Автор | Николас Эймерих |
---|---|
Первоначальное название | Directorium Inquisitorum |
The Directorium Inquisitorum — это самая известная и устойчивая работа Николаса Эймериха, написанная на латыни и состоящая примерно из 800 страниц, которую он написал еще в 1376 году. Эймерих написал более ранний трактат о колдовство, возможно, еще в 1359 году, которое он тщательно переработал в Directorium Inqusitorum. При составлении книги Эймерих использовал многие магические тексты, которые он ранее конфисковал у обвиняемых колдунов. Это также можно рассматривать как оценку полутора веков официальной инквизиции в «альбигойской » стране.
Содержание
- 1 Тема
- 2 Наследие
- 3 Ссылки
- 4 Ссылки
- 5 Внешние ссылки
Тема
Доминиканский монах Николас Эймерих был назначен инквизитором Генерал Арагона в 1357 году. Поскольку он направил большую часть своих усилий на очевидные ошибки членов духовенства, он часто обнаруживал, что его расследования блокируются судом, курией или папством. Пётр IV Арагонский снял его с должности генеральным капитулом в Перпиньяне в 1360 году.
Однако вместо того, чтобы быть избранным генеральным викарием доминиканцев в Арагоне в 1362 году, Эймерих снова был генеральным инквизитором. Некоторое время король Арагона Петр IV не позволял Эймериху служить инквизитором. Наконец, в 1376 году он изгнал его из королевства, и Эймерих бежал к папскому двору папы Григория XI в Авиньоне. Там он написал Directorium Inquisitorum. Это было далее усилено испанским канонистом Фрэнсисом Пенья в 1578 году. По словам Карен Салливан, они рассматривали обвиняемого «как душу, решающую для себя, будет ли она соединена с Богом или навсегда отчуждена от него.
Появляется Эймерих. быть знакомым с более ранней Liber sententiarum Бернарда Ги и другими инквизиторскими трактатами. Directorium Inquisitorum включает в себя определения различных типов ересей, обсуждение вопросов юрисдикции и надлежащей процедуры судебного разбирательства. Книга использовалась в качестве руководство для инквизиторов и дало практические советы о том, как проводить расследования. В нем также описывались различные средства, которые обвиняемый еретик мог использовать, чтобы лицемерить, такие как двусмысленность или притворство безумия.
Колдовство, что было второстепенным вопросом. для ранних инквизиторов, приобрел большее значение в более позднем издании. Что касается магии, в нем обсуждаются различные типы и техники гадания и проводится различие между практиками, которые считаются еретическими и не еретическими l.
Он цитирует Папу Иннокентия V, говоря, что для того, чтобы получить помощь от демона, человек должен заключить некую форму пакта с демоном. Затем Эймерих экстраполирует этот постулат, чтобы продемонстрировать, что любое соглашение с демоном является ересью. Эймерих был одним из первых, кто осудил все формы демонического заклинания как ересь. Раньше считалось, что даже святой может заключить демонический договор, примером чего может служить история святого Феофила, который заключил договор с дьяволом, чтобы получить церковное положение.
Помимо описания обычных магических практик, Эймерих также описал способы получения признания, которые включали примитивные психологические манипуляции, а также прямые пытки. Что касается пыток, то Эймерих сказал: «Quaestiones sunt fallaces et inefficaces», что означает «пытки обманчивы и неэффективны». Тем не менее, Эймерих был первым инквизитором, который обошел запрет церкви дважды пытать субъекта. Он интерпретировал директиву очень либерально, допуская отдельный случай пыток как отдельное обвинение в ереси.
Наследие
Directorium Inquisitorum должен был стать окончательным руководством по процедурам для испанской инквизиции вплоть до семнадцатого века. Он видел множество печатных изданий, в том числе тираж в Барселоне в 1503 году и один в Риме в 1578 году. Directorium Inquisitorum был одним из первых предшественников более известного Malleus Maleficarum.
Ссылки
Ссылки
- Брайан А. Павлак, Список важных событий для охоты на ведьм Дата обращения 21 января 2006 г.
Внешние ссылки
- Текст Directorium Inquisitorum (1578) на латыни
Семь правил, на основании которых инквизитор и епископ могут подвергнуть кого-либо допростус пристрастием и пыткам.
1.Пытке подлежит обвиняемый, не постоянный в своих показаниях, утверждающий сначала одно, затем противоположное, отвергая при этом главные пункты обвинения.(…)
Если бы он вначале отрицал, а затем признал свою вину и покаялся, он считался бы не «колеблющимся», а раскаявшимся еретиком, и был бы приговорен.
2.Подозреваемый, обвиненный хотя бы одним свидетелем, должен быть подвергнут пытке. Общественная молва плюс одно свидетельство вместе составляют уже половину доказательства (…)
Однако показания одного свидетеля не будут иметь такой же силы в гражданском суде.
3.Подозреваемый, против которого удалось предъявит одну или несколько серьезных улик, должен быть подвергнут пытке. Наличие подозрения и улик является достаточным для того основанием. Для священника достаточно одного подозрения (однако пытке могут быть подвергнуты лишь священники, утратившие доброе имя).
4.Пытке должно подвергнуть и того, кого хотя бы один свидетель обвинит в ереси, и кто будет уличен с яростью и гневом.
5.Уличенного с яростью и гневом несколькими людьми должно пытать, даже если не будет ни одного свидетеля обвинения.
6.Тем более следует пытать того, кто, будучи уличен подобно предыдущему, подвергается обвинению свидетеля.
7.Тот же, против кого будет выдвинуто только подозрение, либо только показания одного свидетеля, либо только одна улика, не может быть подвергнут пытке: каждое из этих условий по отдельности не является достаточным основанием для применения пытки.
Допрос с пристрастием
Допрос с пристрастием применяют к обвиняемому, не делающему признаний и которого не удалось уличить в ереси в ходе процесса. Если такой обвиняемый ни в чем не признается под пыткой, то он будет считаться невиновным.
Обвиняемый, взятый по доносу, но не делающий признаний во время допроса и непостоянный в ответах, должен подвергнуться пытке. Должно пытать также того, на кого указывают улики достаточно ясные, чтобы потребовать клятвенного отречения.
Должны ли инквизиторы отчитываться перед вышестоящими иерархами своих орденов в своих действиях по отправлению святого правосудия? Нет. Инквизиторы, безусловно, являются монахами, но также и представителями Его Святейшества папы (…) В качестве же инквизиторов они являются представителями Папы и никого другого.
В случае каких-либо нарушений в отправлении инквизитором своих функций следует апеллировать не к местному иерарху или главе ордена, а к Папе.
Отзыв инквизитора в некоторых случаях является неизбежным, например, в связи с немощью, глубокой старостью, тяжелой болезнью или, что значительно хуже, невежеством инквизитора.
Инквизитор не должен проявлять чрезмерную поспешность в применении пытки, ибо к ней прибегают лишь при отсутствии других доказательств: между тем именно инквизитор должен попытаться их добыть.
Если он их не находит, но при этом полагает, что имеется вероятность вины обвиняемого, он должен привести к обвиняемому его родственников и друзей, чтобы они уговорили его признаться.
Если, однако, все тщетно, обвиняемого должно подвергнуть умеренным пыткам без пролития крови, памятуя, что пытки обманчивы и недейственны.
Бывают люди столь слабые духом, что при малейшей пытке они признаются во всем, даже в том, чего не совершали. Другие же до такой степени упрямы, что у них невозможно вырвать ни слова. Есть люди, уже перенесшие пытки; они лучше других выдерживают пытку. Есть заговоренные, те, что под действием колдовства, к которому они прибегают под пыткой, почти полностью теряют чувствительность: эти скорее умрут, чем признаются.
(…) Многие готовы сказать правду, если бы их не мучил страх смерти. Пусть, стало быть, инквизитор обещает обвиняемому сохранить его жизнь, если тот сознается, в случае, если инквизитор сможет сдержать свое слово (если только речь не идет о повторно впавшем в ересь. В этом случае ничего не стоит обещать).
Нотариус должен регистрировать применение пытки, задаваемые вопросы и ответы обвиняемого. Допрашивать следует сначала по менее важным статьям обвинения, а затем по более важным, так как легче сознаться в легких проступках.
Если обвиняемый не сознается, ему следует показать орудия других пыток, предупредив, что ему придется пройти через них, если он будет упорствовать.
Если даже это не поможет, пытки должны быть продолжены, но не начаты сначала. Их можно начать сначала, если только против обвиняемого появятся новые улики.
Если обвиняемый, пройдя через все предусмотренные для его случая пытки, так и не сознается, его не следует подвергать дальнейшим мучениям, он должен быть отпущен.
Если обвиняемый сознается под пыткой, его признания записываются нотариусом.
Если впоследствии он не подтвердит своих признаний или будет отрицать, что в чем-либо сознавался, пытки следует продолжить — но не начинать сначала. Но если он уже прошел через все пытки, его следует отпустить.
Если, напротив, он подтвердит признания и если он признает свое преступление и испросит прощения у Церкви, следует считать, что он изобличен в ереси и раскаивается.
В этом случае он будет приговорен к тем видам наказания, которые предусмотрены в восьмом типе вердикта.
Если же по окончании пыток он подтвердит признания, но не обратится с просьбой о прощении, то его следует передать светским властям (как указано в десятом типе вердикта ).
Если он повторно впал в ересь, он должен быть осужден согласно одиннадцатому типу вердикта.
«Руководство для инквизиторов», 1323 год
Примечание: восьмой тип вердикта предусматривал заключение в монастыре на разные сроки (вплоть до пожизненного); десятый и одиннадцатый тип вердикта — казнь без пролития крови, то есть аутодафе.
Источник — Нет сведений
Выложил — Мэлфис К.
ВикиЧтение
Крестовые походы. Под сенью креста
Доманин Александр Анатольевич
О применении пыток Из «Руководства для инквизиторов»
О применении пыток
Из «Руководства для инквизиторов»
Не существует точных правил, определяющих, в каких именно случаях можно применять пытку. За неимением строгого закона, в качестве ориентира следует придерживаться следующих семи правил:
1. Пытке подлежит обвиняемый, непостоянный в своих показаниях, утверждающий сначала одно, затем противоположное, отвергая при этом главные пункты обвинения. В этом случае предполагается, что обвиняемый скрывает истину, и что под натиском вопросов он противоречит самому себе. Если бы он вначале отрицал, а затем признал свою вину и покаялся, он считался бы не «колеблющимся», а раскаявшимся еретиком и был бы приговорен.
2. Подозреваемый, обвиненный хотя бы одним свидетелем, должен быть подвергнут пытке. Действительно, общественная молва плюс одно свидетельство вместе составляют уже половину доказательства, что не должно вызывать удивления, ибо известно, что и одно свидетельство является заслуживающим внимания обличением виновного. Могут сказать «Testis unus, testis nullus»?[111] Но это справедливо при вынесении приговора, а не при выдвижении предположения. Одного свидетельства обвинения, стало быть, достаточно. Я, однако, согласен, что показания одного свидетеля не будут иметь такой же силы в гражданском суде.
3. Подозреваемый, против которого удалось предъявить одну или несколько серьезных улик, должен быть подвергнут пытке. Наличие подозрения и улик являются достаточным для того основанием. Для священников достаточно одного подозрения (однако пытке могут быть подвергнуты лишь священники, утратившие доброе имя). В этом случае предусмотрено довольно большое число специальных условий.
4. Пытке должно подвергнуть и того, кого хотя бы один свидетель обвинит в ереси, и кто будет уличен с яростью и гневом.
5. Уличенного с яростью и гневом несколькими людьми должно пытать, даже если не будет ни одного свидетеля обвинения.
6. Тем более следует пытать того, кто, будучи уличен подобно предыдущему, подвергнется обвинению свидетеля.
7. Тот же, против кого будет выдвинуто только подозрение, либо только показания одного свидетеля, либо только одна улика, не может быть подвергнут пытке: каждое из этих условий по отдельности не является достаточным для применения пытки.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Личности инквизиторов, их права и обязанности
Личности инквизиторов, их права и обязанности
Инквизиторами были в основном доминиканцы и францисканцы. Однако среди них можно было встретить и монахов других орденов, и даже людей без сана.Климент V (1305 – 1314) установил минимальный возраст инквизитора в 40 лет, но бывали и
Механизм действия инквизиции: процесс расследования, проведение пыток, суд, вынесение приговора, осуществление казни
Механизм действия инквизиции: процесс расследования, проведение пыток, суд, вынесение приговора, осуществление казни
Инквизиторов назначал папа или делегат апостольского престола. Сообщение об этом назначении немедленно посылалось королю. Тот, в свою очередь, издавал
20.26. Рассуждения о применении и оправдании стратагемы 20
20.26. Рассуждения о применении и оправдании стратагемы 20
Всякая хитрость исходит из того, что мир, согласно древнегреческим мифам возникший из безобразного, неупорядоченного правещества, хаоса, оказывается неоднозначным и многослойным, а стало быть, в основе своей
Глава XII ПОВЕДЕНИЕ ИНКВИЗИТОРОВ В ОТНОШЕНИИ МОРИСКОВ
Глава XII
ПОВЕДЕНИЕ ИНКВИЗИТОРОВ В ОТНОШЕНИИ МОРИСКОВ
Статья первая
УКАЗ О ДОНОСАХ НА ЕРЕТИКОВ-МАГОМЕТАН
I. Дом Альфонсо Манрике,[695] архиепископ Севильи (вскоре облеченный саном кардинала), наследовал Адриану в должности главного инквизитора. Новохристиане еврейского
Месть арагонских инквизиторов
Месть арагонских инквизиторов
Узнав о посольствах, отправленных в Рим и Мадрид, инквизиторы Арагона пришли в неописуемую ярость и не замедлили с отмщением. В результате Гаспар Хуглар и Педро де Арбуэс обвинили нескольких влиятельных «новых христиан» в тайном
Решение о применении военной силы
Решение о применении военной силы
Споры о необходимости военного вмешательства в чехословацкие дела развернулись в Москве в июле 1968 г.2 июля на заседание Политбюро был вызван посол Червоненко.По мнению Червоненко, Дубчек и Черник не имели никаких планов борьбы с правыми.
О применении знаний на практике
О применении знаний на практике
Руководитель должен быть компетентным в таких областях знания, как организационные и стратегические. Организационные касаются руководителя и комплектования штатов, а стратегические — формулировок целей и задач и их выполнения.
Правила, касающиеся назначения и смещения с должности инквизиторов
Правила, касающиеся назначения и смещения с должности инквизиторов
Несмотря на обладание огромной властью в проведении расследований, инквизиторы тем не менее были связаны строгими правилами орденов, в которых они состояли, и большим количеством специальных
Виды пыток
Виды пыток
Может показаться, что, в общем, инквизиция использовала те же методы пыток, что и светские суды – пытку водой, раму и strappado. Наиболее отвратительный вариант первого применялся в Испании. Сначала к языку обвиняемого привязывали кусочек влажной ткани, по которому
1.3.1. Многозначность слова «народ» в его применении к классовому обществу
1.3.1. Многозначность слова «народ» в его применении к классовому обществу
Все сказанное вплотную подводит нас к пониманию слова «народ». Оно, как и слово «общество», тоже многозначно. Одно из его значений — низшие слои того или иного классового общества. Именно такой смысл
ГЛАВА 52. О том, какие роды пыток и казней придуманы были для христиан
ГЛАВА 52. О том, какие роды пыток и казней придуманы были для христиан
Тогда можно было видеть, с какой свободой это величие благочестия ежедневно подвергалось необыкновенным оскорблениям неутомимой жестокости. Целомудрие, которого никогда не оскорбляли и самые
1. Многозначность слова «народ» в его применении к классовому обществу
1. Многозначность слова «народ» в его применении к классовому обществу
Наряду со словом «общество» широкое применение в общественных науках имеет слово «народ». Некоторые историки даже считают, что именно народы, а не общество и общества являются субъектами исторического
§ 1. Понятия «народ» и «этнос» в применении к древнейшим росам
§ 1. Понятия «народ» и «этнос» в применении к древнейшим росам
В исторической науке укоренилось неверное представление о русском народе как о сравнительно молодом, не имеющем своей истории древнего мира и раннего средневековья. И связано это во многом с неправильным
ДОРОГА ПЫТОК
ДОРОГА ПЫТОК
Поехали. На пути к нам подстроились еще четыре таких же грузовика, покрытых брезентом. Образовалась колонна из шести машин, мы шли третьими. Начало сильно трясти, раскачивать из стороны в сторону. Я откинул кусок брезента. Оказалось, что мы едем по
Если верить современным представлениям, то святая инквизиция была ужасом средневековой Европы. В таком качестве она предстает в фэнтези, опирающемся на средневековые сюжеты, и даже в исторических фильмах и книгах. На деле, работа инквизитора была гораздо менее кровавой и более прозаичной.
Кто придумал расправы над колдунами?
Cредневековые люди считали колдовство реальностью и очень серьезно к нему относились. Поэтому, если человека обвиняли в колдовстве, проводилось тщательное расследование и суд. В архивах английских городов сохранились некоторые дела о колдовстве – от соседских ссор до обвинения в привороте короля.
Факт! Историки часто ссылаются именно на английские архивы. Причина в том, что они самые подробные. Для своего времени, среди жителей Англии было много грамотных, особенно в городах. Также была хорошо развита судебная система. Горожане регулярно судились друг с другом, а суды тщательно записывали все подробности дела и бережно их хранили.
Наказание за колдовство отличалось в разных местностях, но всегда было крайне жестоким – колдунов и ведьм изгоняли, били камнями, топили, вешали или сжигали. Эти практики появились задолго до создания инквизиции, и связаны, скорее всего, с языческими верованиями, а не с христианством. Церковь не занималась их искоренением, а позже взяла на вооружение методы, придуманные задолго до нее.
Кто был настоящей целью инквизиции и кто такие инквизиторы?
Несмотря на устоявшееся мнение, инквизиторы очень мало внимания уделяли ведьмам. Их главной целью были еретики, т.е. люди, неверно трактовавшие религиозное учение и проповедники, чьи слова шли вразрез с официальной позицией католической церкви. Инквизиторы – это в первую очередь богословы, которые создавали религиозное единство Европы.
Факт! Для Средневековья характерно смешение языческих и христианских ритуалов. Христианская церковь долго не могла стандартизировать собственное учение, а язычество было широко распространено, несмотря на влияние Римской империи. Подобное явление есть не только в Европе, но и России (самые яркие примеры – масленица, и день Ивана Купалы), позже оно появилось в Америке.
Вторая, не менее очевидная, но гораздо менее благородная цель – изъятие имущества. Именно этим прославилась инквизиция в Испании. Монахов интересовали исключительно богатые еретики и инакомыслящие. Так борьба за религиозное единство превратилась в грабеж под предлогом искоренения ереси. Инквизиция всегда работала в тесном сотрудничестве с местными властями. Это позволяло эффективнее находить жертв, запугивать их родственников, добиваться покорности от населения. Формально, именно местные чиновники приговаривали осужденного к казни.
Как создавалась инквизиция?
Слово Inquistio означает «расследование». Оно же является исчерпывающим ответом на вопрос, что такое инквизиция – это расследование религиозных преступлений. Несмотря на все попытки создать единую церковь, христианство постоянно разделялось на различные течения. Причин было несколько:
- неоднозначность Священного Писания. В священных текстах много притч и иносказаний, поэтому остается большой простор для трактовок;
- запрет на перевод Библии на национальные языки. Языком богослужения и науки была латынь. Человек, не знающий этого языка (таких людей называли illiterati) не мог прочитать священные тексты;
- небольшое количество экземпляров Библии. Книги переписывались и иллюстрировались от руки, поэтому их создание занимало много времени, а сами книги были дорогими. Иметь у себя полный текст Священного Писания мог не каждый человек;
- низкий уровень грамотности. Большинство людей, особенно среди крестьян, не умело читать и писать не только на латыни, но и на родном языке.
Все вместе это приводило к тому, что большинство людей не читало Библии полностью, им приходилось верить на слово священникам. Но и не каждый священник был достаточно компетентным, поэтому учение неизбежно искажалось. Постановления нескольких соборов не смогли навести порядок, и потребовалась религиозная спецслужба – инквизиция.
Святой Доминик
Святой Доминик считается тем человеком, кто создал инквизицию. Но он не ставил перед собой такой цели. Более того, его служение начиналось полностью мирно. Он не преследовал еретиков, а обращал их в католическую веру личным примером. Он же основал Орден проповедников, который позже стал основой инквизиции.
К моменту, когда Святой Доминик начал свою деятельность, католическая церковь находилась в глубоком кризисе. Священники жили в роскоши, церкви и монастыри владели землями, получали огромный доход, церковные должности продавались. На этом фоне процветали ереси, которые отрицали церковное учение. Одни из самых известных – альбигойцы (катары), распространившие свое влияние в южной Франции, части Испании и Италии. Они жили в бедности, отказывались от всей собственности (в том числе аристократы отдавали свои земли родственникам), не признавали церковных таинств, среди них было много образованных людей.
Доминик и его последователи – доминиканцы – решили вернуть церковь к евангельской бедности. Они отказывались от всех привилегий, которые давал духовный сан, жили на пожертвования и проповедовали католическое учение. Они основали несколько монастырей для раскаявшихся катаров. Судом и расправой они не занимались.
Поиск еретиков
Борьбой с еретиками церковь занималась всегда. Первый зарегистрированный церковный суд произошел в 316 году. В ранней истории христианства под определением, что такое инквизиция, подразумевался процесс, а не организация. Расследованиями занимались монахи и священники, которым поручали это занятие вышестоящие церковнослужители.
Организация, которая занималась церковными расследованиями и получила название инквизиции, была основана Папой Иннокентием III. Этот же Папа разрешил Святому Доминику основать свой орден.
Правда, его разрешение было устным, а официально утвердил доминиканский орден его преемник – Гонорий III.
Первая яркая страница в истории инквизиции в Средние века – альбигойские войны. Еретики в южной Франции настолько активно боролись с католичеством, что Папа Римский объявил против них крестовый поход. Это происходило в то же время, когда там проповедовал Святой Доминик – именно поэтому инквизицию связали с его именем, а он сам попал в список самых известных инквизиторов Средневековья.
Альбигойские войны и первые процессы Римской инквизиции
Официальным годом рождения инквизиции считается 1215 г. (булла Иннокентием III). С этого момента огонь инквизиции пугал мирных граждан в течение 6 веков. Первым ярким делом инквизиции была борьба с альбигойцами. Папские легаты, монахи-инквизиторы и братья недавно основанного ордена доминиканцев, тесно взаимодействовали друг с другом.
При жизни, Доминик был резко против жестокости, он утверждал, что основным инструментом монаха должно быть красноречие и убеждение. Но после его смерти орден доминиканцев фактически слился с инквизицией. Монахи формально соблюдали предписания Святого Доминика, сохранили одежду ордена, которая стала ассоциироваться с инквизиторами в Средневековье. В качестве пожертвований они охотно принимали здания, церковную утварь и предметы роскоши.
Испанская инквизиция
Считается, что в Испании была самая жестокая инквизиция. Она подчинялась не Риму, а королю, и была частью государственного аппарата. Это установил особый декрет Сикста IV в 1478 году. Испанская инквизиция отделилась от основного религиозного трибунала через два века после его основания.
Факт! Религиозные противоречия на Иберийском полуострове складывались веками. На этой территории были христианские и исламские государства, которые постоянно воевали друг с другом. Короли испанских государств поставили себе цель отвоевать полуостров – так началась Реконкиста. Она завершилась объединением Испании под руководством католических королей – Изабеллы и Фердинанда.
Задачи инквизиции были двоякими – установление религиозного единства в Испании и пополнение государственной казны. После завершения Реконкисты на территории Испании осталось много арабов и евреев. Они плохо уживались с бывшими рыцарями Реконкисты. Чтобы избежать конфликтов, король обязал их креститься. Крещеных арабов называли морисками, а крещеных евреев – марранами. В большинстве случаев эти народы принимали крещение только формально, а дома продолжали исповедовать ислам или иудаизм. Испанские инквизиторы выявляли именно таких людей, объявляя их еретиками. От обвинения в ереси можно было откупиться серьезным штрафом. Если обвиняемый не признавал свою вину, это могло стоить ему жизни.
