Как преодолеть конфликт с руководством школы
Что делать учителю, если ему не удалось предотвратить конфликт с руководством школы? Советы дает Отис Кригер, писатель и учитель с 12-летним стажем преподавания в американской школе.
На протяжении всей моей преподавательской карьеры мне посчастливилось работать со школьными лидерами, которые влияли на меня вдохновляюще. Они побудили меня быть лучшим учителем, поддерживали меня в нестандартных, рискованных преподавательских экспериментах в классе.
Но я знаю многих учителей, которым приходится бороться за поддержание хороших рабочих отношений с руководством школы. При этом не всегда удается избежать конфликта с администрацией школы. Так что же делать для преодоления последствий таких конфликтов?
Попробуйте сделать так, как они предлагают
Первый шаг – просто попробовать сделать то, что предлагает ваш директор. Даже если вы не согласны с этими предложениями, не начинайте противодействовать им прямо сейчас.
В моей преподавательской практике были случаи, когда мне предлагали применять в классе методы, с которыми я был не согласен. Или внедрять программы, которые казались мне абсурдными или, по крайней мере, неэффективными для моего класса. Несмотря на то, что мне это казалось неприемлемым, я все же пробовал сделать это.
Например, однажды директор посетил мой урок в 5-м классе, когда я рассказывал о дробях. Урок прошел хорошо, но директор считал, что надо преподавать по-другому. Я чувствовал, что этот метод не подойдет моим ученикам, но решил попробовать его на уроке. Как и ожидалось, метод подходил для одних учеников и оказался неприемлем для других. Но я не считаю для себя это полным провалом. Директор убедился, что я способен при необходимости применять другие методики преподавания. Моя личная копилка методов преподавания пополнилась новым методом, который я до сих пор применяю в некоторых случаях.
В конце концов, школа находится под бдительным оком директора, и он является руководителем. Если опробовали предложение руководства, но оно не работает для вас, — это подтверждение правильности ваших прежних методов преподавания. Если же предложенный метод действительно работает – это только на пользу вашего преподавательского опыта и способствует повышению вашей квалификации.
Проявите открытость. Обсудите проблему
Когда у вас нормальные рабочие отношения с директором, — это благоприятно сказывается на всех: на учащихся, на коллегах, на общей обстановке в школе. Но если между вами возник конфликт – это окажет влияние на всех.
Один мой коллега пытался отстоять свою точку зрения на способы связи с родителями. Он считал, что, если есть проблемы с учащимся, достаточно по электронной почте сообщить об этом родителям. Директор был с этим не согласен. Когда эти разногласия были вынесены на совещание преподавателей и сотрудников, ситуация только ухудшилась. Но при личной встрече с директором все разногласия были быстро сняты.
Если у вас возникли проблемы в общении с директором, назначьте встречу с ним по этому вопросу. Если вы чувствуете дискомфорт, пригласите на эту встречу коллегу. Открытость и честность в обсуждении проблемы покажут вашу готовность разрешить противоречия. Ваша позиция в этом случае будет известна всему школьному сообществу. В таком разговоре старайтесь, в первую очередь, выслушать позицию руководства. Свою точку зрения отстаивайте без обид, раздражения и гнева. Ведь ваша цель – разрешить конфликт, а не выступить в суде.
Ищите поддержку
Поговорите со своим коллегами. Не может так быть, что вы — единственный, у кого возникают подобные проблемы. Прежде чем попросить совета или помощи убедитесь, что вас не вовлекают в распространение сплетен или в группу настроенных против директора. Вам надо найти помощь, чтобы понять откуда возникают ваши проблемы взаимоотношений с директором. Это может быть следствием общей ситуации или касаться только лично вас. Лучший совет смогут дать те, кто сталкивался в вашей школе с аналогичными проблемами.
И в заключение…
Каким бы неразрешимым вам ни казался ваш конфликт с директором, всегда помните, что и у вас, и у вашего директора одна и та же цель – обеспечить лучшее обучение в вашей школе. Это всегда позволяет найти общую платформу для примирения разногласий. И директор тоже не идеален. Возможно, что директор еще больше, чем вы заинтересован в скорейшем разрешении возникших противоречий для обеспечения нормальной атмосферы в школе. Будьте открыты и не опасайтесь начать разговор. Вы будете удивлены тому, как быстро могут быть «погашены» многие конфликты, которые казались неразрешимыми.
Оригинал статьи
Подписаться на авторский канал Сафы Сабирова.
Размышления бывшего директора по академической программе в «Новой школе» о конфликтах учителей с директором или администрацией школы и о возможных способах их разрешения.
Конфликты с директором или администрацией школы: 3 вида
Многое зависит от сути конфликта, с которым мы имеем дело. Могу выделить как минимум три типа конфликтов:
- столкновение ценностей;
- организационно-управленческий;
- профессионально-педагогический.
На следующем шаге конфликты всех трех типов можно поделить на системные, когда какая-то из сторон систематически ведет себя странно, и локальные, случившиеся из-за мелкого недопонимания.
Ценностные конфликты
Почему возникают ценностные конфликты с директором или администрацией школы?
Ценностный конфликт — это, по большому счету, ошибка при найме сотрудников. Специальная работа по подбору кадров в школе — явление довольно новое и, если не ошибаюсь, существенно шире распространенное в частных школах, которые более самостоятельны в своей политике и заботятся о создании и поддержании бренда. Для государственных школ исторически было не характерно отбирать учителей по ценностям. Тут больше ориентировались на чутье директора. Но таким чутьем обладают не все директора.
Конечно, существующая система отбора не отменяет ошибок. Собеседования с кандидатами достаточно короткие, и не всегда сразу разберешься, каков человек на самом деле.
На собеседованиях в любом случае звучат декларации. А действия могут быть довольно сильно отличными от деклараций. Учитель может говорить про то, что он про индивидуальный подход, что он уважает ценностный выбор каждого ребенка, про то, что он готов согласовывать цели и так далее. А на практике, причем не всегда это рефлексируя, он может делать действия, приводящие к противоположному результату.
Отдельной проблемой оказывается слияние школ при их укрупнении. В этом случае объединяются два разных коллектива — и ценности у них могут быть разные. И когда учителя из таких коллективов пытаются договориться и выработать общую политику, могут начаться конфликты.
Как предотвратить?
Ясное и понятное публичное изложение ценностей, которых придерживается школа в своей работе. Если декларируемые ценности еще и реально проводятся в жизнь — это создает бренд школы. Тогда в нее не пойдут сотрудники, для которых заявленные ценности не важны. С пришедшими кадрами должен аккуратно поработать HR-отдел.
Как разрешить?
На мой взгляд, хорошо иметь в школе организованную площадку, на которой учителя договариваются о том, как они работают. Причем договариваются без диктанта администрации и обо всем: как они работают с конкретным классом, с конкретной параллелью, как они работают вообще, сверяясь с важными для всех принципами.
Во время таких обсуждений, кстати, можно выявить очень интересные моменты. Например, одни и те же слова разные люди могут понимать по-разному. Для кого-то самостоятельность — это взять на себя ответственность за результаты обучения. А для кого-то это ответственность ребенка перед учителем за выполнение заданных ему учителем работ.
Организационные конфликты
Почему возникают организационные конфликты с директором или администрацией школы?
Вариантов несколько:
- учителю дали больше или меньше нагрузки, чем он рассчитывал;
- размер вознаграждения или его сроки не соответствует изначальной договоренности.
Ключевой момент здесь — это вопрос прозрачности правил и однозначность их применения. В ситуации, когда процесс определения нагрузки и, соответственно, вознаграждения прозрачен для директора школы, руководителя подразделения и работников, почва для конфликта минимальна.
Следующая причина — надеюсь, такое происходит редко, — когда администрация не соблюдает свои же правила.
Наконец, случаются коммуникационные ошибки, когда договаривающиеся стороны недостаточно хорошо поняли друг-друга.
Как предотвратить?
Основная причина таких конфликтов — неясность правил, по которым принимаются решения. Соответственно, первое условие — разработать прозрачные правила. Это поможет предотвращать подобные конфликты. Если неясно, как именно принимаются какие-то важные организационные решения, то всегда будут недовольные.
Второе условие — всегда письменно фиксировать договорённости. Это золотое правило любых переговоров — даже если это деловое общение с собственным подчиненным.
Сравнительно недавно я допустил эту ошибку, разговаривая о нагрузке и условиях зарплаты. Каждый слышит, что он готов услышать. Проговорив свой вариант решения, я не проверил, как мой собеседник его понял. Спросил: «Это ок?» Получил утвердительный ответ. А потом оказалось, что человек два ключевых для меня момента пропустил мимо и, оформив новый вариант договора, я получил конфликтную ситуацию.
Как разрешить?
Обращение к правилам и переговоры сторон с фиксацией договоренностей. Других хороших решений нет. Упомянутый выше конфликт был разрешен, когда мы вернулись к разговору и четко договорились, фиксируя каждый шаг письменно, но при этом неформально, прежде чем закрепить договорённости юридически.
Педагогические конфликты
Почему возникают педагогические конфликты с директором или администрацией школы?
У разных педагогов есть разные представления о том, каким должно быть образование, как надо и как не надо учить, где границы того, что может позволить себе учитель с точки зрения педагогической этики и т. д. Разногласия в этих вопросах усугубляются сложным положением сегодняшней школы. Невозможно точно сказать, каким будет образование даже через десять лет. Поэтому мы зачастую видим внутри учительского коллектива непримиримых противников.
Вспоминаю историю своего бывшего студента. Он, придя в школу работать, с самого начала подчеркивал уважительное отношение к школьникам, вел беседы о том, зачем изучать ту или иную темы и слышал запросы учеников. Он наладил прекрасный контакт с детьми и уже через несколько месяцев получил конфликт с традиционалистски настроенными коллегами, которые искренне считали, что он занимался подрывом учительского авторитета. Потому что допускает возражения школьников учителю и разговор с ним на равных.
Как предотвратить?
Выстроенной системой горизонтального педагогического взаимодействия между учителями и выращиванием культуры договора. Изменением организационной культуры, в которой принято обращаться за решением к кому-то авторитетному, значимому и важному, например, к директору. Увидеть правду друг друга, договориться и найти точки расхождения — путь менее привычный, но гораздо более надежный.
Как разрешить?
Очень помогает школьная служба медиации. Обычно медиацию организуют психологи, задача которых — помочь сторонам конфликта услышать и понять логику поступков и позицию друг друга. В девяти случаях из десяти этого достаточно, чтобы убрать основу конфликта и заложить фундамент для того, чтобы он был снят в дальнейшем. Служба медиации отлично работает при конфликтах между детьми, но ее можно использовать и между учителем и учеником, и даже в конфликтах между взрослыми. Важно, что обращение к медиатору может быть только добровольным.
Как создать среду без деструктивных конфликтов с директором или администрацией?
Конфликты — не всегда плохо. Конструктивные конфликты помогают видеть и решать проблемы. Важно, чтобы конфликты не становились деструктивными и успешно находили пути решения.
Лучший способ предотвращения деструктивных конфликтов — открытая коммуникация в коллективе, готовность помогать и идти на контакт. Хороший вопрос, какие есть в школе каналы для выражения своего недовольства, негодования.
- Прекрасно, если сложилась неформальная система общения между учителями и директором, администрацией. Учителям нужна неформальная площадка, на которой они могут высказать недовольство без каких-либо последствий для себя.
- Когда директор или завуч отгораживаются от проблем и решают их по принципу «идите сами разбирайтесь», толку не будет. А вот если они открыты к любому диалогу, то многие проблемы будут решаться быстрее.
- И конечно, администрации нужно интересоваться своими учителями. В учителей нужно вкладываться. Речь об элементарной заботе — когда на школу что-то сваливается извне, не надо перекладывать всю ответственность на сотрудников. Куда лучше их поддержать.
Например оказывается, что у части сотрудников не хватает в медицинских книжках какой-то прививки, наличие которой раньше не проверяли. Можно, конечно, отправить всех сотрудников сделать прививку и отчитаться. Но можно и организовать приезд специалистов в школу, чтобы сделать недостающую прививку максимально удобной.
Атмосфера заботы, творчества, тепла и поддержки, если ее удаётся достичь, способна творить чудеса.
Добрый вечер Евгения. Куда обращаться?
Если в вашей школе есть проблемы с питанием, не нужно пускать все на самотек. Само у нас никогда и ничего не решается. Разбираемся, как решить проблему, чтобы добиться результата, и не потратить лишних нервов.
Шаг 1. Озвучить проблему классному руководителю. Рассказать, что детей не устраивает питание, объяснить, что плохая еда беспокоит не одного ребенка. Попросить донести эту информацию до директора. На этом этапе учитель передает жалобы родителей директору, а директор предлагает варианты решения проблемы.
Шаг 2. Написать жалобу на имя директора. Это делаем, если ничего не меняется, учитель не хочет передавать информацию директору, или директор игнорирует информацию о проблеме. Жалобу желательно писать не от одного человека, а от всего класса (тех, кто не доволен питанием). Описать конкретные проблемы и указать свои предложения (например, убрать из меню блюдо, которое никто не ест). Жалобу пишем в двух экземплярах: один оставляем в приемной директора, второй, с печатью о том, что документ приняли, оставляем себе. В жалобе указываем «о решении по нашей жалобе просим уведомить в письменном виде».
Шаг 3. Пишем жалобу на www.gosuslugi.ru. К этому варианту обращаемся, если директор либо вообще не реагирует на обращение, либо его решение по вашей жалобе вас не устраивает. Для этого заходим на портал Госуслуги под своей учетной записью, открываем раздел «Услуги», находим подраздел «Бесплатное горячее питание для учащихся младших классов», заполняем электронное обращение и отправляем его.
Рекомендуем придерживаться именно такой последовательности. Тогда вас никто не упрекнет в том, что вы «прыгаете через голову».
Как эффективно решить проблему
За организацию питания в школе отвечает директор. Он координирует работу столовой, отвечает за своевременное и качественное питание детей. Сейчас многие школы заключают контракты с комбинатами питания, которые готовят еду и даже выделяют бригады для работы в школьной столовой (готовят, стоят на раздаче, накрывают на столы, моют посуду).
Даже если еду поставляет комбинат питания, у печи на раздаче стоят комбинатские работники, все равно за качество будет отвечать администрация школы.
Какие есть вариант решения проблем с плохим питанием:
Родители беседуют с директором, высказывают свои претензии. Родителям предлагают собрать бригаду «родительского контроля», прийти в школу и лично попробовать еду, чтобы не со слов детей, а лично убедиться в качественном или некачественном обслуживании.
После посещения столовой, родительская бригада заполняет протокол, где отмечает: качество еды (вкусно-невкусно), ее свежесть, спрашивают у детей в столовой, довольны ли они едой, что их не устраивает. Смотрят, сколько еды выброшено, не съедено. Оценивают чистоту раздачи, столовых приборов. Протокол в двух экземплярах подписывают и фотографируют. Один оставляют директору школы, второй хранится у председателя родительской бригады контроля.
По результатам протокола беседуют с директором. Обсуждают варианты решения проблемы: ужесточить входной контроль качества полуфабрикатов, ужесточить контроль работы поварской бригады, улучшить качество приготовления отдельных блюд, исключить «проблемные» блюда из меню, организовать своевременную сервировку стола, чтобы питание было горячим, а не холодным.
Сейчас у родителей есть большие возможности по участию в жизни школы, контролю всех процессов. Чтобы питание оставалось на достойном уровне, активные мамы и папы создают комитеты по контролю и оговаривают периодичность проверок с директором. К примеру, на начальном этапе наведываются в столовую раз в месяц, без указания даты и времени проверки (для большей объективности, чтобы понимать реальную обстановку на кухне).
«Знаете, после того, как мы организовали родительский комитет по контролю работы столовой, все стало налаживаться. Не сразу, конечно. Бились мы с директором, с начальником столовой бились. Но в итоге, дети хоть есть стали. Теперь говорят, что даже вкусно стало в столовой. Я поначалу даже поверить не могла.
Спросить
Не знаю, что теперь будет с Вашими детьми, но раз у Вас такая «смутная» ситуация, надо было их вообще не впускать в дом. Они бы потыкались в дверь, да и ушли.
А теперь…
Спросить
Вы не обязаны впускать представителей школы в дом, у них нет таких полномочий.
Только опека или органы ПДН могут проводить надзор за детьми.
По питанию в школе и др вопросам жаловаться в прокуратуру.
Спросить
Обновлено: 22.04.2023
В процессе своейпрофессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.
При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.
Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций
Что такое конфликт?
Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей, но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить какдеструктивные и конструктивные. Итогомдеструктивногостолкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивнымявляется конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя;остались удовлетворены его результатом.
Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Способы решения конфликтов между учениками
Как конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейсяситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Пример:
Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал быжелание классного руководителя помочь мальчику.Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками
- отсутствие единства в требованиях учителей
- чрезмерное количество требований к ученику
- непостоянство требований учителя
- невыполнение требований самим учителем
- ученик считает себя недооцененным
- учитель не может примириться с недостатками ученика
- личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть.Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
Пример:
Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, этоспокойствие.
- Второй момент — анализ ситуациибез превратности.
- Третьим важным пунктом являетсяоткрытый диалогмежду конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу —выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели достичь.
- Последним, пятым пунктом станутвыводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций.Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
Учителя часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не ученики и даже не отчетность, а общение со сложными родителями. В этой статье мы постараемся описать наиболее часто возникающие конфликты между учителями и родителями учеников и предложить ряд рекомендаций по их мирному разрешению.
Прослушать статью
Не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя.
Если спросить учителей, с каким типом сложнее иметь дело, ответ может оказаться неожиданным.
К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, — такова внутренняя логика агрессивного поведения, в основе которого лежит борьба за власть. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Департамента образования и иных наделенных властью институтов, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже.
Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?
Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями
Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.
Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.
Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.
Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.
В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов. Это могут быть круги сообщества, медиация.
Пример неконструктивного диалога:
Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!
Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.
Конструктивный ответ:
Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?
В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями.
Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.
Смотрите также:
Пример неконструктивного диалога:
Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.
Учитель: Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.
Конструктивный ответ:
Учитель: Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?
Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).
Таким образом, конфликтный родитель — тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача — выстроить сотрудничество между школой и семьей.
Предыдущие книги новой серии были посвящены детям — их проблемам, их эмоциям. В этом выпуске Юлия Борисовна Гиппенрейтер говорит о том, как родителям быть с собственными чувствами. Ведь они тоже расстраиваются, огорчаются и переживают. Как правильно выразить свои чувства и донести их до ребенка? Другая важная тема этого выпуска — конфликты в семье и техники, с помощью которых можно снять напряжение, учесть интересы всех членов семьи и сохранить теплую и дружескую атмосферу.
Как разрешать конфликты с учителями, одноклассниками, родителями
Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей
Учебный год только начался, а во многих классах конфликты уже в разгаре — между одноклассниками, между родителями и учителем. Психолог Анна Быкова рассказывает о вреде установки «нельзя жаловаться» — так вы вовремя узнаете, если вашего ребенка обижают. И предлагает освоить способы разрешения конфликтов — вдруг пригодится.
Ты защитишь меня? Разрешите детям жаловаться!
Я не знаю, когда и кто это придумал, но подобное убеждение прочно прижилось в детской субкультуре, и дошкольной, и школьной. Вариации убеждения: «ябедничать некрасиво», «стукач», «ябеда-корябеда». Причем транслируют эту мысль не только дети друг другу, но и некоторые родители: «Не надо мне жаловаться! Учись сам решать свои проблемы!».
Сколько психологических травм бывает из-за этого «нехорошо жаловаться». Ребенка обижают. Он сам не может себя защитить. И пожаловаться не может, потому что есть запрет на жалобу. Некоторые дети годами терпят издевательства одноклассников, но не жалуются. Пожалуйста, разрешите детям жаловаться!
Поскольку я являюсь хозяйкой маленькой собачки чихуахуа, я имею возможность наблюдать разные способы ее взаимодействия с миром во время прогулки. Она с громким лаем гоняет голубей, ликуя, что хоть кто-то ее боится. Она с любопытством обнюхивает йорка, потом виляет хвостом и скачет, приглашая его поиграть.
Настораживается и замирает, когда приближается ребенок, так как не понимает, чего от него ожидать: он просто пройдет мимо или полезет гладить? Поднимает на меня голову, как будто спрашивая взглядом: «Ты ведь защитишь меня?». Но если моя чихуахуа увидит крупную собаку, стремительно от нее убегает и просит защиты у меня на руках. То есть она демонстрирует разные модели реагирования: нападать, замирать, убегать, искать защиту — и все это про «защити себя».
Убежать и спрятаться — это тоже не дать себя в обиду. Мне бы в голову не пришло учить крохотную чихуахуа нападать на крупную собаку. Это кажется очевидным. Но почему тогда при воспитании детей мы так часто игнорируем факт того, что дети разные, в том числе и по росту, и по силе, и учим их универсальной модели поведения: «Не жалуйся. Умей за себя постоять. Дай сдачи».
Вы видели, как выглядит тот мальчик (обидчик), кому вы советуете дать сдачи? Инстинкт самосохранения подсказывает ребенку не давать сдачи. На уровне инстинктов у него тоже заложены разные модели реагирования. Идти за инстинктом или слушать родителей? Еще раз подойти к родителям со своей проблемой? Но он опять услышит: «Я же тебе уже сказал, дать ему как следует и больше не жаловаться».
Ребенок жаловаться перестает. Родитель убежден, что проблема решена. Но ребенок просто перестал жаловаться. Хотя по-прежнему не может дать сдачи. Терпит.
Ребенок пожаловался. Что дальше?
А бывает так, что эту мысль — нельзя жаловаться — ребенок усваивает не от родителей. Он слышит ее от сверстников или других взрослых. Имея это в виду, скажите своему ребенку, что вам он всегда может пожаловаться.
Это не значит, что ребенок вырастет безвольным и не умеющим постоять за себя. Это значит, что вы сохраните контакт с ребенком, будете в курсе того, что происходит в его жизни, сможете вовремя помочь, если не делом, то советом. Только помогать надо так, чтобы ваша помощь не оборачивалась для ребенка еще большей неприятностью.
Девочка-первоклашка. Одноклассник ее обижал. То пнет, то за косичку дернет, то портфель в грязь кинет. Учитель как-то сказала, что жаловаться нельзя. Девочка полгода терпела, потом не выдержала и пожаловалась родителям.
Папа пришел в ярость, что дочь так долго молчала. На следующий день как раз было родительское собрание. Папа вместе с дочкой пришел на родительское собрание, наорал на учительницу при всех родителях, заставил дочь перед всем классом подтвердить, что она терпела издевательства так долго, потому что учительница сказала: «Жаловаться нельзя».
Учитель в слезы: «Как вы можете! Почему вы так со мной обращаетесь?». Обиделась на других родителей, что за нее никто не вступился, никто не сделал замечания агрессивному родителю.
Девочка рыдала дома: «Я больше в школу не пойду, мне стыдно, я боюсь, что учительница будет теперь на меня злиться».
Мама в панике обращается за консультацией: «Неужели теперь придется переходить в другую школу?!».
Как разрешать конфликты в школе
Прежде всего, важно было выяснить у ребенка подробности. Без эмоций. Сильные эмоции родителя могут напугать ребенка, и он закроется. Проявите эмпатию, выразите ребенку свое сочувствие, но не показывайте своих эмоций.
Потом так же спокойно, без свидетелей, выясните подробности у учителя. Если бы папа, вместо того чтобы устраивать скандал на родительском собрании, выяснил подробности, он бы узнал, что учитель говорила «жаловаться нехорошо» другому мальчику, который достал ее своим ябедничеством: «А он мою парту двигает. А он мою резинку взял», — подразумевая, что ребята вполне способны сами разобраться.
Она не подумала, что ее слова, случайно услышав, так буквально воспримет другой ребенок и перестанет жаловаться вообще кому-либо. В случае с девочкой она не знала, что происходило, так как все эти задирания были вне школы, а девочка ей, как и родителям, ничего не говорила. То есть учителю действительно было непонятно, почему у папы такая агрессивная реакция.
Папе, конечно же, не стоило начинать разговор с учителем до выяснения всех подробностей. И уж тем более не стоило вытаскивать подробности у ребенка (уже на следующий день) при учителе и директоре. Это дополнительный стресс для ребенка. Особенно с непроработанной установкой «жаловаться нехорошо».
Ребенка обижают. Как действовать правильно?
Итак, в подобной ситуации родителям нужно было:
Не надо диктовать учителю, что она должна делать, но важно выслушать ее. Скорее всего, учительница сама скажет: «Я поговорю с мальчиком. Я поговорю со всем классом. Я поговорю с родителями этого мальчика».
- Далее надо держать руку на пульсе. Ситуация должна измениться. Если ситуация не изменится, тогда уже следующий шаг — разговор с администрацией. Но опять-таки на конструктиве, без крика. Сообщаем факты, без эмоциональной окраски: «Мы предприняли это и вот это. К сожалению, ситуация не изменилась. Что вы можете нам посоветовать с высоты вашего опыта? Как нам поступить?».
Давать волю эмоциям и идти на открытый конфликт можно, если вы точно решили забрать ребенка из этой школы. Даже если вы недовольны работой педагога, даже если вы считаете, что он допускает явные педагогические ошибки, все же лучше избегать прямых указаний на то, что, по вашему мнению, должен или не должен делать учитель. Это воспринимается как нападение. (Если, конечно, ваша цель не ссора, а удовлетворение потребности.)
Как разговаривать с учителем: алгоритм для родителей
Вести диалог можно по такому алгоритму:
- Оцените ситуацию из нейтральной позиции. Сухо, без эмоций изложите суть проблемы, как ее видите вы. Выскажите свою гипотезу относительно возможной причины проблемы.
- Расскажите о своей потребности. Предложите варианты удовлетворения потребности. Спросите, что учитель может предложить.
- Далее переходите к договору. Проговорите, что со своей стороны будете делать вы, родители, а что — учитель.
Сравните две стратегии ведения разговора:
- Обвинения и указания: «У всех, кроме двух человек, в классе двойка за контрольную! Да вы, получается, детей вообще ничему не научили! Испортили класс! К вам такой сильный класс пришел из начальной школы! Объясняйте материал лучше!».
- Поиск причин и сотрудничество: «Вам не кажется странным такое резкое падение успеваемости? Как вы думаете, в чем причина? Они ведь не могли настолько испортиться за одну четверть. Может быть, вы нам что-то посоветуете? Можем мы чем-то помочь со своей стороны? Очень хочется, чтобы успеваемость была на прежнем уровне».
- «Предыдущий учитель всегда записывала домашнее задание в электронный журнал! Сейчас же, как ни зайдешь, нет задания! Это ваша обязанность — заполнять журнал!»
- «Знаете, мы уже привыкли, и дети привыкли, что задание всегда можно посмотреть в электронном журнале. Очень сейчас не хватает такой возможности. Что-то можно сделать, чтобы задание там регулярно появлялось?»
Если вы обратили внимание, во втором варианте фигурируют вопросы. Вопросы создают пространство диалога. Мы общаемся, мы сотрудничаем, мы проясняем ситуацию, мы вместе ищем решение. Конечно, не все вопросы обладают таким эффектом. Бывают вопросы, которые только усугубляют конфликт, приводят в тупик. Почувствуйте разницу.
Вопросы, которые выводят к решению:
Вопросы, которые заводят в тупик:
- «А вам не кажется, что здесь ваша вина?»
- «И вы считаете, что вы умеете работать с детьми?»
Вопросы, которые заводят в тупик, не подразумевают поиска решения. Они подразумевают поиск виноватого. Виноватый старается защитить себя (инстинкт самосохранения), и в этот момент о другом человеке и его потребностях он думать не может. От виноватого обычно мало пользы.
Добрый день. Сын в 10 классе. Школа и класс хорошие, дети жоужные, классная и директор адекватные. Но! Есть мальчик с мамой, у которой поведение вне рамок социального общения: постоянные претензии в отношении обращения с ее сыном. Его все обижают, морально и физически, занижают оценки, несправедливы и тп. Если б она просто высказывала свое мнение! Она пишет. Всем. Директопу, в мвд, минобраз. Жалуется, ей отписываются, она опять жалуется. Учитель русского не выдержала, ушла. Возвоащаться отказывается, пока этот ребенок в классе. А у нас впереди егэ!! Поставили замену.
Теперь кампании развернулась в сторону кл руководителя. Предлогом, инструментом явтлся мой сын, которые «морально и физически угнетает ее ребенка».
Письмо поступило после случая на физ-ре: дети столкнулись случайно. Их опросили в присутствии завуча, с ТОЙ стороны претензий нет. Но неизвестно как было описано дома.
В следующую пт состоится встреча, «поговорить». Меня попросил директор, цель моего присутствия мне неясга. Иных претензий кроме общих фраз-обижулек нет.
Ребенку я запретила подходить к этому мальчику еще в сентябре.
Претензии пишутся регулярно на практически всех детей. Экстернат, дрм обучение было предложено. Со стороны мамы получен отказ. Возможно, человек несовсем здоров.
Собственно, нужны советы. ЧТО ей говорить? Какие службы могут по моему заявлкнию с ней мвязаться?
Ребенка моего нервирует же)
Как выстраивать конструктивный разговор, чтоб человек успокоился?
Мне кажется, угрожать и тп нельзя вопрос не решится, а запустит новый виток.
Со мной будет еще плмимо администрации школы присутствовать папа девочки, которая тоже «виновата».
Поделитесь мыслями. Спасибо
Читайте также:
- Как осуществляется пищеварение лягушки кратко
- Законодательная деятельность юстиниана 1 кратко
- Лидер российских славянофилов а с хомяков взгляды и деятельность кратко
- Почему современная швейная машина имеет электрический привод кратко
- Какими свойствами обладает вода в качестве способа пожаротушения кратко обж
Дети проводят в школе достаточное количество времени, поэтому очень важно, чтобы там царила правильная атмосфера, а действия педагогического состава и руководителя соответствовали нормам. Однако случается так, что конфликт, назревший по каким-либо причинам, невозможно решить внутри школьных стен. В этом случае каждому родителю необходимо знать, куда обращаться и в какой форме предоставить соответствующее заявление.
Разделы материала
- Куда направить претензию на образовательное учреждение?
- Минпросвещения
- Роспотребнадзор
- Омбудсмен
- Прокуратура
- Суд
- Правила составления и подачи жалобы
- На директора
- На учителя
- На учреждение
- Порядок написания коллективного письма от родителей
- Какие наказания могут быть применены?
Куда направить претензию на образовательное учреждение?
Первой инстанцией, которую необходимо оповестить о сложившейся ситуации, является классный руководитель.
Если учитель при личной встрече с родителем не может найти выход, то тогда уже подключаются завучи (собирается педагогический совет), а затем непосредственный руководитель учебного заведения.
Когда и директор не реагирует должным образом на жалобу родителей, в ход идет обращение в организации, непосредственно контролирующие работу средней общеобразовательной школы.
Важно. Если виновником конфликта действительно является учебное заведение или конкретные его работники, то они будут привлечены к ответственности, предусмотренной законом РФ.
Перед тем как написать претензию, необходимо ознакомиться с правами учащихся, предусмотренными законодательством РФ. Полный их перечень представлен в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Подавать заявление можно в следующие инстанции.
Минпросвещения
На базе этого ведомства происходит решение вопросов, непосредственно касающихся образовательного процесса. В основном это:
- некомпетентность со стороны учителей и сотрудников учебного заведения, проявляющаяся в разных формах;
- внесение изменений во внутренние акты школы;
- вопросы оценки качества образования, внедрение новых методик.
Есть несколько видов подачи заявления в районные и городские органы, представляющие Министерство просвещения РФ:
- Личное посещение сотрудника комитета, департамента, управления. Адрес можете найти в интернете или в справочной службе своего города.
- Заказным письмом. Можно отправить с уведомлением, чтобы была возможность отслеживать время поступления заявления в ведомства.
- Отзыв на сайте. В настоящий момент родители все чаще пользуются возможностью оставить обращение на официальном сайте районного Комитета Образования: это экономит личное время.
- По телефону, позвонив в приемную. Не самый удобный способ, так как многие моменты можно попросту упустить: вы можете нечаянно забыть передать сотруднику Департамента важную деталь устного заявления.
Если в районном или городском представительстве не последовало решения интересующего вас вопроса, то необходимо обратиться в областной Департамент образования, а затем в высший орган в системе управления – в Министерство просвещения напрямую, зарегистрировавшись на сайте open.edu.gov.ru.
Роспотребнадзор
Это районное ведомство отвечает за нарушение санитарных норм в школе, некачественную еду в столовых, собирание денег со стороны классных руководителей и директора школы без должной необходимости (покупки тетрадей, ручек, линеек, карандашей, единых дневников и т. д. для всего класса имеют место быть, так как они нужны для образовательного процесса).
Представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведут тщательную проверку, выявят нарушения, при их наличии, и привлекут к ответственности администрацию школы.
Справка. Обратиться в Роспотребнадзор можно лично, посетив ведомство, а также оставить заявление на официальном сайте или позвонить по бесплатной горячей линии 8-800-100-0004.
Омбудсмен
К Уполномоченному по правам ребенка (омбдусмену) следует обращаться для вспомогательного результата. Этот независимый орган отвечает за соблюдение прав человека и контролирует регулирование конфликтов, возникающих в той или иной сфере. Сотрудники омбудсмена взаимодействуют со всеми имеющимися структурами, помогут в возможности рассмотрения жалобы и поспособствуют принятию необходимых мер.
Официальный сайт в РФ: ombudsmanrf.org. Узнать контакты представителя Уполномоченного по правам ребенка в своем населенном пункте вы можете по бесплатной горячей линии 8-800-2000-122.
Прокуратура
Так как эти органы отвечают за соблюдения контроля за правами человека, то и заявления, поданные в прокуратуру, должны содержать факты нарушения прав и свободы человека, а также несоблюдения закона РФ.
Сотрудники прокуратуры вашего населенного пункта обязаны быстро отреагировать на такие вопросы, как:
- оскорбительное обращение с учеником со стороны учителя или другого ученика;
- склонение к насильственным действиям;
- вымогательство денежных средств с родителей учеников и так далее.
После проведенной проверки виновная сторона ответит по всей строгости действующего закона РФ.
Суд
Родитель имеет право подать в суд на учебное заведение в следующем случае:
- нанесение вреда здоровью ученика из-за невнимательности со стороны педагога или некорректной работы технического оснащения школы (например, сломал ногу из-за того, что споткнулся о сломанную плитку на полу в школьном коридоре);
- оскорбление ученика со стороны учителя, словесные издевательства с применением физического насилия (учитель ударил указкой ученика за невнимательность во время решения задачи у доски) и так далее.
Внимание. Обращаясь в районный суд с исковым заявлением, нужно уплатить государственную пошлину в районе 150 рублей.
Информацию, которую необходимо указать в заявлении (статья 131 ГПК РФ):
- наименование суда;
- данные истца;
- данные ответчика;
- суть нарушений со стороны ответчика;
- информация, доказывающая правоту истца;
- цена иска, если он подлежит оценке.
Перечень документов, которые нужно приложить к заявлению, представлен в статье 132 ГПК РФ.
Отправить заявление можно в электронной форме или по почте заказным письмом с уведомлением.
Правила составления и подачи жалобы
Так как ребенок на момент обучения в школе еще не достиг совершеннолетнего возраста, то его права представляет один из законных родителей (опекун, попечитель). Он пишет жалобу от своего лица. Если заявление коллективное, то необходимо перечислить ФИО и данные каждого заявителя. Заявление пишется в свободной форме: от руки или распечатанное на компьютере.
Необходимо соблюдать грамотное разделение на части:
- шапка (ваши полные данные: ФИО, адрес регистрации, адрес проживания, телефон, кем приходитесь ученику);
- наименование документа (жалоба, претензия, заявление и так далее);
- суть заявления (в чем заключается жалоба, конфликт, кто должен быть привлечен к ответственности, были ли попытки уладить конфликт мирным путем);
- число, подпись, расшифровка подписи.
По законодательству РФ анонимное обращение не предусмотрено: в заявлении обязательно должны быть указаны данные человека, которому необходимо будет сообщить о принятых мерах. Однако это не касается тех случаев, когда в анонимном заявлении представлены случаи реальной угрозы жизни и здоровью ребенка. Сотрудник, принявший заявление, обязан в положенные сроки отреагировать на него должным образом и принять соответствующие меры.
Важно. Не забудьте сделать 2 копии и оставить их себе. Срок рассмотрения заявления в любой инстанции – до 30 дней.
Часто в школьном конфликте ученик и его родитель не могут найти общий язык с определенным преподавателем или даже руководителем учебного заведения. В этом случае жалоба пишется на конкретное лицо. Иногда заявление подается на всю школу: в основном, групповое, от нескольких родителей.
На директора
Написать и отправить заявление на имя руководителя учебного заведения можно сразу в несколько организаций (например, и в Департамент образования города, и в Минобразования РФ). Не стоит забывать, что директор – это, в первую очередь, управленец. Как таковую ответственность за учебный процесс он несет в целом, за ведение уроков и качество образования отвечает преподавательский состав.
На учителя
Согласно п. 1 ст. 41 об «Охране здоровья обучающихся», все работники школы обязаны:
- контролировать норму учебной нагрузки;
- оказывать первую медико-санитарную помощь ученикам при необходимости;
- обеспечивать их безопасность.
Если что-то из этих обязанностей было нарушено и конфликт не смог разрешиться непосредственно в школе, то необходимо обратиться к вышестоящим инстанциям.
На учреждение
Если конфликт невозможно решить с привлечением непосредственного руководителя школы, то у родителей не остается выхода, кроме как обратиться в вышестоящие инстанции, например, в прокуратуру или департамент.
Порядок написания коллективного письма от родителей
Жалобы бывают коллективные и индивидуальные. Часто родители пишут коллективное заявление, где указывают несколько причин, по которым вышестоящим инстанциям необходимо обратить внимание на качество обучения в конкретной школе. Скорее всего, после такого заявления начнутся систематические проверки, которые повлекут за собой изменения в устройстве учебного процесса этого заведения.
Случается, что конфликт происходит уже не в первый раз, но со стороны классного руководителя и администрации школы меры не принимаются. В этом случае к коллективному письму нужно предоставить копии заявлений на имя директора, которые так и не были им рассмотрены по непонятным причинам.
Важно. Составляя коллективное письмо, необходимо перечислить полные данные каждого родителя, подписавшегося под заявлением.
Текст составляется от первого лица во множественном числе:
- «мы»;
- «наш»;
- «нами» и так далее.
При возможности можно упоминать пункты и законы, которые, по вашему мнению, были нарушены.
Нецензурная лексика должна отсутствовать, предложения должны быть составлены грамотно, без субъективных высказываний, таких как «как только этот учитель пришел работать в нашу школу, он нам сразу не понравился».
Какие наказания могут быть применены?
Через суд возможно получить компенсацию причиненного ущерба. Учитель или директор учебного заведения могут быть привлечены к ответственности:
- Дисциплинарная. Замечание, выговор или увольнение сотрудника учебного заведения.
- Административная. Ограничение или нарушение права ученика на образование грозит виновнику штрафом от 30 до 50 тыс. р. Повторное нарушение лишает его права преподавательской деятельности до 2-х лет. Подробную информацию о нарушении права ребенка на образование, а также других его прав и свобод можно найти в Кодексе об административных правонарушениях (статья 5.57).
- Уголовная. Жестокое обращение с детьми (доказанное) предусматривает штраф до 100 тыс. р. или в размере заработной платы в течение 1 года, а также обязательные работы до 440 часов, принудительные работы до 3 лет или лишение свободы. Уголовная ответственность также предусматривает наказание в виде лишения преподавательской деятельности до 5 лет.
Законодательство РФ предусматривает широкие возможности соблюдения прав учащихся, различные пути решения конфликтов и возможные наказания.
Внимание. Если в советское время считалось, что учитель всегда прав и жаловаться на него ученики и родители не должны, то сейчас ситуация в корне изменилась.
Каждый родитель должен защищать права своего ребенка, но и забывать о том, что в учебных заведениях работают компетентные специалисты и практически любой конфликт можно решить еще на стадии его возникновения, не стоит. Будьте внимательны к своим детям и, по возможности, поддерживайте доверительные отношения со школьными учителями и руководством учебного заведения, в котором учится ваш ребенок.
Автор статьи
Ведущий юрист сайта. Стаж – 26 лет. Закончил Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. Все виды юридической поддержки для физ.лиц, ИП, организаций.