Методы и приемы трудового воспитания дошкольников
Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей методы и приемы. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте.
Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека. Специфика детского труда заключается в следующем:
ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;
труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;
результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. О н ш и р о ко и с п о л ь з у е т с я в с т а р ш е й и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
Организация труда с детьми, воспитатель должен помнить:
1. Любой труд должен быть целесообразным, необходимым, понятным, интересным, выполняться детьми с удовольствием.
2. В процессе труда должно быть не только физические но и умственные (условия) усилия.
3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира,
открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.
4. Труд должен быть посильным, доступным, хорошо организованным, дозированным по объему и во времени.
5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей.
6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудится вместе с детьми.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых ( ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых),таким образом, дети будут уважать труд взрослых. Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду. В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.
Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда или профессиональной деятельности.
В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Методы трудового воспитания:
Метод создания эмоционально-положительной атмосферы
Прием: — использование музыки; — участие взрослых; — обсуждение результатов
Метод наглядности
Прием: — демонстрация наиболее сложных моментов в работе
Метод словесности
Прием: — объяснение предстоящей деятельности; — оценка деятельности
Метод практический
Прием: — многократный показ; — детальный показ действий.
Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Хотелось бы отметить , что в работе воспитателя необходимо использовать более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа, чтение литературных произведений) ведь своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Коллективный труд
дошкольников в разных возрастных группах ДОУ
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………….…3
2.Воспитательные
возможности коллективной деятельности детей …..5
3. Формы и виды
коллективного труда…………………………………..9
4. Методика
руководства коллективным трудом……………………….12
5. Требования к
отбору содержания коллективного труда…………….15
6. Заключение
……………………………………………………………..18
3.Список
использованной литературы…………………………………..19
Введение
Трудолюбие
и способность к труду не дается от природы, но
воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть
творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд
развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость
доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление
людей друг о друге.
Трудовое
воспитание — это совместная деятельность
воспитателя и воспитанников, направленная на развитие
у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности
к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на
сознательный выбор профессии.
Великий
педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем,
когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и
товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую
радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в
окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя
материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Радость
труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен
глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только
жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование,
но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства
личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать
любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.
В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения,
самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная
воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости
каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
Труд
— важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного
возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные
взаимоотношения.
Труд
детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь
процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так,
чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для
коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое
условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Труд
— всегда был основой для человеческой
жизни и культуры.
Воспитательные
возможности коллективной деятельности детей
Трудовое
воспитание является одной из важнейших сторон воспитания
подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание
заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к
доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых
воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное
отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки,
воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость,
бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной
работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
Основные
виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе,
ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд
детей.
Поручения
широко используются во всех возрастных группах детского сада, но
в младших группах они являются ведущей формой организации
детского труда. Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому
воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет
вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу
психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны
в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои
действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они
часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало
интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют
необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во
второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый
трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.
Основной
формой объединения в труде детей этого возраста
является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно
и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется
в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
В
конце года во второй младшей группе вводятся дежурства — систематический
труд, требующий определенного уровня самостоятельности. (Наиболее
широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной
группах.)
Наиболее
сложной формой организации труда детей является коллективный
труд. Он широко используется в старшей и подготовительной
группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а
результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют
достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных
поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи
трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе,
работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.
В
старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей,
как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце
работы подводится общий итог.
В
подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда
дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы.
Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы
общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой,
договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Правильно
организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию
взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать
трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления
хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый
посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей
работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В
процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за
растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом,
молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к
труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет
радость. На этой основе в впоследствии будет формироваться понятие об
обязанности каждого трудиться на пользу народа.
Изучая
работу воспитателей по трудовому воспитанию детей, нужно использовать разные
методы: наблюдение педагогического процесса, анализ планирования, беседы с
детьми и взрослыми.
При
наблюдении труда детей в каждой возрастной группе
важно установить: созданы ли условия для трудовой
деятельности; есть ли орудия и материалы для всех видов труда, соответствующие
возрасту детей; рационально ли хранится инвентарь и материалы, могут ли дети
самостоятельно им пользоваться, а также обратить внимание на содержание труда
детей, на систему включения их в труд, его продолжительность и объем, формы
объединения детей в труде, на методы и приемы воспитания детей, на постепенное
усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей.
В
течение учебного года контроль за выполнением программы должен
осуществляться во всех группах. Наблюдения должны охватить все виды детского
труда и все формы организации детей. Так, наблюдая воспитательный процесс при
самообслуживании, в младшей группе следует уточнить, какие первоначальные
трудовые обязанности введены для детей, как они усваиваются малышами; в средней
группе нужно обратить внимание на закрепление этих навыков, на ускорение темпа
самообслуживания; в старших группах — проверить самостоятельность детей в
процессе самообслуживания. Наблюдая, как организован хозяйственно-бытовой труд
в старших группах, следует посмотреть, внесены ли усложнения в содержание
труда, умеют ли дети распределять обязанности, какова результативность детского
труда; а в младших группах — обратить внимание на доступность труда, на методы
и приемы, побуждающие детей к труду, на поведение детей в последующее время, их
интерес к трудовой деятельности. Наблюдая труд детей в природе, важно
установить соответствие его возрасту детей, местным условиям, времени года.
Организация
ручного труда также требует серьезного внимания. Наблюдения помогут выяснить,
все ли разновидности этого труда используются воспитателями; какие виды труда
прочно вошли в жизнь детей, какие только вводятся; какими навыками дети
овладевают или овладели.
Наблюдая
работу дежурных во второй младшей группе, следует обратить внимание на умение
детей действовать при помощи взрослых, на желание включаться в труд
самостоятельно, без помощи окружающих; в средней группе — на умение детей
начинать дежурить без напоминаний, работать в определенной последовательности,
не отвлекаться, доводить начатое дело до конца; в старшей и подготовительной
группах — на умение самостоятельно распределять обязанности, последовательно
выполнять все необходимые действия, соблюдать в работе все правила гигиены
(мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и т. д.).
При
контроле за работой по трудовому воспитанию следует обратить
внимание на установление преемственности между группами,
а также единство требований у воспитателей и другого персонала.
В ходе наблюдений и в процессе анализа заведующий напоминает о необходимости
уделять постоянное внимание формированию трудовых навыков детей, воспитанию
отношения детей к выполнению своих обязанностей; обсуждать результаты
повседневного детского труда, оценивать его, иначе дети утрачивают интерес к
труду.
Интерес
к труду пропадает и в том случае, если за все,
что дети делают, их только хвалят: «Молодцы!» Незамеченная
воспитателем небрежность, отсутствие старания, незаслуженная похвала
снижают педагогическое воздействие труда. При анализе работы воспитателя на эти
моменты также следует обратить внимание.
Изучая
работу воспитателей по трудовому воспитанию детей, важно использовать
разные методы: наблюдение педагогического процесса, анализ планирования,
беседы с детьми и взрослым.
Формы и виды
коллективного труда
Одна из основных
задач воспитания детей –это формирование интереса и любви к труду.
Последнее время трудовому
воспитанию уделяется недостаточно внимания. Труд остается эпизодическим и
второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ.
В ФГОС ДО выделяется один
из видов детской деятельности — самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице). А один из целевых ориентиров на этапе завершения
дошкольного образования звучит так: ребенок должен обладать положительной
установкой к разным видам труда.
Выделяют следующие виды
труда в детском саду:
*самообслуживание
*хозяйственно бытовой
*ручной труд
*труд в природе
Самообслуживание –
направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели,
подготовка рабочего места), В силу ежедневной повторяемости действий навыки
самообслуживания прочно усваиваются детьми, самостоятельно начинают
осознаваться как обязанность.
В младшем возрасте —
каждый из этих процессов привлекателен, так как дает возможность удовлетворить
его потребность в деятельности и выступает как задача, которую нужно решить
самому (надеть ботинки, застегнуть пуговицу).
В старших группах — дети
чувствуют себя уверенно, действия быстры, осознанны, навыки прочны.
Что должны делать дети —
записано в программе по возрастам.
Хозяйственно-бытовой труд
Этот труд направлен на
поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при
организации режимных процессов.
Дети замечают нарушения
порядка и по собственной инициативе устраняют его.
Труд в природе. В младших
группах — приучают к выполнению простейших поручений взрослых (сажать лук,
полив растений).
В старших группах —
выполнение самостоятельно. Трудности в организации этого вида труда связаны с
требованиями САНПИН, запрещающих наличие растений и животных в группе
Ручной труд- это труд по
изготовлению детьми игрушек и предметов из разных материалов.
Формы организации труда:
*поручения
*дежурства
*коллективный труд
Что же представляют собой
формы организации труда детей.
Поручения-наиболее
простая форма организации труда детей.
Поручения — это
возложение на детей конкретного задания, которое он должен выполнить один или с
кем- то из сверстников.
Поручения широко
используются во всех возрастных группах, но в младших группах они являются
ведущей формой организации труда.
Поручения бывают :
1- по характеру
выполнения-индивидуальные и коллективные
2-по трудности- простые и
сложные
3-по времени
исполнения-кратковременные ,эпизодические ,длительные.
Дежурства-более сложная
форма организации труда.
Дежурства: по столовой и
по занятиям.
В младшей группе со 2
половины года – одно условие помочь няне накрыть на стол (раздать ложки,
салфетницы ).
В средней группе — за
каждым столом свой дежурный. Они убирают со стола хлебницы, сметают крошки.
Вводится дежурство по занятиям — действует один, отвечая за результат своей
работы перед воспитателем.
В старшей,
подготовительной группе-дежурства усложняются , как по содержанию ,так и по форме(полная
сервировка стола ,уборка после еды).
Сложной формой
организации труда детей – является коллективный труд, он широко используется в
старших группах.
Коллективный труд – это
выполнение заданий одновременно всеми детьми.
Коллективный труд-это труд
, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат.
2 вида коллективного
труда:
-общий (когда каждый
выполняет свое задание, не зависящее от других участников труда, но результат
труда общий).
-совместный труд (труд
каждого ребенка зависит от труда другого, приучает ребенка работать
коллективом, вместе отвечать за результат работы).
Коллективный труд
разнообразен по содержанию (предлагаю картотеку коллективного труда по
возрастам).
Коллективный труд
проводиться не реже 1 раза месяц.
Способы
объединения детей:
1) труд рядом
(младшая группа – каждый независим, действует в индивидуальном темпе).
2) общий труд (со
средней группы – дети обьединяются общим заданием и обобщением результатов
работы всех участников).
3) совместный труд
(каждый ребенок выполняет часть задания и передает результат своего труда
следующему участнику, при этом дети оказываются в зависимости друг от друга).
Методика руководства
коллективным трудом.
Выделяют 4
последовательных этапа:
1.оборудование рабочего
места
2. распределение работы
между участниками;
3. процесс выполнения
задания;
4. обсуждение
результатов труда
1Оборудование рабочего
места.
Чтобы начать работу. надо
приготовить свое рабочее место. Для труда детей в распоряжении должно быть
следующее (фартуки, щетки, совки и т.д) Дети принимают посильное участие в
подборе разного инвентаря, учатся самостоятельно готовить рабочее место,
убирать предметы работы после труда. Рекомендуется активно использовать
алгоритмы, которые помогают детям самостоятельно сделать выбор.
2 Распределение работы
между участниками:
-необходимо распределить
работу между участниками (объединёнными в звенья).
-распределить объём
работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;
-каждый ребёнок должен
упражняться во всех видах труда, выполняемых группой.
-продумать
расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить
уверенного ).
-учесть индивидуальные
особенности детей, их желание выполнять работу .
3 Процесс выполнения
задания:
-выполняя коллективные
задания, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно.
— если педагог предлагает
помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость
этой помощи: «Нельзя оставлять друга в беде», Товарищи
всегда должны помогать».
-наша задача-представить
дело, которое выполняет ребенок, как часть общего задания, что они вместе
отвечают за конечный результат.
4 Обсуждение результатов
труда
-по окончанию работы
воспитатель обсуждает итоги , обращаясь к детям, задает вопросы (Что мы успели
сделать? Как изменилась группа после уборки? ).
-обсуждение положительных
примеров (приводят в пример настойчивых, старательных детей, Выражает
уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо. Отмечает такие
поступки , как стремление помочь товарищу. Указывать на недостатки в работе в
доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что поняли свои ошибки.
Обсуждение работы имеет большое воспитательное значение – зная, что работы
каждого будут обсуждаться сверстниками, дети начинают активно трудиться.
Методические приемы:
1.показ выполнения
каждого элементарного действия и их последовательности.
2.подробное словесное
объяснение, как выполнять трудовые задания.
3.оценка (в виде
поощрения в младшей группе, В старшей группе- подчеркивание достижений ребенка
и того, что еще плохо получается).
4. специальные наблюдения
за трудом взрослых.
5. сообщение образца
поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способа
воздействия на него.
6. сообщение моральных
правил, обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных
взаимоотношений между детьми.
Предметно-развивающая
среда для труда в группе.
Это создание центров (
н-р: Остров труда).
1-доска дежурства по
столовой (в подготовительной группе это эксперты, агенты по чистоте).
Фартуки, щетка- сметка,
совок, таз d 30 см, тряпки.
2-На участке — деревянные
лопаты, ведра, лейки, метелки, носилки, грабли.
3-Наличие пособий,
стимулирующих детскую трудовую активность.
Модели обучения,
алгоритмы труда, технологические и операционные карты, памятки по технике
безопасности.
Итак, правильно
проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты.
* повышается общий
уровень развития детей.
*они
приобретают трудовые умения и навыки
*осознают жизненную
необходимость и пользу своего труда для окружающих
*повышается интерес
к труду.
*дети учатся работать
сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.
Требования к отбору
содержания коллективного труда
В процессе данного
труда каждый ребенок выполняет свое задание, не зависящее от других участников
труда, но результат труда — общий.
В общем труде детей
объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников.
Выполнение части общего дела дает возможность ребенку почувствовать себя членом
коллектива, осознать полезность своего труда.
Например, детям
поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъясняет детям, что каждый
из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то
всегда стараются помочь друг другу. Педагог распределяет равномерно работу
между детьми, чтобы каждый из них смог закончить работу приблизительно в одно и
то же время. Дети не только слушают разъяснения педагога, но и сами убеждаются,
что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый
часть общего дела.
Такая организация
способствует формированию положительных взаимоотношений, умений подчинять свои
желания требованиям группы.
Впервые общий труд
может быть организован в средней группе во второй половине года. Он имеет место
во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными
в старших группах детского сада. Такие объединения обычно включают от 3 до 6
участников.
Чередуя задания,
привлекая к труду последовательно всех детей группы, воспитатель достигает того,
что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ,
приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают договариваться о
распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совместно приходят к
общему решению.
