Мануал на русском по cockos reaper


1. Установка и первые шаги …………………………………………………………………………………………………
1.1. Установочный файл и файл лицензии REAPER ………………………………………………………………
1.2. Установка REAPER на OS X Mac ………………………………………………………………………………..

1.3. Установка REAPER на PC Windows …………………………………………………………………………….
1.4. Элементы (опции) установки (только для пользователей Windows) ………………………………………
1.5. Запись в формате mp3 …………………………………………………………………………………………….
1.6. Обновление программного обеспечения REAPER ……………………………………………………………
1.7. Запуск REAPER ……………………………………………………………………………………………………..
1.8. Советы по запуску REAPER ………………………………………………………………………………………
1.9. Выбор элементов, контроллеры и команды, используемые в REAPER ………………………………….
1.10. Главное окно программы ………………………………………………………………………………………..
1.11. Трек и его контроллеры ………………………………………………………………………………………….
1.12. Конфигурация аудиопараметров ………………………………………………………………………………
1.12.1. Конфигурация аудиопараметров на платформе PC Windows ………………………………….
1.12.2. Конфигурация аудиопараметров (Mac OS X) ………………………………………………………
1.13. Функция Input Aliasing — переименование (назначение псевдонимов) входных портов ………………
1.14. Функция Output Aliasing — переименование (назначение псевдонимов) выходных портов …………..
1.15. Конфигурация MIDI параметров ………………………………………………………………………………..
1.15.1. Опции сброса (Reset Options) …………………………………………………………………………
1.15.2. Другие опции диалогового окна Options > Preferences > Audio …………………………………
1.16. Использование VST плагинов …………………………………………………………………………………..
1.17. Местоположение папок и файлов REAPER ………………………………………………………………….
1.18. Локализация и языковые пакеты ……………………………………………………………………………….
1.19. Резервная копия пользовательских настроек ……………………………………………………………….
1.20. Запуск REAPER с флэшки ………………………………………………………………………………………
1.21. Программные опции REAPER в меню Пуск (только на Windows) ………………………………………..
1.22. Типы файлов REAPER ……………………………………………………………………………………………
1.23. Щелчки и обратные отчеты ……………………………………………………………………………………..
1.24. Деинсталляция REAPER …………………………………………………………………………………………

2. Базовые составляющие проекта REAPER ……………………………………………………………………………
2.1. О чем пойдет речь в этой главе …………………………………………………………………………………
2.2. Открытие текущего проекта ………………………………………………………………………………………
2.3. Параметры проекта. Диалоговое окно Project Settings ………………………………………………………
2.3.1. Диалоговое окно Project Settings: вкладка Project Settings ………………………………………..
2.3.1.1. Настройка представления времени проекта ……………………………………………….
2.3.2. Диалоговое окно Project Settings: вкладка Media ……………………………………………………
2.3.3. Диалоговое окно Project Settings: вкладка Advanced ………………………………………………
2.3.4. Диалоговое окно Project Settings: вкладка Video ……………………………………………………
2.3.5. Диалоговое окно Project Settings: вкладка Notes ……………………………………………………
2.4. Маршрутизация выходного аудиосигнала ……………………………………………………………………..
2.5. Транспортная панель ………………………………………………………………………………………………
2.6. Окно Big Clock ……………………………………………………………………………………………………….
2.7. Контроллеры трека …………………………………………………………………………………………………
2.8. Правила и режимы панорамирования ………………………………………………………………………….
2.9. Опции навигации и масштабирования ………………………………………………………………………….
2.9.1. Навигация панели трека ………………………………………………………………………………..
2.9.2. Регулировка ширины панели мышью …………………………………………………………………
2.9.3. Регулировка высоты панели трека мышью ………………………………………………………….
2.9.4. Переключение высоты трека с клавиатуры или мышью ………………………………………….
2.9.5. Горячие клавиши параметров масштабирования ………………………………………………….
2.9.6. Горячие клавиши прокрутки ……………………………………………………………………………
2.9.7. Масштабирование и прокрутка колесом мыши ……………………………………………………..
2.10. Горячие клавиши и модификаторы мыши по умолчанию ………………………………………………….
2.11. Панель навигатора ……………………………………………………………………………………………….
2.12. Основы использования эффектов трека ……………………………………………………………………..
2.13. Использование пресетов ………………………………………………………………………………………..
2.14. Управление эффектами трека ………………………………………………………………………………….
2.15. Окно эффектов и горячие клавиши ……………………………………………………………………………
2.15. Создание цепочки эффектов по умолчанию …………………………………………………………………
2.16. Шина ………………………………………………………………………………………………………………….
2.16.1. Внесение изменений ……………………………………………………………………………………
2.17. Анализ производительности эффектов ………………………………………………………………………
2.18. Выделение области и определение области лупа ………………………………………………………….
2.19. Управление выделенной областью и областью лупа ………………………………………………………
2.20. Навигация «перескоком» …………………………………………………………………………………………
2.21. Использование транспортной панели с выделенной областью и областью лупа ……………………..
2.22. Названия элементов, кнопки и символы ………………………………………………………………………
2.23. Основы маршрутизации в REAPER ……………………………………………………………………………
2.24. Матрица маршрутизации (The Routing Matrix) ……………………………………………………………….
2.24.1. Оптимизация окна матрицы маршрутизации ………………………………………………………
2.25. Прикрепление на панель Docker и отстыковка в плавающее окно ………………………………………
2.26. Окно истории Undo ……………………………………………………………………………………………….
2.27. Закрепление окна поверх других окон …………………………………………………………………………
2.28. Управление несколькими вкладками проектов ………………………………………………………………
2.29. Открытие одновременно нескольких вкладок проектов ……………………………………………………
2.30. Управление указателем текущей позиции ……………………………………………………………………

3. Запись аудио и MIDI в REAPER ………………………………………………………………………………………….
3.1. Создание нового проекта …………………………………………………………………………………………
3.2. Параметры проекта ………………………………………………………………………………………………..
3.3. Сохранение проекта ……………………………………………………………………………………………….
3.4. Создание и переименование треков ……………………………………………………………………………
3.5. Подготовка и запись на один трек ……………………………………………………………………………….
3.6. Подготовка и запись нескольких треков ………………………………………………………………………..
3.6.1. Использование панели треков для подготовки к записи нескольких треков …………………..
3.7. Автоматическое активирование треков для записи ………………………………………………………….
3.8. Использование метронома ……………………………………………………………………………………….
3.9. Запись стереотреков ……………………………………………………………………………………………….
3.10. Мультиканальная запись …………………………………………………………………………………………
3.11. Шаблоны трека ……………………………………………………………………………………………………
3.12. Импорт проекта в текущий проект ……………………………………………………………………………..
3.13. Шаблон проекта ……………………………………………………………………………………………………
3.14. Запись наслоением (layering recording) ……………………………………………………………………….
3.15. Запись наложением (overdubbing) и автозапись (punch recording) ………………………………………
3.16. Неразрушающая автозапись ……………………………………………………………………………………
3.17. Разрушающая автозапись ………………………………………………………………………………………
3.18. Фейдинг и кроссфейдинг …………………………………………………………………………………………
3.19. Запись нескольких копий …………………………………………………………………………………………
3.20. Отображение копий на дорожках треков ……………………………………………………………………..
3.21. Использование цветной маркировки копий …………………………………………………………………..
3.22. Работа с несколькими копиями …………………………………………………………………………………
3.23. Запись наложением медиаэлементов …………………………………………………………………………
3.24. Запись нескольких дополнительных элементов …………………………………………………………….
3.25. Запись пустых событий …………………………………………………………………………………………..
3.26. Запись с предварительно установленными эффектами …………………………………………………..
3.27. Опция Preserve PDC Delayed Monitoring in Recorded Items ………………………………………………..
3.28. Запись выходного сигнала трека ……………………………………………………………………………….
3.29. Запись выходного сигнала эффектов шины …………………………………………………………………
3.30. Запись MIDI …………………………………………………………………………………………………………
3.31. Другие режимы записи MIDI …………………………………………………………………………………….
3.32. Запись виртуальных инструментов ……………………………………………………………………………
3.33. Использование программного синтезатора Microsoft GS Wavetable SW Synth ………………………..
3.34. Запись наложением зацикленного фрагмента и выделенной области …………………………………
3.35. Запись с использованием внешних аппаратных эффектов ……………………………………………….
3.36. Предварительные настройки записи ………………………………………………………………………….
3.37. Предварительная настройка параметров трека для записи ………………………………………………
3.38. Проекты с разными аудиоформатами …………………………………………………………………………
3.39. Чек-лист записи аудио в REAPER ……………………………………………………………………………..
3.40. Чек-лист записи MIDI с MIDI клавиатуры ……………………………………………………………………..
3.41. Запись аудиопотока с интернета ……………………………………………………………………………….
3.42. Конвертирование аудиоэлементов …………………………………………………………………………….
3.43. Запись в реальном времени выходного сигнала Windows …………………………………………………