Томас Торквемада — самый известный инквизитор
Томас де Торквемада – самый известный инквизитор Испании. Он был первым верховным инквизитором и основателем этой организации. По крови он был потомком крещеных евреев, рано вступил в доминиканский орден. Он был духовником принцессы Изабеллы, будущей королевы Изабеллы Кастильской, которая вместе с мужем объединила Испанию в одно государство.
Он ввел в широкий обиход инквизиции книг, не одобренных церковью. Это делалось, чтобы не допустить пропаганду ереси. Эту практику взяли на вооружение инквизиторы в других странах. Особенно пострадали арабские библиотеки Испании – эти книги считались еретическими. Так были утеряны многие ценные знания и многие светские тексты.
За этим человеком закрепилась мрачная слава. Он также серьезно повлиял на восприятия того, кто такие инквизиторы. Но этот стереотип легко перечеркивает один факт – в половине костров инквизиции горели соломенные чучела.
Германские государства и ведьмы
В германских государствах и Австрии инквизиция сильно отличалась от испанской. В Австрии и Южной Германии не было серьезных религиозных противоречий. Именно здесь инквизиторы активнее всего боролись с ведьмами и колдунами. Методы немецкой инквизиции были не в пример жестче, чем в испанской, а стать ее жертвой могла практически любая женщина.
Если Кодекс испанской инквизиции ставил ведьм на последнее место по важности среди врагов церкви, то в Германии все было строго наоборот. О причинах этого явления историки спорят. Считается, что в XV веке, в стране произошли климатические изменения, которые привели к неурожаям. Люди искали виноватых, и нашли. Другая версия – местные политики и священники имитировали усердный труд, чтобы привлечь финансирование из Рима.
Поводом для обвинения в колдовстве могло стать что угодно – например, незамужний статус или любовь к кошкам. Страдали от действий германской инквизиции не только женщины, но и мужчины – их обвиняли в контракте с дьяволом и колдовстве.
Охота на ведьм в протестантских странах
Протестантизм стремился вернуть религию к истокам, поэтому к соблюдению религиозных норм относился крайне строго. Несмотря на то, что сами протестанты регулярно подвергались гонениям от инквизиции (они считались еретиками), сочувствия к тем, кого они сами считали отступниками, они не проявляли.
Именно в протестантских странах развернулась самая жестокая охота на ведьм. По количеству жертв протестанты заметно опережают католиков. И это при том, что никакого аналога инквизиции ни в одном из течений протестантизма нет и не было. Сожжение ведьм было попыткой сохранить чистоту веры и избавиться от всех враждебных элементов.
Как работала инквизиция?
Церковный суд в Средние века руководствовался строгими правилами. Инквизиторы не имели права мучить и жечь людей по своему желанию. Больше всего информации осталось об испанской инквизиции, поскольку она была наиболее активной, а монахи тщательно вели записи. Также инквизиция формально присутствовала во Франции, Германии и Италии. Официально эти организации подчинялись Папе Римскому, но на самом деле их деятельность строго контролировали короли. В некоторых странах (например, в Англии) инквизиции не было вообще.
Как находили еретиков?
Святая инквизиция обладала огромной сетью осведомителей. Священники должны были доносить вышестоящим церковным иерархам о подозрительном поведении своей паствы. Также донести на человека могли его соседи или родственники.
Поводом для доноса могло стать что угодно: неосторожные высказывания, наличие запрещенных книг или символов, неуважительное отношение к священникам – на такое сразу обращала внимание святая инквизиция. После этого жизнь человека, уличенного в ереси, превращалась в кошмар. Что именно с ним произойдет, зависело не только от тяжести проступка, но и от достатка и общественного положения человека.
Начало расследования
Первое, что получал человек, обвиненный в ереси, — предложение прийти и покаяться лично. Его могли передать через знакомых или соседей, приходского священника или инквизитор мог позвать провинившегося лично. Послания могли быть устными или письменными, если обвиненный умел читать. В них всегда указывался период, в течение которого человек должен был прийти для покаяния.
Если виновный не приходил добровольно, то священнику или соседям предлагали его привести. Инквизитор мог передать такое послание большому числу людей. Знакомые начинали сторониться такого человека, могли найтись и те, кто отдавал его в руки инквизиции, надеясь на материальную выгоду. Вознаграждение было небольшим. К доносам прибегали как к способу насолить соседу или избавиться от конкурента. Если же в установленный срок обвиняемый так и не появлялся, его задерживали силами городских властей и сажали в тюрьму.
Такая сложная схема применялась к тем, кто высказал серьезные еретические убеждения, был богат или влиятелен, или просто находился в плохих отношениях с местным духовенством. И наоборот, в истории испанской инквизиции было немало случаев, когда проступок могли посчитать незначительным, если его совершил бедный и ничем не примечательный человек.
Как происходило расследование?
Начало процесса было похоже на обычную беседу. Монах задавал обвиняемому вопросы, выяснял, как часто он ходит в церковь, соблюдает ли посты и праздники, как ведет себя со своей семьей, чем занимается, какие книги читает. Другие монахи в это же время опрашивали свидетелей и проводили обыски в доме обвиняемого. Если на этом этапе находили ложь, человека могли признать виновным сразу.
Дальше обвиняемому задавали вопросы о Священном Писании, религиозных обрядах, богословских тонкостях. Чем серьезнее было обвинение, тем более каверзными становились вопросы. Неправильный ответ на них означал ересь или богохульство.
Но для того, чтобы признать человека еретиком, было мало неправильных ответов. Требовалось его личное признание – так требовал Кодекс Трибунала священной канцелярии инквизиции. Также требовалось выяснить, принадлежит ли еретик к какой-то группе, и если да, то нужно было выявить его сообщников, их лидеров и места сбора.
Орудие пыток в инквизиции
Признание и сведения о сообщниках выбивались из обвиняемого пытками. Именно благодаря таким методам инквизиторы вошли в историю как самая жуткая организация Средних веков и Возрождения. Собственноручно монахи никого не пытали – это делали палачи. Обязанность монаха состояла в том, чтобы находиться рядом с жертвой и записывать его показания. Также монахи решали, какие именно пытки будут применяться к каждому подсудимому.
Для применения орудий пыток в инквизиции существовал строгий регламент. Сначала использовались так называемые мягкие пытки:
- дыба;
- бичевание;
- кратковременное применение тисков и жаровни.
Они не приводили к неизлечимым увечьям тела. Затем в ход шли средние пытки:
- жаровня и тиски, но использование гораздо дольше;
- пытка водой;
- щипцы;
- дыба-ложе;
- испанский сапог;
После них оставались тяжелые, но не смертельные увечья. Тяжелыми пытками считались те, которые могли привести к смерти жертвы:
- железная дева;
- колыбель Иуды;
- испанский конь;
- аист;
- колесование;
Наказания для грешников
Как только грешник признавал свою вину и выдавал сообщников, его подвергали наказанию. В лучшем, для жертвы, случае это могла быть епитимья – церковное покаяние. Ее налагал священник или монах из религиозного трибунала. Как правило, епитимья сопровождалась крупным штрафом в пользу церкви (в Испании – в пользу короны). Вместо епитимьи осужденного могли поставить у позорного столба или подвергнуть публичному телесному наказанию. От унижения не спасало даже высокое происхождение.
Более тяжелым вариантом было изгнание из города и полная конфискация имущества. Иногда изгнание сопровождалось дополнительным телесным наказанием, после которого человек оставался калекой. Такой метод считался относительно мягким, но изгнанник, лишенный имущества и здоровья, не мог выжить без посторонней помощи и погибал от голода, ран или оказывался убитым.
Самая суровая мера – каторга. Она применялась на территории Италии, в меньшей степени – Испании и Германии. У приговоренного конфисковали имущество, а его самого отправляли на принудительные работы. Срок зависел от тяжести проступка, мог быть даже пожизненным. Часто приговоренные церковным судом работали на государственных рудниках и галерах. Все эти виды наказания считались разновидностью покаяния.
Костер инквизиции
Костер инквизиции – это неточное название. Формально, сжигали людей не церковные, а светские власти. Смертные приговоры выносились по строгим правилам:
- сначала инквизитор получал доказательства того, что еретик упорствует в своих убеждениях. В ход шли разные уловки, например, раскаленное распятие, которое требовалось поцеловать. Человек рефлекторно отдергивал лицо, и это считалось признаком служения дьяволу;
- после этого церковный суд утверждал, что здесь он бессилен, и отдавал виновного светским властям;
- светский суд был коротким – местный орган власти быстро приговаривал виновного к смерти через колесование, утопление или сожжение.
Казнь проводилась при большом стечении народа. Так инквизиция демонстрировала свою непреклонность в борьбе с ересью. На костре жертву ожидала медленная и мучительная смерть. Иногда сожжение совмещали с колесованием, и тогда человек умирал быстро.
Суды и казни могли происходить заочно. Так могло быть, если обвиненный в ереси человек не явился на покаяние, а уехал из города, и его не удалось найти вовремя. Суд все равно проходил, но без участия подсудимого. По средневековым представлениям о правосудии, побег от инквизиции означал признание вины. Подсудимый считался не раскаявшимся, и его приговаривали к казни.
Сожжение происходило обычным образом – в назначенный день сооружался костер, вокруг него собирались люди, судья перечислял преступления подсудимого, имена инквизиторов и судей, которые участвовали в процессе, озвучивал смертный приговор. Но вместо живого человека на костер отправлялось соломенное чучело. Если человек умер во время следствия, он тоже считался не раскаявшимся. В этом случае на костре горел его труп. Иногда ради сожжения останки выкапывали из могилы.
Как долго существовала инквизиция?
Последний приговор, официально вынесенный испанской инквизицией, датируется 1826 годом. Тогда был казнен учитель, запрещавший ученикам ходить в школу. Его влияние на детей сочли крайне опасным для веры, судили и приговорили к повешению. После, его похоронили в гробу с нарисованными на нем языками пламени. В этот же год испанская инквизиция была официально упразднена.