Следует подчеркнуть
особенность общего труда: значимость каждого отдельного результата и связь его
с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень
важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо
потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя
подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое значение для формирования у
детей стремления к коллективной работе.
В подготовительной
группе помимо общего труда используют более сложную форму организации детей —
совместный труд, который характерен тем, что труд другого ребенка зависит от
труда другого. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать
положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к
другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Совместный труд
предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества
работы других. Цель как и в общем труде —
Учитывая сложности
организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из
которых заканчивается получением некоторого результата, к которому могут быть
предъявлены требования по его качеству.
Следует особо
подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объединение детей в
совместном труде представляет большие возможности для формирования
положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естественно, в самом
процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных
действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоотношения, учатся
оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в
корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща,
коллективом, вместе отвечать за результат работы.
Каждый из способов
объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задан.
Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:
Направляет усилия
каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем
детям, которые затрудняются выполнить задание: следит за тем, чтобы все
добивались хороших результатов.
В организации
коллективного труда детей выделяются четыре последовательных этапа:
· оборудование рабочего
места;
· распределение работы
между участниками;
· выполнение детьми
разных заданий;
· обсуждение
результатов трудовой деятельности.
В средней группе (труд
общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука,
овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье
игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает,
поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу
одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.
В старших группах
коллективный труд проводится не реже одного раза в неделю. Воспитатель
распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный):
· трудоемкость работы
каждого звена;
· неодновременное
включение детей в процесс деятельности;
· организует труд,
разделив детей на звенья, где дети сами распределяют между собой обязанности. В
каждом звене обязательно должен быть избран лидер (звеньевой). Воспитатель
напоминает, что прежде чем передать свою работу товарищу (звену), нужно
проверить качество. «Сделаешь плохо — подведешь товарища»;
· к обсуждению результатов
трудовой деятельности воспитатель привлекает детей. Обсуждение не должно
длиться дольше 3-4 минут.
Заключение
Труд становится
средством воспитания тогда, когда он носит систематический
характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен
достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным,
принимать участие в коллективном труде. Поэтому
необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять
воспитательные задачи в течении года и от возраста к возрасту, учитывать,
анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
В детском саду
должны быть созданы максимальные условия для поддержания
интереса детей к ручному труду, что способствует воспитанию
настойчивости, аккуратности, бережливости, начал коллективизма.
Если детей включают
в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим
желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это
тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему
раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор,
использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду,
формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе
труда. Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во
время наблюдений, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего
окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми.
Одновременно необходимо вызывать у детей желание трудиться, работать так же
старательно и ответственно, как это делают взрослые. Если дети могут
удовлетворить свою потребность в деятельности, принять хотя бы небольшое
участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе
труда они лучше познают суть тех или иных явлений.
Список использованной литературы
1.Андреева
В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе /
В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2001 — № 11. — С. 34.
2.
Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов / Д.Е. Аксенов. — М.: Просвещение, 2002.-336с.
3.
Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности /
О. Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. — № 4 — с. 16.
4.
Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -2003-№ 12-68-69с.
5.
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204
с.
6.
Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского :
Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 — 134 c.
7.
Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 1998.
8.
«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. З.А.Михайлова и др. — СПб.: ООО
«Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2011.
9.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой.. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика — Синтез,
2005. — 208 с.
Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в
старшем дошкольном возрасте
Хозяйственно бытовой труд в детском саду разнообразен по
содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке.
В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание
дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во
время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать со
стола посуду. Повышаются требования к правильному пользованию
предметами домашнего обихода, оборудованием труда.
Хозяйственно – бытовой труд детей старшего дошкольного возраста
значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире
использовать его как средство нравственного воспитания детей:
формирование целеустремленности,
понимание
необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему,
воспитание положительности, организованности, понимания необходимости и
важности бытового труда людей, уважение к нему, воспитание
положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности.
организованности,
В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение
детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого белья, няня поручает
ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это
поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.
В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания:
показывает не только приемы работы, но и пример отношения к
повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети
были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели
в няне организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам
группы и более младшем детям.
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду
важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает
нескольким детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки
самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель
обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что
для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим,
не на сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться,
кто какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не
знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять
трудное или не знакомое действие, как организовать дело, учит умению
договариваться с друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает,
как может быть достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цель, планировать
работу, доводить до конца.
Основная форма организации хозяйственно – бытового труда детей
старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность
общественного значимого содержания.
В подготовительной к школе группе хозяйственно – бытовой труд
осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее
нарастание объема хозяйственно бытовых дел. К процессам сервировки стола
добавляются такие, как украшение столов цветами, раздача второго и
третьего блюда.
Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники,
наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.
Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно – бытовом
труде осуществляется одновременно в двух направлениях: через
коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и
через выполнения поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с
реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести
порядок на веранде у малышей, подмести на их участке площадку, Можно
предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате,
спальне, стереть пыль со шкафов.
Участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники
ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует
от ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного
самоконтроля. Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в
работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных
трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском саду.
Убирая за собой игрушки; стирая тряпочки после рисования красками,
промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого
труда.
Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно –
эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда
надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование
терпение к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую чуткость к
окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в
хозяйственно – бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен
всем. Включаясь в выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие
дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые
пригодятся им в жизни при обучении в школе.
Организуя выполнение детьми, какого – либо дело хозяйственно –
бытового назначения, направленного на помощь окружающим, воспитатель
стремится использовать любую возможность, не оставив без внимания не одно
действие детей. Например, педагог говорит: << Сегодня Игорь помог няне
младшей группе стереть пыль со столов и скамеек на участке. И мне это было особенно приятно его внимание к взрослому, потому что он, строя из песка
сооружения, оставил свое занятие, чтобы сделать это доброе дело. Спасибо
тебе Игорь, ты не подвел нашу группу.>>
В работе с детьми подготовительной группы следует практиковать
включение их в такую работу; результаты, которой важны для детского сада.
Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять участие в
заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости
оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о
содержании хозяйственно – бытового труда, об общественной значимости
труда взрослых. Знакомство детей с трудом дворника, завхоза
осуществляется через специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а
также в повседневной жизни. С этой же целью используются произведения
художественной литературы:<< Аленушка >>. Е. Благинина, << У бабки была
внучка >>. Л.Н. Толстой, << Мишкина каша >>. И << Наш котенок >>. Н.
Носова, а также картины и иллюстрации к книгам. Поскольку в
подготовительной группе дети овладевают основными трудовыми навыками,
очень важно уметь вовремя перейти обучения этим навыкам к их
использованию в повседневной жизни. Обучением навыкам необходимо тогда,
когда ребенку дается новое задание, которое он ранее некогда не выполнял,
или когда он трудовыми действиями не овладел. При повторном выполнении
такой работы ребенку нужно постепенно предоставлять возможность самому
вспомнить; как ее следует выполнить, также создавать такие условия,
которые ставили бы его перед необходимостью трудиться повседневно и
самостоятельно.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной
инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения
хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные
трудовые задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить
просушить, стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные
растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не
научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство
хозяйственно – бытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый,
не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их
самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется
наблюдательность, сообразительность, внимательность.
Как и в предыдущих группах, важным фактором воспитания у детей
интереса к хозяйственно – бытового труда является общение ребят с
воспитателями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или
участка детского сада.
Руководство хозяйственно бытовым трудом детей 67 лет не должно
быть не навязчивым, ни подчеркнутым. Старшие дошкольники к этому очень
чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя
не принужденно свободно. Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому
хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его
организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере
обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится; когда к этому
серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в
труде, игре как исполнители или заказчики.
Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены
на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее
исправить, оказать не обходимую помощь. При таких приемах
педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту
перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы,
определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой
деятельности.
Содержание работы воспитателя по трудовому воспитанию старших дошкольников в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед нами встала необходимость в разработке методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Содержание образовательной области «Труд» в подготовительной группе направлено на реализацию цели формирования готовности детей к обучению в школе в процессе обогащения опыта трудовой деятельности, воспитания у детей разумных потребностей, основ культуры потребления и бережного, ценностного отношения к труду. Основной путь приобщения детей седьмого года жизни к труду состоит в создании педагогически целесообразных условий для соответствующей возрасту социализации, развития у детей чувства сопричастности миру взрослых через формирование представления о труде как социальном явлении и дальнейшее расширение диапазона включения ребенка в реальные трудовые связи в условиях детского сада и семьи.
Для приобщения детей к труду необходимо создать педагогически целесообразные условия для развития познавательного интереса к миру взрослых, желания войти в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту. Позиция воспитателя должна быть направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде.
Проектируя образовательный процесс, воспитатель должен поддерживать характерное для детей этого возраста стремление к взрослению, потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Чутко реагируя на эти стремления, педагог должен постоянно расширяет спектр посильных трудовых обязанностей, и поощрять желание ребенка починить разорванную книгу, пришить пуговицу, проявить внимание, заботу, помочь.
Методика обучения детей целостным трудовым процессам предполагает формирование умений ставить и мотивировать цель труда, планировать работу, самостоятельно отбирать материалы и предметы труда, организовывать рабочее место, а также формирование рационального способа осуществления трудовых действий и способов оценки качества результата труда, уборки рабочего места, включающей простейшие способы утилизации отходов. При этом обучение новым трудовым процессам базируется на предварительном ознакомлении с соответствующими трудовыми процессами взрослых. Так, например, обучение старших дошкольников приготовлению пищи неразрывно связано с экскурсиями на кухню. Наиболее эффективна такая последовательность обучения: приготовление бутербродов из нарезанных взрослыми продуктов, винегрета (салата) из отваренных овощей, варка яиц, приготовление сока с помощью соковыжималки.
Более высокие требования предъявляет педагог к качеству выполнения работы детьми. Не следует чрезмерно опекать детей, необходимо предоставлять им возможность проявлять смекалку, трудовые и волевые усилия, стимулировать проявления трудолюбия, хозяйственности, самостоятельности, ответственности, добросовестности, заботы. Старшие дошкольники дорожат мнением взрослого, поэтому справедливая оценка, похвала, выражение уверенности, что все получится, стимулируют детей к выполнению следующего задания с большим старанием. В этом плане особо значимы постоянные трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.
Советы педагогам
1.В подготовительной группе реализация содержания образовательной области «Труд» должна быть подчинена перспективе поступления детей в школу, вхождению в мир социальных отношений через познание своеобразия трудовой деятельности взрослых и осознание детьми роста самостоятельности, своих успехов и достижений, что постоянно подчеркивается взрослыми при организации вариативных видов детской трудовой деятельности.
2.Основными методами ориентации и формирования опыта детей в образовательной области являются: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых, рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях; дидактические игры, детские проекты, сюжетно-ролевые игры по методу «игра-труд», дежурства, трудовые поручения, продуктивные виды досуга.
3.Содержание образовательной области «Труд» интегрируется со всеми подразделами программы для формирования у будущего первоклассника реальной картины современного мира и способности выстраивать отношения с людьми на основе осознания осваиваемых представлений о труде как социальном явлении и приобретаемого в самостоятельной трудовой деятельности жизненного опыта.
4.Повседневная жизнь в группах старшего дошкольного возраста должна быть разумно насыщена разнообразной трудовой деятельностью: трудовые поручения, дежурства по столовой, занятиям, уголку природы, коллективный труд в групповой комнате и на участке, продуктивные виды детского досуга.
5.Важным условием реализации программного содержания подготовительной группы является создание модульной организации развивающей среды.
6.Формирование основ культуры потребления как многокомпонентного личностного образования становится возможным при последовательной реализации поэтапной педагогической технологии, обеспечивающей нарастание самостоятельности и творческой инициативы детей.
«Коммуникация» — развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.
«Познание» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей.
«Безопасность» — формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
«Социализация» — формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.
«Физическая культура» — развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда.
«Чтение художественной литературы» — использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей.
«Музыка», «Художественное творчество» — использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд».
Методические рекомендации по формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста
Осуществление обозначенных выше цели и задач в образовательной области «Труд», реализуемых в деятельности дошкольников, возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей.
Важной задачей является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дежурства – сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Она требует от ребенка большей самостоятельности. Привлекая ребенка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого-либо дела на ряд последовательных заданий, дежурные же приучаются выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знании, последовательности работы, представлений о её полном объеме, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другим, более интересным для него занятием или отвлечься от дела, переключаясь на игру, которую затевают сверстники.
Дежурства как вид повседневного труда детей вводятся после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы и их поведение достигло определенного уровня произвольности.
Во время дежурств совершенствуется самостоятельная трудовая деятельность детей, формируются ее общественная направленность и мотивация, так как работа дежурных направлена на удовлетворение потребностей детей группы, помощь взрослому. Общественная направленность труда дежурных отчетливо видна всем детям: дежурные накрыли столы к обеду для всех детей, помогли няне; детям удобно и приятно сесть за красиво накрытые столы. Установление связей между целью, результатом и его значением для детей и взрослых вносит в трудовую деятельность детей планомерность и целеустремленность.
В процессе дежурств формируются социально ценные качества личности — ответственность перед коллективом за порученное дело, заботливость по отношению к детям и взрослым, привычка к выполнению трудовых обязанностей и др.
Содержание и последовательность введения дежурств определены в «Программе воспитания в детском саду».
В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами).
В старшей группе дежурные по столовой самостоятельно накрывают столы, учатся делить процесс труда и договариваться о распределении обязанностей. В подготовительной к школе группе усложняются требования к дежурным: дежурные должны быстро, самостоятельно и организованно выполнять свои обязанности. Более широк и круг их обязанностей: дежурные по столовой убирают посуду, подметают пол у столов, принимают участие в мытье посуды после полдника.
Дежурства по занятиям включают не только раскладывание подготовленных воспитателем пособий и уборку их после занятия, но и подготовку пособий и материалов к занятию (проверка комплектов карандашей, отбор тех, которые нужно очинить, раскладывание клея по розеткам и т. п.).
Вводятся дежурства в уголке природы: дежурные поливают растения, обрызгивают или обтирают листья в зависимости от условий, рыхлят почву, кормят животных, чистят клетки и т. д.
Методика руководства работой дежурных направлена на формирование у детей необходимых знаний, трудовых умений и навыков, на формирование организационных умений, на развитие взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. Только под руководством воспитателя ребенок осмысливает значение своих действий, их направленность, требования к их выполнению. Дежурствам предшествуют наблюдения труда взрослых и трудовые занятия. В процессе работы воспитатель контролирует деятельность дежурных, так как ребенок поначалу не видит своих ошибок и не может их исправить самостоятельно. Важно добиться, чтобы ребенок все выполнил аккуратно: тарелки на столе расставил против стульчиков, на которых будут сидеть дети, ложки положил справа от тарелки ровно, черенком к себе и выпуклой стороной вниз, тарелку с хлебом поставил на середину стола и т. д. Контроль воспитателя, показ, как исправить ошибку, способствуют закреплению у дежурных трудовых умений.
В оценке работы дежурных подчеркивается, что дети сделали верно. Это вселяет в них уверенность, вызывает стремление к самостоятельности. Организация деятельности дежурных осуществляется сначала по типу труда рядом. Воспитатель назначает дежурных, подбирая детей с учетом их умений, инициативности и т. п. Он распределяет обязанности, указывая, кто какой стол должен накрыть; напоминает последовательность трудовых действий: сначала расставить тарелки с хлебом, затем тарелки и чашки, а потом разложить ложки. По мере освоения детьми трудового процесса воспитатель ограничивается советом, напоминанием. Контроль постепенно перемещается с процесса работы на результат и связывается с оценкой. Воспитатель направляет внимание ребенка на результат, на соответствие его требованиям, не торопится указать на ошибку, побуждая найти ее самостоятельно (проверь, правильно ли разложены вилки, на всех ли столах расставлены краски и т. п.).
Закрепление трудовых умений обеспечивается и постепенным увеличением срока дежурства до двух-трех дней. Последовательно выполняя трудовые процессы под наблюдением воспитателя, ребенок осваивает их, и трудовые умения становятся прочными. Усвоение трудовых умений и понимание направленности труда меняет отношение ребенка к себе и товарищам: дети становятся более самостоятельными; появляется осознанный интерес к труду и стремление к выполнению обязанностей дежурного.
Основное внимание воспитателя направляется на решение комплекса воспитательных задач: с одной стороны, на формирование отношений между дежурными, отношений между дежурными и детьми всей группы; с другой стороны, на формирование навыков организации труда, его подготовки, рационального планирования, на воспитание ответственности, трудолюбия и других качеств личности ребенка.
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. От эмоционального настроя ребенка, развития его социальных чувств во многом зависит устойчивость привычки трудиться формирование мотива – интереса к данному виду деятельности. Тогда любое действие, даже требующее сравнительно большого напряжения, связанное с преодолением трудностей, будет им охотно выполнятся; важно также, чтобы сам процесс труда и его результаты сопровождались положительными эмоциями. Для этого педагог ведет большую работу по воспитанию уважения к дежурным и их труду, к требованиям дежурных. Хорошую эмоциональную атмосферу создают обсуждение результатов дежурства. В итоге дежурных характеризуется детьми с позиции общественно полезного труда. Положительный эмоциональный настрой ребенка поддерживается тем, что взрослые привлекают его внимание к «промежуточным» результатам выполняемой работы, стараются пробудить у ребенка любознательность и самостоятельность. Привлечение ребенка к работе только ради развития трудовых навыков не позволит воспитать в нем трудолюбия, без которого труд теряет свое воспитательное, а в дальнейшем и общественное значение.
Условием, позволяющим формировать самостоятельность дежурных, является учет индивидуальных особенностей детей. Тонкость воспитательных воздействий заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых ребёнок хочет работать и делает это хорошо. В практике бывает так, что один ребенок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных умений, забывания последовательность операций, трудоемкости работы, отвлечений. Не исключено, что отставание отдельных детей вызывается из нежеланием трудиться, невнимательным отношением к делу. Определяющая позиция педагога при этом – помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении опыта, развить желание и потребность ребенка в получении определенных трудовых умений (доступных возрасту ребенка).
Нужно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок выполняя обязанности дежурного. В дежурстве ребенок сталкивается с нагрузкой, так как труд как деятельность всегда сопряжен с приложением с приложением усилий, и формирование самостоятельности возможно только при условии развития волевые качеств, т.е если предлагаемая детям работа будет связана с преодолением усилий. Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки, так как это не только вызывает у детей быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, но и вредит здоровью детей. Следовательно, нагрузка непосредственно связанна с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать такое распределение обязанностей по дежурству, с которым бы дети справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись.
Важным условием организации дежурства является развитие адекватных взаимоотношений детей в данной деятельности. В своевременном, правильном выполнении задания проявляется самостоятельность ребенка, однако в старшей группе недостаточно заботиться о развитии и упрочении самостоятельности как процесса овладения каким-либо способами действий. Развитие взаимоотношений детей, большая осознанность детских контактов создает предпосылки и возможность развития нравственной направленности самостоятельности, которая проявляется в готовности и желании детей вступать в контакты со сверстниками, самим выбирать работу, быть постоянно занятыми, уметь поделить работу, завершить общее дело. Заботой воспитателя должно быть воспитание общественной направленности, что во многом определяет и обусловливает формирование организаторских умений детей.
Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудования для труда, соответствующего задачам дежурства и возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребёнку выполнить задание аккуратно, достичь результата, располагает его к деятельности, вызывает желание трудится. Так, раскладывая ложки, кисточки, карандаши, дети часто роняют из на пол, если воспитатель не приобретёт для них подносы, стаканчики, не научит ими пользоваться. Нужно проявить заботу и о размещении оборудования. Надо расположить его так, чтобы детям было удобно его взять, использовать и положить на место. Важно, чтобы дети знали, где что лежит.
Необходимо иметь в группе уголок дежурных, оформленный самыми разнообразными способами: с помощью фотографий, символов, знаков и др. Уголок дежурных не является средством украшения интерьера, а применяется по назначению, удобна для использования взрослыми и детьми, нужно что бы дети могли сами разобраться в информации на ней.
Особое значение дежурства имеют для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрывание на стол , помогая готовить всё необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование – важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнения, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результат в целом.
В старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического – ребенок не может составить план работы, но действует последовательно.
Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.
При самостоятельном планировании трудовой деятельности, воспитатель должен развивать:
- умение подобрать необходимые инструменты и материалы для работы;
- умение подготовить удобное рабочее место;
- умение наметить логическую последовательность действий и способы их осуществления, приводящие к лучшему результату;
- умение выразить намеченное в слове;
- умение анализировать, оперировать понятиями, высказывать суждения, делать выводы и т.п., чтобы предвидеть процесс выполнения задания;
- умение действовать по примеру воспитателя. Образец плана, который он дает, должен включать все этапы работы;
-
- умение планировать с помощью вопросов. Важно что бы их система последовательности, заставляла детей продумывать все этапы плана;
-
- умение планировать по более сложному способу плану-рассказу. Получив задание, ребенок по просьбе воспитателя подробно описывает, что и как будет делать;
- умение планировать с использованием разнообразных картинок;
- умение организовывать свою деятельность, соблюдая правила: сначала внимательно выслушать задание, а потом начинай его выполнять, приготовь все, что нужно для работы; если работа закончена, скажи об этом взрослому;
- умение организовывать свою деятельность, соблюдая правила: нельзя отвлекаться (убегать, играть, заниматься посторонним, когда трудишься); любое задание старайся выполнять хорошо аккуратно; наливай в лейку воды только до черты; вытирай пыль влажной тряпочкой, при загрязнении прополаскивай её;
- умение распределять работу между собой. Вначале воспитатель распределяет обязанности, мотивируя свои решения. Педагог разъясняет, что, когда работают вместе, всегда заранее договариваются, кто какое дело будет выполнять; распределяют работу справедливо, поровну; уступают друг другу что бы самое интересное выполнять по очереди, тогда никому не будет обидно.
Следовательно, планирование способствует развитию логического мышления и речи. Чем выше умение детей планировать свою работу, тем осознаннее, целенаправленнее, рациональнее, точнее и результативнее они действуют, тем больше возможностей для проявления творчества и инициативы. При отсутствии планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, бесцельно затрачивает силы, полученный результат его часто не удовлетворяет. Чем выше уровень планирования ,тем успешнее решаются разнообразные воспитательные задачи.
Наиболее высокой степенью самостоятельности характеризуется деятельность по собственной инициативе. Дети сами ставят цель, планируют организацию и исполнение работы, достигают результата, оценивают его качества и значимость, а также поведение товарища и свое собственное в трудовом процессе (отношение к труду и к сверстникам).
Трудовая деятельность по собственной инициативе возникает при определенных условиях, только тогда, когда:
Дети знают основные компоненты труда. Для этого их знакомят с трудом взрослых. Ребята наблюдают за изготовлением различных предметов, их преобразованием.
Дети знают структуру трудового процесса (цель, выбор материала, инструментов, трудовые действия, запланированный результат). Цель и результат труда для осознания их детьми мотивируются практическими потребностями детей или взрослых;
Дети знают правила организации трудового процесса (отбор нужного материала, его удобное расположение, уборка рабочего места по окончании труда).
Дети знают, как выбрать материал с определенными свойствами назначениями результата труда;
Дети знают, как предварительно подготовить инструменты, оборудования, выбрать набор орудий с учетом цели труда и особенностей конкретного материала;
Трудовой процесс демонстрируется детям поэтапно. Воспитатель обращает их внимание на полученный промежуточный результат, подчеркивая его отличие от конечного. Тем самым достигается расчлененное восприятие трудового процесса.
Полученный результат используется только по назначению. Устанавливается связь между результатом, целью и трудовыми действиями работавшего человека.
Дошкольник должен овладеть трудовыми навыками, научиться ставить цель, мотивировать, планировать работу, контролировать ее ход и результат, оценивать его.
Необходимо целенаправленно включать каждого ребенка сначала в простые, а затем в более сложные формы организации труда, так как каждая форма (совместная деятельность со взрослыми, поручение, обязанность) предъявляет всё большие и большие требования к самостоятельной организации и осуществлению трудового процесса.
Таким образом, в процессе организации трудовой деятельности под руководством воспитателя старшие дошкольники овладевают рядом трудовых умений. Организация трудовой деятельности детей не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, самостоятельность и наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. В трудовой деятельности даже самые неуверенные дети становятся целеустремленными и активными.
Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознавать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Для поддерживания интереса у трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5