Проверочная работа по теме «Знание и познание» с ответами 10 класс
1. И чувственное, и рациональное познание
1)формирует знания и представления о предмете
2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения
4)дает наглядный образ предмета
2. Понятие – это форма мысли, которая
1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на
органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов
и явлений 3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения
4. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями
5. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
6. Отражение общих и существенных признаков называется:
1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением
7. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания
8. Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности
9. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная
деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
10. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки
11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали
на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями
12. Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства
3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики
13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение
3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение
14. Укажите, что из перечисленного не является формой
чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие
В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ |
ВИД ИСТИНЫ |
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей |
А. Объективная истина |
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире |
Б. Относительная истина |
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности |
В. Абсолютная истина |
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент |
|
5. Информация, соответствующая действительному положению вещей |
В2. Установите соответствие между психическими процессами,
участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ |
ОПИСАНИЕ |
1) ощущение |
А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности |
2) восприятие |
Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов |
3) представление |
В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира |
4) воображение |
Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей |
5) интуиция |
Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств |
6) мышление |
Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств |
В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и
их краткими описаниями.
ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ |
ОПИСАНИЕ |
1)анализ |
А) установление сходства или различия предметов |
2)синтез |
Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части |
3)сравнение |
В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо |
4)понятие |
Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение |
5)суждение |
Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках |
6)умозаключение |
Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов |
В4. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции
(А), а какие – к индукции (В)?
1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.
Следовательно, свинец и медь проводят электричество.
2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.
Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор
также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным
и другим растениям для нормального роста и развития необходим
полив, то есть регулярное естественное или искусственное
внесение в почву определённого количества влаги.
Ответы:
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1 |
5 |
4 |
6 |
3 |
7 |
4 |
8 |
3 |
9 |
4 |
10 |
2 |
11 |
3 |
12 |
1 |
13 |
3 |
14 |
1 |
В1 |
АВББА |
В2 |
ВЕДБАГ |
В3 |
БЕАДВГ |
В4 |
А-1; 2-В |
Проверочная
работа по теме «Знание и познание»
1. И
чувственное, и рациональное познание
1) формирует
знания и представления о предмете 2) использует логические
умозаключения
3)начинается с
ощущения 4) дает наглядный
образ предмета
2. Понятие
– это форма мысли, которая
1) отражает
непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2)выявляет общие
существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3)формирует
наглядный образ предмета
4)фиксирует
различные комбинации ощущений человека
3.
Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет
знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ
предмета
3) осуществляется
в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения
4. Образы
предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека,
называются: 1) представлениями 2)
ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями
5. Рациональное
— это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого
контакта 3) с помощью интуиции 4)
с помощью мышления
6.
Отражение общих и существенных признаков называется:
1) сознанием
2) суждением 3) понятием 4)
ощущением
7. «Зеленым
цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение
является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического
знания 3) эмпирического знания 4) научного знания
8.
Обобщение является составной
частью
1)
производственной деятельности 2) чувственного
познания
3) рационального мышления 4) игровой
деятельности
9. В
отличие от познавательной деятельность школьника, познавательная деятельность
учёного:
1) основывается на
использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к
работе
3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие
нового, достоверного знания
10. Вывод:
«Друзья познаются в беде» — является результатом
1)
паранаучного знания 2)
обобщения жизненного опыта
3) художественного вымысла 4)
экспериментальной проверки
11. Образы
предметов и явлений, которые когда-то воздействовали
на органы чувств
человека,
называются:
1) гипотезами 2) понятиями
3) представлениями 4) мнениями
12.
Критериями истины являются:
1) опыт,
практика 2) мнение руководства 3) соответствие
господствующему в обществе учению
13. В
каких трёх формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение,
восприятие, представление 2)
понятие, представление, умозаключение
3)
понятие, суждение, умозаключение 4)
представление, суждение, ощущение
14. Укажите,
что из перечисленного не является формой чувственного
познания:
1) суждение
2) представление 3) ощущение 4) восприятие
В1.
Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ВИД ИСТИНЫ |
1. Достоверное |
А. Объективная |
2. |
Б. Относительная |
3. Знание, |
В. Абсолютная |
4. Ограниченное |
|
5. Информация, |
В2. Установите
соответствие между психическими процессами,
участвующими в
процессе познания, и их краткими описаниями.
ПСИХИЧЕСКИЕ |
ОПИСАНИЕ |
1) ощущение |
А) «непосредственное |
2) восприятие |
Б) построение на |
3) представление |
В) образ, |
4) воображение |
Г) |
5) интуиция |
Д) «следы» в |
6) мышление |
Е) целостный |
В3. Установите
соответствие между приёмами и формами мышления и
их краткими
описаниями.
ПРИЕМЫ И МЫШЛЕНИЯ |
ОПИСАНИЕ |
1)анализ |
А) установление |
2)синтез |
Б) мысленное |
3)сравнение |
В) форма мысли, |
4)понятие |
Г) процесс |
5)суждение |
Д) мысль, |
6)умозаключение |
Е) мысленное |
Часть 2
1. Вставьте пропущенное слово: «Слово
«__________» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).
2. Вставьте пропущенное словосочетание:
«__________ — средство проверки истинности или ложности того или иного
утверждения, гипотезы и т.п.».
Часть 3 (темы для эссе)
1. «Человек по-настоящему мыслящий черпает
из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов» (Д. Дьюи).
2. «Границ научному познанию и
предсказанию предвидеть невозможно» (Д. Менделеев).
3. «Случайные открытия делают только
подготовленные умы» (В. Паскаль).
4. «Истина имеет неодолимую силу
живучести» (Д. Писарев).
5. «Тысячи путей ведут к заблуждению, к
истине — только один» (Ж.Ж. Руссо).
Ответы:
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1 |
5 |
4 |
6 |
3 |
7 |
4 |
8 |
3 |
9 |
4 |
10 |
2 |
11 |
3 |
12 |
1 |
13 |
3 |
14 |
1 |
В1 |
АВББА |
В2 |
ВЕДБАГ |
В3 |
БЕАДВГ |
В4 |
А-1; |
Тема: «Познание».
Часть1 . Задания уровня А.
Вариант 1.
A1. И чувственное, и рациональное познание1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета
A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они 1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства 3)могут передаваться из поколения в поколение 4)необходимы человеку для рациональной деятельности
A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?
А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников. Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A4. Понятие – это форма мысли, которая
1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений 3)формирует наглядный образ предмета 4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной
власти изучает 1)экономика 2)социология 3)культурология 4)политология
A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета 3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения
A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом 1)теоретического анализа 2)социального эксперимента
3)непосредственного наблюдения 4)обобщения повседневного опыта
A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов. 1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?
1)современная наука стремится к познанию истины 2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными 3)активизировалась борьба на рынке высоких технологии 4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований
A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А. Для науки характерно постижение закономерностей развития
природы, общества и мышления Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается1)психология 2)социология 3)политология 4)культурология
А13. Укажите, что не является теоретическим методом познания: 1. Гипотеза 2. эксперимент 3. теория 4. Аналогия
А14. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная деятельность учёного 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ |
ВИД ИСТИНЫ |
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей |
А. Объективная истина |
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире |
Б. Относительная истина |
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности |
В. Абсолютная истина |
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент |
|
5. Информация, соответствующая действительному положению вещей |
В28. Найдите в приведённом ниже списке отличительные характеристики социального познания и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:
-
рациональное
-
религиозное
-
мифологическое
-
научное
-
чувственное
Эссе по теме «Человек. Познание»
Напишите эссе по темам. Правила написания эссе.
1) написать, что имел в виду автор, что хотел сказать?
2) твое личное мнение – согласен или нет.
3) Приведи аргументы – докажи свою позицию.
1. «Человек вне общества – или Бог, или зверь» (Аристотель) |
Тема: «Познание».
Часть1 . Задания уровня А.
Вариант 2.
А1. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинны только те знания, которые получены
экспериментальным путем Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А2. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1. представлениями 2. ощущениями 3. гипотезами
4. понятиями
А3. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
А4. Возможность получения истинного знания отрицается:
-
философами 2. социологами 3. агностиками 4. духовенством
А4. Отражение общих и существенных признаков называется:
-
сознанием 2. суждением 3. понятием 4. ощущением
А5. Методом эмпирического познания не является:
-
эксперимент 2) наблюдение 3)аналогия 4. описание
А6. Верны ли суждения: А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А7. Верны ли суждения: А. Противоположностью истины может быть другая истина. Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: 1. обыденного знания 2. мифологического знания
3. эмпирического знания 4)научного знания
А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания: А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений. Б. Цель научного познания — получение достоверного знания
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:
Речевая деятельность человека прежде всего связана с
А. Чувственным познанием Б. Абстрактным мышлением
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А11. И абсолютная, и относительная истины: 1) носят объективный характер
2) всегда находят подтверждение на практике 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете 4) могут быть опровергнуты со временем
А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается: 1) этика 2) правоведение 3) социология 4) политология
А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании? А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения. Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А14. Обобщение является составной частью
1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности
В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери¬те соответствующую из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ |
ВИД ИСТИНЫ |
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей |
А. Объективная истина |
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире |
Б. Относительная истина |
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности |
В. Абсолютная истина |
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент |
|
5. Информация, соответствующая действительному положению вещей |
В2. Выберите характеристики чувственного этапа познания и
обведите цифры, под которыми они указаны.
-
отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
-
фиксация существенных свойств предмета
-
сохранение в памяти обобщённого образа предмета
-
утверждение или отрицание чего-либо о предмете
-
отражение в сознании человека отдельных свойств предмета
Эссе по теме «Человек. Познание»
Напишите эссе по темам. Правила написания эссе.
1) написать, что имел в виду автор, что хотел сказать?
2) твое личное мнение – согласен или нет.
3) Приведи аргументы – докажи свою позицию.
1. «Человек вне общества – или Бог, или зверь» (Аристотель) |
А 28. Сознание идеально, а это значит 1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир 2) сознание есть поток душевных переживаний 3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни 4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости
А29. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:
1) социология 2) политология 3) философия 4) история
А30. Какая из перечисленных наук изучает общество?
1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химия
А31. Какая из перечисленных наук изучает общество?
1) лингвистика 2) анатомия 3) генетика 4) юриспруденция
А32. Верны ли следующие суждения? А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности. Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А33. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная
деятельность учёного 1) основывается на использовании эксперимента
2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает
4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
А34. И религиозное, и научное знание:1) имеет объективный характер
2) необходимо человеку для рациональной деятельности 3) может передаваться из поколения в поколение 4) предполагает доказательства
А35. Только в состав научного знания входят:
1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты 3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений
А36. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения: 1) философия
2) история 3) социология 4) политология
А37. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность
выводов. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба неверны
А38. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается
1) этнография 2) социология3) антропология 4) социальная психология
А39. Отличие социологии от других наук об обществе является
-
изучение людей как представителей человеческого рода
-
рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека
-
изучение общества как целостного явления
-
изучение общества во всей конкретности и многообразии
А40. Верны ли суждения о познании? А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания. Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А41. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается
-
в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых 2. при ссылке на тот или иной авторитет в науке
3. в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества
4. в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики
А42. Верны ли следующие суждения о практике?
А. Практика — основа познания и критерий истины.
Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А43. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от
эмпирического? А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления. Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория — эмпирию.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А44. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером
-
художественного образа 2. паранаучного знания 3. суждения на уровне здравого смысла 4. научного знания
А45. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом
-
паранаучного знания 2. обобщения жизненного опыта 3. художественного вымысла 4. экспериментальной проверки
А46. Познание средствами искусства обязательно предполагает
использование 1. отвлечённых понятий 2. художественных образов
3. научных приборов 4. абстрактных моделей
А47. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений. Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А48. Верны ли следующие суждения об истине? А. Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные. Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А49. Результатом познания являются 1. вещи 2. знания 3. учения 4. заблуждения
А50. Верны ли следующие суждения? А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга, оно – его свойство». Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его сознание».
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А51. Верны ли следующие суждения? А. «Особенности сознания находятся только во внешнем мире, в деятельности человека». Б. «Сознание является исключительно функцией мозга и не зависит от воздействия окружающей среды». 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А52. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали
на органы чувств человека, называются: 1. гипотезами 2. понятиями 3. представлениями 4. мнениями
А53. Критериями истины являются: 1. опыт, практика 2. мнение руководства 3. соответствие господствующему в обществе учению 4. соответствие законам логики
А54. В каких трёх формах проявляется рациональное познание? 1. ощущение, восприятие, представление 2. понятие, представление, умозаключение 3. понятие, суждение, умозаключение 4. представление, суждение, ощущение
А55. Верны ли следующие суждения о научном познании? Теоретические научные знания А. Фиксируются в виде законов. Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А56. И чувственное, и рациональное познание 1. направлены на поиск истины 2. опираются на представления о предмете 3. начинаются с субъективных ощущений 4. отражают существенные свойства предмета
А57. Примером какого вода знания является утверждение: «Задатки
– природная основа способностей»? 1. паранаучного 2. мифологического
3. научного 4. обыденного
А58. Укажите, что не является теоретическим методом познания: 1. гипотеза
2. эксперимент 3. теория 4. аналогия
А59. Утопичное познание отличается от знаний, приобретённых в
повседневной жизни людей тем, что оно:
-
развивается стихийно, в процессе овладения «живым» опытом людей
-
приобретается без специальной познавательной деятельности
-
намеренно искажает представления о действительности
-
определяется общественной практикой
А60. Научное познание отличается от художественного тем, что
оно:
-
реализует себя в культе
-
предполагает доказательства
-
мыслит в художественных образах
-
мыслит в понятиях
А61. Укажите, что из перечисленного не является формой
чувственного познания:
-
суждение
-
представление
-
ощущение
-
восприятие
А62. Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно:
-
развивается в процессе овладения «живым» опытом людей
-
сознательно акцентирует домыслы и предпосылки
-
намеренно искажает представления о действительности
обладает системным походом, специфическим языком, только ему присущими методами и формами познания и, в конечном счёте, определяется общественной практикой
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Вариант 1
А 1. Тип голосования, при котором избиратель
имеет больше голосов, чем количество зарегистрированных
кандидатов, называется:
1) альтернативным;
2) коммулятивным;
3) лимитированным;
4) профицитным.
А 2. Убеждение в том, что политика – это сфера
деятельности политической элиты, характерно для
идеологии:
1) либерального реформизма;
2) либерализма;
3) консерватизма;
4) демократического социализма.
А 3. Последователей индуизма в мире насчитывается
свыше:
1) 750 млн;
2) 500 млн;
3) 5 млн;
4) 25 млн.
А 4. Что представляет собой постнеклассическое
искусство?
1) адекватное описание действительности;
2) выражение жизни человека;
3) коммуникацию разнообразных культурных миров;
4) открытый гуманитарно-антропологический проект.
А 5. Одной из функций современной науки является
функция:
1) аксиологическая;
2) компенсаторная;
3) гедонистическая;
4) суггестивная.
А 6. Что выражает категория ответственности?
1) моральный самоконтроль;
2) самостоятельное управление своей деятельностью;
3) самооценку совершаемых поступков;
4) формирование для себя нравственных обязанностей.
А 7. Цены, при помощи которых государство оказывает
косвенное влияние на уровень цен на определенные
виды продуктов и услуг, называются:
1) фиксированные;
2) договорные;
3) равновесные;
4) регулируемые.
А 8. Ценная бумага, дающая право на покупку других
ценных бумаг при их первичном размещении по определенной
цене и продаваемая эмитентом этих ценных
бумаг, – это:
1) облигация;
2) варрант;
3) опцион;
4) вексель.
А 9. Институциональная безработица вызвана:
1) функционированием институтов рынка труда;
2) неодинаковыми объемами производства в различные периоды
времени;
3) перемещением людей с одной работы на другую;
4) изменениями в технологиях производства.
А 10. Юридические факты закрепляются:
1) в санкциях;
2) диспозициях;
3) гипотезах;
4) юридических событиях.
А 11. Кто из философов и социологов признавал
социальные группы в качестве элементов социальной
системы?
1) М. Вебер;
2) Э. Дюркгейм;
3) П. Сорокин;
4) А. Тойнби.
А 12. Объединения людей, связанных общим делом,
общими интересами и целями, называются:
1) статусными группами;
2) профессиональными группами;
3) функциональными группами;
4) демографическими группами.
А 13. Основы теории социальной стратификации
разработал:
1) К. Маркс;
2) Дж. Мид;
3) Э. Дюркгейм;
4) М. Вебер.
А 14. Какая классово-стратификационная структура
наиболее распространена в современной европейской
социологии?
1) семичленная;
2) трехчленная;
3) пятичленная;
4) четырехчленная.
А 15. Лютеранство и кальвинизм являются течениями:
1) ислама;
2) православия;
3) протестантизма;
4) католицизма.
А 16. Административная деликтоспособность наступает
по достижении:
1) 14 лет;
2) 16 лет;
3) 18 лет;
4) 21 года.
А 17. Призывал отказаться от идеологии как механизма
социальной регуляции:
1) Д. Белл;
2) У. Ростоу;
3) Н. Данилевский;
4) А. Тоффлер.
А 18. Выразителем принципов смешанной экономики
является:
1) К. Маркс;
2) М. Фридман;
3) Дж. Кейнс;
4) А. Смит.
А 19. В основу современной науки положены идеи:
1) Г. Галилея, И. Ньютона;
2) А. Эйнштейна, Э. Резерфорда;
3) Д.И. Менделеева, Ч. Дарвина;
4) Н. Бора, Г.А. Гамова.
А 20. Основателем методологии опытной науки является:
1) Дж. Локк;
2) Ф. Бэкон;
3) Р. Декарт;
4) Л. да Винчи.
В каждом задании данной части ( А 21 – А 30) должно быть несколько
правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте
в графе ответов.
А 21. Основные факторы производства – это:
1) земля;
2) труд;
3) капитал;
4) предпринимательские способности.
А 22. Важнейшими формами международных экономических
отношений выступают:
1) движение капиталов и международных инвестиций;
2) обмен в области науки и техники;
3) многоукладность экономики;
4) миграция труда.
А 23. К числу глобальных проблем относятся:
1) распространение рыночной экономики во всем мире;
2) угроза техногенных катастроф;
3) современное состояние экологии;
4) переход к информационному обществу.
А 24. Основными ролями в семье являются:
1) роль ответственного за материальное обеспечение семьи;
2) роль ответственного по уходу за младенцем;
3) роль организатора развлечений;
4) роли начальника и подчиненного.
А 25. В качестве основных источников права в юридической
науке выделяют:
1) правовой обычай;
2) правовой прецедент;
3) правовую доктрину;
4) подзаконный нормативно-правовой акт.
А 26. В число элементов здорового образа жизни
не входят:
1) психическая и эмоциональная неустойчивость;
2) экологическая неграмотность;
3) отказ от курения, алкоголя, наркотиков;
4) безопасное поведение дома, на улице и в школе.
А 27. Массовые политические движения выполняют
в обществе функции:
1) дестабилизации общества;
2) демократизации общества;
3) ограничения деятельности гражданского общества;
4) дополнения деятельности государства.
А 28. Основными разделами закона «О защите прав
потребителей» являются:
1) защита прав потребителей при продаже товаров;
2) защита прав потребителей при выполнении работ или
оказании услуг;
3) защита прав потребителей при обмене товаров;
4) государственная и общественная защита прав потребителей.
А 29. Основные вопросы, которые решает экономика,
– это:
1) что производить;
2) для кого производить;
3) как производить;
4) кто будет производить.
А 30. Выделите основные компоненты рынка труда:
1) конкуренция;
2) предложение;
3) предметы и средства труда;
4) цена рабочей силы.
Вариант 2
А 1. Конкретно-историческая система сложившихся
закономерным образом отношений, в которые
люди вступают в процессе своей жизнедеятельности,
называется:
1) общественный строй;
2) формация;
3) общество;
4) образ жизни.
А 2. К какой общественно-исторической эпохе относится
установка «природа – не храм, а мастерская, и
человек в ней – работник»?
1) Античность;
2) Возрождение;
3) Средние века;
4) становление промышленного капитализма.
А 3. Что является движущей силой действий каждого
человека и общества в целом как социальной системы?
1) познание;
2) интерес;
3) вера;
4) творчество.
А 4. Согласно какому подходу всемирная история
выступает как единый процесс поступательного развития
человечества?
1) унитарно-стадиальному;
2) цивилизационному;
3) синтетическому;
4) смешанному.
А 5. Непрепятствование событиям идти своим чередом
(в политической жизни) называется:
1) конформизм;
2) абстенционизм;
3) ксенофобия;
4) пассивность.
А 6. Обязательство, оформленное в виде ценной
бумаги, передающее право на покупку (продажу) другой
ценной бумаги по определенной цене до или на определенную
дату, – это:
1) варрант;
2) вексель;
3) фьючерс;
4) опцион.
А 7. Определите вид инфляции, возникающей из-за
роста цен потребительских товаров и производственных
ресурсов:
1) инфляция издержек;
2) гиперинфляция;
3) открытая инфляция;
4) инфляция спроса.
А 8. Широкое духовное течение, признающее право
разума на критическое рассмотрение религии называется:
1) рефлексия;
2) свободомыслие;
3) ереси;
4) атеизм.
А 9. Выделите признак норм права в отличие от
норм морали:
1) предусмотрены санкции за их нарушение;
2) носят неофициальный характер;
3) основаны на выявлении мотивов поступков человека;
4) имеют большой простор для толкования и применения.
А 10. Стремление каждой стороны утвердить свою собственную
позицию – это:
1) дискуссия;
2) полемика;
3) продуктивный диалог;
4) непродуктивный диалог.
А 11. Укажите сферу философского знания, обращенную
к изучению человека, фундаментальных основ
его бытия:
1) гносеология;
2) философская антропология;
3) социальная философия;
4) онтология.
А 12. Что характерно для научного познания?
1) опора на обыденный опыт;
2) системность и обоснованность;
3) опора на субъективные ощущения;
4) терминологическая размытость.
А 13. Унитарные предприятия, основанные на праве
хозяйственного ведения, создаются:
1) только РФ;
2) РФ, субъектами РФ и муниципальными органами;
3) РФ и юридическими лицами;
4) РФ и гражданами.
А 14. Дисциплинарной является санкция:
1) предупреждение;
2) замечание;
3) штраф;
4) конфискация имущества.
А 15. Досрочное прекращение президентских полномочий
возможно:
1) в результате отставки президента;
2) по решению Государственной думы;
3) по заключению Верховного суда РФ;
4) по определению Конституционного суда РФ.
А 16. Субъектами правоотношений не являются:
1) государство;
2) юридические лица;
3) нематериальные блага;
4) апатриды.
А 17. Какой фактор является наиболее значимым
в процессе социализации человека?
1) генетический фактор;
2) групповой опыт;
3) физическое окружение;
4) социальный статус.
А 18. В основе какой избирательной системы лежит
принцип большинства при определении результатов голосования?
1) пропорциональной;
2) смешанной;
3) мажоритарной;
4) авторитарной.
А 19. Построение оригинальных культурных продуктов,
обеспечивающих динамичное развитие конкретного
типа культуры, – это:
1) творчество;
2) искусство;
3) культурная эволюция;
4) культурная инновация.
А 20. Как понимается человек в западной культуре?
1) как направленный на самосозерцание;
2) направленный на преобразование внешнего мира;
3) следующий традиции;
4) гармонично относящийся к природе.
В каждом задании данной части (А 21 – А 30) должно
быть несколько правильных ответов. Номера выбранных
ответов отметьте в графе ответов.
А 21. Какие уровни взаимодействия культур можно
выделить?
1) этнический;
2) цивилизационный;
3) межнациональный;
4) межгрупповой.
А 22. Государственную власть осуществляют:
1) Генеральный прокурор РФ;
2) Президент РФ;
3) Центральный банк РФ;
4) аппарат Президента РФ.
А 23. Как подразделяются цены по характеру торговых
операций товарами и услугами?
1) оптовые;
2) розничные;
3) фиксированные;
4) тарифы.
А 24. Какие вы знаете виды республик?
1) конституционная;
2) президентская;
3) парламентская;
4) смешанная.
А 25. Определите налоги, выделяемые по принципу
механизма их формирования:
1) налоги с заработанных налогов;
2) прямые налоги;
3) косвенные налоги;
4) налоги с дивидендов.
А 26. В чем специфика классической модели искусства?
1) искусство – это способ описать мир в художественных
произведениях;
2) доминирование в творчестве аспектов мастерства;
3) искусство – продукт творческого воображения;
4) искусство – коммуникация различных миров.
А 27. С помощью каких средств государство регулирует
экономику?
1) уголовных законов;
2) политических средств;
3) административных средств;
4) экономических средств.
А 28. Каковы причины возникновения государства?
1) климатические факторы;
2) демографические факторы;
3) возникновение частной собственности;
4) антропологические факторы.
А 29. Выделите уровни познавательной деятельности:
1) рациональный;
2) практический;
3) теоретический;
4) чувственный.
А 30. Типы межличностных отношений разделяют:
1) по результатам взаимодействия;
2) формам воздействия;
3) количеству взаимодействующих индивидов;
4) степени эмоциональности и регламентации.
Вариант 3
А 1. Что представляет собой социальная революция
с точки зрения В. Парето?
1) насильственное обновление состава правящей элиты;
2) борьба между социальными классами-антагонистами;
3) борьба элит, существующих в различных общественных подсистемах;
4) борьба политической и экономической элит.
А 2. Личность человека – это:
1) целостность социальных свойств человека;
2) сочетание особенностей, отличающих одного человека от
другого;
3) отдельно взятый человек, представитель человеческого рода;
4) психические характеристики человека.
А 3. К какому виду институциональных признаков
относится демократия в государстве?
1) установки и стандарты поведения;
2) символические и культурные признаки;
3) кодексы поведения;
4) идеология.
А 4. Для какого способа преодоления ролевого
конфликта характерна процедура самообмана?
1) рационализация ролей;
2) разделение ролей;
3) ранжирование ролей;
4) регулирование ролей.
А 5. Что является критерием многомерной стратификации
в обществе?
1) определенный ранговый параметр;
2) определенный номинальный параметр;
3) определенный статусный профиль;
4) определенная социальная роль.
А 6. Общим признаком президентской и парламентской
республик является:
1) наличие поста президента как главы государства;
2) возможность роспуска парламента;
3) возможность отрешения президента от должности в порядке
прохождения процедуры импичмента;
4) наличие у парламента права вотума недоверия правительству.
А 7. Систематическое уклонение от участия в политической
жизни – это:
1) анархизм;
2) популизм;
3) экстремизм;
4) абсентеизм.
А 8. Что является подзаконным нормативным актом?
1) правовой обычай;
2) нормативный указ Президента РФ;
3) Уголовный кодекс;
4) международный договор РФ.
А 9. Уголовное дело об экономическом преступлении
подведомственно:
1) Арбитражному суду;
2) Конституционному суду;
3) судам общей юрисдикции;
4) уставному суду субъекта РФ.
А 10. Какое из следующих утверждений является
правильным?
1) бухгалтерские издержки + экономические издержки =
нормальная прибыль;
2) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = явные издержки;
3) бухгалтерская прибыль – неявные издержки = экономическая прибыль;
4) экономическая прибыль – неявные издержки = бухгалтерская прибыль.
А 11. Инструментом денежно-кредитной политики
не является:
1) регулирование нормы обязательных резервов;
2) изменение налоговых ставок;
3) операции на открытом рынке;
4) регулирование учетной ставки процента.
А 12. В каком году в России была создана прокуратура?
1) в 1918 г.
2) 1722 г.
3) 1923 г.
4) 1861 г.
А 13. К чему привела приватизация предприятий
в 90-х годах ХХ века в России?
1) к либерализации цен;
2) либерализации нравов;
3) либерализации управления экономикой;
4) либерализации рынка капитала.
А 14. Какую роль перестают выполнять деньги при
высокой инфляции?
1) средства обращения;
2) средства потребления;
3) средства общения;
4) меры стоимости.
А 15. Наиболее известными теоретиками информационного
и постиндустриального общества являются:
1) К. Маркс и Ф. Энгельс;
2) П. Сорокин и А. Тойнби;
3) Д. Бэлл и А. Тоффлер;
4) М. Вебер и Э. Дюркгейм.
А 16. Какое понимание культуры верно?
1) культура – это «социальная наследственность», не передающаяся
биологически;
2) культура – это духовное развитие и богатство человека;
3) культура – это образ жизни определенного народа;
4) верны все высказывания.
А 17. Из какого факта Э. Кассирер выводит феномен
культуры?
1) из факта несовершенства биологической природы человека;
2) факта существования культуры;
3) факта возникновения письменности;
4) факта колоссальных возможностей человека.
А 18. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:
1) вниз и влево;
2) по вращению часовой стрелки;
3) вверх и вправо;
4) против часовой стрелки.
А 19. В систему федеральных судов не входит:
1) Верховный суд РФ;
2) Высший арбитражный суд РФ;
3) Конституционный суд РФ;
4) Конституционный суд республики в составе РФ.
А 20. Власть толпы – это:
1) демократия;
2) охлократия;
3) плутократия;
4) аристократия.
В каждом задании данной части (А 21 – А 30) должно быть несколько
правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в
графе ответов.
А 21. Какие правомочия собственника зафиксированы
в гражданском праве?
1) распоряжение;
2) употребление;
3) владение;
4) право продажи собственности.
А 22. К основным экономическим правам человека,
согласно Конституции РФ, относятся:
1) право на обращение;
2) право частной собственности;
3) право на свободу предпринимательской деятельности;
4) право на жилище.
А 23. Ранними формами религиозных верований
не являются:
1) митраизм;
2) анимизм;
3) манихейство;
4) фетишизм.
А 24. Сферами (видами) государственного регулирования
рыночной экономики являются:
1) ограничение конкуренции;
2) рынок труда;
3) рынок земли;
4) регулирование внешнеэкономической деятельности.
А 25. Какие факторы характеризуют уровень
и качество жизни населения?
1) состояние трудовых ресурсов;
2) развитие сферы искусства;
3) развитие социальной сферы;
4) качество и доступность системы образования.
А 26. Каковы общие тенденции в развитии современного
образования?
1) гуманитаризация;
2) гуманизация;
3) интернационализация;
4) национализация.
А 27. Какие функции выполняют политические
партии?
1) выявление интересов социальных групп и отдельных граждан;
2) формирование общественного мнения в пользу своей партии;
3) реализация интересов правительства;
4) заключение международных договоров от имени государства.
А 28. Пределы-условия законодательной власти
по Дж. Локку:
1) правитель стоит над законом;
2) законы предназначаются для блага народа;
3) без согласия народа нельзя увеличивать налоги;
4) власть должна наследоваться.
А 29. Основными формами бытия являются:
1) чувственное бытие;
2) бытие социального;
3) бытие процессов природы;
4) бытие духовного.
А 30. К биологизаторским концепциям человека
относятся:
1) социал-дарвинизм;
2) расизм;
3) марксизм;
4) экзистенциализм.
Вариант 4
А 1. Совокупность исторически сложившихся связей
и отношений между людьми и формами их совместной
деятельности – это:
1) социальная структура;
2) социальные отношения;
3) общество;
4) общение.
А 2. Устойчивая система социальных связей и
норм, объединяющих людей вокруг ряда основных потребностей
общественной жизни, – это:
1) социальный институт;
2) социальная сфера;
3) социальная группа;
4) общество.
А 3. Окружающая среда, качество которой обеспечивает
устойчивое функционирование естественных
экологических систем, называется:
1) благоприятной окружающей средой;
2) природным комплексом;
3) естественной экологической системой;
4) загрязненной окружающей средой.
А 4. Кто выдвинул «патриархальную» теорию происхождения
государства?
1) Т. Гоббс;
2) Дж. Локк;
3) Филмер;
4) Аристотель.
А 5. Хозяйственное объединение закрытого типа с
ограниченным числом участников называется:
1) корпорация;
2) товарищество;
3) предпринимательство;
4) акционерное общество.
А 6. Процесс отвержения другой культуры мигрантом
и сохранение своей собственной культуры называется:
1) ностальгией;
2) аккультурацией;
3) ассимиляцией;
4) сепарацией.
А 7. Принцип жесткого детерминизма в развитии
мира отстаивал:
1) И. Кант;
2) П. Лаплас;
3) К. Маркс;
4) Н. Бердяев.
А 8. В экономической глобализации ведущую роль
играют (-ет):
1) транснациональные корпорации;
2) Всемирная торговая организация;
3) Международный валютный фонд;
4) Римский клуб.
А 9. Большая группа людей, территориально оторванная
от своего народа и поселившаяся в другой
стране, называется:
1) диаспорой;
2) идиомой;
3) этносом;
4) племенем.
А 10. По закону «О выборах депутатов Государственной
думы СФ РФ» для проведения выборов депутатов
Государственной думы по одномандатным округам
образовывались:
1) 250 одномандатных округов;
2) 450 одномандатных округов;
3) одномандатные округа не выделяются;
4) 225 одномандатных округов.
А 11. Экономическая теория, исследующая взаимосвязи
реальных экономических отношений, называется:
1) позитивной;
2) классической политэкономией;
3) нормативной;
4) межотраслевой.
А 12. Система правовых норм, регулирующих
имущественные и связанные с ними личные неимущественные
отношения, – это:
1) финансовое право;
2) гражданское право;
3) экономическое право;
4) уголовное право.
А 13. Цивилизация – это:
1) социальная и культурная общность людей, которая опирается
на единую систему основных духовных ценностей;
2) социальная и культурная общность людей, которая опирается
на обособление человека от природы;
3) социальная и культурная общность людей, которая опирается
на удовлетворение социальных потребностей человека;
4) все суждения неверные.
А 14. Первый мировой энергетический кризис разразился
в промышленно развитых странах Запада:
1) в 60-е гг. ХХ в.
2) 70-е гг. ХХ в.
3) 80-е гг. ХХ в.
4) 90-е гг. ХХ в.
А 15. Потерявший работу из-за спада в экономике
попадает в категорию:
1) фрикционных безработных;
2) циклических безработных;
3) структурных безработных;
4) добровольных безработных.
А 16. Главной причиной перехода от первобытного
общества к древним цивилизациям стало (-а):
1) расширение знаний людей о природе;
2) начало организованной производственной деятельности
человека;
3) замена потребляющего типа хозяйства производящим;
4) возникновение основных мировых религий.
А 17. Ноосферой называется:
1) среда обитания человечества, управляемая научным разумом;
2) единая среда обитания человечества, животных и окружающей
атмосферы;
3) биосистема Земли;
4) система экологически чистых источников энергии.
А 18. Достаточность ресурсов для удовлетворения
определенных потребностей – это:
1) абсолютная ограниченность ресурсов;
2) относительная ограниченность ресурсов;
3) неограниченность ресурсов;
4) умеренная достаточность ресурсов.
А 19. Конституция РФ включает в себя:
1) 137 статей;
2) 138 статей;
3) 121 статью;
4) 154 статьи.
А 20. Способы и методы осуществления политической
власти в обществе называются:
1) формой правления;
2) формой регуляции;
3) институтом лидерства;
4) политическим режимом.
В каждом задании данной части (А 21 – А 30) должно быть несколько
правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в
графе ответов.
А 21. Критериями истины являются:
1) опыт, практика;
2) мнение руководства;
3) соответствие господствующему в обществе учению;
4) соответствие законам логики.
А 22. Руководство деятельностью каких правоохранительных
органов осуществляет Президент РФ?
1) Прокуратуры РФ;
2) Федеральной службы безопасности;
3) адвокатуры;
4) Министерства юстиции РФ.
А 23. По своему характеру налоги подразделяются:
1) на прямые;
2) кредитные;
3) косвенные;
4) скрытые.
А 24. Выделите правильные, согласно Аристотелю,
формы правления:
1) монархия;
2) аристократия;
3) демократия;
4) полития.
А 25. Каковы основные параметры неравенства,
выделяемые П. Сорокиным?
1) природные различия;
2) экономическая стратификация;
3) профессиональная стратификация;
4) политическая стратификация.
А 26. Общества, различающиеся по возможностям
социальной мобильности, – это:
1) статичные;
2) «закрытые»;
3) мобильные;
4) «открытые».
А 27. Важнейшими эмпирическими методами науки
являются:
1) наблюдение;
2) измерение;
3) эксперимент;
4) дедукция.
А 28. Позиция, согласно которой определенная национальная
общность считается центральной и все другие
соизмеряются с ней, выражается в понятиях:
1) патриотизм;
2) этноцентризм;
3) национализм;
4) шовинизм.
А 29. В сознании человека можно выделить следующие
сферы:
1) познавательную;
2) эмоциональную;
3) созерцательную;
4) волевую.
А 30. Мировыми религиями не являются:
1) христианство;
2) даосизм;
3) иудаизм;
4) ислам.
Вариант 5
А 1. К причинам многообразия форм общественной
жизни относится:
1) различие природных условий;
2) историческая среда существования;
3) различие географических условий;
4) все вышеперечисленное.
А 2. Стратегия, при которой стороны стремятся
урегулировать разногласия путем взаимных уступок,
называется:
1) сотрудничество;
2) конформизм;
3) компромисс;
4) оппортунизм.
А 3. Римский клуб – это международная организация,
действующая в целях:
1) мониторинга жизненного уровня населения Италии;
2) исследования развития общества в эпоху НТР;
3) исследования развития экономики в европейских странах;
4) исследования мировых экологических проблем.
A 4. Кто из ученых является автором теории, согласно
которой индивид формируется как личность через
исполнение ролей других людей?
1) М. Вебер;
2) Дж. Мид;
3) Э. Дюркгейм;
4) З. Фрейд.
А 5. В процедуре отрешения Президента РФ от
должности участвует:
1) Генеральная прокуратура РФ;
2) Высший арбитражный суд РФ;
3) Совет Федерации;
4) уполномоченный по правам человека РФ.
А 6. Фактический ВВП равен потенциальному,
если нулю равен:
1) уровень фактической безработицы;
2) уровень естественной безработицы;
3) уровень циклической безработицы;
4) уровень структурной безработицы.
А 7. Общим признаком президентской и парламентской
республик является:
1) наличие поста президента как главы государства;
2) возможность роспуска парламента;
3) возможность отрешения президента от должности
в порядке прохождения процедуры импичмента;
4) наличие у парламента права вотума недоверия правительству.
А 8. Мелкие бытовые сделки не могут совершать:
1) частично дееспособные граждане;
2) недееспособные граждане;
3) ограниченно дееспособные граждане;
4) несовершеннолетние граждане в возрасте от 6 до 14 лет.
А 9. В каком соотношении между собой находятся
материальная и духовная культуры?
1) не зависят друг от друга;
2) материальная культура первична по отношению к духовной;
3) духовная культура первична по отношению к материальной
культуре;
4) первичность материальной или духовной культур не может
быть определена вне зависимости от ситуационного
контекста.
А 10. Чем отличаются социальные отношения от
социальных взаимодействий?
1) социальные отношения менее устойчивы;
2) социальные отношения требуют мобилизации и использования
значительных ресурсов;
3) социальные отношения имеют ярко выраженные смысл,
эмоциональную окраску и содержание;
4) при социальных отношениях индивиды обладают более выраженными
и четкими мотивами и социальными установками.
А 11. Исчисленная в денежном выражении стоимость
созданного в стране в течение года совокупного
продукта называется:
1) валовым национальным продуктом;
2) валовым внутренним продуктом;
3) национальным доходом;
4) совокупным спросом.
А 12. Способность гражданина своими действиями
приобретать и осуществлять гражданские права, создавать
для себя гражданские обязанности и исполнять
их – это:
1) гражданская правоспособность;
2) гражданская дееспособность;
3) деликтоспособность;
4) квазиделикт.
А 13. Отличительным признаком правового государства
является:
1) взаимная ответственность государства и личности;
2) отсутствие эффективных форм контроля за соблюдением
прав;
3) ущемление свобод личности;
4) монополизация власти.
А 14. В чем заключается основная функция нормативной
культуры?
1) в формировании системы ценностей общества;
2) cтимулировании общественного развития;
3) детерминации социальных инноваций;
4) регуляции поведения членов общества.
А 15. Разновидностью какого типа дифференциации
общества является кастовое деление?
1) социальной стратификации;
2) горизонтальной дифференциации общества;
3) культурной ассимиляции;
4) амальгамизации.
А 16. Исключительной чертой исполнительной власти,
отличающей ее от представительной (законодательной),
является:
1) выборность;
2) политический характер решений и действий;
3) право на легитимное принуждение;
4) право принятия законов.
А 17. Извлечение полезных свойств вещи – это:
1) владение;
2) пользование;
3) распоряжение;
4) отчуждение.
А 18. Внутренний регулятор поведения человека,
основанный на воле, долге, совести, – это:
1) право;
2) мораль;
3) искусство;
4) религия.
А 19. Согласно Платону, благо может быть достигнуто:
1) путем самосовершенствования;
2) в сверхъестественном мире;
3) в правильно устроенном обществе;
4) только в мечтах.
А 20. Религиозная организация в христианской
культуре называется:
1) культ;
2) церковь;
3) епархия;
4) приход.
В каждом задании данной части (А 21 – А30) должно быть несколько
правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в
графе ответов.
А 21. К религиозно-философским концепциям, проповедующим
созерцательную пассивность человека, относятся:
1) конфуцианство;
2) буддизм;
3) даосизм;
4) христианство.
А 22. Выделите основные цели менеджмента:
1) преодоление гиперинфляции;
2) получение сверхприбыли;
3) повышение качества продукции и увеличение прибыли
предприятия;
4) достижение наивысшей эффективности экономической
деятельности фирмы.
А 23. Каковы взгляды Ж.-Ж. Руссо на общественный
договор?
1) естественное состояние – это «золотой век человечества»;
2) государство возникает в результате войн и покорения одних
народов другими;
3) народ имеет право на революционный разрыв общественного
договора;
4) идеалом государственного устройства является демократическая
республика.
А 24. Выделите черты, характерные для мифологического
мировоззрения:
1) антропосоциоморфизм;
2) образность;
3) строгая логическая структура;
4) синкретичность.
А 25. Выделите признаки, определяющие характер
экономической системы:
1) форма собственности на средства производства;
2) активность кредитно-финансовой политики;
3) способ координации и управления экономической деятельностью;
4) классификация факторов производства.
А 26. К факторам производства относятся:
а) предпринимательские способности;
б) земля, ее богатства;
в) труд;
г) техника.
А 27. В основе объединения людей по этническому
принципу лежат:
1) общность происхождения и культуры;
2) экзогамная семья;
3) единство языка;
4) одинаковость пищевых предпочтений.
А 28. Определите представителей теории локальных
обществ:
1) О. Шпенглер;
2) Платон;
3) Ш. Монтескье;
4) Н. Данилевский
А 29. Выберите признаки, характерные для эллинистической
монархии:
1) наличие постоянной армии;
2) централизация власти и административного аппарата;
3) сохранение внешнеполитической самостоятельности полисов;
4) сохранение элементов местного самоуправления в полисе.
А 30. К коммерческим юридическим лицам относятся:
1) фонд;
2) учреждение;
3) акционерное общество;
4) товарищество на вере.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Категория: Философия | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0