4. Импорт медиаэлементов: браузер медиаэлементов ………………………………………………………………
4.1. Введение и краткий обзор …………………………………………………………………………………………
4.2. Функции поиска в браузере медиаэлементов …………………………………………………………………
4.2.1. Поиск по папкам ………………………………………………………………………………………….
4.2.2. Поиск в истории просмотров ……………………………………………………………………………
4.2.3. Поиск с использованием фильтра …………………………………………………………………….
4.2.4. Управление отображением папок/файлов …………………………………………………………..
4.2.5. Опции ограничения поиска ……………………………………………………………………………..
4.2.6. Добавление папок в список Shortcuts …………………………………………………………………
4.2.7. Удаление ярлыка …………………………………………………………………………………………
4.3. Прослушивание медиаэлементов ……………………………………………………………………………….
4.4. Вставка аудиофайла в качестве новой копии или медиаэлемента ……………………………………….
4.5. Создание и использование базы данных браузера медиаэлементов …………………………………….
4.6. Замена источников медиаэлемента …………………………………………………………………………….
4.7. Импорт MIDI файлов ……………………………………………………………………………………………….
4.7.1. Типы MIDI файлов ………………………………………………………………………………………..
4.7.2. Импорт MIDI файлов Type 1 …………………………………………………………………………….
4.7.3. Импорт MIDI файлов Type 0 ……………………………………………………………………………
4.8. Импорт мультиканальных аудиофайлов ……………………………………………………………………….
4.9. Импорт медиаэлементов с CD ……………………………………………………………………………………
4.10. Форматы импорта ………………………………………………………………………………………………….

5. Основы построения проекта ……………………………………………………………………………………………..
5.1. Управление треками ……………………………………………………………………………………………….
5.1.1. Основы управления треком …………………………………………………………………………….
5.2. Клавиши-модификаторы управления треком …………………………………………………………………..
5.3. Функция Solo In Front ………………………………………………………………………………………………
5.4. Автопереименование нескольких треков ………………………………………………………………………
5.5. Поиск параметров предварительных настроек ……………………………………………………………….
5.6. Цветовая идентификация треков ………………………………………………………………………………..
5.7. Темы оформления ………………………………………………………………………………………………….
5.8. Символы идентификации трека ………………………………………………………………………………….
5.9. Компановка треков …………………………………………………………………………………………………
5.10. Мониторинг через наушники …………………………………………………………………………………….
5.11. Создание микса в наушниках ……………………………………………………………………………………
5.12. Отображение линий сетки ……………………………………………………………………………………….
5.13. Термины «посыл», «шина», «подмикс» и «трек-папка» ……………………………………………………
5.14. Основы использования трек-папок …………………………………………………………………………….
5.14.1. Создание трек-папки перетаскиванием …………………………………………………………….
5.14.2. Многоуровневые трек-папки …………………………………………………………………………..
5.15. Группировка треков и их параметров ………………………………………………………………………….
5.15.1. Основа группировки треков ……………………………………………………………………………
5.15.2. Основные действия в матрице группировки треков ………………………………………………
5.15.3. Индикаторы уровня в мультиканальных треках …………………………………………………..
5.15.4. Отношения мастер-группы и дочерних групп ………………………………………………………
5.15.5. Окно группировки треков ………………………………………………………………………………
5.15.6. Окно группировки треков. Основные контроллеры и действия …………………………………
5.16. Индикаторы уровня мультиканальных треков ……………………………………………………………….
5.17. VCA группировка ………………………………………………………………………………………………….
5.17.1. Параметры VCA группировки …………………………………………………………………………
5.17.2. Дополнительные примеры моделей VCA группировки …………………………………………..
5.17.2.1. VCA с огибающими автоматизации ……………………………………………………….
5.17.2.2. Действия управления VCA огибающими …………………………………………………
5.17.2.3. VCA с многоуровневыми группами ………………………………………………………..
5.17.2.4. VCA для управления миксом ……………………………………………………………….
5.18. Функции Jogging и Scrubbing ……………………………………………………………………………………
5.19. Кнопки панели инструментов по умолчанию …………………………………………………………………

6. Управление эффектами трека …………………………………………………………………………………………..
6.1. Группировка эффектов в папки ………………………………………………………………………………….
6.2. Сохранение цепочек эффектов и пресетов эффектов ………………………………………………………
6.3. Использование фильтра для поиска эффектов ………………………………………………………………
6.4. Меню Options браузера эффектов ………………………………………………………………………………
6.5. Замена одного плагина в цепочке эффектов трека другим ………………………………………………….
6.6. Копирование эффектов с одного трека в другой ………………………………………………………………
6.7. Дисплей Quick FX …………………………………………………………………………………………………..
6.8. Перемещение эффектов с одного трека в другой ……………………………………………………………
6.9. Управление параметрами эффектов ……………………………………………………………………………
6.10. Переименование плагина ……………………………………………………………………………………….
6.11. Переименование отдельно взятого экземпляра плагина трека …………………………………………..
6.12. Использование параметров эффектов как по умолчанию …………………………………………………
6.13. Мониторинг выходного сигнала эффектов ……………………………………………………………………
6.14. Оптимизация ресурсов системы при использовании эффектов ………………………………………….
6.15. Заметки и комментарии к эффектам ………………………………………………………………………….
6.16. Wet/Dry баланс и статус обхода ………………………………………………………………………………..
6.17. Компенсация задержки, вызываемой плагинами ……………………………………………………………
6.18. Открытие файла в режиме восстановления …………………………………………………………………
6.19. Функция Stem Rendering ………………………………………………………………………………………….
6.20. Рендеринг сгруппированных треков в один трек ……………………………………………………………
6.21. Функции Freeze и Unfreeze ………………………………………………………………………………………
6.21.1. Использование функции Freeze в окне менеджера треков ……………………………………..
6.21.2. Использование функции Freeze с выбранными эффектами ……………………………………
6.22. Вертикальное/горизонтальное отображение древа эффектов ……………………………………………
6.23. Добавление комментариев к эффектам ………………………………………………………………………
6.24. Установка дополнительных JS плагинов ……………………………………………………………………..
6.25. Пересмотренные шаблоны трека ………………………………………………………………………………
6.26. Дополнение к руководству пользователя ReaEffects ………………………………………………………
6.27. Добавление эффектов перетаскиванием из браузера эффектов ………………………………………..
6.28. Схема прохождения сигнала: мастер-трек ……………………………………………………………………
6.29. Схема прохождения сигнала: треки и трек-папки ……………………………………………………………

7. Редактирование треков и медиаэлементов ………………………………………………………………………….
7.1. Использование внешнего редактора для обработки файлов ………………………………………………
7.2. Редактирование элементов в REAPER …………………………………………………………………………
7.3. Интеллектуальные функции редактирования REAPER ……………………………………………………..
7.4. Стандартные действия редактирования Windows ……………………………………………………………
7.4.1. Выбор элементов …………………………………………………………………………………………
7.4.2. Разделение элементов ………………………………………………………………………………….
7.4.3. Объединение разделенных элементов (функция Heal) ……………………………………………
7.4.4. Вырезание/копирование элементов …………………………………………………………………..
7.4.5. Вставка элементов ……………………………………………………………………………………….
7.4.6. Копирование/вставка выделенной области элемента …………………………………………….
7.4.7. Удаление элементов …………………………………………………………………………………….
7.4.8. Отображение скрещенных элементов на дорожках треков ………………………………………
7.4.9. Перемещение элементов: специальные функции …………………………………………………
7.4.10. Модификаторы выделяющей рамки …………………………………………………………………
7.5. Настройки поведения REAPER при редактировании ………………………………………………………..
7.6. Отделение области лупа от выделенной области ……………………………………………………………
7.7. Привязка с комбинированными параметрами окна Snap/Grid Settings ……………………………………
7.8. Привязка с разделенными параметрами Snap и Grid ………………………………………………………..
7.9. Функция Trim Behind ……………………………………………………………………………………………….
7.10. Эффекты, применяемые к фрагментам медиаэлемента ………………………………………………….
7.11. Окно Nudge/Set Items …………………………………………………………………………………………….
7.12. Свойства медиаэлемента (окно Media Item Properties) ……………………………………………………
7.13. Значки медиаэлементов …………………………………………………………………………………………
7.14 Примечания для медиаэлемента ……………………………………………………………………………….
7.15 Раскраска отдельных элементов ……………………………………………………………………………….
7.16. Управление громкостью элемента …………………………………………………………………………….
7.16.1. Регулятор громкости/хэндл громкости элемента ………………………………………………….
7.16.2. Фейдеры Volume и Pan …………………………………………………………………………………
7.16.3. Нормализация элементов …………………………………………………………………………….
7.17. Изменение режима канала элемента …………………………………………………………………………
7.18. Свойства источника копии ………………………………………………………………………………………
7.19. Примеры редактирования и прослушивания в REAPER …………………………………………………..
7.20. Редактирование нескольких медиаэлементов ……………………………………………………………………
7.21. Slip-редактирование ………………………………………………………………………………………………
7.21.1. Slip-редактирование нескольких элементов ……………………………………………………….
7.22. Настройка фейдинга ……………………………………………………………………………………………..
7.23. Кроссфейдинг и редактор кроссфейдинга ……………………………………………………………………
7.23.1. Действия редактирования и клавиши модификаторы при работе
фейдингом/кроссфейдингом …………………………………………………………………………………..
7.24. Обрезка проекта по границам выделенной области ……………………………………………………….
7.25. Группировка элементов …………………………………………………………………………………………..
7.26. Сохранение и загрузка групп элементов ……………………………………………………………………..
7.27. Объединение элементов с созданием нового файла (функция Glue) …………………………………..
7.28. Создание и копирование элементов в режиме карандаша ……………………………………………….
7.29. Альтернативное копирование элементов. Функция Propagating …………………………………………
7.30. Объединение элементов в один трек …………………………………………………………………………
7.31. Вставка тишины ……………………………………………………………………………………………………
7.32. Режим редактирования Ripple Editing ………………………………………………………………………….
7.33. Обрезка по границам выделенной области ………………………………………………………………….
7.34. Свободное расположение элементов …………………………………………………………………………
7.35. Страница Mouse Modifiers ……………………………………………………………………………………….
7.35.1. Модификаторы действий контекстов Media item (left click, left drag and double-click), Media
item bottom half (left click, left drag and double-click), Media item (left drag and double-click), Media
item fade/crossfade (left click, left drag and double-click) ……………………………………………………
7.35.2. Модификаторы действий контекста Media Item Left Click ……………………………………….
7.35.3. Модификаторы действий контекста Media Item Edge Left Drag …………………………………
7.36. Динамическое разделение — удаление фрагментов тишины ………………………………………………
7.36.1. Сводный список параметров динамического разделения ………………………………………
7.37. Расширение SWS …………………………………………………………………………………………………
7.38. Действие Item: Auto trim/split items ……………………………………………………………………………..

8. Работа с копиями медиаэлементов ……………………………………………………………………………………
8.1. Применение эффектов элемента к отдельным копиям ……………………………………………………..
8.2. Распределение копий на несколько треков (функция Explode) …………………………………………….
8.3. Кроссфейдинг копий ……………………………………………………………………………………………….
8.4. Распределение копий на одну дорожку трека. Функция Explode …………………………………………..
8.5. Опция Play All Takes ……………………………………………………………………………………………….
8.6. Редактирование и компиляция нескольких копий …………………………………………………………….
8.6.1. Прием Slice and Dice …………………………………………………………………………………….
8.6.2. Выборки (Comp sets) …………………………………………………………………………………….
8.6.3. Опции подменю Take Lane Behavoir ………………………………………………………………….
8.7. Дополнительные команды и действия для копий …………………………………………………………….
8.8. Управление выборками в окне Project Bay …………………………………………………………………….
8.9. Альтернативное копирование копий (функция Propagating) ………………………………………………..

9. Лупы, маркеры и регионы ………………………………………………………………………………………………..
9.1. Создание лупов ……………………………………………………………………………………………………..
9.1.1. Зацикливание элемента целиком ………………………………………………………………………
9.1.2. Обрезка и зацикливание ………………………………………………………………………………..
9.1.3. Изменение скорости воспроизведения ………………………………………………………………
9.1.4. Создание лупа из выделенной области ………………………………………………………………
9.2. Создание маркеров и навигация маркеров ……………………………………………………………………
9.2.1. Горячие клавиши и кнопки мыши ………………………………………………………………………
9.3. Граничные маркеры выделенной области ……………………………………………………………………..
9.4. Привязка к маркерам ………………………………………………………………………………………………
9.5. Удаление маркеров ………………………………………………………………………………………………..
9.6. Действия для маркеров ……………………………………………………………………………………………
9.7. Создание и использование регионов ……………………………………………………………………………
9.8. Менеджер регионов. ………………………………………………………………………………………………..
9.9. Построение проекта с помощью регионов ……………………………………………………………………..
9.10. Изменение представления времени проекта …………………………………………………………………
9.11. Маркеры и медиа метки ………………………………………………………………………………………….
9.12. Производство музыки с темповой основой …………………………………………………………………..
9.13. Параметры проекта ………………………………………………………………………………………………
9.13.1. Свойства аудиоэлемента ………………………………………………………………………………
9.13.2. Создание лупа из выделенной области …………………………………………………………….
9.13.3. Создание лупа на основе транзиентов ……………………………………………………………..
9.13.4. Параметры распознавания транзиентов ……………………………………………………………
9.13.5. Распознавание долей ………………………………………………………………………………….
9.13.6. Квантизация элементов ………………………………………………………………………………..
9.14. Динамическое разделение ………………………………………………………………………………………
9.14.1. Разделение медиаэлемента на сэмплы …………………………………………………………….
9.14.2. Изменение темпа проекта …………………………………………………………………………….
9.14.3. Создание хроматического MIDI элемента ………………………………………………………….
9.14.4. Сохранение и использование сэмплов ……………………………………………………………..
9.15. Поддержка rex файлов …………………………………………………………………………………………..

10. Управление высотой тона и растяжением ………………………………………………………………………….
10.1. Изменение высоты тона отдельных элементов ……………………………………………………………..
10.2. Использование плагина ReaPitch ………………………………………………………………………………
10.2.1. Изменение высоты тона и разделение каналов …………………………………………………..
10.3. Использование плагина ReaPitch с несколькими треками …………………………………………………
10.4. Тональная подстройка с плагином ReaTune …………………………………………………………………
10.5. Исправление высоты тона с ReaTune …………………………………………………………………………
10.6. Изменение скорости воспроизведения проекта ……………………………………………………………..
10.7. Функция растяжения по времени ……………………………………………………………………………….
10.8. Stretch маркеры ……………………………………………………………………………………………………
10.9. Использование темпомаркеров и маркеров музыкального размера …………………………………….

11. Микшер и мастер трек …………………………………………………………………………………………………….
11.1. Введение ……………………………………………………………………………………………………………
11.2. Команды микшера …………………………………………………………………………………………………
11.3. Компоновка элементов окна микшера и скринсеты …………………………………………………………
11.4. Опции контекстного меню микшера ……………………………………………………………………………
11.5. Типы треков в микшере ………………………………………………………………………………………….
11.6. Работа с эффектами в микшере ……………………………………………………………………………….
11.7. Работа с посылами в микшере …………………………………………………………………………………
11.8. Отображение значков трека в микшере ………………………………………………………………………
11.9. Управление окном микшера …………………………………………………………………………………….
11.9.1. Внесение изменений компоновки окна вручную …………………………………………………..
11.9.2. Темы оформления и компоновки элементов микшера …………………………………………..
11.10. Контекстное меню панели канальных модулей микшера ………………………………………………..
11.11. Знакомство со скринсетами окна ……………………………………………………………………………..
11.12. Предварительные параметры отображения окна микшера ……………………………………………..
11.13. Stereo и Dual панорамирование ………………………………………………………………………………
11.13.1. Разница между контроллерами Dual и Stereo ……………………………………………………
11.13.2. Режимы панорамирования …………………………………………………………………………..
11.14. Опции и параметры мастер-трека ……………………………………………………………………………
11.15. Аппаратные выходные порты мастер-канала ………………………………………………………………
11.16. Каналы мастер-трека …………………………………………………………………………………………….
11.17. Предотвращение утечки канала ………………………………………………………………………………
11.18. Сброс пиковых значений уровней индикаторов громкости ………………………………………………

12. Функции глобального управления проектом ……………………………………………………………………….
12.1. Введение ……………………………………………………………………………………………………………
12.2. Установка начальной позиции проекта ……………………………………………………………………….
12.3. Блокировка медиаэлементов (функция Locking) ……………………………………………………………
12.4. Блокировка контроллеров трека ……………………………………………………………………………….
12.5. Параметры блокировки проекта ………………………………………………………………………………..
12.6. Выбор тем и настройка цветов и шрифтов …………………………………………………………………..
12.7. Спектральный дисплей (Spectral Peak Display) ………………………………………………………………
12.7.1. Контроллеры спектрального дисплея ……………………………………………………………….
12.8. Диалоговое окно Project Media/FX Bay ………………………………………………………………………..
12.8.1. Общий обзор ……………………………………………………………………………………………..
12.8.2. Страницы Source Media и Media Items ………………………………………………………………
12.8.3. Страницы FX Bay и FX Parameter Bay ……………………………………………………………….
12.9. Менеджер треков ………………………………………………………………………………………………….
12.10. Скринсеты треков ………………………………………………………………………………………………..
12.10.1. Опция Track Mixer Status ………………………………………………………………………………
12.11. Скринсеты окон …………………………………………………………………………………………………..
12.12. Автосохранение скринсетов ……………………………………………………………………………………
12.13. Скринсеты групп элементов ……………………………………………………………………………………
12.14. Компоновки треков, микшера, транспортной панели и огибающих …………………………………….
12.14.1. Назначение действий для выбора компоновок ………………………………………………….
12.15. Дальнейшее управление параметрами трека ………………………………………………………………
12.15.1. Опция MIDI Learn ………………………………………………………………………………………
12.15.2. Шаблоны трека …………………………………………………………………………………………
12.16. Справочная информация на панели трека и в главном меню ……………………………………………
12.17. Использование нескольких панелей Docker ……………………………………………………………………
12.18. Сохранение новых версий проекта …………………………………………………………………………..
12.19. Несколько резервных версий проекта ……………………………………………………………………….
12.20. Ассоциация сконвертированных WAV файлов с исходными файлами проекта ……………………..
12.21. Проекты и подпроекты ………………………………………………………………………………………….
12.21.1. Работа с подпроектами. Некоторые полезные советы и подсказки ………………………….
12.21.1.1. Создание подпроекта ………………………………………………………………………
12.21.1.2. Работа с подпроектами …………………………………………………………………….
12.21.1.3. Сводка опций вкладок основного проекта и подпроекта …………………………….

13. Управление и редактирование MIDI элементов ……………………………………………………………………
13.1. Введение ……………………………………………………………………………………………………………
13.2. Мониторинг сигнала с внешнего синтезатора ……………………………………………………………….
13.3. Использование контроллеров трека с MIDI …………………………………………………………………..
13.4. Управление посылами MIDI данных …………………………………………………………………………..
13.5. Конфигурация MIDI редактора и доступ к нему ……………………………………………………………..
13.6. Окно MIDI редактора ……………………………………………………………………………………………..
13.7. MIDI-сообщения о смене контроллера (Control Change Messages) ………………………………………
13.7.1. Старший байт (MSB) и младший байт (LSB) ………………………………………………………
13.8. Основы управления каналами ………………………………………………………………………………….
13.9. Работа с дорожками MIDI редактора ………………………………………………………………………….
13.9.1. Системные привилегированные MIDI-сообщения ………………………………………………..
13.9.2. Текстовые события …………………………………………………………………………………….
13.9.3. События выбора банка и патча ………………………………………………………………………
13.10. Дорожки MIDI контроллеров: советы и рекомендации ……………………………………………………
13.10.1. Типичные способы редактирования дорожек ……………………………………………………
13.10.2. Выделение рамки правой кнопкой мыши …………………………………………………………
13.10.3. Интеллектуальное меню дорожек ………………………………………………………………….
13.10.4. 14-битные дорожки и действия с ними ……………………………………………………………
13.10.5. Изменение размера дорожек по высоте ………………………………………………………….
13.11. Навигация главного окна MIDI редактора ……………………………………………………………………
13.12. Основные способы выбора нот и соответствующие манипуляции …………………………………….
13.13. Выделенная область, область лупа и интеллектуальное редактирование …………………………..
13.14. Главные меню MIDI редактора ………………………………………………………………………………..
13.14.1. Меню File ……………………………………………………………………………………………….
13.14.2. Меню Edit ……………………………………………………………………………………………….
13.14.3. Меню Navigate …………………………………………………………………………………………
13.14.4. Меню Options……………………………………………………………………………………………
13.14.5. Меню View………………………………………………………………………………………………
13.14.6. Меню Contents …………………………………………………………………………………………
13.14.7. Меню Actions……………………………………………………………………………………………
13.15. Создание и редактирование нот ……………………………………………………………………………..
13.15.1. Введение…………………………………………………………………………………………………
13.15.2. Виртуальная клавиатура …………………………………………………………………………….
13.15.3. Ввод/редактирование нот ……………………………………………………………………………
13.15.3.1. Ввод/редактирование нот с использованием мыши ………………………………….
13.15.3.2. Контекстное меню ноты ……………………………………………………………………
13.16. Ввод/редактирование нот с использованием клавиатуры компьютера ……………………………….
13.16.1. Использование клавиш F1-F12 в качестве пошагового секвенсора …………………
13.17. Транспозиция нот ……………………………………………………………………………………………….
13.18. Программные патчи General MIDI ……………………………………………………………………………
13.19. Функция Scrub для прослушивания MIDI материала ………………………………………………………
13.20. Режимы и представления MIDI редактора ………………………………………………………………….
13.20.1. Режимы нот……………………………………………………………………………………………..
13.20.1.1. Представление маркированных нот …………………………………………………….
13.20.1.2. Список событий ……………………………………………………………………………..
13.20.2. Типы отображения нот ……………………………………………………………………………….
13.21. Квантизация MIDI данных ………………………………………………………………………………………
13.22. Функция Input Quantization ……………………………………………………………………………………..
13.23. Функция Humanize………………………………………………………………………………………………..
13.24. Клавиша F3 — аварийная кнопка ………………………………………………………………………………
13.25. Использование MIDI редактора: основные действия ……………………………………………………..
13.26. Пошаговая запись (Step Recording) ………………………………………………………………………….
13.27. Работа с несколькими MIDI треками и/или MIDI элементами (Общий обзор) ………………………..
13.28. Управление несколькими MIDI треками и элементами …………………………………………………..
13.28.1. Список треков ………………………………………………………………………………………….
13.28.2. Дорожка медиаэлемента …………………………………………………………………………….
13.29. Редактирование нескольких медиаэлементов ……………………………………………………………..
13.30. Модификаторы мыши в MIDI редакторе …………………………………………………………………….
13.31. Список действий MIDI редактора …………………………………………………………………………….
13.32. Оперативное MIDI редактирование ………………………………………………………………………….
13.33. Копирование MIDI элементов в области аранжировки ……………………………………………………
13.34. Объединение MIDI элементов ………………………………………………………………………………..
13.35. Страница предварительных настроек MIDI …………………………………………………………………
13.36. Вывод MIDI сигнала напрямую на внешний синтезатор ………………………………………………….
13.37. Экспорт MIDI проекта …………………………………………………………………………………………..
13.38. Маршрутизация обратной связи с MIDI треками …………………………………………………………..
13.39. MIDI маршрутизация, MIDI шины и ReWire …………………………………………………………………
13.40. Плагин ReaControlMIDI …………………………………………………………………………………………
13.41. Некоторые другие MIDI плагины ………………………………………………………………………………
13.42. Управление высотой тона MIDI элементов с помощью плагина ReaVoice ……………………………
13.43. Плагин JS: IX/MIDI_Router ……………………………………………………………………………………..
13.44. Синхронизация виртуальной клавиатуры с областью аранжировки проекта…………………………
13.45. Функция Scale Finder ……………………………………………………………………………………………
13.46. Секвенсор MegaBaby ……………………………………………………………………………………………
13.47. Использование сообщений MIDI контроллеров для управления пресетами эффектов…………….

14. Музыкальная нотация и редактор нотации REAPER ……………………………………………………………..
14.1. Краткое введение в нотацию ……………………………………………………………………………………
14.2. Редактор нотации REAPER: беглый взгляд ………………………………………………………………….
14.3. Открытие MIDI элементов в редакторе нотации …………………………………………………………….
14.4. Редактор нотации REAPER: более пристальный взгляд …………………………………………………..
14.5. Опции меню View редактора нотации …………………………………………………………………………
14.6. Основные действия выбора нот и задачи MIDI редактора ………………………………………………..
14.6.1. Масштабирование и прокрутка ……………………………………………………………………….
14.6.2. Общие задачи …………………………………………………………………………………………..
14.6.3. Список действий ………………………………………………………………………………………..
14.6.4. Страница Mouse Modifiers: действия по умолчанию ……………………………………………..
14.6.4.1. Left Click (щелчок левой кнопкой мыши) ………………………………………………….
14.6.4.2. Left Drag (щелчок левой кнопкой мыши+перетаскивание) ……………………………
14.6.4.3. Double click (двойной щелчок) ……………………………………………………………..
14.7. Специфические задачи и функции редактора нотации ……………………………………………………
14.7.1. Как отображается партитура ………………………………………………………………………….
14.7.2. Опции редактирования MIDI трека/такта ……………………………………………………………
14.7.3. Общие опции и действия редактирования …………………………………………………………
14.8. Работа с нотами и с несколькими выбранными нотами ……………………………………………………
14.9. Экспортирование нотации в формат MusicXML ……………………………………………………………..
14.9.1. Эксопртирование нотации в формат MusicXML и PDF …………………………………………..
14.9.2. Импортирование нотации в формат MusicXML ……………………………………………………
14.10. Создание панели инструментов редактора нотации ………………………………………………………

15. Пользовательские настройки: действия, модификаторы мыши, меню и панели инструментов …….
15.1. Введение ……………………………………………………………………………………………………………
15.2. Основы действий REAPER ………………………………………………………………………………………
15.3. Интерфейс редактора действий (окно Actions) ………………………………………………………………
15.4. Создание новой горячей клавиши ……………………………………………………………………………..
15.5. Удаление текущей горячей клавиши ………………………………………………………………………….
15.6. Изменение текущего клавиатурного назначения ……………………………………………………………
15.7. Примеры возможных простых назначений ……………………………………………………………………
15.8. Горячие клавиши в процессе записи ………………………………………………………………………….
15.9. Горячие клавиши для MIDI редактора …………………………………………………………………………
15.10. Горячие клавиши для браузера медиаэлементов …………………………………………………………
15.11. Назначение действий на колесо мыши ………………………………………………………………………
15.12. Экспорт и импорт наборов горячих клавиш …………………………………………………………………
15.13. Создание макросов пользовательских действий ………………………………………………………….
15.14. Макросы MIDI редактора ………………………………………………………………………………………
15.15. Импорт скриптов …………………………………………………………………………………………………
15.16. Использование аппаратных контрогллеров с REAPER …………………………………………………..
15.17. Метадействия ……………………………………………………………………………………………………
15.18. Модификаторы мыши …………………………………………………………………………………………..
15.19. Сохранение и загрузка настроек страницы Mouse Modifier……………………………………………….
15.20. Модификаторы мыши в MIDI редакторе …………………………………………………………………….
15.21. Пользовательская настройка меню REAPER ………………………………………………………………
15.22. Пользовательская настройка панелей инструментов REAPER …………………………………………
15.23. Создание дополнительных пользовательских панелей инструментов…………………………………
15.24. Создание умных инструментов (Smart Tools) ………………………………………………………………
15.25. Панель Docker для панелей инструментов …………………………………………………………………

