Гани Бейсембаев возглавил Минпросвещения Казахстана
Опубликовано:
04 января 2023, 10:29

Гани Бейсембаев стал министром просвещения Республики Казахстан, сообщается в официальном Telegram-канале пресс-службы главы государства «Борт №1».
«Указом главы государства Бейсембаев Гани Бектаевич назначен министром просвещения Республики Казахстан», — говорится в сообщении.
Гани Бейсембаев сменил на этом посту Асхата Аймагамбетова.
Также стало известно, что указом главы государства Аймагамбетов Асхат Канатович освобожден от должности министра просвещения Республики Казахстан.
Гани Бейсембаев родился в 1969 году в Кызылординской области.Окончил Алматинский государственный университет им. Абая. Трудовую деятельность начал в 1986 году в должности заведующего автоклубом отдела культуры района Шиели.
Гани Бейсембаев родился в 1969 году в Кызылординской области.
Окончил Алматинский государственный университет им. Абая.
Трудовую деятельность начал в 1986 году в должности заведующего автоклубом отдела культуры района Шиели.
С 1989 по 1990 год работал учителем казахского языка.
С 1990 по 1995 год — заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы.
С 1995 по 1997 год был директором средней школы.
С 1997 по 2000 год — ученый секретарь, советник президента Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина МОН РК.
В 2000 — 2001 годах руководил отделом образования в Капшагае.
С 2001 по 2006 год — директор центра дополнительного образования.
С 2006 по 2020 год — генеральный директор международного центра образования.
В 2006 — 2007 годах работал директором технико-экономического колледжа.
В 2020 году являлся директором Республиканского научно-практического центра «Учебник» МОН РК.
С декабря 2020 года по настоящее время являлся президентом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина МОН РК.
С марта 2022 года являлся вице-министром образования и науки РК.
Кроме того, сегодня президент Касым-Жомарт Токаев назначил министром экологии и природных ресурсов страны Зульфию Сулейменову. А Сериккали Брекешев был освобожден от должности министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
Также стоит отметить, что на днях Токаев реорганизовал министерство экологии, геологии и природных ресурсов.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/appointments/2004051-gani-beysembaev-vozglavil-minprosvescheniya-kazahstana/
Гани Бейсембаев 4 января назначен новым министром просвещения Республики Казахстан, сообщает Zakon.kz.
«Назначить Бейсембаева Гани Бектаевича министром просвещения Республики Казахстан», – говорится в указе.
Гани Бейсембаев родился в 1969 году в Кызылординской области.
Окончил Алматинский государственный университет им. Абая.
Трудовую деятельность начал в 1986 году в должности заведующего автоклубом отдела культуры района Шиели.
1989-1990 годы – учитель казахского языка.
1994-1995 годы – заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы.
1995-1997 годы – директор средней школы.
1997-2000 годы – ученый секретарь, референт Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина.
2000 год – и.о. начальника отдела образования Аппарата акима Капшагая.
2000-2001 годы – руководитель отдела образования Капшагая.
2001-2006 годы – директор Международного центра дополнительного образования.
2006-2007 годы – директор Технико-экономического колледжа Алматинского технологического университета.
2007-2020 годы – генеральный директор Международного центра образования.
2020 год – директор Республиканского научно-практического центра «Учебник» МОН РК.
2020-2022 годы – президент Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина МОН РК.
С марта по август 2022 года являлся вице-министром образования и науки РК.
С августа 2022 года – вице-министр просвещения РК.
4 января указом главы государства Асхат Аймагамбетов освобожден от должности министра просвещения Республики Казахстан.
Саясат Нурбек
Родился в 1981 году в г. Семее.
Окончил Колледж Маршаллтаун (США), Евразийский национальный университет им. Л.М. Гумилева, Университет Рима La Sapienza (Италия), Академию «Кокше». Проходил стажировки и курсы повышения квалификации в США, Сингапуре, Бельгии, Японии, Голландии.
В 2002-2004 гг. участвовал в реализации молодежной политики Казахстана.
В 2006-2009 гг. работал в сфере инвестиционных проектов в АО «Фонд устойчивого развития «Казына», занимал должности заведующего сектором кадровой политики Администрация Президента РК, вице-ректора по международному сотрудничеству и науке Академии государственного управления при Президенте РК, директора департамента, исполнительного директора по кадровой политике и управлению персоналом АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».
В 2009 г. — директор Национальной школы государственной политики при Президенте РК.
В 2010-2013 гг. — президент АО «Центр международных программ» Министерства образования и науки.
В 2013-2015 гг. — директор «Института общественной политики партии «Нур Отан».
В 2015-2016 гг. — и.о. начальника Управления внутренней политики акимата г. Алматы.
В 2016 г. — управляющий директор, член правления «Международного финансового центра Астана».
В 2019-2022 гг. — директор компании BTS Education; руководитель проекта Атлас новых профессий Казахстана; посол доброй воли National Geographic Kazakhstan; член Национального совета общественного доверия.
С февраля 2022 г. — депутат Мажилиса Парламента РК.
Указом Президента РК К. Токаева от 11 июня 2022 года назначен министром науки и высшего образования РК.
4 апреля 2023 года Указом Президента РК переназначен министром науки и высшего образования РК.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться
Гани Бейсембаев стал министром просвещения
От этой должности освобожден Асхат Аймагамбетов
Share
Share
Share
Tweet
Share
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о назначении Бейсембаева Гани Бектаевича министром просвещения, сообщает пресс-служба Акорды.
От этой должности освобожден Асхат Аймагамбетов.
Гани
Бейсембаев родился в 1969 году в Кызылординской области. Окончил Алматинский
государственный университет им. Абая.
Трудовую
деятельность начал в 1986 году в должности заведующего автоклубом отдела
культуры района Шиели.
С 1989 по 1990 год — учитель казахского языка.
С 1990 по 1995 год — заместитель директора по учебно-воспитательной работе
средней школы.
С 1995 по 1997 год — директор средней школы.
С 1997 по 2000 год — ученый секретарь, советник президента Казахской академии
образования им. Ы. Алтынсарина МОН РК.
С 2000 по 2001 год — руководитель отдела образования в Капшагае.
С 2001 по 2006 год — директор центра дополнительного образования.
С 2006 по 2020 год— генеральный директор международного центра образования.
С 2006 по 2007 год — директор технико-экономического колледжа.
В 2020 году — являлся директором Республиканского научно-практического центра
«Учебник» МОН РК.
С 2020 по март 2022 года — президент Национальной академии образования им. Ы.
Алтынсарина МОН РК.
С марта 2022 года — вице-министр образования и науки Республики
Казахстан.
С августа 2022 года — вице-министр просвещения Республики Казахстан. Курировал
вопросы финансов, бюджетного планирования, охраны прав детей и языковой
политики.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.
Вам может быть интересно
В первый рабочий день 2023 года президент Казахстана, как и обещал накануне новогодних праздников, подписал ряд указов о смене нескольких первых руководителей ключевых министерств. В числе первых оказалось Министерство просвещения. Вместо Асхата Аймагамбетова кресло министра занял Гани Бейсембаев, работавший при Аймагамбетове его заместителем.
Асхат Аймагамбетов в 2003 году окончил исторический факультет КарГУ по специальности «историк, учитель истории», в 2006 году – юридический факультет Карагандинского института актуального образования «Болашак» по специальности «юриспруденция». В разные годы работал преподавателем, старшим преподавателем, доцентом кафедры политологии и социологии КарГУ, руководителем управления образования Карагандинской области, вице-министром образования и науки.
Informburo.kz сделал подборку успехов и неудач Асхата Аймагамбетова на посту министра – по его собственному мнению и по публикациям новостных лент прошедшего года.
Самое важное в работе по мнению экс-министра
В тот же день примерно в одно и то же время с новостью об отставке министра просвещения на странице Асхата Аймагамбетова в Facebook вышел пост с итогами деятельности условно нового ведомства, которым он успел поруководить чуть больше полугода (портфель министра просвещения Аймагамбетов получил 11 июня 2022 года). До этого назначения чиновник руководил Министерством образования и науки, распавшимся в середине 2022 года на два – просвещения, а также науки и высшего образования.
Дети разные нужны, дети разные важны. Таков главный посыл публикации экс-министра, где он рассказал, что было сделано в 2022 году для казахстанских детей разных возрастов, особых образовательных потребностей, одарённых, из социально уязвимых слоёв населения, живущих в детских домах.
Итак, для детей из детских домов «при активном содействии уполномоченного по правам ребёнка разработаны законодательные нормы по введению института приёмных профессиональных семей. Данная форма устройства обеспечит детям необходимые семейные условия проживания, уход и социализацию, а также позволит значительно сократить количество воспитанников детских домов».
В рамках программы «Всеобуч» помощь детям из нуждающихся семей пересмотрена. Теперь вместо одежды, обуви, канцелярских товаров на специальные картсчета родителей переводится фиксированная сумма – 37 389 тысяч тенге. По признанию самого экс-министра, качество выдаваемой помощи в натуральном выражении помощи вызывала много нареканий, а на выделяемые деньги родители смогут самостоятельно подобрать всё необходимое для ученика.
«Более 475 тысяч детей из малообеспеченных семей получили эту финансовую помощь», – отметил Аймагамбетов на своей странице в Facebook.
Он напомнил, что в «2022-ом впервые приняты правила и закреплено право ребёнка на защиту от травли (буллинга)». Министерство утвердило специальные Правила профилактики буллинга, разработанные экспертами.
По данным министра, в школах введена должность педагогов-ассистентов, и сегодня свыше 1500 ассистентов помогают детям с особыми образовательными потребностями. Увеличилось и количество ПМПК – психолого-медико-педагогических комиссий, частные центры (за госзаказ) теперь будут оказывать коррекционную помощь детям с особенными потребностями.
«Впервые для одарённых детей были предоставлены образовательные гранты для поступления в вузы без сдачи ЕНТ. Мы с 2022 года ввели квоты при поступлении в специализированные школы для детей из социально уязвимых слоёв», – указал в итогах года министр.
Призёры международных предметных олимпиад получили премии в размере до 4,5 млн тенге и гранты для поступления в вузы без сдачи ЕНТ. Наконец, с 2022 года введены квоты при поступлении в специализированные школы для детей из социально уязвимых слоёв в размере 15%.
Министр сообщил, что «в конце года был принят закон, которым вносится запрет на приватизацию государственных детских садов и организаций дополнительного образования (художественных, музыкальных школ, дворцов школьников, детских технопарков и других объектов)». Массовая приватизация детских садов и других учреждений образования началась ещё в 90-х годах и не прекращалась до последнего времени. Потенциальных инвесторов интересовали преимущественно земельные участки на центральных улицах городов, для их захвата самые предприимчивые могли пойти на многое в обход законов, интересы детей в таких ситуациях в расчёт не брались. Поэтому запрет, пролоббированный министерством и его первым руководителем, можно без натяжки отнести к важнейшим.
Усилены требования к детским садам, работающим по госзаказу, который теперь заработал по принципу «Деньги идут за ребёнком».
«Теперь соответствующие всем предъявляемым требованиям сады будут включаться в общий перечень организаций, получающих госзаказ. А дальше уже сами родители при получении направления в детский сад могут выбрать конкретный сад из этого перечня. Соответственно, детский сад будет получать ровно столько мест и финансовых средств, сколько родителей выбрали именно этот сад», – описал Аймагамбетов в соцсетях.
Чем запомнился Аймагамбетов общественности
Скорее всего, родителям школьников Аймагамбетов запомнится изменением продолжительности учебного года и каникул. Нынешний 2022/2023 учебный год завершится 31 мая. Решение об этом министерство и министр приняли накануне учебного года. Согласно нововведению, продолжительность нового учебного года составит 35 учебных недель для учащихся первых классов (ранее – 33 недели), 36 учебных недель во 2–11 классах (ранее – 34 недели).
По информации министерства Аймагамбетова, ряд школ обратились в Минпросвещения в декабре 2022-го с предложением начинать учебный год с 20 августа. Ведомство заверило, что предполагаемое новшество коснётся не общеобразовательных школ, а лишь международных и пилотных.
Запомнился министр и своим отношением к репетиторству, которое назвал «популярным трендом во всём мире». По его мнению, Сингапур и Южная Корея настолько продвинулись в этой сфере, что в странах даже были вынуждены ввести ограничения по времени, отведённому на занятия с репетиторами.
«Люди должны обучаться, получать новые знания и навыки. Если есть такая необходимость, мы это запрещать не можем. Могу сказать коротко, на сегодня мы (ребёнок министра. – Авт.) занимаемся только в школе», – заявил Асхат Аймагамбетов, отвечая на вопросы журналистов.
Ещё одно нововведение анонсировал экс-министр накануне освобождения от должности. В стране решили в пилотном режиме предоставить академическую свободу школам, имеющим необходимые ресурсы и потенциал. Задача заключается не только в создании ученических мест и механического охвата, а в расширении количества хороших и разных школ с качественной образовательной программой.
«Школы смогут самостоятельно определять содержание. Им не придётся жёстко следовать типовым учебным программам, но при этом обязательным будет достижение результатов обучения, указанных в государственном общеобязательном стандарте образования (ГОСО)», – отметил Асхат Аймагамбетов.
Из заметных новшеств школьной программы можно назвать исключение предмета «Самопознание», в школах с казахским языком обучения включение русского языка в программу со второго класса (а не с первого, как было раньше), а английского – с третьего класса и для казахских, и для русских школ. Два новых предмета «Изобразительное искусство» и «Трудовое обучение» пришли на замену «Художественному труду».
Выпускники педагогических вузов теперь должны сдавать Национальный квалификационный тест перед тем, как начать работать в школе. Такие тесты для учителей-предметников включают вопросы по самому предмету и методике его преподавания. По итогам тестирования молодой специалист должен получить квалификацию «педагог».
«Качество важнее количества. Мы не должны привлекать к работе с детьми не подготовленных в достаточной степени выпускников», – подчеркнул министр.
Наконец, в должности министра просвещения Аймагамбетов заступился за директоров школ, на которых, по его мнению, возложены все проблемы отечественной системы образования.
«Школа – не организация, которая оказывает социальную помощь. Школа – организация, занимающаяся обучением. Мы возложили на школы «Всеобуч» и другие вещи, и теперь не знаем, чего требовать у директоров: качества образования или обеспечения школьной формой? По моему мнению, это неправильно», – сказал министр образования на встрече с алматинцами.
Читайте также:
- «Нельзя заставлять детей читать». Министр просвещения рассказал, как научить ребёнка любить книги
- Аймагамбетов: Мы практически прекратили использовать учителей как массовку на мероприятиях
- Как научить ребёнка критически мыслить, или Нужно ли развивать soft skills в школах
Министерство образования и науки Республики Казахстан | |
(МОН РК / ҚР БҒМ) | |
|
|
|
|
Общая информация | |
---|---|
Страна |
|
Предшествующие ведомства |
Министерство образования, культуры и здравоохранения Казахстана Министерство народного образования Казахстана |
Вышестоящее ведомство | Правительство Республики Казахстан |
Штаб-квартира | 010000, Астана, Левый берег реки Ишим, улица № 35, дом № 8 |
Министр | Ерлан Сагадиев |
Сайт | www.edu.gov.kz |
Министерство образования и науки Республики Казахстан — центральный исполнительный орган в составе Правительства Республики Казахстан, осуществляющим руководство и в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сферах образования, науки, защиты прав детей и молодёжной политики.[1]
Положение о Министерстве образования и науки Республики Казахстан утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан 28 октября 2004 года (№ 1111), в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2004 года № 1449 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан»[1]
Официальный сайт http://www.edu.gov.kz/
Содержание
- 1 Функции министерства
- 2 Перечень организаций, находящихся в ведении Министерства
- 2.1 Республиканские государственные предприятия
- 2.2 Государственные учреждения
- 2.3 Акционерные общества
- 3 Министры
- 4 Примечания
Функции министерства
1) обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод граждан в области образования;
2) формирование приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан;
3) осуществление управления качеством образования, методическое и методологическое обеспечение качества предоставляемых организациями образования образовательных услуг;
4) проведение государственной молодёжной политики;
5) разработку и внесение на утверждение Правительства Республики Казахстан программ по реализации государственной молодёжной политики;
6) осуществление международного сотрудничества в сфере науки и молодёжной политики;
7) разработку различных программ по реализации основных прав ребёнка;
проведение переговоров с иностранными партнёрами и подписание международных договоров (соглашений) и программ в области образования, а также научной деятельности;
9) организацию разработки и утверждение государственных общеобязательных стандартов образования (кроме медицинского и фармацевтического образования) соответствующих уровней образования, утверждение типовых образовательных учебных программ и типовых учебных планов всех уровней образования;
10) координацию деятельности центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан в области государственной молодёжной политики;
11) осуществление межотраслевой координации в области образования и науки;
12) разработку и реализацию целевых и международных программ в области образования;
Перечень организаций, находящихся в ведении Министерства
Республиканские государственные предприятия
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева
Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Казахский национальный аграрный университет
Каспийский государственный университет технологий и инжиринга имени Есенова
Актюбинский государственный университет имени К. Жубанова
Актюбинский государственный педагогический институт
Аркалыкский государственный педагогический институт имени И. Алтынсарина
Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова
Атырауский институт нефти и газа
Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова
Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева
Жетысуский государственный университет имени Ильяса Жансугурова
Западно-Казахстанский государственный университет имени Махамбета Утемисова
Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана
Казахский государственный женский педагогический университет
Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова
Карагандинский государственный технический университет
Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова
Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
Костанайский государственный педагогический институт
Кызылординский государственный университет имени Коркыт-Ата
Павлодарский государственный университет
Павлодарский государственный педагогический институт
Рудненский индустриальный институт
Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева
Семипалатинский государственный университет имени Шакарима
Семипалатинский государственный педагогический институт
Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати
Таразский государственный педагогический институт
Южно-Казахстанский государственный университет имени М. О. Ауэзова
Алматинский музыкальный колледж имени П. Чайковского
Алматинское хореографическое училище имени А. Селезнева
Республиканский эстрадно-цирковой колледж имени Ж. Елебекова
Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева
Семипалатинский финансово-экономический колледж
Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования
Национальный центр тестирования
Республиканский научно-практический центр «Дарын»
Национальный научно-практический центр физической культуры
Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бобек»
Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен»
Научно-технический центр межотраслевой информации
Институт проблем горения
Институт прикладной математики
Научно-издательский центр «Гылым»
Республиканский центр «Дошкольное детство»
Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации
Республиканский научно-практический центр «Учебник»
Национальный аккредитационный центр
Национальный центр оценки качества образования
[[Межрегиональный профессиональный центр по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда для нефтегазовой отрасли]]
Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования
[[Межрегиональный профессиональный центр по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда для топливно-энергетической отрасли]]
Национальная академия образования имени И. Алтынсарина
Государственные учреждения
Казахская национальная консерватория имени Курмангазы
Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова
Казахская национальная академия музыки
Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики
Алматинская республиканская военная школа-интернат имени Б. Момышулы
Карагандинская республиканская военная школа-интернат
Шымкентская республиканская военная школа-интернат имени Героя Советского Союза Сабира Рахимова
Республиканская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одарённых детей имени Куляш Байсеитовой
Республиканская специализированная с углублённым изучением казахского языка и литературы средняя школа-интернат для одарённых детей
Республиканская специализированная физико-математическая средняя школа-интернат имени О. Жаутыкова для одарённых детей
Республиканская научно-педагогическая библиотека
Акционерные общества
Центр международных программ
Финансовый центр
«Национальный научно-технологический холдинг «Парасат»
«Өркен».
Министры
- Абильсиитов, Галым Абильсиитович — 1992-1994
- Школьник, Владимир Сергеевич — 1994-1997
- Кушербаев, Крымбек Елеуович — 1997-2000
- Бектурганов, Нуралы Султанович — 2000-2002
- Беркимбаева, Шамша Копбаевна — 2002-2003
- Кулекеев, Жаксыбек Абдрахметович — 2003-2004
- Айтимова, Бырганым Сариевна — 2004-2007
- Туймебаев, Жансеит Кансеитович — 2007-2010
- Жумагулов, Бакытжан Турсынович — 2010-2013
- Саринжипов, Аслан Бакенович — 2013-2016
- Сагадиев, Ерлан Кенжегалиевич — 2016-по н.в.
Примечания
- ↑ 1 2 Положение о Министерстве
Журналист ИА «NewTimes.kz» продолжает обзор деятельности министров образования в Казахстане. Напомним, за годы независимости эту должность занимали 13 чиновников. Среди них один из самых популярных политиков Имангали Тасмагамбетов, нынешний сенатор и героиня множества мемов Бырганым Айтимова, обвиненный в коррупции Жаксыбек Кулекеев и реформатор Ерлан Сагадиев.
Фото из открытых источников
Многие казахстанцы при фамилии Тасмагамбетов вспоминают, скорее, славные годы, когда политик выступал в роли градоначальника обеих столиц Казахстана. Бывший посол РК в Российской Федерации также занимал должность премьер-министра страны, руководил министерством обороны и регулярно лидировал в списке возможных преемников Елбасы.
И совсем немногие помнят, что в 1997 году Имангали Тасмагамбетов возглавлял казахстанское министерство образования. Опыт работы с детьми у чиновника уже был: в начале своей карьеры он работал тренером в детско-юношеской спортивной школе и был учителем географии и биологии.
Однако реализовать большие реформы в МОН РК, опираясь на собственные идеи, чиновнику не довелось, он пробыл на этой должности всего семь месяцев. Параллельно с этим Тасмагамбетов выполнял функции заместителя премьер-министра и уделял этой работе существенно больше времени.
Вскоре его сместил не менее опытный и именитый чиновник Крымбек Кушербаев. Как раз в этот период в ведомстве началась «реформы», которые так любит наша власть, — переименование и реорганизации.
Поначалу Кушербаев был министром образования, культуры и здравоохранения, затем министром здравоохранения, образования и спорта, а в 2000 году, наконец, появилось министерство образования и науки (МОН РК), сохранившее свое название по сей день.
Стоит отметить, что существовала такая должность, как министр науки и новых технологий Казахстана. Ее занимали два политика — ударившийся позже в оппозицию Галым Абильсиитов (1992-1994) и чиновник с говорящей фамилией Владимир Школьник (1994-1996).
Что касается Абильсиитова, тот, скорее, запомнился не как реформатор сферы образования, а оппозиционер и политзаключенный. Какое-то время он занимал должность вице-премьера в правительстве, однако вскоре затем ушел с госслужбы и занялся бизнесом.
В середине 90-х стал одним из основателей и лидеров движения «Азамат», которое регулярно подвергало критике действующую власть в стране. После недолгого задержания по политическим мотивам и вынужденных голодовок Абильсиитов решил навсегда уйти из политики и вновь удариться в науку.
Существенных перестановок не было и в период руководства Школьника. В стране продолжались сокращение бюджета и уменьшение плана приемов студентов в вузы. Параллельно с этим уменьшалась численность профессорско-преподавательского состава. В 1995 году она упала сразу на 20%.
Но вернемся к началу нового тысячелетия. С 2000 по 2002 годы министром образования был Нуралы Бектурганов, которого позже заменила Шамша Беркимбаева (2002-2003). В этот период начался уход в коммерческий сектор зданий детских садов, профессионально-технических училищ и высших учебных заведений. И тогда же Казахстан присоединился к Болонскому процессу.
Следующая фамилия прочно закрепилась не только в главном образовательном ведомстве, но и криминальных сводках. Жаксыбек Кулекеев пережил настоящие взлеты и падения за все время своей карьеры: он был министром экономики, председателем счетного комитета, а с 2003 по 2004 годы руководил МОН РК.
В 2007 Кулекеев был первым вице-президентом АО «КазМунайГаз», а позже стал руководить национальной компанией «Казахстан темір жолы». Год спустя финансовая полиция задержала служащего по подозрению во взяточничестве.
В ноябре 2008 года экс-главу МОН РК осудили за злоупотребление должностными полномочиями на три года заключения в колонии с лишением права занимать руководящие должности в следующие пять лет.
Вскоре на место опального министра пришла нынешний сенатор Бырганым Айтимова. Она была главой министерства образования и науки с 2005 по 2007 годы. На тот момент в Казахстане продолжало увеличиваться количество частных университетов и впервые прошел прием в магистратуру и докторантуру по западным стандартам PhD.
Однако многие критиковали министра за реформы и новые требования к средним специальным учебным заведениям — лицеи и колледжи долго не могли разобраться с новым порядком лицензирования.
Должность Айтимовой перешла к двум неоднозначным министрам — Жансеиту Туймебаеву (2007–2010) и Бакытжану Жумагулову (2010–2013). Первый повысил проходной балл единого национального тестирования с 50 до 60 и ввел периодическую аттестацию учителей.
Кроме того, Туймебаев был большим фанатом первого президента Казахстана и учредил «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ). Министр даже предложил присвоить Елбасы звание Героя труда, но, несмотря на все старания, был отправлен в отставку.
Жумагулов продолжил дело своего предшественника и все пытался перевести опыт НИШ на все среднее образование. Тогда же в стране начал подниматься вопрос о необходимости изучения иностранных языков, поэтому министр инициировал первые пилотные проекты трехъязычного образования.
И все бы ничего, но главу МОН неожиданно обвинили в плагиате диссертации, и Жумагулов был вынужден уйти с поста.
Его место с 2013 по 2016 годы занимал Аслан Саринжипов. И чего только не было в эти годы! Так, министр планировал приватизировать государственные вузы и ввести в университетах корпоративный принцип управления.
«Мы предлагаем ввести в состав наблюдательных советов крупных вузов представителей местных исполнительных органов, индустрии, национальной палаты предпринимателей и общественности. Это бы соответствовало лучшей международной практике», — отмечал экс-глава МОН РК.
Кроме того, «саринжиповские» реформы вновь ударили по злосчастному ЕНТ. С 2015 года оно разделилось на два этапа — национальное тестирование (НТ) и комплексное тестирование (КТ). Кроме того, у казахстанских школьников появилась возможность пройти главный экзамен несколько раз в год.
Переходим к главному реформатору — Ерлану Сагадиеву. Тот руководил ведомством с 2016 по 2019 годы. Чем же занимался министр в течение трех лет? Во-первых, полностью обновилось содержание среднего образования, которое вынудило всех учителей проходить курсы повышения квалификации.
За основу программы обновленного содержания образования была взята модель «Назарбаев Интеллектуальных школ» — 12-летка, трехъязычное обучение и новые программы. Изучать английский язык пришлось не только казахстанским школьникам, но и педагогам.
За период с 2016 по 2018 годы на реализацию реформы среднего образования из бюджета было израсходовано около 95 млрд тенге, причем основными статьями стали разработка методологических и учебных материалов и повышение квалификации учителей.
И да, именно при Сагадиеве появились ненавидимые многими СОР и СОЧ, новая система оценивания и пятидневка. Кроме того, для 1-11 классов утвердили новые стандарты гособразования, программы и несколько типовых учебных планов.
Во-вторых, чиновники, наконец, обратили внимание на положение казахстанских учителей. Министр призывал освободить педагогов от лишних обязанностей и бумажной волокиты — ввели мотивирующую систему аттестации и стимулирующие надбавки за выполненную работу.
В третьих, при Сагадиеве начался переход на подушевое финансирование школ. Подобная система продолжала внедряться и при последующих министрах — Куляш Шамшидиновой и Асхате Аймагамбетове.
К слову, Шамшидинова является антирекордсменкой среди всех министров образования. Она занимала эту должность всего 3,5 месяца. И, несмотря на народное одобрение и надежды, попросту не успела внести крупные изменения в сферу образования.
Сейчас эту ношу взял на себя самый молодой министр образования — Асхат Аймагамбетов. Он продолжает некоторые реформы своих предшественников и проводит свои. Чиновник признает: ошибки были, и их нужно исправлять.
«Если недостатки допущены, надо брать на себя ответственность. Кто-то, например, говорит, что недавно работает в должности. Я говорю, что так быть не должно. Неважно, вчера ты пришел на эту работу или только что, ты должен быть готовым ответить.
Умение взять на себя ответственность за то, что происходило в прошлом, позапрошлом годах, за то, что происходит сегодня, — очень важная компетенция», — заявлял глава МОН РК.
О том, смог ли министр грамотно воспользоваться этими знаниями и реанимировать образование в стране, мы сможем судить уже пару лет спустя.