2.1. Мобилизационная подготовка здравоохранения, ее нормативно-правовое обеспечение.
Мобилизация – это комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени, а также по переводу существующих в мирное время организационных структур (государственных, военных и др.) на организацию и состав военного времени.
В мирное время в стране проводится мобилизационная подготовка. Мобподготовка — это комплекс мероприятий по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также ВС, воинских формирований и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Правовыми основами мобподготовки и мобилизации являются Конституция РФ, Международные договоры РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы («Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»), нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ.
1. Конституция РФ (12 декабря 1993г.)
Статья 87 конституции определяет, что: Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС РФ. В случае агрессии против РФ он вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение.
Военное положение это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией, Президентом в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
2. ФЗ № 61 от 31 мая 1996 года «Об обороне».
Закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны, ответственность за нарушение законодательства в области обороны.
В соответствии с этим законом в целях обороны создаются ВС РФ.
К обороне привлекаются также ПВ ФСБ, ВВ МВД, войска ГО.
Для выполнения отдельных задач привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки, органы ФСБ, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
3. ФЗ № 31 от 26 февраля 1997г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ».
Это закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области.
4. В соответствии с Законами «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» устанавливаются воинская обязанность граждан РФ (ФЗ № 53 от 28 марта 1998г «О воинской обязанности и военной службе») и военно-транспортная обязанность для федеральных органов исполнительной власти, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности (Указ Президента РФ от 2 октября 1998 года № 1175).
5. Постановление Правительства от 19 октября 1998 г. № 1216 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования)»
Положение определяет порядок призыва на военную службу по мобилизации граждан РФ, пребывающих в запасе, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени или направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется на основании указа Президента об объявлении общей или частичной мобилизации.
ФКЗ № 3 от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении».
В законе дается определение чрезвычайного положения, как особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений.
Этот режим допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
В законе указаны силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения.
Одной из составляющей мобилизационной подготовки экономики является и мобилизационная подготовка здравоохранения.
Она включает в себя комплекс мероприятий по заблаговременной подготовке органов управления, организаций, учреждений и предприятий здравоохранения к медицинскому обеспечению при защите государства от вооруженного нападения и нужд населения в военное время.
Общее руководство мобподготовкой системы здравоохранения осуществляет Министр здравоохранения и социального развития РФ.
Один из заместителей министра обеспечивает повседневное руководство мобилизационной подготовкой системы здравоохранения.
Для организации и выполнения работ по мобподготовке в Минздравсоцразвития и его учреждениях создаются мобилизационные подразделения или назначаются специальные исполнители.
Мобподготовка и мобилизации проводится в соответствии со следующими основными принципами:
- Централизованное руководство.
- Заблаговременность, плановость и контроль.
- Комплексность и взаимосогласованность.
В содержание мобподготовки здравоохранения и мобилизации входят:
- Разработка правовых и методических документов.
- Подготовка учреждений, организаций и предприятий здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.
- Разработка мобилизационных планов.
- Проведение мероприятий по подготовке специальных формирований к отмобилизованию.
- Создание и развитие мобилизационных мощностей (станций переливания крови, предприятий выпускающих продукцию медицинского назначения).
- Создание, накопление и освежение запасов матресурсов мобрезерва.
- Подготовка и организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.
- Создание запасных пунктов управления и подготовка их к работе в условиях военного времени.
- Организация воинского учета в учреждениях, организациях и на предприятиях здравоохранения.
- Бронирование граждан, пребывающих в запасе ВС РФ.
- Проведение учений и тренировок по переводу здравоохранения на работу в условиях военного времени и выполнению установленных мобзаданий.
- Повышение квалификации работников мобподразделений.
Основу мобилизационной подготовки здравоохранения составляет работа, направленная на выполнение мобилизационных заданий. Мобзадания устанавливаются на расчетный год Правительством.
Минздрав РФ определяет заказы (планы поставок) органам управления здравоохранения субъектов РФ, НИИ, институтам гематологии и переливания крови, учреждениям, организациям и предприятиям федерального подчинения на договорной (контрактной) основе.
Руководители ОИВ субъектов РФ определяют заказы учреждениям, предприятиям и организациям здравоохранения расположенным на их территории, независимо от форм собственности (определяют задания по расширению производственных площадей, содержанию мобрезерва медимущества, препаратов крови, подготовки кадров, созданию выездных бригад и донорских контингентов и т.д.).
На органы управления здравоохранения субъектов РФ могут возлагаться следующие мобзадания:
- Развертывание органов управления по руководству ТГ.
- Отмобилизование тыловых госпиталей.
- Отмобилизование обсервационных пунктов.
- Выделение оперативных коек в ЛУ.
- Развертывание дополнительных коек в ЛУ.
- Создание мобрезерва мед. и санитарно-хозяйственного имущества.
- Заготовка донорской крови и ее компонентов.
- Создание мобмощностей для производства бактерийных и иммунно-биологических препаратов.
- Подготовка медицинских кадров для ВС РФ, специализация и усовершенствование врачей.
- Проведение научных исследований по вопросам управления.
Для выполнения мобзаданий назначаются исполнители и формирователи спецформирований по отмобилизованию.
2. 2. Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества.
Понятие «Резерв» происходит от французского слова «rezerv», и означает сберегаю, сохраняю что-либо на случай надобности.
Человечество с древних времен заготавливало запасы продовольствия впрок до нового урожая, на случай непредвиденных обстоятельств и для обмена.
Сильное государство всегда должно иметь запасы продовольствия, топлива, военного снаряжения, которые страхуют страну от неурожая, стихийных бедствий, а также обеспечивают армию в военное время.
Как бы не были совершенны ВС, они не могут выполнить возлагаемые на них задачи, если в мирное время не будут накоплены материальные резервы, которые дадут возможность в особый период, какое-то время обеспечивать военные потребности экономики.
Начало создания системы государственных резервов в РФ было начато в 1931 году. Начиная с 1935 года, стали утверждаться годовые планы накопления материалов и товаров в этом резерве. Накопленные к началу 40-х годов запасы продовольственных и промышленных товаров, материалов и нефтепродуктов сыграли важную роль в обеспечении армии и тыла в период Великой Отечественной войны.
Например, в первую мировую войну русская армия израсходовала около 1 млн. тонн различных боеприпасов, а в Великую Отечественную войну расход боеприпасов составил уже более 8 млн. тонн. Или еще пример:
В связи с неуклонным ростом технической оснащенности ВС увеличилось и потребление ГСМ. Так в Великую Отечественную войну расход ГСМ составил свыше 13 млн. тонн. Расчеты показывают, что для проведения фронтовой наступательной операции требуется около 300 тыс. тонн горюче-смазочных материалов. В целом горюче-смазочные материалы составляют сейчас более 50% общего веса материальных средств, необходимых Вооруженным Силам.
В послевоенные годы система госрезерва продолжала свое развитие.
В 1994 году был принят ФЗ № 79 «О государственном материальном резерве», который устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования и освежения запасов государственного резерва и регулирует взаимоотношения в этой области.
В соответствии с законом — формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается Федеральным агентством по государственным резервам (Росрезерв). Оно совместно с его территориальными управлениями осуществляют управление государственным резервом.
Государственный резерв — это особый федеральный запас материальных ценностей, создаваемый и планомерно пополняемый государством для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий ЧС и удовлетворения других потребностей государства и общества.
В него входят:
- Запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ.
- Запасы стратегических материалов и товаров (сырье, топливо, зерно, продовольствие).
- Запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС.
Государственный резерв предназначен для:
— обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
— обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;
— оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья, продовольствия;
— оказания гуманитарной помощи;
— оказания регулирующего воздействия на рынок в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке.
С 2001 по 2006 год резерв использовался 28 раз при ликвидации последствий ЧС, оказания гуманитарной помощи более 20 иностранным государствам Европы, Африки и западного полушария.
Важнейшим средством сохранения накопленных запасов материальных средств является их рассредоточение, защита, своевременное освежение и поддержание в готовности к использованию по предназначению.
Государственный резерв размещается:
— В организациях, специально предназначенных для хранения материальных ценностей государственного резерва.
— На предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания.
— Часть запасов при необходимости может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях различных отраслей экономики.
Сведения о нормах накопления, о поставках, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах Государственного резерва являются государственной тайной.
Мобилизационный резерв является федеральным запасом материальных ценностей, не подлежит приватизации, продаже в составе имущества предприятий — должников, не подлежит использованию в качестве залога.
Минздрав своим приказом (по согласованию с Минэкономразвития России и Росрезервом) утверждает номенклатуру, объемы и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве. Таким образом Минздрав создает резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества который является составной частью государственного резерва.
Данный резерв формируется в целях:
- развертывания специальных формирований и учреждений, создаваемых для выполнения задач военного времени,
- медицинской помощи населению и личному составу войск,
- защиты населения от современных средств поражения,
- ликвидации вспышек инфекционных заболеваний.
Хранение мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного резерва регламентируется специальной «Инструкцией по хранению мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества». Она введена в действие приказом Минздрава России от 03.10.2005 года № 613 (дсп).
Структура системы мобрезерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, включает в себя на федеральном уровне:
— федеральные государственные учреждения здравоохранения,
— федеральные государственные учреждения науки,
— медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв»,
— предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов Росздрава,
— центральные медицинские склады ГВМУ Минобороны России,
— медицинские склады Минтранса России, управления делами Президента РФ и военных округов (флотов).
На уровне субъектов РФ:
— медицинские центры мобилизационных резервов «Резерв» с подведомственными им складами.
По указанию Минздрава России (Разработчик плана), органы управления здравоохранением субъектов РФ (Исполнители плана), на основании Методических указаний проводят работу по разработке номенклатуры и объемов накопления медсанхоз имуществом в мобилизационном резерве на расчетный год.
При этом учитывают:
- какие и сколько развертывается специальных формирований и учреждений здравоохранения военного времени,
- нормы табельного оснащения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом специальных формирований (исходя на 1-2 месяца их работы),
- нормы обеспечения медицинским имуществом для оказания населению медицинской помощи в военное время из расчета на 10 специализированных коек на 1 месяц работы,
- нормы медимущества для оказания медицинской помощи населению при применении противником ОМП из расчета на 1000 пораженным,
- номенклатуру медицинского имущества в мобилизационном резерве для станций переливания крови.
В мобрезерв закладывается медсанхозимущество, выпускаемое Российскими предприятиями имеющие срок годности не менее 12 месяцев и имеется возможность его освежения (за исключением средств профилактики и лечения ЛБ, антидотов и средств лечения пораженных ОВ).
Исполнители обязаны обеспечить сохранность материальных ценностей, ежегодно проводить их инвентаризацию, накопление и освежение имущества в соответствии с установленными сроками его годности (хранения).
Контроль, за выполнением складами задач по качественной и количественной сохранности мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества возложен на медцентр мобрезервов «Резерв».
В соответствии с ФЗ «О государственном материальном резерве» финансирование расходов на проведение операций с материальными ценностями, содержание и развитие системы государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств, получаемых от реализации накопленных запасов.
Расходы на закладку материальных ценностей в порядке освежения производятся за счет средств, получаемых от реализации освежаемой продукции. Разница в стоимости закладываемой и выводимой из мобрезерва продукции покрывается за счет средств федерального бюджета, выделяемых Росрезерву на цели освежения накопленных запасов.
Финансовые средства, получаемые от реализации разбронируемых материальных ценностей мобрезерва, направляются на накопление и восполнение потерь от уценки и списания непригодных к дальнейшему использованию по прямому предназначению материальных ценностей.
