действий); - его умение отобрать и внести в воспитательный
процесс содержание, адекватное социальным
тенденциям, личностным устремлениям школьников
и собственным индивидуальным интересам.
Но классный руководитель не может быть
«мастером на все руки». Успешный классный
руководитель всегда ограничивает свою
деятельность проблемами и особенностями данного
класса, своими собственными предпочтениями,
умениями, индивидуальными особенностями. Чаще
всего он это делает интуитивно. Школьная
политика в сфере воспитания должна переводить
этот процесс в план осознания педагогами своих
возможностей, стилей, их развития, поддержки
ценности вариативности осуществления классного
руководства.
Опыт анализа деятельности успешных классных
руководителей показал наличие четырёх
базовых вариантов деятельности классных
руководителей:
Классный руководитель – организатор. Это
классный руководитель – умелый организатор
коллективной деятельности школьников,
развивающий увлечённость ребят общими делами,
интересами коллектива. Его «конёк» –
организация конкурсов, праздников, классных
часов, походов, соревнований.
Классный руководитель – психолог.
Это классный руководитель, стремящийся
развивать в классе доброжелательный
микроклимат, понимающий взаимоотношения
школьников и умеющий регулировать и развивать их
общение и отношения, в том числе средствами
психологических игр и тренингов.
Поддерживающий классный руководитель.
Это классный руководитель, стремящийся
поддерживать самых разных школьников: от
одарённых и активистов до «трудных» и имеющих
проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет
строить с ними доверительные отношения,
регулировать их отношения с одноклассниками и
учителями, помогать в решении их учебных и
жизненных проблем.
Классный руководитель – социальный
организатор. Это классный руководитель,
стремящийся увлечь школьников
социально-направленной общественной
деятельностью. Он умеет развить в ребятах
социальные интересы и стремления, ориентирует их
на участие в социальных проектах и других
общественно-полезных делах.
Повышение компетентности классных
руководителей реализуется через:
- чтение методической и педагогической
литературы, а так же индивидуальный практический
педагогический поиск; - методическую и обучающую деятельность в самом
образовательном учреждении (в том числе через
приобретение учреждениями качественной
методической литературы); - обучение на курсах повышения квалификации;
- применение в своей деятельности опыта школьных
коллег, - проведение мониторинговых исследований,
- анализ воспитательной деятельности.
В современных условиях классный руководитель
испытывает необходимость приобретения
специальных знаний в определенных областях и
овладения умениями и навыками деятельности по
отдельным направлениям, обеспечивающих качество
воспитательной работы. Есть несколько
видов специальных компетентностей,
которые отражают специфику конкретной
сферы профессиональной деятельности классного
руководителя.
Нормативно-правовая компетентность:
- знание законодательства о современном
образовании; - нормативно-правовое обеспечение
профессиональной деятельности классного
руководителя; - умение применять правовую базу о защите
детства; - применение законодательных актов, определяющих
содержание воспитания.
Аналитическая компетентность
позволяет классному руководителю принимать
эффективные решения конкретных задач в
воспитательной работе:
- овладение методом научного исследования
явлений и процессов классной воспитательной
работы; - разработка методик изучения учащихся
(образовательный статус, уровень воспитания,
творческие предпочтения, организация свободного
времени); - обучение анализу конкретных воспитательных
ситуаций и выработке конкретных решений; - разработка научно-методических принципов
системного анализа состояния и перспектив
развития воспитательной работы в классе; - проектирование содержания мониторинга
изучения актуальных проблем личностного
развития детей в едином воспитательном
пространстве.
Компетентность здоровьесбережения
направлена на изучение физического и
психического здоровья учащихся класса,
разработку совместно с администрацией школы
программ развития и коррекции здоровья детей в
учебной и внеучебной деятельности.
- разработка методического инструментария
активных форм развития и сохранения физического
здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы,
спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.); - определение долговременных задач развития
здорового образа жизни в социоприродной среде; - овладение технологиями просвещения учащихся
класса в области личной гигиены, антиалкогольной
и антиникотиновой пропаганды, разъяснение
последствий наркомании и СПИДа для
человеческого организма; - подготовка диагностических материалов по
проблемам соблюдения санитарно-гигиенических
требований к уроку, организации учебной
деятельности, укрепление здоровья в свободное
время.
Социокультурная компетентность направлена
на организацию разнообразной деятельности в
области в области культуры и свободного времени
учащихся.
- изучение технологии потребностей, интересов и
желаний ребят в организации и проведении
внеклассных мероприятий; - сохранение и обогащение опыта культурной
деятельности народов России; - обеспечение развития детской личности на
ценностях, нормах и традициях российской
культуры; - организация развития способностей и
потребностей юношества в свободное время; - разработка системы освоения детьми природной
среды.
Социально-педагогическая
компетентность реализуется на основе
создания опыта взаимодействия классных
руководителей, социальных педагогов и школьных
психологов:
- поддержание партнерских отношений с семьей
ребенка, совместное решение детских проблем; - насыщение воспитательным содержанием
социальной среды, оказывающей решающее
воздействие на развитие детской личности; - формирование социально-психологического
климата, способствующего продуктивной
совместной деятельности и всестороннему
развитию подростков в детском коллективе; - овладение формами и методами обучения детей
различным видам социальной деятельности и
межличностного взаимодействия; - знание государственных и законодательных мер,
направленных на охрану прав детской личности, ее
общественных, образовательных и воспитательных
интересов; - изучение этики общественной жизни, прав и
обязанностей юношества в обществе.
Классный руководитель должен уметь на высоком
уровне, комплексно и творчески решать сложные
профессиональные задачи, поскольку востребован
не просто предметник, а педагог-исследователь,
педагог-психолог, умеющий проводить
мониторинг, диагностику, прогнозировать
результат, творчески применять известные и
разрабатывать авторские идеи, методические
приемы.
Одним из важных и самых трудных элементов в
работе заместителя директора, руководителя ШМО,
классного руководителя является анализ
воспитательного процесса и его результатов.
Анализ воспитательной работы – это не
констатация: что-то сделано, что-то не успели
сделать. Анализ воспитательной работы – это
выявление высоких и низких, положительных и
отрицательных результатов воспитательной
работы, а также причин, приведших к успеху или
неудаче – это определение путей развития успеха
или путей преодоления недостатков в работе.
Большую помощь в выявлении результатов
воспитательной работы оказывает мониторинг.
Мониторинг в воспитании – это форма
организации сбора, хранения, обработки и
распространения информации о воспитании в
школе, обеспечивающая непрерывное слежение
за его состоянием и прогнозирование его
развития.
Мониторинг предполагает непрерывное,
длительное наблюдение за деятельностью
классного руководителя, учащихся.
Мониторинг должен определять моменты перехода
одного качества в другое, корректировать,
поддерживать или ослаблять соответствующие
тенденции воспитательного процесса.
Концептуальная модель мониторинга
Именно мониторинг на сегодняшний день является
наиболее совершенным способом информационного
обслуживания УВП. Организация мониторинга в
школе стала возможной, т.к. за годы существования
школы создана и стабильно функционирует
информационная база, которая систематически
пополняется и активно используется
педагогическим коллективом.
Исходя из результатов мониторинга за прошлый
учебный год, можно сделать следующие выводы об
эффективности деятельности классного
руководителя по организации воспитательного
процесса:
- В целом наблюдается повышение эффективности
воспитательного процесса. - Выявляются проблемы, требующие принятия
управленческих решений: о развитии
самоуправления в коллективах, о путях
формирования мотивации, о повышении уровня
воспитанности, о дальнейшей работе по повышению
профессионального мастерства педагогов. - Самыми сложными проблемами для классных
руководителей являются умение анализировать
воспитательную работу, умение проводить
педагогическую диагностику, эффективность
классных воспитательных мероприятий. - Требуется детальный анализ причин такого
состояния воспитательного процесса на различных
уровнях и составление программы дальнейшего
развития воспитательной системы.
Поэтому огромное значение в работе ШМО играет
хорошо организованная, продуманная
диагностическая работа с педагогами, которая
позволяет:
- прогнозировать перспективы профессионального
роста учителя; - видеть сильные и слабые стороны в работе с
учителями с целью создания системы коррекции; - формировать педагогическую культуру и
мастерство педагога; - способствовать росту и совершенствованию
методической культуры педагога; - стимулировать качество деятельности МО школы.
Для того чтобы диагностические исследования
были эффективны, ЗДВР и руководителю ШМО
необходимо определить пакет диагностических
методик. В своей работе мы используем следующие методики
и диагностики:
- методика изучения уровня профессионализма
классных руководителей; - методика выявления резервных возможностей
качества воспитательной работы классного
руководителя; - диагностика изучения профессиональных
ориентиров педагогов в сфере воспитания; - диагностика успешности педагога;
- диагностика изучения затруднений в
деятельности классных руководителей;
Таких методик не должно быть много, но они
должны быть использованы в течение 2-3 лет, что
позволит увидеть динамику развития
педагогического коллектива по определенным
параметрам, позитивные изменения в работе.
Учить методике воспитательной работы можно на
основе изучения уровня профессиональных
затруднений тех людей, с которыми предстоит
работать. Кроме профессиональных затруднений
каждого классного руководителя, нужно знать и
его сильные стороны, уровень его педагогической
квалификации, его возможности, особенности,
склонности и увлечения. Только тогда можно
определить содержание и форму методической
помощи, которая наиболее соответствует его
способностям, опыту и навыкам. При этом
выявляются положительные моменты в работе
классных руководителей, которые мы используем в
организации методической помощи, так как
обобщение и распространение педагогического
опыта – одна из форм воспитательной работы.
Приложение
Профессиональные компетенции классного руководителя
Выполнил учитель
начальных классов
МБОУ «Гимназия №136»
Павлычева Ольга
г. Нижний Новгород
2020 год
Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Задачи классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов, обучающихся;
- гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации
Компетентность – это совокупность сформированных компетенций, составляющая систему профессионализма специалиста в той или иной области деятельности.
ПК.3.1. Проводить педагогические наблюдения и диагностику, интерпретировать результаты
- выбор методов педагогической диагностики личности обучающихся, развития группы;
- составление программы педагогического наблюдения;
- определение методов и приемов создания благоприятного психологического микроклимата;
ПК.3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
- формулировка целей и задач воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся
- разработка программы адаптации детей к условиям образовательного учреждения
- отбор средств, необходимых для проведения уроков
ПК.3.3. Проводить внеклассные мероприятия
- разработка конспектов уроков и подготовка наглядных материалов
- подборка необходимой методической литературы
- подготовка среды для проведения урока
Коллективно-творческое дело
По характеру деятельности:
- Трудовое;
- Общественно-политическое;
- Познавательное;
- Художественно-эстетическое;
- Спортивно-оздоровительное;
- Организаторское.
ПК.3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий
- осуществление анализа и самоанализа урока
- взаимодействие в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, учителями;
- формирование предложений по совершенствованию и коррекции уроков.
Основные моменты, учитываемые в самоанализе: целенаправленность, содержание, методика проведения, результативность
ПК.3.5 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями
- составление плана работы с родителями
- составление предложений по совершенствованию работы с родителями
Родительское собрание это – основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам.
ПК.3.6. Взаимодействие с родителями
- выбор средств изучения особенностей семейного воспитания младших школьников
- выбор форм работы с семьей (родительских собраний, встреч, консультаций, бесед)
- планирование проведения совместных с родителями мероприятий
ПК.3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
- проведение анализа и самоанализа результатов работы с родителями
- внесение предложения по совершенствованию работы с родителями
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в работе учителя
ПК.3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
- использование методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
- представление результатов координации деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
- внесение предложений по совершенствованию работы по координации деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;
«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность
Классный руководитель — кто он и зачем нужен
Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…
У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:
- за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
- за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
- за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.
В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.
Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.
В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.
- Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.
Цели, задачи и функции классного руководителя
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
На педагога возложено несколько групп функций:
- педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
- социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.
Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.
Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.
Обязанности классного руководителя
Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.
Неизменная часть содержит шесть блоков:
- Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
- В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
- Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
- В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
- Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
- В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.
Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.
Права классного руководителя
Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.
Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):
- федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
- выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.
Ответственность классного руководителя за детей
Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программу
Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Инвариантные обязанности классного руководителя
642.5 КБ -
Нормативно‑правовая база для классного руководителям
634.1 КБ
Скачать
Профессиональная компетенция классного
руководителя в современной школе: ее компоненты и пути повышения.
«В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
ничего
нельзя улучшить, минуя голову учителя»
К.Д. Ушинский
С недавних пор вопрос о ключевых
профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией
Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в
первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих
педагогов.
Компетентность и квалификация не всех
педагогов соответствуют современным образовательным требованиям. В
педагогической среде не всегда активно используются современные
образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности
участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим
появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.
К сожалению, классный руководитель нередко
ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса,
своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но
чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано.
При рассмотрении проблемы повышение
компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности
целесообразно ответить на два вопроса «Зачем?» и «Как?»
Для того чтобы ответить на вопрос «Как
повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере
воспитательной деятельности?», необходимо определиться с самим понятием
компетентность и профессиональная компетентность.
Согласно словарю С.И.Ожегова, общее понятие
«компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо
области». В энциклопедии дано такое определение: Компетентность (лат. –
надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определённой области.
К определению понятия «Профессиональная
компетентность учителя» единого подхода нет. «Профессиональная педагогическая
компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений,
свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и
эффективность построения учебно-воспитательного процесса». Выделяют четыре вида
профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная,
регулятивная, интеллектуально-педагогическая.
Процесс профессионального обучения может
рассматриваться как формирование основ профессиональной компетентности, в
котором выделяют 4 стадии:
Первая стадия – бессознательная
некомпетентность. У человека нет необходимых знаний,
умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии. Эта стадия характеризуется
следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень
профессионализма — низкий).
Вторая стадия — сознательная
некомпетентность. Человек осознаёт, что ему не хватает
профессиональных знаний, умений, навыков. Для второй стадии характерна
следующая профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный
уровень профессионализма — учебный).
Третья стадия — сознательная компетентность. Человек знает содержание его профессиональных знаний, умений и навыков
и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная
самооценка в следующей форме: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма —
основной или номинальный).
Четвёртая стадия — бессознательная
компетентность. Профессиональные навыки полностью
интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности.
Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства
(уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Компетентностная готовность педагога к
реализации деятельности классного руководителя включает:
— его ориентацию в современных педагогических
и психологических подходах к социальному воспитанию;
— его технологические умения (как умение
реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
— его умение отобрать и внести в воспитательный
процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям
школьников и собственным индивидуальным интересам.
Реализация повышения компетентности классных
руководителей возможна по следующим каналам:
через чтение методической и педагогической
литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;
через методическую и обучающую деятельность в
самом образовательном учреждении;
через обучение на курсах повышение
квалификации;
через применение в своей деятельности опыта
школьных коллег.
Актуальные проблемы развития профессиональной
компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в
современных условиях:
приобщение воспитателей и воспитанников к
ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
создание условий для развития ребенка как
субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
оказание помощи ребенку в развитии творческого
потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
социальная защита и охрана детства, жизни и
здоровья детей.
Важное значение приобретают вопросы
компетентности, которые включают в себя различные направления:
профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты
деятельности в образовательном пространстве.
Опыт анализа деятельности успешных классных
руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности
классных руководителей:
Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной
деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами,
интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников,
классных часов, походов, соревнований.
Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный
микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и
развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и
тренингов.
Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных
школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в
интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения,
регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их
учебных и жизненных проблем.
Классный руководитель – социальный
организатор. Это классный руководитель,
стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной
деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления,
ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных
делах.
Работа классного руководителя с родителями
Работа с родителями –
неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит
успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично
включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя.
Всю свою деятельность с
родителями классный руководитель организует через классный родительский
комитет, а также через учителей, работающих в данном классе. Функции
родительского комитета класса в основном те же, что и общешкольного, но здесь
особое внимание уделяется индивидуальному подходу к родителям учащимся,
изучению школьников, осуществлению мер по устранению причин неуспеваемости и недостатков
в поведении, развитию творческой активности учеников, контактам комитета со
всеми учителями, работающими в этом классе.
Элементами системы работы
с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера
воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы
и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое
просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития
школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и
воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в
случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в
целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной
работе с учащимися в школе и вне ее.
Работа с родителями
требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые
отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и
неотступного внимания.
Одним из основных его
принципов в работе с родителями является опора на положительное в личных
качествах родителей и семейном воспитании.
Работа классного руководителя по повышению успеваемости,
трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Специфический характер имеет
работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся. Она включает
в себя следующие направления.
Прежде всего классный
руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся
по вопросам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания,
на которых анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются
отчеты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения.
Значительное место в
работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об
обязанностях школьников в учении, о культуре умственного труда, а также
контроль за их домашней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан
развивать любознательность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и
техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство,
пропагандирует научно-техническую литературу, вовлекает учащихся в кружковые
занятия. Задача классного руководителя – вовремя заметить отставание школьника
в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.
Ответственный участок
деятельности классного руководителя – нравственное и трудовое воспитание. С
помощью различных внеклассных мероприятий ( бесед, лекций, докладов,
ученических вечеров и т.д.) он знакомит учащихся с современной жизнью страны, с
различными общественными событиями в стране и за рубежом, проводит диспуты на
моральные темы, литературно-художественные вечера и т.л. Однако общественное и
моральное воспитание нельзя сводить только к словесным формам работы. Большое
значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С
этой целью организуются различные виды общественного полезного и
производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор
лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а
также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной
ориентации.
В функции классного
руководителя входит организация культурно-массовой работы и досуга учащихся,
вовлечение их в оздоровительно-спортивную деятельность. Классный руководитель
вместе со школьным врачом проводит санитарно-гигиеническое просвещение
школьников, заботится о проведении профилактических прививок и медицинских
осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и
праздников.
В современных условиях классный руководитель
испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных
областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным
направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы.
Важно помнить, что кроме профессиональных
затруднений каждого классного руководителя нужно знать и его сильные стороны,
уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности,
склонности и увлечения. Только тогда можно определить содержание и форму
методической помощи, которая наиболее соответствует его способностям, опыту и
навыкам. Такой подход способствует достижению создания адаптивной
образовательной среды, способствующей творческому развитию педагога и его
профессиональной компетенции и как следствие максимальной реализации его
потенциала в полном соответствии с социальными и личностными запросами.