16. Плагины REAPER в действии …………………………………………………………………………………………..
16.1. Что такое плагины? ……………………………………………………………………………………………….
16.2. Три закона плагинов ………………………………………………………………………………………………
16.3. Пять типов плагинов ………………………………………………………………………………………………
16.4. Контроллеры плагинов …………………………………………………………………………………………..
16.5. Эффекты формирования звука: плагин ReaEQ ……………………………………………………………..
16.6. Эффекты, основанные на задержке: дилей…………………………………………………………………..
16.7. Плагины для изменения громкости: лимитер ………………………………………………………………..
16.8. Аналитические плагины: GFXAnalyzer …………………………………………………………………………
16.9. Использование пресетов эффектов …………………………………………………………………………..
16.10 Эффекты, основанные на задержке: ReaVerb ………………………………………………………………
16.11. Управление громкостью с помощью компрессии: ReaComp …………………………………………….
16.12. Плагины LOSER’s Transients …………………………………………………………………………………..
16.13. Плагин Liteon’s De-Esser ……………………………………………………………………………………….
16.14. Управление громкостью с помощью шумоподавителя ……………………………………………………
16.15. Эффекты Sstillwell Chorus и Delay ……………………………………………………………………………
16.16. Шумоподавление (Noise Reduction) с плагином ReaFir …………………………………………………..
16.17. Многополосная компрессия с плагином ReaXComp ………………………………………………………
16.18. Плагин LOSER’s TimeDifference Pan …………………………………………………………………………
16.19. Плагин LOSER’s Exciter …………………………………………………………………………………………
16.20. Плагин SSTillwell’s HugeBooty …………………………………………………………………………………
16.21. Некоторые необычные плагины JS …………………………………………………………………………..
16.21.1. Плагин Utility/bufsave ………………………………………………………………………………….
16.21.2. Плагин JS: Thunderkick ……………………………………………………………………………….
16.21.3. Плагин JS: Tonegate …………………………………………………………………………………..
16.22. Некоторые плагины эффектов гитары ………………………………………………………………………
16.23. Некоторые другие JS плагины REAPER …………………………………………………………………….
16.24. Управление параметрами эффектов на лету ………………………………………………………………
16.25. Бриджинг и режим запуска VST плагина …………………………………………………………………….
16.26. Пресеты сторонних плагинов ………………………………………………………………………………….
16.27. Скрытие интерфейса VST плагинов ………………………………………………………………………….

17. Примеры маршрутизации в REAPER …………………………………………………………………………………..
17.1. Управляемое взаимопроникновение (bleed) сигналов ……………………………………………………..
17.2. Разделение по каналам ………………………………………………………………………………………….
17.3. Объемный и богатый вокал с плагином ReaDelay ………………………………………………………….
17.4. Типы посылов REAPER…………………………………………………………………………………………..
17.5. Разделение по каналам и изменение высоты тона …………………………………………………………
17.6. Дакинг аудиопотока ………………………………………………………………………………………………
17.7. Эффект «Даблдакинг» ……………………………………………………………………………………………
17.8. Маршрутизация перетаскиванием ……………………………………………………………………………..
17.9. Использование VCA группировки для управления громкостью трека …………………………………..
17.10. Мультиканальные VSTi плагины ………………………………………………………………………………
17.11. Использование родительских каналов ………………………………………………………………………
17.12. Параллельная обработка эффектов канальными микшерами ………………………………………….
17.13. Еще один пример параллельной обработки эффектов …………………………………………………..
17.14. Разделение каналов и параллельная обработка с эффектами копии медиаэлемента …………….
17.15. Отправка выходного сигнала эффектов в другой трек ……………………………………………………
17.16. Другие плагины маршрутизации канала (краткий обзор) …………………………………………………
17.17. Интерфейс маршрутизации REAPER ………………………………………………………………………..
17.18. Плагин ReaSamplomatic и шаблон ReaDrums ………………………………………………………………
17.19. Round-Robin мультисэмплинг …………………………………………………………………………………
17.20. Дальнейшая маршрутизация сигнала VSTi инструмента ………………………………………………..
17.21. Индикаторы уровня мультиканальных треков ………………………………………………………………
17.22. Surround панорамирование с плагином ReaSurround …………………………………………………….
17.23. Маршрутизация в/из других приложений по ReWire ………………………………………………………
17.24. Знакомство с функцией ReaRoute ……………………………………………………………………………

18. Автоматизация с огибающими …………………………………………………………………………………………
18.1. Суть автоматизации ………………………………………………………………………………………………
18.2. Способы автоматизации с огибающими ………………………………………………………………………
18.3. Окно огибающих трека ……………………………………………………………………………………………
18.4. Огибающие трека и посыла ……………………………………………………………………………………..
18.5. Запись автоматизации ……………………………………………………………………………………………
18.6. Опции редактирования узлов огибающей ……………………………………………………………………
18.7. Запись автоматизации мьютирования ………………………………………………………………………..
18.8. Режимы автоматизации …………………………………………………………………………………………
18.9. Режим Latch Preview ………………………………………………………………………………………………
18.10 Глобальная опция автоматизации (Global Automation Override) …………………………………………
18.11. Контроллеры панели огибающих ……………………………………………………………………………..
18.12. Редактирование огибающих вручную ………………………………………………………………………..
18.12.1 Опции Amplitude scaling и Volume fader scaling ……………………………………………………
18.13. Использование мыши при редактировании огибающих ………………………………………………….
18.14. Модификаторы мыши для редактирования огибающей ………………………………………………….
18.15. Управление отображением огибающих автоматизации ………………………………………………….
18.16. Контроллеры панели огибающих ……………………………………………………………………………..
18.17. Управление огибающими ………………………………………………………………………………………
18.18. Формы огибающей ………………………………………………………………………………………………
18.19. Огибающие в шаблонах трека …………………………………………………………………………………
18.20. Предварительная настройки огибающих ……………………………………………………………………
18.21. Использование панели инструментов огибающих …………………………………………………………
18.22. Перемещение и копирование огибающих с элементами …………………………………………………
18.23. Автоматизация с огибающими Trim Volume …………………………………………………………………
18.24. Блокирование огибающих ……………………………………………………………………………………..
18.25. Автоматизация параметров сгруппированных треков ……………………………………………………
18.26. Автоматизация с посылами трека ……………………………………………………………………………
18.27. Автоматизация с параметрами эффектов ………………………………………………………………….
18.28. Автоматизация параметров эффектов в режиме Learn ………………………………………………….
18.29. Автоматизация VST плагинов с помощью сообщений непрерывных MIDI контроллеров ………….
18.30. Автоматизация параметров эффектов на лету ……………………………………………………………
18.31. Автоматизация параметров эффектов элементов и копий элементов ………………………………..
18.31.1. Огибающие медиаэлементов ……………………………………………………………………….
18.31.2. Огибающие нескольких копий ………………………………………………………………………
18.31.3. Огибающие параметров эффектов копии …………………………………………………………
18.32. Автоматизация посылов с аппаратного устройства ………………………………………………………
18.33. Автоматизация автоматизации ……………………………………………………………………………….
18.34. Действия управления огибающими ………………………………………………………………………….
18.35. Автоматизация метронома …………………………………………………………………………………….
18.36. Огибающие темпа/музыкального размера и скорости воспроизведения ……………………………..
18.37. Управление REAPER через интерфейс веб-браузера ……………………………………………………

19. Автоматизация с модуляцией параметров …………………………………………………………………………
19.1. Концепция ………………………………………………………………………………………………………….
19.2. Интерфейс …………………………………………………………………………………………………………
19.3. Выбор параметра для модуляции ……………………………………………………………………………..
19.4. Выбор модулируемого параметра ……………………………………………………………………………..
19.5 Модуляция параметров под управлением аудиосигнала …………………………………………………..
19.6. Использование формы сигнала низкочастотного осциллятора с модуляцией параметров …………
19.7. Использование модуляции параметров для динамической компрессии ……………………………….
19.8. Режим Bypass ………………………………………………………………………………………………………
19.9. Модуляция параметров под управлением параметрами ………………………………………………….
19.10. Модуляция параметра с огибающей …………………………………………………………………………
19.11. Модуляция параметров под управлением функции сайдчейн ………………………………………….
19.12. Использование MIDI ссылок для модуляции параметров ………………………………………………..
19.12.1. Еще о MIDI ссылках …………………………………………………………………………………..
19.13. Еще о некоторых применениях модуляции параметров …………………………………………………
19.14. Управление параметрами эффектов в окне Project Bay …………………………………………………

20. Работа с видео в REAPER ……………………………………………………………………………………………….
20.1. Простое редактирование видео ………………………………………………………………………………..
20.2. Видеоэффекты …………………………………………………………………………………………………….
20.3. Работа с несколькими видеотреками ………………………………………………………………………….
20.4. Контроллеры параметров видеоэффекта ……………………………………………………………………
20.5. Пресеты видеоэффекта (примеры) ……………………………………………………………………………
20.6. Видеоформаты …………………………………………………………………………………………………….
20.6.1. Атрибуты видеосигнала ……………………………………………………………………………….
20.6.2. Контейнеры ………………………………………………………………………………………………
20.6.3. Кодеки …………………………………………………………………………………………………….
20.7. Советы по обработке видеоданных в REAPER ……………………………………………………………..
20.8. Параметры и предварительные настройки видео в REAPER …………………………………………….
20.9. Советы при работе с видео ……………………………………………………………………………………..

