С объективной стороны необходимо иметь в виду также ряд предпосылок эффективного управления: информированность людей в организации, ее адаптивность, т.е. приспособляемость к изменениям, обеспеченность ресурсами и прогрессивность методов, применяемых при управлении фирмой. Такой подход к предпосылкам успешного управления сложился у российских ученых. Но есть еще другие национальные школы менеджмента: американская, японская, европейская, которые по-своему рассматривают слагаемые успеха в управлении бизнесом.
Согласно американской модели, основными составляющими успеха считаются:
- компетентность руководителя;
- способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера;
- доверие, как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию полномочий.
Европейская модель также определяет три необходимых условия эффективного менеджмента:
- положительный настрой руководителя (доверие к подчиненным и интерес к делу как установка на успех);
- верно выбранный тон (условия коммуникации);
- выбор правильной частотности влияния, так как для успешной мотивации необходима оптимальная частота влияния на долговременную (более двух суток) память в ассоциативном состоянии человека, когда он наиболее расположен чувствовать, желать, формировать впечатления.
Японский менеджмент предполагает также три необходимых условия успеха в бизнесе:
- единение, стремление к гармонии предприятия как единой семье, где недостаток одних компенсируется достоинствами других ее членов (особенно при принятии решения в группе);
- восприимчивость прекрасного (работа правого полушария мозга) — эстетика, образность, этика, социальная ответственность менеджмента перед обществом;
- гарантированность занятости (лояльность фирме, ее руководству, доверие как условие выполнения стратегических целей).
Все эти подходы, не противоречащие друг другу, концентрируют наше внимание на совокупности профессиональных навыков и знаний, на их гармонии с духовным богатством личности руководителя, которые в целом составляют потенциальный ресурс менеджера.
По мнению российских ученых, авторов книги «Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений», успешность деятельности менеджера во многом связана с процессами самореализации этого потенциального ресурса, т.е. с самоменеджментом. Как эта модель осуществляется на практике, студенты узнают из ряда дисциплин: «Менеджмент», «Деловое общение», «Эффективный менеджмент», а также других дисциплин, которые постепенно сформируют представления о тех внешних и внутренних возможностях, которыми может воспользоваться менеджер, если он будет обладать навыками самоменеджмента, деловой этики и делового поведения. Совокупность деловых, профессиональных и личностных характеристик, формируемых как в процессе обучения, так и в процессе работы позволяют представить их в виде профессионально-личностной модели менеджера, которая раскрывает этапы формирования и этапы использования всех качеств руководителя.
Так, в качестве основных ресурсов, определяющих успех менеджера, следует назвать профессионализм и все его составляющие: организационная и деловая культура, профессиональные и личные качества (экономическое мышление, умение общаться), личность менеджера и ее составляющие субъективного характера (темперамент, воля), а также свойства руководителя приспосабливаться к изменяющимся условиям работы организации, повышать качество знаний и умений управлять подчиненными.
В качестве объективных внешних ресурсов, которые могут быть использованы в качестве ресурса менеджмента, следует прежде всего назвать налаженность и качество информации, прогрессивность организационной структуры предприятия и применяемых методов управления. Прогрессивность методов управления в свою очередь исходит из практического использования современных психотехнологий на базе гуманистической психологии и личностно-ориентированной педагогики, а также на применении управленческих информационных технологий, современных каналов и способов коммуникации и контроля, персональных компьютеров, локальных и интернациональных информационных систем.
Таким образом, современный менеджмент обладает гораздо большими и качественно иными возможностями и ресурсами для эффективного управления сложными взаимоотношениями в условиях значительной неопределенности, характерной для переходного периода экономики. Бывшие на вооружении прежних руководителей методы социального управления (административное воздействие, стимулирование, социальная ориентация и др.) не обладали возможностью эффективно учитывать быстро изменяющиеся ситуации и человеческий фактор и потому оказываются недостаточно эффективными при их сегодняшнем применении, особенно для новых организационных структур.
Для переходного периода в российской экономике очень важно формировать и использовать на всех уровнях ресурс менеджмента как новый фактор развития и обновления. Чтобы эффективно управлять формируемой в России смешанной экономикой, необходимо четко различать методы, соответствующие каждому сектору.
Государственный сектор, состоящий из казенных и унитарных предприятий, использует соответственно государственное и муниципальное управление. Основой такого управления являются методы социального управления, исходящие из принципов демократического централизма и планомерности. Это слабо ориентированные на человеческий фактор методы, которые не годятся для рыночного сектора экономики. Поэтому возникли методы менеджмента, адекватные открытой организационной структуре рыночно ориентированных предприятий и фирм. Такие методы позволяют быстро реагировать на изменения потребительского спроса, быстро перестраиваться к новым формам и направлениям производства на основе имеющихся человеческих и технологических ресурсов фирмы. Дело в том, что спрос на товары и услуги необычайно быстро изменяется под воздействием развивающихся и обновляющихся потребностей населения, которые сами постоянно испытывают влияние научно-технического прогресса, образования, рекламы, моды. И предпринимателю, и менеджеру обо всех этих изменениях в потребностях населения нужно узнавать своевременно. С этой целью нужно организовать поступление информации в организацию по следующим каналам:
- просматривать газеты, рекламы, объявления;
- заказать информационные обзоры из разных источников: статистических изданий, прессы, научных журналов, монографий ученых и т.п.;
- организовать самостоятельный поиск информации, проведение опросов, наблюдение за поведением людей.
Поэтому для сбора и обработки информации на предприятии необходимо иметь подразделение или специалиста, осуществляющего функции маркетинга, который готовил бы предложения для руководителя по мере изменения ситуации на рынке. В противном случае организация будет просто слепа.
Чтобы процесс производства товаров или услуг предприятия был непрерывным, необходимо своевременно подготавливать запасы ресурсов для изготовления продукции (материалы, энергия, технологии, рабочая сила, оборудование и т.п.), а также финансовые средства для приобретения всех этих ресурсов. Причем все это нужно заранее рассчитать, определить источники, заключить договоры о поставках, организовать это поступление, своевременную доставку на фирму. Данными процессами также занимаются менеджеры, и все их возможности также формируют ресурс менеджмента данной организации.
На уровне непосредственного изготовления деталей, узлов или частей продукции, ее сборки, испытания и упаковки нужен менеджер — организатор производства. Его умение организовать все изготовление вовремя и с хорошим качеством формирует также ресурс менеджмента на нижнем уровне организации.
И, наконец, нужен руководитель — специалист по организации не технологических процессов (это задача технологов, инженеров), а по организации самих этих специалистов и рабочих. Для этой цели нужны менеджеры среднего и высшего уровня, которые своими профессиональными способами воздействия на людей смогли бы побуждать их к высокоэффективному труду. Тем самым они также создавали бы предпосылки успеха организации на своем уровне.
Таким образом, ресурсы менеджмента создаются и реализуются на всех уровнях функционирования менеджеров и в целом создают предпосылки для достижения целей организации.
Питер Дракер, один из выдающихся теоретиков менеджмента, выделял 7 категорий результативности менеджмента, которые также можно рассматривать как составные элементы ресурса менеджмента:
- действенность;
- производительность;
- экономичность;
- качество продукции;
- инновации;
- качество жизни работников;
- прибыльность.
Несколько другой подход к оценке эффективности менеджмента раскрывают Т. Питерс и Р. Уотермен в своей знаменитой книге «В поисках эффективного управления». Они определили эффективность как систему «7С», которая обеспечивает эффективность управления фирмой:
- структура;
- системы (формальные и неформальные);
- символика поведения (стиль, мотивации);
- состав персонала;
- совместные ценности;
- стратегия;
- сумма навыков — профессионализм работников по всем этим направлениям.
Для более четкого понимания сущности ресурса менеджмента следует сопоставить эти два ряда категорий эффективности менеджмента и определить, с каких двух главных позиций описаны критерии эффективности.
Но, как показала практика современного менеджмента, для достижения хороших результатов, помимо установления критериев эффективности, очень важно научиться использовать положительный опыт руководителей-предшественников. Безусловно, что управленческие ситуации не повторяются полностью, но основные проблемные моменты и способы их решения можно свести к определенным повторяющимся моментам: технологиям, алгоритмам, стратегиям. В последние десятилетия XX века специально обученные менеджеры уже умеют более точно применять полученные теоретические знания к конкретным ситуациям и получать искомый результат за счет отработанных приемов и технологий управления. С помощью этих технологий менеджеры конкретизируют разнообразные источники ресурса менеджмента: им удается использовать последовательность уже знакомых образцов поведения и выработать более новый образец управленческого решения. Дело в том, что сколько существует управляемых социальных объектов (предприятий, обществ, фирм и их разновидностей), — столько существует и соответствующих технологий, которые призваны дать оптимальные управленческие решения проблем существования и развития организаций.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Руководитель – это человек, который не просто является лидером и руководит группой людей, но человек, обладающий особыми качествами, знаниями, навыками и умениями, позволяющими ему грамотно организовывать работу находящихся в его подчинении людей, и достигать поставленных перед собой задач и целей. Но, помимо этого, руководитель должен применять к своей работе некоторые правила, которые позволят ему максимально эффективно выполнять свои функции. И сегодня мы поговорим на тему того, какими же правилами должен руководствоваться в своей деятельности успешный руководитель.
Руководитель – тот человек, кто постоянно общается с людьми. Умение выстраивать контакт с каждым человеком – не просто правило, которого нужно придерживаться, это необходимость, без которого руководитель не будет успешным. На онлайн-программе «Лучшие техники коммуникации» вы научитесь лучше взаимодействовать с людьми. Вы узнаете и сможете применять в своей жизни 72 лучшие коммуникативные техники, которые мы собрали из десятков книг и тренингов.
Правила успешного руководителя
Ниже мы предлагаем вашему вниманию дюжину универсальных правил для любого руководителя, который стремится к успеху и высоким результатам:
- Самым первым, что следует отметить, является то, что руководитель должен играть роль образца для подражания среди своих подчинённых. Он должен быть для них авторитетом и человеком, чьи указания они будут выполнять беспрекословно. Помните о том, что руководитель – это человек, который способен и привык брать на себя ответственность за свои действия, за действия своей команды и за действия любого другого человека, который находится в его подчинении
- Успешный руководитель, непременно, должен обладать способностью чётко ставить цели, показывать их своим подчинённым и объяснять, какими путями их можно достичь. Руководитель не должен быть тем, кто принуждает людей к чему-либо – он должен обладать способностями лидера, за которым люди идут сами. А достичь этого можно, только если быть способным проявить твёрдость характера, указать основные ориентиры на пути к результату, организовать работу каждого члена команды и поддержать в каждом запал и инициативу. В команде нет незначительных людей, и все должны чувствовать свою сопричастность к общему делу
- Для грамотного и эффективного управления людьми важно, помимо прочего, обладать хороши развитыми ораторскими способностями, риторическими навыками, умением открыто и убедительно говорить. Всё это может стать отличным подспорьем в процессе установления эффективной коммуникации с членами коллектива. Успешный руководитель всегда может донести до сотрудника информацию таким образом, чтобы тот не только понял, что ему нужно сделать, но и захотел это сделать
- Неотъемлемыми качествами успешного руководителя, для которого самым важным является победа и успех его команды, можно назвать неиссякаемую энергию и энтузиазм. Целеустремлённость, концентрация на результате и оптимизм, в свою очередь, позволяют, во что бы то ни было достигать намеченных целей и практически сразу ставить новые. Действуя именно так, а не иначе, руководитель будет подавать пример своей команде, а значит, она будет придерживаться тех же самых ценностей
- Успешный руководитель способен в случае необходимости делать шаг назад, что выражается в предоставлении подчинённым большего пространства для действий и поощрении их инициативы. Именно благодаря этому у него появляется возможность понять, насколько каждый из сотрудников вовлечён в общее дело. Его сотрудники должны чувствовать свою индивидуальную ответственность, а также понимать, что может последовать за выполнением или пренебрежением тем или иным делом. Это поможет им приобрести решительность и самостоятельность, а также сформирует в них серьёзное отношение к работе. Если не будет чёткого руководства к действиям, велика вероятность ошибок, однако приобретённый опыт в любом случае будет крайне ценным
- Важно понимать то, что именно команда является гарантией успеха, но команду нужно уметь создавать, чтобы она перестала быть просто коллективом. И грамотный руководитель – это тот человек, который может сплотить коллектив и создать в нём такую атмосферу, благодаря которой сотрудники превратятся в единомышленников. Руководитель должен уметь с умом применять принципы командообразования и организовывать взаимодействие членов команды, которое основано на стремлении к общим целям
- У каждого сотрудника есть совой набор индивидуальных качеств, характеристик и способностей; каждый из них обладает своим характером и темпераментом и своими талантами. Эффективный руководитель способен отыскать индивидуальный подход к каждому из своих людей, чтобы понять, как мотивировать каждого из них, и определить, по какому пути направлять людей, чтобы были достигнуты самые высокие результаты
- Хороший руководитель обязан уметь мудро использовать систему поощрения своих людей. Но система поощрений должна быть единой для всех и каждого, а подход для поощрения должен быть сугубо индивидуальным. Кого-то будет мотивировать карьерный рост, кого-то – возможность больше зарабатывать, а кого-то – возможность иметь больше свободного времени и свободу в принятии решений. Всё это должно учитываться, но понять это можно только при индивидуальной работе
- Успешный и уважающий себя руководитель должен всячески избегать статуса «недосягаемого идола» или «кровожадного чудовища» среди членов своей команды. Залогом эффективной работы и успешного функционирования команды является отсутствие ярлыков, качественная обратная связь, взаимоуважение и доверие. Руководитель должен уделять часть своего времени контакту с сотрудниками, но при этом на корню пресекать неуважительное отношение, нарушение субординации и панибратства. Помимо этого, руководитель должен обладать способностью донесения информации до людей в понятной форме, и уметь сделать жизнь и деятельность организации для сотрудников прозрачной и открытой настолько, насколько это вообще возможно
- Многие уверены, что непременным качеством хорошего руководителя является строгость. Но здесь очень важно чувствовать особую границу, чтобы сотрудники были открыты и готовы к взаимодействию, но соблюдали при этом субординацию и контролировали себя. Задачей же успешного руководителя является умение эту границу найти. Лидер должен, главным образом, сообща со своими людьми обсуждать вопросы требований и дисциплины, ведь весь рабочий процесс находится в прямой зависимости от того, каковы границы того, что можно, и того, что нельзя. В дополнение к этому, должны быть грамотно установлены график работы, распорядок дня и другие подобные вещи. Впоследствии это позволит избежать конфликтов и недопонимания
- Профессиональный и грамотный руководитель находится в непрерывном процессе саморазвития, личностного роста и самосовершенствования. Он никогда не должен довольствоваться достигнутым профессиональным уровнем, т.к. только посредством получения новой информации и постоянного развития себя можно достичь максимально возможного раскрытия креативности и реализации творческого потенциала
- И последнее, о чём стоит сказать, это то, что успешный руководитель должен чувствовать, что он ответственен за людей, которые ему доверяют и которые решили за ним пойти. Таким образом, совершенно непозволительно обманывать, совершать нечестные поступки и несправедливо поступать со своими подчинёнными. Как говорится, чтобы заслужить доверие и уважение других людей, может потребоваться целая вечность, а чтобы потерять их, хватит одной секунды. Люди никогда не простят человеку предательства, а значит, нужно всегда оставаться честным с самим собой и окружающими людьми
И в заключении лишь добавим, что успешный руководитель не должен ограничивать свои действия только постановкой задач, выдвижением требований и контролем качества выполнения работы. Он должен быть творцом в деле создания эффективной команды, должен быть вдохновителем и главной мотивирующей силой для всех своих людей. По этой причине в спектр его задач должно входить и создание почвы для развития, и работа над построением эффективной системы коммуникации, и деятельность по актуализации способностей каждого сотрудника.
КАКОЙ ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ: Естественно, быть хорошим и успешным руководителем может быть сложно, ведь лидерство – это, в первую очередь, работа с людьми. Но чтобы работать с людьми, нужно иметь представление об индивидуальном подходе к каждому из них, видеть их особенности и уникальность. Но как можно разобраться в ком-то, если не знаешь себя самого? Скорее всего, сделать это будет очень трудно, поэтому изначально нужно узнать себя. И сегодня у вас есть прекрасная возможность сделать это, причём на это не нужно будет тратить много времени, перечитывать уйму сложной литературы и бесконечно разбираться в себе. Мы предлагаем вам пройти наш авторский систематизированный курс по самопознанию, который расскажет вам и о ваших лидерских способностях, и о способностях в командной работе, и об индивидуальных качествах и преимуществах, и даст много другой, не менее интересной и важной информации. Так что не теряйте времени даром и начинайте познавать себя – курс вы найдёте по этой ссылке.
Мы желаем вам успехов в прохождении курса и желания стать, в первую очередь, успешным руководителем для самого себя!
«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008, N 4
Любое предприятие, организация, учреждение по своей структуре предполагает наличие руководителя. Успешность его деятельности зависит от многих факторов. Это и личностные особенности, и деловые качества как его лично, так и его подчиненных.
Руководство — социальный феномен в системе отношений, причем роль руководителя заранее определена в этой социальной организации и соответствует его реальному статусу. Функция каждого руководителя предполагает использование им прав и выполнение определенных обязанностей. При этом, как известно, все руководители выполняют различные социальные и управленческие роли.
Вертикальное разделение труда способствует образованию различных уровней управления для координации действий людей. Руководитель каждого из звеньев системы управления может как выбираться, так и назначаться на свой пост. Как выбранный, так и назначенный руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение позитивных или негативных санкций. Руководитель каждого уровня управляет производством в соответствии со своим положением в организации. В современных организациях руководитель решает целый ряд задач, основными из которых являются: постановка целей, стимулирование труда персонала, определение методов получения производимой продукции (7). Поэтому руководитель должен обладать качествами, формирующими в итоге необходимый авторитет.
Словарь управления персоналом. Авторитет руководителя — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. От того, какой стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке и как строятся его отношения с подчиненными, зависит его авторитет.
Понятие успеха имеет ключевое значения для любого человека. Как в жизни, так и в личностном, и в профессиональном смысле. Не менее важно это понятие и для руководителя. Портрет успешного руководителя составить очень сложно. Чтобы судить о том или ином руководителе, нужны критерии, позволяющие произвести такую оценку. В их качестве могут выступать как эффективность деятельности руководителя, так и показатели эффективности возглавляемого им коллектива, где органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Чаще всего руководителя считают эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим признакам групповой эффективности.
Ясно, что деятельность современного руководителя характеризуется сложностью и многообразием. Она требует от руководителя умения оценивать разнообразную информацию, квалифицированно анализировать состояние дел, обеспечивать координацию действий всех субъектов управленческих решений и их исполнителей. В этой связи руководители должны хорошо воспринимать новую информацию и выбирать из нее то, что для него актуально и способствует его прогрессу. Руководителям всех рангов также нужны знания, накопленные наукой в той области, которая относится и к управлению, и к производству, и к организации социальной группы, которой он управляет. Иными словами, он должен обладать определенным уровнем компетентности.
Не подлежит сомнению тот факт, что каждый руководитель должен иметь представление о специфике работы каждого специалиста своего персонала, их профессиональной квалификации для того, чтобы эффективно организовать производственный процесс.
Эффективное управление предполагает не только знание производства, но и тех требований, которые предъявляет производство к человеку. В связи с этим в обязанности руководителя входят подбор и наем персонала, создание команды, распределение и управление человеческими ресурсами (6). Все это требует от руководителя компетентности в сфере формирования коллективного субъекта в целях обеспечения функционирования системы человеческих ресурсов, а также знания организационно-психологических особенностей совместной деятельности. Кроме того, руководитель должен уметь предвидеть поведение и реакции своих подчиненных, знать законы группового поведения людей, чтобы успешно регулировать их деятельность. Это связано со сложностью управления людьми в процессе производства.
Управление организацией обусловливает возникновение сложных многоуровневых отношений. Эти отношения устанавливаются между различными элементами, в частности экономического, технического, технологического, социального, психологического порядка. В связи с этим становится очевидной в процессе решения задач управления необходимость выбора руководителем той или иной стратегии и тактики. Стратегия имеет прямое отношение к самой постановке задачи. В основе выбора стратегии могут лежать психологические причины: производственная активность, мотивация достижений, осознание собственной значимости, стремление подчинить своему влиянию партнеров. Тактика подразумевает выбор способов достижения цели (задачи). При этом возможна и корректировка самой цели. При выборе тактики в решении управленческих задач каждый руководитель должен исходить из определенных критериев. Такими критериями являются: правильная оценка значимости задач; правильная оценка изменения значимости задач во времени; правильная оценка соотношения перспективных и текущих задач; правильная оценка сложности задач. Психологическими причинами выбора тактики решения управленческих задач могут быть следующие: ориентация на достижение успеха, высокая самооценка, высокие притязания, стремление к самореализации, высокий уровень сформированности положительных социальных установок, стремление выделиться, быть впереди других руководителей.
При решении управленческих задач руководитель часто исходит из индивидуального управленческого опыта, своих представлений о задачах, создавшейся конкретной ситуации. Между тем для выбора адекватной управленческой стратегии руководитель должен не только правильно оценить саму ситуацию, но и правильно соотнести текущие и перспективные задачи, выбрать адекватный стиль управления. Обычно выделяют четыре стиля управления: инструментальный, поддержки, поощряющий участие подчиненных в принятии решений, ориентированный на достижения. Самый эффективный тот стиль, что ориентирован на реальность и более адаптивен (6).
Существенное влияние на успешность деятельности руководителя оказывают его личностные особенности. У руководителя должна быть харизма, которая иногда может выражаться в эмоциональности и истеричности либо, наоборот, в жесткости характера, умении убеждать или влиять на судьбы людей. Среди руководителей встречаются люди, которые по логике не должны были бы быть успешными руководителями, поскольку они неорганизованные, эмоциональные, взбалмошные. Иногда они работают откровенно небрежно, но достигают высоких показателей в работе и сохраняют самые теплые отношения с людьми. Есть руководители, которые жестко строили свои отношения с подчиненными. Подчиненный буквально вытягивался по струнке и ловил каждое слово руководителя. Но результат тот же — максимальное выполнение поручений руководителя, высокие показатели в работе.
Можно выделить некоторые личностные качества, отличающие наиболее эффективных руководителей. Так, исследования показали, что вверх по иерархической лестнице наиболее быстро продвигались те, кто обладал высокими показателями активности, упорства, независимости, ориентации на успех. В различных исследованиях выделяются также личностные черты руководителя, обеспечивающие успешность руководства. К их числу относят: доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность (8). Такие личностные качества руководителя, как быстрая адаптивность и контактность в межличностных коммуникациях, также являются одними из главных в его работе.
Примечание. Успешный руководитель: что он собой представляет
Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски, обнаружив ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров:
1. Способность к экстраполяции (сильные лидеры не нуждаются в обилии данных, они интуитивно понимают, как далеко могут зайти в своей экстраполяции ситуации).
2. Способность к разработке нескольких проблем одновременно.
3. Устойчивость в ситуации неопределенности.
4. Понимание (успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией).
5. Способность брать управление на себя.
6. Настойчивость.
7. Способность к сотрудничеству.
8. Инициативность.
9. Энергичность.
10. Способность делать ставку на других.
11. Сензитивность (руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других, им свойственна эмпатия (сопереживание)).
12. Идентификация себя с делом.
13. Способность к сочувствию.
14. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере.
15. Независимость.
16. Гибкость.
17. Устойчивость к стрессу.
18. Наличие цели.
19. Руководство сообществом.
20. Чувство юмора.
21. Цельность личностного идеала.
Также важна для руководителя способность к плодотворному общению с людьми, их пониманию. Успешность управления зависит от того, насколько подчиненные получают четкие формулировки от руководителя. Не менее важно, насколько подчиненные правильно понимают требования, задачи, ситуацию. Важно также наличие обратной связи между руководителем и подчиненными. В сочетании с положительным мотивационным воздействием, идущим от руководителя, обратная связь становится сильным средством побуждения работающих к выполнению своих обязанностей.
При этом связь профессиональной компетентности руководителей и их личностных особенностей неоднозначна. С одной стороны, профессиональная компетентность влечет за собой интегрированность личности, что, в частности, проявляется в качестве руководящей деятельности. С другой стороны, исследования творчества показывают неоднозначность связи профессиональных достижений с личностной компетентностью.
Признаки успешного руководителя можно классифицировать в соответствии с основными составляющими его деятельности. Деятельность успешного руководителя, связанная с аналитической работой, направлена на поиск и привлечение необходимой информации. Умение выделять из всей информации именно ту, которая подходит для работы, — одно из качеств успешного руководителя. Как успешный руководитель он хорошо управляет временем и проектами, правильно расставляет приоритеты. Вдобавок такой руководитель умеет работать в ситуации неопределенности, которая на настоящем этапе развития рынка характеризует область управления.
Вышеперечисленные признаки можно акцентировать и на этой основе составить личностный профиль успешного руководителя (рис. 1).
Личностный профиль успешного руководителя
Особенности мышления и принятия решения ┐ ┌────── Коммуникативные качества
Эмоционально-волевая устойчивость ───┐ │ │ ┌─────────── Деловые качества
Творческие возможности ───────────┐ │ │ │ │ ┌────── Поведение в группе
Мотивация ─────────────────────┐ │ │ │ │ │ │ ┌─────────── Самооценка
│/│/│/│/│/│/│/│/
┌─────────────────────────────────────────┐
│Личностный профиль успешного руководителя│
└─────────────────────────────────────────┘
Рис. 1
Можно представить иерархию результатов успеха деятельности руководителя. Она представлена следующим образом (рис. 2).
Пирамида успеха руководителя
Жизненный успех
__ __
/│ │
/ ┌─────┐
/ ┌───┘ └───┐
Ощущение ———> / │ Гениальность│ <——— Личностный рост
благополучия / ┌───┘ └───┐
/ │Творческие достижения│
/ ┌───┘ └───┐
│ Субъективные предпосылки │
Рис. 2
Безусловно, успешность руководителя предусматривает качество его деятельности. Качество деятельности руководителя, в свою очередь, характеризуется эффективностью, разносторонностью, гибкостью и своевременным изменением стратегии действий, темпом работы в соответствии с изменениями условий труда.
Критерии успешности деятельности характеризуют качественную и количественную стороны деятельности. Показателем успешности является продуктивность деятельности. Сам процесс деятельности, по его мнению, может быть оригинален и своеобразен с наличием самобытных приемов и способов выполнения, благодаря которым достигается успешный результат (4).
Особенно существенную значимость имеет креативность для успешной деятельности руководителя. Эта особенность проявляется, в частности, как способность руководителя видеть элементы новизны в деятельности и поддерживать творческие начинания. Успешных руководителей отличает активность, вдохновенность, творческий настрой, трудолюбие, жизнерадостность и результативность. Профессиональные руководители — это прежде всего лидеры, которые преуспевают в управлении творчеством, инновациями и изменениями.
Изменения руководителя проявляются в его внешности, в способе его самопрезентации, в его подходе к проблемам и задачам, в том числе совершенно незапланированным. Все должно свидетельствовать о том, что он уже вырос и продолжает расти. В идеале успешный руководитель должен быть таким человеком, чтобы безоговорочная вера в его профессионализм, опыт и правильность предлагаемых решений магнетически вела за ним.
Литература
1. Дейнеко О.А. Современный организатор производства. — М.: Экономика, 1984.
2. Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель… Элементы психологии в повседневной работе. — М., 1993.
3. Кунц Г., О’Доннелл С. Управление. Системный и ситуативный анализ управленческих функций. Т. I и II / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1981.
4. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. — Учен. зап. Пермского пед. ин-та. 1970.
5. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. «Науковедение». 1988. N 4. С. 88 — 92.
6. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
7. Розанова В.А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». — 2000. — 384 с.
8. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 512 с.
Л.Гирка
К. п. н.,
доцент
Красноярского государственного
педагогического университета
им. В.П.Астафьева
Подписано в печать
25.03.2008
Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.
В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.
1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением
Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.
Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.
Эффективный руководитель:
- Не сопротивляется делегированию задач.
- Не погружаются в работу, которую поручил другим.
- Не отговаривает других от принятия решений.
- Принимая участие в работе коллег, обязательно советуется с ними.
- Не требует частых, чуть ли не ежедневных, отчетов о работе.
- Не игнорирует опыт и знания коллег.
- Правильно расставляет приоритеты в делах.
- Умеет мотивировать команду.
2. Продуктивен и ориентирован на результат
Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.
Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.
Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.
Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.
3. Отличается хорошими коммуникационными способностями
Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.
Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.
Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят.
4. Отмечает потенциал других людей
В книге «Супербоссы» автор Сидни Финкельштейн указывает на то, что выдающиеся руководители выискивают в своих подчиненных скрытые таланты. Благодаря им люди быстрее развиваются в профессии и повышают производительность.
Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.
Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.
5. Не игнорирует команду
Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.
Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом.
Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.
6. Уверенно принимает решения
Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.
Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.
Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.
Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.
Узнать больше
7. Обладает позитивным мышлением
Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.
Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.
Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.
8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты
Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.
Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.
9. Демонстрирует ответственность
Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.
Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.
Ответственные люди:
- извиняются за ошибки;
- акцентируют внимание на работу своих сотрудников и не преувеличивают собственный вклад;
- не боятся выражать сомнения в сложных обстоятельствах;
- ценят время людей.
10. Проявляет эмпатию
Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.
Это образ мышления, который позволяет лидерам:
- делать более точные бизнес-прогнозы;
- совершенствовать стратегии работы;
- повышать лояльность своих команд;
- проявлять гибкость в тактике переговоров.
Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.
Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?
Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.
От чего зависит успешность руководителя
«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008, N 4
Любое предприятие, организация, учреждение по своей структуре предполагает наличие руководителя. Успешность его деятельности зависит от многих факторов. Это и личностные особенности, и деловые качества как его лично, так и его подчиненных.
Руководство — социальный феномен в системе отношений, причем роль руководителя заранее определена в этой социальной организации и соответствует его реальному статусу. Функция каждого руководителя предполагает использование им прав и выполнение определенных обязанностей. При этом, как известно, все руководители выполняют различные социальные и управленческие роли.
Вертикальное разделение труда способствует образованию различных уровней управления для координации действий людей. Руководитель каждого из звеньев системы управления может как выбираться, так и назначаться на свой пост. Как выбранный, так и назначенный руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение позитивных или негативных санкций. Руководитель каждого уровня управляет производством в соответствии со своим положением в организации. В современных организациях руководитель решает целый ряд задач, основными из которых являются: постановка целей, стимулирование труда персонала, определение методов получения производимой продукции (7). Поэтому руководитель должен обладать качествами, формирующими в итоге необходимый авторитет.
Словарь управления персоналом. Авторитет руководителя — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. От того, какой стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке и как строятся его отношения с подчиненными, зависит его авторитет.
Понятие успеха имеет ключевое значения для любого человека. Как в жизни, так и в личностном, и в профессиональном смысле. Не менее важно это понятие и для руководителя. Портрет успешного руководителя составить очень сложно. Чтобы судить о том или ином руководителе, нужны критерии, позволяющие произвести такую оценку. В их качестве могут выступать как эффективность деятельности руководителя, так и показатели эффективности возглавляемого им коллектива, где органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Чаще всего руководителя считают эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим признакам групповой эффективности.
Ясно, что деятельность современного руководителя характеризуется сложностью и многообразием. Она требует от руководителя умения оценивать разнообразную информацию, квалифицированно анализировать состояние дел, обеспечивать координацию действий всех субъектов управленческих решений и их исполнителей. В этой связи руководители должны хорошо воспринимать новую информацию и выбирать из нее то, что для него актуально и способствует его прогрессу. Руководителям всех рангов также нужны знания, накопленные наукой в той области, которая относится и к управлению, и к производству, и к организации социальной группы, которой он управляет. Иными словами, он должен обладать определенным уровнем компетентности.
Не подлежит сомнению тот факт, что каждый руководитель должен иметь представление о специфике работы каждого специалиста своего персонала, их профессиональной квалификации для того, чтобы эффективно организовать производственный процесс.
Эффективное управление предполагает не только знание производства, но и тех требований, которые предъявляет производство к человеку. В связи с этим в обязанности руководителя входят подбор и наем персонала, создание команды, распределение и управление человеческими ресурсами (6). Все это требует от руководителя компетентности в сфере формирования коллективного субъекта в целях обеспечения функционирования системы человеческих ресурсов, а также знания организационно-психологических особенностей совместной деятельности. Кроме того, руководитель должен уметь предвидеть поведение и реакции своих подчиненных, знать законы группового поведения людей, чтобы успешно регулировать их деятельность. Это связано со сложностью управления людьми в процессе производства.
Управление организацией обусловливает возникновение сложных многоуровневых отношений. Эти отношения устанавливаются между различными элементами, в частности экономического, технического, технологического, социального, психологического порядка. В связи с этим становится очевидной в процессе решения задач управления необходимость выбора руководителем той или иной стратегии и тактики. Стратегия имеет прямое отношение к самой постановке задачи. В основе выбора стратегии могут лежать психологические причины: производственная активность, мотивация достижений, осознание собственной значимости, стремление подчинить своему влиянию партнеров. Тактика подразумевает выбор способов достижения цели (задачи). При этом возможна и корректировка самой цели. При выборе тактики в решении управленческих задач каждый руководитель должен исходить из определенных критериев. Такими критериями являются: правильная оценка значимости задач; правильная оценка изменения значимости задач во времени; правильная оценка соотношения перспективных и текущих задач; правильная оценка сложности задач. Психологическими причинами выбора тактики решения управленческих задач могут быть следующие: ориентация на достижение успеха, высокая самооценка, высокие притязания, стремление к самореализации, высокий уровень сформированности положительных социальных установок, стремление выделиться, быть впереди других руководителей.
При решении управленческих задач руководитель часто исходит из индивидуального управленческого опыта, своих представлений о задачах, создавшейся конкретной ситуации. Между тем для выбора адекватной управленческой стратегии руководитель должен не только правильно оценить саму ситуацию, но и правильно соотнести текущие и перспективные задачи, выбрать адекватный стиль управления. Обычно выделяют четыре стиля управления: инструментальный, поддержки, поощряющий участие подчиненных в принятии решений, ориентированный на достижения. Самый эффективный тот стиль, что ориентирован на реальность и более адаптивен (6).
Существенное влияние на успешность деятельности руководителя оказывают его личностные особенности. У руководителя должна быть харизма, которая иногда может выражаться в эмоциональности и истеричности либо, наоборот, в жесткости характера, умении убеждать или влиять на судьбы людей. Среди руководителей встречаются люди, которые по логике не должны были бы быть успешными руководителями, поскольку они неорганизованные, эмоциональные, взбалмошные. Иногда они работают откровенно небрежно, но достигают высоких показателей в работе и сохраняют самые теплые отношения с людьми. Есть руководители, которые жестко строили свои отношения с подчиненными. Подчиненный буквально вытягивался по струнке и ловил каждое слово руководителя. Но результат тот же — максимальное выполнение поручений руководителя, высокие показатели в работе.
Можно выделить некоторые личностные качества, отличающие наиболее эффективных руководителей. Так, исследования показали, что вверх по иерархической лестнице наиболее быстро продвигались те, кто обладал высокими показателями активности, упорства, независимости, ориентации на успех. В различных исследованиях выделяются также личностные черты руководителя, обеспечивающие успешность руководства. К их числу относят: доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность (8). Такие личностные качества руководителя, как быстрая адаптивность и контактность в межличностных коммуникациях, также являются одними из главных в его работе.
Примечание. Успешный руководитель: что он собой представляет
Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски, обнаружив ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров:
- Способность к экстраполяции (сильные лидеры не нуждаются в обилии данных, они интуитивно понимают, как далеко могут зайти в своей экстраполяции ситуации).
- Способность к разработке нескольких проблем одновременно.
- Устойчивость в ситуации неопределенности.
- Понимание (успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией).
- Способность брать управление на себя.
- Настойчивость.
- Способность к сотрудничеству.
- Инициативность.
- Энергичность.
- Способность делать ставку на других.
- Сензитивность (руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других, им свойственна эмпатия (сопереживание)).
- Идентификация себя с делом.
- Способность к сочувствию.
- Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере.
- Независимость.
- Гибкость.
- Устойчивость к стрессу.
- Наличие цели.
- Руководство сообществом.
- Чувство юмора.
- Цельность личностного идеала.
Также важна для руководителя способность к плодотворному общению с людьми, их пониманию. Успешность управления зависит от того, насколько подчиненные получают четкие формулировки от руководителя. Не менее важно, насколько подчиненные правильно понимают требования, задачи, ситуацию. Важно также наличие обратной связи между руководителем и подчиненными. В сочетании с положительным мотивационным воздействием, идущим от руководителя, обратная связь становится сильным средством побуждения работающих к выполнению своих обязанностей.
При этом связь профессиональной компетентности руководителей и их личностных особенностей неоднозначна. С одной стороны, профессиональная компетентность влечет за собой интегрированность личности, что, в частности, проявляется в качестве руководящей деятельности. С другой стороны, исследования творчества показывают неоднозначность связи профессиональных достижений с личностной компетентностью.
Признаки успешного руководителя можно классифицировать в соответствии с основными составляющими его деятельности. Деятельность успешного руководителя, связанная с аналитической работой, направлена на поиск и привлечение необходимой информации. Умение выделять из всей информации именно ту, которая подходит для работы, — одно из качеств успешного руководителя. Как успешный руководитель он хорошо управляет временем и проектами, правильно расставляет приоритеты. Вдобавок такой руководитель умеет работать в ситуации неопределенности, которая на настоящем этапе развития рынка характеризует область управления.
Вышеперечисленные признаки можно акцентировать и на этой основе составить личностный профиль успешного руководителя (рис. 1).
Личностный профиль успешного руководителя
Особенности мышления и принятия решения ¬ ------- Коммуникативные качества
Эмоционально-волевая устойчивость ---¬ ¦ ¦ ------------ Деловые качества
Творческие возможности -----------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ------- Поведение в группе
Мотивация ---------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------ Самооценка
¦/¦/¦/¦/¦/¦/¦/¦/
------------------------------------------¬
¦Личностный профиль успешного руководителя¦
L------------------------------------------
Рис. 1
Можно представить иерархию результатов успеха деятельности руководителя. Она представлена следующим образом (рис. 2).
Пирамида успеха руководителя
Жизненный успех
__ __
/¦ ¦
/ ------¬
/ ----- L---¬
Ощущение ---------> / ¦ Гениальность¦ <-------- Личностный рост
благополучия / ----- L---¬
/ ¦Творческие достижения¦
/ ----- L---¬
¦ Субъективные предпосылки ¦
Рис. 2
Безусловно, успешность руководителя предусматривает качество его деятельности. Качество деятельности руководителя, в свою очередь, характеризуется эффективностью, разносторонностью, гибкостью и своевременным изменением стратегии действий, темпом работы в соответствии с изменениями условий труда.
Критерии успешности деятельности характеризуют качественную и количественную стороны деятельности. Показателем успешности является продуктивность деятельности. Сам процесс деятельности, по его мнению, может быть оригинален и своеобразен с наличием самобытных приемов и способов выполнения, благодаря которым достигается успешный результат (4).
Особенно существенную значимость имеет креативность для успешной деятельности руководителя. Эта особенность проявляется, в частности, как способность руководителя видеть элементы новизны в деятельности и поддерживать творческие начинания. Успешных руководителей отличает активность, вдохновенность, творческий настрой, трудолюбие, жизнерадостность и результативность. Профессиональные руководители — это прежде всего лидеры, которые преуспевают в управлении творчеством, инновациями и изменениями.
Изменения руководителя проявляются в его внешности, в способе его самопрезентации, в его подходе к проблемам и задачам, в том числе совершенно незапланированным. Все должно свидетельствовать о том, что он уже вырос и продолжает расти. В идеале успешный руководитель должен быть таким человеком, чтобы безоговорочная вера в его профессионализм, опыт и правильность предлагаемых решений магнетически вела за ним.
Литература
- Дейнеко О.А. Современный организатор производства. — М.: Экономика, 1984.
- Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель… Элементы психологии в повседневной работе. — М., 1993.
- Кунц Г., О’Доннелл С. Управление. Системный и ситуативный анализ управленческих функций. Т. I и II / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1981.
- Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. — Учен. зап. Пермского пед. ин-та. 1970.
- Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. «Науковедение». 1988. N 4. С. 88 — 92.
- Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
- Розанова В.А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». — 2000. — 384 с.
- Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 512 с.
Л.Гирка
К. п. н.,
доцент
Красноярского государственного
педагогического университета
им. В.П.Астафьева