2. 3. Ведение воинского учета и организация бронирования граждан пребывающих в запасе ВС в организациях здравоохранения.
Ведение воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, является составной частью мобилизационной подготовки, которая в свою очередь входит в состав обороны Российской Федерации.
Под воинским учетом понимается — государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Он проводится на основании:
- ФЗ № 53 от 28 марта 1998 г «О воинской обязанности и военной службе»,
- Постановления Правительства РФ № 1541 от 25 декабря 1998 г. «Положение о воинском учете»
Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету.
Воинский учет осуществляется с целью:
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности;
- определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов;
- проведение плановой работы по подготовке необходимых военных
специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения
мероприятий по переводу ВС РФ, спец формирований с мирного на военное время.
Закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает:
- Ø призыв на военную службу по мобилизации;
- Ø прохождение военной службы в период мобилизации;
- Ø военное обучение.
Воинскому учету подлежат:
А) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе (призывники);
Б) граждане, пребывающие в запасе ВС (военнообязанные):
- уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
- не прошедшие военную службу:
− успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
− освобожденные от призыва на военную службу в мирное время;
− получавшие отсрочки от призыва, по достижении ими возраста 27 лет;
− прошедшие альтернативную гражданскую службу;
− не призванные на военную службу по иным причинам ( проживание за границей, наличие судимости и т. д.);
- женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие военно-учетные специальности согласно утвержденному перечню, в том числе врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Все граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:
Состав запаса (воинские звания) |
Возраст пребывающих в запасе |
|||
1-й разряд |
2-й разряд |
3-й разряд |
||
муж. |
жен. |
|||
Солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы |
до 35 лет |
до 45 лет |
до 50 лет |
до 45 лет |
Младшие офицеры |
до 45 лет |
до 50 лет |
до 55 лет |
до 50 лет |
Старшие офицеры, в том числе: |
||||
майоры, подполковники |
до 50 лет |
до 55 лет |
до 60 лет |
— |
полковники |
до 55 лет |
до 60 лет |
— |
— |
Высшие офицеры (генералы и маршалы) |
до 60 лет |
до 65 лет |
— |
— |
Деление на разряды необходимо для разделения граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т.п.) задач по обеспечению обороноспособности государства.
Лица 1-го и 2-го разрядов в случае мобилизации, как правило, направляются в части постоянной готовности. Лица 3-го разряда предназначаются в тыловые формирования, медицинские структуры или строительные части.
Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к 3-у разряду:
— имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет;
— остальные — до достижения 45 лет.
Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится в отставку и снимается с воинского учета.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный и осуществляется военными комиссариатами и организациями.
Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе или ином равном им муниципальном образовании.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство РФ, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.
Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:
а) состоять на воинском учете.
б) явиться в установленное время и место по вызову (повестке);
в) при увольнении с военной службы в запас явиться в 2-недельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет;
г) сообщить в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган,
осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района;
д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или
место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), и встать на воинский
учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место
временного пребывания;
е) бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; в случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
В период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства или места временного пребывания производится с разрешения военного комиссара по письменным заявлениям граждан.
В паспорте военным комиссариатом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.
В соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о воинском учете, все организации здравоохранения независимо от организационно-правовой принадлежности должны осуществлять работу по воинскому учету.
Для организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ) в организации здравоохранения издается соответствующий приказ. Данным приказом устанавливается конкретное должностное лицо, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.
В организациях здравоохранения:
— на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время.
— на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время. Воинский учет ведется по личной карточке работника — унифицированная форма № Т-2
Если гражданин достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан не годным к военной службе по состоянию здоровья, делают отметки в личных карточках формы № Т-2 (ВУР) «снят с воинского учета по возрасту» или «снят с воинского учета по состоянию здоровья». Личные карточки формы № Т-2 хранятся в сейфе.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе — это комплекс мероприятий, который направлен на обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами.
Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
Бронирование граждан пребывающих в запасе ВС РФ на период мобилизации и на военное время, проводится в соответствии со специальной Инструкцией, которая утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе 22. 12. 1999г. № 144.
Руководство работой по бронированию ГПЗ осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, организацию бронирования – военные комиссариаты.
Основной задачей бронирования ГПЗ является закрепление на период мобилизации и в военное время за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа ГПЗ.
Забронированные ГПЗ освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, а также от призыва на военные сборы на срок действия предоставленной отсрочки.
Основанием для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время являются:
— перечни должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ.
— постановления Комиссии о предоставлении персональной отсрочки отдельным ГПЗ.
Бронирование осуществляется на основании следующих принципов:
— учет потребности организации трудовыми ресурсами для обеспечения ее на период мобилизации и в военное время;
— приоритетное бронирование граждан, работающих в организациях имеющих мобилизационное задание, а также обеспечивающих жизнедеятельность населения;
— установление ограничений в предоставлении отсрочки от призыва гражданам, предназначенным для доукомплектования воинских частей постоянной готовности ВС, других войск и создаваемых на военное время специальных формирований, а также гражданам, имеющим особо дефицитные военно-учетные специальности.
Не разрешено бронировать ГПЗ:
— занятых на сезонных и временных работах (совместители, надомники);
— офицеров запаса 1-го разряда в первые 5 лет после увольнения с военной службы;
— граждан, подлежащих призыву на военную службу – до достижения ими возраста 27 лет.
Методическое руководство работой по воинскому учету и бронированию ГПЗ в организациях здравоохранения осуществляет моборган Министерства здравоохранения и социального развития.
Данная работа учреждений здравоохранения осуществляется совместно с военными комиссариатами, на территории ответственности которого они расположены.
Подготовка
системы здравоохранения к переводу на
работу в условиях военного времени
(мобилизационная работа здравоохранения)
включает:
-
Разработку
мероприятий, выполняемых при введении
степеней готовности ГО. -
Разработку
документов по переводу системы
здравоохранения на работу в условиях
военного
времени. -
Проверку выполнения
мобилизационных мероприятий.
Мобилизационная
подготовка системы
здравоохранения —
комплекс
проводимых в мирное время мероприятий
по заблаговременной подготовке органов
управления, учреждений, предприятий и
организаций здравоохранения в целях
обеспечения потребностей ВС РФ, других
войск, нужд населения и устойчивого
функционирования системы здравоохранения
в военное время.
Общее
руководство мобилизационной
подготовкой системы
здравоохранения осуществляет
Министр
МЗиСР РФ. Координацию, методическое
руководство и контроль за
МП осуществляет 2 управление МЗиСР РФ.
На
органы управления здравоохранением по
мобилизационной подготовке возлагаются
следующие
задачи:
1.
Создание и подготовка специальных
формирований.
2.
Выделение оперативных коек в лечебных
учреждениях.
3.
Создание мобилизационного резерва
медицинского, санитарно-хозяйственного
и специального имущества.
4.
Создание и развитие мобилизационных
мощностей по заготовке донорской
крови, ее компонентов и препаратов.
5.
Создание мобилизационных мощностей по
производству иммунобиологических
препаратов.
6.
Подготовка медицинских кадров для ВС
РФ, специализация и повышение
квалификации врачей.
7.
Проведение научных исследований по
вопросам управления и планирования
медицинского обеспечения населения в
условиях военного времени.
Мобилизационная
подготовка здравоохранения организуется
и проводится с учетом:
-
Потребностей
войск и населения в мобилизационной
подготовке. -
Состояния сил и
средств здравоохранения для оказания
медицинской помощи и лечения пострадавшего
населения в военное время. -
Возможностей по
созданию и содержанию мобилизационных
резервов, медицинского имущества,
мобилизационных мощностей по производству
лекарственных средств и др. медицинской
продукции. -
Наличия фонда
зданий, сооружений в загородной зоне
для развертывания медицинских учреждений
и др.
Мероприятия
мобилизационной
подготовки
системы здравоохранения проводятся в
соответствии
со следующими основными
принципами:
-
Централизованное
руководство
мобилизационной подготовкой через
систему мобилизационных
органов (подразделений), создаваемых
в Министерстве здравоохранения
и социального развития РФ (МЗиСР РФ),
органах управления здравоохранением
субъектов РФ, на предприятиях, в
учреждениях и организациях,
имеющих мобилизационные задания. -
Заблаговременность,
плановость и контроль. -
Согласованность
мероприятий в
области здравоохранения с мобилизационными
планами других отраслей экономики по
вопросам взаимодействия
при подготовке к работе в условиях
военного времени.
Мобилизационный
план здравоохранения
разрабатывают
(каждый в
отдельности) МЗиСР
России, Департамент здравоохранения
ОАО РЖД, РАМН,
органы управления здравоохранением
исполнительной власти субъектов
РФ,
Затем министр
МЗиСР РФ обобщает
предложения органов исполнительной
власти субъектов РФ, согласовывает их
с МО РФ и МЧС РФ в части, их касающейся,
и на основании мобилизационных планов
здравоохранения субъектов РФ, Департамента
здравоохранения ОАО РЖД и РАМН МЗиСР
России формирует
сводный мобилизационный план
здравоохранения Российской Федерации.
Мобилизационный
план –
система взаимосвязанных прогнозов,
расчетов, заданий, состоящая из планов
на год, на пятилетку, на
военное время.
Основой для
разработки мобилизационного плана
является решение
начальника МСГО на перевод здравоохранения
страны (ведомства, субъекта РФ, учреждения,
и др.) с мирного на военное время.
В мобилизационном
плане подробно
излагается
порядок и последовательность выполнения
мероприятий (по степеням готовности,
по часам и дням с момента оповещения).
Мобилизационный
план здравоохранения
состоит из следующих частей:
-
Графической.
-
Пояснительной
записки. -
Расчетных таблиц.
Разделы
мобилизационного плана здравоохранения:
-
Прогноз условий
функционирования системы здравоохранения
в военное время в целях определения ее
возможностей по обеспечению потребностей
Вооруженных Сил РФ и населения. -
Коечная емкость
всех лечебных учреждений здравоохранения
для обеспечения населения. -
Дополнительный
коечный фонд, создаваемый за счет
развертывания подвижных госпиталей и
увеличения коечной емкости больниц
загородной зоны. -
Коечный фонд
санаториев и домов отдыха. -
Необходимое
количество отрядов первой медицинской
помощи МС ГО. -
Необходимое
количество отрядов и бригад
специализированной медицинской помощи,
создаваемых в лечебно-профилактических
и других медицинских учреждениях. -
Необходимые силы
и средства Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзора). -
Производство и
поставка иммунобиологических препаратов,
заготовка и поставка донорской крови,
ее компонентов. -
Мероприятия,
обеспечивающие перевод системы
здравоохранения на работу в условиях
военного времени. -
Мероприятия по
медицинской защите населения от
последствий применения современных
видов оружия и др.
Мобилизационный
план периодически (1 раз в месяц)
уточняется.
При изменениях — немедленно.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования
министерства здравоохранения
российской федерации
- Главная
- Об академии
- Образование
- Наука
- E-academy
- Контакты
ФГБОУ ДПО
Российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования
Минздрава России
ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России
1. Федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.
3. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти и организациях, определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. Положения о мобилизационных органах, создаваемых в федеральных органах государственной власти, утверждаются руководителями этих федеральных органов.
6. Положение о федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, создаваемом в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», утверждается Президентом Российской Федерации.
7. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
8. Мобилизационные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, их структура и штаты создаются и определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в зависимости от объема мобилизационных заданий или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в условиях военного времени.
(п. 8 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)