Упразднение касалось только испанской инквизиции – той организации, которая подчинялась королю и поддерживала его правление. Римская инквизиция, которая действовала на территории остальных стран католической Европы, была реформирована.
Современное название организации – Священная конгрегация доктрины веры. Она по-прежнему следит за соблюдением религиозных канонов, в первую очередь среди самих священников. Основной задачей конгрегации стало разъяснение церковных правил, и только во вторую очередь – наказание за их несоблюдение. Жесткость методов также осталась в прошлом – больше не применяются пытки, казни и телесные наказания. Возглавляют конгрегацию обычно доминиканские монахи.
Костры, где инквизиция была ни при чем
У нас такого не было?
Считается, что инквизиция – исключительно европейское изобретение, а в России ее не существовало. Но это не совсем точно. При Петре I, церковь была реформирована. В числе прочего появился Духовный Регламент – это документ, регулирующий работу церкви, жизнь священников и их общение между собой и с паствой. Контролировать соблюдение духовного регламента должны были инквизиторы. В Синоде заседал протоинквизитор, в губерниях были провинциал-инквизиторы (аналог великих инквизиторов в Испании) и инквизиторы на местах.
Задача инквизиции в Российской империи – не допускать непозволительного поведения священников, а также доносить вышестоящим иерархам о неблагонадежных прихожанах и духовных лицах.
В современном мире инквизиция стала архетипом. Она присутствует в книгах, фильмах и играх в жанре фэнтези. На фото с полевых ролевых игр и фестивалей почти всегда можно увидеть инквизицию или ее близкий аналог (служители Паладайна в мирах D&D, Алый орден в World of Warcraft).
Видео
Николас Эймерик в своём Руководстве по инквизиции / Directorium Inquisitorum детально изложил порядок выявления и допроса еретиков и ведьм.
К еретическим поступкам и взглядам относились:
1) Хулители религии и виновные в ложных понятиях о могуществе Бога, всё равно, говорили ли они это в пьяном или трезвом виде.
2) Все, занимавшиеся чародейством и гаданием, особенно те, которые употребляли при волхвовании священные предметы и вещества, например святую воду и елей.
3) Всякий отлучённый, не искавший примирения с церковью.
4) Укрыватели и заступники еретиков.
5) Лица, сопротивлявшиеся постановлениям инквизиции.
6) Города, правители и короли, защищавшие еретиков.
7) Власти, не отменявшие в стране или городе постановлений, несогласных с законами инквизиции.
Адвокаты, нотариусы и юристы, защищавшие еретиков (это правило применялось по усмотрению, и только в самую раннюю эпоху первой и второй инквизиции).
9) Всякий, отказавшийся от присяги, которую требовала инквизиция.
10) Всякий, умерший в открытом или предполагаемом еретичестве.
11) Иудеи или мавры, склонявшие христиан к отступничеству.
12) Всякий, прикосновенный к ереси словом, делом или сочинением.
13) Все преступления против нравственности, незаконное сожительство, содомия и пр.
Всё это рушилось на головы главным образом тех, у кого не было покровителей, чтобы остановить карающую руку, и на людей, заведомо ненавистных инквизиторам. Располагавшие влиянием ускользали от правосудия трибунала даже в том случае, когда их преступления были известны всему свету. Сами члены трибунала часто были повинны по инструкции Эймерика, и Вольтер вовсе не инсинуировал, когда изображал великого инквизитора любовником прекрасной Кинегунды совместно с богатым евреем.
Лишь в редких случаях, при вопиющем нарушении законов и под непобедимым давлением общества, инквизиторы попадали под следствие, но, как увидим далее, их наказание имело скорее характер попустительства.
Иное положение было у людей без покровителей и заранее преданных на усмотрение инквизиции. По мере того как подвигался процесс, масса этих арестованных постепенно распадалась на категории: легко подозрительных (levi), сильно подозрительных (vehementi), обращённых (reconciliati), упорных (obstinati) и оправданных.
Впрочем, оправданные почти всегда считались подозрительными. Им выдавалось разрешение ad cautelam, т, е. как подозреваемым в ереси, и горе было этим лицам, если они опять попадали в руки инквизиции. Рецидивистам (relaps) не было прощения. Каждый обвиненный и сознавшийся мог просить примирения с церковью. Степень наказания в таком случае уменьшалась, смотря по времени признания и по важности преступления. В период первой инквизиции примирение с церковью совершалось торжественно — в храме и в присутствии народа. В назначенный день перед обедней обвиненный в ереси ставился на амвон с открытой головой и со свечой в руках. Начиналось богослужение. После чтения Евангелия инквизитор произносил речь против ереси, затем осужденный на покаяние перед крестом и Евангелием произносил отречение от своих заблуждений и, если мог, подписывал этот акт и получал разрешительную грамоту».
Барро М., Торквемада: Великий инквизитор: его жизнь и деятельность в связи с историей инквизиции / Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки (переиздание биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова), М., «Республика», 1995 г., с. 292-293.