По данным Kelly Services, управлять людьми нравится 51% российских работников — они мечтают построить карьеру руководителя. Разбираемся, что значит быть эффективным лидером и какие качества ему нужны
Что такое лидерство
Лидерство — это общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели. За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения. Хотя эти вещи далеко не всегда взаимоисключают друг друга.
«Величайшие лидеры необязательно совершают великие поступки. Они те, кто подталкивает других людей делать это», — Рональд Рейган.
Настоящие лидеры в истории — это политики, полководцы и деятели, меняющие уклад жизни и подталкивающие людей на великие подвиги. Например, можно вспомнить харизматичного царя Леонида и верный ему отряд 300 спартанских воинов, удерживавших оборону против целой армии персов.В современном бизнесе такие люди — визионеры вроде Стива Джобса и Илона Маска. Но чтобы стать лидером, необязательно запускать ракеты в космос, можно быть лидером и в небольшой зоне ответственности: рабочей команде, сообществе соседей или объединении по интересам.
Разница между лидером и управленцем
Стоит отличать формальных менеджеров и настоящих лидеров. Например, в Древнем Риме существовали рабы-управляющие — невольники, следившие за ходом работ и контролировавшие своих товарищей по несчастью. Они руководили, но не были лидерами, способным повести за собой людей. Но таким стал Спартак — раб-гладиатор с лидерскими качествами. Именно он смог возглавить величайшее восстание древности.
В корпорациях роль менеджера и лидера может играть один и тот же человек. Но так происходит не всегда. Вот чем они отличаются.
Менеджер:
- следит, чтобы подчиненные работали;
- фокусируется на рациональности и контроле;
- стремится сохранять корпоративные структуры и работать в их рамках;
- является обычным звеном в управленческой иерархии;
- заботится о благополучии сотрудников.
Лидер:
- вдохновляет последователей;
- привык рисковать ради внедрения инноваций;
- не заботится о сохранении существующих структур, если этого требует цель;
- может проявлять независимость;
- ставит ценность результата выше личных проблем команды и своих собственных.
Как появилось лидерство
Феномен лидерства волновал людей с античных времен — можно ли научиться вести людей за собой, чтобы менять мир вокруг, или это врожденный талант? Мощный всплеск исследований этих вопросов произошел в XIX веке и продолжается до сих пор.
Томас Карлайл в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героике в истории» сформулировал теорию о «великом человеке». Она получила развитие в труде Фрэнсиса Гальтона 1869 года «Наследственный гений». Согласно их идеям, раз значительно мир меняют лишь уникальные выдающиеся люди: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, то присущие им лидерские способности — врожденные. Так, даже десяток обычных физиков вместе не повторят гений Эйнштейна, а несколько средних режиссеров не заменят одного Тарковского.
На протяжении последнего столетия эту идею неоднократно критиковали и трансформировали. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, свойственные настоящим лидерам.
Исследования Ральфа Стогдилла 1948 года, а после и современных авторов, например Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что все не так однозначно. Хотя врожденные характеристики иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от качеств и навыков, которые можно развивать, а также от внешних обстоятельств.
Модель лидерских качеств по Заккаро, Кемп и Бейдеру
Какие качества присущи лидерам
Если обобщить выводы работ Тимоти Джаджа и соавторов 2002 года, Брайана Хоффмана и соавторов 2011 года, Дэвида МакКлеланда и Ричарда Бояциса 1982 года и Бернарда Басса 1990 года, получится список качеств и навыков, свойственных эффективным лидерам.
- Экстраверсия — общительность и активность, такие люди испытывают положительные эмоции от работы и общения с другими.
- Сознательность — надежность, добросовестность и серьезное отношение к обязательствам.
- Открытость творчеству и нестандартным, инновационным подходам.
- Порядочность — желание оставаться честным, нетерпение лжи, приверженность сильным моральным и этическим ценностям.
- Харизматичность — способность формулировать убедительное видение будущего и формировать у окружающих образ сильного высокоэффективного человека.
- Развитый интеллект в широком смысле: эмпатичность, критическое мышление, умение выстраивать логику, понимать, обучаться, рассуждать и планировать.
- Креативность — навык творчески мыслить, выходить за рамки сложившихся компетенций и устоявшихся взглядов.
- Замотивированность — стойкое желание добиваться результатов.
- Потребность во власти — получение удовольствия от управления людьми и процессами.
- Коммуникабельность — навыки эффективного письменного и устного межличностного общения.
- Кризис-менеджмент — умение решать непредвиденные проблемы.
- Навык принятия решений — способность принимать ответственность и выбирать наиболее оптимальные пути развития.
- Техническая осведомленность — знание методов, процессов и оборудования.
- Управленческие навыки, включающие координацию работы, организацию и контроль выполнения задач.
Типы и стили лидерства
Существует несколько основных подходов к определению типов лидерства, и у каждого из них свои управленческие стили.
Поведенческое лидерство
Это то, как лидер ведет себя с последователями или подчиненными. Есть разные классификации стилей поведенческого управления, но наиболее устоявшуюся предложил Курт Левин. Она включает три направления со своими плюсами и минусами.
- Авторитарное руководство. Лидер единолично принимает решения и жестко контролирует выполнение задач, не заботясь о состоянии команды. Такой стиль помогает сделать много работы в сжатые сроки, но негативно сказывается на мотивации, дружелюбии, ментальном благополучии и инициативности в группе.
- Демократическое руководство. Команда разрабатывает решения совместно с управленцем, ответственность и власть распределяются между всеми. Задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном лидерстве, но группа проявляет большую оригинальность и креативность, а взаимоотношения становятся теплее.
- Либеральное руководство. Лидер практически не участвует в работе команды — она сама принимает решения и организует процессы. Скорость и качество выполнения задач значительно снижаются, сравнительно с демократическим и авторитарным стилями.
Ситуационное лидерство
Концепцию предложил Пол Харси и Кеннет Бланшар. Основной постулат — не существует идеального стиля управления. Его нужно варьировать в зависимости от уровня развития и мотивации сотрудников.
- Указывающий стиль. Лидер не консультируется с командой и все решает самостоятельно. Он действует как диктатор, сохраняющий всю полноту власти в своих руках.
- Наставнический стиль. Руководитель в значительной степени сам определяет задачи и функции, но не приказывает, а убеждает и мотивирует. Он продает свои идеи команде и больше похож на спортивного тренера.
- Поддерживающий стиль. Лидер подключается к генерации идей и решений, но предоставляет группе ощутимую независимость. Он выступает как равный другим член команды.
- Делегирующий стиль. Руководитель формирует видение будущего, а конкретные решения и реализацию выбранного пути оставляет за командой. Его роль — стратегическая.
Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников
Эмоциональное лидерство
Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи определили шесть стилей этого типа управления. Они по-разному влияют на эмоции людей и проявляют наибольшую эффективность в конкретных условиях. Поэтому их нужно комбинировать и варьировать.
- Визионер. Подходит, когда компании нужны новые направления роста и видение будущего. Такой лидер определяет цели и предоставляет команде возможность самой найти лучший путь к ним. Основная эмоция, которую он вызывает, — вдохновение.
- Коуч. Полезен для подтягивания отстающих сотрудников. Он помогает советом и поддерживает, увязывает личные цели подчиненных с бизнесом. Последние ощущают заботу о себе и рост мотивации.
- Аффилативный лидер. Незаменим, если команде не хватает гармонии: часто возникают конфликты и люди не доверяют друг другу. Он решает спорные ситуации, сглаживает углы и укрепляет группу. Это заряжает сотрудников оптимизмом и дарит им чувство сплоченности.
- Демократ. Нужен командам, в которых много высококвалифицированных специалистов. Он прислушивается к ним и принимает совместные решения, основанные на плюрализме мнений. Сотрудники ощущают свою значимость и профессионализм.
- Ведущий. Пригодится, когда нужны быстрые результаты. Лидер задает высокую планку эффективности и сам активно вовлекается в процессы. При этом стиль может негативно влиять на сотрудников, вызывая у них выгорание и истощение.
- Командующий. Необходим во времена кризисов и сложных ситуаций. Он может принимать непопулярные решения ради спасения бизнеса и давать безапелляционные приказы. Подчиненные при этом испытывают подавленность.
Как стать лидером
Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.
Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.
Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.
Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.
Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.
Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.
01.01.70
Лидерство и руководство
Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Таблица 1. Матрица базовых стратегий
Руководство |
Лидерство |
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации |
1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе |
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды |
2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) |
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры |
3. Возникает стихийно |
4. Явление более стабильное |
4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы |
5. Более определенная система различных санкций |
5. Менее определенная система различных санкций |
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой |
6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности |
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе |
7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |
Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.
Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.
Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.
Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.
На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Стили лидерства и руководства
Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:
- авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
- демократический (или коллегиальный);
- попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).
Авторитарный стиль управления.Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.
За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.
Однако недостатков больше, чем достоинств:
- высокая вероятность ошибочных решений;
- подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
- неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
- неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.
Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).
Демократический стиль управления.Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.
Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.
Попустительский стиль управленияхарактеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).
Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:
- результаты работы обычно низкие;
- люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
- нет никакого сотрудничества;
- нет стимула добросовестно трудиться;
- разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
- подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
- идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).
Стиль лидераотличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.
Качества и черты личности лидера
Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
- доминантность — умение влиять на подчиненных;
- уверенность в себе;
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
- креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
- стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
- ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
- независимость, самостоятельность в принятии решений;
- гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
- общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.
В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
- Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
- Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
- Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
- Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
- Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
- Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
- Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
- Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).
При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.
Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства
Слабые навыки руководства |
Высокие навыки руководства |
|
|
Автор: Владимир Гаджиевич Алиев
Источник: http://www.elitarium.ru/2006/12/18/liderstvo_i_rukovodstvo.html
Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.
В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.
1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением
Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.
Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.
Эффективный руководитель:
- Не сопротивляется делегированию задач.
- Не погружаются в работу, которую поручил другим.
- Не отговаривает других от принятия решений.
- Принимая участие в работе коллег, обязательно советуется с ними.
- Не требует частых, чуть ли не ежедневных, отчетов о работе.
- Не игнорирует опыт и знания коллег.
- Правильно расставляет приоритеты в делах.
- Умеет мотивировать команду.
2. Продуктивен и ориентирован на результат
Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.
Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.
Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.
Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.
3. Отличается хорошими коммуникационными способностями
Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.
Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.
Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят.
4. Отмечает потенциал других людей
В книге «Супербоссы» автор Сидни Финкельштейн указывает на то, что выдающиеся руководители выискивают в своих подчиненных скрытые таланты. Благодаря им люди быстрее развиваются в профессии и повышают производительность.
Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.
Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.
5. Не игнорирует команду
Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.
Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом.
Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.
6. Уверенно принимает решения
Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.
Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.
Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.
Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.
Узнать больше
7. Обладает позитивным мышлением
Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.
Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.
Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.
8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты
Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.
Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.
9. Демонстрирует ответственность
Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.
Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.
Ответственные люди:
- извиняются за ошибки;
- акцентируют внимание на работу своих сотрудников и не преувеличивают собственный вклад;
- не боятся выражать сомнения в сложных обстоятельствах;
- ценят время людей.
10. Проявляет эмпатию
Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.
Это образ мышления, который позволяет лидерам:
- делать более точные бизнес-прогнозы;
- совершенствовать стратегии работы;
- повышать лояльность своих команд;
- проявлять гибкость в тактике переговоров.
Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.
Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?
Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.
1. Смысл и характерные черты лидерства
2. Принципы и задачи руководства
3. Схожесть и принципиальные различия руководства и лидерства
Смысл и характерные черты лидерства
Лидерство, как понятие, достаточно многогранно. В расхожем смысле, это положение индивида в общественной группе, дающее ему возможность влиять на остальных членов группы, направляя их деятельность для достижения определённых целей. В сфере менеджмента предприятия под лидерством понимается способность руководителя организовать коллектив и вести его к выполнению поставленных задач силой своего авторитета.
Определение 1
Лидер – это личность, способная организовать своих последователей и побудить их к действиям, направленным на достижение поставленных целей.
Лидерство двойственно по своей природе. Оно разделяется на две сферы:
- Деловую или формальную, подразумевающую должностной статус;
- Сферу межличностных отношений или неформальное лидерство.
Обе сферы неразрывны как социально-экономические и организационно-технические аспекты менеджмента.
Деловое лидерство является руководящим, а неформальное возникает в процессе личных и ситуативных отношений.
Принципы и задачи руководства
Руководство – процесс организации и управления коллективом людей или предприятием, направленный на достижение поставленных задач. Включает оно в себя и контроль за ходом работы коллектива или компании. В сфере менеджмента руководство представляется механизмом, направляющим усилия одной или нескольких личностей на достижение цели посредством воздействия на их потребности.
Определение 2
Руководитель – официальное лицо, наделённое полномочиями единоличного принятия управленческих решений, в рамках должностного статуса.
Деловой лидер назначается вышестоящим руководством и воплощает собой менеджмент компании. К главным чертам формального лидера относятся:
- Ответственность за вверенный объект или программу;
- Наличие подчинённых;
- Обладание правом принятия управленческих решений;
- Ответственность за результаты принятых решений.
Обязанности руководства являются функциями менеджмента, главные из которых: планирование деятельности, организация и контроль за ходом процесса и мотивация подчинённых. Таким образом, принципы и смысл руководства сводятся к формированию задач и их эффективному решению.
Схожесть и принципиальные различия руководства и лидерства
В сегодняшнем мире, лидерство – основа руководства любой компании. Без него не возможен менеджмент ни одного предприятия.
Хотя лидерству и принадлежит основополагающая роль в менеджменте, следует отметить, что не все достаточно сильные лидеры являются высокоэффективными руководителями. Рассмотрим главные различия официального руководителя и неформального лидера. Лидер:
- Управляет личностными и ситуативными отношениями;
- Избирается стихийно;
- Не имеет официальных полномочий;
- Имеет нестабильное положение, зависящее от настроений в группе.
В тоже время, менеджер-руководитель:
- Управляет официальными отношениями;
- Назначается вышестоящим руководством;
- Имеет право и санкции на принятие управленческих решений;
- Положение зависит от распоряжений вышестоящих органов.
Замечание 1
Лидер управляет личностными отношениями, не имея официальных полномочий. В отличие от него, руководитель-менеджер обладает юридическими правами регламентированной власти.
Положение официального менеджера более стабильное, а его действия регулируются правилами.
Ещё одно существенное отличие в том, что неформальное лидерство присуще небольшим группам, а деловой менеджмент – элемент системы общественных отношений.
Можно сформулировать 4 основных постулата отличия лидерства от руководства:
- Руководство осуществляется в организованных общественных структурах, а лидерство зачастую стихийно;
- Выбор лидера и руководителя происходит разными способами;
- Лидер, в отличии от менеджера, имеет последователей;
- Руководство и лидерство различны по сути.
Это означает, что лидеры могут существовать в стихийных группах, а руководители управляют чётко организованными структурами, многие из которых функционируют на протяжении довольно долгого времени. Примерами таких структур являются промышленные предприятия, финансовые организации, учебные и дошкольные учреждения и пр.
Принципиально различаются они и по принципу назначения. Лидер выдвигается коллективом, а руководитель назначается вышестоящими органами. Таким образом, первый получает общественное признание, а второму коллектив вынужден подчинится.
Таким образом, руководитель становится представителем управленческой организации с делегированными полномочиями. Лидер же становится стихийно выбранным представителем группы.
Замечание 2
Одно из принципиальных различий менеджмента и лидерства – наличие последователей. Руководитель назначается приказом «сверху» и коллектив, ставший группой подчинённых, вынужден следовать его решениям. За лидером стоят добровольные последователи, которые могут изменить своё мнение вплоть до смены лидера.
Следует также понимать, что лидерство несколько шире, чем формализм менеджмента. Оно основано на движущей идее и личных качествах неформального лидера Его свобода действий и решений не ограничивается официальными рамками. В тоже время, руководство – это строго регламентированные управленческие функции, возложенные на человека в приказном порядке.
Лидерство и руководство
Лидерство– это естественный социально-психологический
процесс в группе, построенной на влиянии
личного авторитета человека на поведение
группы. Это отношения доминирования и
подчинения, влияния и следования в
системе межличностных отношений в
группе.
Лидерство –
это попытка использовать непринудительные
формы влияния с целью мотивации индивидов
на достижение определенной цели.
Лидер –
это член группы, который в значимых
ситуациях способен оказывать существенное
влияние на поведение остальных участников;
это личность, способная объединять
людей ради достижения какой-либо цели.
Группа последователей
признает личностные и физиологические
качества лидера, передает ему властные
полномочия (право командовать), наделяет
его ответственностью (он должен заботиться
о членах группы и удовлетворять их
потребности), а также оказывает ему
необходимую поддержку в достижении
поставленных целей. Реально этим правом
лидер пользуется до того момента, пока
это признается его последователями в
неформальной группе.
Общие характеристики лидера и руководителя
Отвечает за |
Отвечает за |
Принимает решения |
Распоряжается |
Отличия руководителя и лидера:
Лидер |
Руководитель |
Лидерство |
Появление |
Лидер |
Руководитель |
Лидерство |
Положение |
Лидер |
Руководитель |
Принятие |
Процесс |
Использует |
Получает |
Наиболее эффективно
совмещение ролей руководителя и
неформального лидера, т.к. в этом случае
ресурс власти максимален, поскольку
опирается на все ее психологические
источники.
Природа лидерства
-
является ли
способность к лидерству врожденной
или этому можно научить -
как именно
осуществлять лидерские функции, чтобы
это приводило к наилучшим результатам
групповой деятельности
Теории
характерных особенностей (личностных
качеств) лидера.
Исследования были
ориентированы на выделение черт
(физических, интеллектуальных или
личностных) и характеристик, которые
отличают лидера показали, что важны и
интеллектуальные качества, и личностные,
и определенные способности
Например:
-
нравственная
зрелость, или сила «Я»; -
влияние
на окружающих, или доминирование; -
целостность
характера, или сила «сверх-Я»; -
социальная
компетентность, предприимчивость; -
проницательность
-
независимость;
-
сила
воли, управление своим поведением -
отсутствие
излишних сильных переживаний и нервного
напряжения
-
интеллект;
-
стремление
к знаниям; -
способность
к адаптации; -
надежность
-
ответственность
-
активность
-
социальное
участие
-
честолюбие;
-
энергичность;
-
желание
вести за собой; -
честность
и прямота; -
уверенность
в себе; -
способности
и знания.
Попадая в определенные
ситуации такие люди, чаще способны вести
за собой других, но нет гарантии, что
они станут эффективными лидерами. Роль
отдельных качеств зависит от ситуации,
решаемых задач.
Харизматическое
лидерство основано на умении
эмоционально воздействовать на людей,
«излучать» энергию и заряжать ею
окружающих, мотивировать к эффективной
работе.
Некоторые из
качеств, отличающих харизматического
лидера:
-
Практически
полная уверенность в своих суждениях
и способностях -
Умение
лучше других видеть перспективу -
Способность
увлечь своей идеей остальных, умело
разъясняя и убеждая (так, что многие
начинают относиться к этой идее как к
собственной) -
Преданность
идее, готовность рисковать и взять на
себя ответственность -
Умение
хорошо чувствовать ситуацию и находить
ресурсы, необходимые для достижения
цели
Поведенческие
теории лидерствапытаются найти
устойчивые совокупности поведенческих
характеристик, оказывающие влияние на
эффективность деятельности группы.
В рамках поведенческого
подхода сформулировано понятие «стиля
лидерства» (руководства)
Стиль лидерства,
или стиль руководства – это
совокупность приемов и методов,
применяемых лидером (руководителем) с
целью оказания воздействия на зависящих
от него и находящихся в его подчинении
людей
Существующие
модели стилей лидерства (руководства)
разделяются на одномерные и многомерные.
Одномерные модели
лидерства
1)Первая из
моделей стилей лидерства связана с
выделением авторитарного, демократического
и либерального, или попустительского
стилей.
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Формальные |
Содержательные |
Авторитарный |
|
Деловые, Запреты Четкий Похвала Эмоции Показ Позиция |
Дела Определяются Голос |
Демократический |
|
Инструкции Не Похвала Распоряжения Позиция |
Мероприятия За Все |
Попустительский |
|
Тон Отсутствие Никакого Позиция |
Дела Разделы |
Обновлено: 22.04.2023
Лидерство и руководство – две основные формы управления. Они имеют определенные отличия, но и немало сходства. Например, общую цель – управлять группой и создавать в ней благоприятный психологический климат.
Теория лидерства
Вторая теория – ситуационная. Согласно ей, одних врожденных особенностей недостаточно, нужны еще определенные условия внешнего мира и взаимосвязи этих условий и данной личности. То есть роль играет то, насколько ситуация позволяет лидеру проявлять себя.
Особенности лидеров
- высокий уровень притязаний;
- высокая самооценка;
- самоуважение; ;
- адекватная оценка слабых и сильных сторон своей личности;
- стремление к успеху (важность и ответственность), признанию, власти (управление людьми, направление их в определенное русло).
Конечно, без определенных компетенций и способностей набор таких качеств может дать совсем другой результат. Потому к другим качествам лидера относится:
-
выше среднего, умение решать сложные и абстрактные задачи;
- самостоятельность, находчивость, деловая активность, готовность к действию, инициативность;
- умение видеть ситуацию широко, рассматривать выше частного;
- знания и опыт в конкретной сфере;
- хорошее здоровье, развитое воображение, внимание, память, мышление;
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
- способность к саморегуляции (умение снимать напряжение);
- коммуникабельность;
- способность к психоанализу;
- красноречивость;
- визуальность (внешняя привлекательность).
Таким образом, все качества лидера можно поделить на общие, конкретные, личностно-деловые и психолого-педагогические.
Виды лидерства
Лидерство бывает эмоциональным, деловым и информационным.
Эмоциональное
Возникает на основе симпатий в группе между участниками и лидером. Эмоциональный лидер создает благоприятный психологический климат, вызывает доверие, снимает напряжение, вселяет уверенность. Это сердце группы. К нему всегда можно обратиться. Как правило, эмоциональный лидер возникает в неформальных группах.
Деловое
Такое лидерство встречается в формальных коллективах. Деловой лидер отличается высокой компетентностью, умением решать задачи, организовывать деятельность. Это руки коллектива. Деловой лидер налаживает отношения, тесно общается с руководством.
Информационное
Информационный лидер – мозг коллектива. Он хорошо ориентируется в потоках информации, высоко эрудирован. К информационному лидеру обращаются за помощью, советом. Он помогает искать информацию или сам отвечает на вопросы.
Идеальный вариант – сочетание всех трех типов в одном лидере, но такое бывает редко. Чаще встречается сочетание делового лидера и эмоционального или информационного.
По направленности лидерство может быть:
- Конструктивное. Помогает достигать целей организации.
- Деструктивное. Стремления лидера наносят ущерб организации.
- Нейтральное. Не влияет на производительность.
Типы лидерства
Среди типов можно выделить вожака, лидера в узком смысле и ситуативного лидера:
По отношению коллектива к лидеру принято выделять такие типы:
Один и тот же лидер может по-разному восприниматься участниками коллектива, то есть относится сразу к нескольким типам. Вообще лидеры есть в любой группе, как официальные, так и неофициальные, как деструктивные, так и конструктивные. Например, известный всем еще со школы пример старост (формальный лидер) и хулиганов (неформальный лидер) класса.
Лидер и руководитель
Руководство – формальная позиция человека, не имеющая отношения к его личностным качествам, хотя на стиль руководства они влияют. Лидерство – положение, занимаемое человеком благодаря своим индивидуально-личностным особенностям. Пожалуй, это главное отличие.
Среди сходств можно выделить следующие:
- ориентация на цели организации;
- общение с людьми и группами людей;
- мотивирование работников и иное влияние на них;
- создание и поддержание благоприятного психологического климата.
Иногда руководитель и лидер рассматриваются как синонимы, если эти роли уживаются в одном человеке. Но так бывает не всегда. Возможно также выделение руководителем лидера или лидеров группы и выявление неформальных лидеров.
Лидер сам заинтересован и участвует в рабочем процессе. Он консультирует, дает советы, поддерживает обратную связь и подталкивает людей к самостоятельности, ведет за собой, показывает личный пример. Руководитель же может этого и не делать, он может даже не знать своих подчиненных лично. Лидеры не дают готовых решений, совместно с другими участниками коллектива они развивают творческое и проблемное мышление.
Лидерство может передаваться от одного человека к другому в зависимости от того, какие именно знания, умения, навыки, качества и способности нужны для решения актуальной проблемы.
Отличается характер власти руководителя и лидера. Руководитель наделен полномочиями, статусом. Лидер же завоевывает расположение группы и мотивирует их на успешное выполнение задач своим авторитетом и харизмой. Власть авторитета в разы сильнее власти полномочий. Но эту же власть проще потерять, так как она основана на уважении самой личности лидера.
Таким образом, можно выделить следующие отличия лидера и руководителя:
- Руководитель организует всю деятельность, лидер в большей степени отвечает за психологические отношения по вертикали.
- Руководитель назначается официально сразу после создания организации, лидер выдвигается стихийно через взаимоотношения участников группы.
- Руководитель управляет всей деятельностью и внешними связями организации, лидер отвечает за общение, деятельность и характер отношений внутри группы.
- Руководитель контролирует и властвует, лидер сам исполняет нормы организации.
- Руководитель ориентируется на прописанные права, лидер – на морально-психологические нормы, возникшие в группе.
- Руководство более стабильно, лидерство зависит от отношений и мнений участников коллектива, вследствие чего лидерство изменчиво.
Руководство – социальное влияние, в основе которого лежит принцип правовых отношений, распределения ролей, власть, контроль и дисциплина. Лидерство – психологическое влияние, основанное на восприятии, подражании, взаимопонимании и внушении. Это добровольное подчинение и свободное общение.
Руководитель – верхняя позиция в правовой социально-ролевой иерархии. Лидер – вершина в иерархии авторитета и престижа.
Особенности руководителя-лидера
Как я уже говорила, оптимальный вариант – сочетание руководства и лидерства в одном лице. Руководитель-лидер не приказывает и не давит на сотрудников. Он четко объясняет им цели и ведет за собой к этим целям. Кроме того, руководитель-лидер:
- Способен воспринимать и принимать общие нужды и проблемы, брать на себя ответственность за их решение.
- Способен организовывать совместную деятельность: формулирование актуальных для всего коллектива задач, создание условий для их исполнения, взятие ответственности, учет интересов и возможностей каждого участника, планирование работы с учетом этих особенностей, рассматривание и признание противоположных мнений, распределение обязанностей, мотивирование персонала.
- Отличается эмпатией, тактичностью, доверием, умением общаться, чуткостью: выслушает, поможет, разделит тайну, отстоит интересы, разрешит конфликт.
- Умеет представлять от своего лица весь коллектив, выражать общее мнение, выступать с инициативой к вышестоящим организациям для удовлетворения нужд коллектива.
- Умеет эмоционально и психологически воздействовать, привлекать людей без принуждений и приказов, убеждает и поощряет. , чем вселяет веру в собственные силы всему коллективу.
В заключение хочу сказать, что одно наличие задатков и лидерских способностей не гарантирует ровным счетом ничего. Как мы видим, многие качества лидера приобретаются в процессе жизни. Способности помогают лучше и быстрее их развивать.
Лидерство, как понятие, достаточно многогранно. В расхожем смысле, это положение индивида в общественной группе, дающее ему возможность влиять на остальных членов группы, направляя их деятельность для достижения определённых целей. В сфере менеджмента предприятия под лидерством понимается способность руководителя организовать коллектив и вести его к выполнению поставленных задач силой своего авторитета.
Лидер – это личность, способная организовать своих последователей и побудить их к действиям, направленным на достижение поставленных целей.
Лидерство двойственно по своей природе. Оно разделяется на две сферы:
- Деловую или формальную, подразумевающую должностной статус;
- Сферу межличностных отношений или неформальное лидерство.
Обе сферы неразрывны как социально-экономические и организационно-технические аспекты менеджмента.
Деловое лидерство является руководящим, а неформальное возникает в процессе личных и ситуативных отношений.
Принципы и задачи руководства
Руководство – процесс организации и управления коллективом людей или предприятием, направленный на достижение поставленных задач. Включает оно в себя и контроль за ходом работы коллектива или компании. В сфере менеджмента руководство представляется механизмом, направляющим усилия одной или нескольких личностей на достижение цели посредством воздействия на их потребности.
Руководитель – официальное лицо, наделённое полномочиями единоличного принятия управленческих решений, в рамках должностного статуса.
Деловой лидер назначается вышестоящим руководством и воплощает собой менеджмент компании. К главным чертам формального лидера относятся:
- Ответственность за вверенный объект или программу;
- Наличие подчинённых;
- Обладание правом принятия управленческих решений;
- Ответственность за результаты принятых решений.
Обязанности руководства являются функциями менеджмента, главные из которых: планирование деятельности, организация и контроль за ходом процесса и мотивация подчинённых. Таким образом, принципы и смысл руководства сводятся к формированию задач и их эффективному решению.
Схожесть и принципиальные различия руководства и лидерства
В сегодняшнем мире, лидерство – основа руководства любой компании. Без него не возможен менеджмент ни одного предприятия.
Хотя лидерству и принадлежит основополагающая роль в менеджменте, следует отметить, что не все достаточно сильные лидеры являются высокоэффективными руководителями. Рассмотрим главные различия официального руководителя и неформального лидера. Лидер:
- Управляет личностными и ситуативными отношениями;
- Избирается стихийно;
- Не имеет официальных полномочий;
- Имеет нестабильное положение, зависящее от настроений в группе.
В тоже время, менеджер-руководитель:
- Управляет официальными отношениями;
- Назначается вышестоящим руководством;
- Имеет право и санкции на принятие управленческих решений;
- Положение зависит от распоряжений вышестоящих органов.
Лидер управляет личностными отношениями, не имея официальных полномочий. В отличие от него, руководитель-менеджер обладает юридическими правами регламентированной власти.
Положение официального менеджера более стабильное, а его действия регулируются правилами.
Ещё одно существенное отличие в том, что неформальное лидерство присуще небольшим группам, а деловой менеджмент – элемент системы общественных отношений.
Можно сформулировать 4 основных постулата отличия лидерства от руководства:
- Руководство осуществляется в организованных общественных структурах, а лидерство зачастую стихийно;
- Выбор лидера и руководителя происходит разными способами;
- Лидер, в отличии от менеджера, имеет последователей;
- Руководство и лидерство различны по сути.
Это означает, что лидеры могут существовать в стихийных группах, а руководители управляют чётко организованными структурами, многие из которых функционируют на протяжении довольно долгого времени. Примерами таких структур являются промышленные предприятия, финансовые организации, учебные и дошкольные учреждения и пр.
Принципиально различаются они и по принципу назначения. Лидер выдвигается коллективом, а руководитель назначается вышестоящими органами. Таким образом, первый получает общественное признание, а второму коллектив вынужден подчинится.
Таким образом, руководитель становится представителем управленческой организации с делегированными полномочиями. Лидер же становится стихийно выбранным представителем группы.
Следует также понимать, что лидерство несколько шире, чем формализм менеджмента. Оно основано на движущей идее и личных качествах неформального лидера Его свобода действий и решений не ограничивается официальными рамками. В тоже время, руководство – это строго регламентированные управленческие функции, возложенные на человека в приказном порядке.
Чем отличается лидер от руководителя — вопрос, который с каждым годом становится всё актуальнее. Причина тому проста — управление организацией давно перестало быть сугубо функциональным процессом, поэтому от начальника требуют определённого набора личностных качеств и навыков, определяющих успех всего предприятия. Как правило, чем престижнее фирма, тем выше планка требований, предъявляемых корпоративному менеджеру.
В этой статье мы разберём, в чём разница между лидером и руководителем, какие должностные обязанности на них накладываются, а также, что такое эффективные лидерские качества.
Ключевые понятия руководителя и лидера
В повседневной жизни, не имеющей отношения к деловому миру, оба слова часто используются как синонимы, что категорически неверно. Именно нюансы обоих определений вызывают путаницу, которая может сыграть злую шутку с начинающим управленцем. Итак,
Другой важный пункт, разделяющий эти два понятия — возможность перераспределения обязанностей. У лидеров они негласные, у руководителя — чётко прописываются в должностной инструкции, он имеет законное право назначать официальных заместителей.
Основные отличия лидера от руководителя
Рассмотрим сходства и различия на примере таблицы:
Является феноменом корпоративных отношений, во многом сформированным психологическими моментами. Неформален и негласен — статус внутри коллектива ничем не подтверждается, кроме мнения коллег.
В большинстве случаев появляется стихийно или ситуативно, когда того требуют сиюминутные обстоятельства. Возникновение лидирующего сотрудника никак не предугадывается в рабочих планах.
Могут и зачастую должны принимать самостоятельные решения, в том числе непопулярные. Берут на себя прямую ответственность за каждый шаг, вплоть до рисков увольнения, если такое необходимо.
Он — личный пример профессиональных навыков, ответственности и порядочности. Благодаря ему коллеги вдохновлены, мотивированы на любые задачи. Никакого диктата, рабочий процесс доброволен.
Руководитель
Избирается легитимным образом через необходимые процедуры. Сугубо формальная должность, прописанная в уставе предприятия с чётко поставленными рамками трудовых обязанностей и материальных привилегий.
Назначение строго регламентируется вышестоящим начальством, иногда — путём тайного голосования. В сопутствующих документах прописывается, например, необходимый стаж для повышения.
Вступает в должность волевым вердиктом совета директоров или единоличного владельца предприятия. Оглядка на рядовых работников бывает только в одном случае — открытое голосование, что крайне редко.
Использует механизмы авторитарного режима управления. Приказы обязаны исполняться в строгие временные рамки, отклонения от плана наказываются дисциплинарными беседами или материальным штрафом.
Исходя из сказанного, сделаем промежуточные выводы:
Неформальный лидер коллектива — большая удача для директора, поскольку с его помощью быстрее появляется лояльный штат, отличающийся высокой трудоспособностью. Однако, если дать ему слишком много свободы, часто возникают конфликтные ситуации, которые способны поставить под сомнение авторитет официального руководства.
Однако лидер не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.
В чем разница?
Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:
Что говорят работодатели
Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем — неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.
Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний.
Руководство и лидерство — те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву — если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.
Как узнать про способности к руководству?
Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.
Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.
Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности — тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.
Кому-то ближе контроль и планирование — тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.
Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.
Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.
Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении — стараться и развиваться дальше.
Читайте также:
- Сообщение о просроченной задолженности
- Допустимая высота всасывания центробежного насоса сообщение
- Сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии
- Сообщение на тему культурное наследие моей семьи
- Санкт петербургский государственный университет сообщение