21. Экспортирование файлов, миксдаун и рендеринг ……………………………………………………………….
21.1. Введение ……………………………………………………………………………………………………………
21.2. Пакетное конвертирование файлов ……………………………………………………………………………
21.3. Объединение и последующее экспортирование ……………………………………………………………
21.4. Рендеринг проекта ………………………………………………………………………………………………..
21.4.1. Примеры рендеринга проекта ………………………………………………………………………..
21.5. Рендеринг финальной песни ……………………………………………………………………………………
21.6. Пакетный рендеринг ………………………………………………………………………………………………
21. 6.1. Рендеринг каждого проекта …………………………………………………………………………..
21.6.2. Пакетный рендеринг очереди проектов …………………………………………………………….
21.7. Рендеринг выбранных медиаэлементов ………………………………………………………………………
21.8. Рендеринг регионов ………………………………………………………………………………………………
21.9. Запись Audio CD диска с REAPER ……………………………………………………………………………..
21.9.1. Подготовка к записи CD диска нескольких файлов ………………………………………………
21.9.2. Подготовка к прожигу CD диска одной непрерывной записью …………………………………
21.9.3. Запись CD диска ………………………………………………………………………………………..
21.10. Сохранение живого выходного сигнала на диск ……………………………………………………………
21.11. Использование пресетов ………………………………………………………………………………………
21.12. Рендеринг в Surround формат …………………………………………………………………………………
21.13. Рендеринг видеопроекта ………………………………………………………………………………………

22. Предварительные настройки и другие параметры REAPER …………………………………………………..
22.1. Введение ……………………………………………………………………………………………………………
22.2. Страница Options > Preferences > General ……………………………………………………………………
22.2.1. Кнопки Import Configuration и Export Configuration …………………………………………………
22.2.2. Страницы Options > Preferences > Paths и Options > Preferences > Keyboard ………………..
22.2.2.1. Страница Paths ……………………………………………………………………………….
22.2.2.2. Страница Keyboard/Multi-touch ……………………………………………………………..
22.3. Страница Options > Preferences > Project …………………………………………………………………….
22.3.1. Страница Options > Preferences > Project > Track/Send Defaults ……………………………….
22.3.1.1. Секция Tracks …………………………………………………………………………………
22.3.1.2. Секция Sends/Track Hardware Outputs ……………………………………………………
22.3.2. Страница Media Item Defaults …………………………………………………………………………
22.4. Конфигурация аудиопараметров и другие настройки ………………………………………………………
22.5. Страница Options > Preferences > Audio ………………………………………………………………………
22.5.1. Страница Options > Preferences > Audio > Buffering ………………………………………………
22.5.2. Страница Options > Preferences > Audio > Playback ………………………………………………
22.5.2.1. Секция Playback settings …………………………………………………………………….
22.5.2.2. Секция Scrub/jog Settings ……………………………………………………………………
22.5.3. Страница Options > Preferences > Audio > Seeking ……………………………………………….
22.5.4. Страница Options > Preferences > Audio > Recording …………………………………………….
22.5.5. Страница Options > Preferences > Audio > Loop Recording ………………………………………
22.5.6. Страница Options > Preferences > Audio > Rendering …………………………………………….
22.6. Страница Options > Preferences > Appearance ………………………………………………………………
22.6.1. Страница Options > Preferences > Appearance > Media ………………………………………….
22.6.1.1. Секция Media item labels …………………………………………………………………….
22.6.1.2. Секция Media item buttons …………………………………………………………………..
22.6.2. Страница Options > Preferences > Appearance > Peaks/Waveforms ……………………………
22.6.2.1. Секция Audio peak/waveform appearance …………………………………………………
22.6.2.2. Секция Custom Colors ………………………………………………………………………..
22.6.3. Страница Options > Preferences > Appearance > Fades/Crossfades ……………………………
22.6.4. Страница Options > Preferences > Appearance > Track Control Panels …………………………
22.7. Страница Options > Preferences > Editing Behavior ………………………………………………………….
22.7.1. Страница Options > Preferences > Editing Behavior > Envelope Display ………………………..
22.7.2. Страница Options > Preferences > Editing Behavior > Automation ……………………………….
22.7.3. Страница Options > Preferences > Editing Behavior > Mouse ……………………………………
22.7.4. Страница Options > Preferences > Editing Behavior > MIDI Editor ……………………………….
22.8. Страница Options > Preferences > Media ………………………………………………………………………
22.8.1. Страница Options > Preferences > Media > MIDI …………………………………………………
22.8.2. Страница Options > Preferences > Media > Video/REX/Misc ……………………………………..
22.9. Options > Preferences > Plug-ins ………………………………………………………………………………..
22.9.1. Options > Preferences > Plug-ins > Compatibility ……………………………………………………
22.9.2. Options > Preferences > Plug-ins > VST ………………………………………………………………
22.9.3. Options > Preferences > Plug-ins > ReWire/DX ………………………………………………………
22.9.4. Options > Preferences > Plug-ins > ReaScript ……………………………………………………….
22.9.5. Options > Preferences > Plug-ins > ReaMote ………………………………………………………..
22.10. Пользовательские настройки интерфейса…………………………………………………………………..
22.11. Управление проектом и файлом ………………………………………………………………………………
22.12. Настройка индикатора производительности ……………………………………………………………….
22.13. Параметры окна Undo History …………………………………………………………………………………
22.14. Сброс настроек REAPER в фабричные параметры ……………………………………………………….
22.15. Некоторые другие опции REAPER ……………………………………………………………………………

23. Основные контекстные меню REAPER ………………………………………………………………………………
23.1. Контекстное меню панели трека ……………………………………………………………………………….
23.2. Контекстное меню пустой области списка треков …………………………………………………………..
23.3. Контекстное меню шкалы времени и линейки ……………………………………………………………….
23.4. Контекстное меню медиаэлемента …………………………………………………………………………….
23.5. Подменю контекстного меню медиаэлемента ……………………………………………………………….
23.5.1. Опции подменю Item settings …………………………………………………………………………
23.5.2. Опции подменю Item colors and Take colors ………………………………………………………..
23.5.3. Опции подменю Take …………………………………………………………………………………..
23.5.4. Опции подменю Comps ………………………………………………………………………………..
23.5.5. Опции подменю Item processing ………………………………………………………………………
23.6. Контекстное меню кнопки Record Arm …………………………………………………………………………
23.7. Контекстное меню огибающих…………………………………………………………………………………..
23.8. Контекстное меню транспортной панели ……………………………………………………………………..
23.9. Контекстное меню матрицы маршрутизации …………………………………………………………………
23.10. Контекстное меню матрицы группировки ……………………………………………………………………
23.11. Контекстное меню окна эффектов ……………………………………………………………………………
23.12. Контекстное меню браузера медиаэлементов ……………………………………………………………..
23.13. Контекстное меню поточного MIDI редактора и контекстное меню MIDI редактора …………………
23.13.1. Главное контекстное меню MIDI редактора ………………………………………………………
23.13.2. Контекстное меню области редактирования MIDI редактора …………………………………

24. Использование REAPER с другими приложениями и устройствами ………………………………………..
24.1. Что такое ReaRoute?. …………………………………………………………………………………………….
24.2. Конфигурация приложений для работы с ReaRoute ………………………………………………………..
24.3. Передача аудиопотока из REAPER в хост ……………………………………………………………………
24.4. Передача аудиопотока из хоста в REAPER ………………………………………………………………….
24.5. Использование REAPER с внешним синтезатором …………………………………………………………
24.6. Синхронизация с внешними устройствами …………………………………………………………………..
24.6.1. Типы синхронизации REAPER ………………………………………………………………………..
24.6.2. Отправка данных Clock/SPP из REAPER на внешнее MIDI устройство ………………………
24.7. Создание и отправка временного кода ……………………………………………………………………….
24.8. REAPER как подчиненное устройство к программному MIDI секвенсору ………………………………
24.9. Функция ReaMote ………………………………………………………………………………………………….
24.10. REAPER и NINJAM ………………………………………………………………………………………………
24.11. Язык сценариев ReaScript ……………………………………………………………………………………..

25. Проблемы с REAPER и поиск их решений …………………………………………………………………………..
25.1. Проблемы с вводом/выводом сигнала ………………………………………………………………………..
25.2. Проблемы с интерфейсом REAPER …………………………………………………………………………..
25.3. Проблемы с режимами записи и мониторингом …………………………………………………………….


Translated By
Minusmaker
Первоисточник: musicmanuals.ru.

Bookreader Item Preview

172

Views

DOWNLOAD OPTIONS

Uploaded by

LTNV

on February 7, 2022

SIMILAR ITEMS (based on metadata)

Несколько моих друзей решили поэкспериментировать со звукозаписью и я решил набросать небольшое описание базовых возможностей программы, которой пользуюсь сам. Ну хотя бы чтоб не повторяться.
Много слайдов чтоб не заблудиться в трёх соснах и не очень много текста: я не собираюсь описывать как сделать клёвый звук, просто рассказать где что лежит

Часть 0: Why Reaper?

REAPER — относительно молодая (по меркам консервативной аудио-индустрии 10 лет уже не детство, но ещё не зрелость) DAW(цифровая аудио станция), то есть программа для комплексной обработки звука.

В своё время меня в ней привлекли две вещи:
Во-первых — цена. Заинтересовался я рипером ещё когда он был бесплатным официально (до версии 1.0), но и сейчас, несмотря на сравнимую с Cubase ценой в 60 американских президентов, им можно пользоваться бесплатно.Он, как WinRar, «умеет ждать»: несмотря на официальный тестовый период в 60 дней даже через год просьба покормить разработчика(«Buy me») за 5 секунд сменяется милостивым «Still evaluating»(если таймер не тикает — пощёлкайте закладками).

Во-вторых — наглядность. Или, даже можно сказать, интуитивность. По крайней мере для меня.
Абсолютное большинство вещей лежат там, где их ожидаешь найти. При этом ненужные вотпрямщас вещи легко прячутся за парой кнопок, а будучи нужны — легко вытаскиваются.

Часть 1: Клик-клик. Установка и базовая настройка.

Благодаря «вечному пробному режиму», мы можем совершенно спокойно скачать программу с официального сайта http://www.reaper.fm/download.php Для 64-битной windows вполне можно брать 64-битную версию, прослойки для совместимсости со старыми плагинами в комплекте. Установка не задумываясь прощёлкивается методом «Далее»-«Далее»-«Готово».

При первом запуске, даже до окна-попрошайки программа предложит настроить звуковую карту.

Не стоит с ней спорить

Сначала выбирается режим работы (Audio system): если звуковая карта поддерживает режим ASIO лучше воспользоваться им (не забываем указать с какого по какой каналы использовать); если нет — начиная с Висты сделали довольно приличную подсистему WASAPI, которую можно переключить в ASIO-подобный Exclusive mode.

Можно заметить что настройка звуковой карты — часть общего меню настроек, тем не менее большинство остальных опций настроено вполне разумно и не стоят беспокойства при первом запуске. Сюда можно вернутся при необходимости через меню Options — Preferences.

Часть 2: Трень-трень и ля-ля. Запись.

Создать новый проект можно прямо из меню «Пуск»(там есть соответствующий ярлычок), можно просто через File — New Project. Да и просто если все проекты позакрывать — новый будет создан автоматически, программа не может быть запущена без проекта(то же касается и самого первого запуска).

Слева у нас список дорожек. Щелчком правой клавиши мышки можно вызвать меню добавления дорожки. Первый пункт — самый востребованный: просто создать дорожку. Например чтобы туда писать.

Нажав на маленький красный кружочек на свежесозданной дорожке можно назначить её на запись. При этом справа появится индикатор уровня(громкости) входного сигнала. Внизу можно выбрать вход звуковой карты (на картинке выбран Input 1), если выбора входа не видно можно увеличить вертикальный размер дорожки, «потянув» за нижнюю грань. Справа от красной кнопки можно впечатать название дорожки.

Сразу после первых настроек проект лучше сохранить. Не столько ради ценности пустой дорожки, сколько чтобы обозначить где будут сохраняться файлы записи. Ради порядка же можно сразу всё сложить в отдельную папочку (Create subdirectory for project).

ToDo:
Часть 3: Уиу-уиу и жж-жж. Обработка.
Часть 4: Бум-туц, та-та-та. Виртуальные инструменты.
Часть 5: Отрендери меня полностью. Получаем результат.

Reaper – рабочий инструмент музыкантов, звукооператоров, дикторов, незаменимый в виртуальной студии. Он превосходит «собратьев» по функционалу, позволяет добавлять скрипты, автоматизировать большинство процессов, облегчая и ускоряя работу мастера. Размер дистрибутива составляет около 10 мегабайт, софт отличается широкими возможностями, совместим с Windows, MacOS. При первом взгляде на секвенсор даже люди с опытом звукообработки теряются, не понимая с чего начать настройки.

Потратив некоторое время на освоение, пользователь вознаграждается сполна и вряд ли согласится вернуться к другим ПО. Сделать первые шаги в обучении поможет подборка бесплатных обучающих видео уроков на сайте ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН.

Введение

Преподаватель расскажет то такое Reaper, в чем его преимущества по сравнению с конкурентами, какие имеются ресурсы кастомизации, коснется расширений, экшенов, плагинов, роутинга, интеграции с другими приложениями, маршрутизации сигнала, обработки звука (+ в режиме реального времени) видеофайлов без привлечения сторонних ресурсов. Видео предоставлено школой Profile – уникальной платформой для онлайн-обучения, на базе которой трудится несколько десятков учителей, способных донести азы до новичков, повысить экспертный уровень специалистов, поделиться навыками, приобретенными на практике.

Основы работы

Ролик представляет первый урок Артура Орлова. Преподаватель обучит начинающих устанавливать ПО (MacOS/Windows), расширения SWS/Reapack, настраивать расположение окошек, конфигурацию, сохранение, импортирование/экспортирование, MIDI-устройства, директории для файлов, автосохранение, интеграцию внешних редакторов. Дополнительно разберет интерфейс, темы, Screenset, буферизацию, оптимизацию, кастомизацию мыши, организацию медиаданных проекта, шаблоны. Артур имеет солидный звукорежиссерский стаж, преподает в школе Profile, является основателем продакшн-группы Archirecords, автором проектов Stressor и Magnetix, высоко оцененных критиками и коллегами.

Практическое занятие

Гость проекта MUZBIZNES – Александр Зилков – музыкант, композитор, аранжировщик, создатель музыкально-образовательного канала «Нескучный Саунд». В вебинаре он помогает новичкам разобраться с возможностями секвенсора, необходимыми на первом этапе пользования. Он расскажет и покажет как выставить аудиоинтерфейс, указать путь к сэмплам, сформировать базу данных, убрать остановку в конце проекта, создать посыл, папку для любимых компрессоров, вызвать недавно использованные эффекты, пользоваться «крутилкой». Занятие построено по принципу «Вопрос-ответ». Александр занимается музыкой с 2002 года, имеет опыт работы в Lopatin Sound Lab, делал аранжировки песен И. Крутого, А. Пугачевой, Ф. Киркорова.

Курс Кенни Джойа

Более 7 часов полезной информации, готовой к моментальному внедрению в практику, предлагает в обучающем курсе мультиплатиновый музыкальный продюсер Кенни Джойа, получивший известность за хиты Sex and Candy, Crush. Он пишет песни, является совладельцем продюсерской компании, звукозаписывающего лейбла. В рамках курса ученики разберутся с основами редактирования, сеткой, привязкой, фейдами, кроссфейдами, посылами, эффектами, плагинами, VCA-треками, шаблонами, дублями, группировкой айтемов, стретч-маркерами, свойствами медиа-айтемов, MIDI, медиа-эксплорером, рендерингом, видео, макетами.

Вебинар Алексея Разумова

MUZBIZNES предлагает запись с участием Алексея Разумова — клавишника, аранжировщика, соавтора Эльмана Рагимова в написании музыки к фильму «Битва», звукорежиссера студии звукозаписи «Неон». Во вступлении Алексей кратко коснется личной истории поиска идеального секвенсора, поясняя, для каких целей лучше всего подойдет «Рипер», покажет принцип скачивания, установки. Урок направлен на первичные настройки, особое внимание уделяется экшенам, созданию горячих клавиш. Много нового и полезного узнают не только новички, но и уверенные пользователи.

Скрипты

Скриптом называют небольшую программу, содержащую последовательность действий, позволяющих автоматизировать выполнение задач. Reaper предоставляет широкие возможности внедрения скриптов для основного окна, миди-редактора. Поддерживаются языки Lua, Eel, Python. Преимущественно используется Lua. Существование неофициальной script-базы и специального плагина-менеджера позволяет легко их устанавливать и обновлять. Для Python придется установить расширение. Дима проведет установку, коснется нюансов для MacOS/Windows, покажет, как добавить/удалить script.

Аранжировка

Готовая музыкальная композиция – согласованная последовательность аккордов. Для ее получения понадобится сделать аранжировку, превращающую разрозненную какофонию звуков в гармоничное произведение. Проведенный А. Орловым онлайн-cтрим, позволит зрителям пройти все этапы создания трека с полного нуля, используя виртуальные и живые инструменты. Это возможность увидеть сложности, ошибки, методы в режиме реального времени без редактирования видео. После знакомства с преподавателем и выбора композиции, автор приступает практике. Он научит записывать бас, гитару, барабаны, акустику, в завершение ответит на вопросы участников.

Голос

Создание песен для профессиональных певцов или знакомых-любителей, необходимость озвучить любительский фильм, снятый друзьями, желание довести до совершенства видеоролик для YouTube-канала – здесь потребуется умение записывать и обрабатывать голос. Мастер-класс звукооператора Тимура Умарова окажется незаменимым помощником для дикторов, вокалистов, звукооператоров, пользователей, осваивающих «Рипер». Четкая, понятная инструкция пригодится всем, включая людей, желающих отточить свое увлечение, сделав шаг к высокому уровню владения программой.

10 полезных плагинов

Автор канала Semitonic даст краткую характеристику и продемонстрирует принцип работы плагинов, занимающих минимум места на компьютере, но заметно облегчающих и ускоряющих процесс обработки звука. В список вошли: Volume Adjustment, ReaPitch, Audio To MIDI Drum Trigger, ReaComp, Can be loud, 3X3 EQ, ReaControlMIDI, ReaGate, Channel Time Delayer, ReaSamplomatic5000. Они помогут регулировать громкость и высоту тона (полутон, октава), добавить низа/верха/середины, транспонировать миди-партию без редактора, прервать «залипшую» ноту, привязать ноту к выбранной тональности.

Сведение

От сведения (микширования) зависит 80% качества конечного материала. На этом этапе обработки происходит наполнение гармониками, эффектами, пространством, устранение частотных конфликтов, ненужных артефактов. Видеоурок Андрея Вахненко, известного в профессиональных кругах под именем ANDI VAX, поможет освоить ключевые моменты микширования. Андрей – автор обучающих курсов, опытный саундпродюсер, ремиксер, композитор, основатель ANDIVAX, SynSUN, обладатель наград, премий («Лучший продюсер Украины», «Хитмейкер года» (KISS FM), Лучший релиз года (Geometria Awards) и др.).

Программа пользуется уважением профессионалов и любителей за многие качества, но ключевую роль играет внимание разработчиков к пожеланиям юзеров. В нее регулярно, несколько раз в месяц, добавляются полезные функции. Многие появились благодаря просьбам пользователей, в то время как создатели аналогов годами игнорируют потребности своей аудитории. Разработкой и усовершенствованием занимается компания Cockos Incorporated, основанная американцем Джастином Франкелем, написавшим Gnutella, WinAmp, Waste. В 2002 году журнал MIT Technology Review TR100 назвал его одним из 100 лучших новаторов в мире в возрасте до 35 лет.

Смотрите также:

REAPER — полнофункциональное приложение для создания и обработки MIDI и аудио контента для платформ Windows и OS X с исчерпывающим инструментарием для мультитрековой аудио и MIDI записи, редактирования, обработки, микширования и мастеринга с поддержкой огромного диапазона аппаратных устройств, цифровых форматов и плагинов, с продвинутыми функциями пользовательских модификаций и скриптинга.

Полный, гибкий набор функций REAPER и его известная стабильность нашли свое применение во всех проявлениях использования цифрового аудио: коммерческие и домашние студии, теле и радио трансляции, внестудийная запись, образование, наука и техника, саунд-дизайн, разработка игр, и многое другое.

Одна единственная версия REAPER применяемая для решения глобальных задач музыкальной индустрии и до использования на студенческих планшетах является полнофункциональной и без каких-либо ограничений в течение 60 дней. Цена на лицензию REAPER по-божески мала и к ней не распространяется применение специальных технологий и методов защиты цифровых материалов.

Cockos-Reaper-5.jpg
Cockos Reaper 5 (русский мануал)

Новая лицензия REAPER 5 включает неограниченные бесплатные обновления вплоть до версии 6.99. Частота обновлений варьируется, но обычно они выпускаются каждые несколько недель. Эти обновления включают исправления ошибок, улучшения функции и внесение новых функций, любые из которых бесплатны. Все параметры предварительных настроек и конфигурации параметров находятся в отдельном файле, с которым поддерживается прямая совместимость и обратная совместимость.

Cockos Reaper 5 (русский мануал)

ССЫЛКА на скачивание русского мануала для Cockos Reaper 5:


Это начало оглавления русского мануала
1. Установка и первые шаги …………………………………………………………………………………15
1.1. Установочный файл и файл лицензии REAPER …………………………………………………….. 15
1.2. Установка REAPER на OS X Mac ………………………………………………………………………..15
1.3. Установка REAPER на PC Windows ……………………………………………………………………. 15
1.4. Элементы (опции) установки (только для пользователей Windows) …………………………….. 15
1.5. Запись в формате mp3 …………………………………………………………………………………… 16
1.6. Обновление REAPER …………………………………………………………………………………….. 16
1.7. Запуск REAPER ……………………………………………………………………………………………. 16
1.8. Советы по запуску REAPER ………………………………………………………………………………16
1.9. Выбор фрагментов в Reaper, контроллеры и команды …………………………………………….. 16
1.10. Главное окно программы ……………………………………………………………………………….. 17
1.11. Трек и его контроллеры …………………………………………………………………………………..18
1.12. Конфигурация аудиопараметров ………………………………………………………………………19
1.12.1. Конфигурация аудиопараметров на платформе PC Windows ………………………………… 19
1.12.2. Конфигурация аудиопараметров (Mac OS X) …………………………………………………….. 20
1.13. Функция Input Aliasing — переименование (назначение псевдонимов) входных портов ……… 21
1.14. Функция Output Aliasing –
переименование (назначение псевдонимов) выходных портов ……………………………………….. 21
1.15. Конфигурация MIDI параметров ………………………………………………………………………. 22
1.15.1. Опции сброса (Reset options) …………………………………………………………………………23
1.15.2. Другие опции диалогового окна Options > Preferences > Audio ………………………………… 24
1.16. Использование VST плагинов …………………………………………………………………………. 24
1.17. Местоположение папок и файлов REAPER ………………………………………………………… 24
1.18. Локализация и языковые пакеты ……………………………………………………………………… 26
1.19. Резервная копия пользовательских настроек ……………………………………………………… 26
1.20. Запуск REAPER с флэшки ………………………………………………………………………………26
1.21. Программные опции REAPER в меню Пуск (только на Windows) ………………………………..26
1.22. Типы файлов REAPER ………………………………………………………………………………….. 27
1.23. Информация о пользовательской лицензии …………………………………………………………27
1.24. Щелчки и обратные отчеты …………………………………………………………………………….. 27
1.25. Деинсталляция REAPER ……………………………………………………………………………….. 27

Далее следует полное содержание:

Автор перевода MinusMaker

Обучающее видео по Reaper Cockos

В этом видеоуроке рассказывается:

В этом уроке мы говорим в основном о формате MIDI и о семплерах. В итоге мы создаем свой собственный инструмент: сначала с помощью стандартного сэмплера Reaper’а, а потом с помощью продвинутого NI Kontakt.

Я решил здесь более подробно рассказать про семплеры, поэтому видюха получилась длинноватой и заумной. Но, надеюсь это Вам не помешает осилить матчасть, бо потом будет значительно проще жить с этим со всем. :)

  • 1. MIDI — что это такое? Миди команды, режимы Event Lis и PIano Roll
  • 2. Трекерные секвенсоры (Fast Tracker 2 и т.п.)
  • 3. Сэмплеры — что это и как они работают?
  • 4. Подключение эффектов и инструментов на дорожку Reaper, VSTi инструменты
  • 5. Подключение сэмплера на дорожку, Семплер ReaSamplomatic 5000, загрузка звука в сэмплер
  • 6. Подключение миди клавиатуры (виртуальной/настоящей)
  • 7. Создание миди объекта, режим Piano Roll, MIDI входы дорожки
  • 8. Запись звуков для будущего сэмплера.
  • 9. Экспорт из рипера — пакетное сохранение звуков — очередь на Render (Queue Render)
  • 10. Настройка сэмплера: Назначение сэмплов соответствующим нотам на клавиатуре, режимы сэмплера, Note Start / End, Attack / Release, Полифония
    Миди каналы
  • 11. Вставка второго семплера для обработки следующего сэмпла (следующих клавиш клавиатуры)
  • 12. Сэмплер NI Kontakt (установка и загрузка)
  • 13. Загрузка сэмплов в Kontakt
  • 14. Mapping Editor
  • 15. Добавление к инструменту Envelopes (Атака и релиз), добавление модулей
  • 16. Wave Editor — Добавление loop на сэмпл
  • 17. Добавление эффектов к инструменту (Cut Off)
  • 18. Добавление модулятора LFO к Cut Off
  • 19. Добавление эффектов Reverb, Delay, Rotator и т.п.
  • 20. Добавление кривых к сэмплам Zone Envelopes

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Детское кресло babyton nord fix инструкция
  • Имидазол мазь инструкция по применению цена
  • Chicco next to me кроватка инструкция
  • Стиральная машина indesit wisn 101 инструкция
  • Метро руководство пользователя

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии