Мануал по свечам зажигания

Процесс замены, возможные ошибки и их последствия. Полезно всем владельцам автомобилей с бензиновыми двигателями.

В большинстве случаев свечи меняют по пробегу комплектом из расчёта одна или две штуки на цилиндр в зависимости от конструкции двигателя. При проблемах с отдельными цилиндрами и относительно свежим фирменным комплектом допустима замена одной-двух свечей.

Каждая модель рассчитана на определённый пробег. Случается, однако, что спустя уже несколько тысяч километров на комплекте оригинальных свечей двигатель троит, теряет мощность и требует внимания толкового моториста. Клиент недоволен и обращается к производителю. Там проводят экспертизу и абсолютно обоснованно отказывают в замене с заключением, что свеча была неправильно установлена. В этой статье мы расскажем, на что обращать внимание и как действовать, чтобы не оказаться на месте этого клиента.

Подготовка к замене
Разобраться, какие свечи покупать. Нам известны случаи, когда их подбирали «на глаз». За помощью в подборе обращайтесь к нам – мы порекомендуем подходящие свечи из нашего каталога. Самостоятельным читателям мы предлагаем использовать наш онлайн-подборщик свечей.
Не нарваться на подделку. Поддельные свечи принесут неприятности даже при правильной установке. Про то, как отличить оригинал от подделки, мы готовим отдельный материал.

Найти правильный инструмент. Рекомендуем работать динамометрическим ключом. Если его нет, можно использовать простой свечной. Главное, чтобы головка плотно садилась на корпус свечи – в противном случае вы рискуете повредить керамический изолятор.

Навести порядок в моторном отсеке. Песок и реагенты с дороги попадают под капот и оседают пылью на всём, что под ним. Если двигатель закрыт пластиковой крышкой и свечи под ней – отлично, можно приступать к работе. Бывает, что крышки на двигателе нет с завода или с ней что-то случилось. В этом случае необходимо убрать лишнюю грязь и пыль вокруг свечного колодца компрессором.

Если пренебречь уборкой под капотом, в цилиндр и/или на резьбу может попасть песок, мусор или то, что принесла с помойки крыса. Последствия – выработка на стенках цилиндра и расход масла.

Пользователь anderotti поделился болью:

Полный размер

Крысиное гнездо под капотом

Снять старые свечи зажигания. Свеча, которая установлена правильно, выкрутится без проблем и закиснуть не должна. В редких случаях корпус свечи может разрушиться или проворачиваться в резьбе. И то и другое – последствия неправильной установки.

Установка новых свечей

Вкрутите свечу от руки без трещоток, Т-образных рукояток и прочих приспособлений. Она должна идти легко. Если в самом начале вы чувствуете, что требуется приложить усилие, – остановитесь, извлеките её из свечного колодца. Удостоверьтесь, что она вкручивается под правильным углом, а на резьбе нет загрязнений, и сделайте вторую попытку. Если всё по-прежнему плохо, обратитесь к мотористу.

Свеча – изделие довольно хрупкое, требующее бережного обращения, постарайтесь не ронять ее. Падение может повредить боковой электрод и/или стать причиной появления микротрещин в керамическом изоляторе. Последствия первого варианта вы почувствуете сразу: зазор между электродами уменьшится, что приведёт к пропускам зажигания. Искры, которая образуется в таких условиях не всегда достаточно, чтобы поджечь топливную смесь. Микротрещины дадут знать о себе позже.

Отлично, свеча вкручена до конца, теперь её нужно затянуть.

Затяжка динамометрическим ключом

Самый надёжный и профессиональный вариант. Лучше всего подходит щелчковый динамометрический ключ предельного типа – такой при достижении необходимого крутящего момента издаёт щелчок. Если соберётесь покупать, обратите внимание на предельный момент силы: должен быть запас, не стоит брать инструмент, максимальный момент силы которого соответствует значениям для вашей свечи. Перед началом работы проверьте тип уплотнения (конус или кольцо), материал ГБЦ и диаметр резьбы.

Если установка свечей зажигания часть вашей постоянной работы – стоит задуматься об его покупке. Вполне приличный экземпляр будет стоить в пределах 5000 ₽. Пользователь LEXuS419 приобрёл вот такой, например:

Щелчковый динамометрический ключ предельного типа

❗Важный момент
Резьба свечи зажигания для бензинового двигателя и резьба в ГБЦ должны быть сухими и чистыми. Потому, если вы откручивали свечи при помощи машинного масла или WD40, или, что ещё хуже, смазывали их перед установкой, чтобы не закисли, вам придётся почистить резьбу свечного колодца. Случается, что на ней есть масло, и с этим ничего не поделать. Тогда мы рекомендуем затянуть свечу обычным ключом на угол, указанный на упаковке, потому что динамометрический ключ при верно выставленном моменте из-за меньшего трения отщёлкнется позже и свеча будет перетянута.

Затяжка без динамометрического ключа
В России это норма, к нашему глубокому сожалению. Для того чтобы минимизировать риски, мы указываем на коробке количество оборотов, которые нужно сделать с применением плеча силы. Общей таблицы нет, вспоминать как было у другой свечи нет смысла – всегда смотрите на ту коробку, из которой вынимаете новую свечу.

Полный размер

Такая свеча с конусом – 1/16 оборота, со стальным уплотнительным кольцом (на фото) – примерно ½-⅔ оборота. Фото: NGK

Полный размер

С конусом – 1/16 оборота, с медным уплотнительным кольцом (на фото) – примерно 1/12 оборота. Фото: NGK

В большинстве гаражей и мастерских вам скажут, что десятилетиями не пользуются динамометрическим ключом и никто не жалуется. Это не правда: жалуются, но на производителей свечей. Каким бы опытным мастер ни был, он не сможет обычным ключом соблюсти точный момент затяжки.

В продаже встречаются свечные ключи с Т-образной рукояткой. На них жалуются на многочисленных форумах, и звучит это так: «Всё хорошо, но уж больно плечо маленькое, не хватает для затяжки». Тем не менее, этот вариант лучше, чем трещотка с большим плечом, – им сложно перетянуть свечу.

Что будет, если недотянуть

Перегрев. Корпус свечи охлаждается за счёт того, что отдаёт тепло головке цилиндра. Если свеча вкручена не до конца, её резьба соприкасается с резьбой в крышке ГБЦ не по всей поверхности. Температура в таком случае оказывается выше допустимой, есть риск разрушения изолятора.

Вибрации. Свеча зафиксирована неплотно, вибрирует в свечном отверстии, изолятор и центральный электрод могут быть повреждены.

Потеря компрессии. Давление в цилиндре во время сгорания топливной смеси падает, двигатель работает неровно, его мощность снижается.

Свеча может просто выстрелить в обратную сторону капота и сломать пластиковую крышку двигателя.

Что будет, если перетянуть

Мы подошли к самому интересному: разговору о причине обращений в службу гарантии и случаях, в которых мы, к сожалению, откажем в замене неисправных свечей.

Калильное зажигание. Резьба перетянутой свечи вытягивается, между корпусом и изолятором появляются микрополости (их не видно невооружённым глазом, внешне свеча выглядит нормальной). Из-за этого ухудшается теплоотвод от изолятора свечи в ГБЦ через металлический корпус. Изолятор и электрод начинают перегреваться, из-за этого возникает калильное зажигание – явление, при котором, помимо основного очага воспламенения от искры свечи зажигания, может возникать второй. Последствия плачевные: прогар клапана и поршня. Также дальнейшее увеличение температуры изолятора и электродов свечи может привести к их разрушению и попаданию в камеру сгорания. Более наглядно – в этом видео:

Деформация корпуса свечи. Помимо перегрева, перетяжка может приводить и к механическому повреждению свечи. Внешне опять-таки ничего не видно, но спустя месяцы происходит что-нибудь из этого:

— Под капотом раздаётся хлопок, на панели приборов загорается «чек». Не так плохо, если это вылетела недотянутая свеча, ведь в противном случае в обратную сторону капота и пластиковую крышку двигателя выстреливает свободный электрод с осколками изолятора. Чтобы поехать дальше, придётся удалить остатки свечи и установить новую.
— Никакого хлопка, но двигатель троит. Приговор моториста: электрод свечи в цилиндре, компрессии нет, на стенках выработка, готовьтесь к капремонту морально и материально.
— В момент выкручивания старой свечи слышен хруст. Она чудом отходила до замены и чудом работала до последнего, но уже при замене осколки и электрод падают в цилиндр. В этом случае придётся снимать крышку ГБЦ, менять её прокладку и извлекать мусор из цилиндра. Корпус свечи при этом может остаться целым и выкрутиться обычным способом.

Вопрос из зала: «Как узнать, что свечу перетянули при установке?».
Отвечаем: измерить штангенциркулем толщину уплотнительного кольца. При правильном моменте затяжки уплотнительное кольцо сжимается до конкретной толщины. Если она больше – вы не дотянули. Если меньше – перетянули.

Итого
1. Выбирайте свечи по каталогу в строгом соответствии с моделью двигателя и годом выпуска вашего авто. Подбор по VIN-номеру – самый надёжный вариант.
2. Не роняйте свечи зажигания.
3. Следите за тем, чтобы перед работами по замене свечей крышка головки блока цилиндров была чистой.
4. Следите, чтобы резьба свечи и свечного колодца была сухой, старайтесь при замене не пользоваться машинным маслом и WD40.
5. Меняйте свечи с помощью динамометрического ключа или ищите СТО, на которой он есть. Это необходимо для того, чтобы соблюсти момент затяжки.
6. Следуйте инструкции на упаковке, если придётся работать обычным ключом. Там указан угол оборота при затяжке.
7. Работайте обычным ключом, если резьба свечного колодца в масле.

В следующий раз мы расскажем, как помогаем Honda и другим автопроизводителям побеждать в гонках. Подписывайтесь на наш блог – будет интересно.

А вам приходилось сталкиваться с последствиями неправильной установки свечей? Чем всё закончилось?

замена свечей зажигания

Замена свечей зажигания является важной процедурой технического обслуживания автомобиля. Свечи зажигания воспламеняют топливо-воздушную смесь в двигателе автомобиля. От их состояния напрямую зависит нормальная работа всего двигателя. Свечи в процессе эксплуатации подвергаются износу и требуют периодической замены. Замену свечей зажигания можно производить как в автосервисе, так и самостоятельно. При замене свечей зажигания нужно знать и соблюдать некоторые правила.

Зачем нужно менять свечи

замена свечей зажигания

Во время работы двигателя автомобиля происходит постоянный износ электродов свечей зажигания.

С каждой искрой, которая проходит между боковым и центральным электродом, с их поверхности испаряется частичка металла. Зазор между электродами увеличивается на 0,015 мм на каждые 1000 км пробега автомобиля.

Искровой зазор свечи увеличивается, свеча оказывает более высокое сопротивление, системе зажигания становится все труднее образовывать хорошую искру, возрастает нагрузка на катушки зажигания и другие компоненты системы зажигания, в результате чего они могут сгореть.

Со временем искровой зазор свечей увеличивается все больше, возникают перебои в искрообразовании, в результате чего в двигателе возникает детонация, которая по своей сути представляет собой небольшой взрыв. Детонация приводит к увеличению нагрузки на двигатель и его быстрому износу.

Кроме износа электродов, со временем на них образуется нагар, происходят механические повреждения изоляторов и электродов. Все это приводит к ухудшению искрообразования, двигатель начинает троить, работать нестабильно, возрастает расход топлива, затрудняется пуск двигателя.

Регулярная замена свечей зажигания позволяет владельцу автомобиля предотвратить кучу проблем.

Сроки замены свечей

замена свечей зажигания

Сроки проверки и замены свечей указываются в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля и отличаются в зависимости от марки и года выпуска автомобиля.

В руководствах по техническому обслуживанию большинства современных автомобилей указывается на необходимость проверки состояния свечей зажигания каждые 10-15 тысяч километров пробега.

Проверку состояния свечей зажигания также необходимо произвести в случае появления одного из следующих симптомов:

  • Снижение мощности двигателя
  • Затрудненный пуск двигателя
  • Нестабильная работа двигателя, троение, рывки
  • Повышенный расход топлива

Во время проверки состояния свечей зажигания их внимательно осматривают и в случае наличия сколов, трещин, любых повреждений корпуса и изоляторов, наличия сильного нагара и сильного прогорания центрального и бокового электродов свечи подлежат замене. В случае если свеча зажигания находится в нормальном состоянии, ее достаточно просто почистить от нагара и выставить правильную величину искрового зазора.

В руководствах по техническому обслуживанию большинства современных автомобилей указывается на необходимость замены свечей зажигания через каждые 30-40 тысяч километров пробега независимо от их состояния. Иридиевые и платиновые свечи меняют через 60-100 тысяч километров пробега.

Определение неисправностей двигателя по внешнему виду свечей

замена свечей зажигания

При проверке и замене свечей зажигания, по внешнему виду свечей можно судить о состоянии двигателя и системы зажигания автомобиля.

При осмотре свечей зажигания в первую очередь обращают внимание на цвет и количество нагара на электродах свечей.

Свеча зажигания работающая в нормальном температурном режиме, при сбалансированной топливно-воздушной смеси и при нормальном количестве масла должна иметь белый и чистый центральный изолятор и электроды. Самоочищение свечи происходит за счет высокой температуры, чем выше температура, тем быстрее сгорает сажа с электродов.

Черный матовый нагар — говорит о наличии сажи на свече, которая образуется из-за несгоревшего до конца топлива. Черный матовый нагар на свече часто сопровождается повышенным расходом топлива, затрудненным пуском, неустойчивой работой двигателя. Черный матовый нагар может возникать из-за переобогащенной топливной смеси, пропусков зажигания, изношенности цилиндро-поршневой группы, негерметичности клапанов, низкой компрессии, загрязненного воздушного фильтра, неправильно подобранной для двигателя (слишком холодной) свечи, неправильного искрового зазора.

замена свечей зажигания

Черный маслянистый (блестящий) нагар — говорит о попадании масла в камеру сгорания и на свечу, может возникать из-за износа маслосъемного кольца на поршне, износа маслосъемных колпачков клапанов. Иногда одна сторона свечи чистая, а другая в черном блестящем нагаре, такое происходит из-за того, что чистой стороной свеча стоит к выпускному клапану, а черной стороной к впускному клапану. Из-за износа маслоотражательных колпачков впускных клапанов в цилиндр вместе с топливной смесью попадает масло.

Красноватый нагар — говорит об отложении железа от содержащихся в избытке в бензине антидетонационных присадок, может сопровождаться затрудненным пуском и нестабильной работой двигателя, поэтому лучше заправляться качественным бензином на проверенных автозаправочных станциях.

замена свечей зажигания

Белый нагар — говорит о возможном перегреве свечи, который может произойти из-за обедненной топливо-воздушной смеси, низкооктанового бензина или из-за неправильно подобранной для двигателя (слишком горячей) свечи.

замена свечей зажигания

При осмотре свечи кроме нагара следует обратить внимание на наличие оплавления электродов, их выгорание, образование трещин на изоляторе, его разрушение. Такое может случиться из-за использования топлива со слишком низким октановым числом или использования неподходящих для данного двигателя (слишком горячих) свечей.

Неправильно делать выводы о работе двигателя только по состоянию свечей зажигания, для правильной диагностики работы двигателя следует сопоставлять внешний вид свечей с другими симптомами неисправностей.

Какие свечи выбрать

замена свечей зажигания

При покупке свечей зажигания для автомобиля следует выбирать свечи, которые подходят по всем параметрам к двигателю вашего автомобиля. Для подбора свечей можно воспользоваться официальным сайтом производителя свечей, либо печатными каталогами, которые есть у продавцов магазинов автозапчастей.

В последнее время популярностью пользуются многоэлектродные свечи, они стоят дороже, но имеют более долгий срок службы. Популярны платиновые и иридиевые свечи зажигания.

Как поменять свечи

замена свечей зажигания

  • Перед заменой свечей зажигания внимательно изучите руководство по эксплуатации вашего автомобиля, уточните количество и расположение свечей на двигателе, размер искрового зазора, размер свечного ключа.
  • Замену свечей осуществляют на холодном двигателе, для этого ему дают остыть в течение 2-3 часов. Замена свечей на неостывшем двигателе может привести к ожогам и повреждению резьбы в головке блока цилиндров.
  • Замену свечей лучше производить по одной, чтобы не перепутать свечные провода между собой. Если вы выкручиваете все свечи сразу, то сначала лучше пометить свечные провода маркером или стикерами.
  • Снимите индивидуальную катушку зажигания или высоковольтный провод со свечи.
  • Очистите область вокруг свечи сжатым воздухом или щеткой, чтобы избежать попадания грязи и мусора в цилиндр.
  • Для замены свечей зажигания потребуется свечной ключ соответствующего размера, вороток и удлинитель к нему. Удобно использовать свечной ключ с внутренней резиновой втулкой или магнитом, которые фиксируют свечу внутри ключа и не дают ей упасть во время извлечения или установки.

замена свечей зажигания

  • Вденьте свечной ключ и выверните свечу, сделав несколько оборотов против часовой стрелки. Извлеките свечу, проверьте наличие уплотнительного кольца на цоколе свечи, чтобы оно не осталось внутри свечного колодца.
  • Иногда при выкручивании прикипевшей свечи, она ломается и нижняя ее часть остается внутри свечного колодца. Для извлечения сломанной свечи в автосервисах имеется специальный набор ключей экстракторов. Сломанную свечу обильно поливают смазкой WD-40, закрепляют экстрактор на динамометрический ключ и неспешно, без резких движений и не прилагая чрезмерных усилий проворачивают экстрактором сломанную свечу. Скрип и треск свидетельствуют о том, что свеча начала выкручиваться. После извлечения сломанной свечи проверяют целостность резьбы. При повреждении резьбы приходится нарезать новую резьбу под вкладыш‐переходник.
  • После выкручивания свечи, осмотрите ее состояние, обратите внимание на наличие и цвет нагара, целостность изолятора и электродов.
  • Проверьте, чтобы на новой свече было установлено уплотнительное кольцо. Уплотнительное кольцо свечи зажигания обеспечивает герметичность между свечой и головкой блока цилиндров, отводит тепло, компенсирует различные характеристики металла свечи и головки блока.

замена свечей зажигания

  • Сравните величину искрового зазора, указанную в руководстве по эксплуатации автомобиля, с величиной искрового зазора, указанную на упаковке свечи. При необходимости измерьте искровой зазор свечи и отрегулируйте расстояние между центральным и боковым электродом.
  • Вставьте новую свечу в свечной ключ и закрутите свечу, без усилий, не затягивая.
  • Правильную затяжку свечи можно произвести только с помощью динамометрического ключа. Недотянутая свеча может привести к потере компрессии, перегреву, последующему разрушению свечи из-за вибрации. Перетянутая свеча может привести к повреждению резьбы, разрушению уплотнительного кольца, перегреву и последующему разрушению самой свечи. Усилие затяжки свечей должно быт указано на их упаковке, обычно оно составляет 30-45 Нм для свечей с плоским уплотнительным кольцом и 20-25 Нм для свечей с коническим уплотнительным кольцом. Необходимое для затяжки усилие выставляют на динамометрическом ключе и затягивают свечу до щелчка, который издаст ключ.

замена свечей зажигания

  • При отсутствии динамометрического ключа следует руководствоваться следующими рекомендациями: новые свечи с плоским уплотнительным кольцом дотягивают на 90 градусов, старые свечи с плоским уплотнительным кольцом дотягивают на 30 градусов, новые свечи с коническим уплотнительным кольцом дотягивают на 15 градусов.
  • Не стоит прилагать излишнее усилие, если свеча при вкручивании идет очень туго, это может привести к повреждению резьбы. Выверните свечу и осмотрите резьбу в свечном колодце, при необходимости поправьте резьбу метчиком соответствующего размера.
  • После заворачивания свечей, установите на место индивидуальные катушки зажигания или высоковольтные провода, при установке внимательно осмотрите их на предмет повреждений.
  • После установки индивидуальных катушек зажигания или высоковольтных проводов, запустите двигатель, для проверки его нормальной работы.
  • 1. Когда пора менять
  • 2. Техника безопасности при замене свечей
  • 3. Необходимые инструменты
  • 4. Как снять старые свечи
  • 5. Установка новых
  • 6. Что будет, если не менять
  • 7. Как часто нужно менять автомобильные свечи

Искровые элементы в современном автомобиле находятся в специально предусмотренных колодцах (часто защищенных декоративным кожухом), на верхних частях цилиндров двигателя. Детали отвечают за воспламенение топливной смеси и запуск силового агрегата. Это расходники, которые надо своевременно обновлять, причем не только при их полном, но и частичном разрушении. Узнайте, как проводится замена свечей зажигания.

Когда пора менять

Неисправность искровых элементов цилиндров вызывает троение, потерю мощности двигателя и увеличивает расход горючего.

Подробнее о симптомах написано ниже:

  • мотор троит — один из цилиндров не работает, при этом исключаются неполадки с высоковольтным проводом, индивидуальной катушкой зажигания и форсункой;
  • двигатель плохо держит обороты;
  • увеличился расход горючего;
  • мигает «чек» — также может свидетельствовать о других проблемах в системе зажигания;
  • упала тяга, автомобиль не тянет даже в маленькую горку;
  • повышается количество выхлопного газа.

Еще один признак — детонация силовой установки. В этом случае неисправная свеча или свечи генерируют искру не так, как рассчитано по заводским меркам. Происходит либо раннее, либо позднее искрение, что приводит к проблеме с воспламенением в цилиндрах.

Техника безопасности при замене свечей

Важно вынимать детали только на остывший мотор. Иначе можно получить ожоги — искрообразователи функционируют при высоких температурах, поэтому надо дождаться полного охлаждения ДВС. Примерно 2–3 часа после езды следует выждать.

Любое небрежное действие при снятии вызывает опасность поломки ГБЦ (худший случай). Работать лучше в перчатках. Применять специальные инструменты для замены, не тянуть за высоковольтный провод. Вообще, изначально для новичков рекомендуется обесточить аккумулятор.

Опытные шоферы рекомендуют также изучить важную техническую информацию, которая поможет в работе:

  • диаметр, шаг резьбы;
  • размер под ключ — на современных бензиновых агрегатах обычным стандартом является 16–21 мм;
  • глубина, диаметр посадочной зоны — тоже зависит от конкретного двигателя;
  • порядок замены свечей зажигания;
  • момент затяжки — особо важный параметр, не позволяющий повредить изолятор во время крепления.

Сложность при демонтаже обязательно доставят закисшие свечи. Правильнее говорить, что они закоксовались или прикипели. В этом случае придется использовать очень прочный инструмент (скорее всего, трубчатый ключ с крепкой упорной поперечиной), с помощью которого удастся сместить резьбу, не повредив при этом ничего — саму деталь, соединение, ключ.

Свечной ключТорцовый свечной ключ с поперечиной

Необходимые инструменты

Правильная замена свечей зажигания проводится следующими инструментами:

  • компрессор или баллончик со сжатым воздухом;
  • щетка по металлу (желательно маленького размера, кисточка);
  • наждачная бумага;
  • оборудование для демонтажа катушек зажигания, проводки — на некоторых моделях авто (V-образные агрегаты) для доступа к элементам приходится снимать сопутствующие детали;
  • ВД−40;
  • удалитель ржавчины — средство для чистки исправных деталей искрообразования;
  • ершик для чистки нарезного оружия;
  • динамометрический ключ;
  • метчики для восстановления поврежденной резьбы, плоскогубцы и кусачки, дрель — на всякий случай, если не удастся выкрутить элемент аккуратно.

Динамометрический ключДинамометрический ключ для контроля усилия зажатия резьбы

Особое значение имеет выбор ключа. Трубчатый инструмент бывает различной длины — он прочен, недорог, надежен. Дополнительным плюсом является полный обхват, что позволяет легче снять свечи зажигания, оказывая направленное усилие сверху (целостность резьбы сохранится в большей мере).

На АЗС частенько можно увидеть в руках сотрудников Т‐образный ключ. Это тоже один из дешевых инструментов для работы, оснащенный фиксированной головкой. Но больших нагрузок он вряд ли выдержит, так как делается из хрупкого материала, преимущественно в Китае. А вот специалисты, как правило, используют профессиональный комплект сменных головок. Такой набор включает несколько съемников разного размера.

Как снять старые свечи

Делаем это так:

  • после обеспечения доступа, снимаем провода высокого напряжения;
  • продуваем сжатым воздухом зону вокруг искровых элементов, затем прочищаем щеткой грязь, во избежание ее попадания внутрь колодца;
  • вдеваем ключ и проворачиваем его несколько оборотов против часовой стрелки.

Как и было сказано выше, трудность возникает при откручивании прикипевших элементов.

Часто это оборачивается печальным итогом — изолятор ломается, нижний кусок остается внутри колодца цилиндра.

Если и удается вытащить остатки элемента, то в большинстве случаях приходится нарезать новую резьбу под вкладыш‐переходник, а порой — менять всю головку блока. Поэтому сменить свечи зажигания самому, особенно на подержанных машинах, будет непросто. В СТО для этих целей предусмотрено специальное съемное оборудование — набор ключей экстракторов.

Экстрактор в свечеЕсли свеча обломалась, то ее остаток выкручивают экстрактором

Вообще, на автосервисе часто приходится снимать сломанные детали. И делают это всегда по инструкции, в таком порядке:

  • очищают рабочее место;
  • обильно заливают ВД−40;
  • крепят экстрактор к динамометрическому ключу — это дает возможность выкрутить остаток с нужной силой, чтобы не повредить резьбу на цилиндре;
  • проворачивают неспешно, без резких движений и чрезмерных усилий — скрип и треск сигнализируют в этом случае об успешном начале (свеча пошла, любят говорить мастера);
  • после извлечения колодец очищается от грязи, мусора;
  • тщательно проверяется целостность резьбы.

Такая последовательность действий позволяет в 90% случаях вытаскивать обломок без повреждения соединения на цилиндре. Профессионалы хорошо знают, как менять свечи (как заменить).

После снятия элементы проверяют на качество. Некоторые из них можно заново использовать, достаточно лишь прочистить от нагара. Для этого в емкость (стакан) наливают жидкость для удаления ржавчины (подойдет также зубная паста), затем помещают туда свечи на полчаса. После этого остается прочистить их наждачной бумагой или металлической щеткой.

Очистка свечей от нагараОчистка свечей от нагара в специальном растворе

Установка новых

Чтобы правильно установить свечи зажигания, надо тоже действовать в определенной последовательности. На новых деталях важно удостовериться, что установлена уплотнительная манжета или кольцо. Если оно отсутствует, то рекомендуется поставить, так как оно герметизирует соединение между изолятором/металлом, отводит тепло, компенсирует различные характеристики ГБЦ и корпуса, а еще препятствует выделению горючего газа даже при высоком давлении сгорания. Штука невероятно полезная. Вот где она находится (куда должна вставляться).

Уплотнительное кольцо свечиУплотнительное кольцо свечи зажигания

Далее следует закручивать свечу до упора. Очевидно, что во время установки надо использовать динамометрический ключ, который даст возможность закрепить деталь по величине, указанной в инструкции. Как правило, усилие равно примерно 35–40 Нм для элементов с плоскими сальниками и 20–25 Нм — манжет конического типа.

Особое внимание уделяется также очистке свечных колодцев. Обычно используют оружейный ершик, насаженный на шомпол нужного размера. Его обмакивают в ВД−40, а затем тщательно протирают отверстие. В конце колодцы продувают компрессором.

Примечательно, что установка свечей зажигания возможна и без динамометрического приспособления. Делается это по следующей схеме:

  • элемент дотягивается на четверть полного оборота (90°) — актуально для новых расходников с плоским кольцом;
  • окончательно затягивается на 45° — для старых искровых деталей.

А вот элементы с коническим уплотнителем надо дотягивать всего на 15 градусов.

Если деталь идет чересчур туго, не стоит продолжать. Желательно вывернуть ее, затем осмотреть резьбовое соединение колодца. Скорее всего, резьба требует правки. Для этого используется инструмент для замены свечей зажигания — метчик нужного размера.

Что будет, если не менять

Если опоздать с заменой, это вряд ли сразу приведет к каким-то разрушающим последствиям. Автомобиль перестанет заводиться рано или поздно и это вызовет непредвиденные обстоятельства. Поэтому владельцу машины надо всегда распознавать признаки, о которых шла речь выше (троение, возрастание расхода горючего, нестабильная работа агрегата, затрудненный пуск).

Игнорирование проблем со свечами зажигания приводит и к более печальным последствиям. Особенно актуально это, когда мотор детонирует. Детонация сама по себе крайне опасна, так как внутри цилиндров происходит самый настоящий микровзрыв.

Температура в некоторых зонах камеры сгорания достигает 3500 градусов Цельсия, увеличивается общее давление и нагрузка на мотор. Даже самый прочный агрегат в таких условиях перегревается и разрушается. Особенно сильно страдают от детонационного взрыва современные облегченные алюминиевые движки. На них обязательно прогорает прокладка ГБЦ, возможны разрушения перегородки поршневых колец.

Как часто нужно менять автомобильные свечи

Теоретически ресурс деталей определяет паспортный регламент (после 30-40 тыс. км пробега авто), но на практике их меняют сразу после обнаружения признаков.

Обычно срок службы свечей заканчивается примерно на отметке 10 тыс. километров пробега, но каждый случай особенный. Манера ездить, состояние сопутствующих узлов зажигания, климат — все это имеет значение. По крайней мере в это время надо обязательно проводить ревизию свечей зажигания для осмотра и чистки.

Мастера определяют срок замены свечей по их внешнему виду. Анализируя цвет и количество нагара, удастся получить все нужные сведения о качестве деталей. Однако этим специалисты не ограничиваются. Осмотр элементов позволяет узнать много нового о состоянии других узлов автомобиля и провести более тщательную диагностику.

Вот некоторая информация о том, как цвет и состояние нагара влияет на работу отдельных частей машины:

  • черный, практически не отблескивает на солнце (матовый), а одновременно наблюдается повышение расхода горючего и неустойчивый рабочий ход двигателя — судят о неправильном подборе искрового элемента (либо неправильно выставлен зазор), загрязнении воздушного фильтра и высокой изношенности цилиндро поршневой группы (на старых машинах);
  • черный, с глянцевым оттенком — масло попало в камеру сгорания;
  • красный — неправильно подобрано горючее, скорее всего, оно не совсем качественное (в нем содержится много присадок).

Нагар на свечах зажиганияЧерный нагар на свечах зажигания

Существуют также другие признаки, свидетельствующие о проблемах с двигателем. Например, трещины на изоляторе, выгорание и оплавление электродов, а также иные следы разрушений могут указать на топливо с недопустимо низким октановым числом или неправильный подбор свечей зажигания. Они чересчур «горячие» для цилиндров конкретного мотора.

Вы узнали, как поменять свечи зажигания самому, и почему это не всегда получается сделать быстро. Если у вас машина, которой больше 10–15 лет, желательно менять детали в автосервисе, чтобы ничего не повредить.

Если сильно упрощать, свечи зажигания нужны, чтобы машина ехала.

Если вдаваться в детали, все происходит так: в нужный момент свечи поджигают смесь бензина и воздуха. Нужный момент — это за доли секунды до того, как поршень в цилиндре дойдет до верхней мертвой точки и сожмет топливно-воздушную смесь: свеча дает искру, смесь поджигается, расширяется и давит на поршень, который через шатун проворачивает коленчатый вал. Он в свою очередь вращает колеса, и машина едет.

Если все в порядке — это происходит в любом режиме работы двигателя: на минимальных, на высоких оборотах, и абсолютно во всех цилиндрах. Бензин в смеси сгорает хорошо, двигатель работает так, как должен.

В этом материале мы расскажем, как подбирать свечи, когда их менять и как не ошибиться при их замене.

Свечу устанавливают в головке блока цилиндров, при этом ее нижняя часть с электродами оказывается в камере сгорания: пока двигатель работает, на нее воздействует сгорающая смесь с ее высокими температурами и давлением. Бывают двигатели, в которых по две свечи на цилиндр. Источник: Vasyl S / Shutterstock

Как работает свеча зажигания

В бензиновых двигателях смесь поджигает электрическая искра. Она возникает между двух электродов свечи зажигания. Расстояние между ними может отличаться: в среднем это примерно миллиметр. Еще это расстояние называют искровым зазором.

Искровой зазор должен быть именно таким, каким его предусмотрел производитель свечи: чтобы, с одной стороны, искра образовалась, а с другой — чтобы у нее было достаточно энергии для воспламенения смеси.

Искровой зазор — промежуток между центральным и боковым электродами

Чтобы пробить искровой зазор 1 мм, нужно напряжение не меньше 20 000 В. Такое напряжение обеспечивает катушка зажигания: она преобразует ток бортовой сети 12 В и делает так, чтобы на электроды подавалось нужное напряжение в десятки тысяч вольт. Работой катушек зажигания в современных автомобилях управляет электронный блок управления двигателем (ЭБУ).

Катушка может стоять в отдельном модуле зажигания и связываться со свечой через высоковольтный провод, а может стоять непосредственно на свече. Стандартный высоковольтный провод рассчитан на напряжение до 40 000 В.

Если блок управления зажиганием или катушки неисправны, а высоковольтные провода изношены — совершенно неважно, насколько свечи новые или дорогие: будут пропуски зажигания или искры не будет вовсе.

С другой стороны, неисправные свечи перегружают высоковольтные провода и катушку зажигания — энергия высоковольтного импульса вместо искры рассеивается в них, из-за чего они могут выйти из строя раньше срока.

Характеристики и отличия свечей зажигания

Свечи различают по типоразмерам и характеристикам:

  • диаметру и длине части с резьбой, размеру шестигранника под ключ;
  • форме и длине керамического изолятора;
  • материалу центрального электрода;
  • количеству и форме боковых электродов;
  • величине искрового зазора, калильному числу и другим параметрам.

Важно, чтобы эти характеристики были именно такими, какими их задумал производитель конкретного двигателя. Поэтому параметры свечи указывает производитель автомобиля. Дальше поговорим о характеристиках более подробно.

Материал центрального электрода

Одна из целей, которую преследуют инженеры, когда выбирают металл для электродов — замедлить их износ. Искра — это поток заряженных частиц — электронов и ионов. Они с огромной скоростью двигаются в электрическом поле между электродами, а когда встречаются с их поверхностью, выбивают из них атомы металла. Электроды постепенно теряют вещество, «выгорают», но этот процесс может происходить по-разному: все зависит от сплавов и металлов на концах электродов. В каталогах производителей в основном никелевые, иридиевые, платиновые и реже серебряные свечи.

Никель применяют для изготовления бюджетных свечей зажигания. Он недорогой, удобный в массовом производстве и относительно тугоплавкий. В среднем никелевые свечи служат без перебоев до 40 000 км. Их применяют в двигателях с объемом до 1,6 л с невысокой степенью сжатия, которые работают на бензине марки АИ-92 или АИ-95.

Серебро отличается высокой теплопроводностью и может работать в широком диапазоне температур. Поэтому свечи с серебряным центральным электродом используют в двигателях, которые работают на газу и временами на бензине. Срок службы — до 50 000 км.

У никелевых свечей достаточно толстый центральный электрод — примерно 2,5 мм в диаметре. В основном он состоит из сплава никеля и хрома. Серебряный электрод — незначительно тоньше, примерно 2 мм в диаметре, состоит преимущественно из серебра.

И у тех и у других может быть до четырех боковых электродов. Искра всегда одна: она проходит между боковым электродом и ближайшим участком центрального. Несколько боковых электродов позволяют добиться более медленного износа центрального электрода.

Никелевая свеча с двумя боковыми электродами. Центральный электрод износился равномерно с двух противоположных сторон. Источник: Dmytro Mykhailov / Shutterstock

Платина плавится при температуре 1768 °C, что примерно на 300 °C больше, чем у никеля. Благодаря этому свечи с платиновыми электродами даже в более тяжелых условиях эксплуатации служат дольше — до 90 тысяч километров. Узкий центральный электрод эффективно работает при более низком искровом напряжении, что снижает нагрузку на катушку зажигания и высоковольтные провода.

Иридий плавится при температуре 2466 °C, поэтому электроды с иридием чрезвычайно устойчивы к дуговой эрозии. Срок службы иридиевых свечей — до 100 тысяч километров. Цена тоже самая высокая: иридий встречается реже платины, он дороже.

Платиновые и иридиевые свечи применяют в двигателях с высокой степенью сжатия — от 12:1 и выше. Такие работают на бензине марки АИ-98 и АИ-100. У них один боковой электрод.

Такие свечи зажигания можно ставить в двигатели с невысокой степенью сжатия вместо никелевых — само собой, если каталог производителя свечей допускает такую замену для конкретного двигателя. Это позволит менять свечи реже.

В некоторых случаях установка иридиевых свечей нецелесообразна: например, если их хотят поставить в старый двигатель с низкой степенью сжатия, который потребляет много масла. Вряд ли на такой машине получится проездить без замены свечей даже 50 000 км — их гораздо раньше закидает маслом, так что выгоднее будет проехать 30 000 км на дешевых никелевых свечах.

Преимущество платиновых и иридиевых свечей в том, что они позволяют добиться большей напряженности электрического поля, а значит, для возникновения искры нужно подать меньшее напряжение. Кроме того, тонкие электроды отнимают у искры меньше тепловой энергии — значит, на поджиг смеси ее остается больше и она сгорает быстрее и полнее. Поэтому, если свойства металла позволяют, концы электродов — и центрального, и бокового — делают тонкими. Основного металла на электродах немного — его на них наплавляют.

Чем тоньше электрод, тем быстрее распространяется пламя по объему цилиндра. 2,5 мм — это обычно никелевый центральный электрод, 1,1 мм — платиновый, а 0,4 — самый тонкий вариант иридиевого электрода: чаще его диаметр 0,5—0,7 мм. Источник: autoExpert
Центральные электроды свечей зажигания. Слева свеча с никелевым центральным электродом, справа — с иридиевым. Источник: Stason4ik / Shutterstock

Калильное число: холодные и горячие свечи

Если свеча перегревается, смесь начинает воспламеняться не от искры, а от соприкосновения с раскаленными электродами свечи — возникает калильное зажигание. Проблема в том, что при этом топливо воспламеняется неконтролируемо и хаотично. В результате мощность двигателя падает, он перегревается, возникают дополнительные критические нагрузки на поршень, шатун и коленвал.

Многие двигатели современных автомобилей оснащают датчиками, которые могут определять, когда в каком-то из цилиндров возникает калильное зажигание. Информация поступает в ЭБУ, который отключает подачу топлива в проблемный цилиндр.

Одна из важных характеристик свечи — калильное число. Оно отражает температурный диапазон работы свечи, на верхнем пределе которого возникает калильное зажигание.

😡 Низкое калильное число у «горячих» свечей. Такие работают в промышленных двигателях — например, в стационарном генераторе, который работает на стабильно невысоких оборотах. Оборотистый двигатель спортивной машины с такой свечой может серьезно пострадать от калильного зажигания.

😌 Среднее калильное число — у свечей для двигателей, которые стоят на обычных автомобилях.

🥶 «Холодные свечи» ставят на двигатели спортивных машин, которые постоянно крутят до высоких оборотов. В малолитражном атмосферном двигателе такая свеча быстро покроется толстым слоем желто-коричневого нагара: она не будет нагреваться до нужной температуры, поэтому нагар не сгорит и свеча не сможет самоочиститься.

Геометрические параметры

У свечей зажигания могут быть разные геометрические параметры:

  1. Диаметр резьбы — 10, 12, 14 или 18 мм.
  2. Часть с резьбой — юбка свечи — разной длины.
  3. Разный искровой зазор — 0,9—1,1 мм.
  4. Форма корпуса — цилиндрическая или коническая. У свечи с цилиндрическим корпусом будет уплотнительная шайба, в случае с коническим корпусом шайба не нужна.

Геометрические параметры зависят от конструктивных особенностей конкретного двигателя — они должны быть в точности такими, как требует производитель. Если вместо нужной свечи установить «почти такую же», но немного отличающуюся, в лучшем случае двигатель не будет работать нормально, в худшем — жди беды.

Например, если у свечи слишком короткая резьба, электроды будут располагаться гораздо выше, чем нужно, а значит, и искра будет образовываться не там, где нужно. Возникнут пропуски зажигания, двигатель потеряет тягу. А еще его начнет трясти, и расход топлива возрастет: существенная его часть не сгорит и улетит в атмосферу.

Если же резьба будет слишком длинной, есть два варианта:

  1. свеча перегреется и возникнет калильное зажигание;
  2. свеча просто ударится о поршень и придется либо делать капитальный ремонт двигателя, либо покупать контрактный.

Когда и как часто менять свечи зажигания

Срок службы свечей, указанный в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации автомобиля, действителен для оригинальных свечей — и его нередко можно увеличить: поставить вместо никелевых свечей платиновые или иридиевые.

Примерный срок службы свечи зависит от металла на концах электродов. Они постепенно выгорают, материал изолятора деградирует, его электроизоляционные свойства становятся хуже, а значит, рано или поздно искра пойдет между боковой частью центрального электрода и корпусом свечи. Но чаще бывает, что электроды свечи изнашиваются, расстояние между ними увеличивается и катушке зажигания все сложнее образовать искру.

Свеча не всегда перестает работать полностью, хотя такое тоже бывает. Перебои возникают сначала на некоторых режимах работы мотора. Например, если резко нажать на педаль газа. Топливо в таком случае будет сгорать не полностью, а полетит в трубу, на катализатор — устройство, которое служит для очистки выхлопных газов. Расход топлива возрастет, а срок службы катализатора сократится. Вот почему важно вовремя менять свечи зажигания. При этом неисправность свечей — это не единственная причина, по которой могут возникать пропуски зажигания.

Какие свечи зажигания поставить

Нужно ставить только те свечи, которые подходят к конкретному мотору по всем параметрам, о которых мы говорили выше. Именно поэтому подбор свечи лучше доверить профессионалу — например, консультанту специализированного магазина. Он посмотрит по каталогу и предложит подходящий вариант. Но есть и другой путь: можно воспользоваться официальным сайтом производителя свечей.

Поищем свечи для Фольксвагена Гольфа 2010 года с атмосферным двигателем 1,6. Воспользуемся каталогом Denso.

Попробуем разобраться, что сколько стоит, и сделаем окончательный выбор.

Цены на свечи DENSO для двигателя 1,6 BSE в июле 2021 года

Модель Цена
IK20TT 763 Р
K20PBR-S10 426 Р
K20TT 223 Р

Если двигатель прошел 300 тысяч километров и начинает подъедать масло, стоит купить 4 свечи K20PBR-S10 — итого 1704 Р.

На двигатель, который не потребляет масло, есть смысл поставить IK20TT. Комплект из четырех свечей обойдется в 3052 Р.

Как не купить поддельные свечи зажигания

Свечи зажигания подделывают, как и большинство других запчастей. Очень важно не нарваться на подделку, потому что она может стоить вам двигателя: корпус свечи и изолятор, скорее всего, будут плохими. Вот что можно сделать:

  1. Изучить раздел «Где купить» на сайте производителя свечей. В этом разделе пишут контакты продавцов, которые торгуют оригинальной продукцией. К сожалению, не все производители заполняют этот раздел, но заглянуть туда стоит.
  2. Понять рекомендованную розничную цену. Цена в разных магазинах может сильно отличаться как в меньшую, так и в большую сторону. Цена, которая на 20 и больше процентов ниже среднерыночной — это не повод радоваться: скорее всего, вам пытаются продать подделку.
  3. Зайти на «Ютуб» и вбить в строку поиска название производителя, а потом слово «подделка». Нет гарантии, что автор каждого видео абсолютно прав, поэтому стоит посмотреть несколько роликов и на их основе понять, как выглядит оригинал.
Часть выдачи «Ютуба» по запросу «денсо подделка»

Как правильно заменить свечи зажигания

⚠️ Это работа для опытного автослесаря

Не пытайтесь поменять свечи самостоятельно: есть риск ошибиться и повредить двигатель. Кажется, что достаточно открутить старые и вкрутить новые, но все далеко не так просто.

Вам, как клиенту мастерской, следует убедиться, что у слесаря есть динамометрический ключ — такой позволяет выставить, а потом соблюсти момент затяжки.

Если вам говорят, что мастер настолько опытный, что поменял свечи на тысячах двигателей без всяких ключей, напомните приемщику, что это очень важно и вы не планируете в ближайшее время серьезный ремонт двигателя — вы просто пришли поменять свечи. Если ключ нашелся, можно продолжать. Если его нет или приемщик настаивает на работе без ключа — что ж, лучше поискать другой автосервис.

Вот что следует сделать специалисту для замены свечей зажигания:

  1. Заглушить мотор и дать ему остыть как минимум до 50 °С. На горячем моторе даже с динамометрическим ключом можно повредить резьбу в свечном колодце — все-таки головка блока цилиндра алюминиевая. Снять с мотора защитный кожух, если такой есть, и получить доступ к свечам.
  2. Взять компрессор и продуть сжатым воздухом головку блока цилиндров и свечные колодцы, чтобы никакая грязь не попала через них в цилиндры.
  3. Снять индивидуальные катушки зажигания или силовые провода — это зависит от особенностей системы зажигания конкретного автомобиля.
  4. Взять обычный свечной ключ, который идеально подходит под корпус свечи, и выкрутить старые свечи.
  5. Если свеча цилиндрическая — убедиться, что уплотнительное кольцо на свече, а не в свечном колодце. Закрутить свечу поверх старого кольца — это серьезная ошибка, электроды будут примерно на миллиметр выше, чем нужно, и работать как положено такая свеча не будет. Если корпус свечи конический, такой проблемы не будет.
  6. Вставить новую свечу в свечной ключ. Если корпус цилиндрический — на ней должно быть уплотнительное кольцо. Если его не будет, электроды будут примерно на миллиметр ниже, и мы уже писали, чем это может закончиться. Свечной ключ должен плотно сидеть на свече, она должна вкручиваться без усилий. Свечу важно вкрутить, но не затягивать. Важно, чтобы резьба ничем не была смазана — иначе не получится соблюсти момент затяжки.
  7. Посмотреть на коробке со свечой, с каким моментом ее надо затянуть. Взять динамометрический ключ, выставить этот момент и затянуть свечи. Обычным свечным ключом достаточно просто не соблюсти момент: либо уплотнительное кольцо не сомнется до нужного состояния, либо свечу перетянут, корпус свечи поведет, керамический изолятор лопнет, и его фрагменты вместе с центральным электродом упадут в цилиндр. Узнают об этом обычно на первом пуске двигателя по характерному звуку.
  8. Установить индивидуальные катушки зажигания или высоковольтные провода, убедиться, что они сидят плотно.
  9. Запустить мотор и убедиться, что он работает как положено.
  10. Надеть на мотор защитный кожух.
Динамометрический ключ: усилие выставляют с помощью рукоятки. Источник: «Кувалда.ру»

О чем может рассказать налет на свечах

Допустим, мастеру пришлось остановиться сразу после того, как он выкрутил все свечи: на них налет. Это глава поможет разобраться, каким он бывает и о чем он может рассказать.

Топливно-воздушная смесь в цилиндре может гореть по-разному. Вот от чего это зависит:

  1. От качества топлива, а также присадок и примесей, которые в нем содержатся.
  2. Концентрации кислорода в воздухе.
  3. Количества масла, которое неизбежно попадает в камеру сгорания со стенок цилиндров.
  4. Температуры двигателя.
  5. Режима работы мотора: оборотов, нагрузки и так далее.

Все это влияет на температуру, давление и состав отработанных газов. На электродах оседают продукты горения: по их остаткам можно судить о работе двигателя. Некоторые специфические признаки могут указать на конкретную неисправность.

Свечу слева меняли совсем недавно

Тонкий слой желтоватого нагара на свече — норма. На холостом ходу температура свечи относительно невысока: продукты горения оседают на электродах и нижней части изолятора.

На трассе нагрузка на мотор выше, свеча разогревается, и отложения сгорают. Свеча естественным образом самоочищается и работает так, как должна.

Слева — новая свеча. На электродах другой свечи тонкий слой желтоватого налета, и это нормально

О чем говорит нагар на свечах

Цвет нагара О чем говорит Возможные причины Что делать
Черный матовый На свече сажа. Топливо в цилиндре сгорает не до конца Богатая смесь, пропуски зажигания Проверить систему зажигания: свечи, высоковольтные провода, катушку зажигания
Черный маслянистый На свече масло, оно попадает на свечу Маслосъемное кольцо на поршне износилось или сломалось, изношены маслосъемные колпачки клапанов Отремонтировать двигатель с заменой маслосъемных и компрессионных колец, колпачков и других деталей. Чаще всего такой ремонт нужен после большого пробега.
Белый Свеча перегревается Свеча не подходит по тепловой характеристике — слишком горячая, бедная смесь, низкооктановый бензин Проверить, правильно ли выбраны свечи, проверить систему питания, залить качественное топливо
Красноватый На свече чистое железо. В бензине избыток антидетонационных присадок Некачественный бензин Сменить АЗС и заливать более качественный бензин, поменять свечи

О чем говорит

На свече сажа. Топливо в цилиндре сгорает не до конца

Возможные причины

Богатая смесь, пропуски зажигания

Что делать

Проверить систему зажигания: свечи, высоковольтные провода, катушку зажигания

О чем говорит

На свече масло, оно попадает на свечу

Возможные причины

Маслосъемное кольцо на поршне износилось или сломалось, изношены маслосъемные колпачки клапанов 

Что делать

Отремонтировать двигатель с заменой маслосъемных и компрессионных колец, колпачков и других деталей. Чаще всего такой ремонт нужен после большого пробега

О чем говорит

Свеча перегревается

Возможные причины

Свеча не подходит по тепловой характеристике — слишком горячая, бедная
смесь, низкооктановый бензин

Что делать

Проверить, правильно ли выбраны свечи, проверить систему питания, залить
качественное топливо

О чем говорит

На свече чистое железо. В бензине избыток антидетонационных присадок

Возможные причины

Некачественный бензин 

Что делать

Сменить АЗС и заливать более качественный бензин, поменять свечи 

В таблице далеко не все возможные причины неисправностей, а только наиболее вероятные. Кроме того, для правильной диагностики надо сопоставлять внешний вид свечей с другими симптомами неисправности.

В сети много советов, как снять нагар: уже изношенные свечи предлагают потереть наждачной бумагой или отмочить в каких-нибудь химикатах. Мы же рекомендуем устранить неисправность и поменять свечи, даже если кажется, что старые еще походят.

Свеча в моторном масле. Двигатель, из которого ее выкрутили, требует серьезного ремонта или замены. Источник: Chaowalit jaiyen / Shutterstock

Есть мнение, что нужно раз в год выкручивать свечи зажигания и смотреть, что на них нагорело. И если все в порядке, вкрутить их на место.

Мы не рекомендуем делать это без явных признаков, что с двигателем что-то не так. На свечах с цилиндрическим корпусом уплотнительное кольцо: либо медное, либо стальное, но с воздушной полостью внутри. Это кольцо одноразовое, оно серьезно деформируется при первой установке свечи, их не продают отдельно. С коническим корпусом вроде бы попроще, но есть риск деформировать корпус при повторной установке.

Тем более не стоит чистить свечу от нагара — ее лучше поменять.

Запомнить

  1. Доверьте подбор свечей и их установку профессионалу. Если подбираете и покупаете сами, постарайтесь убедиться, что не купили подделку.
  2. Убедитесь, что у профессионала, которому вы доверяете замену свечей, есть динамометрический ключ.
  3. Избегайте повторной установки свечей зажигания, которые уже выкручивали из двигателя.

Свеча зажигания – это определенное устройство, которое используется для поджига топливовоздушной смеси в бензиновых двигателях внутреннего сгорания. Необходимо разобраться в том, как осуществляется поджиг. Производится он обычно электрическим разрядом, который имеет напряжение примерно несколько тысяч или даже десятков тысяч вольт. При этом важно выбрать лучшие свечи зажигания. Как это сделать, мы расскажем в статье.

свеча зажигания

Все о свечах зажигания

Самая главная задача свечей – подача высокого напряжения, которое генерируется в катушке зажигания, к камере сгорания. В настоящее время к свечам зажигания предъявляются следующие требования:

  1. Сопротивляемость тепловому удару.
  2. Отличная работа при высоких напряжениях.
  3. Хорошая изоляция.
  4. Сопротивляемость химическим процессам.
  5. Хорошая теплопроводность изолятора и электродов.

На самом деле немногие знают, как правильно выбрать хорошие свечи зажигания. Это один из важных элементов системы, ведь от него зависит полностью стабильность работы всего двигателя в целом. Замена свечей зажигания — процесс не сложный, который каждый сможет произвести самостоятельно.

свечи зажигания

Основные характеристики свечей

Основными характеристиками являются следующие свойства:

  1. Калильное число. На него нужно обратить отдельное внимание. Такой параметр показывает, при каком давлении в цилиндре возникает калильное зажигание.
  2. Число боковых электродов. Классическая конструкция свечей такова: один центральный электрод, а другой – боковой. Но сейчас стали производить и двух-, трех-, четырхэлектродные модели. Совсем недавно на рынке появились свечи, которые не имеют боковых электродов. Но такие свечи зажигания имеют более высокую цену.
  3. Срок службы.
  4. Способность к самоочищению. Это условная характеристика, которая не поддается количественной оценке. Когда двигатель работает, то со временем часть продуктов сгорания оседает на тепловом конусе свечи.
  5. Величина промежутка между искрами. Под искровым промежутком понимается расстояние между электродами: центральным и боковым. Для каждого типа свечей завод устанавливает какой-то определенный зазор, дальнейшая его регулировка невозможна.
  6. Тепловая характеристика. Под тепловой характеристикой понимается зависимость температуры теплового конуса изолятора и центрального электрода. Для того чтобы увеличить рабочую температуру теплового конуса, необходимо увеличить его длину, но выше 900 градусов конус разогревать нельзя.
  7. Рабочая температура свечи. Температура рабочей части на всех режимах работы мотора должна быть в пределах примерно 500-900 градусов по Цельсию. Такой процесс может нарушить работу двигателя и снизить его мощность.

Что такое нагар на свечах

Когда образуется нагар на свече зажигания, в этот момент происходит некоторая утечка энергии на корпус, а это значит, что ослабевает мощность электрической дуги между центральным и боковым электродами. Иногда случается так, что нагар становится таким сильным, что это выводит свечу из строя. В основном получается так, что такие отложения возникают при какой-либо неисправности системы питания или же просто при неверно выставленном угле опережения зажигания.

замена свечей зажигания

В случае если свечи зажигания достаточно сильно закоптились, не стоит их сразу же отмачивать в бензине или ацетоне. Этого не нужно делать по той причине, что на современных свечах есть небольшое напыление благородных металлов.

Для того чтобы двигатель работал хорошо, необходимо очень аккуратно счищать нагар со свечей. Надо выкрутить свечи и прочистить их самой мелкой наждачной бумагой. Свечи необходимо чистить каждые 15 пройденных километров. А чтобы нагар образовывался меньше, нужно следить за тем, чтобы температура в картере была оптимальной – 500-600 градусов по Цельсию. Именно при таком нагреве и происходит самоочищение свечей зажигания.

Как правильно проверить свечи зажигания, не обращаясь на СТО

На самом деле свечи необходимо менять каждые пройденные 45 тысяч километров. Подбор свечей зажигания – это достаточно простое дело, но нужно быть все-таки предельно внимательными. Обычно сразу они из строя не выходят. Именно поэтому следует найти причину, по которой свеча зажигания перестала работать. Проверить свечи с лёгкостью смогут даже девушки, ведь для этого не потребуется особых знаний и опыта.

Есть несколько способов того, как можно проверить свечи зажигания, не обращаясь к специалистам. Первый способ: следует попеременно снимать провод, который идет от свечи прямо к распределителю. После этого необходимо внимательно послушать, как урчит двигатель на холостом ходу. В случае если ритм его работы не изменился, то именно эта свеча зажигания вышла из строя, ее следует или заменить, или отремонтировать.

свечи зажигания ngk

Заменить свечу, конечно же, легче, чем отремонтировать. Но если посмотреть с другой стороны, то часто случается так, что свечи зажигания быстро выходят из строя из-за плохого бензина или же неграмотной начальной установки.

Второй способ также очень прост и эффективен. Необходимо аккуратно поддеть и снять провод с самой свечи, после чего приблизить его к блоку цилиндров. По искре, которая получилась, можно с легкостью определить, хорошо ли все работает или что-то не так.

свечи зажигания denso

По какой причине могут изнашиваться свечи зажигания

В случае если свеча зажигания износилась, не проработав даже месяца, и уже стала одной из причин перебоев в работе двигателя, немедленно следует предпринимать какие-то действия. Причина может быть в следующем:

  • нагрузки, которым подвергается двигатель;
  • неудачный монтаж свечей зажигания;
  • низкое качество масла и бензина;
  • сильное загрязнение свечей.

Как поменять свечи зажигания в своем автомобиле

Правильная и своевременная замена свечей зажигания – это залог хорошей и исправной работы автомобиля. Перед тем как начать заменять свечи, необходимо обзавестись новым комплектом и специальным ключом для того, чтобы снять их. Делать это необходимо только тогда, когда двигатель уже остынет. Когда уже куплены свечи, специальный ключ, можно приступать непосредственно к работе. Очень важно перед заменой подготовить свое рабочее место:

  1. Все нужные инструменты и комплектующие сложить в специальный лоток.
  2. Прочистить свечные колодцы, а также всю прилегающую к ним территорию от разного мусора.
  3. Разметить силовые провода.

Все подготовительные работы завершены, инструменты куплены, теперь можно приступать к замене свечей. Для начала необходимо снять колпачки со свечей, придерживая за корпус. Далее нужно взять свечной ключ и аккуратно все их выкрутить. Если же при выкручивании появились затруднения, то необходимо капнуть немного масла, иначе просто можно сорвать резьбу.

подбор свечей зажигания

Свечи, которые были выкручены, необходимо внимательно осмотреть, возможно, их просто следует подчистить, и ездить дальше. В случае если демонтаж уже закончен, следует приступать к их установке заново.

Вначале свечу необходимо установить вручную, а уже потом закрутить ее ключом. После того как все свечи были закручены, следует заняться проводами. При возвращении проводов на место нельзя допускать их переплета, подключать их лучше по предварительной разметке. Когда все работы будут закончены, следует завести двигатель и послушать, нормально ли он работает.

NGK

Свечи зажигания NGK изготовлены в Японии, они имеют один центральный медный электрод. Их принцип действия отличается простотой, а главное – эффективностью. Свечи зажигания NGK особенно подходят для современных двигателей, топливовоздушная смесь которых доводится до очень малой степени насыщения.

лучшие свечи зажигания

DENSO

Свечи зажигания DENSO изготовлены специально для бензиновых двигателей современного поколения. Эта компания была образована еще в 1996 году в Японии. Лучшие свечи зажигания – это DENSO. Изоляторы свечей изготовлены из порошка глинозема самой высокой очистки, они имеют отличную изоляцию, механическую прочность и высокую теплопроводность. Центральный электрод сделан из хромоникелевого сплава с медным ядром. С помощью этого обеспечивается отличная термоустойчивость, а также увеличивается рабочий диапазон температуры и напряжений.

Подводя итог, можно сказать: для того чтобы свечи зажигания служили дольше, необходимо заправляться тем бензином, который прописан в техпаспорте, а также следует быть предельно внимательными при вкручивании их обратно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Руководство по интегрированной системе менеджмента 2021
  • Стиральная машина indesit btw a5851 rf инструкция по эксплуатации
  • Depilatory heater инструкция на русском как использовать видео
  • Воспитание ребенка практическое руководство
  • Руководство ао нпо ними

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии