Компетенции классного руководства

Актуальные проблемы развития профессиональной
компетентности классного руководителя связаны с
новыми задачами воспитания в современных
условиях:

  • приобщение воспитателей и воспитанников к
    ценностям гуманитарной культуры, духовности и
    нравственности;
  • создание условий для развития ребенка как
    субъекта культуры и собственного
    жизнетворчества;
  • оказание помощи ребенку в развитии творческого
    потенциала, склонностей, способностей и
    жизненном самоопределении;
  • социальная защита и охрана детства, жизни и
    здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы
компетентности, которые включают в себя
различные направления: профессиональные,
правовые, социально-педагогические и
психологические аспекты деятельности в
образовательном пространстве.

Международная Комиссия по образованию пришла к
выводу, что будущий прогресс человечества в
современных условиях будет зависеть не столько
от экономического роста, сколько от уровня
развития личности.

Рассмотрев перспективы развития образования в
XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от
классического понятия «человеческие ресурсы» к
созданию концепции «компетентности
человека»,
которая предполагает
максимальный и всесторонний учет интересов
человека: овладение не только профессиональной
компетентностью, но и знаниями, умениями и
навыками, необходимыми для
конкурентоспособности на рынках труда.

В отечественной педагогике, в обобщенном виде
компетентность специалиста представляет собой
совокупность способностей, качеств и свойств
личности, необходимых для успешной
профессиональной деятельности в той или иной
сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков,
Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова,
С.Н.Чистякова и др.).

В настоящий период получает распространение
следующее содержание компетентности как
владения и обладания человеком соответствующего
профессионализма, что включает его личностное
отношение к предмету и содержанию деятельности.

Под профессиональной компетентностью учителя
понимается интегральная характеристика,
определяющая способность решать
профессиональные проблемы и педагогические
задачи, возникающие в реальных образовательных и
воспитательных ситуациях, требующих применения
конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и
личностных качеств.

Педагогическая компетентность направлена на
реализацию личностных качеств специалиста,
позволяющих ему свободно ориентироваться в
динамично меняющемся социуме, в вопросах своей
профессиональной деятельности, максимально
раскрывая свои личностные качества, адаптируясь
к запросам современного образования.

Важное место в содержании компетентности
отводится таким понятиям, как профессионализм –
концентрированный показатель
личностно-деятельностной сущности педагога,
обусловленный мерой реализации его гражданской
зрелости, ответственности и личностного долга.

По мнению исследователей, профессионализм
педагога – это результат творческой
деятельности личности, которая способна
продуктивно, грамотно решать образовательные и
воспитательные задачи.

Можно выделить следующие элементы
педагогической компетентности:

  • специальная и профессиональная компетентность
    в области преподаваемого предмета;
  • методическая компетентность в области способов
    формирования знаний и умений учащихся;
  • социально-психологическая компетентность в
    сфере общения;
  • дифференциально-психологическая
    компетентность в области мотивов, способностей,
    направленности учащихся.

Компетентностная  готовность педагога к
реализации деятельности класс­ного
руководителя включает:

  • его ориентацию в современных педагогических и
    психологических подходах к социальному
    воспитанию;
  • его технологические умения (как умение
    реализовывать относительно эффективные системы
    педагогических действий);
  • его умение отобрать и внести в воспитательный
    процесс содержание, адекватное социальным
    тенденциям, личностным устремлениям школьников
    и собственным индивидуальным интересам.

Но классный руководитель не может быть
«мастером на все руки». Успешный классный
руководитель всегда ограничивает свою
деятельность проблемами и особенностями данного
класса, своими собственными предпочтениями,
умениями, индивидуальными особенностями. Чаще
всего он это делает интуитивно. Школьная
политика в сфере воспитания должна переводить
этот процесс в план осознания педагогами своих
возможностей, стилей, их развития, поддержки
ценности вариативности осуществления классного
руководства.

Опыт анализа деятельности успешных классных
руководителей показал наличие четырёх
базовых вариантов деятельности классных
руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это
классный руководитель – умелый организатор
коллективной деятельности школьников,
развивающий увлечённость ребят общими делами,
интересами коллектива. Его «конёк» –
организация конкурсов, праздников, классных
часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог.
Это классный руководитель, стремящийся
развивать в классе доброжелательный
микроклимат, понимающий взаимоотношения
школьников и умеющий регулировать и развивать их
общение и отношения, в том числе средствами
психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель.
Это классный руководитель, стремящийся
поддерживать самых разных школьников: от
одарённых и активистов до «трудных» и имеющих
проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет
строить с ними доверительные отношения,
регулировать их отношения с одноклассниками и
учителями, помогать в решении их учебных и
жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный
организатор
.
Это классный руководитель,
стремящийся увлечь школьников
социально-направленной общественной
деятельностью. Он умеет развить в ребятах
социальные интересы и стремления, ориентирует их
на участие в социальных проектах и других
общественно-полезных делах.

Повышение компетентности классных
руководителей
реализуется через:

  • чтение методической и педагогической
    литературы, а так же индивидуальный практический
    педагогический поиск;
  • методическую и обучающую деятельность в самом
    образовательном учреждении (в том числе через
    приобретение учреждениями качественной
    методической литературы);
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • применение в своей деятельности опыта школьных
    коллег,
  • проведение мониторинговых исследований,
  • анализ воспитательной деятельности.

В современных условиях классный руководитель
испытывает необходимость приобретения
специальных знаний в определенных областях и
овладения умениями и навыками деятельности по
отдельным направлениям, обеспечивающих качество
воспитательной работы. Есть   несколько
видов специальных  компетентностей,
которые  отражают специфику конкретной
сферы профессиональной деятельности классного
руководителя.

Нормативно-правовая компетентность:

  • знание законодательства о современном
    образовании;
  • нормативно-правовое обеспечение
    профессиональной деятельности классного
    руководителя;
  • умение применять правовую базу о защите
    детства;
  • применение законодательных актов, определяющих
    содержание воспитания.

Аналитическая компетентность
позволяет классному руководителю принимать
эффективные решения конкретных задач в
воспитательной работе:

  • овладение методом научного исследования
    явлений и процессов классной воспитательной
    работы;
  • разработка методик изучения учащихся
    (образовательный статус, уровень воспитания,
    творческие предпочтения, организация свободного
    времени);
  • обучение анализу конкретных воспитательных
    ситуаций и выработке конкретных решений;
  • разработка научно-методических принципов
    системного анализа состояния и перспектив
    развития воспитательной работы в классе;
  • проектирование содержания мониторинга
    изучения актуальных проблем личностного
    развития детей в едином воспитательном
    пространстве.

Компетентность здоровьесбережения
направлена на изучение физического и
психического здоровья учащихся класса,
разработку совместно с администрацией школы
программ развития и коррекции здоровья детей в
учебной и внеучебной деятельности.

  • разработка методического инструментария
    активных форм развития и сохранения физического
    здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы,
    спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);
  • определение долговременных задач развития
    здорового образа жизни в социоприродной среде;
  • овладение технологиями просвещения учащихся
    класса в области личной гигиены, антиалкогольной
    и антиникотиновой пропаганды, разъяснение
    последствий наркомании и СПИДа для
    человеческого организма;
  • подготовка диагностических материалов по
    проблемам соблюдения санитарно-гигиенических
    требований к уроку, организации учебной
    деятельности, укрепление здоровья в свободное
    время.

Социокультурная компетентность  направлена
на организацию разнообразной деятельности в
области в области культуры и свободного времени
учащихся.

  • изучение технологии потребностей, интересов и
    желаний ребят в организации и проведении
    внеклассных мероприятий;
  • сохранение и обогащение опыта культурной
    деятельности народов России;
  • обеспечение развития детской личности на
    ценностях, нормах и традициях российской
    культуры;
  • организация развития способностей и
    потребностей юношества в свободное время;
  • разработка системы освоения детьми природной
    среды.

Социально-педагогическая
компетентность
реализуется на основе
создания опыта взаимодействия классных
руководителей, социальных педагогов и школьных
психологов:

  • поддержание партнерских отношений с семьей
    ребенка, совместное решение детских проблем;
  • насыщение воспитательным содержанием
    социальной среды, оказывающей решающее
    воздействие на развитие детской личности;
  • формирование социально-психологического
    климата, способствующего продуктивной
    совместной деятельности и всестороннему
    развитию подростков в детском коллективе;
  • овладение формами и методами обучения детей
    различным видам социальной деятельности и
    межличностного взаимодействия;
  • знание государственных и законодательных мер,
    направленных на охрану прав детской личности, ее
    общественных, образовательных и воспитательных
    интересов;
  • изучение этики общественной жизни, прав и
    обязанностей юношества в обществе.

Классный руководитель должен уметь на высоком
уровне, комплексно и творчески решать сложные
профессиональные задачи, поскольку востребован
не просто предметник, а педагог-исследователь,
педагог-психолог, умеющий проводить 
мониторинг, диагностику, прогнозировать
результат,  творчески применять известные и
разрабатывать авторские идеи, методические
приемы.

Одним из важных и самых трудных элементов в
работе заместителя директора, руководителя ШМО,
классного руководителя является анализ
воспитательного процесса и его результатов.
Анализ воспитательной работы – это не
констатация: что-то сделано, что-то не успели
сделать. Анализ воспитательной работы – это
выявление высоких и низких, положительных и
отрицательных результатов воспитательной
работы, а также причин, приведших к успеху или
неудаче – это определение путей развития успеха
или путей преодоления недостатков в работе. 
Большую помощь  в выявлении результатов
воспитательной работы оказывает мониторинг.

Мониторинг в воспитании – это форма
организации сбора, хранения, обработки и
распространения информации о воспитании  в
школе, обеспечивающая непрерывное слежение
за  его состоянием и прогнозирование его
развития.

Мониторинг предполагает непрерывное,
длительное наблюдение за деятельностью
классного руководителя,  учащихся. 
Мониторинг должен определять моменты перехода
одного качества в другое, корректировать,
поддерживать или ослаблять соответствующие
тенденции воспитательного процесса.

Концептуальная модель мониторинга

Именно мониторинг на сегодняшний день является
наиболее совершенным способом информационного
обслуживания УВП. Организация мониторинга в
школе стала возможной, т.к. за годы существования
школы создана и стабильно функционирует
информационная база, которая систематически
пополняется и активно используется
педагогическим коллективом.

Исходя из результатов мониторинга за прошлый
учебный год, можно сделать следующие выводы об
эффективности деятельности классного
руководителя по организации воспитательного
процесса:

  • В целом наблюдается повышение эффективности
    воспитательного процесса.
  • Выявляются проблемы, требующие принятия
    управленческих решений: о развитии
    самоуправления в коллективах, о путях
    формирования мотивации, о повышении уровня
    воспитанности, о дальнейшей работе по повышению
    профессионального мастерства педагогов.
  • Самыми сложными проблемами для классных
    руководителей являются умение анализировать
    воспитательную работу, умение проводить
    педагогическую диагностику, эффективность
    классных воспитательных мероприятий.
  • Требуется детальный анализ причин такого
    состояния воспитательного процесса на различных
    уровнях и составление программы дальнейшего
    развития воспитательной системы.

Поэтому огромное значение в работе ШМО играет
хорошо организованная, продуманная
диагностическая работа с педагогами, которая
позволяет:

  • прогнозировать перспективы профессионального
    роста учителя;
  • видеть сильные и слабые стороны в работе с
    учителями с целью создания системы коррекции;
  •  формировать педагогическую культуру и
    мастерство педагога;
  • способствовать росту и совершенствованию
    методической культуры педагога;
  • стимулировать качество деятельности МО школы.

Для того чтобы диагностические исследования
были эффективны, ЗДВР и руководителю ШМО
необходимо определить пакет диагностических
методик. В своей работе мы используем следующие методики
и диагностики:

  • методика изучения уровня профессионализма
    классных руководителей;
  • методика выявления резервных возможностей
    качества воспитательной работы классного
    руководителя;
  • диагностика изучения профессиональных
    ориентиров педагогов в сфере воспитания;
  • диагностика успешности педагога;
  • диагностика изучения затруднений в
    деятельности классных руководителей;

Таких методик не должно быть много, но они
должны быть использованы в течение 2-3 лет, что
позволит увидеть динамику развития
педагогического коллектива по определенным
параметрам, позитивные изменения в работе.

Учить методике воспитательной работы можно на
основе изучения уровня профессиональных
затруднений тех людей, с которыми предстоит
работать. Кроме профессиональных затруднений
каждого классного руководителя, нужно знать и
его сильные стороны, уровень его педагогической
квалификации, его возможности, особенности,
склонности и увлечения. Только тогда можно
определить содержание и форму методической
помощи, которая наиболее соответствует его
способностям, опыту и навыкам. При этом
выявляются положительные моменты в работе
классных руководителей, которые мы используем в
организации методической помощи, так как
обобщение и распространение педагогического
опыта – одна из форм воспитательной работы.

Приложение

Профессиональные компетенции классного руководителя

Выполнил учитель

 начальных классов

 МБОУ «Гимназия №136»

Павлычева Ольга

г. Нижний Новгород

2020 год

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов, обучающихся;
  • гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование здорового образа жизни;
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации

Компетентность – это совокупность сформированных компетенций, составляющая систему профессионализма специалиста в той или иной области деятельности. 

ПК.3.1. Проводить педагогические наблюдения и диагностику, интерпретировать результаты

  • выбор методов педагогической диагностики личности обучающихся, развития группы;
  • составление программы педагогического наблюдения;
  • определение методов и приемов создания благоприятного психологического микроклимата;

ПК.3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

  • формулировка целей и задач воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся
  • разработка программы адаптации детей к условиям образовательного учреждения
  • отбор средств, необходимых для проведения уроков

ПК.3.3. Проводить внеклассные мероприятия

  • разработка конспектов уроков и подготовка наглядных материалов
  • подборка необходимой методической литературы
  • подготовка среды для проведения урока

Коллективно-творческое дело

По характеру деятельности:

  • Трудовое;
  • Общественно-политическое;
  • Познавательное;
  • Художественно-эстетическое;
  • Спортивно-оздоровительное;
  • Организаторское.

ПК.3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

  • осуществление анализа и самоанализа урока
  • взаимодействие в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, учителями;
  • формирование предложений по совершенствованию и коррекции уроков.

Основные моменты, учитываемые в самоанализе: целенаправленность, содержание, методика проведения, результативность

ПК.3.5 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

  • составление плана работы с родителями
  • составление предложений по совершенствованию работы с родителями

Родительское собрание это – основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам.

ПК.3.6. Взаимодействие с родителями

  • выбор средств изучения особенностей семейного воспитания младших школьников
  • выбор форм работы с семьей (родительских собраний, встреч, консультаций, бесед)
  • планирование проведения совместных с родителями мероприятий

ПК.3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

  • проведение анализа и самоанализа результатов работы с родителями
  • внесение предложения по совершенствованию работы с родителями

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в работе учителя

ПК.3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

  • использование методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
  • представление результатов координации  деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
  • внесение предложений по совершенствованию работы по координации  деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Профессиональная компетенция классного
руководителя в современной школе: ее компоненты и пути повышения.

«В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле

ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя»

К.Д. Ушинский

С недавних пор вопрос о ключевых
профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения.
Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией
Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в
первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих
педагогов.

Компетентность и квалификация не всех
педагогов  соответствуют современным образовательным требованиям. В
педагогической среде не всегда активно  используются современные
образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности
участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим
появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.

К сожалению, классный руководитель нередко
ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса,
своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но
чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано.

При рассмотрении проблемы повышение
компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности
целесообразно ответить на два вопроса «Зачем?» и «Как?»

Для того чтобы ответить на вопрос «Как
повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере
воспитательной деятельности?», необходимо определиться с самим понятием
компетентность и профессиональная компетентность.

Согласно словарю С.И.Ожегова, общее понятие
«компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо
области». В энциклопедии дано такое определение: Компетентность (лат. –
надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определённой области.

К определению понятия «Профессиональная
компетентность учителя» единого подхода нет. «Профессиональная педагогическая
компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений,
свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и
эффективность построения учебно-воспитательного процесса». Выделяют четыре вида
профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная,
регулятивная, интеллектуально-педагогическая.

Процесс профессионального обучения может
рассматриваться как формирование основ профессиональной компетентности, в
котором выделяют 4 стадии:

Первая стадия – бессознательная
некомпетентность.
У человека нет необходимых знаний,
умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии. Эта стадия характеризуется
следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень
профессионализма — низкий).

Вторая стадия — сознательная
некомпетентность.
Человек осознаёт, что ему не хватает
профессиональных знаний, умений, навыков. Для второй стадии характерна
следующая профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный
уровень профессионализма — учебный).

Третья стадия — сознательная компетентность. Человек знает содержание его профессиональных знаний, умений и навыков
и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная
самооценка в следующей форме: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма —
основной или номинальный).

Четвёртая стадия — бессознательная
компетентность.
Профессиональные навыки полностью
интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности.
Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства
(уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

Компетентностная готовность педагога к
реализации деятельности классного руководителя включает:

— его ориентацию в современных педагогических
и психологических подходах к социальному воспитанию;

— его технологические умения (как умение
реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);

— его умение отобрать и внести в воспитательный
процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям
школьников и собственным индивидуальным интересам.

Реализация повышения компетентности классных
руководителей возможна по следующим  каналам:

через чтение методической и педагогической
литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;

через методическую и обучающую деятельность в
самом образовательном учреждении;

через обучение на курсах повышение
квалификации;

через применение в своей деятельности опыта
школьных коллег.

Актуальные проблемы развития профессиональной
компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в
современных условиях:

приобщение воспитателей и воспитанников к
ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;

создание условий для развития ребенка как
субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

оказание помощи ребенку в развитии творческого
потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;

социальная защита и охрана детства, жизни и
здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы
компетентности, которые включают в себя различные направления:
профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты
деятельности в образовательном пространстве.

Опыт анализа деятельности успешных классных
руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности
классных руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной
деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами,
интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников,
классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный
микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и
развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и
тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных
школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в
интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения,
регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их
учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный
организатор
. Это классный руководитель,
стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной
деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления,
ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных
делах.

Работа классного руководителя с родителями

Работа с родителями –
неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит
успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично
включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя.

Всю свою деятельность с
родителями классный руководитель организует через классный родительский
комитет, а также через учителей, работающих в данном классе. Функции
родительского комитета класса в основном те же, что и общешкольного, но здесь
особое внимание уделяется индивидуальному подходу к родителям учащимся,
изучению школьников, осуществлению мер по устранению причин неуспеваемости и недостатков
в поведении, развитию творческой активности учеников, контактам комитета со
всеми учителями, работающими в этом классе.

Элементами системы работы
с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера
воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы
и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое
просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития
школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и
воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в
случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в
целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной
работе с учащимися в школе и вне ее.

Работа с родителями
требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые
отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и
неотступного внимания.

Одним из основных его
принципов в работе с родителями является опора на положительное в личных
качествах родителей и семейном воспитании.

Работа классного руководителя по повышению успеваемости,

трудовому и нравственному воспитанию учащихся

Специфический характер имеет
работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся. Она включает
в себя следующие направления.

Прежде всего классный
руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся
по вопросам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания,
на которых анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются
отчеты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения.

Значительное место в
работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об
обязанностях школьников в учении, о культуре умственного труда, а также
контроль за их домашней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан
развивать любознательность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и
техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство,
пропагандирует научно-техническую литературу, вовлекает учащихся в кружковые
занятия. Задача классного руководителя – вовремя заметить отставание школьника
в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.

Ответственный участок
деятельности классного руководителя – нравственное и трудовое воспитание. С
помощью различных внеклассных мероприятий ( бесед, лекций, докладов,
ученических вечеров и т.д.) он знакомит учащихся с современной жизнью страны, с
различными общественными событиями в стране и за рубежом, проводит диспуты на
моральные темы, литературно-художественные вечера и т.л. Однако общественное и
моральное воспитание нельзя сводить только к словесным формам работы. Большое
значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С
этой целью организуются различные виды общественного полезного и
производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор
лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а
также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной
ориентации.

В функции классного
руководителя входит организация культурно-массовой работы и досуга учащихся,
вовлечение их в оздоровительно-спортивную деятельность. Классный руководитель
вместе со школьным врачом проводит санитарно-гигиеническое просвещение
школьников, заботится о проведении профилактических прививок и медицинских
осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и
праздников.

В современных условиях классный руководитель
испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных
областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным
направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы.

Важно помнить, что кроме профессиональных
затруднений каждого классного руководителя нужно знать и его сильные стороны,
уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности,
склонности и увлечения. Только тогда можно определить содержание и форму
методической помощи, которая наиболее соответствует его способностям, опыту и
навыкам. Такой подход способствует достижению создания адаптивной
образовательной среды, способствующей творческому развитию педагога и его
профессиональной компетенции и как следствие максимальной реализации его
потенциала в полном соответствии с социальными и личностными запросами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Глицелакс свечи отзывы цена инструкция по применению цена отзывы
  • Книга по руководству эксплуатации ваз 2111 скачать
  • Потолок из пвх панелей в ванной своими руками пошаговая инструкция
  • Тепеки химикат инструкция по применению на комнатных растениях
  • Народное восстание под руководством ивана болотникова

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии