Чем поможет эта статья: Вы узнаете, когда и как можно обсуждать промахи подчиненных, а также стоит ли критиковать начальника.
От чего убережет: От недопонимания или конфликтов с сотрудниками, которые посчитали ваши замечания несправедливыми или некорректными.
Указывать подчиненным на их недостатки — дело обычное, ведь редкий начальник бывает доволен своими сотрудниками на все 100 процентов. Разумная критика нередко оказывается одним из самых действенных инструментов мотивации. Однако грамотно и эффективно отчитывать людей очень непросто. В этой статье мы поговорим о том, как главному бухгалтеру ругать сотрудников, чтобы не отбить у них желание работать.
Правила конструктивной критики
Умение критиковать — это целое искусство. Грамотная критика вызывает у людей желание исправить ошибки, повышает самооценку и укрепляет веру в свои силы. Поэтому основная задача любого руководителя, который делает замечание работнику, — не напугать или наказать его, а помочь справиться с ситуацией и привести к нужному результату. Вот несколько советов, как общаться с подчиненным, который дал вам повод для критики.
Осторожно!
Неумелая критика только отобьет у подчиненного желание исправиться.
Обсуждайте промахи сотрудника наедине. Прилюдный нагоняй не только смутит, но и унизит человека, а также создаст барьер между вами. А без согласия и доверия сотрудника, утраченных в воспитательной борьбе, очень трудно будет достичь хороших результатов.
Не откладывайте разговор в долгий ящик, желательно провести «разбор полетов» сразу же, как только сотрудник допустил ошибку. Не нужно устраивать разнос в конце рабочего дня или перед обедом, чтобы не вызывать у оппонента дополнительное раздражение. И не припоминайте человеку все его грехи за последние несколько лет — в противном случае вы будете выглядеть мстительной фурией.
Частая ошибка
Не нужно устраивать «разбор полетов» в конце дня — лучше критиковать сразу, как только обнаружится ошибка.
Спокойный и дружелюбный тон — один из главных секретов коммуникации. Не изображайте из себя грозного учителя, который отчитывает провинившегося ученика. Помните, что никто не безупречен, в том числе и вы сами.
Прежде чем критиковать, похвалите. В работе каждого сотрудника есть положительные моменты, озвучьте их. Это создаст доверительную атмосферу, а также снизит напряжение оппонента и настроит его на конструктивный разговор.
Формулируйте замечания четко и ясно. Те, кого вы критикуете, должны однозначно понять, что от них требуется. В разговоре используйте «Я-послания» — вместо осуждения поступка собеседника опишите свое эмоциональное состояние, возникшее в результате. Например: «Меня беспокоит ситуация Я думаю, что лучше было бы». С помощью таких фраз вы не сможете обидеть собеседника, ведь вы не оцениваете его поступки, а лишь выражаете свои ощущения.
Не отождествляйте человека и проблему. Перед вами стоит задача исправить качество работы подчиненного, а не его самого. Если вы перейдете на личности, то человек перестанет воспринимать ваши слова и отдалится от вас. Не обвиняйте, ведь вам нужно совместно найти решение, а не унизить или растоптать работника.
Как критиковать сотрудников с разными темпераментами
Обсуждая с подчиненными их слабые стороны, необходимо учитывать их индивидуальные особенности — характер, настроение, опыт работы. С кем-то можно пошутить, а кого-то ваш ироничный тон может обидеть. Робких — подбодрить, а к тем, кто сознательно не выполняет работу, предъявить жесткие требования. Новичков критикуйте мягче, будьте снисходительны и предлагайте свои методы исправления ошибок. Опытному сотруднику обязательно дайте высказаться, возможно, у него есть уважительные причины, по которым он не справился с заданием.
Рассмотрим сотрудников бухгалтерии, относящихся к разным типам темперамента, и дадим рекомендации, как их оптимально критиковать.
«Сангвиник»
Татьяна, заместитель главного бухгалтера. Татьяна активная и работоспособная девушка. Пришла в компанию пару лет назад простым бухгалтером и быстро доросла до вашего зама. Таня постоянно ходит на курсы и семинары, читает профессиональную литературу, общается с коллегами на бухгалтерских форумах. Любит узнавать что-то новое и с энтузиазмом принимается внедрять в бухгалтерии полученные знания. Однако так же быстро остывает и теряет интерес, бросает начатое дело на полпути, поэтому вам приходится следить, чтобы работа была доведена до конца.
Критиковать сангвиников следует, делая акцент на их сильных качествах и неиспользованных ресурсах (энергичности, коммуникабельности, трудолюбии). Обычно такие подчиненные конструктивно воспринимают замечания руководства и стараются устранить недочеты в своей работе, сделать ее более эффективной. Главное в разговоре с ними — тактичность и терпимость. С Татьяной можно использовать критику-удивление: «Как? Отчет еще не доделан? С твоими-то знаниями? Не сомневаюсь, что ты способна его закончить за несколько часов!»
«Меланхолик»
Инна Александровна, бухгалтер-кассир. Инна Александровна натура тонкой душевной организации. Избегает любых конфликтов с коллегами, чтобы не портить себе карму. Хорошие отношения в коллективе являются для нее необходимым условием для эффективной работы. Одно недоброе слово или косой взгляд — и сотрудница бежит к вам в кабинет за поддержкой. Без вашего совета она не может решить, стоит ли ей пойти на второе высшее, покупать ли машину в кредит и идет ли ей короткая стрижка. Такая беспомощность со временем может утомить даже святого. Да и работает Инна Александровна по-разному. Если с утра она встала с той ноги и ее никто не толкнул в метро, то она довольно сносно справляется со своими обязанностями. Но если водитель автобуса захлопнул двери перед ее носом и уехал, на улице дождь или по радио передали грустную песню, то женщина впадает в уныние на весь день и работа у нее совсем не ладится. В такие моменты она может забыть съездить в банк или указать не ту сумму в платежке.
Подчиненный меланхолик может стать настоящим испытанием для руководителя. Не каждый решится сделать замечание расстроенному человеку, который в результате опечалится еще больше и совсем не сможет работать. Однако это не означает, что вы вообще никогда не должны ее критиковать. Сначала попробуйте донести до сотрудницы, что вы понимаете и поддерживаете ее. При позитивных отношениях с начальником меланхолики — преданные и стабильные сотрудники. Говорите о ее недостатках в работе мягко и дружелюбно, поинтересуйтесь причинами неудач, предложите свою помощь. Заверьте ее, что она всегда может на вас рассчитывать. Действенными будут такие слова: «Я хорошо вас понимаю, у меня тоже во время магнитных бурь раскалывается голова, но отчет о движении средств нужен мне сегодня вечером. Я очень на вас полагаюсь!»
«Холерик»
Варвара, бухгалтер по налогам. Ваше мнение о Варваре регулярно меняется совершенно кардинальным образом, впрочем, как и настроение самой Варвары. Видя, с каким рвением она трудится, как схватывает все на лету, вы радуетесь и думаете, что вам очень повезло с сотрудницей. Однако в этой бочке меда есть и большая ложка дегтя. Варя вспыльчива, нетерпелива, не выносит медленную и монотонную работу. Стараясь как можно скорее получить результат, девушка суетится, опережает события и, конечно же, допускает ошибки. Поэтому вам частенько приходится перепроверять и переделывать что-то после нее.
С Варварой следует быть особенно деликатным, неправильная критика может надолго вывести ее из равновесия и спровоцировать бурю эмоций. Делать холерику замечания нужно очень тактично и только тогда, когда это действительно необходимо. Начните с позитивных моментов, перечислите ее заслуги и достижения или отметьте неоценимый вклад в работу бухгалтерии. После этого можно перейти к одному, максимум двум пунктам, по которым она заслуживает критики. Девушка не обидится, если сказать ей: «Варя, ты большая умница, без тебя мы бы не справились с декларацией по налогу на прибыль так быстро. Возможно, ты устала, поэтому допустила в ней несколько ошибок. Я уверена, что ты сможешь играючи их исправить!»
«Флегматик»
Борис Борисович, бухгалтер по расчетам с контрагентами. Говоря о Борисе Борисовиче, на ум сразу приходит герой фильма «Служебный роман» Анатолий Ефремович Новосельцев, которого его начальница Людмила Прокофьевна Калугина называла вялым и безынициативным сотрудником. Вот и Борис Борисович такой же — в целом работает неплохо, но без огонька. Подчиненный уверенно себя чувствует, выполняя рутинные обязанности, требующие усидчивости и тщательности. Никаких гениальных идей или рацпредложений от него не дождешься, он будет сидеть тихо, как мышь, лишь бы его не трогали. Бориса Борисовича нельзя торопить, иначе он занервничает и допустит несколько элементарных ошибок в самом простом расчете. При этом мужчину приходится постоянно контролировать, уточняя, на каком этапе сейчас подготовка документов для поставщика, готовы ли счета-фактуры. А так как он очень медлительный, поводов для критики у вас предостаточно.
Чтобы указать флегматику на недостатки, лучше всего устроить детальный разбор его работы, так вы покажете осведомленность в его делах. Обстоятельно и аргументированно объясните работнику, что сделано не так и когда это нужно исправить. Сообщите ему, что поставленные задачи должны быть готовы к 15 ноября, а 16-го его ждут новые поручения. Как правило, люди с таким темпераментом спокойно выслушивают любые, даже самые некорректные, замечания. Если подчиненный признает вашу правоту, то он приложит все силы, чтобы выполнить первое задание в срок и приступить к следующему. Можно сказать ему: «Борис Борисович, я очень озабочена тем, что накладные для контрагента до сих пор не готовы. За нарушение сроков подготовки документов несет ответственность вся бухгалтерия. Я надеюсь, что вы управитесь к среде, так как в четверг вы нужны мне для сверки счетов».
Стоит ли делать замечания начальнику?
В случае с подчиненными все понятно — если они делают что-то не так, вы должны сообщить им об этом и помочь исправить положение. Но когда речь заходит о вашем руководителе, ситуация в корне меняется. Ведь все мы помним выражение: начальник всегда прав.
Однако и на солнце есть пятна, а директора тоже люди и иногда могут ошибаться. Так как же без последствий донести до шефа, что вы с ним не согласны?
Для начала повторим правило, которое мы уже упоминали. Как бы ни досадил вам директор, не стоит устраивать ему разнос в присутствии других людей. В противном случае можете попрощаться со своей работой, босс вряд ли простит вам свое унижение, особенно на глазах у коллег.
Критика должна быть такой, чтобы шеф не заподозрил, что вы сомневаетесь в его компетентности. А ваши замечания лишь демонстрируют лояльность и желание помочь. В большинстве случаев люди лишь высказывают свои претензии, не имея альтернативных предложений. Если вас что-то не устраивает в действиях руководителя, предложите ему альтернативный вариант. Вполне вероятно, что ваш начальник будет благодарен вам за то, что вы указали ему на что-то, ускользнувшее от его внимания.
И еще один совет. Не пытайтесь критиковать начальника, да и вообще кого бы то ни было, когда человек взволнован или напряжен. Если в случае с сослуживцем вы рискуете получить агрессивный ответ и спровоцировать конфликт, то с шефом последствия могут быть более серьезными, вплоть до увольнения. Взвинченный руководитель просто не сможет переключить свое внимание на другие вещи, как бы грамотно вы ни излагали свои аргументы и какую бы блестящую идею ему ни подали.
В завершение заметим, что даже справедливая критика всегда воспринимается болезненно, поэтому не стоит прибегать к ней слишком часто. Кроме того, за привычкой критиковать других может скрываться недовольство собственной жизнью и нежелание решать собственные проблемы. Стоит лишь заняться собой, и желание осуждать других быстро пройдет.
Статья напечатана в журнале «Главбух» № 22, 2011
Skip to content
Критика и обратная связь: какая разница?
С одной стороны, сотрудникам очень не хватает обратной связи об их работе. Спросите себя, своих коллег и сотрудников, достаточно ли им обратной связи от руководства, и вы убедитесь – чаще всего ее крайне мало. С другой стороны, сотрудники не очень любят получать обратную связь от руководителя. И этому есть несколько объяснений.
Во-первых, руководители чаще всего дают обратную связь, когда что-то пошло не так. То есть обратная связь с негативным оттенком. А вот сказать «спасибо» за хорошую работу часто забывают.
Во-вторых, чаще всего сотрудники слышат от руководителя даже не обратную связь, а критику и манипуляции.
Критика
- «У вас в тексте ошибка! Вроде бы образованный человек, а такие ошибки!»
- «Как ты вообще мог такое допустить? Ты головой думал?»
- «Ты все время опаздываешь! На тебя никогда нельзя положиться!»
- «Ты зачем этот вопрос партнерам задала? Это вообще не в твоих полномочиях!»
- «Ты почему план не выполнил? У все выполнено, а у тебя нет. Почему ты не выполнил план?»
Обратная связь
- «Разрешите дать вам обратную связь. Я заметил ошибку в вашем тексте. Если вы будете внимательнее, в следующий раз вы заметите ее сами»
- «В результате ситуации, которая произошла, компания понесла убытки. Что ты сделаешь в следующий раз, чтобы этого не допустить?»
- «Могу я дать тебе обратную связь? Мы с тобой согласовали сроки выполнения задачи, но ты их не выдержал и сделал на два дня позже. Это затормозило и мою работу. Скажи, что ты будешь делать, чтобы в следующий раз выполнять в срок и я смогла на тебя рассчитывать?»
Разная цель
Самое главное отличие критики от обратной связи – у них разные цели. Обратную связь руководитель предоставляет для того, чтобы повлиять на будущее. Прошлое не исправить, а вот не допустить ошибок в будущем вполне возможно. Или закрепить нужное поведение в будущем. Например, когда сотрудник отлично проявил себя, нашел нетривиальное решение, и руководитель хочет дать то, что многие называют «позитивной обратной связью». Обратная связь всегда направлена в будущее. В центре нее – сотрудник и возможность повлиять на ситуацию в будущем.
Критика имеет совсем другие цели.
Критикуя, человек показывает, что он прав, а вот критикуемый – нет. Критикуя, человек как бы возвышается на другим и демонстрирует ему собственное превосходство.
Критикуя, руководитель задавливает в сотруднике любую инициативу, оставляя право голоса только себе. Критика нужна только тому, кто ее высказывает. Нужна, чтобы почувствовать себя властителем над другим человеком.
Как понять разницу между критикой и обратной связью
Это критика, если:
- Содержит обвинения
- Направлена только в прошлое, но не в будущее
- Обращена не к факту, по поводу которого высказывается, а к личности самого человека (вместо «ты сегодня опоздал» – «ты непунктуальный»)
- В виде монолога, а сотруднику право голоса не предоставляется
- На повышенных тонах, эмоциональна
- Высказывается без подготовки / приглашения выслушать обратную связь
- Содержит обобщенные фразы: всегда, никогда, все время, постоянно и пр.
- Содержит манипуляции: «вроде бы образованный человек, а так себя ведешь…»
Это обратная связь, если:
- Диалог. Сотруднику дается право голоса. Сотрудник сам может предположить, как он будет исправлять ситуацию.
- Речь не только о прошлом, но и о будущем. Всегда. Как только мы погружаемся исключительно в обсуждение прошлого, мы рискуем скатиться в критику. Обратная связь же направлена в будущее.
- Уважение собеседника, его мыслей, чувств и принятых им решений.
- Речь идет о конкретном факте. Например, «ты сегодня опоздал на работу», «ты сегодня провел встречу с клиентом».
Почему критиковать не нужно
Когда мы предоставляем человеку грамотную обратную связь, у него должна вырасти мотивация сделать работу лучше, исправить ошибку. То есть даже если мы говорим о неприятных вещах, это не унижает человека, а мотивирует его расти.
А вот критика унижает. И чаще всего она будет восприниматься как несправедливая: даже если человек ошибся, он не заслуживает такого к себе отношения. И сотрудник обижается на руководителя.
Некоторые руководители уверены, что их критика вызовет у сотрудника чувство вины, и на этом чувстве он быстренько и лучшим образом переделает свою работу. Вот только это так не работает. Чтобы избавиться от чувства вины, сотрудник найдет другого виноватого. И чаще всего это будет сам руководитель: неверно поставил задачу, предоставил не все данные, не отвечал на звонки, когда нужно было с ним посоветоваться. И виноватым в итоге остается не сотрудник, а сам руководитель.
Критика всегда демотивирует. У критикующего руководителя сотрудники не проявляют инициативы, не генерируют идеи и вообще не стремятся сделать больше, чем обязаны по должностной инструкции. У критикующего руководителя сотрудники будут сопротивляться изменениям: ведь изменения – это всегда риск ошибок. А значит, риск нарваться на ненужную критику.
Критика формирует мотивацию избегания неудач.
Почему же руководители критикуют?
Чаще всего всё просто: они не умеют давать обратную связь. Их поведение можно объяснить банальной некомпетентностью, а не какими-то злыми намерениями. Конечно, все мы люди, и периодически можем перейти на критику под действием эмоций. Но если в большинстве случаев руководитель критикует, а не дает обратную связь, – перед вами некомпетентный управленец. Он может быть прекрасным специалистом, но профессией руководитель он не владеет.
Вторая причина – психологическая незрелость. Профессия руководителя предполагает определенный уровень личностной зрелости. Это умение отделять личное от профессионального, высокая рефлексия, уверенность в себе, гибкость, демократичность в поведении и т.д. Незрелый психологически человек, чтобы почувствовать себя значимым, будет стремиться делать это за счет других: чем больше людей он унизит, тем более значимым будет сам. Проблема в том, что подпитывать уверенность в себе ему нужно постоянно. А значит, критиковать он не прекратит, даже если перечитает всю библиотеку по менеджменту.
Как оценить свою обратную связь
Чтобы понять, критикуете вы сотрудников или даете обратную связь, спросите их об этом! Проблема критикующих в том, что уровень рефлексии не позволяет им самостоятельно увидеть прорехи в собственном поведении. А значит, взгляд со стороны (если вы еще не запугали своих сотрудников критикой) поможет вам найти точки роста. Обратитесь к сотруднику:
«Коллега, можешь дать мне обратную связь?»
И далее задайте несколько вопросов:
- Расскажи, пожалуйста, как ты себя чувствуешь, когда я даю тебе обратную связь?
- Как тебе помогает или мешает обратная связь от меня?
- Когда я даю тебе обратную связь, становится ли понятно, что ты можешь делать лучше?
Что мне нужно перестать делать или делать по-другому, когда я даю тебе обратную связь?
Когда сотрудник будет отвечать вам на эти вопросы, слушайте внимательно, записывайте и не пытайтесь ни в чем оправдаться. Иначе рискуете снова перейти на критику.
Поделиться:
Похожие записи
OK
Go to Top
Критика может как мотивировать, так и демотивировать. Эксперты рассказали корреспонденту Rabota.ru о том, как правильно принимать критику.
Убирайте эмоции. Обращайте внимание только на конструктивные замечания
Иногда полезно прислушиваться к новым предложениям по улучшению работы. А если советами делится опытный начальник, то это еще и возможность профессионально вырасти. Потому, чтобы извлечь максимум из критики руководства, постарайтесь обращать внимание не на эмоции начальника, а именно на полезные советы.
Запрашивайте у руководства и коллег обратную связь
Если вам делают замечания коллеги или начальство, не замыкайтесь, не пытайтесь оправдаться. «Мне приходилось сталкиваться с такими ситуациями, — говорит психолог, коуч Ольга Григорьева. — Люди часто считают себя настолько успешными, что не воспринимают и не хотят слышать замечания в свой адрес. У них вечно масса оправданий на свой счет, и любая критика превращается в перетягивание каната — обе стороны тратят время, нервы, энергию, а дело стоит на месте».
Возможно, до вас неправильно донесли критику и не объяснили, что вам стоит делать для исправления ошибок. Попросите коллег (начальника) аргументировать критику, узнайте их мнение, как вы могли бы эффективнее выполнять функционал, исправить ошибки. Так вы продемонстрируете заинтересованность в качественном выполнении работы, возможно, почерпнете идеи для ее улучшения.
Поймите: критикуют не вас как личность, а ваши действия
Некоторые люди не переносят критики. Сотрудник выходит от руководителя подавленный, у него включается инстинкт самосохранения — плакать, бежать, но только не действовать. Работник начинает саботировать работу, у него опускаются руки.
Проблема болезненного восприятия критики в том, что люди считают себя безупречными. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. «Или же тот, кто не старается расти, развиваться, а автоматически выполняет набор функций, — говорит начальник отдела по работе с персоналом ООО „Торговый дом ВКТ“ Елена Елисеева. — Слушая критику, понимайте, что критикуют не вас как личность, а лишь ваши действия».
Печально, но факт: многие начальники не щадят чувство собственного достоинства подчиненного, не умеют контролировать свои эмоции. Помните: не уважает другого только тот, кто не уважает сам себя. Поэтому, когда на вас повышают голос, оскорбляют, это история не про вас, а про этого человека.
Психолог, коуч Ольга Григорьева привела одну из техник НЛП, которая помогает относиться к критике безболезненно, адекватно. Итак, мысленно представьте себя в цирке. Все, что сейчас происходит, это арена, а вы сидите на зрительных местах. Вы — зритель, наблюдатель. Вы видите ситуацию сверху. Таким образом вы создаете дистанцию, возвращаете контроль над своими эмоциями. И можете совершенно разумно воспринимать слова.
Ищем первопричину
Когда речь идет о слишком болезненном восприятии критики, зачастую нужна индивидуальная работа. Нужно понять, как возникла проблема, возможно, вновь проиграть в сознании неприятные воспоминания, чувства, понять, что именно пугает.
«У проблемы всегда есть начало: какое-то событие или ситуация спровоцировали болезненные реакции в будущем, — говорит Ольга Григорьева. — Человек снова, своим „взрослым“ знанием, переживает, проигрывает те болезненные случаи».
Изучайте руководителя, просчитывайте ситуацию
«Лучше принимать критику со стороны руководства молча, спокойно, достойно — не оправдываться, потому что это имеет свои последствия», — советует директор по персоналу компании «Юнилин» Галина Погодина.
В российском бизнесе нередко можно встретить начальников, которые ведут себя в зависимости от настроения. В данном случае важно обладать социальным интеллектом и уметь предвидеть ситуацию: что же будет дальше, если действие мое будет таким или иным.
Умение воспринимать критику — искусство, которое позволит вам быть еще более эффективными как в работе, так и в жизни.
Источник : prosto.rabota.ru
Конструктивная критика — это способ обратной связи, в котором обсуждаются недочеты и способы как улучшить производительность и результаты. Владение этой компетенцией важно для любого современного работника, но оно является абсолютно необходимым для управленцев, которые постоянно взаимодействуют с подчиненными и высшим руководством. Руководитель, который не умеет правильно доносить обратную связь до подчиненных, делая это некорректным или унизительным образом, не сможет успешно выстраивать отношения с командой и достигать выдающихся целей. Поэтому работодатели уделяют большое внимание оценке компетенции конструктивной обратной связи – с помощью ситуационных тестов на управленческие навыки, личностных опросников и собеседований.
Ниже мы приведем несколько проверенных опытом и большой практикой рекомендаций с примерами по тому как грамотно высказывать конструктивную критику, и как ее воспринимать (как на нее отвечать).
При правильном подходе конструктивная критика:
- Повышает доверие между сотрудниками и руководителями;
- Создает лучшее понимание ожиданий работодателя;
- Может значительно снизить текучку кадров;
- Положительно влияет на поведение сотрудника.
Однако само слово «критика» обычно воспринимается как негативное. В результате могут возникать недопонимания в отношении содержания предстоящих разговоров, которые, как считается, будут посвящены критике. Более благоприятным термином будет «конструктивная обратная связь». Эта фраза говорит о том, что разговор будет более оптимистичным и позитивным.
Как правильно высказывать конструктивную критику
Статистика рекрутингового агентства Hudson по России и миру показывает, что 20% сотрудников считают, что их руководитель не умеет конструктивно критиковать. 24% утверждают, что уволятся с работы, если получат грубую или неадекватную обратную связь.
Независимо от того, являетесь ли вы руководителем или подчиненным, вы должны знать, как правильно давать конструктивную обратную связь, чтобы избежать недопонимания.
Есть несколько рекомендаций, которые являются правилами грамотной обратной связи:
- Всегда оставляйте отзыв в частном порядке. Публичное обсуждение чьего-либо неудачного результата окажет на этого человека ненужное давление и заставит чувствовать себя неудачником. Обзоры производительности всегда должны проводиться один-на-один, без спешки.
- Сделайте передачу обратной связи двусторонним разговором. Вся концепция конструктивной критики заключается в том, что получатель понимает свои сильные и слабые стороны и имеет четкое представление о том, как их улучшить. Чтение длинного списка недостатков ничего не дает, кроме демотивации. И сотрудник, и руководитель должны вести диалог о том, что можно улучшить и как это сделать лучше всего.
- Будьте максимально конкретны. Конструктивная критика должна быть конкретной и по делу. Вместо того, чтобы просто сказать, что коммуникативные навыки сотрудника нуждаются в улучшении, попробуйте сказать, с каким конкретным элементом общения требуется поработать, и в каких конкретных случаях вы были свидетелем этих проблем.
- Добавьте несколько положительных отзывов. Конструктивная критика воспринимается лучше, когда она находится между положительными отзывами. Еще Карнеги 50 лет назад рекомендовал доносить критику между двумя положительными отзывами: похвала – критика – похвала.
- Предложите действенные шаги по улучшению. Обратная связь должна приносить пользу как работнику, так и работодателю. Чтобы обратная связь была полезной, у получателя должен появиться план действий по улучшению. В зависимости от программы развития сотрудников компании это может выглядеть как помощь от руководителя или специальное обучение. Старайтесь иметь шаги по улучшению, которые следуют принципу SMART: конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные, ограниченные по времени.
- Избегайте предположений. Оставляйте отзывы только о том, что видите и слышите. Не предполагайте, что человек ленив или медлителен, или что бы это ни было. Просто скажите, что вы заметили, например, что он медленнее выполняет свою работу по сравнению с остальной частью команды. Затем задайте вопрос: «Есть ли какие-либо причины для этого?». Этот человек может неправильно понимать свою роль или иметь проблемы дома. Мы все из разных слоев общества и культур. Предполагая, что кто-то ведет себя определенным образом, прежде чем заговорить с ним, вы можете создать враждебную среду.
- Не переходите на личности. Сосредоточьтесь на действиях, а не на человеке или его личности. Если его рабочий стол не организован и не соответствует стандартам компании, скажите об этом. Не называйте его неряшливым или неорганизованным, так как оскорбляя кого-то, вы не сможете достичь доверия.
- Выслушайте мнение сотрудника, которому вы даете обратную связь. Конструктивная критика — это двусторонний разговор. Во время обсуждения спрашивайте получателя:
- Понимает ли он, о чем вы ему говорите
- Согласен ли он с этим
- Какие действенные шаги он хотел бы предпринять
- Что он хотели бы видеть от вас, как от его руководителя
- Если есть что-то еще, что он хочет обсудить
Открытость разговора создает доверие и позволяет сотруднику чувствовать поддержку и уважение. В свою очередь, это повышает его производительность и мотивацию.
Как воспринимать и отвечать на конструктивную критику
Когда кто-то критикует или осуждает что-то, что вы сделали, очень легко отреагировать с обидой и отрицанием. Но обратная связь необходима для роста и развития. мы рекомендуем следующие действия при получении конструктивной критики:
Внимательно слушайте
Легко отвлечься, когда не хочешь слышать то, что тебе не нравится. Еще легче потерять концентрацию и сосредоточиться только на этих негативных словах, когда вы находитесь в стрессовой ситуации, например, на тестировании или экзамене.
Старайтесь не увлекаться словами, которые вам не нравятся, и внимательно слушайте все, что вам говорят. Делайте заметки обо всем, что вы хотите обсудить , и не перебивайте, пока ваш руководитель не закончит говорить. Приведем пример про Романа Абрамовича: когда Романа критиковали партнеры или коллеги, он всегда молча и внимательно записывал их слова с выделением ключевых моментов, обдумывал их, и только потом отвечал. Все, кто его знают, отмечали, что их восхищает эта особенность Романа. Благодаря ей он никогда не делал поспешных выводов и не реагировал на критику таким образом, который бы приводил к плохому результату.
Стремитесь понять ситуацию
После того, как ваш руководитель закончит, подтвердите, что вы понимаете его слова, перефразируя то, что он сказал. Например, «Я полагаю, вы хотите сказать, что вам нравится, сколько у меня знаний и понимания, что я хочу предоставить всю информацию клиенту, и что у меня прекрасный телефонный голос. Однако вы бы предпочли, чтобы я был немного более краток, чтобы не перегружать клиента?»
Если у вас есть вопросы, задавайте их на этом этапе. После этого вы оба можете обсудить свои шаги по улучшению результат в спокойной и доверительной манере. Вы также должны учитывать, что человек, дающий обратную связь, также может нервничать или чувствовать себя некомфортно, когда ему приходится говорить вам что-то неприятное. Уточнение того, что он хочет сказать, дает ему понять, что он передал информацию правильно, и позволяет ему исправиться, если он не сумел верно выразить свои мысли.
Не защищайтесь и не оправдывайтесь
Обычно, когда кто-то замечает нашу ошибку, мы начинаем смущаться, стыдиться или оправдываться. Для некоторых естественная реакция — занять оборонительную позицию; особенно если вы считаете себя перфекционистом или экспертом в своей роли.
В таких ситуациях нужно помнить, что обратная связь призвана помочь вам. Если ваш руководитель поднимает вопрос, в котором вы не виноваты, спокойно изложите ему факты ситуации после того, как вы продемонстрируете, что понимаете сказанное. Например: «Я понимаю, что работу нужно было закончить к 15:00, и я не уложился в эти сроки; однако в этом случае я ждал информации от других коллег. Они не уложились в свои сроки, из-за чего я пропустил свой».
Примите ответственность
Если что-то действительно произошло не по вашей вине, сообщите об этом своему руководителю – причем чем раньше, тем лучше. В противном случае возьмите на себя ответственность за свои ошибки. Демонстрация готовности слушать и расти говорит работодателям о том, что вы зрелый и ценный сотрудник, в которого стоит инвестировать. Ни один работодатель не захочет нанимать человека, который будет увиливать от ответственности. И, поверьте, современные психометрические тесты и иные методы оценки выявляют безответственность очень эффективно.
Вам не нужно давать своему руководителю длинный список причин, по которым вы не выполнили поставленную задачу. Вам просто нужно понять, что обсуждалось, принять это, а затем работать над этим.
Поблагодарите за обратную связь
Ваш руководитель потратил много времени на подготовку обратной связи и рекомендаций. Отметьте это, выразите свою признательность и благодарность за время и руководство.
Начните делать рекомендованные изменения
Если вы и ваш руководитель договорились о шагах по улучшению результатов, обязательно их предпримите, а не откладывайте их в долгий ящик. Это не только покажет вашему работодателю, что вы достойны развития, но также покажет вашему руководителю, что вы цените его и его вклад.
Многие сотрудники не воспринимают критику всерьез, что может привести в ярость их руководителей. Обсудите шаги по улучшению со своим руководителем, чтобы убедиться, что они следуют принципу SMART:
- Конкретные (specific);
- Измеримые (measurable);
- Достижимые (achievable);
- Реалистичные (realistic);
- Ограниченные по времени (time-bound).
Запланируйте последующую встречу, чтобы у вас был конкретный срок, чтобы оценить, предпринимаете ли вы правильные действия. Когда ваш руководитель увидит, что вы прилагаете активные усилия, он также проявит больший интерес и оценит ваши усилия.
Примеры конструктивной критики
Ниже мы приведем несколько примеров как плохой, так и хорошей обратной связи, которую может дать руководитель, и реакции на нее подчиненного. В плохих примерах обычно нет уважения друг к другу и нет двустороннего разговора. Обычно это означает, что руководитель требует, а сотрудник защищается.
В хороших примерах руководитель говорит о положительных и отрицательных сторонах, которые он заметил, и предоставляет сотруднику возможность объясниться. Сотрудник, в свою очередь, верит, что его руководитель хочет, чтобы его результаты стали лучше, и принимает ситуацию, не защищаясь, признавая области, в которых ему нужна помощь.
Сценарий первый: пропущенные сроки
Плохой пример
Руководитель: «мне нужно, чтобы ты все делал вовремя. Я не хочу слышать никаких твоих оправданий, мне просто нужно это сделать. Я даже не могу представить, насколько вы неорганизованны в личной жизни, если вы так ведете себя на работе».
Работник: «Ну, если бы все остальные в моей команде не были такими бесполезными, а у меня было больше ресурсов, возможно, я бы все делал вовремя».
Хороший пример
Руководитель: «Работа, которую вы делаете, всегда было очень высокого качества – и я ценю это! Но я заметил, что в последнее время вы пропустили несколько сроков. Я понимаю, у нас непростой бизнес и быстро меняющая среда. Есть несколько идей тайм-менеджмента, которые мы можем попробовать. Но, прежде чем мы их обсудим, хотите ли вы сообщить о каких-то неизвестных мне причинах, которые вызывает эти задержки?»
Работник: «Спасибо за ваш отзыв о качестве моей работы. Были случаи, когда я пропускал сроки, потому что ждал, пока коллега закончит свой раздел, и потому что мне нравится, когда все сделано идеально. Я согласен, что над тайм-менеджментом стоит поработать, и буду рад услышать ваши предложения».
Сценарий второй: неспособность достичь целей
Плохой пример
Руководитель: «В этом году вы не достигли двух целей. Делайте все, что сможете, чтобы это не повторилось. Если будут еще такие же неудачи, нам придется подумать, действительно ли эта работа для вас».
Работник: «Если бы планы продаж не были бы такими нереалистичными, и вы не обращались с нами как с рабами, мы могли бы действительно работать лучше».
Хороший пример
Руководитель: «Ваша работа над первыми тремя целями года была очень неплохой. Тем не менее, я заметил, что вы не совсем справились с последними двумя. Я вижу, что вы действительно усердно работаете и ставите перед собой высокие цели. Если вы не можете придумать новые методы, может, нам стоит пересмотреть ваши цели на следующий год?»
Работник: «Для меня последняя часть этого года получилась довольно сложной. Должен признаться, я немного отвлекся по личным причинам. Можно ли придерживаться моих первоначальных целей, а после первого квартала провести еще одну встречу?»
Сценарий третий: сложные межличностные отношения
Плохой пример
Руководитель: «В последнее время я заметил, что вы создаете неприятную обстановку. Вы очень усложняете жизнь мне и вашим коллегам – постоянно спорите и возражаете на пустом месте. Если это продолжится, у нас не будет другого выбора, кроме как принять дисциплинарные меры».
Работник: «Это не я, а ты здесь тот, кто постоянно лезет не в свои дела и спорит. Я просто хочу, чтобы меня оставили в покое, чтобы я занимался своими делами, и никто из вас не вмешивался».
Хороший пример
Руководитель: «Я рад, что нам удалось найти время, чтобы посидеть вместе. Я и некоторые из твоих коллег заметили, что в последнее время ты выглядишь уставшим. Произошло ли что-то, о чем вы хотели бы поговорить?»
Работник: «Спасибо, что заметили и не сделали поспешных выводов. Честно говоря, в последнее время я чувствую себя таким напряженным — дома много дел, и нагрузка по проекту увеличилась. Я мечусь, чтобы все это как-то все разгрести. Прошу прощения за то, что недавно нагрубил коллегам».
Финальные рекомендации
Конструктивная критика сложна для обоих участников. Дающий не знает, как будет воспринята его обратная связь, а получатель не знает, чего ожидать и как он будет реагировать. Получая обратную связь, помните, что она предназначена для пользы как вас, так и вашего работодателя.
Если вы чувствуете, что не получаете эффективной конструктивной критики, вам следует обсудить этот вопрос со своим руководителем и сотрудником отдела кадров.
Для всей будущей конструктивной критики помните:
- Цель обратной связи
- Необходимость внимательно слушать
- Постарайтесь полностью понять сказанное
- Создавайте действенные шаги по улучшению
- Следуйте рекомендациям
На HRLider мы собрали для вас более 600 ситуационных тестов на профессиональные компетенции, в том числе большую базу тестов на управленческий потенциал и на умение давать обратную связь. Наши тесты помогут вам как в случае, когда вам нужно подготовиться к тестированию, так и когда вам нужно оценить компетенции кандидатов. Посмотрите наши тесты бесплатно в рамках демо-доступа. Он открывает доступ ко всем тестам на 20 минут.
Попробовать бесплатно
Начать подготовку
Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку компетенций и интеллектуальных способностей кандидатов. Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов. Позвоните нам для консультации 8800-250-2406 или начните работу на EMPLOYER.HRLIDER прямо сейчас!
Рекомендуем наши другие статьи про обратную связь и другие компетенции, которые оценивают работодатели.
Отличные руководители дают отличную обратную связь
Коммуникативные навыки и тесты на оценку навыков коммуникации
Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Почему мы нуждаемся в чутком лидерстве больше, чем когда-либо
Ситуационные тесты на сильные стороны
Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки
20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Психологические тесты для руководителей
Психометрическое тестирование для специалистов колл-центров и службы поддержки
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Портрет идеального выпускника ВУЗа глазами работодателя (по критериям личностного опросника SHL OPQ32)
Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки
Как добиться от подчиненных конструктивной реакции на критику
Три типичные неконструктивные реакции подчиненных на замечания руководителей
Согласие с критикой и готовность изменить что-либо – разные решения. Сотрудник услышал критику о своей чрезмерной убедительности, согласился с ней, но не считает возможным снижать планку и притворяться глупее, чем есть, в обсуждениях. А вот лучше слушать позицию других людей, меньше перебивать он согласен.
Для эффективной работы и развития сотрудникам необходима информация о том, какие их действия являются успешными и что нужно изменить. Поэтому на управленческих тренингах руководителей учат, как давать обратную связь сотрудникам. Некоторые руководители достигают мастерства в этой практике: выстраивают с людьми доверительные отношения, их замечания оперативны, привязаны к месту действия, конкретны и, главное, продиктованы искренней заботой о пользе дела. Однако даже в этом случае обратная связь не всегда оказывается услышанной. Одна из главных причин – сотрудников не обучают тому, как правильно относиться к обратной связи от вышестоящих, как на нее реагировать. Можно выделить три типичные неконструктивные реакции на замечания руководителей или коллег.
Отторжение – сотрудник убежден, что руководитель или коллега дает обратную связь лишь с целью самоутверждения или манипуляции. Поэтому, услышав критику, сотрудник автоматически начинает искать причины, почему эту критику нельзя считать справедливой. Похвалу такой сотрудник тоже часто не воспринимает, ведь похвала, по его мнению, также может оказаться инструментом эксплуатации и обмана.
Фальшивое согласие – сотрудник делает вид, что принимает критику или похвалу. Он не возражает руководителю, не демонстрирует явного сопротивления. Иногда он даже говорит: «Спасибо за полезные замечания!» Но после окончания диалога он ничего не меняет в работе. Фальшивое согласие, как и отторжение, является формой защиты от обратной связи.
Некритичное принятие – это форма косвенного саботажа, когда сотрудник воспринимает замечания буквально и торопится исполнять указание. Но поскольку он делает это бездумно, от его усилий получается больше вреда, чем пользы. Сотрудник как бы сообщает руководителю: «Я в точности выполняю все твои указания, и, если что-то идет не так, это уже не моя вина, а твоя».
Главная задача руководителя – давать обратную связь сотрудникам таким образом, чтобы те реагировали конструктивно. Главная задача подчиненного – воспринимать критику конструктивно, что нелегко. Для этого сотруднику полезно задавать себе и своему руководителю несколько важных вопросов, которые помогут использовать обратную связь для реальных улучшений.
Вопрос 1. Что нужно уточнить?
В разговоре нередко возникает ситуация испорченного телефона. Сотрудник додумывает слова, а иногда и мотивы руководителя. Иногда в диалоге отсутствуют важнейшие элементы обратной связи, такие как привязка к действиям или контексту обсуждения. Заявление «Вы действовали неконструктивно» мало что говорит сотруднику. Задав уточняющий вопрос: «Что конкретно вы имеете в виду?» или «Могли бы вы привести пример?», сотрудник, например, сможет услышать более конкретное: «На совещании вы несколько раз перебили докладчика».
Другой важный элемент обратной связи, который может быть упущен, – оценка влияния ваших действий на результат и окружающих людей. Вы перебили докладчика, поскольку вам показалось, что он отклонился от темы, вы хотели вернуть его к сути вопроса и думаете, что вам это удалось. Однако эффект от ваших действий другие могут воспринять иначе: «Докладчика перебили, он потерял нить и не смог внятно донести суть своего предложения. В результате мы углубились в бесполезный спор, не успели обсудить вопрос по существу и снова отложили решение».
Третий элемент обратной связи, который может отсутствовать и нуждается в уточнении, – конкретные предложения. Иногда замечания оканчиваются рекомендацией «подумать самому». Или же руководитель рекомендует конкретные действия, например: «Вам стоит поговорить с докладчиком и, возможно, извиниться. И лучше, если вы будете дослушивать докладчика, прежде чем возражать».
Во многих компаниях уточняющие вопросы сотрудника к руководителю считаются признаком непонятливости или вовсе нарушением субординации. Этот стереотип следует преодолеть, если организация всерьез намерена построить культуру открытого обмена мнениями.
Вопрос 2. В какой части я согласен с критикой?
Допустим, сотрудник согласился с критикой руководителя по поводу того, что он часто перебивает коллег на совещаниях. Он также согласился с мнением о том, что бывает чересчур убедителен в аргументации и таким образом мешает другим высказываться.
Вопрос 3. Буду ли я действовать иначе?
Вопрос 4. Какая помощь окружающих мне нужна, чтобы измениться?
В открытой культуре сотрудник может прямо сообщить руководителю о своей реакции на критику. Более того, это следует поощрять. Нужно также поощрять любые обращения за помощью, когда она необходима. Например, сотрудник решил дослушивать говорящих до конца, чтобы лучше понимать альтернативные точки зрения. Но плохие привычки могут помешать этому благому намерению. Тогда сотрудник может попросить руководителя и коллег: «Пожалуйста, напоминайте мне, что я обещал дослушивать до конца, если видите, что я начинаю перебивать».
Автор – управляющий партнер «Экопси консалтинга»
Чтобы критика подчиненных не приводила к ненужным огорчениям, нужно всегда исходить из результата и оценивать только его. Ведь результат оскорбить нельзя
Владельцы бизнеса, топ-менеджеры и руководители любого уровня — это люди. А людям свойственны эмоции. Негативные эмоции приводят руководителя к конфликтным ситуациям в команде и в дальнейшем превращаются в проблемы компании. «Срывы» на сотрудников, переход на личности, крики, некорректные увольнения — уверен, многие управленцы хотели бы вернуть время назад и поступить в подобных случаях иначе. Часто мы даже убеждаем и успокаиваем себя, что другого выхода не было…
К сожалению, руководителю обязательно нужно давать негативную обратную связь сотруднику, когда все действительно плохо, без этого управление людьми невозможно. Сложность в том, что, критикуя сотрудника, важно не снизить его уровень творчества и желания работать. Ведь если после общения с руководителем сотрудник начинает чувствовать себя никчемным специалистом, это скажется на его работе и в итоге может привести к потере ценного члена команды. Нужно критиковать так, чтобы у сотрудника возникло еще большее желания работать, это усилит команду и сэкономит нервы руководителю. Для этого следует принять для себя несколько правил.
Маяк руководителя — результат
Слово «критика» раньше использовалось как синоним слова «анализ». Сейчас с этим словом у многих возникают ассоциации с обесцениваем или оскорблением человека. На самом же деле это объективная и комплексная оценка какого-либо результата.
Чтобы критика не приводила к расстройству сотрудника, нужно всегда исходить из результата и оценивать только его, а не личные качества сотрудника. Когда руководитель говорит маркетологу: «Что это?! Ты же у нас вроде бы квалифицированный специалист?!», чаще всего он хочет сказать, что тот плохо выполнил работу. Но под воздействием эмоций, разочарования и злости получается, что плохой не результат, а маркетолог. Правильная формулировка примерно такая: «В последнюю неделю у нас упало количество заявок. Этот результат никуда не годится. Нужно, чтобы в следующем месяце ситуация была исправлена».
Говоря о результате, вы на корню пресекаете возможность конфликта, так как вы не оскорбляете сотрудника, а обращаете его внимание на отрицательные итоги работы, которые действительно никуда не годятся. Сложно оскорбить результат, он ведь выражен в показателях — они либо выполнены, либо нет, и говорить об этом надо без эпитетов и лишних прилагательных. Конечно, это тоже будет огорчать сотрудника, но не будет убивать его желание вкладываться в работу.
Гнев нужно правильно направлять
Если все же возникают эмоции и накрывает волной гнева, его нужно направлять на ситуацию, а не на сотрудника. Одно дело сказать: «Какого черта это не сделано? Сколько раз мне нужно повторять?», и совсем другое: «Ты вообще способен или нет понять что-то с первого раза?!»
Избегайте слов «вы, ты» и вместо глаголов «сделал, получил» используйте нейтральные «сделано, получено». Если в дело вступают эмоции, после «ты» может случайно вырваться оскорбление или просто некорректное высказывание о сотруднике, которое вернуть уже не получится.
Если захлестывают эмоции, не забывайте задавать себе вопрос: чего я хочу добиться? Я не верю, что хоть один руководитель может дать ответ вроде «хочу оскорбить сотрудника». Чаще всего вы просто хотите, чтобы работа была сделана, и расстроены, что этого не произошло.
Терпеть вредно для здоровья
Конфликты и переход на личности — часто результат эмоциональных срывов руководителя. Возникновению негативных эмоций способствуют еще две причины:
— сотрудник постоянно ошибается или на протяжении долгого времени не может выполнить поставленную задачу;
— руководитель не дает негативную обратную связь, не высказывает недовольства и накапливает раздражение.
Многие терпят ошибки подчиненных до последнего. В итоге, когда аналогичная ситуация происходит в третий, четвертый, пятый раз, у руководителя кончается терпение, и он начинает рубить головы. Если хотите сохранить нервы и критиковать «чисто», не накапливайте негативные эмоции. Критикуйте сразу же, как только появляется невпечатляющий результат. Если руководитель не говорит, чем он недоволен, сотрудник не понимает, в чем его вина. Затем руководитель думает, что сотрудник либо глупый, либо намеренно саботирует работу. А сотрудник полагает, что руководитель просто цепляется к нему без причины. Именно в этот момент и происходит переход на личности. Руководитель и сотрудник начинают думать друг о друге, как о людях, а не об общем результате их труда. Это чревато переходом от рабочего конфликта к межличностному.